Московский Успенский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Патриарший Успенский собор Московского Кремля в Москве

В Московском Кремле Успенский собор является главной святыней страны, в которой сосредоточены самые важные атрибуты этой святости: гробницы святителей и иконы. История создания Собора насчитывает не одно столетие, с ней связаны имена многих значимых для России людей.

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году.

Богослужения в храме возобновились в 1990 году, однако, совершаются они только по большим праздникам и попасть на них можно по пригласительным билетам.

Описание собора

Образцом для храма стал Владимирский Успенский собор. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:

  • внешне собор выглядит как единый монолит, благодаря тому, что белые камни, из которых он построен, тщательно подогнаны друг к другу;
  • фасад поделен на равные части с помощью лопаток;
  • невысокие апсиды храма прикрыты пилонами;
  • на стенах узкие окна;
  • все здание венчает пятиглавие несколько смещенное к востоку.

Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Святыни

В Успенском соборе с 1395 года и вплоть до Октябрьской революции находилась главная святыня домонгольской Руси Владимирская икона Божией Матери. Ныне эта икона находится в храме Николая Чудотворца в Толмачах, он является домовым храмом Третьяковской галереи.

Интересно! По преданию, икона всегда сама выбирала место, где ей находиться, теперь это небольшой храм Москвы.

Из тех святынь, которые ныне находятся в соборе, сохранились иконы:

  • Божией Матери «Влахернская». По преданию, она была написана евангелистом Лукой и из Антиохии попала в Константинополь, а в 1653 году была передана в дар русскому царю Алексею Михайловичу. Сама икона выполнена в технике воскомастики, т. е. она как бы рельефна, а в качестве мастики использовался воск с частицами мощей многих святых;
  • Петровская икона Божией Матери. Считают, что она была написана самим митрополитом Петром в бытность его еще игуменом на Волыни, он подарил её митрополиту Киевскому Максиму, который привез икону во Владимир, а потом она оказалась в Москве;
  • Корсунская икона Божией Матери. Предание утверждает, что икона была написана евангелистом Лукой с самой Богородицы, а список этой иконы был перенесен в Корсунь во время Крещения князя Владимира. Первоначально она находилась в Новгороде, а затем была перенесена в Москву.

Также мощи святителей Московских:

  • Петра;
  • Феогноста;
  • Киприана;
  • Фотия;
  • Ионы;
  • Филиппа II.

Святые мощи первого русского патриарха Иова, а также святого патриарха Гермогена. Помимо этого, в Успенском соборе хранятся такие реликвии христианского мира, как Гвоздь Господень и посох святого митрополита Петра Московского.

Другие соборы Московского Кремля:

Уникальная стенная живопись и иконостас собора XVII с многочисленными знаменитыми по всему миру иконами, среди которых: «Спас Ярое око», «Спас в силах», «Спас Златые власы».

Престольные праздники и адрес

Главный престольный праздник — это Успение Божией Матери 28 августа.

Кроме него, еще есть три придела:

  • в честь апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • Похвала Богородицы (5-я неделя Великого поста в субботу);
  • в честь святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября).

Важно! У Собора статус кафедрального Патриаршего храма, поэтому службы здесь совершаются по решению Патриарха, как правило, в дни престолов и больших праздников.

Но Успенский собор можно посетить в любое время, кроме четверга, как музей, который действует с 10-00 до 17-00, а в период с 15 мая по 30 сентября с 9:30 и до 18-00.

Добраться до Успенского собора, который расположен на Успенской площади Московского Кремля, для этого лучше воспользоваться метро и добраться до станции «Библиотека им. В. И. Ленина» или «Александровский сад».

Патриарший Успенский собор Московского Кремля в Москве

История становления

Успенский собор стал символом новой Руси, начавшей перемещаться со второй половины XII века на Северо-Восток в город Владимир, где князь Андрей Боголюбский создал новое сосредоточие жизни русичей, альтернативу Киеву. В его время был возведен Успенский храм в городе Владимире, величайший шедевр домонгольской Руси. В некотором роде он стал прототипом будущего Успенского собора города Москвы.


Собор Успения Пресвятой Богородицы в Кремле, Москва

Но прежде чем появился такой храм в Москве, этому предшествовали некоторые события:

  • младший сын великого князя Александра Невского, князь Даниил, получает в удел небольшой город Москву и ее окрестности;
  • за время своего правления святой князь Даниил смог значительно расширить границы своего княжества, присоединив к Московскому княжеству Коломну и Переславль-Залесский;
  • дети князя, Юрий и Иван I Калита, еще больше расширили границы своего княжества, но прежде всего, создали основу для будущего Русского государства.

Именно при князе Иване Калите был построен первый Успенский собор города Москвы. Он изначально был связан с именем святителя Петра, который переселился из Владимира в Москву по приглашению князя Ивана.

  1. Митрополит Киевский Петр в 1325 году переехал из Владимира в Москву, где по его настоянию и был заложен в 1326 году храм, который освятили 4 августа 1827 года.
  2. Сам митрополит Петр не дожил до освящения, но был погребен в самом соборе. В дальнейшем к храму были пристроены три придела: в 1329 году в честь Поклонения честным веригам апостола Петра, Похвалы Богородицы (1459 год) и в честь святого Дмитрия Солунского.
  3. В конце XV века, а именно в 1474 году начали строить новый собор. Строительство было поручено псковским мастерам Мышкину и Кривцову, уже были почти выстроены стены, но и-за неправильно проводимых работ Успенский собор обрушился.

Жена великого князя Ивана III София Палеолог предложила мужу пригласить мастера из-за границы. В Италию был отправлен посол, который и пригласил опытного мастера — Аристотеля Фиораванти.

Интересный факт! Фиораванти был не только умелым архитектором, но и инженером и оружейником.

Прежде чем приступить к строительству, он хорошо изучил образцы русского зодчества домонгольского периода, побывав во Владимире и других городах, где сохранились каменные церкви. Храм был заложен в 1475 году, а в августе 1479 года было совершенного его освящение.


Надвратная икона Пресвятой Богородицы в Успенском соборе

Важно! Наверное, это не случайность, что на следующий год после закладки старого Успенского собора в 1326 году московский князь Иван Калита получил в Орде ярлык на великое княжение, и с этого момента началось фактическое возвышение Москвы. А на следующий год после освящения нового собора в 1480 году Русской государство освободилось от монгольского ига.

После Октябрьской революции новые власти запретили совершать богослужения в храмах Кремля. Последняя служба в соборе была совершена на Пасху 1918 года. С 1922 года Успенский собор стал частью музея «Московский Кремль», но для посетителей он был открыт только в 1955 году.

Храм ивановских ткачей

В 1834 году на территории кладбища, принадлежащего селу Иваново, что раскинулось на берегу реки Уводь, был заложен храм. Строился он по инициативе и на деньги местных крестьян Николая Степановича Шодчина и его односельчанина Косьмы Ивановича Бутримова. Им было за что благодарить Бога – выходцы из старообрядческих семей, они основали собственные мануфактуры, которые в короткий срок стали одними из известнейших ткацких предприятий России.

Разработка проекта была поручена губернскому архитектору Е. Я. Петрову, благодаря которому Успенский кафедральный собор (Иваново) стал одним из замечательных образцов храмовых построек в стиле позднего классицизма. Щедрые же вклады инициаторов строительства позволили украсить его богатой внутренней отделкой.

Описание собора

Образцом для храма стал Владимирский Успенский собор. Перед Аристотелем Фиораванти стояла задача значительно расширить внутреннее пространство храма, а также следовать традициям русского зодчества, что ему прекрасно удалось. Архитектурные элементы храма выполнены следующим образом:

  • внешне собор выглядит как единый монолит, благодаря тому, что белые камни, из которых он построен, тщательно подогнаны друг к другу;
  • фасад поделен на равные части с помощью лопаток;
  • невысокие апсиды храма прикрыты пилонами;
  • на стенах узкие окна;
  • все здание венчает пятиглавие несколько смещенное к востоку.


Внутреннее убранство Успенского собора в Москве

Успенский собор выглядит как единое целое, создается ощущение, что он просто выточен из одного большого белого камня.

Интересный факт! Чтобы увеличить внутренний объем Аристотель Фиораванти в конструкции храма использовал крестовые своды, толщина которых один кирпич, а также металлические связи внутри стен и проемные. Такое решение в истории русской архитектуры было применено впервые.

Как добраться[править]

153000 Иваново, ул. Смирнова, 76

Электронная почта:

  • На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города нужно ехать по улицам Лежневская и Бубнова, а затем повернуть направо на ул. Смирнова, на которой и находится обитель.
  • На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново работает в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до монастыря ходят автобус № 8 и троллейбус № 5 — остановка «Мужской монастырь» («Соц. городок»).

Информация для посетителей

Вход на территорию музейного комплекса только по билетам. Билет позволяет осмотреть достопримечательности Соборной площади. Сюда входят 3 собора (в том числе Успенский), 2 церкви и Патриаршие палаты.

Билеты

Билеты продаются в Александровском саду, при входе в музей или на его сайте.

Стоимость билета:

Правила посещения

Не разрешается:

  • фото- и видеосъемка;
  • проход с животными;
  • посещение с громоздкими предметами (сумками, различными средствами передвижения и тому подобное).

Примечание. Проход с детскими колясками разрешен.

Время работы

Музей Кремля работает:

  • с 9 до 17 ч. (с середины мая до 1 октября);
  • с 9 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин. (в остальное время года).

Четверг – выходной.

Контакты

Уточнять необходимую информацию следует по телефонам:

  • +79;
  • +76;
  • +77;
  • +7.

Часы работы храма

Сегодня среди многочисленных православных храмов России, вновь ставших достоянием церкви, занял своё место и Успенский кафедральный собор (Иваново). Расписание богослужений, встречающее при входе каждого посетителя и помещённое на его интернет-сайте, в основном соответствует графикам служб, принятым в других храмах. В будние дни утренние службы начинаются в 7:00, а вечерние в 16:20. В праздничные же и выходные дни двери собора открываются в 6:30 и в 7:00 совершается Ранняя Божественная Литургия. В 9:00 – Поздняя Божественная Литургия, а вечерние службы начинаются в 16:20.

Внешняя отделка

Успенский Собор Московского Кремля (архитектор Фиораванти не менял проект во время реконструкций) практически сохранил свой первоначальный вид. Он имеет 4-угольную форму и сложен из небольших каменных блоков (внешне смотрится как монолит).

Все здание, кроме стен (они выложены из белого камня), построено из кирпича. Уплощенные апсиды скрыты за пилонами. Стены практически лишены украшений. Они разделены лопатками, образующими одинаковые по высоте и ширине прясла.

Свод, увенчанный 5-ю мощными главами, опирается на 4 колонны толщиной около 2 м. (придел во имя Петра и Павла располагается под северо-восточной главой собора, а предел в честь Похвалы Богородицы устроен под юго-восточной).

Над южным входом – образ Владимирской Богоматери, рядом с которой изображены архангелы Михаил и Гавриил. На внутренние двери входа, покрытые медными листами, нанесены библейские сцены и надписи на старославянском языке.

Над северным входом находятся изображения Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи и некоторых святых.

Для входа в собор сейчас используется западное крыльцо. Дубовые двери входа датируются XIX в. От прежних росписей на сводах крыльца остались некоторые сцены из Апокалипсиса.

Кощунства богопротивной власти

К несчастью, в годы, последовавшие за приходом к власти большевиков, пострадал и сам Иваново-Успенский кафедральный собор, и семья крестьян-предпринимателей, более полувека жертвовавшая для его благолепия и силы и средства. Новая власть выгнала семью Щаповых из их просторного дома, а вскоре дети – все пятнадцать человек — были арестованы, и последующие годы провели в местах заключения, так и не поняв, в чём же заключается их вина. Софья Михайловна с горя умерла в 1928 году, лишь немногим пережив своего мужа.

В 1933 году распоряжением горсовета Иваново-Успенский кафедральный собор был закрыт. Его общину упразднили, а тех, кто пытался возражать, арестовали. Если эта богопротивная акция ещё могла быть объяснена общим курсом правительства тех лет, то полное недоумение вызывает кощунство, совершённое в отношении кладбища, на котором находился собор. Несмотря на то что до последнего момента там продолжались захоронения и было много свежих могил, навещаемых родными умерших, кладбище сровняли с землёй, а на его месте устроили танцплощадку.

Внутреннее убранство

Существующий вид Успенский собор приобрел в середине XIX в. Внутреннее пространство храма не затеснено столпами, а своды подняты на одну высоту, что дает ощущение просторного зала. Приделы расположены в алтарной части собора.

Престол Успения Богородицы – главный.

Еще есть 3 боковых придела.

  • Придел Петра и Павла находится с северной стороны за главным иконостасом.
  • Придел Димитрия Солунского. Он расположен с южной стороны за иконостасом. Здесь, предположительно, находится захоронение брата Ивана Калиты, Дмитрия Даниловича, старейшее в Москве (1325 г.).
  • Похвалы Богоматери располагается в восточной части в помещении третьего яруса.

Для росписи собора характерна продуманность. В сводах глав помещены различные образы Бога. Под главным куполом находится изображение Христа Вседержителя, под четырьмя другими – Спас Эммануил, Господь Саваоф, Спас Нерукотворный и образ Богоматери.

Верхние ярусы занимают иллюстрации Евангелия, нижние – житие Богоматери. На столпах, поддерживающих своды, находятся изображения более 140 мучеников.

У северной стены располагается изображение христианского святого Алексия, человека Божьего. Это одна из лучших фресок алтарной преграды. Всего роспись собора насчитывает 249 различных сюжетов и 2066 отдельных фигур.

Исторические реликвии

Напротив иконостаса находятся сразу три реликвии: Мономахов трон, Патриаршее и Царицыно молельные места.

Мономахов трон

Он был установлен в 1551 г. Иваном Грозным.

Такое название трон получил потому, что его украшают изображения Владимира Мономаха и сцены из его жизни, например, как князь получает знаменитую шапку Мономаха.

Царицыно молельное место

Предназначалось для царицы. Здесь она находилась во время службы. С трех сторон трона изображены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи.

На внутренней обивке вышит двуглавый орел с гербами русских городов на крыльях и гербом Москвы на груди.

Патриаршее место

Здесь молились митрополиты и патриархи в то время, когда сами не совершали службу.

Выполнено в виде каменного шатра, обитого красным бархатом.

Иконы

В Успенском соборе хранится богатейшее собрание икон XII–XVII вв.

  • Слева от Центральных врат главного иконостаса размещается список с Чудотворной Владимирской иконы. Он полностью повторяет оригинальный образ и оклад. Считается, что оригинальная икона была написана еще при жизни Богородицы евангелистом Лукой. Однако, по мнению специалистов, образ создавался уже в XII в. (хотя он тоже может быть списком с более древней оригинальной иконы).
  • Чудотворный образ Всемилостивого Спаса на престоле находится справа от Царских ворот. Доска, на которой была написана икона, датируется XI в.
  • Список с чудотворной иконы Тихвинской Богоматери находится над южными дверьми алтаря.
  • Рядом находится еще одна древняя икона «Предста Царица», написанная, предположительно, в XIV в. одним из сербских иконописцев.
  • Над входом в придел Дмитрия Солунского размещена икона Спаса Вседержителя, которая создавалась специально для Успенского собора еще при Иване Даниловиче Калите.
  • В приделе Петра и Павла хранится редчайшая каменная икона Георгия Победоносца.

Усыпальница

В декабре 1326 г. здесь был похоронен основатель собора митрополит Петр. После этого храм становится усыпальницей. Последнее захоронение датируется 1700 г. (последним здесь был похоронен св. Адриан, в 1721 г. патриаршество упразднили).

Здесь похоронены многие митрополиты и почти все патриархи Московские (всего в храме покоятся 10 митрополитов и 9 патриархов). Погребения расположены под полом вдоль стен слева направо в хронологическом порядке (то есть по порядку правления). Над ними установлены надгробия, украшенные резными досками из белого камня.

Гробницы наиболее почитаемых святителей размещены по углам собора и в алтаре.

В деревянных раках находятся мощи московских чудотворцев.

  • В приделе апостолов Петра и Павла слева от алтарной преграды хранится серебряная рака основателя собора митрополита Петра, умершего в декабре 1326 г. и похороненного в Успенском соборе. Рака устроена при Александре I в 1819 г.
  • Рака с мощами св. Гермогена хранится в бронзовом шатре, расположенном у западной стены собора.
  • Мощи святителя Ионы находятся в северо-западном углу собора.
  • Рака с мощами св. Филиппа находится у южного входа у иконостаса.

Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня на острове Валаам

Церковный комплекс, расположенный на Валаамском архипелаге, притягивает паломников удивительной здешней природой и умиротворенностью атмосферы, которая позволяет забыть прихожан о мирской суете. Это православный монастырь имеет статус ставропигиального, то есть независимого от местной епархии.

История создания церковного комплекса

Считается, что Валаамский церковный комплекс создавался в конце X столетия (однако, некоторые исследователи указывают более раннюю дату), а его расцвет и развитие приходится на XV-XVI вв.

Читайте также похожие статьи:

В далеком прошлом здешние места, поражающие величием и красотой природы, привлекли язычников. Идолопоклонники построили на этой территории капище идолов, где приносились жертвы, и происходило поклонение богам. Появление христианства на Валаамских островах совпадает с периодом, когда Русь принимала Крещение.

Предание гласит: ученик Спасителя Христа апостол Андрей Первозванный, выполнявший миссию по проповеди Евангелия, шел на север из священных земель и добрался до неспокойных вод озера Нево. Именно здесь, на «Валаамских горах» он установил каменный крест, символизирующий обязательное пришествие христианства в эти живописные места. Если говорить об основании монастыря Преображения Господня, исследователи выделяют две исторические концепции.

  1. Согласно первой, через девять столетий после прихода на Валаам апостола Андрея Первозванного, сюда явились святые подвижники Сергий и Герман, которым приписывается роль просветителей карельских племен. Иноки пришли из греческих земель и основали на самом большом острове монашеское братство. К сожалению, письменные источники их жития считаются официально утраченными.
  2. Другая концепция склоняется к мнению, что церковный комплекс на Валааме основывался в X-XI вв. Версия опирается на летописи, в которых описывается житие святого Авраамия Ростовского. В тексте упоминается о том, что этот преподобный подвижник навещал Валаамский церковный комплекс в X столетии. В житие также рассказывается о перенесении в 1163 г. останков святителей Сергия и Германа в новгородские стены.

Дневной распорядок братии

О режиме, которого придерживаются монахи, рассказал епископ Панкратий, действующий настоятель Валаамской обители.

  • Утреня происходит в пять утра, после чего монахи переходят в церковь Валаамской иконы Богородицы, чтобы участвовать в литургии. Богослужения заканчиваются в восемь.
  • После завтрака и небольшого отдыха братия отправляется на послушание. Обед начинается в час дня. Через 30 минут у раки основателей обители читают молебен.

Становление обители

Место создания располагается в большом удалении от суеты материального мира. Острова окружены водной стихией и в совершенстве подходят для духовного становления иноков, ведущих уединенную и тихую жизнь. Восхитительный по своей красоте край включает великолепное разнообразие животных и растительности, среди которых попадаются экземпляры из Красной книги.

Практически вся территория озеленена хвойным лесом, испещрена различными скальными образованиями. В состав архипелага входит пятьдесят небольших островов, а Валаам, который изредка называют Северным Афоном, занимает более 34 от всей площади.

  • В первые годы после основания территория, которую облюбовали пришедшие монахи, подвергалась яростным набегам шведских наёмников, которые вымещали свою злобу на беззащитных иноков после того, как проигрывали сражения русским войскам.
  • Поле продолжительных варварских нападений на обитель было решено транспортировать останки основателей Сергия и Германа в один из храмов Новгорода. Мощи возвратили на Валаам только в конце XI столетия, когда угроза со шведской стороны утихла. Святыню предусмотрительно схоронили внутри скалы, и сегодня она лежит в этом месте.
  • После заключения мира с королём Швеции Магнусом, который после отказа от престола принял монашеский сан, Валаамская обитель начала активно развиваться. До XVI столетия монастырь Преображения Господа имеет особенное благословение со стороны российских царей. Правители освобождали священные земли от налогов, создавали законы, запрещающие нерациональное использование ресурсов на этих территориях.
  • Захватнические действия со стороны Швеции повторились в 1578 г. Иноземные войска истребляли карелов, грабили Валаамский монастырь и по-варварски истребляли монахов, не пожелавших отказаться от православия.
  • Через несколько лет обитель поразила еще одна беда. Множество невинных жизней унесла безжалостная эпидемия чумы. А еще позже шведские варвары окончательно разорили Валаамский монастырь, уничтожив все постройки и святыни. Некоторые иноки скрывались в Антониево-Дымском церковном комплексе, другие — в близлежащих лесах.
  • В начале XVII столетия Русь заключила мирное соглашение со Швецией. Царь Федор Иоаннович распорядился выделить финансы на восстановление святой обители. На территории монастыря отстроили храмы, кельи, трапезные, а также ограду. Церковный комплекс значительно расширился за счёт строительства целых двенадцати скитов, поэтому его стали именовать Великой Лаврою.
  • Однако вскоре неугомонные шведские воители вновь принесли беды на эти земли. Захватчики истребили всех монахов, уничтожили все церковные строения, а на их месте воздвигли свои дома, стремясь истребить православие из Валаама. Более сотни лет территории находились под полной властью шведского короля.

На заметку! Обитель на Валаамских островах имеет статус ставропигиального. Она находится под начальством Патриарха всея Руси и не подчиняется местным епархиям.

Алексий II восстановил здесь игуменство, основывающееся на старинном указе самой обители. Монастырский устав отличается строгостью и ссылается на законодательство Афонских монастырей. Настоятель не имеет права предпринимать решение без монашеского совета, поэтому в обители регулярно проводится Духовный Собор, рассматривающий мнения всех участвующих чинов.

Исторический период XVIII-XIX вв

Указ о полном восстановлении монастыря в 1715 г. издал царь Петр I. Помощь в этом великом деле оказывала Кириллова обитель, поставлявшая на Валаам церковную утварь, рабочие инструменты, провизию и т.п. Святые места на островах вновь активно зажили честной жизнью, а государство чрезвычайно лелеяло идею восстановления из праха.

На территории было воздвигнуто еще больше храмов, часовен и келий. К 1811 г. в стенах обители не находилось ни одной постройки из дерева, строительство велось при помощи кирпича. Вплоть до начала XIX столетия Валаамский монастырь активно обустраивался и возвращал прежний статус.

  • В 1811 г. территория, на которой располагался церковный комплекс, вошла в пределы Финляндской губернии (ныне Выборгская). Через восемь лет в святые места на Валаамский островах приехал царь Александр I.
  • В 1839 г. отца Дамаскина назначили настоятелем в монастыре, преподобный руководил более сорока лет. Он добился того, чтобы строительство церковного комплекса доверяли только квалифицированным специалистам. Одним из первых архитекторов, приглашенных отцом Дамаскиным, был А. Горностаев.
  • Настоятель стремился строго ограничивать братию, беря пример с великих послушников и святых. Приемником сурового игумена стал Ионафан II, который принялся осуществить строительство Спасо-Преображенского храма на территории Валаама. Этот величественный собор рассчитывался на 3 000 людей.
  • В головах послушников возникла мысль о том, чтобы сделать церковный комплекс Новым Иерусалимом, поэтому постройки начали именовать названиями, отсылающими к Новому Завету.

Послеоктябрьский период истории

В 1918 г. святые острова вновь вошли в состав финляндского государства, что позволило обители сохранить постройки от угрозы антирелигиозных большевиков. Однако православие на Валааме испытывало угнетающее давление со стороны лютеранства — главенствующей религии Финляндии. Власти требовали от настоятеля Серафима, чтобы он за короткий срок выучил финский язык. Преподобный отказался сдавать экзамен, и был сослан на остров Коневец.

Вскоре из Эстонии для управления Спасо-Преображенским монастырем прислали священника Германа, при котором обитель погрузилась в тяжелую атмосферу непонимания и раздоров.

Ещё интересные статьи о православии:

В период Советско-финской войны обитель стала местом боевых действий, все монахи покидали острова, забирая с собой ценные реликвии. В марте 1940 г. большой колокол возвестил о том, что церковный комплекс прекратил свою деятельность. В этом же году в кельях организовали школы для военных. Через четыре года финские военные покинули острова, а в стенах монастыря соорудили целлюлозный завод и организацию лесничества.

  • В 1950 г. здесь устраивали дома для ветеранов ВОВ, куда перемещали инвалидов из Ленинграда. С 60-х г. XX века на острова стал ходить пароход с паломниками. Через два десятка лет здесь соорудили музей-заповедник, началась полноценная реставрация памятников.
  • В 1989 г. на Валааме возрождается чин богослужений. В 1993 г. Алексий II назначает настоятеля обители, им становится архимандрит Панкратий. В 2005 г. паломники и туристы услышали звон колоссального колокола, который получил имя Андрея Первозванного.
  • Алексий II посетил церковный комплекс в сентябре 2007 г. и освятил храм в Смоленском ските. Во время визита он наградил особенным орденом наместника монастыря Панкратия. Патриарх совершил еще один визит через год.

Как добраться

Монастырь Преображения Господня отличается суровостью установленных правил. Игумен Мефодий отмечает, что из 20 людей, пытающихся начать духовный путь, на постоянное жительство остается только один. Ежегодно сюда прибывает примерно 100 000 паломников, 910 из которых — простые туристы.

Добраться до святого места удобнее из Приозерска, до которого можно доехать с Финского вокзала, что в Санкт-Петербурге. До города едет электричка и автобус. В Приозерске паломники должны добраться до монастырского причала. Теплоход на архипелаг отходит в 9:30 и доставляет людей в бухту церковного комплекса на Валааме.

По приезде прихожане регистрируются в гостинице и заселяются в номер.

Важно! За счет удивительного природного окружения и отдаленности от мирских сует Валаамский монастырь обладает колоссальной популярностью, ежегодно привлекая огромное количество паломников. Обитель прошла многовековую историю, которая изобиловала расцветами и полными разрушениями.

Сегодня же церковный комплекс укрепляется и совершенствуется, не забывая о тяжелейших временах собственного становления.

Действующий мужской Валаамский монастырь в Карелии – история и современность

Валаамский монастырь в Карелии

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь Русской православной церкви расположен на островах Валаамского архипелага в Карелии, на северной окраине России, неподалеку от границы с Финляндией. Валаамский архипелаг состоит из 50 отдельных островов, расположенных в Ладожском озере, в 22 км от материка. Святая обитель занимает крупнейший остров – Валаам длиной 9,6 км и шириной 7,8 км. Валаамский монастырь – ставропигиальный – подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси, но фактически обителью управляет игумен.

Вехи развития монастыря

Скалистый остров, на котором расположен монастырь, высоко поднимается над уровнем моря. Здесь несколько внутренних озер, соединенных сетью каналов. На островах растут сосны. Место для обители обозначено в I веке апостолом Андреем Первозванным, проповедовавшим православную веру. Преодолев Русь с юга до севера, ученик Христа оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там каменный крест. Через 9 столетий паломники из Греции добрались до архипелага и образовали там монашеское братство.

Монастырь основан в 1407 году, когда на архипелаге появились иноки из Средиземноморья Герман и Сергий. Решив отречься от житейских благ, монахи проповедовали христианскую религию и заложили первую обитель.

Война России со Швецией больно отразилась на жизни монастыря: в 1611 году архипелаг стал территорией Швеции, монастырь завоеватели разорили. После окончания Северной войны по указанию Петра I в 1715 году началось восстановление монастыря и строительство на его территории храмов, но деревянные строения и ограда сгорели. В 1781 году вокруг обители появились здания из камня. Активно строили на Валааме при настоятеле Иоанне Дамаскине. В новых соборах настоятель вводил строгий устав и возродил традицию старчества.

После революции 1917 года территория Валаама оказалась под властью Финляндии, где православных верующих притесняли. В 1923 году монастырь дерусифицировали: службы велись на финском языке, было введено григорианское летоисчисление. Много монахов в это время ушло из монастыря, остальные терпели нищету и голод.

В 1940 году после возвращения во владение СССР монастырь закрыли и разместили здесь военно-морское училище. На острове работал целлюлозный завод, метеостанция и рыбокомбинат, дом инвалидов и музей-заповедник.

В 1989 году обитель получила монастырские здания, ранее принадлежавшие ей. На острове появились 6 монахов, старавшиеся возродить обычаи Валаама. В 1991 году обители присвоили статус старопигиальной. В 2007 году освящение храма и первую Литургию провел Патриарх Алексий II.

Монашеская жизнь на островах

В составе монастыря множество церквей, часовен и памятных крестов. Хозяйственные постройки, гостиница, водопроводный дом, пекарня и автоматизированная молочная ферма и рыборазводный завод, автопарк и современная амбулатория, пахотные земли и фруктовые сады – свидетельство того, что жизнь острова, это не только молитвы, но и каждодневный упорный труд.

Для того чтобы полнее вести просветительскую и кахетизаторскую работу, епископ Троицкий Панкратий благословил Спасо-Преображенский Валаамовский монастырь в августе 2012 года на открытие официальной страницы в основных социальных сетях интернета. Валаамский монастырь имеет собственную эмблему.

В 1995 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Министр обороны Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве. Насельникам Валаамского монастыря призывного возраста разрешено служить в Российской армии – в военной части ПВО, дислоцированной на Валаамском архипелаге.

Насельников призывного возраста на острове Валаам немного, поэтому для укомплектования подразделения в монастырь принимаются благочестивые православные юноши – семинаристы, алтарники, чтецы, – которые согласны нести нелегкие монастырские послушания до призыва в военную часть.

Сегодня в монастыре 217 насельников и полсотни трудников. Валаамский монастырь покидают больше половины пытающихся начать здесь монашескую жизнь. Из 20 трудников, приезжающих в монастырь, принимает постриг, оставаясь в обители, только один. Валаамский монастырь живет по очень строгому уставу.

Молодые монахи находятся на попечении опытных, совершают многочасовое послушание, трудясь и беспрекословно посещая богослужения. Монахи избегают мирских соблазнов, проповедуют аскетизм и беззаветно служат Богу.

Скиты монастыря

Вокруг Валаамской обители разбросаны скиты. На Скитском острове расположен Скит Всех Святых, основанный в конце XVIII века. Здесь особенно строгие правила: женщинам-паломницам вход запрещен. Посетить территорию можно только в день Всех Святых во время крестного хода.

Скит Иоанна Предтечи построен на Предтеченском острове в 1855 году в виде простой часовни. Позднее возвели деревянную церковь с колоколом, специально отлитым для Валаамского монастыря при Борисе Годунове. В скиту живут монахи. Для посещений обитель закрыта.

Воскресенский (Красный) скит стоит в Большой Никоновской бухте, куда заходят габаритные суда. На этом месте апостол Андрей Первозванный установил крест, где в 1846 году построили деревянную часовню, на месте которой возвели позднее двухэтажный храм из красного кирпича. Цвет храма дал название скиту.

Здесь, в купольной часовенке, хранится частица Гроба Господня, привезенная со Святой Земли. Над пещерным камнем, на котором лежало тело Христа, – 7 лампад, одна из них неугасимая. Тусклое, лишенное росписей, с низким потолком помещение часовенки призвано напомнить о страданиях и смерти Спасителя.

Верхняя Воскресенская церковь светлая, украшенная фарфоровым иконостасом с изумрудной отделкой, выражает дух «Праздника праздников» – Пасхи Христовой, прославляющей победу жизни над смертью, добра над злом.

Свято-Владимирский скит, посвященный Крестителю Руси, – первый на Валааме, возведенный в новейшее время. Построенный в 2008 году в сентябре новый скит освятил Патриарх Алексий II. Владимирский храм построили с белокаменным резным иконостасом и белокаменным алтарем.

Ильинский скит назван в честь ветхозаветного пророка, который с юных лет посвятил жизнь проповеди Единого Бога. Илия удостоился беседы с Христом во время Преображения Господня на Фаворе. Скит построен в 1868 году в 10 км от Валаама на острове Лембос. Реставраторы поднимают обитель из руин с 2003 года.

Скит Николая Чудотворца – небольшая обитель на Крестовом острове, построенная в середине XIX века, первоначально состояла из двух церквей: Николая Чудотворца и Иоанна Дамаскина. Рядом – огороды и фруктовый сад, защищенный каменной стеной и сосновым бором. С площадки у храма открывается прекрасный вид на Ладогу.

Церковь Николая Чудотворца служила маяком, в окнах часовни зажигали яркий фонарь, показывающий путь в темные ночи. Храм Николая чудотворца – излюбленное место Патриарха Алексия II. Здесь хранится частица мощей святого Николая.

Коневский скит, устроенный в 1870 году, расположен на острове Коневец на берегу Игуменского озера. При советской власти был полностью разобран, восстановили и освятили скит в 2009 году. Неподалеку находилась келья игумена Дамаскина – настоятеля монастыря 1839-1881 годы, внесшего неоценимый вклад в развитие Валаама.

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Видео: фильм о жизни Валаамской обители

Валаамский монастырь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Валаамский монастырь, который называют «Северным Афоном», расположен на Ладожском озере, а точнее – на карельском одноименном архипелаге. Это одна из старейших российских обителей, у которой есть даже своя эмблема. У монастыря есть несколько скитов, а также четыре подворья: Санкт-Петербургское, Московское, в Сортавале и Приозерске. Этот монастырь некоторое время принадлежал Финляндии, его монахи основали также Новый Валаам.

Где находится Валаамский монастырь

Как доехать до Валаамского монастыря

Тех, кто планирует посетить Валаамский монастырь, в первую очередь волнует вопрос, как добраться до обители.

  • Сделать это удобнее всего из Санкт-Петербурга. Сначала необходимо доехать до Финляндского вокзала, откуда электричкой добраться до Приозерска (сюда ходит две электрички: одна проходящая, вторая – с конечной станцией в Приозерске).
  • Также попасть в городок можно и автобусом №859, который отправляется с Северного автовокзала ежедневно.
  • В самом Приозерске железнодорожный и автобусный вокзалы совмещены, поэтому далее путь одинаков: на такси или пешком добраться до монастырского причала, а там – сесть на теплоход или метеор.

Посещение обители и режим ее работы

Обитель открыта ежедневно, с пяти утра до позднего вечера, однако основной наплыв паломников здесь в летние месяцы, в период активного судоходства по Ладоге. Побывать здесь стремится большое количество людей – как верующих, так и тех, кто просто интересуется архитектурой и историей монастыря. Для соблюдения порядка проще всего заранее связаться с паломнической службой и заказать экскурсию.
В монастыре следует соблюдать определенные правила поведения:

  • мобильные телефоны лучше отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим;
  • помнить о форме одежды: женщины должны быть в юбках или платьях, с покрытой головой и руками, не оголять ноги, без косметики и сильных парфюмов; мужчины – не в спортивной одежде, с покрытыми руками и ногами, без головных уборов;
  • на территории монастыря недопустимы музыка, громкие разговоры или смех;
  • нельзя фотографировать в храмах, особенно во время службы, снимать братию без разрешения;
  • нельзя заходить в хозяйственные помещения, братские трапезные – для паломников есть отдельные трапезные и мини-кафе;
  • поскольку остров, на котором находится обитель, является заповедной территорией, здесь запрещено рвать цветы или ягоды, разводить костры. Также не стоит купаться или загорать.

Расписание богослужений обители

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Вечерня
Повечерие, каноны
5.00
5.45
7.30
13.25
17.00
18.00
Суббота Полунощница
Утреня
Часы, Литургия
Молебен
Исповедь (общая)
Всенощное бдение
5.00
5.45
7.30
13.25
18.45
19.00
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня
Повечерие, Акафист
9.00
17.00
17.50

Где остановиться неподалеку

Посетители обители могут остановиться во Флотском домике или гостинице «Игуменская», которые расположены на самом острове. В связи с пожаром, который произошел в 2015 году в Зимней гостинице, размещение паломников вызывает определенные сложности, поэтому забронировать номера можно заранее.
Возможно размещение и на теплоходе «Адмирал Кузнецов», который является плавучей гостиницей эконом-класса и может вместить более 200 гостей.

История Валаамского монастыря

  1. Считается, что на острове Валаам Андрей Первозванный установил каменный крест, проповедуя евангелие на Севере. Саму обитель основали спустя девять сотен лет и сделали это иноки Герман и Сергий, которые позже были канонизированы. Предположительно они были греками.
  2. Что касается времени основания монастыря, к единому мнению историки не пришли – обитель могла появиться как в период крещения Руси, так и позже.
  3. До XIV века точных данных об укладе жизни местных монахов нет, а вот уже с XVI века Валаам стал центром книгопечатания этого региона. Нападение шведов на остров привело к тому, что он стал практически пустынным, здесь жили только иноки. Восстанавливали монастырь по петровскому указу, достроив храмы, кельи, хозяйственные корпуса.
  4. До начала XIX века обитель разрасталась и отстраивалась; здесь возвели колокольню, отлили колокола. Количество монахов постепенно увеличивалось, монастырь процветал.
    Октябрьская революция не стала для обители фатальной, поскольку территория, на которой размещался монастырь, отошла к Финляндии. Острова капитально укрепили в военных целях, но обитель закрывать не стали, однако вынудили перейти на григорианский календарь. С тех пор между братией пошел раскол, и часть монахов переехала в другие страны.
  5. Зимой 1940 года последние монахи уехали отсюда, вывозя с собой иконы и другие ценности. Они основали Новый Валаам, который действует и сегодня, являясь финским православным монастырем.
    Что же касается Старого Валаама, здесь организовали боцманскую школу, а позже размещали лесничество, фабричные помещения, дом инвалидов. В конце семидесятых обитель стала музеем-заповедником.
  6. Верующим обитель вернули в конце восьмидесятых, и сегодня Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь продолжает свою деятельность. Датой его возобновления считается 13 декабря.

Архитектурные и культурные памятники монастыря

  • «Сердцем» центральной усадьбы этой обители является Спасо-Преображенский собор, который виден практически с каждой точки острова.
  • Церковь Валаамской иконы Богоматери – небольшой лаконичный храм, который отличается строгой архитектурой.
  • Надвратный храм Петра и Павла выполнен в традиционной для русских храмов манере.

Особое внимание стоит уделить и скитам Валаамского монастыря, в которых жили монахи, желающие уединения. Всего здесь насчитывается более десятка скитов, как на острове Валаам, так и на других островах, включая отдаленные. Первым был основан Большой скит во имя Всех Святых, где был построен двухэтажный скитский храм. На месте, где, как считается, Андрей Первозванный воздвигнул крест, расположен Воскресенский скит с храмом, сочетающим черты классицизма и барокко.

Святыни Валаамской обители

Многие иконы Валаамского монастыря, а также другие святыни были вывезены монахами в 1940 году, а переговоры о возвращении Валаамской иконы Божьей матери продолжаются и сегодня. Однако после возрождения обители здесь хранятся такие святыни:

  • мощи преподобных Германа и Сергия, основателей монастыря;
  • мощи одного из старцев обители, Антипы Валаамского;
  • список Валаамской иконы богоматери (чтимый).

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь

Десятки теплоходов практически каждый день берут курс на остров Валаам. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь точно можно назвать одной из самых популярных православных святынь России. Когда-то остров был местом притяжения язычников. Христианство, по преданию, сюда принес апостол Андрей Первозванный, ученик Иисуса Христа. Он воздвиг здесь на самой высокой горе каменный крест.

Поскольку Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь находится на острове, сюда нельзя дойти или доехать на машине. До материка — 40 километров. Но почти каждый день сюда ходят теплоходы «ВодоходЪ». Валаам, пожалуй, нельзя внимательно осмотреть за один день, и вам непременно захочется вернуться.

Адрес: Карелия, Сортавальский р-н, остров Валаам

Координаты: 61.388859, 30.944827

Режим работы: ежедневно

Официальный сайт: valaam.ru

Круизы по святым местам

История

В летописях Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь упоминается с 1407 года. Но, возможно, монашеское братство появилось на Валааме на несколько сотен лет раньше. По одной из версий, самую первую обитель в Приладожье основали в 9 веке два инока Сергий и Герман из Греции.

С 16 века после постоянных набегов шведов и эпидемии чумы Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь практически перестал существовать. Уцелевшие монахи ушли в леса острова и основали там несколько скитов. Вторая жизнь у монастыря началась лишь после того, как Петр I окончательно отвоевал территорию у шведов и повелел начать строительство деревянного Спасо-Преображенского собора.

В камне Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь начал строиться в 1785 году. За 30 лет до этого во время пожара, вспыхнувшего прямо во время пасхальной службы, сгорели все имеющиеся постройки.

К началу 20 века на Валааме уже жили около тысячи человек. Спокойный монашеский быт был прерван революцией. Остров после нее стал финским, службы в монастыре вели только на финском. В сороковых годах Валаам несколько раз передавали между государствами, пока он окончательно не стал советским.

Туризм на острове восстановили в 1960-х, спустя 20 лет открыли музей-заповедник. А вот монастырская жизнь начала возрождаться с 1989 года.

Интересные факты

  • В 1999 году икона преподобных Сергия и Германа в Спасо-Преображенском соборе замироточила. Сотни паломников видели это чудо, произошедшее в год десятилетия возобновления монашеской жизни на острове, своими глазами.
  • 13 декабря 2005 года над Валаамом разнесся уникальный колокольный звон. Колокол весом в 12 тонн — благовестник «Андрей Первозванный» — занял свое место. Это самый большой благовестный колокол на звоннице, один из крупнейших в России, точная копия прежнего, утраченного в годы войны.

Что посмотреть на территории монастыря

Спасо-Преображенский собор. Главный храм острова, который видно практически из любой его точки.

Церковь успения Пресвятой Богородицы. Когда-то ее строили в качестве трапезной. В советское время здесь устроили продуктовую лавку. Уникальность этой церкви в том, что тут сохранились одиннадцать старинных икон для иконостаса. В годы борьбы с церквями их просто закрасили слоем масляной краски. Образа удалось расчистить полностью во время реставрации.

Никольский скит в советское время выполнял функцию маяка.
Фото: commons.wikimedia.org

Никольский скит. Храм в досоветскую эпоху играл двойную роль, здесь совершались богослужения, также он был маяком для кораблей.

Гора Фавор. К ней причаливают теплоходы, а на вершине расположен сам монастырь. С трех сторон Фавор окружен монастырскими садами.

Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет свой музей. Его создали в 1992 году. В основном фонде собрано более пяти тысяч экспонатов. Среди них — иконы, старинные книги и рукописи, одежда и предметы быта, фотографии, картины.

Какие святыни хранятся

В нижней церкви Спасо-Преображенского собора хранятся мощи преподобных Сергия и Германа. Им молятся об исцелении болеющих, просят отвести смертельную опасность, защитить от врагов, недоброжелателей и нечистого духа. Помощи и покровительства просят те, кто решил уйти в монашество.

Список Валаамской иконы Богоматери. Она обладает чудодейственной силой. Просят у нее об исцелении от болезней, о восстановлении семьи. Молитва помогает спасти брак, родить ребенка, обрести мир.

Частица мощей Николая Угодника в Никольском ските.

История и факты о Валаамском монастыре

Валаамский монастырь расположился на архипелаге Валаам, находящемся в северной части Ладожского озера. Эта древняя мужская обитель пережила много невзгод и лишений, но, несмотря на трудности, продолжает действовать до сих пор.

  1. Спасо-Преображенский монастырь и его судьба
  2. История основания монастыря
  3. Обитель и ее расцвет
  4. Судьба монастыря в XIX веке
  5. Советские годы и их влияние
  6. Восстановление монастыря
  7. Современное состояние
  8. Святыни Валаамского монастыря
  9. Интересные факты

Спасо-Преображенский монастырь и его судьба

Точной даты основания Валаамского монастыря никто не знает. По одной из летописных историй место для обители было обозначено апостолом Андреем Первозванным в I веке. Ученик Христа проповедовал православную веру и, преодолев территорию Руси от юга до севера, оказался в водах Ладоги. Зайдя на горы Валаама, он водрузил там крест. Через 9 столетий паломники из Греции Сергий и Герман добрались до архипелага и основали там братство монахов.

Другая история связана с жизнью Авраамия Ростовского и датируется X-XI в. В жизнеописании упоминается посещение преподобным Валаамской обители в X в. В некоторых летописных историях существует информация, что в XII в. святые мощи преподобных перенесли в Великий Новгород.

История основания монастыря

Первые документальные сведения о Валаамском монастыре в истории Руси датируются XVI в. Он упоминается в летописях о житии Савватия Соловецкого. По документальным источникам основание монастыря произошло в 1407 г. Об этом написано в истории Валаамского монастыря. Если же верить Софийскому свитку, то годом создания можно считать 1329 г. Письменный источник гласит, что в XIV в. на архипелаг явились паломники во главе с Германом и Сергием. Они решили отречься от житейских благ и стали жить на Валаамском острове. Там иноки проповедовали христианскую религию среди местного населения и заложили обитель с общежитием для монахов.

Обитель и ее расцвет

Основатель Спасо-Преображенской обители был мудрым и сильным духом человеком, и поэтому она изначально процветала и привлекала к себе множество паломников не только Руси, но и всех стран мира. Особый расцвет приходится на XV-XVI века. В те времена число монахов в обители достигало 600 человек. Они трудились на благо монастыря и усердно молились в своих кельях и скитах.

Многократные войны России со Шведами не прошли даром для Валаамского монастыря. Много раз он подвергался набегам шведов. Некоторые монахи мужественно защищали обитель и приняли мученическую смерть. Но многие спасались бегством, бросив монастырь на произвол судьбы.

В начале XVII века Валаамский архипелаг стал территорией Швеции, и монастырь был полностью разорен. Возрождение обители началось после Северной войны, когда остров вновь вернулся России. По указанию Петра Великого в 1715 году началось восстановление монастыря, и произошла закладка Успенского собора.

К 1730 г. были готовы деревянный храм и ограда вокруг обители. Но им не суждено было долго простоять. В 1754 году случился пожар, и все постройки сгорели. Государыня Елизавета всячески содействовала и помогала в воссоздании обители, но, несмотря на это в 1765 г. здесь жили только 11 монахов.

К 1774 г. количество построек в монастыре увеличилось. Возвели и освятили собор Преображения Господня, построили большие помещения для келий и две отапливаемые церкви: Никольскую и Успенскую.

В 1781 году началось строительство зданий из камня. Это произошло после принятия управления монастырем игуменом Назарием. В 1805 году закончилось строительство церкви при местной больничке, построенной в северной части обители, а также надвратного храма во имя Петра и Павла в южной части. В то же время в монастыре возвели свою колокольню, высота которой равна 72 метрам. Вес большого колокола достигал 1000 пудов. Его отливали немного позже, чем построили здание колокольни.

Судьба монастыря в XIX веке

С 1811 года местность, на которой располагался монастырь, перешла в подчинение Финляндского Княжества. Губерния стала называться не Финляндской, а Выборгской. Но до 1892 года обитель оставалась под началом Петербургской епархии, а затем отошла к митрополитам Финляндии.

К XIX столетию Валаамская обитель вновь расцвела. Многие архитектурные строения были построены именно в это время. Они дошли до наших дней и считаются памятниками архитектуры. В 1839 г. сменился игумен монастыря. Церковная Епархия назначили на эту должность Дамаскина. За 42 года пребывания во главе монастыря он построил много зданий, проектами которых занимались только известные опытные архитекторы. Академик Алексей Горностаев первым был приглашен из Петербурга.

При игумене Дамаскине монахи жили в особой строгости, и была возвращена традиция старчества. Молодые монахи находились на попечении опытных старцев, совершая многочасовое послушание путем благотворного труда и беспрекословного посещения богослужений. За благословением и советом от мудрых старцев многие паломники приезжали издалека. Члены царской семьи были частыми гостями в Валаамской обители, приезжая сюда отдохнуть от житейских проблем и суеты и постигнуть сущность бытия. Многие известные писатели, художники, композиторы также любили посещать святое заповедное место.

При игумене Дамаскине было запланировано возведение огромного Спасо-Преображенского храма вместительностью на 3 тыс. человек. Но Дамаскин не успел воплотить в жизнь свои начинания. После его кончины монастырь возглавил игумен Ионафан II, при котором величественный собор был достроен.

По задумкам подвижников Валаама монастырь должен был стать вторым Иерусалимом. В связи с этим к началу XX века в обители и ее окрестностях стали встречаться названия из Нового завета. К началу XX века количество монахов в обители достигало тысячи человек.

Советские годы и их влияние

В советские годы Валаамскому монастырю удалось избежать закрытия и разрушения, чему подверглось большинство церквей России, так как территория принадлежала Финляндии. Но действия новой власти значительно изменили жизнь обители. В Финляндии православная вера была в меньшинстве, основная религия страны была лютеранская. В связи с этим власти негативно и предвзято относились к монастырю и его обитателям.

По приказанию финских чиновников архиепископ Серафим (Лукьянов) должен был читать богослужения на финском языке. Для заучивания ему дали три месяца. На экзаменационные испытания священнослужитель не пришел. За это его наказали, отправив в ссылку на остров Коневец.

Скоординировав свои действия с эстонскими властями, которые также была противником православия, финские чиновники решили дерусифицировать Валаамский монастырь. Для этого из Эстонии был приглашен священник Герман Аав. С ноября 1923 года он был назначен епископом Карельским. При Германе Ааве для монастыря наступили тяжелые времена. Финляндия оборудовала Валаамские остров оборонительными укреплениями на случай войны с СССР. Службы в храмах обители стали проводить строго на языке финнов.

Епархия Православной церкви в Финляндии по принуждению власти приняла западную Пасхалию. Обитель Валаама тоже была вынуждена перейти на григорианский календарь. Это стало причиной нарушения спокойного хода жизни в монастыре. «Старостильные» монахи противились нововведениям и отказывались подчиняться новому архиепископу. Десятилетнее противостояние закончилось появлением в обители финского спецназа. Многие монахи были вынуждены тайно покинуть монастырь, бежав в европейские страны.

В 30-е годы обитель переживала тяжелые времена. Денег катастрофически не хватало, служители жили в нищете и голоде. Всего в монастыре проживало около 400 человек: 300 монахов и 100 наемных рабочих и трудников.

В ходе Советско-финской войны монастырь был в эпицентре военных событий. Многие жители обители были подданными Финляндии и в начале 1940 г. бежали в свою страну. С собой они унесли из обители много ценных вещей. 18 марта с колокольни Спасо-Преображенского собора раздались двенадцать прощальных ударов благовеста, возвещавших о закрытии обители. Впоследствии бежавшие монахи основали на территории Финляндии новый монастырь, в котором соблюдались прежние правила и уставы.

Осенью 1940 года в монастырских корпусах создали военно-морское училище, выпускающее юнг и боцманов. Первый выпуск молодых специалистов в 1941 г. был отправлен на защиту блокадного Ленинграда. В конце войны на острове был построен Питкярантский целлюлозный завод, возобновили работу метеостанция, было организовано лесничество.

После Советско-Финских военных действий Валаамский архипелаг снова перешел во владение России. Здания обители советские власти стали использовать для гражданских потребностей. В 1950 году его отдали под дом инвалидов, который просуществовал до 1984 года. Сюда принудительно привозили людей с ограниченными способностями. В 60-х годах власти стали организовывать экскурсионные туры для туристов, желающих увидеть Валаам. Музей-заповедник начал работать с 1979 года, позднее начались первые работы по реставрации памятников.

Восстановление монастыря

Прежняя жизнь в обители стала возрождаться с 1989 г. 18 сентября основные здания монастыря были возвращены Ленинградской епархии. Первые монахи пришли на Валаамский остров 13 декабря. Их было 6 человек. Они поселились в здании, где был изолятор дома инвалидов. Монахи старались придерживаться прежних обычаев обители, проводили службы строго по Уставу, возрождали знаменитый распев. Службы во имя преподобных проводились постоянно.

В 1991 г. обители присвоили статус старопигиальной. В январе 1993 г. архимандрит Панкратий по указу главного патриарха страны становится во главу монастыря. Часовня была возвращена монастырю 27 февраля 1994 г., и в тот же день прошло ее освящение. Первый колокольный звон тысячепудового колокола местные жители услышали 13 декабря 2005 года.

Значимое событие произошло в монастыре в 2007 году: в сентябре здесь в течение трех дней гостил патриарх Алексий II. В рамках визита он провёл торжественное освящение храма в честь иконы Божьей Матери и провел там первую литургию. Наместник Панкратий в честь двадцатилетнего срока службы был удостоен ордена II степени.

10 июля 2009 года монастырь отпраздновал 20-летие со дня возрождения. В ознаменование этого события в одном из помещений Свято-Владимирского скита был создан музей.

Современное состояние

В настоящее время на территории Валаамского монастыря восстановлены все архитектурные сооружения. Плохое воздействие на целостность зданий оказывают особые климатические условия. В связи с этим реставрационные работы приходится проводить постоянно. С марта 2018 года ведутся восстановительные работы в Авраамиевском ските. Одиннадцать из тринадцати скитов уже полностью восстановлены.

Ежегодно 22 мая открывается сезон массового посещения обители паломниками. Если погодные условия на Ладожском озере позволяют, то открытие происходит раньше. Переправа паломников осуществляется водным путем.

На территории монастыря работает пекарня, где выпекается хлеб для жителей монастыря. В 6 км от обители находится молочная ферма и рыборазводный завод. При монастыре для православных гостей есть гостиница «Игуменская».

По данным на 2011 г. количество обитателей в монастыре насчитывало 217 монахов. Кроме того, в обители постоянно задействовано около полусотни трудников.

Святыни Валаамского монастыря

Основной святыней Валаамской обители, ради которой на остров тянутся бесконечные потоки паломников, являются мощи преподобных Сергия и Германа. Святые останки хранятся в Спасо-Преображенском храме.

Не меньшее значение имеет Валаамская икона Божией Матери, обладающая чудотворной силой. Это рукописная работа инока Алипия, написанная в 1878 г.

Чудесным воздействием на женщин обладает образ святой Анны: прислонившись к святыне, христианка избавляется от бесплодия. Икона является точной копией афонского подлинника.

Читайте также:
Тульская митрополия: храмы и монастыри, святыни, состав
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: