Молитвы и акафист святителю Димитрию, Митрополиту Ростовскому

Молитвы святому Димитрию Ростовскому — разбираемся в общих чертах

Димитрий Ростовский один из многочисленных святых, просиявших в землях Ярославских и, как видно из его имени, Ростовских. Мощи святителя покоятся в Спасо-Яковлевом монастыре, куда приезжают многочисленные верующие.

Существуют ли молитвы Димитрию Ростовскому о здравии и исцелении, читатели узнают из статьи.

Тропарь, глас 81

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю,/ Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче,/ списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́,/ цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия ревнитель и раскола искоренитель, Российский целитель и новый к Богу молитвенник, сочинениями твоими неразумных ты вразумил, лира духовная, Димитрий блаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Детство святителя

Будущий святой родился в декабре 1651 года, место его рождения находилось далеко от Ростова. Это было село Макарьево, расположенное близ Киева. Семья Даниила (мирское имя святителя) отличалась благочестием и крепкой верой в Бога. Отец был сотником, из-за чего часто отсутствовал дома, воспитанием будущего святителя занималась мама — женщина глубоко верующая и преданная Христу.

Даниил отличался любознательностью и прекрасной памятью. Желая дать ребенку хорошее образование, родители устроили его в Киевское Братское училище, где мальчик зарекомендовал себя талантливым и сообразительным учеником. Преподаватели хвалили Даниила за его прилежание в учебе и одаренность, ведь за годы обучения будущий святитель освоил четыре языка, правила риторики и поэтики. Наибольшее удовольствие ему доставляло учение святых отцов.

Как правильно читать молитвы

Определившись с тем, к кому именно человек хочет помолиться, часто встает вопрос о том, как же это правильно делать. Сам текст молитвы лучше всего взять из сборника православных молитвословий. Нужно внимательно выбирать источники и лучше всего купить специальную книгу в храме, поскольку сейчас очень часто под видом православной литературы продают различные оккультные издания, которых нужно избегать.

Очень часто православные молитвы печатают на церковнословянском языке, который новоначальному христианину может показаться слишком сложным. В таком случае можно поискать текст на русском. Кроме того, наряду с готовыми текстами из молитвослова, всегда можно обратиться к подвижнику своими словами.

Важно. Духовный смысл имеет не сам факт вычитывания того или иного текста, а внутренний настрой души человека.

Поэтому все святые отцы православной церкви в один голос говорят: прежде чем просить Господа подать что-либо необходимое, нужно внимательно пересмотреть свою жизнь. Очень часто беды и нестроения в жизни бывают как раз от того, что человек забыл о Боге, отвернулся от него.

Святитель Димитрий Ростовский

Решив приступить с молитвой к митрополиту Димитрию Ростовскому, можно также поучаствовать в молебне этому подвижнику в храме. Для этого в свечном ящике нужно узнать, когда именно в конкретном храме служатся молебны, подать на него записочку о здравии с именами всех, кого хотелось бы помянуть. Желательно присутствовать на молебне лично, чтобы помимо церковной соборной молитвы человек сам мог обратиться к Богу.

Молиться святому можно и дома, купив в храме его иконку. Нужно помнить, что в домашнем иконостасе обязательно должны присутствовать, прежде всего, иконы Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистой Матери, а затем уже иконы любых угодников, почитаемых в семье. Часто можно встретить ситуацию, когда в иконостасе присутствуют иконы только одного или нескольких почитаемых угодников Божиих, и все. В таком случае стоит вспомнить, что святые — это наши заступники и молитвенники перед Богом, поэтому главное упование должно быть именно на Него.

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою:

ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси:

споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же припадая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе,

избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Посмотрите видео о молитвах Димитрию Ростовскому

Жития

Принятие монашества

После окончания училища будущий Димитрий Ростовский, молитву которому читают во время болезней и уныния, решился встать на монашеский путь. Он просил благословения у родителей, получил его и поступил в Киевскую Кирилловскую обитель. Постриг принял в 1668 году, достигнув 17-летнего возраста.

С того момента началось служение Богу и людям в качестве иеродиакона. Прошло восемь лет, святитель стал иеромонахом, в сан его возвел архиепископ Лазарь (Баранович).

Читайте также:
Молитва о мире в семье - сильная молитва о любви, взаимопонимании и покое в семье, правила чтения молитвы

Молитва 1-я

О, преблаже́нне святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки Ангел предстои́ши: умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие, и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия Лица́ неизрече́нную добро́ту; Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рныя укрепи́, заблужда́ющия обрати́, и всем да́руй вся, ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жию крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, О́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Служение

Святитель Димитрий Ростовский (молитву ему возносят во время уныния и болезней) побывал во множестве монастырей. Его душа тяготела к одиночеству, жизни затворнической, но вышестоящее руководство видело в молодом монахе смиренного и доброго пастыря. Его неоднократно назначали на должность игумена, сам же святитель всячески избегал этого.

Для того чтобы читатели могли убедиться в многочисленности монастырей, мы приводим их список:

Братский Преображенский монастырь.

Крутицкая Николаевская обитель.

Батуринский Крутицкий монастырь.

Батуринский Николаевский монастырь.

Елецкая Черниговская обитель.

Новгородский монастырь Всемилостивого Спаса.

Спасо-Яковлевский монастырь, где святитель закончил свой земной путь.

Молитвы в случае болезней легких

Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому

О, предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою.

Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя, о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклонившихся на путь истины наставлял еси. Споспешествуй убо и мне кратковременный путь жизни моея исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко Единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бренного сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Кондак святому

В каких случаях читают молитвы святителю Димитрию Ростовскому, написано выше. В любых — ограничений не существует. Появилось желание помолиться — надо действовать.

Кроме молитвенного текста, существуют кондаки и тропари. Их поют в праздничные дни, посвященные памяти святому или после чтения акафиста.

Звезду Российскую, от Киева возсиявшую, / и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, / всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, / ублажим златословеснаго учителя Димитрия: / той бо всем вся написа, яже к наставлению, / да всех приобрящет, якоже Павел, Христу // и спасет правоверием души наша.

Молитва 2-я2

О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́­кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также:
Канон Андрея Критского - полный текст на русском языке, правила чтения

Молитва первая Святителю Димитрию Ростовскому

О, предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою. Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины.

Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Православная Жизнь

4 октября – обретение мощей святителя Димитрия Ростовского.

Святитель Димитрий Ростовский – подвижник XVII-XVIII века, талантливый проповедник, ревнитель чистоты Православной веры перед лицом раскольничьих сект. Прославился скромной, подвижнической жизнью, был любим народом за простоту, доступность и дела милосердия. Пройдя путь от простого послушника до митрополита, он составил исторический труд, который вошел в церковное предание под названием Четьи-Минеи. Это полное собрание житий святых по календарю, на каждый день года.

Святителя отличало удивительное смирение, сострадание и милосердие. Всю жизнь он помогал ближним, делился с нуждающимся, помогал обездоленным.

Поэтому именно ему молятся об утешении и заступлении в бедственных ситуациях.

Святой, будучи архиереем, служил и проповедовал в отдаленных уголках своей епархии. Особый дар слова и проповеди помогал святителю наставлять на путь истинный заблудшие души.

Святитель Дмитрий Ростовский известен как уникальный, талантливый проповедник, и ему принято молиться о даровании искусства проповеди, о просвещении.

Поскольку подвижник сам болел тяжелой легочной болезнью, к нему можно обращаться с просьбами об исцелении.

В православной традиции не существует перечня причин, по которым можно обращаться за помощью к тому или иному Божьему угоднику. Определенный жизненный опыт подвижника позволяет нам прибегать к нему в тех же случаях, которые происходили с самим. святым. Однако это вовсе не значит, что ему нельзя молиться о чем-либо другом.

К примеру, если в семье особо почитается митрополит Дмитрий Ростовский или кто-либо из родственников крещен в его честь — можно считать его небесным покровителем семьи и прибегать за духовной помощью в любых жизненных ситуациях:

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою: ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси: споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же припадая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитвы святителя Дмитрия Ростовского

Господи! Все желание и воздыхание мое да будет в Тебе. Все желание мое и рачение мое в Тебе едином да будет, Спасителю мой! Все изволение мое и помышление мое в Тебе да углубится, и вся кости моя да рекут: «Господи, Господи! Кто подобен Тебе, кто сравнится силе, благодати и премудрости Твоей? Вся бо премудре, и праведне, и благоутробне о нас устроил еси».

Да ничтоже мя отторгнет, да ничтоже мя отлучит от Божественныя Твоея любве, о Боже мой! Да ничтоже пресечет, ни огнь, ни меч, ни глад, ни гонение, ни глубина, ни высота, ни настоящая, ни будущая, точию едино сие да пребудет в душе моей выну. Ничтоже ино да возжелаю в веце сем, Господи, но день и ночь да взыщу Тебя — Господа моего: и да обрет, вечное сокровище приму, и богатство стяжу, и всех благ сподоблюся.

Читайте также:
Православные молитвы для похудения - мощные молитвы от обжорства и чревоугодия

Псалом Давида 58

Это творения великого царя и пророка Давида наполнено горячей и искренней мольбой о помощи. В воспоминание об опасности, угрожавшей ему от руки Саула, и составлен Давидом настоящий псалом, в виде молитвы, в которой он, жалуясь на Саула и его сообщников, просит избавить его от напастей и козней беззаконных и злобных врагов.

История написания

С самых первых строк становится понятно, что этот текст был написан в очень тяжелый момент жизни, когда самому Давиду угрожала смертельная опасность от израильского царя Саула. Он подослал к Давиду разбойников, которые должны были убить пророка, поскольку Саул видел в Давиде своего соперника и боялся потерять собственную власть.

Сам текст песнопения обращается непосредственно к Господу, Который не лишает Своей милости богоизбранный народ даже после его частых отступлений от веры. Нечестивый царь Саул тут образно символизирует весь израильский народ. И как Саул задумал смертоубийство, так и другие израильтяне постоянно совершают смертные грехи, тем самым отпадая от Спасителя.

Важно! «Избави меня от врагов моих» — основное обращение Давида к Господу, просьба о защите.

Псалмопевец говорит о печальной участи народа, самовольно забывшего о Боге. Давид использует такие фразы, предрекая судьбу израильтян:

  • «взалчут, яко пес» (поскольку лишили сами себя животворящего хлеба Господнего);
  • «меч во устнах их» ( имеются в виду будущие призывы к распятию Мессии);
  • «обыдут град» (речь идет о потере исторической родины и грядущих скитаниях);
  • «и ты, Господь, посмеешься ими» (несмотря на все подлости иудеев, правда Божия восторжествует).

Другие псалмы царя Давида:

При этом псалмопевец призывает Господа не умерщвлять отступников, а рассредоточить их по земле до времени. Позже предрекает им кончину в бесславии, когда они будут вынуждены признать Господа, будучи полностью лишенными своего царствования и величия.

Из предания нам известно, что Давид избежал смерти от царя Саула по Божьей милости. В этом ему помогла жена Мелхола — с ее помощью Давид спустился через окно и сбежал от убийц. То, что он смог спастись от смертельной опасности и остаться невредимым еще больше утвердило Давидову веру в Господа.

Когда читать псалом 58

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.

2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;

3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,

4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;

5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.

6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:

7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;

8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»

9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.

10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.

11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.

12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.

13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.

14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.

15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;

16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.

17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.

18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.

Поскольку Псалтирь без преувеличения можно назвать собранием самых древних молитвенных текстов, их чтение дарует человеческой душе особую благодать. По примеру древних пророков и угодников Божиих, мы и сегодня имеем возможность через века ощутить тесную связь и общение с Господом посредством чтения псалмов. Поэтому не стоит пренебрегать таким драгоценным духовным инструментом.

Читайте также интересные статьи о православии:

Читаются псалмы как в храме, во время богослужения, так и в домашней личной молитве. Существует целая традиция кругового прочтения Псалтири, когда книга читается по порядку, с разбивкой на кафизмы и с поминовением родных и близких. В таком случае, 58 псалом будет читаться тогда, когда до него дойдет очередность.

В разных житейских обстоятельствах можно читать конкретные псалмы, используя их текст как отдельные молитвословия. У православных христиан, которые постоянно выполняют молитвенное правило и имеют навык молиться ежедневно, обязательно появляется свой набор «любимых» псалмов.

Это вовсе не означает, что тот или иной текст сильнее, духовнее или еще как-то принципиально отличается от остальных. Просто при постоянной молитве сами собой находятся тексты, которые в большей степени ложатся на сердце молящемуся. Также существует традиционная практика чтения тех или иных молитвословий в определенных жизненных обстоятельствах.

Читайте также:
Акафист и молитвы Честному и Святому Кресту Господню - священные тексты о помощи и защите

Так, 58 псалом принято читать при нападках врагов и злых людей, для защиты себя и своего дома. Кроме того, древний текст читается о людях с проблемами речи, испрошая у Господа возможности нормально говорить.

Псалом 58

В жизнеописании царя Давида упоминается время, когда на юношу, простого пастуха начались гонения по приказу царя Израиля Саула. В те времена Давид переживал минуты отчаяния и угнетения, ведь он был Господом благословлен на царствование, а в итоге скрывался от многочисленных врагов. Псалом 58, как и ряд других песен Псалтири, был написан в это трудное для будущего царя время, когда он молил Господа о спасении и отмщении.

  1. Текст молитвы псалом 58
  2. На церковнославянском языке
  3. На русском языке
  4. История написания
  5. Когда читать псалом 58?
  6. Толкование

Текст молитвы псалом 58

На церковнославянском языке

В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул, и стрежедом его, еже умертвити его

1 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя.

2 Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя.

3 Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи.

4 Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь.

5 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие.

6 Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град.

7 Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша?

8 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки.

9 Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси.

10 Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих.

11 Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи.

12 Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине.

13 Во гневе кончины, и не будут, и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли.

14 Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град.

15 Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут.

16 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея.

17 Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

На русском языке

К исполнению. Не погуби. Давида, для надписи на столбе; когда послал Саул и стерёг дом его, чтобы умертвить его.

1 Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня;

2 исторгни меня от делающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня.

3 Ибо вот, уловили душу мою, налегли на меня сильные – не за моё беззаконие, не за грех мой, Господи;

4 не совершив беззакония я побежал и путь свой направил, восстань навстречу мне и воззри!

5 И Ты, Господи, Боже Сил, Боже Израилев, поспеши посетить все народы, не пожалей всех делающих беззаконие.

6 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.

7 Вот, они будут разглагольствовать устами своими, и меч в их устах, ибо думают: «Кто нас услышит?»

8 И Ты, Господи, осмеёшь их, в ничто вменишь все народы.

9 Силу мою с Тобой сохраню, ибо Бог заступник мой – Ты.

10 Бог мой, милость Его скоро встретит меня, Бог мой покажет мне её среди врагов моих.

11 Не убивай их, чтобы не забыли они закон Твой, рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи.

12 Грех уст их – слово языка их. И да схвачены будут в гордыне своей, и за проклятие и ложь получат весть о кончине.

13 Во гневе конец их, и не будет их больше, и узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли.

14 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.

15 Они рассеются, чтобы поесть, если же не насытятся, то возропщут.

16 А я воспою силою Твоею и возрадуюсь утром о милости Твоей, ибо Ты стал мне заступником и прибежищем в день скорби моей.

17 Помощник мой, Тебе буду петь, ибо Бог-Заступник мой – Ты, Бог мой, милость моя.

История написания

Когда пастух Давид был венчан на царствование Господом, это разъярило правящего тогда царя Саула. Он увидел в Давиде угрозу и соперника, поэтому отправил на его поиски воинов, чтобы те не просто поймали юношу, но убили. Весь текст псалма 58 пропитан горечью и страхом, прошениями и мольбами о спасении. Несмотря на множественные грехи и поступления Божьими законами, Господь не отворачивается от еврейского народа, но не оставляет без наказания царя Саула, в котором воплотились худшие черты израильтян.

Давид бежал из дома, чтобы скрыться от Саула и его разбойников. Лишь Божья милость сохранила жизнь Давиду. Жена Мелхола помогла молодому царю скрыться – сбежать через окно и оторваться от убийц. Мольбы юноши были услышаны, Господь помог Давиду спастись и сохранил его невредимым в это страшное время.

Когда читать псалом 58?

В храмах во время служб исполняют псалом 58 в старославянском варианте. Эта песнь не только мольба о помощи, но и надежда на милость и силу Господа. Разрешается обращаться к тексту песни и дома.

Читайте также:
Псалом 2: текст на русском языке, толкование, для чего читают священный текст

Следует читать псалом 58 на русском языке в разных ситуациях:

  • когда требует защита от врагов;
  • для прибавления сил борьбе с врагами;
  • в различных трудностях и испытания;
  • при дефектах речи, чтобы просить у Господа о даровании возможности говорить.

При прочтении молитвы нужно быть сосредоточенным на словах и думать только о своей просьбе, чтобы она была услышана. Желательно читать псалом 58 перед иконами с зажженной свечой или лампадой.

Толкование

Разобрать толкование псалма 58 следует по отдельным стихам:

  • Стих 1 – «Избавь меня от врагов моих»— основное обращение Давида к Господу, просьба о защите и спасении.
  • Стих 2-3 – описание бесчинств и зла, которые сотворили враги Давида. Автор же говорит о своей чистоте и праведности, что не за грехи преследуют его.
  • Стих 4-5 – Давид просит Господа встать на его защиту и наказать всех грешников.
  • Стих 6 – «голодные как пёс» — имеется в виду, что грешники сами лишили себя милости Божьей и его животворящего хлеба. «Будут обходить город» — потеря дома, родины, евреями.
  • Стих 7 – «меч в их устах» — слова, произнесенные грешниками, как приговор, как меч, лишают жизни невиновных.
  • Стих 8 – за подлость и преступления последует Божья кара.
  • Стихи 9-10 – Давид пишет, что Господь услышал его мольбы и встанет на его защиту.
  • Стих 11 – автор просит не убивать грешников, а рассеять их по миру.
  • Стихи 12-15 – за ложь, гордыню, проклятья и другие злодеяния грешники будут наказаны Господом. В конце, лишенные всего, они будут вынуждены признать силу Господа.
  • Стихи 16-17 – восхваление Господа и благодарность за чудесное спасение. Давид называет его помощником, заступником и милостью. Только сила Бога способна остановить врагов и избавить от бед, принести мир и покой.

Псалом 58

Псалом написан по поводу стремления Саула умертвить Давида, описанного в 1Цар.19 . Содержание псалма не противоречит означенному надписанию, а Пс.57:4–5 , где Давид говорит о своей невинности и незаслуженности преследований, прямо подтверждают соответствие надписания обстоятельствам происхождения псалма.

Защити меня, Господи, от незаслуженно нападающих на меня и подстерегающих убить меня (2–5). Накажи беззаконников, которые, как псы, ходят по городу в поисках за мною; которые произносят хулы и не боятся ответа за последние (6–8). Ты, Господи, моя надежда, рассей их, но не умерщвляй их сразу, а обессиль их, чтобы при их виде евреи научались помнить Тебя (9–14). Пусть они обессиленными ходят, а я буду воспевать Тебя, моего защитника (15–18).

Пс.58:3 . избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,

Под “делающи ми беззаконие» разумеются враги Давида – сторонники Саула преследовавшие его тогда, когда сами сознавали невинность и незаслуженность этих преследований: они сознательно совершали беззаконие. Эти враги были «кровожадны ми», стремились убить Давида, насильственно лишить его жизни.

Пс.58:4 . ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;

Давид исповедует полную свою невинность пред Богом, а отсюда и незаслуженность преследований. Такое указание обыкновенно делается Давидом в псалмах из эпохи гонений от Саула, когда ни сам Давид и никто из его врагов не могли указать за ним какой-либо вины ни пред Богом, ни пред людьми.

Пс.58:6 . Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:

«Народ ами», которых Давид молит Бога наказать, называются далее »нечестивы е беззаконник и». Это не языческие племена, а те же клевреты Саула и враги Давида, которые за свою враждебность к нему сравниваются с врагами еврейского народа – язычниками. Последние питали к евреям самые враждебные чувства, опиравшиеся не только на борьбу из-за политического преобладания, но и на религиозные и бытовые особенности строя жизни тех и других, почему эта вражда являлась глубокой и почти стихийной. Такова же по силе и глубине была ненависть врагов Давида.

Пс.58:7 . вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;

Восточные города и сейчас поражают путешественников обилием бездомных собак, которые днем обыкновенно лежат на улицах, а вечером собираются в стаи, грызутся из-за добычи и бывают опасны для человека. Собаки ( «псы» ) были презираемыми у евреев животными. Сравнение с ними своих врагов указывает как на хищный, полный злого умысла характер выслеживаний ими Давида, так и на нравственное ничтожество самих врагов.

Пс.58:8 . вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»

Враги Давида «изрыга ли хулу» на него, т. е. поносили его дурными словами и оскорблениями, причем они верили в свою полную безнаказанность ( «кто слышит?» ), а об ответственности пред Богом и не думали. В их хулах было богохульство и безверие.

Пс.58:11 . Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.

«Бог мой. предварит меня» – предохранит от врагов, предупредит их намерения и расстроит. Может быть, что Давид здесь разумел хитрость Мелхолы, которая, чтобы дать Давиду время спастись, положила на его постели манекен и закрыла его, объявив посланным Саула, что Давид лежит больной. Этим же временем Давид воспользовался для своего спасения бегством. – «Смотреть на врагов» – не бежать от них, а смело стоять пред ними в сознании своей силы и непобедимости.

Читайте также:
Молитва на освящение вещи: правила и особенности чтения молитвы, описание

Пс.58:12 . Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.

«Не умерщвляй их» , т. е. не подвергай немедленной и полной гибели, но ослабь их силу (см. 14), сделай безвредным для Давида, но не безнаказанными: наложи на них кару, в виде продолжительного бедствия, нищеты, болезни и т. п., которая была бы видима всеми людьми. Это нужно для того, «чтобы не забыл народ мой» , чтобы своим видом они постоянно напоминали евреям о необходимости повиновения Богу и той каре, которая грозит от Него злодеям: немедленная и полная гибель врагов хотя и производит острое и сильное впечатление, но непродолжительное. Народ скоро забудет, что произошло, с тем вместе и не будет нужного ему продолжительного напоминания «для памятования о Боге».

Пс.58:14 . Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.

«Расточи, чтобы их не было» – не в смысле полного и немедленного их уничтожения (см. 12), но в смысле ослабления преобладания их над Давидом и народом, о дезорганизации их и об обезвреживании их действий, чтобы не было в них того перевеса силы, какой они имеют сейчас.

Пс.58:16 . пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.

Лиши их материального достатка и внешней крепости, на которых и покоилось их влияние. Этот стих разъясняет и дополняет 12-й. Внешнее униженное и бедственное положение врагов Давида, прежде богатых и почетных, будет служить живым напоминанием евреям, к чему приводят злодеяние и непокорность Богу.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. – 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – Изъяснение псалма 52-го. – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на книгу Иова – Глава 21 – профессор Александр Павлович Лопухин
  3. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 58 – протоиерей Григорий Разумовский
  4. Толкование на псалмы – 58 – святитель Афанасий Великий

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Псалом 58 «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Псалом 58 читать:

1 В коне́ц, да не растли́ши, Дави́ду в столпописа́ние, внегда́ посла́ Сау́л, и стреже́ дом его́, е́же умертви́ти его́

2 Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя. 3 Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние и от муж крове́й спаси́ мя. 4 Я́ко се улови́ша ду́шу мою́, нападо́ша на мя кре́пцыи, ниже́ беззако́ние мое́, ниже́ грех мой, Го́споди. 5 Без беззако́ния теко́х и испра́вих, воста́ни в сре́тение мое́ и виждь. 6 И ты, Го́споди Бо́же сил, Бо́же Изра́илев, вонми́ посети́ти вся язы́ки, да не уще́дриши вся де́лающыя беззако́ние. 7 Возвратя́тся на ве́чер и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. 8 Се ти́и отвеща́ют усты́ свои́ми, и меч во устна́х их, я́ко кто слы́ша? 9 И Ты, Го́споди, посмее́шися им, уничижи́ши вся язы́ки. 10 Держа́ву мою́ к Тебе́ сохраню́, я́ко Ты, Бо́же, Засту́пник мой еси́. 11 Бог мой, ми́лость Его́ предвари́т мя, Бог мой, яви́т мне на вразе́х мои́х. 12 Не уби́й их, да не когда́ забу́дут зако́н Твой, расточи́ я́ си́лою Твое́ю и низведи́ я́, Защи́тниче мой, Го́споди. 13 Грех уст их, сло́во усте́н их, и я́ти да бу́дут в горды́ни свое́й, и от кля́твы и лжи возвестя́тся в кончи́не. 14 Во гне́ве кончи́ны, и не бу́дут, и уве́дят, я́ко Бог влады́чествует Иа́ковом и концы́ земли́. 15 Возвратя́тся на ве́чер, и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. 16 Ти́и разы́дутся я́сти. А́ще ли же не насы́тятся, и поро́пщут. 17 Аз же воспою́ си́лу Твою́ и возра́дуюся зау́тра о ми́лости Твое́й, я́ко был еси́ Засту́пник мой и Прибе́жище мое́ в день ско́рби моея́. 18 Помо́щник мой еси́, Тебе́ пою́: я́ко Бог Засту́пник мой еси́, Бо́же мой, ми́лость моя́.

Псалом 58 на русском:

1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.

2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;

3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,

4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление мое и не за грех мой, Господи;

5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.

6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:

7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;

8 вот они изрыгают хулу языком своим; в устах их мечи: “ибо”, думают они, “кто слышит?”

9 Но Ты, Господи, посмеешься над ними; Ты посрамишь все народы.

10 Сила – у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог – заступник мой.

11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.

Читайте также:
Псалом 9: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.

13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.

14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.

15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;

16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.

17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.

18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог – заступник мой, Бог мой, милующий меня.

Псалом 58 слушать:

«Аз же воспою силу Твою, и возрадуюся заутра о милости Твоей». Они, отважившись на это, потерпят столько бедствий, а я воспою милость Твою, и когда возсияет умный свет Твой и дарует вселенной утро, безмерное милосердие Твое прославлять буду во всех церквах.

«Яко был еси заступник мой, и прибежище мое в день скорби моея».

«Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог заступник мой еси, Боже мой, милость моя». Всегда пользовался я Твоею помощию, и при Твоем о мне промышлении избегал встречавшихся бедствий. Посему знаю Тебя единаго Бога, и называю Тебя источником милости и человеколюбия. Сие-то, издалека провидев пророческими очами, блаженный Давид и бедствия иудеев предсказал, и сам дал обет песнословить всегда Владыку, и исполняет обеты свои, вознося песнопение устами благочестивых.

Толкование на сто пятьдесят псалмов, блаженный Феодорит Кирский

Псалтирь | псалом 58

Этот псалом имеет ту же природу и цель, что и предыдущие шесть или семь псалмов. Все они избыточествуют жалобами Давида на злобность врагов, на их жестокие и бесчеловечные заговоры -молитвами и пророчествами в их адрес, а также утешениями и уверением в уповании на Бога как на своего Господа. Прежде всего следует отметить язык природы, затем – пророческий дух, с нетерпением ожидающий Христа и врагов Его царства (во что мы не должны быть вовлечены), и, в-третьих, благодать и святую веру, воспроизводить которые должен каждый из нас. В этом псалме (I) Давид молится, чтобы Бог защитил и избавил его от врагов, представляя их очень плохими людьми, злобными варварами и атеистами (ст. 2-8).

(II) Он предвидит и предсказывает гибель своих врагов, за что обещает воздать славу Богу (ст. 9-18). Так как все враги народа Божьего соответствуют этим характеристикам, то, воспевая этот псалом, мы можем прочитать об их участи и предвидеть их гибель.

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.

Стихи 2-8. Вступление к данному псалму знакомит нас с поводом, по которому он был написан. Это был случай, когда Саул послал отряд воинов, чтобы стеречь ночью дом Давида, а впоследствии схватить и убить его. Об этом можно прочитать в 1Цар 19:11. Это было время, когда враждебность к Давиду вновь возросла, и совсем недавно ему удалось спастись от копья Саула. Первые вспышки злобности Саула расстроили, огорчили и напугали Давида, но он в то же время поддерживал общение с Богом, а душевный настрой псалмопевца постоянно побуждал его молиться и славить Бога. Счастлив тот человек, чья связь с небесами не прекращается из-за забот, скор-бей, страхов или спешки (внутренней или внешней), сопутствующих страдающему состоянию. В этих стихах:

I. Давид молится, чтобы Бог освободил его из рук врагов и их жестокие замыслы против него разрушились (ст. 2,3): «Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Ты – Бог, и Ты можешь избавить меня, Боже мой, под чью защиту я отдаю себя. Ты обещал быть моим вседостаточным Богом, и поэтому ради чести и верности Ты избавишь меня. Вознеси меня, чтобы сила и злобность восставших на меня врагов не могли достичь меня и я не боялся их. Вознеси меня, чтобы я оказался в безопасности и покое, чтобы я увидел это и успокоился. Избавь меня и спаси». Он вопиет как погибающий человек, который взирает лишь на Бога, ожидая спасения и избавления. Он молится (ст. 5): «Восстань, чтобы помочь мне, ознакомься с моей ситуацией, посмотри на меня с состраданием и яви силу Свою ради моего избавления». Так же ученики Христа во время бури разбудили Его со словами: «Господи, спаси нас, погибаем». Так же настоятельно должны мы молиться каждый день, чтобы иметь защиту и избавление от духовных врагов, от искушений сатаны и порочности собственных сердец, которые восстают на нашу духовную жизнь.

II. Он умоляет об избавлении. Наш Бог разрешает нам не только молиться, но и просить Его, рассказывать о своих бедах, подкрепляя их аргументами, чтобы не только впечатлить Его, но и воздействовать на себя. Давид так и поступает здесь.

1. Он рассказывает о плохом характере своих врагов. Они – делающие беззаконие, и поэтому не только его враги, но и враги Бога. Они кровожадны, и поэтому не только его враги, но и враги всего человечества. «Господи, не допусти, чтобы делающие беззаконие одолели праведника, кровожадные одержали верх над милостивым».

Читайте также:
Псалом 99: текст на русском языке, для чего читают молитвы, значение и толкование

2. Он говорит об их злобности и нависшей от них опасности (ст. 4). «Их злобность велика, их цель – моя душа, моя жизнь, моя лучшая часть. Они коварны и расчетливы; они подстерегают душу мою, используя любую возможность, чтобы причинить мне зло. Они могущественны, уважаемы и богаты, занимают важное положение в суде и при дворе. Они все в заговоре, объединились в сообщество и собираются на меня, чтобы объединить свои планы и действия. Они очень изобретательны в своих заговорах и усердны в их осуществлении (ст. 5): «Они сбегаются и вооружаются с предельной скоростью и яростью, чтобы причинить мне зло». Он обращает особое внимание на жестокое поведение посланников Саула (ст. 7): «Вечером возвращаются они со своей дневной службы, чтобы творить дела тьмы (которые днем стали бы их стыдом), и воют, как псы, преследующие зайца». Так враги Давида, придя схватить его, подняли вопль против него, как против бунтаря, предателя и человека, не достойного жить. С этими криками они ходили вокруг города, чтобы испортить репутацию Давида и, если удастся, поднять против него толпу, или хотя бы предотвратить гнев, которого вполне обоснованно опасались, так как народ очень любил Давида. Так же поступили преследователи Господа Иисуса, которых сравнивали с псами (Пс 21:17). Они приступили к Нему с криками, иначе им не удалось бы схватить Его, по крайне мере не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Они из-рыгают хулу языком своим (ст. 8), злоба кипит в их сердцах. «В устах их мечи, то есть порицания, наполняющие мое сердце скорбью, и клевета, которая наносит удар и ранит мою репутацию». Они постоянно подбрасывали предложения, которые побуждали Саула достать и заточить меч против него, а как мы знаем, вся вина возлагается на лжесвидетелей. Возможно, меч не появился бы в руках Саула, если бы вначале он не появился в их устах.

3. Он говорит о своей невиновности, но не перед Богом (он никогда не заявлял о своей невиновности перед Ним), а перед своими преследователями. Все, в чем они обвиняли его, было абсолютной ложью; он никогда не делал и не говорил ничего, что могло бы заслужить подобное обращение с их стороны (ст. 4): «Не за преступление мое и не за грех мой, Господи! Ты знаешь, ибо Ты знаешь все». И вновь (ст. 5) – «без вины моей». Обратите внимание:

(1) невиновность благочестивых не сохранит их от злобности нечестивых. Безобидные люди похожи на голубиц, тем не менее из-за Христа люди их ненавидят, словно они ядовиты, как змеи, и так же отвратительны.

(2) Хотя невиновность не сохранит нас от бедствий, в то же время она может быть великой поддержкой и утешением в бедах. Свидетельство нашей совести в том, что мы вели себя хорошо по отношению к своим недоброжелателям, и даст повод возрадоваться в день бедствий.

(3) Если мы осознаем собственную невиновность, то можем со смиренной уверенностью воззвать к Богу и просить, чтобы Он вступился за нас, что Он и сделает в нужное время.

4. Псалмопевец рассказывает, что его враги – люди мирские и неверующие, что они разжигают в себе враждебность против него, пренебрегая Богом (ст. 8) и думая: «Кто услышит?» Не Бог (Пс 9:32; 93:7). Отметьте: не удивительно, что люди, не придающие значения своим словам, считают, что и Бог не придает значение их словам.

III. Давид отдает себя и свою ситуацию в руки Бога и просит рассудить его (ст. 6): «Господи, Ты – Судья, рассуди между мной и моими преследователями». В этом обращении к Господу он смотрит на Него как на Бога сил, который обладает властью вершить суд и имеет в Своем подчинении все творения и ангелов. Он также смотрит на Него как на Бога Израиля, для которого был Царем и Судьей, не сомневаясь, что Он вступится по просьбе правых сердцем израильтян. Когда воины Саула преследовали его, то он обращался к Господу как к Богу всех сил, а когда сталкивался со злобностью тех, кто в духе был чужд Израилю, то обращался к Богу как к Богу Израиля. Он желает (то есть уверен), что Всевышний восстанет посетить все народы, Он безошибочно исследует противоречия и ссоры, возникшие между сынами человеческими. Это будет день посещения (Ис 10:3), и на этот день Давид ссылается со своей торжественной просьбой: «…не пощади ни одного из нечестивых без-законников». Selah – отметьте это.

(1) Если бы Давид считал себя нечестивым беззакон-ником, то не надеялся бы обрести милость, но в отношениях со своими врагами он не был преступником (ст. 4,5): «…не за преступление мое… и поэтому Ты вступишься за меня». В отношениях с Богом Давид тоже не был нечестивым беззаконником, так как хотя он и грешил, но был раскаявшимся грешником и не упорствовал в своих ошибках.

(2) Он знал, что его враги были нечестивыми беззаконниками – сознательными, злобными и ожесточенными в своих преступлениях против Бога и человека. Поэтому псалмопевец просит справедливо наказать их и судить без милости. Пусть не надеется обрести милость тот, кто никогда не был милостив к другим, так как он является нечестивым беззаконником.

Стихи 9-18. В этих стихах Давид, упоминая об угрожающей силе своих врагов, ободряет себя и принимает решение смиренно уповать на Бога и прославлять Его.

Читайте также:
Акафист князю Владимиру - священные тексты мученику для защиты от бед и неудач

I. Он принимает решение уповать на Бога (ст. 10): «Сила — у них, и страх перед силой врагов влечет его к Богу». Или, как написано в других переводах, сила – у Бога, и надежда на эту силу влечет его к Нему. «Поэтому я к Тебе прибегаю, веруя и уповая на Тебя», – говорит Давид. Мы поступаем мудро и исполняем свой долг, если во времена опасности и бедствий уповаем на Бога, ибо Он является нашим Заступником, нашей возвышенностью, на которой мы будем в безопасности. Он надеется (1), что Бог будет милостив к нему (ст. 11): «Бог мой, милующий меня, предварит меня благословениями Своей благости; Он дарует мне Свою милость, охраняет от страха, хранит мои молитвы и относится ко мне лучше, чем я ожидал». Очень хорошо, если в молитве мы взираем на Бога не только как на Бога милости, но и как на Бога милости, проявленной к нам, как на Творца всего хорошего, произведенного в нас, и на Даятеля всех наших благ. Вся милость, присутствующая в Боге, хранится для нас, и в любой момент готова быть передана нам. Псалмопевец справедливо называет милость Бога своей милостью, так как все благословения Нового Завета названы неизменными милостями, обещанными Давиду (Ис 55:3), и они неизменны для всех его потомков.

(2) Что для его преследователей Он будет Богом мщения. Свои ожидания он излагает частично в виде пророчества, а частично в виде прошения, которые объединены, ибо его молитва о том, чтобы все завершилось именно так, приравнивается к пророчеству, что так и будет. В этих стихах Давид предсказывает будущее своих врагов или наблюдателей, которые выискивают возможность причинить ему зло. В его словах мы видим его стремление, а не страсть мщения (ст. 11). Он предвидит,

[1] что Бог подвергнет их презрению, тем более они сами сделали себя посмешищем (ст. 9): «Они думают, что Бог не слышит их и не обращает внимания, но Ты, Господи, посмеешься над ними, над их безрассудством, так как они считают, что насадивший ухо не слышит. Ты посрамишь не только их, но и все языческие народы, живущие без Бога в этом мире». Отметьте, что атеисты и преследователи заслуживают осмеяния (см. Пс 2:4; Прит 1:26; Ис 37:22).

[2] Что Бог сделает их монументами Своей справедливости (ст. 12): «Не умерщвляй их, не допусти, чтобы они были незамедлительно убиты, чтобы не забыл народ мой». Если наказание сразу же будет воспроизведено, то впечатление от него не задержится, а будет скоротечным и скоро иссякнет. Стремительное уничтожение поражает людей в первый момент, но скоро забывается, поэтому псалмопевец молится, чтобы это наказание было длительным: «…расточи их силою Твоею, чтобы они несли с собой знаки Твоего недовольства и в их скитаниях присутствовали наказания, привлекшие внимание людей во всех концах земли». Поэтому, чтобы мщение не было забыто, убийца Каин был не умерщвлен, а приговорен стать изгнанником и скитальцем на земле. Отметьте: когда мы думаем, что суды Божьи над грешниками совершаются медленно, то должны понимать, что, изливая Свой гнев постепенно, Бог имеет мудрые и святые цели. «Поэтому рассей их, чтобы они никогда вновь не смогли объединиться и творить зло, низложи их, Господи, защитник наш!» Если Бог принимает решение защищать Свой народ, как щит, то Он несомненно смирит и унизит всех, кто сражается против них.

[3] Что с ними будут обращаться так, как они того заслуживают (ст. 13): «Слово языка их есть грех уст их (так как каждое произнесенное ими слово содержит в себе грех);

да уловятся они за это в гордости своей – за клятву и за проклятия в адрес других и самих себя (грех, в котором был виновен Саул, 1Цар 14:28,44) и ложь». Отметьте, что в грехах языка в огромной степени присутствует недоброжелательность – больше, чем мы полагаем. Проклятие, ложь, гордая речь являются одними из наихудших грехов языка, и воистину несчастным является человек, с которым Бог обращается так, как он того заслуживает, ибо языком своим они поразят самих себя.

[4] Что в их погибели Бог прославится как Бог и Царь Израиля (ст. 14): «Расточи их во гневе, расточи, то есть пусть суды один за другим обрушиваются на них, пока они полностью не погибнут. Пусть они пребудут в сознании, но их силы постепенно истощаются, чтобы они, подвергаясь страданиям, и их сообщники знали, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли, и сделали из этого вывод». Саул и его приверженцы считали, что вся власть принадлежит им, но были вынуждены признать, что есть Личность выше их – Бог, который владычествует над ними. Основная цель судов Божьих – убедить людей в том, что Господь царствует, что Он исполняет Свою волю, дает закон всем тварям и располагает все к Своей славе. Поэтому самые великие люди находятся под Его контролем, и Бог использует их, как Ему угодно. Бог владычествует над Иаковом, ибо там находится Его судилище, там о Нем знают, и там Его имя возвеличено. Но Он также владычествует до пределов земли, так как все народы проживают на территории Его Царства. Он правит до пределов земли даже теми, кто Его не знает, но правит для Иакова (как, возможно, читают некоторые). При управлении миром Он прежде всего смотрит, чтобы все содействовало для блага Его Церкви, чтобы это правление до пределов земли осуществлялось ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего (Ис 45:4).

Читайте также:
Псалом 8: текст на русском языке, толкование, для чего читают и в чем помогает молитва

[5] Что их грехи будут наказаны (ст. 15, ср.ст.7). Их грех заключался в том, что они охотились за Давидом, сделав его своей добычей; и их наказание будет заключаться в том, что они будут ограничены до такой бедности, что придется охотиться, чтобы добыть пищу и удовлетворить голод, но они упустят добычу, как упустили Давида. Таким образом, они не будут уничтожены сразу, а будут рассеяны (ст. 12) и постепенно их силы истощатся (ст. 14). Тот, кто умирает от голода, умирает медленно, чувствуя, что жизнь покидает его (Плач 4:9). Давид предсказывает, что они будут вынуждены ходить от двери к двери, прося хлеба,

(а) что они будут делать это с огромным сожалением и крайней неохотой. Им будет стыдно просить (что делает наказание мучительнее), и поэтому они будут попрошайничать вечером, когда смеркается, чтобы их не узнали, – в то время, когда другие хищники выходят за добычей (Пс 103:20).

(б) Что, оказавшись в подобной ситуации, из-за негодования они будут очень настойчивы и требовательны в своих жалобах и не смогут даже немного усмирить себя: «…они воют, как псы». Когда они искали Давида, то издаваемые ими звуки были похожи на лай и рычание злых собак. Теперь в поисках пищи они издают звуки, напоминающие голодную воющую собаку. Тот, кто покаялся в своих грехах, оказавшись в беде, скорбит, как голубица, а тот, кто имеет ожесточенное сердце, оказавшись в беде, издает звуки, как собака, как серна в тенетах, исполненных гнева Господа (см. Ос 7:14): «Они не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина».

(в) Что они будут искать сочувствия, но сердца людей к ним настолько ожесточатся, что они будут ходить вокруг города, чтобы найти пищу (ст. 16). В результате своей назойливости они ничего не получат (как написано на полях, «если не насытятся, то будут ожидать всю ночь»), и то, что люди все-таки дадут им, будет сделано не из доброй воли, а для того, чтобы избавиться от них, чтобы своими постоянными приходами они не утомляли.

(г) Что они будут несытыми, и это будет самым страшным бедствием их положения. Это псы, жадные душею, не знающие сытости (Ис 56:11), которые несытые проводят ночи. Довольный человек, даже если он не имеет желаемого, не выражает недовольство, не ропщет на провидение и не раздражается. А тот, чей бог – чрево, не имея возможности наполнить его и удовлетворить свой аппетит, ссорится с Богом и собой. Это не бедность, а недовольство, которое делает человека несчастным.

II. Он собирается прославить Бога за то, что Его провидение дало ему тему для хвалы, а Его благодать сотворила в нем сердце для хвалы (ст. 17,18). Обратите внимание:

1. Он желает прославить Бога (1) за Его силу и милость – обе эти темы должны быть сущностью его песни. Сила без милости пугает, а милость без силы не может дать того, чего человек ожидает от нее. Но Божья сила, благодаря которой Он может помочь нам, и Его милость, благодаря которой Он склонен помочь нам, будут постоянной темой хвалы у всех святых.

(2) За то, что много раз Он был его Защитником и прибежищем в день бедствия. Господь допускает бедствия в жизни Своего народа, чтобы он познал Его силу и милость, проявляющуюся в их защите, и чтобы дать повод прославить Его.

(3) Так как продолжает уповать на Него и полагается на Господа как на свою силу, которая поддержит его и поможет исполнить долг, как на свою защиту, которая не допустит, чтобы зло приблизилось к нему. Бог милости сделает его счастливым и спокойным. Господь, который является всем для нас, безусловно достоин наших наилучших чувств, хвалы и служений.

2. Как он прославит Бога.

(1) Он воспоет. Так как пение является естественным выражением радости, то утверждено подобное постановление для проявления святой радости и благодарности.

(2) Он будет воспевать громко, как человек, на которого слава Бога произвела огромное впечатление, который не стыдится ее и желает, чтобы другие так же восхитились ею. Он воспоет о силе Бога и о Его милости, так как размышления о них более всего другого возносят его чувства.

(3) Он будет воспевать с утра, когда его дух бодр и энергичен. Сострадания Господа обновляются каждое утро, и поэтому очень мудро начинать день с хвалы Ему.

(4) Он будет воспевать Богу (ст. 18), будет восхвалять Его честь и славу, взирая лишь на Него. Так как мы должны направлять молитвы Богу, то и воспевая Господу, должны смотреть в небеса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: