Московский Воскресенский храм в Сокольниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Храм Воскресения Христова в Сокольниках Москва

Содержание:

Строительство храма во имя Воскресения Христова в Сокольниках неразрывно связано с именем священника Иоанна Кедрова, который, несмотря на свою молодость, был к тому времени уже очень уважаемым в Москве человеком.

Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим всеми пациентами. Они отмечали его убежденную, глубокую веру, деятельное благочестие, большое человеколюбие и участие в нуждах не только пациентов Бахрушинской, но и всех жителей Сокольников. Батюшке платили любовью и безграничным доверием. Не случайно же очень часто врачи и священники трудятся бок о бок — одни врачуют недуги телесные, другие — душевные и духовные.

Жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести здесь храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. То, что храм посвятят Воскресению Христову, было известно с самого начала.

Строительство Храма Воскресения Христова в Сокольниках

Начало строительства Храма Воскресения Христова в Сокольниках

В 1909 году батюшка Иоанн Кедров объявил сбор средств на новую церковь. Будущему храму заранее выбрали посвящение – в честь Воскресения Христова.

Выбрали место для Воскресенского храма в Сокольниках, а священник все не решался дать добро непосредственно на строительство: смущала отца Иоанна грандиозность проекта.

Есть легенда среди прихожан церкви, согласно которой к протоиерею Иоанну Кедрову трижды являлась Богородица с повелением начинать стройку, лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

Прихожане и поныне убеждены: раз повелев строить храм, Богородица больше никогда не оставляла его в своей милости. Неслучайно в Воскресенской церкви хранится столько ее образов!

И 29 июня 1909 года, в день памяти апостолов Петра и Павла заложили первый камень Воскресенского храма.

Ход строительства Храма Воскресения в Сокольниках

Храм в Сокольниках строили по проекту архитектора П.А. Толстых на средства москвичей. Но денег, как и опасался Кедров, не хватало.

Однажды, когда приближался очередной день расчетов с рабочими, денег почти не осталось. И вот, поздно вечером к стройплощадке подошел бедно одетый старичок. Он попросил отца Иоанна приютить его на ночь. Священник пустил странника в свой дом, а когда утром зашел в отведенную гостю комнату, то никого там не нашел. Зато на столе лежал сверток. В нем оказались деньги — ровно столько, сколько не хватало, чтобы заплатить рабочим.

Строительство закончили к 1913 году, когда в России отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, и 22 декабря освятили храм — как и планировалось, в честь Воскресения Христова. Годом позже освятили приделы: южный — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», северный — в честь апостолов Петра и Павла.

В подклете тоже соорудили придел, посвятив его празднику Рождества Христова. Протоиерей Иоанн Кедров стал первым настоятелем сокольнического храма, и вскоре церковь стала называться в народе «кедровской».

История храма в Сокольниках

Новый Воскресенский храм в Сокольниках сразу стал любим своими прихожанами! Правда, очень скоро закрутился бурный водоворот событий XX века, захватив и Сокольнический храм.

До революции Храм Воскресения Христова в Сокольниках жил размеренной жизнью, славился своим замечательным хором.

После революции Воскресенский храм оказался в числе самых уязвимых. Первая серьезная попытка уничтожить храм была предпринята в 1929 году, однако прихожане не сидели сложа руки. Они направляли в Моссовет бесконечные жалобы, и чиновники, в итоге, решили пока не трогать храм.

Противостояние продолжалось до 1932 года. Однако вскоре церковь почти на 10 лет она стала «кафедрой» обновленцев. А в 1945-м в Воскресенской церкви состоялся Поместный Собор, участники которого избрали патриархом Алексия I (Симанского).

Несмотря на то, что к концу 70-х годов прошлого века Воскресенский храм оказался зажат между современными жилыми многоэтажками, сама церковь — словно маленький островок старой Москвы: она обнесена аутентичной оградой, возведенной одновременно с храмом, на звоннице северной паперти сохранились небольшие колокола.

А в 2001 году произошло заметное в мире искусствоведов событие. Третьяковская галерея передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II восстановленные фрагменты первоначальной росписи храма Христа Спасителя. Речь идет о шести фрагментах фрески Генриха Семирадского «Тайная Вечеря».

Читайте также:
Киевский Софийский собор: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История этих росписей такова: перед взрывом храма в 1931 году власти разрешили сотрудникам Третьяковки снять наиболее ценные, на их взгляд, фрески и забрать в музей. Однако в последнюю минуту кто-то передумал. Храм взорвали, не дождавшись приезда искусствоведов.

Музейщики буквально на свой страх и риск собрали уцелевшее и отвезли в храм Воскресения Христова в Сокольниках в надежде на то, что когда-нибудь дело дойдет до их реставрации.

Воскресенский храм в Сокольниках архитектура

Воскресенский храм в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному московскому району Сокольники подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Главная отличительная особенность Воскресенского храма — его необычная для православной традиции пространственная ориентация. Апсида обращена на юг. Насколько известно, это связано с желанием отца Иоанна Кедрова обратить алтарь храма в сторону родной земли Иисуса Христа. В отдельных случаях Церковь допускает такие отклонения от канона.

Храм стоит на высоком подклете. Композиционно это четырех-столпный крестово-купольный храм в соответствии с древней русской традицией; однако в остальном его формы — творческая интерпретация традиционных мотивов вплоть до их полного переосмысления. На массивный крестообразный центральный объем водружен легкий восьмерик, увенчанный шатром; по угловым граням восьмерика поставлены четыре малые главки — подчеркнуто вытянутые по вертикали «луковицы». Им вторят четыре чуть более крупных главки, завершающие пониженные угловые объемы в пазухах центрального «креста». Рукава этого креста — широкие, завершением имеющие крупные закомары. Архитектору удалось решить две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: сделать храм вместительным и одновременно изящным, создать иллюзию утонченности, даже миниатюрности. Массивному, но обтекаемому низу противопоставлено динамичное, летучее девятиглавие. Чтобы диалектика не обернулась диссонансом, основному объему приданы крыльца с высоким щипцовым завершением, подчеркивающие вертикальный порыв центра. Таким образом, громоздкую нижнюю часть удалось умело примирить с излюбленным в культовой архитектуре эклектики и модерна приемом — шатровым завершением.

Возрожденный шатер применялся архитекторами московского модерна часто и в разных «ипостасях»: достаточно вспомнить стройную свечку старообрядческой Георгиевской церкви в подмосковном Новохаритонове (в районе Гжели), сложенный из 24 кокошников шатер храма в Серафимо-Знаменском скиту (Битягово) или вообще ни на что не похожий верх тоже старообрядческой Покровской церкви в Москве. Нетрудно заметить, кстати, что перечисленные храмы по сравнению с нашим Воскресенским — все-таки «малая форма», и именно в Сокольниках удалось успешно установить изящный шатер на очень массивное здание.

Внутри Воскресенского храма в Сокольниках

Только находясь внутри Воскресенского храма в Сокольниках можно в полной мере оценить, какой он на самом деле большой. Обширное, богато освещенное пространство интерьера четко членится на три нефа. Самый широкий — центральный. В правом и левом — приделы, соответственно, во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и первоверховных апостолов Петра и Павла.

В подклете был храм во имя святого Александра Невского, ныне он переосвящен в честь Рождества Христова.

При оформлении интерьера архитектор П. А. Толстых использовал интересный прием: пол имеет некоторый уклон от трапезной к алтарю (напоминаем — на юг). Решение, «подсмотренное» в театре, позволило верующим, даже находящимся в задних рядах, хорошо видеть происходящее на солее, видеть богослужение без помех. Чтобы еще более усилить воздействие, дополнить визуальные ощущения звуковыми, главный свод изнутри покрыли резонаторами-голосниками. Они усиливают звучание хора, делают его объемным — своего рода технология «звук вокруг» безо всяких электронных ухищрений.

Над низкой алтарной преградой — прекрасной работы двухъярусным эклектичным иконостасом, выполненным из кипариса, — словно парит озаренная льющимся из щелевидных окон солнечным светом высокая и глубокая конха апсиды. Аккуратный мазок художника: над алтарем — живописные фигуры Христа и ангелов на белом фоне. Эффект получается замечательный.

Вообще, интерьер Воскресенского храма не пестрит стенописью, стены белые, в эстетике модерна, росписи появляются только там, где это действительно нужно: над алтарем, над выходом в трапезную, традиционные евангелисты в парусах. И в то же время внутреннее пространство не выглядит статичным, застывшим: оно, как и внешний вид храма, постоянно находится в динамике, достигаемой за счет мастерского чередования ярко освещенных и затененных объемов. Превосходным обрамлением белоснежным стенам служат напольные киоты, темные, как и иконостас; они изготовлены из мореного дуба.

Читайте также:
Феодосийский Введенский храм: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Иконостасы в приделах выполнены в той же манере, что и в центральной части. Росписи приделов богаче — они не только в апсидах, но и на боковых стенах. В алтаре северного придела — большое живописное изображение первоверховных апостолов; в алтаре южного — Богородица с Младенцем Иисусом на руках.

Воскресение в Сокольниках

Алтарь, обращенный на юг, в сторону Святой Земли, – не единственная особенность этого храма. Необычна его архитектура, оригинально внутреннее убранство. Но удивительнее всего история создания церкви и собранных в ней святынь.

Первый настоятель

В конце ХIХ века Сокольники представляли собой рабочую окраину, которая быстро разрасталась благодаря многочисленным переселенцам из окрестных сел. Это было время промышленного бума – вокруг строились фабрики, прокладывались трамвайные пути, возводились жилые кварталы.

Все шире раздвигались границы города, но храмов при этом больше не становилось. На всю округу была только одна небольшая церковь Всех Скорбящих Радость при больнице братьев Бахрушиных. Именно здесь после окончания Московской духовной семинарии начинал свое служение молодой священник Иоанн Кедров, который очень скоро стал одним из самых уважаемых батюшек в Москве.

Его знали как пламенного проповедника и защитника бедных. Его любили за сострадательное служение ближнему и твердость веры. Дела милосердия и благотворительности сводили отца Иоанна со многими известными людьми того времени. Эти знакомства впоследствии очень помогли батюшке при осуществлении его грандиозного замысла.

По велению Самой Богородицы

Маленькая церковь уже давно не вмещала всех желающих присутствовать на богослужении. Но строить новую отец Иоанн все не решался. Как? На какие деньги? И однажды во сне он увидел Божию Матерь, которая в ответ на его думы повелела бесстрашно браться за дело. Царица Небесная желала, чтобы храм был большим и вместительным, чтобы его колокольный звон, славя Господа, раздавался далеко окрест и пробуждал людей к подлинной – духовной – жизни.

Смущенный этим сновидением батюшка поначалу отнес его к разряду случайных. Но вскоре оно повторилось. На этот раз лик Богородицы был строгим и властным. Она требовала от отца Иоанна исполнить предначертанное.

С тех пор ничто не могло остановить храмостроителя. По благословению отца Иоанна на улицы города с железными кружками вышли все его духовные чада. Деньги на храм собирали буквально по копейкам – народ в рабочей окраине жил небогатый.

Дошел до императора

Отец Иоанн уже знал, что будет строить храм во имя Воскресения Христова. В честь этого праздника была освящена любимая с детства церковь в Павловском Посаде, где служил его отец.

Батюшка лично начертил план храма с алтарем, ориентированным на юг. Так он хотел подчеркнуть особую связь будущей московской святыни с храмом Гроба Господня, где свершилось самое главное событие в истории человечества – Воскресение Спасителя.

Но в Синоде новаторство отца Иоанна не одобрили. Получив отказ на свое прошение, батюшка решил искать поддержку у самого императора. И был вознагражден за смелость – Николай II дал свое высочайшее разрешение на строительство.

Интересно, что работу над проектом доверили молодому, никому не известному архитектору П. Толстых. Тот решил возводить храм в модном тогда стиле «русский модерн», отличавшийся своей выразительностью и экспрессией. И это тоже было очень смело – «модернистских» храмов на Руси еще не строили, если не считать небольшой церквушки в Абрамцеве, где и родился этот элегантный стиль.

Мешочек злата

Летом 1909 года, в день святых Петра и Павла, был заложен первый камень. Однако дело продвигалось медленно. Отец Иоанн часто не знал, как будет расплачиваться со строителями за проделанную работу.

В один из таких дней на стройку пришел купец, который назвался Александром. Он сказал, что имел мысль пожертвовать деньги на благое дело, но не знал, на какое именно. И вот во сне явились ему святые апостолы Петр и Павел и повелели идти в Сокольничью слободу, где строится храм.

Читайте также:
Свято-Успенский монастырь в Дивногорье: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Когда купец передал деньги отцу Иоанну, оказалось, что их ровно столько, чтобы расплатиться с рабочими. Позже один из приделов храма в знак благодарности святым был освящен в честь Петра и Павла.

В другой раз помощь пришла тоже как нельзя кстати. И назвать случившееся, кроме как чудом, отец Иоанн, конечно, не мог. Однажды, уже под вечер, к нему подошел бедно одетый старичок и попросил о ночлеге. Батюшка решил устроить его в церковной пристройке. Однако, оставшись один, стал переживать: что за человека он приютил у себя в храме? Чтобы отогнать тревожные мысли, встал на молитву.

Рано утром он решил заглянуть в пристройку, но там уже никого не было, а на столе рядом с иконой святителя Николая лежал мешочек с золотом. Отец Иоанн вспомнил, что странник назвался Николаем.

В память об этом событии и по сей день в центре храма на аналое лежит лежит икона Николая Угодника, которого особо почитают прихожане.

Пасхальная служба посреди зимы

Когда церковь, наконец, была построена, она заставила говорить о себе всю Москву. В газетах писали: «Благодаря выдающейся энергии… отца Иоанна Кедрова, несмотря на массу затруднений, дело доведено до конца, и Москва украсилась большим и красивым приходским храмом у Сокольников, где, несмотря на массу народонаселения, не имеется поблизости приходских церквей… Храм огромен и может вместить до трех с половиной тысяч богомольцев». Отец Иоанн был счастлив – все получилось именно так, как желала Богородица.

Воскресенскую церковь освящали 22 декабря 1913 года. И хотя шел рождественский пост, накануне этого светлого дня всенощная служба совершалась по Пасхальному чину. В ответ на возглас настоятеля «Христос Воскресе!» прихожане радостно отвечали «Воистину Воскресе!» И это было очень торжественно и необычно. Когда еще услышишь такое посреди зимы?

Примечательно, что чин освящения храма совершил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), а чин закладки первого камня – митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Оба они в годы советской власти пострадали за веру и были причислены к лику святых.

Ангел со свитком

Отец Иоанн Кедров был лично знаком с Виктором Васнецовым, любил его творчество и хотел украсить храм росписью в васнецовском стиле. Но его планам помешала Первая мировая, следом за которой грянула революция. За год иконописцы успели немногое, и белые стены храма, уходящие далеко ввысь, остались большей частью нерасписанными. Но, как считает нынешний настоятель Воскресенской церкви протоиерей Александр Дасаев, тем выразительнее уже созданные фрески.

От образа «Благодатное небо», написанного учениками Васнецова в правом приделе храма, невозможно оторвать глаз. Кажется, что Божия Матерь, изображенная в полный рост с Богомладенцем на руках, Сама идет тебе навстречу…

Эта фреска, как и Царские врата, хорошо видна даже тем, кто смиренно стоит на службе в самых последних рядах прихожан. Пол храма, подобно амфитеатру, имеет небольшой уклон, а потому нет нужды протискиваться вперед, чтобы лучше рассмотреть происходящее у алтаря. Удивительно, но даже об этом подумал отец Иоанн.

Можно предположить, что по его желанию появился и летящий в облаках Ангел со свитком в руке. Эта роспись на плафоне при входе в церковь заставляет вспомнить православное предание о том, что у каждого храма есть свой Ангел Хранитель. Он радуется всем приходящим и вписывает их имена в свою хартию.

Считается, что Божий посланец «никогда никуда не уходит». Даже в том случае, если храм исчезает с лица земли, Ангел все равно остается. Вот почему в народе издавна говорят: «Свято место пусто не бывает».

«А вон за тою дверцею,

куда народ валит,

Так Марина Цветаева писала о великой московской святыне – Иверской иконе, у которой днем и ночью горела красная лампада.

…В 1669 году москвичи торжественно встречали образ Богородицы, который был списан с чудотворной иконы «Вратарница», обретенной афонскими монахами в море. Помещенная на Неглиненских воротах (позже они стали называться Воскресенскими), икона стала охранять город подобно тому, как первообраз хранит афонский монастырь. Несколько лет спустя, чтобы укрыть святыню от дождя и снега, над воротами устроили деревянный навес, затем пристроили стены – так появилась знаменитая Иверская часовня.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Въезжая в первопрестольную, все русские цари первым делом шли поклониться Иверской. Никто в Москве не начинал крупных дел, не помолившись перед иконой. Купцы просили хорошей торговли, студенты – удачи на экзаменах. Известно, что императрица Александра Федоровна, желая родить наследника, горячо молилась в Иверской часовне.

И вот теперь эта удивительная святыня с частичкой пелены Гроба Господня здесь – только протяни руку. Прихожане уверены, что именно она (а не список с иконы) была принесена в храм Воскресения в 1929 году, когда большевики разрушили часовню. Собственно говоря, икону везли тогда на подводе совсем в другой храм – на Преображенскую площадь. Но напротив Воскресенской церкви лошади вдруг встали, отказываясь идти дальше. Это был знак: Богородица Сама выбрала дом для Своей иконы.

Афонские святыни

От Воскресенских ворот в Воскресенский храм… Теперь кажется, что по-другому и быть не могло. Но в 1994 году, когда на Красной площади стали возрождать Иверскую часовню, прихожане не на шутку встревожились: а вдруг у них отберут бесценную святыню? Этого, к счастью, не случилось. Патриарх Алексий II рассудил так: в новой часовне будет новый афонский список.

Другие древние московские часовни, в которых хранились привезенные с Афона святыни, возрождать, как известно, не стали, поэтому и не возникает вопроса, где еще может находиться спасенный от поругания старинный ковчег с мощами святых и чудотворный образ целителя Пантелеимона. В 20-е годы прошлого века они были перенесены в храм из разрушенной часовни, стоявшей на Лубянке. Остаются здесь и по сей день. К ним можно приложиться в центральном приделе храма, возблагодарив Бога за саму возможность такого поклонения.

Множество святынь из разрушенных храмов нашли «приют» в Воскресенской церкви

В безбожное время Воскресенская церковь приняла под свои своды и другие святыни из уничтоженных храмов, часовен, монастырей. Среди них образ Божией Матери «Скоропослушница», писанный на Афоне, чудотворная Боголюбская икона с Варварских ворот Китай-города, Страстная икона Богоматери из Страстного монастыря, чудотворный образ Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря.

Помолившись у этих святынь, не пройдите мимо Грузинской иконы Божией Матери, которая лежит на аналое слева от царских врат. Перед этим древним образом приносила свои молитвы Богородице императрица Анна Иоанновна и получала просимое. По ее повелению для иконы была изготовлена драгоценная риза, богато украшенная жемчугом и бирюзой.

Избрание патриарха

Советские власти не посмели закрыть Воскресенский храм, однако в 30-е годы его облюбовали обновленцы, которые заявили о полной поддержке нового режима и реформировании Церкви по «большевистским стандартам». Патриарх Тихон, с которым отец Иоанн духовно был очень близок, предал обновленцев анафеме и запретил с ними всякое общение. Воскресенский храм в эти годы почти совсем опустел.

К счастью, это продлилось недолго. «Реформаторы», активно сотрудничавшие с советской властью, вскоре от нее же и пострадали. Почти вся верхушка обновленческого движения была уничтожена в застенках НКВД.

В феврале 1945 года в Воскресенском храме прошел Поместный собор, на который приехали многие зарубежные архиереи. Размах события и повышенное внимание к нему руководства страны свидетельствовали о потеплении в отношениях между Церковью и государством. На Соборе был избран новый патриарх. Им стал местоблюститель патриаршего престола, не покинувший Ленинград в блокаду, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский).

Храм как история жизни

В семейном альбоме Натальи Олеговны Савиной добрая половина фотографий так или иначе связана с Воскресенской церковью. И неудивительно. Первый раз порог храма она переступила, когда ей было всего шестнадцать.

Она хорошо помнит, как у нее возникло непреодолимое желание креститься. Но тогда, в 80-е, во всех церквах требовали документы. У несовершеннолетних – паспорта родителей. Это было исключено. Ее отец, работник дипломатического корпуса, был категорически против «странного» увлечения дочери.

Читайте также:
Храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде: описание и адрес храма, телефон, иконы, расписание богослужений

Но добрые люди подсказали, что в Сокольниках крестят и без документов. Приняв Святое Крещение, Наташа уже не смогла расстаться с Воскресенским храмом. Не рассталась даже тогда, когда конфликт с родителями зашел слишком далеко и отец в сердцах бросил: «Ты мне больше не дочь!»

Несмотря на то что Наталья жила на другом конце Москвы, она старалась как можно чаще бывать в храме. Здесь она венчалась, здесь крестила свою дочь, которая, повзрослев, также захотела венчаться в этой церкви. Но радостнее всего для Натальи Олеговны то, что теперь и ее родители пришли к Богу.

…Много лет работая в воскресной школе, она учит детей любить Божий Дом, а значит и свою Родину. При этом никаких громких слов не требуется. Достаточно просто рассказать историю Воскресенского храма.

Еще 5 интересных фактов Вскоре после освящения церковь стали называть Кедровской – по фамилии ее настоятеля. В стенах Воскресенского храма бывала святая старица матрона. Из ее жития известно, что некоторое время она жила недалеко от церкви в рабочих бараках, где было так холодно, что примерзали волосы к подушке. В Воскресенском храме есть хор слепых. Церковное пение незрячих – многолетняя храмовая традиция, заложенная еще отцом Иоанном. Резной иконостас церкви, выполненный в древнехристианских традициях, уникален. Самое удивительное в нем – склонившиеся над Царскими вратами олени. Воскресная школа храма – одна из самых больших в Москве. В ней обучается более ста детей в возрасте от трех до шестнадцати лет.

Полезная информация

Адрес: Сокольническая площадь, д. 6

Проезд: м. «Сокольники»

Тел.: 8 (499) 268-54-10 (дежурный священник)

По субботам при храме работает школа «Трезвение»

Церковь Рождества Христова в Йошкар-Оле

Строительство храмов — признак высокой религиозной культуры общества. В настоящее время повсеместно строятся новые культовые здания, которые становятся центрами духовной жизни новых городских районов. К таким постройкам относится церковь Рождества Христова, расположенный на северо-западе Йошкар-Олы.

История

Жители трёх микрорайонов столицы (9-й микрорайон, Берёзово, Гомзово) приволжской республики Марий Эл долгое время добивались строительства православного храма. К лету 2012 г. подготовительный этап успешно завершился. На участке в сквере имени Йывана Кырли началось строительство храма в честь Рождества Христова. Название новая культовая получила в честь древней Рождественской церкви, некогда существовавшей на территории Царевококшайского Богородице-Сергиева монастыря.

В декабре этого же года произошла торжественная процедура освящения закладного камня. Торжественное богослужение проводил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

Жители окрестных районов с первых дней принимали активное участие в строительстве. Их помощь заключалась в следующем:

  • разгрузка строительных материалов;
  • уборка территории;
  • добровольные финансовые пожертвования.

Духовное служение проводилось на стройплощадке с первых дней возведения постройки. В тёплое время года богослужения проводились воскресные молебны с чтением акафиста.

К началу 2015 г. были возведены стены храма. 16 января сое место заняли пять позолоченных куполов, изготовленных в Волгодонске. На этом этап строительства основного здания храмового комплекса закончился. В течение следующего года удалось завершить следующие работы:

  • внутреннюю отделку храма;
  • строительство двухэтажного здания, в котором расположились воскресная школа, библиотека и административные помещения;
  • возведение колокольни.

Основной храм в январе 2016 г. освятил глава Йошкар-Олинской епархии. На торжественное богослужение собралось большое количество прихожан. При таком же скоплении народа через пять месяцев происходил обряд освящения нижнего храма.

Интересно: нижний придел рождественской церкви впервые в истории местной епархии освятили в честь марийских новомучеников. В их число входят следующие люди:

  • епископ Леонид;
  • протоиереи Адриан Троицкий, Николай Рюриков, Сергий Стрельников;
  • священники Михаил Березин и Анатолий Ивановский.

Описание

Христорождественский церковный комплекс состоит из нескольких зданий, выполненных в русском стиле. Помимо храма, в него входят колокольня и административное здание.

Внешний вид церкви

Храм Рождества Христова представляет собой квадратный в плане четырёхстолпный собор. Его позакомарное перекрытие повторяет трехчастное деление фасадов, разделенных на прясла, завершающийся полукруглыми закомарами. В широких центральных пряслах южного и северного фасадов находятся боковые притворы, оформленные в виде крытого крыльца.

Читайте также:
Знаменский собор в Кемерово: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, часы работы и телефон

Основная часть постройки увенчана пятью главами, установленным на высокие световые барабаны. Помимо световых барабанов, естественное освещение обеспечивается двумя рядами арочных оконных порталов.

К восточному фасаду примыкает сложная апсида, состоящая из трёх вытянутых полукруглых частей, каждая из которых отдельным сводом. Центральная широкая часть апсиды увенчана небольшой луковичной главкой, установленной на низкий узкий барабан.

С запада к основной части примыкает высокий притвор, перекрытый полукруглым сводом. Как и основная часть он освещается двумя рядами окон. К притвору ведёт высокая крытая паперть.

Стены здания сложены из красного кирпича и покрыты белой фасадной штукатуркой. Они покрыты декоративными элементами, свойственными русскому архитектурному стилю. К ним относятся:

  • пилястры;
  • погребник;
  • бегунец;
  • декоративный фронтон.

Интерьер и святыни

Пространство церкви делится на два уровня. Главный придел верхнего храма освящён во имя Рождества Христова. Справа от него находится придел Богоявления Господня. Нижний храм освящён во имя Новомучеников Марийских.

Внутренние стены также, как и фасады покрыты штукатуркой белого цвета. Главным украшением храма является четырёхъярусный белый иконостас с резными декоративными элементами, покрытыми позолотой. На стенах храма располагается множество икон, некоторые из которых размещаются в резных киотах и сенях. Наиболее почитаемыми являются:

  • Феодоровский образ Богоматери;
  • икона Глинских старцев с мощевиком;
  • образ пророка Захарии с частицей мощей.

Также святынями храма являются частицы мощей следующих святых:

  • Анастасии Узорешительницы;
  • Георгия Победоносца;
  • апостола Иакова;
  • архимандрита Стефана;
  • мученика Вонифатия.

Колокольня и административное здание

Напротив главного входа в церковь располагается одноэтажное П-образное здание, над центральной частью которого возвышается шатровая колокольня. Она возведена в русском стиле, свойственных русскому храмовому зодчеству XVI-XVII вв. Открытая звонница, прорезанная арочными порталами перекрыта невысоким шатром, увенчанным луковичной главой.

В основании конструкции колокольни, состоящей из восьмерика на четверике, находится прямоугольное основание, в котором находится вход в административное здание. В нём размещаются следующие помещения:

  • классы для занятий Воскресной школы;
  • библиотека;
  • административные помещения;
  • церковная лавка.

Расписание богослужений

Божественные службы в Христорождественский проходят ежедневно, кроме понедельника по следующему расписанию:

  • по будням в 8 и 16 часов;
  • в воскресные и праздничные дни проводится Ранняя (6.30) и Поздняя (8.30) литургия;
  • водосвятный молебен с чтением акафиста мученику Вонифатию проводится по средам после утренней службы.

Престольными праздниками являются:

  • Рождество Христово (7 января);
  • Богоявление (19 января).

Просветительская и социальная работа

Клирики церкви совместно с прихожанами проводят активную работу не только с жителями своего прихода, но и в других районах города. В рамках этой деятельности осуществляются следующие мероприятия:

  • занятия в Воскресной школе для детей 6-16 лет;
  • огласительные беседы перед церковными таинствами;
  • духовное окормление больниц и других социальных учреждений города;
  • совместно с обществом «Православных добровольцев» оказывается духовная и материальная помощь малоимущим семьям, старикам.

Где находится и как добраться

Храм Рождества Христова находится в г. Йошкар-Ола на ул. Йывана Кырли, занимая владение номер 44.

Ближайшими остановками общественного транспорта являются:

  • 19-я школа (маршрутные такси 1к, 50);
  • Улица Баумана (маршрутные такси 1к, 30к, 16к, 18к, 21к, 24к);
  • сквер им. Йывана Кырли (автобус 3; троллейбус 2, 3, 9; маршрутное такси 17к, 18к, 21к)

Церковь, освящённая в честь Рождества Христова — один из центров духовной культуры марийской республики. Он притягивает к себе не только жителей ближайших жилых районов, но и гостей старинного города, так как является памятник современного культового строительства.

Церковь Рождества Христова (Йошкар-Ола)

27 декабря 2015 года состоялось знаменательное событие для Йошкар-Олинской и Марийской епархии – совершен чин Великого освящения нового храма Рождества Христова в девятом микрорайоне города Йошкар-Олы. До настоящего времени эта часть столицы Марий Эл никогда не имела своего храма.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Престольные праздники
  • 3 Как добраться
  • 4 Паломнику
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Ссылки

История [ править ]

27 декабря 2015 года состоялось знаменательное событие для Йошкар-Олинской и Марийской епархии – совершен чин Великого освящения нового храма в девятом микрорайоне г. Йошкар-Олы. До настоящего времени эта часть столицы Марий Эл никогда не имела своего храма.

Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

Жители девятого микрорайона Йошкар-Олы, а так же Березово и Гомзово давно мечтали о православном храме в своем районе. Этот вопрос долго решался на административном уровне: необходимо было получить земельный участок, пройти процедуру общественных слушаний и найти средства для возведения церкви. По Божьему благословению, эти задачи были решены, и в июле 2012 года началось строительство храма. Генеральным подрядчиком выступило ООО «Вектор».

Будущее название храма подсказали архивные документы. Оказалось, что один из древнейших храмов Царевококшайска был освящен во имя Рождества Христова и располагался он на территории бывшего Богородице-Сергиева монастыря. Чтобы восстановить историческую память, решили так же назвать и вновь возводимый храм.

4 декабря 2012 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин закладки капсулы с памятной грамотой в основание строящегося храма.

В течение трех лет, что продолжалось строительство, у будущего храма сформировался приход. Прихожане активно участвовали в строительных работах: когда необходимо, разгружали кирпич, убирали территорию, делали посильные пожертвования. Помимо этого сюда вложен и огромный молитвенный труд: с самого начала строительства на территории храма в теплое время года каждое воскресение совершались молебны и акафисты.

16 января 2015 года на строящийся храм были подняты 5 куполов. Они были изготовлены в г. Волгодонске фирмой «Гранд», а их сборка производилась уже на территории храма. С установкой куполов, внешние работы в храме были завершены. Но впереди предстояла внутренняя отделка, строительство колокольни и воскресной школы.

17 декабря 2015 года и эти работы были окончены: на колокольню, которая возведена над зданием воскресной школы, установлен купол с крестом.

Одним из самых значимых этапов в строительстве храма было поднятие колоколов. 17 ноября 2015 года в 9-м микрорайоне Йошкар-Олы впервые зазвучал благовест, который возвестил его жителям о том, что совсем скоро Божий храм будет освящен, и каждый сможет войти в него и вознести свои молитвы к Богу.

Храм имеет три придела. Два наверху: главный — в честь Рождества Христова, правый – в честь Богоявления Господня, которые вчера были освящены. Нижний придел в честь Новомучеников Марийских будет освящен позже.

Торжественный чин освящения возглавил Его Высокопреосвященство архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в сослужении клириков епархии: секретаря Епархиального управления иеромонаха Серафима (Пасанаева), настоятеля Вознесенского собора г. Йошкар-Ола и благочинного городского церковного округа протоиерея Евгения Кутырева, клирика Вознесенского собора г. Йошкар-Ола иерея Александра Лоскутова, настоятеля храма Серафима Саровского протоиерея Александра Бачурина, настоятеля Воскресенского собора г. Йошкар-Ола протоиерея Сергия Поглазова, настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи п. Оршанка иерея Димитрия Вылекжанина, а также клириков городских храмов.

Многочисленные верующие разделили с архиереем и священнослужителями радость открытия нового дома Божия. Как накануне освящения — во время Всенощного бдения, так и во время чина освящения и Божественной литургии храм был переполнен.

31 мая 2016 года, в день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов, Его Высокопреосвященство архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин великого освящения нижнего придела в честь священномучеников Марийских храма Рождества Христова г. Йошкар-Олы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Впервые в Йошкар-Олинской и Марийской епархии освящен придел в честь священномучеников Марийских. Вот имена верных служителей Господа, пострадавших за Него в нашем крае: епископ Марийский Леонид, протоиереи Адриан Троицкий, Николай Рюриков, Сергий Стрельников, священники Михаил Березин и Анатолий Ивановский.

Каждую среду после Божественной литургии в храме служится водосвятный молебен с чтением акафиста святому мученику Вонифатию перед ковчежцем с частичкой его многоцелебных мощей. Этому святому угоднику Божию молятся об избавлении от недуга пьянства.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 424000, Россия, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Йывана Кырли, д. 44/1.

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются: ежедневно, кроме понедельника. Утреннее в 8.00, вечернее в 16.00.

В воскресные и праздничные дни ранняя Литургия в 6.30, поздняя Литургия в 8.30.

Каждую среду после Божественной литургии в храме служится водосвятный молебен с чтением акафиста святому мученику Вонифатию перед ковчежцем с частичкой его многоцелебных мощей. Этому святому угоднику Божию молятся об избавлении от недуга пьянства.

Читайте также:
Церковь "Отрада и Утешение" на Ходынском поле: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Церковь Рождества Христова в Йошкар-Оле: рассказываем во всех подробностях

Кирпичная церковь между 9-м микрорайоном Йошкар-Олы и микрорайоном «Берёзово». Строительство здания в духе построек псевдорусского стиля начато в 2012. Двусветный четверик с трехчастным алтарем и притвором.

История

Жители трёх микрорайонов столицы (9-й микрорайон, Берёзово, Гомзово) приволжской республики Марий Эл долгое время добивались строительства православного храма. К лету 2012 г. подготовительный этап успешно завершился. На участке в сквере имени Йывана Кырли началось строительство храма в честь Рождества Христова. Название новая культовая получила в честь древней Рождественской церкви, некогда существовавшей на территории Царевококшайского Богородице-Сергиева монастыря.

Храм Рождества Христова в г. Йошкар-Оле

В декабре этого же года произошла торжественная процедура освящения закладного камня. Торжественное богослужение проводил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.

Жители окрестных районов с первых дней принимали активное участие в строительстве. Их помощь заключалась в следующем:

  • разгрузка строительных материалов;
  • уборка территории;
  • добровольные финансовые пожертвования.

Духовное служение проводилось на стройплощадке с первых дней возведения постройки. В тёплое время года богослужения проводились воскресные молебны с чтением акафиста.

К началу 2015 г. были возведены стены храма. 16 января сое место заняли пять позолоченных куполов, изготовленных в Волгодонске. На этом этап строительства основного здания храмового комплекса закончился. В течение следующего года удалось завершить следующие работы:

  • внутреннюю отделку храма;
  • строительство двухэтажного здания, в котором расположились воскресная школа, библиотека и административные помещения;
  • возведение колокольни.

Основной храм в январе 2016 г. освятил глава Йошкар-Олинской епархии. На торжественное богослужение собралось большое количество прихожан. При таком же скоплении народа через пять месяцев происходил обряд освящения нижнего храма.

Интересно: нижний придел рождественской церкви впервые в истории местной епархии освятили в честь марийских новомучеников. В их число входят следующие люди:

  • епископ Леонид;
  • протоиереи Адриан Троицкий, Николай Рюриков, Сергий Стрельников;
  • священники Михаил Березин и Анатолий Ивановский.

информация о храме:

Полное название: Христорождественская церковь — Церковь Рождества Христова в Йошкар-Оле, Йошкар-Ола

Обиходное название: Христорождественская церковь

Адрес: респ. Марий Эл, г. Йошкар-Ола, сквер им. Йывана Кырли

Координаты: 56.640884°N 47.840792°E

Первое упоминание 2012

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.

Описание

Христорождественский церковный комплекс состоит из нескольких зданий, выполненных в русском стиле. Помимо храма, в него входят колокольня и административное здание.

Внешний вид церкви

Храм Рождества Христова представляет собой квадратный в плане четырёхстолпный собор. Его позакомарное перекрытие повторяет трехчастное деление фасадов, разделенных на прясла, завершающийся полукруглыми закомарами. В широких центральных пряслах южного и северного фасадов находятся боковые притворы, оформленные в виде крытого крыльца.

Строительство церкви Рождества Христова в Йошкар-Оле, фото 2015 года

Основная часть постройки увенчана пятью главами, установленным на высокие световые барабаны. Помимо световых барабанов, естественное освещение обеспечивается двумя рядами арочных оконных порталов.

К восточному фасаду примыкает сложная апсида, состоящая из трёх вытянутых полукруглых частей, каждая из которых отдельным сводом. Центральная широкая часть апсиды увенчана небольшой луковичной главкой, установленной на низкий узкий барабан.

С запада к основной части примыкает высокий притвор, перекрытый полукруглым сводом. Как и основная часть он освещается двумя рядами окон. К притвору ведёт высокая крытая паперть.

Стены здания сложены из красного кирпича и покрыты белой фасадной штукатуркой. Они покрыты декоративными элементами, свойственными русскому архитектурному стилю. К ним относятся:

  • пилястры;
  • погребник;
  • бегунец;
  • декоративный фронтон.

Интерьер и святыни

Пространство церкви делится на два уровня. Главный придел верхнего храма освящён во имя Рождества Христова. Справа от него находится придел Богоявления Господня. Нижний храм освящён во имя Новомучеников Марийских.

Внутреннее убранство храма

Внутренние стены также, как и фасады покрыты штукатуркой белого цвета. Главным украшением храма является четырёхъярусный белый иконостас с резными декоративными элементами, покрытыми позолотой. На стенах храма располагается множество икон, некоторые из которых размещаются в резных киотах и сенях. Наиболее почитаемыми являются:

  • Феодоровский образ Богоматери;
  • икона Глинских старцев с мощевиком;
  • образ пророка Захарии с частицей мощей.
Читайте также:
Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Также святынями храма являются частицы мощей следующих святых:

  • Анастасии Узорешительницы;
  • Георгия Победоносца;
  • апостола Иакова;
  • архимандрита Стефана;
  • мученика Вонифатия.

Колокольня и административное здание

Напротив главного входа в церковь располагается одноэтажное П-образное здание, над центральной частью которого возвышается шатровая колокольня. Она возведена в русском стиле, свойственных русскому храмовому зодчеству XVI-XVII вв. Открытая звонница, прорезанная арочными порталами перекрыта невысоким шатром, увенчанным луковичной главой.

В основании конструкции колокольни, состоящей из восьмерика на четверике, находится прямоугольное основание, в котором находится вход в административное здание. В нём размещаются следующие помещения:

  • классы для занятий Воскресной школы;
  • библиотека;
  • административные помещения;
  • церковная лавка.

Церковь Рождества Христова 14414

Жители девятого микрорайона Йошкар-Олы, а также Березово и Гомзово давно мечтали о православном храме в своем районе. Этот вопрос долго решался на административном уровне: необходимо было получить земельный участок, пройти процедуру общественных слушаний и найти средства для возведения церкви. По Божьему благословению, эти задачи были решены, и в июле 2012 года началось строительство храма. Генеральным подрядчиком выступило ООО «Вектор».

Будущее название храма подсказали архивные документы. Оказалось, что один из древнейших храмов Царевококшайска был освящен во имя Рождества Христова и располагался он на территории бывшего Богородице-Сергиева монастыря. Чтобы восстановить историческую память, решили так же назвать и вновь возводимый храм.

4 декабря 2012 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин закладки капсулы с памятной грамотой в основание строящегося храма.

В течение трех лет, что продолжалось строительство, у будущего храма сформировался приход. Прихожане активно участвовали в строительных работах: когда необходимо, разгружали кирпич, убирали территорию, делали посильные пожертвования. Помимо этого, сюда вложен и огромный молитвенный труд: с самого начала строительства на территории храма в теплое время года каждое воскресение совершались молебны и акафисты.

16 января 2015 года на строящийся храм были подняты 5 куполов с крестами. Они были изготовлены в г. Волгодонске фирмой «Гранд», а их сборка производилась уже на территории храма. С установкой куполов, внешние работы в храме были завершены.

Следующий значимый этап в строительстве храма — поднятие колоколов. 17 ноября 2015 года в 9-м микрорайоне Йошкар-Олы впервые зазвучал благовест, который возвестил его жителям о том, что совсем скоро Божий храм будет освящен, и каждый сможет войти в него и вознести свои молитвы к Богу.

Чин Великого освящения храма совершен 27 декабря 2015 года. Возглавил его архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Сослужили: секретарь Епархиального управления иеромонах Серафим (Пасанаев), настоятель Вознесенского собора г. Йошкар-Олы и благочинный городского церковного округа протоиерей Евгений Кутырев, клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы иерей Александр Лоскутов, настоятель храма Серафима Саровского протоиерей Александр Бачурин, настоятель Воскресенского собора г. Йошкар-Ола протоиерей Сергий Поглазов, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи п. Оршанка иерей Димитрий Вылекжанин, клирики городских храмов.

В этот день был освящен главный престол в честь Рождества Христова и правый придел – в честь Богоявления Господня. Радость открытия нового дома Божия с архиереем и священнослужителями разделили многочисленные верующие. Во время Всенощного бдения накануне и в день освящения и Божественной литургии храм был переполнен.

31 мая 2016 года Его Высокопреосвященство архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн совершил чин Великого освящения нижнего придела храма в честь священномучеников Марийских: епископа Марийского Леонида, протоиереев Адриана Троицкого, Николая Рюрикова и Сергия Стрельникова, священников Михаила Березина и Анатолия Ивановского. В Йошкар-Олинской и Марийской епархии это первый придел в честь Марийских новомучеников.

Еженедельно после Божественной литургии в храме служится водосвятный молебен с чтением акафиста перед ковчежцем с частичкой многоцелебных мощей святого мученика Вонифатию. Этому святому угоднику Божию молятся об избавлении от недуга пьянства.

Сегодня при храме работает библиотека, воскресная школа для взрослых и детей. Здесь же расположен штаб Православных добровольцев Марий Эл.

Читайте также:
Феодосийский Введенский храм: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Настоятель: священник Александр Лоскутов.

Богослужения: ежедневно, кроме понедельника утреннее в 8.00
вечернее в 16.00

В воскресные и праздничные дни ранняя Литургия в 6.30
поздняя Литургия в 8.30.

Страничка в социальной сети ВКонтакте: vk.com/hram.rozhdestva

Адрес и контактные сведения:
424000, Россия, Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола, ул. Йывана Кырли, д. 44/1.

Собор Воскресения Христова в Йошкар-Оле

Каменный собор был построен в 1759 году на средства прихожан и казанского купца Василия Федоровича Булыгина. Главный престол храма освятили в честь Воскресения Христова, правый придел – во имя святого мученика Феодора, левый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
С юго-западной стороны к собору примыкала четырехъярусная колокольня, на которой располагалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 200 пудов. Главной святыней храма являлся почитаемый верующими образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен.

Штат служителей собора состоял из протоиерея, иерея, диакона и двух псаломщиков. Соборное духовенство преподавало Закон Божий в Березовском начальном и Медведевском двухклассном училищах. К храму были приписаны кладбищенская Тихвинская церковь и восемь часовен, две из которых находились в городе, а остальные шесть в деревнях Медведево, Мышино, Березово, Гомзово, Чихайдарово, Аленкино.

С сентября 1916 года свое служение в Воскресенском соборе начал иерей Хрисанф Иванович Поляков, одним из первых пострадавший за веру Христову на Марийской земле. Используя в качестве предлога недовольство крестьян деревни Княжна политикой продразверстки, большевики арестовали отца Хрисанфа в августе 1918 года, ложно инкриминируя ему контрреволюционную деятельность. 11 сентября 1918 года батюшка был расстрелян и похоронен в одной из братских могил на территории города Йошкар-Олы.

После революции на приходе Воскресенского собора продолжалась активная религиозная жизнь, храм стал центром сопротивления обновленчеству. Большая заслуга в этом принадлежит протоиерею Петру Кочеткову и диакону Николаю Юричеву, которые были одними из инициаторов создания Краснококшайского Православного церковного управления староцерковников. Отец Петр являлся членом президиума Управления вплоть до 28 апреля 1928 года, когда решением Особого Совещания при коллегии ОГПУ был выслан на Соловки. Диакон Николай стал непременным секретарем собраний духовенства Управления также вплоть до ареста 18 мая 1931 года. Впоследствии протоиерей Петр был расстрелян в 1938 году, а судьба диакона Николая Юричева, приговоренного к 3 годам заключения, в настоящее время неизвестна.

20 сентября 1928 года постановлением Президиума Мароблисполкома Воскресенский собор был закрыт, в дальнейшем в здании храма находился кинотеатр. В 1944 году верующие города Йошкар-Олы и примыкающих к нему селений обратились с ходатайством к властям об открытии церкви. Совет по делам Русской Православной Церкви решением от 2 августа 1944 года просьбу эту удовлетворил. Полуразрушенное здание было отремонтировано на средства прихожан, и храм действовал почти 20 лет. Многие йошкаролинцы были крещены здесь, многие венчались, получили последнее напутствие. В 1960 году постановлением Совета Министров МАССР Воскресенский собор было решено снести. Несмотря на жалобы местного населения, в 1961 году здание храма было разрушено, а его территория стала пустырем.

В 2001 году на месте, где находился Воскресенский собор, был поставлен поклонный крест с иконой Христа Спасителя и памятной табличкой. К настоящему времени собор отстроен заново и 27 марта 2010 года освящен архиепископом Йошкар-Олинским и Марийским Иоанном. С тех пор в храме совершаются регулярные богослужения.

Настоятель собора: протоиерей Сергий Поглазов.

Богослужения: утреннее – ежедневно, кроме понедельника и вторника, в 08.00, в среду – 07.30, вечернее – в 16.30
В соборе так же 2 раза в месяц (2-ой четверг и 4-ую субботу) служится молебен для будущих мам.

Адрес и телефон:
424000, Россия, Республика Марий Эл,
г. Йошкар-Ола, ул. Вознесенская, 45,
тел. +7 (8362) 70-00-88

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: