Молитвы православные перед исповедью и причастием: как подготовиться к таинствам и какие именно молитвы нужно читать

Какие молитвы читать перед исповедью и Причастием?

Задача жизни любого верующего человека — духовное обновление. Сделать это можно с помощью двух мощных средств, данных самим Господом, — исповеди и Причащения. Назначение исповеди — очистить человеческую совесть от всего нечистого, подготовить человека к принятию святых Тайн. В Причастии же верующий соединяется с Иисусом, принимает Божественную жизнь и все блага, связанные с нею: крепость и бодрость духа, добрые мысли и чувства, силы и желание творить добро. Эти два таинства — исповедь и Причащение — требуют тщательной подготовки, в первую очередь, подготовки молитвою.

Тексты молитв можно скачать по ссылке. Ниже речь пойдет о том, как правильно подготовиться, какие молитвы читать перед исповедью и Причащением.

Общие принципы подготовки к Причащению

К таинству Святого Причащения верующий допускается только после некоторых подготовительных мер, включающих в себя молитву, пост и покаяние. Приготовление к Причастию Церковь называет говением. Говение занимает обычно 3-7 дней и имеет прямое отношению как к духовной, так и к физической жизни человека. В дни говения человек готовится к встрече с Господом, которая произойдет во время таинства Причащения.

В общей сложности подготовка к Причастию состоит из следующих этапов:

  • пост непосредственно перед Причащением;
  • пребывание на вечернем богослужении накануне таинства;
  • произнесение определенного набора молитв;
  • воздержание от еды и питья в день Причащения — с полуночи до самого таинства;
  • исповедь у священнослужителя, в ходе которой он принимает решение о допуске человека к Причастию;
  • пребывание на Божественной литургии.

Говение направлено на осознание человеком своих грехов, их исповедование перед духовным лицом и Богом, на начало борьбы с греховными страстями. Верующий во время подготовки к Причастию должен отдалиться от всего, что наполняет его душу ненужной суетой. Господь вселяется только в чистое сердце, поэтому к говению нужно подойти с максимальной серьезностью и сосредоточенностью.

Пост и его особенности

В дни говения верующий должен соблюдать телесную чистоту — другими словами, воздержание от интимной близости и супружеских отношений. Обязательным является ограничение в еде (пост). Пару слов о посте:

  • продолжительность поста должна быть не менее 3 дней;
  • в эти дни следует отказаться от любой пищи, имеющей животное происхождение (мясные и молочные продукты, яйца). Если пост строгий, исключается и рыба;
  • продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, зерновые, мучные изделия) должны потребляться в умеренном количестве.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение “Православный календарь” для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Если человек только недавно приобщился к Церкви, либо долгое время не обращался к ней, забыв о Боге, либо не соблюдал все установленные посты, священнослужитель в этом случае может назначить ему дополнительный пост длиною в 3-7 дней. Строгое ограничение в еде в это время должно также сочетаться с умеренностью принятия пищи и питья, с воздержанием от посещений заведений и мероприятий развлекательного характера (театры, кино, клубы и прочее), с воздержанием от просмотра увеселительных телепередач, фильмов и от прослушивания популярной светской музыки. Ум человека, готовящегося к Причащению, не должен развлекаться и размениваться по житейским мелочам.

Самый строгий пост приходится на день накануне таинства Причастия, начиная с полуночи. В это время воздержание от еды и питья должно быть абсолютным. На Причащение следует отправляться на голодный желудок. Также на этот период человек должен полностью отказаться от курения и употребления спиртного. Женщинам не разрешено принимать Причастие в дни очищения (во время менструации).

О поведении и настроении перед Причастием

Человеку, который готовится к Причащению, следует отпустить все негативные чувства и эмоции (ненависть, злоба, раздражение, гнев и прочее). Также нужно простить своих обидчиков и попросить прощения у тех, кто был когда-то вами обижен, примириться с теми, с кем отношения были не в ладах. Сознание должно быть свободно от осуждения, непотребных мыслей. Следует также отбросить споры, пустые разговоры. Время лучше всего проводить в тишине и уединении, за чтением Евангелия и духовных книг. Если есть возможность, непременно нужно посещать богослужения, проводимые в церкви.

О молитвенном правиле

Молитва — это личная беседа человека с Богом, которая заключается в обращении к Нему с просьбами о прощении грехов, об оказании помощи в борьбе с греховными страстями и пороками, о даровании милости в житейских и духовных потребностях.

Готовящийся к Причастию человек в дни говения должен тщательнее и прилежнее соблюдать ежедневное домашнее молитвенное правило. Утренние и вечерние молитвы следует произносить обязательно в полном составе. Также ежедневно необходимо читать хотя бы по одному канону.

Молитвенная подготовка к Причастию включает в себя следующие молитвы:

  • утреннее молитвенное правило;
  • молитвы на сон грядущим;
  • “Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу”;
  • “Канон молебный ко Пресвятой Богородице”;
  • “Канон Ангелу-Хранителю”;
  • “Последование ко Святому Причащению”.

С текстами молитв можно ознакомиться в Приложении к данной статье. Еще вариант — подойти к священнослужителю с “Молитвословом” и попросить его отметить все необходимое.

Произнесение всех молитв перед таинством Причастия требует спокойствия, внимательности, сосредоточенности и немалого времени. Чтобы было легче соблюсти это условие, Церковь разрешает распределить чтение всех канонов по нескольким дням. “Последование ко Святому Причащению” читать нужно накануне дня таинства, вечером, перед молитвами на сон грядущий. Оставшиеся три канона произносить можно в течение трех дней после чтения утренних молитв.

Читайте также:
Молитва святому Серафиму Саровскому - священные тексты преподобному о помощи в работе, замужестве и исцелении

Об исповеди

Исповедь — неотъемлемая часть говения. Исповедоваться можно либо утром, либо вечером, но обязательно до начала богослужения, поэтому и в храм прийти следует заблаговременно (опоздание — выражение глубокого неуважения). Без исповеди никого к Святому Причащению не допускают, исключением являются лишь дети, не достигшие 7 лет, и люди, находящиеся в смертельной опасности.

В день Святого Причащения

В день Причастия после чтения “Отче наш” верующему следует подойти к алтарю и ждать, когда вынесут Святые Дары. Не стоит ломиться вперед — первыми к Чаше нужно пропустить детей, стариков и больных людей. Дождавшись своей очереди, подходя к Чаше, следует еще издали поклониться и скрестить руки на груди (правую положить на левую). Осенять себя крестным знаменем перед Святой Чашей не надо, чтобы случайно ее не толкнуть. Перед Чашей нужно назвать свое полное имя, полученное при крещении, а затем с благоговением в душе принять Христово Тело и Кровь, проглотить. Когда Святые Тайны будут приняты, следует, не крестясь, поцеловать край Чаши и отойти к столику, съесть просфору и запить её теплотой.

После принятия Причастия нельзя сразу же уходить из храма — нужно дождаться, когда священник будет ходить с напрестольным крестом, и этот крест поцеловать. Очень желательно присутствовать на благодарственных молитвах, но в крайнем случае их можно читать и у себя дома.

В день Причащения поведение причастившегося человека должно оставаться благочинным и благоговейным.

Частота Причащения

Первые христиане принимали Причастие каждое воскресенье. Сейчас же, в связи с изменением образа жизни людей, Церковь рекомендует причащаться по возможности во время каждого поста, но не меньше одного раза в год.

Какие молитвы следует читать перед исповедью и причастием

Общие сведения

В ежедневных молитвах православные христиане обращаются к Спасителю с просьбами простить род человеческий за содеянные грехи. Кульминацией покаяния верующего человека является прощение и отпущение грехов, именуемое таинством исповеди.

Церковнослужители называют исповедование уверовавшего в Спасителя Иисуса Христа вторым крещением. Во время таинства крещения происходит очищение младенца от первородного греха, второе крещение дает возможность искупить, покаяться и очиститься от провинностей, содеянных во время жизненного пути.

Грех – это не только действия, но и мысли, противоречащие заповедям Божиим. Прегрешения бывают против Бога, осуждающие Святого Духа, против ближнего своего, против самого себя и смертные. Грехом называется духовная грязь, порождаемая страстью, которая находится в глубине души человеческой. Как утверждают священнослужители, совершая злодеяния, выступая против Господа Бога и Духа Святого, человек становится соучастником распятия Христа на кресте.

Исповедь помогает душе очиститься от содеянных проступков. Уверовавший в Бога и покаявшийся верующий человек становится ближе к Спасителю, получает Его милость и благодать.

В православии исповедование проводится в церкви, но при необходимости исповедаться священнослужителю можно в любом другом месте. Перед проведением священного обряда православный христианин читает:

  • утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • канон покаянный к Спасителю нашему Иисусу Христу;
  • молитву Симеона Нового Богослова.

Не нужно смущаться и бояться своей греховности. Все провинности, в которых человек искренне раскаивается, будут услышаны и прощены Богом. Как сказано в Священном Писании, некоторые святые угодники раньше были грешниками. Чистосердечное покаяние и искренняя вера помогли им очиститься, стать на путь праведный и сблизиться с Господом.

Евхаристия, или таинство причастия – это возможность верующего христианина прикоснуться к самому сокровенному, испробовав в храме хлеб и вино, которыми причащают раскаявшихся в содеянных грехах и исповедовавшихся праведников, и которые олицетворяют собой тело и кровь Иисуса Христа.

Некоторые прихожане считают себя недостойными причастия, забывая, что данное таинство существует именно для ранее недостойных, но осознавших свою греховность людей.

Женщинам во время менструального цикла нельзя причащаться. Также не допускается в церковь женщина, недавно ставшая матерью. Перед входом в храм и совершением таинства причастия роженицы священнослужитель должен прочитать над ней специальную молитву.

Перед причащением православный христианин читает:

  • утреннее молитвенное правило;
  • вечернее молитвенное правило;
  • канон покаянный к Спасителю;
  • канон молебный к Пресвятой Богородице;
  • канон Ангелу-Хранителю;
  • акафист Иисусу Сладчайшему;
  • последование к Святому Причащению.

Православная церковь разрешает распределить прочтение всех канонов на несколько дней, предшествующих совершению таинства причастия.

По завершении обряда произносятся благодарственная молитва Иисусу Христу, молитва святому Василию Великому и молитва после причастия к Пресвятой Богородице. Прочтение священных текстов дает верующему человеку духовную пищу и возможность встречи с Богом.

Видео «Подготовка к исповеди и причастию»

Как правильно подготовиться к самым важным Таинствам в жизни, какие молитвы нужно читать, и как нужно каяться на исповеди.

Какие молитвы читать

Исповедь и Причастие являются важными Таинствами для православного христианина. Главный момент – это правильная подготовка к очищению души и принятию Святых Христовых Таин. Очень важно знать и читать молитвы перед исповедью и причастием.

Перед исповедью

Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть, един исцелити мя могий! Услыши моление мя, окаянного, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящего Духа умертвив потреби. И мене, нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духавнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы.

Читайте также:
Водосвятный молебен - что это такое, как и когда проводят

И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающие грешнику, согласившемуся Тебе каятися; и да не вконец оставивши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо мира избравшую и предпочетшую Тя. Веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.

Перед причастием

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 4: для чего читают, толкование, текст молитвы

Для чего читают Псалом 4? Каково толкование Псалма и что значат его стихи? Слушать онлайн или читать текст молитвы Псалом 4 на русском и церковнославянском языке вы можете у нас на сайте.

Псалом 4 на русском языке: текст

1 Когда я призвал, услышал меня Бог правды моей; в тесноте Ты дал мне простор. Сжалься надо мною и услышь молитву мою.

2 Сыны человеческие, доколе вы тяжки сердцем? Для чего любите тщету и ищете лжи?

3 И познайте, что дивным соделал Господь святого Своего. Господь услышит меня, когда я воззову к Нему.

4 Гневайтесь – но не грешите, в том, что говорите в сердцах ваших; на ложах ваших сокрушайтесь.

5 Принесите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Многие говорят: «Кто покажет нам благо?» – Отметил нас свет лица Твоего, Господи!

7 Ты дал веселье сердцу моему: от плода пшеницы, вина и елея своего они преисполнились.

8 С миром лягу и сразу усну, ибо Ты, Господи, мне одному дал с надеждою жить.

Псалом 4 на церковнославянском языке

1 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою.

2 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?

3 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

4 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.

5 Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

6 Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

7 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

8 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Псалом Давида о том, чтобы люди отложили свой гнев и повернулись к Господу

Читать четвертый Псалом необходимо тем людям, которые отличаются раздражительность, суетливостью и нервозность. Которым непросто взять себя в руки и успокоится. Кто постоянно переживает по поводу всяких мелочей. Любит ссорится и выяснять отношения. Суетятся попусту. Не могут полностью довериться Богу и все свои проблемы возложить на Него. Доподлинно не известно, когда именно этот Псалом был написан Давидом. Но это явно было тяжелое для него время. Тогда его слава как царя была поругана. Многие были недовольны его правлением. Может, в то время была война, может, он бежал от своего сына Аввессалома, который хотел занять его престол еще при жизни отца. Историки разнятся во мнениях.

Но ясно одно, что Давид переживал по поводу волнений среди своего народа и своего шаткого положения. Но продолжал уповать на Господа, который никогда его не подводил. И в это раз царь был уверен, что все будет хорошо. Бог много раз до этого доказывал Давиду, что всегда находится рядом и следит за тем, что жизни Давиду ничего не угрожало. В каких бы сражениях ни участвовал Давид, он всегда возвращался с поля боя живым и здоровым. Вот и сейчас, как тяжело не было бы царю на сердце, но уверен, что Всемогущий не оставит его, а поддержит, как делал это на протяжении всей жизни мужчины.

2983f/w:261/h:419/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/05/jesys-christ.jpg” />Детальное толкование

Четвертый Псалом Ветхого Завета можно поделить на 5 частей:

  1. Давид поет Псалом и просит Господа, чтобы Бог был с ним, когда он взывает к Нему (стихи 1-2).
  2. Давид спрашивает у людей о суете и лжи (стихи 3-4).
  3. Царь советует не грешить, гневаясь (стихи 5-6).
  4. Благодарность Богу за то, что Он заботится о народе (стихи 7-8).
  5. Давид выражает уверенность в Боге (стих 9).

Деление условное, сделано для того, чтобы лучше понять значение Псалма и его основную мысль.

Часть 1 – Просьба Давида о том, чтобы Бог услышал его молитву

Стих 1

Псалом поется Давидом. Это первый Псалом, который царь поет для начальника своего хора. Для прославления Бога у него был хор, в котором он любил петь, потому что славить Бога, особенно по утрам, было для него первостепенной и очень важной задачей.

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 2

Давид называет Бога Богом своей правды, просит помиловать его и услышать его молитву. «В тесноте Ты давал мне просто» – слова, которые означают, что когда Давид находится в трудных или стесненных обстоятельствах, Бог освобождал его и помогал выбраться. Это было всегда. Поэтому Давид и сейчас доверяет Богу и знает, что Господь не замедлит поддержать его и утешить.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 2 – Давид обращается к своему народу и к врагам

Стих 3

Читайте также:
Акафист царю Николаю Второму - священные тексты святой о помощи в болезнях и гонениях

«Сыны мужей» – обычные люди, мужчины. Давид обращается к ним с вопросом о том, почему они выбирают суету и ложь. Царю всегда приятно, когда его народ пребывает в мире и спокойствии. Но в тот промежуток времени люди, поверив лжи, восстали против царя, осуетились, гнев их возгорелся. Поэтому Давид и сетует, что «слава его в поругании», то есть, ничего не значит для народа. Его величие не делает людей кроткими, они не преклоняются перед ним, как перед царем, не трепещут, не уважают.

Параллельных стихов из Писания нет

Стих 4

Царь продолжает обращение к народу в своей молитве и говорит ему, что Бог заботится о нем, отделив его для Себя. Давид называет себя святым, потому что уверен, что не грешит против Господа, а в точности исполняет то, что Бог говорит ему делать. Царь знает и поэтому утверждает, что Всемогущий слышит его, когда он молится Ему и взывает. Откуда у царя такая уверенность?

Он непоколебим в свое вере, потому что Бог на протяжении его жизни не раз показывал Давиду, что всегда помогает ему. Еще в подростковом возрасте, когда Давид пас овец своего отца, бывало, что на стадо нападал дикий зверь. Давид был молод, но мог справиться с животным и уберечь домашний скот от разорения. Он вступал в битву с хищником и не раз одерживал победу. Но перед этим он внутренне молился Богу, чтобы Он поддержал его и помог победить дикое животное. И Бог давал ему сил на сражение в, казалось бы, неравном бою.

Бог был рядом с ним, когда Давиду пришлось убить 100 иноплеменников за то чтобы жениться на дочери царя, когда народом правил Саул. Такого было царское повеление – он отдает свою дочь Мелхолу Давиду только после того, как тот принесет ему сто отрезков от одежды филистимлян (недругов). Край одежда можно было отрезать только у мертвого врага. Давид ради любимой отправился на сражение и победил. И тогда он взывал к Господу, чтобы тот поддержал его. Поэтому в этом Псалме его не покидает надежда на то, что и сейчас Господь не оставит его.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 3 – Давид говорит о гневе и его проявлениях

Стих 5

2983f/w:300/h:169/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/psalmy-1.jpg” />«Гневаясь, не согрешайте» означает, что гнев сам по себе не является грехом. Можно гневаться, сердиться, расстраиваться. Но…не нужно в это время согрешать. То есть, предпринимать такие действия, которые окажутся греховными. Например, ругаться нецензурной бранью, драться. Такие действия уже являются грехом. Именно об этом и говорит Давид. Что же он предлагает делать в этой ситуации? Когда гнев переполняет и хочется сделать что-то нехорошее, Царь говорит, чтобы человек просто лег и подумал. О том свидетельствует выражение «на ложах ваших». Думать и размышлять о жизни лучше, находясь в спокойном умиротворенном положении, то есть, лежа.

Для многих это может показаться странным. Однако и современные психологи придерживаются такого правила. У них в кабинетах клиенты не сидят и не стоят, а лежат на специальных кушетках – креслах, разложенных для того, чтобы человек находился в горизонтальном положении. Учеными давно доказано, что положение лежа способствует приведению эмоционального состояния в норму. Давид, зная его, советует гневливым людям, не прибегать к ругательствам и рукоприкладству, а подумать о своем поведении и о жизненных обстоятельствах, лежа.

Параллельный стих из Писания:

    Еф 4:26 – Не нужно грешить при гневе. Солнце не должно восходит, когда человек еще находится в раздраженном состоянии. То есть, еще до рассвета человек должен успокоиться, ему не следует ложиться спать, будучи в гневе. Необходимо, приняв горизонтальное положение, прийти в состояние спокойствия, чтобы к утру, когда рассветет, быть спокойным и уравновешенным.

Стих 6

Давид говорит людям, чтобы их жертвы для Бога были жертвами правды. Чтобы они были честны перед Господом и приходили в молитве к Нему без лжи и лукавства. Потому что Бог знает, что находится в сердце у каждого из них. Нет смысла врать Тому, кто знает все наперед. Царь советует уповать не на собственные силы, связи, положение в обществе, деньги и другие временные вещи, а на Господа. На того, кто постоянен и неизменен.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 4 – Слова о том, чтобы Бог проявил себя для народа, как делал это и раньше

Стих 7

2983f/w:300/h:169/q:90/https://pravgolos.ru/wp-content/uploads/2018/07/psalom-26.jpg” />Люди, отчаявшись, спрашивают о том, кто показал бы им благо. То есть, улучшил бы их жизнь. Это очень похоже на современное время и людей, которые сетуют на правительство, говоря о том, что жизнь стала невыносимо тяжело. Они ждут такого президента, который своими указами облегчил бы бремя народа. Однако такое не случается. Потому что каждый последующий правитель чем-нибудь да не нравится народу. Такая хула только усугубляет и без того сложное положение в стране.

Давид в этом случае просит Бога о помощи. Говорит, что не нужно уповать на человека, потому что он просто человек, у которого тоже есть свои недостатки и страхи. Поэтому верить и ждать изменений в положительную сторону нужно на Бога, который в силе изменить их жизнь, обратив негативные последствия на положительные и позитивные изменения.

Читайте также:
Молитва перед отправлением в воздушное путешествие: помощь от святых в дорогу на самолете

Параллельных стихов из Писания нет.

Стих 8

Давид говорит Богу, чтобы Тот наполнил его сердце весельем, потому что Господь сам заботится о его народе и стране. Наполняет дома людей «хлебом и вином» и всем необходимым для жизни. И ему, как царю, не нужно переживать и беспокоится. Он благодарен Богу за то, что Господь помогает ему управлять страной, дает мудрость и силу, терпение и смелость. Его народ живет в достатке и ни в чем не нуждается.

Но Давид понимает, что без Бога он не смог бы дать людям то, чего они хотят. Это подобно современным президентам, которые не уповают в своем правлении на Бога, а надеются на свои силы. И терпят поражение в нескольких сферах своей жизни. Отчего народ не всегда доволен их правлением и реформами. Давид же мудрый царь, который понимает, что его силы не бесконечны, и без Бога ему просто не справиться.

Параллельных стихов из Писания нет.

Часть 5 – Давид спокоен в своей надежде на Бога

Стих 9

Давид спокойно ложится и спит, говорит Господу, что Он «един дает ему жить в безопасности». То есть он не надеется на свою охрану и высокие стены замка. Свою жизнь и сон он полностью доверяет Богу. Только с верой в Него он чувствует себя в безопасности. Как часто современные люди не могут уснуть, потому что переживают по поводу своих проблем. А Давид спокойно ложился спать и засыпал, потому что знал, что находился в полной безопасности. Он уверен в завтрашнем дне и непоколебим в этом.

Параллельных стихов из Писания нет.

Краткое толкование

Истолковать четвертый Псалом коротко можно так:

    Когда я молюсь тебе, Бог, услышь меня. Когда мне было плохо, Ты поддерживал меня. И сейчас яви мне свою милость и услышь то, о чем я молюсь Тебе. Люди, до какой поры вы будете суетиться и верить всему тому, что вам говорят? Бог отделил меня, царя, от прочих людей и назвал своим святым человеком. Когда вы находитесь во гневе, не согрешайте. Лучше лягте и спокойно поразмыслите о жизни и о тех обстоятельствам, в которых вы сейчас находитесь. Только так к вам придет утешение, а в сердце будет мир. Уповать нужно на Бога, а не на что-то другое в этом мире, потому что временно, а Бог постоянен. Люди спрашивают о том, кто показал бы хорошую жизнь. Давид просит, чтобы это сделал для них Бог. Господь и так не раз благословлял народ, и дальше будет заботиться о нем. Он печется о том, чтобы у людей для жизни было все самое необходимое и даже больше. Давид спокойно ложится и спит, потому что знает, что с Богом он в безопасности. Он не надеется на свою многочисленную охрану. Он верит Богу, и доверяет Ему свою жизнь.

Четвертый Псалом состоит из 9 стихов и 16 предложений. Находится на страницах 569 и 570 Библии синодального перевода. Исполнил четвертый Псалом царь Давид для начальника своего хора.

Псалом Давида 4

Великий и милостивый Господь даровал своему народу множества путей обращения к Нему через Святую Троицу, Святых, Богородицу и молитвы. Имея во всеоружии множество воззваний, православные верующие часто обращаются к Псалтырю, хранителю молитв, проверенных веками.

Псалом 4 — одна из многих песен, написанных царем Давидом в час испытаний и страданий, на которую псалмопевец получил ответ и поддержку Бога.

Толкование Псалма 4

Авессалом, предавший отца и поднявший на царя восстание, уничтожен. Давид благодарит Бога за спасение, подчеркивая свою преданность Творцу, но в его душе живет боль.

В самом начале этой песни написано «В конец». Многие толкователи Библии сходятся в том, что это означает приход Христа.

Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

  • В стихе 2 Давид подчеркивает, что Создатель всегда признавал его Своим, и слышал молитвы царя.

И в этот раз Давид в скорби обращается к Творцу, у него тяжело на душе, но, несмотря на великую боль, царь утверждает, что Господь слышит молитвы взывающих.

Другие псалмы царя Давида:

Акцент этого стиха стоит на утверждении, что Бог — наша правда, Он есть праведность, покровительство и сила нашего оправдания.

  • Укор, звучащий в стихе 3, касается каждого из нас. Как часто, в час страданий и испытаний, мы суетимся, порой идем на компромиссы, не доверяя Всевышнему.
Читайте также:
Псалом 37: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Предавший отца Авессалом многое обещал восставшим воинам, они обольстились обещаниями предателя, увлеклись мирской суетой, забыв, что Давид — помазанник Божий.

Читайте также интересные статьи:

Чтобы познать дивную силу Творца, нужно встать на путь истины, отказаться от лживых увлечений и пристрастий.

Вседействующий промысел Господний сходит на преподобных Создателю. Давид полностью осознает, кто он есть перед Богом. Любящий Отец знает о наших грехах, слышит покаяния и видит в каждом, призывающим имя Иисуса, Свое подобие.

Милостивый Творец избавил Давида от восставших воинов и даровал ему победу, как ответ на хвалу.

  • 5-6 стихи должны быть написаны в сердцах всех христиан. «Гневаясь, не согрешайте», эти слова красной нитью проходят через всю Библию. Как часто в минуты гнева верующие теряют разум.

Бесчинствуют, забывая, что суд должен творить только Всевышний. Бог есть любовь, и не может от любящего создания течь река грязной ругани, гнева.

Важно! Не согрешайте, когда в пылу возмущения, посылаете проклятия в жизнь своих людей. Ведь придется пожинать посеянное через жертву правды. Упование на Бога — великая награда для всех последователей Христа.

На ложах своих, то есть в состоянии покоя, размышляйте о содеянном, дурном. Анализируйте все слова и помыслы, которые овладевали вами на протяжении дня. Раскаяние и умиротворение сменит гнев и раздражение в суетном, наполненном возмущении сердце.

Нераскаянный грех захлопнет двери милости Божьей, и тогда можно часами вопрошать, почему нет ответа, ибо Богу угодно прощение и смирение.

  • О том, кто привык надеяться только на себя, говорит стих 7. Люди, у которых материальные блага на первом месте, часто спрашивают, какая им польза в вере Господу. Зачем размышлять о содеянном, если ничего не меняется в жизни.

Статьи о Ветхом Завете:

Псалмопевец отвечает просто, что слепым не дано видеть, настолько благ и милостив Господь, ибо на уповающих на Создателя всегда снисходит свет Его Лица.

  • Великолепно утверждение в конце Псалма 4, где псалмопевец подчеркивает, что ложась спать, он всегда уверен в Господней защите, на Него одного все упования царя.

Когда и как читать псалом

Бог наш, Всевышний Создатель, всегда с нами, Он готов прийти на помощь во всех ситуациях, когда:

  • ослабела вера;
  • невозможно справиться с эмоциями;
  • безысходности нет конца;
  • враги одолевают в лице болезней и финансовых проблем.

Важно! Читать Псалом 4 нужно с покаянным сердцем и полным доверием Создателю.

Псалом 4

Надписание указывает на назначение псалма для общественного употребления на струнных инструментах (евр. негиннот, греч. ἐν ῦμνοις в слав. «в конец» , т. е. для окончательного исполнения; но каким способом не указывается, а выясняется термином «в песнех» , т. е. для вокального исполнения). В евр., греч. и латинской Библиях псалом приписывается Давиду. Близкое сходство содержания его с Пс.3 (ср. Пс.3 и Пс. 4:7 ), равно также соответствие его содержания с обстоятельствами бегства Давида из Иерусалима в восстание Авессалома подтверждают достоверность надписания. Давид изображает себя «в тесноте» , а врагов называет «любящими суету и ищущими ложь» ( Пс.4:2–3 ст.), указывает на недостаток продовольствия бывших с ним людей, на отчаяние последних и получение пропитания ( Пс.4:7–8 ). В таком положении был Давид во время бегства от Авессалома, когда он находился в пустыне Маханаим и когда недостаток в продовольствии был восполнен даром, принесенным Сови, Махиром и Верзеллием и состоявшим из муки, меда, ячменя, овец и зерен ( 2Цар. 17:27–29 ).

После обращения к Богу с молитвой о помощи Давид предлагает своим врагам одуматься в мотивах воздвигнутых ими преследований и покаяться пред Богом (2–6). Сам же Давид, уже получивший помощь от Бога, спокойно засыпает. По заключительным словам псалма последний можно назвать вечерней молитвой к Богу, дополняющей третий псалом, как молитву утреннюю (ср. Пс 3.6 ).

Пс.4:2 . Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

В стесненном положении преследуемого Давид просит защиты от «Господа правды своей». Восстание на Давида народа было подготовлено Авессаломом, который выставлял пред ним своего отца как негодного правителя, не любившего свой народ, не радевшего о его благе и как несправедливого судью. Восставший на Давида народ верил этим словам. Давид, сознавая несправедливость этих обвинений, и называет Бога «Бог ом своей правды» , видящим неправоту воздвигнутого на него преследования. Бедствия, испытываемые человеком, являются узами для него, оковами, стесняющими его, поэтому «вывести на простор” значит освободить от бедствий. Давид вспоминает здесь о прежних к нему благодеяниях Бога, напр., во время гонений от Саула, когда Господь спасал его, праведного страдальца. Сейчас Давид страдает также незаслуженно, почему и молит «помилуй и услышь» !

Пс.4:3 . Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

Пс.4:4 . Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

Сознание своей правоты и проистекающая отсюда уверенность в божественной помощи вызывают в Давиде смелое обращение к врагам и обличение их. – «Сыны мужей» – сыновья из знатного рода, т. е. вельможи. – «Слава моя» – мое царское достоинство. – «Любить суету» – любить мелочное, тщеславное и непрочное. Давид смотрит на знатных, восставших на него, как действовавших по тщеславным, властолюбивым расчетам, в надежде выслужиться пред Авессаломом и занять почетное положение при его воцарении. Их попытки к низложению царя бесплодны, так как Господь «отделил для Себя святаго Своего» , которого и защитит. Под “свят ым» Давид разумеет себя, невинного страдальца в переживаемых им бедствиях.

Читайте также:
Акафист и молитвы Пресвятой Богородице пред ее иконой "Знамение" - священные тексты Богоматери об окончании бедствий

Пс.4:5 . Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;

Пс.4:6 . приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

Давид советует своим врагам одуматься и раскаяться. – «Гневаясь, не согрешайте» . Гнев на Давида проистекал от признания Давида негодным администратором и несправедливым судьей. Такой гнев, как ратоборство за попранную правду, законен, но он не должен доводить людей до греховных действий, до несправедливостей над другими, в данном случае Давидом: нужно сначала проверить, справедливы ли возводимые на него обвинения, а это возможно в спокойном состоянии духа, к чему он и приглашает ( «размыслите. на ложах. утишитесь» ). Следствием поверки своих действий в них явится раскаяние, которое они должны запечатлеть принесением Богу искренней жертвы ( «жертв а правды» ) и возложить надежду в устроении жизни на Него, а не на свою силу.

Пс.4:7 . Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Пс.4:8 . Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

Пс.4:9 . Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Искренняя вера в Бога всегда оправдывается. Окружавшие Давида немногие преданные ему люди, близки были к отчаянию, когда у них не оказалось никаких средств пропитания и взывали к Богу: «яви нам свет» – и тогда Господь помог им (см. введение к псалму). В этом Давид видит над собой руку Бога, почему, вверяя себя Его защите, «спокойно лож ится и сп ит», хотя вблизи его враги.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва: Дар, 2009. / Т. 3.: Исторические книги. Учительные книги. – 960 с. / Псалтирь. 190-536 с. ISBN 978-5-485-00272-5

Вам может быть интересно:

  1. Толкование на сто пятьдесят псалмов – блаженный Феодорит Кирский
  2. Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
  3. Толкование на книгу Иова – Глава 41 – профессор Александр Павлович Лопухин
  4. Толковая Псалтирь – Псалом 1 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
  5. Толкование на Псалмы – епископ Палладий (Пьянков)
  6. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – архиепископ Ириней (Клементьевский)
  7. Объяснение священной книги псалмов – Псалом 4 – протоиерей Григорий Разумовский
  8. Беседы на Псалмы – Беседа 2 на псалом 4 – Святитель Иоанн Златоуст
  9. Беседы на псалмы – святитель Василий Великий
  10. Толкование на Деяния святых Апостолов – Глава первая – Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Псалом 4

ПСАЛОМ 4- ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 4 слушать:

КАФИЗМА 1

Псалом 4 Псалом 4
1 В коне́ц, в песнех псалом Давида, 1 Для исполнения на струнных инструментах. Псалом Давида.
2 внегда́ призва́ти ми, услы́ша мя Бог пра́вды моея́, в ско́рби распространи́л мя еси́, уще́дри мя и услы́ши моли́тву мою́. 2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сы́нове челове́честии, доко́ле тяжкосе́рдии? Вску́ю лю́бите суету́ и и́щете лжи? 3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 И уве́дите, я́ко удиви́ Госпо́дь преподо́бнаго Своего́: Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему. 4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гне́вайтеся, и не согреша́йте, я́же глаго́лете в сердца́х ва́ших, на ло́жах ваших умили́теся. 5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 Пожри́те же́ртву пра́вды и упова́йте на Го́спода. 6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Мно́зи глаго́лют: кто яви́т нам блага́я? Зна́менася на нас свет лица́ Твоего́, Го́споди. 7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Дал еси́ весе́лие в се́рдце мое́м: от плода́ пшени́цы, вина́ и еле́а своего́ умно́жишася. 8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 В ми́ре вку́пе усну́ и почи́ю, я́ко Ты, Го́споди, еди́наго на упова́нии всели́л мя еси́. 9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.
ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 4 ПСАЛМА

Этот псалом, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, и здесь Давид, воздает благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов. Содержание 4-го псалма может служить наставительным уроком о высоком достоинстве упования на Бога и всецелой преданности в волю Божию.

Пс.4:1 В конец, в песнех, псалом Давиду,

Слово в конец, по мнению некоторых толковников, означает, что псалом этот относится к кончине веков, т.е. ко временам Христа, Грядущего Мессии.
В песнех, означает, что псалом этот предназначен для пения.

Пс.4:2 Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея: в скорби распространил мя еси: ущедри мя и услыши молитву мою.

Читайте также:
Акафист за единоумершего: что это и как правильно читать, значение, текст на русском языке

С каждым человеком случаются скорби, из-за которых он испытывает тяжесть в душе, впадает в уныние, иногда предается даже отчаянию; но такое состояние бывает только с теми, кто не обращается с молитвою к Богу., кто не верит в Промысел Божий. Кто имел великую скорбь и обращался с усердною молитвою к Богу, тот испытал, конечно, и наступавшую после скорби радость в сердце своем. Радость эта происходит от благодати Божией, наполняющей сердце во время молитвы.
Пророк Давид, конечно, испытал все эти состояния , и потому он говорит: «Когда воззвал я, услышал меня Бог правды моей: в тесноте давал Ты мне простор: будь щедр и милостив ко мне, и услышь молитву мою».
Но прежде всего о Боге выражается: Бог правды моея. Давид не потому так говорит, чтобы свидетельствовать о своей правде и добродетели, а потому, что он всегда исповедовал праведность Божию, правосудие, на которое он всегда надеялся и которое и наказывало, и оправдывало его, и покровительствовало ему: и таким образом правду Божию он называет правдой своей.

Пс.4:3 Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи?

После поражения Авессалома в мятеже против Давида, пророк благодарит Господа Бога за избавление от врагов и обращается к восставшим, называя их
сынами человеческими, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей.
Давид царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставшие против него мятежники, увлеклись льстивыми обещаниями Авессалома, людьми тяжкосердыми, преданными лжи и мирской суете.

Пс.4:4 И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.

Давид говорит тем, кто уклонился от истины, увещевает их обратиться к Богу и добродетели, оставить лживые увлечения и пристрастные расположения. И тогда они познают дивную силу вседействующего Промысла Божия, столь очевидно и столь дивно явленную на преподобном Своем, каковым Давид назвал себя, сказав: удиви Господь преподобного Своего (вместо того чтобы сказать про себя: невинного и никого ничем не обидевшего).
При этом опять выражает уверенность в том, что Господь услышит его молитву и подаст милость Свою всегда, когда бы он ни обратился к Нему. А на этот раз Господь удивил милость Свою на нем тем, что не только избавил от приключившихся ему бедствий со стороны мятежников, но и прославил чрез одержанную так неожиданно победу над врагами.

Пс.4:5–6 Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа.

Эта речь направлена к верным Давиду сторонникам, которые не предали его, но которые гневались на мятежников. Пророк допускает гнев, как чувство, когда оно возбуждается против людей неправедных, против порочной и дурной жизни, против греха, но отвергает несправедливый гнев.
А потому увещевает, чтобы не согрешали злобою, продолжительным и безрассудным гневом против врагов, не воздавали бы им зла за зло, а старались бы зло побеждать добром. При этом нужно и самим размышлять о причинах и последствиях гнева – на ложах своих. Другими словами: если начнете гневаться, то, чтобы не согрешить вам, – в наступающую ночь, когда будете находиться в постели, на ложах ваших, обдумайте все, что говорили в течение дня, вспомните все дурные помыслы, какие у вас были. И тогда это приведет вас в чувство раскаяния и умиротворения, греховная раздражительность пройдут, и вы успокоитесь сердцем.
И далее псалмопевец предупреждает: пожрите жертву правды, т.е. если ваш гнев был несправедлив- не надейтесь на искупление греха жертвоприношением волов или козлов , а лучше будьте правдивыми, делайте добрые дела, и всегда надейтесь на Бога, на Его помощь- уповайте на Господа.

Пс.4:7 Мнози глаголют: кто явит нам благая? знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Обычно те, кого Давид называет тяжкосердыми, которые в первую очередь озадачены материальными благами для себя, задают такие вопросы: вот, Ты учишь нас не согрешать во гневе, а размышлять о поводах и причинах, возбуждающих гнев, приносить в жертву Богу дела правды и надеяться на Господа; но какая от всего этого польза? Где то добро, какое должно последовать от правды, которую Ты нам предлагаешь? Кто явит нам благая!
И сам же пророк на этот безрассудный вопрос дает ясный ответ: вы не видите благ и милостей Божиих, а между тем на нас ясно отпечатан свет благости и милости Господа. Свет Его лица и покровительства, Его попечение и промышление о нас, уповающих на Него, очевидны для всех: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.

Пс.4:8 Дал еси веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася.

Невзирая на то, что на Давида нападают враги, гонят его, он говорит : я не печалюсь и в сердце моем радость; Ты, Господи, дал ecи веселие в сердце моем.
А они, жестокие, любящие суету и ищущие ложь, хотя тоже изобилуют всеми вещественными благами, от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася (под пшеницею, вином и елеем разумеются и другие блага), но в своем ожесточении не видят Щедрого Подателя и Раздаятеля благ и дерзают говорить: где блага Божии? Кто их даст нам?

Читайте также:
Акафист пророку Илие - священные тексты мученику от засухи и голода

Пс.4:9 В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

В этом стихе псалма пророк еще раз выражает уверенность в том, что он, всегда находясь под неусыпным покровительством над ним Промысла Божия, может быть всегда спокойным, и в бодрственном состоянии, и во сне.
Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

12 главных молитв, которые должен знать каждый православный христианин

Почти все верующие люди ежедневно обращаются к Господу, используя для этого молитвы. В молитвослове находится множество священных текстов, рассчитанных на разные случаи жизни. Но есть несколько главных молитв, без которых невозможно обойтись, поэтому их должен знать каждый христианин. Их используют как во время богослужений, так и молясь дома.

«Отче наш»

Одним из самых древнейших молитвенных текстов является «Отче наш». Главная христианская молитва, данная еще Иисусом Христом своим ученикам, считается универсальной. Она помогает при множестве проблем.

Согласно этому молитвенному тексту истинный христианин:

  • верит в вечную жизнь на Небесах;
  • готов подчиниться Божьей воле;
  • обращается к Господу с просьбой о даровании всего необходимого для жизни;
  • заверяет Всевышнего в том, что прощает виноватых перед ним и просит Бога о прощении своих грехов.

Любому православному верующему нужно знать эти священные слова наизусть и читать молитву ежедневно.

Текст главной молитвы христиан:

«Отче наш, иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на земли, так и на небеси; хлеб наш насущный дай нам днесь; и оставь нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого; ибо Твое есть Царствие и Сила и Слава во веки веков. Аминь».

«Псалом 90»

Этот священный текст, написанный Давидом, имеет второе название – «Живой в помощи». Суть «Псалма 90» состоит в том, что искренне верующему человеку Господь придает силы преодолеть любые трудности.

При чтении священных строк душа человека очищается и соединяется с Богом. «Псалом 90» помогает:

  • исцелиться от тяжелых заболеваний;
  • избавиться от греховных мыслей;
  • преодолеть любую беду;
  • приобрести душевный покой;
  • уберечься от вражеских козней.

Молитвенные слова читают каждый день по три раза. Перед молитвой нужно как следует настроиться, чтобы сосредоточиться на каждом слове. Так как текст довольно сложный, не всегда получается быстро выучить его наизусть. Поэтому первое время псалом можно читать с листа.

Звучит «Живой в помощи» следующим образом:

«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме переходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».

«Символ веры»

Основные догматы православия кратко изложены в тексте одной из основных молитв – «Символе веры». Главное отличие этой молитвы от других – отсутствие прямого обращения к Господу, Богородице либо святым. Читая этот священный текст, верующий человек подтверждает свою веру в единого Бога-Отца и его Сына – Иисуса Христа.

«Символ веры» читается крестными во время крещения младенца. Поэтому перед таинством Крещения будущим крестным родителям нужно обязательно выучить молитвенный текст наизусть.

Священные слова «Символа веры»:

«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писанию. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь».

Молитва к Пресвятой Богородице

Во время чтения утренних молитв обращаются не только к Господу Богу, но и к пресвятой Деве Марии.

Читайте также:
Православные молитвы от табакокурения: прошение святых о помощи для бросающих курить

К пресвятой Богородице принято обращаться с молитвой, прославляющей Царицу Небесную и ее Сына. Священнослужители рекомендуют читать эти молитвенные слова несколько раз на протяжении дня, поэтому их нужно обязательно заучить.

Хвалебную песнь Богородице читают:

  • в благодарность за помощь;
  • отправляясь в дорогу;
  • приступая к трапезе;
  • во время скорбей и печалей.

Краткий молитвенный текст «Богородица, радуйся»:

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

«Иисусова молитва»

Обращение к Иисусу Христу постоянно звучит из уст верующих. Достаточно произнести несколько коротких слов, и восстанавливается душевное спокойствие, уходит тоска, облегчается боль. Особенно важна вторая часть молитвы, где человек признает себя грешным. «Иисусову молитву» произносят перед тем, как собираются помолиться, попросить чего-либо у Господа.

Эта короткая священная фраза, состоящая всего из нескольких слов, обладает большой силой. Звучит она так:

«Господи Иисус Христос, Сын Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

«Трисвятое»

Любой христианин, хоть раз побывавший на церковной службе, слышал текст Трисвятой молитвы. Это мощный оберег, защищающий человека от разных бед.

Ее принято читать ежедневно, вместе с другими молитвами. С этими молитвенными словами верующие обращаются к Пресвятой Троице, поэтому молитва считается чудотворной. Читать ее желательно перед иконой Святой Троицы, предварительно выбросив из головы все мысли о мирских заботах. После произнесения каждый строфы следует накладывать на себя крестное знамение и кланяться.

Молитва короткая, запомнить ее не сложно:

«Святой Бо́же, Святой Кре́пкий, Святой Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читают три раза, с крестным знамением и поясным поклоном). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Святому духу

Святой Дух является третьей ипостасью Святой Троицы. Он был послан Господом дабы исполнить Его волю. Святой Дух есть Божество, живущее внутри каждого христианина и помогающее побороть дьявольское искушение. Святой Дух способствовал появлению Вселенной, написанию Библии. Благодаря Божеству люди смогли постигнуть суть христианства.

Молитвенные слова, обращенные к Святому Духу, помогают:

  • исцелиться от различных заболеваний;
  • справиться с трудностями;
  • укрепить веру;
  • очиститься от греха.

Божий Дух призывают перед чтением основных молитв, чтобы духовно подготовиться.

Текст обращения к Святому Духу:

«Царю Небесный, Утешитель, Душе истины, Ты же везде есть и все исполняешь, Сокровище благих и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Пресвятой Троице

Одной из самых сильных молитв считается обращение к Святой Троице. В ней сначала звучит обращение одновременно ко всем трем Ипостасям, а затем к каждому Божественному Лику по отдельности. Святая Троица способствует наставлению человека на истинный путь и очищению от грехов. Она помогает молящимся во время жизненных трудностей, вселяя надежду на преодоление сложных испытаний. К Святой Троице обращаются, преклонив колени перед образом либо иконостасом.

Слова молитвенного текста:

«Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди. Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Ангелу-хранителю

Каждый человек, приняв таинство Крещения, получает ангела-хранителя, оберегающего его до самой смерти. Ангела-хранителя просят:

  • защитить от бед и врагов;
  • ходатайствовать перед Господом о прощении грехов;
  • помочь принять правильное решение;
  • улучшить состояние здоровья.

При обращении к незримому Божественному существу желательно уединиться, полностью сосредоточившись на молитвенных словах, звучащих следующим образом:

«Ангел Христов, хранитель мой святой и покровитель души и тела моего, все мне прости, если согрешил в этот день, и от всякого лукавствия противного меня врага избавь меня, да ни в каком либо грехе прогневаю Бога моего; но моли за меня грешного и недостойного раба, как да достойна меня покажешь благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь».

«Псалом 50»

Любой человек грешен, но спасение и исцеление души невозможно без покаяния. На такие случаи существует «Псалом 50», написанный царем Давидом.

Покаянная молитва читается:

  • когда на душе лежит тяжесть из-за совершенного греха;
  • перед принятием причастия;
  • для прошения Господа о помиловании.

Священный текст читают дважды в день: утром и вечером. На церковных богослужениях молитвенный текст читается на церковнославянском языке. Но дома хвалебную песнь можно произносить на русском языке.

Старославянский вариант молитвы:

«Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; яко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твоим, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́».

Текст «Псалма 50» на русском языке:

«Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.

Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной.

Читайте также:
Молитва перед отправлением в воздушное путешествие: помощь от святых в дорогу на самолете

Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.

Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою).

Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.

Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные.

Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.

Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.

Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.

Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:

ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.

Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.

Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:

тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов».

Благодарственная

Многие люди привыкли обращаться к Господу только, когда попадают в сложную ситуацию. И очень часто забывают поблагодарить Всевышнего либо благодарят, лишь получив помощь.

Но благодарственный молебен Иисусу Христу следует возносить ежедневно. Ведь Господь находится рядом постоянно, даруя жизнь, природные сокровища, семью, здоровье, детей, друзей, родных.

Благодарить Бога нужно за все, что имеет человек на данный момент. Научившись ценить каждую мелочь, человек начинает понимать, что все происходящее в мире подвластно Воле Всевышнего.

Текст благодарственного молебна:

«Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость».

«О живых»

Каждый человек желает своим близким здоровья, добра, благополучия. Благодаря короткой молитве «О живых» верующие имеют возможность обратиться к Богу, прося за своих ближних. Такая молитва оказывает помощь не только тем, за кого молятся, но и молящемуся, ибо укрепляет его веру. При чтении священного текста просят не только за родных, но и за духовных наставников, друзей, коллег, знакомых.

Краткий текст молитвы о живых:

«Спаси Господи и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей и всех православных христиан».

Читая ежедневно эти молитвенные тексты, можно не беспокоиться за свою жизнь и здоровье. Господь милостив и дарует прощение и благодать людям, живущим согласно Божьим заповедям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: