Молитва на принятие просфоры и святой воды – священный текст перед православным обрядом

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Молитву на принятие просфоры и святой воды положено знать каждому верующему христианину. Она лаконична и проста, поэтому выучить её наизусть не составит большого труда.

Обряд принятия святой воды и просфоры

Вкушение просфоры и принятие святой воды — процесс, который обязательно должен сопровождаться крестным знаменем и произнесением молитвы. Обряд требует к себе благоговейного отношения.

Просфора и святая вода принимаются только на голодный желудок после совершения утренней молитвы: от воды отпивается небольшой глоток, от просфоры вкушается тоже небольшой кусочек. Делать всё это нужно стараться так, чтобы даже единая крошка святого хлеба не упала мимо.

Употребление просфоры со святой водой, по словам затворника Георгия Задонского, оберегает человека от козней нечистого духа, освящает его тело и душу, озаряет его мысли и приближает его к Господу Богу.

Просфору нельзя принимать утром накануне Святого Причащения. В этот день данное ограничение относится к любому виду пищи.

Молитва на принятие просфоры и святой воды: текст

Текст молитвы, сопровождающей вкушение просфоры и освященной воды, следующий:

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Просфора и её происхождение

Истоки происхождения просфоры связаны с первыми веками христианства. Слово “просфора” с греческого языка переводится как “приношение”. Просфорой раньше называли пожертвование, которое верующие приносили с собой для совершения богослужения — хлеб, вино, воск для свечей, оливковое масло (елей). Это пожертвование принималось диаконами, а списки тех, кто пришел с приношением, упоминались с молитвой во время освящения еды. Причем в этот список могли включать и умерших людей, когда от их имени родные приносили просфору.

Часть от просфоры — хлеб и вино — диаконы отделяли с целю преложения в Христово Тело и Кровь, воск уходил на свечи, а всё, что оставалось, — раздавали верующим. Уже позже просфорой называть стали только хлеб, применяемый во время литургии. С течением времени в церкви вместо обычного хлеба стали выпекать просфору в современном её виде.

Просфора представляет собой хлеб, собранный из 2 отдельных частей:

  1. Верхняя часть выпекается со специальной печатью в виде четырехконечного равностороннего креста. На горизонтальной перекладиной креста ставятся символы IC и XC (Иисус Христос), по ней — HI и KA (в переводе с греческого — “победа”).
  2. Нижняя часть напоминает обычный каравай хлеба.

Просфора выпечена из муки, на создание которой ушло множество зерен из бесчисленного количества колосьев, поэтому она символизирует как естество отдельного человека, созданного из множества природных элементов, так и всё человечество в целом, состоящее из множества людей. Нижняя её часть выступает олицетворением плотского, земного начала человека и человечества, верхняя, с печатью, — начала духовного. Согласно церкви, человеческое естество пронизано Божьим присутствием, поэтому в тесто для просфоры добавляются святая вода и дрожжи: освященная вода — как символ Божьей благодати, а дрожжи — животворящая сила Святого Духа.

Разделение просфоры на 2 части — явление не случайное. Части символизируют разделение человека на плоть (вода и мука) и на душу (святая вода и дрожжи), которые неразрывно связаны друг с другом. Получить просфору на руки верующие могут после богослужения — для этого до начала необходимо подать до начала литургии записку “О здравии” или “Об упокоении”. За каждое имя, указанное в записке, вынимается кусочек просфоры.

Антидор (с переводе с греческого “вместодарие”) — маленькие части просфоры,из которой вынут был Святой Агнец на проскомидии. Антидор раздается верующим после завершения литургии. Вкушать его необходимо в стенах храма, на голодный желудок, с благоговением в душе, потому что это хлеб святой, с Господнего жертвенника.

Артос — просфора всецелая. Совместно с образом Воскресения Христова занимает в храме главное место во время Светлой Седмицы. После пасхальных торжеств раздается верующим. Частицы артоса люди бережливо хранят в качестве духовного лекарства от хворей и немощей. Его вкушают только в особых случаях и всегда со словами “Христос воскресе!”

Просфору и артос также хранить необходимо в красном углу, рядом с иконами. Если они испортятся, то их нужно собственноручно сжечь или отнести с этой же целью в церковь, либо пустить по течению чистой реки.

О происхождении святой воды

Святая вода находится рядом с верующим христианином всю его жизнь. Это одна из самых великих святынь христианства. Именно этим словом — “святыня” — переводится на русский язык её греческое название — “агиасма”.

Святая вода символизирует собой Божью благодать: она очищает верующих от духовного негатива, укрепляет и тело и душу. Святая вода — практически главный атрибут таинства Крещения. Троекратное погружение в нее омывает человека от греховных нечистот, обновляет его, делает ближе к Иисусу Христу. Также освященная вода используется во всех христианских обрядах освящения, при молебенах, крестных ходах.

Каждый верующий православный христианин набирает освященную воду в день Богоявления, несет к себе домой и хранит, как дорогую святыню, на протяжении всего года. Агиасмой причащаются при всяких заболеваниях, применяя её вместе с молитвой.

Давно доказано, что святая вода обладает необыкновенными свойствами. Она остается свежей на протяжении всего года после Богоявления. А о целительских её способностях писал ещё святитель Димитрий Херсонский. Богоявленскую воду широко использовал преподобный Серафим Саровский, давая её паломникам. Преподобный Амвросий Оптинский с помощью нее поднимал на ноги даже смертельно больных людей. Серафим Вырицкий называл святую воду сильнейшим лекарством, советовал ею окроплять любую пищу, давать её каждый час по столовой ложке заболевшему человеку.

Освящение воды происходит 2 раза — в Крещенский Сочельник и в день самого Крещения. Церковь верит, что агиасма является духовно-телесным бытием, связывающим небо и землю. Она должна быть в каждом доме, где веруют в Бога. Хранить святую воду необходимо в красном углу, рядом с иконами.

Читайте также:
Молитвы для очищения дома - священные тексты и прошения святым за очищения дома от негатива и после болезней

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды: во всех подробностях

Го́с­по­ди Бо́­же мой, да бу́дет дар Твой свя­ты́й: просфора́ и свя­та́я Твоя́ вода́ во ос­тав­ле́­ние гре­хо́в мои́х, в про­све­ще́­ние ума́ мо­его́, во укреп­ле́­ние ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных сил мои́х, во здра́­вие ду­ши́ и те́­ла мо­его́, в покоре́ние страс­те́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Тво­ему́ мо­ли́т­ва­ми Пречи́стыя Твоея́ Ма́­те­ри и всех свя­ты́х Тво­и́х. Ами́нь.

Слушать молитву на принятие просфоры и святой воды:

Просфора, в переводе с греческого – приношение. По древнему – хлеб предложения, который появляется во времена пророка Моисея, когда, под руководством Бога, устанавливались Правила для скинии – прообраза Церкви.

Что такое просфора?

Современный вид просфоры изменился, но значение осталось прежним. Более того: в Русской Православной Церкви смысл влагаемый в освященный хлеб немного нарушен. Он несет в себе прежний образ, но при этом, отдавая дань удобству: вместо цельного, который делят на всех, используют готовые маленькие просфорки. Например, в греческой церкви антидор – цельный, а у нас: добавляется или, скорее, отделяется просфора: как бы разный хлеб, хотя по сути – это одно и то же.

Между вкушением просфоры и Евхаристическим Причастием огромная разница. Антидор – оставшаяся часть от хлебов, используемых в Евхаристии (таинстве преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Господа). Остатки (у нас: как кусочки, так и просфоры) дают прихожанам:

  • Просфора с вынутой частичкой(за тех, кого указали в записках): чтобы заесть Причастие, дабы во рту не осталось ни крошки.
  • Антидор(кусочек): вместо Причастия, чтобы те, кто не смог участвовать или отлучен от Него, мог приобщиться к Единству Церкви.
  • Целая просфорка:для употребления дома: во здравие души и тела.

Примечание: Чаще всего домой несут целые просфорки – так удобнее. А кусочки съедают тут же в храме. Берут с собой еще один вид хлеба (частичку), так называемый, Артос, освященный на Светлой седьмице (неделе), т. е. после Пасхи.

Когда принимать святую воду и просфору

Просфора – освящённый хлеб — и агиасма – святая вода — являются одними из самых важных святынь в православной церкви. Благодаря их употреблению, тело быстро очищается, а духовность возвеличивается.

Зёрна хлеба символизируют Церковное единство при большом количестве разделений, а вода – чистоту и волю Божью.

Зёрна хлеба символизируют Церковное единство

А когда нужно принимать святыни? Совершают обряд и читают молитву на принятие святой просфоры и воды в утреннее время на голодный желудок. Важно, чтобы они не перемешивались с другой едой и напитками.

Молитва «Символ веры»

Как правильно вкушать просфору и святую воду

Множество зерен хлеба символизируют Единство Церкви при бесконечном количестве частей. Освященная вода возвращает первостепенную чистоту, а также является проводником Божьей воли.

Сложности в принятии этих церковных объектов нет: делается это на голодный желудок, рано утром, чтобы они не смешивались с последующей пищей.

  • В конце литургического чтения в церкви присутствующим выносят антидоры (маленькие части просфоры).
  • Православный должен сложить собственные ладони крестом, где правая будет на левой. Если победить гордость, можно целовать руку монаха, принесшего этот дар.
  • Антидоры съедается прямо в храме, а после запиваются благоговением (агиасмой).
  • В доме для церковной пищи необходимо приготовить скатерть и поставить её в освященный угол — домашний иконостас. Перед употреблением просфоры и святой воды читается особая молитва, где верующий просит об укреплении тела и духа, а также устранении всяческих страстей.
  • При откусывании хлеба человек должен подставить тарелку или чистую бумагу. Нельзя, чтобы крошки падали на пол, потому что эта просфора освящена и символизирует полноценную веру.
  • Не рекомендуется давать церковный хлеб тем людям, которые не хотят креститься или отвергают существование Бога.
  • Бумагу, в которой была принесена просфора, должна сжигаться.
  • Церковный хлеб готовят из пшеницы, на дрожжах и с добавлением святой воды. Термин «просфора» переводится с греческого как «приношение». Первые христиане имели обычай нести из собственного дома хлеб для совершения Таинства Евхаристии.
  • В настоящее время церковный хлеб готовят в пекарнях епархии. Просфора состоит из двух частей, символизирующих два естества Спасителя Христа. На верхней части изображают крест или лик Божией Матери.
  • «Агиасма» в переводе с греческого — «святыня». Эта вода освящается по особому разрешению, в праздник Крещения. Она не является панацеей от всех болезней. Неверно мнение, что ежедневное употребление агиасмы принесет абсолютное здоровье и разрешит все проблемы.
  • Агиасма не портится и остается нетленной. Это было доказано через множество соответствующих экспериментов. Каждый христианин обязан держать её рядом с домашними иконами и потреблять натощак с утра. Она также годится для помазания ран и окропления жилища.

Совет! Если у человека не имеется возможности принимать просфору и агиасму (святую воду) на рассвете, разрешается употребить их в любое время дня, но исключительно натощак. Однако следует смиренно просить прощения у Всевышнего за недисциплинированность.Просфоры

Какой хлеб самый благодатный?

Несмотря на то, что антидор и просфора символизируют оставшуюся часть от использованного в Евхаристии хлеба, по степени освещенности они разнятся:

  • Антидор– остаток после изъятия «Агнца» (Тело Христово). Употребляют в храме.
  • Артос– раздается (частичка) верующим после Пасхальных торжеств. Для оздоровления души и тела, вкушая, добавляют слова: «Христос Воскресе!» Разрешается лечить домашних животных.
  • Просфора– (в т. ч., с вынутыми частичками за живых и усопших, поминаемым на проскомидии по запискам) употребляется только людьми.

Примечание: Каждый вид хлеба в Церкви – это символ Христа, к которому необходимо относиться соответственно. По вере получают исцеление, улучшают способности к восприятию знаний и пр.(читайте в молитве). Но не переоценивайте значение этих вещей: ничто, никакая святыня не сравнится с Причащением Крови и Тела Господа.

Читайте также:
Благодарение за всякое благодеяние Божие - православная благодарственная молитва Господу, правила чтения

Какую молитву читать

Молитвы на принятие церковного хлеба и крещенской воды должны произноситься с крепкой верой в Господа, способного дать все необходимое.

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевых и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Посмотрите видео о принятии просфоры и святой воды

Об использовании святой воды

Святая вода несёт в себе мощнейшую энергетику. Она способна творить чудеса – исцелять больных, очищаться душу, избавлять от плохих мыслей.

Принимать святую воду можно ежедневно. Обязательное условие – голодный желудок и утреннее время. Эта целебная жидкость помогает решить множество проблем. Однако следует помнить, что считать её панацеей от всех болезней было бы неправильно.

Святая вода несёт в себе мощнейшую энергетику

Святая вода не пьётся из одного сосуда. Её нужно наливать в отдельную ёмкость и выпивать полностью. Перед этим следует прочесть молитву на принятие святой воды. Произносить слова прошения необходимо с чистой душой и открытым сердцем.

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

После принятия священной воды следует прочесть молитву об исцелении. Читается Николаю Чудотворцу.

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго
мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое
милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Святой водой можно обрабатывать раны и использовать её в виде компрессов на болящее место. При сглазе ею умывают лицо, затем вытирают его изнаночной стороной одежды.

Храниться вода может вечно. Она не портиться, остаётся чистой, нетленной, будто её только что зачерпнули из святого источника.

Храниться вода может вечно

Как употреблять просфору и святую воду?

Лучше всего принимать понемногу (частичку просфоры), запивая водой. Предварительно прочитав молитву, чтобы понимать зачем это делается. В Типиконе нет указания как на содержание текста молитвы, так и способа употребления хлеба. Но, по сложившейся традиции, поступайте так:

  • принесенную просфору разрежьте на маленькие части (так удобнее есть, когда подсохнут);
  • воду отливайте в отдельную чашку, не пейте из посуды, где она хранится;
  • трижды перекрестите налитое: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь;
  • съешьте кусочек, запивая святой водой, прочитав молитву.

Примечание: Некоторых людей смущают слова: «… во оставление грехов…». В переводе с греческого – это «развод», «от/ставление», то есть, не прощаются грехи (это делает только Господь), а испрашивается возможность прекратить грешить, отделиться, избавиться от привязанности к страстям.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ с.Богородское

с источником освященным в честь вмч.Никиты Бесогона

Молитва при вкушении

просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

В переводе с греческого “агиасма” – “святыня”. Так называют воду, освященную особым чином. Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно, а великое – только в праздник Крещения Господя.

Странное поверье есть в русском народе: будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, – крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы переполняются народом, есть даже некий тип “прихожан”, которые приходят в церковь раз в год – “за водичкой”.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О том, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика молитва – велика и святыня.

Крещение Господне освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в силах прийти в церковь из-за собственной немощи или дальности храма, может набрать воды из любого источника, даже из-под водопроводного крана, и употреблять как святую.

Пить агиасму надо натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией можно в любое время дня и ночи. Хранить – в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий, вкушают агиасму как духовное утешение.

Читайте также:
Молитва «Царю Небесный» - текст молитвы на русском языке, толкование и объяснение, когда и как читать

Немного жаль, что чудо великого освящения бывает .только однажды в год, и так редко можно слышать трогательные тропари:

“Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вей духа премудрости, духа разума, духа страха Божия, явльшагося Христа. “

Почему вода освящается в особых сосудах

Все происходящее в церкви имеет какой-то смысл. Так и сосуд, в котором освящается вода. Он обладает огромным символическим значением. Ёмкость олицетворяет Божью благодать, а её округлое основание — небесную Церковь.

Чаша, в которой происходит главное действо, схожа с потиром – ёмкостью, используемой во время литургии. С одной стороны у сосуда имеются небольшие выемки для свечей. Всего в процессе обряда их понадобится 3.

Огромное церковное значение имеет и купель, предназначенная для крещения. Это сосуд гораздо больше водосвятного и оснащена высокой подставкой.

Текст молитвы на принятие святой воды и вкушение просфоры

Без хлеба и воды человек не может жить. Именно хлеб Господь избрал символом жизни и символом самого себя. В Евангелии говорится об этом совершенно недвусмысленно: «Я есмь хлеб жизни», — сказал Христос.

Поэтому, когда в церкви мы получаем освященный хлеб – просфору, мы получаем символ самого Бога. А съедая ее, мы принимаем в себя его частицу, становимся с Ним одним целым.

Во время Святого Причастия хлеб смешивается с вином, которое Господь назвал «Сие есть кровь моя». Принимая кровь и плоть Христову, верующие принимают в себя Бога и становятся сопричастниками Великого Таинства.

Но в домашних условиях принимается просфора со святой водой, которая приносится из храма. Святая вода – это, первоначально, обычная вода, над которой произносится специальный молебен водосвятия, после чего она получает особые исцеляющие свойства.

При этом читается особая молитва на принятие святой воды. Каждый верующий при ежедневном чтении этой краткой молитвы быстро запомнит ее, ведь слова ее западают в душу, отвечая нашим мольбам о помощи.

Какую молитву нужно читать перед принятием святой воды

Церковь создала молитву в помощь тем, кто желает принимать святыни дома. При ежедневном ее чтении каждый христианин запомнит это прошение довольно быстро. Ведь оно небольшое, а слова емкие, и сердце всегда на их отзывается. Текст молитвы можно прикрепить на кухне или недалеко от икон — там, где семья принимает святую воду и просфору каждый день.

Молитва Вонифатию против алкоголизма

История мученика

Святой мученик Вонифатий жил во времена Римской Империи. Находился в рабстве у богатой римлянки Аглаиды. Пороки винопития и прелюбодейства сопровождали юношу долгое время, хотя сам по себе он оставлял впечатление доброго, щедрого человека. По приказу своей хозяйки и любовницы Вонифатий отправился в Азию, чтобы доставить в Рим останки христианского святого. Таким образом, Аглаида рассчитывала заслужить прощение перед высшими силами. До неё дошли христианские истории, которые гласили о прощении за грехи, хранителям святых мощей. На чужбине Вонифатий стал свидетелем жестокой расправы над христианскими верующими, после чего проникся и решил примкнуть к ним. За свой выбор он подвергся варварским пыткам и казни. Спутники римского раба выкупили его останки и вернули Аглаиде.

Бог отпустил мученику грехи и вознес, в ответ за бескорыстную веру. На протяжении веков с многочисленных икон за людьми наблюдает святой Вонифатий. Молитва от пьянства и алкоголизма чаще всего звучит у его образов. Мученик при жизни одолел зеленого змия, тем самым даруя надежду на выздоровление всем зависимым. Это прямое напоминание о том, что с человеком происходят чудесные метаморфозы, когда он наполняет душу светом.

Как обратиться к святому?

Если сомнений не осталось и последняя надежда на исцеление лежит на пороге храма, то отправляйтесь к нему. Поход в церковь лучше совершать утром на пустой желудок. Молитва Вонифатию от алкоголизма не требует большой подготовки. Для более сильного эффекта можно совершить следующие шаги:

  • Попробуйте исповедаться. Как и весь человеческий организм, душа требует личной гигиены
  • Посетите причастие
  • Получите благословение святого отца
  • Держите пост на время чтения молитв
  • Закажите службу о здравии больного

При соблюдении всех пунктов, увеличится сила намерения и эффективнее заработает эта молитва от алкоголизма. Читать ритуальный текст нужно от 40 дней до 40 недель. Техника долгосрочная и требует усилий.


Когда и как читать, в чем смысл

Молитву произносят утром (после основного молитвенного правила) и перед приемом пищи. До того как ее произнести, стоит сосредоточиться, благоговейно перекреститься, и, помолившись, вновь наложить крестное знамение. Затем принять воду и просфору. После вкушения поблагодарить Бога. Святой водой можно и умыться — для этого в ладонь аккуратно набирают немного воды и протирают лицо. Молиться можно как вслух, так и про себя.

Такая молитва перед просфорой и святой водой нужна, чтобы Господь благословил их принятие, а верующий человек вкусил их с максимальной внимательностью ума и сердца, с пользой. Важно, чтобы эта благочестивая традиция не стала будничной, рутинной, а употребление даров не происходило механически. Ведь через воду и просфору Господь укрепляет, освящает душевные и телесные силы Своих созданий и направляет их сердца к Себе.

Использование воды в Ветхом Завете

Молитва на принятие святой воды связана с религиозными ритуалами, берущими начало ещё в древнем иудаизме. Во времена Ветхого Завета были установлены ритуалы очищения водой. Иосиф Флавий (37-100) свидетельствовал, что ежедневно перед дневным приемом пищи совершалось очистительное омовение (полное погружение в воду). Для этого использовалась обычная вода, главное, чтобы она не была мутной. Также очистительное омовение совершалось как знак обращения и покаяния. Однако совершенную чистоту вода не приносила и омовения должны были повторяться регулярно.

Читайте также:
Молитва Пресвятой Богородице о помощи в работе - прошение святой на успех и удачу в делах


Святая вода

Молитва на принятие святой воды и просфоры

В строчки молитвы, возносимой Богу перед принятием даров, вмещается все, что нужно верующему человеку на каждый день. Произносить ее можно как на русском языке, так и на церковнославянском (старославянском). В первом случае приведен пример молитвы с ударениями.

На русском

“Го́с­по­ди Бо́­же мой, да бу́дет дар Твой свя­ты́й: просфора́ и свя­та́я Твоя́ вода́ во ос­тав­ле́­ние гре­хо́в мои́х, в про­све­ще́­ние ума́ мо­его́, во укреп­ле́­ние ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных сил мои́х, во здра́­вие ду­ши́ и те́­ла мо­его́, в покоре́ние страс­те́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Тво­ему́ мо­ли́т­ва­ми Пречи́стыя Твоея́ Ма́­те­ри и всех свя­ты́х Тво­и́х. Ами́нь”.

На старославянском

О просфоре

История просфоры уходит в первые века христианства. Тогда люди сами приносили в храм дары, а именно – то, что нужно для богослужения. Эти приношения по-гречески назывались просфора. Отсюда и закрепилось такое название хлеба. Просфора делается из двух частей – верхней, на которой ставится печать с четырехконечным крестом, и нижнюю. Верхняя часть символизирует душевные качества человека, а нижняя – его телесную натуру. Обе части находятся в едином целом.

После литургии просфоры раздают за свечным ящиком. Их приносят домой, где на другой день съедают натощак с молитвой. Хранить просфоры нужно с благоговением, не допускать их порчи, заплесневения и съедать в ближайшее время.

Как правильно принимать святую воду и просфору

Георгий Задонский, монах и затворник, рассказывая об этих дарах, заметил, что к потребляющим святую воду и просфору не приблизятся никакие злые силы, мысли таких людей стремятся к угождению Творцу, при этом освящается их тело и дух, и они больше склоняются к молитве, посту и разным добродетелям.

Святая вода — изначально обычная жидкость, но во время водосвятия, совершенного священником, она получает особые благодатные свойства. Набрать ее можно в любом храме. Но чтобы она была действительно полезна, нужно стараться вести духовную жизнь. Освященную воду православные христиане называют образом благодати Божией и верят, что она укрепляет их к подвигу спасения. Пить ее желательно натощак, но при болезни можно в любое время. В день причастия ни вода, ни просфора не вкушается до принятия Тела и Крови Христовых.

Для святыни лучше выделить отдельную бутылку, можно небольшую. Необязательно набирать пятилитровые емкости, ведь даже капля святой воды освящает простую воду. Христиане не кипятят, не готовят пищу на ней, употребляя только в чистом виде. В течение нескольких лет вода, как правило, остается свежей, не теряя своих свойств. Если же она со временем испортилась, следует вылить ее в реку. А на праздник Крещения освященную воду пьют в течение всего дня. В крещенский сочельник ей также окропляют жилище и свою семью.

Принеся из храма просфору, христиане всегда относятся к ней как к святыне. Ведь это не просто купленный хлеб, но освященный, участвовавший в богослужении. К крошкам просфоры стоит отнестись внимательно. По возможности не рассыпать, но если они рассыпались, бережно их собрать и сжечь. Так же относятся к каплям воды — стараются не расплескать дар. Освященный хлеб хранится довольно долго не портясь. Но иногда он может заплесневеть. В таком случае нужно, как и воду, спустить ее в реку, либо отправить на сжигание.

Пока просфора свежая, лучше всего разрезать ее на мелкие кусочки, подсушить. И вкушать каждый день. Цельный кусок заплесневеет быстрее — внутри него обычно сохраняется влага, питательная среда для плесени. В засушенном виде кусочки сохранятся намного дольше. Хранят просфору и освященную воду по возможности возле святых икон.

Есть и другие виды священного хлеба, о которых стоит сказать отдельно.

  • Антидор — остатки просфоры, оставшиеся после Литургии и не вошедшие в агнец (самый главный хлеб, который становится Телом Христовым). Это тоже великая святыня. Она вкушается вместо Священных Даров теми, кто не причащался по каким-то причинам. Перед тем, как принять антидор в начале дня натощак, читать нужно ту же молитву на принятие просфоры. Вкушается антидор в храме.
  • Артос — целая просфора, общая для всех членов Церкви. Освящают артос в первый пасхальный день. Всю Светлую седмицу он стоит в храме на почетном, видном месте. После седмицы и пасхальных празднований артос торжественно, с молитвой раздробляют, раздают семьям верующих и затем хранят как святыню. Это очень радостная традиция. Вкушают артос в особых случаях — при телесной болезни или недугах души. При этом говорят: «Христос воскресе!».

Вопросы священнику

Тема святых продуктов и использование их для исцеления, очищения жилья и избавления от негатива всегда волновала мирян.

Как освятить квартиру святой водой

Перед процедурой самостоятельного освящения следует убраться во всех комнатах, особенно по углам, где скапливается много грязи, а при обычной уборке туда не всегда заглядывают. Затем надо освободить шкафы от хлама, вещей, которые давно не носятся. На кухне выбрасывается битая и потресканная посуда.

Открываются окна, раздвигаются шторы и в жилье впускается солнечный свет. Желательно посетить храм и присутствовать на литургии. Набрать святой воды и принести ее домой. После этого, читая молитвы, можно только Отче наш, обойти по часовой стрелке все комнаты и опрыскать их накрест, включая углы, агиасмой. Начинать и заканчивать следует от порога входной двери.

Где хранить святую воду

Святую воду всегда хранили в глиняных кувшинах. Затем их постепенно заменили стеклянными банками. Последнее время используется и пищевой пластик.

Агиасму не рекомендуется ставить в холодильник. Она не должна находиться рядом со скоромными продуктами. Для нее следует выделить отдельную полку в шкафу и банку пометить крестиком, чтобы домашние знали, что это.

Церковнослужащие считают, что самое подходящее место для хранения емкости со свяченой жидкостью – это рядом с иконами или позади них в священном углу.

Читайте также:
Молитва мученику Уару - сильные православные тексты о некрещеных усопших и самоубиенных

Если банке обнаружен осадок, значить с энергетикой в доме не все в порядке. Жилье следует освятить, очистить от грязи и дурной энергетики. Само содержимое с емкости выливать под ноги и в канализацию нельзя. Самое подходящее применение – полить комнатные растения.

Как умываться святой водой

Впервые с ритуалом омовения святой водой человек сталкивается при крещении. Это действо священное, но истинным верующим можно проводить его дома.

Ритуал проводится для соприкосновения с Благодатью Божьей, не для защиты от порчи и других негативных сил. Следует поставить широкий таз и следить за тем, чтобы ни одна капля не упала, попала в слив. Лицо трижды омывается агиасмой, затем вытирается тыльной стороной нательной рубашки. Остатки выливаются под дерево, в ручей или другое место, где не ходят люди. Ими можно полить комнатные цветы в доме.

Как пить святую воду правильно

Святая вода пьется рано утром, натощак, после прочтения молитвы. Ее следует отлить в отдельную чашку или бокал и выпить тремя глотками. Нельзя отпивать с той посуды, где она хранится.

Больные люди, чтобы быстрее избавиться от недуга, могут пить по три глотка каждый час, читая перед этим короткую молитву на принятие святой воды.

Можно ли давать святую воду животным

В святом писании сказано, что к святыням не должны прикасаться животные. Агиасма приравнивается по своему значению к иконам и другим реликвиям. Поэтому домашние животные не должны пить святую воду и есть просфоры.

В случае, когда домашняя живность начинает болеть, плохо набирает вес и проявляет другие признаки наведения порчи, то сначала следует накрест окропить святой водой места обитания живности, хлев, курятник, сарай. Затем окропить скот и птицу. Орошая подсобные сооружения и сам скот, следует все время читать молитвы на исцеление от болезней и снятие негатива.

Животные не могут сами осознавать важность веры и силу молитвенного текста. Избавление от болезней к ним придет только через хозяина.

Помогает ли святая вода против пьянства

С давних пор проводиться лечение от пьянства агиасмой. Для этого необходимо, чтобы сам алкоголик захотел избавиться от пагубной привычки.

Сначала следует прочитать молитву. Она настроит человека на нужный лад, утвердит его в решении покончить с возлиянием горячительных напитков. Наложить на себя троекратно крест.

После этого в чашу наливается небольшое количество наговоренной жидкости. Выпить ее надо тремя глотками. После этого прочитать молитву на исцеление. Ритуал проводится утром и вечером натощак . Длительность лечения 9 дней.

Как умыть ребенка святой водой от сглаза

Если ребенок не спит, капризничает или без причины у него поднялась температура, его следует умыть от сглаза. Для этого мать берет его на руки, читает Отче наш. Затем набирает агиасму в свою ладошку и умывает личико малыша. Вытирает его подолом своей сорочки. При сильном негативном воздействии следует смочить его темечко, живот в области пупа, затем правое и левое плечо, как бы наложить крест агиасмой. Дать ему немного выпить исцеляющей жидкости.

Больного ребенка умывают, чтобы вылечить. Для этого читают молитву на святую воду от болезней. После этого умывают, вытирают обратной стороной носильного белья и дают малышу испить, сколько он сможет за один прием.

Крещенская вода отличается по своей структуре от освяченной, но она вполне способна заменить ее в случае лечения ребенка и снятия с него сглаза.

Почему церковь молится о водных источниках

Вода является источником жизни на земле, и относиться к главным потребностям человека. Поэтому священнослужители молиться на источниках, чтобы они не иссякли и несли на поверхность с глубин свою влагу.

Водою питаются и омываются все люди на земле, не зависимо от вероисповедания. Ее каждый день пьет все живое на земле, чтобы выжить. Поэтому церковь устраивает молебны на месте выхода родников и ключей на поверхность, прости Бога, чтобы источник не иссяк.

Святая вода имеет огромное значение для очищения тела и души православного. Найдите молитву, прочтите ее перед иконами, правильно расставляя ударение, вдумываясь в каждое слово. Тогда агиасма проявит все свои силы, настроит организм на необходимую волну.

Защита от недоброжелателей: как правильно читать псалом 16

Обстоятельства написания псалма

Достоверной даты появления молитвы нет. Информации о месте написания псалма тоже не существует . Все, что известно — автор и примерные обстоятельства, в которых появилось произведение. Так, псалом 16, как и остальные, был написан в пустыне будущим царем Давидом, который бежал от Саула. Находясь во власти Господа, автор просил Бога об избавлении от мук и о помощи. Те страдания, которые он несет на своих плечах, по словам Давида незаслуженны, а от этого еще тяжелее.

Псалом 16 является священной песней

Толкование псалма 16

Если говорить обобщенно, то значение песни заключается в том, что Господь – это единственная защита для каждого человека. Давид говорит о своей невиновности, как и в других псалмах и просит помощи у Творца. Произведение было создано для прославления Господа как единственной надежды для всех верующих. Сама песня состоит из 15 стихов, в каждом из которых будущий царь обращается к Всевышнему. Подробнее разберем эти части:

  • с 1 по 4 стих Давид доказывает свою невиновность, рассуждает о бедствиях и верности Богу. Здесь он доказывает незыблемость и силу своей надежды на милость Господа;
  • с 5 по 7 просит у Господа поддержки в вере. Давиду необходима защита, он называет себя рабом, выражая наибольшее смирение перед Богом;
  • с 10 по 12 стих следует описание врагов, как их поступков, так и характера. Они представляются нам как нечестивые гордецы, не знающие Божьего закона.

В последних строках Давид открыто просит Бога о защите и покровительстве. Здесь же автор показывает себя смиренным служителем Господа, надеясь на его милость и избавление от врагов.

Весь текст псалма выражает силу веры автора и его надежду на одного только Бога как Творца, как защитника и покровителя.

Видео «Чтение псалма 16»

В этом видео представлена аудиозапись написанной царем Давидом молитвы.

Читайте также:
Молитва Пантелеймону Целителю о здравии: священные тексты святому о исцелении и выздоровлении болящего

Как правильно читать псалом при обращении к Богу

В храмах и церквях песню читают на старославянском языке. Ее стоит произносить, когда необходима поддержка Бога в сложных ситуациях, его защита и поддержка.

Текст псалма 16 на русском языке

1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Для верующего человека совершенно не нужен какой-то особый случай, условия или ситуация. Вы можете читать псалом, когда захочет ваше сердце, тогда Бог услышит вашу молитву, силу веры и обязательно поможет и поддержит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 16

Псалом сей, как показывает и надписание его – Молитва Давиду, т.е. молитва, внушенная Давиду Духом Святым, – содержит в себе жалобу человека, гонимого врагами и оттого находящегося в сильной скорби и молящегося об избавлении от врагов. Некоторые из древних церковных толкователей (блж. Иероним, Августин) видят в псалме этом моление Иисуса Христа и Его Святой Церкви о помощи среди гонений; по такому характеру псалма сего, он, без сомнения, и внесен в состав церковного богослужения, мы слышим его первым из трех псалмов на 3-м часе, ежедневно читаемом перед литургией. Гонимый врагами, в особенности же преследуемый от Саула, терпя всякого рода козни, Давид призывает на помощь правосудного и всесильного Бога, и свою молитву к Нему начинает так:

Пс.16:1 Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых.

Под именем правды, по мнению толковников, пророк разумеет здесь не праведность свою, или добродетель, а справедливость дела, о котором просит. Ты, Господи, видишь, как бы так говорит он, за какую вину враг мой преследует меня; Тебе видно, на чьей стороне правда; а потому обрати внимание на мое справедливое прошение и выслушай молитву мою, которую приношу Тебе из уст правдивых, не ложных, не во устнах льстивых.

Пс.16:2 От лица Твоего судба моя изыдет: очи мои да видита правоты.

Судба значит «суд, судебное определение», или «законное постановление». Правоты то же, что прямизны, прямое направление, или «справедливость, честность, справедливое решение». Продолжая моление свое ко Господу, пророк говорит: ниоткуда не могу я получить справедливого суда о притеснении меня врагами моими, кроме Тебя, Господи; от лица Твоего да изыдет суд надо мною: Сам Ты суди меня, и очи мои да увидят справедливость Твоего приговора.

Пс.16:3 Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда.

Искусил еси – значит: Ты, Господи, испытал мое сердце, узнал, каково оно; кому же и знать его, как не Всеведущему ( 1Кор.2:11 )? Посетил ecи нощию – по мнению толковников, Давид в этих словах упоминает о той ночи, в которую он, бегая и скрываясь от преследований Саула, нашел его спящим в его палатке посреди приближенных к нему воинов, и не только сам не убил его, но и другим запретил это делать ( 1Цар.26:7–10 ). После такого испытания его праведным судом Божиим Давид дерзновенно мог говорить Богу: Ты, Господи, искусил сердце мое; Ты допустил в одну ночь подвергнуть меня такому тяжкому испытанию, в котором трудно было устоять и удержаться от греха мстительности врагу за причиненные обиды посредством убийства, на которое склоняли меня мои спутники; и после всех допущенных Тобою искушений, – могу сказать, – не нашлось во мне неправды против Саула; не обретеся во мне неправда.

Пс.16:4 Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки.

Под делами человеческими, о которых не желает и говорить, Давид разумеет, без сомнения, причиняемые ему врагами оскорбления, всякое зло и вообще – грешные дела. Пути жестоки, т.е. пути трудные, суровые пути самоотвержения, добродетели Давид сохранил потому, что они изречены или заповеданы устами Божиими: заповеди Божии о том, чтобы не судить ближнего, не злословить или не хулить его, были хорошо известны Давиду, и он свято исполнял их; а потому так смело и говорит о том в молитве к Богу: из благоговения к закону Твоему я уклонялся от пересуда злых дел человеческих; ради слова уст Твоих, ради Твоих повелений я держусь строгих путей добродетели.

Читайте также:
Молитва о крестниках - священный текст о здравии и помощи, правила чтения

Пс.16:5 Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя.

Стопы моя, т.е. движения ног, шаги мои; в духовно-нравственном смысле под стопами нужно разуметь мысли, или намерения, относительно того или другого образа жизни. Во стезях Твоих – под стезями, или тропинками, Бога разумеет пророк те пути жестоки, о которых сказал прежде, т.е. пути добродетели, которые бывают так же скользки, трудно проходимы, как тропинка на горах или в трудных местах. Таким образом, сказав раньше, что он сохранил, ради исполнения заповедей Божиих, трудные пути добродетели, теперь словами: соверши стопы моя во стезях Твоих – просит Господа Бога, чтобы утвердил и благоустроил хождения его по пути искушений; да не подвижутся стопы моя – да не поколеблюсь я в моих хождениях, т.е. в мыслях, желаниях и делах моих.

Пс.16:6 Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя.

По вере в живого Бога Давид, как и другие псалмопевцы, проникнут был живым и непрестающим сознанием того, что в молитве происходит личное взаимообщение между молящимися и Богом, причем человеческому призыву и просьбе соответствуют Господни слушание и ответ. Чтобы молитва была услышана, необходимо далее влечение сердца к Богу и желание правого в Его очах дела. Все это псалмопевец Давид и выразил в первых пяти стихах псалма, а в настоящем стихе он как бы удостоверяет испытанное им действие молитвы. Повторяя свое прошение словами: приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя, говорит Давид, что и раньше: «я призывал Тебя и был услышан Тобою» – Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже. Таким образом, чем усерднее Давид молился, тем с большею охотою желал молиться еще, уверенный опытом в милости Божией к нему, и вместе видя новые искушения и трудности для себя среди гонений врагов. Молитва его основывалась на твердой вере и глубоком уповании на Бога, и это упование и эта вера питались искреннею и неослабною молитвою.

Пс.16:7–9 Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей: сохрани мя, Господи, яко зеницу ока: в крове крилу Твоею покрыеши мя от лица нечестивых острастших мя.

Удиви, показав явно для всех дивную милость Твою ко мне спасением от противящихся деснице Твоей, т.е. сохрани меня от Саула и от других врагов моих, которые противятся Твоему определению о мне – быть мне царем; яви сию милость ко мне, потому что Ты спасаешь всех уповающих на Тебя. Яко зеницу ока – как зрачок глаза; в крове крилу Твоею – под кровом Твоих крыльев, т.е. под Твоею всесильною защитою; от лица нечестивых острастших мя, т.е. спаси, или защити, меня от людей, которые обижают, подвергают меня страданиям. Таким образом, все приведенные изречения псалма могут быть выражены в такой речи: Господи Боже мой! Ты, Который спасаешь всех истинно уповающих на Тебя, покажи дивную милость Твою ко мне и спаси меня от всех, дерзающих сопротивляться Твоему определению о мне; сохрани меня, как хранят зрачок в глазу, и укрой, защити меня под кровом Твоим, как птица укрывает крыльями птенцов своих и сохраняет их от хищных птиц и непогоды, – спаси и сохрани меня от нечестивых врагов моих, причиняющих мне страшные обиды.

Пс.16:10 Врази мои душу мою одержаша, тук свой затвориша: уста их глаголаша гордыню.

Душу мою одержаша, т.е. окружили, стеснили меня враги мои; тук значит «жир, толщина» – оттуда употребительное и в русском языке слово «тучный, жирный»; на языке Священного Писания тук означает бесчувственность, огрубелость, а также – богатство, изобилие, среди коего люди забываются. Тук свой затвориша – значит: среди изобилия и благоденствия враги мои забылись, заградили свое сердце от чувства братолюбия и жалости, сделались бесчувственными и жестокими; устами своими произносят слова гордости: уста их глаголаша гордыню. Таким образом, изображая злобу и жестокость врагов своих, псалмопевец говорит: враги стеснили меня, закрыли свое сердце от помыслов и чувств жалости и милосердия, говорят гордо и высокомерно; они не только бесчеловечны и немилосерды, но и с гордостью ругаются надо мной.

Пс.16:11–12 Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов и яко скимен обитаяй в тайных.

Продолжая речь о злобе и коварстве врагов, Давид сначала говорит, что они, не довольствуясь изгнанием его из дома и отечества, окружили его со всех сторон, как охотники окружают добычу: изгонящии мя ныне обыдоша мя; а потом сравнивает их с хищными зверями, с голодным львом и со скимном, т.е. со львенком. Очи свои возложиша уклонити на землю, т.е. все свои мысли и намерения устремили на землю, к тому, чтобы коварно погубить меня. Подобно голодному льву, готовому схватить добычу, или молодому львенку, скрывающемуся в тайном месте, они окружили меня, как свою добычу, и приготовились погубить меня.

Пс.16:13 Воскресни, Господи, предвари я и запни им: избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея.

Описав злобу гонителей, пророк просит Бога, чтобы пришел на помощь и сохранил жизнь его от злоумышления врагов. Воскресни значит: восстань, помоги; предвари я – то же, что «предупреди их, предотврати козни и замыслы их»; запни им – значит «воспрепятствуй, низложи их, не допусти исполнить злой умысел». Оружие Твое (нужно подразумевать здесь слово «изми») от враг руки Твоея, – отними силу и власть у врагов. Враги Давида стали и врагами Божиими, как непокоряющиеся власти Его. Таким образом, вся речь сего стиха может быть выражена так – восстань, Всесильный Господи, и не замедли помощью Твоей; предупреди мою беду и низложи моих врагов, воспрепятствуй их злоумышлениям; спаси мою жизнь от главного врага моего Саула и отними оружие из рук прочих врагов, которые дерзают не покоряться власти Твоей; отними у них власть и силу, которыми они злоупотребляют.

Читайте также:
Канон Андрея Критского - полный текст на русском языке, правила чтения

Пс.16:14 Господи, от малых от земли: раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их: насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим.

В новом издании Псалтири («Учебная Псалтирь» 1897 г.) к словам: от малых от земли раздели – сделано примечание, которым допускается замена сих слов напечатанными на поле словами: от малых на земли разлучи; каковою заменою отчасти уясняется неудобопонятность славянского чтения сего стиха. Уясняется она также и контекстом речи, т.е. сопоставлением предыдущего чтения с последующим. Прося Господа о том, чтобы лишил силы и власти нечестивых врагов его, которых множество, пророк вместе с тем умоляет Его, чтобы это множество нечестивых Господь разлучил от малых на земли, от малого стада избранных Своих, чтобы те беззаконным житием своим не развращали добрые нравы незлобивых. И Господь Иисус Христос благочестивых избранников называет малыми, также малым стадом, и за развращение, за соблазн единаго от малых сих, угрожает горем и погибелью ( Мф.18:6,7 ), а малому стаду избранных обещает блаженство в Царстве Отца Небесного ( Лк.12:32 ). И сокровенных Твоих исполнися чрево их. Сокровенных от слова: сокровенная, – то же, что сокровища или блага мира сего, земные блага, сокрытые в щедрой руке Божией, которая отверзается для насыщения всякого животного ( Пс.103:28 ; Пс.144:16 ). Нечестивые не имеют понятия о духовной жизни, а живут только для земной жизни и заботятся только о благах или сокровищах мира сего тленного, которых, по благости Божией, и исполняется чрево их, т.е. они вполне наслаждаются сокровищами земными. Насытишася сынов (в вышеозначенном издании «Учебной Псалтири» против слова сынов на поле стоит: Сынове и оставиша останки младенцем). Это значит, что нечестивые, или люди века сего, в таком изобилии пользуются вещественными благами (сокровенных Твоих) мира сего, что после отцов блага эти, их богатства, по преемству и наследству, переходят к сыновьям и внукам их (оставиша останки младенцем своим).

Пс.16:15 Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей.

То есть пусть враги мои кичатся своим богатством, пусть пресыщаются благами мира сего, забывая о Подателе всех благ, но что касается до меня, то я буду держаться одной только правды: правдою явлюся лицу Твоему; в том одном мое насыщение и удовольствие желаю иметь, чтобы жить праведно и непорочно. Хотя бы в сей временной жизни пришлось терпеть алчбу и жажду и разные нужды материальные, но я уверен, что ни в чем не буду нуждаться, вполне насыщуся тогда, внегда явитимися славе Твоей, Господи, Сыне Единородный, в ней же царствуеши со Отцем и Святым Духом во веки, аминь.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Псалом Давида 16

Псалом 16 входит в ряд песней, которые были написаны царем Давидом в те времена, когда на престоле Израиля еще сидел Саул и искал его смерти. Те песни отличаются отчаянием, которое просматривается сквозь строки, ведь против псалмопевца тогда ополчились все сторонники и приближенные Саула и найти помощь можно было только в Господе.

История написания

Надписание текста свидетельствует о том, что псалом был написан рукой самого Давида, это подтверждает оригинал на иврите и греческий перевод Псалтыря.

Другие псалмы царя Давида:

По своему содержанию псалом 16 является молитвой к Богу с просьбой избавить автора от испытаний. Точно так же, как и в текстах этого периода, в 16 песни автор объясняет слушателям и читателям свою невиновность.

Большое количество песен этого периода позволяет сделать вывод, что гонения имели продолжительный характер — Саул не желал отступать и преследовал своего слугу долго и упорно.

Толкование псалма

Единственной своей защитой псалмопевец считает Господа, которого и призывает выступить в его защиту и рассудить. Каждый стих псалма — это обращение к Всевышнему:

  • Первый стих содержит выражение «правду мою», т.е. справедливость и мою невинность пред Тобою. Автор говорит, что на нем нет вины и он говорит это честно, без всякой лжи;
  • Во втором стихе автор просит Божьего суда над всей данной ситуацией — он просит быть Бога его адвокатом. Автор незаслуженно страдает и желает, чтобы Бог принес Свой суд над всеми участниками, так как понимает, что только Божий суд является справедливым;
  • В стихах 3-4 певец рассказывает о своих переживаниях. «Посетил…ночью» т.е. в бедствиях, которые испытывает человек. При этом автор утверждает, что остался верен Богу и также предан. Он говорит, что и в «делах человеческих», т.е. в привязанностях к земному он руководствовался Божьими заповедями, прислушиваясь к «слову уст Твоих». Тут же Давид поясняет, что «охранял … от притеснителя» — следил за своими поступками и старался не обижать ближнего без причины. Это относится и к повседневной жизни, и к отношению к царю — Давид ни разу не причинил боли Саулу, хотя мог бы;
  • В стихах 5-7 Давид просит Господа не оставлять его без защиты, позволить рабу Своему укрепиться. Выражение «дивную милость» здесь можно рассматривать как просьбу совершить чудесное избавление от врагов;
  • В стихе 10 автор описывает своих врагов, тех, кто причинил ему вред и покушался на жизнь. Они отличались полным довольством, т.е. жили богато и ни в чем себе не отказывали. Были гордыми и высокомерными;
  • В стихах 11-12 псалмопевец описывает врагов. Они предстают перед читателем злобными и жестокими, изыскивающими путей, как уничтожить Давида. Это отсылка к многочисленным покушениям Саула на своего воина, открытые и тайные;

Правила чтения

Читая в храме псалом на церковнославянском языке, христианин должен понимать, что это прекрасная молитва:

Услыши, Господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устнах льстивых. От лица Твоего судьба моя изыдет, очи мои да видита правоты. Искусил еси сердце мое, посетил еси нощию, искусил мя еси, и не обретеся во мне неправда. Яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки. Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя. Аз воззвах, яко услышал мя еси, Боже, приклони ухо Твое мне и услыши глаголы моя. Удиви милости Твоя, спасаяй уповающыя на Тя от противящихся деснице Твоей. Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока, в крове крилу Твоею покрыеши мя. От лица нечестивых, острастших мя, врази мои душу мою одержаша. Тук свой затвориша, уста их глаголаша гордыню. Изгонящии мя ныне обыдоша мя, очи Свои возложиша уклонити на землю. Объяша мя яко лев готов на лов, и яко скимен обитаяй в тайных. Воскресни, Господи, предвари я, и запни им, избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. Господи, от малых от земли раздели я в животе их, и сокровенных Твоих исполнися чрево их, насытишася сынов, и оставиша останки младенцем своим. Аз же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явити ми ся славе Твоей.

Вначале следует проанализировать свою жизнь, ведь Давид подтверждает, что вел праведный образ жизни и не держал зло на своего врага. Он полностью отрицает свою вину, потому что уверен, жил праведно и исполнял закон Божий. Затем он призывает следить читателей за своими словами и жизнями, не давая греху места. Далее он излагает свою проблему — преследование врагами и только потом просит Бога помочь.

Читайте также статьи о православии:

Для того чтобы понять лучше молитву Давида необходимо читать псалом на русском языке:

1 Услышь, Господи, правду [мою], внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,

14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.

Можно использовать толкования святых отцов или профессора Лопухина. Читать текст рекомендуется:

  • во время тяжелых испытаний;
  • когда необходимо защититься от врагов и преследований;
  • во время неприятностей и проблем;
  • для защиты.

Читать текст можно и без всяких причин — для наставления и укрепления в вере.

Псалом 16

Каждому человеку, который терпит ложь и клевету от врагов, будет полезен псалом 16, чтобы Самого Бога сделать свои защитником. Здесь есть только одно условие – чтобы сам человек, творящий эту молитву, был действительно прав перед Богом. Слова этого исторического текста дают надежду каждому праведнику, отчаявшемуся в гонениях, что он непременно найдет помощь в своем трудном положении. Псалом 16 входит в состав второй кафизмы псалтыри.

  1. Текст молитвы псалом 16
  2. На церковнославянском языке с ударениями
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Для чего читают псалом 16?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 16

На церковнославянском языке с ударениями

1 Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых.

2 От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, óчи мои́ да ви́дита правоты́.

3 Искуси́л eси́ се́рдце мое́, посети́л eси́ но́щию, искуси́л мя eси́, и не обре́теся во мне непра́вда

4 Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки.

5 Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́.

6 Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя eси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́.

7 Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющыя на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й.

8 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу óка, в кро́ве крилу́ Твоéю покры́еши мя.

9 От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша.

10 Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню.

11 Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, óчи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю.

12 Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных.

13 Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, oру́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́,

14 Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцeм свои́м

15 Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.

На русском языке

1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.

2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.

3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.

4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.

5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.

6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.

7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.

8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня

9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:

10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.

11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;

12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.

13 Восстань, Господи, опереди их и низвергни их, избавь душу мою от нечестивого, меч Твой отними у врагов руки Твоей.

14 Господи, от немногих на земле отдели их при жизни их. И сокровищ Твоих насытилось чрево их; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.

15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим

История написания

По еврейским и славянским источникам, псалом 16 написал сам пророк Давид в то время, когда Израилем правил Саул. Давид терпел гонения от Саула, остался без поддержки приближенных, находился в отчаянии, — все это мы узнаем из текста псалма 16. Кроме того, в тексте есть и указание на ночь, когда Давид буквально сохранил жизнь своему гонителю Саулу, не дав никому убить его, когда представилась такая возможность. В этой песни книги псалтырь он говорит как о своей невиновности перед Богом, так о и коварстве и ярости врагов, которые покушались на его собственную жизнь.

Для чего читают псалом 16?

Молитву сначала понятнее читать на русском языке, а затем будет ясен и текст на церковнославянском. Рекомендуется читать псалом 16:

  • чтобы обрести духовную поддержку в серьезных испытаниях;
  • в случае нападений (как внешних врагов, так и мысленных – прилогов, страстей);
  • когда надвигаются проблемы, накопились неприятности;
  • и во всех других случаях, когда необходима духовная защита.

Толкование

Чтобы понять глубокий смысл древней священной песни, нужно разобрать толкование 16 псалма по стихам:

  • Стих 1: Давид, гонимый противниками, от чистого, правдивого сердца обращается к Богу, чтобы Он вникнул в его просьбу. Сердце Давида правдиво потому, что он не испытывал греховных чувств по отношению к гонителям и был чужд всяких греховных злых помыслов о них. То есть мысли и слова Давида одинаково правдивы.
  • Стих 2: От тебя зависит моя судьба, — обращается Давид к Богу, — и именно от Тебя я увижу справедливое разрешение моих трудностей. Так и каждый из современных христиан может надеяться на помощь всеблагого Бога, полагаясь на Его волю, как показывает нам Давид.
  • Стих 3: Здесь смысл первого стиха дополнительно раскрывается. Давид говорит, что его сердце «искусил», то есть сделал опытным, Господь, когда предоставил возможность отомстить врагу. Но у Давида «не нашлась» ненависть. Пророк не дал убить Саула, когда тот спал, и за зло возвратил добром. Каждый из христиан нередко предстоит перед таким выбором – поддаться ли мимолетному чувству, или все-таки сохранить чистоту и благородство души. Как золото в плавке без примесей, так и верный христианин проходит искушения, не соблазняясь. Здесь Давид показывает, что даже словом он не согрешил против своего врага.
  • Стихи 5-6: «Дай мне возможность совершенствоваться в Твоих заповедях», — просит Давид. Но пророк понимает, что каждый человек слаб и немощен, чтобы устоять твердо против искушений и соблазнов, а потому просит Господа, чтобы Он утвердил его на «стезях», то есть в заповедях Божиих. Опираясь на евангельские заповеди и мы, современные православные христиане, имеем возможность идти по спасительному пути, и не напрасны будут наши молитвы.
  • Стих 7: Давид понимал, что Саул выступает не лично против него, но и против Божьего замысла о нем, как о помазаннике Божием.
  • Стих 8: Здесь автор использует образ зрачка глаза, который охраняет и веко, и ресницы, и брови.
  • Стих 9: В Священном Писании Израиль неоднократно сравнивается с птицей, вот и в этом стихе пророк уподобляет защиту Бога быстрому и легкому взмаху крыльев.
  • Стихи 10-12: Враги Давида оказываются все более высокомерными и надменными, в них нет человеколюбия и жалости, они все дальше гонят Давида, не хотят видеть истину, как дикие звери, покушаются тайно.
  • Стихи 13-14: Пророк просит Бога запретить гонения своим врагам, а в выборе способа полагается на волю Божью. По своему незлобию Давид просит Бога не убивать врагов, но разрушить их злое единство, рассеять их, чтобы наконец враги его пресытились от своих злых дел.
  • Стих 15: В отличие от нечестивых противников Давида, пророк может надеяться, что он насытится блаженством и Господь примет его, когда придет во всей Своей славе. Перетерпев все нападки, соблазны и оскорбления от злых людей, и современный христианин ощутит данное от Бога блаженное успокоение души.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: