Московский Донской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

История

Поминовение в монастыре

Сделать пожертвование

Расписание богослужений

Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея. Основателем монастыря стал третий сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович.

В 1591 году, когда Казы-Гирей был уже недалеко от Москвы, царь Федор Иоаннович велел совершить с Донской иконой Богородицы крестный ход вокруг стен города, а затем поместить ее в походную церковь, в стане русского войска. Во время бессонной ночи, которую провел царь перед иконой, ему было видение, подтверждающее правильность его действий. Когда отряды неприятеля подступили к русскому стану, произошло несколько локальных стычек, но бой так и не начался. Войско Казы-Гирея простояло около суток и внезапно в панике обратились в бегство, бросая раненых, оружие и весь свой походный скарб.

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» – том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться – Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым – Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Читайте также:
Георгиевский собор Юрьева монастыря: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

Читайте также:
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецах: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Донской монастырь

Донской монастырь, действующая мужская обитель, – один из крупнейших и наиболее значимых в Москве. Он обладает статусом ставропигиального – то есть подчиняется напрямую патриарху Русской Православной Церкви. Здесь стоит обязательно побывать не только православным верующим, но и любителям старинной архитектуры и увлеченным историей России. В Донском монастыре сохранились постройки XVI ‒ XX вв.; кроме того, монастырь владеет большой ухоженной территорией, по которой приятно гулять в хорошую погоду. В монастырском некрополе можно увидеть надгробия представителей известных дворянских семей и общественных деятелей XVIII-XX века.

Главной православной святыней монастыря считается чудотворная древняя Донская Икона Божией Матери, одна из самых почитаемых в православии. Этот образ находится в Третьяковской галерее, но каждый год в праздник иконы (19 августа) ее доставляют в монастырь для праздничного богослужения и крестного хода.

История монастыря

История основания Донского монастыря связана с походом татар на Москву в 1591 году. Тогда войско крымского хана Газы II Гирея появилось у незащищенных подступов к городу между Даниловым и Новодевичьим монастырями. На борьбу с врагами были направлены московские войска, а в сопровождавшую их походную церковь передали из Благовещенского собора Кремля чудотворную икону Донской Богоматери. Когда хан бежал, в честь успешной защиты города по указанию царя Федора Иоанновича был основан Донской монастырь и начато строительство первого каменного храма монастыря – Малого (Старого) Донского.

На протяжении XVII в. монастырь находился в некотором запустении, которое было прервано в конце века сестрой царя Петра I Екатериной Алексеевной. В 1684 ‒ 1698 гг., под ее покровительством был построен новый большой собор. Посвящение осталось прежним – иконе Донской Богоматери. Этот масштабный крестообразный в плане собор увенчан пятью куполами. Внутри собора сохранился резной иконостас того же времени с большим количеством старых икон. Одновременно со строительством нового собора были возведены каменные стены монастыря: до 1696 г. монастырь имел лишь деревянные укрепления. В XVIII ‒ XIX вв. на территории монастыря продолжали появляться новые сооружения: были построены несколько церквей, в том числе надвратные, а также корпуса братских келий.

В годы советской власти новые хозяева Москвы распорядились Донским монастырем по-своему: на территории монастырского кладбища в 1927 г. заработали первый советский крематорий и колумбарий, а через два года в монастыре были прекращены богослужения. В 1934 году здесь был устроен музей архитектуры. На территорию монастыря свозили фрагменты уничтоженных памятников архитектуры, среди которых – церковь Успения на Покровке, Сухарева башня и храм Христа Спасителя. Горельефы последнего (созданные в 1847 ‒ 1849 гг.) можно видеть и сегодня у внутренних стен обители.

Богослужения в Малом соборе разрешили возобновить после окончания Великой Отечественной войны. Тогда же там разместили мироваренную печь, и с тех пор миро для всей Русской Православной Церкви изготавливается в Донском монастыре. В 1991 г. монастырь передали Патриархату, был вновь освящен большой собор, а деятельность монастыря полностью возобновилась.

Святыни и захоронения

Главной святыней считается чудотворная Донская икона Божией Матери, которая связана с историей основания монастыря. По преданию, эта икона, написанная Феофаном Греком в XIV в., помогла Дмитрию Донскому одержать победу в ключевой битве с татарами на Куликовом поле в 1380 г. Икона хранится в Третьяковской галерее, но один раз в году она доставляется в Донской монастырь, где сам Патриарх Московский и Всея Руси проводит праздничное богослужение. В Малом соборе постоянно находится список Донской иконы Божией Матери, а также иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение». В Донском монастыре покоятся мощи святого патриарха Тихона (первый патриарх после восстановления в 1917 г. этого сана), умершего здесь в 1925 г., обретенные в ходе восстановления собора после пожара 1992 г.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Донской монастырь знаменит еще и своими кладбищами. Их при монастыре два. Старый некрополь находится внутри стен монастыря, а новый, основанный в 1910 г., разместился снаружи. В старом некрополе можно увидеть надгробия многих дворянских семей, таких как Долгоруковы, Трубецкие, Голицыны, Вяземские. Здесь похоронены известные деятели: философ П. Чаадаев, историк В. Ключевский. Среди последних захоронений – нобелевский лауреат писатель А. Солженицын, умерший в 2008 г.

Донской монастырь в наши дни

При Донском монастыре ведет активную деятельность паломническая служба обители: для паломников открыты гостиница и трапезная, организуются экскурсии по монастырю и другим православным святыням Москвы и за ее пределами. При монастыре работают воскресная школа и молодежный клуб. Имеется иконная лавка и лавка с монастырской выпечкой.

С точки зрения истории архитектуры, Донской монастырь – не единственная заметная ценность в округе. Неподалеку от него, в районе современной станции метро «Шаболовская», находятся многие памятники архитектуры конструктивизма (1920 ‒ 1930-е гг.). Среди них – знаменитая Шуховская телебашня, мировой памятник инженерного искусства. Посещение этих замечательных мест можно превратить в одну пешеходную прогулку.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в Белгороде

Город на белой меловой горе, возвышающейся над рекой Северский Донец, — один из центров русского православия. За многовековую историю на белгородской земле возвели множество величественных и красивых храмов, многие из которых сохранились до наших дней. Одной из самых интересных и драматичных является судьба Преображенского собора.

История постройки

Преображенский храм за время существования пережил вместе с г. Белгород периоды и расцвета, и упадка, пройдя путь от приходской церкви до кафедрального собора.

Храм, освящённый в честь Преображения Господня, существовал в Белгороде с XVI века в районе современной Соборной площади. К началу XIX века деревянная постройка стала представлять опасность для прихожан. А расположенная неподалёку Ильинская церковь не могла разместить верующих людей из обоих приходов. В 1805 г. городские и церковные власти приняли решение о постройке новой культовой постройки.

В течение двух лет шли подготовительные работы, заключающиеся в следующем:

  • архитектор Е. А. Васильев разработал проект здания;
  • подбор земельного участка, расположенного вблизи старых храмов;
  • сбор средств и материалов для строительства прихожанами и меценатами.

Возведение храма началось в 1807 г. Через шесть лет в день праздника Преображения Господня его освятили. До середины XIX столетия он назывался по трём основным приделам — Преображенско-Ильинский-Александро Невский. К началу XX в. Монументальное здание дважды реконструировалось и дополнялось декоративными фасадными элементами.

Советское время

В годы царской власти Преображенский собор выполнял приходские функции. Но его спокойная жизнь завершилась после большевистской революции. В начале 20-х гг. произошла конфискация церковного имущества. В 1923 г. он стал главным храмом города. Кафедральный Преображенский собор в 1934 г. закрыли по решению горсовета города Белгород.

В 1942 оккупационное немецкое правительство разрешило возобновить работу церкви. Её не закрыли после освобождения города, передав православной общине. Но на волне новых антирелигиозных выступлений советского руководства в 1962 году культовое здание передали краеведческому музею. Чтобы приспособить внутренние помещения под выставочные залы и хранилища понадобилось проведение реконструкции, которая длилась более 10 лет. Разместившийся в церкви музей открыл свои двери только в 1973 г.

Возрождение

Перемены в политической и общественной жизни страны принесли изменение и в её религиозную составляющую. Власти Белгорода прислушались к просьбам населения вернуть Преображенский кафедральный собор верующим людям. В 1990 году приняли официальное решение о постепенной передаче здания Православной Церкви.

Читайте также:
Князь-Владимирский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Этот процесс начался с придела в честь Ильи Пророка, первое богослужение в котором состоялось в сентябре того же года. Завершение передаче всех помещений постройки планировалось на 1993 г. Но в августе следующего года произошло событие, значительно ускорившее процесс.

Ещё интересные статьи о православии:

В августе 1991 года произошло второе обретение мощей святителя Иосафа Белгородского, которые передал Церкви ленинградский музей религии. В присутствии патриарха Алексия II святыню торжественно перенесли в Преображенский собор. С этого момента начинается долгий путь возрождения церкви, которая требовала обновления внешнего вида и полной реконструкции интерьера.

Архитектура

Преображенский кафедральный собор возведён в стиле русского классицизма. Крестово-купольное в плане здание состоит из трёх основных частей:

  1. Паперти с расположенной над ней колокольней. Во время реконструкции здания в 60-е гг. XX в. на колокольне поместили куранты, воплотив задумку создателя здания. Конструкцию звонницы венчает купол в виде шлема, увенчанный крестом. Сама паперть выполнена в форме греческого портика, украшенного белыми пилястрами.
  2. Центральной трапезной части, перекрытой сводами цилиндрической формы.
  3. Основной пятикупольной части. Главный шлемовидный купол помещён на мощный световой барабан. К восточному фасаду примыкает прямоугольная апсида. Четыре боковых главы стоят на квадратных башенках.

Интересно: за время своего существования церковь неоднократно меняла окрас. Изначально её стены покрывались простой белой побелкой. В советское время они окрашивались в различные оттенки зелёного цвета. Современные фасады ослепляет ярко-бирюзовым цветом и белыми декоративными деталями.

Внутреннее оформление главного храма Белгорода отличается пышностью и декоративностью. Стены и своды покрыты росписями, изображающими святых небожителей и библейские сцены. Большой и малые иконостасы, киоты, сень над ракой со святыми мощами покрыты позолоченной резьбой, выполненной в стиле барокко. Центральный иконостас состоит из трёх ярусов. В основной части здания на уровне второго этажа оборудовано помещение для хора.

Расписание богослужений

Богослужения в кафедральном Преображенском соборе проходят ежедневно по следующему расписанию:

  • по будням проводятся два богослужения в 8.00 и 17.00;
  • с понедельника по пятницу в 13.00 читают акафист святому Иосафу Белгородскому;
  • в субботу и воскресенье проводятся две утренние службы (7.30 и 9.30) и вечерний молебен в 17.00.

Собор расположен по адресу: г. Белгород, ул. Преображенская, д. 63.

Престольные праздники

В общецерковные и престольные праздники возможны изменения в работе храма, информацию о которых следует уточнять в информационной службе прихода. С особой пышностью отмечают следующие праздники:

  • 19 августа — Преображение Господне;
  • 2 августа — день Ильи Пророка;
  • 10 декабря — икона Богоматери «Знамение»;
  • 17 сентября, 23 декабря — день памяти святителя Иосафа Белгородского.

Деятельность прихода

Сегодня храм Преображения Господня, считающийся памятником архитектуры, является одним из центров духовной и общественной жизни Белгорода. На его базе проводится активная просветительская и образовательная деятельность.

Помимо богослужений, священнослужители Преображенского храма проводят активную образовательную и просветительскую работу с детьми и взрослыми людьми города Белгород. При приходе существует образовательно-методический центр «Преображение», на базе которого организована работа по следующим направлениям:

  • занятия с детьми от 6 до 16 лет в Воскресной школе;
  • организация выступлений детского театра «Лествица», в репертуар которого входят постановки религиозного характера;
  • создание библиотечного фонда, содержащего как общедоступные, так и специализированные религиозные издания;
  • проведение бесед на религиозные темы со взрослыми.

Преображенский кафедральный собор — величественный архитектурный памятник, являющийся центром духовной жизни Белгорода. Даже во времена советской богоборческой власти он своим величественным видом вселял в души людей благоговение перед Домом Господним.

Читайте также:
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

Преображенский собор Белгород

Содержание:

У Преображенского собора в Белгороде за спиной — два века истории. Побывал он за это время и приходской церковью, и складом, и краеведческим музеем; его украшали, разоряли, реконструировали. В новейшее время выяснилось, что всё это было лишь подготовкой, своеобразным предисловием к главной роли в судьбе храма — роли белгородского кафедрального собора.

Строительство Спасо-Преображенского собора Белгорода

Со времени основания Белгорода в его стенах находился деревянный Преображенский храм. К началу XIX столетия он пришел в аварийное состояние. Был тогда в Белгороде и еще один храм — Ильинский. В 1805 году возникла идея упразднить эти храмы, заменив их новым каменным Преображенским собором, вместительным, выстроенным в новейшем архитектурном вкусе.

Место для Преображенского храма выбрали видное — на Базарной площади, «между присутственными местами и красными рядами». Закладка собора состоялась в 1807 году. Деньги на строительство собирали всем миром. Сама стройка продлилась шесть лет. В августе 1813 года, на волне патриотического подъема, вызванного изгнанием французов из России, новый Преображенский собор Белгорода был освящен.

Изначально Преображенский собор был трехпрестольным — главный престол в нем освятили в честь Преображения Господня, придельные — во имя Илии Пророка и святого благоверного князя Александра Невского. С устройством в 1833 году второго (теплого) этажа над трапезной добавились еще два придела; при этом Александро-Невский придел переосвятили во имя Жен Мироносиц, наверху же были Богоявленский и Знаменский приделы. В конце 1880-х годов последние оказались упразднены, а второй этаж переоборудовали в хоры.

Преображенский храм Белгорода история

В XIX веке Преображенский храм вел тихую жизнь приходской церкви.

Грабить Преображенский собор Белгорода начали уже вскоре после революции — «изъятия церковных ценностей» происходили в 1922 (в ходе общероссийской кампании «помощи голодающим») и 1923 годах. В условиях непрекращающейся агрессии безбожников церковь протянула до 1934 года, когда все-таки была закрыта и передана под полковой клуб.

В 1942 году немецкие оккупационные власти разрешили возобновить в ней богослужения. Во время боев в Белгороде церковное здание было повреждено угодившими в него снарядами, что не помешало храму, отремонтированному силами верующих, остаться действующим и после освобождения Белгорода от фашистов. В пору потепления отношений между Церковью и государством так происходило повсеместно — храмы, открытые при немцах, продолжали функционировать после их изгнания. Продолжали — до поры до времени, а точнее — до хрущевских гонений.

В 1962 году здание вновь упраздненного Преображенского собора передали краеведческому музею, который, после десятилетней реконструкции, и открылся в нем в 1973 году.

В перестроечные годы все громче и громче зазвучали голоса, требовавшие вернуть собор верующим. На волне перемен власти их услышали. С сентября 1990 года возобновились богослужения в возвращенном Церкви Ильинском приделе. Весь храм планировалось освободить к началу 1993 года, однако музейщики покинули его раньше — в августе 1991 года.

Этой датой открывается новейшая эпоха в истории Преображенского собора.

Спасо-Преображенский собор Белгорода внутри

Главный вход в Преображенский собор, как и в большинстве храмов, устроен с запада — через паперть под колокольней. В соответствии с традиционным планом храмового здания, далее следует трапезная, перекрытая цилиндрическим сводом.

Основная часть в плане Преображенского собора представляет собой неравноконечный кресте мощным куполом на световом барабане, соединенном со столпами с помощью парусов. Слева (к северу) от центрального иконостаса устроен придел, освященный во имя Илии Пророка; справа (к югу) — придел, освященный в честь иконы Божией Матери «Знамение». У столпа, отделяющего центральный придел от южного, помещена украшенная резной сенью рака, в которой почивают мощи святителя Иоасафа Белгородского.

Читайте также:
Никольская церковь в Зеленограде: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни

Придельные иконостасы — весьма просты, они имеют один ярус. Двухъярусный позолоченный центральный иконостас смотрится торжественнее и богаче, что, вообще говоря, вполне логично. Его выполнили в пору возрождения Преображенского собора, в начале 1990-х годов. Иконы написаны белгородскими художниками и иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

К западной стене основной храмовой части, на высоте второго этажа, примыкают хоры.

Что касается общего впечатления, то следует отметить, что интерьеры Преображенского собора оказываются гораздо пышнее и праздничнее его внешнего вида, в чем при желании можно усмотреть некую концептуальную мысль: внутреннее, дабы не возникало обмана, и должно быть богаче внешнего. Или, в предельном случае, равнозначно, равновелико ему.

На создание торжественного настроения внутри собора работает абсолютно всё: и многочисленные святыни, и тяжелая барочная резьба «под золото» киотов, и плавность арочных пролетов, и, может быть более всего, сплошная роспись храма. В 1887 году стены Преображенской церкви были «выбелены по штукатурке мелом». Но то был рядовой приходской храм, кафедральному же собору пристало иное оформление.

В 1999 году артель мастеров расписала купол. Росписи стен выполнялись позже и были завершены в 2005 году.

Храмы Белгородской области
Город Белгород

Преображенский кафедральный собор

Адрес: 308000, г. Белгород, ул. Преображенская, 63-В.
Телефон: (4722) 32-01-82, 32-44-06, 33-68-25.
Настоятель: протоиерей Олег Николаевич Кобец.
Духовенство храма: протоиерей Николай Герасимович Кобец, протоиерей Борис Владимирович Лаврушин, протоиерей Виктор Иванович Кравец, протоиерей Виктор Александрович Толстиков, иерей Алексий Сергеевич Куренков, иерей Димитрий Владимирович Карпенко, иерей Андрей Игоревич Хвыля-Олинтер, протодиакон Игорь Евгеньевич Панкратов, диакон Владимир Олегович Тимофеев, диакон Алексий Александрович Махонин.

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В начале XX века приход храма исчислялся 186 горожанами. При храме действовала двухклассная церковно-приходская школа. В конце 20-х годов XX века, после закрытия Свято-Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора. Но в 1962 году он также оказался в числе храмов, подлежащих закрытию. Здание храма было передано областному краеведческому музею.

В 1990 было начато Богослужение в Ильинском приделе. Полностью собор возвращен Церкви в июле 1991 года.

В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца (1705-1754 гг.), которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.

Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы М.И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.

Читайте также:
Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

Преображенский собор в Белгороде: адрес, расписание богослужений

В 90-е годы одним из результатов перестройки стало возвращение верующим города Белгорода кафедрального Преображенского собора. Это событие послужило началом возрождения одного из крупнейших духовных центров России. Сегодня духовенством собора проводится широкая работа по религиозному просвещению прихожан, столь необходимая после долгих десятилетий господства атеистической пропаганды.

Деревянная Преображенская церковь

Предшественницей нынешнего Преображенского собора в Белгороде была деревянная церковь, освящённая в честь великого церковного праздника, ─ Преображения Господня. По мнению исследователей, она находилась на территории Старого города, именуемой Ногайской стороной, о чём свидетельствуют записи в Писцовых книгах, ранняя из которых датируется 1626 годом.

Из того же источника известно, что её причт владел весьма обширными земельными угодьями, раскинувшимися на противоположном берегу Северского Донца. Ему принадлежали не только пахотные наделы, но и богатые рыболовные угодья. Сохранилась эта церковь и после того, как в 1646 году, ввиду строительства новых оборонительных сооружений, город был перенесён на правый берег Северского Донца.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Егорьевске: описание и адрес храма, мощи и святыни, телефон, расписание богослужений

Благое начинание

Неподалёку от неё имелась ещё одна, также деревянная Ильинская церковь. Когда к началу XIX века обе они весьма обветшали и подлежали сносу, по инициативе местного городничего И. П. Леонтьева было решено вместо двух деревянных церквей возвести одну каменную. Он же выбрал для будущей постройки подходящее место на Базарной площади, недалеко от Курской улицы, носящей сегодня имя Попова. Так зародилась идея создания в Белгороде Преображенского собора.

Любое доброе начинание, а особенно такое грандиозное, как постройка Божьего храма, требует материальной базы. В связи с этим был объявлен сбор средств, в котором приняли участие все жители округи. Как издревле повелось на Руси, наряду с представителями обеспеченных слоёв населения ─ дворянства и купечества, пожертвования на богоугодное дело вносили даже те, кому для этого приходилось жертвовать последними копейками.

Храм-памятник

Когда, наконец, необходимая сумма была собрана, озаботились созданием проекта будущего собора, работу над которым поручили харьковскому архитектору Евгению Алексеевичу Васильеву. Это был хоть и молодой, но уже прекрасно зарекомендовавший себя зодчий. Достаточно сказать, что в своё время секреты мастерства будущий создатель Преображенского собора в Белгороде постигал в мастерской, руководимой лучшим петербургским педагогом Д. Кварнеги ─ автором многих нашумевших тогда проектов.

Поскольку работы по возведению и отделке Преображенского собора (адрес: Белгород, ул. Преображенская, 63-В) завершились в 1813 году, было решено посвятить его победе России над наполеоновской армией. Традиция возведения храмов-памятников имеет в нашей стране давнюю историю, и поэтому столь патриотическая идея была встречена всеобщим одобрением.

В течение всего XIX и начала XX века Преображенский собор хоть и не являлся кафедральным, но по числу прихожан был одним из первых в городе. При нём постоянно действовала двухлетняя церковно-приходская школа, а также несколько учебных мастерских, в которых дети из беднейших семей могли получить навыки некоторых ремёсел. Характерно, что, согласно документам, сохранившимся в городском архиве, соборный причт не получал от епархиальных властей жалованья, а для своего содержания имел некоторые отхожие промыслы, в том числе и торговые лавки, сдававшиеся в аренду.

Лихие времена

Когда после октябрьского переворота по всей России прокатилась волна антирелигиозных кампаний и тысячи храмов были закрыты или отобраны у верующих, а затем осквернены нецелевым использованием, прихожанам Преображенского собора в Белгороде долгое время удавалось сохранять их святыню. Сейчас даже трудно представить, каких огромных усилий и жертв это стоило. Тем не менее собор уцелел, а в 1925 году даже стал кафедральным после закрытия храма Пресвятой Троицы, имевшего этот статус на протяжении многих лет.

В конце 20-х годов собор неоднократно пытались закрыть. Поводом к тому послужила очередная, и на этот раз особенно масштабная волна антирелигиозных кампаний. В городском музее ныне можно увидеть пожелтевший номер газеты «Белгородская правда» за 1929 год, в котором автор передовой статьи обращался к партийным и хозяйственным органам с призывом закрыть в Белгороде Преображенский собор, а его здание переоборудовать под хранилище зерна. Однако на этот шаг городские власти так и не решились, и собор продолжал действовать ещё более трёх десятков лет.

Собор, превращённый в музей

Закрыли главную городскую святыню лишь в 1962 году, когда Хрущёв потребовал от местных партийных органов ужесточения борьбы с «религиозным дурманом» ─ так принято было говорить в те годы. Однако здание собора, к счастью, не снесли и не переоборудовали под производственные или складские помещения. В нём был создан областной краеведческий музей, что уберегло памятник архитектуры от разрушения.

Читайте также:
Церковь Николая Чудотворца в Путивле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Поскольку собор имел достаточно внушительные размеры, местные краеведы сумели разместить в шестнадцати залах, на которые был разделён его внутренний объём, экспозицию, состоявшую из 4,5 тыс. экспонатов. Она помещалась на двух этажах и занимала площадь 1116 м². Пытались даже открыть в купольной части планетарий, но это так и осталось лишь в проектах.

Возрождение святыни

Когда же в конце 80-х годов в стране повеяли ветры перестройки и отношение государства к церкви изменилось, то перемены коснулись и Преображенского кафедрального собора в Белгороде. В 1990 году он был возвращён верующим, после чего начались восстановительные и реставрационные работы, средства на которые, как и в прежние времена, собирались всем миром.

Тогда же было совершено его освящение. В сентябре следующего года произошло весьма знаменательное событие: при стечении нескольких тысяч верующих в него крестным ходом были перенесены мощи святителя Иосафата Белгородского, второе обретение которых произошло незадолго до этого.

Службы в Преображенском соборе (Белгород)

Сегодня при храме действуют религиозная библиотека, воскресная школа, методический кабинет, катихезаторские курсы и музыкальный театр «Лествица». Но, кроме того, в полном объёме совершаются все службы, предусмотренные Уставом РПЦ. Расписание богослужений в Преображенском соборе Белгорода выглядит следующим образом: с понедельника по субботу утренние службы, включающие литургию, начинаются в 8:00, а в воскресные дни они совершаются в 8:30 и 9:30; вечерние же богослужения как в будние, так и в праздничные дни начинаются в 17:00.

Преображенский собор, Белгород

Преображенский кафедральный собор

(ул. Преображенская 63-В)

Первое упоминание о Преображенской церкви г. Белгорода можно найти в самом раннем источнике по истории Белгорода – Писцовых книгах В.А.Керекрейского, датированных 1626 годом: «в Стрелецкой слободе церковь Преображения Господня да придел Дмитрея Солунскаго» и по некоторым источникам еще ранее. Точное место расположения этой церкви определить трудно. С полной уверенностью можно только сказать, что находилась она в Остроге, на «ногайской стороне», то есть на территории современного Старого города.

Преображенский кафедральный собор (ул. Преображенская 63-В)

Существовала Преображенская церковь и после переноса Белгорода на правый берег Северского Донца. В более поздних источниках – церковных книгах Белгородского Николаевского мужского монастыря упоминается как сама Преображенская церковь, так и некоторые её священнослужители В 1813 году была открыта и освящена двухэтажная церковь, построенная, как принято считать, в честь победы русских войск над Наполеоном (в стиле русского классицизма по проектору архитектора Е.А. Васильева). Первые два десятилетия своего существования она называлась Преображенско-Илъинско-Александра Невского церковью.

В августе 1925 года был закрыт старинный Троицкий собор и Преображенская церковь получила статус кафедрального собора. Чтобы спасти от уничтожения одну из главных святынь земли Белгородской – икону Николая Ратного, верующие тайно взяли ее из Троицкого собора и перенесли в Преображенский.

Местные власти не решились закрыть главный храм города. Преображенский кафедральный собор действовал в годы советской власти без малого полвека. В нем проповедовалось слово Божие и в тяжелые годы гонения на церковь, и в Великую Отечественную войну, и в послевоенное лихолетье. Закрыли собор в 1962 году. После затянувшегося на целое десятилетие ремонта и перепланировки, существенно изменивших его интерьер, по имевшейся в то время традиции Преображенский кафедральный собор передали «по просьбе трудящихся» под областной краеведческий музей.

Переоборудование храма шло не так просто, как представлялось. С самого начала стало ясно, что, несмотря на впечатляющие размеры, полезная площадь собора недостаточна, поэтому от первоначальной задумки, кроме музея создать ещё и планетарий, пришлось оказаться. Музей был открыт 22 октября 1973 года. В его шестнадцати залах, занимавших площадь 1116 квадратных метров на двух этажах, разместилось около четырех с половиной тысяч экспонатов и исторических документов с древнейших времен до начала 1970-х годов. У входа в православный храм, ставший музеем, были установлены каменной изваяние языческой «бабы» и пушка времен Полтавской битвы. С северной стороны храма поставили на “вечную” стоянку танк Т-34 и пушку времен Великой Отечественной войны, а с восточной, по улице Попова, – трактор 1930-х годов и огромную глыбу руды.

Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Семнадцать лет в Преображенском соборе размещался музей. Вряд ли кто из белгородцев в те годы мог предположить, что пройдет время, и собор снова вернут верующим. Ведь когда в 1973 году в здании собора торжественно открывался областной краеведческий музей, все полагали, что переселяется он сюда навсегда. Но вот во второй половине 1980-х годов начало меняться отношение к церкви. 19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви. К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с крестным ходом были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа. Так Святитель Иоасаф как бы вновь освятил своим присутствием Белгород – место его последних подвигов. Курсивное начертаниеТак вот, бла бла бла и так далее, шлша Саша по шоссе и сосала сушку. для белья! ХА ХА ХА==Главный собор города==

Преображенский кафедральный собор

Преображенский собор – главный храм Белгородской и Старооскольской епархии, хранящий нетленные мощи святителя Иоасафа и чудотворную икону Николая Ратного – самые почитаемые святыни Белгорода. Он находится на улице Преображенской. История Преображенского собора начинается в 1626 году, согласно упоминанию в Писцовых книгах. Первая Преображенская церковь находилась на левом берегу Северского донца. Затем она была перенесена на правый берег реки. В начале XIX века произошло объединение деревянной Преображенский и каменной Ильинской церквей при архиепископе белгородском и курском Феоктисте (Мочульском).

Архитектором Преображенского собора стал харьковчанин Евгений Алексеевич Васильев. Но и многие белгородцы внесли свой вклад, способствуя строительству. В 1813 году новая двухэтажная церковь была открыта и освящена. Построенная в честь победы русских войск над наполеоном она на протяжении 20 лет называлась Преображенско-Ильинско-Александра Невского церквью. Причиной этому послужило наличие трех престолов: Преображения господня и пророка Ильи, оставшихся от старых церквей, и новый в честь святого князя Александра невского. Упразднение последнего престола повлекло за собой создание трех новых: в честь жен-мироносиц, Богоявления господня и знамения Божией Матери.

Октябрьская революция неблагоприятно отразилась на Преображенской церкви. В 1922 году из неё изъяли церковные ценности, но в это же время икона Николая Ратного, была перенесена сюда 16 июня 1934 года решением городских властей церковь была закрыта, а место использовали как склад для хранения зерна.

В октябре 1973 года в соборе разместился краеведческий музей.

В 1994 году собор обрёл мощи Иоасафа.

После основательного ремонта Преображенский собор получил второе рождение, стал ещё краше, чем прежде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: