Музей религии в Санкт-Петербурге: адрес и время работы, стоимость билета, описание

Музей истории религии в Санкт-Петербурге

Музей истории религии в Санкт-Петербурге — уникальный и единственный в своем роде во всей России, в фондах которого собрано более 200 тысяч экспонатов, касающихся религиозных верований всех времен и континентов.

Время возникновения музея

1930 год ознаменовался проведением в Зимнем дворце антирелигиозной выставки, привлекающей внимание широкой общественности, это и были первые экспонаты будущего музея, открытого по решению АН СССР от 7 сентября 1930 года.

15 ноября 1932 года музей был официально открыт в храме иконы Божьей Матери «Казанская», руководство ним было возложено на российского этнографа В.Г.Богораза-Тана.

В 1991 году Государственный музей истории и религии был выселен из православной святыни в дом, принадлежавший ранее графу С.П. Ягужинскому.

До 1980 года это здание — собственность Почтового ведомства, после людей расселили, и был начат реставрационный ремонт, оконченный к 2000 году.

Интересна история строительства здания, в котором находится музей в Санкт-Петербурге. В 18 веке генерал-прокурор Ягужинский П.И. приобрел участок между речками Нева и Мойка, там была построена усадьба, на месте которой сын Ягужинского позже возводит большой дом, купленный в 1780 году Почтовым ведомством.

В 1859 году это ведомство пригласило архитектора А.К. Кавоса для капитальной реконструкции здания, высказав пожелание преобразовать его в стиль эклектика.

Постоянные экспозиции музея религии в Санкт-Петербурге

Посещение уникальных выставок интересно для верующих всех религий и конфессий, атеистов, взрослых и детей. Постоянными являются экспозиции разделов:

  • православия;
  • католицизма;
  • протестантизма;
  • восточных религий;
  • ислама.

Для детской аудитории в феврале 2011 года сотрудники музея составили специальную постоянно действующую экспозицию «Начало начал», открытую в детском отделе. Здесь в окружении магического пространства маленькие посетители погружаются в эпоху мифологий, получая первые сведения о сотворении и устройстве мира.

Исследуя тему религии, стоит несколько раз посетить Государственный музей истории религии Санкт-Петербурга, где 26 апреля 2012 года открыты обновленные разделы, позволяющие погружаться в архаические верования. Знакомясь с религиями Древнего мира можно узнать, в чем особенности монотеизма, политеизма, познакомиться с основами иудаизма и христианства.

Архаические и традиционные верования

Уникальный фонд хранит около 5000 экземпляров, среди которых множество необычных памятников, скульптур духов и амулетов, предметы национальных обрядов всех континентов земли, в том числе Океании, охватывающих период существования человечества 6 века до нашего времени.

Ещё интересные статьи:

В коллекции традиционных верований народов Сибири и Дальнего Востока представлены практически все народности, в число которых входят чукчи, нанайцы, нивхи, эвенки, эскимосы, уличи, якуты, ненцы, буряты, ханты и другие.

На стендах выложены амулеты и предметы шаманов, с помощью которых они проводили промысловые, лечебные, родильные и погребальные обряды. Коллекция верований народов, живущих в Поволжье, затрагивает религиозные обряды и предметы, принадлежащие удмуртам, марийцам, коми.

Интересна и эксклюзивна коллекция ритуальной посуды и утвари, которой пользовались в семейных святилищах. Также здесь можно увидеть одеяния жрецов, их ритуальные музыкальные инструменты, шаманство трудно представить без звуков, и познакомиться с подношениями духам и амулетами.

Дохристианский и домусульманский период Кавказских народов представлен обрядовыми амулетами, ритуальным печеньем, жреческими костюмами и предметами, принадлежащим хевсурам, пшавам, черкесам-шапсугам, осетинам, сванам, народам Дагестана.

Интересно! Даже славяне России выражают восхищение и изумление при знакомстве с такими знакомыми и совершенно неизвестными доныне святочными масками, купальскими венками, ритуальным печеньем, куклами-кукушками, птицами-галюшками, предметами свадебных и погребальных обрядов.

При посещении коллекции верований индонезийских и меланезийских верований можно познакомиться не только с предметами селения батаки, но и увидеть их ритуальные экспонаты в виде сумок для священного риса, корабля мертвых, скульптурных изображений предков, а также гадальных книг и жезлов.

Жизнь и верования индейцев Америки всегда привлекали внимание жителей всей планеты. Их верования переданы выставкой шаманских масок, шумящими танцевальными браслетами и барабанами. Религиозные верования африканских народностей, малийцев, камерунцев, суданцев и других представлены масками, вооружениями и скульптурами.

Отдельного внимания заслуживает представленная коллекция археологических раскопок Муромского Пятницкого могильника времен 9-11 года, включающая отдельные части бронзовых украшений и железного оружия.

Религии ранних цивилизаций

В этом фонде историко-культурная и религиозная принадлежность Древнего Вавилона, Египта, Месопотамии, Рима и Египта представлена более 5 тысячами экземплярами, среди которых уникальные древние памятники, предметы культуры и религиозных обрядов.

Нумизматы будут впечатлены коллекцией монет, найденных в 6 веке до нашей эры. Не оставляют никого равнодушным коллекции скульптур и археологических раскопок с 6 века до н.э и до 13 столетия. Отдельным комплексом выставлены гипсовые скульптуры 19-20 столетия, переданные в середине 20 века Академией художеств и Государственным Эрмитажем.

Православное изобразительное искусство

Фонд гордится более 20 тысячами экспонатов, среди которых:

  • темперная и масляная живопись;
  • графика, передающая историю Руси и православия;
  • предметы вероучений и культов;
  • старообрядческие памятники;
  • предметы верований протестантов и масонов.

Основной спецификой этого фонда являются древние иконы, а также образы святых, памятные ценности 17-20 столетий.

В коллекцию икон 17-18 столетий входят в основном святые образа, написанные иконописцами Московской Оружейной палаты. Здесь же можно полюбоваться иконами из золотого фонда русского искусства, вышедшими из-под кисти Кирилла Уланова, Тихона Филатьева, Георгия Зиновьева, Дмитрия Логинова и других мастеров.

Коллекция святых образов 19-20 столетия является крупнейшей, она так или иначе связана с событиями или историей жизни известных лиц. Картины о спасении царя Александра Третьего, изображения крестьян при освобождении от рабства, эпизоды из баталий и портреты героев войны уводят в эпоху того времени.

Замечательные произведения масляной живописи и литографии, изображающие святых, икон, картины монастырей и храмов собирают множество посетителей.

Ислам

В фонде исламской религии около 1500 экспонатов, представляющих в графике, живописи, произведениях декоративно-прикладного искусства культовые обряды исповедующих ислам народов из средней Азии, Поволжья, Северного Кавказа и мусульманский стран Востока.

Среди коллекций особенно привлекают внимание посетителей религиозные настенные хромолитографии, казанские предметы в стиле шамаиль конца 19 столетия, восхищающие рисунками, сделанные тушью или масляными красками. Их выполняли на стекле или вышивали на ткани, помещая их над входом в мечетях или домах.

Амулеты, обереги и женские украшения, в которых вставлены религиозные символы, выставлены отдельными коллекциями.

Иудаизм

В этом фонде не так много предметов, немного более тысячи, но все они уникальны. Специальные древка позволяют ознакомиться с более 300 свитками, в их числе находится свиток Сефер Тора, к которому евреи относятся с особой святостью, облачения и праздничная ритуальная утварь для Пасхи, Хануки и других еврейских праздников.

Читайте также:
Собор Преображения Господня в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Интересно! В специальных деревянных футлярах хранятся мезузы — кусочки пергамента, на которых написано Второзаконие. Над входом в каждый еврейский дом и поныне висят мезузы, ими во все времена славится Галиция.

Коллекция филактерий, элементов еврейского молитвенного облачения представлена в виде коробочек из натуральной кожи, на которых написаны элементы Торы.

Религии Востока

Всего 123 экспонатами представлены в фонде восточные религии, памятниками, скульптурами, предметами религиозных обрядов буддизма, индуизма, синтоизма, даосизма, конфуцианства. Уникальная коллекция археологической раскопок эпохи Кушанской империи 2-2 веков нашей эры, найденная в буддийском центре Кара-Тепе.

По коллекции свитков из Японии можно проследить историю синтоизма в Японии 5 −19 столетия. Буддизм представлен эксклюзивными коллекциями ритуальных масок, скульптур и икон — танк 15 −20 веков, барабанами, тарелками и костями.

Во время экскурсии в фонде восточных религий обязательно посмотрите выставку Сукхавати -Чистая Земля Будды, огромные полотна с множеством картин повествуют о жизни Будды.

Методическая и просветительская деятельность

Для музеев России музей религии Санкт-Петербурга является научно-методическим центром, в котором специалисты делятся опытом со стажерами в устройстве выставочных экспозиций, фондов и просветительной работы.

Научная библиотека

Первоначально в 1932 году был создан отдел книжных разделов, переросший к началу 21 столетия в одну из самых больших научных библиотек России. Основа ее первоначально была составлена из экспонатов запасного фонда АН СССР и библиотек вузов.

Постепенно создан уникальный фонд экспонатов со священными текстами, монографии. Многие сборники, альбомы, журналы передавались из частных коллекций В.Д.Бонч-Бруевича, Б.Я.Рамма и других.

Неоценимым кладом для музея революции стали книги, переданные фондом Императорского Православного Палестинского общества. Научная библиотека хранит множество коллекций изданий 17-21 столетий, среди которых можно найти книги различных литературных источников:

  • богословов;
  • дореволюционных духовных философов;
  • масонов;
  • старообрядцев;
  • атеистов и противников религии и другие.

Представленные издания написаны на многих языках мира.

Полезная информация

Музей истории религии в Санкт-Петербурге находится на улице Почтамтской, д. 14/5, неподалеку от Исаакиевского собора. Для посещения тематической выставки группой предварительно следует подать заявку, заверенную руководителем организации.

При планировании экскурсии нужно учесть, что касса закрывается за час до окончания работы музей, открытого с 10.00 до 17.30. Среда — санитарный день, в это время музей закрыт.

Если вы попадете в музей в первый понедельник месяца, то вас ждет сюрприз — бесплатный вход. Стоимость входного билета зависит от статуса посетителя. По 300 рублей платят иностранные граждане, работоспособные жители России — 150 руб. студенты от 50 до 200 руб., зависит от статуса вуза. Школьникам вход бесплатный, а пенсионерам нужно заплатить по 50 руб.

Действуют льготы для определенных категорий граждан, которые обязаны представить документ, подтверждающий их статус. При посещении музея группами берется небольшая доплата.

Добро пожаловать в Санкт-Петербург

Информация об отелях, транспорте, музеях, театрах и достопримечательностях

Музей истории религии

Музей истории религии находится в нескольких минутах ходьбы от Исаакиевской площади по адресу Почтамтская ул., 14. После Исаакиевского собора, Эрмитажа и Русского музея с их филиалами это, пожалуй, самый интересный музей.

Когда-то он располагался в Казанском соборе и назывался «Музей истории религии и атеизма», а с 2000 г. занимает здание напротив Почтамта и называется «Музей истории религии». В нем представлена история религий от Древнего мира до наших дней. Музей очень красиво оформлен и позволяет получить много информации при самостоятельном посещении, без экскурсовода. В залах имеются интерактивные экраны для ознакомления с различными аудио- и видео-файлами и подробные пояснения ко всем экспонатам.

Вестибюль украшает гипсовая скульптура, переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Эрмитажа.

В музее представлены религии ранних цивилизаций: Месопотамии, Вавилона, Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Северного Причерноморья. Самые ранние экспонаты датируются VI в. до н.э.

В залах, посвященных иудаизму, мы увидим, как выглядит Тора и поймем, что такое свиток Торы, а также узнаем, что такое парахет и капорет.

В музее Вы узнаете о возникновении христианства, о русском православии, католицизме, протестантизме. В зале раннего христианства экспонируется напрестольное Евангелие, распятие, символ веры,

а также иконы, многие из которых были написаны Н.С. Емельяновым. (По его картонам были изготовлены мозаики В.А.Фролова, украсившие наружные стены собора Спас на крови).

В разделе «Церковь и государство» можно увидеть экспонаты, связанные с отечественной историей: картину «Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны», блюдо, посвященное 300-летию дома Романовых, «Коронация Михаила Романова» и др.

В музее представлены работы М.В. Нестерова, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского и других известных русских художников. Есть здесь и полотно нашего современника Ю.А. Рыбакова «Мираж».
В музее много портретов исторических личностей, скульптурных и живописных.
Приятно встретить среди них кого-то, кто связан с Петербургом. Густав Райнхольд Таубенхайм с 1834г. был пастором Петрикирхе (Невский пр., 22–24), преподавал в Петришуле и Николаевском институте, был директором «Евангелического библейского общества». Сейчас после долгого перерыва в Петрикирхе снова проводятся богослужения, а также концерты, в т.ч. с участием Камерного хора Смольного Собора (сейчас он называется Концертный хор Санкт-Петербурга, но слушателям больше известен под первым названием).

В разделе «Религии Востока» представлены экспонаты, отражающие многообразие религий стран Южной, Центральной и Восточной Азии: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Особого внимания заслуживает зал, где представлен макет «Сукхавати – Чистая земля будды Амитабхи» (Буддийский рай), выполненный в 1904–1905 г.г. монахами Гусиноозерского и Гегетуевского монастырей Бурятии.

В зале звучит медитативная музыка, можно спокойно посидеть и поразмышлять о вечном, а можно прослушать небольшую аудиолекцию (для этого надо обратиться к смотрителю).
В разделе «Ислам» представлены предметы быта мусульман и произведения декоративно-прикладного искусства. Здесь же Вы можете увидеть макет Соборной Мечети Санкт-Петербурга. (Сама мечеть находится по адресу Кронверкский пр.,7, недалеко от ст. метро Горьковская).
В музее работает выставка «Нить молитвы сквозь века». На ней представлено русское церковное шитье из различных губерний Российской империи. В частности, здесь можно увидеть: икону «Троица Ветхозаветная»

Читайте также:
Катерлезский Свято-Георгиевский монастырь в Крыму: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

и плащаницу из церкви министерства земледелия и госимуществ (Б.Морская 44, сейчас здесь находится Институт растениеводства им Н.И. Вавилова). Подробную информацию о ней можно получить на интерактивном экране.

На V этаже находится зал для временных выставок:

Часы работы музея:

  • понедельник, четверг — воскресенье 10.00 – 18.00,
  • вторник 13.00 -21.00
  • выходной – среда.

Цена билета в музей истории религии — 300 руб.
Дети до 16 лет – бесплатно.

Первый понедельник месяца – день бесплатного посещения для всех категорий посетителей.

Сайт музея – gmir.ru
Телефон для справок 315-30-80.

Как добраться: тролл. 5, 22, авт. 3, 22, 27 до остановки «Почтамт», ст. м. «Адмиралтейская».

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Свято-Успенская Святогорская лавра — православный монастырь Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. В 2004 году получил статус лавры. Лавра находится на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на так называемых Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. Послушание в обители несут более сотни человек братии. При обители есть гостиница для паломников. Среди святынь обители — Святогорская икона Пресвятой Богородицы.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Где остановиться
  • 7 Рекомендации
  • 8 Галерея
  • 9 Видеопаломничество
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Описание [ править ]

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).

Донецкая область, Святогорский монастырь: история, настоятель, реликвии и святыни

Духовная крепость Святой Руси, гордость и краса Донетчины — Лавра Святогорская. Давно просияла слава о неповторимом облике этой обители и удивительной силе духа ее иноков, благодаря которым вновь и вновь воскресал монастырь из небытия и пепла. Все это привлекает тысячи богомольцев со всех концов страны поклониться реликвиям Святых Гор.

Читайте также:
Владимирский собор в Киеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История

Первые монахи на месте будущей лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Святогорская лавра в 1885 году

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный, превращенный в кинотеатр Успенский собор.

Только в конце 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Священный Синод УПЦ принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ от 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Архитектура и убранство сооружения

Первые монахи, поселившиеся в местности Святогорья, выкопали кельи и церкви в верхних ярусах. В них проникал свет через маленькие оконные проемы, освещая нишу для иконы, ступеньки и проемы для дверей. Кельи соединялись с квадратным залом, его свод опирался на массивный столб в самом центре помещения. На восточной стене до сих пор видны следы от иконостаса первой церкви Святогорской обители, действующей до 1632 года.

Изначально она называлась Успенской, потом — Николаевской, а в XIX столетии — Иоанна Предтечи.

От пещерного храма разветвляются лабиринты келий и тротуаров. Один тротуар соединяется с квадратной трапезной, а от нее проложен проход на верхний ярус пещер, где и была церковь. Второй коридор ведет к нижнему ярусу пещер, на котором находится Алексеевская пещерная церковь. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны сюда сослали в 1753 году раскольника Чекменьева. Алтарная часть имела форму сегментной фрамуги и отделялась пилястрами от основного пространства. На них опирается арка, на которую крепится иконостас.

Внутри меловой горы находится церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Вырубленный в меловой породе небольшой коридор ветвится на три прохода, ведущих к главному месту в обители. Основали церковь бежавшие от Батыевых орд последователи киевских монахов. Археологи нашли посуду VIII—X столетий неподалеку от нее.

На меловом утесе торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, возведенной в стиле слободского барокко. На том месте возвышались три массивных меловых конуса, в которых были прорублены окошки. Пещерная Успенская обитель под влиянием человека или природы частично обрушилась, обнажив часть внутреннего пространства. Здание дополнило утраченную часть меловой скалы и стало ее украшением.

Как в других украинских религиозных сооружениях, купола расположены по восточно-западной оси. Украинские мастера XV—XVI столетий, пытаясь придать строениям стройный вид, по обычаю ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем находится пирамидальная башня с грушевидным куполом и небольшим барабаном. Западный алтарь увенчан подобным куполом. Западную башню украшает интересный орнамент из кирпича по ее периметру.

Описание

Обитель стоит на правом берегу реки Северский Донец – на склонах покрытой лесом гряды меловых гор, один из которых украшен свободным от деревьев белым отвесным утесом.

Успенский собор лавры

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит: Всехсвятский храм (2010 г.); храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, (2005 г.);
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области: двухэтажный храм (2005 г.) — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Сергия Радонежского; двухэтажный храм — Благовещенский (идет строительство), равноап. кн. Владимира (идет строительство); часовня св. блгв. кн. Александра Невского (2005 г.);
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области: двухэтажный храм — вмч. Георгия Победоносца (идет строительство), мч. Иоанна Воина (идет строительство);
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области: двухэтажный храм — свт. Иоанна Шанхайского (идет строительство), в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех (идет строительство);
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области: храм свт. Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1870 г.).
Читайте также:
Храмы в Сочи: православные церкви и монастыри города, адреса

Настоятели и служители монастыря

Свято-Успенская Святогорская лавра — мужской епархиальный общежительный монастырь в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Она находится под непосредственным управлением своего священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Органом монастырского управления является наместник совместно с духовным собором лавры.

С 20 января 1995 года наместником является викарий Донецкой епархии митрополит Святогорский Арсений. Обо всех настоятелях монастыря рассказать почти невозможно, так как за долгую историю существования обители их было немало. О многих из них утеряна информация, но стоит обозначить тех, о ком что-либо известно.

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758 гг.);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) (1765 г.);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859 г.);
  • архимандрит Герман (Клица) (1890 г.);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921 гг.);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882 гг.);
  • иеромонах Феодосий (1850 г.);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874 гг.);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882 гг.);
  • иеромонах Исаакий (Головин) (1903 г.);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867 гг.);

Святитель — епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759 гг.). Юродивый — монах Феофил (Шаронин) (1868 г.).

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939 гг.);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961 гг.);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970 гг.).

Где остановиться

Для посетителей Святогорской Лавры в течении 3-х дней предоставляется жилье в паломнической гостинице (корпус для мужчин и отдельно корпус для женщин); с учетом поселения не чаще одного раза в месяц. Поселение в гостинице осуществляется только через регистратуру при наличии документов удостоверяющих личность (паспорт с пропиской, пенсионное удостоверение, водительские права и др.).

Паломникам в монастырской гостинице запрещается самовольное заселение в номера. Корпус открывается в 5.00, закрывается в 23.00. Паломники обязаны в 5.30 и 16.30 освобождать занимаемые номера и присутствовать на монастырских богослужениях.

Стоимость проживания в монастырской гостинице — пожертвование. Стоимость комплекта постельного белья — 5 гривен или 20 российских рублей. Паломническим группам и отдельным частным лицам места в паломнической гостинице не бронируются, поселение по прибытии.

Родителям с грудными детьми, молодым девушкам (до 30 лет) не благословляется пребывать в монастырской гостинице более 1 суток. Обитель не несет ответственность за недосмотр родителей за своими детьми.

В Святогорской Успенской лавре также есть пещерный храм

В Святогорской Успенской лавре также есть пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также в 2-3 км от лавры находятся пещеры, которые были ископаны еще в 1860-х годах.

Один из пещерных храмов находится в меловой скале возле храма преподобного Арсения Великого на территории Арсеньевского скита. Этот скит был устроен самим настоятелем Святогорской пустыни — преподобным Арсением Митрофаном в 1859 году. К сожалению, скит, и именно этот пещерный храм не сохранились до наших дней.


Меловая пещера в Святогорской лавре, которая была ископана еще в 1860-х годах. Фото: img.tourister.ru

Но именно отсюда можно увидеть святые горы, покрытые густым разнообразным лесом, среди которых можно увидеть могучие сосны.

Также очень известен братский хор Святогорской Святоуспенской лавры. На официальном сайте можно послушать их песнопения.


Братский хор Святоуспенской Святогорской лавры. Фото: farm1.staticflickr.com

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рекомендации

Лаврский музей
Рекомендуем посетить лаврский музей (находится на территории обители). Он собирался не один год трудами многих и многих людей, любителей церковной старины и почитателей церковного христианского искусства.

К сентябрю 2010 г. в открывшихся залах новосозданного музея были подготовлены и представлены стенды с интересными, а порой, и уникальными экспонатами, говорящими о многовековой истории Православия в Донецком крае и истории Святогорской обители.

Экспонаты музея дают полное представление о различных видах церковного искусства и позволяют сформировать довольно точное мнение как о религиозной составляющей жизни различных эпох и народов, населявших земли южной окраины Слобожанщины, так и о некоторых элементах быта и искусства этих народов.

Благодаря собранным экспонатам посетители Лаврского музея получают представление о быте и жизнедеятельности древних племен и народов, некоторые из которых проживали на территории нашего края еще в доисторические времена.

Первые монахи появились в этой местности в 14-15 веках

Если верить церковным преданиям, то первые монахи в этом монастыре поселись еще в 14-15 веках. Упоминание об этой местности относится к 1526 году. Эти свидетельства встречаются в имперских записях Сигизмунда Герберштейна. Но уже более первое достоверное упоминание об этом монастыре относится к 1624 году. Тогда духовенству была пожалована царская грамота на то, что они имеют право владеть этой землей.

В 1679 году монастырь был захвачен, после чего был разграблен крымскими татарами. В то время к монастырю относилась Богородичная пустынь. Также в 18 веке монастырь был полностью восстановлен. Но уже тогда он утратил свое оборонное значение. В 1787 году императрица Екатерина вторая упразднила Святогорский монастырь. И все земли и деревни, которые принадлежали монастырю, были отобраны в казну.


Екатерина вторая решила упразднить Святогорский монастырь, забрав все его земли в казну. Фото: i32.fastpic.ru

Галерея

  • Церковь свт. Николая
  • Церковь всех святых в скиту
  • Скульптура Богородицы при входе в лавру
  • В пещерах
  • Покровский храм
  • Внутреннее убранство Успенского собора
  • Вид на Лавру от церкви святителя Николая Чудотворца
  • Карта-схема Святогорской лавры
  • Часовня ап.Андрея Первозванного

Богослужения и другие возможности посещения

Ежедневно в Святогорской церкви совершается полный круг богослужений.

  1. 06:00 — утренняя молитва и Полунощница.
  2. 07:00 — соборный молебен с акафистом почитаемым святым (вторник — святителю Николаю Чудотворцу, среда — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), четверг — преподобному Иоанну Затворнику).
  3. 14:00 — молебен с акафистом святителю Николаю.
  4. 17:00 — вечернее богослужение.
  5. В каждую субботу в 07:00 — панихида по усопшим.
  6. В воскресные дни в 17:00 служится параклисис.
  7. В дни Великого Поста по вторникам со второй по шестую седмицу — маслособорование.
  8. Круглосуточно — чтение Неусыпаемой Псалтыри.

В Святогорской обители также работает Лаврский музей.

  • ежедневно с 9.00 до 16.30;
  • нерабочие дни — великие двунадесятые праздники;
  • выходной — понедельник.
Читайте также:
Бедийский собор: история и адрес храма, как доехать и добраться, архитектура

Современное состояние[править | править код]

Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

Отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стёрты раны богоборческой эпохи, восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия, и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Памятником деревянного зодчества можно считать возрождённый Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии. Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей[7].

Священным синодом Украинской православной церкви лавра определена местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаля), Ипполита (Хилько) (ранее также схиепископа Сергия (Зализницкого)).

Святогорская святая Лавра

По всему миру находится множество мест, которые с уверенностью можно назвать настоящими духовными жемчужинами. Сегодня познакомимся с уникальным во всех смыслах местом — Свято-Успенской Святогорской Лаврой. Это одна из трех православных лавр, расположенных в Украине. Сегодня, когда в этой стране царит раскол, такие большие духовные центры приобретают особое значение для каждого верующего христианина.

История возникновения обители

Располагается монастырь в особенных меловых горах, на берегу реки Северский Донец. Достоверно неизвестно о точной дате поселения первых монахов на этой земле. Считается, что иноки стали уединяться в пещерах впервые в промежуток с 14 по 16 век. В конце 16 и в 17 веке Святогорский монастырь уже упоминается во многих рукописях как военный сторожевой центр Российской империи.

В те годы были частыми набеги крымских татар, которые разоряли все на своем пути и захватывали в плен население и монахов. Рядом с монастырем построили башню для защиты от набегов и она простояла вплоть до 18 века. Так обитель стала настоящим форпостом, стоящим на защите империи. Однако с началом Екатерининских реформ монастырь попал под упразднение, а все его имущество было передано в государственную казну.

Другие православные монастыри Украины:

Восстановление святого места произошло в 1844 году по указу императора Николая Первого и стараниями помещицы Татьяны Потемкиной. Ближайшие десятилетия монастырь будет быстро развиваться и станет одним из самых значимых духовных центров России. К концу столетия впервые стали задаваться вопросом присвоения монастырю высокого статуса лавры.

К концу 19 века монастырь стал очень популярным у паломников и богомольцев. Тут на постоянной основе подвязались около 600 монахов, а в хозяйстве обители были различные мастерские, развивалась торговля. Живописная природа этих мест притягивала людей со всех уголков империи.

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

Восстановление

После распада СССР вновь о духовном значении Святых гор заговорили в 1992 году. Именно тогда сюда пришли подвязаться первые монахи, а также священник, известный сегодня всем как архимандрит Серафим.

Территория и строения монастыря были в ужаснейшем состоянии. Оскверненные храмы, в пределах которых были расположены общественные уборные, были совершенно непригодны для богослужений. Обитель требовала длительных и капитальных восстановительных и реставрационных работ.

Об иконах Богородицы:

К 1995 году количество насельников и братии постепенно увеличивается и начинаются масштабные действия по приведению монастыря в надлежащий вид. Только к 2003 году удалось вернуть во владение все строения, которые до этого были в собственности самых разных организаций и ведомств.

Когда удалось хотя бы немного привести в порядок обитель и наладить в нем монашескую жизнь, стали поднимать вопрос о присвоении ему статуса лавры. С учетом того, что монастырь был очень древним, имел богатое духовное и историческое наследие, активно развивался, стал излюбленным местом для православного паломничества, патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым было подписано решение о присвоении обители статуса лавры.

Это знаменательное событие произошло 9 марта 2004 года, и с тех пор на украинской земле находится целых три лавры — Святогорская, Киево-Печерская и Почаевская. Богата Святогорская земля и святым: в 2008 году состоялось торжественное прославление Собора святых, которые провели свою жизнь и сподобились Небесной славы во Святых Горах. Тогда православный мир пополнился сразу 17-ю святыми, среди которых были и юродивые, и святители, и преподобные.

Современное состояние и деятельность лавры

На сегодняшний день Свято-Успенская Святогорская лавра — значимый и влиятельный православный центр для всей Украины и ближайших регионов России. К сожалению, братоубийственная война на Донбассе, а также создание новой раскольнической украинской церкви не могло не оказать негативного влияния на развитие православия в этих землях.

Но, тем не менее, лавра мужественно выстаивает в непростом политическом и духовном кризисе, тут не смолкает молитва о мире на Донбассе и прекращении кровопролития.

Помимо духовного делания, Святогорская лавра стала важным центром социальной помощи: в 2014 году, когда на Донбассе начались активные военные действия, именно тут нашли приют и убежище около 1000 беженцев, среди которых было множество детей.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Саратове: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

На сегодняшний день лавра вернула в свое владение все постройки и земли, по праву ей принадлежавшие. Среди важнейших отреставрированных объектов можно отметить:

  • Успенский Собор, который можно назвать основным центром всей лавры;
  • Покровский храм и колокольня монастыря;
  • храм Антония и Феодосия Киево-Печерских, который является древнейшим действующим храмом обители. В ските этого храма, по особому благословению правящего архиерея, вся братия облачается в древние монашеские одеяния;
  • на вершинах меловых гор полностью восстановлены и действуют храмы в честь Николая Чудотворца и Алексия, человека Божия;
  • Всехсвятский деревянный скит, который несет не только духовную ценность, но и является настоящим памятником архитектуры, уникальным примером деревянного зодчества;
  • многие пещеры, келии монахов, небольшие пещерные храмы и скиты. Многие и них сегодня открыты к посещению, в них пускают как туристически группы, так и верующих паломников, желающих помолиться в древних пещерах.

Отдельно о святогорских пещерах

Свято-Успенская Святогорская лавра, помимо святынь и подвижников благочестия, славится на весь православный мир своими меловыми пещерами. Вырытые первыми монахами и поселенцами в этих местах, эти пещеры помнят самое начало зарождения монашеской жизни на Святых Горах.

Сегодня Святогорские пещеры вызывают и духовный, и культурно-исторический интерес. В духовном смысле древние кельи и храмы, расположенные глубоко в недрах меловых гор, могут поведать нам о жизни, быте, благочестии и молитве самых первых подвижников, которые осмелились поселиться тут много веков назад.

Некоторые подземные храмы действуют и сегодня, поэтому можно попасть на богослужение в пещерах. Кроме того, хорошо сохранились келии монахов, которые жили и подвязались в монастыре в самые разные века.

Общая протяженность всех пещер составляет около километра. Точная дата из возникновения достоверно неизвестна. Некоторые исследователи говорят об очень раннем появлении меловых пещер (примерно 8-9 века), и что копали их не русские монахи, а переселенцы из других стран. По другим данным, пещеры возникли в 11-12 веке и использовались как убежища во время частых тогда набегов татар и других недругов.

Среди наиболее древних пещерных помещений, дошедших до наших дней, можно выделить:

  • храм Рождества Иоанна Предтечи;
  • церковь во имя святых Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • монашеские кельи;
  • несколько бытовых и подсобных помещений;

Интересно! Существует легенда, согласно которой есть некий тайный подземный ход, соединяющий монастырь и противоположный берег реки Донец. Достоверно это неизвестно, но, учитывая оборонное значение монастыря, такой ход действительно мог существовать.

Пещера, в которой жил в затворе преподобный Иоанн, не сохранилась до наших дней. К сожалению, мел является довольно хрупким минералом, поэтому многие древние пещеры обвалились. Сохранность подземных ходов Святогорской лавры на сегодняшний день является актуальным вопросом.

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

Читайте также:
Церковь святого Илии в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, святые и настоятели

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Информация для туристов и паломников

Все, кто желает приехать и помолиться в лавре, найдут место, где можно остановиться. Прямо на территории обители находится гостиница для паломников, остаться в которой можно бесплатно. Кроме того, можно найти аренду жилья у местных жителей, которые проживают в ближайшем районе. Рядом с лаврой расположено множество магазинов, кафе, столовых и других элементов инфраструктуры.

Важным моментом, о котором не должны забывать все приезжающие в лавру (даже если это светские туристы, а не верующие паломники) — это внешний вид. На территории монастыря строго запрещено находится в открытой, вульгарной, вызывающей одежде.

На женщинах должны быть надеты длинные юбки, блузы или кофты с рукавом, голова покрывается платком или шарфом. Мужчины не должны тут находится в коротких шортах, майках и тому подобных предметах одежды.

Богослужения в лавре начинаются очень рано — в 6 утра уже читается Полунощница и утренние молитвы. Затем служатся молебны разным святым, и далее начинается литургия.

Важно! В лавре постоянно читается Неусыпаемая Псалтирь, кроме того служатся панихиды, множество молебнов. Молитва в этом святом месте не смолкает никогда.

Особо торжественные богослужения проходят в дни больших церковных праздников и престольных дат, а именно:

  • в день почитания Святогорской иконы Богородицы, 30 июля. В этот день кроме торжественной литургии можно поучаствовать в праздничном Крестном ходе;
  • в день почитания преподобного Иоанна Затворника, 24 августа. Также можно присоединиться к Крестному ходу, побывать на могилке подвижника;
  • в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которого и был назван весь монастырь. Празднуется 28 августа.

Находится Свято-Успенская Святогорская Лавра по адресу: Донецкая область, город Святогорск, улица Заречная, 1.

СВЯТОГОРСКАЯ ЛАВРА

Святогорская лавра

Святогорская Лавра в честь Успения Божией Матери Донецкой епархии Украинской Православной Церкви

Самое первое письменное упоминание о местности “Святые Горы” относится к 1526 году. Встречается оно в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, который писал о том, что русские воины сообщили ему о наличии возле места Великий Перевоз, у Святых Гор, каких-то мраморных и каменных статуй и изваяний. Несомненно, что святость живших здесь еще до XVI века иноков и подвижников стяжала и соответствующее название самому этому месту – Святые Горы.

В документах XVI и XVII веков Святогорский монастырь неоднократно упоминается в Московской и других русских летописях в качестве южного сторожевого поста Российского государства.

Одна из Святогорских челобитных XVII века говорит о разорении монастыря в 1628 году: “Государское жалование, церковное строение, ризы и стихари, и книги, и сосуды церковные, и то у них все церковное строение поймали татарове, как приходили ко Святым Горам”. Один из немногих избежавших татарского плена старец Александр просил Великого князя Михаила Федоровича выделить для разоренной обители различной церковной утвари и богослужебных книг.

Помимо годового денежного и хлебного жалования обитель была обеспечена царской милостью и различными земельными угодьями, порохом и свинцом для пушек, находившихся в Святогорском гарнизоне.

С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название “Великий Перевоз” и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название “Посольский шлях”. В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Пещеры и храмы монастыря

Карта пещер Святогорской Лавры

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, келии внутри скалы и келарня (место хранения продуктов).

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков – одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов – такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно – кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на Святой горе Афон.

Изучение архитектурных особенностей храма Рождества Иоанна Предтечи (серединный несущий столп, аркообразная ниша в восточной стене) приводит к выводу, что в древности первоначальное помещение не предназначалось для храма, а служило монастырской трапезной. Подтверждением этого служит и находящаяся неподалеку келарня, где хранились продукты и стояла печь. Подобного рода архитектура трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. По свидетельству святителя Филарета (Гумилевского), в древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 г. пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. В 1851 г., после расчистки пещер архимандритом Арсением, освященный в 1848 г. Никольский пещерный храм был переименован в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя ктитора храма, помещика Ивана Васильевича Малиновского, много усердствовавшего на украшение этой древней святыни.

Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленна я в меловой породе. Согласно с одним из предположений, это – сохранившийся алтарь Успенского храма, который был ископан в меловой горе, по свидетельству архимандрита Иоиля, в 1637 г. вместо утерянной, вероятно, вследствие обвала скалы, первоначальной церкви Успения Пресвятыя Богородицы. В конце XVII в. после разрушения верхней части утеса к оставшемуся меловому алтарю была искусно пристроена из кирпича новая церковь, очевидно, тогда же освященная в честь святителя Николая.

В конце XVII в. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 г. был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 г. – новый каменный Успенский собор.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический – Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.

В 1845 г. был обретен подземный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, утерянного в XVIII в. Его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, – так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия. Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол.

В 1861 г. братией был ископан новый пещерный храм в честь преподобного Алексия, человека Божия.

Расцвет обители пришелся на 2-ю половину XIX в. и начало XX в. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие. В 1879 г. в монастыре начала работать своя собственная фотостудия.

В окрестных селах (Голая Долина, Банное и Пришиб) были заведены школы, в которых святогорцы преподавали грамоту, церковное пение, прикладное искусство и прочее. Число учеников в них превышало 300 человек. Много способствовали процветанию обители странноприимство и гостеприимство, которые привлекали благочестивых верующих людей всякого сословия: монастырь кормил и поил бесплатно, принимая всех, кто бы ни посещал его.

В 60 км от Святогорского монастыря, на хуторе Гаражовка, в подаренном вдовой Марфой Правицкой имении был открыт в 1868 г. скит и устроена деревянная церковь, посвященная иконе Божией Матери “Неопалимая Купина”.

В годы первой мировой войны, будучи одним из крупнейших и обеспеченных монастырей Харьковской епархии, Святогорский монастырь оказывал помощь раненым воинам и беженцам. В 1915 г. на средства обители был построен лазарет для раненых на 60 человек, а также принято на постой около 700 человек беженцев.

Кроме того, в Святогорской пустыни в это же время была размещена монашеская братия Свято-Успенской Почаевской Лавры, эвакуированная с Волыни ввиду военных действий, а также часть монашествующих Киевских монастырей. В это время некоторые иеромонахи Святогорской обители несли службу полковыми священниками в действующей армии и на флоте.

Советское время

Разграбление которого началось с января 1918 года. В смутное время гражданской войны, когда монастырь занимала Белая Армия, Особая следственная комиссия составила 17 июля 1919 г. в г. Екатеринодаре Акт расследования о злодеяниях большевиков, совершенных в это время в Святогорской обители:

Весной 1919 года в монастыре была размещена колония детей из Петрограда. Постепенное вытеснение монашеской общины завершилось в 1922 году полной ликвидацией монастыря, вместо которого был образован Дом Отдыха для трудящихся Донбасса.

Часть братии, во главе с настоятелем архимандритом Трифоном, была привлечена к суду Донецким ГубРевТрибуналом по обвинению в сокрытии церковных ценностей, вещей и продуктов. Вынесенный приговор был на удивление мягок для того времени: все осужденные монахи, кроме одного иеродиакона Дисидерия, по причине преклонных лет, получили условное наказание.

Большевиками были сбиты главы с церквей, изуродованы росписи и благолепие архитектуры. Соборный храм перестроен под кинотеатр, а в церкви Покрова Божией Матери устроена водолечебница, причем грязевая ванна стояла в алтаре на месте Престола – самого святого места в храме. Позже были разрушены до основания церкви Преображения Господня, преподобного Арсения Великого в “Святом месте”, Ахтырской иконы Божией Матери на больничном хуторе и Всех святых на монастырском кладбище.

В подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских было устроено овощехранилище, просуществовавшее до 1986 года, а в храме преподобного Алексия, человека Божия, в 30-х годах власти открыли музей антирелигиозной пропаганды, бесследно исчезнувший в годы Великой Отечественной войны. Во время реставрационных работ 80-х годов на стенах храма специалисты обнаружили следы живописи, относящейся ко времени функционирования музея. По воспоминаниям очевидцев, росписи были антирелигиозного содержания. Вместе с соответствующими изображениями весь интерьер храма был приспособлен советскими идеологами под «комнату пыток»: ризница и пономарка выдавались за камеры-одиночки, а остатки железных крюков для крепления иконостаса – за дыбу.

Восстановление монастыря

Святогорская лавра

В 1992 году обитель была вновь открыта. Первым монастырю был передан его соборный храм Успения Божией Матери, разграбленный и оскверненный: 70 лет в нем размещался Дворец культуры – «культуры», позволившей себе устроить в алтарях сцену, гримерную и санузлы.

Первая Литургия в Успенском соборе была отслужена 20 августа 1992 года, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, одного из трех святителей, которым посвящен левый придел собора.

Несмотря на проводившуюся реставрацию, за неимением другого обширного помещения, службы на великие праздники поначалу проводились в соборе прямо посреди битого кирпича. За время реставрационных работ (1995-2000 гг.) из храма было вывезено около 40 вагонов мусора (2600 тонн).

В 2000 году была закончена реставрация Успенского собора, и 8 октября 2000 года собор был освящен.

В 2001 году в обители был создан скит возле подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских: построена колокольня с оградой, домик для скитян, восстановлен фасад церкви.

Рядом с садами Лавры идет строительство – неподалеку от фундамента взорванного в 1947 году Всехсвятского храма возведен новый деревянный храм в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, и другие постройки из бревен: домик для будущих насельников скита, трапезная, хозяйственные помещения, ограда с угловыми башнями. Все это в традициях древнерусского деревянного зодчества ХVI-ХVII вв.

В конце 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория “Святые Горы” жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 года, на очередном заседании, Священный Синод Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира принял решение о присвоении Свято-Успенскому Святогорскому монастырю статуса Лавры.

Лавра сегодня

Каждый день в обители начинается с 6 часов утра чтением утренних молитв и Полунощницы. В это время в алтаре вынимаются частицы о здравии и упокоении православных, за которых были поданы соответствующие поминовения перед Литургией. После Полунощницы во вторник служится соборный молебен с акафистом святителю Николаю, в среду – Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), в четверг – преподобному Иоанну Затворнику. В субботу – панихида по усопшим. В воскресные дни (если не случается Всенощное бдение) после окончания вечернего богослужения – соборный молебен с акафистом Божией Матери перед чудотворной Ея иконой Святогорской. В 2 часа дня ежедневно служится молебен святителю Николаю в храме на скале, посвященном этому угоднику Божию (в зимнее время молебен служится в пещерном храме преподобного Алексия, человека Божия). В Великом Посту по вторникам со 2-й по 6-ю седмицу в обители совершается маслособорование.

Кроме того, в Покровском храме ни днем, ни ночью не умолкает чтение Неусыпаемой Псалтири, являя собой неугасимую молитвенную лампаду. Особо торжественные богослужения бывают в праздничные дни, в честь Святогорской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Затворника, Успения Богородицы, а также в дни святых, в честь которых освящены Престолы монастырских храмов – святителя Николая Чудотворца, преподобного Алексия, человека Божия, преподобного Арсения Великого и др. В летнее время в праздники совершаются многочисленные крестные ходы, на которые в самые торжественные дни собирается до 10000 паломников.

Ежедневно, как в будние, так и в праздничные дни, всех приезжающих в обитель паломников кормят бесплатно, по возможности предоставляя гостиницу.

Настоятели и наместники

  • Симеон (упом. 1624)
  • Кирилл (упом. 1640)
  • Игнатий (упом. 1651)
  • Феофан (упом. 1654)
  • Гавриил (упом. 1661 – упом. 1666)
  • Корнилий (упом. 1672)
  • Иоиль (упом. 1679)
  • Иосиф (Кононович) (упом. 1687)
  • Феодосий (упом. 1691)
    • Паисий (упом. 1691)
  • Вениамин (упом. 1701)
  • Иона (упом. 1705)
  • Вассиан (Василевский) (1707 – ?)
    • Севастиан (Юхновский) (? – 2 февраля 1714)
  • Севастиан (Юхновский) (14 февраля 1714 – ?)
  • Арсений (Зарудных) (1720 – 1723)
  • Митрофан (Шеинков) (1723 – конец 1728)
    • Анатолий (конец 1728 – июнь 1729)
  • Митрофан (Шеинков), 2 раз (июнь 1729 – 1733)
  • свт. Иларион (Григорович) (29 июня 1733 – 1737/1738)
  • Фаддей (Кокуйлович) (1738 – 1758)
  • Рафаил (Мокренский) (1758 – 10 февраля 1765)
  • Лаврентий (Кордет) (март 1765 – 1766)
  • Матфей (Млодзинский) (1766 – 1767)
  • Сильвестр (Кияновский) (1767 – 1770)
  • Феофан (Федоровский) (1770 – ?)
  • Филарет (Финевский) (? – 1787)
  • Венедикт (20 апреля 1787 – 1787)
      • Серафим (Лаврик) (1 июня – 25 октября 1992) и.о.
    • Серафим (Лаврик) (25 октября 1992 – 13 января 1995)
    • Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995)

    Самая юная Лавра Православия: твердыня веры и обитель исповедников

    Пятая в русском православии

    Так на Руси появилась пятая Лавра. Самая первая — Киево-Печерская была названа таковой в 1688 году, Троице-Сергиева явлена миру в 1744 году, затем Александро-Невской Лаврой в 1797 году обзавелся столичный град Санкт-Петербург, и, наконец, самая западная — Почаевская — получила этот титул в 1833 году.

    Нетрудно заметить, что первые четыре Лавры в русском Православии свой статус обрели в течение полутора веков. И только через 171 год после Почаева, такое, особо чтимое, звание было даровано Святогорскому монастырю.

    В прошлом, до Великой Октябрьской революции 1917 года, монастырь носил звание Свято-Успенской общежительной пустыни, и имел за своими плечами не самую длинную, но насыщенную церковную историю. Она тоже была учтена Синодом. Кроме того, приняты во внимание и подвиги святогорских святых и страстотерпцев, и чудеса, в монастыре явленные и признаваемые православными за великие. Без этого в церковной практике монастырю столь высокое звание не получить.

    Взлеты и падения обители

    Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто. Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштейна. Цитата, которую можно отнести к периоду между 1517 и 1526 гг., посланник австрийского цесаря пишет: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов… видели около устьем малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…»

    Кроме того, как свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся с недавних пор в Святогорской обители, в 1526 году в здешних меловых скалах уже были вырублены кельи монахов, которые вместе со служилыми людьми царскими от били в тот год набег «черкас» — так тогда называли малороссийских казаков.

    Император Николай I разрешил монастырь в Святых горах над Донцом открыть заново в сороковых годах позапрошлого века. Покровительство царской фамилии, которая и при Александре II, и при его наследнике Александре III посещала Святогорье, способствовало успешному развитию пустыни. К началу XX века монастырь сей стал одним из центров духовно-религиозной жизни России.

    К святогорским старцам за духовным наставлением и пастырским словом приезжали десятки тысяч паломников. Почитали необходимым посетить монастырь на Донце и властители дум тогдашнего общества, русские писатели. Здесь Бывали в разные годы Федор Тютчев, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Максим Горький, Владимир Немирович-Данченко.

    Святые и подвиги

    Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной святой жизни, порой удивлявших окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского Свято-Успенского монастыря таким человеком был Преподобный Иоанн Затворник. 17 лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы.

    Современник описывал его подвиг так: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику».

    Надо сказать, что не самая длинная в русском православии история этого монастыря изобиловала испытаниями, которым Лавру и ее насельников подвергали не только искушения природы человеческой и природы окружающей, но и политические бури. Первая из них, как уже было сказано, пронеслась во времена Екатерины Великой, активно отбиравшей монастырские земли в государственную казну. Вторая, самая суровая, снова прикрыла монастырь на 70 с лишним лет. Большинство из братии были отправлены в тюрьмы и ссылки, где многим суждено было уйти из жизни, более не увидев своей обители.

    Обретя статус Лавры, Святогорский монастырь был подвергнут тяжелому испытанию гражданской войной. Настоятелю и монахи оказались в пучине забот о ближних в особо крупных масштабах. Речь идет, конечно же, о последних пяти годах нашей жизни. Лавра стала прибежищем для сотен и сотен тысяч и тысяч обездоленных войною людей. И монастырь показал, что является не только смыслом духовного служения Богу на земле, но и прямого услужения Ему в делах мирских.

    Испытание гражданской войной

    Пик забот пришелся, разумеется, на 2014 и 2015 годы, когда через монастырь прошли тысячи беженцев из Славянска. Краматорска, Донецка, Горловки, Макеевки, Дебальцево, Иловайска — всех тех мест, где украинская армия сожгла десятки тысяч домов и квартир, оставив без жилья и достатка многих мирных граждан Украины. В монастырь бежали от войны, разорения и прямого голода. Тут всем был готов кров и пища, мирные стены и духовное наставление.

    К 10 июля 2014 года Лавра приняла 470 беженцев, а ближе к концу августа их стало 800. Осенью того же года и зимой 2015 года в Лавра ежедневно кормила до 1000 человек. Разумеется, кров и пища обездоленным людям предоставлялись бесплатно, без каких-либо условий.

    Гонители и исповедники

    Все эти труды подкреплялись усилиями местной власти. Но, увы, в те же месяцы обитель подверглась угрозам националистов, оскорблениям в киевской и западноукраинской прессе, которые видели в массовом призрении обездоленных «сепаров», «ватников» некие происки «пророссийской» Украинской православной церкви. Конечно, Лавра смиренно вынесла и эти потуги оскорбить ее духовные и бытовые дела.

    Незаметный постороннему глазу подвиг монастырского служения, конечно, трудно переоценить. Ведь кроме физических трудностей и психологических страданий монастырской братии с настоятелем во главе существует сонм духовных переживаний, которые летом 2014 года казались просто лавиной. Одному Богу известно, сколько трудных и невыносимых исповедей пришлось выслушать священникам в те месяцы, перенести через свою душу. Ведь для святой исповеди не существует наших мирских оправданий и предпочтений. А ведь причащаться и исповедоваться (часто первый раз в жизни) тогда в Лавру шли тысячи очень разных людей — от матери погибшего ополченца до контрактника ВСУ, его убившего. И каждый нуждался в отпущении грехов. Лучше, конечно, не думать о тех коллизиях, которые возникали во время церковных служб первых лет войны. Крестный ход в Киеве: Слава богу, нас не стало меньше

    И сегодня они, уйдя в подполье, никуда не делись, но ситуация в Святых горах стабилизировалась. Монастырь живет своей обычной жизнью, богослужения идут своим чередом, как и прежде приезжают десятки тысяч паломников. Через год, 8 сентября 2020 года в Лавре собираются торжественно отметить освящение главного своего храма — Свято-Успенского собора, который срочно и масштабно реконструируется на пожертвования верующих.

    Став 15 лет назад самой молодой Лаврой Православия, Святогорский мужской монастырь сегодня, как и встарь, собирает вокруг себя верных, заботится о сирых и слабых, и в сумерках политического сознания на Украине стоит особо — свечей надежды на Спасение, видимой не только в Донбассе, но по всей Новороссии, и России.

    • Теги
    • Святогорская лавра,
    • Олег Измайлов,
    • Православие,
    • Донбасс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: