Мирожский монастырь: история и адрес, фрески, описание, настоятели и святыни

Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода

Если меня спросят, что мне больше всего понравилось во время путешествия по Пскову, я отвечу однозначно — Мирожский монастырь. Монастырь известен прежде всего сохранившимися в Преображенском соборе уникальными фресками 12 века. Но и кроме этого, туристам есть на что посмотреть.

Из истории монастыря

Мирожский монастырь, памятник архитектуры XII-XIX веков, занимает центральное место среди христианских древностей Пскова. Несмотря на то, что в начале ХII века активная политическая и духовная жизнь Древней Руси крутилась вокруг Киева, но уже в 30-е годы XII века эту эстафету перенимает Северо-запад Руси. Это связано с деятельностью новгородского архиепископа Нифонта, который был родом из Греции.
Пскове в те времена, на ровне с Троицким христианским собором существовали и языческие капища, найденные археологами. Именно здесь, во Пскове Нифонт начинает воплощать свою идею христианизации русских земель. Так к 50-м годам ХII века был возведен Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Преображенский собор Мирожского монастыря

Расположение

Монастырь расположен на левом живописном берегу реки Великой, там, где в нее впадает небольшая речушка Мирожа. Отсюда и название монастыря пошло. Если ориентироваться на Кремль, то этот объект расположен на противоположном берегу реки Великой, не напротив, а немного дальше (2,5 км от Кремя, около 20 минут пешком).
Если идти к монастырю пешком, то с моста открываются великолепные виды. В хорошую погоду можно увидеть и Псковский кремль вдалеке.

Панорама реки Великой

Мирожский монастырь: что посмотреть

Святые врата, колокольня и Стефановская церковь

Мирожский монастырь включает в себя ряд интересных объектов: Спасо-Преображенский собор (12 век) и церковь архидиакона Стефана (17 век), деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.

Схема Мирожского монастыря

В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе не проводятся богослужения, он работает как музей. Стоимость билетов порядка 300 рублей, стоимость экскурсии — 900 рублей. Но экскурсия стоит этих денег, ведь длится она почти час. Надо отметить, что музей работает только в сухую погода, так как содержание фресок требует особого температурного режима.

Паломники могут посетить богослужение в Стефановской церкви, нарядном храме. В церкви находится необычный каменный иконостас, созданный современным иконописцем архимандритом Зиноном.
В этом храме находятся мощи разных святых, и чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, которая благодаря чуду явилась в 1199 году. Здесь можно увидеть и другие иконы: святого великомученика Пантелеймона, , Тихвинская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца.

Иконостас Стефановской церкви

В церкви есть также иконописная мастерская, где также можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.

Под притвором церкви Стефана расположены Святые ворота-главный вход в монастырь. С запада в 18 веке к Стефановской церкви был пристроен длинный корпус. Колокольня над Святыми воротами появилась в 1885 году.

Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи

Рядом с главным собором стоят зимние покои настоятеля. В основании этого строения — погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого подобного из дерева.

Зимние покои настоятеля

Рекомендую вначале прогуляться по территории, пройти монастырь насквозь, побродить вокруг древних строений.

Вот такой вид открывается на реку Великая.

Вид на Троицкий собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.

Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.

Первоначальный вид Преображенского собора

За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста – чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.

Почти не сохранились фрески в нижней части храма – по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.

Фрески Мирожского монастыря

Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.

Фрески в купольной части

Основная мысль росписи собора – соединение в Иесусе Христе человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.

Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.

Схема изображения фресок

Центром росписи является так называемый “Деисус”, где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Восточная часть собора

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.

Читайте также:
Боголюбский монастырь: история и адрес, архитектура и описание, святыни

В целом, Мирожский монастырь – это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.

Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.

Контакты

Адрес: Псков, Мирожская набережная, 2, Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Тел.: 8 (8112) 600-786.
Бронирование отелей в Пскове

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – уникальные памятники древнерусской живописи

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная
Дата основания: в середине XII в.
Основатель: святитель Нифонт
Основные достопримечательности: собор Спаса Преображения, церковь св. Стефана, колокольня
Святыни: список с чудотворной Мирожской иконы Божией Матери
Координаты: 57°48’23.6″N 28°19’43.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Знаменитый псковский Кром занимает правобережье реки Великой, а на противоположном, левом берегу стоит не менее известный Мирожский монастырь. Его назвали по имени небольшой речки Мирожи, возле устья которой возвышаются старинные стены и храмы. Этот монастырь – один из старейших в России. Он был основан в первой половине XII века и сохранил древние фрески, созданные неизвестными византийскими изографами.

Вид на монастырь с противоположной стороны реки Великой

История монастыря

Обитель появилась в городе в 1130-х годах, благодаря епископу Новгородскому Нифонту. Святитель был греком по происхождению, принял монашеский постриг в Киевско-Печерском монастыре, а потом был направлен в Новгород. Он дал новой обители имя – Спасо-Преображенская и сделал эскизы росписи монастырских храмов.

При Нифонте новгородские зодчие построили здесь первый храм – Спасо-Преображенский собор, а росписи в нем сделали приглашенные епископом византийские мастера. Сюжетом искусно выполненных фресок стали сцены Ветхого и Нового Заветов. Легко представить себе изумление, которое испытывали все впервые пришедшие в собор. Нарисованные снизу до верху фрески раскрывали верующим сцены из жизни Иисуса Христа, показывали момент его распятия, воскрешения и вознесения на небеса.

В Средневековье монастырь на левобережье Великой играл роль одного из культурных центров Псковских земель. Он обладал большой библиотекой. Монахи писали иконы, вели летопись и переписывали древние рукописи. Их трудами была создана копия знаменитого «Слова о полку Игореве». Монастырь считался очень богатым – ему принадлежала пойма Мирожи и левобережье Великой, несколько мельниц и кузниц, а также хозяйственные дворы.

Вид на церковь святого Стефана

Он стоял вне укрепленных стен псковского кремля и поэтому был уязвим для нападавших с запада неприятелей. Так, в 1299 году рыцари-ливонцы разграбили территорию псковского Посада и подожгли монастырь. В 1581 году православную обитель, наоборот, использовали для нападения на город. Король Польши и великий князь Литвы Стефан Баторий повелел поставить на монастырской колокольне пушки и из них обстреливал Псков.

С приходом советской власти обитель закрыли и разместили в ней городскую экскурсионную станцию. В середине 1990-х годов Стефановскую церковь, а также братский и настоятельский корпуса передали верующим, и они начали возрождать монашескую жизнь. Первыми здесь поселились монахи, приехавшие из знаменитой Псково-Печерской обители. С 2010 года весь монастырский ансамбль, кроме Спасо-Преображенского храма, передали в ведение Церкви.

Архитектурные памятники на территории монастыря

Мирожскую обитель не случайно называют выдающимся памятником средневековый архитектуры и одним из символов древнего Пскова. Его белоснежные стены и храмы отлично видны с реки и составляют парадный фасад Завеличья. Территория монастыря опоясана невысокой каменной оградой, возведенной в конце XVIII – начале XIX века.

Собор Спаса Преображения

Много верующих и туристов приезжают сюда, чтобы увидеть древний Спасо-Преображенский собор, который стоит почти 900 лет и считается одним из образцов русского зодчества домонгольского периода. Он возведен из каменных плит и тонких кирпичей – плинфы. Это крестовокупольный греко-византийский храм, имеющий одну полукруглую абсиду и мощный световой барабан с массивной главой. Лаконичность и простота древнего собора стали основой для развившейся позже псковской архитектурной школы.

Внутри храма можно увидеть выполненные в середине XII века фрески и надписи на греческом языке. Это редкий случай, когда созданные по сырой штукатурке древние росписи сохранились в таком объеме и качестве. В XVII веке их забелили, и это стало одной из причин, по которой уникальные фрески не были утрачены. Вскрыли древние росписи в конце XIX века, а потом их много раз исследовали и реставрировали.

Монастырские фрески признаны уникальным памятником древнерусской монументальной живописи, и настоящее время находятся под охраной ЮНЕСКО. Чтобы больше народа смогло увидеть эти росписи, собор открыт, как музей, и богослужения в нем не ведутся.

Слева направо: церковь св. Стефана, колокольня, братский корпус

В северной части монастыря возвышается белоснежная церковь Апостола и Первомученика Стефана с колокольней. Она была построена в начале XVII века вместо храма, который стоял в монастыре с 1406 года. Стефановская церковь выполнена, как надвратный храм с подклетом. Это целый корпус с трапезной и к нему примыкают Святые ворота.

Декор церкви несет явные четны московского храмового зодчества. Она выглядит очень нарядно и богато украшена орнаментальными поясами, затейливыми карнизами, наличниками, лопатками и колонками. Двухсветный храм перекрывает сомкнутый свод. В наши дни церковь действующая, и регулярно в ней проходят богослужения. В подклете размещена выставка икон, созданных мастерами обители.

С севера монастырский фасад состоит из Стефановского храма, Святых ворот, высокой колокольни, построенной в 1879 году, и двухэтажного братского корпуса (XVIII-XIX вв.). С запада от главного собора расположен настоятельский корпус (XVI-XIX вв.). Он состоит из старого каменного подклета с надстроенным деревянным этажом. Сегодня здесь размещается монастырский иконописный центр.

Обитель находится на слиянии двух рек, и на протяжении долгой истории неоднократно затапливалась паводковыми водами. Последний раз это произошло в 2011 году. В апреле вода поднялась так высоко, что Спасо-Преображенский храм затопило на 1 м. Чтобы спасти уникальные фрески, пришлось откачивать воду насосами, прибегнув к помощи сотрудников МЧС.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь – действующая православная обитель, живущая по строгому монастырскому уставу. Ее территория открыта для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 19.00. Богослужения проходят в храме Апостола и Первомученика Стефана. Снимать фото и видео здесь не запрещено, однако, путешественников просят не фотографировать насельников и церковные службы.

Читайте также:
Никольская церковь в Зеленограде: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Для верующих работает паломнический центр, который организует экскурсии по святым местам Пскова и Псковской области. Паломники-мужчины могут остановиться в обители на несколько дней. Специально для них в монастыре существуют гостевые кельи с удобствами, где ночуют одновременно до пяти человек.

В Стефановском корпусе открыта трапезная. Она работает с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать за умеренное пожертвование. В монастырской церковной лавке продают иконы, сувениры с видами псковских достопримечательностей, восковые свечи, книги и фильмы.

Особая гордость обители – иконописная мастерская. Здесь работают насельники монастыря, которые являются профессиональными художниками. Они трудятся по традиционному иконописному канону, созданному в XII веке, и пишут иконы темперными красками на липовых досках, а для позолоты используют листы сусального золота. Монастырь выполняет много заказов от других обителей, храмов и паломников. Любопытно, что в иконописной мастерской для верующих и туристов проводятся специальные экскурсии и мастер-классы, на которых можно научиться изготовлению восковых свечей и росписи яичной темперой.

Как добраться

Обитель стоит в центре города, на левом берегу реки Великой, по адресу: Мирожская набережная, 2. От стен псковского кремля до нее нетрудно за 20 минут дойти пешком. Для этого нужно перейти реку по мосту имени 50-летия Октября (Юбилейная улица).

От железнодорожного вокзала к обители подъезжают на автобусах № 2, 2А, 5 и маршрутном такси № 2Т (остановка «Дамба»). При желании, от вокзала до монастыря можно пройти пешком (1,5 км).

Если добираться на автомобиле, то от южных окраин Пскова с Ленинградского шоссе (трасса Р23) необходимо свернуть на улицу Советской Армии, по ней доехать до моста через реку Великая (ул. Юбилейная), переехать на левый берег реки и через дендропарк выйти к монастырю. Парковка для машин расположена в южной части дендропарка.

ТОП-5 самых удивительных монастырей Крыма

Крым – это удивительный полуостров, имеющий уникальный климат и природу необычайной красоты. Его живописные уголки необыкновенны и неповторимы.


Помимо природных богатств, которыми так щедро наделен Крым, он славится еще и огромным количеством храмов и монастырей на своей территории. Монастыри Крыма имеют богатейшую историю развития. Они притягивают к себе. как магнит, манят своими неизведанными тайнами и поражают своей неописуемой красой.

Монастыри Крыма

Всем известен Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент. Он был основан в 891 году. С ним связана очень интересная легенда. Согласно ей, греческие мореплаватели терпели кораблекрушение у мыса. Отчаявшиеся моряки стали просить святого Георгия о помощи. Он внял их молитвам, и шторм был усмирен. Уцелевшие в борьбе со стихией моряки основали Георгиевский монастырь в благодарность спасшему их святому.

Женские монастыри Крыма также славятся своей живописностью. Топловский монастырь, который расположен близ Симферополя, имеет на своей территории три храма. Два из них являются действующими. Святые источники женского монастыря каждый год привлекают большое количество людей, многие из которых находят здесь исцеление от своих недугов.

Особенно интересными являются пещерные монастыри в Крыму. Каждый из них обладает своей уникальной историей и манит туристов своей таинственностью.

Мужские монастыри

МУЖСКИЕ МОНАСТЫРИ

Георгия Победоносца. По одному из преданий, основан в 891 г., первоначально принадлежал Константинопольскому патриархату. Первое письменное упоминание о монастыре – 1578. С 1778 г. (исход христиан из Крыма» по 1794 г. монастырь не действует, с 1806 г. он становится базовым для иеромонахов Черноморского флота. Стоятся новые храмы: 1816 – вмч. Георгия, 1850 г. – Воздвижения Креста Господня, 1893 г. – пещерная церковь Рождества Христова. Закрыт монастырь в 1929 году, возродился в 1994 году. В 2000 году началось строительство храма вмч. Георгия, разрушенного в 1927 году. Адрес: Севастополь, мыс Фиолент. Проезд: авт. №19 от ЦУМа или маршрутное такси от остановки «5-й километр».

Климентьевский Инкерманский. Основан в VIII – IX в. (пещерный), опустел после турецкого нашествия 1475 года. В XVII – XVIII вв. упоминается пещерный храм вмч. Георгия, после 1778 г. монастырь опустел окончательно, возрожден в 1852 г. Строились храмы: свт. Климента (1852), св. Мартиниана (1867), вмч. Пантелеимона (1895), 1905 г. – вмч. Димитрия Солунского, Николая Чудотворца и Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте». С 1920 г. все храмы стали приходскими, постепенно, до 1931 г. закрыты. Возрожден монастырь в 1992 году. Святыни: частица мощей свт. Климента. Адрес: Севастополь, пгт. Инкерман, а/я 25. Проезд: жд.ст. «Инкерман – 1» или маршрутный автобус из Севастополя, от ост. «5-ый километр».

Новоспасский скит Инкерманского монастыря. Храмы: прп. Кассиана Угличского, строится храм Преображения Господня, 1995 г. – устроен храм прп. Евстратия Печерского, приписной к монастырю. Адрес: с. Терновка Балаклавского района г. Севастополя, ул. Горная, 36. Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до остановки «Ферма»

Подворье Инкерманского монастыря с храмом Двенадцати апостолов. Адрес: Балаклава, ул. Рубцова, 43 Телефон: +38 Проезд: автобус №9 от остановки «5-ый километр» до конечной остановки

Косьмо-Дамиановский. Основан в 1857 году при источнике Косьмы и Дамиана, построена деревянная церковь в честь этих святых, а в 1870 г. – новый большой храм на ее месте. 1974 – 78 гг. – начато строительство храма Преображения Господня. В 1899 г. монастырь преобразован в женский, в 1907 г. открыто подворье в Симферополе, в 1924 – 28 гг. монастырь упразднен, а во время Великой Отечественной войны – разрушен. Возрожден в 1994 году. Святыни: древняя икона свв. Косьмы и Дамиана с частицами их мощей, святой источник Косьмы и Дамиана. Адрес: Алушта, заповедник Телефон: +38 (06560) 22-450, 44-974 Проезд: 10 км на запад от Алушты

Благовещенское подворье Косьмо – Дамиановского монастыря. Адрес: Алуштинский район, пос. Партенит, пер. Крутой, 5 Телефон: +38 (0692) 44-638 Проезд: трасса Алушта – Ялта, троллейбус №52 из Симферополя

Читайте также:
Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Подворье Косьмо-Дамиановского монастыря с храмом прп. Афанасия Печерского. Адрес: Алуштинский район, с. Изобильное, ул. Центральная, 1 Телефон: +38 (06560) 21-775 Проезд: автобус №71 с автовокзала Алушты.

Прп. Лазаря Муромского

Адрес: с. Скалистое Бахчисарайского района, древнее поселение «Бакла» Проезд: автобус от жд. Ст. Почтовая пещком до с. Скалистое

Святого апостола и евангелиста Луки

Адрес: с. Лаки – Баштановка Бахчисарайского района

Покрова Пресвятой Богородицы

Адрес: бахчисарайский район с. Терновка, древний монастырь «Шулдан» Проезд: автобус №40 от жд.ст. «5-ый километр» до с. Терновка, 1, 5 км на север пешком.

Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского. В скале Кизилташ в средневековье был пещерный храм, в 1825 году в этой пещере, у источника святого Стефана Сурожского, была обретена икона Божией Матери. Позднее здесь какое-то время жила подвижница Константина. Основан монастырь в 1850-е годы с появлением здесь странствующих богомольцев Андроника и Пантелеимоона. В 1856 году освящена церковь святого Стефана Сурожского. 187- г. – построен каменный храм Успения Божией Матери, 1885 – новый храм святого Стефана Сурожского на месте старого. Упразднена обитель в 1923 году, возродилась в 1998 г. Действует храм прпп. Киево – Печерких, источник святого Стефана.

Адрес: с. Краснокаменка Судакского района, ул. Крымская, 41 Проезд: трасса Феодосия — Судак

Св.-Покровское подворье Кизилташского монастыря.

Адрес: Судак, ул. Ленина, 27 Телефон: +38 (06566) 23-250 Проезд: автобус из Феодосии

Успенский монастырь. Основан, согласно одной из версий в VIII – IX вв., согласно другой – в XV в. В конце XV в. монастырь становится резиденцией митрополита. После выхода христиан из Крыма в 1778 г. обитель опустела, с 1781 г. – проходят службы в пещерном Успенском храме. Возрожден монастырь в 1850 г. заботами святого Иннокентия, к XX в. в обители действовало пять храмов. Упразднен монастырь в 1921 г. разобраны все храмы, кроме Успенского (святых Константина и Елены, Евангелиста, святого Иннокентия Иркутского, Георгия (Победоносца). Возрождается монастырь с 1993 г. Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».

Адрес: Бахчисарай, ул. Босенка, 57-а Проезд: маршрутный автобус №2 от жд.ст. «Бахчисарай» до ост. «Староселье»

Скит Анастасии Узорешительницы Успенского монастыря. Святыни: источники Анастасии Узорешительницы и Феодора Студита.

Адрес: с. Предущельное, Качи-Кальон Проезд: от автостанции Бахчисарая до остановки «Предущельное».

Успенский монастырь.

Адрес: Бахчисарайский район, гора Мангуп-Кале, южной склон, на месте древнего Южного монастыря. Проезд: 1) автобус №40 от остановки «5 километр» (Севастополь) до с. Терновка, далее пешком по шоссе до озера, через с. Хаджа-Сала, затем подъем по туристической тропе; 2) автобус от автостанции «Западная» до с. Залесное (выйти у плотины)

Пещерный монастырь «Ай-Тодор» Феодора Студита.

Адрес: с. Малое Садовое Бахчисарайского района, древне поселение «Челтер-Коба» Проезд: автобус от Бахчисарая

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.


В переводе Шулдан означает «отдающий эхо». Состоит монастырь из двух храмов. Кроме того, на его территории имеется до двадцати сопутствующих помещений, располагающихся на нескольких ярусах. К наиболее значимым памятникам монастыря относят две пещерные церкви. Примечательным является тот факт, что после захвата полуострова турками, скорее всего, комплекс почти не функционировал. Жители близлежащей деревни использовали его помещения для содержания скота.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII — начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Успенский монастырь в Крыму

Ни один уважающий себя турист не пренебрежет возможностью посетить самое святое место в городе Бахчисарае — Успенский монастырь.


Крым богат необыкновенными местами, однако данный монастырь выделяется из множества других. Он имеет богатейшую историю. За двенадцать веков своего существования монастырь пережил множество периодов как расцвета, так и упадка. В середине XV века святая обитель служила главной опорой для христианства на крымском полуострове.

Монастырь располагается в одной из самых пустынных местностей Крыма — урочище Мариам-Дере. С обеих сторон его окружают высокие отвесные скалы. Панорама Крымских гор, открывающаяся из храма, поражает воображение даже самых искушенных путешественников. На территории монастыря побывало много великих людей — Императоры Александр I и II, последний Император России и другие.

Действующие мужские монастыри, которые стоит посетить

Первым в этом списке обязательно должен стать Благовещенский мужской монастырь на горе Мангуп. Он возвышается над долиной, и с его высоты открывается замечательный вид. Это известный туристический объект, который привлекает внимание верующих не только из Крыма, но и со всей страны.

Здесь можно увидеть вырубленную в стене икону, помолиться у стоящего на горе креста и полюбоваться долиной с пещерной террасы. В местном храме царит совершенно особенная атмосфера, от которой возрадуется душа каждого верующего человека.

В этом монастыре все очень по-домашнему и в то же время благолепно, так что его точно нельзя сравнить с каким-то другим. Обустроен он на месте древнего пещерного монастыря, оборудованного в 14 веке, так что на территории сохранилось немало старинных реликвий.

Также недалеко от Бахчисарая расположен еще один действующий мужской монастырь, обязательный к посещению всем гостям Крыма — это
Свято-Успенский пещерный монастырь, расположенный в урочище Мариам-Дере. Главной святыней этого монастыря является икона Богородицы Путеводительницы.
Основан этот монастырь был еще в 8 веке, с тех пор пережив немало разнообразных событий — он, кстати, стал одним из немногих святых мест Крыма, избежавших разграбления турками.

При посещении монастыря нужно обязательно зайти в церковь Успения Богородицы и посмотреть на руины фонтана и остатки келий.

Но одним из самых невероятных по энергетике мест в Крыму является
Кизилташский монастырь. О нем знают даже не все крымские верующие — все-таки ущелье Кизилташ считается довольно-таки заповедным.
Когда-то здесь жил архиепископ Сурожский Стефан, потом, как водится, пришли мусульмане, но случившееся в 1825 году чудо (явившееся не христианину даже, а татарину) сделало это место легендарным. Местный житель нашел здесь икону с образом Богоматери, которая плавала в старом колодце. Весть об этом разошлась быстро и место стали почитать святым.

Читайте также:
Греческая православная церковь: чем отличается от русской, патриарх и святые

Колодец, где была найдена икона, быстро приобрел славу чудодейственного источника. Разные времена переживало это место, но в 1997 году монастырь был снова открыт и действует до сих пор.

Монастырь совсем небольшой, но он горделиво возвышается над суетным миром, даря покой и благодать. Строение местного храма новое, но невероятно уютное — настоящий дом Божий, спокойный и чистый. Здесь собрано множество святых мощей — немногие даже более известные храмы могут этим похвастаться.

Святой источник расположен неподалеку, к нему ведут удобные ступеньки, устроенные монахами. Все благолепно, спокойно и по-домашнему.

Свято-Климентьевский монастырь

Мужские монастыри Крыма каждый год привлекают большое количество туристов. Среди них есть и Свято-Климентьевский монастырь, который является наиболее древним на территории Крымского полуострова. На его месте первые христиане Крыма находили свое убежище. В этом же районе располагается и церковь Святого Климента, которая высечена в скале.


От святой обители можно пройти к руинам старой византийской крепости Каламита.

Монастыри Крыма – это величайшее богатство полуострова. Православный человек найдет здесь для себя всё то, что ему необходимо, чтобы соединиться с природой и Создателем. Живописные места наполнят душу любого человека, будь он верующий или нет, блаженством и гармонией. А множество легенд, с которыми связана история каждого монастыря, не оставят никого равнодушным. Святыни Православия Крымского полуострова – это уникальные памятники истории и культуры, необходимые для духовной жизни общества.

Крымская лавра. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении»

Крымской Лаврой называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь под Бахчисараем. Его корни уходят в седую древность христианства. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Поскольку из-за пандемии коронавируса те паломники, в чьи планы входило знакомство со святынями Крыма, вынуждены с поездками повременить, мы решили накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказать о православной обители, расположенной недалеко от средневековой столицы Крымского ханства. Бахчисарай в переводе с крымско-татарского звучит так: «дворец в саду». Или – «окруженный садами дворец».

Явленная икона Богородицы почиталась христианами и мусульманами

Очень грустно было читать в Интернете признание одной москвички, в прошлом году побывавшей в Бахчисарае на экскурсии. Она написала, что все церковные объекты ее интересуют только с архитектурной точки зрения. И, узнав, что вход женщинам в брюках или в шортах в монастырь запрещен, даже успокоилась. Решила осмотреть его «по периметру», так как больше всего ей хотелось увидеть «гамлетовскую лестницу», на ступенях которой звучит монолог Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении Иннокентия Смоктуновского (фильм Григория Козинцева «Гамлет», снятый в 1964 году). Что тут скажешь? Что сегодня перед ревностными православными миссионерами простирается непаханное поле. Если человек, находясь рядом с величайшей святыней, безразличен к ней и сердце его глухо к Божественным законам, это и его, и наша беда… Но нельзя не порадоваться другому. Немалое число людей, (некоторые даже из-за тридевяти земель приезжают), искренне интересуется, как в святом месте пробивались ростки веры сквозь жесткую почву, препоны, смертельные угрозы и кровавые расправы над молитвенниками.

В Свято-Успенском пещерном монастыре за минувшие века тоже всё это было. Но чудесное явление иконы Божией Матери помогло христианам Тавриды, возносившим молитвы Спасителю в самом центре ислама, укорениться в своей вере. Икона стала главной святыней обители – причем почиталась она и мусульманами (простыми, а также «высокопоставленными» – например, ханом, ставившим накануне военного похода перед святым образом пудовую восковую свечу). У иконы несколько названий: Бахчисарайская, Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. До нас дошли разные предания относительно появления здесь чудотворного образа. Согласно одному из них, в каменных горах некий змий пожирал людей и скот. Греки и генуэзцы (это итальянцы, в средние века активно заселявшие Крымский полуостров вдоль Черноморского побережья) стали просить Пресвятую Богородицу освободить их от змия. И как-то люди увидели наверху свечу горящую, но гора была настолько крутая, что добраться туда оказалось невозможно. Тогда они вытесали ступени из камня и когда поднялись наверх, увидели: свеча горит перед образом Божией Матери. Кроме того, увидели мертвого змия: «его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице» (из народного предания, сохраненного для нас русскими писателями ХVII века).

Другое предание связывает это чудо с пастухом по имени Михаил. Однажды Михаил загнал пастись свое стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери, а пред ней свечу. Когда весть об этом дошла до слуха князька, у которого служил Михаил, тот приказал перенести икону в его дом. Несмотря на благоговение, с каким хозяин ее принял, на следующий день иконы в доме не оказалось – она вернулась на прежнее место на скале. То же самое повторилось и во второй раз. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы Ее святой образ находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. И решили устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы. Изсекли внутри скалы пещеру, снаружи – лестницу к ней. И в пещере-храме поместили новоявленную икону. А ущелье получило название Марьям-Дере – ущелье Святой Марии.

Явление чудотворной иконы в XV веке произошло в день празднования Успения Божией Матери, поэтому храм, вырубленный в скальном массиве, стал Успенским. А история со святыней имеет, скажем, необычное продолжение, относящееся уже к XVIII веку, когда пределы Крымского ханства покинули почти все христиане. Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –”бриллиантовой панагией”».

Читайте также:
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно…

«Что привлекло вас, братие?»

Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова. Если вдуматься: разве это не великая милость Царицы Небесной, что один ревностный архипастырь сберег христианское население, уведя его туда, где не было накала религиозной нетерпимости и где человек, исповедующий православную веру, мог открыто славить Христа? Разве это не благодаря Ее заступничеству за Крымскую землю появился здесь другой ревностный архипастырь, другая яркая личность – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) – и взял на себя труды по восстановлению Бахчисарайской обители? Дату основания древнего монастыря под Бахчисараем – то ли в VIII веке он был основан греческими монахами, бежавшими из Византии от преследования за почитание икон, то ли в XV веке поселились тут первые монахи, нам не узнать. Но что касается возобновления монашеской жизни при архиепископе Иннокентии, дата известна: открытие обители, получившей название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии, состоялось 15 августа 1850 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. К тому времени Крым уже был российским, и обитель в ущелье Марьям-Дере скоро снова стала духовным центром крымского Православия.

Русским Златоустом называли святителя Иннокентия – высокоодаренного ученого-богослова и проповедника, чьи проповеди были переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки. Проникновенное обращение Преосвященного к многочисленной пастве, собравшейся в тот памятный день поклониться списку чудотворной Бахчисарайской иконы, подтверждает его блестящий проповеднический дар. Вот из него фрагмент: «Где мы и что делаем? – спросил владыка. – Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе Своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе… Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии». После совершения Литургии святитель сообщил собравшимся очень важную вещь: посещая это место, люди будут находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину Святой Горы Афон. «…мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона», – сказал владыка. Далее произошло событие, которое спустя 170 лет не утратило свою значимость. Из среды священнослужителей выступили несколько человек в иноческой одежде и поверглись ниц перед архиепископом Иннокентием, прося его благословения на вступление в число братии Успенского скита. Таким образом число насельников новоустроенного скита неожиданно увеличилось…

До этого трогательного и символичного момента был другой – тоже символичный момент: провозглашение многолетия благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам. На престоле находился Николай I (вспомним: жестоко оклеветанный западными и российскими демократами, завистниками и недоброжелателями. Но те, кто «глубоко копал» в истории – глубоко и непредвзято, нашли немало ценных свидетельств, что Николай I свое правление ощущал, как исполнение долга Помазанника перед Богом). Для братии нынешнего монастыря, как и для их предшественников, важно, что это святое место в разные эпохи посещали царственные и княжеские особы, начиная, к слову, с Екатерины II, разрешившей православным грекам перебраться в Россию вместе с митрополитом Игнатием. Была в монастыре и супруга Николая I Императрица Александра Федоровна. Был их старший сын Император Александр II – Царь-освободитель, великой заслугой которого стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. Несколько раз посещал монастырь Царь-мученик Николай II. В последний раз – 30 августа 1913 года. Список высочайших особ, в некоторой степени покровительствовавших обители, немалый. Их имена с портретами можно увидеть на официальном сайте монастыря в разделе «Гости».

«Монастырь – это место, где живут в другом измерении»

Читайте также:
Богоявленский-Анастасиин монастырь в Костроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Во время посещения одной из обителей, говоря о чуде возвращения святынь из небытия и строительстве новых храмов по лицу Русской земли, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что хотя чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия, тем не менее, они всегда в себя включают и человеческий фактор. Потому что под лежачий камень вода не течет. Монастырь под Бахчисараем, в советскую эпоху разрушенный, стал возрождаться с 1992 года, когда в пещерном храме митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию и освятил источник. Из Одесского монастыря приехал отец Силуан (Макей), назначенный наместником монастыря, и по свидетельствам прихожан, очень быстро была восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Также была восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви. Появились гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота.

Да много чего было сделано! Трудами наместника, братии, благочестивых мирян монастырь изменился до неузнаваемости. О непростом начале вспоминает в документальном фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» иеромонах Аввакум (Губанов), (ныне – архимандрит). По признанию батюшки, случались такие дни, когда, казалось, строиться здесь ничего не будет – насельников выгонят отсюда и всё тут заморозится, умрет. Но проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка возобновлялась. «Лучше всех это знает отец Силуан, – продолжил отец Аввакум, – потому что в его руках все рычаги управления. Он игумен, он сердце монастыря. Он и стройку держит в руках, и нас. Я ему очень благодарен, потому что этот человек как мать, как отец для нас всех. По крайне мере, я его так воспринимаю. Я знаю, что это мой начальник от Бога и воля Божия через ум и сердце отца Силуана сходит на меня и мною движет».

Восстанавливать монастырь было крайне тяжело не только из-за ужасающей разрухи и трудного экономического положения. Отслеживая сочувственные публикации в СМИ (клеветнических по этому поводу тоже хватает), видишь: несмотря на мирное время, братии пришлось по-настоящему держать оборону. Нешуточные угрозы шли от представителей меджлиса крымскотатарского народа. Это потом, в 2016 году, Верховный суд Крыма признал эту организацию экстремистским общественным объединением и запретил ее деятельность в России, а через несколько месяцев и Верховный суд РФ окончательно признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России. Но летом 2001 года ее лидеры собрали на площади перед входом в Свято-Успенский монастырь татар со всего полуострова и устроили бурный митинг протеста против возвращения обители ее исторических земель. Хотя территория всехристианской святыни хорошо известна по многочисленным документам, фотографиям, схемам, к тому же государственный акт на отвод земли был выдан лишь после огромной предварительной работы с архивами Крыма, Киева, Москвы, однако активисты меджлиса и спровоцированные ими на враждебные действия люди ничего не хотели слышать. Обстановка накалилась до такой степени, что пришлось вызывать бойцов спеподарзделения ОМОН «Беркут».

Агрессия по отношению к обители в разных формах проявлялась и в последующие годы. Свое настойчивое требование передать часть монастырской земли под рынок для крымскотатарских предпринимателей лидеры меджлиса в конце концов решили перевести в практическую плоскость. Весной 2004 года группа боевиков, вооружившись ломами и монтировками, принялась крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией. Затем при поддержке местных властей татары установили торговые палатки на месте, где ранее стояли навесы. Воспользовавшись тем, что монастырь посещают тысячи туристов, торговцы стали бойко предлагать им сувениры, платки, украшения и прочее, прочее, не позволяя людям оторваться от мирских соблазнов, а, напротив, затягивая их в крикливую суету. Еще один факт из «горькой летописи противостояния»: в начале 2007 года в Бахчисарайской райгосадминистрации прошло совещание во главе с председателем городской администрации Ильми Умеровым. Да, с тем самым, которого в 2017 году судили как заместителя председателя запрещенного в РФ крымскотатарского меджлиса и признали виновным в экстремизме и публичных призывах к нарушению территориальной целостности РФ. Однако тогда он еще чувствовал себя полновластным хозяином, а православный монастырь под скальными сводами интересовал Умерова лишь в плане отъема значительной части его исторической территории.

На совещании в райгорадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан выступил с аргументированной речью – настолько четко обрисовал он истинное положение дел и твердо обозначил свою позицию, что, казалось бы, земельный вопрос можно закрыть раз и навсегда. (К сожалению, этого не случилось). Обращаясь к реалиям прошлого, отец Силуан тогда отметил, что ни в одном историческом документе нет данных о том, что ханы требовали убрать монастырь, забрать его землю. Приводя примеры теплых и доброжелательных отношений между христианами и мусульманами, батюшка вспомнил красноречивый факт, относящийся к не столь уж далекому XIX веку. Почитаемый и уважаемый всеми крымскими татарами известный писатель, поэт, общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский в свою бытность городским головой Бахчисарая (1878-1883 годы) неоднократно встречал хлебом-солью архиереев, посещавших город и монастырь. Буквально по пунктам отец-наместник предложил разумные пути урегулирования болезненных вопросов и затем обратился к собравшимся со словами: «Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 года, когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь». Жить в ладу с людьми другой веры и в любви к Отечеству – братия искренне молится об этом.

…В вышеупомянутом фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» насельник монастыря отец Аввакум произносит слова, которые важны не только для монашествующих. Хорошо бы запечатлеть их в своем сердце каждому из нас. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении», – говорит батюшка. А ведь именно с таким пониманием мы должны входить в ограду монастыря. И с большим уважением – к строгому строю монашеской жизни и молитвенной сосредоточенности, которую нельзя нарушать шумом, смехом, посторонними разговорами. Монахи несут свой молитвенный и трудовой подвиг, но и мы должны мысленно настраивать себя на то, что посещение монастыря – одного или нескольких – потребует мобилизации всех сил и только тогда могут появиться острота духовного слышания и полнота видения, а как величайшая награда – ощущение присутствия особой благодати. Приведу трогательное, почти поэтическое сравнение, взятое из публикации на сайте «Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь»: «…к этому святому месту надо относиться с благоговением, так же, как к прозрачной снежинке, которая, если схватишь ее рукой, превратится лишь в капельку слезинки».

Читайте также:
Храм Богородицы в Ясенево: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Без чувства священного трепета вряд ли стоит заходить туда, где, по словам насельника древнейшей пещерной обители, небо касается земли. Не физическое небо, подчеркнул отец Аввакум, а духовное.

Фото Владимира Ходакова и Екатерины Орловой
Также предоставлены снимки из свободного доступа

Свято-Успенский мужской монастырь в Бахчисарае

В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято-Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Только самый внимательный турист разглядит среди этих гор и растительности узкие каменные дорожки, крутые лестницы и золотые купола храма.

  • Состояние объекта: действующий
  • Дата основания: конец VIII века
  • Возраст: 12 веков

История Свято-Успенского монастыря

Свято-Успенский мужской монастырь был заложен около 1200 лет назад.

Легенды монастыря

Считается, что монастырь основан византийскими монахами, которым пришлось покинуть родные места после нашествия турков. Эти места напомнили им родной пейзаж, и они решили обосноваться здесь, перенеся чудотворную икону из своего храма в Трапезунде.

По другой версии, однажды простой пастух Михаил нашел в этих местах икону Божьей Матери. Он отнес ее домой, но икона вновь вернулась в горы. После нескольких таких случаев деревенские жители поняли, что это знак, и построили на месте нахождения иконы храм, назвав его Успенским, так как чудо явилось в день Успения Пресвятой Богородицы.

И третья легенда, связанная с монастырем, гласит, что в древние времена на местных жителей повадился нападать хищный змий. Селяне молились пресвятой Богородице, прося ее защитить их от гибели. И однажды заметили, что на скале стоит горящая свеча. Пробравшись к ней, жители увидели чудотворную икону и мертвого змея. В знак благодарности они построили здесь Успенскую лавру.

Исторические события

В конце XV века здесь находилось основное место обитания Кафских и Готфских метрополитов. Много веков лавра была центром притяжения всех крымских христиан. На территории монастыря в свое время побывало множество известных правителей: Александр I, Александр II, Александра Федоровна, Николай I и другие великие особы.

К сожалению, во время Октябрьской революции храм был разграблен, а монахи его расстреляны. Монастырь стал разрушаться. Во время Великой Отечественной войны и вовсе здесь находится госпиталь для раненых солдатов, а после войны — психоневрологический диспансер. И только в 1993 году лавра была отреставрирована и вновь передана во владение церковью.

Современная история

В Свято-Успенском мужском монастыре располагаются различные храмы, а также кельи монахов и звонница, есть и множество хозяйственных построек, ведь с 1993 года монастырь является действующим. Туристам открыты для посещения лишь несколько объектов, главным из которых является Успенский храм с чудотворной иконой Божьей Матери. Часть зданий монастыря до сих пор находится на реконструкции. Зато рядом с обителью протекает святой источник, где каждый может совершенно безвозмездно набрать воды. Также недалеко расположен еще один известный монастырь — Чуфут-Кале.

Внешний вид посетителей монастыря должен быть скромным, не допускается короткая и слишком открытая одежда, а для женщин обязателен платок

В храме можно купить на память газету, которая выпускается прямо здесь

С собой на экскурсию рекомендуется взять пустую бутылку для набора святой воды

На каменной лестнице, ведущей в обитель, в советском союзе снимался фильм «Гамлет», и именно здесь был произнесен известный монолог «Быть или не быть?»

Бахчисарайская чудотворная икона Божией Матери

Эта древняя византийская икона находилась в обители с XVII века. Она прославилась своим чудотворным действием во времена эпидемии холеры в 1848 году. Также иконе приписывают заступничество за город в 1855 году и спасение его от англо-французской эскадры. Существуют и другие чудотворения иконы, которые сохранены в записях Херсонской духовной консистории. В начале XX века икона Божией Матери сильно обветшала. Последнее упоминание о ее судьбе датировано 1918 годом. В наше время в монастыре хранятся копии чудотворной иконы.

Как добраться до Успенского монастыря из Бахчисарая

Лавра находится на расстоянии около трех километров от города Бахчисарай. Пройти такое расстояние можно и пешком (например, дорога от Ханского дворца займет около получаса, но вдоль всего пути обеспечены живописные пейзажи), но в монастырь также ходит и общественный транспорт.

Автобус и маршрутное такси под номером 2 довезет вас до остановки «Староселье». Отсюда нужно будет подняться в горы по асфальтированной дороге около 600 метров.

Если вы едете в монастырь на автомобиле, то ориентируйтесь на улицы Ленина и Розы Люксембург, а далее — по указателям. На перекрестке с улицей Басенко нужно будет повернуть направо, а далее, недалеко от сувенирного рынка, бесплатная стоянка, от которой следует подняться в горы пешком. Также можно доехать на автомобиле почти до самого монастыря, но в таком случае стоянка будет уже платной. Также можно воспользоваться услугами такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim и другие.

Расписание богослужений и работы храмов в 2021 году

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы: открыта для посещения 07:30—19:00 ежедневно, 13:00—14:00 обеденный перерыв, 12:00—13:00 обеденный перерыв в воскресные и праздничные дни
  • Утреннее монашеское правило с молебном Пресвятой Богородице: пн 05:00—06:30, вт-сб 06:00—07:30 (Храм святого апостола и евангелиста Марка), вс и праздничные дни 06:00—07:30 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
  • Божественная Литургия: пн 06:30—08:30, вт-сб 07:30—10:00 (Храм святого апостола и евангелиста Марка), вс 07:30—10:00 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
  • Панихида: вс 10:00—11:00 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
  • Водосвятный молебен: вс 11:00—12:00 (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
  • Вечернее богослужение: ежедневно 15:00—18:00 (Храм святого апостола и евангелиста Марка), сб (Храм Успения Пресвятой Богородицы)
  • Вечернее монашеское правило с канонами ко Святому Причащению и с акафистом у иконы «Всецарица»: ежедневно 19:30—21:30 (Храм святого апостола и евангелиста Марка)
  • Таинство исповеди: ежедневно во время вечернего богослужения или перед началом Святой Литургии
  • Таинство Святого Причащения: ежедневно во время Святой Литургии. Предварительно обязательны исповедь и присутствие на Вечернем богослужении накануне
  • Таинства Крещения и Венчания в монастыре не совершаются по правилам его устава.
Читайте также:
Серафим Роуз: биография отца, книги и цитаты, труды

Свято-Успенский мужской монастырь на google-панорамах

Видео Свято-Успенского монастыря

Обзор монастырей Крыма

Крым каждый год привлекает огромное количество туристов, которые любят не только понежиться на пляже, но и восхититься красотами природы, предпочитают активный, экскурсионный отдых. Исторически значимых и святых мест там предостаточно.

Монастыри привлекают не только туристов, но и паломников, верующих и всех, кто хочет прикоснуться к великим местам и ощутить их непередаваемую атмосферу.

Действующие православные монастыри Крыма

Для того чтобы осмотреть все действующие святые обители на полуострове, понадобится довольно много времени. Среди монастырей можно найти даже варианты с проживанием, если цель туриста уединение, паломничество.

Женские

Среди таких обителей есть ряд женских монастырей.

Топловский Свято-Троице-Параскевиевский

Один из самых популярных женских монастырей как для местных жителей, так и для приезжих является Свято-Троицкий, поименованный именем святой Параскевы, что в окрестностях села Тополевка, расположенного на Феодосийском шоссе. Это место так привлекательно, потому что дает возможность окунуться в купели, умыться в водопаде, побывать в самом храме, а также соборе Живоначальной Троицы, пещере Константины, на святых источниках.

Согласно легенде еще до строительства храма здесь жили святые отшельницы, а после мученической смерти Параскевы забил родник, считающийся целительным. Можно пройти обряд крещения в крестильном храме на территории.

Отдельного описания достойна местность, в которой находится монастырь – это великолепные леса, горы, окружающие святое место. Неподалеку находится живописная речная долина. Среди реликвий монастыря: частица Животворящего креста Господня, мощи целителя Пантелеймона, Святой Параскевы.

Свято-Троицкий, Симферополь

Первое, еще деревянное, здание монастыря было создано в XVIII веке, через несколько десятков лет его снесли и воздвигли новый, в котором сегодня располагается женский монастырь. Территория невелика, но очень красива, кроме того, есть несколько святых источников, доступных всем желающим.

В монастыре хранятся мощи святого Луки, «Скорбящая» икона Богоматери, являющиеся реликвиями с чудодейственными свойствами. Музей святого Луки, прожившего удивительную жизнь, совместившую служение Богу и медицину, продемонстрирует историю этого удивительного святого, там же можно узнать об исцелениях, происходивших у его мощей. Икона «Скорбящая» также имеет совершенно уникальную историю.

В 1998 году икона обновилась, вместо едва различимого изображения явилась четкая, яркая картинка. Заключение комиссии художников и ученых было однозначным – реставрации икона не подвергалась.

Свято-Георгиевский Катерлезский

Согласно легенде на этом месте ежедневно молился один из пастухов, которому было видение, повторяющееся ежегодно в день Георгия Победоносца. Позже на горе была найдена его икона, после чего было принято решение о строительстве храма. Сейчас в селе Войково на Керченском полуострове на этом месте находится небольшой женский монастырь.

Мужские

На территории полуострова множество мужских монастырей.

Свято-Успенский, Бахчисарай

Основан в XV веке после чудесного явления иконы Богоматери. Построен он на манер Афонского греческого и всегда был особенно почитаем среди верующих и ценителей истории. В XX веке монастырь стал очень большим, на его территории расположены 5 церквей, часовни, множество зданий. Но в советский период пришел в полуразрушенное состояние. Лишь в 90-е монастырь начал свое великое возрождение. Сегодня комплекс включает в себя церкви, кельи, звонницы, пещерный храм святого Марка, храм Константина и Елены.

Среди реликвий выделяется чудотворная икона Успения Богоматери, которая славится своими исцеляющими способностями. Кроме того, паломники преклоняются перед иконой Спасителя, в которой содержатся частицы святых мощей.

Свято-Георгиевский, Севастополь

Этот монастырь расположен в одном из красивейших мест полуострова, на обрыве над морем. Рядом находятся великолепные Мраморная балка и мыс Фиолент. Данные о возведении храма разнятся, по одним – он был основан в 800-е годы, по другим – в XVI веке. Однако официально храм был построен в середине XVI века, и лишь позже были обнаружены археологические находки, свидетельствующие, что и раньше здесь была воздвигнута обитель с древним пещерным храмом. Рядом с ним была выстроена Церковь Рождества Христова.

Туристов привлекает не только роскошная архитектурная композиция монастыря, но и великолепный пейзаж, который его окружает.

Лик Гергия Победоносца изображен на каменном кресте на одной из скал. Паломники посещают обитель с целью молитв и чудодейственных исцелений, коими она славится. Для того чтобы попасть в храм, необходимо подняться на 200-метровую высоту по лестнице.

Космо-Дамиановский, Алушта

Эта обитель особенно привлекает местом расположения удивительной красоты – ущелье в природном заповеднике. Здесь можно найти целительный источник, возле которого когда-то находилась церковь с гостиницей и часовней, последняя, кстати, сохранилась до сих пор. Сюда приходят не только православные, но и мусульмане, так как легенда о жизни Косьмы и Дамиана весьма примечательна. Они занимались целительством и были преданы мученической смерти на месте современного монастыря. После их кончины здесь забил источник, считающийся целебным, он зарегистрирован как минеральный.

В его воде содержится довольно большое количество серебра, цинка. В XIX веке здесь построили храм и монастырь. Это место было особо почитаемо русскими царями и членами их семей.

Ставропигиальный Святого Преподобного Паисия Величковского, Морозовка

Одна из самых исторически юных обителей, находится недалеко от Севастополя. История его возникновения чрезвычайно любопытна. Однажды после богослужения в храме святого Владимира была обнаружена кража, пропали многие иконы, сосуды из серебра, книги, реликвии.

Однако сразу после службы одна из прихожанок принесла в дар храму землю для строительства монастыря. Иеромонах Паисий получил благословение на строительство монастыря. Это не очень большая по территории обитель, но весьма почитаемая, особенно у паломников и больных, страдающих онкологией. В монастыре есть часовня Святителя Нектария, воззвания к которому исцеляют опухоли.

Читайте также:
Спасский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Свято-Стефано-Сурожский Кизилташский, Судак

Расположение этой обители чрезвычайно живописно, пейзаж там очень схож со швейцарским. Урочище Кизилташ, где стоит монастырь, окружено скалами красного цвета. В одной из скал есть целебный источник, рядом с которым и воздвигли храм. Согласно легенде пещера была обнаружена скрывающимся от дождя пастухом, который узрел в воде икону Божьей матери. Она была передана в церковь, но сейчас ее местонахождение неизвестно.

После убийства игумена Парфения и сожжения его тела было принято решение причислить его в ряд святых и именовать так Кизилташский монастырь. В советское время обитель была закрыта и заброшена, но в конце 90-х годов XX века вновь начала свою работу.

Свято-Благовещенский, Мангуп

Монастырь сооружен неподалеку от пещерного города, вход в него был довольно труднодоступным. Сегодня для того, чтобы найти дорогу, ведущую к нему, нужно потрудиться. Данное место отлично подходит для уединения, молитв и ухода от суеты мира. Так как монастырь расположен выше долины, к нему нужно подняться. Несмотря на небольшую 200-метровую высоту, подъем непрост. Зато вид из монастыря просто потрясающий.

Есть и другие возможности добраться до обители, но они не менее сложны: в одном случае придется протискиваться через каменистое ущелье «Мышеловку», в другом – спуститься на 20 метров с Мангупского плато по валунам.

Вход в обитель предваряет грот, где можно привести себя в должный порядок перед посещением. Весьма примечателен пещерный храм, иконы в скальных нишах. Строение довольно уникально, фактически монастырь расположен в двух пещерных комплексах. Искусственные гроты возникли еще в VI веке, а монастырь воздвигнут на рубеже XV и XVI веков. В 90-е годы XX века обитель в скалах начала возрождение к жизни.

Архитектурное чудо не единственное, что привлекает туристов – паломники приходят к святому источнику, который расположен на территории, а также к иконе «Скоропослушнице».

Удивительное впечатление производят фрески, сохранившиеся с начала основания обители. Невероятные виды открываются со смотровой площадки. Крымские горы, Главная гряда, Мангупское плато – все открывается восхищенным глазам.

Саввы Освященного

Не сохранились сведения о возникновении и строительстве этого пещерного монастыря, так как во времена завоевания Крыма турками все храмы были уничтожены. Современные туристы могут лицезреть частицы мощей Саввы Освященного, мироточивую икону Саввы Сербского. На плато существуют кельи и постройки хозяйственного назначения, церковь, а также святой источник с купальней для посетителей.

Помимо этого, довольно популярными обителями в Крыму являются:

  • Свято-Николаевский, Холмовка;
  • Успенский Анастасиевский, Симферополь.

Другие варианты

Так как исторически на территории Крыма проживали разные народности, естественно, что не только православные храмы есть возможность осматривать во время путешествия.

Теккие дервишей, Евпатория

Удивительное и загадочное место, единственный мусульманский монастырь на полуострове. Обитель магометанцев расположена очень удачно, в туристической мекке Крыма, поэтому туристов там очень много. Монастырь включает в себя:

  • теккие с кельями;
  • мечети для молитв;
  • суфийская школа-медресе.

Теккие был закрыт в советское время и начал возрождаться около 10 лет назад. Восточная Евпатория сама по себе невероятно привлекательна для туристов, а древнейшее ее здание – тем более. Оно одновременно очень простое и монументальное. Высота 2-этажного монастыря – 20 метров, сводчатые потолки около 10 метров в высоту поражают воображение. К теккие примыкает мечеть, на территории школы есть музей культуры крымских татар.

Армянский монастырь

Это единственная подобная обитель в Крыму, основанная еще в XV веке, хотя когда-то на территории полуострова было несколько церквей и 4 монастыря. Называется обитель – Сурб-Хач, то есть Святой крест. В советское время она была упразднена, а после войны монастырь долго был разрушен. В конце нулевых он вновь открыл свои двери посетителям и стал функционировать по прямому назначению. Находится он в Старом Крыму (Кировский район). Вход женщинам в действующие кельи запрещен, но открыты древние здания, невероятно красивые и чудом уцелевшие.

Обзор самых древних монастырей

На территории Крымского полуострова сохранилось множество древнейших построек, среди них есть и обители.

Свято-Климентовский, Севастополь

Это древнейший монастырь пещерного типа, находится в пригороде Севастополя. Согласно легенде возведение храма произошло после мученической смерти Святого Климента в 101 году. Сначала мощи хранились в гроте под водой, а затем появились первые пещеры, ставшие кельями для монахов. Храм, скамьи, престол, алтари в прямом смысле вырубали в камнях. Турки, захватившие Крым, назвали обитель пещерной, то есть Инкерман.

Когда полуостров стал российским, обитель открылась снова, но лишь до прихода советской власти. В 90-е годы XX века монастырь восстановили, сейчас он функционирует. Но до сих пор археологи находят на территории уникальные вещи.

Феодора Стратилата, Малое Садовое

Эта обитель не слишком известна среди туристов, зато паломники охотно посещают бахчисарайский монастырь. Он был полностью разрушен после нашествия турков. Полное восстановление и начало полноценного функционирования произошло в 2004 году. Помимо самого монастыря, чрезвычайно привлекательна долина Бельбека – красивая и впечатляющая.

На территории есть храм Феодора Стратилата, который находится в скале и напоминает жилище огромного змея. Это грот естественного происхождения. Кроме того, неподалеку от него есть святой источник, привлекающий посетителей своим свойствами. Чтобы до него добраться, нужно пройти 140-метровый грот.

Обитель Луки

Исчезнувшая деревня Лаки знаменита сама по себе, но посещающие ее туристы обязательно должны увидеть храм Святого Луки. В лакской долине когда-то была греческая деревня, в 1942 году ее практически уничтожили за пособничество партизанам. Только разрушение храма оказалось не под силу врагам. В 2005 году при нем был открыт мужской монастырь – невероятно красивое. светлое и благодатное место.

О монастырях Крыма смотрите далее.

Самые древние святыни Крыма: действующие православные храмы

Тайное святилище

Храм иконы Божией Матери «Знамение» считается одним из древнейших в Крыму. Он построен в селе Грушевка в первых веках нашей эры. Подтверждением тому служит сохранившийся до наших дней «алтарь в алтаре», который располагался в часовнях во имя Равноапостольной Марии Магдалины. По преданию, эти места посещал апостол Андрей Первозванный.

Читайте также:
Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, интересные факты

Сейчас церковь представляет собой прямоугольное здание из бутового камня. В ней хранятся частицы мощей равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита – врача Киево-Печерского, та самая икона Знамения Божией Матери, икона святителя и чудотворца Николая и архиепископа Мирликийского. На территории храма есть источник, действует Дом милосердия для одиноких, пожилых, бездомных людей.

Адрес храма: г. Судак, с. Грушевка, ул. Садовая, 103а.
Как добраться: следуйте в сторону Судака, по указателю сворачиваете на село Грушевка, двигайтесь по улице Шоссейной, затем по Советской и далее сворачивайте на Садовую.
Расписание служб: богослужения в храме накануне воскресных и праздничных дней проводятся с 17:00, в воскресные и праздничные дни — с 8:00.

Память из «Тмутараканского камня»

Древнейшая из православных святынь Крыма расположена в Керчи. Это храм Святого Иоанна Предтечи. Здание является памятником византийского зодчества. Древняя часть храма сложена из рядов белого камня и плоского красного кирпича — плинфы. Такое оформление не только красиво, но и сейсмоустойчиво.

Сейчас это действующих храм, в котором проходят богослужения. Также на его территории размещён лапидарий, который является частью экспозиции Керченского историко-археологического музея.

Адрес храма: г. Керчь, пер. Дмитрова, 3.
Как добраться: следуйте в центр города Керчь, ориентир — площадь им. Ленина, церковь находится рядом.
Расписание служб: вторник-суббота — с 8:00, воскресенье — с 7:00.

Православный мужской монастырь в Балаклавском районе Севастополя, расположен у мыса Фиолент. Существует легенда, что он был основан греками-мореплавателями в 891 году, которые едва не разбились о прибрежную скалу во время бури. Мужчины взмолились о помощи к святому Георгию Победоносцу и шторм стих. В благодарность моряки основали на берегу обитель с церковью.

Сегодня монахи следят за Яшмовым пляжем, к которому прямо из монастыря ведёт 640-метровая лестница. В обители ежедневно проходят богослужения, воскресные и праздничные службы.

Адрес монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент.
Как добраться: монастырь находится на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. Следуйте до Фиолентовского шоссе, поворачиваете по указателю на монастырь и двигайтесь до места.

Затерянный в горах

Пещерный монастырь Челтер-Коба был основан предположительно в XIII—XIV веках на краю обрыва мыса Ай-Тодор возле Сюйреньской крепости. Комплекс монастыря состоит из главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами. Всего в монастыре более 50 пещер, расположенных в четыре яруса. На территории комплекса находится источник.

С начала 2000-х годов ведутся восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Адрес монастыря: Бахчисарайский район, территория вблизи села Большое Садовое.
Как добраться: следуйте в Бахчисарайский район, ориентир — сёла Куйбышево и Танковое. Доезжайте до села Малое Садовое, пересекаете его по грунтовой дороге, ориентируясь на метки-указатели на деревьях и навигатор.
Расписание служб: воскресенье — 7:30. Уточнить расписание и другие вопросы можно по телефону: +7 (978) 721-10-80.

В ущелье Марии в Бахчисарае расположился Свято-Успенский пещерный мужской монастырь. Учёные полагают, что он был основан не позднее VIII века, однако точной даты не установлено. Одна из легенд гласит, что в этих скалах в праздник Успения Богородицы пастух обнаружил икону Богородицы. Её неоднократно вывозили, но святыня чудесным образом возвращалась на место. Другое поверье связывает основание монастыря с мистическим змием, который держал в страхе жителей близлежащих сёл. Люди взмолились к Богородице и однажды обнаружили на одной из скал горящую свечу. Прорубив к ней ступени, селяне нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия. Есть также версия, что икона была перенесена туда из византийского монастыря.

Сегодня продолжается работа по восстановлению обители. Отреставрировано несколько храмов, расписаны стены, оборудованы келии и прилегающая территория. Перед входом в храм есть святой источник.

Адрес монастыря: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1.
Как добраться: следуйте в Бахчисарай, сворачивайте в Старый город и двигайтесь по главной дороге мимо Ханского дворца до её окончания, она выведет прямо к территории монастыря.
Расписание служб: ежедневно с 7:30 до 19:00.

Обитель мраморной купели

Церковь Ильи в поселке Солнечная Долина была построена в X-XII веках. Главная реликвия святыни — мраморная купель IV–V века, которая была доставлена в Крым из Константинополя. Во время раскопок возле храма были обнаружены фрагменты кладки на глине, что может свидетельствовать о том, что на месте храма была более древняя церковь.

Старожилы говорят, что храм ежегодно приносит в село чудо. В день памяти святого пророка Илии, который отмечается 2 августа, там идёт дождь.

Адрес храма: г. Судак, с. Солнечная Долина, ул. Черноморская, 14а.
Как добраться: следуйте мимо Судака в село Солнечная Долина, в самом населенном пункте двигайтесь по улице Черноморская до храма.

Историки полагают, что Свято-Климентовский пещерный монастырь был основан от VIII—IX до XIV—XV веков в окрестностях Инкермана. Его возникновение предание связывает с римским епископом Климентом, который был сослан в каменоломни около Херсонеса за проповедь христианства, а позже убит по тайному приказу императора Траяна.

Храмы и келейные корпуса восстановили только в 90-х годах прошлого века. Из Киева была передана частица мощей святого священномученика Климента, рака со святыми мощами установлена в боковом нефе храма. С 2019 года возобновились и ежеседмичные богослужения.

Адрес монастыря: г. Севастополь, Инкерман, Симферопольское шоссе, 17.
Как добраться: следуйте в Инкерман, двигайтесь до остановки «Втормет» и далее пешком. Ориентируйтесь на руины Каламиты и купола храмов.
Расписание служб: ежедневно с 7:30.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: