Молитва Николаю Чудотворцу о детях – молитвы о здоровье и послушании

Молитва о здоровье детей — самая сильная

Слушать онлайн:

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126:3).

2983f/w:260/h:477/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/molitva-materi-1.jpg” />Когда ребенок болеет, родители страдают от бессилия, так как они не знают, чем помочь своему чаду. В нашей жизни не все зависит от людей, поэтому часто люди обращаются за помощью к Господу или Святым Угодникам. Молитва – это разговор с Богом. Существует огромное количество случаев, когда именно молитва приносит долгожданное исцеление. Даже в самых безнадежных случаях материнская молитва способна исцелить. Недаром есть такая поговорка: «Молитва матери со дна моря поднимет» .

Действие молитвы о здравии ребенка

    Облегчает во время болезни переносить болезненные ощущения. Придает ребенку сил для борьбы с болезнью. Облегчает общее состояние малыша и снижает температуру. Молитва помогает не только ребенку, но и успокоит мать, добавит ей сил и поддержит в вере, что дитя вскоре исцелится. Ведь состояние матери напрямую влияет на малыша. Если мама спокойная, ребенок тоже расслабится и пойдет на поправку .

Кому молиться о выздоровлении ребенка

Существует много молитв о скорейшем выздоровлении малыша, которые читают перед образами разных святых .

Молитва Матроне Московской

    Блаженная Матрона считается покровительницей домашнего очага и защитницей семейного благополучия. К мощам святой едут православные паломники со всего мира, чтобы испросить исцеления своим близким и родным. Молитва о здравии ребенка поддержит любящую мать в сложные времена. После прочтения молитвы Матроне рекомендуют дать малышу напиток, добавив в него немного святой воды.

О, блаженная Старица Матрона. С мольбою обращаюсь к тебе и с надеждой на выздоровление ребенка. Попроси у Господа Бога нашего Иисуса Христа о здравии любимого чада. Не прогневайся на меня за греховные деяния и не откажи мне в праведной помощи. Избавь ребенка от немощи, скорби, плача и стенания. Отринь хворь телесную и смуту душевную. Надели мое чадо крепким здравием и прогони от него напасти бесовские. Прости мне все прегрешения материнские и заступись за меня пред Господом Богом. Да будет так. Аминь .

Молитва Богородице

    Богородица – первая в христианском мире мать. Если в дом пришла беда, и ваш ребенок заболел, прочитайте молитву Деве Марии о выздоровлении. Мольба к Божьей Матери обязательно будет услышана, ребенок начнет выздоравливать и у него появятся силы для борьбы с недугом.

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небесного материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь .

Молитва Николаю Чудотворцу

    С незапамятных времен православные обращались за помощью к Святому Николаю, сталкиваясь с проблемами со здоровьями. Еще при жизни он прославился чудесными исцелениями. Молитву Чудотворцу рекомендуют читать, чтобы избавить ребенка от дискомфорта, который причиняет ему болезнь.

О, Святой Николай Чудотворец. Припадаю к твоим ногам и прошу о выздоровлении больного ребенка. Ниспошли с небес чудо и помоги ему справиться с тяжким недугом. Заступись пред Господом Богом за мои прегрешения и попроси у него великодушного и милосердного прощения. Да будет так. Аминь .

Молитва святому Луке

    Святой Лука, благодаря своей праведной жизни был наделен даром прозорливости и врачевания. Ему молятся об исцелении от различных болезней, особенно если они связаны с хирургическим вмешательством.

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

Испроси у Христи Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведующия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная.

Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукавого и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.

Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь .

Молитва, как спасение от всякой напасти

Основанием жизни любого христианина должно быть отношение к Господу.

    Обращайтесь к Нему о здравии детей и родственников. Чтобы болезни не настигли их, просто будьте с Господом, посещайте литургии, исповедуйтесь и причащайтесь. Молитва – пища для души. Услышав вашу просьбу, Господь пошлет вам Духа Святого, который облегчит участь ребенка и исцелит его. Соблюдайте заповеди Божьи. Первая, и самая главная обязывает почитать Отца Небесного. Молитесь Ему, и он благоволит к вам, не допустив, чтобы ваш ребенок болел. Не нарушайте заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Обиженный человек будет молить Бога о заступничестве. Ребенок, как одно целое с родителями, будет отвечать за их грехи. Обижая других людей, человек подставляет под удар своего ребенка, на которого может распространиться гнев Божий. Помните, что причиной частых болезней малыша может быть агрессия по отношению к другим людям, либо пренебрежение к своим христианским обязанностям. Порой, чтобы болезнь отступила, родителям нужно исповедоваться и причаститься. Столкнувшись с болезнью ребенка, не нужно впадать в отчаяние. Не опускайте рук и усердно молитесь Богу о спасении души и тела .
Читайте также:
Молитвы святой Троице - священные тексты в честь праздника и прошения святым о помощи, счастье и исполнении желаний

Что нужно сделать, чтобы ребенок был под защитой Господа

2983f/w:249/h:300/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/7510471.jpg” />Чтобы Бог был милостив и оберегал малыша от болезней, либо исцелил его, непрестанно возносите Ему мольбы и приучайте к этому ребенка. Верующие родители приучают обращаться к Господу в тяжелую минуту с самого раннего детства.

    Крестите ребенка как можно раньше, чтобы Всевышний и Царица Небесная окружали его своим благословением, а Ангел-Хранитель постоянно оберегал малыша. После таинства ребенка нужно как можно чаще причащать, чтобы Святой Дух постоянно оберегал его. Всевышний – мощная сила против всего бесовского. Зачастую причастие – решающий этап в исцелении малыша. Первой молитвой для ребенка должна быть та, что обращена к Ангелу-Хранителю. Желательно ребенка отдать в воскресную школу при храме, где он получит Евангельское образование. Мать ребенка должна постоянно обращаться с молитвой к Богородице, чтобы Она окружила свей заботой чадо .

Как правильно читать молитвы

Когда рядом находится мама, даже самые неприятные симптомы болезни переносятся ребенком спокойнее. Только она сможет пожалеть, поддержать и найти нужные слова. Только мать будет молиться по-настоящему искренне, ведь она готова даже пожертвовать свою жизнь ради малыша.

Молитва будет максимально эффективной, если читать ее в церкви. Сила исцеления зависит от искренней веры, с которой она читается.

Обязательно закажите в храме сорокоуст о здравии, который будет читаться на протяжении сорока дней. Матери рекомендуют поставить свечи перед образами Господа и Святых Угодников, набрать святой воды. Ее поливают в пищу ребенка, либо омывают ею тело.

Молитвы о здравии читают только за крещенного младенца. При этом не стоит пренебрегать традиционной медициной. При обострении симптомов нужно незамедлительно обратиться к помощи врачей. Ведь Господь дал нам их, чтобы они лечили наше тело.

Священники рекомендуют молиться от здравии не только в период болезни, но и когда ребенок здоров. Слова молитвы желательно выучить наизусть, чтобы в процессе прочтения ничего не отвлекало.

Правила, которые следует соблюдать при чтении молитв о здоровье ребенка:

    молясь за ребенка, не достигшего семилетнего возраста, в молитве упоминают его как «младенец Божий»: если читать молитвы самостоятельно не возможности, ее заказывают в храме; молятся о здравии детей ежедневно, в день их Рождения, а также в большие православные праздники; читайте молитвы рядом с больным ребенком; молитесь перед определенной иконой с предварительно зажженной лампадой или свечей; молитву об исцелении больного ребенка желательно подкрепить щедрой милостыней; если вам трудно читать и воспринимать текст молитвы, можете просить помощи своими словами .

Наставления родителям больного ребенка

2983f/w:350/h:197/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/04/kanon-iisusu-hristy.jpg” />Когда ребенок болеет, родители сильно страдают и переживают по этому поводу. Однако не стоит отчаиваться. Нужно собраться и выполнить свой долг по максимуму.

Утром обязательно давайте ребенку святую воду – это даст ему силы бороться с недугом.

Молитесь рядом с малышом, чтобы он видел вашу любовь и заботу.

Закажите в церкви просфору и дайте ее ребенку со святой водой утром натощак.

Посещайте все литургии вместе с малышом, как можно чаще причащайте его и воспитывайте в православной вере.

Молитва за детей не способ решения определенной проблемы. Это обязанность каждой любящей матери, которая ежеминутно думает о своем ребенке. Нужно ежедневно благодарить Господа и просить его о милости и помощи в трудную минуту.

Братья и сестры, вступайте в нашу группу Вконтакте:
Комментариев: 1 для записи “Молитва о здоровье детей — самая сильная”

Я Раба Божия Елена,прошу за свою маленькую внучку Веранику Исцели её маленькую от всех болезни от рвоты,от всех болей не допусти до неё ни какой беды .Аминь

Молитва Николаю Чудотворцу о детях

Дети это то, что иногда радует и огорчает родителей. Они могут попасть в плохую компанию, совершить преступление по глупости или заболеть, тогда душа не на месте и срочно необходимо что-то делать. Молитва о детях Николаю Чудотворцу, о выздоровлении ребенка — то средство, которое сможет успокоить и дать надежду на разрешение сомнений.

Кто такой Николай Чудотворец

Это не вымышленная личность. Действительно такой человек жил в третьем веке до нашей эры. Он родился в семье богатых и благочестивых родителей. С малых лет он проявлял интерес к святому писанию, неустанно молился, постился. Родители, видя такое рвение, отдали его в богослужение. После обучения Николай отправился в святую землю Иерусалим. Здесь он принял решение посвятить жизнь служению Господу.

Своими поступками и словами он помогал больным и нищим людям. Когда его родители умерли, они оставили ему наследство. Святой Угодник пожертвовал его на нужды бедным людям. Так он обеспечил приданным трех сестер, чтобы они не попали в услужение богатым мужчинам, продавая тело. Он молился за здоровье моряка, который упал с мачты корабля во время шторма. Он дарил тайком на Рождество подарки людям. Отсюда и пошло в день святого Николая 19 декабря класть под подушку детям угощения от Николая Угодника. Это самый почитаемый у православных людей Святой после Богородицы.

Читайте также:
Акафист Пресвятой Богородице пред ее иконой "Жировицкая" - священные тексты Богоматери о здравии и помощи

Люди и сейчас верят в его помощь, совершают паломничество и идут в город Бали Италия поклониться святым останкам. Дань и уважение запечатлены в архитектурных зданиях Турции, Греции и России, которые названы в его честь.

О чем моляться святому

Жизнь Николая Чудотворца это пример светлой любви к ближнему. К нему можно обратиться и просить о помощи:

  • при дальних поездках;
  • при незаконном осуждении и наказании;
  • при душевных и телесных болях;
  • в здоровье и благополучии детей;
  • в материальном достатке семьи;
  • в проблемах на работе или службе.

Когда молиться

Молитвы бывают: хвалебные, благодарные, просительные и покаянные. Слово, обращенное к Богу через Святого Угодника, дает успокоение, веру и надежду. Но не следует беспокоить Святого по пустякам, только в случае острой необходимости.

Кроме того существуют благоприятные дни для мольбы:

  • 11 августа можно молить о любой помощи;
  • 19 декабря день Святого Николая в этот праздник просят о помощи здоровья детям и близким людям;
  • 22 мая благоприятный день для вознесения мольбы на небо;
  • в праздники, посвященные Богородице, молят о здоровье родных людей.
  • в дни памяти умерших близких людей следует молиться о спокойствии их души;
  • нельзя возносить молитвы о материальном благополучии на Крещение, усекновение главы Ивана Предтечи, Воздвижение.

Сильная молитва Николаю Чудотворцу о детях

Николай Чудотворец покровитель православных людей, но особенно женщин и детей. Если у супружеской пары нет долгое время детей, надо просить Святого Николая. Необходимо уточнить у священнослужителей, какое благоприятное время для зачатия. Например, церковь в этом отношении имеет свои каноны:

  • Нельзя иметь сексуальные отношения в церковные праздники и дни поста.
  • В воскресенье, день венчания, перед днями поста по четвергам и средам.

Следует знать как читать молитву о здоровье ребенка Николаю Чудотворцу, чтобы быть услышанным, ведь рождение ребенка это дар, который послал Господь. Что делать, когда время идет, а беременность отсутствует. Верующие люди советуют перед зачатием идти супругам в церковь и просить благословение. Очень часто отсутствие детей это наказание Господне, за какие-то прегрешения.

Следует исповедаться и покаяться в грехах. Молитву об удачном зачатии надо читать не только в церкви, но и дома. «У Бога свои планы», очень часто он возлагает обязанность усыновить или удочерить ребенка. Когда это происходит, в семье появляется собственный ребенок.

Молитва о здоровье детей Николаю Чудотворцу

Нет ничего страшнее, чем болезнь малыша, особенно очень маленького, который еще не умеет говорить и сказать, что у него болит. Страдания ребенка в эти минуты разрывает душу матери на части. Остается только просить помощи у Николая Чудотворца. К кому еще обратиться. Дети так ждут праздника святого Николая, он их покровитель. Молитву о здравии ребенка должна знать каждая мать.Если врачи бессильны, возможно, следует обратиться к Богу через Святых. С этой проблемой молятся Матроне или Николаю Чудотворцу.

Текст молитвы о здравии болящего ребенка:

«Возбранный Чудотворец, угодник Христов, Отче Николай! Ты миру источаешь, свершая нескончаемых чудес море. Поддерживаешь духа крепость у грешников, исцеляешь недужных и обуянных диаволом! Молю тебя, отец Святой! Помози грешному Господа сыну (имя). Испроси для него сил и крепости, чтобы стойко выдержал испытание, легшее бременем на тело его. Воспари добротою своею над телом его бренным. Дабы дух противостоял напастям и козням диавольским, соблазнам недостойным. Чтобы молил вместе с теми, кого Господь принял на небесах, о вечной славе Его! Аминь!»

Как правильно читать

Перед прочтением мольбы за здравие ребеночка следует посетить храм. Здесь надо поставить три свечки Пресвятой Богородице, Николаю Угоднику и Христу Спасителю. Мысленно попросить прощения за грехи вольные или невольные. Здесь можно прочитать короткую мольбу с просьбой помочь в выздоровлении дитя:

«О, Святой Николай Чудотворец. Припадаю к твоим ногам и прошу о выздоровлении больного ребенка. Ниспошли с небес чудо и помоги ему справиться с тяжким недугом. Заступись пред Господом Богом за мои прегрешения и попроси у него великодушного и милосердного прощения. Да будет так. Аминь.»

По окончанию купить девять свечей. Дома для молебна необходимо закрыться в свободной комнате, зажечь три свечи у икон. Сначала читается «Отче Наш», выпивается свяченая вода. Затем можно приступать к основной молитве Николаю Чудотворцу об исцелении от болезни ребенка. Любая молитва заканчивается словами благодарности. Свяченую воду можно подливать больному малышу в пищу тайком.

Кроме болезней дети попадают под дурное влияние или плохую компанию. Наркотики, алкоголь это происки дьявола и следует искать защиты у Святого Николая. Одному человеку сложно справится в такой ситуации, но поможет молитва.

С мольбами о здравии ребенка можно обраться также к Пресвятой богородице, Иисусу Христу, святому Пантелеймону и ангелу хранителю. Для исцеления ребеночка можно обратиться к одному из Святых, можно просить всех. Богородица первая мать христианского мира. Конечно, целесообразней с молитвой обращаться к ней, потому что ей более понятны муки и страдания матерей. Но молитва Николаю угоднику ничем не уступает.

Молитва об исцелении чада своего — это не единственный выход, но мощный источник надежды. Самая сильная энергия это слово, а если оно обращено к Святым, то обладает двойной силой. Даже в век технического прогресса люди не перестают верить в чудеса.

Читайте также:
Псалом 120: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Послание Апостола Павла к Галатам.

Послание к Галатам апостола Павла — книга Нового Завета, которую Павел адресовал общине христиан Галатии, которую он учредил во время миссионерского путешествия.

Галатия – малоазийская область, первоначально заселенная греками, но затем ассимилированную галлами (кельтскими племенами). В 26 г. Галатия стала римской провинцией. Это была процветающая провинция, поэтому данные земли привлекали евреев — переселенцев из Иудеи.

Читать Послание к Галатам.

На сайте Вы можете прочесть или послушать Послание Павла к Галатам по главам.

Всего в послании 6 глав:

По обсуждаемым темам данное послание схоже с Посланием к Римлянам.

Композиционно Послание Апостола Павла к Галатам можно разделить на:

  • Предисловие. Приветствие и вступление Павла. Автор намечает основные темы послания.
  • Защитительная часть. Апостол защищает свое Апостольское достоинство от нападок лжеучителей.

Павел отвечает на следующие обвинения в свой адрес:

  • Павел никогда не видел Иисуса Христа.
  • Павел научился Евангельскому учению от других апостолов.
  • Павел составил собственное учение о ненужности закона Моисеева.
  • При встрече с другими Апостолами Павел намеренно не показывает свои разногласия с апостольскими учениями.
  • Вероучительная часть. Рассуждения Павла о Ветхом и Новом Заветах, о Моисеевом Законе.
  • Нравоучительная часть. Раскрытие основ христианской морали.
  • Заключение. Дальнейшие наставления. Апостольское благословение.

Авторство, время и место написания Послания к Галатам.

В том, что авторство принадлежит святому апостолу Павлу, практически никогда и ни у кого не вызывало сомнений, в отличие от времени написания. Одни исследователи считаю, что Послание к Галатам — самое первое послание Павла и написано оно в Антиохии около 48 года. Другие уверены, что Послание написано не ранее 56 года, когда апостол находился в Эфесе. Мы разделяем данную точку зрения, так как в тесте Послания есть указания на первое и второе посещение Павлом Галатии. Послание к Галатам, в отличии от, скажем, Послания к Римлянам, было написано Павлом собственноручно.

Нет сомнений и в том, что сам Апостол Павел положил основание христианским общинам в городах Галатии. Об этом можно прочесть в Деяниях Апостолов, а также в тексте Послания к Галатам. Из текста следует, что Павел провел в Галатии больше времени, чем изначально планировал, ввиду некоего «недуга плоти». Долгое пребывание в Галатии позволило Павлу склонить большое количество местных жителей к вере во Христа.

Послание к Галатам: толкование

Послание к Галатам направленно против того, что принято называть «иудеохристианством», которое призывало к соблюдению Моисеева закона в целом и в частности к исполнению различных обрядов ветхозаветной иудейской религии (обрезание и пр.). Автор в своем послании пытается донести идею, что новообращенные верующие из кругов язычников и верующие иудеи равны в глазах Бога. Автор говорит, что истинное спасение определяется лишь верой.

Оппоненты Павла считали его прочтение религии в корне неверным и объясняли его стремление «отмахнуться» от ветхозаветных основ лишь попытками снискать любовь среди новообращенных язычников. Многие Галаты переняли идеи иудейсвующих еретиков. В Послании Апостол Павел убеждает Галатов в их заблуждении, обличая совратителей.

В богословском плане Послание к Галатам важно как утверждение любви к ближнему и разделение плодов плоти и духа.

В автобиографической части произведения Павел защищается от нападок лжеучителей в том, что он получил свои знания Евангельского учения не от Иисуса, а от других Апостолов. Павел рассказывает о том, что во все тайны христианского учения он был посвящен Самим Господом в многократных явлениях. Говорит он также о том, что на Апостольском соборе в Иерусалиме было постановлено о необязательности соблюдения обрядов Моисеева закона для христиан, и о том, что Павлово благовестие получило на соборе одобрение старейших Апостолов. Апостолы признали, что Павлу вверено благовествование для необрезанных, как Петру — для обрезанных.

Толковая Библия
Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Галатам

Читатели послания

До сих пор еще не установлено, где искать читателей этого послания – Галатийские церкви. По давно установившемуся взгляду, Галатия, куда направлял Ап. Павел свое послание, – это страна в центре Малой Азии, получившая свое название от поселившихся в ней галльских (кельтских) племен (около 277 г. до Р. X.), у которых главными городами были Анкира и Пессин. Сторонники этого взгляда говорят, что Павел посетил эту страну впервые во время путешествия, о котором упоминается в Деян.16:6 , и в это время проповедовал там Евангелие. Потом он еще раз посетил Галатию ( Деян.18:23 ; ср. Гал.4:13 ).

Другие ученые полагают, что под Галатией нужно разуметь не только страну, где обитали Галаты, но всю римскую провинцию Галатию, в которую входили собственно Галатия и кроме того страны Фригия, Писидия и Ликаония, т. е. те страны, которые Ап. Павел и Варнава посетили во время первого апостольского путешествия ( Деян.13:14 ), с городами: Антиохией (в Писидии), Иконией, Листрой и Дервией. При таком предположении, первое пребывание Апостола в Галатии совпадает с тем путешествием, о каком говорится в Деян.13 и Деян.14 , а второе – с тем, о котором говорится в Деян.16:6 .

Из этих двух предположений мы более правильным признаем первое, т. е. полагаем, что у Ап. Павла под Галатией разумеется страна только Галатов или собственно северная часть римской провинции Галатии, и вот по каким соображениям. По Гал. 4:13 и сл. Павел основал церкви в Галатии потому, что был задержан в тех местах болезнью своею. И в Деян.13 и Деян.14 нет никакого намека на какую либо болезнь Апостола. Напротив, по изображению этих глав, Ап. Павел в то время развил крайне интенсивную деятельность и быстро проходил из одного места в другое. Между тем, чрезвычайно вероятно, что именно болезнь, постигшую Павла в Галатии, и разумеет писатель кн. Деяний в Деян.16и сл., где говорится, что «Дух» воспрепятствовал Павлу идти в Асию, т. е. на берег нынешней Малой Азии, почему Апостол и остался проповедовать Евангелие в средине Малой Азии (во Фригии и Галатии). Но если Апостол тогда в первый раз пришел к «Галатам», то, очевидно, под «Галатами» нужно разуметь не те христианские общины, о каких упоминается в Деян.13 и Деян.14 , а те, какие существовали в Галатии в узком смысле этого названия.

Читайте также:
Молитвы и акафист в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Около времени Ап. Павла Галаты уже, по крайней мере в городах, стояли под влиянием греческой культуры и сменили свой кельтский язык на греческий. Но тем не менее характер их – живой, восприимчивый и непостоянный – сохранился. Кроме того, они были суеверны, высокомерны и склонны ко взаимным распрям, но в то же время гостеприимны и радушны. Среди них жили также иудеи, которые привлекли немало Галатов на сторону Моисеева закона.

Итак, Ап. Павел основал церковь в Галатии во второе свое апостольское путешествие, после того как им основаны были (в первое путешествие) церкви в Писидии и Ликаонии. Апостол начал проповедь в Галатии при неблагоприятных обстоятельствах – больной, но однако дело его здесь было успешно, и Галаты приняли его как Ангела Божия, как самого Христа ( Гал. 4:14–15 ). Новая жизнь сказалась в различных духовных дарованиях среди Галатов. В третье свое апостольское путешествие Апостол снова побывал в Галатии, но теперь уже заметил в Галатах склонность к появившемуся там иудаизму и обличал за это Галатов ( Деян. 18:22–23 ; Гал. 1:9 ). В церковь Галатийскую несомненно, как главный элемент, входили обращенные Павлом язычники ( Гал. 4:9 ), но там же были и иудеи и прозелиты.

Повод и цель написания послания

В Галатийские церкви, по уходе Ап. Павла из Галатии, вторглись иудействующие – противники Ап. Павла. Павел отзывается о них в высшей степени презрительно. Он называет их церковными смутьянами Евангелия Христова ( Гал.1:7, 5:10 ). Он упрекает их в оппортунизме, лицемерии и суетности (Гал.6и сл.).

Эти иудействующие учители веры возвещали Галатам, что они обязаны соблюдать закон Моисеев. Они говорили, что только благодаря им Галаты могли ознакомиться с настоящим, истинным Евангелием ( Гал.1:6 ), что учение, какое к ним принесено Павлом, было не полно ( Гал.3:3 ). Павел не говорил Галатам – а это было необходимо будто бы сказать, – что только через исполнение закона Моисеева и через принятие обрезания язычники могут стать потомками Авраама и наследниками данных этому патриарху божественных обетований и вечного блаженства (Гал.3и сл.). При этом, однако, они не заставляли Галатов исполнять все отдельные предписания Моисеева закона, а только главные – именно постановления об обрезании и о соблюдении иудейских праздников ( Гал.5:2, 4:10 ).

Рука об руку с восхвалением этого нового «Евангелия» в особой иудаистической форме шло у этих лжеучителей стремление дискредитировать Ап. Павла в глазах Галатов. Они указывали Галатам на то, что Павел не был непосредственным учеником Господа Иисуса Христа, между тем как за ними, иудаистами, стояли Апостолы, призванные Самим Христом, личности наиболее видные в Церкви ( Гал.2:2, 6:9 ), столпы христианства. Все, что в учении Павла хорошего, – получено от этих столпов, а все ему самому принадлежащее – не иное что, как произведение человеческой фантазии ( Гал.1:12 ). Своим апостольским положением Павел обязан посредничеству первоапостолов ( Гал.1:1 ) и его апостольство – низшего ранга. Он сам де признал это, когда представил на рассмотрение первоапостолов свое учение, во время пребывания своего в Иерусалиме ( Гал.2:2 ). Говорили они, что Павел такой человек, который может обмануть слушателей своим ораторским искусством ( Гал.1:10 ), что он ищет всякими способами себе популярности ( Гал.1:10 ) и иногда не стесняется даже и сам проповедовать, где это для него выгодно, необходимость обрезания ( Гал.5:11 ).

Такими изветами противники Павла, сумели подействовать на Галатийских христиан. Когда Павел писал послание к Галатам последние были уже готовы стать на сторону законнического иудейства ( Гал.1:6 ), принять обрезание (Гал.5и сл.) и начали уже праздновать иудейские праздники ( Гал.4:10 ). Словом, с Галатами совершилась необыкновенная метаморфоза, и Павел прямо был поражен этим обстоятельством ( Гал.3:1, 5:7 ). Положение дела Евангелия Павлова было в высшей степени критическое. Решался вопрос о том должна ли юная христианская религия привязать себя к умиравшим формам застывшего во внешности иудейства или же продолжать свой орлиный полет над миром силою присущего ей нового духа. Галатия становилась ареной той борьбы, от исхода которой зависела судьба целого мира. То, что после произошло в Коринфе и Риме было только заключением к этой великой борьбе, только отзвуками ее. В послании к Римлянам не чувствуется уже такого боевого настроения, какое господствует в послании к Галатам: там слышится уже спокойный голос человека, одержавшего победу над иудаистами. А в послании к Галатам Ап. Павел выступает со всею страстностью борца за свою идею. Таким образом целью Апостола при написании послания к Галатам было: во-первых, защитить и восстановить собственный свой апостольский авторитет, а затем, во-вторых, утвердить в сознании Галатов ту мысль, что для перешедшего в христианство язычника не нужен вовсе закон Моисеев и обрезание, и что и без этого он становится наследником всех обетований данных Аврааму.

Читайте также:
Молитвы святому Гурию, Самону и Авиву – священные тексты мученикам о помощи, семье и замужестве
Время и место написания

Третье свое апостольское путешествие, во время которого он заходил и в Галатию ( Деян.18:23 ), Ап. Павел закончил долгим пребыванием в Ефесе (с 54 до 56-го года). Как видно из послания к Галатам, оно не могло быть написано слишком много спустя после удаления Апостола из Галатии. Он удивляется именно ( Гал.1:6 ), что Галаты «слишком скоро” переходят на сторону противников Павла – ясно, что он не так давно с ними расстался. По этому можно предполагать, что послание к Галатам написано Апостолом вскоре по прибытии его в Ефес, именно в конце 54-го или начале 55-го г.

Разделение послания по содержанию

По содержанию своему все послание к Галатам представляет раскрытие идеи о том, что для уверовавших во Христа язычников исполнение закона Моисеева совершенно не нужно. В этом случае оно напоминает собою послание к Римлянам с тем только различием, что там говорится о непригодности закона вообще как средства к оправданию человека, а здесь о ненужности его для христианина. Все содержание послания можно разделить на три отдела: 1)апологетический, обнимающий первые две главы послания, в котором Апостол опровергает взводимые на него иудействующими напраслины и восстанавливает свой апостольский авторитет, 2)догматико-полемический, простирающийся с Гал.3 до Гал.5:13 . Здесь Апостол доказывает, что от христиан не требуется брать на себя исполнение закона Моисеева, как будто бы помогающего христианину из язычников стать потомком Авраама и наследовать данные этому патриарху обетования, и 3)нравоучительный, где содержатся наставления относительно правильной христианской жизни.

Подробно содержание каждого отдела излагается при объяснении послания.

Подлинность послания

Выдержки из послания к Галатам встречаются в самых ранних произведениях христианской письменности – в писаниях мужей апостольских, но только это собственно не цитаты, а несколько видоизмененное повторение мыслей содержащихся в послании. Чем далее, тем эти заимствования становятся яснее. В каноне Муратория и в Пешито оно уже находится как послание Ап. Павла. Но с 50-х годов 19-го века ученые критики школы Баура стали отвергать подлинность этого послания, и в 1888-м году проф. Штекк выпустил свой трактат о посл. к Галатам, в котором старался доказать, что это послание все свое содержание почерпает из посланий к Коринфянам и к Римлянам и возникло именно в то время, когда в христианской церкви обострилась борьба с иудейством, т. е. в начале второго века.

Однако уже то обстоятельство, что только немногие ученые стали на сторону Штекка, показывает, что основания, какие он приводил в защиту своей гипотезы, показались довольно слабыми для ученых богословов. И в самом деле, главное соображение Штекка о том, что послание своей полемикой против иудаизма выдает свое позднее происхождение, совершенно несостоятельно, потому что для оппозиции со стороны иудаизма Павлову Евангелию поводы могли существовать именно в первом веке, когда еще только возникали церкви из язычников. После же, во втором веке, коллизии между иудаизмом и Евангелием Павла были бы совершенно непонятны, так как во втором столетии миссионерская деятельность по обращению язычников в лоно Церкви Христовой уже была завершена. Кроме того, из писаний мужей апостольских видно, что среди христиан второго века вопрос об отношении закона считался уже разрешенным в духе учения Ап. Павла. Что касается близости послания к Галатам с посланиями к Коринфянам и Римлянам, то это вполне естественно было ожидать от послания, появившегося в одно время с указанными. Прочие же возражения против подлинности послания к Галатам представляют собою не иное что как проявление чисто субъективного непонимания некоторых действительно затруднительных для толкования мест из посл. к Галатам.

Литература

Из святоотеческих толкований на послание к Галатам заслуживают особого внимания толкования Ефрема Сирина, Августина, блаж. Иеронима, Иоанна Златоуста, Феодорита и бл. Феофилакта, а из русских – архим. Агафангела, архиеп. Филарета, епископа Феофана, свящ. И. Галахова (Казань 1897) и проф. Я. Я. Глубоковского: Благовестие христианской свободы в послании Ап. Павла к Галатам (Пет. 1902). Из иностранных самым лучшим комментарием является толкование проф. Цана (Лейпциг 1907). Подробно литература послания до 1897-го г. указана в книге свящ. Галахова. В 1912 году появилось «Общедоступное объяснение посл. к Галатам, Ефесянам, Колоссянам и Филиппийцам» прот. Зефирова (Могилев).

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. – 1296 с. / Послание святого апостола Павла к Галатам. 812-872 с. ISBN 978-5-485-00276-3

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Тимофею – профессор Александр Павлович Лопухин
  2. Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский
  3. Толкование на послание к Галатам – святитель Феофан Затворник
  4. Толкование на послание к Галатам – блаженный Феодорит Кирский
  5. Толкование на послание к Галатам – Святитель Иоанн Златоуст
  6. Послание к Галатам – преподобный Ефрем Сирин
  7. Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – Послание к Галатам – профессор Александр Васильевич Иванов
  8. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол – О книге Деяний Святых Апостолов – архиепископ Аверкий (Таушев)
  9. Толковый Апостол. Соборные послания – епископ Михаил (Лузин)
  10. Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола к Галатам – профессор Николай Никанорович Глубоковский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Послание к галатам святого апостола Павла

Апостол Павел в своем обращении к галатам обличил лжеучителей, которые всячески старались подорвать его авторитет в глазах новообращенных галатских христиан. Также он привел свои рассуждения о Ветхом и Новом Завете, об основах христианской морали.

Читайте также:
Акафист и молитвы Пресвятой Богородице пред ее иконой "Державная" - священные тексты Богоматери о сохранении и мире, семейном благополучии

Это послание несколько отличается по характеру от других евангельских текстов и больше напоминает порицание. Однако именно такой подход в некоторых случаях помогает понять, что можно делать, а чего нельзя.

Читатели послания

Исследователи до сих пор не до конца выяснили, кто именно должен был читать написанное Павлом послание.

  1. Одни историки склонны считать, что Галатией была страна в центре Малой Азии, куда за двести лет до Рождества Христова заселились галльские племена.
  2. Другие же доказывают, что под Галатией следует понимать всю римскую провинцию под тем же названием.

Более верной выглядит первая версия. Известно, что во время своего первого путешествия в Галатию апостол Павел заболел и пробыл там дольше, чем планировал изначально. За этот период ему удалось основать там церкви и благополучно вести евангельскую проповедь.

Другие статьи об апостоле Павле:

Во второй раз, прибыв к галатам, Павел отметил их склонность к следованию закону Моисееву, поскольку на этой территории также поселились иудеи и всячески способствовали обращению местного населения в иудаизм.

Важно! За приверженность иудаизму, как лжеучению, Павел обличал галатов.

Повод и цель написания послания

Когда Павел покинул Галатию, в церкви активно вторглись иудействующие. Они возвещали галатийским жителям о необходимости соблюдать закон Моисея, ведь только так они получат доступ к вечному блаженству после смерти. По их словам, Павел не давал им полного евангельского учения. Но интересно то, что иудеи не заставляли выполнять отдельные положения Моисеева закона. Самое главное было — обрезание и соблюдение иудейских праздников.

Активно дискредитировался авторитет Павла, как апостола. Лжеучителя обвиняли его в том, что он не был избран самим Господом Иисусом Христом и никогда не видел его. Все лучшее, что есть в его учении — это от первых апостолов, призванных Христом, все остальное — только плод его собственной фантазии. Звучали убеждения в том, что Павел способен обмануть слушателей и просто ищет себе популярности.

Читайте также похожие статьи:

Павлово евангелие было в крайне неприглядном положении. Галаты уже готовы были полностью принять иудейское вероучение и праздновать их праздники. Тогда апостол Павел и решает написать свое послание. Галатия превращается в арену, на которой решалась судьба молодой религии.

Важно! В этом послании Павел выступает борцом за свою идею, он доказывает галатам, что для обращенных в христианство нет необходимости блюсти положения Моисеева закона — они и так становятся наследниками Царства Обетованного.

Он также отстаивал свой апостольский авторитет, защищаясь от нападок и клеветы противников.

Время и место написания

Относительно времени написания послания галатам, можно заключить, что это было сделано на рубеже 54-55 годов. Его третье путешествие в эти края закончилось пребыванием в Эфесе с 54 года по 56.

Как свидетельствуют евангельские тексты, его поразило, с какой скоростью галатийское население перешло на сторону противников Павла. Следовательно, он не мог обратиться к ним спустя многие годы. Требовалось действовать как можно скорее.

Разделение послания по содержанию

Послание апостола можно разделить на несколько структурных частей.

  1. Первая — это предисловие, в котором он приветствует и обозначает основные темы, на которые следует поговорить.
  2. Затем идет защитная часть, где Павел обличает лживые обвинения в свой адрес и отвечает на самые несправедливые выпады.
  3. В вероучительной части он приводит свои мысли и умозаключения по поводу Ветхого и Нового Завета, а также закона Моисея.
  4. Вопросов христианской морали и ее основ Павел касается в нравоучительной части.
  5. В заключение приводятся апостольские наставления и благословение.

Авторство послания к галатам

В среде ученых никогда не высказывалось сомнений относительно подлинности авторства самого апостола Павла. Но что касается времени написания послания к галатам, то тут споры идут до сих пор. Одна сторона считает, что написан текст в 48 году в Антиохии и является первым посланием Павла, другая придерживается мнения, что послание появилось около 56 года в Эфесе.

Как бы там ни было, главная цель, которую преследовал автор — донести новым христианским общинам принцип равенства перед Богом бывших язычников и верующих иудеев. Ведь главное — это вера.

Подлинность послания

Цитаты из евангельского текста к галатам часто использовались в последующие века другими последователями христианства.

С середины XIX века критики из школы Баруа стали опровергать подлинность этого послания. Профессор Штекк, выпустивший собственный трактат по этому поводу, высказывает мысль о том, что полемика данного послания очень сильно перекликается с посланием Коринфянам и Римлянам. По его утверждениям оно могло быть написано в то время, когда борьба христианства с иудаизмом особенно обострилась, то есть в начале II века.

Интересные статьи о православии:

Некоторые ученые приняли сторону профессора, но всё-таки большинство не согласилось с его взглядами и доводами. В первую очередь потому, что причины для противостояния между иудеями и Евангелием Павла могли возникнуть именно на этапе появления церквей из язычников. Во втором же веке это уже не имело бы смысла, поскольку обращение языческого населения в лоно церкви было завершено.

Литература

Многие авторы выпускали труды, посвященные толкованию послания к галатам апостола Павла. Наиболее интересными являются работы:

  • Ефрема Сирина;
  • Августина Блаженного;
  • блаженного Иеронима;
  • Иоанна Златоуста;
  • архим. Агафангела;
  • архиеп. Филарета;
  • проф. Я.Я. Глубоковского и др.

Толкование и смысл послания

Хотя обращение Павла было направлено определенной общине и совершенно в другое время, если говорить относительно нынешней современности, оно применимо к жизни вне временных рамок. В нем освещены все истины, которые должен соблюдать верующий христианин, независимо от своего происхождения и эпохи, в которую он живет. В послании много говорится о процессе обрезания, о равности верующих и язычников перед Богом.

Читайте также:
Православные молитвы для похудения - мощные молитвы от обжорства и чревоугодия

Важно! По словам апостола, спасение возможно только посредством сильной веры и благодати. Деяния законные успокаивают лишь совесть, но не душу.

Особое внимание уделено вопросу любви к ближнему. Также апостол разграничил понятия «плод духа» и «дело плоти».

Что касается смысла послания, то в этом отношении существует много точек зрения, которые основываются на личных нюансах мировоззрения. Для всей полноты понимания учения апостола Павла, следует ознакомиться и с другими евангельскими текстами.

Поскольку галаты не знали религиозных правил, то они легко подпали под влияние ревностных блюстителей этих самых правил — евреев.

Важно! В послании выражается сопротивление религиозному ханжеству и христианству, воспринимаемому, как что-то должное.

Павел выражает презрение к людям, которые создали видимость, но не поняли сути веры. Он всеми силами старается укрепить веру галатских христиан.

Послание апостола Павла к галатам: толкование, текст, основные главы

Послание к галатам

Кристоферу Паркенингу, бесподобно одаренному музыканту, помогавшему мне красотой своей музыки и показавшему пример совершенства, порожденного любовью к Божьей славе

© Moody Bible Institute of Chicago, 1987

© Перевод на русский язык. «Библия для всех», 2006

К развернутому комментарию материалов Нового Завета я отношусь как к благодатному, ниспосланному свыше занятию. Моей целью всегда было поддержание тесного общения с Господом для понимания Его Слова и как следствие – объяснения Его народу, что означает тот или иной отрывок. По словам Неем. 8:8, я стараюсь «внятно» толковать Слово, чтобы он мог действительно услышать, что говорит Бог, и исходя из этого отвечать Ему.

Божий народ, несомненно, нуждается в понимании Его, а это требует знания Его слова истины (2 Тим. 2:15) и предоставления ему возможности обильно вселяться в нас (Кол. 3:16). Поэтому основной смысл моего служения заключается в оказании помощи Его народу, чтобы живое Божье Слово становилось ясным для него. Это – вселяющая уверенность перспектива.

Эта цель объяснения и применения Писания находит отражение в данном сборнике комментариев Нового Завета. Одни комментарии – преимущественно лингвистические, другие – в основном богословские, а третьи – большей частью гомилетические. Этот конкретный комментарий по сути своей толковательный. В нем нет особой лингвистической специфики, но лингвистические данные используются, когда это необходимо для более ясного истолкования. Он не охватывает большого числа богословских вопросов, но обращается к основным вероучительным догматам при рассмотрении каждого отрывка для демонстрации его соотношения с Писанием в целом. Он не гомилетический по своему характеру, но каждый смысловой блок обычно рассматривается в отдельной главе с ясным схематическим очертанием и логическим обоснованием. Большинство истин иллюстрируется в привязке к другим частям Писания. Установив конкретный контекст отрывка, я стараюсь следовать развитию мысли и аргументации автора.

Молюсь о том, чтобы каждый читатель смог в полном объеме понять, что говорит Святой Дух в этой части Его Слова, чтобы Его откровение вселилось в умы верующих и привело к послушанию и верности на более высоком уровне во славу нашего великого Бога.

Послание к галатам удостаивается таких характеристик, как Великая хартия духовной свободы, боевой клич Реформации и провозглашение христианской независимости. Его вполне можно рассматривать как хартию духовной свободы, данную Святым Духом тем, кто принял Иисуса Христа Господом и Спасителем.

Многие историки церкви полагают, что основание Реформации было заложено в комментарии Мартина Лютера, посвященном галатам. Великий немецкий реформатор сказал: «Послание к галатам – это мое послание. Я как бы состою с ним в браке. Послание к галатам – это моя Екатерина [имя его жены]». Именно из тщательного и смиренного рассмотрения Писания, особенно Послания к галатам, Лютер вывел Божий план спасения благодатью чрез веру, полностью противоположный тысячелетнему католическому учению спасения делами.

Меррилл Тенни писал о Послании к галатам: «Если бы оно не было написано, христианство могло стать просто еще одной иудейской сектой, а мышление западного мира могло бы оставаться по сути языческим. Послание к галатам олицетворяет основополагающее учение о христианской свободе, отделившее христианство от иудаизма и поставившее его на путь миссионерского служения. Оно стало краеугольным камнем протестантской Реформации, поскольку заключенное в нем учение о спасении только благодатью было основной темой проповеди реформаторов» (Galatians [Grand Rapids: Eerdmans, 1957], p. 15).

Послание к галатам – это послание о христианской духовной свободе, освобождении Христом от рабства греха и религиозного легализма. Это послание имеет особое значение в наши дни, поскольку личной свободе уделяется много внимания в бесчисленных философских учениях как внутри, так и за пределами христианского мира.

В силу того, что Павел придавал большое значение вопросу о благодатном спасении во Христе и яростным нападкам иудействующих на Евангелие, Послание к галатам – единственное из его посланий, в котором не содержится ни слова похвалы в адрес читателей. После краткого приветствия апостол сразу приступает к рассмотрению проблемы, побудившей его к написанию послания: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое, впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово» (Гал. 1:6–7). С этого места вплоть до завершающего благословения (Гал. 6:18) стиль послания напоминает блистающий меч в руках человека с горячим сердцем.

Читайте также:
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской

На первый взгляд кажется странным, что Павел находит слова похвалы в адрес мирских, склонных к раздорам, аморальных и незрелых верующих в Коринфе и ничего подобного не говорит о святых в Галатии. Коринфянам он писал: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, – ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, – так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:4–7). Церквам же в Галатии апостол не воздает такой хвалы.

Разница заключается в том, что при всей сложности ситуации в Коринфе основная проблема там (за примечательным исключением воскресения; см. 1 Кор. 15) была связана не столько с чистотой учения, сколько с чистотой жизни. В галатийских же церквах лжеучителя подрывали само основание Евангелия. Евангелие благодати попиралось и подменялось Евангелием дел, представляющим собой вовсе не Евангелие, а искажение Божьей истины (Гал. 1:6–7), ведущее к проклятию, а не к спасению (Рим. 3:20).

Послание к галатам – не беспристрастный богословский трактат, а глубоко личное письмо, написанное с печалью в сердце благочестивым человеком своим духовным детям, чья вера и жизнь подрывались лжеучителями. Он от всего сердца взывал к галатам: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1).

Павел проявлял особую заботу о верующих в Галатии, и его серьезно беспокоили угрожавшие им вероучительные опасности. Иудейские лидеры, побившие Павла камнями в Листре, несомненно, продолжали запугивать и преследовать обращенных из числа иудеев в Галатии. Они были заклятыми врагами Евангелия и использовались сатаной для возбуждения смятения и разногласий в этих и многих других молодых церквах.

Но еще более серьезную опасность представляли иудеи, не полностью принявшие Христа, а затем вернувшиеся к иудаизму и стремившиеся превратить христианство в дополнение своей традиционной системы праведности делами. Подобно лжеучителям, о которых Павел предупреждал ефесских пресвитеров, иудействующие вырастали в самой церкви и говорили «превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:30).

Иудействующие вызывали большое смущение в церквах и серьезно искажали «благовествование Христово» (Гал. 1:7). Они учили, что язычники должны стать иудеями через обрезание, прежде чем стать христианами, и что все христиане – как иудеи, так и язычники – праведны пред Богом, только если они остаются связанными Моисеевыми законами, постановлениями и обрядами (см. Гал. 2:3–5, 11–14; 3:3–5; 4:8-11, 21–31; 5:1–4; 6:12–13). Эта опасность угрожала, по-видимому, церквам еще в бытность Павла в Галатии и, несомненно, возросла после его отъезда. «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю, – напоминал апостол верующим, – кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:9; ср. Гал. 1:6–8).

Послание апостола Павла к Галатам

Галаты имеют важность для богословия единственно по связи с тем обстоятельством, что в числе посланий апостола Павла есть Послание к Галатам.

Галаты были народ кельтического или галльского племени на юго-западе Европы, откуда большими массами уже в IV-м веке до Р. Хр. они стали двигаться к востоку, а в III-м в. начали пробираться до Греции. На первых парах кельтские полчища имели тут немалый успех, но около 279 г. потерпели роковое поражение при Дельфах. Часть разбитых варваров, во главе с Лутарием, переправилась чрез Геллеспонт на малоазийский материк, где вскоре присоединились новые галатийские отряды, явившиеся сюда под предводительством Леоннория по приглашению вифинийского царя Никомеда 1-го (279—246 г. до Р. Хр.), который нуждался в посторонней помощи для борьбы со своим братом. Пришельцы, исполнив свое дело, стали хищнически опустошать всю Малую Азию и были для нее истинным бичом, пока царь пергамский Аттал 1-й (241— 197 г. до Р. Хр.) не заставил их ограничиться определенной территорией на внутренней малоазийской возвышенности. Это была полоса земли длиною с юго-запада на северо-восток более 300 верст и шириною свыше 150 верст, причем в лучшей части на востоке, ближе к Каппадокии и Понту, по р. Галису (ныне Кызыл-Ирмак) подле города Тавия (теперь Нефескей) расположились Трокмы, на западной окраине подле древнего Пессинунта или Пессина (ныне Бала-Гиссар) и по смежности с Фригией «приобретенной» осели Толистовогии, по средине утвердились Тектосаги, столица коих Анкира (теперь Ангора, — Энгури) была метрополией всей Галатии. Гал. жили здесь в полной независимости, но потом вошли в столкновение с Римлянами и уже в 189 г. до Р. Хр. должны были смириться пред римскими легионами, под начальством консула Манлия Вульсона. Правда, это не было покорением, и Рим как будто поддерживал Гал., расширял их владения и возвышал государственный авторитет, возведши в царское достоинство одного из галатийских правителей Дейотара (40 г.), а второму его преемнику (после Кастора младшего) Аминте (с 36 г.) значительно увеличив площадь Галатии. Впрочем, последняя была дорога в глазах Рима лишь по административно-стратегическим интересам, с осуществлением которых галатийская самостоятельность оказалась уже помехою для римской государственной политики. Естественно, что по смерти Аминты (в 25 г. до Р. Хр.) все его царство было обращено в римскую провинцию, и — в качестве императорской — она управлялась затем чрез legatus Augusti pro praetore. Границы ее несколько изменялись, но несомненно, что в эпоху благовестнической деятельности св. Павла, Галатия административная поглощала собою этнографическую, как составную часть, и захватывала почти все малоазийские местности первого благовестнического путешествия апостола Павла по материку Малой Азии.

Читайте также:
Молебен перед началом учебного года школьникам и студентам - молитвы о успешной и хорошей учебе

Отсюда возникает вопрос, какую Галатию разумеет в своем послании (1, 2) апостол Павел, а вместе с этим разно должна определяться и хронологическая дата издания этого послания. Большинством принято думать, что в упоминании Павловом (4, 13) о предшествующем посещении Галатии термин то τὁ πρὁτεπον (слав. «первее») значит «в первый раз», конечно, — из двух, предваряющих послание. Соответственно этому получится, что если мы будем предполагать Галатию римской провинции, то вторичное посещение упадет на второе благовестническое путешествие Павлово по Малой Азии, почему к тому же периоду приурочивается и письменное обращение апостола к Галатам. Наоборот: раз мы допустим, что это древне-кельтическая или северная Галатия, тогда и вторичное посещение и написание послания будут относиться к третьему миссионерскому кругу. Ныне первая возможность приобрела сильных защитников, и в ряду сторонников «колено-галатийской теории» насчитываются крупные ученые имена, каковы: А. Гаусрат, О. Пфлейдерер, Гольтцман, Бальён, Иог, Вейсс, Клемен, Цан, Корнели, Бельзер, Джиффорд, Марк Додс, особенно же В. Рамсей и католик Вал. Вебер. Но нет принудительных побуждений и обязывающих оснований сглаживать непосредственную силу наименования читателей послания Галатами (3, 1), под которыми необходимо разуметь прежде всего природных Галатов, а они были на севере Галатийской провинции или в собственной Галатии. Посему пока не видится объективно-научной надобности изменять «северно-галатийской теории», имеющей таких авторитетных поборников, как еписк. Ляйтфут, Иог, Вейсс, Липсиус, Зифферт, Цэкклер, Чэз, Финдлей, Шюрер, Юлихер, Г. Гольтцман, Годэ, Кнабенбауер. Согласно этому воззрению дело оглашения Галатии началось во второе путешествие Павлово (после «апостольского собора»), когда, прорезав южную Галатию до Антиохии писидийской, благовестникам было возбранено проповедовать в Асии, и они повернули на северо-восток в асийскую Фригию, откуда попали в близ лежащую Галатию кельтическую (Деян. 16, 6 сл.), из которой захватывалась лишь западная полоса. Апостол задержался здесь по болезни, и это дало ему случай обратиться к окружающим жителям со словом Евангелия. Пламенные Галаты приняли христ. благовестие с восторгом и преданностью (Гал. 4,13 сл.), так что при своем удалении св. апостол Павел оставил немало «учеников» (ср. Деян. 18, 23), продолжавших его дело. Но, видимо, не дремали и иудействующие противники Павловы, которые по удалении просветителя успели смутить Галатов и расположить их в пользу своих убеждений, будто — для полноты и совершенства благодатного спасения — и в христианстве требуется соблюдение важнейших предписаний ветхозаветного закона, особенно касательно обрезания. Апостол мог слышать об этом, а потому понятно, что в третье свое путешествие оп направился из Сирии (кажется, сухим путем чрез Каппадокию) непосредственно в Галатию кельтическую, которую и прошел с востока, напр., от Анкиры на Герму и Пессин. Теперь благовестник «утверждал» учеников (Деян. 18, 23) и, конечно, достиг того, что иудаистическая агитация при нем прекратилась. Однако ему нужно было спешить в другие страны, и он двинулся к Ефесу. Иудаисты же постаралась вознаградить себя за поражение и напрягли всю энергию. В результате явилось новое смущение Галатов, а это обстоятельство было для апостола достаточным побуждением к изданию обличительно-увещательного послания.

Такими соображениями достаточно определяется время написания последнего. Представляется вероятным (ср. Гал. 1, 6), что послание выпущено не столь, долго после вторичного посещения Галатии, почему большинством ученых оно относится к периоду трехлетнего пребывания апостол Павла в Ефесе (Деян. 19, 1; 20, 31). Другие (еписк. Ляйтфут, проф. Н. Н. Глубоковский) на основании внутреннего соотношения помещают послание к Галатам между письмами в Коринф и Рим и полагают его издание на неизвестную македонскую местность (примерно) в конце 57-го и никак не далее начала 58-го года — до удаления апостола языков в «Грецию».

При этих условиях послание к Гал. является исторически вполне естественным, чем обеспечивается его подлинность. В последнее время ее отрицали некоторые авторы (особенно проф. Rnd. Steck, потом van Manen, Voelter, J. Friedrich-Maehliss), но основания у них почерпались в теоретических предубеждениях и в произвольных теориях касательно хода развития христианства, где «павлинистическая свобода» мысли и жизни могла возникнуть и утвердиться яко бы только во II-м веке. Предзанятость подобных суждений изобличается уже тем, что ведет к насильственному толкованию содержания послания и не согласуется с историческими свидетельствами о его существовали у Маркиона (около 140 г.), Иустина Мученика (Разговор с Трифон. 90, 95, 96 и 1-я Апология 53 ср. Гал. 3,10, 13; 4, 27), Афинагора (Увещан. 16), Поликарпа Смирнского (к Филипп. 3, 5 ср. Гал. 4, 26; 6, 7; Иринея (III, 6, 5; 10, 3; V, 21, 1), Климента ал. (Стром. III, 16), Тертуллиана и др.

Не менее несомненна и неповрежденность текста послания потому что Маркионовская рецензия, предпочитаемая иными писателями, не обладает фактическою обоснованностью, ибо созидалась произвольно ради крайних антиномистических тенденций; поэтому, она не подрывает авторитетности сохранившегося текстуального типа, и для него нет надобности в конъектуральных исправлениях по предположениям научной необходимости других чтений, раз у нас имеется достаточно материалов в рукописях и переводах.

При свете исторических условий происхождения раскрывается, что рассматриваемое послание было вызвано колебаниями Галатов, склонявшихся к иудаистическому пониманию христианства, а отсюда точно определяется и его цель в возвращении отпавших и в укреплении пошатнувшихся чрез ограждение собственного достоинства Евангелия Христова в его самобытности и независимости по устроению и по действию.

Соответственно сему и содержание направляется к утверждению этого существенного пункта. Но последний был главнейшим в проповеди апостольской и затемнился для сознания Галатов, конечно потому, что они усомнились в совершенной непреложности свидетельства св. Павла, которого иудаисты представляли невполне компетентным по сравнению с апостолами — самовидцами, как получившего христианское ведение и благовестнические полномочия яко бы чрез посредство человеческое. Естественно, что — после предварительных обращений и замечаний (1, 1—5) — св. Павел в первой части (гл. 1 и 2) удостоверяет и защищает свое апостольское достоинство и исключительную значимость возвещаемого им Евангелия. Все это аргументируется фактическими данными с устранением мысли о человеческом источнике проповеди и авторитета апостола языков: 1) до своего обращения он был гонителем Церкви Божией и не мог учиться у христиан, почему несомненно непосредственное божественное призвание; 2) затем благовестник тоже не был под определяющими человеческими влияниями, ибо из Дамаска удалился в Аравию и лишь чрез три года попал в Иерусалим, но пробыл здесь всего 15 дней и — кроме Иакова, брата Господня, — из апостолов видел лишь Петра, откуда вытекает, что он явился в священный город и выступил здесь уже независимым и равноправным благовестником Христовым; 3) таким он и оставался неизменно, поскольку чрез 14 лет после первого посещения Иерусалима (т. е. на «апостольском соборе») он — вопреки возражениям и проискам иудаистов — был признан «предними» собратом со всею полнотою прав и безупречностью «Евангелия», как это обнаружилось и 4) при антиохийском столкновении с Петром, когда он с торжеством защищал истинность своей проповеди. Сущность ее и излагается во второй части (гл. 3 и 4), догматико-полемической, где апостол, отправляясь от личного опыта Галатов в восприятии Духа по вере, а не чрез дела закона, доказывает, что праведность искони созидалась первою, но не вторым: 1) Авраам оправдался верою, закон же ведет к клятве и 2) есть позднейшее привходящее учреждение, которое не отменяет обетования и 3) имеет свою цель в качестве приспособительного воспитательного института, 4) по необходимости устраняемая и поглощаемого христианскою зрелостью. Христианство, независимое в своем бытии, очевидно, должно быть таким и по своему действию среди людей. На этом сосредоточивается третья часть (гл. 5 и 6) морально-увещательного характера. 1) Верующий должен жить в свободе Христовой, но не по законничеству, ибо обрезание, в иудаистическом смысле, должно вести к такой практике, где дела законнические являются преобладающими над благодатию. 2) Однако эта свобода не может служить к плотяной разнузданности, потому что выражаясь фактически в любви, не допускает вторжения плоти и 3) на деле обнаруживается снисхождение к падшим в интересах взаимного нравственного возрастания среди земных коллизий до наступления окончательная торжества.

Читайте также:
Молитвы Иоанну Златоусту: священные тексты преподобному о детях и помощи

В своих заключительных замечаниях (6, 11—18) св. апостол Павел ссылкою на собственноручность написания (может быть, даже всего документа) и энергическим оттенением главнейших тезисов ясно указывает для послания к Гал. историко-догматическую важность. Она очевидна и несомненна. 1) Вопрос об отношении домостроительства ветхого к новому, или «закона» и благодати, в христианстве был жгучим вопросом слагавшейся христианской истории, которая пока протекала среди этих коллизий и задерживалась ими в своем нормальном поступательном движении. Поэтому, беря и разрешая этот вопрос, апостол языков удовлетворяет самым живым и насущным потребностям эпохи, устраняет тормазы и тем обеспечивает христианское развитие. 2) Это отрицательное значение неразрывно от созидательно-положительного, ибо св. апостол Павел вместе с этим отчетливо и незыблемо раскрывает собственную природу христианского избавления, которое в полноте своего самопознания обеспечивается от уклонений и пбчерпает силы для всегдашнего благодатного процветания среди людей.

Тут утверждается уже догматическая непреложность христианской независимости, когда оправданный, слипаясь верою со Христом — Сыном Божиим, сам усыновляется Богу и получает сыновнюю свободу непосредственного общения с Отцом в благодатном возрождении всего своего существа. Посему послание к Галатам справедливо может быть названо «благовестим христианской свободы», которая приобретается в сыновнем единении с Богом чрез Христа Спасителя по благодати и раскрывается при благодатном отражении в верующих Господа Избавителя.

Литература отеческая, довольно обширная (Ефрем Сирин, Феодор мопсуэстийский, Иоанн Дамаскин, Икумений, Евфимий Зигавин; К. М. Викторин. «Амвросиаст», блаж. Августин, Пелагий, Кассиодор, Примазий), на русском языке представлена в переводах творений св. Иоанна Златоуста (Москва 1872 г. и потом в издании С.-Петербургской Дух. Академии), блж. Феодорита Кирского (Москва 1861 г.), блж. Феофилакта архиеп. болгарского (Казань 1881); блж. Иеронима (Киев 1902 г.); имеется и шесть цельных истолковательных трудов на всё послание к Гал. — архиеп. волынского Агафангела Соловьева (Спб. 1854 r.), архиеп. черниговского Филарета Гумилевского (Чернигов 1862 г.), еп. Феофан, Говорова (Москва 1880 г.), еп. Никанора Каменского (Спб. 1899 и в сборнике: Общедоступные объяснения первых семи посланий святого апостола Павла, Спб. 1901 г.), о. Иакова Я. Галахова (Казану 1897 г.), проф. Н. Н. Глубоковского под заглавием: «Благовестие христианской свободы в послании св. апостола Павла к Гал.; сжатый обзор апостольского послания со стороны его первоначальных читателей, условий происхождения, по содержанию и догматически-историческому значению» (Спб. 1902 г.); в двух последних указаны все важнейшие пособия.

* Глубоковский Николай Никанорович,
доктор богословия, профессор
Спб. духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стр. 30. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу “Странник” за 1903 г.

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: