Молитвы Иоанну Богослову – священные тексты и прошения святому о помощи, любви и семейном благополучии

Православные молитвы апостолу и евангелисту Иоанну Богослову (видео)

К святому Иоанну обращаются с молитвами за помощью в самых разных делах, но чаще всего по вопросам, касающимся семейного благополучия. Просят:

— о взаимной любви,
— о семейном счастье и благополучии,
— о сохранении семьи в трудное время,
— о защите от порчи и всякого зла,
— о помощи в учебе,
— об исцелении от болезней (например, от немоты),
— об исполнении желаний.

Тропарь, глас 2*

Апо́столе, Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тны,/ прие́млет тя, припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый./ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щий о́блак язы́ков разгна́ти,// прося́ нам ми́ра и ве́лия ми́лости.

Перевод: Апостол, Христом Богом возлюбленный, поспеши избавить людей беззащитных! Принимает мольбу твою Тот, Кто принял тебя, когда к груди Его ты припал. Моли Его, Богослов, и надвинувшуюся тучу язычества рассеять, прося для нас мира и великой милости.

Об апостоле

Иисус призвал себе в ученики его вместе с братом Иаковом, они также встречаются в Евангелиях как братья Заведеевы (их отец был Заведей). Изначально они были последователями Иоанна Крестителя, но после пошли за Христом и стали свидетелями многих чудес:

  • воскрешение девочки;
  • преображения Господа на Фаворской горе;
  • чудесное умножение хлебов и рыбы для 5000 людей;
  • моление Христа в Гефсиманском саду перед распятием;
  • смерти и воскресения Христа.

Икона Святой Иоанн Богослов

В Евангелиях встречается история, как мать братьев хотела посадить их на престол по правую и левую руку от Иисуса, что свидетельствует о приближении их к Учителю.

Апостолу Иоанну Богослову помимо Евангелия принадлежит и несколько соборных посланий, а также книга Откровение — описание последних дней этого мира и второго пришествия Христа. После дня Пятидесятницы, апостолы начали проповедовать Слово Божье повсеместно, за что их стали казнить. Иоанна богослова вместо этого отправили в ссылку на остров Патмос, где заключенные работали в тяжелых условиях и вытесывали камни.

Другие статьи о святом апостоле Иоанне:

Именно во время заключения на острове Евангелисту Иоанну Богослову начали приходить видения, в которых Господь раскрывал ему дальнейшую судьбу мира — моры, смерти, болезни, пришествие Антихриста, а затем наступление Тысячелетнего Царства. Все это он изложил в книге Откровение.

После возвращения из ссылки он долго был Отцом Церкви и написал три соборных послания ученикам в другие церкви, а после чего умер своей смертью. По преданию, ему тогда было более 100 лет.

Кондак, глас 2*

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто пове́сть?/ То́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко Богосло́в и друг Христо́в.

Перевод: О величии твоем, девственник, кто может рассказать? Ибо ты источаешь чудеса и изливаешь исцеления, и ходатайствуешь о душах наших, как Богослов и друг Христов.

Просьбы к Святому Иоанну Богослову

Иоанн Богослов помогает людям в решении множества вопросов. Основные молитвенные просьбы связаны с благополучием семейной жизни и со здоровьем близких людей. Чудо исполнения просьб даруется лишь искренне верующим и покорным решению Бога. Ниже приведен список основных вопросов, в которых Иоанн Богослов помогает мирянам:

  • Помощь в любви;
  • Укрепление семьи в непростое время;
  • Защита от порчи и любого зла;
  • Помощь учащимся;
  • Исцеление больных;
  • Об изгнании злых духов из тела и сознания.

Молитва апостолу Иоанну Богослову очень действенна. Считается, что именно Иоанн Богослов был самым верным учеником Иисуса Христа, поэтому единственный, кто воочию лицезрел могущество и волю Всевышнего. Поэтому к апостолу обращаются миряне, считая молитву к нему самой сильной.

Мощь молитвы апостолу объясняется божественно праведной жизнью. Его земное бытие было наполнено духовностью, добротой и благостью.

На протяжении всей жизни вел высокоморальный образ жизни и старался заинтересовать духовной жизнью всех людей.

Почти всю свою жизнь Иоанн Богослов посвятил служению Богу и людям, стараясь изменить их языческий образ жизни. Старался вразумить человечество, устремляя их взор к небу, к Всевышнему. Этим он познавал идеи Иисуса Христа, его деяния на земле во имя всего человечества.

Иоанн Богослов – единственный из двенадцати апостолов Христа, который умер своей смертью, прожив долгую, насыщенную и одухотворенную жизнь. Предчувствуя встречу с Создателем, он решил провести остатки дней в качестве отшельника: полностью воздерживаясь от материальных нужд, наполняя каждый день исключительно молитвами Господу.

Молитва 1-я*

О, вели́кий и всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам оставле́ние всех прегреше́ний на́ших, ели́ко согреши́хом от ю́ности на́шея во всем житии́ на́шем де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми на́шими чу́вствы. Во исхо́де же душ на́ших помози́ нам, гре́шным, изба́витися от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м ми́лостивным предста́тельством прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я**

О, вели́кий апо́столе, евангели́сте громогла́сный, Богосло́ве изя́щнейший, тайнови́дче неизрече́нных открове́ний, де́вственниче и возлю́бленный напе́рсниче Христо́в Иоанне! Приими́ нас, гре́шных, прибега́ющих под твое́ си́льное заступле́ние и покрови́тельство. Испроси́ у Всеще́драго Человеколю́бца, Христа́ Бо́га на́шего, И́же пред очесы́ твои́ми кровь Свою́ дража́йшую излия́ за нас, непотре́бных рабо́в Свои́х, да не помяне́т беззако́ний на́ших, но да поми́лует нас и сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й: да да́рует нам здра́вие душе́вное и теле́сное, вся́кое благоде́нствие и изоби́лие, наставля́я нас обраща́ти о́ныя во сла́ву Его́, Творца́, Спаси́теля и Бо́га на́шего. По кончи́не же вре́менныя жи́зни на́шея да избе́гнем мы, святы́й апо́столе, немилосе́рдых истяза́телей, на возду́шных мыта́рствах нас ожида́ющих, но да дости́гнем, тобо́ю води́мии и покрыва́емии, Го́рняго о́наго Иерусали́ма, его́же сла́ву ты в открове́нии узре́л еси́, а ны́не наслажда́ешися о́ныя ра́дости, обе́щанныя избра́нным Бо́жиим. О вели́кий Иоа́нне! сохрани́ вся гра́ды и страны́ христиа́нския и всех, призыва́ющих и́мя твое́, от гла́да, губи́тельства, тру́са и пото́па, огня́, меча́, и наше́ствия иноплеме́нных, и междоусо́бныя бра́ни; изба́ви нас от вся́кия беды́ и напа́сти и моли́твами твои́ми отврати́ от нас пра́ведный гнев Бо́жий и испроси́ нам Его́ милосе́рдие. О вели́кий и непостижи́мый Бо́же! се на умоле́ние Тебе́ предлага́ем свята́го Иоа́нна, его́же Ты сподо́бил еси́ неизрече́нных открове́ний, приими́ о нас хода́тайство, да́руй нам исполне́ние проше́ний на́ших во сла́ву Твою́, па́че же соверши́ нас духо́вным соверше́нством к наслажде́нию жи́зни несконча́емыя в Небе́сных Твои́х оби́телех. О Небе́сный О́тче, созда́вый вся Влады́ко, Всеси́льный Царю́! Косни́ся благода́тию серде́ц на́ших, да, раста́явше, я́ко воск, пролию́тся пред Тобо́ю и бре́нная тварь духо́вна сотвори́тся в честь и сла́ву Твою́, и Сы́на Твоего́, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Личное прошение

О, всехва́льный апо́столе и евангели́сте Иоа́нне Богосло́ве, напе́рсниче Христо́в, те́плый наш засту́пниче и ско́рый в ско́рбех помо́щниче! Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми (имя, содержание прошения), и да́ти оставле́ние всех прегреше́ний мои́х. Во исхо́де же души́ моея́ помози́ ми, гре́шному (имя), изба́вится от возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да твои́м милосе́рдным предста́тельством просла́влю Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки.

Краткое житие

Дни памяти 8/21 мая, 26 сентября/9 октября

Любимый ученик Господа, автор четвертого Евангелия. За глубокую любовь ко Господу и всем людям назван «апостолом любви». Как и все проповедники Евангелия был гоним, претерпел заточение, ссылку и мучения, но остался невредим и почил в возрасте 105 лет в Ефесе.

Молитвы Иоанну Богослову

Именно Бог помогает нам во всех жизненных вопросах и трудностях. К нему обращаются, когда ищут утешения в боли, болеет любимый человек, нужна защита во время путешествий и многих других проблем. Многие Святые также помогают людям решать определенные проблемы, если намерения человека чисты и благородны. В этой статье мы расскажем вам о молитве Иоанну Богослову, с которой вы можете обратиться к этому святому.

  • 13 июля — Собор 12-ти славных и хваленых апостолов
  • 21 мая
  • 9 октября — Отдых

  1. Молитвенное обращение к Иоанну Богослову
  2. Тропарь, глас 2
  3. Ин тропарь, глас 2
  4. Кондак, глас 2
  5. Величание
  6. Молитва первая
  7. Молитва вторая
  8. Просьбы к Святому Иоанну Богослову

Молитвенное обращение к Иоанну Богослову

Иоанн Богослов — представитель 12 апостолов, высоко почитаемых в православной религии. Обращаясь к апостолу Иоанну Богослову, молитву нужно произносить осознанно, не позволяя отвлекаться на мирские заботы, полностью доверившись воле Бога и его святых. Будет очень хорошо, если в доме будет изображение святого лика Иоанна Богослова. Очень часто апостола спрашивают о семейном благополучии и здоровье близких. Молитва помогает разрешить недопонимание в семье, разрешить конфликты между мужем и женой, помогает обрести силы для взаимного уважения, мудрости и любви, которые являются основой семейной жизни, даря спокойствие, мир и согласие всем ее членам.

Тропарь, глас 2

Апостол, возлюбленный Христос Богу, / поспеши избавить невосприимчивых людей, / принять себя, падая, / Иже падша приемлемо упорствовать.

Перевод: Апостол, возлюбленный Христом Богом, спешите на свободу беззащитных людей! Тот, кто приветствовал вас, когда вы упали ему на грудь, приветствует вашу молитву. Молись Ему, Богослов, и прогони надвигающееся облако язычества, прося мира и великой милости для нас.

Ин тропарь, глас 2

Аполлон, Христос, возлюбленный Богом, / ускоряет освобождение невосприимчивых людей, / примет вас, упав, / Izhe padsha su perse приемлемо.

Перевод: Апостол, возлюбленный Христом Богом, спешите на свободу беззащитных людей! Тот, кто приветствовал вас, когда вы упали ему на грудь, приветствует вашу молитву. Молитесь Ему, Богослову, рассеять приближающуюся тьму язычества, прося мира и великой милости для нас.

Кондак, глас 2

Величество девственница, кто должен сказать? / Ищите чудес, изливайте исцеления / и молитесь за наши души, // как Бог и друг Христа.

Перевод: Кто может сказать о твоем величии, девственница? Ибо вы источаете чудеса и изливаете исцеления и ходатайствуете за наши души, как богослов и друг Христов.

Величание

Мы превозносим вас, апостол Христа и евангелист Иоанн Богослов, и за то, что ваши болезни и труды, а также трудились в Евангелии Христа.

Молитва первая

О, великий апостол, громогласный евангелист, милостивый от Бога, таинственно божественных откровений, дева и возлюбленная наперсница Христа Иоанну! Приветствуйте нас, грешников, которые бегут под вашей могущественной защитой и защитой. Я просил самого человечного Христа, Бога нашего, Который еще до того, как ты пролил свою кровь за нас, своих незаменимых слуг; все процветание и изобилие, наставляя нас преобразиться в славу Его, Создателя, Спасителя и нашего Бога, в конце того же времени наша жизнь будет из безжалостных пятен воздуха и воды воды, в которой Вы созрели откровение, но теперь наслаждайтесь бесконечной радостью. О великий Джованни! Сохраните все города христианского мира и всех тех, кто зовет ваше имя, от голода, разрушения, трусости и наводнений, огня и меча, нашего отчуждения и внутренних раздоров; Избавь нас от всех бед и несчастий и своими молитвами удали с нас праведный гнев Божий и попроси у нас Его милости. О великий и непостижимый Бог! Здесь мы предлагаем вам святого Иоанна в мольбе, вы дали ему неповторимые откровения, приняли наш отрывок, даровали нам исполнение наших просьб в вашей славе, хотя бы совершенным для нас с духовно некомпетентным совершенством. О Небесный Отец, сотворивший всего Господа, Всемогущего Царя! Прикоснитесь к благодати наших сердец, чтобы она, растаявшая, как воск, излилась перед вами, и злые творения духа были созданы в вашей чести и славе, а также в вашем сыне и Святом Духе. Аминь.

Молитва вторая

О великий и достойный апостол и евангелист Иоанн Богослов, доверенное лицо Христа, наш горячий заступник и скорая помощь! Молитесь Господу Богу, чтобы он ниспослал нам оставление всех наших грехов, поскольку мы грешили с юности на протяжении всей нашей жизни в наших действиях, словах, мыслях и всех наших чувствах; в исходе наших душ мы поможем нам, грешникам (имена), избавиться от воздушных испытаний и вечных мук, чтобы с Твоим милосердным представлением мы прославляли Отца и Сына и Святого Духа, сейчас и всегда и всегда и когда-либо. Аминь.

Просьбы к Святому Иоанну Богослову

Иоанн Богослов помогает людям решать многие проблемы. Основные молитвенные просьбы связаны с благополучием семейной жизни и здоровьем близких. Чудо исполнения просьб даровано только искренне верующим и послушным Божьему решению. Ниже приводится список основных вопросов, в которых Иоанн Богослов помогает мирянам:

  • Защита от повреждений и всякого вреда;
  • Помощь в любви;
  • Помощь студентам;
  • Об изгнании нечистой силы из тела и разума.
  • Исцеляйте больных;
  • Укрепить семью в трудную минуту;

Очень действенна молитва апостолу Иоанну Богослову. Считается, что Иоанн Богослов был самым верным учеником Иисуса Христа, а значит, единственным, кто лично видел силу и волю Всевышнего. Поэтому миряне обращаются к апостолу, считая молитву ему самой сильной.

Сила молитвы апостолу объясняется божественно праведной жизнью. Его земное существование было наполнено духовностью, добротой и добротой.

Всю свою жизнь он вел высокоморальный образ жизни и старался заинтересовать всех людей духовной жизнью.

Иоанн Богослов почти всю свою жизнь посвятил служению Богу и людям, пытаясь изменить их языческий образ жизни. Он пытался урезонить человечество, устремив взор к небу, к Всевышнему. Из этого он узнал идеи Иисуса Христа, его дела на земле во имя всего человечества.

Иоанн Богослов — единственный из двенадцати апостолов Христа, умерший естественной смертью, прожив долгую, богатую и одухотворенную жизнь. Предчувствуя встречу с Творцом, он решил провести остаток своих дней отшельником: полностью воздерживаясь от материальных нужд, заполняя каждый день исключительно молитвами Господу.

Книга пророка Даниила

Священные книги Ветхого Завета разделяются толкователями на несколько видов, которые включают в себя поэтические, исторические и другие книги. Особое место среди них занимают книги пророческие, которые предсказывают пришествие Христа в первый раз, говорят о втором пришествии и упоминают Апокалипсис. Одна из таких книг — это документ, написанный пророком Даниилом, и считающийся одним из важнейших пророческих текстов.

История написания

В еврейской традиции книга Даниила относится к 35-ой части Танаха и обязательна для изучения в синагоге, поскольку крайне почитается еврейскими историками и священниками. По информации толкователей, документ был написан во VI веке до н.э. при правлении царя Навуходоносора.

  • В то время Ниневия была покорена войсками Вавилона и Мидии в 612 г. до Р. Х. Часть ассирийцев стремилась вернуть власть над своей землей и обратилась за помощью к Египту.
  • Царь Израиля Иосия выступил против египтян и был разбит, потеряв армию. Навуходоносор победил Египет и начал продвигаться вперед, захватывая новые земли. В 605 году он пришел к стенам Иерусалима, захватив множество людей в плен.
  • Особенное внимание было уделено юношам из знатных семей, именно их царь повелел обучить вавилонским традициям и науке, а после привести ко двору.

Читайте также похожие статьи:

С какой целью это было сделано до сих пор точно не известно. Навуходоносор приходил в Иудею еще два раза и в последний свой поход полностью разрушил Иерусалим, сжег храм и захватил весь народ в плен.

Евреи получили возможность вернуться на родину только в 539 году при правлении нового царя Персии Кира, который захватил Вавилон. Уже в 515 г. до Р. Х. иудеи вновь могли поклоняться Иегове в восстановленном храме. Пребывание 70 лет в плену было ранее предсказано другим пророком — Иеремией.

История самого Даниила рассказывается в первых стихах — он был угнан в рабство вместе со всем Израилем и служил при дворе царя. Он получил халдейское образование, но при этом имел крепкую и стойкую веру в Иегову, что помогало ему пережить не только пребывание в чужой стране в рабстве, но и стало причиной его популярности при дворе. Даниил получил от Бога дар толковать сны и этот талант сделал его знаменитым у царя.

Толкование

Книга пророка Даниила включает в себя 14 глав, первые 6, из которых являются описанием исторических событий во время нахождения иудеев в плену (написаны на арамейском языке), а вот главы 7-12 (написаны на иврите) являются пророческими, повествующими о будущей судьбе язычников и о Царстве Божием.

Интересно! Характерной особенностью книги является ее временная точность — Даниил предсказывает момент прихода Христа на землю и начало действия Нового Завета после смерти Спасителя.

Первая историческая часть достаточно точно описывает события, которые происходили при правлении Навуходоносора и его сына Валтасара. Именно в этой части описывается жизнь иудейских мальчиков при дворе царя Вавилона, чудо их спасения из огненной печи, рассказывается о пророчестве для Валтасара и Навуходоносора.

Статьи о пророках Ветхого Завета:

Кроме этого, повествуется и о сне царя, который растолковывает Даниил, описывая 4 могучих империи, которые будут властвовать на земле. В пятой главе Даниил вновь толкует сон Навуходоносора, который напрямую касается его и говорит, что он будет безумен 7 лет, пока не признает, что Иегова есть Единый Бог. В этой же главе описывается, как сон сбылся в точности. Шестая глава описывает чудесное спасение самого автора изо рва со львами и на этом заканчивает историческую часть книги.

Пророческие главы книги Даниила касаются пришествия Иисуса Христа, начала Нового Завета и Царства Божьего, которое прибудет после. В целом эту часть можно разделить на следующие ключевые моменты:

  1. Глава 7 — видение 4 зверей (1-14 ст.) и толкование его (15-28 ст.).
  2. Глава 8 — Израиль во времена язычников, толкование.
  3. Глава 9 — откровение о 70 седьминах, т. е. о точном промежутке времени, через который придет Мессия. В этой же главе изложена молитва пророка и ответ на нее Господа.
  4. В главах 10-12 излагается последнее видение автора, которое показывает положение евреев при 2 и 3 империях (описанных в первой части книге), а также описание последней из 70 седьмин. Некоторые толкователи говорят, что это относится ко времени второго пришествия Христа, некоторые — к Царству Небесному.

Ещё интересные статьи о христианстве:

Таким образом, книга пророка Даниила предсказывает положение Израиля в мире в течение определенного срока (правление разных империй), а также приход Мессии. И вот второе пророчество намного важнее, поскольку говорит о самом важном событии в мире — смерти Иисуса Христа за каждого человека.

Важно! Несмотря на множество различных толкований, каждый человек может убедиться в благости Господа, которая изложена в этом тексте — Он послал Сына Своего Единородного, дабы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную!

Читать Книга Пророка Даниила онлайн

Книга пророка Даниила —входит в состав ветхозаветных пророческих книг Библии. Авторство книги традиционно приписывается пророку Даниилу, который был в детском возрасте уведен в Вавилонский плен. Даниил воспитывался при дворе и вскоре получил придворное звание за то, что ему удалось истолковать сон правителя Вавилонской империи Навуходоносора.

Существует мнение, что пророк Даниил лично встречался с Александром Македонским, который в лице пророка Даниила поклонился Богу Иудейскому. Однако, это ничем не доказано, так как большинство ученых склоняются ко мнению, что пророк жил много раньше завоеваний Македонского.

Книга Пророка Даниила — первая из великих апокалиптических книг Библии.

Книга Даниила читать.

Книга Даниила состоит из 12 глав:

Вопросы авторства.

Согласно традиционным взглядам, пророк Даниил является автором книги, однако это мнение часто оспаривается, ввиду того, что многие библеисты относят написание книги ко времени более позднему, чем время жизни пророка Даниила. Пророк жил в VII – VI вв до н.э. Многие же относят написание книги ко II веку до н. э. и связывают ее написание с событиями восстания Маккавеев. Язык книги филологи характеризуют как «позднепослепленный». Из всех книг Ветхого Завета он более всего близок к языку Паралипоменона. Для языка книги более характерны поздние грамматические формы, что, скорее всего свидетельствует о написании книги после V—IV веков до н. э. Данный факт также свидетельствует не в пользу авторства пророка Даниила.

Многие ученые также развивают мысль о невозможности написания книги пророком Даниилом, опираясь на многочисленные самосвидетельства Даниила о собственной мудрости. Они считают, что пророк не мог настолько восторженно писать о себе. Однако другие библеисты говорят, что Даниил ни в коем случае не восхваляет собственные достоинства. Он считает свою мудрость промыслом Божьим, а не личной заслугой.

Многие исследователи считают книгу Даниила компиляцией произведений многих авторов (как минимум восьми), которые были объединены неизвестным редактором.

Однако в языке книги можно найти немало доказательств и в пользу авторства пророка Даниила. Так книга написана на 2-х языках – еврейском и арамейском. Именно два этих наречия были «в ходу» у евреев периода плена. Ученые находят некоторые сходства в языке еврейского наречия книг Даниила и книг Иезекииля, а также сходство арамейского наречия Даниила и книг Ездры.

В пользу авторства Даниила свидетельствует также наличие в тексте книги вавилонизмов и персизмов. Наличие же греческих слов, к которым апеллируют сторонники теории написания книги во времена завоеваний Македонского, также ничуть не отрицают возможность написания ее во времена Даниила, так как отношения вавилонян и греков начались задолго до времен Александра еще во времена Ассирии.

Книга пророка Даниила толкование.

Пророк Даниил являлся пророком во времена Вавилонского плена. Его тексты имеют Вавилонское происхождение.

В соответствии с этим его книга носит следы вавилонского происхождения: на ней, как на подлинном произведении современника плена, лежит отпечаток данной эпохи. За исключением некоторых моментов, книга описывает реальные исторические события – уведение в плен, жизнь и воспитание еврейских юношей в Вавилоне, сословное разделение в Вавилоне. Пророку удалось в полной мере описать также жизнь и нравы халдейской цивилизации.

Пророк Даниил упоминается в книге Иезекииля как человек, отличающийся своей мудростью.

Общая идея книги Даниила – придет Сын Человеческий и наступит Царство Божье, и не будет больше язычников. Царство Божье должно, по мнению пророка, наступить после падения четырех Царств. Правители язычники являются всего лишь марионетками в руках Бога, которые свершают волю Его. Даже при обращении к иудейскому Богу, они не смогут стать владыками мира. Власть над миром рано или поздно будет в руках народа Израилевого. После падения последнего из четырех царств воцарится царство вечное, главой которого станет Мессия – Сын Человеческий.

Целью написания книги также считается личная попытка пророка показать образец благочестия и способ праведной жизни в условиях вавилонского плена. Автор неоднократно подчеркивает идею, что языческие народы не находятся в отношениях с Богом, а всего лишь являются орудием изъявления Божьей воли – необходимым, но временным.

Книга Пророка Даниила имеет огромное историческое значение. Это своеобразный «мостик» между Старым и Новым Заветом.

Композиция книги Даниила.

Книга пророка Даниила разделяется на две части:

  • Главы 1 – 6 – историческая часть;
  • Главы 7 – 12 – пророческая часть.

В первой части дается описание личности и жизни пророка Даниила, описываются современные ему события.

Во второй части пророк излагает свои видения о судьбе богоизбранного народа и языческих царств.

Видения Давида:

Глава 7. О четырех животных, символически означающих четыре царства.

Глава 8. Об овне и козле – символы мидо-персидского и греческого царств.

Глава 9. О семидесяти седьминах.

Глава 10 — 12. О грядущем богоизбранного народа и языческих царств.

Литературные особенности.

Будучи апокалиптическим писанием, книга Пророка Даниила отличается:

  • Аллегоричностью,
  • Символичностью,
  • Обращением к судьбе народа в перспективе реализации плана Божьего.
  • Таинственность стиля, как способ отражение таинственности будущего.
  • Прозаичность языка.
  • Двуязычие.

Краткое содержание книги пророка Давида.

Глава 1. История пророка Даниила. О том, как Даниил попал в Вавилон. О преданности Даниила Богу. Жизнь Даниила во дворце Навуходоносора.

Глава 2. Таинственный сон Навуходоносора и его толкование Даниилом. Возвышение Даниила.

Глава 3. Сооружение истукана Навуходоносора. Обвинения против иудеев. Манифест Навуходоносора.

Глава 4. Второй сон Навуходоносора и его толкование. Исполнение предсказанного. Выздоровление и восстановление правителя на троне.

Глава 5. Пир Валтасара.

Глава 6. Отношения пророка Даниила и царя Дария.

Глава 7. Видении Даниила о четырех зверях и его толкование.

Глава 8. Видение овна и козла и его толкование пророком.

Глава 9. Видение о семидесяти «седьминах» и его толкование.

Глава 10 — 12. Пророческие видения о грядущем богоизбранного народа.

Читать книгу пророка Даниила с иллюстрациями можно на нашем сайте.

Даниил 1 глава

I. Личная история Даниила (глава 1)

А. Даниил попадает в Вавилон (1:1-7)

Дан. 1:1-2а. Первые два стиха Книги Пророка Даниила проясняют для нас обстоятельства пленения пророка: когда и как был он отведен в Вавилон. Книга открывается описанием событий, начавшихся в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского. Но дата, приводимая Даниилом, как будто бы противоречит сказанному в книге пророка Иеремии, что первый год (правления) Навуходоносора соответствовал четвертому году царствования Иоакима (Иер. 25:1). Существует, по меньшей мере, два объяснения кажущегося противоречия.

Первое. Между еврейским и вавилонским календарными системами исчисления имелось различие. Еврейский новый год начинался в месяце Тишри (сентябрь-октябрь), тогда как вавилонский — весной, в месяце Нисан (март-апрель). И согласно вавилонскому календарю год, когда Навуходоносор осадил Иерусалим, действительно был четвертым годом правления Иоакима. Тот же год по-еврейски был третьим годом его правления. Почему таким образом не предположить, что Даниил, будучи евреем, предпочел хорошо ему знакомую еврейскую систему отсчета?

При втором объяснении исходят из вавилонского метода датирования каждого из царствований. Вот он: та часть царствования, которая предшествовала началу нового года в месяце Нисане, точнее, та часть года, в который совершилось вступление на престол, приравнивалась первому году царствования, из скольких месяцев ни состоял бы такой «укороченный год». Если предположить, что Иеремия следовал этому методу «датирования», то и получится, что год вступления Иоакима на царствование он считал первым годом его правления (даже если этот «год» состоял из нескольких месяцев).

А если при этом Даниил исходил из иудейского метода датирования царствований («отбрасывавшего» первые месяцы правления нового царя, которые предшествовали новому году), то принимал в расчет лишь три полных года правления Иоакима. Таким образом речь у обоих пророков, по всей вероятности, идет о 605 годе до Р. Х.

Даниил говорит о Навуходоносоре (чье имя означает «Набу защитил наследие мое») как о царе вавилонском. Между тем, в 605 году в Вавилоне царствовал его отец — Набополассар. О смерти его Навуходоносор получил известие, будучи на войне, и поспешил в Вавилон, чтобы занять трон отца (об этом во Вступлении, в разделе «Историческая обстановка»). Создавая свою книгу позднее, Даниил называет Навуходоносора «царем», исходя из того, что вскоре ему предстояло стать им.

Навуходоносор осадил Иерусалим в царствование Иоакима, 17-го царя Иудейского и старшего сына царя Иосии (сравните 2Пар. 36:2 с 2Пар. 36:5). Младший брат Иоакима — Иоахаз был посажен на трон Иудеи после того, как в 609 году их отец Иосия получил смертельное ранение в битве с фараоном Нехао. (таблицу «Пять последних царей Иудеи», в толкованиях на 4Цар. 23:31-35.) Но Нехао низложил Иоахаза и, вместо него, посадил на трон Иоакима (2Пар. 36:3-4).

Пророк Иеремия предупреждал Иоакима об угрозе вавилонского вторжения в Иудею. И наставления пророка народу Божиему, чтобы не оказывал халдеям сопротивления, но подчинился им, не прошли мимо ушей царя. Так что когда Навуходоносор осадил город, то сколько-нибудь значительного сопротивления ему со стороны иерусалимлян не было; царь Иоаким был взят халдеями в плен и отведен в Вавилон. Так Иудея попала в вассальную зависимость от Навуходоносора.

От этого вторжения Навуходоносора в иудейскую столицу ведут отсчет важного, с точки зрения пророчеств, периода времени — так называемого времени язычников (Лук. 21:24). Оно соответствует протяженному историческому периоду, в который земля, данная Богом завета Аврааму и его потомкам, остается во владении языческих сил (Другими словами, народов, враждебных Богу завета), а трон Давидов остается незанятым кем-либо из праведных наследников царя Давида. «Время язычников», начавшееся в 605 г. до Р. Х. (со вторжения в Иерусалим войска Навуходоносора), продлится до возвращения Мессии. Тогда Иисус Христос подчинит Себе народы, освободит землю Израиля от язычников, которым она не принадлежит, и приведет народ Израиля в Тысячелетнее царство, где его ожидают благословения, обещанные ему по завету.

Бог заключил завет с Израилем на земле Моава (Втор. 28-30) перед тем, как Его народ вошел в землю обетованную (Втор. 29:1). В этом завете был сформулирован принцип взаимоотношений Бога с Его народом: повиновение Ему повлечет за собой благословения свыше (Втор. 28:1-14), а неповиновение — наказания, кары (Втор. 28:15-68).

Назначением последних, подчеркивал Бог, будет воспитание народа, исправление тех, кто станут уклоняться с путей, открытых им в законе Моисеевом, — так, чтобы в конечном счете народ, избранный Богом, сделался приемлемым для благословений свыше. Завершающей мерой в ряду наказаний, предусмотренных Богом и направленных на очищение и совершенствование Его народа, должно было стать сокрушительное поражение его силами язычников, изгнание его из земли обетованной и рассеяние между другими народами (Втор. 28:49-68).

Моисей предупреждал народ Божий, что от кар небесных он не будет избавлен до тех пор, пока не отречется от грехов своих и не обратится всем сердцем к Господу, чтобы подчиниться наконец Его требованиям (Втор. 30:1-10). Проследим, как осуществлялось это на протяжении древней истории евреев. Как известно, большая часть обитателей Северного царства (Израиля) была уведена в плен ассирийцами (в 722 г. до Р. Х.).

Время от времени (отнюдь не последовательно, не постоянно) в Южном царстве (в Иудее), памятуя о судьбе Израиля, следовали предостережениям, увещаниям пророков и обращались к Богу. По причине периодов покаяния и послушания в правления ее благочестивых царей, Иудея «продержалась» как государство еще более столетия.

Но чаще и в Южном царстве завет с Богом игнорировали, в частности, нарушали субботние дни и годы (Иер. 34:12-22), безудержно предавались идолопоклонству (Иер. 7:30-31). Не удивительно, что в согласии с записанным во Втор. 28 суду подверглась и Иудея. Орудием Своего «дисциплинарного воздействия» Бог избрал Навуходоносора (Иер. 27:6; Авв. 1:6).

Дан. 1:2б-4. По религиозным представлениям древних, побеждая своих врагов, они побеждали их богов, ибо национальное могущество каждого народа отождествлялось с таковым его национального божества, или божеств (4Цар. 18:33-35). Отсюда непременной частью военных трофеев тех же ассирийских и вавилонских завоевателей были статуи местных богов, которых они подносили в дар своим божествам — «победителям».

Поскольку изображения Иеговы в иерусалимском храме не было, Навуходоносор отправил в землю Сеннаар (древнееврейское название всей вавилонской территории; Быт. 10:10; 11:2; 14:1; Ис. 11:11; Зах. 5:11) священные сосуды из дома Божня, которые были внесены в сокровищницу главного халдейского бога Бала, или Мардуха (сравните с 2Пар. 36:7; толкование на Дан. 4:5).

В стихах 3-4 читаем, что по воле царя в Вавилон были отправлены «отроки» из знатных родов (царского и княжеского). (Заметим, что Иосиф Флавий считал Даниила родственником царя Седекии.) Это было обычной практикой вавилонских, а прежде — ассирийских государей, и делалось с целью соответствующего воспитания при дворе царя-завоевателя юных аристократов из покоренных народов; подробнее об этом рассказано во Вступлении к толкованиям на Книгу Пророка Даниила.

Очевидно, под «евнухами», начальником которых был Асфеназ, понимаются не евнухи в буквальном смысле слова, а высокопоставленные чиновники царского двора (сравните с 3Цар. 22:9; 4Цар. 25:19; Ис. 39:7).

Дан. 1:5. То, о чем Даниилом вкратце сказано как о «научении книгам и языку Халдейскому» (стих 4), на сегодня подробно известно из открытых археологами письменных памятников тех времен. Программа обучения малолетних пленников включала в себя множество предметов, в том числе языки, историю, право, «боговедение» (сведения о различных богах), астрологию, астрономию, математику, агрокультуру.

Дан. 1:6-7 Количестве иудеев, уведенных халдеями в плен в 605 г. до Р. Х., не говорится, и лишь четверо из них названы по имени — в связи, очевидно, с той значительной ролью, которую им предстояло играть в Вавилоне. Хотя значение этих имен не всегда толкуется однозначно, есть основания полагать, что в каждом из них имело отзвук почитание Ягве. Но поскольку Даниилу и его друзьям предстояло сделаться высокими должностными лицами при вавилонском дворе, имена их были заменены на вавилонские. Каждое из новых имен имело в своем «составе» название одного из главных халдейских божеств.

Так, в имени Валтасар — это Бал, или Бел (оно означает «Бал, защищай его жизнь»); в именах Седрах и Мисах «прочитывается» название бога Аку, а в имени Авденаго — бога Нево; все они содержат в себе те или иные понятия, связанные с указанными богами. Смысл этих переименований заключался, конечно, и в том, чтобы «свидетельствовать» и напоминать о недавней победе халдейских богов над иудеями и их Богом (толкование на стих 26).

Б. Преданность Даниила Богу (1:8-16)

1. РЕШЕНИЕ ДАНИИЛА (1:8)

Дан. 1:8. Предлагать почетным пленникам яства и питие со своего стола было в обычае восточных царей. Но в глазах благочестивого иудея, каким был Даниил, яства эти были нечисты — уже потому, что приготовлены были язычниками, и, конечно, по «составу» своему и способу изготовления они не соответствовали законам о пище, оставленным Моисеем. Несомненно и то, что прежде чем попасть на царский стол, «яства» предлагались языческим богам.

Принять такую пищу значило бы нарушить то, что записано в Исх. 34:15. Что касается вина, то и тут возникали схожие «проблемы». Воздерживаясь от крепких напитков, употребление которых в Ветхом Завете осуждалось (к примеру, Прит. 20:1; Ис. 5:11), евреи обычно разбавляли вино водой, иногда в больших пропорциях (от 1 части к 3 до 1 к 6 и даже к 10). Вавилоняне этого не делали. Отсюда ясно, что потребление как пиши, так и вина со стола Навуходоносора осквернило бы еврейских юношей ритуально.

Но поскольку Даниил был полон решимости делать лишь то, что угодно Богу, то и положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином. В чужой земле, в условиях чуждой ему культуры, он намерен был твердо держаться закона своего Бога. Потому и обратился с просьбой к начальнику евнухов.

2. ПРОСЬБА ДАНИИЛА УДОВЛЕТВОРЕНА (1:9-14)

Дан. 1:9-10. Реакция на нее Асфеназа (несмотря на то, что Бог даровал Даниилу его благорасположение понятна: ведь он лично был ответственен перед Навуходоносором за физическое и духовное благополучие юных иудейских аристократов, в которых царь был заинтересован. Заметим, что Иосиф Флавий присовокупляет к этому библейскому рассказу замечание, что Даниил просил Асфеназа брать их пищу себе, а им присылать лишь овощи и фрукты.

Дан. 1:11-14. Нерешительность (боязнь) Асфеназа побуждает Даниила обратиться к их «непосредственному начальнику» Амелсару (собственно, это не имя, а название его должности — «виночерпий») — с просьбой «сделать над ними опыт»: в течение десяти дней кормить их лишь растительной пищей, а поить водой. Можно только предполагать, почему Амелсар оказался смелее Асфеназа: возможно, потому, что непосредственной ответственности перед царем за знатных пленников не нес, а, может, потому, что за столь короткий срок, как «десять дней», они едва ли могли заметно «похудеть» в результате предложенного Даниилом «опыта».

И все-таки вряд ли Амелсар решился бы удовлетворить просьбу Даниила на свой страх и риск. Скорее всего он получил разрешение на это «начальника евнухов», что говорит о психологическом в этом случае воздействии Бога на халдейских сановников — в интересах тех, кто исполнены были желания повиноваться Ему, т. е. Даниила и его друзей.

3. БЛАГОЙ РЕЗУЛЬТАТ (1:15-16)

Дан. 1:15-16. Когда по истечении десяти дней оказалось, что лицом и телом еврейские юноши выглядят лучше других пленников, питавшихся царскими яствами, то Амелсар без колебаний уже стал заменять им кушанье и вино с царского стола «овощной диетой» (кстати, соответствующее еврейское слово, по-видимому, подразумевает, что в состав ее входила и пища, приготовленная из зерна).

В. Назначение Даниила на царскую службу (1:17-21)

Дан. 1:17. Здесь подчеркивается та мысль, что высокого развития интеллекта и того, что зовется мудростью, Даниил и трое его друзей достигли не столько благодаря разностороннему халдейскому образованию (толкование на стих 4), сколько по Божией благодати. Явившим искренность и твердость в благочестии Бог даровал многое знание и высокую ученость. А Даниилу — и редкую способность разуметь всякие видения и сны.

Тут надо заметить, что людям всегда было свойственно желание «проникнуть в будущее», пользуясь теми или иными средствами, в частности, через отгадывание снов. В принципе гадания, волшебство, чародейства всякого рода Израилю были запрещены (Втор. 18:9-13), хотя толкование снов (по воле Божией!) известно из еврейского Священного Писания (Быт. 40-41). В языческой среде, в том числе в Вавилоне, практика чародейства, ворожбы и гаданий, напротив, была весьма распространена.

Дан. 1:18-21. По окончании тех дней — подразумевается трех лет, отведенных на «воспитание» иудейских «отроков» (стих 5). Итак, по истечении этого времени начальник евнухов представил Навуходоносору своих четырех воспитанников, и царь, после беседы с ними пришел к выводу, что равных или подобных им по уму и образованности нет в Халдее. И стали они служить пред царем.

В стихе 20 говорится о несоизмеримом превосходстве юношей над всеми тайноведцами и волхвами Халдейского царства. Тут необходимо пояснение, что под таковыми, как и под упоминаемыми в дальнейшем гадателями, чародеями (к примеру, 2:2) и т. п., понимались носители и «стражи» древних оккультных знаний, практиковавшие в той или иной форме (и посредством различных приемов) контакты с силами мира иного. В Библии их порой называют хранителями тайной мудрости (обычно ими были представители жреческого сословия).

Как бы ни назывались они на страницах Книги Пророка Даниила, «строгой разграниченности» между тем, что делали они, призывая себе на помощь духов, не было. Вероятно, поэтому Даниил, говоря о них, неоднократно называет их общим термином «мудрецы» (2:12-14,18,24,48; 4:6; 5:7-8,15). Заметим, впрочем, что под «тайноведцами» понимались, как полагают, знатоки священной халдейской письменности, с помощью которой сновидения толковались в религиозном смысле, а также заклинатели злых духов. Гадатели (они же — волхвы; сравните 1:20) изъясняли разного рода видения и предсказания. Чародеями назывались колдуны, действовавшие через наведение чар и употреблявшие для этого кровь жертвенных животных.

Нельзя не сказать следующее: то обстоятельство, что Даниилу Бог дал способность «угадывать» и толковать видения и сны (1:17), означало, что именно через него угодно было Господу ставить в известность Навуходоносора (на протяжении долгого правления этого вавилонского монарха) о будущих событиях и объяснять ему их значение. Это в каком-то смысле сравнимо с миссией Израиля в будущем Тысячелетнем царстве (Зах. 8:21-23), к исполнению которой Бог готовил его от начала. Ибо отделил его от других народов как «царство священников» (Исх. 19:6).

В качестве такового (синоним этого термина — «царственное священство») Израилю должно было стать светом для народов (Ис. 42:6; 49:6), проводником Божиих откровений остальному миру, не знавшему истинного Бога. Светильником, неугасимо горевшим в скинии (храме), евреям постоянно об этом напоминалось. Что же касается Даниила, то в процессе своего служения при царе вавилонском он, применительно к нему, исполнял эту функцию — как представитель Бога в среде язычников. Служение Даниила в Вавилоне продолжалось до поражения этой империи персидским царем Киром — в 539 году до Р. Х. История этого служения не может не напомнить о словах Господа: «Я прославлю прославляющих Меня» (1Цар. 2:30).

толкование Далласской семинарии на книгу пророка Даниила, 1 глава

Толкование Библии, Книга Пророка Даниила

Ветхий Завет

Книга Пророка Даниила
  • Книга Бытие
  • Книга Исход
  • Книга Левит
  • Книга Числа
  • Книга Второзаконие
  • Книга Иисус Навин
  • Книга Судей
  • Книга Руфь
  • 1-я Книга Царств
  • 2-я Книга Царств
  • 3-я Книга Царств
  • 4-я Книга Царств
  • 1 Книга Паралипоменон
  • 2 Книга Паралипоменон
  • Книга Ездры
  • Книга Неемии
  • Книга Есфирь
  • Книга Иова
  • Псалтырь
  • Книга Притчи Соломона
  • Книга Екклесиаст
  • Книга Песня Песней
  • Книга Пророка Исаии
  • Книга Пророка Иеремии
  • Книга Плач Иеремии
  • Книга Пророка Иезекииля
  • Книга Пророка Даниила
  • Книга Пророка Осии
  • Книга Пророка Иоиля
  • Книга Пророка Амоса
  • Книга Пророка Авдия
  • Книга Пророка Ионы
  • Книга Пророка Михея
  • Книга Пророка Наума
  • Книга Пророка Аввакума
  • Книга Пророка Софонии
  • Книга Пророка Аггея
  • Книга Пророка Захарии
  • Книга Пророка Малахии

Книга пророка Даниила.

Введение.

Автор.

Автором книги был Даниил, который также является одним из главных действующих лиц в книге. Сведений о Данииле и о его происхождении имеется не много. По свидетельству его современника Иезекииля он был известен своей праведностью (Иез. 14:14,20) и мудростью (Иез. 28:3). В указанных стихах Иезекииль упоминает о Данииле наряду с Ноем и Иовом. Даниил был знатного происхождения (Дан. 1:3,6), привлекателен внешне и умен (1:4).

Из текста книги следует, что на третьем году царствования Кира персидского, т. е. в 536 г. до Р. Х., Даниил был еще жив (10:1). Из 1:4 мы узнаем, что он был одним из “отроков”, которые по приказу Навуходоносора были приведены в Вавилон, в третий год царствования иудейского царя Иоакима (1:1). Если предположить, что тогда, в 605 году до Р. Х., Даниилу было 16 лет, то на третьем году правления Кира ему было 85.

Из содержания книги следует, что написана она была Даниилом в 6 веке до Р. Х. Книга Пророка Даниила является первой из великих апокалиптических книг Библии. Греческое слово апокалипсис означает “раскрытие”, или “откровение”. И хотя откровением, исходящим от Бога, является все Священное Писание, некоторые части его уникальны как по форме содержащихся в них откровений, так и по способам их передачи людям.

Вот несколько особенностей, которыми характеризуются апокалиптические писания. Во-первых, в них широко использовались символы и аллегории. Во-вторых, для них характерно обращение к судьбам еврейского народа, которые “раскрываются” в свете Божьего плана на будущее. Таинственность этого будущего отражается в самом характере повествования, изобилующем символами и аллегориями. А объясняется это тем, что откровения, дававшиеся апокалиптикам, часто относились к “веку иному”, который откроется вторым пришествием Мессии.

А это значит “пришествием” Царства Божия. В этих откровениях присутствуют таким образом реалии мира иного, с трудом поддающиеся выражению на языке нашего мира. Заметим, однако, что в толковании апокалиптических видений, символов и знамений читатель редко предоставляется лишь собственной изобретательности, чтобы “докопаться до истины”. Часто Писание толкует само себя. Но для того, чтобы это толкование понять, читающим необходимо тщательно изучать контексты и сопоставлять параллельные места в Библии.

Третья особенность апокалиптических писаний: они составлены большей частью на языке прозы (в отличие от пророческих писаний, для которых характерен поэтический язык). Помимо Книги Пророка Даниила и книги Откровения, апокалиптические писания содержатся в книгах Иезекииля и Захарии (Иез. 37-48; Зах. 1:7 – 7:8). Имеется, кроме того, немало апокалиптических книг, не вошедших в библейский канон и относящихся к апокрифам.

Книга пророка Даниила необычна тем, что написана не на одном, а на двух языках: 1:1 – 2:4а и главы 8-12 составлены на еврейском языке, а 2:4б-7:28 – на арамейском, который был распространенным языком тогдашнего языческого мира. Хотя Книга Пророка Даниила представляет собой единое литературное произведение, в ней видны два главных смысловых акцента.

Один соответствует Божьему плану для языческих народов (2:4б-7:28). Представляется естественным, что пророчество относительно них записано было на понятном им языке. Другой главный акцент Книги Пророка делается на судьбах народа израильского. Эта тема раскрывается в 1:1 – 2:4а и в главах 8-12. И эти открывки Даниил написал на еврейском языке.

Обе эти части, несмотря на разное их содержание, объединены важной общей идеей, или точнее, учением о вселенском Царстве Божием и о Сыне Человеческом, которые восторжествуют над язычеством во всех его проявлениях. Будущее всемирное Царство не может остаться во власти язычников. Управляя народами земли, Бог ведет их к исполнению Своей воли.

Нет сомнения в том, что именно из Книги Пророка Даниила Христос использует наименование Сын Человеческий, которое применяет к Себе, подтверждая тем мессианский богодухновенный характер содержащегося в ней учения. Дело в том, что образ Сына Человеческого, “возникающий” в 7-ой главе книги, – это образ существа лишь по виду человеческого, но происхождение его явно небесное.

Образ Того, Кто является великим вершителем замыслов Божиих, чтобы посредством Него осуществить суд над Своими врагами и привести Царство Божие на преображенную землю. Нельзя не сказать, что, начиная с 6-го века до Р. Х., апокалиптический смысл выражения “Сын Человеческий” все более укоренялся в еврейском религиозном сознании.

Историческая обстановка.

Ниневия, столица Ассирии, пала под ударами объединенных сил Вавилона и Мидии в 612 г. до Р. Х. Часть ассирийцев, которых возглавил Ассурубалит, бежала на запад, в Харран, и оттуда провозгласила свое владычество над всей Ассирией. Но в 611 году Набополассар, царь вавилонский, двинул свои войска против ассирийцев, засевших в Харране. И в следующем году (610-ом), в союзе с мидийцами, напал на Харран. Ассирийцы бежали дальше на запад, за реку Евфрат. Харран сдался халдеям. В 609 году до Р. Х. ассирийцы обратились за помощью к Египту, и фараон Нехао I ответил им согласием.

В те дни иудейский царь Иосия, в надежде снискать благодарность халдеев, сделал попытку помешать египтянам соединиться с ассирийской армией, для чего вышел навстречу египетскому войску у Мегиддо. Однако не только потерпел поражение, но и сам был смертельно ранен в битве с египтянами (4-Цар. 23:28-30; 2-Пар. 35:24). Объединив свои силы, фараон и ассирийцы сразились с халдеями у Харрана, но были ими разбиты.

По-видимому, в это время Ассирия сходит с исторической сцены, что же до Египта и Вавилона, то конфликт между ними продолжался. Оба войска встретились у Кархемиса в 605 г. до Р. Х.; вавилонскую армию возглавлял Навуходоносор. Египтяне потерпели поражение, и в мае-июне того года Кархемис был вавилонянами разрушен.

Преследуя отступавших египтян, Навуходоносор продвигался на юг, захватывая все новые земли, вплоть до сирийской границы, и приближаясь к Палестине. Но получив в этом военном походе известие о смерти своего отца Набополассара, он возвратился в Вавилон, чтобы возложить на себя царскую корону; это было в августе 605 года до Р. Х.

Затем, однако, Навуходоносор вернулся в Палестину и в сентябре 605 года подошел под стены Иерусалима. Тогда-то Даниил и другие “отроки” из аристократических семей и были отведены в Вавилон в качестве пленников. Может быть, Навуходоносор взял их как заложников, чтобы удержать народ Иудеи от мятежа. А, может быть, царь имел иные планы в отношении знатных иудейских юношей: к примеру, воспитать из них “своих людей”, которые в случае перехода Иудеи на вассальное положение заняли бы там высокие административные посты. Возвратившись в Вавилон, Навуходоносор царствовал там 43 года (605-562 гг.до Р. Х.).

Во второй раз Навуходоносор пришел в Иудею в 597 году, узнав о мятежном поведении царя Иехонии. Иерусалим был взят халдеями, которые в этот раз увели в Вавилон 10 тысяч пленников; среди них был и пророк Иезекииль (Иез. 1:1-3; 4-Цар. 24:8-20; 2-Пар. 36:6-10). А в третий раз Навуходоносор возвратился в Иудею в 588 г. до Р. Х. После долгой осады Иерусалима город пал и был разрушен, а храм сожжен; это было в 586 году. Большая часть иудеев, тех, что не были при этом убиты, были отведены в Вавилон (4-Цар. 25:1-7; Иер. 34:1-7; 52:2-11).

Возвращение иудеев в свою землю сделалось возможным лишь в 539 году, когда персидский царь Кир нанес Вавилону поражение и основал новую империю – Мидо-Персидскую. Поскольку возвращать покоренные и “перемещенные” халдеями народы в их земли было политикой Кира, он в 538 году издал указ, дававший евреям право при желании вернуться в Иерусалим (2-Пар. 36:22-23; Езд. 1:1-4). Около 50 тысяч иудеев, воспользовавшись этим правом, пришли в свою страну и приступили к восстановлению храма. Об этом молился Даниил (Дан. 9:4-19). Строительство храма было завершено в 515 г. до Р. Х. (Езд. 6:15).

От первой успешной войны халдеев против Иерусалима (605 г. до Р. Х.) до возвращения иудеев домой и закладки ими фундамента храма (536 г. до Р. Х.) прошло почти 70 лет. Тому же примерно числу соответствовал промежуток времени между разрушением храма (586 год) и его восстановлением (515 год). Таким образом практически буквально исполнилось пророчество Иеремии о 70-летнем пребывании евреев в вавилонском изгнании (Иер. 25:11-12).

Цель написания.

Можно выделить следующие цели: 1. Личная преданность Даниила Богу, его твердость в благочестии даже в условиях плена (глава 1) должны были явить иудейским изгнанникам образец жизни, какой следовало жить и им в сообществе язычников.

2. В книге подчеркивается власть Бога и над языческими народами, показано, как Он, следуя своей цели, учреждает и разрушает империи, утверждает и низлагает царей. Эту великую истину понял и Навуходоносор (4:34).

3. Из книги видно, что Бог хранит верность народу, с которым связал Себя узами завета, защищая и оберегая его даже тогда, когда за свое непослушание он подвергается наказанию. Бог терпелив по отношению к тем, для кого в конечном счете уготованы Его благословения.

4. Книга написана и для того, чтобы наглядно показать читающим так называемый “пророческий период” в истории, известный как “времена язычников” (Лук. 21:24). Даниил прослеживает течение истории языческих народов в этот протяженный период, когда Израиль подвергался (и подвергается!) “дисциплинарным воздействиям” посредством этих народов. Завершение Божьего плана в отношении народов произойдет в период великой скорби.

5. Книга Пророка Даниила также свидетельствует о будущем избавлении Израиля и о благословениях, ожидающих его в Тысячелетнем царстве. Как и обещал Бог Аврааму, земля обетованная будет тогда принадлежать его потомкам. Пройдя через страдания по причине своего непослушания Богу, народ будет приведен к покаянию; исповедав веру в своего Господа, он будет восстановлен Им.

Книга Пророка Даниила имеет большое историческое значение. Ею как бы перебрасывается “мостик” между историческими книгами еврейской Библии и книгами Нового Завета. В ней записан ряд событий израильской истории в период 70-летнего вавилонского плена, которые в Писаниях нигде больше не зафиксированы (если не считать некоторых отрывочных сведений о них в книге Иезекииля).

Обращает на себя внимание то, что некоторые пророчества Книги Пророка Даниила, посвященные языческим народам, имеют свои параллели в книге Захарии. Однако их раскрытие и конечное освещение мы находим в книге Откровение. И без Книги Пророка Даниила невозможно было бы понять то, что открыто было Богом в книге Откровение.

План книги:

I. Личная история Даниила (глава 1)

А. Даниил попадает в Вавилон (1:1-7)

Б. Преданность Даниила Богу (1:8-16)

1. Решение Даниила (1:8)

2. Просьба Даниила удовлетворена (1:9-14)

3. Благой результат (1:15-16)

В. Назначение Даниила на царскую службу (1:17-21)

II. Язычники в пророческий период истории, во “времена язычников” (главы 2-7)

А. Сон Навуходоносора (глава 2)

1. Таинственный сон (2:1-16)

2. Тайна сна открывается Даниилу (2:17-23)

3. Даниил объясняет значение сна царю (2:24-45)

4. И “возвысил царь Даниила” (2:45б-49)

Б. Об истукане Навуходоносора (глава 3)

1. Сооружение истукана (3:1-7)

2. Обвинение против иудеев (3:8-12)

3. Подвергшиеся обвинению не поколебались в вере (3:13-18)

4. Избавление Даниила и его друзей Богом (3:19-30)

5. Манифест Навуходоносора (3:31-33)

В. Второй сон Навуходоносора (глава 4)

1. Видение дерева (4:1-15)

2. Толкование видения (4:16-24)

3. Исполнение видения (4:25-30)

4. Выздоровление царя и восстановление его на троне (4:31-34)

Г. Пир Валтасара (глава 5)

1. Описание пира (5:1-4)

2. Откровение царю (5:5-12)

3. Валтасар обращается к Даниилу (5:13-16)

4. Ответ Даниила (5:17-28)

5. Осуществление откровения (5:29-31)

Д. Указ Дария (глава 6)

1. Выдвижение Даниила (6:1-3)

2. Заговор князей и сатрапов (6:4-9)

3. Молитва Даниила (6:10-11)

4. Донос на Даниила и попытка обречь его смерти (6:12-18)

5. Бог сохранил Даниила (6:19-24)

6. Повеление царя (6:25-28)

Е. Видение четырех зверей (глава 7)

2. Толкование (7:15-28)

III. Израиль в пророческий период истории, во “времена язычников” (главы 8-12)

А. Видение овна и козла (глава 8)

2. Толкование (8:15-27)

Б. Откровение о 70 “седьминах” (глава 9)

1. Повод к ниспосланию Даниилу откровения (9:1-3)

2. Молитва Даниила (9:4-19)

3. Ответ Господа (9:20-27)

В. Последнее видение (откровение); главы 10-12.

1. Приготовление пророка (10:1 – 11:1)

2. Подробности израильской истории при второй и третьей империях (11:2-35)

3. История 70-й “седьмины” в восприятии и передаче пророка (11:36 – 12:3)

4. Заключение (12:4-13)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила

Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки. При поступлении этих иудейских учеников переименовали в Валтасара, Седраха, Авденаго и Мисаха. Однако с принятием языческих имен юноши не изменили вере отцов. Боясь оскверниться языческой пищей, они упросили своего языческого воспитателя выдавать им пищу не с царского стола, окропленную идоложертвенной кровью, но простую растительную. Воспитатель условно согласился и в течение десяти дней кормил юношей растительной пищей. В конце пробного периода эти юноши оказались здоровее других, питавшихся от царского стола. С тех пор им было разрешено продолжать питаться растительной пищей. Господь наградил благочестивых юношей успехами в науках, и вавилонский царь на испытании нашел, что они мудрее его вавилонских волхвов. После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После же покорения Вавилона, стал советником царей Дария Мидийского и Кира Персидского (см. Дан. 6, 28). Бог дал Даниилу способность понимать видения и сны, что он и проявил, разъяснив два сна Навуходоносору (Дан. 2 и 4 гл.). В первом сне Навуходоносор видел огромного и страшного истукана, который был разбит камнем, оторвавшимся от горы. Даниил объяснил царю, что истукан символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с Вавилонского и кончая Римским. Камень, сокрушивший истукана, символизировал Мессию, а гора – Его вечное Царство. Даниил объясняет: Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! (Дан. 2, 31–45). Сон этот оказался пророческим видением о Церкви. Действительно, христианская вера, возникшая в Римской империи, наполнила весь мир и будет существовать до конца мира, а от бывших великих языческих держав не осталось и следа. В третьей главе книги Даниила рассказывается о подвиге его трех друзей, которые отказались поклониться золотому идолу, за что были брошены в раскаленную печь. Но Ангел Божий сохранил их в огне невредимыми. Благодарственная молитва «трех отроков» служит темой ирмосов 8 и 9 песни канонов утрени. О деятельности пророка Даниила в течение семи лет царствования трех преемников Навуходоносора (Евиль-Мередаха, Нериглисора и Лавосоардаха) ничего не известно. Убийца Лавосоардаха, Набонид, сделал своего сына Валтасара своим соправителем. В первый год Валтасара Даниилу было видение о четырех царствах, которое перешло в видение неба и Бога в образе «Ветхого Днями» и «Сына Человеческого», т. е. имевшего воплотиться Сына Божия (Дан. 7 гл.). Как мы знаем из Евангелий, Спаситель часто называл себя Сыном Человеческим, напоминая этим иудеям о пророчестве Даниила. На суде синедриона, когда первосвященник спросил Христа, является ли Он обещанным Мессией, Господь прямо им указал на это видение Даниила и напомнил о небесной славе Сына Человеческого (см. Дан. 7 гл.; Мф. 26, 64). Видение пророка Даниила в своей главной части относится к временам перед концом мира и страшного суда, хотя некоторые штрихи его предсказывают о гонениях Антиоха Епифана в III веке до Р.Х. и о гонениях на Церковь во времена антихриста. Следующее видение, записанное в третий год правления Валтасара, о двух монархиях под образом овна и козла тоже относится к концу мира. В этих видениях есть общие черты с видениями евангелиста Иоанна Богослова, записанными в его книге Откровения (Дан. 7–8 гл.; Откр. 11–12 и 17 гл.). Вавилон был взят индийским царем Дарием в 17 год царствования Валтасара (539 г. до Р.Х.).

Во время завоевания города Валтасар погиб, как ему было предсказано таинственной рукой, написавшей на стене: мене, мене, текел, упарсин…ты взвешен на весах и найден очень легким… разделено царство твое и дано Мидянам и Персам (Дан. 5, 25, 27, 28). Эту надпись Валтасару расшифровал пророк Даниил. Как мы уже упоминали, падение Вавилона было предсказано пророками Исаией и Иеремией (Ис. 13–14 и 21 гл., Иер. 50–51 гл.). В Книге Откровения Вавилон олицетворяет царство мирового зла (Откр. 16–18 и 21 гл.). При Дарии Индийском Даниил был одним из трех главнейших вельмож индийского царства. Из зависти языческие вельможи оклеветали Даниила перед Дарием и хитростью добились, чтобы Даниила бросили в ров ко львам. Но Бог сохранил своего пророка невредимым (Дан. 6 гл.). Позже Даниил получил откровение о семидесяти седьминах (70×7=490 лет), в котором указано время пришествия Мессии[14]. В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Не без его участия Кир издал в 536 год указ об освобождении евреев из плена. По преданию, пророк Даниил показал Киру пророчество о нем Исаии (см. Ис. 44, 28; 45,13). Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Иеговы и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме (1 Езд. 1 гл.). При этом же царе Даниил был во второй раз чудесно спасен от львов за умерщвление дракона, которого обоготворяли язычники (Дан. 14 гл.). В третий год царствования Кира в Вавилоне Даниил удостоился получить откровение о дальнейшей судьбе народа Божия в связи с историей языческих государств (Дан. 10–12 гл.). Предсказания о гонениях на веру одновременно относятся к гонениям Антиоха Епифана и антихриста. Приводим здесь две выдержки из апокалипсических пророчеств Даниила: И восстанет в то время Михаил[15], князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда (Дан. 12,1–3, ср. Мф. 13,43). Сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, обелятся и переплавлены будут в искушении, нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют (Дан. 12,9-10). В трех с половиной годах, в течение которых усилятся гонения на верующих, некоторые видят указание на срок царствования антихриста[16]. Впрочем, апокалипсические сроки могут иметь символическое значение. О последующей судьбе пророка Даниила мало что известно. Скончался Даниил в глубокой старости, около 90 лет, вероятно, в Сузах (Екбатанах). Книга пророка Даниила состоит из 14 глав. Первые шесть глав книги составляют ее историческую часть. В них указывается, как во время плена распространялась слава Божия среди иудеев и язычников. Главы 7-12 – пророческие, содержащие видения о будущей судьбе языческих народов, среди которых жили иудеи, и о судьбе Царства Божия – Церкви. Подлинность книги пророка Даниила оспаривают некоторые современные библейские критики. Однако для нас, верующих, достаточным свидетельством подлинности Книги Даниила является то, что Сам Господь Иисус Христос дважды ссылался на пророчества, находящиеся в ней. Замечательно то, что Даниил точно предсказал время пришествия Христа и начало Нового Завета. Это пророчество «о седьминах» неприятно тем евреям, которые не признают Христа и ждут нового «мессию».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Книга пророка Даниила

Книга пророка Даниила 7 119, 2697:3 2707:13 2717:17 2707:18 2719:24 11812:3 161

Читайте также:
Молитвы иконе Пресвятой Богородице "Нерушимая стена" - священные тексты Богоматери об укреплении веры, защите от бедствий
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: