Мужской монастырь Саввы Освященного в Крыму: история и адрес монастыря Челтер-Мармара, архитектурные памятники

Монастырь Челтер-Мармара (Крым): как добраться, фото

В Севастопольском районе, на высоте 400 м над уровнем моря, расположен монастырь Челтер-Мармара. Крым богат подобными странными сооружениями в пещерах. Расширяя и соединяя естественные ходы, а также вырубая в скалах искусственные гроты, средневековые монахи создавали для себя жилища, хорошо защищающие их от врагов.

  • Расположение
  • Происхождение
  • Посещение
  • Как добраться?

Расположение

Данная постройка представляет собой крупный пещерный монастырь, включающий множество ходов и помещений. Достопримечательность находится в Севастополе, рядом с селом Терновка. Строения подобного типа широко распространены в Крыму. Много столетий назад монахи оборудовали внутри гор жилища. Подобным образом люди защищались от врагов.

Объединяя и разветвляя естественные проходы внутри скал, получилась целые комплексы.

Древний монастырь Челтер-Мармара раскинулся на горе Челтер-Кая, в западной части. На верхушке скалы установлен большой православный крест. Название достопримечательности, состоящее из двух слов, обозначает следующее: «челтер» (по-татарски) — решетка или решето, «Мармара» — название деревни, которая в прошлом находилась неподалеку (по мнению историков).

История

Ученые считают, что монастырь Челтер-Мармара основан иконопочитателями, являющимися представителями одного из течений византийского христианства. Существует гипотеза, что мужской монастырь создан 12 в. назад. Но данный факт не доказан. Поэтому имеются и другие предположения о времени основания пещерного сооружения. По 2 версии монастырский отсчет начинается только в 13 в., причем все его монахи православной веры.

Название «Челтер-Мармара» в переводе с татарского языка на русский означает «решето». Почему так, опять только предполагается. Версия простая — совпадает с наименованием деревни, расположенной рядом и горы, на возвышенности которой стоит монастырь. Сейчас у подножия горной вершины раскинулось село Терновка.

Мужская обитель, по словам историков, просуществовала до 15 в., затем была изничтожена турецкими завоевателями. Турки обычно относились к православной вере снисходительно, не подвергали преследованию людей другого вероисповедания, но богатство монахов привлекло их. Обитель была разграблена с целью наживы. До конца 19 столетия про монастырь нигде не упоминалось.

Описание

Древняя обитель удивляет большими размерами. Также монахи надежно защитили и укрепили монастырь. Куски оборонительной стены из камня сохранились до наших дней. Обитель включает в себя 5 уровней, которые состоят из природных пещер и проходов, оформленных вручную. Весь объект разбит на 50 отдельных помещений. К сожалению, не все они сохранились.

Несмотря на то что некоторые из них полностью разрушены, современным туристам есть что оценить.

Первый ярус

Данная часть использовалась для бытовых нужд и состояла из небольших проходов в горах. Также в первом ярусе священнослужители оборудовали несколько усыпальниц. Их можно определить по круглым входам. Здесь же находились кельи (жилье монахов) – компактные помещения с низкими и маленькими входами.

Второй ярус

Эта часть монастыря считается самой увлекательной. С первого яруса к нему ведет лестница из камня. Здесь расположена галерея, украшенная каменными колонами. С этого места пролегают проходы в 11 отдельных комнат, размеры которых больше, по сравнению с помещениями первого яруса. Многие из них образовались в горе естественным образом.

Отдельно стоит отметить просторный зал с массивными опорами из каменных колонн. Площадь помещения – 150 метров. Здесь прежние обитатели оборудовали специальные емкости, чтобы собирать дождевую воду и использовать ее в повседневных делах. Такая предусмотрительность помогала выдерживать возможные осады.

Третий ярус

Следующий ярус дошел до нашего времени в первоначальном виде лишь частично, из-за частичных разрушений. Историки определили, что на этом уровне было обустроено 15 комнат. Все они связаны между собой проходами и лестницами, создавая единую систему.

Во время исследований ученые обнаружили две усыпальницы. Перед входом в гробницы имеются надписи на древнем греческом языке. К сожалению, за несколько столетий буквы сильно стерлись, и расшифровать их не удалось. В каждом помещении имеются окна, которые монахи собственноручно прорубили к горе. Отверстия выходят в сторону живописной долины.

Читайте также:
Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

Верхние ярусы

Последние уровни пострадали сильнее всего. На самый верхний уровень монастыря можно попасть с верхушки скалы, через специальный провал. Однако здесь нужно быть максимально осторожным. Историки считают, что в этой части монастыря была расположена церковь, возможно, не в единственном числе. Стоит отметить, что пещерный монастырь представляет собой историческую достопримечательность и охраняется законом.

Чтобы сохранить старинную обитель, проводятся реконструкции и ремонт объекта.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день монастырь является действенным. В нем поселились монахи и ведут активную деятельность. В 2007 году на базе строения организовали обитель в честь священнослужителя Саввы Освященного. В наши дни удивительное помещение внутри горы используют как церковь.

Здесь расположили известные иконы:

  • Преподобного Саввы Освященного;
  • Святого Саввы Сербского, местные прихожане заявляют, что в 2009 они мироточила.

Стоит отметить, что удивительное явления было подтверждено представителями членами авторитетной комиссии. Прихожане и монахи считают, что столь удивительное событие связано с приездом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые посетили Крымскую епархию. Мироточение иконы началось перед намеченным приездом вышеупомянутых особ, а после отъезда явление постепенно начало исчезать.

Посещение обители: крепость в скале

Турецким завоевателям наверняка пришлось немало потрудиться, чтобы захватить добычу в районе Терновки. Пещерный монастырь Челтер-Мармара был велик и хорошо укреплен. До сих пор сохранились остатки каменной оборонительной стены, а сам он занимал 5 уровней естественных и рукотворных пещер. Всего в нем 50 помещений, часть из них сейчас разрушена.

Первый ярус представляет собой череду небольших углублений в скалах. Они использовались для хозяйственных нужд. Тут же иноки устроили и своеобразное кладбище – ряд усыпальниц, которые можно отличить по круглым небольшим входам. Есть и бывшие кельи – небольшие комнатки с низкими входами.

Интереснее всего второй уровень, куда с нижнего ведет каменная лестница. Вдоль устроена галерея с каменными колоннами – она отлично смотрится на фото. С нее можно попасть в 11 разных комнатушек довольно большого размера. Большинство из них – естественного происхождения. Особенно интересен огромный зал площадью 150 м с каменными опорными колоннами. Тут же монахи устроили в камне 5 емкостей для сбора дождевой воды – это было удобно и давало возможность выдержать возможную осаду.

Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем было 15 помещений, связанных в единую систему коридорами и лестницами. В одном из них ученые нашли две гробницы с надписями краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века они стерлись настолько, что прочитать их не удалось. Все здешние помещения имеют окна – отверстия в скале, обращенные на долину.

Верхние уровни разрушены сильнее. На последний можно попасть с вершины горы через имеющийся провал, но делать это следует осторожно – занятие небезопасное. Предполагается, что здесь находилась монастырская церковь, возможно, что и не одна.

Впрочем, приведенная информация может быстро устареть. Ныне монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В нем поселились служители веры, они занялись приспособлением пещер под свои нужды, их утеплением, организацией подсобного хозяйства. Прошло то время, когда посещение пещер было только вопросом личного интереса и осторожности туриста.

Отзывы о происходящем сильно разнятся. Есть люди, что однозначно одобряют создание и восстановление культовых объектов. Но ученые опасаются, что действия монахов приведут к уничтожению уникальной древней пещерной архитектуры: и современные представления об условиях их проживания, и новые православные традиции имеют мало общего со Средневековьем.

Что интересного для туристов в храме

Пещерный монастырь во время своего существования был большой по площади, прекрасно укреплен. Часть оборонительного сооружения сохранилась до наших дней.

Территория храма — это 3 уровня природных и сделанных руками монахов пещер:

  • На первом ярусе туристы могут увидеть последовательную цепочку небольшого размера углублений в скалах, предназначенных для хозяйственных потребностей. Здесь имеется ряд усыпальниц. Их отличительная черта — круглые входы. Можно рассмотреть и несколько комнат с низкими входами, тут располагались монашеские кельи.
  • Второй ярус — понравится больше первого уровня, сюда поднимаешься по каменной лестнице. По ее краям размещена галерея с каменными колоннами. Здесь получаются отличные фотографии. С лестницы можно зайти в 11 больших комнат. Практически все они природного происхождения. Туристов поражает зал площадью в 150 кв. м., его атрибуты — каменные опоры. В этом зале иноки хранили емкости для сбора дождевой воды. Такой своеобразный склад был не только удобным, но и позволял продержаться во время набегов врага.
  • Третий уровень пострадал больше, чем другие ярусы, он частично разрушен. У монахов здесь находилось 15 помещений, соединенных между собой в единое целое коридорами и лестницами. Специалистами в этом месте были обнаружены 2 гробницы, подписанные краской на греческом языке. Надписи изрядно истрепались, прочитать их невозможно. У вех комнат имеются окна, к которым причисляют отверстия в скале.

Внимание! После воссоединения Крыма с Россией, Челтер-Мармара, опять стал функционировать. Это место заняли священнослужители, они оборудовали пещеры под свои потребности, утеплили их, создали подсобное хозяйство.

Пещерный монастырь Челтер-Мармара в Крыму: описание, история и местонахождение

На территории Крымского полуострова находится множество уникальных исторических достопримечательностей. Одним из самых известных древних строений является пещерный монастырь Челтер-Мармара, расположенный на высоте 400 метров над уровнем моря.

Читайте также:
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Расположение

Данная постройка представляет собой крупный пещерный монастырь, включающий множество ходов и помещений. Достопримечательность находится в Севастополе, рядом с селом Терновка. Строения подобного типа широко распространены в Крыму. Много столетий назад монахи оборудовали внутри гор жилища. Подобным образом люди защищались от врагов.

Объединяя и разветвляя естественные проходы внутри скал, получилась целые комплексы.

Древний монастырь Челтер-Мармара раскинулся на горе Челтер-Кая, в западной части. На верхушке скалы установлен большой православный крест. Название достопримечательности, состоящее из двух слов, обозначает следующее: «челтер» (по-татарски) — решетка или решето, «Мармара» — название деревни, которая в прошлом находилась неподалеку (по мнению историков).

История

Точных данных о том, как возник это монастырь, не имеется. Многие специалисты считают, что его основали иконопочитатели, которые относились к одному из направлений византийского христианства. Считается, что строение было основано в IX веке. Данная информация говорит о том, что монастырь появился ранее официального зарождения древнего православия, начало которого датируется 1054 годом.

Согласно второй версии, монастырь был основан ранее, в VIII веке. Некоторые историки сообщают, что изначально он являлся православным. Пещеры в горе, где находится историческая памятка, были образованы естественным путем.

Жившие в данной местности много столетий назад монахи воспользовались ими и обустроили.

Многие историки считают, что монастырь был обитаемым до XV века. После его разрушили турецкие завоеватели. Основной целью военных было обогащение. Во время походов турки часто грабили церкви. Об обители забыли до 1886 года. Тогда удивительное строение привлекло внимание Бертье-Делагарда – военного инженера и архитектора, родившегося в Севастополе.

Описание

Древняя обитель удивляет большими размерами. Также монахи надежно защитили и укрепили монастырь. Куски оборонительной стены из камня сохранились до наших дней. Обитель включает в себя 5 уровней, которые состоят из природных пещер и проходов, оформленных вручную. Весь объект разбит на 50 отдельных помещений. К сожалению, не все они сохранились.

Несмотря на то что некоторые из них полностью разрушены, современным туристам есть что оценить.

Первый ярус

Данная часть использовалась для бытовых нужд и состояла из небольших проходов в горах. Также в первом ярусе священнослужители оборудовали несколько усыпальниц. Их можно определить по круглым входам. Здесь же находились кельи (жилье монахов) – компактные помещения с низкими и маленькими входами.

Второй ярус

Эта часть монастыря считается самой увлекательной. С первого яруса к нему ведет лестница из камня. Здесь расположена галерея, украшенная каменными колонами. С этого места пролегают проходы в 11 отдельных комнат, размеры которых больше, по сравнению с помещениями первого яруса. Многие из них образовались в горе естественным образом.

Читайте также:
Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Отдельно стоит отметить просторный зал с массивными опорами из каменных колонн. Площадь помещения – 150 метров. Здесь прежние обитатели оборудовали специальные емкости, чтобы собирать дождевую воду и использовать ее в повседневных делах. Такая предусмотрительность помогала выдерживать возможные осады.

Третий ярус

Следующий ярус дошел до нашего времени в первоначальном виде лишь частично, из-за частичных разрушений. Историки определили, что на этом уровне было обустроено 15 комнат. Все они связаны между собой проходами и лестницами, создавая единую систему.

Во время исследований ученые обнаружили две усыпальницы. Перед входом в гробницы имеются надписи на древнем греческом языке. К сожалению, за несколько столетий буквы сильно стерлись, и расшифровать их не удалось. В каждом помещении имеются окна, которые монахи собственноручно прорубили к горе. Отверстия выходят в сторону живописной долины.

Верхние ярусы

Последние уровни пострадали сильнее всего. На самый верхний уровень монастыря можно попасть с верхушки скалы, через специальный провал. Однако здесь нужно быть максимально осторожным. Историки считают, что в этой части монастыря была расположена церковь, возможно, не в единственном числе. Стоит отметить, что пещерный монастырь представляет собой историческую достопримечательность и охраняется законом.

Чтобы сохранить старинную обитель, проводятся реконструкции и ремонт объекта.

Монастырь в наши дни

На сегодняшний день монастырь является действенным. В нем поселились монахи и ведут активную деятельность. В 2007 году на базе строения организовали обитель в честь священнослужителя Саввы Освященного. В наши дни удивительное помещение внутри горы используют как церковь.

Здесь расположили известные иконы:

  • Преподобного Саввы Освященного;
  • Святого Саввы Сербского, местные прихожане заявляют, что в 2009 они мироточила.

Стоит отметить, что удивительное явления было подтверждено представителями членами авторитетной комиссии. Прихожане и монахи считают, что столь удивительное событие связано с приездом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые посетили Крымскую епархию. Мироточение иконы началось перед намеченным приездом вышеупомянутых особ, а после отъезда явление постепенно начало исчезать.

Жизнь священнослужителей

Сейчас братия Челтер-Мармара включается несколько монахом. Каждый из них усердно трудится над восстановлением и облагораживанием монастыря. Монахи делают огромный вклад в сохранении исторической ценности Крыма. В настоящее время богослужения в храме ведут каждую неделю, по воскресеньям. Также специальные мероприятия проводят в даты православных праздников.

Жилые и хозяйственные комнаты расположены не только в основной части обители, а также на плато. К нему ведет лестница, которая высочена в горе. Рядом с монастырем, на расстоянии 1 километра находится природный источник, окруженный лесом. Он был освещен в честь преподобного Евфимии. Также обустроили купальню.

Как добраться до монастыря?

Чтобы своими глазами увидеть известный исторический памятник, можно воспользоваться общественным транспортом. Легче всего добраться до нее из Севастополя. Садиться нужно на остановке «5-й километр Балаклавского шоссе». Оттуда отправляются автобусы под номерами 40 и 109. Выход в селе Терновка. Далее до достопримечательности придется идти пешком.

Маршрутное такси отправляется по расписанию. Также можно добраться на личном автомобиле, воспользовавшись картой или GPS-навигатором. Адрес – полуостров Крым, город – Севастополь, Балаклавский район, село Терновка. Из Симферополя добираться до монастыря не очень удобно. Из города ходят автобусы в села Хмельницкое и Родное. Они отправляются со станции «Западное».

В следующем видео смотрите обзор пещерного монастыря Челтер-Мармара в Крыму.

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине, Москва

Здание храма не постигла участь большинства русских церквей, разрушенных большевиками. Необъяснимым образом о нём нигде не упоминалось в официальных документах советских властей. Поэтому до наших дней церковь хорошо сохранилась и продолжает действовать.

Читайте также:
Благовещенский собор Московского Кремля: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История постройки

Церковь в селе Куркино появилась в 1678 году, хотя поселение существовало по историческим справкам с начала XV века. Возведение храма связывают с именем князя Ивана Воротынского, который на то время обустраивал в селе своё поместье.

  • Постройка была трёхкупольной, к ней примыкала трапезная и колокольня. В церкви организовали два придела — в честь Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
  • За неполных сто лет своего существования храм обветшал. Требовались средства на ремонт, но найти их удалось только к 1760 году. Историки предполагают, что именно с этого момента облик храма начал меняться. На нём оставили один купол, декоративные элементы частично убрали, а приделы упразднили. С 1840 по 1846 годы велась очередная перестройка. В результате фасадная часть была отремонтирована, старую колокольню разобрали, чтобы на её месте возвести новую, четырёхъярусную. В подклете сделали придел Николая Чудотворца.
  • Помощь в перестройке церкви оказывали многие помещики из округи. Среди них была и семья известного врача Григория Антоновича Захарьина. Со временем возле храма построили часовню-склеп их семьи, архитектурный план которой разработал Ф. Шехтель, а эскизы мозаик — В. Васнецов.
  • Закрытие прихода произошло в 1938 году. Причиной тому послужило отсутствие причта. Каких-либо официальных заявлений о храме не было. Всё убранство было сохранено, утварь осталась, изъяли только ценности.

Начиная с 1946 года храм снова открыли, и больше он не закрывался.

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня белое здание храма в Куркино выглядит торжественно и красиво. В нём ведутся регулярные богослужения. Здесь открыта школа для детей и взрослых. Действует большая библиотека, а также певческий кружок.

Другие храмы в честь Владимирской иконы Богородицы:

Храм оказывает благотворительную поддержку малоимущим гражданам.

Описание

Храм Владимирской иконы Божией Матери имеет довольно скромные размеры. Внешнее убранство сдержанное: высокие окна с полукруглым сводом, прямоугольное здание с одним куполом, гладкие стены. Однако внешний вид церкви, несмотря на простоту, производит впечатление лёгкости и праздничности.

Внутри имеется девятиярусный иконостас, на стенах присутствует роспись с изображением святых.

Святыни

В храме хранится чудотворная Владимирская икона Богоматери. Она считается одной из самых чтимых в православном русском мире.

Престольные праздники

Престольных праздников насчитывается несколько:

  • с особым благоговением почитается 8 сентября — день перенесения Владимирской иконы Богородицы;
  • 6 июля священнослужители вспоминают день избавления Москвы от нашествия хана Ахмата;
  • 3 июня — памятный день спасения столицы от войск татарского хана Махмет-Гирея;
  • 22 мая — отмечается день перенесения мощей Николая Чудотворца;
  • 19 декабря — день памяти Николая Чудотворца.

Как добраться

Храм Владимирской иконы Божией Матери находится в городе Москве, в районе Куркино, на улице Новогорская, дом 37.

Доехать можно по разным маршрутам:

  • от станции метро «Речной вокзал» сесть на автобус № 343 и выйти на остановке «Захарьинская ул.»;
  • от станции «Планерная» доехать на автобусе № 268 до остановки «7-й микрорайон Куркина»;
  • от станции метрополитена «Сходненская» добраться на автобусе № 212 до остановки «ул. Ландышевая»;
  • от станции «Химки» на 27 автобусе. Выйти на остановке «Захарьинская ул.».

Если возникнут трудности с поиском храма, всегда можно спросить у прохожих, как пройти к нему.

Расписание богослужений

Прихожане могут попасть на Божественную литургию в будние дни с 8:00. Вечернее богослужение начинается с 18:00. В воскресные дни и по праздникам Литургия совершается с 7:00 и с 9:00. Всенощное бдение начинается с 18:00.

На заметку! Уточнить график и другие вопросы всегда можно по телефону +7 495 572 34 37.

Храм является объектом культурного наследия федерального значения. Поэтому о его состоянии заботится государство, занимаясь реставрационными работами и текущим ремонтом. А прихожане, как и триста лет назад имеют возможность прийти и пообщаться с Богом, отбросив на время будничные заботы и переживания.

Читайте также:
Иосифо-Волоцкий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине

Контактные данные

Адрес: 125466, Москва, ул. Новогорская, д. 37.

Телефон: +7 (495) 572-3431

Проезд: м. «Речной вокзал», далее автобус №343 до остановки «Захарьинская ул.».
м. «Планерная», далее автобус №268 до остановки «7-й микрорайон Куркина» или маршрутное такси №980 и №981 до остановки «Владимирская церковь» (по требованию).
м. «Сходненская», далее автобус №212 до остановки «Захарьинская ул.».

Расписание богослужений:
— с понедельника по пятницу: 8-00 — Божественная Литургия.
— в праздничные дни по будням: Божественная Литургия в в 7-00 и в 9-00, накануне Всенощное бдение в 18-00.
— по воскресеньям: Божественная Литургия в 6-00, в 8-00, в 10-00, накануне Всенощное бдение в 18-00.
— по воскресеньям: 17-00 — Акафист Владимирской иконе Божией Матери.

Духовенство

Настоятель:
священник Игорь Константинов

Клирики:
священник Михаил Пристая
священник Рафаил Калимулин

Храм на карте

О храме

Престольные праздники

— Иконы Божией Матери «Владимирской» (3 июня, 6 июля и 8 сентября);
— Свт. Николая Чудотворца (19 декабря);
— Прп. Сергия Радонежского (18 июля).

История

Село Куркино возникло свыше пятисот лет назад и упоминается в летописях великого князя Ивана Калиты в начале 15го века. Местными селами владел боярин Иван Квашня, который во время Куликовской битвы был одним из воевод Дмитрия Донского и командовал Коломенским полком.

Ранее село называлось «Константиновское, Курицыно тож, на речке Всходне». Возможно, что название «Курицыно» (позднее Куркино) село получило от своего владельца, думного дьяка Федора Васильевича Курицына, жившего во второй половине XV в. Это был видный политический деятель, широко образованный, выдающийся дипломат, оказавший большое влияние на внешнюю политику Русского государства при Иване III. В списке думных чинов, составленном в 1497 г., Ф. В. Курицын назван третьим среди дьяков, но с 1500 г. сведения о нем исчезают. Возможно, он подвергся преследованию и наказанию за создание московского кружка «еретиков», как и его брат, Иван Волк Курицын, который в 1504 г. как еретик был сожжен в клетке.

В первой половине XVII в. село Куркино принадлежало двум владельцам. Одна половина сельца с прилегавшими к ней землями составляла вотчину князя Ивана Ивановича Одоевского, который купил ее в 1617 г. у своей невестки. Другая половина сельца, сначала числившаяся за Плакидой Мякининым, в 1622 г. была продана им Тимофею Боборыкину. В 1639-1641 гг. село Куркино купил князь Алексей Иванович Воротынский, боярин и воевода, оказавшийся в родстве с царем Михаилом Романовым благодаря своей женитьбе на Марии Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии. После боярина в 1642 г. Куркино и деревня Барашки (ранее пустошь на ручье Меленке) перешли во владение его сына князя Ивана Алексеевича Воротынского, который приходился двоюродным братом царю Алексею Михайловичу, участвовал во всех его походах и занимал высокую должность боярина и дворецкого.

Около 1672-1678 гг. на средства И. А. Воротынского в Куркине была построена каменная церковь во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. На чертеже этого времени рядом с каменной церковью показана обширная усадьба с трехэтажным домом боярина, людскими и служебными постройками вдоль изгороди. В 1678 г. в селе насчитывалось 22 двора конюхов, псарей, сокольников, истопников и 14 крестьянских дворов, в которых жило 48 человек.

После смерти И. А. Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н .Л. Воротынская в 1691 г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану, Последний послал в благодарность княгине «образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец» за то, что она «поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху».

Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны Церкви, после смерти Адриана в 1700 г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей «местоблюстителя патриаршего престола». Он поставил во главе Церкви государственный орган – Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704 г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт – у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова.

Читайте также:
Ростовская епархия: духовенство и приходы, храмы и монастыри, священники

В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757 г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760 г., и в последующее время проводится «возобновление и починка» церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово.

В сентябре 1872 г. общество крестьян села Куркина продало 30 десятин земли из своего надела Григорию Анатольевичу Захарьину. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, профессор и директор терапевтической клиники Московского университета, Г. А. Захарьин был почетным членом Петербургской Академии наук (с 1885 г.). Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около Куркина в долине реки Сходни, подолгу здесь жил, общался с местными крестьянами, помогал бедным хлебом и деньгами, делал взносы в пользу куркинской церкви.

Захарьины участвовали в ремонте 1892 года, на их средства была построена каменная ограда. В 1898 г., было открыто Общество трезвости, в 1899 – церковноприходская школа.

По инициативе дочери Г. А. Захарьина П. Г. Подгорецкой в 1899 г. в Куркине у Владимирской церкви по проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля была построена фамильная часовня. Мозаичное панно внутри часовни выложено по рисунку В. М. Васнецова. В этой часовне были захоронены Г. А. Захарьин, а затем его жена Е. П. Захарьина и сын С. Г. Захарьин.

В годы революции и гражданской войны храм не закрывался, но церковные ценности были изъяты. Богослужение в храме совершалось до 1938 года, когда храм был закрыт и превращен в склад. Официального постановления властей о закрытии не было, и церковная община сберегла внутреннее убранство храма. Верующие каждый год, начиная с 1943, обращались к властям с просьбой об открытии прихода, и в 1946 году просьба была удовлетворена. В 1947 г. церковь вновь открыли.

К 1000-летию Крещения Руси в 1988 году во Владимирской церкви были оштукатурены снаружи стены, внутри промыта живопись на стенах и сводах, покрашен иконостас, восстановлены утраченные элементы резьбы.

3 июня 1992 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, в храме, как и 300 лет назад, состоялось Патриаршее богослужение. После этого Святейший Патриарх Алексий II ежегодно совершал Литургию в храме 6-го июля, в день храмового праздника, в период с 93-го по 95-й год.

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине был построен на средства хозяина села, князя Ивана Алексеевича Воротынского, в 70-е годы XVII века. Недалеко от Московского дома Воротынских в Китай-городе стояла на Никольской улице также церковь в честь Владимирской иконы Богородицы. Возможно, именно это и послужило посвящению Куркинского храма.

Построенная церковь имела 3 главы и состояла из двусветного четверика на высоком подклейте с 3 столбами, примыкающей трапезной и небольшой колокольни. Крытый переход соединял церковь с княжеским домом.

Читайте также:
Саратовская епархия: духовенство и священники, храмы и церкви, указы

В 1691 г. вдова Воротынского передала село Куркино вместе с церковью Московскому архиерейскому дому, точнее – Патриарху Адриану, после смерти которого Петр I передал храм в ведение Святейшего Синода.

В 1760 г. ветхая церковь была отреставрирована и частично перестроена. В процессе работ были убраны 2 главы и старый декор заменили новым. Однако последующий ремонт 1840-ых годов изменил облик храма еще сильнее. Была разобрана старая колокольня и установлена новая – 3-х ярусная в духе ампир. Небольшой переход соединял ее с трапезной. В подклете был устроен придел Николая Чудотворца. Внешняя отделка храма в стиле позднего классицизма дошла до наших дней.

1872 г. стал новой вехой в истории села Куркина. Именно тогда, земельный надел приобрел здесь известный профессор медицины Григорий Анатольевич Захарьин. Этот строгий своеобразный человек, ставший основателем терапевтической московской школы, был не только состоятелен, но и щедро занимался благотворительностью. На его средства 1892 г. храм был снова отремонтирован, окружен каменной оградой, а в 1898-1899 г. при церкви было открыто Общество трезвости и церковно-приходская школа. После смерти мецената семья постаралась увековечить его память сооружением каменной усыпальницы, проект которой создал архитектор Ф. Шехтель. Это была не просто усыпальница, а довольно просторная часовня с мозаичным панно внутри.

Мозаика «Распятие» в часовне-усыпальнице Захарьиных

Итальянская мозаика «Распятие» была собрана по эскизу великого русского художника В. Васнецова. Строительство часовни-усыпальницы закончили к 1907 г. В ней были захоронены останки самого Г. А. Захарьина, а впоследствии и жены, и сына.

Советская власть отнеслась к Владимирскому храму в первое время довольно сдержанно и не мешала в совершении богослужений вплоть до 1938 г., когда без всякого постановления храм был тихонько закрыт. Прихожане разобрали церковное имущество по домам, бережно храня долгие годы. После войны, в 1946 г., когда для верующих наступило время некой оттепели, храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине был снова открыт. Тогда-то и пригодились сохраненные прихожанами предметы церковной утвари и иконы. С той послевоенной поры храм больше никогда не закрывался, в нем постоянно возносилась молитва Богу.

В 1985 г. при изменении границ Москвы село Куркино вошло в городскую черту. В связи с этим к 1000-летию Крещения Руси в 1988 г. храм реставрировался и украшался.

На сегодняшний день отреставрированный храм с благоустроенной территорией радует прихожан и гостей столицы, ведь он является одной из достопримечательностей природного парка «Долина реки Сходни в Куркино».

Сретенская церковь перебралась с берега Клязьмы в Солдатскую слободу

Вы знали, что храмы тоже путешествуют? Причем не только во времени, но и в пространстве. Так случилось с церковью Сретения Владимирской иконы Божией Матери во Владимире. Еще храм называют Сретенским. В XVIII столетии он перебрался с берегов Клязьмы в Солдатскую слободу (район Перекопского городка), где и находится по сей день.

Что же заставило церковь совершить путешествие в несколько километров, какая знаменательная встреча (сретение) произошла на Клязьме в XII веке и при чем здесь князь Андрей Боголюбский и его Успенский собор, узнаете в новом выпуске программы «Точка на карте». Невероятную и драматичную историю Сретенской церкви рассказывают народный гид Владимир Новиков и настоятель храма, протоирей Виктор Егоровский.

Святыня пришла по воде

В 1164 году князь Андрей Боголюбский по реке перевёз чудотворную икону Богородицы из града Боголюбова во Владимир, чтобы поместить ее в уже к тому времени построенном Успенском соборе. Это была та самая икона, которая, согласно легенде, указала князю путь из Вышгорода в северо-восточные земли.

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Фото: volh.in

На месте высадки святыни, на берегу Клязьмы, и была основана в том же 1164 году деревянная церковь Сретения (то есть встречи) иконы Божией Матери во Владимире. По этому случаю даже учредили праздник и крестный ход. Икону торжественно перенесли в Успенский собор, а церковь осталась на берегу реки в знак памяти о перенесении святыни в столицу. Храм можно увидеть ещё на плане 1715 года. Здесь даже отмечен «мост через ручай к Сретенью». Церковь стояла примерно на пересечении улиц Муромской и Николо-Галейской.

Читайте также:
Патриарх Сербский Павел: биография святого, цитаты, труды и книги

Праздник подменили

Однако в дальнейшем судьба не баловала Сретенскую церковь. Во-первых, она была деревянной и регулярно горела. Во-вторых, спустя несколько лет после убийства Андрея Боголюбского учрежденный им крестный ход отменили. А с начала XV века праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери прочно закрепился за Москвой. И это совсем другая история.

Напомним, что в Москве икону встречали как заступницу от полчищ Тамерлана, который без видимых причин отступил. По легенде, именно Богородица защитила город. И на месте встречи иконы основали Сретенский храм, а позднее — Сретенский монастырь. А праздник Сретения иконы в Москве отмечается до сих пор 8 сентября по новому стилю.

А вот про Сретение во Владимире было забыто. Напоминала об этом лишь та самая деревянная церковь, которую продолжали называть по празднику, которого уже не было. Такой вот казус.

Переезд деревянного храма

В 1785 году церковь переехала. Дело в том, что жители Солдатской слободы Владимира остались без храма и попросили разрешения у епископа Владимирского и Муромского Виктора перенести к ним из города Христорождественскую церковь, которая стояла неподалёку. Преосвященный просьбу удовлетворил, но с одним нюансом. Перенести велено было не Христорождественскую, а Сретенскую церковь с берега Клязьмы. Потому как церковь на своем старом месте переживала не лучшие времена: деревянное здание разваливалось, а в приходе осталось всего три двора. Таким образом, и жители Солдатской слободы получили желаемое, и храм получил приход.

Дела пошли в гору, и уже в 1809 году церковь перестраивают в камне. Получается относительно небольшой храм с трапезной и колокольней. Интересно, что бревна старой деревянной церкви использовали для обжига кирпичей при строительстве новой.

Колокол в полторы тонны

Но приход храма особо богатым не стал. Утварь, согласно описям имущества, в основном была медная. Главной же гордостью прихода были колокола. В 1809 их было четыре. И самый крупный весил около полутонны. За 70 лет приход регулярно менял колокола на более тяжелые. И к концу XIX века с колокольни вещал уже колокол в полторы тонны. По меркам губернского города и небольшой слободы это было достойно уважения. Революция колоколов не пощадила, все они были утрачены.

Собрание провинциальной живописи

Внутреннее убранство церкви тоже не сохранилось. Исключением является икона Всех Скорбящих Радость XIX века, которая была возвращена в храм в 90-е годы после реставрации. Ее спасли из костра прихожане, когда храм закрывали в советское время.

А еще музей-заповедник подарил церкви из своих хранилищ несколько икон, которые, вероятно, были собраны по храмам города и губернии. Так что сейчас здесь можно увидеть небольшую коллекцию провинциального академического письма позапрошлого столетия.

Иконостас храма тоже имеет интересную историю. Первый настоятель нового времени отец Маркелл Егоровский схоронил у себя на чердаке фрагменты иконостаса из какой-то церкви города. Какой именно, неизвестно. А когда пришло время возрождать храм, иконостас собрали и установили.

Мотивы Рублёва на стенах

Старинные стенописи время не пощадило. В советское время церковь была мебельным складом и часто горела. Росписи на стенах, выполненные неизвестным художником, это уже XXI век. В сюжетах узнаются работы и Марка Матвеева из Княгинина монастыря, и Андрея Рублева из Успенского собора, который, как и саму Сретенскую церковь, основал князь Андрей Боголюбский. Вот так и замкнулся круг истории.

Читайте также:
Церковь Архангела Михаила в Смоленске: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений

Фрагмент Рая на стенах Сретенской церкви

Фрагмент Рая Андрея Рублева в Успенском соборе

Отец Маркелл из древнего рода служителей

Возрождением Сретенская церковь обязана своему первому настоятелю в новое время – отцу Маркеллу Егоровскому, потомственному священнику, предки которого начали служить еще в середине XV столетия. В 90-е годы XX века стараниями этого человека храм был восстановлен, заново расписан и обустроен.

Близкие вспоминают: в отце Маркелле было столько энергии, что даже в последние годы жизни, когда болезнь отнимала силы и не позволяла трудиться физически, он находил другие разнообразные занятия: писал прекрасные стихи и даже сам шил себе на машинке облачение для богослужений.

Не стало отца Маркелла летом 2005 года. Похоронили его рядом с церковью, которую он вернул к жизни. На могиле всегда цветы и многочисленные посетители. Прихожане с теплотой и благодарностью вспоминают своего любимого батюшку, к которому со всего города шли с горестями и радостями, и для каждого у него находилось мудрое наставление и доброе слово. Сегодня в социальной сети «ВКонтакте» создана группа памяти архимандрита, где опубликованы его стихи, собраны фотографии.

А в Сретенской церкви служат сын и внук священника Маркелла – отец Виктор (нынешний настоятель храма) и отец Михаил. Преемственность поколений сохранилась. Вот такие строки написал архимандрит за 10 дней до своей кончины:

Я вас не покину. Душа вездесуща
Душе не предписан предел,

Я сам не просил себе смерти у Бога,
Я вас оставлять не хотел.

Но Бог нас смиряет безмерным страданьем,
Страданьям есть тоже предел.
Я умираю спокойно и тихо,
Я этого очень хотел.

Частный сектор. Тихие улочки. Бывшая Солдатская слобода. Сретенская церковь с ярким голубым куполом. Она, как маяк, возвышается над одноэтажными домиками и словно передает привет далекому берегу Клязьмы, с которого когда-то переехала. А с небольшой колокольни вдалеке видны золотые купола Успенского собора, где покоится создатель обоих храмов князь Андрей Боголюбский и до XV столетия находилась главная святыня русского православия — икона Владимирской Божией Матери. И в Сретенской церкви она по-прежнему особо почитается. 4 октября здесь даже отмечают престольный праздник Сретения владимирской иконы, несмотря на то, что этого дня никогда не было в церковном календаре.

Подготовили Владимир Новиков и Дарья Ермолина

Съемки и монтаж Дмитрия Киреева

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)

Проверить на сегодня

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ИНН 7733043093 ОГРН 1027739806841 зарегистрировано 19.02.1993 по юридическому адресу 125466 , город Москва , Новогорская улица, 37 . Статус организации: действующая. Руководителем является настоятель Константинов Игорь Евгеньевич (ИНН 272403786662). Подробнее >

Основной вид деятельности – Деятельность религиозных организаций. В исторических сведениях доступно 17 записей об изменениях, последнее изменение датировано 22 сентября 2021 г..

Организация состоит на учете в налоговом органе Инспекция ФНС России № 33 по г.Москве с 19 февраля 1993 г., присвоен КПП 773301001. Регистрационный номер в ПФР – 087908002286, ФСС – 770200060477211.

Информации об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в тендерах не найдено. Есть данные об участии организации в 2 завершенных арбитражных делах.

Надёжность

Выявлены 23 факта об организации:

  • ░░░░░░░ Недобросовестные поставщики
  • ░░░░░░░ Дисквалифицированные лица
  • ░░░░░░░ Массовый руководитель
  • ░░░░░░░ Массовый учредитель
  • ░░░░░░░ Массовый адрес
  • ░░░░░░░ Несдача налоговой отчетности
  • ░░░░░░░ Налоговая задолженность
  • ░░░ Недостоверность руководителя
  • ░░░ Недостоверность учредителя
  • ░░░ Недостоверность адреса

Связи

Актуальные Исторические Все

Читайте также:
Знаменский монастырь в Иркутске: история и адрес, телефон, описание, святыни и праздники

Выявлена 1 действующая и 1 ликвидированная связанная организация

Выявлены 2 действующие связанные организации

Выявлены 3 действующие и 1 ликвидированная связанная организация

Судебные дела

В роли: Ответчика Истца

Динамика Сумма, руб. Дела
2019 ░░░ ░░░░

Долги

Найдены сведения о наличии исполнительных производств в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат):

Госзакупки

Сведения об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют.

Последние изменения

Завершено исполнительное производство № 77525/21/77057-ИП от 06.04.2021

Новое исполнительное производство № 77525/21/77057-ИП от 06.04.2021, сумма требований: 3 500 руб.

Завершено исполнительное производство № 155846/20/77057-ИП от 22.07.2020

Новое исполнительное производство № 155846/20/77057-ИП от 22.07.2020, сумма требований: 1 000 руб.

Завершено рассмотрение судебного дела №А40-306444/2019 от 20.11.2019 в первой инстанции. Организация в роли ответчика, сумма исковых требований 5 500 руб.

Новое судебное дело №А40-306444/2019 от 20.11.2019 в роли ответчика, сумма исковых требований 5 500 руб.

Добавлена бухгалтерская отчетность за 2018 год.

Завершено рассмотрение судебного дела №А40-113596/2019 от 06.05.2019 в первой инстанции. Организация в роли ответчика, сумма исковых требований 3 500 руб.

Похожие организации

Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:

Учредители

Данные об учредителях Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ.

Финансы

Данные по финансовым показателям Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) приведены на основании бухгалтерской отчетности за 2017–2018 годы .

Это ваша компания?

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Проверки

За период с 2015 года в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) инициированы 2 проверки.

Лицензии

Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.

Краткая справка

Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 4 июня 1999 г., ОГРН присвоен 17 декабря 2002 г. регистратором УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г.МОСКВЕ. Руководитель организации: настоятель Константинов Игорь Евгеньевич. Юридический адрес Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – 125466, город Москва, Новогорская улица, 37.

Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В КУРКИНЕ ГОР. МОСКВЫ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) присвоены ИНН 7733043093, ОГРН 1027739806841, ОКПО 39587274.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Владимирской Иконы Божией Матери в Куркине Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: