Московская Казанская церковь в Коломенском: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Когда можно попасть в храм Казанской иконы в Коломенском: точное расписание

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.


Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.



В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.


Интерьер Казанской церкви в Коломенском

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.



Особенности архитектуры

Изначально здание храма было придомовым и соединялось с царским дворцом небольшим переходиком, длина которого составляла 50 метров, а ширина 3 метра. Согласно словам послов из Польши, которые посещали крытый переход Коломенского храма Казанской иконы Богоматери в 1671 году, он был выполнен из камня, в нем были большие окна и ковры ручной работы, облегчающие процесс ходьбы. В северной части здания располагается крыльцо, служащее не только колокольной основой, но и средством перехода в саму колокольню.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Читайте также:
Церковь святого Илии в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, святые и настоятели

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других — святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.


Казанская икона Пресвятой Богородицы

Храмовый праздник отмечается в Коломенском дважды в год: 21 июля и 4 ноября.

Как посетить богослужение

Часы работы храма Казанской иконы Божьей Матери во вторник, среду и четверг с 8:00 до 16:00, а в пятницу и субботу до 19:00. В воскресные дни двери открыты с 7:00 до 19:00. В понедельник можно совершить визит с 8:00 до 12:00, потому что в полдень начинается генеральная уборка помещений.
Начало утренних служб назначено на 8:00, вечерних – на 17:00. Воскресная литургия проходит с 9:00. Подробное расписание богослужений на каждый день представляет сайт храма. В дни церковных великих праздников указывается время освящения плодов, продуктов и предметов.

Интересно! Где находится Форосская церковь в Крыму.

Храм иконы Казанской Богоматери находится по адресу: проспект Андропова, дом 39, строение 9. Чтобы посетить церковь, необходимо доехать на метро до станции «Коломенская». Отсюда на автобусах, следующих по маршрутам 820, 608 или 219, нужно ехать до остановки «Музей Коломенское». Пройдя 100 метров в обратном направлении, посетители входят на территорию музейного заповедника.

Казанская церковь не ограничивается проведением богослужений. Коломенский приход ведет активную общественную жизнь:

  1. Детскую воскресную школу посещают дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет. Ученики знакомятся с основами православия, занимаются художественным творчеством, приобретают навыки хорового пения.
  2. В воскресной школе для взрослых изучается старославянский язык и толкования Библии.
  3. Вместе с архиерейским хором храма в воскресных службах участвует любительский хор, составленный из прихожан. Прослушивание и отбор кандидатов проводит регент Н.А. Мышкин.

Интересные факты про собор

Одной из самых интересных и загадочных легенд о церкви Вознесения в Коломенском является предание о спрятанной здесь библиотеке Ивана Грозного. Хотя многие исследователи выражают сомнение в самом факте существования легендарного книгохранилища. Тем не менее слухи о спрятанной в подземелье библиотеке, а также о несметных богатствах Ивана Грозного, хранящихся там же, не утихают.

Еще одна тайна храма – информация о реставрации здания, которая проводилась с 2001 по 2007 г. Якобы во время восстановительных работ были уничтожены без фотофиксации некоторые элементы постройки, имевшие важное историческое значение. Кроме того, серьезные повреждения церкви подверглись только косметической маскировке. По этим причинам данные о работах засекретили.

Интересным является и само место, где построен храм. На этой горе били чудодейственные ключи, которые, по преданиям, обладали целительной силой. Однако во время строительства здесь набережной в 70-е г.г. ХХ в. они были завалены землей, после чего берег начал осыпаться.

Архитектурный ансамбль собора

Храм Вознесения в Коломенском составляет единую композицию с окружающими зданиями и гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Место для постройки выбрано очень удачно: на самом берегу реки, на возвышенности. Благодаря такому расположению, а также внушительной высоте самого строения, храм служил наблюдательным пунктом.

В непосредственной близости от церкви Вознесения находятся строения, которые являют с ней единую архитектурную композицию:

  • колокольня и Георгиевский храм, объединенные в единый комплекс;
  • водовзводная башня;
  • дворцовый павильон.


Храм Вознесения в Коломенском, вид сверху.
Колокольня представляет собой белую круглую башню, состоящую из 2-х ярусов, вершину которой венчает маленькая главка с крестом. Водовзводная башня построена из кирпича и выкрашена в белый цвет. Помимо своей основной функции, она также выполняла роль ворот на въезде в Вознесенский сад и село Дьяково.

Строение отличает простота и изысканность архитектуры и убранства. Дворцовый павильон представляет собой фрагмент дворца Александра I, построенный в XIX в.

Наставники

Храм Вознесения в большей степени выполняет роль музея, нежели церкви. Службы здесь проводятся крайне редко. Поэтому обслуживание храма выполняет духовенство, основным местом службы которого является расположенная также в Коломенском церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково.

Исполняющим обязанности настоятеля является игумен Алексий. Он же возглавляет храм Усекновения в Дьяково. Его имя – Иванов Михаил Николаевич. Священник родился 14 марта 1950 г. Первое полученное им образование – медицинское. Он окончил 1-й Московский Медицинский институт им. Сеченова. Затем он отучился в Московской Духовной Академии.

Настоятелем 2-х церквей игумен Алексий стал 5 декабря 1991 г.

Службы проводят штатные клирики прихода храма Усекновения иерей Кузьмин Кирилл Владимирович 1971 года рождения и диакон Зыков Евгений Борисович 1972 года рождения. Оба имеют высшее образование, связанное с технической сферой деятельности, и отучились в Московской Духовной Семинарии.

История храма

Храм Вознесения в Коломенском был построен в конце правления князя Московского Василия III. Однако точное время и история создания церкви и сейчас остаются загадкой. С известной долей вероятности указывается лишь период окончания строительства – конец лета 1532 г., но продолжительность работ неизвестна.

По преданию возведение церкви было приурочено к появлению у князя Василия III первого сына.

Поскольку сын князя, будущий царь Иван IV, родился в августе 1530 г., то и строительство началось примерно в этот же период. Однако маловероятно, что подобное здание могли возвести за столь короткий промежуток времени – около 2-х лет. Поэтому более вероятна другая теория происхождения храма.

Читайте также:
Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Она гласит, что закладка здания произошла в 1528 г. и посвящен храм победе князя Василия над крымской ордой. Сразу по окончании строительных работ, 3 сентября 1532 г., произошла церемония освящения церкви, которую провел митрополит Московский Даниил. Церемонию почтил своим присутствием великий князь Василий III с женой и сыном. Празднование затянулось на 3 дня.

Бытует интересная версия о происхождении названия храма. Он был наречен храмом Вознесения Господня, поскольку расстояние от Кремля до горы, на которой находится храм, такое же, как от старой части Иерусалима до Елеонской горы. С нее Иисус вознесся на небеса. В те времена считалось, что сойти на землю Спаситель должен именно в храме Вознесения, и даже подготовились к чудесному явлению.

На протяжении своего существования храм постоянно обновлялся, реконструировался и реставрировался. Внутреннее убранство подвергалось порче из-за отсутствия отопления, поэтому то, что люди видят сегодня – это многократно видоизмененный интерьер по сравнению с тем, который был оформлен изначально.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском — памятник русской веры и духа

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском — единственная постоянно действующая церковь на территории бывшего села, в котором любили проводить время почти все русские цари.

Ныне здесь расположился огромный парк, музей под открытым небом, где собрано огромное количество исторических памятников, а великолепная природа и восхитительные панорамные виды уже почти 5 веков привлекают в это место жителей и гостей Москвы своим разнообразием и уникальностью.

Как и почему была построена Казанская церковь

Коломенское — край тайн и загадок. Особенно это касается церквей, расположенных на его необъятной площади. Вот и церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском до сих пор вызывает споры специалистов-историков.

По одной из версий, в Коломенском стоял лагерь тушинского самозванца — Лжедмитрия 2, ставленника поляков. После его изгнания и в память избавления Москвы от иноземцев Михаил Фёдорович решил поставить в Коломенском каменную церковь Казанской иконы. Ведь именно перед этой чудотворной иконой молились русские воины перед решающей битвой с захватчиками-чужестранцами. И, благодаря заступничеству Божьей Матери, одержали победу.

Но осуществилась эта задумка только в годы правления его сына. В 1649 году у него, в свою очередь, родился наследник — Дмитрий. И счастливый отец приказал установить общегосударственный праздник — день почитания Казанской иконы Богородицы, так как младенец родился во время всенощного пения в день чудотворной иконы.

К тому же, Казанская икона считалась небесной заступницей царского рода Романовых. Вот тогда и была заложена в селе Коломенское Казанская церковь из камня.

Это была домовая церковь при деревянном дворце Алексея Михайловича. Изначально она соединялась с дворцом крытым переходом длиной примерно 50 и шириной 3 метра.

Есть и другой вариант развития событий тех давно минувших дней, по которому церковь воздвигнута на месте разрушившейся деревянной по случаю празднования столетия взятия Казани.

Белокаменная красота

Трёхэтажное здание имеет форму чуть вытянутого куба, стоящего на высоком подклете и увенчанного пятью куполами.

Его украшают арочные пролёты, дуговые перекрытия, пилястры и балконы, чередующиеся с окнами различной формы.

На одну из прогулочных аллей парка выступает крыльцо с оригинальной остроконечной крышей. Крыльцо с северной стороны одновременно является и основанием шатровой колокольни. Необычный план для зодчества того времени!

Когда-то внутреннее пространство храма сплошь было украшено богатыми коврами и тканями, иконы хранились в роскошных резных киотах.

По воспоминаниям современников, содержащихся в древних летописях, здесь для молящихся существовала своя иерархия: у каждого было своё, строго отведённое место. Царь с царицей восседали на празднично украшенных тронах, особо приближённые к царским особам произносили молитвы перед иконостасом, находящимся непосредственно в храме. Вся остальная свита молилась в помещении трапезной.

К сожалению, почти ничего из внутреннего убранства не сохранилось. Изначально на стенах не было никакой живописи. Около 2 десятков лет назад стены храма были расписаны. А 5-ярусный иконостас, появившийся не так давно, создан из икон, некоторые из которых сохранились с 17 века.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Читайте также:
Шахтинская епархия: храмы и указы, структура, история

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Храм, двери которого всегда открыты для всех

За почти 4 века существования храма его двери всегда были открыты для прихожан, он никогда не закрывался. Ни революция, ни война не могли этому помешать. Только в тяжёлый 1941 год Богослужения в храме временно прекратились, но ненадолго. В 1942 году они были возобновлены, и, по сегодняшний день, никогда не прекращались.

Службы в храме проходят ежедневно. В будние дни утренняя молитва начинается в 8 часов, а вечерняя — в 18:00. Накануне выходных и праздничных дней вечером богослужение совершается в 17 часов. В воскресенье служится две литургии: ранняя начинается в 7:00, поздняя — в 9:40. Более подробное расписание Богослужений лучше уточнять на его официальном сайте: kolomenskoe.prihod.ru или по телефону 499 615-23-90.

При храме открыта воскресная школа, работает библиотека. Церковный хор участвует во многих мероприятиях, с успехом выступает и даёт концерты.

Казанский храм расположен на территории московского музея-заповедника «Коломенское», в той части, что находится ближе к станции метро «Коломенское». Кроме метро, добраться до него можно автобусами 287, 291 и троллейбусом под номером 67.

Координаты Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском: 55.66883, 37.66779. Официальный адрес: город Москва, проспект Андропова, д. 39, стр. 9.

На карте Вы можете определить точное местонахождение (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от Коломенского парка. Это была гостиница «Интурист-Коломенское», очень комфортный отель с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникальной Казанской церкви Божьей Матери состоялась 8 апреля 2018 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Поделитесь в комментариях внизу, а какие необычные храмы, связанные с русской историей, вы посещали и какие из них произвели самое большое впечатление.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы во Влады́кине

— приходский православный храм Сергиевского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в московском районе Отрадное, в бывшем селе Владыкино (до 1653 года Вельяминово). Федеральный памятник архитектуры. Современное здание возведено в 1850-е годы, но строительство каменного храма на месте нынешнего велось уже в 1770 году.

История

Первая церковь в честь Рождества Богородицы (взамен обветшавшей Никольской церкви) построена здесь около 1627 года когда владельцем села был князь Иван Иванович Шуйский.

В 1653 году село стало патриаршей вотчиной и получило название Владыкино. 19 мая 1690 года Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом молились за литургией в храме села.

Первый каменный храм был построен в 1770 году; колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское.

В 1854—1858 годах церковь была полностью перестроена архитектором А. Ф. Ярошевским. В 1859 году новый трёхпрестольный (с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила) храм был освящён; главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящён митрополитом Филаретом (Дроздовым).

В советское время храм для богослужений не закрывался.

В 1970-е годы были планы снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам удалось его сохранить.

История постройки

Первым хозяином деревни Владыкино являлся князь Даниил, сын А. Невского. В 1322 г. населенный пункт именовали Вельяминовым по названию древнего рода, не уступающего в знатности Рюриковичам.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

  • В начале XVII столетия царь Михаил передал село в управление Д. Пожарскому, а позже — князю И. Шуйскому. В этот период на территории населенного пункта воздвигли первую церковь на основе дерева, её торжественно освятили в честь Рождества Пречистой Девы. Постройка заменила обветшалую часовню Николая Угодника. Спустя 11 лет церковь вернули Богоявленской обители, которой она изначально принадлежала.
  • В середине XVII столетия к селу Вельяминово проявил интерес патриарх Никон, святитель выменял населенный пункт на два других, находившихся в Московском уделе. Вскоре вотчина была переименована во Владыкино, так как стала резиденцией главы Церкви. В селении воздвигли патриарший дворец и собор, который торжественно освятили в 1654 г. во славу Иверского образа «Божией Матери».
  • В конце XVII столетия Владыкино навестил государь Петр I, вместе со святейшим патриархом Андрианом он участвовал в литургии, проходившей в церкви Рождества Пречистой Богородицы. Большинство икон, пред которыми читали молебны в то время, сохранилось и сегодня.
Читайте также:
Юрьев монастырь в Великом Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

В 1722 г. патриаршество упразднили, Святейший Синод передал Владыкино во владение святителю Феофану, прославленному помощнику государя Петра I. Новый владелец проводил много времени в селении и часто проводил богослужения. Несколько раз Рождественский храм переносили с места на место по причине расширения деревни.

Святыни

  • Самая древняя икона храма (конец XVI — начало XVII в.) — образ Николая Чудотворца с 16 клеймами жития
  • Иконы XVII в.: Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери
  • Смоленская икона «Одигитрия» (Путеводительница)
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Частицы мощей ряда святых
  • Иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость»
  • Образы Святого Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.
  • Икона трех святых: свт. Василия Великого, свт. Николая и вмц. Варвары с частицами мощей

История с конца XVIII в.

Первая Рождественская церковь из камня была сооружена в 1770 г., колокольню построили за счет финансирования графа К. Разумовского, который владел селом Петровским. Вскоре в храм перенесли иконы и утварь из упраздненного собора, находившегося в соседнем селении. Граф также воздвиг небольшую каменную часовню над колодцем. Храм Рождества Богоматери располагался на холме, рядом бил древний святой источник, над которым стояла небольшая церквушка.

  • В середине XIX столетия возникла необходимость реконструкции обветшалого Рождественского храма. В 1854 г. местный помещик Г. Толоконников пожертвовал достаточно средств для перестройки старинного церковного здания. Главным архитектором строительных работ назначили А. Ярошевского, через 5 лет новый храм был готов. Чин освящения трапезной с двумя приделами провели в конце зимы 1859 г., центральный престол освятил митрополит Филарет.
  • Новый храм не отапливался, стены покрыли клеевой краской, пол выложили из лещадки (плитки). Печи установили здесь в 1896 г., также залили узорчатый бетон, сделали живопись при помощи масляных красок. Вскоре при церкви открыли приходскую школу.
  • После установления советской власти здание продолжали обустраивать, люди делали пожертвования. В 1933 г. местные мастера отреставрировали алтарную часть, а также создали икону святого В. Великого. Через десять лет восстановили заднюю часть строения и алтарные приделы, освежили иконографию. По праздникам продолжали совершать Божественные литургии.


Патриаршее служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы

В 1945 г. торжество в честь Смоленского облика Богоматери, проходивший в Рождественской церкви, посетил патриарх Алексий. Святитель совершил Божественную литургию, благословил прихожан и отбыл после колокольного перезвона.

Паломнику

Расписание богослужений:

В храме совершаются ежедневные богослужения: Божественная литургия с 9 часов, вечернее богослужение – с 17 часов.

По воскресным и праздничным дням совершаются две литургии: ранняя с 7 часов, поздняя с 10. По окончании каждой литургии служатся молебен и панихида.

В воскресенье вечером совершается вечерня с акафистом перед чтимым образом Божией Матери «Смоленская», в четверг – с акафистом святителю Николаю перед его образом.

Таинство Крещения совершается ежедневно с 11 часов. Запись в церковной лавке с 10 часов. Перед Таинством Крещения восприемники (крестные), родители, а также желающие сами принять крещение должны пройти две огласительные беседы. Без прохождения огласительных бесед Таинство Крещения не совершается.

Расписание огласительных бесед:

Вторник. 18-00 (по окончании вечернего богослужения). Проводит протоиерей Владимир Александров.

Пятница. 18-00. Проводит иерей Андрей Кудрин.

Таинство Венчания совершается в установленные Церковным Уставом дни (понедельник, среда, пятница, воскресенье, кроме многодневных постов и других дней) после прохождения собеседования со священником.

Таинство Соборования совершается в дни Великого поста согласно расписанию.

Требы (освящение жилища или предметов, приглашение священника на дом для причастия больного и т.п.) совершаются по договоренности со священником.

Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.

Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.

Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.

Русская Православная Церковь

Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов.

Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю.

Читайте также:
Храмы Иркутска: православные церкви и монастыри города и области, адреса

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., № 48, 1870 г.).

В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в 1936 г. была похоронена св. блж. Матрона Анемнясевская (день преставления 16/29 июля). А еще раньше, в 1928 г. в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова.

Храм никогда не закрывался. В 1938 г. старосте храма Василию Васильевичу Флянову удалось спасти храм от закрытия. Этот замечательный человек за свои церковные заслуги был трижды награжден патриаршими грамотами за подписью Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия I.

В храме находятся древние и драгоценные по своему письму иконы XVII в.: икона Спасителя, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, а также иконы начала XVI в.: Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Смоленская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Помощь от нее жители Владыкина и окрестных селений получили в холерный 1848 г., когда с обнесением иконой крестным ходом этих селений холера не получила распространения в этой местности. Известны и многие другие исцеления от Смоленской иконы. В конце XIX в. от нее исцелилась отроковица Антонина, и чаяниями ее матери Анны Соколовой в благодарность за исцеление в село Владыкино была привезена икона Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон.

В последние десятилетие в храме ведутся большие ремонтные и реставрационные работы. Древним иконам возвращен их первоначальный вид, отреставрированы и позолочены иконостас и киоты. Возрождается и приходская жизнь. При храме действует воскресная школа, молодежный кружок и школа для взрослых, работают катехизаторы и миссионеры.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель прот. Симеон Сиранчук. Он преставился ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма.

В безбожном государстве

Увы, пережить мрачные десятилетия госатеизма без потерь не удалось. И все-таки храм Рождества Богородицы действовал и даже — как ни странно прозвучит это применительно к 1930-м годам — время от времени ремонтировался (силами прихода, естественно).

Во время войны церковь не пострадала — ни один снаряд не попал в нее; в селе тоже не было никаких разрушений, хотя немцы стояли совсем близко. В этом владыкинцы видели несомненное свидетельство милости Божией по заступничеству Ангелов, в честь которых освящены два придела церкви, — Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.

Храм уцелел и в 1970-е годы, когда Владыкино уже стало частью Москвы и совсем рядом с церковью пролегла эстакада Алтуфьевского шоссе. Тогда всерьез говорили о сносе «анахронизма», не имевшего к тому же, по мнению чиновников от архитектуры, историко-художественной ценности. Но беда обошла Богородице-Рождественскую церковь стороной, хотя все близлежащие постройки, а также и кладбище, уничтожили.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (Москва)

Храм Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы во Влады́кине — приходский православный храм Сергиевского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в московском районе Отрадное, в бывшем селе Владыкино (до 1653 года Вельяминово). Федеральный памятник архитектуры. Современное здание возведено в 1850-е годы, но строительство каменного храма на месте нынешнего велось уже в 1770 году.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Первая церковь в честь Рождества Богородицы (взамен обветшавшей Никольской церкви) построена здесь около 1627 года когда владельцем села был князь Иван Иванович Шуйский.

В 1653 году село стало патриаршей вотчиной и получило название Владыкино. 19 мая 1690 года Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом молились за литургией в храме села.

Первый каменный храм был построен в 1770 году; колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское.

В 1854—1858 годах церковь была полностью перестроена архитектором А. Ф. Ярошевским. В 1859 году новый трёхпрестольный (с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила) храм был освящён; главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящён митрополитом Филаретом (Дроздовым).

В советское время храм для богослужений не закрывался.

В 1970-е годы были планы снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам удалось его сохранить.

Святыни [ править ]

  • Самая древняя икона храма (конец XVI — начало XVII в.) — образ Николая Чудотворца с 16 клеймами жития
  • Иконы XVII в.: Николая Чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы, Смоленской и Казанской икон Божией Матери
  • Смоленская икона «Одигитрия» (Путеводительница)
  • Икона Божией Матери «Скоропослушница»
  • Частицы мощей ряда святых
  • Иконы Пресвятой Богородицы Казанская и «Всех скорбящих Радость»
  • Образы Святого Феодосия Черниговского, преподобной княгини Анны Кашинской.
  • Икона трех святых: свт. Василия Великого, свт. Николая и вмц. Варвары с частицами мощей
Читайте также:
Скорбященская церковь на Ордынке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Церковь расположена рядом с метро «Владыкино» (выход в сторону Алтуфьевского шоссе), на пересечении 1-го Алтуфьевского путепровода и Сигнального проезда.

Адрес: 127106 г. Москва, Алтуфьевское шоссе, стр. 4

Паломнику [ править ]

В храме совершаются ежедневные богослужения: Божественная литургия с 9 часов, вечернее богослужение – с 17 часов.

По воскресным и праздничным дням совершаются две литургии: ранняя с 7 часов, поздняя с 10. По окончании каждой литургии служатся молебен и панихида.

В воскресенье вечером совершается вечерня с акафистом перед чтимым образом Божией Матери «Смоленская», в четверг – с акафистом святителю Николаю перед его образом.

Таинство Крещения совершается ежедневно с 11 часов. Запись в церковной лавке с 10 часов. Перед Таинством Крещения восприемники (крестные), родители, а также желающие сами принять крещение должны пройти две огласительные беседы. Без прохождения огласительных бесед Таинство Крещения не совершается.

Расписание огласительных бесед:

Вторник. 18-00 (по окончании вечернего богослужения). Проводит протоиерей Владимир Александров.

Пятница. 18-00. Проводит иерей Андрей Кудрин.

Таинство Венчания совершается в установленные Церковным Уставом дни (понедельник, среда, пятница, воскресенье, кроме многодневных постов и других дней) после прохождения собеседования со священником.

Таинство Соборования совершается в дни Великого поста согласно расписанию.

Требы (освящение жилища или предметов, приглашение священника на дом для причастия больного и т.п.) совершаются по договоренности со священником.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, Москва

Церковь считается духовным центром московского района Отрадное, густонаселенного и крупного. Храм, который сегодня могут видеть паломники, соорудили в середине XIX столетия, финансированием занимался местный купец Г. Толоконников. Здание возводилось в стиле архитектурной эклектики, то есть компиляции различных типов строительного искусства. В период правления большевиков церковь не закрыли, сегодня здание является памятником истории и зодчества.

История постройки

Первым хозяином деревни Владыкино являлся князь Даниил, сын А. Невского. В 1322 г. населенный пункт именовали Вельяминовым по названию древнего рода, не уступающего в знатности Рюриковичам.

  • В начале XVII столетия царь Михаил передал село в управление Д. Пожарскому, а позже — князю И. Шуйскому. В этот период на территории населенного пункта воздвигли первую церковь на основе дерева, её торжественно освятили в честь Рождества Пречистой Девы. Постройка заменила обветшалую часовню Николая Угодника. Спустя 11 лет церковь вернули Богоявленской обители, которой она изначально принадлежала.
  • В середине XVII столетия к селу Вельяминово проявил интерес патриарх Никон, святитель выменял населенный пункт на два других, находившихся в Московском уделе. Вскоре вотчина была переименована во Владыкино, так как стала резиденцией главы Церкви. В селении воздвигли патриарший дворец и собор, который торжественно освятили в 1654 г. во славу Иверского образа «Божией Матери».
  • В конце XVII столетия Владыкино навестил государь Петр I, вместе со святейшим патриархом Андрианом он участвовал в литургии, проходившей в церкви Рождества Пречистой Богородицы. Большинство икон, пред которыми читали молебны в то время, сохранилось и сегодня.

В 1722 г. патриаршество упразднили, Святейший Синод передал Владыкино во владение святителю Феофану, прославленному помощнику государя Петра I. Новый владелец проводил много времени в селении и часто проводил богослужения. Несколько раз Рождественский храм переносили с места на место по причине расширения деревни.

История с конца XVIII в.

Первая Рождественская церковь из камня была сооружена в 1770 г., колокольню построили за счет финансирования графа К. Разумовского, который владел селом Петровским. Вскоре в храм перенесли иконы и утварь из упраздненного собора, находившегося в соседнем селении. Граф также воздвиг небольшую каменную часовню над колодцем. Храм Рождества Богоматери располагался на холме, рядом бил древний святой источник, над которым стояла небольшая церквушка.

  • В середине XIX столетия возникла необходимость реконструкции обветшалого Рождественского храма. В 1854 г. местный помещик Г. Толоконников пожертвовал достаточно средств для перестройки старинного церковного здания. Главным архитектором строительных работ назначили А. Ярошевского, через 5 лет новый храм был готов. Чин освящения трапезной с двумя приделами провели в конце зимы 1859 г., центральный престол освятил митрополит Филарет.
  • Новый храм не отапливался, стены покрыли клеевой краской, пол выложили из лещадки (плитки). Печи установили здесь в 1896 г., также залили узорчатый бетон, сделали живопись при помощи масляных красок. Вскоре при церкви открыли приходскую школу.
  • После установления советской власти здание продолжали обустраивать, люди делали пожертвования. В 1933 г. местные мастера отреставрировали алтарную часть, а также создали икону святого В. Великого. Через десять лет восстановили заднюю часть строения и алтарные приделы, освежили иконографию. По праздникам продолжали совершать Божественные литургии.

В 1945 г. торжество в честь Смоленского облика Богоматери, проходивший в Рождественской церкви, посетил патриарх Алексий. Святитель совершил Божественную литургию, благословил прихожан и отбыл после колокольного перезвона.

Современное состояние

В середине XX столетия настоятелем церкви был протоиерей Николай, через 10 лет его сменил отец Павел, который распорядился об устройстве на алтаре металлического оклада с позолотой. В 1970-е гг. местные власти пытались снести Рождественскую церковь ради застройки Алтуфьевского шоссе, но прихожане сумели отстоять права на старинное здание.

В этот период храм возглавил протоиерей Матфей, прославившийся как великий проповедник христианского учения. В 1978 г. настоятель Симеон распорядился реставрировать церковь, вскоре соорудили и освятили крестильную часовню святого Филарета. Здесь также открыли лавку, просфорню, воскресную школу.

Симеона в 2003 г. сменил протоиерей Сергий, открывший новую эпоху становления Рождественского храма. Прихожане с большой любовью относятся к архипастырям новым и прошлым. Врата церкви открыты каждый день, богослужения здесь совершаются по расписанию.

Святыни

Местные миряне называют церковь благодатной, так как её не смогли закрыть даже в суровый для православия советский период. Строение также избежало попаданий немецких снарядов, хотя их пушки стояли в непосредственной близости. Вокруг церкви располагалась деревня, — ни одно строение не подверглось разрушениям войны.

Читайте также:
Московский Покровский храм Василия Блаженного: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Большим почетом пользуются хранящиеся здесь иконы «Скоропослушница» и «Одигитрия», изображения Василия Великого и Николая Угодника, а также частицы их мощей.

Как добраться

Церковь находится в Москве, на улице Алтуфьевское шоссе, строение № 4. Ближайшая станция метро — «Владыкино».

Богослужения в храме проводятся каждый день, в 9:00 начинается утреня, а в 17:00 — вечерня. По воскресеньям и торжествам здесь совершается литургия, а после них молебен и панихида. Каждый день в 11:00 начинается ритуал Крещения, участникам таинства необходимо поучаствовать в огласительных беседах.

На заметку! В храме также можно заказать требы.

Храм Рождества Пречистой Девы Марии не отличается большими размерами. Когда его сооружали, никто не мог представить, что сюда будет приходить колоссальное количество православного народа. К тому же заинтересованные в строительстве люди опасались, что главный зачинатель и жертвователь не доживет до окончания воздвижения большого собора, так и произошло — Г. Толоконников скончался сразу после чина освящения.

В дни празднеств строение не способно вместить всех желающих. Интерьер отличается простотой и скромностью, старинные иконы являются главными реликвиями образцовой, но небольшой церкви.

Приходской Рождественский храм, расположенный в московском районе Отрадное, считается федеральным памятником истории и архитектуры. Здесь ежедневно проводятся богослужения, интерьер отличается простотой, а во внешнем виде сочетается множество компонентов различных времен. Церковное строение знаменито тем, что ни разу не закрывалось, а также не пострадало во время военных действий.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, Москва

памятник архитектуры (федеральный)

Православный храм
Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
Страна Россия
Город Москва
Конфессия Православие
Епархия Московская
Архитектурный стиль псевдорусский стиль
Дата основания XV век
Строительство 1653 — 9 апреля 1654
Статус Объект культурного наследия № 7710002002№ 7710002002
Материал кирпич
Состояние действует
Сайт rpb-v.ru
Медиафайлы на Викискладе

Храм Рождества́ Пресвято́й Богоро́дицы во Влады́кине

— приходской храм Сергиевского благочиния Московской епархии Русской православной церкви в московском районе Отрадное, в бывшем селе Владыкино (до 1653 года Вельяминово). Федеральный памятник архитектуры. Современное здание возведено в 1850-е годы, но строительство каменного храма на месте нынешнего велось уже в 1770 году.

История

Первая церковь в честь Рождества Богородицы (взамен обветшавшей Никольской церкви) построена здесь около 1627 года когда владельцем села был князь Иван Иванович Шуйский.

В 1653 году село стало патриаршей вотчиной и получило название Владыкино. 19 мая 1690 года Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом молились за литургией в храме села.

Первый каменный храм был построен в 1770 году; колокольня была возведена графом К.Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское.

В 1854—1858 годах церковь была полностью перестроена архитектором А. Ф. Ярошевским. В 1859 году новый трёхпрестольный (с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила) храм был освящён; главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящён митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Однако, вот что в конце июля 1860 года пишет в своем дневнике Ива́н Миха́йлович Снегирёв (1793-1868) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей:

«1860-й год. Июль. 31.

Отправился в сельцо Владыкино на освящение церкви Рождества Богородицы, сооруженной на месте деревянной, купцом Гавр. Матв. Толоконниковым. Она о 5 главах с колокольней. Освящал митрополит Филарет с архим. Иоанникием и Евстафием. Стечение народа было большое. В числе почетных посетителей был обер-прокуpop Св. Синода гр. Толстой. Следуя древнему обычаю, Толочанинов (прим.: возможно при издании дневника неверно указана фамилия — «Толоконников»)

предложил обильную трапезу присутствовавшим, которых была не одна сотня. Около церкви раскинуты были палатки и поставлены на открытом воздухе, где обедало несколько сот народа. Духовное празднество. Когда предложена была храмоздателем заздравная чаша за Государя Императора и царственный дом и возглашено протодиаконом и певчими многолетие, за всеми столами раздалось громкое протяжное ура. После того все собрание приветствовало торжественным восклицанием имена Московского архипастыря, освятившего храм, и самого храмоздателя. Златоустинский архимандрит Евстафий после трапезы предложил духовную пищу, раздав в церкви желавшим книжки духовного содержания, руководствующие к вере и благочестию……» ( источник )

В советское время храм для богослужений не закрывался.

В 1970-е годы были планы снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожанам удалось его сохранить.[1] В 2013 году была впервые за всю постсоветскую историю храма совершена патриаршая служба. Богослужение возглавил Патриарх Кирилл

История с конца XVIII в.

Первая Рождественская церковь из камня была сооружена в 1770 г., колокольню построили за счет финансирования графа К. Разумовского, который владел селом Петровским. Вскоре в храм перенесли иконы и утварь из упраздненного собора, находившегося в соседнем селении. Граф также воздвиг небольшую каменную часовню над колодцем. Храм Рождества Богоматери располагался на холме, рядом бил древний святой источник, над которым стояла небольшая церквушка.

  • В середине XIX столетия возникла необходимость реконструкции обветшалого Рождественского храма. В 1854 г. местный помещик Г. Толоконников пожертвовал достаточно средств для перестройки старинного церковного здания. Главным архитектором строительных работ назначили А. Ярошевского, через 5 лет новый храм был готов. Чин освящения трапезной с двумя приделами провели в конце зимы 1859 г., центральный престол освятил митрополит Филарет.
  • Новый храм не отапливался, стены покрыли клеевой краской, пол выложили из лещадки (плитки). Печи установили здесь в 1896 г., также залили узорчатый бетон, сделали живопись при помощи масляных красок. Вскоре при церкви открыли приходскую школу.
  • После установления советской власти здание продолжали обустраивать, люди делали пожертвования. В 1933 г. местные мастера отреставрировали алтарную часть, а также создали икону святого В. Великого. Через десять лет восстановили заднюю часть строения и алтарные приделы, освежили иконографию. По праздникам продолжали совершать Божественные литургии.
Читайте также:
Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде: описание и адрес храма, телефон, иконы, расписание богослужений


Патриаршее служение в храме Рождества Пресвятой Богородицы

В 1945 г. торжество в честь Смоленского облика Богоматери, проходивший в Рождественской церкви, посетил патриарх Алексий. Святитель совершил Божественную литургию, благословил прихожан и отбыл после колокольного перезвона.

Святыни

Вид на Храм с моста через МКМЖД
Самая древняя икона храма (конец XVI — начало XVII в.) — образ Николая Чудотворца с 16 клеймами жития. В храме до сих пор находятся иконы XVII в. как то:

  • Николая Чудотворца,
  • Рождества Пресвятой Богородицы,
  • Смоленской и Казанской икон Божией Матери.

Среди особо чтимых святынь храма:

  • Смоленская икона «Одигитрия» (Путеводительница),
  • икона Божией Матери «Скоропослушница».
  • Частицы мощей ряда святых.

Также примечательны иконы:

  • Пресвятой Богородицы Казанская и
  • «Всех скорбящих Радость»,
  • образы Святого Феодосия Черниговского,
  • преподобной княгини Анны Кашинской.

Дар Патриарха Адриана храму — Евангелие XVII в.

Современное состояние

В середине XX столетия настоятелем церкви был протоиерей Николай, через 10 лет его сменил отец Павел, который распорядился об устройстве на алтаре металлического оклада с позолотой. В 1970-е гг. местные власти пытались снести Рождественскую церковь ради застройки Алтуфьевского шоссе, но прихожане сумели отстоять права на старинное здание.

В этот период храм возглавил протоиерей Матфей, прославившийся как великий проповедник христианского учения. В 1978 г. настоятель Симеон распорядился реставрировать церковь, вскоре соорудили и освятили крестильную часовню святого Филарета. Здесь также открыли лавку, просфорню, воскресную школу.

Симеона в 2003 г. сменил протоиерей Сергий, открывший новую эпоху становления Рождественского храма. Прихожане с большой любовью относятся к архипастырям новым и прошлым. Врата церкви открыты каждый день, богослужения здесь совершаются по расписанию.

Реконструкция

В середине девятнадцатого века каменный храм во Владыкино, к тому времени уже сильно обветшавший, требовал капитальной реконструкции. Было решено не отремонтировать, а возвести новое здание церкви. Тогда в 1854 году Гавриилом Матвеевичем Толоконниковым — представителем знаменитой одноименной семьи, прославившейся своими врачами, учителями и инженерами, — были пожертвованы огромные средства на постройку нового — трехпрестольного ныне существующего храма. Меценат сам принимал в строительстве активное участие.

Работы велись на основании проекта, автором которого был архитектор А. Ф. Ярошевский. Они начались в 1854-м, а уже спустя пять лет, в феврале 1859 года, была освящена трапезная с приделами: южным — архангела Михаила, северным — архангела Гавриила, который являлся небесным покровителем создателя храма.

Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.

Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.

Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.

В безбожном государстве

Увы, пережить мрачные десятилетия госатеизма без потерь не удалось. И все-таки храм Рождества Богородицы действовал и даже — как ни странно прозвучит это применительно к 1930-м годам — время от времени ремонтировался (силами прихода, естественно).

Во время войны церковь не пострадала — ни один снаряд не попал в нее; в селе тоже не было никаких разрушений, хотя немцы стояли совсем близко. В этом владыкинцы видели несомненное свидетельство милости Божией по заступничеству Ангелов, в честь которых освящены два придела церкви, — Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.

Храм уцелел и в 1970-е годы, когда Владыкино уже стало частью Москвы и совсем рядом с церковью пролегла эстакада Алтуфьевского шоссе. Тогда всерьез говорили о сносе «анахронизма», не имевшего к тому же, по мнению чиновников от архитектуры, историко-художественной ценности. Но беда обошла Богородице-Рождественскую церковь стороной, хотя все близлежащие постройки, а также и кладбище, уничтожили.

Православные храмы Москвы.

Изменения в проекте

Главный престол освятил митрополит Московский Филарет. Священником в те годы был протоиерей Василий, который сам принимал участие в построении новой обители. Прихожане считали, что если бы не он, то и каменного храма владыкинцы бы не видали. Первоначально церковь предполагалось выстроить намного больше сегодняшней. Однако настоятель Василий, принимая во внимание немногочисленность своего прихода и в то же время опасаясь, что меценат Гавриил Матвеевич в силу преклонности лет не успеет завершить постройку, уговорил последнего приступить к возведению здания в более скромных размерах – в том виде, какой есть сегодня. Надо сказать, что его опасения не были напрасными. Толоконников скончался буквально через несколько недель после освящения обители.

Русская Православная Церковь

Раньше село Владыкино называлось Вельяминово по фамилии первых его владельцев, знатных бояр Вельяминовых. В XIV в. село было передано Богоявленскому монастырю. В последствии оно несколько раз меняло своих хозяев, это всегда были высокопоставленные знатные люди. Но особо благодатный период для села наступил 360 лет назад: в 1653 г. Вельяминово перешло во владение Святейшего Патриарха Никона. С этого времени местность получила ныне существующее название Владыкино и до конца Патриаршества составляло домовую вотчину Святейших Патриархов.

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

Деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась здесь еще в 1627 г. Ее построил князь Иван Иванович Шуйский взамен прежней обветшавшей церкви святителя Николая.

В церкви Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине служили Литургию Патриарх Иоаким (6 мая 1683 г., 15 июля 1685 г., 18 октября 1688 г.), Патриарх Андриан (9 декабря 1693 г., 12 июня 1695 г.). 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил государь Петр Алексеевич. При патриархах во Владыкине существовали патриаршие палаты, сады и пруды. В 1722 г. село было пожаловано во владение Преосвященному Феофану (Прокоповичу) архиепископу Псковскому и Нарвскому, а по его смерти вернулось Богоявленскому монастырю.

Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы несколько раз поновлялась и перестраивалась. В середине XIX в. деревянный храм был разобран. Стараниями купца Гавриила Толоконникова и священника села Владыкина Василия Нечаева был построен новый каменный трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1859 г. освятил митрополит Московский Филарет (Моск. епарх. вед., № 48, 1870 г.).

В конце XIX в. при настоятеле протоиерее Иоанне Протопопове в храме были проведены дорогостоящие ремонтные и реставрационные работы, были поновлены живопись на стенах и иконостас. О. Иоанн в 1896 г. открыл при храме одноклассную церковно-приходскую школу. С ним с 1900 г. служил диакон Иоанн Хрусталев, который после его смерти в 1917 г. был рукоположен во священника. В 1937 г. протоиерей Иоанн Хрусталев и служившие с ним протодиакон Сергий Станиславлев и чтец Николай Некрасов были арестованы. О. Иоанн Хрусталев был расстрелян на полигоне в Бутово, а протодиакон Сергий и чтец Николай умерли в ссылке. 27 марта 2007 г. решением Священного Синода они были причтены к сонму новомучеников и исповедников Российских.

Вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине в 1936 г. была похоронена св. блж. Матрона Анемнясевская (день преставления 16/29 июля). А еще раньше, в 1928 г. в ограде храма была похоронена актриса Мария Ермолова.

Храм никогда не закрывался. В 1938 г. старосте храма Василию Васильевичу Флянову удалось спасти храм от закрытия. Этот замечательный человек за свои церковные заслуги был трижды награжден патриаршими грамотами за подписью Святейших Патриархов Тихона, Сергия и Алексия I.

В храме находятся древние и драгоценные по своему письму иконы XVII в.: икона Спасителя, Смоленская и Казанская иконы Божией Матери, а также иконы начала XVI в.: Рождества Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Смоленская икона Божией Матери почитается как чудотворная. Помощь от нее жители Владыкина и окрестных селений получили в холерный 1848 г., когда с обнесением иконой крестным ходом этих селений холера не получила распространения в этой местности. Известны и многие другие исцеления от Смоленской иконы. В конце XIX в. от нее исцелилась отроковица Антонина, и чаяниями ее матери Анны Соколовой в благодарность за исцеление в село Владыкино была привезена икона Скоропослушница, написанная на Святой горе Афон.

В последние десятилетие в храме ведутся большие ремонтные и реставрационные работы. Древним иконам возвращен их первоначальный вид, отреставрированы и позолочены иконостас и киоты. Возрождается и приходская жизнь. При храме действует воскресная школа, молодежный кружок и школа для взрослых, работают катехизаторы и миссионеры.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы служил старейший клирик Москвы, почетный настоятель прот. Симеон Сиранчук. Он преставился ко Господу 19 сентября 2013 г. и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла был похоронен в ограде храма.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, Москва — поясняем суть

Церковь считается духовным центром московского района Отрадное, густонаселенного и крупного. Храм, который сегодня могут видеть паломники, соорудили в середине XIX столетия, финансированием занимался местный купец Г. Толоконников. Здание возводилось в стиле архитектурной эклектики, то есть компиляции различных типов строительного искусства. В период правления большевиков церковь не закрыли, сегодня здание является памятником истории и зодчества.

Святыни храма
Рождества Богородицы во Владыкине

Смоленская икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» (Путеводительница) явила много чудес в XIX и XX вв.
По сохранившимся свидетельствам, во время холеры 1848 г. вокруг села Владыкино крестным ходом обносили икону Божией Матери Смоленской, и болезнь отступила.
Перед этим образом в храме по воскресеньям в 17.00 совершается пение акафиста.

Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница была привезена в благословение в село Владыкино в 1899 году.
Образ был написан на Святой горе Афон в монастыре Вмч. Пантелеимона.
На оборотной стороне иконы находится надпись: «В благодарность за исцеление отроковицы Антонины пожертвована сия икона с ризою матерью ея Анной Су-Соколовой. года».
В 1920-е гг. риза с иконы была изъята из храма, но медная табличка, свидетельствующая о чуде, поныне сохранилась на обороте иконы.

Икона Пресвятой Богородицы Казанская — один из древних почитаемых образов храма.
В сентябре 2008 года, к празднику Казанской иконы Пресвятой Богородицы, завершилась реставрация святыни.

Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы — «Всех скорбящих Радость».
Люди притекают у чудотворному образу Пресвятой Богородицы, веря в Нее как в дивную Заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной.
По вере людей в милосердие Богоматери к нам грешным утвердился обычай изображать Богоматерь сообразно тому, что слышится в словах молитвы к ней: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши. Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение. Христиан всех поможение и заступление».
Поэтому и изображается Богоматерь на иконе во весь рост, в окружении разного рода бедствующих людей — нагих, обиженных, алчущих. Около этих бедствующих изображают часто Ангелов, посланных Владычицей для утоления страдания людского; Ангелы, приникая к людям, указывают им на Богоматерь.

Читайте также:
Софийский собор в Великом Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Образ святителя Николая Чудотворца с 16 клеймами жития является самой древней иконой храма (конец XVI — начало XVII в.).
Этот образ происходит из древних храмов, стоявших на месте нынешнего.
Икона расположена на правом клиросе в местном ряду иконостаса.

Икона святой благоверной княгини Анны находится в северной части храма (ближе к левому клиросу) между северным входом в храм и иконой Божией Матери Смоленской («Одигитрией»).
Интересно житие святой Анны.
Святая благоверная великая княгиня Анна была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучкой святого благоверного князя Василия Ростовского.
Много скорбей выпало на долю святой Анны — один за другим умирают ее близкие: отец, первая дочь — Феодора, супруг (князь Михаил был зверски замучен в Орде в 1318 году).
В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.
После мученической кончины сына и внука Анна принимает монашество.
Сначала Анна подвизалась в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перешла в специально выстроенный для нее монастырь.
Здесь она и преставилась в 1368 году, приняв схиму. Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.
Однако лишь спустя почти три столетия на Московском Соборе 1649 года было постановлено открыть мощи княгини Анны. Торжественное перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось года.
Примечательно, что вскоре святая благоверная Анна Кашинская становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение ее святым мощам. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.
Несмотря на то, что церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны
В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено.
И в наши дни люди просят помощи святой угодницы Божией, заказывают молебны, ставят свечи, молятся перед иконой святой Анны Кашинской.

В 1936 г. на Владыкинском кладбище вблизи храма Рождества Пресвятой Богородицы была похоронена святая блаженная Матрона Анемнясевская (в монашестве Мордария), прославленная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (9) г.
В храме, вблизи которого блаженная Матрона обрела свое последнее земное пристанище, ее присутствие особенно ощутимо.
По благословению настоятеля храма — прот. Сергия Ткаченко была написана икона блаженной Матроны, символизирующая связь святой с храмом Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине (образ блаженной Матроны написан на фоне храма.
Икона обычно находится на аналое у придела архангела Михаила (справа от входа).

История постройки

Первым хозяином деревни Владыкино являлся князь Даниил, сын А. Невского. В 1322 г. населенный пункт именовали Вельяминовым по названию древнего рода, не уступающего в знатности Рюриковичам.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

  • В начале XVII столетия царь Михаил передал село в управление Д. Пожарскому, а позже — князю И. Шуйскому. В этот период на территории населенного пункта воздвигли первую церковь на основе дерева, её торжественно освятили в честь Рождества Пречистой Девы. Постройка заменила обветшалую часовню Николая Угодника. Спустя 11 лет церковь вернули Богоявленской обители, которой она изначально принадлежала.
  • В середине XVII столетия к селу Вельяминово проявил интерес патриарх Никон, святитель выменял населенный пункт на два других, находившихся в Московском уделе. Вскоре вотчина была переименована во Владыкино, так как стала резиденцией главы Церкви. В селении воздвигли патриарший дворец и собор, который торжественно освятили в 1654 г. во славу Иверского образа «Божией Матери».
  • В конце XVII столетия Владыкино навестил государь Петр I, вместе со святейшим патриархом Андрианом он участвовал в литургии, проходившей в церкви Рождества Пречистой Богородицы. Большинство икон, пред которыми читали молебны в то время, сохранилось и сегодня.

В 1722 г. патриаршество упразднили, Святейший Синод передал Владыкино во владение святителю Феофану, прославленному помощнику государя Петра I. Новый владелец проводил много времени в селении и часто проводил богослужения. Несколько раз Рождественский храм переносили с места на место по причине расширения деревни.

Постройка ныне существующего каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Инициатором этой постройки стал настоятель храма о. Василий Нечаев, весьма ревностный пастырь. Он «заразил» своей идеей купца Гаврилу Матвеевича Толоконникова, имевшего воскоотбельный завод во Владыкине и торговавшего церковными свечами, причем заразил настолько, что Гаврила Матвеевич собрался строить нечто чуть ли не грандиозное. Но о. Василий убедил благотворителя, что новый храм не должен быть слишком большим. Во-первых, приход его был невелик, а к тому же священник опасался, что Гаврила Матвеевич, будучи в преклонных летах, мог не дожить до завершения масштабной стройки.

Строительство храма встало Гавриле Матвеевичу дороже, чем предполагалось изначально. Он, однако, будучи человеком богобоязненным, не роптал на это. В 1859 году все работы, происходившие в два этапа (сначала — постройка теплой трапезной с приделами и колокольней; затем — возведение основного холодного храма), завершились. Освящение состоялось в храмовый праздник, 8 сентября. На освящение изволил прибыть сам митрополит Филарет.

Вскоре после освящения Богородице-Рождественского храма Г. М. Толоконников умер. Оставшиеся интерьерные работы заканчивал уже его сын Константин Гаврилович при участии некоторых других жертвователей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: