Лужецкий монастырь: история и описание, адрес, источник

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. Часть 1

Части 2, 3

В 2008 году исполняется 600 лет Можайскому Лужецкому монастырю, освященному в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Основал эту обитель преподобный Ферапонт Белозерский, день памяти которого в Можайской земле издревле празднуется 27 декабря (9 января). Есть все основания полагать, что именно на этот день и приходится блаженная кончина преподобного. Общецерковное же празднование знаменитому Белозерскому подвижнику приурочено ко дню памяти его небесного покровителя священномученика Ферапонта Сардийского и совершается 27 мая (9 июня).

Шесть веков с высокого правого берега реки Москвы на окраине Можайска, из местности, что издревле называлась Лужками, возносится ко Господу монашеская молитва. Шесть веков стоит здесь Лужецкая обитель — одна из жемчужин того духовного ожерелья, которое Промыслом Божиим рассыпано по Русской земле учениками и учениками учеников преподобного Сергия Радонежского и поныне сияет очагами святости, твердынями веры и благочестия.

Кто стоял у истоков монастыря? Что повидали его стены? Каков его нынешний день?

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского, и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский. Икона XVII в.

Преподобный Ферапонт родился около 1337 года в Волоке Ламском от благочестивых родителей, бояр Поскочиных, и в крещении получил имя Феодор. Стремясь избежать суеты мира сего, он уже в зрелом возрасте пришел в московский Симонов монастырь. Настоятель монастыря святой Феодор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский († 1394; память 28 ноября / 11 декабря), благословил постричь его с именем Ферапонт без прохождения предварительного искуса. Произошло это около 1385 года.

Преподобному Ферапонту по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему. Как повествует житие святого, «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа.

Это стремление инока Ферапонта к пустынножительству не сокрылось от Сердцеведца Господа. Вскоре преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим, преподобным Кириллом Белозерским († 1427; память 9/22 июня). После долгих странствий по Белозерским пределам подвижники нашли место, указанное в чудесном видении преподобному Кириллу Пресвятой Богородицей. Здесь они водрузили крест и, воспевши хвалу Богоматери, вырыли себе землянку для жилья. Это было в 1397 году, который и считается годом основания Кирилло-Белозерского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Через год преподобный Ферапонт, удалившись на пятнадцать верст от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно на красивейшем месте — среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Но недолго пришлось безмолвствовать смиренному отшельнику: собралась братия, и в дебрях белозерских лесов появилась еще одна монашеская обитель, которую преподобный Ферапонт посвятил Рождеству Богоматери. Десять лет провел он в посте и молитве в суровом северном краю и так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли — Андрея Дмитриевича Можайского.

Сын святых родителей, благоверного великого князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая / 1 июня) и великой княгини Евдокии Московской († 1407; память 17/30 мая), князь Андрей после смерти отца семилетним отроком получил в удел Можайск и Белоозеро. Окрепнув годами и поселившись в своем стольном городе, благочестивый князь задумал устроить своим иждивением вблизи Можайска особую монашескую обитель. «И искал он, — рассказывается в житии преподобного Ферапонта, — где бы найти ему мужа, совершенного разумом, для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет». Как ни хотелось преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться желанию владетельного князя. Со словами: «Воля Господня да будет!» — семидесятилетний старец отправился в путь. С Божией помощью добрался он до Можайска.

Трогательна была встреча князя со святым. Двадцатишестилетний Андрей Дмитриевич издалека увидел приближающегося старца и вышел ему навстречу со словами: «Бог сосчитает все твои шаги и воздаст тебе за труды твои». Князь с любовью умолял преподобного создать близ его города обитель для спасения иноков. Подвижник не решался возложить на свои рамена такое большое дело и смиренно просил отпустить его назад, к белозерской братии. Но князь был непреклонен в своем намерении: «Легче мне, отче, всего лишиться, нежели отпустить от себя твою святыню. Так велико мое желание, ради которого я тебя и позвал, ради Божией любви останься здесь с нами и возьмись исполнить желание моей души. Я ведь хочу твоими молитвами с Божией помощью воздвигнуть дом для спасающихся душ, дабы за их спасение и мне Господь Бог оставил грехи моей души и от вечной муки избавил вашими святыми молитвами». Святой вновь повиновался со словами: «Воля Господня да будет», и вскоре над заливными лугами на берегу реки Москвы нашел место, «весьма пригодное для строительства обители и красивое само по себе».

Обретение преподобным Ферапонтом места для Лужецкой обители. Клеймо иконы 2002 г.

Рождеству Пресвятой Богородицы посвятил преподобный Ферапонт и этот монастырь. Да и князю Андрею первый двунадесятый праздник церковного новолетия был особенно дорог. Именно в праздник Рождества Пречистой Девы Марии 8 сентября 1380 года его отец, великий князь Московский Димитрий Иоаннович, разгромил на Куликовом поле полчища хана Мамая. А его мать, великая княгиня Евдокия, в память о той победе построила в Московском Кремле храм в честь Рождества Богородицы.

Князь Андрей Дмитриевич на благословленном преподобным Ферапонтом месте начал строительство каменного собора в честь Рождества Божией Матери. Дом Пресвятой Богородицы он украсил иконами и снабдил всем необходимым.

Вокруг аввы Ферапонта, первоначальника новой обители, вскоре собрались братия. Князь же Андрей выхлопотал сан архимандрита для преподобного и, как сообщает житие святого, «имел постоянное попечение о нем, и хорошо почтил и упокоил его в старости, и ни в чем его не ослушался».

Восемнадцать лет настоятельствовал преподобный Ферапонт в Можайске. А на девяностом году жизни он отошел ко Господу († 1426). Оплакиваемый князем и его семейством святой старец с почестями был погребен в Лужецком монастыре, у северной стены соборного храма.

Шестью годами позже, 2 июня 1432 года, скончался и князь Андрей Дмитриевич, завещав сыновьям своим «пещися о монастырях Белозерских и о Можайском Лужецком». Князь, как член Московского княжеского дома, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Во владение великих князей Московских Можайск отошел уже в середине XV века. В ризнице Лужецкого монастыря некогда хранились тарханные грамоты на жалованные монастырю вотчины и земельные угодья от великого князя Московского Василия Иоанновича, «царя и самодержца» Ивана IV Васильевича и государя Михаила Федоровича, датированные 1506, 1551 и 1623 годами.

Имя первого известного после преподобного Ферапонта архимандрита монастыря упоминается в монастырской летописи лишь в 1523 году. Это постриженик Боровского Пафнутьева монастыря Макарий, в будущем митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря / 12 января). Хотя период его пребывания здесь невелик — всего три года, святитель Макарий никогда не оставлял своим вниманием Ферапонтову обитель в Можайске, делая вклады на большое каменное строительство. В первой половине XVI века простоявший сто лет первоначальный каменный собор Рождества Богородицы был разобран и на его месте выстроен новый, пятиглавый, собор с галереей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Лужецком монастыре, построенный при святителе Макарии в начале XVI в.

На церковных Соборах 1548–1549 годов, созванных трудами святителя Макария, были причислены к лику святых многие русские угодники Божии, прославленные от Бога чудесными знамениями. Среди святых, всей Российской Церковью чтимых, был прославлен также преподобный Ферапонт, Белозерский и Можайский чудотворец. В Ферапонтовом монастыре на Белом озере трудами иноков были написаны житие и служба преподобному, а в Лужецком монастыре над могилой святого соорудили храм.

В переписных книгах города Можайска, составленных в 1596–1598 годах после опустошивших окрестности моровых поветрий, впервые приводится подробное описание Лужецкого монастыря. В нем было три каменных храма: соборный Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Макария Египетского, Введенский с приделом Феодора Стратилата и преподобного Иоанна Лествичника, в котором «гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней доске писан образ Ферапонта чудотворца». Деревянными были колокольня с боевыми часами, кельи настоятельские и десять братских, святые ворота со святыми иконами по обеим сторонам. Церковные предметы хранились в соборной церкви, ризница была богата дорогими облачениями и серебряными сосудами, а библиотека — множеством книг рукописных и частью печатных. «В казне же денег 478 рублей 28 копеек и немало посуды оловянной и медной; вне монастыря двор конюшенный, а в поле хлеба 280 сотенных копен ржи и 240 сотенных копен овса, и в слободке на всполье 27 дворов».

Довольно крепким и основательным монастырь встретил XVII век, начало которого мы называем Смутным временем. Внутренние нестроения и нашествия иноплеменных сотрясали наше Отечество. Для Можайска, а значит и для главного его монастыря, все началось в 1605 году, когда направлявшиеся к Москве скопища самозваного царевича Лжедмитрия и он сам со своей польской невестой Мариной Мнишек провели в городе первые дни Светлой седмицы, омрачив тем самым пасхальную радость горожан. Монастырское летописание сообщает, что «Можайск с окрестностями подвергался постоянным опустошениям от всяких бродяг-бунтовщиков и от поляков; не раз были они все и прогоняемы из сих мест и снова овладевали ими, а в 1610 году город Можайск у поляка Вильчека был куплен московскими боярами за сто рублей, но вскоре вновь оставлен во власти поляков до изгнания их в 1612–1613 годах из Москвы и из пределов Московских». Еще через пять лет артиллерия стоявшего под Можайском польского королевича Владислава практически уничтожила и город, и посад. Тогда же мученическую кончину принял лужецкий архимандрит Митрофан. Обитель была опустошена, население в подмонастырских слободках побито, все церкви разрушены до такой степени, что даже спустя десятилетие после литовского разорения богослужение можно было совершать только в Рождественском соборе. Но и в этой соборной церкви похищенные поляками оклады почти со всех образов иконостаса еще не были восстановлены. В монастырской ризнице вместо серебряной богослужебной утвари осталась лишь деревянная, а вместо ценных облачений — лишь холщовые ризы. Погибло и множество рукописных книг.

Постепенно монастырь стал подниматься из руин. Много трудов к его восстановлению приложил архимандрит Моисей (Обухов), который «не щадил и своих средств, и был счастлив тем, что при его настоятельстве оказалось много усердствующих к святой Лужецкой обители». В монастырской Вкладной книге под 1644 годом содержалась запись о вкладе архимандрита Моисея «по своих родителех в вечный поминок; на оклад, что обложили образ Пречистыя Богородицы Одигитрие, в соборной церкви на левой стороне, да образ преподобнаго чудотворца Ферапонта». Архимандрит Моисей и еще 29 человек из братии монастыря скончались в моровое поветрие 1655 года.

Постепенно благодаря пожертвованиям различных лиц в Ферапонтов Лужецкий монастырь возвращалось благолепие.

В его архитектурном ансамбле появился надвратный храм Преображения Господня; он упоминается впервые в 1627 году. Был выстроен каменный двухэтажный келейный корпус. И, наконец, в 1692 году монастырь украсился шатровой четырехъярусной колокольней. Среди жертвователей на ее возведение числится и уроженец Можайской земли Святейший Патриарх Иоаким (Савелов; † 1690), пожаловавший Лужецкому монастырю «на колокольное каменное строение сто рублей». В нижнем ярусе колокольни, в так называемой колокольной палатке, впоследствии было погребено несколько представителей древнего рода Савеловых — благодетелей монастыря и сродников Патриарха, и в их числе родной брат Святейшего — Павел Петрович Савелов, постриженный в Лужецком монастыре в монашество с именем Петр († 1709).

По царскому повелению в первом году XVIII века на военные надобности было сдано из Лужецкого монастыря пятьдесят пудов колокольной меди. Этот век также отразился в монастырской летописи бурей, сорвавшей крест с одной из глав соборного храма, «огненными пожогами», нескончаемыми «исправлениями ветхостей» и возобновлениями храмов.

В 1723 году храм Иоанна Лествичника был освящен во имя основателя и первоначальника обители преподобного Ферапонта. Важным событием явилось и причисление в 1764 году Лужецкого монастыря ко второму классу епархиальных монастырей. В списке второклассных обителей Московской епархии он значился третьим после московских Спасо-Андроникова и Высоко-Петровского. Лужецкому настоятелю разрешено было носить мантию с малиновыми скрижалями, служить с набедренником и палицей, в шапке, на ковре и иметь посох с четырьмя сребропозлащенными яблоками. Число братии должно было составлять 17 человек с настоятелем, да для работ по монастырю разрешалось иметь 17 штатных служителей.

Путешествовавший в 1804 году в Киев митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин; † 1812) останавливался в Лужецком монастыре и так описывал его: «Сей монастырь весь есть каменный; четыре в нем церкви и кельи и ограда каменныя, довольно устроены, и внутри церквей благолепие непостыдное; стоит на высоком и красивом месте на берегу Москвы-реки, откуда почти и весь город виден».

Можайский Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от святителя Феодора, племянника преподобного Сергия Радонежского.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Святейший Патриарх Алексий II.

Началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории – обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность – клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало – «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени – дело будущего.

Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, – верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и спостника преподобного Кирилла.

В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу – напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», – так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска – церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 12 января (30 декабря по старому стилю) 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвятыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

В деревне Исавицы близ монастыря был засыпан землей, завален мусором «источник прозрачной, студеной воды, замечательный по своему обилию и целебной силе». Колодезь этот, вырытый некогда, согласно монастырской летописи, руками преподобного Ферапонта, найден и приведен в порядок.

Можно утверждать, что колодец является если не первым, то одним из первых на Можайской земле. С давних пор сюда, как свидетельствует монастырская летопись, приходили «одержимые всяким недугом больные, вкушали эту воду, твердо уповая, что в ней по молитвам угодника Божия таится некая чудодейственная, врачующая всякие недуги сила». Как и в прежние времена, к колодцу преподобного идут богомольцы.

В апреле 2015 года на колокольне был установлен новый колокол весом более 2,5 тонн. На благовесте изображены иконы особо почитаемых русских святых — Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Ферапонта Можайского.

9 августа 2015 года, после 10-месячной реконструкции, состоялось открытие колокольни, под которой находится усыпальница рода Савёловых.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока.

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Нижегородский Александро-Невский собор

Нижегородская и Арзамасская епархия Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви

“. По сказанию Амвросию Орнатскому ч. I, с. 15, изд. 2, с 1274 года до 1374 года епископы, управляющие между прочим и Нижним Новгородом, назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а после Суздальские и Нижегородские отделены от Владимирских. Они жили и в Суздале, и в Нижнем Новгороде. С конца XIV столетия до Патриаршества, Низовская земля была управляема Московскими митрополитами, а после с 1625 до 1672 года Московскими Патриархами. ” [1].

Впервые Нижегородская епархия была учреждена на Московском Соборе 26 января 1589 года как архиепископия, но на деле не была образована. Лишь усиление старообрядчества в Поволжье стало причиной учреждения в Нижнем Новгороде особой архиерейской кафедры для уничтожения раскола. На Московском Соборе 1672 года было определено: “в великом княжении Низовския земли архиерею быти с достоинством митрополита и называться нижегородским и алатырским” [2]. Нижегородская епархия учреждена 24 марта того года, будучи выделена из Суздальской в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. Оставалась митрополией до 5 марта 1719 года.

В конце XVIII столетия Нижегородская епархия была введена в границы Нижегородской губернии. В 1866 году в епархии было учреждено Балахнинское викариатство.

Ввиду изменения административных границ между Ивановской и Нижегородской областями 26 декабря 1995 года Сокольский район был выделен из Иваново-Вознесенской епархии и передан Нижегородской [3].

15 марта 2012 года из состава Нижегородской епархии были выделены самостоятельные Лысковская, Выксунская и Городецкая епархии, после чего в ведении Нижегородской кафедры остались городские округа Нижний Новгород, Арзамас, Дзержинск, Саров и Бор, а также Арзамасский, Балахнинский, Богородский, Дальнеконстантиновский, Дивеевский и Кстовский районы в средне-южной части Нижегородской области. Одновременно Нижегородская епархия была определена центром новоучрежденной Нижегородской митрополии.

Исторические названия

  • Нижегородская и Алатырская (1672 – 1799)
  • Нижегородская и Арзамасская (16 октября 1799 – 1932)
  • Горьковская и Арзамасская (1932 – 2 октября 1990)
  • Нижегородская и Арзамасская (с 2 октября 1990)

Статистика

  • 1912 – православного населения 1 604 269 человек, церквей 1131, часовен и молитвенных домов 211, монастырей 28 (7 мужских и 21 женский), церковно-приходских попечительств 119, библиотек при церквах 106, при благочиннических округах 30, церковных школ 571, в них учащихся 27 351 человек, 1 духовную семинарию, 1 мужское и 1 женское духовные училища, 65 протоиереев, 1023 священника, 412 дьяконов, 1002 псаломщика [4]
  • 1 января 1958[5] – 48 зарегистрированных храмов и молитвенных домов.
  • июнь 1977 – 60 священнослужителей; 43 прихода; монастырей и просветительских учреждений нет
  • июнь 2001 – 485 священнослужителей; 376 приходов; 9 монастырей; 1 духовная семинария; 2 духовных училища; 2 курсов катехизаторов; 107 воскресных школ для детей и взрослых; 20 православных периодических изданий; 3 православных теле- и радиопередачи
  • декабрь 2011 – 408 действующих зарегистрированных приходов; количество духовенства – 504 (в т.ч. 208 протоиереев (из них митрофорных – 21), 241 иереев, 2 протодиакона, 53 диакона); 8 монастырских подворий; 18 скитов; 43 монашествующих (в т.ч. 2 архимандрита, 23 игумена, 13 иеромонахов, 1 архидиакон, 7 иеродиаконов); 175 церковно-приходских школ, катехизаторские курсы при нижегородском Александро-Невском кафедральном соборе, православные лектории [6]
  • август 2013 – 177 зарегистрированных приходов, в том числе 1 православное братство, 1 православное сестричество, 1 православная община; белое духовенство – 300 человек, в т.ч. 260 пресвитеров, 40 диаконов; монашествующих – 33 человек, в т.ч. 26 иеромонахов, 7 иеродиаконов; 7 православных гимназий и школ, 84 воскресные церковно-приходские школы, в которых преподают 359 педагогов, в воскресных школах обучаются 3 202 ребенка и 448 взрослых [6]

Архиереи

  • Филарет (2 июня 1672 – 7 марта 1686)
  • Павел (7 марта 1686 – 26 сентября 1696)
  • Трифиллий (Инихов) (17 января 1697 – 20 июля 1699)
  • Исаия (23 июля 1699 – июнь 1708)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (14 сентября 1708 – 5 марта 1719)
  • Питирим (23 марта 1719 – 8 мая 1738)
  • Иоанн (Дубинский) (25 февраля 1739 – 1 сентября 1742)
  • Димитрий (Сеченов) (12 сентября 1742 – 9 августа 1748)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (14 августа 1748 – 28 февраля 1753)
  • Феофан (Чарнуцкий) (14 марта 1753 – 1 июня 1773)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (9 июля 1773 – 25 апреля 1782)
  • Иоасаф (Заболотский) (16 мая 1782 – 22 сентября 1783)
  • Дамаскин (Семенов-Руднев) (22 сентября 1783 – 12 января 1794)
  • Павел (Пономарёв) (12 февраля 1794 – 26 октября 1798)
  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) (26 октября 1798 – 16 марта 1811)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (28 мая 1811 – 10 января 1825)
    • Самуил (Запольский-Платонов) (1825 – 1826) в/у, еп. Костромской
  • Мефодий (Орлов-Соколов) (28 февраля – 19 октября 1826)
  • Афанасий (Протопопов) (13 октября 1826 – 24 января 1832)
  • Амвросий (Морев) (1 февраля 1832 – 19 января 1835)
  • Иоанн (Доброзраков) (19 января 1835 – 13 января 1847)
  • Иаков (Вечерков) (13 января 1847 – 20 мая 1850)
  • Иустин (Михайлов) в/у (21 мая 1850 – 1 марта 1851)
  • Иеремия (Соловьев) (1 марта 1851 [7] – 17 июня 1857)
  • Антоний (Павлинский) (20 июля 1857 – 29 августа 1860)
  • Нектарий (Надеждин) (22 сентября 1860 – 21 января 1869)
  • Филарет (Малышевский) (28 февраля 1869 – 7 февраля 1873)
  • Иоанникий (Руднев) (13 июня 1873 – 8 декабря 1877)
  • Хрисанф (Ретивцев) (8 декабря 1877 – 23 мая 1879)
  • Макарий (Миролюбов) (23 мая 1879 – 7 июня 1885)
  • Модест (Стрельбицкий) (7 июня 1885 – 25 ноября 1889)
  • Владимир (Петров) (25 ноября 1889 – 7 мая 1892)
  • Владимир (Никольский) (7 мая 1892 – 29 декабря 1900)
  • Назарий (Кириллов) (20 января 1901 – 13 августа 1910)
  • Иоаким (Левитский) (13 августа 1910 – 10 апреля 1918)
  • Евдоким (Мещерский) (1919 – 16 июля 1922)
    • Филипп (Гумилевский) (упом. 30 августа 1923) в/у, еп. Балахнинский
  • Сергий (Страгородский) (18 марта 1924 – 27 апреля 1934)
    • Александр (Похвалинский) (26 сентября 1929 – 11 февраля 1934) в/у, еп. Богородский
  • Сщмч. Евгений (Зернов) (3 мая 1934 – 1935)
  • Феофан (Туляков) (25 ноября 1935 – 4 октября 1937)
  • Сергий (Гришин) (ноябрь-декабрь 1941 – 20 мая 1942)
  • Андрей (Комаров) (28 мая – 13 июля 1942)
  • Сергий (Гришин), 2-й раз (13 июля 1942 – 14 октября 1943)
  • Зиновий (Красовский) (1946 – 18 ноября 1948)
    • Иов (Кресович) (1948) в/у, еп. Лысковский
  • Корнилий (Попов) (18 ноября 1948 – 14 августа 1961)
  • Иоанн (Алексеев) (14 августа 1961 – 25 мая 1965)
  • Мстислав (Волонсевич) (25 мая 1965 – 14 мая 1966)
    • Пимен (Извеков) (14 мая – 7 июля 1966) в/у, митр. Крутицкий
  • Флавиан (Дмитриюк) (7 июля 1966 – 3 марта 1977)
  • Николай (Кутепов) (11 июня 1977 – 21 июня 2001)
    • Евгений (Ждан) (21 июня 2001 – 12 марта 2002) в/у, архиеп. Тамбовский
  • Евгений (Ждан) (12 марта – 11 октября 2002)
    • Феодосий (Васнев) (11 октября 2002 – 2 февраля 2003) в/у, еп. Ветлужский, затем Тамбовский
  • Георгий (Данилов) (с 2 февраля 2003)

Викарные епархии

  • Арзамасская (недейств.)
  • Балахнинская
  • Васильсурская (недейств.)
  • Ветлужская (недейств.)
  • Городецкая (ныне самостоятельная)
  • Дальнеконстантиновская
  • Керженская (недейств.)
  • Краснобакинская (недейств.)
  • Лукояновская (недейств.)
  • Лысковская (ныне самостоятельная)
  • Марийская (ныне самостоятельная Йошкар-Олинская)
  • Павловская (недейств.)
  • Печерская (недейств.)
  • Сергачская (недейств.)
Нижегородская митрополия по состоянию на 15 марта 2012 года. Фото с сайта Нижегородской епархии.

География благочиний

  • Нижегородское (Нижегородский городской р-н)
  • Автозаводское (Автозаводский городской р-н – http://www.nikolasobor-nn.ru )
  • Молитовское (Ленинский городской р-н – http://www.umilenienn.ru )
  • Канавинское (Канавинский городской р-н – http://nevskiy-nne.ru )
  • Московское (Московский городской р-н)
  • Нагорное (Советский городской р-н)
  • Приокское (Приокский городской р-н – http://www.priok.ortox.ru )
  • Сормовское (Сормовский городской р-н – http://www.pravsormovo.ru )
  • Арзамасское городское (ГО Арзамас – http://arzblag.ortox.ru ):
    • г. Арзамас
  • Арзамасское районное (Арзамасский р-н)
  • Балахнинское ( http://nne.balakhna.ru )
  • Богородское ( http://www.bogorodskhram.ru )
  • Борское
  • Воскресенское ( http://hramdzr.ru/ )
  • Дальнеконстантиновское ( http://dk-5.prihod.ru )
  • Кстовское ( http://pravoslavnoe-kstovo.ru ):
    • г. Кстово, с. Подлёсово
  • Саровское ( http://www.pravsarov.su )

Монастыри

Учебные заведения

  • Нижегородская духовная семинария
  • Нижегородское православное женское духовное училище
  • философско-теологический факультет Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (с 2004 года)
  • кафедра теологии и истории культуры исторического факультета Арзамасского филиала ННГУ им Н.И. Лобачевского (с 2005 года)
  • гуманитарный факультет Саровского государственного физико-технического института НИИЯ МИФИ (с 2002 года)
  • Свято-Елисаветинское отделение сестер милосердия Нижегородского государственного медицинского колледжа Росздрава (с 2000 года)
    • Недействующие:
  • Арзамасское духовное училище
  • Нижегородское духовное училище
  • Печерское духовное училище

Социальные учреждения

  • Центр помощи семье и детям «Быть мамой». Стационар и амбулатория. г. Нижний Новгород
  • Гуманитарный склад г. Нижний Новгород
  • Волонтерское движение «Милосердие» г. Нижний Новгород
  • Волонтерский центр г. Арзамас
  • Волонтерский центр и гуманитарный склад г. Бор
  • Волонтерский центр и гуманитарный склад г. Дзержинск
  • Волонтерский центр г. Саров
  • Нижегородская областная общественная организация «Православный центр глухих “Спас”»

Периодические издания

  • Ведомости Нижегородской митрополии, газета
  • Православное слово с Нижнем Новгороде, журнал (в качестве молодежно-патриотического приложения к газете «Ведомости Нижегородской митрополии»; выходит ежемесячно)
  • Дамаскин, студенческий журнал (официальное ежеквартальное издание Нижегородской духовной семинарии)
  • Моя надежда, женский журнал (выходит ежеквартально)
  • Саша и Даша, журнал для детей (выходит ежеквартально)
  • Нижегородская старина, историко-краеведческий журнал-альманах (выходит дважды в год)

Использованные материалы

  • Официальный сайт епархии
    • http://www.nne.ru/history.php
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
    • http://patriarhia.ru/db/text/31464.html
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_233
  • Страница сайта Иерархия церквей:
    • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-nizhegor.html

[1] Макарий (Миролюбов), архим. История.

[2] Сергеев, А. Н., “Нижегородский Кремль,” Древняя и новая Россия, 1877, № 6, 169, http://www.russiancity.ru/hbooks/h030.htm

[5] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

Нижегородская епархия

Нижегородская епархия — одна из самых посещаемых административных единиц Русской православной церкви. На её канонической территории располагается одна из главнейших православных святынь — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

История создания и возрождения

Самостоятельная история нижегородской церковной администрации насчитывает почти пять сотен лет. За это время она переживала периоды расцвета и упадка, разделяя их с русской церковью.

Создание

Первая попытка организации самостоятельной епархии на Низовской земле была предпринята в конце XVI в. Однако решение 28 Московского собора было исполнено только через 80 лет. Ускорили процесс выделения самостоятельной Нижегородской кафедры следующие факторы:

  • увеличение численности старообрядцев;
  • усиление влияния на местное население разинцев.

Официальной датой основания Нижегородской епархии является 24 марта 1672 г. Главой вновь образованной церковной единицы был назначен настоятель Печерского Вознесенского монастыря архимандрит Филарет. Его резиденция расположилась на территории кремля приволжского города. Новая церковная единица получила статус митрополии, а её глава именовался митрополитом Нижегородским и Алатырским.

В конце XVIII столетия епархиальные территории были приведены совмещены в соответствие со светскими административными границами. Это привело к изменению состава благочиний и наименованию митрополичьей кафедры.

С 1799 г. в состав Низовских земель вошёл Арзамас, а Алатырь перешёл под управление казанских архиереев. До 1918 г. границы Нижегородской и Арзамасской кафедры оставались без изменений. В 1866 г. было учреждено Балахнинское викариатство, которое было упразднено в 1923 г.

Интересно! С 1864 г. стала издаваться ежемесячная газета » Нижегородские епархиальные ведомости«, являющаяся первым периодическим церковным изданием.

Советские годы

Большевистская революция принесла низовским православным христианам много горя и страданий. Первыми жертвами советских религиозных гонений стали епископ Лаврентий, протоиерей Алексий Порфирьев, а также настоятель и 15 монахов Оранского монастыря. Их расстреляли в августе 1918 г. на Мочальном острове, лежащим напротив исторической части епархиального центра.

В 1932 г. Нижегородская кафедра была переименована в Горьковскую. Советское руководство, планомерно уничтожающее церковные структуры, в 1937 г. издало директиву, в которой указывалось, что 1000 священнослужителей должны быть расстреляны, а ещё 35 сотен приговорены к длительным тюремным срокам. Местные власти со рвением исполнили приказ, кидая связанных живых священников в великую русскую реку около Мочального острова.

Перед началом Великой Отечественной войны действующим оставался только один храм епархии, расположенный в посёлке Высоково. В военные годы нижегородское руководство разрешило возобновить духовную жизнь в 10 культовых зданиях. Эта тенденция продолжалась в первую послевоенную пятилетку, но к концу 40-х гг. количество открываемых храмов значительно сократилось.

В 50-е гг. в Горьковской области было официально зарегистрировано 47 храмов и 60 молельных домов, рассчитанных на 20-25 прихожан. При этом в сообщениях участковых милиционеров говорилось, что в дни больших религиозных праздников вокруг небольших помещений собиралось до 300 верующих людей.

Возрождение

Восстановление полноценной церковной жизни началось накануне празднования 1000-летия крещения Руси. В 1988 г. началось возрождение монашеского служения на территории Дивеевской обители. В этом же году Православной Церкви был передан Староярмарочный собор, располагающийся в центральной части Нижнего Новгорода.

В 1990 г. были обретены и возвращены в Дивеевский монастырь мощи Серафима Саровского. На протяжении 90-х и 2000-х гг. на землях Нижегородской кафедры происходили территориальные, административные и духовные изменения. К ним относятся:

  • переход Сокольского район под нижегородскую юрисдикцию;
  • появление в 1996 г. первого церковного сайта, который со временем приобрёл и англоязычную версию;
  • открытие новых монашеских общин и возрождение старинных обителей;
  • присвоение кафедрального статуса Собору во имя Александра Невского;
  • открытие одного из первых в стране центров помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В 2012 г. на епархиальной территории располагались несколько викариатств, которые решением Синода были преобразованы в самостоятельные церковные субъекты. Одновременно с этим была образована митрополия, в которую вошли вновь созданные кафедры:

  • Нижегородская;
  • Выксунская;
  • Городецкая;
  • Лысковская.

К 2015 г. на приходах митрополии служили более 6 сотен священнослужителей. Активно развивалось храмовое строительство и социальное служение.

Структура

С 2003 г. во главе епархии стоит митрополит Георгий Данилов. Для улучшения и развития духовной, социальной, а также миссионерской деятельности были созданы многочисленные отделы, отвечающие за решение конкретных вопросов и задач.

Архиереи и духовенство

В настоящее время на епархиальной территории действуют 203 прихода, на которых несут духовное служение около 300 священнослужителей. В епархиальных монастырях несут служение 33 клирика, имеющих монашеский сан.

Современные клирики продолжают духовные традиции священников, не отступивших от своей веры во время советских церковных гонений. Некоторые из них причислены к лику святых российских новомучеников. В начале XXI столетия были прославлены следующие божьи угодники:

  • епископ Лаврентий Князев;
  • протоиерей Алексей Порфирьев;
  • митрополит Евгений Зернов.

Паломнический центр

Одним из основных епархиальных подразделений является — паломнический центр «Жизнь». Церковная организация является официальным туроператором, предоставляющим услуги в сфере организации паломнических поездок и исторического туризма.

Специалисты центра разработали более 50 маршрутов, охватывающих святые места и исторические достопримечательности в России, ближнем и дальнем Зарубежье. Основным туристическим направлением является паломничество в четвёртый земной удел Богородицы — Серафимо-Дивеевский монастырь.

Самым популярным историческим маршрутом на территории епархии является — поездка к озеру Светлояр, воды которого по легенде укрыли во время татарского набега город Великий Китеж. При помощи церковного туристического агентства прихожане епархии совершают поездки в Санкт-Петербург, Москву, Соловецкие острова, Валаам, Крым. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского регулярно совершаются паломнические поездки на Святую Землю.

Сотрудники центра сопровождают путешественников всё время поездки, решая вопросы, связанные с трансфером, размещением и питанием. Профессиональные гиды рассказывают об истории христианских святынь, особенностях архитектуры культовых построек, православных традициях.

Архиерейский хор

В 2003 г. владыка Георгий благословил диакона Антона Молева на создание духовного хора Нижегородской епархии. Хор состоит из выпускников и учеников духовной семинарии, расположенной в епархиальном центре. В репертуар входят духовные произведения, народные и современные композиции.

Интересно! Коллектив участвует в богослужениях, проводимых в кафедральных храмах области, а также сопровождает владыку Георгия во время поездок по России и другим христианским землям.

Храмы и монастыри

В настоящее время на епархиальных землях располагаются 5 мужских монашеских общин:

    Благовещенский монастырь, основанный в XIII в., является древнейшей иноческой обителью низовских земель. Он располагается в Нижнем Новгороде в районе слияния рек Ока и Волга.

На территории епархии располагаются 10 монашеских общин и более 170 храмов. Благочестивые христианки могут принять монашеское служение и потрудиться во Славу Господа в следующих обителях:

  1. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, расположенный в посёлке Дивеево. Всемирно известная обитель, считается четвертым земным пределом Богородицы, ежедневно принимает несколько сотен паломников. Постоянно проживают на территории общины около 400 насельниц.
  2. Крестовоздвиженский монастырь, основанный во второй половине XVIII столетия недалеко от стен нижегородского кремля.
  3. Покровский монастырь, основанный в 2000 г. в селе Лукино.
  4. Скорбященский монастырь в селе Малая Пица был основан в начале прошлого века на основе небольшой богадельни. Современная история общины началась в 2013 г.
  5. Свято-Николаевский монастырь, находящийся на Соборной площади города Арзамас. Обитель основана в конце XVI столетия.

Самыми большими культовыми зданиями епархии являются следующие храмы:

  • кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского;
  • кафедральный Воскресенский собор в городе Арзамас;
  • Троицкий собор в село Дивеево;
  • Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде;
  • Вознесенский собор Печерского монастыря.

Святыни и праздники

В храмах епархиального центра и других населённых пунктов находятся множество святынь. Они притягивают множество российских и иностранных православных христиан.

  1. Главные святыни низовской земли располагаются в Дивеевской обители. В монастыре находится дорожка Божией матери, с которой связано предание об основании обители. Здесь же покоятся мощи святого Серафима Саровского, а также хранится почитаемый список богородичной иконы «Умиление», принадлежащей предстоятелю.
  2. В арзамасском Воскресенском соборе пребывает Животворящий Крест Господень и резной образ Николая Чудотворца.

Нижегородская епархия — церковно-административная единица, в которой активно развивается духовная жизнь. Это обусловлено наличием на епархиальной территории большого количества святынь, главными из которых являются Саровская пустынь и Дивеевская обитель.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Делегация игуменов и игумений Коптской Церкви посетила святые места Нижегородской митрополии

16-19 сентября 2019 года делегация игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви, находившаяся в России в паломнической поездке, посетила ряд храмов, монастырей и историко-культурных достопримечательностей на территории Нижегородской митрополии.

16 сентября делегация прибыла в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Посещение обители началось с поклонения пребывающим в ней святыням — чудотворной иконе Божией Матери «Умиление», мощам преподобного Серафима Саровского, преподобных и блаженных жен Дивеевских. Гости из Египта также совершили молитвенное шествие по Святой канавке и посетили Серафимовский источник неподалеку от монастыря. Вечером члены делегации встретились с настоятельницей Дивеевской обители игуменией Сергией (Конковой) и сестрами.

17 сентября участники поездки присутствовали на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе обители. По окончании богослужения и трапезы матушка настоятельница рассказала гостям о современной жизни обители и о несомых дивеевскими сестрами послушаниях. В этот же день члены делегации посетили монастырский скит во имя святых мучеников Флора и Лавра, где ознакомились с опытом ведения монастырского хозяйства.

18 сентября представители Коптской Церкви приехали в Арзамас. Гости из Египта побывали в Воскресенском соборе города и находящемся рядом с ним Николаевском женском монастыре, где были гостеприимно встречены настоятельницей обители игуменией Филаретой (Шевченко).

В этот же день делегация прибыла в Нижний Новгород, где посетила старинный кремль и находящуюся на его территории церковь Архангела Михаила — древнейший нижегородский храм, под сенью которого покоятся останки одного из руководителей Земского ополчения 1612 года русского героя Кузьмы Минина. Гости также побывали в Вознесенском Печерском монастыре и ознакомились с историей этой обители, тесно связанной с судьбой Российского государства, в частности, событиями Смутного времени и воцарением Дома Романовых. Представителей коптского монашества тепло приветствовал настоятель архимандрит Тихон (Затекин).

Участники поездки также посетили кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского и расположенную на его территории резиденцию митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, где состоялась их встреча с главой Нижегородской митрополии. Владыка попросил гостей передать Предстоятелю Коптской Церкви слова приветствия и благопожелания, выразив надежду на дальнейшее успешное и плодотворное развитие двусторонних межцерковных отношений, в частности, между представителями русского и коптского монашества.

«Возрождение монашеских традиций — сегодня одно из важнейших направлений деятельности Русской Православной Церкви, одна из наших самых актуальных задач, — сказал митрополит Георгий. — Сегодня мы активно возрождаем поруганные в советский период старые храмы и обители и открываем новые, но главный урон, который нанесли нашей Церкви и нашему Отечеству безбожники, — это урон духовный: насаждение атеизма и человеконенавистничества. Мы молимся и трудимся все вместе для преодоления этого страшного кризиса, в чем нам, безусловно, сильно помогает небесное предстательство сонма новомучеников и исповедников XX столетия. Кровь мучеников и подвижничество исповедников промыслительно объединяют исторические пути наших Церквей, помогают нам действительно узнать друг в друге братьев и сестер во Христе. Но страдания за веру Христову и за пречистое Его Имя неизменно приводят нас от печального конца Голгофы к началу нового жития, ко Светлому Христову Воскресению. И сегодня я обращаю ко всем вам возлюбленное приветствие преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского: “Радость моя, Христос Воскресе!”»

В ответном слове настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Предстоятеля Коптской Церкви по делам монастырей и монашества епископ Даниил сердечно поблагодарил Его Высокопреосвященство и от имени Патриарха Тавадроса II пригласил митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия посетить древние обители Нитрийской пустыни во главе одной из делегаций представителей монашества Московского Патриархата. Он также отметил глубинную связь русского и коптского иночества, составляющего, по его словам, подлинное духовное сокровище двух Церквей: «Наши святые обители и их великие подвижники испокон века простерли небесный покров над Египетской землей, освященной самим Святым Семейством, и Русью, которую еще в давние времена неслучайно назвали Святой. Побывав в ваших монастырях, мы были поражены их благолепием и той незримой Божественной силой, что наполняет эти духовные твердыни. И мы воистину почувствовали сердцем, что Дивеевская обитель — это земной удел Пресвятой Богородицы».

Вечером участники поездки отбыли в Москву.

Во время пребывания в пределах Нижегородской митрополии гостей из Коптской Церкви сопровождали наместник Андреевского ставропигиального монастыря Москвы епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова), руководитель организационного отдела Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, эконом Заиконоспасского ставропигиального монастыря иеромонах Ермоген (Корчуков) и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата С.Г. Алферов.

Вечером 19 сентября после краткой остановки в российской столице делегация вылетела в Каир. В аэропорту Домодедово епископа Даниила и сопровождавших его лиц провожали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви архиепископ Каширский Феогност, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), игумения Елисавета (Позднякова), иеромонах Ермоген (Корчуков); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудник ОВЦС Р.А. Ахматханов.

В составе делегации игуменов, игумений и насельниц монастырей Коптской Церкви Россию посетили:​ епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского, помощник Патриарха по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Димитрий, настоятель монастыря Животворящего Креста Господня в Эль-Минье; епископ Марк, настоятель монастыря св. Дамиана в Думьяте; иеромонах Дауд эль-Антони, представитель Коптской Церкви в России; доктор Антон Милад, представитель Коптской Патриархии; игумения Кирия, настоятельница монастыря св. Меркурия (Каир); монахиня Мартерия, насельница монастыря св. Меркурия; игумения Такла, настоятельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Старом Каире; игумения Эдросис, настоятельница монастыря св. Феодора (Каир); монахиня Иоанна, насельница монастыря св. Феодора; игумения Афанасия, настоятельница монастыря св. Георгия в Звейле; монахиня Кирия, насельница монастыря св. Георгия в Звейле; игумения Василия, настоятельница монастырей Пресвятой Девы Марии в Звейле и Эль-Бухейре; монахиня Хельпес, насельница монастыря Пресвятой Девы Марии в Эль-Минье; монахиня Мехрати, насельница монастыря св. Сарры; монахиня Бестес, насельница монастыря св. Дамианы в Альбилиане.

Новое в блогах

Сообщество «Политика, экономика, общество (без банов)»

В Нижегородской области настоятелю храма запретили в служении

время публикации: 16 апреля 2020 г., 18:19 | последнее обновление: 16 апреля 2020 г., 18:25

На сайте Выксунской епархии говорится, что с 16 по 19 апреля богослужения во всех храмах и монастырях будут совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо
Официальный сайт Выксунской епархии

Предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл самолично призвал прихожан воздержаться от посещения храмов в Светлую седмицу и на Пасху
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Сергей Власов

Епископ Выксунский и Павловский Варнава временно запретил в служении настоятелю храма в честь священномученика Михаила (Гусева) в городе Кулебаки Нижегородской области Николаю Болдыреву после того, как он отказался закрывать храм для прихожан по предписанию Роспотребнадзора и епархии в связи с распространением коронавируса.

По словам самого священнослужителя, он отказался выполнять рекомендации, “потому что это кощунственно, это хула на Бога, вот и всё”. “В Светлый четверг не закрыл храм, не стал выгонять людей, которые строили этот храм. Тем более такой праздник. В регионе введено ограничение на участие в богослужениях, но народ идет, я как буду выгонять?” – сказал священнослужитель сетевому изданию “Волга. МБХ медиа”.

Болдырев также отказался омывать используемую для причастия лжицу в спирте в соответствии с распоряжением Московской патриархии. “Почему отказался? Господи помилуй, это что, значит, мы от Бога можем заразиться, что ли? Какая вера? Мы и так все слабенькие, а мы еще людей, понимаешь, в искушение вводим, чтобы люди вообще в вере пошатнулись”, – прокомментировал отец Николай.

По его словам, “люди стараются у Бога помощи найти, а мы храмы закрываем”. “Кто, кроме как Господь, поможет нам? Санэпидемстанция? Власти или еще кто-то? Если Господь не сохранит – никто не сохранит”, – считает настоятель храма. Он пока не знает, сколько будет действовать запрет на служение. По его словам, церковное разбирательство будет после Пасхи. На Нижегородской митрополии информации о запрете Болдыреву в служении нет.

На сайте Выксунской епархии говорится, что с 16 по 19 апреля богослужения во всех храмах и монастырях будут совершаться при участии только клира храма, а также сотрудников и волонтеров, присутствие которых необходимо. Служители церкви по предписанию главного санитарного врача Нижегородской области должны временно приостановить массовое посещение храмов прихожанами и не проводить массовые мероприятия с большим количеством людей.

Прихожанам предлагается смотреть трансляции богослужений и по благослоению патриарха Кирилла самостоятельно освящать куличи и другую пасхальную снедь дома, без посещения храма. Также уже освященные куличи можно купить в магазинах. При поддержке областного правительства священнослужители Нижегородской епархии освящают куличи на всех заводах-изготовителях региона.

Несмотря на то, что предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл самолично призвал прихожан воздержаться от посещения храмов в Светлую седмицу и на Пасху, а Роспотребнадзор предписал проводить богослужения без мирян, многие российские епархии “диссидентствуют” и вступают в прямой спор с чиновниками на местах. Если одни духовные лица признают, что для вируса нет разницы между верующими и атеистами, то другие продолжают настаивать, что от святынь заразиться нельзя, и считают ограничительные меры светских властей нападками на церковь.

А верующие создали уже несколько петиций в интернете с требованием не ограничивать посещение храмов в Пасху. Такие призывы звучат, в частности, в Новосибирской области и Севастополе, пишет Znak.com. В петициях говорится, что санитарные службы не имеют права издавать распоряжения прямого действия, а могут только вносить предложения в органы исполнительной власти. Авторы петиций также повторяют мысль о том, что такие же запретительные меры не действуют в отношении торговых центров и других объектов бизнеса.

Между тем в Москве коронавирус подтвердился как минимум у 18 священников и монахов. В их числе служители Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, послушники которого в марте проводили крестные ходы вокруг обители с молебным пением об избавлении от коронавируса.

Сейчас наместник монастыря игумен Петр (Еремеев) в своем Instagram призывает соблюдать меры профилактики – носить маску и пользоваться антисептиками. Он записал видеообращение, в котором назвал “обескураживающими” вопросы о том, почему он носит медицинскую маску и постоянно пользуется дезинфицирующим средством. Игумен Петр объяснил, что в заботе о ближних проявляется любовь к Богу. “У меня нет уверенности, что я здоров. Я думаю, что у большинства из нас нет в этом уверенности”, – сказал священнослужитель.

Приход в честь Сретения Господня с. Борское

История
П. И. Рычков в «Топографии Оренбургской губернии» сообщает, что «…в Борской крепости (1736 год) есть церковь Сретения Господня. Расположена она в центре крепости».

В экономических описаниях отмечено, что церковь была деревянной, с колокольней, холодной, окруженной решетчатой оградой. Из-за обветшалости ее не раз отстраивали (в 1776, 1838, 1848 годах) сами прихожане. В 1848 году церковь стала теплой, здесь выложили голландку. Храм имел два престола: один в честь Сретения Господня, другой в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Церковный штат состоял из двух священнослужителей, дьякона, двух псаломщиков, двух пономарей, в обязанность, которых входило созывать к Богослужению колокольным звоном, зажигать в храме свечи и лампады, кадила, помогать псаломщикам в чтении и пении. В 1841 году первый штат состоял из священника Михаила Ивановича Львова, дьякона Петра Ивановича Куроедова, дьячка Филиппа Фомича Курбатова, пономаря Павла Львова; второй составляли — Афанасий Васильевич Абашевский, дьячок Петр Иванович Введенский, пономарь Григорий Алексеев.

Во второй половине XIX века село Борское увеличивалось в размерах, становилось купеческим. Центр села перемещался на восток. В 1870 году выстроили новую деревянную церковь — Богоявленскую, но в 1870 году она сгорела. На средства купца С.В. Мжельского, попечителя крестьян И.Е. Быкова и жителей села в 1884 году был построена из красного кирпича Богоявленская церковь. Стены покрасили белым известковым раствором, из-за чего в народе ее стали называть «белой». Новый храм был приписан к Сретенской церкви. Он имел два придела: в честь Крещения Господня и в честь Святителя Николая Чудотворца. С 1892 года при каждой церкви открылись церковно­приходские школы и библиотеки. Они содержались за счет земства.

В 1931 году закрыли Сретенскую церковь, а в 1933 году и Богоявленскую, а вскоре их разрушили. Из кирпичей Богоявленской церкви построили общежитие для комбайнёров, а из кирпичей Сретенской церкви – Дом культуры.

Вновь приход храма Сретения Господня был открыт в 1988 году. Инициаторами стали Анна Петрова, Клавдия Чубаева, которые собирали подписи под прошением об открытии прихода, неоднократно ездили к владыке Иоанну (Снычеву). И уже 4 декабря этого же года была отслужена первая Божественная литургия в здании молельного дома.

Сразу прислали священника протоиерея Николая Карасева, который служил на приходе до 1995 года. На данный момент настоятель Сретенского храма — игумен Анания (Кудрявцев), который является духовником Отрадненской и Похвистневской Епархии, а также благочинным Борского округа.

Наши дни

Строительство храма в честь Сретения Господня началось в 1990 году. Первая Пасхальная служба в нем совершена в 1994 году. Иконостас был расписан самарским иконописцем Бородковым Константином Александровичем в 1996-1997 годах. Трапезный корпус начал строиться в 1999 году. Деревянный сруб верхнего храма возведен в январе – марте 2006 года. Купола и большой колокол освящены и подняты 26 марта 2007 года. На данный момент строительство продолжается.

С 1999 года при храме действует воскресная школа, с 2012 года реорганизованная в НФ ДЕОЦ. Работает по лицензии Министерства образовании и науки Самарской области. Количество учащихся: 181 человек.

В Борском филиале «Сретение» НФ ДЕОЦ организованы детские объединения: «Купелька» для дошкольников и младших школьников, хор «Лествица», литературный театр «Свеча», объединения «Кисточка» и «Вязание», «Юный паломник», ОПК, ансамбль народных инструментов. Дети участвуют во всех мероприятиях, осуществляемых по программе ДЕОЦ и в районных мероприятиях. Детский хор по благословению настоятеля принимает участие в литургии во время пения запричастных стихов.

Роль храма в жизни села проявляется в организации его духовно-просветительского центра. При храме ведется катехизаторская, миссионерская, социальная и просветительская работа, а также работа с молодежью. Особое внимание уделяется противодействию сектантам, ведется работа по разъяснению пагубности сектантских учений.

Приход осуществляет тесное взаимодействие с отделом культуры Борской администрации, а также с местными СМИ: районной газетой «Борские известия» и районным телевидением.

В газете ежемесячно выходит православная страничка, публикуются текущие материалы, отражающие важные события духовной жизни благочиния, рассказывается о событиях церковной жизни благочиния, о церковных праздниках, описываются церковные традиции и правила христианской жизни.

На местном телевидении усилиями прихода транслируются православных телепередачи, художественные фильмы и мультфильмы для детей. Четыре раза в месяц выходит церковно-просветительская программа на Борском телеканале «Пульс». Программа предназначена для широкой аудитории людей. Кроме того, регулярно показываются краткие сюжеты раскрывающие смысл христианской(православной) веры. Показываются сюжеты о значимых событиях церковной жизни, о церковных праздниках, например, «Сретение Господне – престольный праздник села», «Яблочный Спас» и другие.

Совместно с отделом культуры, НФ ДЕОЦ ежегодно проводятся фестивали православной культуры «Яблочный Спас», на которые приезжают люди со всех концов Епархии. Они включают в себя праздненство Преображения Господня, которое начинается накануне в храме Всенощным бдением и Литургией, после чего прихожане и гости, во главе со священнослужителями идут праздничным крестным ходом от храма на центральную площадь села, где совершается водосвятный молебен на освящение плодов земных, заканчивающийся проповедью благочинного, проводится ярмарка, концерт, выставка декоративно-прикладного искусства, а также угощение гостей фестиваля силами приходов благочиния.

Также доброй традицией являются «Сретенские встречи», которые проходят с широким размахом, не только в районе, но и в окрестных селах. Они включают в себя предпраздничные мероприятия в РДК, проповедь духовенства, концерт, приобщающий людей к традициям православной культуры.

Ведется работа по взаимодействию с казаками Борской станицы. Казаки участвуют в праздничных богослужениях и крестных ходах. Священники приглашаются на Казачий круг. Проводятся совместные праздничные мероприятия с приглашением самарских артистов. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы игуменом Ананием (Кудрявцевым) был освящен конноспортивный центр, а также, совместно с педагогами НФ ДЕОЦ Борского филиала, был проведен круглый стол преподавателей и тренеров кадетских и казачьих классов Самарской области. Традиционными стали ежегодные встречи чудотворных икон Пресвятой Богородицы, которые проходят при большом стечении молящихся. После молебна перед святыней казак рассказывает историю чудотворного образа.

Организация общинно-устроительной жизни прихода складывается из нескольких форм деятельности прихожан. Прежде всего, литургического общения, которое продолжается в совместной деятельности по благоустройству территории, ремонту и содержанию в чистоте здания воскресной школы, организации праздничных трапез, помощи друг другу, обмену новинками литературы. Происходит организация совместных паломнических поездок, в которых принимают участие и жители района, не являющиеся постоянными прихожанами, что делает эти поездки еще и миссионерскими, просветительскими. В паломнические поездки также ездят и учащиеся Борского филиала НФ ДЕОЦ, которые наравне со всеми участвуют в монастырских службах и послушаниях.

Учащиеся школ района принимают участие в «Сретенских чтениях», в Окружных православных чтениях в г. Нефтегорске, в выставке декоративно-прикладного творчества «Русь моя православная», «Пасхальный сувенир», «Лето Господне», «Благословенное детство» в Самарской Государственной Думе. Приход храма Сретения Господня является соучредителем многолетнего мероприятия «Щит Невского», выросшего до Российского уровня.

Каждое воскресение в храме проводится совместная трапеза и катехизаторская беседа по Закону Божьему. Проводятся индивидуальные беседы с людьми, желающими разобраться в интересующих их вопросах, а также распространяются материалы на электронных носителях: фильмы-притчи, мультфильмы, телепередачи. При храме работает библиотека, выписываются журналы: «Духовный собеседник», «Православная радуга», «Чтение для души», приобретается небольшое количество новых книг. Распространяется «Народная православная газета».

Ведется социальная работа, которая складывается на приходе в результате взаимодействия с отделом семьи при администрации района и центром «Семья». Благодаря тому, что были получены списки наиболее нуждающихся в материальной поддержке семей, этим семьям оказывается помощь в питании, на праздники они получают подарки от храма, выделяются деньги на покупку лекарств, одежды. Кроме этого храм собирает одежду для нуждающихся и передает через отдел социальной службы района. Нуждающиеся приходят на воскресную трапезу, настоятель проводит индивидуальные беседы. Социальным работником храма является Теризова О.А..

Читайте также:
Тихоновский Преображенский монастырь в Задонске: история и адрес монастыря, современное положение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: