Мироточение в Клину: почему плачут иконы?
Мироточение — это чудесное явление в христианском мире, когда на иконах или Святых мощах появляется миро (масляная влага). Миро благоухает. Верующие почитают это знамением от Господа.
Клин-9: запах и трепет
В военном городке Клин-9 в 2001 году у пожилой женщины дома замироточили иконы. И не одна или две, а абсолютно все! Телевидение, пресса: пройти мимо такой «картинки» тогда мог только ленивый, неважно, верующий или неверующий. Корреспондент «НС» Наталья БЕССОНОВА, в то время юная неофитка, побывала в паломничестве у мироточивых икон.
У Валентины Жучковой я была в 2003 году. Мироточение икон в ее квартире тогда только началось, но о нем было уже широко известно и за пределами Московской области. Поехать мне посоветовал мой духовник — для укрепления веры. Он предложил взять с собой из дома икону. Как мне рассказали перед поездкой — у некоторых людей привезенные иконы начинают мироточить еще в руках, когда они только заходят в квартиру, но это редкий случай. Всем остальным Валентина сама их помазывает ваткой с миром.
Итак, я собралась ехать. Ко мне присоединилась скептически настроенная подруга и один иеромонах, насельник подмосковного монастыря. Батюшка уже бывал у Валентины, оставил у нее свою икону и теперь хотел ее забрать назад. По дороге в машине мы обсуждали мотивы нашей поездки. Что нами движет? Любопытство? Да. Желание обладать личным «домашним чудом» — мироточащей иконой? Да. Хорошо это? Нет. Так что же мы едем? «Чудо, как началось внезапно, так может и закончиться — а мы потом будем жалеть, что не видели все своими глазами, хотя могли — вот поэтому и едем», — оправдывались мы друг перед другом.
Сладкий цветочный запах мы почувствовали, когда еще только приблизились к блочной пятиэтажке, во втором подъезде которой и находилась необычная квартира. В подъезде и вовсе стоял такой аромат, что воздух казался густым. От запаха и трепета перед встречей с чудом кружилась голова. Валентина приветливо нас встретила, меня и подругу провела в гостиную комнату и включила посмотреть фильм «Клинское чудо», где она рассказывает, как все началось, а сама пошла с батюшкой искать его икону.
Из фильма мы узнали, что Валентина — учительница в школе, муж ее военный. Жили они и забот не знали, пока у Валентины не обнаружили неизлечимую болезнь. Она начала ходить в храм, исповедоваться, причащаться. Великим постом, который, как она думала, станет для нее последним, на Страстной седмице и началось мироточение. Сначала одна иконочка, потом другая, потом все иконы в квартире, потом люди начали приносить иконы из своих домов — просили поделиться чудом — и они тоже мироточили. Ее духовник, местный батюшка, не сразу поверил, но когда увидел своими глазами — сдался. Иконы мироточат. Факт. Так она и живет с тех пор в «режиме чуда». И, кстати, болезнь у нее бесследно исчезла.
После того, как мы посмотрели «вступительный» фильм, Валентина провела нас в соседнюю комнату, бывшую спальню, до потолка заставленную иконами. Их было очень много: бумажные, металлические, деревянные; старые и новые. Мироточили все иконы. Разные образы пахли по-разному. Например, иконы блаженной Матроны пахли лилиями не зависимо от того, где стояли и из чего были сделаны. Под всеми иконами лежали аккуратные тряпочки-полотенца и вата, чтобы миро не капало на пол (вату эту Валентина раздавала всем, кто приходил).
Батюшка начал служить молебен, после которого Валентина подвела нас к пластиковой кювете, где в мире «плавала» Иверская икона Божией Матери. Она вылила все миро из кюветы в аптечные пузырьки и подарила их нам, а иконочку протерла, положила обратно и предложила присмотреться к ее поверхности. На полиграфическом изображении появились пузырики-фонтанчики и кювета снова начала наполняться благоухающим составом. Если бы мне кто-то рассказал, что кювета по объему большая, чем икона, может наполниться до краев, я бы не поверила. Но я видела это своими глазами и даже сфотографировала.
Валентина рассказывала, как обновляются старые иконы, как в комнате пахло сырой землей перед террактом 11 сентября, как приходил физик и говорил, что это конденсат в воздухе и смеялся над ней, но когда подержал Иверскую и миро потекло по его рукам — уверовал и крестился, как кричат бесноватые, как исцеляются болящие, и много-много еще историй, страшных близостью духовного мира. Бедная женщина. Я слушала все это и думала, что вот, не приведи Господь, случилось бы такое у меня — я же сошла бы с ума в считанные часы, если не от гордости, так от полной невозможности существовать рядом с постоянным чудом, а она вот держится, смиряется даже как-то.
Хотя вид у нее несколько блаженный. Но поскольку и ситуация, в которой она живет, не рядовая, то наверно ей простителен некоторый восторженный мистицизм… Говорит, что для нее великая тайна, почему именно в этой квартире все началось, и что она не знает, с какой целью Господь все это устроил. Но раз Ему так угодно, она готова принимать бесконечные толпы людей в своей квартире, которая теперь похожа вагон метро в час пик, раздавать всем пузырьки с миром, рассказывать снова и снова, как все началось, и как уверовал физик.
Где-то через час всех этих разговоров и размышлений, осязания и обоняния — мозг отключается в аварийном режиме. Блокируется та его часть, которая отвечает за распознование реальности и анализ происходящего. Начинаешь все воспринимать «как должное». Да, действительно, на вырезанной из календаря бумажной иконе проступила свежая кровь и пахнет она «естественно» кровью; да, а вот потекла капля мира и с моей иконы, привезенной из дома…
Обратно мы возвращались молча. Моя «скептически настроенная подруга» так и доехала до Москвы с открытым от удивления ртом — икона, которую она привезла с собой в Клин, замироточила у нее в руках. После этой поездки девушка стала регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Миро на иконах, привезенных домой, застыло капельками и скоро засохло, но кружащий голову запах держался еще очень долго.
Если судить по плодам, как советует Священное Писание, то нас увиденное укрепило в вере и это плод положительный. Но желания поехать туда вновь нет, потому что страшно. Сверхъестесственность происходящего в Клину очевидна. Но вот от кого это все-таки происходит? От Бога или нет? Не ясно, а потому страшно. Разобраться в этом своим умом не представляется возможным. Страшно ошибиться, так как слишком масштабна будет эта ошибка.
Мироточение в Клину: почему плачут иконы?
Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался наш корреспондент Дмитрий РЕБРОВ.
От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород — расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», — Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. — «Вот, это здесь!» — указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», — объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. «Публикации мне не нужны, журналисты к моим словам постоянно прибавляют тысячи искажений. Мне не нужно рекламы. Я устала за семь лет принимать по пятьсот человек в день. Да и соседи обижаются, не устраивает их все это…». Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.
«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», — объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли — «миро» повсюду: на ликах, на одежде. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня — Иверская икона в открытом киоте — практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», — говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», — говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха. «Вы видите? А то некоторые смотрят на икону, и говорят: как она мироточит, покажите, я достаю им, мы оба смотрим, я вижу, а он нет! — беспокоится Валентина. — То есть они просто не верят своим глазам, видят и не верят!». Своим глазам я поверил.
«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», — объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».
Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, — отмечает отец Алексей, — ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».
«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, — продолжает рассказывать Валентина. — Как пример — моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».
В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина — в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», — признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. На вопросы: «а почему чудо произошло именно у вас?», — скромно отвечает: «Не знаю, наверное, это связано с самим местом, потому что я обычный грешный человек, и не считаю себя достойной по каким-то заслугам этого чуда, я просто хранительница этих икон».
Чудо есть, послушания нет
«Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», — вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники.
Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. «Мы тогда пришли посмотреть, — хотелось все увидеть своими глазами, побеседовать, — рассказывает отец Алексий Тюков, — но вдруг увидели на полках «мироточащими», кроме икон, и весьма сомнительные изображения, такие как портрет Ивана Грозного, какие-то фотографии духовников Валентины. После нашего вопроса о неканоничности изображений Ивана Грозного Валентина Михайловна прервала разговор и попросила нас покинуть помещение. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»
С пастырского собрания, на которое ее пригласило местное священноначалие, Валентина ушла сама: «Она обрушилась тогда на нас с бурей критики: почему мы не признаем «ее» чудо, и почему мы не напечатали о нем в церковной газете, когда о других чудесах печатаем, — рассказывает благочинный Клинского округа протоиерей Борис Балашов. — Дело в том, что в поселке Нудоль Клинского района, в храме Преображения Господня тоже замироточила икона. Мы напечатали об этом небольшую заметку в церковном приложении к районной газете. Про Валентинины иконы мы писать не стали, потому что отнеслись к ним с осторожностью, выбрали выжидательную позицию. На собрание мы пригласили Валентину побеседовать, она же с порога стала возмущаться, упрекать нас, обвинять в «неверии».
Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. — «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», — резонно замечает теперь Жучкова.
Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, — говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, — продолжает отец Игорь. — Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, — к нам в храм, как правило, не заходят».
По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».
«Чудо ради чуда — бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни, — говорит отец Алексий Тюков. — Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив — скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа — это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо — это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».
Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про «различные подходы в Церкви к одним и тем же вещам», а если конкретнее, то про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь — заявляет она. — Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой… А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!»
«Вы думаете почему иконы плачут?» — спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.
О церковности чудес
протоиерей Борис Балашов
В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в 5000 мест.
Что в Церкви понимается под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.
Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.
В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.
Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.
В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.
Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.
Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.
Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.
В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.
Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые “мироточения” от икон у богородичников, которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.
Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.
Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.
Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.
Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.
Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:
- мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;
- никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;
- никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.
Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.
Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин‑9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.
Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.
Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого “она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату “сошло” как бы некое “невидимое благодатное облако”. После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы” (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).
Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.
Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет “миро” подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.
Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.
Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду “мироточения”, посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих “паломников” мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся “чудом”, так и остались безбожниками.
После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что “мироточивые иконы” после перенесения в любой храм постепенно переставали “мироточить”.
Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.
Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.
Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.
И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.
Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.
Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.
Мироточат “иконы” царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.
Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.
Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.
Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.
В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.
Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете “Клин Православный” напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин — 9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.
Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.
На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.
27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что “старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов” (рапорт священника Алексия Тюкова).
В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: “Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.
После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.
Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.
Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что “Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден”.
Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток “с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. “лечила” молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой”.
Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет”.
Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.
Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.
В рассказах “паломникам” о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В. Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась “такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери”, хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.
Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.
Подытоживая факты, связанные с “мироточением” икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:
- “мироточение” происходит только в одном месте – спальне;
- “мироточение” связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой;
- в храмах “мироточение” от этих икон прекращается;
- “мироточат” все изображения в комнате;
- создается экзальтированная обстановка вокруг этого “чуда”, в результате чего происходит разделение православных. Принимающие “чудо” у В.М. Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты “неверующими”.
На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса “мироточения” и “кровоточения” носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.
Мироточение икон – физическое явление или чудеса православного мира
Что означает термин «святое миро»
В основе термина «мироточение» лежит слово «миро», которое дословно переводится с древнегреческого языка как «масло, имеющее аромат». Православные христиане освящают с его помощью новые храмы, а также используют во время таинства миропомазания. Само изготовление миро – это священный ритуал, уходящий корнями во времена бытия двенадцати апостолов.
По канонам Русской православной церкви перед началом создания ароматного масла необходимо получить благословение патриарха. Процесс изготовления происходит очень редко (раз в несколько лет), сопровождаясь торжественным песнопением и вознесением множества молитв Богу. Сразу по окончании производства святого миро пахучую жидкость разливают по емкостям, надежно запечатывают, а затем развозят по церковным округам.
Иконы, которые мироточат, выделяют именно эту маслянистую субстанцию. Она может быть разного цвета и консистенции. Когда говорят, что «лики плачут кровью», не имеют в виду конкретно ее. Красный оттенок появляется из-за примеси красок с соответствующим пигментом, которые были использованы при написании образов. Иногда миро появляется немного, но случается, что святыня прямо «умывается» им.
Почему мироточит икона
Чудо мироточения упоминалось еще в Евангелии. Согласно Святому Писанию, ароматное масло выделялось на останках апостола Филиппа, Иоанна Богослова и Федота. Выявить закономерность, почему «плачет» та или иная святыня, до сих пор не удалось. Очевидцы рассказывают о появлении миро не только на древних церковных образах, но также на домашних иконах. Объяснить это явление пока что не под силу никому, однако христиане точно знают – это знамение, которое им посылает Всевышний. Одни связывают его с добрыми вестями, другие видят предупреждение о грядущих несчастьях.
Видео «Почему мироточат иконы?»
В этом видеоролике представлено мнение одного из протоиереев.
Точка зрения служителей церкви
Богословы, изучающие мироточивые образы, не могут дать конкретного ответа, почему происходит это явление. По их мнению, Всевышний избирает определенную святыню, через которую посылает людям особое Божественное Знамение. Священнослужители считают, что символом проявления Воли Господа является также благоухание, исходящее от маслянистой субстанции. Оно, как и масло, обладает исцеляющими свойствами.
Смысл выделения миро зачастую понятен церковникам не сразу. Однако по характеру мироточения можно судить о грядущих событиях. Так, жидкость, истекающая из глаз иконы, свидетельствует о скором несчастье. Маслянистые капли означают доброе знамение. А вот «кровавые слезы» сулят тяжелые испытания.
Несмотря на исцеляющие свойства ароматного масла, сами святыни редко признаются чудотворными.
Мнения скептиков
Скептически настроенные люди опровергают Божественное вмешательство и стараются найти логическое объяснение чудесному явлению. На их взгляд, субстанция, выделяемая святынями, вовсе не миро, а конденсат или древесная смола. Доля правды в словах скептиков присутствует, ведь история знает много случаев фальсификации. Однако пахучее масло появляется не только на оригинальных иконах. Существует немало свидетельств, когда мироточили бумажные копии, металлические лики, мозаики, фрески или литографии.
Научное объяснение
Ученые также пока что не нашли четкого объяснения, почему «плачут» святыни. В исследованиях они не раз рассматривали гипотезу, приведенную выше. Однако после ряда анализов было доказано, что мироточение не связано с химическим составом древесины, на которой изображен святой лик. Также исследователи не нашли взаимосвязи между святыми, нарисованными на полотнах, возрастом икон, их месторасположением, а также материалом, из которых те изготовлены.
Физическим законам мироточение тоже не всегда подчиняется. Случалось, миро текло по направлению снизу вверх или стекалось к центру от боков святыни. Единственное, что нашло научное подтверждение – состав жидкости. Несмотря на разный цвет, консистенцию или маслянистость, субстанция является полностью органической и похожей на человеческую слезу. Подробный анализ показал большое количество белка, который способно выработать только живое существо.
Мироточение прошедших веков
Тайна «плачущих» святынь занимала умы православных христиан начиная с раннехристианского периода. Как уже говорилось, мироточение описывалось еще в Святом Писании. Также оно упоминалось и в апокрифах, непризнанных церковью.
Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица, датирующий чудесное явление 1040 годом. После Крещения и Русь узнала о мироточивых иконах. Одна из записей принадлежит перу Дмитрия Ростовского – епископа Русской православной церкви, которая подтверждает, что «плачущие» образы встречались уже в VII столетии.
Впервые о чуде сообщил византийский хронист Иоанн Скилица
Мироточения последних десятилетий
До ХХ столетия случаи с мироточением святынь встречались редко. Однако к концу 90-х годов появилось множество сообщений о том, что массово «заплакали» Державные иконы Божией Матери. Первой замироточил лик в соборе Николо-Перервинского монастыря. Далее весть пришла из Успенского храма, где капельки миро появились на лике Казанской Богородицы.
Когда в 2004 году чудо случилось с иконой Тихона Задонского, мир узнал об авиакрушении пассажирского лайнера ТУ-154, унесшим жизни сотни людей. Знамение также снисходило перед Бесланским терактом и военным противостояниям на Донбассе.
Однако не только Россия богата на чудеса. Так, Иверский образ Богородицы, украшающий Монреальский собор, непрерывно мироточил 15 лет. А 2009 год запомнился «кровавыми слезами», которыми «заплакала» икона «Умягчения злых сердец» во время богослужения в Севастопольском храме.
Какие иконы сейчас мироточат в России
Православные верующие чтят мироточивые образы, как чудотворные, хотя не все они таковыми являются. Прихожане стремятся приложиться к святыням, моля об исцелении или иной помощи. Со дня крещения Руси история знает более тысячи «плачущих» икон, большинство из которых – лики Пресвятой Девы Марии. Больше всего святынь находится в Москве:
- страстотерпца царя Николая II (Свято-Никольский храм, Пыжи);
- святителя Николая (там же);
- Казанской Богоматери (собор Троицы Живоначальной, Берсеневская набережная);
- Иверской Божией Матери (церковь Архангела Михаила, Девичье поле);
- Всех Святых (там же);
- Богородицы «Семистрельная» (там же).
Что делать, если мироточит икона дома
Образы могут «плакать» не только в храмах. Нередко мироточение случается и дома. Почему так происходит, не может ответить никто. Священнослужители приписывают это чудо Всевышнему, который таким образом шлет человеку послание или предупреждение.
Если образ «заплакал», не нужно вытирать с него миро. Относиться к такому явлению стоит с честью, так как Господь выбрал именно вас стать свидетелем сего чуда. Помолитесь перед святым ликом, вознесите хвалу, попросите помощи. Однако делайте это уважительно, искренне, отринув мыслями от всего мирского.
Мироточение икон – явление, до сих пор до конца не изученное. Исследователи древностей, священнослужители и ученые сообща трудятся над разгадкой этого чуда. Пока что можно сказать одно: появление святого миро на образах – знамение Божие, призванное предупреждать о грядущих событиях.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Мироточащие иконы: почему плачут иконы?
Сведения о мироточащих иконах постоянно встречаются в православных традициях. С древнейших времен это считалось чем-то совершенно невероятным, так как осознать суть происходящего большинство просто не в состоянии. Регулярно проходят научные исследования, чтобы выяснить суть данного феномена, однако рационального объяснения этому нет.
- Суть мироточения
- Мироточение Иверской Монреальской иконы Божией Матери
- Почему происходит мироточение?
Суть мироточения
Это явление, которое считается совершенно уникальным и неповторимым по своей природе. В христианстве его принимают как за благодеяние и чудо, а жидкости, появляющейся на иконах, придают чудотворные свойства.
Конечно, мироточение, сравнимаемое многими с кровотечением, никем не должно восприниматься в буквальном смысле. Природа его совсем в другом. Ошибочно считать, что именно кровь проступает на поверхности образов, хотя в некоторых случаях может возникнуть такое ощущение. Такое происходит, когда миро перемешивается с красками темных оттенков на образе. В результате появляются коричневатые цвета, внешне схожие с человеческой кровью.
Часто полагают, что мироточение – предвестник предстоящих трагических событий, так как миро походит на кровавые слезы изображенного святого. Во многих случаях подобное явление никак не связано с трагическими предзнаменованиями.
Священнослужители отмечают, что нередко мироточение символизирует Божью благодать, которая ниспослана верующим. Изображение, которое начинает мироточить, считается чудотворным. Многие верят, что оно в состоянии излечить от болезней, практически любой опасности. Чтобы получить это благословение, достаточно прикоснуться к такой мироточащей иконе. В результате в приход, где был обнаружен феномен, стекаются тысячи верующих.
Мироточение Иверской Монреальской иконы Божией Матери
Известный случай мироточения – чудо, произошедшее с Иверским Монреальским образом Богоматери.
Икона была написан в начале 1980-х годов. Вскоре ее подарили православному канадцу чилийского происхождения Иосифу Муньосу, большому знатоку искусства и иконографии.
Приехав обратно в Канаду, где он жил, Муньос разместил икону в доме. В ноябре 1982 года образ впервые замироточил. Затем это начало происходить непрерывно на протяжении 15 лет.
Свидетели, видевшие это чудо в живую, утверждали, что священное миро стекало из рук младенца и самой Богородицы, а также из звезды, изображенной в районе ее плеча. При этом обратная сторона икона всегда оставалась неизменно сухой. Миро собирали в сосуды, так как его было достаточно много, оно издавало благоухание и характерный аромат.
Муньос начал возить образ Богородицы по приходам в разные страны, побывав с ней на нескольких континентах. Образ Богородицы исцелял людей, которые приходили к нему поклониться, совершал другие удивительные чудеса. Чаще всего миро на иконе появлялось, когда перед ней начинали молиться, иногда так сильно, что даже проступало через стекло, которым было защищено. Особенно сильное мироточение наблюдалось в дни больших православных праздников. Икону почитали не только православные, но и представители протестантской и католической конфессий.
Когда Муньос был убит в 1997 году на территории Греции, образ Богоматери пропал.
Почему происходит мироточение?
Считается, что во время мироточения на иконах выделяется миро. Это масло, обладающее приятным запахом. От атеистов, скептически относящихся к этому чуду, можно слышать, что миро – это смола или ее подобие, выделяемая деревом, на котором создан образ.
Данное утверждение опровергается тем фактом, что подобное чудо происходит не только с деревянными образами, но и теми, что приклеены на картон, даже их бумажные репродукции. Это происходило с бумажной копией Иверской Божьей Матери, которая замироточила ровно через 10 лет после убийства Муньоса. К тому же эти объяснения не выдерживают никакой критики, когда миро изливается с образов буквально целыми литрами, к тому же в большинстве случаев все окружающие ощущают устойчивый приятный запах от мироточащего образа.
Фото: Alchevskpravoslavniy.ru
Мироточат не только образа святых, но и их мощи. Например, так происходит с мощами Николая Чудотворца, которые хранятся в итальянском Бари, начиная с конца XI века.
Стоит смириться с тем, что мироточение – необъяснимое явление, которое человек не в состоянии осознать, найти для него разумного научного объяснения. Это такое же чудо, как и нетленность святых, которые не разлагаются на протяжении нескольких веков. Например, на греческом острове Корфу уже около 15 веков остаются нетленными мощи Спиридона Тримифунтского. До сих пор на теле святого сохранилась даже кожа. Ученые неоднократно пытались разобраться в этом вопросе, исследовали мощи, но так и не смогли найти рационального объяснения.
В современном мире мироточение икон не считается большой редкостью. Это является знаком божественной благодати и особого милосердия, проявляемого к человеку.
Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Бог даровал всему миру великое знамение истинности православной веры — Благодатный Огонь в Иерусалиме, который появляется с неба в храме Гроба Господнего в последний день Страстной недели, перед Пасхой. Знак Божией благодати к православной церкви — огонь на Пасху в Иерусалиме появился еще при жизни первых апостолов.
Ежегодно тысячи людей приезжают в Иерусалим, чтобы присутствовать при Схождении яркого Света, от которого порой сами возгораются свечи. Миллионы телезрителей по всему свету с затаенным дыханием ожидают Божьего чуда.
Что такое Благодатный огонь
Благодатный Огонь в переводе с греческого языка означает Святой Свет, который возникает над Гробом Господним в разное время, но неизменно его появление в Страстную субботу перед Пасхой.
Божий Свет, выносимый из Кувуклии перед празднованием Пасхи, является символом воскресшего для всех христиан Иисуса Христа.
Первым нерукотворный Свет увидел апостол Петр, когда вбежал в пустую гробницу. Была ночь, но Петр был поражен увиденным ярким сиянием, исходящим от Гроба Иисуса Христа.
Уникальность Благодатного огня состоит в том, что в первые минуты после сошествия он не обжигает.
Многие люди, находящиеся в Иерусалиме в это время, по-настоящему умываются огнем, принимая благодать воскресшего Сына Божьего.
О других чудесах в православии:
Храм Гроба Господнего: история и современный стиль
Территория Храма Гроба Господнего представлена целым комплексом архитектурных зданий, в которые входят:
- Голгофа и место Распятия;
- Кувуклия;
- Кафоликон — кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимских патриархов;
- храм Обретения Животворящего Креста, расположенный под землей;
- собор Святой Елены;
- монастыри;
- галереи.
Божья любовь объединила на одной территории разные церкви. Иерусалимская Православная церковь руководит службами в своих святынях, Голгофе, Кувуклии и Кафоликоне. Орден св. Франциска обладает церковью францисканцев и алтарем гвоздей. Армянская апостольская церковь главенствует в соборе Святой Елены, приделе «Трех Марий».
Эфиопская церковь ведет службы над могилой св. Иосифа и алтарем, расположенном на западной стороне Кувуклии. Стену, ограждающую Храм от всего города, построил султан Сулейман еще до того времени, как там появились православные христиане. Голгофа — скала, место страданий и Распятия Иисуса, в те давние времена располагалась вне стен города.
Святая Гробница — пещера, в которой был похоронен Спаситель, располагается в нескольких метрах от Голгофы. Первоначально в ней было две камеры — вход и сама погребальная комната, в которой находилось ложе — аркосолий, место ритуальных захоронений.
В четвертом веке равноапостольная Елена распорядилась накрыть две святыни сводами Базиликой, которая ныне носит название Храма Гроба Господнего.
Часовня Кувуклия или в переводе — царская опочивальня, «накрывает» погребальную пещеру Иисуса. Нигде больше в мире нет такой часовни, Кувуклия — уникальное место на земле, хранящее воспоминания о Царе царей, Господе господствующих, который в этом месте был похоронен и воскрес.
Как и в давние времена в Кувуклии две камеры, в первой можно увидеть большое ложе — аркосолий, входная комната известна в современном мире, как Придел Ангела. В Приделе Ангела хранится часть каменной глыбы, которую отвалил ангел. Именно с этого камня, сидевший на нем Ангел обращался к женам, принесшим миру к гробу Учителя.
История схождения Благодатного огня
История Церкви хранит все сведения о сошествии Благодатного Огня на протяжении нескольких веков.
- Иерусалимская церковь по свидетельствам, описанным в Лекционарии, еще в пятом веке начинала свои субботние служения только после того, как появлялся Вечерний Свет.
- В девятом веке по свидетельству паломника Бернарда Монаха (867г.) появление Святого Света воспринимается, как Божье чудо. По описанию паломника во время утреннего церковного служения, как только по уставу церкви было произнесено «Господи, помилуй» лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом, без посторонней помощи. Святой Свет передавался Патриархом Феодосием, известного своим благочестием, через епископа всему народу, который разносил Огонь по своим домам.
- С десятого-двенадцатого века сохранилось намного больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне Храма. Эмир Иерусалимский в десятом веке принимал Благодатный Огонь, который сошел от молнии, стоя вне храма, о чем сообщает митрополит Кесари Арфа.
- По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившем Иерусалим в 947 году Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв. Во время службы архиепископ несколько раз заглядывал в Святой Гроб, но не находил там Сияния. После чего он несколько часов стоял с высоко поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Божественный Свет стал быть виден через Придел Ангела.
- Впервые описание иерусалимского чуда на русском языке было сделано игуменом Даниилом в двенадцатом веке. По свидетельству Игумена в то время еще не было крыши над Кувуклией. Все люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещавшие все вокруг, и сошел Святой Свет, от которого зажглись все лампады сами по себе.
- В 1420 году иеродиакон Зосим, представитель Сергиевского Посада, писал о своем присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящем в центре Храма.
- Во время путешествия в Иерусалим в 1708 году иеромонах Ипполит присутствовал при схождении Небесного Света, но был возмущен поведением, по его словам, еретиков урмен. Скорее всего, это были арабы, которые и в настоящее время ведут себя в Храме Господнем очень громко.
- Министр просвещения Авраам Норов присутствовал в часовне, стоя в Приделе Ангела в ожидании чуда. В 1835 году по его воспоминаниям, в помещении были потушены все свечи, в Придел поступало только слабое освещение через щели извне. Вход в Кувуклию не имел дверей, поэтому министр видел, как армянский архиерей, которому была оказана честь принять чудо, стоял в молитве перед абсолютно чистой поверхностью Гроба. Все застыли в тревожном молчании как внутри, так и снаружи строений. Буквально через несколько минут яркий свет озарил часовню, митрополит вынес пылающий пучок свечей, их 33.
- Своими впечатлениями поделился Архиепископ Гавриил, который работал в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии. Находясь непосредственно около входа в Приделе Ангела, после выхода Патриарха со свечами Благодатного Огня, русский архиепископ буквально «нырнул» к Гробу и увидел Языки Пламени на мраморе. Синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, Гавриил стал им умываться.
Важно! В первые минуты Своего появления Благодатный Огонь никого не ожигает.
Литания Святого Света
Ежегодно, в Страстную субботу, весь христианский мир, затаив дыхание, ожидает чудо появления Благодатного Огня. Храмовая церемония или литания Святого Света начинается с субботнего утра. Паломники, а среди православных христиан присутствуют атеисты, мусульмане, верующие других конфессий, с раннего утра занимают очередь.
В Храме Господнем тушат все свечи, за этим строго следят представители разных церквей. После проверки Кувуклия опечатывается большой печатью хранителем ключей, который является мусульманином.
Есть три группы людей, присутствие которых является обязательным в процессе подготовки к схождению Святого Огня. Господь избрал для присутствия на таинстве появления Благодатного Огня Патриарха Иерусалимской Православной Церкви.
Важно! Только представитель православной церкви может принять Святой Свет, и это не выбор самого православия. Это выбор Бога.
Представители Армянской церкви в1579 году по договоренности с градоначальником вошли в храм, оставив православное священство за дверями храма. Много времени армянские представители молились, но Свет не сходил. Пребывали в трепетной молитве и православные священники. Внезапно сильный гром прозвучал в Храме, стоящая слева от двери входа в Кувуклию колона треснула, и оттуда появился Огонь, запаливший свечи у православного Патриарха.
Следы этого чуда можно видеть и по сей день.
С этого времени не нашлось желающих оспаривать право православной церкви на принятие Благодатного Огня. Представители различных христианских конфессий могут присутствовать при появлении Благодати Божьей — схождении Божьего Огня. Святой Свет они принимают от свечей, зажженных Иерусалимским Православным Патриархом.
Второй группой людей, без присутствия которых не происходит чудо схождения Света, является монашество, представляющее лавру Преподобного Саввы Освященного. Эта традиция берет начало с 614 года, когда от рук персидских завоевателей погибли 14000 иноков. В настоящее время в лавре постоянно служат 14 иноков.
Многих паломников удивляет и даже возмущает громкогласное поведение арабских христиан. Парни сидят верх один на другом и громко славят Бога, танцуют. Время появления этой традиции неизвестно, но когда во время английского правления арабам запретили входить в Храм, Огонь не появлялся до тех пор, пока арабскую молодежь не пустили для исполнения их ритуалов.
Несмотря на погоду, даже в солнечные дни, с 9 часов утра паломники могут слышать звуки, напоминающие раскаты грома. В некоторые года около полудня храм и подворье начинает озаряться небесными зарницами, которые являются предвестниками сошествия Святого Света.
В это время громко звучат молитвы арабской молодежи. Близко 13.00 начинается литания, во время которой крестным ходом священство во главе с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским трижды обходит Кувуклию, останавливаясь перед ее входом.
Патриарха разоблачают до подризника, порой происходит показательный обыск, показывающий, что у Блаженнейшего нет средств для зажигания огня.
В сильнейшем волнении Патриарх заходит в Кувуклию, склоняет колени и возносит молитву прошения к Богу, от которой зависит, помилует ли Господь Свой народ. Воздух пропитан надеждой и тревогой, и когда волнение достигает своего пика, воздух пронизывают частые блики небесного цвета, яркий Святой Свет буквально вырывается из Кувуклии, от зажженных самим Богом 33 свечей, переданных Патриархом. Огонь огненными ручейками растекается по Храму и за его пределы. Люди радуюсь, танцуют, поют.
Многие паломники свидетельствуют, что в этом момент они чувствовали настоящее очищение, как второе рождение.
Чудеса Святого Света
Неоднократно, во время пребывания в Храме Гроба Господнего, после умывания Благодатным Светом, люди получают исцеление. Камеры наблюдения зафиксировали полное очищение лица мужчины, изуродованного гноящимися ранами, которые практически «съели» его ухо. Чудо исцеления состояло в том, что буквально на глазах присутствующих лицо очистилось, а ухо приняло свою природную форму.
Еще о чудесах исцеления:
Второй случай храмового чуда произошел с человеком, у которого после умывания исчезли оба бельма на глазах, из-за них мужчина был практически слеп.
Яркие молнии и Святой Свет не причинил вреда ни одному человек, не опалил ни одного волоса. Только стекающий воск от свечей, который называют капельками Росы, оставляет след, его нельзя отстирать никакими порошками.
Представители различных конфессий, получив Благодатный Огонь, спешат доставить Его в свои страны.
Схождение Благодатного огня
Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.
Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.
В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.
Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.
Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.
Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.
Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.
Рассказ очевидца
Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.
В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.
Тайна появления Благодатного огня: мнения верующих и версии скептиков
Что такое Благодатный огонь
Накануне Светлой Пасхи христиане всего мира наблюдают удивительное событие – сошествие Благодатного Огня. Чудесное снисхождение происходит ежегодно, каждую Великую субботу, в храме Гроба Господня (Иерусалим). Божественное пламя обладает необычными свойствами:
- первые несколько минут оно не обжигает;
- способно исцелять тяжелые заболевания;
- цвет его необычный: темно-голубой или синий.
Верующие объясняют такие чудеса Божьей благодатью, а потому умываются священным даром, не боясь обжечься.
Богослужение, проходящее в канун Пасхи, символизирует собой три важных события: Распятие Иисуса Христа, Погребение и Воскрешение. Священнослужители, ведущие праздничную церемонию, называют сошедшее пламя «Светом», а вынос его из Кувуклии обозначает воскресшего Спасителя.
История Благодатного огня
Храмовый комплекс, где ежегодно происходит великое чудо, был возведен в IV столетии императором Константином I. Впервые схождение божественного пламени там увидели во время первого Пасхального богослужения. Позже на этом месте возвели крипту с Гробом Господним, называющуюся кувуклией.
О священном пламени в своих трудах упоминает христианский богослов Григорий Нисский (335-394 гг.). Он говорит, что ученик Иисуса, Петр, лично видел яркий свет, окутавший Гроб Спасителя после Его Воскрешения.
Римский историк Евсевий Кесарийский (263-339 гг.) рассказывал о чуде, произошедшем во II столетии. Когда для богослужения перестало хватать масла, патриарх Нарцисс распорядился наполнить лампады водой из Силоамской купели. Тут же с неба снизошел столп пламени, от которого зажглись все лампадки.
Святой Бернард писал в своем дневнике об ангеле, который зажигает свечи после Великой Субботней службы. Также об удивительном Свете упоминала Сильвия Аквитанская, знаменитая галльская паломница.
Видео «Откуда берется Благодатный огонь?»
В этом видеосюжете выдвигается несколько версий, объясняющих появление священного пламени.
Появление Благодатного огня
За день до Великой Пасхи в храме Гроба Господня тушат весь свет. Проверив Кувуклию, ее опечатывают воском, а затем передают контроль над дальнейшими действиями израильской полиции.
В 12:00 через двор Иерусалимской православной церкви к храму подходит крестный ход, возглавляемый Патриархом. Он трижды обходит Кувуклию, а затем становится напротив дверей крипты. Его Святейшество тщательно обыскивают, а затем запускают внутрь часовни. Иерусалимский Патриарх остается в одном подризнике, как доказательство того, что спрятать зажигалку или свечу ему негде.
Священник, преклонив колени, возносит мольбы к Господу Богу, чтобы Всевышний послал Благодатный огонь. По всему храму проносятся маленькие сполохи, а надгробная плита покрывается сине-голубыми огоньками. Священнослужитель подносит к ним ватный шарик, поджигает им лампаду, а затем отдает ее представителю Армянской церкви.
Архимандрит передает Божественный Свет скороходам, которые быстро разносят его всем прихожанам. Православные христиане называют священное пламя Божьей благодатью. Они верят, что пока Благодатный огонь сходит, человечество в безопасности. Однако когда он однажды не загорится, настанет конец света.
Альтернативные мнения и сомнения
Вопрос, откуда берется необычное пламя, волнует умы многих историков, ученых и скептиков.
Научное объяснение
Храм Гроба Господня очень рьяно защищает свою святыню, не разрешая посторонним проходить внутрь Кувуклии. Однако в 2008 году российскому физику Андрею Волкову удалось добиться разрешения на проведение своего исследования. Накануне Великой Пасхи, когда должен был сойти Благодатный огонь, он установил сверхчувствительную аппаратуру и стал ждать.
Перед самым появлением сине-голубых огоньков на надгробии датчики зафиксировали спонтанный длинноволновой импульс электрического происхождения. Во время поджога ватного шарика количество таких всплесков увеличилось, а полученные данные выявили, что их мощность сравнима с небольшим сварочным аппаратом.
Когда провели научное исследование треснувшей колонны, стоящей возле входа в крипту, получили неожиданное подтверждение гипотезы. Разрушения, которым подвергся камень, были следствием сильного электрического разряда.
Треснувшая колонна возле входа в крипту
Мнения скептиков
Объяснения скептически настроенных людей не имеют под собой доказательной базы, однако полностью списывать их со счетов тоже не стоит. Так, представитель Армянской апостольной церкви Самуил Агоян утверждает, что Божественное пламя зажигается от лампады, наполненной маслом. Его мнение подтверждает иерусалимский митрополит Корнилий, который называет Благодатный Огонь природным явлением, освященным святой молитвой.
Ориенталист И. Ю. Крачковский приводит свидетельство одного прихожанина. Тот говорил, что сам видел, как священник тайно поджигает свою свечу от лампадки, спрятанной в дальней нише Кувуклии.
Еще одна версия, поддерживающаяся скептиками – самовозгорание. Чудесное пламя, по их мнению, появляется вследствие химической реакции определенных веществ с воздухом. Это может быть бальзамовое, оливковое масло или хромат калия.
Представители греко-православных церквей
Православная церковь называет снисхождение Благодатного Пламени «чудом», объясняя божественную природу явления. Однако не все представители православия придерживаются такой версии. Например, митрополит Вифлеемский утверждает, что ничего необъяснимого здесь нет. Церковь просто не может лишить верующих очередного чуда, а потому продолжает и дальше играть спектакль с внезапным появлением Священного огня. Такое мнение подтверждает также время его снисхождения – каждый год оно совершенно случайно совпадает с рейсом, которым Божественный свет отправляют в Москву.
Православная церковь называет снисхождение Благодатного пламени чудом
Исламские источники
Ярче всех природу «чуда» описывает главный мусульманский судья Муджир-ад-Дин. Кадий говорит о разрушении храма Гроба Господня. По его словам, крипту сравняли с землей, вынеся оттуда все ценности. Причиной такого поступка стали неоднократные донесения о хитроумных христианах, которые нечестным путем добывали огонь, являя его чудом для невежд. Однако получают его совершенно естественным образом. Шелковые нити, протянутые над потолком храма, обмазывают бальзамовым маслом, смешанным с серой. При этом устроено все так, что невооруженным глазом увидеть подвох невозможно.
Интересные явления
За всю историю храма Гроба Господня Благодатный огонь не появился только дважды. Первый случай датируется 1101 годом, когда вместо иерусалимского патриарха войти внутрь Кувуклии решился представитель Латинской церкви. Второй раз произошел в 1578 году. В тот раз зайти первым было дозволено армянскому священнику. Однако вместо Божественного света раскололась пополам колонна, стоящая возле крипты, а из нее изверглись огненные языки.
Интересным обычаем является появление танцующих и поющих арабов, которые заходят следом за церковниками. Этот ритуал является также неотъемлемой частью церемонии.
К христианским чудесам можно относиться по-разному. Одни верят в них, другие относятся к ним со скептицизмом и стараются найти научное объяснение. Однако Благодатный огонь, чем бы он ни был – это удивительное зрелище, завораживающее своей красотой.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.