Московская епархия: духовенство, указы, храмы и монастыри, приходы

Статистическая информация

Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла
на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви
(29 ноября 2017 года)

Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году.

Созданы 3 митрополии: их число достигло 60.

Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года. …Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства. Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.

В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.

В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.

В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла
на Епархиальном собрании г. Москвы
(21 декабря 2018 года)

На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее.

По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов.

В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов.

Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.

Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).

Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
на годичном собрании Московской епархии
(20 декабря 2017 года)

На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1 191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1 564 клирика, из которых 1 441 священников и 123 диакона.

За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1 999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня — новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.

В отчетном году было совершено 27 диаконских и 30 священнических хиротоний. За штат почислено 2 священнослужителя, запрещены в священнослужении 6 человек. В Московскую епархию было принято 17 священнослужителей, в другие епархии перешли 6 клириков.

На приходах действуют службы приходского консультирования. В большинстве приходов организованы церковно-приходские библиотеки. В 2017 году их было 822, а совокупный книгофонд составил 840 тысяч изданий.

В 2017 году в 812 приходах и монастырях Московской епархии действовали 767 детских и 504 взрослых воскресных школ, где обучались 29 198 человек и преподавали 3 421 учитель.

Важными центрами духовного воспитания и образования являются православные гимназии и школы. Всего в Московской епархии действует 16 православных школ, в которых обучается 2 447 человек и преподает 426 учителей.

В 2017 году в Московской области силами духовенства и православных мирян окормлялись 24 вуза, 58 учреждений средне-профессионального образования, 891 школа, 276 детских садов.

Коломенская духовная семинария готовит духовенство для Московской епархии и считается одной из лучших и по оснащению, и по качеству преподавания духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарии ведется преподавание 46 учебных дисциплин и трудятся 56 преподавателей. 39 преподавателей являются священнослужителями Московской епархии. В настоящее время библиотека КДС насчитывает 32 633 книги, 3 850 журналов и 10 100 учебных пособий.

На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов.

За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Красноярске: описание и адрес храма, расписание богослужений, праздники, как добраться

Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек. Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского. В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии.

В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы.

В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий.

В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях.

На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники.

В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.

Деятельность многих приходов и монастырей Московской епархии неразрывно связана с духовным попечением о пациентах и персонале медицинских учреждений. В отчетном году пастырская деятельность велась в 267 подмосковных и 34 московских или федеральных лечебно-профилактических учреждениях для взрослых пациентов и в 28 лечебных заведениях детского профиля.

В Московской епархии оказывается необходимая помощь людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В 21 благочинии действуют 35 приходских обществ трезвости, в которых состоит более пятисот человек. Духовенством Московской епархии окормляются 67 групп трезвости анонимных алкоголиков и наркоманов.

В отчетном году епархиальное духовенство совершало свое служение в 408 подразделениях Министерства обороны и других силовых ведомств. На территории воинских частей расположены 45 храмов, 21 часовня и 24 специально оборудованных молитвенных помещения. Осуществляются работы по проектированию и строительству еще двух храмов. В 70 военных подразделениях, на территории которых расположены храмы, богослужения совершаются регулярно.

В Московской епархии сегодня имеются 12 мужских и 12 женских обителей. Общее число монашествующих — 262 человека, в мужских монастырях — 74 человека, в женских — 188 человек. В этом году было совершено три иноческих и девять монашеских постригов.

Уникальная база данных помогает найти сведения о духовенстве дореволюционной России

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Уникальный масштабный проект «Биографическая база данных православного духовенства» уже три года существует и развивается благодаря трудам клирика Санкт-Петербургской епархии магистра теологии и богословия, соискателя аспирантуры ОЦАД священника Павла Овчинникова и его единомышленников.

База данных содержит информацию о православных священнослужителях, членах их семей, потомках и предках периода дореволюционной России. Особое место в ней уделяется второй половине XIX – начала XX века, также она содержит информацию о выпускниках российских духовных школ XVIII-XX веков.

Идея создать подобную базу данных родилась у отца Павла, когда он работал над списком воспитанников Воронежской духовной школы. По благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия священник тогда возглавил научную группу при Воронежской духовной семинарии.

Актуальность платформы была обозначена еще и тем, что сегодня полным ходом идет процесс возрождения храмов и монастырей, возрастает интерес к родной истории, пробуждается память о священнослужителях, а ведь многие из представителей рода перенимали священный сан из поколения в поколение, на протяжении столетий, вели родословную с царских времен.

Сегодня «Базе данных…» три года, но даже за это время проделана колоссальная работа. Начиналось все со сбора доступной информации в Интернете, которую заносили в специальную таблицу. В процессе работы был серьезно пересмотрен подход к источникам, их первичной обработке и расположению в таблицах. Сами таблицы выросли из 15 столбцов до 70. В настоящий момент в «Базе данных…» уже около 20 000 имен.

Создается база на основе архивных материалов, источников из библиотечных хранилищ, дореволюционных изданий, публикаций и воспоминаний родственников. При внесении информации в обязательном порядке указывается ее источник. Работа ведется при поддержке Центра генеалогии «Семейная реликвия».

Читайте также:
Введенский монастырь в Иваново: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Уникальность «Биографической базы данных православного духовенства» заключается сразу в нескольких важных моментах.

Во-первых, она направлена на решение проблемы поиска информации по отдельным представителям духовенства и членам их семей в условиях, когда большинство архивных источников все еще недоступно для населения, документы не расшифрованы или не опубликованы.

Во-вторых, в отличие от других баз данных (например, созданной Соловецким монастырем), данный проект характеризуется иными методикой работы и задачами.

Главными из них является использование платформы для сбора на одном ресурсе и дальнейшего поиска материала о духовенстве, православных приходах Российской империи, а также анализ и сравнение информации по разным категориям (епархиям, регионам, приходам, образованию, годам жизни и служения, наградам и др.).

С помощью проекта можно будет подробнее изучить уровень образования духовного сословия, установить родственные связи между священнослужителями в разных регионах.

Прежде всего «База данных…» позволяет найти личные сведения: фамилия, имя, отчество священнослужителя, его происхождение, сан, год рождения и возраст, год смерти или последнего упоминания, образование, места служения, награды, состав семьи. Также можно найти всех носителей одной фамилии в целом по Российской империи или отдельному региону/регионам.

Особенно ценным является то, что с ее помощью можно найти чрезвычайно редкие сведения: причины переселения и расселения представителей духовенства в разные части Российской империи, данные о выходе из духовного сословия, о смене рода занятий.

Одним из основных преимуществ базы является объединение отдельных персон священнослужителей в категорию «семья», т.е. благодаря проекту можно составлять родословную, использовать его возможности в других генеалогических целях.

С историями о жизни духовенства в разные годы и столетия можно ознакомиться в разделе «Библиотека». В нем же посетители-авторы могут рассказать свои истории.

Таким образом, «Биографическая база данных православного духовенства» помогает найти информацию о священнослужителях и членах их семей по фамилии, конкретному населенному пункту, уезду, учебному заведению или храму за разные периоды жизни и служения, можно найти человека с минимумом сведений (упомянув только дату рождения, место служения), обнаружить родственников, покинувших губернию в результате переселения, а еще – делать выборки по отдельно выбранному храму или населенному пункту.

Смотреть и пользоваться данными можно совершенно бесплатно. Однако, чтобы воспользоваться «Базой данных» и ее инструментами в полной мере пользователь должен зарегистрироваться.

В дальнейшем проект планируется адаптировать к международному стандарту, зарегистрировать в Роспатенте, а персоналии на сайте привязать к местам служения, населенным пунктам.

Гатчинская епархия

Священный Синод РПЦ 6 октября 2008 года учредил Гатчинскую епархию, выделив ее из Санкт-Петербургской. Епископом новой епархии первоначально назначен епископ Амвросий (Ермаков), ректор духовной академии и семинарии в городе на Неве.

Гатчинская епархия — самостоятельная епархия с 12 марта 2013 года, входит в Санкт-Петербургскую митрополию, охватывающая несколько районов Ленинградской области: Волосовский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский и Тосненский.

Епископ Митрофан

С 2013 года наставником Гатчинской епархии является епископ Митрофан.

Дата рождения — 19 ноября 1972 года, г. Ростов на Дону. Отец будущего епископа был священником. Окончив школу и строительный техникум, он решил посвятить себя Богу и поступил в Духовную семинарию в Минске.

Епископ Азовский Сергий (Полеткин) рукоположил 20-летнего выпускника в диакона 21 сентября 1992 года, а через 9 месяцев, 6 июня 1993 года — посвящение в священники.

Архимандрит Модест (Потапов) 11 апреля 1994 совершил постриг в монахи, нарекши его именем Митрофан.

Будучи экономом и келарем в Донской Старочеркасской обители, отец Митрофан в 1995 году оканчивает Духовную семинарию в Москве, и с осени 1997 года он — исполняющий обязанности наместника Черемецкой мужской обители, 9 июня 1998 года возведен в сан игумена.

После окончания в 2007 году Духовной академии в Санкт-Петербурге через 2 года назначается в отдел реставрации в епархию Санкт-Петербурга председателем.

23 марта 2013 года настоятель Череменецкого мужского монастыря епископ Митрофан (Осяк) назначен правящим архиереем Гатчинской епархии.

После возведения в сан архимандрита 15 марта 23 марта патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии митрополита, архиепископов и епископов совершена хиротония рукоположения в архиереи.

Святыни, монастыри епархии

Паломники всего мира при посещении Ленинградской области стараются посетить мужскую обитель Иоанна Богослова в Череменце. По преданию монастырь основан в 15 столетии Московским князем Иоанном Великим после явления крестьянину Мокию святого образа евангелиста и апостола Иоанна, который и поныне хранится в монастыре.

Тосненский район славится Макарьевской пустыней, монастырем 16 века, который основал преподобный Макарий Римлянин. Прообраз греческого Афона известен миссионерской деятельностью.

Читайте также:
Храм Троицы в Листах: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Волосовский район, село Курковицы, известен Пятигорским Богородицким женским монастырем.

На территории Гатчинской епархии находится около двадцати монастырей, которые находятся в стадии восстановления и пока не являются действующими, но представляют большой интерес для туристов и археологов.

Святые покровители

Основатель Макарьевской пустыни Макарий Римлянин является примером послушания, терпения, любви к Господу и людям. Обладающий даром прозорливости, исцеления святой и поныне помогает людям.

Нетленные мощи преподобномученика Трифона Городецкого в Лужском благочинии привлекают паломников чудесами исцеления и ответов на молитвенные прошения.

Живший в период Ливонской войны основатель Гремячей пустыни Трифон Городецкий ценой своей жизни спас русских воинов, за что был изрублен на куски. Господь по великой милости соединил собранные части тела святого, так, что остались только небольшие рубцы. Благоухающее тело поместили в раку, дарующую благодать через молитвы к святому.

Паломники России и всего мира стараются посетить Павловский собор и помолиться у раки преподобномученицы Марии Гатчинской. Будучи совсем молодой девушкой, в конце 19 века заболела, со временем совершено высохла.

Будучи парализованной, так что могла двигать только головой, в возрасте 48 лет в 1922 году принимает постриг с именем Мария, после чего непрестанно молится за всех нуждающихся. Щедро одаренная Творцом дарами прозорливости, исцеления и чудотворения, не выдержавшая ссылки, там умерла и была похоронена около могилы святой Ксении.

Поселок Вырица Ленинградской области стал местом последнего пристанища преподобного Серафима Вырицкого, святителя, духовного наставника, оставившего миру бесценные наставления для укрепления православной веры. Ангел-хранитель Гатчинской епархии и поныне дарует чудеса исцелений и наставлений.

Успенская Наврская Ивангородская церковь доныне хранит память о пресвитерах Ивангородских, мучениках Александре Волковом и Дмитрии Чистосердовом, которые были убиты большевиками. Тела их были брошены в нечистоты, но после ухода красных из Литвы были отпеты священником Ивангородской церкви и заново похоронены по христианскому обычаю.

Важно! Христиане не должны забывать, какова цена заплачена за право сегодня свободно молиться, присутствовать на богослужениях, проповедовать Евангелие.

Паломническая служба

Руководителем Паломнической службы иереем Федоров Лаврентьевым в Гатчинской епархии ведется большая работа по организации поездок для паломников. Среди сотрудников паломнической службы есть настоятели храмов, штатные руководители групп паломников.

Экскурсии и поездки организовываются по выбранным приходам Гатчинской епархии по предварительным заявкам, которые следует отсылать по адресу: город Гатчина, Ленинградской области, ул. Красная, дом 1А. По вторникам прием по этому адресу ведет епископ, в среду принимает канцелярия, время приема — 11.00- 17.00.

Храмы благочинных округов

В Гатчинскую епархию входит восемь благочинных округов, каждый из них имеет главный храм.

  • Волосовскую благочинию возглавляет иерей Иоанн Прус, церковь Александра Невского в Волосово.
  • Под благочинием протоиерея Владимира Михайловича Феера находится Гатчинский городской округ с главным Павловским храмом в городе Гатчине.

Социальная деятельность

Молодая по возрасту Гатчинская епархия не оставляет без внимания ни одну область жизни прихожан. Помимо совершения Литургий и организации церковных праздников с привлечением большого количества народа, силами священства и воцерковленных христиан организуются:

  • творческие фестивали, «Храните Господа на гуслях» — один из них;
  • семейный фестиваль «Традиция».

Не остаются без внимания благочиния бездомные, малоимущие, инвалиды и люди, имеющие зависимости от наркотиков и алкоголя, им оказывают опеку люди из отдела церковной благотворительности.

Епархиальная деятельность

Протоиерей Владимир Феер возглавляет комиссию по канонизации святых, в которую входят священники со всех благочинных округов. Вопросами укрепления православной веры и христианского обучения занимаются священники в отделе катехизации и религиозного обучения.

Отделом по миссионерской и молодежной работе руководит иерей Николай Святченко. Миссионерский сектор курирует такие направления:

  • проведение лекций и организация дискуссий;
  • работа с сектантами;
  • «уличная миссия»;
  • правильный образ жизни матери и ребенка.

В ведении молодежного сектора находится военно-патриотическое воспитание, организация лагеря, работа в образовательных учреждениях, спорт и здоровый образ жизни детей и молодежи, а также работа с сиротами.

Особой популярностью среди населения пользуется сектор помощи семьям, попавшим в трудную ситуацию. Понимая роль семьи в обществе, священнослужители уделяют особое внимание воспитанию детей, консультируя родителей и ребят, у которых возник конфликт.

В информационно-издательском отделе занимаются распространение и отбором литературы и видеоматериалов, рекомендованных издательским советом РПЦ. Тесная связь с населением способствует росту прихожан, укреплению здоровой атмосферы в епархии.

Недавний скандал с игуменом Фотием, который при проведении обряда крещения, вел себя грубо по отношению к ребенку, показал открытость и справедливость церковных властей. Несмотря на положение, игумен Фотий отстранен от служения и лишен права носить крест пока что на год. Матери ребенка принесены извинения.

Бог есть любовь, этот принцип остается главным в русском православии.

«Крестить нельзя утопить»: Неприятный урок гатчинского инцидента

Запрещение в служении игумена Фотия (Нечепоренко) за неблагоговейное совершение Таинства Крещения должно стать уроком не только для тысяч православных священников, но и для миллионов верующих

Мариенбургский Покровский храм города Гатчина. Священник берёт на руки годовалого младенца и собирается совершить Таинство Крещения. Взволнованный младенец кричит и вырывается, купель очевидно мала, священник силой пытается погрузить сопротивляющегося ребёнка, но безуспешно, мать начинает вырывать младенца из рук священника, тот уверяет, что знает своё дело, и начинается чуть ли не потасовка.

Итог: скандал на всю страну. Ищущие повод нашли очередную возможность поглумиться над Русской Православной Церковью, а в самой Церкви обострились дискуссии о том, как вообще корректно совершать Таинство Крещения. Ну и вполне закономерное запрещение в служении священнослужителя, не просто неблагоговейно совершавшего это великое Таинство, приводящее людей в Церковь, но и оказавшегося неспособным избежать конфликта.

Как уже писал Царьград, конфликта можно было избежать. Для этого было достаточно крестить подросшего младенца не в купели для новорожденных, а в более крупной купели или баптистерии, специально оборудованном для крещения взрослых. И что очень важно: необходимо более серьёзное собеседование с родителями и восприемниками (крёстными) ребёнка.

К сожалению, в данном случае совпали некомпетентность и некорректность в поведении с обеих сторон. За это клирик получил заслуженное наказание от священноначалия, но что самое страшное, многие далёкие от Церкви люди могут ещё сильнее отдалиться от Православия.

О том, как не допустить подобное впредь, мы побеседовали с давним другом телеканала «Царьград», настоятелем юрьевского Михаило-Архангельского мужского монастыря, заместителем председателя Комиссии по канонизации новомучеников и исповедников Александровской епархии игуменом Афанасием (Селичевым), служащим в священническом сане без малого три десятилетия и прекрасно знакомым с практикой совершения Таинства Крещения.

Царьград: Отец Афанасий, кадры случившегося в Гатчине шокировали многих. Но почему так получилось, что великое церковное Таинство, событие, торжественное для каждого христианина, привело к скандалу и запрету игумена Фотия в священнослужении?

Игумен Афанасий (Селичев). Фото из личного архива отца Афанасия. Фото: pravoslavie.ru

Игумен Афанасий (Селичев): Первое и главное: если родители принесли крестить своего младенца, они априори должны доверять священнику, который будет совершать Таинство. Не буду оправдывать игумена Фотия, но кадры любительской видеосъёмки говорят о том, что к Таинству Крещения неблагоговейно, без надлежащего благорассуждения отнеслись все.

Конечно, мать младенца понять можно: она встревожена. И было бы ненормально, если бы было иначе. Но именно поэтому с древних времён существует церковное правило, согласно которому матери не допускались к Таинству Крещения своих детей. Да, со временем этого правила практически перестали придерживаться, но в наше время, когда большинство современных родителей мало знакомы с жизнью Церкви, её вероучением и богослужением, оно по-прежнему актуально.

А потому поведение матери гатчинского младенца, начавшей отбирать ребёнка у священника, а затем написавшей на него заявление в полицию, очевидно, усугубило инцидент, сделав его скандалом всероссийского масштаба. Ну и, конечно, то, что видеозапись произошедшего была опубликована, наглядно говорит о негативном отношении участников произошедшего к самой Церкви.

Ц.: Что парадоксально, они ещё и возмущены тем, что священник упрекнул их в незнании Молитвы Господней («Отче наш») и неучастии в церковной жизни?

Отец Афанасий: Строго говоря, крестить младенцев, у которых ни родители, ни восприемники не живут церковной жизнью, вообще нельзя. В последнее время Святейший Патриарх Кирилл и другие архипастыри нашей Церкви много говорили о необходимости подготовки к Таинству Крещения. А потому без подготовительных огласительных бесед сейчас практически не крестят. Видимо, в данном случае священник отнёсся к этому формально. Упрекнул, но крестить согласился. Что в значительной степени и спровоцировало скандал.

Ц.: И конечно, проблема была не только в этом, но и в практической невозможности крестить годовалого младенца в маленькой купели?

Отец Афанасий: Да, это очевидно. И здесь есть в чём упрекнуть священника: он должен был понимать, что в подобной купели такого ребёнка крестить полным погружением очень сложно. Что и привело к применению им силы.

Вообще у опытного священника должны быть навыки, как вести себя в такой ситуации. А потому странно, почему отец Фотий так себя повёл. Но, повторюсь, именно поэтому не хочется его оправдывать.

Фото: pravoslavie.ru

Ц.: В итоге многие, кто обсуждают сейчас случившееся, уверяют, что необходимо было крестить не погружением, а обливательно. Это вообще допустимо?

Отец Афанасий: В разные времена в Церкви по-разному относились к такой практике. Знаменитое 50-е апостольское правило тут очень строго, оно говорит о возможности крестить только в три погружения. Хотя во все времена оговаривалась возможность крестить обливательно или даже окропительно в крайних случаях, что называется, «страха ради смертного».

В западной, католической практике обливательное крещение постепенно вытеснило погружательное. Потом это проникло в греческую, малорусскую, а с конца XVII века и общерусскую церковную практику. Хотя те же старообрядцы всегда крайне негативно относились к этому, настаивая, что обливательное крещение – это вовсе не крещение. Как известно, сейчас это – один из главных вопросов, в которых у нас со старообрядцами нет единства.

Но в то же время к практике обливательного крещения критически относились и многие «новообрядцы». Так, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский, требовал от своих священников, чтобы те крестили только в три погружения, а приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II настаивал, чтобы во всех храмах Русской Православной Церкви были оборудованы баптистерии для погружательного крещения взрослых.

Но вообще это очень сложный богословско-сакраментологический и церковно-исторический вопрос, который нельзя решить в ходе споров в интернете. Здесь стоит привлекать специалистов, в том числе старообрядческих, а окончательное решение может выносить только Архиерейский или даже Поместный Собор всей Русской Православной Церкви. Повторюсь: после очень серьёзной экспертной дискуссии.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский. Фото: pravoslavie.ru

Ц.: Но вернёмся к гатчинскому инциденту. Почему, на Ваш взгляд, случившееся столь широко обсуждают (и осуждают), в том числе, радикально далёкие от Церкви люди?

Отец Афанасий: Причина одна: желание определённых кругов в очередной раз выступить против Церкви. Мол, вот они какие, церковники, ретрограды и черносотенцы! Им бы только покалечить и утопить ребёнка. Скандал раздут по вражьему наущению и используется антицерковными силами в их борьбе против Православия.

Ц.: Меньше всего хотелось бы искать в этом виновных, но что стоило бы пожелать уже запрещённому в служении отцу Фотию и другим священнослужителям, в первую очередь, совсем молодым, которые могут столкнуться с подобной ситуацией?

Отец Афанасий: В первую очередь, здравомыслия и благорассуждения. Это – главная христианская добродетель, без которой многие другие добродетели могут не принести пользы, а могут быть и во вред. Что мы и видим в гатчинском случае.

Архимандрит Фотий (Спасский)

Петр Спасский был сыном дьячка Новгородского уезда, родился 7 июня 1792 года. По окончании Новгородской семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную Академию, Но развивавшаяся в груди болезнь не дала ему дослушать курса, вследствие чего он назначен в Александро-Невское училище, учителем латинского и греческого языков, славянской грамматики, церковного устава и Закона Божия. Пострижен в монашество с именем Фотия 16 февраля 1817 года в Александро-Невской Лавре, на другой день рукоположен в иеродиакона, а на следующий день- в иеромонаха. В Казанском Соборе митрополитом Амвросием вскоре определен законоучителем, настоятелем и благочинным в нескольких военно-учебных заведениях и подразделениях сразу. В 1818 году сделан соборным иеромонахом Лавры «за образ жизни, соответственный правилам монашеским, и за прохождение должностей с неутомимою ревностию и отличною похвалою». В 1820 году посвящен в игумена Новгородского Деревяницкого монастыря, и за службу и примерное поведение пожалован золотым наперсным крестом с алмазами самим Государем Императором Александром Павловичем.

Во время прохождения наставнических должностей отец Фотий действовал на сердца воспитанников не столько в качестве учителя, сколько в качестве духовного отца. Он владел даром проповедничества, в коем ярко обрисовалась вся сила его необыкновенного благочестия и ревность к делам веры. Поэтому он скоро сделался известным первосвятителям, государственным людям и самому Императору. При знакомстве с такими людьми отец Фотий не искал личной выгоды, а заботился о духовной их пользе, что и возвышало его в их же глазах.

В 1822 году 29 января игумен Фотий произведен архимандритом Новгородского Сковородского монастыря, но вскоре переведен настоятелем в Юрьев монастырь и назначен присутствующим в Новгородскую Духовную Консисторию. В 1824 году 16 июня Юрьев монастырь был исключен из общаго благочиния и оставлен в непосредственном ведении архимандрита Фотия, «как благонадежного и препровождающего духовную жизнь и, при том, старанием своим приведшаго в короткое время обитель сию древнюю в совершеннейшее, по всем частям, благоустройство», как засвидетельствовал митрополит Серафим, после чего Император Александр 1 Всемилостивейше пожаловал о.Фотию панагию с драгоценными каменьями, и дозволено ему было во время службы носить крест и панагию, а вне службы – одну панагию. Император же Николай Павлович повелел оставаться ему настоятелем Юрьева монастыря до смерти. Кроме этого он был сделан благочинным многих Новгородских монастырей.

Непрестанные заботы о благоустройстве обители и труженическая жизнь отца Фотия развили в нем начало неизлечимой болезни. Проводя всю жизнь в замечательном благочестии, архимандрит Фотий с 1832 года сделался еще более строгим к себе, и, помышляя единственно о Боге, он как бы совсем отказался от всего земного. Служил ежедневно, пребывая в храме, почти безвыходно, забывая часто пищу и покой. При слабости здоровья не хотел употреблять лекарств, смиряя себя постом и трудами, бодрствуя каждую ночь с молитвою о себе, братии и обо всех. Когда наступал Великий пост, о. Фотий совершенно закрывал уста, кроме службы Божьей. В продолжение последних лет питался только просфорой и жидкой кашей, пил воду. Являясь первым в храм Божий, последним выходил из него. Для уединенной молитвы устроил себе потаенную клеть, куда часто уходил молиться, днем и ночью. Архимандрит Фотий питал особенную любовь к Божьей Матери, почему устроил в обители храм в честь Ея Похвалы и в нем – неусыпающий акафист Богородице.

В 1838 году заметно потухли взоры, и таяли силы настоятеля, так что 7 января, отслужив последнюю литургию и едва держась на ногах, отец Фотий сказал: «Последний раз стою я здесь с вами, братия и чада моя о Христе Иисусе возлюбленная, пред сим Божественным Престолом и вкушаю на земле сию и Ангелами не вкушаемую Пищу- Святое Тело и Святую Кровь Спасителя нашего». Во втором часу утра с 25 на 26 февраля 1838 года архимандрит Фотий скончался, и был погребен в любимой им церкви Похвалы Божией Матери.

Архимандрит Фотий (Спасский † 26 февраля / 11 марта 1838 г.) Жизнь для России православной

О своей жизни этот подвижник постарался рассказать сам. Существуют обширные его автобиографические записки, имеется и большой корпус его писем к разным лицам. Наконец, есть духовно-нравственные, богословские и обличительные творения архимандрита Фотия. Дошли до нашего времени и воспоминания о нем его сподвижников по закрытию масонских лож, и воспоминания эти дорисовывают портрет доблестного воина Христова.

Вкратце жизнь Фотия такова.

Мирское имя его — Петр Никитич Спасский. Родился 7 июня 1792 года в селе Тесове, под Новгородом. Там отец подвижника, Никита Федорович, служил чтецом при церкви Спасского погоста, отсюда и фамилия — Спасский. И дед тоже из чтецов. Так что выбивался наш герой в люди из самых низов, из сословия утесненного и беднейшего. Пропитание семья добывала в основном крестьянским трудом. Родился Петр в хлеву, поскольку в день его рождения в доме лежал покойник: умер дед Федор. Младенцу не исполнилось и четырех лет, как скончалась его родная мать Евфимия, возложившая все свое попечение о сыне на Божию Матерь, Заступницу сирот.

Вскоре отец женился во второй раз, и в доме чтеца появилась мачеха, существо с тяжелым сердцем. Да и родной батюшка Петра был человеком жестоким, неотходчивым: чуть что, сурово наказывал мальчика. За малейшее неповиновение, за медленное, как казалось, усвоение церковной грамоты и неотчетливое чтение Часослова наказывали розгой. Недоедание и страх преследовали отрока. Единственная радость с самого начала сознательной жизни— храм Божий, там забывались все беды, там душа его ликовала и возрастала в молитвенном устроении. К тому же отрок Петр обладал редким голосом, звучно пел на клиросе, да так здорово, что, когда мальчику исполнилось десять лет, отец отправил его в столицу, чтоб стал певчим в Казанском соборе. И он замечательно пел там тенором, и его за это должны бы были ценить и любить, но сиротство и беззащитность подвигали злых людей — а среди певчих попадались и такие — измываться над ребенком, дразнить и обижать его. Вскоре Петр сбежал из Петербурга в свое родное село.

На одиннадцатом году отец отдаст Петра в Новгородскую семинарию, где он проучится целых одиннадцать лет! И покажет здесь великолепные способности к овладению знаниями. И ничего, что он по-прежнему полураздет и голоден — приходилось даже питаться желудями, — зато первый ученик и лучший певчий во всем классе. Семинарский храм Антония Римлянина — родной дом для его взыскующей души, а вне храма он утешается подвигами старца-молчальника, которого удалось увидеть, еще будучи подростком. В семинарии Петр Спасский прилежно читал и Часослов, и Псалтирь, и Пролог, а взрослея, принялся и за творения святых отцов. Все церковное вбирал в сознание легко и прочно. Здесь же научился побеждать искушения, насылаемые вражьей силой. К светским учебным заведениям относился с подозрением: «Там нет ни Христа, ни поста, ни креста».

На календаре 11 августа 1814 года — дата выпуска из семинарии. Куда направиться в путь? Петр Никитич решил идти в Санкт-Петербург, чтоб поступить в Духовную академию. И вот он студент-академист, усидчивый и ревностный, окруженный такими же молодыми людьми, постигающими мудрые богооткровенные знания. Любимый их наставник — архимандрит Иннокентий (Смирнов), ниспровергатель лжеучений, обличитель суемудрия сектантов и мистиков, человек проницательный и младенчески незлобивый. Пуще грозы боялись его враги Православия, угнездившиеся в столичных ложах и бесовских вертепах. Он сильно скорбел душой, наблюдая равнодушное отношение к храму Божиему со стороны власть предержащих аристократов и многих людей состоятельных. Этот-то столп Православия в столице и был духовным наставником Петра Спасского. Чтобы избавиться от строгого блюстителя веры, петербургские суемудры и отщепенцы с помощью их покровителя, всесильного при дворе закоренелого мистика А. Н. Голицына, удалили архимандрита Иннокентия в заштатный, влачивший жалкое существование Юрьев монастырь, а затем и вовсе услали на Пензенскую кафедру, где он вскоре и скончался. Его духовный сын Петр чрезвычайно скорбел о случившемся и внутренне подготовился продолжить дело своего учителя — бороться с суемудрами и пустосвятами, несмотря на опасность такого стояния против шаек разнузданных интриганов.

Усиленные занятия в академии, яростные споры среди студенчества об отношении православных к прочитанному в масонских книгах и к бредням сектантов, расшатанное здоровье — все это не позволило Петру Спасскому продолжать учение в стенах престижного духовного заведения. Надобно было переходить на самостоятельный образ жизни. Побыв недолго в родном селе и несколько поправив здоровье, Петр Никитич устроился учителем семинарии при Александро-Невской лавре. Здесь он преподает латинский и греческий языки, а также славянскую грамматику и Закон Божий. Его уроки радовали питомцев красноречием и совершенно четкой православной позицией. Он был замечен и выделен как способнейший законоучитель.

Когда Петру исполнилось 24 года и 8 месяцев, он принимает монашество и его нарекают Фотием. Монашеский постриг — главная веха в жизни этого доблестного воина Христова. Постриг состоялся 16 февраля 1817 года в Казанском соборе, и возводил Петра Спасского в ангельский образ митрополит Амвросий (Подобедов). Через один день Фотия рукоположили в иеромонаха. И тогда же его назначили законоучителем кадетского корпуса, в котором обучалось четыре тысячи юношей. Молодой иеромонах, получив доступ к пылким сердцам, все свое красноречие, весь свой патриотический пафос вложил в спасительные собеседования с кадетами, раскрывая перед ними картины бесовских заговоров, исходящих прежде всего из тайных масонских лож, насквозь пронизанных ненавистью к национальному устроению жизни, к Русской Православной Церкви.

Проповеди иеромонаха Фотия не могли быть не замечены лукавыми еретиками, и на него посыпались из темных углов угрозы, вплоть до расправы. Кадеты решили не давать в обиду своего любимого учителя, сопровождая его повсюду вне стен учебного заведения. Не запугав патриота, враги сговорились удалить Фотия из Петербурга. И этот маневр им удался. Ведь после кончины митрополита Амвросия (18 мая 1818 года) Санкт-Петербургскую первенствующую кафедру занял менее стойкий архиерей Михаил (Десницкий). Его позиция по отношению к мистикам не отличалась твердостью, и высокопоставленные масоны в правительстве Александра I во многих случаях беспрепятственно проворачивали свои злостные аферы через духовное ведомство и Синод. Разгул масонского засилья в печати: Лабзин открыто распространяет свой еретический «Сионский вестник», среди его подписчиков множество сановников и людей «с положением»; критика «вольных каменщиков» жестко преследуется. Посмел было шишковист Евстафий Станевич в книге «Беседа о бессмертии души» вскрыть тайные цели заговорщиков, как тут же его труд был изъят и целиком уничтожен, а сам он выслан в Харьков. Сперанский носился с проектом создания единой масонской ложи под покровительством правительства: повышение в должности чиновников ставилось в прямую зависимость от повышения «братьев» в розенкрейцерских градусах. Фотий убеждал Лабзина и Голицына оставить свои преступные намерения — духовно поработить русских людей, но закоренелые враги Церкви не только не вняли увещанию, но еще больше озлобились на иеромонаха, пригрозив ему Сибирью. «За дело Божие, за дело веры и истины не боюсь ссылки. Я служу Богу моему», — отвечал им Фотий.

С октября 1818 года он произносит обличительные проповеди в соборном храме Невской лавры. И ведет поистине аскетическую жизнь, под стать той, которой отличались подвижники первых веков христианства — ветхопещерники. Он носит власяницу и вериги, которые изнуряют его тело, истязая плоть и очищая дух от скверных помыслов. Ангел-хранитель укреплял воина Христова на всех стезях служения Церкви и Отечеству. В эту пору стали посещать Фотия чудесные видения: то он в тонком сне выгоняет Лабзина из алтаря; то святой Георгий посулил ему скорое игуменство в Юрьевом монастыре, что и оправдалось на деле; то он узрел, как его наставник, владыка Иннокентий, принят в небесные обители (что также оправдалось — прославлен в лике святых в 2000 году).

В 1819 году (июнь) Фотий паломничал к северной Коневской обители, где умилялся древними распевами, тишиной и безмолвием ее внутреннего устроения. Вот бы так устроить монастырское житие! И вскоре монаху-аскету как будто предоставилась такая возможность. 16 сентября 1820 года Фотия возвели в сан игумена, и он отправился пешком в Деревянницкий монастырь, что близ Новгорода: «Спасать души можно и там». Когда он пришел в обитель, то увидел в ней страшное запустение, результат попрания церковного благочестия светскими властями. Неустроенность здесь доходила до того, что монахи селились в кельях с поврежденными окнами и дверями, спали в копнах сухой травы. Игумен Фотий скорбел и все трудности разделял наравне с рядовыми иноками. Вскоре монастырь дождался облегчения: приплыло судно, наполненное хлебом, — дар благодетелей.

21 марта 1821 года скончался петербургский владыка Михаил, гонитель Фотия, преосвященного Иннокентия и обличителя членов Библейских обществ, прислужников масонов, Евстафия Станевича. Теперь игумен Фотий мог посещать столицу, где ему вскоре была сделана срочная операция. За четыре года беспрерывного ношения власяницы и вериг тело аскета-подвижника покрылось язвами, железный тяжкий крест наполовину врос в грудную клетку, покрытую сплошной язвой: «Вся плоть изгнила до костей». Хирургическое вмешательство пособило страдальцу, и «Господь от врат смерти извел».

Новый первенствующий митрополит, Серафим (Глаголевский), сподвижник патриотически настроенного А. А. Аракчеева, ревностно взялся служить слову и делу Божию. В начале декабря 1821 года Фотию было знамение во сне: «К брани!» Пора ополчаться на духовного Наполеона — А. Н. Голицына и иже с ним, на всех, кто враждует с Православием, растлевая русскую жизнь.

В январе 1822 года Фотия поставили архимандритом Сковородского монастыря, что под тем же Новгородом, и, когда он входил в новую для него обитель, у святых врат его дожидалась богомудрая почитательница отечественных святынь графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, тогда же и ставшая его духовной дщерью. С той поры между этими Божиими людьми окрепла постоянная переписка, возникшая несколько ранее. Послания архимандрита Фотия к Орловой-Чесменской так назидательны и поучительны, что и теперь они читаются с великой пользой для души. Это поистине классика нашей духовной литературы, некрадомое наше святоотеческое достояние! В Сковородском монастыре Фотий настоятельствовал всего с полгода, да и то половину срока пребывал в Петербурге, где уже вынашивался замысел по ликвидации масонской закулисы, сомкнувшейся с подпольем из революционных тайных обществ. Россия перед гибелью! — вот что надо было осознать всем патриотам. И многие это крепко осознали. Оппозицию масонству составили: митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), всесильный граф Алексей Андреевич Аракчеев, президент Российской академии Александр Семенович Шишков, фрейлина Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий; душой всего общества стал архимандрит Фотий. С весны 1822 года Фотий прочно осел в Петербурге, надо было убедить Императора Александра принять решительные меры для запрета масонских лож, отстранить угрозу со стороны тайных обществ, где в заправилах были все те же масоны.

Аракчеев и Орлова-Чесменская создали условия для свидания Фотия с Императором. И оно состоялось 5 июля 1822 года в царских покоях. Архимандрит сурово вошел в зал, где его ожидал Александр, и, не приближаясь к Царю, окинул взором стены покоев, намереваясь увидеть икону, чтобы прежде приветствия сотворить крестное знамение. Время, казалось, застыло: так долго тянулась та минута, пока Фотий искал икону. И вот в незаметном уголке найден небольшого размера образ Спасителя. Архимандрит перекрестился, пал перед иконой на колени, помолился и только после этого подошел к Императору. Тот припал к руке священника и, благословленный Фотием, прошел вместе с гостем к столу. Началась беседа. Поначалу Император вспылил, упрекая архимандрита за его резкие обличения обер-прокурора и министра духовных дел князя А. Н. Голицына. Фотий не отрицал резких слов, сказанных им по адресу вероотступника: да, это действительно светило, но светится оно ядовитым светом; приравнивая Православие к католицизму, масон Голицын, будучи обер-прокурором, цинично снимал, унижал и в конце концов вогнал в гроб 12 выдающихся ревнителей Христовой веры (один из них — владыка Иннокентий); он, пригревший религиозных авантюристов, и среди них таких дщерей диавола, как шарлатанка Крюднер и сектантка Татаринова — поистине «клокочущие жабы», посмел утверждать, что Православие годится всего лишь для простонародья.

В заключение Фотий сказал о Голицыне: «Овца он непотребная, вернее, козлище».

Беседа архимандрита с Императором длилась более трех часов, и победа Фотия была явная. Александр I вполне оценил его святой порыв к сохранению в чистоте спасительной веры отцов, понял и то, к какой пропасти толкает страну беспрепятственная подрывная деятельность тайных обществ. Митрополит Серафим, обрадованный результатами беседы, обласкал архимандрита, как отец сына. 1 августа того же 1822 года Императорским указом масонские ложи были запрещены. А спустя некоторое время, 15 мая 1824 года, кичливый Голицын был свергнут с поста министра просвещения и духовных дел, снят он был и с должности президента Библейского общества; лицемера А. Ф. Лабзина и вовсе выгнали из столицы в Симбирск, где его высылка во многом отрезвила местных масонов (город этот и поныне окутан бреднями суемудров). Всего Фотий встречался с Александром I шесть раз, последняя встреча состоялась в Юрьевом монастыре 5 июля 1825 года и была, по существу, началом торжества Православия над богоборческими силами.

Когда разразился офицерский бунт на Сенатской площади (14 декабря 1825 года), влияние тайных обществ в стране оказалось значительно подорванным. Безрассудная провокация заговорщиков погубила в столице 1270 человек, преимущественно из числа обманутой черни. В ходе следствия над декабристами оказалось, что среди активных заговорщиков 120 участников состояли в масонских ложах. Масонский заговор против России был сорван патриотами, и затем либералы всех мастей проклинали и чернили их славные имена, мазали и мажут до сих пор непотребной ложью. Достаточно сказать, что о том же архимандрите Фотии за весь ХХ век не было у нас напечатано ни одной, даже самой небольшой, работы. То же самое наблюдаем и в отношении других участников антимасонской оппозиции.

Сразу же по вступлении на престол Императора Николая I архимандрит Фотий вручил ему через графиню Орлову-Чесменскую письмо, в нем, в частности, было сказано следующее: «Десятое лето подвизаюсь на поле брани против тайных обществ и стою за Святую веру нашу, Церковь Божию Христову, дорогое Царство Русское и праведный престол его. Тайна беззакония, великая, страшная, на гибель всему русскому деется: спаси Отечество, Царство, Церковь Христову, огради веру Святую. Перст Божий все Тебе укажет…» К этому письму Фотий приложил «Обозрение плана революции, предначертанного от тайного общества в 1815 году в Санкт-Петербурге, с прибавлением к тому актов революционных о началах, ходе и образовании тайных обществ в России». Заговор декабристов, оказывается, вынашивался не в «раскаленном воображении» самих бунтовщиков, а вне России — таков вывод деятельного архимандрита.

Настали сравнительно спокойные годы нового царствования, и в это время Фотий все свои силы отдает церковному подвигу. Заручившись беспримерной денежной помощью графини Орловой-Чесменской, он в сравнительно короткий срок отстраивает величественный Юрьев монастырь под Новгородом, который по благолепию мог соперничать даже с Киево-Печерской лаврой. В Юрьеве Фотий истово служит Богу и людям, к нему притекают богомольцы со всей России. И он по-прежнему следит за всем, что делается во благо или в ущерб родной стране. Царствование Николая I с самого начала резко приструнило ненавистников русской жизни, но, как говорил преподобный Серафим: «Хоть трава и скошена, а корни остались». Масоны и библеисты попрятались по темным углам и от своих ядовитых поношений, от своей лгущей учености не отвратились. Более того, вскоре разного рода лицемеры, только уже в другом обличье, проникнут и в правительство, и в разные образования исполнительной власти, затаив месть против патриотов. В результате уйдут с государственных постов и А. А. Аракчеев, и А. С. Шишков; не сдвинут с места лишь архимандрита Фотия, ведь он был подвластен одному Богу, и только Ему!

Перед кончиной архимандрит Фотий принял великий ангельский постриг-схиму. Скончался в 1838 году, 26 февраля. Здесь же, в Юрьевском монастыре, он и похоронен. Его святое имя ныне чтут не только в этом монастыре, его с благодарностью вспоминают и все русские патриоты, где бы они ни находились. Потому что архимандрит Фотий, вместе со своими подвижниками, спас Россию от гибели в роковой 1825 год. Тогдашний декабрь мог обернуться февралем 1917-го.

Настало время всему дать справедливую оценку, без оглядки на гримасу русофоба. Великий подвижник Божий священноархимандрит Фотий, надеемся, будет наконец прославлен в лике святых. Да станет тако!

Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

Печальная история, которая произошла в Гатчинской епархии, где по жалобе малоцерковной женщины, был отстранён от служения игумен Фотий (Нечепоренко), может иметь самые глубокие и неприятные последствия для жизни тысяч православных христиан Русской Православной Церкви.

Скандал произошёл после того, как указанная женщина выложила в СМИ видео «грубого крещения» своего младенца и даже написала на священника заявление в прокуратуру (!), что само по себе возмутительно и многое говорит о её духовном состоянии.

Прискорбно, но следует признать, что разбираться в том, что привело к инциденту во время Крещения, в Гатчинской епархии всерьёз не стали. Целью поспешно принятого решения о запрете отца Фотия была попытка успокоить представителей так называемого «журфака» и разгневанную общественность, которые наперебой начали поносить Церковь.

Однако, помимо этих малоцерковных и откровенно враждебных для Церкви людей, в России живут миллионы верующих и тысячи священнослужителей, для которых запрет отца Фотия может иметь самые неприятные последствия. И дело не в самом отце игумене, а в том, что он, по сути, оказался без вины виноватый.

Всем известно, что в советские годы сложилась вынужденная практика присутствия чёрного духовенства на мирских приходах, что противоречит церковным традициям. До сих пор ещё можно встретить игуменов и иеромонахов, которые не только крестят младенцев, но и венчают молодых. Само по себе такое положение дел ненормально, и то, что в Гатчинской епархии на приходе служит игумен, а не белый священник, — это ответственность Преосвященного епископа Митрофана, который его туда поставил.

История Церкви показывает, что пренебрежение церковной традицией не приводит ни к чему хорошему, и это подтвердилось в Гатчине.

При этом сам отец Фотий пострадал из-за того, что не стал крестить младенца обливанием (как ныне происходит во многих храмах), а попытался совершить Таинство, как полагается, — полным погружением. Получилось у него это неумело, и он, действительно, проявил некоторую грубость, но что делать священнику, если пришедшая второй раз в храм женщина начинает его учить, как и что делать во время Крещения, а то и вовсе требует остановить совершение Таинства?

На видео видно, что купель, которые в «Софрино» почему-то делают максимально неудобными для окунания младенцев (попробуйте окунуть ребёнка в круглую, а не в продолговатую овальную ванночку), явно мала для ребёнка. К этому прибавляется нежелание и испуг самого младенца, которого в семье к Крещению явно не готовили. Сюда же следует отнести откровенно нахальное поведение мамаши, не знающей как вести себя в храме. И картина станет не столь однозначной, как хотели её представить СМИ.

Тем не менее, вердикт в Гатчинской епархии уже вынесли, и теперь следует указать, к чему он может привести:

1. Ни о каком возрождении канонически верного Таинства Крещения полным погружением в Русской Православной Церкви отныне говорить не стоит. Если и ранее для верующих мирян было проблемой найти священника, который не станет при Крещении обливать ребёнка из ковшичка, а окунёт его с головой в тесную софринскую купель, то теперь это станет ещё более сложно.

Зачем священнослужителям, которых учат в МДА, что Крещение обливанием также действенно, нарываться на неприятности и окунать ребёнка с головой, а ну как какая-нибудь мамаша тоже пожалуется на него в СМИ или в прокуратуру, что тогда? Такие мамаши теперь управляют жизнью Церкви, а не епископы и каноны? И что делать, если завтра они потребуют использовать на Литургии вместо «неприятного детям» вина «сладенький сок»?

2. Все нововведения огласительных бесед перед Крещением ничего, по большому счёту, не изменили и превратились в формальность, за которой ничего не стоит. Признавать это наше священноначалие не желает, но это факт.

3. Даже после этого скандала вряд ли в наших храмах появится больше баптистериев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: