Марфо-Мариинская обитель: история и адрес, сестры, праздники, как добраться

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия

История

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян.

В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Читайте также:
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.

Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца.

После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.

Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г.

Святыни

Частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары.

Социальное служение

В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.

Сегодня в обители действуют:

  • Медицинский центр «Милосердие», который специализируется на оказании лечебно-реабилитационной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом, в возрасте от 3-х до 23-х лет;
  • Всецерковная ассоциация сестричеств милосердия;
  • Центр добровольческой службы «Милосердие»;
  • Елизаветинский детский дом;
  • Елизаветинская гимназия;
  • Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Группа дневного пребывания для детей-инвалидов;
  • Летний лагерь для детей-инвалидов;
  • курсы для беременных женщин «Я не одна»;
  • Школа милосердия;
  • выездная служба детского хосписа;
  • проект помощи людям с болезнью двигательного нейрона;
  • мемориальный музей св. Елисаветы Феодоровны.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 52) Патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия».

Игуменией обители назначена монахиня Елисавета (Позднякова).

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

6 июля 2014 г. за Божественной литургией в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возвел монахиню Елисавету в игуменское достоинство.

Святая обитель на Большой Ордынке: Главархив столицы – о создании Марфо-Мариинской обители

​Решение о создании обители милосердия для лечения и благотворительной помощи раненым воинам и неимущим людям приняла вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича великая княгиня Елизавета Федоровна. Благотворительность и ранее занимала большое место в жизни великой княгини. Еще при жизни мужа, в 1892 году, было основано Елисаветинское благотворительное общество (объявление о его основании хранится в Архивном фонде Москвы) для помощи беднейшим матерям законных детей.

Читайте также:
Вадим Леонов: биография и жизнь протоиерея, лекции и труды

Мысль о собственной обители в память об убитом муже возникла у Елизаветы Федоровны во время русско-японской войны 1904-1905 годов, когда она работала в организованных ею лазарете и госпитале для раненых. Практически все свои средства, включая деньги, вырученные от продажи украшений, картин, предметов роскоши, великая княгиня потратила на покупку владений на Большой Ордынке и организацию там обители милосердия. Оставшиеся средства Елизавета Федоровна положила на счет в Московскую контору Государственного банка для содержания Марфо-Мариинской обители. Документы о расходовании этих средств также хранятся в Главархиве Москвы.

В 1909 году долгожданная цель была достигнута – во владении на Большой Ордынке состоялось открытие Марфо-Мариинской обители милосердия. Как сказано во Временном уставе обители, разработанном в 1909 году, труд сестер обители милосердия должен был помогать больным и бедным, а также оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби.

В 1909 году в монастыре находились лазарет-убежище для раненых русско-японской войны, лечебница для больных, преимущественно бедных, из числа тех, за которыми сестры обители ухаживали во время своей работы в городе.

Сестры обители занимали особое положение – не монахини, но и не обычные сестры милосердия. Устройство монастыря со строгим укладом, но без пострига в монашество оставляло девушкам возможность выбора. В любой момент они могли вернуться к полноценной светской жизни, выйти замуж. В 1909 году в обители служили 30 сестер милосердия, а в 1914 году – уже 97 человек. В амбулатории обители работали самые известные московские врачи, многим бедным больным бесплатно выдавались лекарства из местной аптеки, для остальных москвичей они отпускались со скидками от 10% до 30-50%. В столовой обители ежедневно выдавали свыше 300 обедов – преимущественно бедным женщинам, обремененным многочисленными семьями и трудившимися на поденной работе. В годы Первой мировой войны в обители разместили лазарет для раненых.

В 1918 году великую княгиню Елизавету Федоровну арестовали. В мае того же года ее доставили в город Алапаевск на Урале, где находились и другие члены семьи Романовых. В июле 1918 года Елизавета Федоровна погибла. Несмотря на трагедию, Марфо-Мариинская община продолжила работу. Ее возглавила Валентина Сергеевна Гордеева. Под ее руководством обитель сумела пережить время гражданской войны и продлить свою деятельность до 1925 года уже в качестве Марфо-Мариинской трудовой общины, но в феврале того же года ее все же закрыли.

В 1990-е годы владение на Большой Ордынке было передано Церкви в лице сестричества Марфо-Мариинской обители милосердия. При восстановлении исторического облика обители и создании музея Елизаветы Федоровны использовались и документы Архивного фонда столицы.

В Архивном фонде Москвы хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио и видеоматериалы. Старейшие источники датируются концом XVII века. Архивные фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.

Рождение Вологодской епархии

Вологодская митрополия — это довольно древняя митрополия Русской православной церкви. В состав входят три епархии: Вологодская и Кирилловская, Череповецкая и Белозерская, Великоустюжская и Тотемская епархии.


Троицкая церковь в городе Тотьма Вологодской области, относится к Вологодской митрополии

История

До учреждения Вологодской епархии северо-западный район её входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный — в состав Ростовской епархии[1].

В 1492 году архиепископ Новгородский Геннадий уступил Пермской епархии Вологду. По постановлению собора 1589 года кафедра была перенесена в Вологду и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими[1].

В последние десятилетия XVIII века границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий Вологодской епархии, оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям.

В 1918 году прекратились занятия в Вологодской Духовной Семинарии, духовном училище и епархиальном женском училище. В 1918—1919 годы в Вологде были закрыты все домовые церкви (за исключением крестовой церкви при архиерейском доме) и городские монастыри, в большинстве монастырских храмов, ставших приходскими, богослужения совершались до конца 20-х гг.

В 1921—1922 года вологодское духовенство активно включилось в сбор средств в пользу голодающих в Поволжье. В 1921 года проходили сборы в храмах, в феврале 1922 года состоялись два духовных концерта в пользу голодающих. Однако это не помешало властям провести в губернии массовое изъятие церковных ценностей. Из храмов Вологодской губернии было изъято 4 фунта 42 золотника золота, 393 пуда 20 фунтов серебра, 5 фунтов 86 золотников серебра с жемчугом, 5003 драгоценных камня, 4 фунта 21 золотник жемчуга, 29 фунтов 10 золотников жемчуга в шитье.

16 декабря 1929 года Президиумом ВЦИК принимает постановление «Об урегулировании колокольного звона в церквях», фактически его запрещавшего. В Вологде 29 декабря 1929 года на заседании президиума Вологодского горсовета было принято постановление о запрещении колокольного звона во всех церквях города, а также выработано предложение во ВЦИК с просьбой разрешить снятие колоколов с городских храмов и передачу их в фонд цветной металлургии.

На в 1929—1930 годы пришлась внушительная по своим масштабам была волна по закрытию церквей.

В 1937 году была образована Вологодская область — с 1939/1940 до осени 1942 года на её территории служба совершалась в единственном храме — нижней церкви Богородского кладбища Вологды. В 1944 году епархиальные границы привели в соответствие с областными. К 1948 году на территории епархии действовали 17 храмов.

23 октября 2014 года решением Священного Синода из состава Вологодской епархии были выделены две новые: Череповецкая и Белозерская епархия и Великоустюжская и Тотемская епархия[2].

Читайте также:
Екатеринбургская епархия: паломнический центр, монастыри и церкви, отделы

Череповецкая епархия содержит 13 благочиний, 83 храма и 2 монастыря

Теперь рассмотрим другие 2 епархии входящие в состав Вологодской митрополии. В Череповецкую епархию входят такие районы, как Бабаевский, Кадуйский, Устюженский, Белозерский, Чагодощенский, Вашкинский и другие.

Правящий архиерей — епископ Флавиан, имеет титул Череповецкий и Белозерский. В состав епархии входит 13 благочиний, в которых 83 храма и 2 монастыря. В Череповецкой епархии находится два кафедральных собора.


Правящий архиерей — епископ Флавиан, имеет титул Череповецкий и Белозерский

Кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

Верхний престол храма освящен в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижний престол — в честь преподобных Афанасия и Феодосия и Череповецких.


Кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, относится к Череповецкой епархии

В нижнем храме, на цокольном этаже находится крестильная купель. Также в этом месте совершается отпевание и панихида. Верхний больше, чем нижний, он выглядит более торжественно. В нем проходят утренние и вечерние литургии, молебны.

Спасо-Преображенский собор

Время постройки отходит в 1668 году. Это четырехстолпный храм с пятью луковичными куполами. В соборе сохранился многоярусный иконостас конца 18 века.


Спасо-Преображенский собор Череповецкой епархии — дата постройки отходит в 1668 году, в настоящее относится к городскому музею

Богослужения проходили в нем до августа 1937 года. В ходе террора всех священников арестовали и расстреляли в Ленинграде. После закрытия храма его внутреннее убранство поддерживали в надлежащем состоянии. В настоящее храм относится к городскому музею.

Архиереи

  • Иоасаф I (1558—1570)
  • Макарий (1568—1574)
  • Варлаам I (1576—1584)
  • Св. Антоний (11 октября 1585 — 26 октября 1587)
  • Иона (Думин) (июнь 1588—1603)
  • Иоасаф II (декабрь 1603 — упом. май 1609)
  • Сильвестр (июль 1611 — 11 июля 1613)
  • Нектарий Грек (25 июня 1613—1616)
  • Макарий (9 февраля 1617 — 22 июля 1619)
  • Корнилий (6 февраля 1620 — 17 марта 1625)
  • Нектарий Грек (май 1625 — 3 июня 1626)
  • Варлаам II (8 октября 1626 — январь 1645)
  • Св. Маркелл (16 января 1645 — 22 марта 1663)
  • Симон (23 октября 1664 — август 1684)
  • Гавриил (Кичигин) (7 сентября 1684 — 30 марта 1707)
  • Иосиф (17 октября 1708 — 18 января 1716)
  • Павел (Васильев) (29 января 1716 — 5 ноября 1725)
  • Иоаким (16 марта — 22 апреля 1726)
  • Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (9 октября 1726 — 17 сентября 1735)
  • Амвросий (Юшкевич) (2 февраля 1736 — 29 мая 1740)
  • Пимен (Савёлов) (29 июня 1740 — 26 мая 1753)
  • Серапион (Лятошевич) (29 октября 1753 — декабрь 1761)
  • Иосиф (Золотов) (16 декабря 1761 — 25 декабря 1774)
  • Ириней (Братановский) (26 апреля 1775 — 23 апреля 1796)
  • Арсений (Тодорский) (15 августа 1796 — 15 июня 1802)
  • Антоний (Знаменский) (5 июля 1802 — 13 февраля 1803)
  • Феофилакт (Слонецкий) (26 апреля 1803 — 3 января 1808)
  • Евгений (Болховитинов) (24 января 1808 — 19 июля 1813)
  • Онисифор (Боровик) (22 февраля 1814 — 28 ноября 1827)
  • Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (28 ноября 1827 — 29 ноября 1828)
  • Стефан (Романовский) (24 ноября 1828 — 1 марта 1841)
  • Св. Иннокентий (Борисов) (1 марта — 31 декабря 1841)
  • Иринарх (Попов) (12 января 1842 — 12 ноября 1844)
  • Евлампий (Пятницкий) (22 ноября 1844 — 15 июня 1852)
  • Феогност (Лебедев) (13 июля 1852 — 31 июля 1856)
  • Христофор (Эммаусский) (31 июля 1856 — 17 июня 1866)
  • Павел (Доброхотов) (21 августа 1866 — 7 июля 1869)
  • Палладий (Раев-Писарев) (15 июля 1869 — 13 июня 1873)
  • Феодосий (Шаповаленко) (13 июня 1873 — 22 августа 1883)
  • Израиль (Никулицкий) (25 октября 1883 — 23 апреля 1894)
  • Антоний (Флоренсов) (30 апреля 1894 — 12 июня 1895)
  • Алексий (Соболев) (12 июня 1895 — 21 апреля 1906)
  • Никон (Рождественский) (25 апреля 1906 — 29 мая 1912)
  • Антоний (Быстров) (1911) в/у, еп. Вельский
  • Св. Александр (Трапицын) (16 мая 1912 — март 1921)
  • Александр (Надеждин) (март 1921 — ноябрь 1922) уклонился в обновленчество
  • Павел (Вильковский) (26 августа — октябрь 1923) на кафедре не был
  • Павел (Кратиров) (4 сентября — 22 октября 1923) в/у
  • Сильвестр (Братановский) (22 октября 1923—1928) Николай (Караулов) (1925) в/у, еп. Вельский
  • Амвросий (Смирнов) (28 ноября 1928—1931)
  • Венедикт (Плотников) (1931 — 16 июня 1933) в/у, еп. Кронштадтский
  • Венедикт (Плотников) (16 июня — 18 октября 1933)
  • Стефан (Знамировский) (18 октября 1933 — октябрь 1936)
  • Ювеналий (Машковский) (1936—1937)
  • Иоанн (Соколов) (октябрь 1936—1937) в/у, еп. Волоколамский (1936), затем Архангельский (1937)
  • Алексий (Сергеев) (5 — 16 августа 1937)
  • Георгий (Анисимов) (13 сентября 1937 — сентябрь 1940)
      1940—1944 — епархия вдовствовала
  • Григорий (Чуков) (28 августа 1944 — 8 января 1945) в/у, архиеп. Псковский
  • Иустин (Мальцев) (8 января 1945 — 15 августа 1949)
  • Гавриил (Огородников) (15 августа 1949 — 15 июля 1959)
  • Мстислав (Волонсевич) (15 июля 1959 — 25 мая 1965)
  • Сергий (Ларин) (25 мая — 15 июня 1965) в/у, архиеп. Ярославский
  • Мелхиседек (Лебедев) (17 июня 1965 — 7 октября 1967)
  • Мефодий (Мензак) (7 октября 1967 — 2 февраля 1972)
  • Павел (Голышев) (2 февраля — 11 октября 1972)
  • Михаил (Чуб) (11 октября 1972 — 3 сентября 1974)
  • Дамаскин (Бодрый) (3 сентября 1974 — 4 октября 1979)
  • Феодосий (Дикун) (4 октября — 27 декабря 1979)
  • Михаил (Мудьюгин) (27 декабря 1979 — 23 февраля 1993)
  • Максимилиан (Лазаренко) (10 апреля 1993 — 30 мая 2014)
  • Игнатий (Депутатов) (30 мая 2014 — 25 августа 2020)
  • Савва (Михеев) (с 25 августа 2020)

    Состав митрополии

    В составе митрополии находятся Вологодская и Кирилловская, Тотемская и Великоустюжская, Белозерская и Череповецкая епархии. Каждая из них имеет свою историю и состав, так Вологодская насчитывает 10 благочиний и 105 храмов, включая два собора. А Череповецкая — 13 благочиний, 83 церкви (2 кафедральных) и 2 монастыря. Управляет ею епископ Флавиан.

    Читайте также:
    Керченская церковь Иоанна Предтечи: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели


    Епископ Флавиан возглавляет Череповецкую епархию

    Великоустюжская епархия включает в себя 3 благочиния, одно действующее архиерейское подворье и 2 кафедральных собора. Ею управляет епископ Тарасий. Тут действует православная классическая семинария, которая была открыта в 1724 году (вначале это была архиерейская школа). Тут можно получить классическое духовное православной образование, которое позволяет студентам поступить в высшие учебные духовные заведения.

    Самым большим монастырским подворьем считается Нило-Сорская пустынь, которая ранее была отведена под психоневрологический интернат, но была возвращена в лоно РПЦ. Все новости и события можно узнать на официальном сайте митрополии, там же публикуются и указы митрополита.

    Храмы и монастыри

    Самые знаменитые и заслуживающие обязательного посещения кафедральные соборы:

      Софийский собор в Вологде — крупнейшая постройка времен Ивана Грозного, которая была возведена в 1568 — 1570 гг. по распоряжению царя. Тут сохранились фрески 17 века и иконостас 1-ой половины 18 века.


    Софийский Успенский кафедральный собор в Вологде

  • Воскресенский (Вологда) — возведенный в 1772 году, сегодня считается памятником федерального значения.
  • Храм Афанасия и Феодосия Череповецких — он был построен в честь старцев, основавших город Череповец, и состоит из двух храмов. Нижний предназначен для крещения младенцев, отпеваний и панихид, а верхний для проведения основных богослужений.
  • Спасо-Преображенский (Белозерск) — построен в 1668 году как 4-столпный храм с 5 луковичными куполами. Тут хранится древний иконостас 18 века, который содержит несколько ярусов древних образов.
  • Успенский — (Великий Устюг) — одно из самых старых зданий в городе. Был построен в 1619 году, но позже был неоднократно уничтожен в пожарах и во время революции, поэтому сегодня это реконструкция.
  • Помимо знаменитых старинных храмов на территории Вологодской митрополии располагаются и не менее известные монастыри, среди них Ферапонтова Белозерская мужская обитель, Нило-Сорская пустынь, Горецко-Воскресенский женский монастырь и многие другие.


    Богородице-Рождественский монастырь в Ферапонтово, Вологодской области

    Монастыри

    • Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь (мужской; Вологда)
    • Кирилло-Белозерский монастырь (мужской; Кириллов)
    • Горицкий Воскресенский монастырь (женский; село Горицы, Кирилловский район)
    • Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь (мужской; Грязовецкий район)
    • Спасо-Каменный монастырь (мужской, Устьянское сельское поселение, Усть-Кубинский район)
    • Ферапонтов Белозерский монастырь (мужской; село Ферапонтово)
    • Заоникиевская Богородице-Владимирская пустынь (женский; деревня Лучниково, Вологодский район)
    • Горне-Успенский монастырь (женский; Вологда)
    • Нило-Сорская пустынь (мужской; местечко Пустынь, Кирилловский район)
    • Рабангский Спасо-Преображенский монастырь (мужской; деревня Слобода, Сокольский район)[3]
    • Корнилиево-Комельский монастырь (мужской)
    • Александро-Коровинская пустынь (Грязовецкий район)

    У Вологодской митрополии есть официальный сайт, на котором можно узнать новости и указы митрополита

    У Вологодской митрополии есть свой официальный сайт. На нем можно узнать самые свежие новости Вологодской епархии, а также указы Митрополита.

    Официальный сайт Вологодской митрополии

    Совсем недавно, в начале декабря 2021 года состоялось собрание Вологодской епархии, на которой Митрополит Игнатий рассказал клирикам епархии, что с начала декабря Нило-Сорская Пустынь — одна из главных обителей Вологодской земли.

    В ней почти 60 лет располагался Пустынский психоневрологический интернат. И именно 3 декабря оно закрылось. Настоятелем этого подворья был назначен иеромонах Евфимий Ершов.


    Нило-Сорская пустынь с декабря 2021 года — одна из главных обителей Вологодской земли. Настоятелем этого подворья был назначен иеромонах Евфимий Ершов

    В Вологодской митрополии имеются святыни, например, мощи преподобного Мартиниана и Галактиона Белозерских, мощи преподобного Кирилла Белозерского, а также имеются частицы мощей Киево-Печерских святых, святых Феодосия и Лаврентия Черниговских, блаженной Матроны Московской.


    Мощи Лаврентия Черниговского, находится на территории Вологодской митрополии

    Также в храмах находится два чтимых образа Святителя Николая. Ко многим из этих святынь можно приложиться, если приехать и лично посетить эти замечательные места.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Вологодская митрополия

    Одной из самых молодых митрополий в Российской Федерации считается Вологодская — она была образована только в 2014 году несмотря на то, что районы и земли, которые вошли в ее состав считаются исконно русскими православными.

    История

    Изначально эти территории входили в состав Новгородской и Ростовской епархии (на северо-западе и юго-востоке соответственно). Но в 1492 году впервые Новгородский архиепископ уступил кафедру, и Вологда обрела собственного архиепископа, точно также, как и Пермь.

    В 1589 году в Вологде поставили кафедру и местные архиерее получили независимость. В конце 18 века границы епархии полностью совпали с территориальными границами Вологодской губернии, части, которые попали в Костромскую, Тверскую и прочие губернии присоединились к тамошним епархиям.

    С началом Красной революции Вологда, как и вся страна, переживала гонения на служителей православной веры. Первыми тут закрылись духовные образовательные учреждения, а к 1918 году полностью были закрыты домовые церкви и подворья в городах.

    Несмотря на запреты и гонения власти, духовные люди продолжали служить на территории епархии, однако власти постепенно и полностью разграбили все церковное имущество на территории епархии, а в декабре 1929 года даже запретили звонить в колокола. Они были изъяты как церковное имущество и отправлены на переплавку в доменные печи. Церкви продолжали закрываться вплоть до 1930 года.

    Монастыри Вологодской митрополии:

    В 1937 году образовали самостоятельную Вологодскую область, но на ее территории сохранился действующим лишь один храм — нижняя церковь на Богородицком кладбище. Служения регулярно проводились в ней до 1942 года, когда постепенно священники и прихожане стали добиваться открытия храмов. К 1948 году по всей области действовало всего лишь 17 храмов.

    Следующая волна репрессий прокатилась по епархии во время правления Хрущева, но после нее приходы продолжали существовать, хотя и сильно страдали.

    Восстановление епархии произошло с распадом СССР — приходы и монастыри стали восстанавливаться, прихожан стало больше, а имущество постепенно возвращалось в храмы. К 2014 году Вологодская епархия настолько восстановилась, что Священный Синод принял решение о трансформировании ее в митрополию, в которую вошли три епархии.

    Читайте также:
    Храм Веры, Надежды, Любови и Софии: история и описание, адрес, праздники и святыни

    Состав митрополии

    В составе митрополии находятся Вологодская и Кирилловская, Тотемская и Великоустюжская, Белозерская и Череповецкая епархии. Каждая из них имеет свою историю и состав, так Вологодская насчитывает 10 благочиний и 105 храмов, включая два собора. А Череповецкая — 13 благочиний, 83 церкви (2 кафедральных) и 2 монастыря. Управляет ею епископ Флавиан.

    Великоустюжская епархия включает в себя 3 благочиния, одно действующее архиерейское подворье и 2 кафедральных собора. Ею управляет епископ Тарасий. Тут действует православная классическая семинария, которая была открыта в 1724 году (вначале это была архиерейская школа). Тут можно получить классическое духовное православной образование, которое позволяет студентам поступить в высшие учебные духовные заведения.

    Самым большим монастырским подворьем считается Нило-Сорская пустынь, которая ранее была отведена под психоневрологический интернат, но была возвращена в лоно РПЦ. Все новости и события можно узнать на официальном сайте митрополии, там же публикуются и указы митрополита.

    Храмы и монастыри

    Самые знаменитые и заслуживающие обязательного посещения кафедральные соборы:

      Софийский собор в Вологде — крупнейшая постройка времен Ивана Грозного, которая была возведена в 1568 — 1570 гг. по распоряжению царя. Тут сохранились фрески 17 века и иконостас 1-ой половины 18 века.

    Помимо знаменитых старинных храмов на территории Вологодской митрополии располагаются и не менее известные монастыри, среди них Ферапонтова Белозерская мужская обитель, Нило-Сорская пустынь, Горецко-Воскресенский женский монастырь и многие другие.

    Святыни

    Паломники посещают Вологодскую митрополию не только из-за красоты ее храмов и монастырей, но, чтобы увидеть своими глазами ее святыни — многочисленные мощи святых (Мартиниана и Галактиона Белозерских, Матроны Московской и пр.).

    Можно увидеть и образа святителя Николая, которые хранятся в храмах митрополии. Для паломнических поездок лучше всего заранее связываться с администрацией и составлять план поездок и экскурсий, ведь эта земля полна легендами и преданиями.

    Вологодская митрополия

    Вологодская митрополия — это довольно древняя митрополия Русской православной церкви. В состав входят три епархии: Вологодская и Кирилловская, Череповецкая и Белозерская, Великоустюжская и Тотемская епархии.

    Ранее Вологодская епархия входила в состав Новгородской и Ростовской епархии

    До учреждения, Вологодская епархия входила в состав Новгородской епархии в северно-западном районе, а на юго-восточном — в Ростовскую епархию. Но 1492 году Вологда была уступлена архиепископом Новгородским, и архиепископы стали именоваться как Пермские и Вологодские. В 1589 году кафедра была перенесена в Вологду, и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими.

    В последнее десятилетие 18 века границы епархии были приведены с границами губерний. Некоторая часть Вологодской епархии оказалась в Костромской, Тверской и других губерниях, и соответственно перешли в их епархии.

    В 1918 году свое действие прекратила духовная семинария в Вологде, а также в духовном училище и епархиальном женском училище. В 1918 году были закрыты все домовые церкви и городские монастыри. Также были закрыта большинство монастырских храмов, которые стали приходскими.

    В 1921 году духовенство города Вологды стало активно включаться в сбор средств в пользу голодающих на Поволжье. Также проходили сборы и в храмах. В конце 1922 года состоялось 2 духовных концерта в пользу голодающих людей. Но это не помешало властям отобрать все церковные ценности из храмов.

    16 декабря 1929 года было принято постановление о практической отмене колокольного звона. Также после в том же году было решено запретить колокольный звон во всех церквах города Вологды. Колокола даже были изъяты и переданы в фонд цветной металлургии. С того времени и до 1930 года была огромная по своим масштабам волна закрытия церквей.

    В 1937 году была образована — Вологодская область

    В 1937 году была образована Вологодская область. На ее территории до осени 1942 года совершалась служба в единственном храме — нижней церкви Богородицкого кладбища. На 1948 году на территории Вологодской епархии действовало всего 17 храмов.

    Епархия находится под управлением правящего архиерея. Правящий архиерей Вологодской епархии — митрополит Игнатий. На кафедру он был назначен 30 мая 2014 года.

    Правящий архиерей Вологодской епархии — митрополит Игнатий. На кафедру он был назначен 30 мая 2014 года

    23 октября 2014 года решением Священного Синода на территории Вологодской области организовать три епархии. Все три епархии были объединены в одну Вологодскую митрополию. Главой митрополии был назначен Игнатий, который получил сан митрополита и новый титул «Вологодский и Кирилловский».

    В Вологодскую епархию входят 10 благочиний, имеются 2 кафедральных собора

    В Вологодскую епархию входят такие районы, как Вожегодский, Верховажский, Кирилловский, Грязовецкий, Сокольский, Харовский и другие.

    Также в епархию входит 10 благочиний, в которые входят 105 храмов области. Кафедральных храмов у епархии всего 2.

    Софийский собор

    По-другому Собор Софии Премудрости Божией — это одно из древнейших каменных сооружений на территории Вологды. А также считается одной из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного. Построен в 1568 — 1570 год по распоряжению самого Ивана Грозного. С 1587 года храм считается кафедральным в Вологодской епархии. В соборе сохранились фрески 17 века и иконостас первой половины 18 века.

    Софийский собор Вологодской епархии — одно из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного

    Воскресенский собор

    Еще один кафедральный собор города Вологды. Построен был в 1772 году как теплый храм. Строительство произошло по повелению архиепископа Иосифа Золотого. В настоящее время собор — архитектура феодального значения.

    Воскресенский собор Вологодской епархии — в настоящее время архитектура феодального значения

    Череповецкая епархия содержит 13 благочиний, 83 храма и 2 монастыря

    Теперь рассмотрим другие 2 епархии входящие в состав Вологодской митрополии. В Череповецкую епархию входят такие районы, как Бабаевский, Кадуйский, Устюженский, Белозерский, Чагодощенский, Вашкинский и другие.

    Правящий архиерей — епископ Флавиан, имеет титул Череповецкий и Белозерский. В состав епархии входит 13 благочиний, в которых 83 храма и 2 монастыря. В Череповецкой епархии находится два кафедральных собора.

    Читайте также:
    Пестов Николай Евграфович: биография, творчества и книги, труды

    Правящий архиерей — епископ Флавиан, имеет титул Череповецкий и Белозерский

    Кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких

    Верхний престол храма освящен в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижний престол — в честь преподобных Афанасия и Феодосия и Череповецких.

    Кафедральный собор во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, относится к Череповецкой епархии

    В нижнем храме, на цокольном этаже находится крестильная купель. Также в этом месте совершается отпевание и панихида. Верхний больше, чем нижний, он выглядит более торжественно. В нем проходят утренние и вечерние литургии, молебны.

    Спасо-Преображенский собор

    Время постройки отходит в 1668 году. Это четырехстолпный храм с пятью луковичными куполами. В соборе сохранился многоярусный иконостас конца 18 века.

    Спасо-Преображенский собор Череповецкой епархии — дата постройки отходит в 1668 году, в настоящее относится к городскому музею

    Богослужения проходили в нем до августа 1937 года. В ходе террора всех священников арестовали и расстреляли в Ленинграде. После закрытия храма его внутреннее убранство поддерживали в надлежащем состоянии. В настоящее храм относится к городскому музею.

    Великоустюжская епархия имеет 3 благочиния и 2 кафедральных собора

    В Великоустюжскую епархию входят такие районы, как Великоустюгский, Бабушкинский, Никольский, Тотемский, Нюксенский, Тарногский и другие. Правящий архиерей — епископ Тарасий, имеет титул Великоустюжский и Тотемский.

    Епископ Тарасий — имеет титул Великоустюжский и Тотемский

    Епархия Великого Устюга имеет 3 благочиния. Кафедральный собора в епархии два.

    Собор Рождества Христова в городе Тотьма

    Строился собор в два этапа, как и большинство тотемских храмов. В 40 годы 18 столетия был построен нижний теплый храм, а через еще 40 лет над ним возвели стройную летнюю церковь.

    Собор Рождества Христова в городе Тотьма Великоустюжской епархии

    К сожалению, отдельно стоящая колокольня не сохранилась. Нижний храм выглядит довольно скромно.

    Успенский собор в Великом Устюге

    Собор считается одним из старинных зданий города. Расположен он на Соборном дворище, в самой старой части города. Изначально храм был построен в 1619 году, и был он каменным. Но чуть позднее он сгорел и был разобран.

    Успенский собор в Великом Устюге, Великоустюжской епархии. Собор считается одним из старинных зданий города. Расположен он на Соборном дворище, в самой старой части города

    Современное здание строилось с 1639 года по 1658 год. Множество раз он перестраивался. В этом соборе можно сказать отразились черты самых разных архитектурных стилей.

    Основной объем собора — кубический. Когда-то собор был четырехстолпным, но после одной из перестроек в 18 веке он потерял два столба. С востока у собора расположена колокольня, при этом одна из башен имеет шпиль, а другая завершается просто главкой.

    С 1682 года собор выполнял функцию кафедрального собора. Великоустюжский и Тотемский Тарасий очень часто совершает в нем божественные литургии. Также храм служил местом для захоронения епископов. Их изображения сохранились на стенах собора.

    Епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий возглавил божественную литургию в кафедральном соборе города Великого Устюга.

    Вологодская митрополия имеет свою православную классическую семинарию

    Вологодская и Великоустюжская епархии — самые крупные на территории митрополии. Также следует отметить и то, что Вологодская митрополия имеет свою православную классическую семинарию. Она берет свое начало еще с архиерейской школы, которая открылась по решению Павла в 1724 году.

    Вологодская митрополия имеет свою православную классическую семинарию — она берет свое начало еще с архиерейской школы, которая открылась по решению Павла в 1724 году

    Но через год она была закрыта по причине отсутствия финансирования. После в 1730 году епископом Афанасием была открыта Славяно-латинская школа по духовному регламенту Петра первого. Позднее она и переименовалась в духовную семинарию. Она была предназначена для детей духовенства и готовила для служения будущих священников.

    В самом начале оно находилось в архиерейском доме, а с 1798 года было переведено в здание, которое принадлежало Кирилло-Белозерскому монастырю. Первыми учителями были Иван Толмачев и студент Киевской академии Соколовский.

    Чуть позднее в 1808 году 4 класса духовной семинарии были отделены в самостоятельное духовное училище. В 1918 году семинария была закрыта, а также духовное училище и епархиальное женское училище. В том же году учредили пастырско-богословские курсы для студентов старших курсов. Они продолжали действовать до начала 1920 годов.

    Попытка снова возобновить деятельность богословских курсов, а также духовную школу оказались безуспешными. В 2014 году Священный Синод издал указ о том, чтобы семинарию вновь возобновили.

    У Вологодской митрополии есть официальный сайт, на котором можно узнать новости и указы митрополита

    У Вологодской митрополии есть свой официальный сайт. На нем можно узнать самые свежие новости Вологодской епархии, а также указы Митрополита.

    Совсем недавно, в начале декабря 2018 года состоялось собрание Вологодской епархии, на которой Митрополит Игнатий рассказал клирикам епархии, что с начала декабря Нило-Сорская Пустынь — одна из главных обителей Вологодской земли.

    В ней почти 60 лет располагался Пустынский психоневрологический интернат. И именно 3 декабря оно закрылось. Настоятелем этого подворья был назначен иеромонах Евфимий Ершов.

    Нило-Сорская пустынь с декабря 2018 года — одна из главных обителей Вологодской земли. Настоятелем этого подворья был назначен иеромонах Евфимий Ершов

    В Вологодской митрополии имеются святыни, например, мощи преподобного Мартиниана и Галактиона Белозерских, мощи преподобного Кирилла Белозерского, а также имеются частицы мощей Киево-Печерских святых, святых Феодосия и Лаврентия Черниговских, блаженной Матроны Московской.

    Мощи Лаврентия Черниговского, находится на территории Вологодской митрополии

    Также в храмах находится два чтимых образа Святителя Николая. Ко многим из этих святынь можно приложиться, если приехать и лично посетить эти замечательные места.

    ВОЛОГОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

    Вологодские Воскресенский и Софийский соборы с колокольней

    Вологодская и Кирилловская епархия Вологодской митрополии Русской Православной Церкви

    До учреждения Вологодской епархии ее северо-западный район входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный – в состав Ростовской епархии. В конце XIV века все Зырянские селения, вошедшие позже в состав Вологодской епархии, составили учрежденную в 1383 году новую Пермскую епархию с епархиальным центром в Усть-Выми, первым епископом которой был святитель Стефан.

    В 1492 году по повелению Великого князя Ивана Васильевича III, Новгородский архиепископ Геннадий уступил Пермской епархии Вологду, и новый город, присоединенный к епархии святого Стефана, постепенно начинает брать перевес над старыми Пермскими городами, особенно в церковно-административном отношении. Кафедра была переименована в Вологодскую из Великопермской в 1556 году. В 1571 году к епархии были присоединены церкви Двинской области, и после этого Вологда являлась уже центральным пунктом епархии, кафедра была перенесена в Вологду (“. кафедра перенесена из Усть-Выма в Вологду. ” (Строев) вскоре после 1492 года [1], и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими [2].

    С 26 января 1589 года – архиепископия. С распространением Православия в Сибири в связи с присоединением её к России эта обширная земля также была включена в состав Вологодской епархии вплоть до учреждения Тобольской кафедры в 1620 году.

    В 1658 году, с учреждением Вятской и Великопермской епархии, от Вологодской епархии отошли Великая Пермь, Чердынь и Соликамск, зато к ней приписаны Белоозеро, Чарондская округа и Пошехонье. С этого времени Вологодские архиереи стали именоваться Вологодскими и Белоозерскими. На протяжении последующих лет епархия не раз меняла свои границы до окончательного их установления [3].

    В 1682 году отделена окончательно, а в 1788 году к ней присоединена и Великоустюжская.

    23 октября 2014 года из состава Вологдской епархии были выделены две самостоятельных епархии Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении епархии остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии [4].

    Исторические названия

    • Вологодская и Великопермская (с 1556)
    • Вологодская и Белоезерская (с декабря 1657)
    • Вологодская (с марта 1787)
    • Вологодская и Великоустюжская (с 6 мая 1788)
    • Вологодская и Тотемская (с 30 января 1888)
    • Вологодская и Череповецкая (1945 – 15 октября 1964)
    • Вологодская и Великоустюжская (15 октября 1964 – 23 октября 2014)
    • Вологодская и Кирилловская (с 23 октября 2014)

    Статистика

    • 1900 – Пространство епархии свыше 353.000 кв. в.; православного населения 1.388.000 чел., родившихся православных в 1900 г. 61.086; церквей 925 (соборных 14, монастырских 64, приходских 719, одноклирных 645, двухклирных 71, трехклирных 3, бесприходных 4, при казенных и богоугодных заведениях 16, домовых 3, кладбищенских 35, приписных 63, подвижных 3, единоверческих 1, церквей-школ 3); часовен и молитвенных домов 1308; приходов 719; монастырей 21 (муж. 18, жен. 3; приписных к муж. 8, к жен. 1); белого духовенства в 1901 г.: протоиереев 27, священников 837, диаконов 379, псаломщиков 746; монашествующих в 1900 г. 263 (монахов 218, монахинь 45, послушников 152, послушниц 111); церковное просвещение: духовная семинария 1 (в ней воспитанников 502), мужских духовных училищ 5 (в них воспитанников 739), епархиальных женских училищ 2 (в них воспитанниц 463), церковно-приходских школ второклассных 6, двухклассных 6, одноклассных 480, школ грамоты 398, учащихся во всех начальных школах 28.934, воскресных школ 3, школ-церквей 3; церковно-приходских попечительств 584; братств 5 [5]
    • 1 января 1958 – 17 зарегистрированных храмов/молитвенных домов [6]
    • 1991 – 51 приход [7]
    • 1997 – 7 благочиний (Вологодское, Центральное, Череповецкое, Белозерское, Тотемское, Харовское, Велико-Устюжское), приходов 96 (в г. Вологде – 8) [5]
    • ок. 2004 – 105 приходов; 110 священнослужителей (84 священника и 26 диаконов); 32 воскресных школы [8]
    • февраль 2011 – 95 действующих приходов, 100 священников, 33 диакона [9]
    • июнь 2015 – 105 действующих храмов, 74 часовни, 31 молитвенное помещение; 92 священника, 15 диаконов [9]

    Архиереи

    • Иоасаф I (1558 – 1570)
    • Макарий (1570/71 – 1575/76)
    • Варлаам I (1576 – 1584)
    • свт. Антоний (11 октября 1586 – 26 октября 1588)
    • Иона (Думин) (июнь 1588 – 1603)
    • Иоасаф II (декабрь 1603 – упом. май 1609)
    • Сильвестр (июль 1611 – 11 июля 1613) [10]
    • Нектарий Грек (25 июня 1613 – 1616)
    • Макарий (9 февраля 1617 – 22 июля 1619)
    • Корнилий (6 февраля 1620 – 17 марта 1625)
    • Нектарий Грек (май 1625 – 3 июня 1626), повторно
    • Варлаам II (8 октября 1626 – январь 1645)
    • свт. Маркелл (16 января 1645 – 22 марта 1663) [11]
    • Симон (23 октября 1664 – август 1684)
    • Гавриил (Кичигин) (7 сентября 1684 – 30 марта 1707)
    • Иосиф (17 октября 1708 – 18 января 1716)
    • Павел (Васильев) (29 января 1716 – 5 ноября 1725)
    • Иоаким (16 марта – 22 апреля 1726)
    • Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (9 октября 1726 – 17 сентября 1735) [12]
    • Амвросий (Юшкевич) (2 февраля 1736 – 29 мая 1740)
    • Пимен (Савелов) (29 июня 1740 – 26 мая 1753) [13]
    • Серапион (Лятошевич) (29 октября 1753 – декабрь 1761) [14]
    • Иосиф (Золотой) (16 декабря 1761 – 25 декабря 1774)
    • Ириней (Братановский) (26 апреля 1775 – 23 апреля 1796) [15]
    • Арсений (Тодорский) (15 августа 1796 – 15 июня 1802)
    • Антоний (Знаменский) (5 июля 1802 – 13 февраля 1803)
    • Феофилакт (Слонецкий) (26 апреля 1803 – 3 января 1808)
    • Евгений (Болховитинов) (24 января 1808 – 19 июля 1813)
    • Онисифор (Боровик) (22 февраля 1814 – 28 ноября 1827) [16]
    • Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (28 ноября 1827 – 29 ноября 1828) [17]
    • Стефан (Романовский) (24 ноября 1828 – 1 марта 1841)
    • Иннокентий (Борисов) (1 марта – 31 декабря 1841) [18]
    • Иринарх (Попов) (12 января 1842 – 12 ноября 1844)
    • Евлампий (Пятницкий) (22 ноября 1844 – 15 июня 1852)
    • Феогност (Лебедев) (13 июля 1852 – 31 июля 1856)
    • Христофор (Эммаусский) (31 июля 1856 – 17 июня 1866)
    • Павел (Доброхотов) (21 августа 1866 – 7 июля 1869)
    • Палладий (Раев-Писарев) (15 июля 1869 – 13 июня 1873)
    • Феодосий (Шаповаленко) (13 июня 1873 – 22 августа 1883)
    • Израиль (Никулицкий) (25 октября 1883 – 23 апреля 1894)
    • Антоний (Флоренсов) (30 апреля 1894 – 12 июня 1895) [19]
    • Алексий (Соболев) (12 июня 1895 – 21 апреля 1906) [20]
    • Никон (Рождественский) (25 апреля 1906 – 29 мая 1912) [21]
      • сщмч. Антоний (Быстров) (1911) в/у, еп. Вельский [22]
    • сщмч. Александр (Трапицын) (16 мая 1912 – 1924) [23]
      • Александр (Надеждин) (март 1921 – ноябрь 1922) в/у, еп. б. Кашинский
      • сщмч. Николай (Караулов) (1925) в/у, еп. Вельский
    • Сильвестр (Братановский) (1926)
      • Венедикт (Плотников) (1927 – 1928, 1931 – 18 октября 1933) в/у, еп. Кронштадтский
    • Амвросий (Смирнов) (28 ноября 1928 – 26 апреля 1934) [24]
    • Стефан (Знамировский) (18 октября 1933 – октябрь 1936)
      • Иоанн (Соколов) (октябрь 1936 – 1937) в/у, еп. Волоколамский (1936), затем Архангельский (1937)
    • Алексий (Сергеев) (5 – 16 августа 1937) [25]
    • Георгий (Анисимов) (13 сентября 1937 – 29 декабря 1944)
    • Иустин (Мальцев) (8 января 1945 – август 1949)
    • Гавриил (Огородников) (11 августа 1949 – 27 июля 1959)
    • Мстислав (Волонсевич) (27 июля 1959 – 25 мая 1965)
      • Сергий (Ларин) (25 мая – 15 июня 1965) в/у, архиеп. Ярославский
    • Мелхиседек (Лебедев) (17 июня 1965 – 7 октября 1967)
    • Мефодий (Мензак) (7 октября 1967 – 2 февраля 1972) [26]
    • Павел (Голышев) (2 февраля – 11 октября 1972)
    • Михаил (Чуб) (11 октября 1972 – 3 сентября 1974)
    • Дамаскин (Бодрый) (3 сентября 1974 – 4 октября 1979)
    • Феодосий (Дикун) (4 октября – 27 декабря 1979) [27]
    • Михаил (Мудьюгин) (27 декабря 1979 – 23 февраля 1993)
    • Максимилиан (Лазаренко) (10 апреля 1993 – 30 мая 2014)
    • Игнатий (Депутатов) (30 мая 2014 – 25 августа 2020)
    • Савва (Михеев) (с 25 августа 2020)

    Викарные епархии

    • Великоустюжская (ныне самостоятельная)
    • Вельская (недейств.)
    • Кадниковская (недейств.)
    • Няндомская (недейств.)
    • Тотемская (недейств.)
    Карта Вологодской митрополии с официального сайта Вологодской митрополии

    География благочиний

    • города Вологды[28] ( http://vologda.blagochin.ru/ ):
      • Северо-Восточное (Зареченское)
      • Северо-Западное
      • Центральное
      • Южное
    • Верховажское ( http://verhovazie.blagochin.ru/ )
      • с. Верховажье
    • Грязовецкое [29]
      • г. Грязовец
    • Кирилловское ( http://kirillov.blagochin.ru/ )
      • г. Кириллов
    • Междуреченское ( http://megdurechensk.blagochin.ru/ )
      • с. Шуйское
    • Сокольское ( http://socol.blagochin.ru/ )
      • г. Сокол
    • Сямженское
      • с. Сямжа
    • Усть-Кубинское
      • с. Устье
    • Харовское ( http://harovsk.blagochin.ru/ )
      • г. Харовск
    • Шекснинское ( http://sheksna.blagochin.ru/ )
      • п. Шексна

    Комиссии

    • по религиозному образованию и катехизации
    • Паломническая служба Вологодской епархии
    • по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности
    • по социальному служению и благотворительности
    • по информационной и издательской деятельности
    • по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными учреждениями и казачеством
    • по пастырской работе в ИУ
    • по работе с медицинскими учреждениями
    • по оказанию помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью
    • по канонизации святых
    • по работе с молодежью
    • по церковному искусству, строительству и реставрации
    • по церковному пению
    • по православному краеведению

    Монастыри

    Действующие [30]

    Недействующие

    • Вологодское благочиние
    • Харовское благочиние
    • Центральное благочиние

    Учебные заведения

    Действующие

    Недействующие

    Ранее подчинённые епархии

    • Вельское духовное училище (упразд., ныне в пределах Котласской епархии)
    • Никольское духовное училище (недейств., в пределах Великоустюжской епархии)
    • Тотемское духовное училище (недейств., в пределах Великоустюжской епархии)
    • Усть-Сысольское духовное училище (недейств., в пределах Сыктывкарской епархии)
    • Устюжское духовное училище (недейств., в пределах Великоустюжской епархии)
    • Устюжское епархиальное училище (женское) (недейств., в Великоустюжской епархии)
    • Устюженское духовное училище (недейств., в пределах Череповецкой епархии)
    • Яренское духовное училище (упразд., в пределах Сыктывкарской епархии)

    Православные объединения и организации

    • центр социальной помощи
    • духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» в Вологде

    Церковные СМИ

    • газета «Благовестник»
      • http://blagovest-2000.narod.ru
    • телепрограмма «Свет Христов»
    • радиопрограмма «Северная Фиваида»

    Литература

    • Вологодский сборник, Вологда, 1860, 204 с.
    • Суворов, Н., Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархий, Вологда, 411 с.

    Использованные материалы

    • “Вологодская епархия” // Страница сайта “Русское Православие”:
      • http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_941
    • “История Вологодской епархии” // Седмица.Ru
      • http://www.sedmitza.ru/text/805321.html
    • Страница на сайте интернет-проекта “Иерархия церквей”:
      • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-vologda.html
    • Монастыри Вологодской епархии // Седмица.Ru
      • http://www.sedmitza.ru/text/1266335.html (материал использован частично)

    [1] по Амвросию Орнатскому – в 1503 г.

    [2] “. Великопермские епископы стали именоваться Великопермскими и Вологодскими” с 1492 г., “Вологодскими и Великопермскими” с 1571 г.” (Дурново. Иерархия. т. III, с. 339

    [3] см. П.И. Савваитов. “Об учреждении Вологодской епархии” в “Вологодских Епархиальных Ведомостях”. 1865, № 5 – 6; И.М. Покровский. “Русские епархии”. Казань, 1897. т. 1

    [4] Журналы заседания Священного Синода от 23 октября 2014 года, № 94 – http://www.patriarchia.ru/db/text/3804583.html

    [6] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    [9] Страница официального сайта Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/31114.html

    [11] По Амвросию Орнатскому – до 22 марта 1656, что ошибочно, так как по сообщению Строева, при нем “. в исх. 1657 г. Пермь отписана к епархии Вятской, а Белоозеро – к Вологодской. ” то есть оканчивается формирование и укрупнение самостоятельной Вологодской епархии. См. http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

    [14] По Амвросию Орнатскому – до 22 апреля 1762. Но по разъяснению Строева это – дата кончины, а с кафедры сошел ранее, а именно в 1761 году, может быть в конце. См. http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

    [22] в связи с болезнью Никона.

    [23] По другим данным – с 29 мая 1912. По ММЛ “РПИ” (37) – управлял епархией до 1921. См. http://www.ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_941

    [25] На епархии не был; получил иное назначение.

    [27] По состоянию здоровья поехать на епархию не смог и был переведен на другую кафедру

    Вологодская митрополия

    История

    До учреждения Вологодской епархии северо-западный район её входил в состав Новгородской епархии, а южный и восточный — в состав Ростовской епархии[1].

    В 1492 году архиепископ Новгородский Геннадий уступил Пермской епархии Вологду. По постановлению собора 1589 года кафедра была перенесена в Вологду и архиереи стали именоваться Вологодскими и Великопермскими[1].

    В последние десятилетия XVIII века границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. Ряд территорий Вологодской епархии, оказавшихся в Костромской, Тверской, Новгородской, Архангельской губерниях, перешли соответствующим епархиям.

    В 1918 году прекратились занятия в Вологодской Духовной Семинарии, духовном училище и епархиальном женском училище. В 1918—1919 годы в Вологде были закрыты все домовые церкви (за исключением крестовой церкви при архиерейском доме) и городские монастыри, в большинстве монастырских храмов, ставших приходскими, богослужения совершались до конца 20-х гг.

    В 1921—1922 года вологодское духовенство активно включилось в сбор средств в пользу голодающих в Поволжье. В 1921 года проходили сборы в храмах, в феврале 1922 года состоялись два духовных концерта в пользу голодающих. Однако это не помешало властям провести в губернии массовое изъятие церковных ценностей. Из храмов Вологодской губернии было изъято 4 фунта 42 золотника золота, 393 пуда 20 фунтов серебра, 5 фунтов 86 золотников серебра с жемчугом, 5003 драгоценных камня, 4 фунта 21 золотник жемчуга, 29 фунтов 10 золотников жемчуга в шитье.

    16 декабря 1929 года Президиумом ВЦИК принимает постановление «Об урегулировании колокольного звона в церквях», фактически его запрещавшего. В Вологде 29 декабря 1929 года на заседании президиума Вологодского горсовета было принято постановление о запрещении колокольного звона во всех церквях города, а также выработано предложение во ВЦИК с просьбой разрешить снятие колоколов с городских храмов и передачу их в фонд цветной металлургии.

    На в 1929—1930 годы пришлась внушительная по своим масштабам была волна по закрытию церквей.

    В 1937 году была образована Вологодская область — с 1939/1940 до осени 1942 года на её территории служба совершалась в единственном храме — нижней церкви Богородского кладбища Вологды. В 1944 году епархиальные границы привели в соответствие с областными. К 1948 году на территории епархии действовали 17 храмов.

    23 октября 2014 года решением Священного Синода из состава Вологодской епархии были выделены две новые: Череповецкая и Белозерская епархия и Великоустюжская и Тотемская епархия[2].

    В Вологодскую епархию входят 10 благочиний, имеются 2 кафедральных собора

    В Вологодскую епархию входят такие районы, как Вожегодский, Верховажский, Кирилловский, Грязовецкий, Сокольский, Харовский и другие.

    Также в епархию входит 10 благочиний, в которые входят 105 храмов области. Кафедральных храмов у епархии всего 2.

    Софийский собор

    По-другому Собор Софии Премудрости Божией — это одно из древнейших каменных сооружений на территории Вологды. А также считается одной из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного. Построен в 1568 — 1570 год по распоряжению самого Ивана Грозного. С 1587 года храм считается кафедральным в Вологодской епархии. В соборе сохранились фрески 17 века и иконостас первой половины 18 века.


    Софийский собор Вологодской епархии — одно из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного

    Воскресенский собор

    Еще один кафедральный собор города Вологды. Построен был в 1772 году как теплый храм. Строительство произошло по повелению архиепископа Иосифа Золотого. В настоящее время собор — архитектура феодального значения.


    Воскресенский собор Вологодской епархии — в настоящее время архитектура феодального значения

    Архиереи

    • Иоасаф I (1558—1570)
    • Макарий (1568—1574)
    • Варлаам I (1576—1584)
    • Св. Антоний (11 октября 1585 — 26 октября 1587)
    • Иона (Думин) (июнь 1588—1603)
    • Иоасаф II (декабрь 1603 — упом. май 1609)
    • Сильвестр (июль 1611 — 11 июля 1613)
    • Нектарий Грек (25 июня 1613—1616)
    • Макарий (9 февраля 1617 — 22 июля 1619)
    • Корнилий (6 февраля 1620 — 17 марта 1625)
    • Нектарий Грек (май 1625 — 3 июня 1626)
    • Варлаам II (8 октября 1626 — январь 1645)
    • Св. Маркелл (16 января 1645 — 22 марта 1663)
    • Симон (23 октября 1664 — август 1684)
    • Гавриил (Кичигин) (7 сентября 1684 — 30 марта 1707)
    • Иосиф (17 октября 1708 — 18 января 1716)
    • Павел (Васильев) (29 января 1716 — 5 ноября 1725)
    • Иоаким (16 марта — 22 апреля 1726)
    • Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) (9 октября 1726 — 17 сентября 1735)
    • Амвросий (Юшкевич) (2 февраля 1736 — 29 мая 1740)
    • Пимен (Савёлов) (29 июня 1740 — 26 мая 1753)
    • Серапион (Лятошевич) (29 октября 1753 — декабрь 1761)
    • Иосиф (Золотов) (16 декабря 1761 — 25 декабря 1774)
    • Ириней (Братановский) (26 апреля 1775 — 23 апреля 1796)
    • Арсений (Тодорский) (15 августа 1796 — 15 июня 1802)
    • Антоний (Знаменский) (5 июля 1802 — 13 февраля 1803)
    • Феофилакт (Слонецкий) (26 апреля 1803 — 3 января 1808)
    • Евгений (Болховитинов) (24 января 1808 — 19 июля 1813)
    • Онисифор (Боровик) (22 февраля 1814 — 28 ноября 1827)
    • Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) (28 ноября 1827 — 29 ноября 1828)
    • Стефан (Романовский) (24 ноября 1828 — 1 марта 1841)
    • Св. Иннокентий (Борисов) (1 марта — 31 декабря 1841)
    • Иринарх (Попов) (12 января 1842 — 12 ноября 1844)
    • Евлампий (Пятницкий) (22 ноября 1844 — 15 июня 1852)
    • Феогност (Лебедев) (13 июля 1852 — 31 июля 1856)
    • Христофор (Эммаусский) (31 июля 1856 — 17 июня 1866)
    • Павел (Доброхотов) (21 августа 1866 — 7 июля 1869)
    • Палладий (Раев-Писарев) (15 июля 1869 — 13 июня 1873)
    • Феодосий (Шаповаленко) (13 июня 1873 — 22 августа 1883)
    • Израиль (Никулицкий) (25 октября 1883 — 23 апреля 1894)
    • Антоний (Флоренсов) (30 апреля 1894 — 12 июня 1895)
    • Алексий (Соболев) (12 июня 1895 — 21 апреля 1906)
    • Никон (Рождественский) (25 апреля 1906 — 29 мая 1912)
    • Антоний (Быстров) (1911) в/у, еп. Вельский
    • Св. Александр (Трапицын) (16 мая 1912 — март 1921)
    • Александр (Надеждин) (март 1921 — ноябрь 1922) уклонился в обновленчество
    • Павел (Вильковский) (26 августа — октябрь 1923) на кафедре не был
    • Павел (Кратиров) (4 сентября — 22 октября 1923) в/у
    • Сильвестр (Братановский) (22 октября 1923—1928) Николай (Караулов) (1925) в/у, еп. Вельский
  • Амвросий (Смирнов) (28 ноября 1928—1931)
  • Венедикт (Плотников) (1931 — 16 июня 1933) в/у, еп. Кронштадтский
  • Венедикт (Плотников) (16 июня — 18 октября 1933)
  • Стефан (Знамировский) (18 октября 1933 — октябрь 1936)
  • Ювеналий (Машковский) (1936—1937)
  • Иоанн (Соколов) (октябрь 1936—1937) в/у, еп. Волоколамский (1936), затем Архангельский (1937)
  • Алексий (Сергеев) (5 — 16 августа 1937)
  • Георгий (Анисимов) (13 сентября 1937 — сентябрь 1940)
      1940—1944 — епархия вдовствовала
  • Григорий (Чуков) (28 августа 1944 — 8 января 1945) в/у, архиеп. Псковский
  • Иустин (Мальцев) (8 января 1945 — 15 августа 1949)
  • Гавриил (Огородников) (15 августа 1949 — 15 июля 1959)
  • Мстислав (Волонсевич) (15 июля 1959 — 25 мая 1965)
  • Сергий (Ларин) (25 мая — 15 июня 1965) в/у, архиеп. Ярославский
  • Мелхиседек (Лебедев) (17 июня 1965 — 7 октября 1967)
  • Мефодий (Мензак) (7 октября 1967 — 2 февраля 1972)
  • Павел (Голышев) (2 февраля — 11 октября 1972)
  • Михаил (Чуб) (11 октября 1972 — 3 сентября 1974)
  • Дамаскин (Бодрый) (3 сентября 1974 — 4 октября 1979)
  • Феодосий (Дикун) (4 октября — 27 декабря 1979)
  • Михаил (Мудьюгин) (27 декабря 1979 — 23 февраля 1993)
  • Максимилиан (Лазаренко) (10 апреля 1993 — 30 мая 2014)
  • Игнатий (Депутатов) (30 мая 2014 — 25 августа 2020)
  • Савва (Михеев) (с 25 августа 2020)

    Великоустюжская епархия имеет 3 благочиния и 2 кафедральных собора

    В Великоустюжскую епархию входят такие районы, как Великоустюгский, Бабушкинский, Никольский, Тотемский, Нюксенский, Тарногский и другие. Правящий архиерей — епископ Тарасий, имеет титул Великоустюжский и Тотемский.


    Епископ Тарасий — имеет титул Великоустюжский и Тотемский

    Епархия Великого Устюга имеет 3 благочиния. Кафедральный собора в епархии два.

    Собор Рождества Христова в городе Тотьма

    Строился собор в два этапа, как и большинство тотемских храмов. В 40 годы 18 столетия был построен нижний теплый храм, а через еще 40 лет над ним возвели стройную летнюю церковь.


    Собор Рождества Христова в городе Тотьма Великоустюжской епархии

    К сожалению, отдельно стоящая колокольня не сохранилась. Нижний храм выглядит довольно скромно.

    Успенский собор в Великом Устюге

    Собор считается одним из старинных зданий города. Расположен он на Соборном дворище, в самой старой части города. Изначально храм был построен в 1619 году, и был он каменным. Но чуть позднее он сгорел и был разобран.


    Успенский собор в Великом Устюге, Великоустюжской епархии. Собор считается одним из старинных зданий города. Расположен он на Соборном дворище, в самой старой части города

    Современное здание строилось с 1639 года по 1658 год. Множество раз он перестраивался. В этом соборе можно сказать отразились черты самых разных архитектурных стилей.

    Основной объем собора — кубический. Когда-то собор был четырехстолпным, но после одной из перестроек в 18 веке он потерял два столба. С востока у собора расположена колокольня, при этом одна из башен имеет шпиль, а другая завершается просто главкой.

    С 1682 года собор выполнял функцию кафедрального собора. Великоустюжский и Тотемский Тарасий очень часто совершает в нем божественные литургии. Также храм служил местом для захоронения епископов. Их изображения сохранились на стенах собора.

    день памяти святителя Прокопия Устюжского

    Епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий возглавил божественную литургию в кафедральном соборе города Великого Устюга.

    Монастыри

    • Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь (мужской; Вологда)
    • Кирилло-Белозерский монастырь (мужской; Кириллов)
    • Горицкий Воскресенский монастырь (женский; село Горицы, Кирилловский район)
    • Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь (мужской; Грязовецкий район)
    • Спасо-Каменный монастырь (мужской, Устьянское сельское поселение, Усть-Кубинский район)
    • Ферапонтов Белозерский монастырь (мужской; село Ферапонтово)
    • Заоникиевская Богородице-Владимирская пустынь (женский; деревня Лучниково, Вологодский район)
    • Горне-Успенский монастырь (женский; Вологда)
    • Нило-Сорская пустынь (мужской; местечко Пустынь, Кирилловский район)
    • Рабангский Спасо-Преображенский монастырь (мужской; деревня Слобода, Сокольский район)[3]
    • Корнилиево-Комельский монастырь (мужской)
    • Александро-Коровинская пустынь (Грязовецкий район)

    Вологодская митрополия имеет свою православную классическую семинарию

    Вологодская и Великоустюжская епархии — самые крупные на территории митрополии. Также следует отметить и то, что Вологодская митрополия имеет свою православную классическую семинарию. Она берет свое начало еще с архиерейской школы, которая открылась по решению Павла в 1724 году.


    Вологодская митрополия имеет свою православную классическую семинарию — она берет свое начало еще с архиерейской школы, которая открылась по решению Павла в 1724 году

    Но через год она была закрыта по причине отсутствия финансирования. После в 1730 году епископом Афанасием была открыта Славяно-латинская школа по духовному регламенту Петра первого. Позднее она и переименовалась в духовную семинарию. Она была предназначена для детей духовенства и готовила для служения будущих священников.

    В самом начале оно находилось в архиерейском доме, а с 1798 года было переведено в здание, которое принадлежало Кирилло-Белозерскому монастырю. Первыми учителями были Иван Толмачев и студент Киевской академии Соколовский.

    Чуть позднее в 1808 году 4 класса духовной семинарии были отделены в самостоятельное духовное училище. В 1918 году семинария была закрыта, а также духовное училище и епархиальное женское училище. В том же году учредили пастырско-богословские курсы для студентов старших курсов. Они продолжали действовать до начала 1920 годов.

    в этом году в Вологде решили создать пастырскую школу для подготовки будущих священнослужителей

    Попытка снова возобновить деятельность богословских курсов, а также духовную школу оказались безуспешными. В 2014 году Священный Синод издал указ о том, чтобы семинарию вновь возобновили.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: