Мощи, вера, чудеса святителя Спиридона Тримифунтского
Мощи святителя Спиридона Тримифунтского в Керкире
Отношение к мощам у христиан разное. В Бари, например, тело святителя Николая Чудотворца лежит под спудом в католическом храме. У католиков не принято прикладываться к мощам. И не только у католиков, кстати. У православных грузин тоже. В Бодбийском монастыре Кахетии я с удивлением не обнаружила главной святыни – мощей святой Нины. Оказалось, что они лежат под мраморной плитой в полу и к ним не прикладываются даже монахини. А один грузин с возмущением рассказывал мне об открытых мощах в пещерах Киево-Печерской Лавры. Я так и не смогла объяснить ему, как ценны для нас, русских, эти мощи, почему мы не предаем прах святых земле, как дорого нам каждое к ним прикосновение. И не только для русских. У греков схожее отношение. Я никогда не побываю на Афоне, но мне довелось видеть костницу Иоанно-Богословского монастыря в Рязани, устроенную по афонскому обычаю. Это очень мощное духовное переживание. Его не передать. В отдельном помещении лежат аккуратной горкой черепа и кости усопших монахов, которые даже не назовешь в прямом смысле мощами. Но память смертная в таком месте ощущается очень сильно…
Думаете, почему я вспомнила вдруг про Николая Угодника, мощи и Грецию? А потому, что сегодня день празднования святителя Спиридона Тримифунтского. Милостивого епископа и соратника нашего любимого святого Николая Чудотворца. Нетленные мощи святого Спиридона, которые покоятся на греческом острове Керкира, – явление удивительное! Во-первых, они имеют вес и температуру живого человеческого тела. Во-вторых, у святителя растут волосы и ногти, как у нас с вами! В-третьих, башмачки, в которые обут святой, ежегодно стаптываются, а облачение снашивается. Поэтому тело святителя переодевают каждый год, а старые одеяния раздают паломникам. Я не была на Керкире, к сожалению, но мои знакомые, которые были, подтверждают: мощи святого действительно теплые!
А еще от этих мощей до сих пор происходят чудеса. Точнее, творят чудеса не мощи, а сам святитель Спиридон, который ходит по земле и стаптывает свои башмачки, помогая бедным людям.
И сегодня святитель Спиридон ходит по земле, стаптывая свои башмаки, и помогает людям
Одну такую чудесную историю поведала мне знакомая матушка. У них с мужем не было детей. После лечения, вымоленный и выстраданный, родился сын. Надежды на второго ребенка было очень мало, а матушке так хотелось дочку! Опять были молитвы и лечение, но ничего не случалось. А потом в храм Христа Спасителя привезли мощи святителя Спиридона. И матушка решилась поехать и попросить. «Мне сказали, что очередь очень длинная, с детьми не пускают, но я все равно понадеялась. И мы с сыном приложились к мощам, а он даже причастился. Помню, как волонтер, которая нам помогла, спросила, с чем я пришла, а я ответила: нам бы сестренку надо… Это было 24 сентября, а 29 октября я оказалась непраздной». Сейчас девочке, которая родилась в день апостолов Петра и Павла уже пять месяцев. И матушка, для которой рождение дочери стало настоящим чудом, теперь особенно почитает святителя Спиридона.
Его житие похоже на житие праведного Иова и древних пророков. Такая же благочестивая жизнь земледельца и отца семейства, которую он вел до смерти жены. Такая же ревность по Боге, которую он проявил в полной мере в епископском сане, защищая Православие от ариан на I Вселенском Соборе. Такие же милосердие и сострадание к бедным и справедливое наказание богатых, которые он являл, давая пищу одним и провозглашая гнев Божий другим. Ну и так, «обычные» для святого дела: вызывал дождь, исцелял безнадежных, освобождал осужденных, воскрешал мертвых.
На острове Керкира местные жители не начинают работу или учебу, не поклонившись мощам святого. Не менее почитаем, чем в Греции, святитель Спиридон Тримифунтский был и на Руси. Так же, как Николай Мирликийский, с которым раньше их вместе изображали на иконах. Были ли святые друзьями при жизни, нам доподлинно неизвестно. Мы знаем точно лишь, что жили они в одно время, участвовали в одном Соборе, и, наверное, неслучайно дни их празднования находятся рядом. Два милостивых святителя, устроители домов и защитники отчаявшихся, помогают, конечно, не «богатеть и деньги получать», а не пропасть нам в разных житейских треволнениях. Недаром святитель Спиридон на иконописных образах держит в одной руке Евангелие, а в другой кирпич, чудесно доказавший Единство Святой Троицы. Тот самый кирпич, который должен лежать в основании каждого христианского дома, – с огнем веры, водой милосердия и глиной живого человеческого тепла.
Небесный покровитель Корфу святой Спиридон Тримифунтский
Утопающий в зелени греческий остров Корфу ежегодно посещают десятки тысяч туристов.
Но не только чистое море, песчаные пляжи и удивительная природа острова привлекают многочисленных гостей.
Одной из основных достопримечательностей и главной святыней Корфу, вне всяких сомнений, является собор святого Спиридона Тримифунтского.
Ведь именно здесь хранятся святые мощи Божьего угодника, по молитвам которого постоянно совершаются многочисленные чудеса.
Двери храма всегда открыты и любой желающий может прийти со своими молитвами к святому Спиридону — святителю, чудотворцу и небесному покровителю Корфу.
Четыре раза в год — в Вербное воскресенье, Великую субботу, 11 августа и в первое воскресенье ноября чудотворные мощи выносят для литании (крестного хода).
Тысячи паломников собираются в эти дни на Корфу, чтобы принять участие в торжественном шествии и испросить помощи у святого Спиридона.
Обладавший при земной жизни великим состраданием к обиженным, страждущим, а больше всего — к нищим, он и после своего отшествия на небо не изменил себе, помогая тем людям, кто взывает к нему за помощью в нуждах, бедах и болезнях, выполняя их молитвенные просьбы, а также наполняя сердца миром и радостью.
Десятки тысяч паломников ежегодно посещают место, где источают благоухание его святые мощи, и каждый получает от сострадательного святителя просимое, особенно те, кто находится в тяжёлом финансовом положении.
Житие святителя Спиридона из Тримифунта
На северной части острова Кипр, недалеко от населённого пункта Тримитусы (Тримифунта) расположена деревенька Аския.
Здесь, в конце III столетия, родился будущий святитель.
О его родителях и отрочестве сведений очень мало. Известно лишь, что избранник Божий отличался простотой, послушанием, благочестием и состраданием к бедным, а занятием его была пастьба коз и овец.
Женившись на благочестивой девушке, он недолго жил с ней. Спустя некоторое время после рождения их дочки Ирины, супруга умерла, и святой Спиридон был вынужден один растить маленького ребёнка.
Преподобный Симеон Метафраст пишет в своих трудах, что чудотворец Спиридон проводил время, подражая в кротости псалмопевцу Давиду, в простоте сердца — патриарху Иакову, а в странноприимстве — Аврааму.
За богоугодную жизнь христиане Тримитусы убедили Спиридона стать их епископом.
Будучи избранным на почётное место, святитель продолжал свои прежние занятия: он пас овец и обрабатывал землю, отдавая значительную часть средств в помощь нуждающимся, оставляя себе лишь скудное пропитание.
За смирение и чистоту сердца Бог наградил святителя множеством благодатных даров: прозорливостью, чудотворениями, величайшим дерзновением в молитвах.
До последних дней святой Спиридон находился во здравии и работал вместе с крестьянами.
Умер чудотворец в очень преклонном возрасте, после восьмидесяти лет.
Великие чудеса по молитвам епископа Спиридона Тримифунтского
Невозможно перечислить всех чудес, которые сотворил Бог по смиренным просьбам святителя: об этом следует написать отдельную книгу.
Приведем два ярких примера из его жизни.
Приглашенный на Никейский собор императором Константином Великим, святитель по дороге был вынужден заночевать в деревне, где находились ариане. Ночью они отрубили головы лошадям, запряженным в повозку, на которой епископ добирался до Никеи.
Проснувшись еще до восхода солнца и обнаружив коней обезглавленными, святитель попросил ямщика приставить головы к туловищам лошадей, а сам помолился Христу Спасителю.
Скакуны ожили, а владыка двинулся дальше в путь.
Каково было изумление, когда лучи солнца осветили саврасок: у гнедого коня голова оказалась чёрной, у вороного — белой, а у светлого — коричневой: в темноте ямщик перепутал соответствие цветов лошадиных голов и туловищ, но Бог даже в этом случае исполнил просьбу своего угодника!
Прибыв на собор, святитель для подтверждения истины единства Бога в трёх лицах потряс души всех присутствующих великим чудом: он взял в руки глиняную плинфу (кирпич), из которой вышел огонь, в его ладони осталась глина, а вниз потекла вода.
Святитель, будучи малословным, произнёс, что как плинфа одна, а из трёх стихий составлена, так и у Пресвятой Троицы — Три Ипостаси, но Божество Едино.
Так и запечатлён святой Спиридон Тримифунтский на иконе: в ладони он держит сухую глину, из которой исходит огонь, а вниз стекает вода.
На голове пастушья шапка из овечьего руна, а в руке — посох из финиковых ветвей.
Святитель Спиридон — покровитель и защитник Корфу
Тело святителя, оставшееся после смерти нетленным, до восьмого века покоилось в Тримифунте, потом очень долго находилось в Царьграде, а после его падения в середине XV века было тайно вывезено на остров Керкиру, где впоследствии для угодника Божьего был возведён собор.
С тех пор мощи святого Спиридона хранятся в одноименном храме в столице острова Корфу— Керкире.
Жители Корфу очень благодарны своему небесному покровителю: это единственный остров Греции, который за всю историю не был покорён могущественной Османской империей.
11 августа совершается особое богослужение, на котором вспоминается великое чудо, сотворённое святителем после его смерти: страшный ливень, столь редкий здесь в конце лета, сильнейший ураган и многометровые волны, разметали османскую армаду, штурмовавшую остров.
В те трагические дни, когда неоткуда было ждать помощи, все христиане, собравшиеся в собор, со слезами вопили молитву святому Спиридону Тримифунтскому:
О преблаженный святитель Спиридон! Умоли благосердного Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по Своей милости. Испроси нам, недостойным рабам Божиим, у Христа Бога мирную и безмятежную жизнь, душевное и телесное здравие. Избавь нас от всяких душевных и телесных болезней и бед, от всех томлений и наветов дьявола. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа Иисуса Христа, да подаст нам прощение многих наших беззаконий, безбедное и мирное житие, да дарует нам кончину жизни непостыдную и мирную и сподобит нас в грядущем жизни вечного блаженства, да постоянно воссылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Духу Святому, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
И Господь, по молитвам Своего угодника, не допустил на остров османские войска — они так и не смогли приблизиться к Корфу!
Мощи святителя, имеющие все свойства живого человека, покоятся в особой раке.
Она раскрывается в торжественных случаях и обязательно — двумя священниками.
Если «домик», в котором живёт святой, не открывается (а такое случается достаточно часто), то, говорят, что святитель ушёл помогать нуждающимся.
Подтверждают эти слова бархатные тапочки-башмачки святого Спиридона, надетые на ноги святого отца, которые постоянно необъяснимым образом изнашиваются.
Поэтому всякий раз, открывая раку, священники вначале переобувают святителя, а потрёпанную обувь разрезают на кусочки и раздают богомольцам.
До настоящего времени не оставляет милосердный епископ людей, призывающих его на помощь: помогает найти жильё, работу, исцеляет больных, утешает в скорбях.
Авиабомба, сброшенная фашистами на собор во время Второй мировой, взорвалась в воздухе, не повредив здания. Так дивный угодник Спиридон продолжает охранять место своего пребывания и людей, почитающих его.
Милосердный угодник Божий не может не откликнуться на молитву любого человека, с верой и болью обращающегося к нему.
Находясь в Греции, не упустите редкий шанс! Обязательно побывайте в гостях у святого Спиридона Тримифунтского на острове Корфу и получите благословение от небесного покровителя города, которое пребудет с вами всю жизнь.
Святой в стоптанных башмаках. Где поклониться мощам святителя Спиридона?
Святыне уже поклонились жители Краснодара, Екатеринбурга и Красноярска. Впереди в «гастрольном туре» Кемерово, Тула, Санкт-Петербург, Тверь, Саратов, Чебоксары, Ярославль, Москва и три точки в Московской области.
К нам прибыла в ковчеге длань (ладонь) святого. Она была отделена от остального тела при невыясненных обстоятельствах, но тоже давно хранится на Корфу. «Сегодня та самая правая рука, которая на первом Синоде освятила и показала путь к православию, находится здесь, с вами», — сказал хранитель мощей Спиридона архимандрит Иустин, спустившись с трапа самолёта.
Что просят у святого
Святой Спиридон почти так же известен и почитаем, как святой Николай. Безусловно, в православии иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Правильнее, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу определённой иконы, святого или молитвы. Однако практически у большинства святынь имеется своя исторически сложившаяся «специализация». В России бытует твёрдое убеждение, что Спиридон может помочь в квартирном вопросе, а также во всех вопросах, связанных с финансами. Невзирая на то что в православии материальный достаток не является важной ценностью (как и всё материальное) и о нём не принято молиться, именно Спиридон — тот главный святой, к которому всё же незазорно обратиться в случае необходимости с просьбами о материальной помощи и стабильности. Спиридона Тримифунтского часто просят помочь с делами на работе, деньгами, решением жилищных трудностей и других мирских дел. «Согласно житию, святой Спиридон занимался в жизни многим, но уж никак не покупкой квартир. Тем не менее многие люди, нуждаясь в деньгах и помощи в устройстве житейских дел, обращаются именно к нему и получают просимое. И в моей жизни, в бытовых её аспектах, очень многое устраивалось по молитвам именно Спиридону Тримифунтскому», — рассказал пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.
Кто такой Спиридон
Спиридон — самый почитаемый святой на острове Корфу, где сейчас хранятся его мощи. Считается, что он минимум четыре раза спас остров от неминуемой гибели: один раз от голода, два раза от чумы и ещё разок от турецких войск.
Спиридон был современником святого Николая, но знакомы они не были. Родился Спиридон примерно в 270 г. на Кипре, неподалёку от поселения Тримифунта, которое, кстати, существует до сих пор. От места своего рождения он и получил позже имя Тримифунтский Чудотворец. Родители его были простыми крестьянами, которые, конечно, не смогли дать ему образования. Он с детства пас коз и овец, потому на многих иконах его изображают в пастушьей шапке, сплетённой из ивовых веток. В отличие от большинства святых Спиридон был женат, имел детей. Овдовев, принял решение полностью посвятить себя Богу. Позже был избран епископом Тримифунта, но и в столь высоком ранге продолжал делать добрые дела. Он продал своё имущество, раздал деньги нуждающимся, а сам жил тем, что пас стада по найму. За свою доброту получил от Бога дар прозорливости и способность совершать чудеса.
Мощи нетленные
Останки святого Спиридона уже 16 веков нетленны, а их температура такая же, как у живого человека. Каждый год святого по традиции переодевают. И каждый раз его башмаки оказываются поношенными, потёртыми, испачканными морским песком. Люди верят, что святой весь год ходит по земле и помогает всем, кто попросил у него поддержки.
Самые известные чудеса
Спиридон при жизни имел власть над силами природы. По его молитве шёл дождь в засуху или, наоборот, прекращались ливни, грозящие потопами.
Однажды был оклеветан и приговорён к смертной казни друг Спиридона. Тот пустился в путь, чтобы спасти близкого человека, но в дороге ему встретился водный поток. Спиридон, веря в помощь Божию, приказал потоку остановиться. И поток послушался, открыв святому путь. Видевшие чудо люди поспешили вперёд Спиридона в город и рассказали о необычном явлении. Судья, прослышав про прибытие святого, пригласил его к своему столу и тут же отпустил его друга.
Спиридон оживил свою умершую дочь, чтобы она рассказала, где спрятала драгоценности, переданные ей на хранение. Дав ответ, душа девушки снова покинула тело. Драгоценности же святитель вернул хозяевам.
Святой воскресил по молитве матери грудного ребёнка, а затем и его мать, упавшую замертво при виде этого чуда.
На съезде епископов в 325 г., желая доказать, что Иисус является Богом, святитель взял в руки кирпич и стал сжимать его в ладонях. На глазах изумлённых людей кирпич стал мяться, через мгновение из него взметнулись язычки пламени и потекла вода. Святой же сказал: «Смотрите, вроде бы и три стихии — глина, вода и огонь. А кирпич всё-таки один! Так и в Пресвятой Троице — Три Личности, а Божество Едино!»
До сих пор на иконах и картинах Спиридон изображается с комком глины в руке, из которого вверх взметается пламя, а вниз течёт вода.
Зачем нам «чужие» мощи?
Частица мощей Спиридона много лет хранится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве, а в Покровском храме Данилова монастыря столицы находится башмачок с его ноги.
Но принесение мощей из мест, где они исторически пребывают, — важный знак милости Божией. «Не все могут посетить то святое место, где пребывают мощи святителя Спиридона, поэтому он сам приходит к нам. И принесение мощей выражает близость к этому святому», — разъясняет заместитель председателя Синодального миссионерского отдела Московского патриархата игумен Серапион (Митько).
Кому может помочь святитель?
К святому Спиридону мы прибегаем в разных жизненных обстоятельствах.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:
— Буквально вчера мне рассказали по телефону, как Спиридон Тримифунтский помог кому-то выйти из катастрофической семейной ситуации: люди лишались крова, но он дал им возможность обрести своё жильё, потому что они с горячей молитвой обращались к нему. Многие из тех, кто занимается коммерцией, кто берёт на себя ответственность за экономику страны, также свидетельствуют, что святой Спиридон помогает и в решении вопросов экономического характера.
В Евангелии очень ясно говорится, что Бог должен быть для человека основной доминантой жизни. Бога ни на что и никогда разменивать нельзя. Связь с Ним, молитвенная связь, общение с Ним являются величайшей ценностью человеческого бытия, и большей ценности нет, потому что Бог — источник жизни. Он Промыслитель рода человеческого, человеческой истории и бытия всей вселенной, и нет более великого дела, чем иметь общение с Богом.
Святым становится тот, кто обретает свободу — в первую очередь свободу от внешних обстоятельств, от порабощения внешней каждодневной суетой, от служения мамоне, от служения всему тому, что реально порабощает человека. Быть святым — значит быть свободным человеком, которым невозможно манипулировать, который не является рабом греха, который, живя простой человеческой жизнью, имея, может быть, «и землю, и волов», и жену, и семью, и автомобиль, и работу, и деньги на счету, остаётся свободным человеком, потому что он подчиняет себя воле Божией, а всё остальное вторично. И самый простой человек обретает способность стать святым, и у него словно вырастают крылья — только потому, что он в первую очередь преклоняет главу свою пред Богом и принимает Его закон жизни.
Пусть пример святого Спиридона поможет и нам в наш мятущийся и часто так страшно заблуждающийся век не терять Божией правды, а вместе с ней и свободы, которая сопровождает человека в его пути к Богу.
Каноническое право
Любая система общественного взаимодействия должна основываться на определенных правилах и закрепленных способах взаимного влияния. Сложно представить себе государство или какое-либо другое значительное общество без определенной системы поведения внутри этого общества.
Церковь Христова, которая основана Самим Господом, в своем духовном значении, несомненно, выше и больше любых правил и систем. Тем не менее, Церковь находится в падшем мире, в нее ходят обычные грешные люди. Поэтому совершенно необходимо, чтобы был четкий и понятный способ организации взаимодействия между членами Церкви.
Что такое каноническое право
Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.
Когда христианская религия только начинала формироваться, все вопросы, возникающие в ранних общинах, решались на основании Священного Пиуазаний апостолов. С течением времени и разрастанием церквей стало очевидно, что нужно иметь некую систему решения ключевых вопросов деятельности всей Церкви. Так и стало формироваться церковное право, которое вобрало в себя опыт христианской жизни за все века ее существования.
Действует система канонического права в Православной, Римо-Католической и некоторых Восточных Церквях. Эта система включает в себя следующие элементы:
- правила, составленные апостолами;
- постановления Вселенских соборов;
- решения Поместных соборов;
- общность правил Отцов Церкви.
Основа церковного права — это, безусловно, апостольское предание. Будучи первыми и прямыми последователями Иисуса Христа, апостолы разрабатывали самые первые способы взаимодействия в раннехристианских общинах. Имея особую благодать, апостолы обладали духовной мудростью и могли понимать те или иные стороны духовной жизни.
Важно понимать, что Церковь, как Тело Христово, не нуждается ни в каких сводах правил и системах управления. Но как социальный и общественный институт, Церковь взаимодействует как с внешним миром (в виде государственных органов и организаций), так и с отдельными церковными элементами (например, взаимодействия разных епархий).
Именно для того, чтобы в нашем мире Церковь, как социальный институт, могла нормально функционировать, была единой и необходима система канонического права.
Элементы канонического права
Как и любая система, церковное право также имеет свои составляющие элементы. Основными из них можно назвать догмат, канон и обычай. Рассмотрим их детальнее.
Догматом в Православной Церкви называется вероучительная истина, которая является неоспоримой, базируется на Священном Писании, выражает суть христианства, какие-то основополагающие принципы. Как правило, догматы принимались на Вселенских соборах, они являются обязательными для всей полноты Церкви.
Непризнание догматов говорит о нарушении понимания сути веры, что является ересью. Злостных нарушителей догмат, которые не признают своих ошибок и не раскаиваются в них, предают анафеме. Канон является определенным вариантом решения того или иного церковного вопроса. Практика формируется на основе Священного Писания и предания, мнения святых отцов.
Канон призван решать конкретный практический вопрос церковного устройства, поэтому применяется при определенных условиях. Используются каноны для конкретных ситуаций, их толкуют и поясняют уполномоченные иерархи.
Неподчинение канону влечет за собой последствия, которые определяет и постановляет церковный суд. Каноны, в отличие от догматов, не являются однозначными и могут пересматриваться различными органами церковного управления.
Обычай — это практическое применение христианской истины в жизни конкретного человека или общины. Обычаи могут существенно отличаться в разных регионах и епархиях, обычаи отражают историческое, культурное и воспитательное наследие той части общества, в которой они соблюдаются.
Практика церковной жизни может демонстрироваться в обычаях как верно, так и искаженно (например, превращаясь в суеверие). Важную роль обычаи имеют в вопросах христианского воспитания, что хорошо видно в обществах и народах с традиционным укладом семьи — обычаи и традиции в них очень сильны, передаются из поколения в поколение и практически не могут быть оспорены или нарушены. А если это и происходит, то вызывает неизменное порицание большинства.
Свод канонов Православной Церкви
Итак, официально в общепризнанный свод канов включены
- Правила Святых Апостолов;
- Каноны шести Вселенских соборов;
- Каноны Десяти Поместных соборов;
- Правила 13 Отцов.
Наибольшее значение и силу имеют решения Вселенских соборов, которые считаются непогрешимыми. Их мнения являются общепринятыми для всех Православных Церквей. Вселенские соборы — это наивысшие органы в церковной иерархии, которые отражают мнение Церкви о тех или иных основополагающих вероучительных вопросах.
Решения десяти Поместных Соборов, вошедших в каноническое право, основаны на признании Вселенскими Соборами. Обычно Поместные Соборы действуют лишь в границах той или иной церковной единицы, на которую распространяется их власть. Поместных Соборов в истории Православной Церкви было очень много, но лишь решения десяти из них вошли в общий свод правил.
Так же можно сказать и о правилах святых отцов. Далеко не все они вошли в канонический свод, многие до сих пор используются как частное мнение тех или иных Отцов. Но признание Вселенскими Соборами важности и значимости некоторых решений Святых Отцов позволило закрепить их для всей полноты Православной Церкви.
Решение церковных конфликтов
Поскольку Православная Церковь существует во взаимодействии с миром, так или иначе в ней происходят разные конфликты и несогласия. Для того, чтобы их максимально эффективно и конструктивно разрешать, используют систему канонического права. В светской юриспруденции очевидно, что любой конфликт должен решаться на основании четкой ситемы правил.
Однако в церковной среде такая практика работает очень плохо. И проблема тут не в послушании церковным законам, а в том, что многие каноны крайне плохо соотносятся с реалиями жизни современных христиан. Многие церковные законы очень плохо соотносятся друг с другом, а то и противоречат один другому.
К сожалению, в нашей Церкви так и не был никогда создан четкий, выверенный и эффективно работающий свод правил. Для решения тех или иных спорных ситуаций используются как древние восточные правила и каноны, так и более современные постановления.
Никогда не проделывалась работа по сбору всех правил, их ситематезации и устранению несогласованности между ними. Поэтому на практике случаются ситуации, когда некоторые каноны просто перестают работать и использоваться, хотя на уровне церковного права их никогда не отменяли.
Интересно! К такому примеру можно отнести 13-е правило святого Василия Великого, которое однозначно гласит о том, что воин, убивший в сражении своего врага, должен на три года отлучаться от причастия. Сегодня это правило не соблюдается, хотя оно не было отменено или упразднено.
Церковь и ее деятельность нельзя рассматривать, как деятельность любого земного общественного института. Множество разногласий и конфликтов решаются внутри Церкви, под руководством Святого Духа, обитающего в ней. Далеко не всегда такие решения бывают быстрыми, иногда уходят годы и даже столетия, чтобы решился какой-либо важный канонический вопрос.
Кроме того, в практике церковной жизни активно используются различные указы, акты и другие документы, издаваемые в современном мире. Опираясь на них, часто удается избежать проблем с разрешением сложной ситуации и недопонимания между различными субъектами церковных отношений.
Проблема систематизации церковного права
Актуальность того, что каноническое право Православной Церкви остро нуждается в пересмотре и четкой выверенной систематизации осознали давно. Проблема заключается в том, что нет единого понимания, как должна выглядеть подобная правовая система, на какие принципы опираться, что взять за идеал и образец. Решать такой вопрос необходимо на Всеправославном соборе, созвать который не удается еще с начала ХХ века.
В 1923 году была попытка организовать такой собор, однако собрать должное количество представителей не удалось, и мероприятие получило название конгресса. Очевидно, что решить сложный вопрос системы канонического права при неполном количестве участников было невозможно.
Через несколько лет после конгресса был сформирован список актуальных вопросов о жизни Православной Церкви, для решение которых необходим созыв Всеправославного собора. Все последующие годы этот список редактировался и дополнялся, однако приблизиться к практическому решению проблемы так и не удалось.
Последний организовать подобный собор инициировали в 2016 году, однако не все Поместные церкви дали свое согласие на участие. Негативную роль сыграл политический фактор, который повлиял на церковные дела. И снова не полный состав собора сделал невозможным решение общеправославных вопросов.
На сегодняшний день проблема разработки эффективной системы канонического права так и остается актуальной. Очевидно, что каноническое наследие, которое по сей день основывается на правилах времен Византии, во многом утратило свою актуальность, а, следовательно, и эффективность. Самая главная задача, которая стоит перед церковным правом — сделать так, чтобы людям было легче жить церковной жизнью, а не запутать их еще больше.
Каноническое право: история и 8 источников права
В раннехристианских общинах вопросы веры решались на основании норм в Священном писании и Апостольских преданиях.
С распространением христианства по миру в Церкви сформировался свод законов, получивший название Каноническое право. Оно формировались на протяжении сотен лет, и вобрало в себя многолетний церковный опыт.
Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений
Каноническое право — это система правовых норм действующего церковного законодательства в Православной, Римско-католической, и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах.
Корень слова «Канон» употребляется в итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках.
Канонические правила состоят из:
- апостольских правил;
- постановлений Вселенских церковных соборов;
- постановлений Поместных соборов;
- совокупности правил Отцов Церкви.
Апостольские правила — фундамент церковного законодательства всех Православных Поместных Церквей. Это часть Предания, оставленного самими Апостолами.
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».
Каноничные правила определяют взаимоотношения клириков и мирян.
Последние исследования церковных историков говорят о том, что многие постановления из Апостольских правил составлены первыми апостолами, а некоторые добавлены на Вселенских соборах со временем, когда Церковь вышла из периода гонений и применяла опыт Римского права.
Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях
Церковь — Божественное установление. Это Царство, видимо явленное, но это Царство не от мира сего (Ин 18. 36). По определению «Катехизиса» — это «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».
Указывая на неземную природу Церкви, Апостолы пишут, что это дом Божий,
«который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».
Тело Христово, «которое есть Церковь».
Имея мистическую природу, Церковь не подлежит никаким земным и человеческим законам.
Церковь, как общество людей, вступает в контакт с государственными и другими образованиями. Для этого существуют внешние взаимоотношения церкви и государства, и внутрицерковные, — между общинами, институтами и членами Церкви.
Основные догматы получены от Самого Христа, а другие законы и правила создавались властью, которую Христос её наделил через Апостолов и их приемников.
Нормы, регулирующие внутреннюю церковную жизнь, и отношения с другими общественными организациями, — и составляют каноническое, или церковное право. Правилами и канонами Церковь сохраняет свой богоспасительный строй на протяжении веков.
Нравственный христианский закон, основанный на любви и соблюдении заповедей, для Церкви начало более важное, чем гражданское право, опирающееся на справедливость.
Однако, без правового аспекта отношения между людьми, которые регулируются личными мотивами и юридическими нормами, — представить церковную жизнь невозможно.
На протяжении истории христианства, в восточной, западной церквях, и в некоторых протестантских деноминациях встречаются учения об отрицательном влиянии юридического рационализма, усвоенном в Римской Империи.
Церковь попала под ярмо римского закона, и произошло то, чего боялся Апостол Павел:
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»
Тесное сближение, слияние Церкви Христовой с кесарем — причина многих злоупотреблений в Римской Империи, Византии и Российской Империи.
Они явились причиной раскола между православными и католиками, появлению протестантизма в Европе и Старообрядчества на Руси.
Там, где насаждалось законничество под давлением власти, а Дух и любовь забывались, — возникали расколы.Тем не менее, римское законодательство было частично адаптировано церковью, и некоторые его положения вошли в сборники канонического права.
Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист. Фотография начала ХХ века
Церковные санкции существенно отличаются от государственных. Основатель Церкви не уполномочивал кого-либо принуждать насилием.
Самая высшая мера наказания — это анафема (отлучение), которая побуждает нарушителя положений церковных соборов и постановлений к покаянию.
К вступлению в Церковь нет никому принуждения. Но вступившие добровольно, должны подчиняться церковным канонам, ибо без послушания, следование Евангелию невозможно. Отрицание священных норм есть противление Апостольскому преданию.
Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами
Каноническое право делится на публичное и частное. Публичное затрагивало положения и правила римского государства. Частное касается пользованию отдельных лиц.
В эпоху правления Рима и Византии, переплетение государственных и церковных законов было логическим следствием просвещенной в христианстве знати и Царской власти. Сегодня этот исторический феномен утратил свою силу.
Церковь не имеет национальности и государственной принадлежности. Она не замыкается земными границами, и ее универсальные законы не могут быть частью законодательства отдельного государства. В Византии, при условии «сращивания», всегда можно было отделить законы государственные и церковные.
Оно касается совести, и спасения души. Эта область не претерпевает изменения, в отличие от государственного права. Для верующих, церковный авторитет всегда имел больший приоритет.
Основной конфликт между церковью и государством состоит в том, что они преследуют разные цели.
Канонические церковные нормы систематизируют следующим образом:
- административное право (органы управления, виды церковной власти, епархии, приходы);
- состав и организация церкви (миряне, клир, монашество);
- брачное церковное право;
- имущественное право;
- взаимоотношения с православными и инославными церквями;
- взаимоотношения с государством.
Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания
Источники делятся на следующие категории:
- божественные, или естественные, основанные на Божественном Откровении;
- положительные, основанные на законодательных церковных актах;
- писанные (изложенные письменно);
- неписанные (хранились в Церкви как предание, или обычай);
- общие — обязательные для всей Церкви;
- частные — действующие в отдельных Поместных Церквах;
- материальные лица и институты (епископы, предстоятели, Соборы);
- формальные (исторические документы, в которых изложены нормы).
Есть 7 основ создания церковных законов и правил, из которых сформировано каноническое право.
- Божественное право, или Божественное Откровение. Содержит полноту истины, как высший критерий законодательства Церкви. Содержится в Заповедях и Новом Завете.
- Церковное законодательство, вытекающее из Церкви, руководствуемой Божественной волей.
- Вселенские и Поместные Соборы. Непогрешимость соборов вытекает из догмата непогрешимости Церкви. Признание непогрешимости канонов не ставит непреодолимого барьера к правке канона, — в случае утраты характера действующей нормы в изменяемой исторической обстановке.
- Статуарное право, или частное церковное законодательство. Состоит из актов, изданных властью Поместных Церквей и архиереями. Они не распространяются за территорию автокефальных Церквей и епархий.
- Благочестивые обычаи. Они бывают как общецерковные (епископ должен быть монахом), так и местные, не обязательные к применению в других регионах. Учитывается обычай при рассмотрении дел церковных судов в том случае, если в рассматриваемых случаях нет письменного закона.
- Труды и мнения известных канонистов, включенные в законодательные церковные сборники.
- Государственные законодательные акты, касающееся внешней правовой области Церкви, закрепленные подписью епископов.
При решении церковных споров, существует правило иерархии правовых норм. Оно заключается в преимуществе акта, имеющего более важный статус.
Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями
При распространении Христового Учения по миру, и образовании Церквей, в разных регионах возникали различные богослужебные особенности и правовые нормы. Возникла необходимость удержания единства церковного учения.
Для исследования недоразумений, сохранения единства и избегания спорных вопросов, — созывались Соборы, на которых присутствовали предстоятели и почитаемые старцы. Соборные решения оформлялись в виде посланий, и рассылались по епархиям.
Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве
Учение 12 апостолов «Дидахе» — первый древнейший канонический свод церковных законов
Текст «Дидахе» был окончательно сложен к концу 1 века Н.Э. Обнаружен он в 1862 году, и опубликован в 1883 г. В этом писании изложены постулаты о вере и нравственности, церковно-дисциплинарный раздел, положения о епископах, клириках и мирянах, о Евхаристии и посещениях молитвенных собраний.
«Дидахе» или Учение 12 апостолов — древнейший документ апостольских правил.
Также говорится об обязанностях диаконов и диаконисс, воскресении мертвых, и многие другие положения и постановления.
Часть древнего манускрипта Дидахе — основа канонического права
Этот документ доказывает правоту и истинность Православной веры, сохранившей апостольские догматы.
Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний
В результате Соборов, и других канонических источников, образовалось множество церковных нормативных актов. Для облегчения практического пользования, составлялись сборники, которые стали источниками общецерковного права.
Сборники разделялись на 3 типа:
- канонические, имеющие в составе только церковные правила;
- гражданские, содержащие гражданские акты по церковным делам;
- смешанные, или номоканоны.
Сборники составляются в хронологической последовательности принятия законов, либо по тематическим разделам.
Классификация источников канонического права по региональным признакам:
- греческие;
- византийские;
- Русской Церкви.
Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке
У католиков, начиная с XII века, каноническое право выделилось из богословской среды, и сформировалось в правовую систему и научную дисциплину. Монах Грациан провел работу по объединению правовых и юридических церковных текстов, которая вылилась в труд, названный Декретом Грациана.
До возникновения протестантизма, церковь была встроена в структуру политической власти, была задействована в управлении государством и влияла на все сферы частной и общественной жизни. По этой причине церковь часто конфликтовала со светской властью.
В совершении этих деяний Католическая Церковь принесла покаяние.
Последовательное разграничение на церковный и административный аспекты канонические правила получили после начала Реформации. В XIX — XX вв. протестантские и католические канонисты утверждали, что церковные каноны — это совокупность юридических текстов, указов императоров, монархов, церковных постановлений Римских Пап, и другие представления норм и кодексов, касающихся церкви.
В настоящее время у Римо-Католиков действует «Кодекс канонического права» 1983 г. Он регулирует все вопросы как внешних, так и внутренних правовых отношений, и охватывает все сферы деятельности Католической Церкви.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО – совокупность юридических положений, установленных в соответствии с христианскими канонами.
Каноническое право регулирует вопросы устройства Церкви, взаимоотношений её членов, церковных правонарушений, судопроизводства, управления церковным имуществом, взаимоотношений Церкви с государством и др. общественными структурами, а также брачно-семейные отношения.
В западной юридической литературе иногда различаются понятия «каноническое право» и «церковное право» (jus ecclesiasticum). На православном Востоке, в частности в Русской православной церкви, в церковных документах, учебной деятельности, обиходе эти понятия употребляются синонимично.
Церковь получила от Самого Христа правило веры и основные законы жизни по вере (заповеди), поэтому своё право она выводит из Божественного Откровения; др. правила (каноны) Церковь издавала сама, властью, которую Христос вручил ей. Т. о., источниками канонического права являются тексты Священного Писания, церковные обычаи, постановления Вселенских соборов и Поместных соборов, труды отцов Церкви, а в Римско-католической церкви – также папские декреталии. Каноны ещё в древней Церкви для удобства пользования стали объединяться в сборники. В VI веке наибольшим авторитетом пользовался сборник Дионисия Малого. Ранние сборники канонов были устроены по хронологическому типу. Наиболее древний сохранившийся свод с систематизацией канонов по предметному признаку – «Синагога в 50 титулах» – принадлежит патриарху Константинопольскому Иоанну III Схоластику (VI век).
Вселенская православная Церковь пользуется каноническим корпусом (собранием канонов), выработанным в эпоху Вселенских соборов и оформившимся к 883 году, когда появилась редакция «Номоканона в 14 титулах» патриарха Константинопольского святого Фотия. 2-я часть «Номоканона…» – «Синтагма канонов» включает все каноны. Использование в Церкви этого древнего корпуса не означает, что все церковно-правовые нормы, установленные в соответствии с ним, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте. Так, например, дисциплина наказаний, выработанная главным образом в IV веке, на практике была основательно реформирована уже в ранневизантийскую эпоху, когда при назначении епитимий стали применяться не канонические сроки отлучения от причастия, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне патриарха Константинопольского Иоанна Постника (VI век), содержащем несравненно более мягкие санкции. 37-е Апостольское правило предусматривает, чтобы епископы каждой области собирались на собор 2 раза в год, а в 8-м правиле Трулльского собора отцы, ссылаясь на набеги варваров и иные случайные препятствия, ввели новую норму – созывать соборы 1 раз в год, однако это не означает отмену 37-го Апостольского правила: созыв собора дважды в год по-прежнему рассматривается как желательное установление, но ввиду возникших затруднений вводится новый порядок. Т. е. принципиальная экклезиологическая идея 37-го Апостольского правила и 8-го правила Трулльского собора заключается в соборности, а конкретная периодичность в созыве соборов может устанавливаться с учётом обстоятельств своего времени.
Церковное нормотворчество на основе канонов не прекратилось и после 883 года, но акты, изданные в отдельных поместных православных церквах или епархиальными архиереями, не имеют общецерковного авторитета.
Обширные толкования на полный состав канонического корпуса созданы в XI-XII веках византийскими канонистами Аристином, Зонарой, Вальсамоном; в XIV веке составлена Властаря синтагма алфавитная; на рубеже XVIII-XIX веков вышел канонический сборник с толкованиями «Пидалион». На Руси тексты канонов были известны по Кормчей книге. В 1839 году в России издана Книга правил.
Римско-католическая церковь помимо древних канонов включает в свой канонический корпус правила, выработанные позднейшими соборами, признаваемыми в католицизме Вселенскими, а также нормотворчество римских пап (смотрите Папа Римский) и римской курии. На Западе наиболее известным был предметный сборник канонов «Декрет», составленный около 1012 года епископом Вормсским Бурхардом. В конце XI века в ходе реформ папы Григория VII (Григорианская реформа) были введены новые источники канонического права – декреталии римских пап, в результате в Римско-католической церкви появилась особая система права, названная «новым правом» (jus novum). В нём помимо библейских и святоотеческих установлений ощутимо влияние римского права (особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и обычного права (вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В 1093-1095 годах три важнейших компендиума канонического права – «Tripartita», «Decretum» и «Panormia» – составил Иво, епископ Шартрский. Около 1140 года был составлен сборник «Согласование несогласных канонов» («Concordia discordantium canonum»), получивший название «Декрет Грациана» (смотрите Грациана декрет 1140 года). Нормотворчество римских пап объединялось в сборники декреталий под названием «Экстраваганты» («Extravagantes»). К конwe XVI века под влиянием реформ Тридентского собора сборники декреталий и «Декрет Грациана» составили Свод канонического права (Corpus juris canonici), ставший основным источником канонического права на Западе в Новое время. Созданный в 1917 году Кодекс канонического права заменил все предыдущие кодификации, придал каноническому праву рационально упорядоченное построение и изложение. Реформы Ватиканского II собора заложили основы для нового Кодекса (1983 год), имеющего прочную юридическую и богословскую базу. В 1990 году в Римско-католической церкви был принят Кодекс канонов восточных церквей, который распространяет своё действие на католиков восточных обрядов (смотрите Униатство).
Каноническое право имеет свою систему, которая регламентирует: состав и устройство Церкви (вступление в Церковь, иерархия, рукоположения, состав клира, права и обязанности клириков, монашество), органы церковного управления (высшая власть в Церкви, церковная юрисдикция, диаспора, статусы автокефальных, автономных церквей, епархий и приходов), виды церковной власти (учительная, священнодейственная, правительственная), отношение к др. конфессиям и государству.
В отличие от государственного, публичного права любого народа, которое является социально обусловленным и претерпевает изменения, основа канонического права, относящаяся к внутренней жизни Церкви, остаётся неизменной (состав Церкви, иерархия священства, рукоположения, совершение церковных таинств). Нормы, регулирующие отношения Церкви как одного из общественных союзов с др. общественными образованиями, прежде всего с государством, могут изменяться. Так, в Римской империи после Миланского эдикта (313 год), когда христианство отождествлялось с государственными интересами, а церковным правилам придавалась сила государственных законов, священное право (jus sacrum) было частью публичного, государственного права (jus publicum). Каноническое право регулировало часть гражданских правоотношений, например брачно-семейные правоотношения (заключение браков, регистрация рождений, браков, смертей). В Новое и Новейшее время в результате секуляризации круг этих правоотношений сужался.
Каноническому праву, также как и светскому праву, присущ характер принудительности. Однако в отличие от светского права в основе канонического права лежит не государственное принуждение, а обращение к внутреннему духовному миру нарушителя церковных канонов, побуждающее его к покаянию.
Наука о канонах и собственно каноническом праве – канонистика – исследует методологию, аксиологию, догматику и историю канонического права. Большое влияние на догматику и методологию канонического права начиная с XI века оказали юристы, изучавшие римское право, в особенности комментаторы Дигест. Они способствовали возвышению авторитета канонического права, приспосабливая его к нуждам современного им общества. Основным методом комментирования юридических текстов было составление глосс, учебников канонического права в виде сумм, а также исследование отдельных проблем. Наиболее тесная связь науки канонического права существовала с гражданским правом (точнее, со светским правом). В научных и преподавательских сообществах возник титул «доктор двух прав», подразумевавший доктора одновременно канонического и гражданского права. Старейшими центрами изучения канонического права на Западе начиная со Средневековья были Болонский университет, а также факультеты канонического права в Париже, Павии, Орлеане, Тулузе, Монпелье, позднее в Праге и Кракове (Ягеллонский университет).
Каноническое право
Каноны (греч. – «правило») означали церковные нормы или правила, которые в течение первых пяти веков существования христианства определяли нормы религиозной жизни общин (отсюда – каноническое право, содержащееся в церковных канонах,
в противоположность императорским законам). Каноны регулировали структуру литургического календаря, устанавливали формы и церемонии святого причастия и крещения, предписывали детали времени поста и празднования религиозных праздников и т. п. Каноническое право – это постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от светской.
Источниками канонического права являлись: 1) Новый завет. (Ветхий завет – Библия – как источник права имел ограниченное применение); 2) Учение двенадцати апостолов (работа составлена
в Сирии в III в.); 3) Постановления апостолов (составлены в Сирии в IV в. и содержали извлечения из учения 12 апостолов и постановлений церковных соборов); 4) Постановления церковных соборов, состоявших из 85 правил и изданных на греческом языке в IV и V в.; 5) Латинские переводы постановлений вселенских и поместных соборов и сборники постановлений, появившихся в V веке. (Наиболее известный сборник римского монаха Дионисия, написанный около 500 г.); 6) сборник постановлений церковных соборов и папских декреталий VII в., появившийся в Испании и приписываемый монаху Исидору («Лжеисидоровы деклетарии»); 7) римское право.
Постепенно каноническое право становится не только важным элементом христианской религиозной жизни, но и автономной правовой системой. Его стали преподавать в первых европейских университетах,
в частности, в Болонском. Это вызвало множество трактатов и комментариев по каноническому праву. Около 1140 г. появляется трактат, который потом занял первенствующее место среди подобных ему сборников канонического права. Он принадлежал Грациану (являлся преподавателем права в одной из юридических школ, возможно,
в Болонье) и назывался «Согласование разноречивых канонов» или «Гармонии противоречивых канонов». Впоследствии трактат был назван в честь автора – «Декреты Грациана» или «Книга Грациана». Название отражает цель автора: урегулировать различающиеся канонические традиции и неписаные законы и изложить в последовательную и единую систему. В декрете излагались руководящие правила или каноны церковного права. Каждый канон снабжался ссылками на источники, откуда оно было заимствовано и выведено: священное писание, постановление соборов или папские декреталии.
«Декреты Грациана» быстро стали стандартным учебником
в юридических школах, изучающих каноническое право. Поскольку изучение канонического права по Грацианову учебнику начало привлекать постоянно увеличивающееся число студентов, создание новых правовых норм также продолжалось и ускорялось. В 1234 г. папа Григорий IХ издает официальный сборник руководящих правил (канонов), составленных после «Декретов Грациана». Сборник состоял из
пяти частей: в первой говорилось о церковных судах и их юрисдикции;
во второй – речь шла о судопроизводстве; третья – повествует
о привилегиях клира; четвертая – рассматривает семейное право;
пятая – о преступлениях. Такой порядок изложения стал применяться и
в других папских декреталиях, появившихся в 1298, 1317 и 1583 г.
При папе Григории ХIII в 1583 г. появляется переработанное издание «Декрета Грациана», дополненное новыми канонами и получившее название Свода канонического права.
Каноническое право оказало влияние и на частную, и на общественную жизнь средневековой Европы. Несмотря на то, что правомочия и юрисдикция канонического права, как правило, были неясны, тем не менее, оно, благодаря судебной практике церкви, проникало в частную жизнь человека. В средние века такие стороны жизни человека, как мышление и поведение, рассматривались не как исключительно личные, а подлежащие надзору со стороны церкви. Под тотальным контролем церкви и их служителей находились религиозные и политические убеждения граждан. Церковь настаивала на своем праве контролировать поведение прихожан от рождения до смерти. Например, в компетенцию церковных судов входило заключение брака или его расторжение, контроль над сексуальными отношениями, коммерческой и финансовой деятельностью, установление времени труда и его условий, необоснованная праздность, желания и соблазны (греховность), похороны умерших, а также подделка мер и весов, фальшиво-монетничество, ростовщичество, лжесвидетельство.
Помимо гражданской юрисдикции, каноническое право регули-ровало и сферу уголовного права: прелюбодеяние, гомосексуализм, блуд, многобрачие, изнасилование, кровосмешение и проституция.
Значительное влияние каноническое право оказывало и на некоторые аспекты торговли и финансовой деятельности. Канонисты разрабатывали механизм проведения экономической политики, принятой церковью. Одним из таковых принципов нравственной экономической политики был вопрос о справедливой цене. Согласно этому принципу, цена товара может быть определена справедливо только непосредст-венно на рынке. Справедливой признавалась цена, которую готов уплатить покупатель, и на которую согласен продавец.