Московская Сергиевская церковь в Бусинове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм в честь Преображения Господня в Радонеже

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. В 1328 году сюда переселился обедневший ростовский боярин Кирилл — именно он стал отцом любимого на Руси святого, Сергия Радонежского, которого при рождении, в миру назвали Варфоломеем.

В 18 веке село приобрело новое название — Городок. И называлось так до 1989 года, пока по решению — как ни удивительно! — советских властей не стало Радонежем. В честь любимого святого назвали и придел в местной Преображенской церкви, которую построили на средства прихожан в 1836-1842 годах на месте бывшего деревянного храма.

В советское время храм в честь Преображения Господня в Радонеже закрыли. Снесли дом священника, на его месте построили свиноферму (теперь там автостоянка). Сама же церковь стала зернохранилищем. В 1941 году сюда въехал клуб.

А вот в 1960-х годах власти приняли решение сохранить радонежские памятники. Храм отреставрировали и разместили в нем экспозицию, посвященную истории Радонежа.

В 1990-е годы Преображенскую церковь вернули Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж

Координаты: 56.208615, 38.039255

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Селение Радонеж основано примерно в 11 веке на левом берегу речки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал ее «Радонеж» — как принадлежащую ему, Радонегу.

В 14 веке тут поселились родители Варфоломея — будущего преподобного Сергия Радонежского. К слову, его родители тоже ушли в монастырь. А сам он, как известно, основал несколько монастырей в стране и Троице-Сергиеву Лавру.

В 1988 году рядом с храмом в Радонеже поставили памятник Сергию по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. На возвышенности застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии с мальчиком Варфоломеем, держащим в руках резную икону Святой Троицы. Ведь именно так, по легенде, все и случилось: маленький Варфоломей, которому никак не давалась грамота, вдруг обрел дар к учебе после того, как встретил в лесу молящегося старца. Так начался путь мальчика к Богу.

Сам скульптор Клыков собирался (и общественность его поддерживала) установить памятник осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Памятник Радонежскому «арестовали» прямо во время пути на свой постамент и отправили обратно под охраной милиции. Однако через несколько месяцев, 29 мая 1988 года, его все-таки открыли — в честь 1000-летия Крещения Руси. Это был первый памятник русскому святому, поставленный с 1917 года.

Интересные факты

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Родом из этих мест, как полагают историки, гениальный иконописец Андрей Рублев.

Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова, знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Что посмотреть

Преображенский храм

Преображенский храм выполнен в стиле ампир.
Фото: globallookpress.com

Для начала обратите внимание на архитектуру Преображенского храма, который считается одним из наиболее выразительных представителей стиля ампир в храмовой архитектуре нашей страны.

Радонеж

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района.
Фото: commons.wikimedia.org

Кроме храма и памятника преподобному Сергию, это десятка полтора дворов, древнее городище, относящееся примерно к 15 веку, и живописные просторы.

Троице-Сергиева Лавра

Сейчас Преображенский храм — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: pixabay.com

До самой Лавры от Радонежа — примерно 15 километров. А это крупнейший мужской монастырь страны, к которому испокон веков сами цари не только ездили — пешком (!) ходили. Настолько святым местом считалась обитель, основанная в 14 веке Сергием Радонежским. К его мощам тут стоит неизменная очередь. Именно в этой обители Андрей Рублев писал свою знаменитую «Троицу» (сейчас икона хранится в московской Третьяковке и на праздник выставляется в храме рядом с галереей).

Расписание служб смотрите на сайте храма.

Какие святыни хранятся

  • Для современных паломников благоустроили тропу к святым источникам: там и спуск красиво сделан, и сами источники украшены подобием большого иконостаса.
  • Рядом находится часовня, куда заходят помолиться Святой Матроне Московской: именно тут находится крест с ее могилы.

Радонеж в культуре и искусстве

Русский художник Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому цикл картин. Первая, самая известная и, по мнению автора, самая удачная работа — полотно “Видение отроку Варфоломею”. На нем изображен юный Варфоломей, разговаривающий со старцем. Их окружают лес, холмы, узкая речушка, на заднем плане видна маленькая деревянная церковь. Похожий пейзаж изображен и на картине “Сергий Радонежский” (1899 г.). Исследователи узнают в работах Нестерова окрестности Радонежа.

Фрагмент картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890)/Репродукция

Читайте также:
Троицкая Сергиева лавра: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

Храм в честь Преображения Господня в Радонеже

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. В 1328 году сюда переселился обедневший ростовский боярин Кирилл — именно он стал отцом любимого на Руси святого, Сергия Радонежского, которого при рождении, в миру назвали Варфоломеем.

В 18 веке село приобрело новое название — Городок. И называлось так до 1989 года, пока по решению — как ни удивительно! — советских властей не стало Радонежем. В честь любимого святого назвали и придел в местной Преображенской церкви, которую построили на средства прихожан в 1836-1842 годах на месте бывшего деревянного храма.

В советское время храм в честь Преображения Господня в Радонеже закрыли. Снесли дом священника, на его месте построили свиноферму (теперь там автостоянка). Сама же церковь стала зернохранилищем. В 1941 году сюда въехал клуб.

А вот в 1960-х годах власти приняли решение сохранить радонежские памятники. Храм отреставрировали и разместили в нем экспозицию, посвященную истории Радонежа.

В 1990-е годы Преображенскую церковь вернули Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой Лавры.

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, с. Радонеж

Координаты: 56.208615, 38.039255

Режим работы: ежедневно, 8:00–20:00

Карта намоленных мест Подмосковья

История

Селение Радонеж основано примерно в 11 веке на левом берегу речки Пажи. По преданию, новгородец Радонег выстроил крепость и назвал ее «Радонеж» — как принадлежащую ему, Радонегу.

В 14 веке тут поселились родители Варфоломея — будущего преподобного Сергия Радонежского. К слову, его родители тоже ушли в монастырь. А сам он, как известно, основал несколько монастырей в стране и Троице-Сергиеву Лавру.

В 1988 году рядом с храмом в Радонеже поставили памятник Сергию по проекту скульптора Вячеслава Клыкова. На возвышенности застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии с мальчиком Варфоломеем, держащим в руках резную икону Святой Троицы. Ведь именно так, по легенде, все и случилось: маленький Варфоломей, которому никак не давалась грамота, вдруг обрел дар к учебе после того, как встретил в лесу молящегося старца. Так начался путь мальчика к Богу.

Сам скульптор Клыков собирался (и общественность его поддерживала) установить памятник осенью 1987 года. Однако власти запретили это делать. Памятник Радонежскому «арестовали» прямо во время пути на свой постамент и отправили обратно под охраной милиции. Однако через несколько месяцев, 29 мая 1988 года, его все-таки открыли — в честь 1000-летия Крещения Руси. Это был первый памятник русскому святому, поставленный с 1917 года.

Интересные факты

С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Родом из этих мест, как полагают историки, гениальный иконописец Андрей Рублев.

Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова, знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.

Что посмотреть

Преображенский храм

Преображенский храм выполнен в стиле ампир.
Фото: globallookpress.com

Читайте также:
Свято-Николаевский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Для начала обратите внимание на архитектуру Преображенского храма, который считается одним из наиболее выразительных представителей стиля ампир в храмовой архитектуре нашей страны.

Радонеж

Радонеж — одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района.
Фото: commons.wikimedia.org

Кроме храма и памятника преподобному Сергию, это десятка полтора дворов, древнее городище, относящееся примерно к 15 веку, и живописные просторы.

Троице-Сергиева Лавра

Сейчас Преображенский храм — подворье Троице-Сергиевой Лавры.
Фото: pixabay.com

До самой Лавры от Радонежа — примерно 15 километров. А это крупнейший мужской монастырь страны, к которому испокон веков сами цари не только ездили — пешком (!) ходили. Настолько святым местом считалась обитель, основанная в 14 веке Сергием Радонежским. К его мощам тут стоит неизменная очередь. Именно в этой обители Андрей Рублев писал свою знаменитую «Троицу» (сейчас икона хранится в московской Третьяковке и на праздник выставляется в храме рядом с галереей).

Расписание служб смотрите на сайте храма.

Какие святыни хранятся

  • Для современных паломников благоустроили тропу к святым источникам: там и спуск красиво сделан, и сами источники украшены подобием большого иконостаса.
  • Рядом находится часовня, куда заходят помолиться Святой Матроне Московской: именно тут находится крест с ее могилы.

Радонеж в культуре и искусстве

Русский художник Михаил Нестеров посвятил Сергию Радонежскому цикл картин. Первая, самая известная и, по мнению автора, самая удачная работа — полотно “Видение отроку Варфоломею”. На нем изображен юный Варфоломей, разговаривающий со старцем. Их окружают лес, холмы, узкая речушка, на заднем плане видна маленькая деревянная церковь. Похожий пейзаж изображен и на картине “Сергий Радонежский” (1899 г.). Исследователи узнают в работах Нестерова окрестности Радонежа.

Фрагмент картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890)/Репродукция

Экспертное мнение

Татьяна Данилова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника:

«Ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен»

В 14 веке Радонеж входил в состав Московского княжества и упоминался в духовном завещании князя Ивана Калиты. В его правление сюда переселились ростовские бояре Кирилл и Мария с тремя сыновьями — так Радонеж стал второй родиной Сергия Радонежского.

В житие подвижника, составленное в 1418-1419 годах, говорится, что радонежский дом родителей святого стоял «около церкви Рождества Христова» (предположительно на месте современного каменного храма или возле него). Согласно письменным источникам, это первый известный нам храм Сергиево-Посадского района. Точное время его появления неизвестно, вероятно – вторая четверть 14 столетия.

После 1764 года Радонеж вошел в состав казенных земель. В 1800-м на средства прихожан возвели еще одну деревянную церковь, но вскоре ее сменил каменный храм, относящийся к лучшим образцам ампира. Со временем он был расписан и окружен оградой.

Художники нередко искали в этом уголке Подмосковья вдохновение. Так, радонежский пейзаж запечатлел на своей знаменитой картине «Видение отроку Варфоломею» Михаил Нестеров. На лучшем (по убеждению самого автора) из произведений художника узнаются и холмы, и дорога, и извилистое русло реки Пажи. Стоит отметить: ландшафт в Радонеже сохранил свою первозданность с давних времен. И другие достопримечательности привлекают внимание приезжих: крепостные валы, источник с оборудованной купелью и отдельной обливной купелью для инвалидов, пожилых людей и детей, памятник Сергию Радонежскому; часовня Матроны Московской, в которой хранится крест, некогда стоявший на могиле старицы и, конечно, Преображенский храм с приделом в честь преподобного Сергия. В 1974 году этот собор был включен в перечень памятников республиканского значения.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Иркутская епархия

В 1707 г. было учреждено Иркутское викариатство Тобольской епархии. Самостоятельная епархия была открыта в 1727 г. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 106) из Иркутской епархии выделены Братская и Саянская епархии; Иркутская епархия включена (журнал № 132) в состав Иркутской митрополии.

Читайте также:
Успенская Почаевская лавра: история и адрес монастыря, где находиться и как добраться, хор и песнопения

Епархия сегодня
(по состоянию на декабрь 2020 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • I Иркутский городской — священник Стефан Бажков
  • II Иркутский городской — протоиерей Алексий Подлосинский
  • III Иркутский городской — протоиерей Евгений Прохоров
  • IV Иркутский городской — протоиерей Константин Кожуховский
  • I Иркутский районный — протоиерей Герман Кузнецов
  • II Иркутский районный — протоиерей Александр Куренков
  • Ангарский — протоиерей Владимир Килин
  • Верхоленский — протоиерей Вячеслав Пушкарев
  • Усольский — протоиерей Николай Лысков
  • Усть-Ордынский — священник Николай Подымахин
  • Черемховский — протоиерей Николай Ершуков

Количество храмов, часовен и иных молитвенных помещений ― 182.

Штатных клириков ― 157, в том числе:

  • священников ― 139,
  • диаконов ― 18.

Действуют богословско-катехизаторские курсы, православная женская гимназия, две православные СОШ и 65 воскресных школ.

Социальные учреждения

  • Душепопечительский центр во имя святителя Иннокентия Иркутского
  • Кризисный центр для женщин «Покровский дом милосердия для мам»
  • Социальная столовая

Средства массовой информации

ИРКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Иркутский Знаменский собор, 19 февраля 2011 г. Фотография Артема Родионова, с сайта sobory.ru

Иркутская и Ангарская епархия Иркутской митрополии Русской Православной Церкви

В Сибири, после её присоединения к России, первой появляется Тобольская епархия в 1620 году и территория Иркутского края входит в её состав. Иркутская епархия была учреждена в декабре 1706 года [1] как викариатство Тобольской митрополии.

Под управление викарного епископа передавалось южное Прибайкалье и Забайкалье (Даурская десятина), за исключением двух более богатых – Селенгинского Троицкого и Усть-Киренского Троицкого монастырей и приграничных с Китаем территорий, что составляло 42 церкви и 4 монастыря: Иркутский Вознесенский мужской, Иркутский Знаменский женский, Посольский Спасо-Преображенский мужской, Нерчинский Успенский мужской [2].

Реально административные функции исполняли местоблюстители, назначавшиеся из настоятелей Иркутского Вознесенского монастыря – Мисаил (Трусов), Антоний (Платковский), позднее иркутский протоиерей П. Г. Шульгин.

Самостоятельная Иркутская епархия образована 15 января 1727 года. Ее первым главой стал Иннокентий (Кульчицкий), именовавшийся епископом Иркутским и Нерчинским.

Святитель Иннокентий (Кульчицкий) во время пребывания на Иркутской кафедре положил начало просвещению края, привез в Иркутск первую частную библиотеку, развил целенаправленную миссионерскую деятельность, упорядочил церковно-административное устройство. На кафедре впоследствии служил святитель-миссионер Софроний (Кристалевский). Представители духовенства Иркутской епархии также активно занимались научной работой, этнографическими и лингвистическими исследованиями, переводами.

Первоначально границы новой епархии совпадали с границами викариатства и только в 1731 года последовало решение о передаче в ее состав Киренского, Якутского духовных правлений, Забайкалья и Дальнего Востока. Размежевание сибирских епархий завершилось в 1733 году. В 1796 году к территории епархии добавились Аляска и Алеутские острова, а в 1798 году был проведен очередной пересмотр границ Иркутской епархии, в состав которой включили часть приходов Енисейского края.

В декабре 1840 года из епархии была выделена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, которой 26 июня 1852 года была переподчинена Якутия. 28 января 1894 года было создано Читинское викариатство и 12 марта того же года выделено в самостоятельную епархию. Так, к началу XX века Иркутская епархия входит в границы схожие с современными.

После революции 1917 года под нажимом богоборческой власти закрываются духовные заведения сибирских и дальневосточных земель. В 1920 году были закрыты Иркутская духовная семинария и духовные училища. 24 января 1921 года в Вознесенском монастыре были вскрыты мощи свт. Иннокентия Иркутского, затем они были отправлены в музей Народного комиссариата здравоохранения в Москве. В 1921-1922 годы проводилось изъятие церковных ценностей, начались массовое закрытие церквей и распространение в крае инспирированного властями раскола обновленчества. В 1928 году на территории Иркутской епархии имелось 120 православных приходов, 68 приходов были обновленческими. Была существенно ограничена деятельность монастырей, окончательно закрытых к началу 30-х годов. Многие представители духовенства подверглись арестам. В 1922 году был арестован и приговорен к расстрелу Иркутский архиеп. Анатолий (Каменский), приговор не был приведен в исполнение. Пытаясь препятствовать разрушению епархиального управления, священноначалие учреждало новые церковные структуры. Так, в 1924 году было открыто Нижнеудинское викариатство, просуществовавшее до лета 1929 года. В 1931 году указом обновленческого синода была образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская обновленческие епархии, однако развития эта структура не имела и скоро прекратила существование [3].

Местные епархии также упраздняются, а их территория вновь входит в Иркутскую, по большей части в 1930-х годах. Саму Иркутскую епархию постигает та же участь, но ненадолго – в 1943 году она была восстановлена. Между 1945 и 1949 годами независимое существование имела Хабаровская епархия для Дальнего Востока, но после этого Иркутские владыки приняли управление над вдовствующей Дальневосточной кафедрой. До конца советского периода Иркутская епархия простиралась до самых восточных пределов России.

19 июля 1988 года Хабаровская кафедра на территории Дальнего Востока вновь обособилась. 23 февраля 1993 года из ведения Иркутской кафедры была также выделена самостоятельная Якутская епархия, 21 апреля 1994 года – Читинская епархия. С того времени Иркутская епархия вошла в границы Иркутской области.

5 октября 2011 года из состава Иркутской епархии были выделены две части Иркутской области, на территории которых были образованы самостоятельные епархии – Братская и Саянская [4]. В ведении Иркутской кафедры были оставлены Иркутский, Аларский, Ангарский, Баяндаевский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Качугский, Нукутский, Ольхонский, Осинский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский и Эхирит-Булагатский районы, а также прилегающие городские округа, на юге Иркутской области. 6 октября 2011 года в пределах Иркутской области была образована Иркутская митрополия, включающая в себя Братскую, Иркутскую и Саянскую епархии. Главой митрополии определено быть Иркутскому архиерею [5].

Исторические названия

  • Иркутская и Нерчинская (декабрь 1706 – ?)
  • Иркутская, Нерчинская и Якутская (31 мая 1816 – 26 июня 1852)
  • Иркутская и Нерчинская (26 июня 1852 – 12 марта 1894)
  • Иркутская и Верхоленская (с 12 марта 1894)
  • Иркутская и Читинская (1943 – 21 апреля 1994)
  • Иркутская и Ангарская (c 21 апреля 1994)

Статистика

  • 1912 – церквей – 278, часовен – 176; монастырей – 6 (1 женский); духовная семинария, 1 духовное училище, 1 епархиальное женское училище, женское училище духовного ведомства, 184 церковные школы; богадельни – при каждой приходской церкви
  • 1 января 1958[6] – 18 зарегистрированных храмов и молитвенных домов
  • 2004 – 149 приходов; 112 священнослужителей (98 священников, 14 диаконов) [7].
  • август 2011 – 118 храмов, 172 штатных клирика (в т.ч. священников – 157, диаконов – 15). Действуют богословско-катехизаторские курсы, 3 православные гимназии, 41 воскресная школа и 11 православных библиотек

Архипастыри

Викариатство Тобольское

  • Варлаам (Косовский) (15 декабря 1706 – 21 января 1714)
    • Мисаил (Трусов) (1714 – 1718), в/у, архимандрит [8]
    • Антоний (Платковский) (1719 – 1721), в/у, архимандрит
      • Корнилий (Бобровников) (1720 – 1721), в/у, иеромонах [9]
  • Игнатий (Смола) (8 сентября 1721 – 1 октября 1721)
    • Антоний (Платковский) (1721 – 1725), в/у, архимандрит
      • Петр Шульгин (1725 – 1727), в/у, протопоп [9]

Самостоятельная епархия

  • свт. Иннокентий (Кульчицкий) (15 января 1727 – 26 ноября 1731)
  • Иннокентий (Неронович) (25 ноября 1732 – 26 июля 1747)
  • свт. Софроний (Кристалевский) (18 апреля 1753 – 30 марта 1771)
  • Михаил (Миткевич) (5 декабря 1772 – 1 августа 1789)
  • Вениамин (Багрянский) (9 декабря 1789 – 8 июня 1814)
  • Михаил (Бурдуков) (18 сентября 1814 – 5 июня 1830)
  • Ириней (Нестерович) Серб (26 июля 1830 – 18 мая 1831) [10]
  • свт. Мелетий (Леонтович) (18 июня 1831 – 22 июня 1835)
  • Иннокентий (Александров) (22 июля 1835 – 23 апреля 1838)
  • Нил (Исакович) (23 апреля 1838 – 24 декабря 1853)
  • Афанасий (Соколов) (24 декабря 1853 – 3 ноября 1856)
  • Евсевий (Орлинский) (3 ноября 1856 – 29 августа 1860)
  • Парфений (Попов) (13 сентября 1860 – 21 января 1873) [11]
  • Вениамин (Благонравов) (31 марта 1873 – 2 февраля 1892)
    • Макарий (Дарский) (февраль – март 1892) в/у, еп. Селенгинский
  • Тихон (Троицкий-Донебин) (28 марта 1892 – 29 июня 1911) [12]
  • Серафим (Мещеряков) (25 июля 1911 – 11 декабря 1915)
  • Иоанн (Смирнов) (21 января 1916 – 16 декабря 1918)
    • Зосима (Сидоровский) (20 декабря 1918 – 1919) в/у, еп. Киренский
  • Иаков (Пятницкий) (29 мая – 12 июля 1920)
  • Анатолий (Каменский) (12 июля 1920 – май 1922, 1923 – 1 февраля 1924) [13]
    • Иоанн (Братолюбов) (10 июля 1924 – 4 августа 1924) в/у, еп. Березовский
  • Гурий (Степанов) (февраль 1924 – 10 декабря 1925)
    • Ираклий (Попов) (1925 – 1926) в/у, еп. Киренский
    • Даниил (Шерстенников) (18 ноября 1926 – ок. мая 1927) в/у, еп. Охотский
    • Киприан (Комаровский) (28 сентября 1927 – 7 мая 1929) в/у, еп. Ниженеудинский
    • Варсонофий (Лузин) (7 мая 1929 – 8 июля 1930) в/у, еп. Спасский
  • Дионисий (Прозоровский) (8 июля 1930 – 16 июня 1933)
  • Павел (Павловский) (24 июня 1933 – сентябрь 1937) [14]
  • Филипп (Ставицкий) (ноябрь – декабрь 1943) [15]
    • Варфоломей (Городцов) (26 февраля 1943 – 3 июня 1948) в/у, архиеп. Новосибирский
  • Ювеналий (Килин) (3 июня 1948 – 21 февраля 1949)
  • Палладий (Шерстенников) (21 февраля 1949 – 20 февраля 1958)
  • Вениамин (Новицкий) (21 февраля 1958 – 31 мая 1973)
  • Владимир (Котляров) (31 мая 1973 – 17 апреля 1975)
  • Серапион (Фадеев) (17 апреля 1975 – 24 апреля 1980)
  • Мефодий (Немцов) (27 апреля 1980 – 16 июля 1982)
  • Ювеналий (Тарасов) (16 июля 1982 – 26 декабря 1984)
  • Хризостом (Мартишкин) (26 декабря 1984 – 26 января 1990)
  • Вадим (Лазебный) (4 февраля 1990 – 26 декабря 2019)
  • Максимилиан (Клюев) (с 26 декабря 2019)

Викарные епархии

  • Кадьякская (недейств.)
  • Читинская (ныне самостоятельная)
  • Селенгинская (недейств.)
  • Киренская (недейств.)
  • Нижнеудинская (недейств.)

География благочиний

  • 1-е и 2-е Иркутские городские:
    • г. Иркутск
  • 1-е Иркутское районное
  • 2-е Иркутское районное
  • Ангарское
  • Верхоленское
  • Усольское
  • Усть-Ордынское
  • Черемховское

Монастыри

Ранее подчинённые епархии

Епархиальные отделы

  • по благотворительности и милосердию
  • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
  • по пастырскому окормлению заключенных
  • по катехизации и религиозному образованию
  • по образованию в общеобразовательных школах и ВУЗах
  • по реставрации, строительству и архитектурному надзору
  • миссионерский
  • по связям с общественностью
  • по правовому сотрудничеству
  • по борьбе с наркоманией и алкоголизмом
  • по делам молодежи

Учебные заведения

  • епархиальное училище
  • 2 православные гимназии в Иркутске и Братске
  • 8 православных школ
  • воскресные школы при большинстве приходов

Средства массовой информации

  • приходские газеты Верую, Иркутск; Усть-Илимский ковчег; Братск православный; Православный вестник Байкальска
  • телепередача Беседы о религии (ИТТРК).

Церковно-общественные организации

  • отделение Всероссийского православного молодежного движения
  • братство православных следопытов
  • молодежная студенческая община прихода прп. Сергия Радонежского при Иркутском техническом университете

Использованные материалы

  • БД ПСТГУ Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955 гг.):
    • http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox. -EU
  • Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:
    • http://patriarhia.ru/db/text/31122.html
  • Страница сайта Русское Православие:
    • http://ortho-rus.tk/cgi-bin/or_file.cgi?3_1260
  • Страница сайта Иерархия церквей:
    • http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-irkutsk.html
  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:
    • http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm
  • Крючкова Т. А., игум. Максимилиан (Клюев), Павлова О. А., Смолина И. В., “Иркутская и Ангарская епархия” // Православная энциклопедия, т. 26, с. 492-512:
    • http://www.pravenc.ru/text/674055.html (материал использован частично)
  • Жалсараев А. Д., “Иркутское и Нерченское викариатство” // Православная энциклопедия,т. 26, с. 527-528:
    • http://www.pravenc.ru/text/674065.html (материал использован частично)
  • Иркутская епархия в XVIII – начале ХХ века : учебное пособие / А. В. Дулов [и др.] ; науч. ред. : А. В. Дулов, А. П. Санников. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013:
    • http://hist.isu.ru/ru/science/docs/2016/snnikov_dulov.pdf (материал использован частично)
  • Санников А. П., Первые архиереи Иркутской епархии // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение», 2013. № 2 (11), ч. 1. с. 314-320:
    • http://cyberleninka.ru/article/n/pervye-arhierei-irkutskoy-eparhii.pdf (материал использован частично)

[1] По Строеву – в 1707 году.

[2] Санников А. П. Иркутское викариатство: попытка обустройства церковных дел на восточных окраинах России в первой четверти XVIII в. // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 3. М., 2013. с. 510

[3] Иркутская и Ангарская епархия 1917-1990 // Православная энциклопедия, т. 26, с. 492-512, http://www.pravenc.ru/text/674055.html

[4] Журнал № 106 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

[5] Журнал № 132 заседания Священного Синода от 5-6 октября 2011 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/1639858.html

[6] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[8] Дулов А.В., Санников А.П., Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков, Иркутский государственный университет, 1.3. Монастыри Восточной Сибири, Глава 2. Часть 2.1. Изменения в церковном управлении, http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/church/1_3.html

[9] Дулов А.В., Санников А.П., Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ веков, Иркутский государственный университет, Глава 1. Часть 2.1. Изменения в церковном управлении, http://mion.isu.ru/filearchive/mion_publcations/church/2_1.html

[10] По другим данным – до 27 июля 1831

[11] По Православной Богословской Энциклопедии вторая дата иная: 31 января 1873.

[12] По другим данным первая дата иная: 23 мая 1892.

[13] После освобождения (второй период правления) проживал в Омске.

[14] По другим данным вторая дата иная: 24 ноября 1937.

Иркутская епархия

Сибирь долго не покорялась русскими, но после официального присоединения этого края к Российской империи в 16 веке, тут образовалась первая митрополия с кафедрой в Тобольске. Рост православного населения был не таким быстрым как ожидалось, и только в 1727 году Иркутская епархия получила самостоятельность.

С тех пор она претерпела массу трудностей, но продолжает существовать и сегодня имеет в подчинении около 150 приходов и 200 священнослужителей. Располагается Иркутская епархия в самом сердце Сибири и имеет большую, местами кровавую, историю.

История

На территории Сибири первой появилась Тобольская митрополия (1620 год), куда вошли территории Иркутского края, где уже в то время насчитывалось 42 храма и 4 монастыря. В январе 1727 года императрица Екатерина I подписала указ, который давал самостоятельность Иркутскому и Нерчинскому викариатству и преобразовывал их в епархии под руководством епископа Иннокентия (Кульчинского).

Именно первый епископ проделал невероятную работу по становлению этой православной территориальной единицы. Он впервые привез на территорию Сибири частную большую библиотеку, упорядочил всю административную систему церковного руководства, занимался просветительской деятельностью и миссионерской работой в области.

Интересно! При Иннокентии в этом крае начали проводить лингвистические и этнографические исследования старинных рукописей, заниматься переводами и прочими научными работами.

В 1725 году впервые открывается тут школа, где учат русскому и монгольскому языкам, а в 1780 году — первая духовная семинария. Все это способствовало увеличению прихожан и росту храмов.

Другие епархии РПЦ:

В 1797 году завершился большой передел территорий, и Иркутская епархия получила в дополнение к одноименной области еще ряд территорий: Якутия, Охотск, Дальний Восток, Камчатка, Аляска, Алеутские острова. Это сделало ее одной из самых больших и богатых на территории Российской империи.

Однако в 1800-х годах территории постепенно приобретали самостоятельность: образовались епархии Камчатская, Якутская, Курильская и Алеутская, позже кафедра епископа появилась в Чите.

К 1912 году кафедра стала управлять территориями, которые почти соответствовали современным границам и владела 326 церквями, 4 монастырями и в ней служили почти 300 священников.

Красная революция добавляет несколько кровавых страниц в историю края — были закрыты почти все приходы Иркутска, прекращена деятельность всех богословских и духовных образовательных учреждений. К 1937 году в крае остается только 4 действующие церкви, а большая часть духовенства отправлена в ссылки или расстреляна — в живых остались только 19 (!) священников.

Церковные ценности разграблены, многие раки с мощами вскрыты и направлены в музеи. В ноябре 1937 года в тюрьме умирает архиепископ Павел (Павловский) и с этого момента в течение следующих 10 лет область не имела «головы» и управлялась сторонними руководителями.

В 1943-1948 гг. местными приходами управлял Новосибирский архиепископ Варфоломей, под руководством которого в области были восстановлены 13 приходов. Именно это позволило через 10 лет упадка возродить Иркутскую епархию в 1948 году и возвести на кафедру ее архиепископа Ювеналия (Килина). Началось активное возрождение приходов и храмов.

Современное положение

За весь советский период Иркутская епархия стала самой большой: насчитывалось около 20 приходов. Территория ее начиналась у Байкала и простиралась до Тихого океана, включая Крайний Север и Дальний Восток. В 1989 году в административной центре было создано волонтерское просветительское общество, чьей работой стало возрождение духовности и русской культуры.

В 1990 году началось церковное возрождение: в сентябре этого года были возвращены мощи первого епископа Иннокентия, в 1994 году открыт первый женский монастырь (Знаменский), начали проходить ежегодные Иннокентьевские чтения, открылась первая женская православная гимназия.

Из епархии вышли две новые самостоятельные — Читинская и Якутская, а территория Иркутской полностью совпала с обозначенными территориальными границами этой области. В 2011 году отделились еще две области, а Священный Синод образовал независимую Иркутскую митрополию во главе с архиереем.

Деятельность

Правящим архиереем с 1990 года и Иркутской митрополией с 2011 года является Вадим (Лазебный) митрополит Иркутский и Ангарский, чей офис находится в Административной центре Иркутска (улица Ангарская, 14). В его подчинении находятся 12 благочиний, 118 храмов и штат священнослужителей общим числом в 350 человек. На территории епархии также действуют:

  • 2 православные гимназии (одна из них женская) в Братске и Иркутске;
  • православное училище;
  • 8 православных школ;
  • 41 воскресная школа при приходах для детей 3-12 лет;
  • богословско-катехизаторские курсы;
  • 11 православных библиотек.

На территории области работают 11 отделов, которые занимаются:

  • благотворительностью;
  • работой с молодежью;
  • пастырскому окормлению;
  • миссионерской работой;
  • просветительской работой;
  • связями с общественностью;
  • борьбой с алкоголизмом и наркоманией;
  • реставрацией и архитектурному надзору.

Выпускаются 4 православные газеты в Иркутске, Братске, Байкальске и Усть-Илимске. На местном телевидении (ИТТРК) выходит регулярная телепередача «Беседы о религии». Активно наполняется сайт Иркутской епархии, где можно ознакомиться с ее основной деятельностью и новостями.

Церкви и монастыри

В области действует только один монастырь — Знаменская женская обитель, которая располагается в Правобережном округе Иркутска. Он самый старый на территории края и именно там располагается административный центр управления митрополией, а также хранятся мощи святого Иннокентия.

Именно в этом подворье расположен кафедральный собор — Знаменский храм Пресвятой Богородицы. До этого роль кафедрального храма в Иркутске выполняли:

  1. Церковь Спаса Нерукотворного — в 1706-1746 гг. тут располагалась кафедра викария Тобольской митрополии.
  2. Церковь Богоявления — с 1746 по 1894 гг. кафедральный собор.
  3. Собор Казанской Богородицы — 1894 — 1920 гг. Был полностью уничтожен во время СССР.
  4. Храм Воздвижения Креста Господня — размещала кафедру епископа во время СССР.

Второй кафедральный собор с 2006 года располагается в Ангарске — это храм Святой Троицы.

Святыни

Издревле на этой территории была чтима чудотворная Казанская икона Божией Матери — ее копия 18 века хранилась в Богоявленском соборе, где по молитвам прихожан было совершено множество чудес. С ней также совершали крестные ходы в мае-июне по ближайшим угодьям. В 1894 году было завершено строительство Казанского собора, куда был перенес образ.

На заметку! Сегодня образ возвращен из государственных музеев Кремля и хранится в местном художественном музее.

В 20-х годах 18 века на северном берегу Байкала был явлен образ святого Николая Можайского. На том месте была поставлена часовня, где хранился образ, однако позже его перенесли в Посольскую обитель. Сегодня образ хранится в частной православной семье, которая проживает в Усть-Илимском районе.

В Иркутской епархии регулярно совершаются крестные ходы с 18 века. Обычно они были приурочены к православным праздникам, связаны с престольными торжествами или местными святынями. Так, с 1805 года 9 февраля ежегодно совершали крестный ход в день памяти обретения мощей святого Иннокентия. Традиция эта была возрождена в 90-х годах 20 века, например, в 2007 году состоялся ход в честь русской духовной и культуры в сопровождении иконы Богородицы «Знамение».

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ

ИРКУТСКАЯ И АНГАРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Территория включает Иркутскую обл. Кафедральный город – Иркутск. Разделена на 10 благочиннических округов. Правящий архиерей – архиеп. Вадим (Лазебный). В 2005 в епархии насчитывалось 160 приходов, 118 священнослужителей, действовали 89 храмов, 51 молитвен. дом, 19 часовен, 1 монастырь, 1 братство во имя св. Иннокентия, 4 образоват. заведения (2 ср. правосл. школы, 2 правосл. гимназии), летние лагеря для детей, 1 душепопечительный реабилитац. центр во имя св. Иннокентия.

Учреждена в 1727, первонач. именовалась Иркутской и Нерчинской. В ее состав вошли тер. Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского у. с находившимися в них монастырями и церквами, кроме крупнейшего в этой области Селенгинского Троицкого. В 1731 по настоянию еп. Иннокентия к епархии приписаны Якутский и Илимский у., а также Селенгинский мон-рь. Границы епархии практически стали совпадать с тер. Иркутской провинции. В 1796 в состав епархии включили земли Русской Америки (Алеутские о-ва и Аляску). В 1798 к епархии приписали часть приходов Енисейского кр.

Учреждение новой епархии способствовало укреплению православия на востоке России, стр-ву церквей. В 1727 их насчитывалось 46, в 1799 – 182. В большинстве своем церкви были деревянными. Гл. храмом епархии вплоть до сер. XIX в. являлся Богоявленский собор (1693–95), выстроенный в камне в 1731, вмещавший до 2 тыс. верующих. Здесь же находилась усыпальница иркут. архиереев. С 1727 по 1744 осн. распорядит. органом епархии был архиерейский приказ, размещавшийся в Вознесенском мон-ре. В 1746 образована духовная консистория. Только после постройки в 1755 камен. архиерейского дома администрацию перевели в Иркутск. Епархия делилась на 6 духовных правлений. Приходы епархии отличались разбросанностью поселений и значит. удаленностью церквей друг от друга. В кон. XVII в. приход включал в ср. ок. 600, а в кон. XVIII в. – более 900 верующих.

Серьезную проблему представляло обеспечение церквей клиром. Недостаток кадров привел к тому, что пр-во в 1739 разрешило определять к церквам выходцев из податных сословий с освобождением их от податей. Иркутская епархия являлась единственной в России, для к-рой было сделано такое исключение. Большинство причтов епархии получали содержание от приходских общин. В епархии в кон. XVIII в. числилось 9 монастырей (7 самостоят. и 2 приписных), имевших малое кол-во обитателей. Накануне секуляризации монастырям принадлежало ок. 3 тыс. дес. пашни и ок. 2 тыс. душ муж. пола крестьян. Реформа лишила монастыри вотчин, 5 из них отнесли к 3-му классу, с содержанием 806 р. 30 к. Якутский Спасский мон-рь оказался «на своем содержании», а Нерчинский Успенский мон-рь, Братская Спасская и Нижнекамчатская Успенская пустыни прекратили свое существование.

Важным событием в истории епархии стала канонизация Синодом в дек. 1804 Иннокентия (Кульчицкого). В февр. 1805 торжественно проведены церемонии перенесения его мощей в гл. церковь Вознесенского мон-ря. Вплоть до 1918 Иннокентий оставался единств. общерос. святым на тер. Сибири, что сразу повысило значимость и Вознесенского мон-ря, ставшего популярнейшим в Сибири; в 1836 он переведен в 1-й класс.

В 1822 в состав Иркутской епархии включена тер. Енисейской губ. Самая вост. епархия России оказалась и самой большой по территории – ок. 10 млн кв. км. Она занимала более половины всего пространства страны и простиралась на 2 материка. С 1834 начинается процесс постепенного уменьшения размеров епархии. В 1834 образована епархия Томская и Енисейская, в 1840 – Камчатская, Курильская и Алеутская; в 1852 в состав последней вошла тер. Якутии. В 1894 учреждена Забайкальская епархия, а Иркутская ограничена пространством Иркутской губ. Глава Иркутской епархии с 1816 именовался епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским, с 1852 – Иркутским и Нерчинским, с 1894 – Иркутским и Верхоленским. В 1826 епархия переведена из 3-го во 2-й класс, а ее архиерей стал архиепископом. В дальнейшем все владыки получали тот же сан, иногда не сразу. В 1828 в епархии насчитывалось 310 церквей (в Иркутской губ. – 96, Енисейской губ. – 98, в Забайкалье – 101, Якутии – 15), в 1863 – 229 (в Иркутской губ. – 121, в Забайкалье – 108), в 1914 – 223 церкви, 207 часовен и молитвен. домов. С 1840 духовные правления заменяются благочинническими округами. На тер. Иркутской губ. в 1863 их насчитывалось 13, в 1914 – 20. В Вознесенском мон-ре в 1900 жили 250 обитателей, кол-во паломников в 1913 превысило 8,5 тыс. чел. Круп. обителью был и Знаменский мон-рь, на рубеже XIX и ХХ вв. в нем находилось более 120 монахинь и «белиц».

В 1862 в епархии введена должность викарного епископа Селенгинского, к-рый находился в Посольском мон-ре, руководил духовной миссией. В 1883 открыто 2-е викариатство – Киренское. Викарный епископ Киренский должен был управлять Иркутским Вознесенским мон-рем. Об особой роли Иркутска в религ. жизни Сибири свидетельствует стр-во крупнейшего за Уралом Богородице-Казанского кафедрального собора (1875–94), к-рый вмещал 5 тыс. чел., имел 6 престолов. С 1863 выходят «Иркутские епархиальные ведомости» – 1-е в Сибири. «Ведомости» издавались раз в неделю, в них печатались сведения и о др. епархиях Вост. Сибири. Мн. священники активно занимались краевед. и просвет. деят-тью, изучали историю православия в Сибири, верования корен. населения, выявляли и охраняли памятники и реликвии православия. В 1912 организовано Церковно-историческое и археологическое об-во.

Февр. революцию духовенство встретило в осн. одобрительно. Проходивший в мае 1917 епархиальный съезд поддержал создание демокр. республики. В ходе Гражданской войны значит. часть духовенства выступила на стороне А.В. Колчака. В 1918 Синодом канонизирован епископ XVIII в. Софроний (Кристалевский). После восстановления сов. власти на епархию обрушилась волна репрессий. В 1920 закрыты семинария и духовные училища. В 1921 вскрыты мощи св. Иннокентия и вывезены из города. В 1921–23 проводились изъятия церков. ценностей, в результате мн. церкви остались без утвари. Началось закрытие церквей. Деят-ть монастырей была ограничена. В нач. 1930-х гг. их упразднили. В 1922 над архиеп. Анатолием Каменским проведен судеб. процесс. Мн. представители духовенства арестовывались. Пытаясь препятствовать своему полному разрушению, РПЦ учреждала новые церк. структуры. Так, в 1924 открыто Нижнеудинское вик-ство, просуществовавшее до лета 1929 (за это время там сменилось 4 архиерея). В 1937 по бездоказат. обвинениям 98 духов. лиц расстреляны, а 17 – направлены в лагеря.

Серьезным дезорганизующим фактором в деят-ти епархии стал инспирированный властями обновленческий раскол церкви. Епархией управляли одновр. 2 епископа: от РПЦ и от обновленцев. Большинство священников поддерживали первую церковь, а власти – вторую. В 1928 обновленческими были 68 приходов, РПЦ принадлежали 120. В кон. 1937 в Иркутске действовали 3 храма РПЦ и 1 обновленческий. Указом обновленческого Синода в 1931 образована Восточно-Сибирская митрополия с центром в Иркутске. В ее состав вошли епархии Иркутская, Киренская, Читинская, Сретенская, Канская, Красноярская, Верхнеудинская, Якутская, однако развития эта «церковь» не имела и скоро прекратила существование.

С 1943 по 1948 приходы РПЦ Иркутской епархии включены в состав Новосибирской епархии. В эти же годы восстановлено 13 приходов, что позволило в 1948 воссоздать Иркутскую епархию. Ее глава получил титул епископа Иркутского и Читинского. Ему с 1949 до 1988 подчинялись также приходы закрытой ранее Владивостокско-Хабаровской епархии. После 1948 часть иркут. приходов вновь была закрыта. В 1980-х гг. на тер. Иркутской обл. насчитывалось лишь 10 действующих церквей, 3 из них находились в Иркутске.

С 1989 началось возрождение епархии. В 1990 в Иркутск доставили мощи св. Иннокентия. Началось возвращение церк. зданий и имущества. В 1994 епархия вновь была ограничена тер. Иркутской обл., а ее архиерей стал именоваться епископом Иркутским и Ангарским.

На тер. епархии действовали духовные школы. 1725–46 – школа для детей духовенства при Вознесенском мон-ре – 1-я на тер. Иркутской епархии. 1779–1921 – Иркутская духовная семинария – 1-е ср. учеб. заведение Вост. Сибири. В нач. ХХ в. в ней обучалось 150 воспитанников. 1903–18 – Церковно-учительская семинария. 1854–1918 – Женское училище духовного ведомства. Эти заведения способствовали повышению уровня подготовленности священников. Если в 1828 лишь 23 % священников епархии имели семинар. образование, то в 1855 их было уже 58 %, в 1880 – 79 %, а в нач. ХХ в. почти все священники имели образоват. ценз. С 1822 в епархии появляются выпускники духовных академий. В 1-й четв. XIX в. открыты духовные училища и церк.-приход. школы. В нач. ХХ в. имелись 4 второклассные учит. школы, 4 двухклассные церк.-приход. школы; действовало 229 церк.-приход. школ, в к-рых обучалось 7 593 ученика. Закрыты в кон. 1917.

Монастыри: Киренский Свято-Троицкий муж. мон-рь открыт в 1663, закрыт в 1930-х гг.; Братская Спасская пустынь открыта в 1671, упразднена в 1764; Иркутский Вознесенский муж. мон-рь открыт в 1672, закрыт в 1932; Иркутский Знаменский жен. мон-рь основан в 1693, закрыт в 1934, восстановлен в 1994; Иркутский Князе-Владимирский муж. мон-рь основан в 1903, закрыт в 1922.

Архиереи РПЦ: Иннокентий (Кульчицкий, 1727–31), Иннокентий (Нерунович, 1732–47), Софроний (Кристалевский, 1753–71), Михаил (Миткевич, 1772–89), Вениамин (Багрянский, 1789–1814), Михаил (Бурдуков, 1814–30), Ириней (Нестерович, 1830–31), Мелетий (Леонтович, 1831–35), Иннокентий (Александров, 1835–38), Нил (Исакович, 1838–53), Афанасий (Соколов, 1853–56), Евсевий (Орлинский, 1856–60), Парфений (Попов, 1860–73), Вениамин (Благонравов, 1873–92), Тихон (Денебин-Троицкий, 1892–1911), Серафим (Мещеряков, 1911–15), Иоанн (Смирнов, 1916–18), Зосима (Сидоровский, 1918–20), Иаков (Пятницкий, 1920), Анатолий (Каменский, 1920–22, 1924), Гурий (Степанов, 1924–26), Кирилл (Соколов, 1924–25), Ираклий (Попов, 1925–27), Евсевий (Рождественский, 1926), Даниил (Шерстенников, 1926–27), Варсонофий (Лузин, 1928–30), Дионисий (Прозоровский, 1930–33), Павел (Павловский, 1933–37), Ювеналий (Килин, 1948–49), Палладий (Шерстенников, 1949–58), Вениамин (Новицкий, 1958–73), Владимир (Котляров, 1973–75), Серапион (Фадеев, 1975–80), Мефодий (Немцов, 1980–82), Ювеналий (Тарасов, 1982–84), Хризостом (Мартишкин, 1984–90), Вадим (Лазебный, с 1990).

Архиереи-обновленцы: Николай (Чижов, 1922–23), Василий (Виноградов, 1923–26), Илия (Фокин, 1927–28), Владимир (Злобин, 1928–30), Петр (Добринский, 1930–31), Алексей (Копытов, 1931–32), Константин (Знаменский, 1934–38).

Архиереи Киренской обновленческой епархии: Геронтий (Шевлягин, 1923–24), Василий (Виноградов, 1924–25), Николай (Коблов, 1924–26).

Лит.: Акты св. Тихона, Патриарха Московского и всея России / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII – первая половина XIX века. Иркутск, 1996; Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала ХХ в. М., 2000; Конфессии народов Сибири в XVII – начале ХХ века: развитие и взаимодействие: Матер. Всерос. науч. конф. Иркутск, 2005; Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале ХХ в. Иркутск, 2006.

Иркутская область

Содержание

  • 1 Православие в Иркутской области
  • 2 Населённые пункты
  • 3 Святыни Иркутской области
  • 4 Монастыри Иркутской области
    • 4.1 Знаменский монастырь (Иркутск)
  • 5 Храмы Иркутской области
    • 5.1 Свято-Троицкий кафедральный собор (Ангарск)
    • 5.2 Благовещенский кафедральный собор (Саянск)
    • 5.3 Кафедральный собор Рождества Христова (Братск)
    • 5.4 Храм Казанской иконы Божией Матери (Усть-Куда)
    • 5.5 Свято-Никольский храм (Тулун)
  • 6 Где остановиться
    • 6.1 Детский летний православный краеведческий лагерь Иркутской епархии «Роднички»
    • 6.2 Детский лагерь при храме св. блж. Ксении Петербургской г. Иркутск
  • 7 Фото
  • 8 Ссылки

Православие в Иркутской области [ править ]

Первым этапом проникновения православия в Сибирь стал поход дружины Ермака и последовавшее затем строительство первых сибирских городов. Летописец, говоря о походе Ермака в Сибирь и появлении там христианства, называл “костелами” мусульманские мечети:

“И посла их Бог очистити место, где быти святыне, и победити бусурманского царя Кучюма, и разорити богомерзкие и нечестивые их капища и костелы. И от казаков поставишася грады и святыя Божия церкви воздвигошася и благочестие просияша. Отпаде вся бесовская служба и костелы, и требища идольская вся разорися и сокрушися и боговидение всадися. ”

Это прямое указание летописца на главную цель похода — очищение сибирской земли от “богомерзостей”. И нет речи о расширении Руси и присоединении к ней территории соседнего государства. О “прирастании России Сибирью” будет заявлено много позже. Летописец же воспринимает деяние дружины Ермака именно как подготовку сибирской земли к приходу туда православия. Следовательно, деяния дружины Ермака необходимо воспринимать не только как подвиг воинский, но и духовный, нравственный. В летописях, описывающих этот поход, имеются слабые намеки на присутствие в войске монахов, священников, походной часовни и пр.

Ко следующему этапу вышеназванного процесса можно отнести учреждение Сибирской епархии с размещением архиерейской кафедры в Тобольске и назначение на нее (8 сентября 1620 г.) первого архиепископа — Киприана (Старорусенина). Этому предшествовало открытие во вновь основанных сибирских городах православных храмов и монастырей при их подчинении в разное время епископам Казанской, Ростовской или Вологодской епархий. Иркутская епархия: создание, миссионерство и рост территории

В Восточной Сибири первая церковь была воздвигнута в 30-е г. XVII в. в Якутске. В последующие десятилетия церкви строятся в Верхоленске, Киренске, Илимске, Братске, Нерчинске, Албазине и др. В Иркутске, будущем центре епархии, первую церковь (Спасскую) построили в начале 70-х гг. XVII в. Вскоре была построена церковь Богоявления. В начале XVIII в. в городе насчитывалось уже 7 православных храмов, всего на территории будущей епархии было около 40 церквей. Во второй половине XVII в. в Восточной Сибири основываются первые монастыри. В 1662 г. под руководством старца Иосифа началось строительство самого первого из них – Якутского Спасского. Через год началось строительство Киренского Троицкого монастыря. В 1672 г. недалеко от Иркутска старец Герасим основал крупнейший впоследствии в Восточной Сибири Иркутский Вознесенский монастырь. В 1693 году началось строительство единственного женского монастыря на территории Восточной Сибири – Иркутского Знаменского.

Населённые пункты [ править ]

Святыни Иркутской области [ править ]

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Монастыри Иркутской области [ править ]

Знаменский монастырь (Иркутск) [ править ]

Женский монастырь, расположенный в Правобережном округе города Иркутска у слияния рек Ангары и Ушаковки. Один из старейших монастырей Сибири.

Монастырь основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными, и к 1727 году срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание монастыря. Приделы и прочие объекты достраивались в течение нескольких лет.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остаётся только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы гидроавиаторов: в устье Ушаковки с 1928 года располагается иркутский гидропорт.

С 1991 года в Знаменской церкви вновь покоятся мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, а 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён чин монашеского пострига. В настоящее время, на территории монастыря находится епархиальное управление Иркутской митрополии.

В Знаменском монастыре покоятся святые Мощи Святителя Иннокентия Иркутского, небесного покровителя Сибири.

Храмы Иркутской области [ править ]

Свято-Троицкий кафедральный собор (Ангарск) [ править ]

Благовещенский кафедральный собор (Саянск) [ править ]

Кафедральный собор Рождества Христова (Братск) [ править ]

Храм Казанской иконы Божией Матери (Усть-Куда) [ править ]

Свято-Никольский храм (Тулун) [ править ]

Где остановиться [ править ]

Детский летний православный краеведческий лагерь Иркутской епархии «Роднички» [ править ]

Действует с 2000.

Проходит в переоборудованном лагере с. Голуметь Черемховского района.

Проводятся 4 смены по 18 дней каждая. Всего в лагере отдыхают до 300 детей прихожан храмов Иркутской епархии, от 8 до 17 лет.

Ежегодно третья часть путевок предоставляется бесплатно детям из малообеспеченных семей.

Адрес: Россия, 664001, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ангарская, д. 14

Детский лагерь при храме св. блж. Ксении Петербургской г. Иркутск [ править ]

Действует с 2006.

Выездной лагерь располагается в 100 километрах от Иркутска, на территории бывшей туристической базе.

Рассчитан на 50 человек. С детьми младше 12 лет на отдых могут приехать родители.

Лагерь проходит с июня по август. Время пребывания не ограниченно, пополнение осуществляется каждую неделю.

Бесплатно приглашаются дети из домов-интернатов и детских домов Иркутска в сопровождении воспитателей.

Адрес: Россия, 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, д. 57

За пребывание в лагере детей прихожан храма родители вносят посильную плату.

Фото [ править ]

Раздел нуждается в заполнении. Вы можете помочь в этом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: