Молитвы святой Анастасии Узорешительнице: прошение святой о помощи

Какие молитвы читать перед судом на удачный исход дела

Значение молитвы в судебных делах

Если вам предстоит пройти через суд, нужно правильно подготовиться к этому событию в плане духовном. В первую очередь проверьте собственную совесть. Если вы знаете, что виновны в совершении преступления, и попросту хотите скрыть свою вину от правосудия, лучше не обращаться с молитвословием к Господу. Этим вы точно себе не поможете. Надеяться на помощь Бога в ситуации с предстоящим судом можно лишь в том случае, если вы наверняка знаете, что невиновны. Обратиться к Господу или святым перед судебным процессом разрешено в следующих ситуациях:

  • клевета;
  • мошенничество;
  • обман;
  • ложное обвинение.

Просить у Господа помощи в судебных делах рекомендуется и в том случае, если православный христианин пострадал от мошенничества или другого правонарушения, совершенного другим человеком. При этом для начала обратитесь в правоохранительные органы, удостоверьтесь в том, что ими были предприняты попытки наказать злоумышленников. Если результата нет, вы вправе обратиться к Богу, чтобы попросить свершения правосудия, установления высшей справедливости.

Если вы собираетесь на судебный процесс и наверняка знаете, что ничего плохого не сделали, можно также попросить благословения у священника. Однако при этом желательно посетить храм несколько раз. Что касается того, к каким святым лучше обратиться с молитвой, здесь строгих правил не существует. Читайте сакральный текст тому блаженному, который в большей мере почитается вашей семьей. При желании произносите молитвословие Богу, Иисусу Христу или Пречистой Богородице. Если же вы не знаете, к кому лучше обратиться перед судебным разбирательством, можете читать молитвы следующим святым:

  • Спиридону Тримифунтскому;
  • Николаю Чудотворцу;
  • Анастасии Узорешительнице.

При обращении к Николаю Чудотворцу необязательно искать подробный текст молитвы. О его силе знают многие, к тому же, почитается блаженный не только в православном христианстве. Тот, кто уверен в своей невиновности, может смело поговорить с блаженным, произнести просьбу об установлении высшей справедливости. Сделать это можно своими словами.

Спиридон Тримифунтский – блаженный, мощи которого хранятся на греческом острове Корфу.

Вот уже несколько сотен лет, как его останки сохраняют температуру человеческого тела.

Молитвословие, посвященное святому, можно произносить и в храме, и дома. Обращайтесь к нему искренне, и блаженный никогда не откажет в помощи. Что же касается Анастасии Узорешительницы, еще при жизни святая сочувствовала узникам. Она приносила им еду, утешала, перевязывала раны. Обратиться к ней перед судебным разбирательством не будет лишним.

Для того чтобы произнесенный вами сакральный текст оказался действительно эффективным, его следует читать, следуя определенным церковным канонам. Обязательно обращайтесь к святым не только перед судебным процессом, но и в течение всего разбирательства.

Если есть возможность, сходите в храм и поставьте свечку перед образом Николая Чудотворца.

Когда же справедливость восторжествует, вернитесь в церковь и поблагодарите блаженного.

Видео «Зачем нужна молитва?»

В этом видео протоиерей расскажет, какое влияние оказывает молитва на нашу жизнь, мышление и поступки.

Кого просить о помощи

Николая Чудотворца

Великомученицу Анастасию

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молитвы святой Великомученице Анастасии Узорешительнице

Советуем ознакомиться молитва великомученицы анастасии узорешительнице с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Кем была святая Анастасия и кому помогает по сей день?

Во время правления одного из самых грозных правителей Рима Диоклетиана пострадало множество христиан. Вера в истинного Бога преследовалась, была вне закона, а ее сторонники жестоко карались. Не обошла такая участь и праведную девушку Анастасию, мать которой была тайной христианкой и сумела привить дочери веру во Христа.

Юная девушка выбрала себе непростое служение — в нищенской одежде она пробиралась в тюрьмы и оказывала помощь томившимся там заключенным. Поддерживал ее наставник, ученый и благочестивый человек Хрисогон. Множество лишений и злоключений выпало на долю святой, которую, к тому же, насильно выдали замуж за язычника.

До конца своих дней праведница твердо несла свой подвиг помощи страждущим. В конце концов, молва о ней дошла до жестокого правителя Диоклетиана, и тот повелел казнить угодницу Божию вместе с другими христианами. Так она и окончила свой жизненный путь, но по сей день верующие христиане прибегают к ее святому заступничеству и покровительству.

Важно! Поскольку при жизни Анастасия прославилась именно тем, что помогала заключенным в тюрьмам, то ей больше всего молятся именно те, кто отбывает срок.

Это совершенно значит, что нельзя обратится за помощью в любой другой скорбной ситуации — Господь слышит все наши просьбы, которые исходят от чистого сердца и с большой верой. Своего рода «специализация» святых на помощи в конкретных ситуациях — это традиция, выработанная со временем и по молитвам верующих.

Тем не менее, святой Анастасии Узорешительнице молятся о:

  • освобождении из мест лишения свободы;
  • благополучном исходе суда;
  • защите в случае неправдивого обвинения;
  • облегчении приговора;
  • наставлении и вразумлении осужденных.

Кроме того, в практике восточного христианства распространено обращение к этой святой во время беременности и родов.

Как и кому еще можно молиться в беременности:

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас (имена), просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.

Читайте также:
Акафист Пресвятой Богородице пред ее иконой «Всех скорбящих Радость»

Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающии, приемлют честная дарования от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитвы святым

Память: 22 декабря / 4 января

Была дочерью богатого и знатного римлянина. Всем имением своим служила узникам тюрем, среди которых было немало христиан. За милосердие и самоотверженное служение заключенные назвали ее Узорешительницей, т.е. «облегчающей оковы». Когда в ней признали христианку, то подвергли мучениям. Святой великомученице молятся об облегчении уз находящихся в заточении, об обращении ко Христу заблудших и впадших в тяжкие преступления.

Великомученица Анастасия Узорешительница

Тропарь великомученице Анастасии, глас 4

Победоноснаго Воскресения истинноименитая наречена еси, мученице Христова, победы на враги поставила еси мук терпением, Христа ради, Жениха твоего, Егоже возлюбила еси. Того моли спасти души наша.

Кондак великомученице Анастасии, глас 2

Во искушениих и скорбех сущии, к твоему храму притекающе, приемлют честная дарования от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие: ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва великомученице Анастасии

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Акафист великомученице Анастасии Узорешительнице:

Канон великомученице Анастасии Узорешительнице:

Житийная и научно-историческая литература о великомученице Анастасии Узорешительнице:

  • Великомученица Анастасия Узорешительница – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва великомученице Анастасии

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред святой иконой твоей, просящия твоея помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, недостойных (имена), и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Жизнь Святой

Житие Анастасии Узорешительницы сложно назвать простым, впрочем, как и всех остальных Святых, которых призирали и унижали за веру в христианского Бога.

Святая жила в Древнем Риме (299-100 гг.), когда людей, хоть как-то не угодивших императору, уничтожали по щелчку пальцев или, чем хуже, бросали в темницы, из которых выбраться не удавалось никому.

Житие Анастасии Узорешительницы сложно назвать простым

Это время – время боли, страха и безнадёжности. Особенно это касалось тех, кто поклонялся христианскому Богу, а не идолам. Несмотря на вероятность наказания, мать Анастасии Узорешительницы (в чём помогает икона Святой, можно спросить у батюшки) была человеком верующим, а вот отец – яростным язычником.

Втайне от него она воспитывала дочь по всем христианским обычаям. Благодаря этому, девочка до конца своих дней верила в Бога, отличалась состраданием и добротой по отношению к нуждающимся людям.

Больше о детстве и юношестве этой святой женщины ничего не известно

Больше о детстве и юношестве этой святой женщины ничего не известно. Информация о ней появляется после замужества. Когда в Риме происходило массовое уничтожение и заключение христиан, по приказу императора Диоклетиана, который хотел уничтожить права церкви и перенаправить христианскую веру в идолослужение, Анастасия не отвернулась от тех, кого бросали в темницы. Она, втайне от своего супруга, ночью отправлялась к заключённым, кормила их и залечивала раны.

Однажды муж, проснувшись, обнаружил, что супруги рядом нет. Он проследил за ней и узнал о её секрете. Тогда он сильно избил Анастасию Узорешительницу, день которой приходится на 4 января, бросил её в комнату и запер на замок.

Муж, также поклонявшийся идолам, требовал от жены близости. Однако, чтобы не порочить христианскую веру, она придумала себе заразную болезнь. Тогда он сам отказался от супружеского долга.

Однажды Анастасия Узорешительница (именины отмечаются 4 января) решила уйти из дому. Она стала странствовать по Риму и помогать всем заключённым. Господь наградил её даром исцеления. Вскоре об этом узнали помощники правителя. Анастасии предложили отказаться от христианской веры и принести жертву идолу. Но Святая сказала «нет». За это её растянули меж четырьмя столбами, а позже сожгли заживо.

Как молиться Святой

Самое главное – верить в то, что Анастасия поможет. Не стоит припадать к иконе, если нет веры в Бога. Также в процессе произнесения обращения не должно быть посторонних мыслей.

Здесь главное знать, в чём помогает молитва к Анастасии Узорешительнице. Если это какие-то мирские просьбы, то Святая – не помощник. Не нужно припадать к образу с целью осуществления желаний, просьб, прихотей. Чтобы не накликать гнев Божий, не следует просить о помощи наказать человека, либо осуществить какую-то сделку ради наживы.

Самое главное – верить в то, что Анастасия поможет

Молиться лучше в храме, но если такая возможность на данный момент отсутствует, то можно делать это дома перед образом Святой и горящей свечей.

В чём помогает икона

В чём помогает Святая Анастасия Узорешительница, знают все православные верующие. Великомученица является символом тех, кто когда-либо подвергался, или подвергается, гонениям из-за веры в Господа.

Читайте также:
Псалом 1: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Святая помогает тем, кто испытывается страх

Также Святая помогает тем, кто испытывается страх, унижение и боль. В своё время она сама пострадала от рук язычников. Но, несмотря на жестокость римской власти, она не побоялась оказывать помощь нуждающимся и проповедовать христианское учение.

Все попытки обратить её к язычеству оказывались бесполезными. Анастасию судили, унижали, забрасывали камнями. Но она не отчаивалась, а её вера в Господа только укреплялась.

Во время избиения мужем Анастасия не переставала взывать ко Господу

Известно также, что Святая Великомученица Анастасия Узорешительница, получив большое наследство после смерти своего мужа, отдала все деньги нуждающимся. Она закупала лекарства, еду и одежду для заключённых.

Во время избиения мужем, растягивания между столбами и сожжения Анастасия не переставала взывать ко Господу и просить лишить её страданий и мучений.

День почитания приходится на 4 января

Итак, в чём помогает Святая Анастасия Узорешительница, день почитания которой приходится на 4 января?

  1. Успокоить страх.
  2. Не бояться унижений.
  3. Излечиться от болезней.
  4. Быстро затянуться ранам.
  5. Устранить душевные переживания.

Анастасия помогает заключённым под стражу

Но самое главное, это то, что Анастасия помогает заключённым под стражу. Если помолиться перед её иконой, узника могут освободить раньше. Если человека осудили несправедливо, то Святая также окажет помощь. Невиновный обязательно выйдет на свободу.

Также к Анастасии Узорешительнице припадают с просьбой о справедливости, снисходительности судьи и прокурора.

К Анастасии припадают с просьбой о справедливости судьи и прокурора.

Если человек сел в тюрьму по своей вине, то Святая обязательно окажет помощь в исправлении. Если каждый день молиться у её иконы и просить прощения за все согрешения, то Анастасия походатайствует перед Богом, и он обязательно простит заключённого.

«Всяк человек ложь»…Предательство и Тот, Кто не предает

Источник цитаты

Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:

«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».

Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.

Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».


К псалму 115 обращаются для защиты от обмана и лжи окружающих людей

Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.

Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.

Свт. Афанасий Великий

Псалом. Аллилуия

Веровах, темже возглаголах. Сказав: веровах, темже возглаголах, как бы возблагодарив уже Господа и достигнув горних обителей, говорит, что не произнес бы слова сего, если бы не был твердо уверен в Божиих обетованиях. Обетования же эти были полны милости. Блажени плачущии ныне, яко mии возрадуются (Лк. 6,21). Если очи их полны были слез, то, очевидно, приимут они радование в тех обителях. Слова Псалмопевца приводит Павел в послании к Коринфянам, сказав: имуще тойже дух веры, по писаному: веровах, темже возглаголах (Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение — Рим. 10,10), и мы веруем, темже и глаголем (2 Кор. 4,13), и под духом веры разумеет или состояние нашего духа, в какое приводит нас вера, или Духа, подаваемого Богом имеющему веру. С этими словами: веровах, темже возглаголах — согласно и сказанное: аще не уверите, ниже имате разумети (Ис. 7,9). Сперва человек верует, потом уразумевает, и после сего глаголет. Но когда, говорит Псалмопевец, уверовал, возглаголил я великое, тогда увидев, что сам я — ничто, смирихся зело. Подобно сему сказанное Иоанном об Иисусе: Оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3,30). Ибо малился, не отлагая что-либо из величия, какое имел, но только по сравнению с превосходным учением и житием Христовым. Так и теперь сказал: смирихся, не по причине умаления высоты, но по усмотрению, в сравнении с самим собою, высшего.

Толкование на Псалмы.

Толкования

Для правильного толкования приведенной цитаты следует разобраться в смысле псалма в целом и разобрать первые стихи. Из текста понятно, что автор пережил тяжелое предательство и отныне он полагает свои надежды и мечты только на Господа.

Важно! И только надеясь и веря в Отца Небесного человек способен не только поверить другому человеку, но и вновь доверится ему после предательства. Таким образом, вера и любовь к Богу помогает человеку самому верить людям и любить их. Бог является неистощимым источником любви ко всему окружающему миру.

Иоанн Златоуст записал свое собственное толкование фразы, которая, казалось бы, определяет человека как лживое создание. Богослов говорил, что псалмы часто затрагивают характер человека, указывая на несовершенство. Иоанн Златоуст характеризует весь псалмом, говоря:

  1. Время написания псалма — очередная война иудеев с врагами.
  2. Автор стоит на большом камне, видя слабость армии евреев и крича, что уповать надо только на Господа.
  3. Слова «я сильно сокрушен» показывают, что автор пребывал в сильном упадке духа, очевидно, что армия его народа проигрывала и он разочаровался в ней.
  4. Выражение «в исступлении» показывает, что певец пребывал в некотором шоке от происходящего, не вполне осознавая, что происходит вокруг.
  5. По мнению Златоуста, в выражении используется одно из трех слов: «лживость», «лжет» и «недостаточен», т.е. человек отличается лживостью/лжет/недостаточен. Что указывает не на ничтожность человека, но на его несовершенство и греховность.
Читайте также:
Псалом 33: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Златоуст в своем толковании приходит к выводу, что певец всего лишь показал, что отчаянное разочарование в человека естественно — он греховен, его натура всегда будет неполноценной и надеется на нее не стоит. Вместо этого следует обратиться к Господу и уповать только на Него — ведь Он совершенен и никогда не подведет.


Псалом 115 читают на субботнем богослужении

Богослов Лопухин во многом соглашается с Иоанном Златоустом и также указывает, что смысл псалма — указать на несовершенство человеческой натуры и направить надежды к Богу. Богослов говорит:

  1. Писатель — глубоко верующий человек, который в моменты печали и разочарования прибегает к Господу.
  2. Он говорит, что надежда на помощь другого человека не только обманчива, но и то, что люди часто живут своими намеренными, сознательными обманами близких.
  3. Лопухин высказывает мнение, что автор был настолько огорчен, что в этом можно увидеть намек на действия самаритян при персидском дворе — их предательство привело к поражению в войне.
  4. Находясь даже в сложном положении, человек должен обращаться и надеяться только на Бога.

Таким образом, фраза «Всяк человек — ложь» — это не просто очернение людей, это откровенная картина неполноты натуры и характера. Автор пытается показать, что какой-бы человек не был, он всегда будет подвержен влиянию греха (будет разочаровывать). Поэтому уповать и надеяться (очаровываться) надо только Отцом Небесным.

Евфимий Зигабен

Веровах, темже и возглаголах.

Великий Василий говорит, что поскольку пророк Давид в конце предыдущего псалма сказал: буду благоугождать пред Господом в стране живых; то посему теперь в начале сего псалма говорит: я верил тому, о чем пророчествовал в другом псалме, т. е. я верил, что буду благоугождать пред Господом в стране живых, почему и говорил сие. Ибо я не телесными глазами видел оную страну, но, по Феодориту, вера указала мне оную. При том и в 26-м псалме еще сказал: верую, что увижу блага Господни на земле живых, хотя это там изъяснено в другом значении.

Аз же смирихся зело (крайне).

Я, говорит, получив от Бога таковое предведение, что буду благоугождать Богу, весьма смирился, почитая себя недостойным сего великого дара и боясь, чтобы не возгордиться и не потерять столь великий дар.

Слова Великого Василия: Bерa должна предшествовать словам о Боге, вера, а не доказательство. Вера, которая сильнее логических методов, увлекает душу к согласию. Но, о если бы и мне дано было уверовать достойно, да возглаголю теперь сей великой церкви Божией пять слов умом моим (понятных). И никто да не издевается над нашим учением за то, что мы заставляем слушателей соглашаться на наши слова без доказательства. Ибо начала во всякой науке, по необходимости преподаются учащимся без доказательств. И вообще душа, которая приступает к глаголанию без веры, будет болтать попусту, как не предположившая никакого основания слову. Итак, начало мудрого слова есть вера, крепко внедрившаяся в сердце говорящего. Потом Давид указываете на то, как можем мы достигнуть совершенной веры, следующими словами: но я крайне смирился. Ибо кто не смирил ума своего и не говорит подобно Апостолу: братия, я себя не почитаю еще достигшим; но собственным рассудком измеряет непостижимое, тот не может говорить о себе: я верил, почему и говорил; потому что он не может присовокупить и следующих за тем слов: но я смирился крайне. Златоуста: Мысль, заключающуюся в сих словах Апостол изъясняет коринфянам: имея, говорит, тот же дух веры, как написано: я веровал, почему, и говорил: и мы веруем, потому и говорим: где духом веры называет происходящую от веры расположенность, или дух подаваемый от Бога имеющими веру. А слова: я верил, потому и говорил, согласны с следующими: веруя сердцем, оправдываются, и исповедуя устами спасаются (Рим. 10, 10).

В каких случаях читают 115-ый псалом?

Псалом 115 является частью 16 кафизмы. По древним традициям монахов его произносят в ходе субботнего богослужения. В период Великого поста произведение зачитывают дважды в неделю, если говорить точнее, то во вторник и субботу.

Для обращения к Всевышнему в стенах храма принято использовать молитву на старославянском языке. Для общения с Господом келейно (в домашних условиях) подойдет и русский перевод текста. В таком виде псалом 115 легче воспринимать, понять его задумку, глубинный смысл.

В быту, следуя советам служителей православной церкви, молитву используют для защиты от клеветы окружающих. Рекомендуется она к прочтению и тем, кто склонен часто лгать близким.

Эту фразу связывают с идей о грехе лжи, но это мнение не популярно в Церкви

Есть мнение, что фразу надо понимать буквально. Всяк человек — ложь, ложь — это грех, человек, стало быть, греховен по своей природе, слаб и вообще существо заблуждающееся.

Например, таким мнением делится святой митрополит Филарет (Вознесенский):

«Всяк человек ложь» — это не значит, что всякий человек лжет всегда и во всем и неправду говорит — нет! а только то, что он не укоренен в Истине. И поэтому — ошибиться и сказать неправду, ложь может всякий и самый хороший человек, потому что и он не предохранен — в силу того, что он — грешный человек, и — от ошибок, и — от заблуждений. Не предохранен!»

Грех лжи не совсем укладывается в разговор об этом стихе, но раз уж такое мнение озвучено митрополитом, нужна пара слов и на эту тему. Ложь — преступление против истины и против Бога.

Читайте также:
Молитва Матроне Московской о счастливом замужестве - прошение святой о помощи в браке

Ещё со времён древнего Египта богословские текст особенно порицают ложь, как тяжкий грех. Христианская традиция называет дьявола клеветником, подчёркивая, как ужасно идти против истины.

И человеку в самом деле довольно сложно не лгать. Любое вранье — это грех, но всё это очень глубоко в человеческой природе. Святитель Тихон (Задонский) пишет:

«Видим, что разная ложь бывает в мире. Лжет купец, когда говорит, что товар его такой-то цены стоит, а это не так. Лжет свидетель на суде, когда говорит то, чего не видел и не слышал, или не говорит того, что видел и слышал, и черное называет белым, и горькое – сладким… Лжет работник, который, взяв достойную цену, обещал работать усердно нанявшему его, но работает лениво или совсем не работает. Лжет должник, который занимает деньги и обещает отдать, но не отдает… Лжет пастырь, который обещает и присягает пасти стадо овец Христовых, но не пасет или нерадиво пасет их. Так, лжет христианин, который в Крещении святом обещает работать Христу Господу, но не работает. Таков всякий, кто по святом Крещении беззаконнует и прилепляется к суете мира сего».

То есть в каком-то смысле всякий человек действительно ложь, но это натянутое сравнение. Как ни крути, люди не обречены на то, чтобы связывать свою жизнь неправдой. Более того, есть немало руководств о том, как же справиться с ложью.

Пожалуй, самое ёмкое и точное дал Архимандрит Елеазар:

«Говорить правду — лучшая политика. Человек может быть интеллектуально развитым, культурным, понимающим искусство, живопись, музыку, но иметь приглушённую совесть и быть слепым. Культура не освобождает от грехов. Первое требование, которое апостол Павел предлагает – отвергнуть ложь. Обязанность православного – говорить истину. Ложь следует преодолеть, помня, что софизм, изворотливость не приносят пользы. Христос — Победитель лжи. Он искупил человечество от греха и нам нужно подвизаться в умножении правды».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 115:2

Свт. Афанасий Великий

Ст. 2, 6 Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение. Сказав: благоугожду Господу (Пс. 114,8), потом увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг я себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего

Честна пред Господем смерть преподобных Его. Нет, говорит, у нас иного воздаяния за принятое нами от Бога, кроме того, как претерпеть за Него смерть, и в этом подражать своему Владыке. Такая смерть, конечно, многочестна будет пред Богом.

Толкование на Псалмы.

Свт. Василий Великий

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

См. Толкование на Пс. 115:1

Свт. Иоанн Златоуст

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

Другой же, не столько научившийся вере, посмотри, как хромает и смущается. Сам Давид в другом псалме, но не о себе самом, а о страданиях людей колеблющихся, говорит так: «сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои» (Пс.72:1, 2), разумея не ноги и стопы, но помыслы хромающие. Присовокуп­ляет и причину – следующую: «я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив», т.е. видя иноплеменников благоденствующими, а иудеев униженными. О каком же роде колебания говорит он? «И сказал я: «ужели напрасно сохранял я в праведности сердце мое, и умывал среди невинных руки мои» (Пс.72:13)? Говорит и о том, что побудило его сказать это: «вот эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство» (Пс.72:12). Потом, смотри, как опять обращается к себе самому: «если бы я сказал: буду так рассуждать…, – говорит, – посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне, пока я не вошел во святилище Божие» (Пс.72:15–17). Смысл слов его следующий: я утомился, я изнемог в помыслах, потому что таковы помыслы; потом рассудил, что я делаю трудное дело, потому что, ища, таким образом, я не буду в состоянии ничего узнать ясно, пока не возвращусь в отечество.

Видишь ли, какое зло – предоставлять предметы веры рас­суждению, а не вере? Если бы такой человек был тверд в вере, то он не сказал бы этого, не смутился бы, не поколе­бался бы, не подвернулись бы ноги его и не уклонились бы стопы его. Но не так было с пророком; став на камне, он не смущался и не колебался, но, видя иудеев в таком жалком состоянии, а иноплеменников в противоположном, он громким голосом и с полным убеждением возвещал о возвращении, часто и во многих псалмах, и был твердо уве­рен в этом, взирая не на силу иноплеменников и не на сла­бость иудеев, а на силу обещавшего Бога. Потому и говорит: «веровал, посему и говорил: я весьма смирился». Другой пере­водчик (Симмах) говорит: «я же огорчен был очень» (έκακωθην). «Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив». Другой (Симмах): «и сказал я в смятении: всякий человеке лжет» (άδημονων… διαψεδεται). Здесь опять открывается его светлая вера, потому что и великое несчастье не повергло его в отчаяние. Такова вера: она есть некоторый священный якорь, который со всех сторон укрепляет имеющую ее душу; она тогда особенно и обнаруживается, когда среди затруднитель­ных обстоятельств убеждает имеющего ее питать благие на­дежды, прекращая смятение помыслов. Это и выражает про­рок словами: «я очень огорчен был», – огорчен был, но не от­чаялся, не пал духом. Потом, объясняя, что он не просто был огорчен, но весьма сильно, прибавляет: «сказал в исступлении моем: всякий человек лжив».

Что значит: «в исступлении моем»? При избытке несчастья, при великости бедствий. Нас постигло, говорит, столь великое множество, что привело в исступление и смущение. «Исступле­нием» он называет здесь притупление чувств, происходящее от страданий. Так, когда говорится и об Адаме, что Бог навел на него «исступление» (Быт.2:21), то выражается состояние некоторой нечувствительности. Исступлением (έκστασις) называется то состояние, когда человек бывает вне себя. А наведено было тогда исступление на Адама для того, чтобы он не чувствовал взятия из него ребра и не страдал при этом. Таким образом, Бог, желая отклонить от него чувство боли, чтобы он не стал ненавидеть происшедшее от него, как пострадавший от этого, навел на него исступление. И в другом месте го­ворится: «пришел в исступление» (έκστασις) (Деян.10:10). Здесь также выражается некоторое изумление и нахождение вне себя. И везде слово «исступление» означает это. Такое состояние бывает или по действию Божию, или вследствие чрезвычайных страда­ний, потому что и несчастье может производить исступление и смущение. Таким образом, пророк говорит здесь об исступ­лении от великих бедствий, постигших его. Но что значит: «всякий человек лжив»? Ужели нет ни одного правдивого? Как же об Иове написано: «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов.1:1)? Что скажем мы и о пророках? Если и они лживы и сказанное ими ложно, то все погибло. Что скажем об Авра­аме? Что о всех праведниках? Видишь ли, как худо – при­нимать изречения (Писания) буквально, и не проникать в смысл их? Что же значит: «всякий человек лжив»? То, что говорит он в другом месте: «человек подобен суете» (Пс.143:4); или что говорит другой пророк в словах: «всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой» (Ис.40:6), т.е. вещь самая маловажная, скоропреходящая, подобная тени, сновидению, или какому-нибудь призраку.

Читайте также:
Псалом 23: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Дабы ты убедился, что я говорю это не просто, для од­ного сравнения, другой переводчик (Акила) сказал: «лживость» (διάψευσμα), третий (Симмах): «лжет» (διάψεύδεται), четвертый (Феодотион): «недостаточен» (ικλείπει). Это последнее выражение весьма отличается от первых. Ложь есть порок души; а быть недостаточным, скоропреходящим, изменяемым, подобным сновидению, цвету и тени – несовершенство природы. Здесь сказано тоже, что говорится в словах: «я прах и пепел» (Быт.18:27); и еще: «что гордится земля и пепел?» (Сир.10:9); или что сказал тот же пророк: «такое человек, что Ты помнишь его?» (Пс.8:5) Во всех этих местах выражается тлен­ность и ничтожество природы. Так мы говорим о жатве: жатва обманула, т.е. не оправдала надежды; или говорим: год обма­нул, выражая тоже самое. Так как человек есть существо тленное и ничтожное, и особенно в несчастии мы обыкновенно так любомудрствуем и рассуждаем о слабости природы, то и пророк, томимый скорбью, взирая на природу человека, достой­ную сожаления, обнаруживающую во всем свою тленность и ничтожество, сказал: «всякий человек лжив», т.е. человек – ничто. И в другом месте он сказал: «подобно призраку ходит человек» (Пс.38:7).

Беседы на псалмы. На псалом 115.

Блж. Феодорит Кирский

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

См. Толкование на Пс. 115:1

Евфимий Зигабен

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

Исступлением Давид называет здесь поражение и удивление, по словам великого Василия: потому что я, говорит, будучи поражен и приведен оною чудною страною живых, виденною при содействии Святого Духа, в удивление, сказал ясно, что всякий человек, находящийся в сем мире, лжив относительно человеческого блаженства, которое и Григорий Богослов назвал ложным благоденствием, поскольку оно не продолжительно, но скоро проходит и исчезает, как обманчивое и не имеющее ничего действительного сновидение. Ибо все человеческое, по словам Екклезиаста, суета сует; потому что легко изменяется и погибает; а блага, находящиеся в оной стране живых, суть истинные блага, как постоянные, неизменные и бессмертные.

Нисский в высшем значении принимая слова сии, говорит так: Что такое истинная красота? Нужны каждому собственные глаза, чтобы мог видеть ту красоту, которую он увидел по некоему божественному дарованию и вдохновению и которою был приведен в неизъяснимое тайне совести удивление. А кто увидел ее, тот не испытает потери. Хорошо, мне кажется, указал на затруднение сие Давид, который, некогда вознесшись умом, силою Духа в блаженном оном исступлении увидел непостижимую и неизреченную красоту, а увидел оную, без сомнения, столько, сколько то возможно человеку видеть, когда был выведен вне покровов плоти. Но когда восхотел сказать нечто соответствующее виденному, то изрек известные всем слова, что всякий человек лжив, что, по моему разумению, значит то, что кто усиливается словами изъяснить неизреченное, тот поистине лжив, не по ненависти к истине, но по бессилию речи. Великого Василия: Впрочем, пророк здесь не противоречит сам себе, в чем некоторые софисты стараются изобличить его, утверждая, что если всякий человек лжив, а Давид также человек; то, очевидно, и сам он был лжив. А если лжив, то ему не надобно верить в том, что он утверждает. А истина такова, как мы скажем. Ибо люди именуются (здесь) те, которыми обладают еще человеческие страсти; но кто стал уже выше плотских страстей, и по совершенству ума перешел в состояние ангельское, тот, когда говорит о делах человеческих, очевидно, исключает самого себя из ряду прочих людей. Ибо не лжив сказывавший: я сказал: вы боги! Конечно, если другому кому, то Давиду прилично такое наименование. Ибо и сын Всевышнего есть тот, кто посредством добродетели усвоился Богу, и не умирает как человек, но имеет живущего в себе Бога. Заметь, что Акила перевел: я сказал в изумлении моем: всякий человек ложь; а Феодотион: всякий человек изнемогает; Симмах: я сказал в смятении: всякий человек обманчив. И я не без причины указал на все сии изъяснения, но с тем, чтобы показать, что человеческое благоденствие называет ложью, как весьма скоро разрушающееся и не имеющее никакой продолжительности (слова Феодорита); почему и Соломон, хотя сам жил во всяком благоденствии, начиная говорить о том, каковы человеческие дела, делает сие начало: суета сует, все суета.

Еп. Ириней (Орда)

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

Читайте также:
Молитва о загубленных душах и абортированных младенцах - священные тексты за убиенных в чреве детей

Хотя от горя и бедствий псалмопевец был вне себя (во исступлении), хотя совершенно был беспомощным, однако он смело заявлял: все люди лживы, обманчивы, оставляют меня беспомощным; но Бог (это положительная, по связи речи, сторона его заявления) не обманывает, и несомненно поможет мне. Изступление, т.е. ума моего; ср. Пс. 30:23; – состояние вне себя от горя и бедствия. Всяк человек ложь – выражение полного отчаяния в человеческой помощи и исключительной преданности Господу, а не выражение совершенной безнадежности; люди мне, конечно, не помогут, они все вероломно меня оставили, но Бог, несомненно, поможет мне. Можно, впрочем, ст. 2 считать ближайшим только объяснением слов: аз же смирихся зело; я был в таком бедствии, что вне себя от горя должен был заявить: весь мир оставил меня.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь

Всякий ли человек ложь?

Любителям поэзии хорошо знакомы строки из стихотворения Федора Тютчева «Silentium!» («Молчание!»):

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.

Замечательные стихи поэта-философа о рождении в глубинах сердца мысли и трудностях воплощения ее в слово, трудностях понимания его другими людьми.

По разумению святителя Григория Нисского, такая фраза может означать вот что:

«Кто усиливается словами изъяснить неизреченное, тот поистине лжив, не по ненависти к истине, но по бессилию речи».

Скорее всего, поэт подразумевает эти муки творчества. Но возникает вопрос: если в глубинах сердечных мысль чиста и истинна, а по изречении становится лживой по бессилию речи, не слишком ли категоричен автор? Ведь написано столько истинных книг об Истине и Правде Божией.

Мы не говорим о сознательном искажении того, что у человека на сердце. Федор Тютчев состоял на службе в Коллегии иностранных дел и прекрасно знал поговорку, широко известную в дипломатических кругах: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

Но это очень похоже на другие слова – из псалмов царя Давида. По мнению псалмопевца, не только мысли и слова, но и весь человек есть ложь. Причем не какой-то определенный грешный, а всякий, живущий на земле (см.: Пс. 115: 2).

Этот 115-й псалом входит в Канон ко Причащению, и поэтому многие православные христиане знакомы с ним.

«Веровах, темже возглаголах, аз же смирился зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек лож. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».

К сожалению, мы не всегда внимательно читаем слова молитв (не внимаем) и не понимаем, что значит «всяк человек ложь». Притом что чуть ниже в этом же псалме читаем: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Получается как бы противоречие. Пока жил на земле человек – был ложь, а скончался – может стать преподобным, святым. Как же объяснить это видимое противоречие?

Часто в церковной среде произносят эти слова: «Всяк человек ложь». Но начинаются они вот как: «Сказал я во исступлении своем: всяк человек ложь».

Исступление (по-гречески – экстаз, от древнегреческого ἔκστᾰσις) – пребывание вне себя, нахождение вовне, восхищение, высшая форма молитвенного стояния. Экстаз – особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «изумлением», «высшим видением». Исступление встречается в Библии, когда говорится о посещении человека Духом Святым.

«В таком “духовном восхищении” подвижник ангелоподобно возносится к созерцанию Святой Троицы и тайн домостроительства нашего спасения. Он приобретает недоступную естественному разуму способность созерцать истинную сущность вещей; ему возвращается первобытное (праотца Адама) просвещение и способность зреть благодатный свет» (преподобный Григорий Синаит).

Так было со святым Моисеем, со святым Давидом, со святым апостолом Петром и святым апостолом Павлом, когда он оказался на третьем небе и слышал слова неизреченные.

По толкованию святых Афанасия и Василия Великих, исступлением Давид называет здесь поражение и удивление, когда, достигнув духом своим Горних обителей и увидев чудную страну живых при содействии Святого Духа, сказал ясно, что всякий человек, находящийся в мире сем, лжив относительно человеческого блаженства, которое и Григорий Богослов назвал ложным благоденствием.

«Став выше человека, презрел я все человеческое. Ибо исступление означает изменение. Сказав: “благоугожду… Господу” (Пс. 114: 8), потом увидев, “что всяк человек ложь” (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг я себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего» (святитель Афанасий Великий).

Давид Духом Святым созерцал падшую человеческую природу – и увидел ее лживость

Если обобщить мысли святых отцов, то Давид Духом Святым созерцал падшую человеческую природу потомков Адама – ветхого человека. И увидел, что человеческие мысли, слова изреченные, поступки, сердце, ум, рассудок, разум – все ложь.

Ну а как же сам царь Давид? Об этом читаем у Василия Великого:

«Пророк здесь не противоречит сам себе, в чем некоторые софисты стараются изобличить его, утверждая, что если всякий человек лжив, а Давид тоже человек, то, очевидно, и сам он был лжив. А если лжив, то ему не надобно верить в том, что он утверждает. А истина такова, как мы скажем. Ибо люди именуются (здесь) те, которыми обладают еще человеческие страсти, но тот, кто стал уже выше плотских страстей и по совершенству ума перешел в состояние ангельское, тот, когда говорит о делах человеческих, очевидно исключает самого себя из ряду прочих людей».

Читайте также:
Молитва святого Киприяна и Устины от колдовства и порчи. Православный молебен священномучеников.

Понятно, что если есть исключение для пророка Давида, то постараемся воспользоваться этим и узнать условия для такого исключения.

По мнению святителя Григория Паламы, исступление в широком смысле «есть удаление от мирского и плотского мудрования…» Иными словами, исступление есть

«непрестанная умная молитва, в которой человеческий ум имеет постоянную память о Боге, освободившись от всяких привязанностей к страстям и так называемому миру греха» (митрополит Иерофей Влахос).

Но для того, чтобы выступить из себя, нужно сначала познать себя, познать то, из чего надо исступать. А по святым отцам, «человек – тот, кто познал себя» (преподобный Пимен Великий).

Нил Синайский: «Когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога»

«Познавшему себя даруется познание всего; и повинующемуся Богу повинуется всё, когда смирение воцарится в членах его» (священномученик Петр Дамаскин).

«Кто возмог познать достоинство души своей, тот может познать силу и тайны Божества» (преподобный Макарий Египетский).

«Как познавший самого себя познает все, так незнающий себя не может узнать и ничего другого» (святитель Иоанн Златоуст).

«Когда познаешь себя самого, тогда возможешь познать и Бога, и как должно, обозреть мыслию твари» (преподобный Нил Синайский).

«Необходимо для желающего стать причастником Света Небесного познать самого себя» (преподобный Никодим Святогорец).

«Кто познал немощь естества человеческого, тот получил опытное познание и Божией силы помогающей» (преподобный Максим Исповедник).

Познавший себя увидел, что есть в нем «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3: 4), в Писании называемый «чадом Божиим» (Ин. 1: 12), «сыном света» (Лк. 16: 8), «рожденным свыше» (Ин. 3: 3), «ожившим из мертвых», «небесным» (1 Кор. 15: 47, 49), «человеком внутренним» (2 Кор. 4: 16), «духовным» (Еф. 4: 21), «новой тварью» (2 Кор. 5: 17).

Но с чего начинается познание себя? По словам епископа Иннокентия Херсонского, «хорош тот, кто искренне считает себя нехорошим, тот только начинает быть хорошим». Это начало, это первая ступень. На вершине ее могут быть мысли преподобного Силуана Афонского:

«Мы можем рассуждать лишь настолько, насколько познали благодать Святого Духа»; «Совершенные от себя ничего не говорят. Они говорят лишь то, что дает им Дух».

Или, по апостолу Павлу, в возрожденном человеке действует сила Божественная, «которая производит и хотение, и действие» (Флп. 2: 13). То есть и мысль истинную, и слово, и действие.

По этому поводу можно привести пример из жития преподобного Силуана Афонского из книги «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова):

«В 1932 году монастырь посетил один католический доктор, отец Хр. Б. Он много беседовал с О. В. по разным вопросам жизни Святой Горы и между прочим спросил:

– Какие книги читают ваши монахи?

– Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Феодора Студита, Кассиана Римлянина, Ефрема Сирина, Варсануфия и Иоанна, Макария Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Григория Синаита, Григория Паламы, Максима Исповедника, Исихия, Диадоха, Нила и других отцов, имеющихся в “Добротолюбии”, – ответил О. В.

– Монахи ваши читают эти книги. У нас читают их только профессора, – сказал доктор, не скрывая своего удивления.

– Это настольные книги каждого нашего монаха, – ответил О. В. – Они читают также и иные творения святых отцов Церкви и сочинения позднейших писателей-аскетов, как, например, епископа Игнатия (Брянчанинова), епископа Феофана Затворника, преподобного Нила Сорского, Паисия (Величковского), Иоанна Кронштадтского и других.

Об этой беседе О. В. рассказал старцу Силуану, которого глубоко почитал. Старец заметил:

– Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые».

Сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек»

Это значит, что и в наше время есть такие подвижники, у которых и мысль истинная, и воплощенное слово, подобно древним великим святым. Ибо сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек» (Древний Патерик).

И в таком случае «духовный человек» скажет: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44: 2), и «язык мой трость скорописца» (Пс. 44: 2). Потому что верен он Господу своему, сказавшему: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки живой воды» (Ин. 7: 38). Чрево – это сердце с неизреченными мыслями, а живая вода – благодать с воплотившимися словами и делами (святитель Иоанн Златоуст).

Исступление, как мы уже отмечали, – это изменение (перемена ума, древнегреч. μετάνοια). Изменяя свою жизнь, просвещая ум, очищая сердце, исполняя заповеди, причащаясь из Чаши Тела и Крови Христовой, из одного драгоценного сосуда в другой, не менее драгоценный сосуд, понудим себя и постараемся и мы подражать святым подвижникам, сподобившимся услышать от Господа Иисуса Христа при жизни: «Вот истинный израильтянин, в коем нет льсти» (Ин. 1: 47), а по смерти: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115: 6). Аминь.

24 августа 2018 г.

Об авторе

Епископ Цалкинский Григорий (Грузинская Православная Церковь) родился в 1972 г. в Сухуми. Учился в Саратове, затем в Москве. По светскому образованию – кардиохирург, доктор медицинских наук. В 2010 году пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Закончил Тбилисскую духовную академию. В 2013 г. возведен в сан епископа Грузинской Православной Церкви.

Всяк человек — ложь

Многие библейские слова и выражения давно уже стали, если не «притчей во языцех», то фразеологизмами и пословицами точно. Несмотря на то, что многие думают о популяризации Писания таким образом, зачастую это приводит к плохим последствиям — Божие слова искажаются и забывается их истинный смысл. Так произошло с выражением «Всяк человек — ложь», что оно значит на самом деле?

Читайте также:
Псалом 39: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Источник цитаты

Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:

«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».

Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.

Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».

Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.

Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.

Толкования

Для правильного толкования приведенной цитаты следует разобраться в смысле псалма в целом и разобрать первые стихи. Из текста понятно, что автор пережил тяжелое предательство и отныне он полагает свои надежды и мечты только на Господа.

Важно! И только надеясь и веря в Отца Небесного человек способен не только поверить другому человеку, но и вновь доверится ему после предательства. Таким образом, вера и любовь к Богу помогает человеку самому верить людям и любить их. Бог является неистощимым источником любви ко всему окружающему миру.

Иоанн Златоуст записал свое собственное толкование фразы, которая, казалось бы, определяет человека как лживое создание. Богослов говорил, что псалмы часто затрагивают характер человека, указывая на несовершенство. Иоанн Златоуст характеризует весь псалмом, говоря:

  1. Время написания псалма — очередная война иудеев с врагами.
  2. Автор стоит на большом камне, видя слабость армии евреев и крича, что уповать надо только на Господа.
  3. Слова «я сильно сокрушен» показывают, что автор пребывал в сильном упадке духа, очевидно, что армия его народа проигрывала и он разочаровался в ней.
  4. Выражение «в исступлении» показывает, что певец пребывал в некотором шоке от происходящего, не вполне осознавая, что происходит вокруг.
  5. По мнению Златоуста, в выражении используется одно из трех слов: «лживость», «лжет» и «недостаточен», т.е. человек отличается лживостью/лжет/недостаточен. Что указывает не на ничтожность человека, но на его несовершенство и греховность.

Златоуст в своем толковании приходит к выводу, что певец всего лишь показал, что отчаянное разочарование в человека естественно — он греховен, его натура всегда будет неполноценной и надеется на нее не стоит. Вместо этого следует обратиться к Господу и уповать только на Него — ведь Он совершенен и никогда не подведет.

Богослов Лопухин во многом соглашается с Иоанном Златоустом и также указывает, что смысл псалма — указать на несовершенство человеческой натуры и направить надежды к Богу. Богослов говорит:

  1. Писатель — глубоко верующий человек, который в моменты печали и разочарования прибегает к Господу.
  2. Он говорит, что надежда на помощь другого человека не только обманчива, но и то, что люди часто живут своими намеренными, сознательными обманами близких.
  3. Лопухин высказывает мнение, что автор был настолько огорчен, что в этом можно увидеть намек на действия самаритян при персидском дворе — их предательство привело к поражению в войне.
  4. Находясь даже в сложном положении, человек должен обращаться и надеяться только на Бога.

Таким образом, фраза «Всяк человек — ложь» — это не просто очернение людей, это откровенная картина неполноты натуры и характера. Автор пытается показать, что какой-бы человек не был, он всегда будет подвержен влиянию греха (будет разочаровывать). Поэтому уповать и надеяться (очаровываться) надо только Отцом Небесным.

Мнение Церкви

Многие христиане стремятся толковать выражение дословно, утверждая, что в нем идет речь о грехе лжи. Человек лжет и в этом согрешает, подтверждая свою слабую греховную натуру. Однако Церковь в целом не согласна с таким толкованием, многие священники выступают против такого перевода.

Митрополит Филарет (Вознесенский) говорил, что данное выражение не означает, что человек лжёт постоянно. Оно указывает лишь на то, что наша натура не укоренена в Истине настолько, чтобы всегда говорить правду.

И что ошибиться (солгать) может даже самый правильный и благочестивый человек. Митрополит был склонен толковать данную фразу лишь как показатель того, что никто из людей не застрахован от ошибок и заблуждений.

Святитель Тихон (Задонский) писал, что каждый человек в своей жизни по меньшей мере солгал один раз из-за своей корысти или из-за своих прегрешений. Человеческая натура такова, что мы склонны говорить и обещать того, что мы не делаем или не сделаем, подвергаясь таким образом греху лжи.

Таким образом, дословно толковать выражение «Всяк человек — ложь» не стоит, оно вырвано из контекста и не может в целом передать весь смысл, что заложил в него автор. Псалом же в целом показывает, что человек имеет греховную натуру и поэтому возлагать на него особые надежды или полагаться не стоит — это можно делать только в отношении Господа Бога, который не постыжает и не подводит.

Читайте также:
Православные молитвы для похудения - мощные молитвы от обжорства и чревоугодия

Всяк человек — ложь: приговор или ошибка перевода?

Источник цитаты

Выражение «Всяк человек — ложь» встречается впервые в Псалтири, в 115 псалме во втором стихе. Полная цитата будет звучать так:

«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь».

Этот псалом входит в 6 кафизму и по монашеской традиции читается на церковнославянском языке каждое утреннее храмовое богослужение в субботу и во вторник. Читают псалом и перед принятием Причастия, так что каждый воцерковленный христианин слышал этот текст.

Данный псалом был написан неизвестным автором, который, очевидно, пережил разочарование или предательство близкого человека. Смысл текста и манера написания заставила богословов-толкователей назвать его «псалмом мученика».


К псалму 115 обращаются для защиты от обмана и лжи окружающих людей

Несмотря на горечь в тексте и смысле, песнь имеет надписание «Благодарственный», что означает превозношение и славу Господа. И правда, последующие 3-10 стихи песни полностью посвящены прославлению Небесного Творца, в которых автор воздает Ему славу.

Помимо утвержденных богослужений, данная песнь читается в моменты тяжелого разочарования в людях или в ситуациях, когда человеку требуется защита от злых людей и их обмана. Многие христиане читают псалом понимая и осознавая, что сами часто обманывают и разочаровывают людей, прося Бога дать им крепости и силы.

Это фраза встречается в Псалтыри (пс. 115:2), а перевести её можно иначе: каждый ненадёжен

Фраза встречается в 115 псалме, 2 стих. В обиходе её цитируют дословно, как и написано в синодальном переводе. Немного внести ясность поможет полная цитата из Библии:

«Веровах, темже возглаголах, аз же смирихся зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и Имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О, Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во Имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме».


Фраза «всяк человек — ложь» известна из псалмов пророка и царя Давида, его считают автором Псалтыри, а на иконах часто изображают со свитками, где записаны цитаты из этой библейской книги

Протоиерей Константин (Пархоменко) призывает не принимать перевод слишком близко к сердцу и рассказывает его историю:

«Не забывайте, что Псалтирь писалась на древнееврейском языке… Ведь даже славянский вариант — это отнюдь не Псалтирь, написанная Давидом. Я скажу больше: славянская Псалтирь, наша любимая, которую мы слышим за богослужением, — это двойной перевод. Сначала в III веке до Рождества Христова с древнееврейского псалмы перевели на греческий. Этот перевод получил название Септуагинта, т.е. перевод 70 еврейских толковников, приехавших из Иерусалима в Александрию по приглашению египетского царя Птолемея II Филадельфа. Этим переводом пользовались апостолы, новозаветные писатели, Святые Отцы. А уже с Септуагинты Псалтирь перевели на славянский».

38 псалом говорит, что человек — суета, что перекликается со стихом про ложь.

Отец Константин недоволен ни одним из переводов и утверждает, что правильно будет: «Ненадёжен каждый человек».

Но что это значит? Становится ясно, если дополнить перевод контекстом псалма:

«Я говорю: «Я в беде», но все равно веру храню. В смятении я говорю: «Ненадёжен любой человек».

То есть, человек в беде не может положиться на себя, а только на Бога. Смятение способно выбить почву из-под ног любого. В этом смысл стиха. Это перекликается с псалмом 38, где человек назван «всяческая суета».

Толкования

Для правильного толкования приведенной цитаты следует разобраться в смысле псалма в целом и разобрать первые стихи. Из текста понятно, что автор пережил тяжелое предательство и отныне он полагает свои надежды и мечты только на Господа.

Важно! И только надеясь и веря в Отца Небесного человек способен не только поверить другому человеку, но и вновь доверится ему после предательства. Таким образом, вера и любовь к Богу помогает человеку самому верить людям и любить их. Бог является неистощимым источником любви ко всему окружающему миру.

Иоанн Златоуст записал свое собственное толкование фразы, которая, казалось бы, определяет человека как лживое создание. Богослов говорил, что псалмы часто затрагивают характер человека, указывая на несовершенство. Иоанн Златоуст характеризует весь псалмом, говоря:

  1. Время написания псалма — очередная война иудеев с врагами.
  2. Автор стоит на большом камне, видя слабость армии евреев и крича, что уповать надо только на Господа.
  3. Слова «я сильно сокрушен» показывают, что автор пребывал в сильном упадке духа, очевидно, что армия его народа проигрывала и он разочаровался в ней.
  4. Выражение «в исступлении» показывает, что певец пребывал в некотором шоке от происходящего, не вполне осознавая, что происходит вокруг.
  5. По мнению Златоуста, в выражении используется одно из трех слов: «лживость», «лжет» и «недостаточен», т.е. человек отличается лживостью/лжет/недостаточен. Что указывает не на ничтожность человека, но на его несовершенство и греховность.

Златоуст в своем толковании приходит к выводу, что певец всего лишь показал, что отчаянное разочарование в человека естественно — он греховен, его натура всегда будет неполноценной и надеется на нее не стоит. Вместо этого следует обратиться к Господу и уповать только на Него — ведь Он совершенен и никогда не подведет.


Псалом 115 читают на субботнем богослужении

Богослов Лопухин во многом соглашается с Иоанном Златоустом и также указывает, что смысл псалма — указать на несовершенство человеческой натуры и направить надежды к Богу. Богослов говорит:

  1. Писатель — глубоко верующий человек, который в моменты печали и разочарования прибегает к Господу.
  2. Он говорит, что надежда на помощь другого человека не только обманчива, но и то, что люди часто живут своими намеренными, сознательными обманами близких.
  3. Лопухин высказывает мнение, что автор был настолько огорчен, что в этом можно увидеть намек на действия самаритян при персидском дворе — их предательство привело к поражению в войне.
  4. Находясь даже в сложном положении, человек должен обращаться и надеяться только на Бога.
Читайте также:
Молитва святого Киприяна и Устины от колдовства и порчи. Православный молебен священномучеников.

Таким образом, фраза «Всяк человек — ложь» — это не просто очернение людей, это откровенная картина неполноты натуры и характера. Автор пытается показать, что какой-бы человек не был, он всегда будет подвержен влиянию греха (будет разочаровывать). Поэтому уповать и надеяться (очаровываться) надо только Отцом Небесным.

Аудитория была набита битком. Почти 900 мальчиков и девочек в возрасте от девяти до двенадцати лет толпились там, где обычно сидят студенты. Это университет для детей в Гамбургском университете, где тема психолога Нины Крюгер (Nina Krüger) вызвала большой интерес. «Кто из вас сегодня уже солгал?» — спрашивает она. Робко поднялись детские руки. Только у родителей, сидящих на задних рядах, не шелохнулась ни одна рука. Взрослые в целях безопасности не посчитали себя опрашиваемыми, потому что никто не любит признаваться во лжи.

Ложь считается неблаговидной: «шила в мешке не утаишь», или, как говорят, «раз солгал, навек лгуном стал». Эгоистичная ложь разрушает доверие и может поставить под угрозу партнерские отношения.

Белая, черная и голубая ложь

Но маленькая ложь является частью повседневной жизни: почти каждый день мы немного обманываем. Есть положительная ложь, которая помогает избегать ссор и конфликтов, и которая, напротив, приносит больше пользы, чем вреда, заявляет Крюгер: «В таком случае ученые говорят о „белой» лжи». Такая неправда с «позитивными последствиями» для другого облегчает совместную жизнь.

Вы часто встречаетесь с этим, например, когда муж говорит жене, что ему нравится ее платье, хотя на самом деле он считает его уродливым. Или когда человек уверяет, что ему нравится еда, хотя она пересолена. «Такая ложь не может навредить другим», — говорит Крюгер.

«Черная» ложь, напротив, приносит лжецу выгоду, как, например, при предоставлении ложных сведений в налоговой декларации. В то время как «голубая» ложь призвана помочь другим людям, например, когда ученики знают, кто нарисовал граффити на белой школьной стене, но не предают его.


Rzeczpospolita 10.01.2017 Der Spiegel 14.12.2016 Deutsche Welle 20.07.2016 Так или иначе лжет каждый. По данным, которые часто встречаются в интернете, до 200 раз в день, хотя точного подтверждения этому нет. Дважды в день звучит реалистичнее: к такой средней цифре пришла команда исследователей из Германии, Бельгии, США и Нидерландов. Было опрошено более тысячи человек в Амстердаме о том, как часто они лгали за последние сутки — просили дать «честный ответ».

Исследование «От младшего до старшего Пиноккио», которое в прошлом году получило премию за курьезное исследование, изучало вопрос, в каком возрасте ложь чаще всего используется. «Результатом нашего исследования стал вывод, что дети и пожилые люди лгут реже и прикладывают при этом больше усилий, чем молодые взрослые», — объясняет принимавшая участие в работе психолог из университета Вюрцбурга Кристина Сухоцки (Kristina Suchotzki).

Ложь сложнее правды

Объяснение: ложь требует комплексного поведения. Тот, кто отвечает на вопрос, сначала думает о правде. Для того чтобы солгать, надо умолчать правду и разработать правдоподобную альтернативу. Согласно исследованию, детям это не очень хорошо удается. К старости эта способность, видимо, снова ослабевает, по крайней мере, таким оказался результат исследования в Нидерландах.

В Германии агентство myMarktforschung в 2021 году опубликовало результаты опроса среди 1024 участников. Тогда почти 60% немцев признались, что говорят неправду ежедневно, по крайне мере, один раз — в основном из благородных соображений. 49% лжет для того, чтобы подбодрить других или доставить им удовольствие, 40% симулируют усердие и заинтересованность, 37% лгут, чтобы утешить других.

В «черной», а значит, корыстной лжи признается гораздо меньше людей. Только 22% опрошенных заявили, что с помощью ложных данных выдавали чужие достижения за свои, или обманывали при устройстве на работу, преувеличивая свои навыки.

Запрет лжи

То, что такая эгоистичная ложь неприемлема, написано в Священном Писании. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», так звучит восьмая заповедь в Библии, которая повсеместно интерпретируется как «запрет лжи».

В своей консультационной практике психолог и теолог Эдвин Ябс (Edwin Jabs) все чаще встречается с тем, что люди не воспринимают правду всерьез. «Классический случай — возникновение в браке отношений на стороне», — говорит руководитель евангельского консультационного центра семьи и жизни в Дюссельдорфе. «Вместе с ищущими совета мы обсуждаем, что это значит, когда они рассказывают правду», — говорит Ябс.

В конечном счете, это решение совести. И все же он предлагает обдумать то, что ложь может разрушить доверие в отношениях пары.

В детском университете в конце лекции Нина Крюгер спросила именно родителей, лгали ли они уже сегодня. И тогда некоторые совершенно честно признались в «вынужденной лжи», что оказалось откровением для многих детей, которое сопровождалось смехом и аплодисментами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: