Мужской монастырь святителя Луки в с. Лаки: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Греческий мужской монастырь Лаки (карта, фото)

В любом городе Крыма под яркими зонтиками сидят дружелюбные люди и предлагают поехать на экскурсии: пещерные города, дворцы Южного берега, ботанический сад, парки и пляжи, конные прогулки… А мы сегодня отправились туда, куда ни один автобус с туристами не сворачивает.

Восемь километров от шоссе

Конечно, маршрут нетривиальный. Нужно доехать до Бахчисарая, на автостанции выбрать автобус — например, на Синапное, — который шел бы до села Предущельное. Все здесь знают друг друга: троих приезжих, наивно купивших билетики в кассе, контролер вычисляет мгновенно. Остальные, дружески перебраниваясь, оплачивают проезд на месте. Потом нужно вовремя выскочить: остановки в этих маленьких автобусиках никто не объявляет.

А выскочив, можно идти по трассе, и уже с самого начала восхищенно задирать голову: крымские горы кругом. Пещеры, родники. Изредка встретишь табличку у ничем не примечательной пещерки: стоянка древнего человека, мезолит например, века такие-то. Может быть, здесь археологи что-то особенное находили, но сейчас — просто каменный навес.

Мы шли через Качи-Кальон, о котором расскажем позже. Если же долго идти по трассе вдоль реки Кача, то когда-нибудь вы встретите указатель на поворот и надпись: Лаки — 8 км. Эти километры нам предстояло прошагать по белой меловой дороге, вполне проезжей — для внедорожника…

Дорога к разрушенному храму

Однако эти восемь километров нам не пришлось пройти в одиночестве. Сначала вместе с нами пошел короткий и радостный летний дождь. Замерзли мы все же основательно, а по дороге потекли белые ручьи. А потом дождь кончился, а нас нагнал грузовик. Страшно подумать, какую пыль он поднял бы, если бы не дождь. Водитель остановился: не только он был первым, кого мы увидели на этой дороге за почти час пути, но и мы были первыми, кого встретил он. Так что он пригласил нас в машину: ему тоже нужно было в Лаки. Обе девушки поместились в кабину, а юноша запрыгнул в кузов. Мы жмурились, когда по стеклу хлестали ветви, а парень в кузове исполнял сложный танец, уклоняясь от их мокрых ударов.

И вот за очередным поворотом — храм. Его силуэт сразу напоминает о Византии. Впрочем, и купол, и колокольня сильно искалечены. На ветке-шлагбауме, перегораживающей подъезд, табличка: «Скит во имя апостола и евангелиста Луки. Въезд по благословению». Из жителей видно пока только двух маленьких черных свинок. Мы прощаемся с водителем и расчехляем фотоаппараты. Обходим храм.

Птицы небесные и травы земные

В храме растет трава и вьют гнезда птицы. В притворе лежит мертвый птенчик. На сложенном из кирпичей аналое в центре — икона Спасителя. В алтаре — кирпичный Престол и большой деревянный крест. Естественно, иконостаса нет. Подсвечники — доски с просверленными дырочками, уже изрядно обгоревшие. Рядом со свечами, заботливо укрытыми пленкой на столе, — ящик для пожертвований.

Кое-где сохранились фрески. На парусах — изображения символов евангелистов. Виден лик ангела, ярче всего выступает лев. «Настоящий Аслан», — восклицаем мы. Остальное — орнаменты.

Крымская Хатынь

Село Лаки — греческое. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей.

Но мирная жизнь в России ХХ века — дело недолговечное и относительное. Великая Отечественная война не обошла стороной ни Крым в целом, ни маленькое греческое село.

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг. Деревня была труднодоступна, особенно во время паводков. Именно поэтому село долгое время не контролировалось фашистами.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами.

Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком. «Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…».

Читайте также:
Преображенский собор в Белгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.

После освобождения Крыма многие из тех греков получили жилье в Бахчисарае. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Летом 1944 года греки были высланы Крыма.

Храм на пепелище

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.

Мы молча обходим его кругом. Стоя напротив алтаря, вижу, что в окно снаружи вползает довольно крупная змея. Наш проводник уверенно называет ее: желтобрюхий полоз (неядовитая, но агрессивная змея), и подходит поближе. Полоз устремляется в щель, где сидит беспомощный птенец. На краю лишенной купола стены мечется птица, тоже знакомая нашему другу: горихвостка. Сегодня у нее и правда горе.

«Никогда не думал, что увижу такое. Змеи в храме. Аспид в апсиде», — вздыхает наш проводник. Мы сразу вспоминаем, что он учился на художника. Кто еще знает, что полукруглая алтарная часть храма называется апсидой… Змея уползает внутрь, а мы размышляем о том, что ставшая нам преступно привычной трава на стенах церквей со змеями в алтаре, пожалуй, ни в какое сравнение не идет.

Родная тишина

В долине, где находится село Лаки, очень тихо. Гудят пчелы и мухи, ветер едва шелестит листвой, мы ступаем по траве. Но все это не нарушает тишины.

У меня возникает мысль о том, что наш друг сегодня не просто провел нас по одной из не самых известных дорог горного Крыма, но и поделился с нами частью себя, самым дорогим из того, что было у него в сердце.

23 марта 1942 года — последний день жизни деревни Лаки Бахчисарайского района. После этой даты — только пепелище, только руины церкви, только память о тех, кто жил в деревне…

Лаки, крымская хатынь, монастырь святого Луки.

Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, только храм святого Луки и скромный памятник на холме напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, влюблялись, растили детей пока в их дома не пришла беда.
Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. Произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Фото при клике увеличиваются.

История этой долины известна археологам с первых веков нашей эры. В ранний византийский период эта местность входила в страну Дори, а в более поздние период эти земли находились в границах княжества Феодоро. В 15 км от поселения Лаки находилась столица княжества Мангуп-Феодоро. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее – развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Представьте себе, как выглядела эта местность веков 6-7 назад. На вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: св. Троицы, Успения Богородицы, святых Козьмы и Дамиана, Федора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Федора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Козьмы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе.

Почему это место удостоилось такой концентрации православных церквей? Ведь ничего подобного больше нигде в Крыму не известно. Что это – центр средневекового православия юго-западного Крыма? Может сюда, подальше от глаз крымских ханов, в дни великих праздников стекался весь окрестный православный люд? Или же это было подобие крымского Афона созданное повелением Мангупского князя? Похоже, эти вопросы так и останутся без ответа. И ни древние греческие могилы, ни развалины некогда сияющих храмов, ни вода святого источника не раскроют своей тайны.
Лаки(Лака) – в переводе с греческого – это долина, окруженная со всех сторон горами. На старых картах 19 века это село называется Лака. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, строили храмы. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Перед войной в деревне проживали 240 греков, 17 русских, 2 армянина и 1 украинец. Лаки – греческая деревня удивительной и героической истории.

Читайте также:
Церковь Троицы в Никитниках: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

23 марта в течении получаса село было уничтожено. Каждый сгоревший дом стал семейной могилой. Священника расстреляли прямо в церкви. Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.
23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Михайлович Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь.
«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. Греческий народ чтит память погибших. Ежегодно, 23 марта, в это место съезжаются греки , отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы.
В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят.
В последние годы ведутся работы по восстановлению храма св. Евангелиста Луки. Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.
Восстановление православного монастыря на этом месте это вечная память всем тем кто жил и погиб, защищая родину Живет монастырь, живет молитвенная память о погибших а значит будут жить Лаки в наших сердцах.

Как найти, добраться. Недалеко от Бахчисарая, в Качинской долине, между селами Баштановка и Машино поворот по указателю – “Лаки 8 км”. Через примерно 500 м по асфальтированной дороге свернуть влево на грунтовую дорогу (указатель есть) и 8 км вверх. Дорога с глубокой колеей, местами заболочена, поэтому в влажное время года труднопроходима. Чем выше поднимаетесь, тем живописнее виды.

На общественном транспорте проехать до указателя можно из Бахчисарая на автобусе идущему по маршруту Бахчисарай – Предущельное – Баштановка – Машино. до села Синапное. За селом Баштановка будет поворот с главной дороги направо. Далее пешком.
И вот за очередным поворотом – в лакской долине виднеется силуэт белоснежного храма святого Луки в византийском стиле. Слева гора святого Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы, справа – гора Татар-Ялта.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Свято-Успенская Почаевская Лавра: где находится, история, источник, икона, скит

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенская Почаевская Лавра – один из величайших православных монастырей, известных во всём мире. Это поистине святое место со своей историей, которую знает каждый христианин, ибо в ней содержится духовное начало, неиссякаемое и нетленное, и имя ему – вера.

Почаевская Лавра находится в древнем городе Почаев (Украина) и является крупнейшим православным храмовым комплексом и монастырём в Украине после Киево-Печерской лавры.

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Читайте также:
Преображенский собор в Рыбинске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры. В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Монастырь Почаевской Лавры

Кроме Успенского храма, на территории современной Лавры находятся такие основные сооружения:

  • монастырь Почаевской Лавры;
  • пещерный храм;
  • церковь Великомученицы Варвары;
  • церковь преподобных Антония и Феодосия.

Все обители имеют прекрасный вид, наполнены шедеврами православного искусства, а службы, которые постоянно в них проводятся, насыщены огромной любовь к Господу и чистейшей духовной красотой.

Монастырь святой Анны рядом с Почаевской Лаврой и Скит

Монастырь имеет свою давнюю трагическую историю. Во времена нападения татар строения, находящиеся на месте обители, были разрушены, и лишь спустя многие годы на этом месте был воздвигнут храм, а ещё по прошествии веков именно здесь чудесным образом была обретена икона Святой Праведной Анны, которая, по преданию, сама выбрала себе место пребывания.

Есть множество святых мест на земле, и одним из таких, избранных Богом, является древний Монастырь-Скит, который также расположен вблизи Свято-Успенской обители Божьей. Скит Почаевской Лавры — это поистине высокодуховное место, известное своими великими чудесами.

Источник святой Анны возле Почаевской Лавры

Особенным местом является источник Святой Анны, прославившийся своей святостью и огромной исцеляющей силой на весь мир.

Это самый известный источник возле Почаевской Лавры. После появления святой Анны в этих местах в память о её деяниях была построена часовня, а позже вблизи неё забил Святой Источник. Он действительно наполнен Божьей Благодатью, ведь и сегодня к нему съезжается огромное количество православных людей, дабы получить долгожданное исцеление и познать духовную жизнь.

Иконы Почаевской Лавры

Самыми известными и почитаемыми Святыми Почаевской Лавры являются:

  • Преподобный Иов;
  • Преподобный Амфилохий.

Святой Иов стал духовным оберегом монастыря, его жизнь и деяния дали храму новую жизнь и вложили основы православия в умы и души людей. Святой Амфилохий – один из величайших подвижников Лавры, прошедший сложный, но праведный жизненный путь и ставший великим чудотворцем на все времена.

Среди множества иконописных шедевров, находящихся в храме, самым известным и почитаемым является Почаевская икона Божьей Матери, которая прошла всю многовековую историю непростого становления храма и стала символом христианской веры для всех православных людей во всём мире.

Также великий храм наполнен посланиями богомудрых старцев. Старцы Почаевской Лавры на протяжении многих лет учили духовности всех приходящих. Их пророчества стали основой православия на все времена, ибо в них изложены главные постулаты христианства, основой который была, есть и остаётся Божья вера – вечная и благодатная.

Почаевская Лавра – величайшее произведение православной истории и культуры. Она – прекрасный пример того, как истинная вера способна пройти сквозь времена, преодолеть все преграды – и остаться навсегда вечной благодатью, данной людям Богом.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Свято-Успенской Почаевской Лавре:

Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. По статистике 2013 года в лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников.

Читайте также:
Вознесенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
    • 2.1 Храмы лавры
    • 2.2 План лавры
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Местонахождение
  • 6 Где остановиться
  • 7 Галерея
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель – он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.

25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах – Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.

В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.

Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда “ревиндикция” – передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции – в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).

Читайте также:
Биография патриарха Кирилла: подробное описание жизни святейшего, история служения, деятельность церковнослужителя и звания

В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый “новый корпус”, где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.

Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.

С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность – открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение – как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.

С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года – Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.

Описание [ править ]

Свято-Успенская Почаевская Лавра – крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине.

Храмы лавры [ править ]

  • собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра Невского);
  • храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский;
  • храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях;
  • храм во имя Святой Живоначальной Троицы;
  • храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских;
  • храм во имя св. вмц. Варвары.

План лавры [ править ]

1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери).
2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия).

3. Троицкий собор.
4. Колокольня.
5. Похвальной церковь.
6. Почаевская духовная семинария.
7. Святые ворота.
8. Экскурсионный офис.
9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери.
10. Летний алтарь.
11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.
12. Иконная лавка.
13. Записной стол.
14. Проход к колодцу прп. Иова.
15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры).
16. Вход в храм прп. Иова.
17. Странноприимная.
18. Подземный переход на стоянку.
19. Подземный переход на территорию Лавры.
20. Нижняя стоянка.
21. Верхняя стоянка.
22. Дорога к автостанции.
23. Дорога на Радылов.
24. Дорога на Тернополь.
25. Дорога на монастырское кладбище
26. Дорога на Кременец.

Святыни [ править ]

  • Почаевская икона Божией Матери (в Успенском соборе);
  • отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе);
  • мощи прп. Иова Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме);
  • мощи прп. Амфилохия Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме)

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: Украина, Тернопольская область, Кременецкий р-н, Почаев, ул. Воссоединения, 8, Свято-Успенская Почаевская лавра
Почтовый индекс: 47025
Телефоны:
Звонки с Украины:
(03546) 612 18 (привратник), (03546) 625 47, 625 48 (гостиница)

Где остановиться [ править ]

Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются:

  • общие 10-местные номера;
  • отдельные номера с удобствами на этаже;
  • улучшенные номера с удобствами в номере.

Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес. Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.

Галерея [ править ]

Успенский собор лавры

Внутренне убранство Успенского собора лавры

В подземном храме Иова Почаевского

Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе)

ОБНОВЛЕНО! ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА — ОПЛОТ БОРЬБЫ С АНТИХРИСТОМ. (добавлены оригиналы Обращений)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Свято-Успенская Почаевская Лавра – один из величайших православных монастырей, известных во всём мире. Это поистине святое место со своей историей, которую знает каждый христианин, ибо в ней содержится духовное начало, неиссякаемое и нетленное, и имя ему – вера.

Читайте также:
Храм Всемилостивого Спаса: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Почаевская Лавра находится в древнем городе Почаев (Украина) и является крупнейшим православным храмовым комплексом и монастырём в Украине после Киево-Печерской лавры.

Почаевская Икона Богоматери

Царские врата Успенского Собора венчает Чудотворная Почаевская Икона Богоматери в звезде киота, украшенного драгоценными камнями. Привезенная на Волынь греческим митрополитом Иеофитом, святыня была передана монастырю в конце XVI в. его покровительницей Анной Гойской после чудесного исцеления слепого от рождения брата помещицы.

По особо торжественным праздникам Икону – оплот молитвенной жизни обители, опускают вниз, к верующим, которые с благоговением вбирают ее благодатное тепло и целительную силу.

Целебное озеро Святой Анны

Этот водоем является местом постоянного паломничества, как и Почаевская лавра. Озеро святой Анны находится оно в поселке Онишковцы, близ него и расположен монастырь. Температура воды здесь всегда неизменна – 5-8 градусов. Тем не менее многие паломники спешат окунуться в святые и целебные воды в надежде обрести здоровье. Многие говорят, что исцеление происходит благодаря большому содержанию кремния в водах, а также большому количеству ионов серебра.

Однако существуют предания, согласно которым раньше на месте источника была православная церковь. Когда было нашествие татар, она чудесным образом опустилась под землю и так спаслась от разорения. Через некоторое время здесь было еще знамение – появление иконы святой Анны. Ее много раз пытались перенести, но она все время возвращалась. В итоге решили построить тут часовню. Через некоторое время на этом месте появился целебный источник. В советское время много раз пытались его уничтожить, но ничего не получалось.

Итак, в этой местности знаменита не только Почаевская лавра, где находится стопа Богородицы с целебной водой, но и вода озера Святой Анны. Приезжают сюда очень часто женщины, так как водичка особо полезна для тех, кто пытается забеременеть. Несмотря на ледяную воду, после выхода из бассейна люди отмечают тепло и жар в теле, еще не было случаев простуды от купания в озере. Считается, что такие окунания помогают закалить организм и увеличить жизненные силы. Некоторые даже уверены в эффекте омоложения.

Для тех, кто приехал испытать на себе целебную силу источника, существуют некоторые правила:

  • женщинам желательно быть в длинных сорочках, покрыть голову;
  • для всех – белье нательное должно быть новым;
  • перед погружением следует прочитать молитву “Отче наш”, перекреститься, затем обратиться к святой Анне;
  • после можно окунаться, это нужно сделать три раза с головой.

Многие знают, что действительно искренняя молитва творит чудеса.

Николай Потоцкий – от авантюриста до инока

История перевоплощения известного своей скандальностью графа в мецената и монаха также связана с чудодейственной силой Иконы Богоматери. Легенда гласит, что проезжая как-то мимо святых стен, граф опрокинулся вместе с каретой, за что в гневном запале решил застрелить кучера. Но пистоль дал три раза осечку после жаркого обращения слуги в сторону монастыря к Почаевской иконе.

Потрясенный настоящим чудом, Потоцкий решил посвятить дальнейшую жизнь развитию и укреплению обители, в частности, возведению величественного Успенского собора и коронации Чудотворной Иконы. Свою жизнь граф Потоцкий закончил в маленьком домике при Лавре, незадолго до кончины постригшись в монахи.

Схимонах Амфилохий

В одной из пещер-келий Лавры находится усыпальница с мощами канонизированного в начале XXI в. схиигумена Амфилохия Почаевского, известного при жизни далеко за пределами обители благодаря дару исцеления физических и духовных недугов.

Настоящий народный целитель совершенно бескорыстно помогал воинам УПА и родным партийных бонз, тысячам простых людей вопреки гонениям со стороны властей в тяжелые времена советского атеизма. Через тридцать лет после захоронения тело схимонаха было эксгумировано в нетленном виде и размещено для поклонения в пещерном Храме преподобного Иова Почаевского.

Возможно Вас также заинтересует другой паломнический тур «Зарваница + Зависть + Тютьков»

Святые старцы

Почаевская лавра знаменита своими старцами. Самых известных, конечно, двое. Это Амфилохий и Иов, которые были возведены в ранг святых. Расскажем о них подробнее.

Преподобный Иов Почаевский

Происходит старец из дворянской семьи, однако еще с детства он желал стать иноком. В 12-летнем возрасте Иов принял монашество. Всю свою жизнь он ревностно служил Господу Богу. Долгое время был игуменом Почаевской лавры, сделал множество великих дел для ее славы. При его жизни были открыты типография, школа. Это было трудное время для православия, но Иов твердо стоял на своем, осудивши принятие унии. Также ему было откровение о его кончине. Старец помолился Господу и мирно отошел в мир иной. После того как открыли его мощи, было совершено множество чудес и исцелений.

Преподобный Амфилохий Почаевский

Этот старец уже практически наш современник. Он родился в 1894 году в семье крестьян. Его отец был отличным костоправом, поэтому и сын перенял его умение. В 1925 году Почаевская лавра приняла еще одного послушника, а в 1932 году и монаха. В монастыре Амфилохий прославился как лекарь и костоправ. Постоянно принимал страждущих не только физически, но и духовно. Благодаря своему служению Богу он получил дар прозорливости и исцеления.

Читайте также:
Успенский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

С 50-х годов, во время гонений на церковь, монах жил в своем родном селе. Каждый день служил молебны, продолжал помогать людям. По ночам стоял на молитве. Об этом периоде сохранилось много воспоминаний тех, кто приходил к нему за помощью.

Старец Амфилохий также предвидел свою кончину. Он был отравлен одной из послушниц, которая была агентом КГБ. Умер монах в 1971 году, призывая верующих приходить со своими нуждами к нему на могилу. Он говорил, что и после смерти не забудет о них. Первое исцеление произошло сразу после отпевания. В 2002 году старец был причислен к рангу святых. Чин совершался в Почаевской лавре, во время которого над ней было видно два креста. Многие присутствующие говорили, что это два монаха – Иов и Амфилохий.

Почаевская Лавра – выдающаяся памятка архитектуры и искусства

Архитектурный ансамбль обители был спроектирован архитектором Г.Гофманом, который мастерски задействовал в строительстве живописные скалистые террасы.

Утонченный силуэт Успенского Собора – архитектурной доминанты ансамбля с округлыми отверстиями в сводах боковых коридоров поражает магической игрой светотени, а его золоченые купола, устремленные в небесную синь, словно символизируют единение со Всевышним. В декоративном оформлении собора принимали участие известные художники XIX в. – Е.Васильев, М.Нестеров, И.Горбунов.

Одним из важных сооружений Лавры является Свято-Троицкий собор, возведенный в начале XX века под руководством архитектора А.Щусева, который позже спроектировал мавзолей Ленина. А эскизы мозаик, украшающих храм, принадлежат авторству известного художника Н.Рериха, в дальнейшем отлученному от церкви.

Свято-Успенская Почаевская лавра состоит из таких зданий:

  • Свято-Успенсыкий собор (1771-82 г., арх. Г. Гофман)
  • Троицкий собор (1906-12 гг., арх. А. Щусев)
  • кельи (1771-80 гг.)
  • Архiерейський дом (1825)
  • колокольня (1861-69 гг.)
  • надвратный корпус (1835 г.)

Экскурсии

Очень знаменита среди паломников Почаевская лавра. Экскурсии в это место организуются в большом количестве. Приехав сюда, можно побывать возле целебного источника и набрать оттуда святой водички, преклонить колени пред иконой Богородицы и вознести ей молитву, постоять возле мощей святых Иова и Амфилохия. Наверняка подобная экскурсия не оставит равнодушным никого, и каждому захочется еще раз приехать сюда.

Очень многие, кому представилась возможность посетить такое место, как Почаевская лавра, отзывы оставляли восторженные. Все здесь пронизано благостью многих монахов и старцев. И не зря Почаевская лавра является поистине одним из святых православных мест.

Интересные факты

1. Тарас Шевченко, потрясенный величием и красотой Лавры, создал ряд прекрасных акварельных пейзажей Почаева;

2. «Украинской Швейцарией» назвал живописные пейзажи Почаева Николай II;

3. В монастырской типографии работали известные украинские граверы А. и И. Гочемские;

4. В свое время Почаевский монастырь посетили Г.Сковорода и Ф.Прокопович;

5. Лавра гордится третьей по высоте звонницей (65 м) в Украине;

6. В монастыре 13 колоколов, 2 из них – часовые;

7. Недалеко от Почаева находится чудодейственный Источник Св.Анны, чьи целебные воды помогают стать родителями.

Настоятели, наместники

  • Прп. Иов Почаевский (нач. XVII в. — 28 октября 1651)
  • Досифей (упом. 14 сентября 1659, + 1664)

С 1831 года священноархимандритами обители были архиереи: Волынские, Львовские, Тернопольские, а по обращении в ставропигию — Киевские

  • Антоний (Рафальский) (1833 — 1834)
  • Амвросий (Лотоцкий) (1860 — 1865)
  • Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 — 1909)
  • Дамаскин (Малюта) (август 1920 — 1931)
  • Пантелеимон (Рудык) (1933 — 2 июня 1941)
  • Панкратий (Кашперук) (1943 — 1946)
  • Елисей (1946)
  • Иосиф (Забарный) (1946 — 1950)
  • Иннокентий (Леоферов) (1949 — 1951) и/о
  • Иннокентий (Леоферов) (1951 — 1953)
  • Севастиан (Пилипчук) (12 февраля 1954 — 1962)
  • Варфоломей (Бабяк) (1962 — 1964)
  • Августин (Шкварко) (1964 — 1970)
  • Самуил (Волынец) (1971 — 1974)
  • Иаков (Панчук) (8 августа 1974 — 1982)
  • Николай (Шкрумко) (31 июля 1982 — 26 июня 1985)
  • Марк (Петровцы) (26 июня 1985 — 19 июля 1988)
  • Онуфрий (Березовский) (20 июля 1988 — ноябрь 1990)
  • Иаков (Панчук) (14 декабря 1990 — 1992)
  • Феодор (Гаюн) (5 июля 1992 — 27 июля 1996)
  • Владимир (Мороз) (с 27 июля 1996)

    Почаевская лавра как доехать?

    Есть несколько вариантов как попасть к Свято-Успенской Почаевской Лавры. Первый — это личным автомобилем. В общем дорога займет до 3-х часов, если еще учитывать пробки во Львове :).

    Если же у Вас нет собственного авто, или же по некоторым причинам Вы не можете им воспользоваться, то можно добраться общественным транспортом. Но это путь не легкий, поскольку автобусы ездят не так часто и в теплое время года сложно так путешествовать. Можно также доехать до Радивилов или в Зборов электричкой и уже тогда пересесть на автобус (они ездят чаще).

    Также можно воспользоваться услугами турфирм. Которые не только отвезут Вас к месту назначения, а еще расскажут много интересного и нового.

    Знаменитые песнопения

    Не менее знаменит и хор Почаевской лавры, который является поистине эталоном церковных песнопений. Особенное звучание им придает еще и акустика храма, в котором происходит исполнение. Услышать пение можно, приехав в лавру. Это будет действительно незабываемо, особенно для истинно верующих. Также в наш век технологий песнопения Почаевской лавры можно приобрести в записи. Это отлично подойдет для тех, у кого нет возможности съездить и послушать все вживую.

    Читайте также:
    Храм Похвалы Пресвятой Богородицы в Зябликово: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

    Свято-Успенская Почаевская лавра

    Предания гласят, что Успенская Почаевская лавра была основана монахами-беглецами, спасшимися от татаро-монгольского нашествия. Сегодня это второй по значимости храмовый комплекс после Киево-Печерской лавры.

    История Почаевской лавры

    Об истории Успенско-Почаевской лавры миру стало известно из труда протоиерея Андрея Хойнацкого «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». Этот труд вместил в себя всю историю монастыря, включая рассказ о святынях, достопримечательностях и том, как выглядела обитель в разные времена. Андрей Хойнацкий много работал с архивными документами, почти в каждом из которых идет речь о важности Лавры для юго-запада Руси.

    Основание обители

    В 1240-1241 годах, на горе, недалеко от Нового Почаева, была образована Успенская-Почаевская обитель. На протяжении трех веков обитель разрасталась, но со временем опустела. Лишь в 1597 году, благодаря помещице Анне Гойской, которая принесла в стены обители чудотворную икону Божьей Матери из Орлинского монастыря, Лавра постепенно вновь вернулась к своей естественной жизни.

    Читайте также похожие статьи:

    В это время монахи Успенско-Почаевской лавры принимают решительные меры против унии. Среди таких активных духовных деятелей можно назвать преподобного Федора, князя Острожского, святого митрополита Фотия, преподобного Иова — игумена Почаевского монастыря и священномученика Макария — архимандрита Овручского. Однако, каково бы ни было сопротивление, в 1713 году и до 1831 года Лавра попала под власть униатов. Лишь в 1833 году обитель была возвращена Православной церкви, в это же время был ею получен статус лавры и присвоение 4 места среди существующих на территории России.

    Период войн и разорения

    Первая мировая война принесла в монастырь разорение, кроме того, обитель заняли австрийские войска. Казалось бы, ровно через год, в 1916 году, русские войска приходят в Лавру и монастырь можно считать освобожденным, но нет — с 1920 года Успенско-Почаевская лавра переходит в правление польского митрополита. Вернуть лавру в Русскую церковь удалось лишь в 1939 году.

    Известно, что в годы правления Хрущева, известного своей антицерковной политикой, обитель подверглась довольно сильным гонениям. По всей стране в это время происходило истребление церквей и монастырей, такая же судьба ждала и Почаевскую лавру. В 1961 году у обители были отобраны все земельные участки, позволяющие обеспечивать ее продуктами. Но самым ужасным было то, что теперь в том здании, где ныне обустроена семинария, коммунисты сделали музей атеизма, осквернив тем самым это место. Однако, несмотря на то, что лавра была разорена, и из числа служивших в ней монахов осталось меньше половины, обитель выстояла.

    В 90-е годы в Лавре начался новый этап — в 1991 году при обители открывают духовное училище, затем переименованное в семинарию, а в 1997 году здесь устраивают Свято-Духов скит.

    Как возникло название обители

    Успенско-Почаевская лавра расположилась в 70 километрах от города Тернополя и в 24 километрах от города Кременец. По стилю застройки совершенно все здания монастыря принадлежат неорусскому стилю. И застройки, и сама живописная местность создают непревзойденный образ святыни украинской земли.

    Согласно многочисленным преданиям, повествующим о Почаевской лавре, такое название эта обитель получила неслучайно. Дел в том, что в этих местах протекала река — Почайна, в которой по преданиям крестил жителей Киева сам князь Владимир.

    Ещё интересные статьи:

    Также, согласно легендам, в 1240 году было такое знамение — несколько монахов и пастух увидели в столпе огненном Богородицу, а после отпечаток стопы Матери Божией так и остался на камне, а место ее появления было ознаменовано целебным источником.

    Архитектурные памятники и храмы

    На территории Успенско-Почаевской лавры представлены храмы, являющиеся достоянием и сточки зрения архитектуры, среди них:

    • Собор Успения Пресвятой Богородицы (выстроенный в два придела, один из которых посвящен Николаю Чудотворцу, второй — Александру Невскому).
    • Пещерный храм преподобного Иова Почаевского.
    • Собор Святой Троицы.
    • Похвальная церковь.
    • Собор Преображения Господня.
    • Часовни Почаевской чудотворной иконы Богоматери и Рождества Христова.

    Святыни

    К самым известным святыням Лавры относят:

    • Лик Божьей матери Почаевской.
    • Целебный источник на месте явления Богородицы.
    • Отпечаток стопы Пресвятой Богоматери.
    • Мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.

    Расписание богослужений

    Богослужения в Успенско-Почаевской лавре начинаются ежедневно с 5 утра и завершаются в 17.00. По вторникам читается акафист преподобному Иову, а в субботу — соборный акафист Божьей матери, по завершении вечернего богослужения.

    По воскресным дням и праздникам проводятся с 17.00 всенощные службы и праздничные литургии.

    По понедельникам и четвергам проводится соборование.

    За все время существования обители сменилось довольно много настоятелей. Одним из самых известных для нашего времени настоятелем Лавры является патриарх Алексий II, возглавляющий обитель с 1990 года.

    Как добраться

    Свято-Успенская Почаевская лавра находится в Украине по адресу: Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, д. 8.

    Карта-схема лавры

    Для посетителей Успенской Почаевской лавры существует специальная карта, в соответствии с которой обычно проходят экскурсии по обители. Карта-схема представляет собой наиболее важные объекты, перечисленные в определенной последовательности:

    • Успенский храм.
    • Церковь, посвященная преподобному Иову Почаевскому.
    • Собор Святой Троицы.
    • Главная колокольня.
    • Похвальная церковь.
    • Духовная семинария.
    • Святые врата.
    • Часовня, посвященная чудотворной иконе Почаевской Божией Матери.
    • Алтарь для летнего времени.
    • Часовня Рождества Христова.
    • Иконная и свечная лавка.
    • Проход до колодца святого Иова и сам колодец.
    • Храм преподобного Иова.
    • Странноприимная.
    • Подземные переходы на стоянку, территорию Лавры.
    • Дорога к автостанции, на Радылов, на Тернополь, на монастырское кладбище, на Кременец.
    Читайте также:
    Владимир Крупин: биография писателя, книги и произведения

    Внимание! Следуя данной карте, легко ориентироваться на довольно-таки большой территории Свято-Успенской Почаевской лавры и не пропустить важные ее достопримечательности и святые места.

    Свято-Успенская Почаевская лавра, где находится?

    В настоящее время не найдется ни одного православного верующего, который бы не знал о существовании наиболее значимой Святыни, такой как Свято-Успенская Почаевская лавра. Данный храм широко известен на территории украинского государства, поскольку располагается на западе и в течение года принимает огромное количество разнообразных православных верующих людей и паломников, которые приходят посетить лавру и помолиться Всевышнему. Также Свято-Успенская Почаевская Лавра, считается наиболее красивым зданием в Восточной Европе. Каждый православный верующий человек знает о том, что именно здесь располагается чудотворной иконостас по имени Богородица, поэтому сюда стекаются верующие, чтобы попросить ее о помощи или вознести ей благодарственные молебны.

    1. ОТЛИЧИЕ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ
    2. МОСКОВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ: КАК ДОБРАТЬСЯ
    3. БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР В НОГИНСКЕ

    История возникновения Почаевской лавры

    Исторически так сложилось, что храм располагается на территории Западной Украины, а именно в Тернополе недалеко от города Почаев. Однако несмотря на то, что историки и ученые на протяжении многих лет знают о существовании такого монастыря, всё же не существует достоверных данных о истории строительства и возникновения. Следовательно, в летописях храма нет ни единых свидетельств о ранней истории, хотя местные жители слагают множество легенд, а также распространяют большое количество пересказов, которые связаны с Почаевской лаврой. Некоторые священнослужители на Западной Украине утверждают, что Успенская Почаевская Лавра, возникла только благодаря иконам, которые были переведены на Тернополь из Киева. Исторические данные говорят о том, что в Тернополь множественные иконы были направлены, примерно в 1240 году, поскольку в Киеве произошло разорение и в некотором роде уничтожение города, после чего было принято решение спрятать иконы в монастыре в городе Почаев.

    Считается, что именно в Тернополе было видение Святой Богородицы. Она возникла из ниоткуда совместно с огненным пламенем, а в руке на тот момент она держала скипетр, голова ее была украшена царской короной. Многие верующие, историки, ученые и служители храма утверждают, что такое видение Святой оставила немаловажный след на камне. Если присмотреться к святому образу, то можно заметить на правой ноге матери Всевышнего след, который впоследствии стал неким целебным источником для многих православных верующих людей, а также страждущих, которые нуждаются в помощи или утешении. Такие сведения распространялись на многих территориях, вследствие чего к Почаевской лавре стали стекаться не только монахи, священнослужители и паломники, но и простые православные верующие люди. Многие говорят о том, что Свято Успенский Скит, который представляет собой память о тех временах разрушения Киевской лавры. След Божьей Матери по сей день располагается на территории собора.

    Новая страница в истории

    В исторических данных не существует практически никакой информации о Почаевской лавре до 15 века, многие люди, которые проживают на территории города Почаев всю свою жизнь, а также именно здесь проживали их предки, утверждают, что монастырь находился в запустении до 15 века. Вторую жизнь Почаевской Святой лавре дала некая помещица Анна Гойская, которая прославила священный храм в 1597 году. В это же время богатая женщина переехала жить в город Почаев. Именно она, то есть Анна Гойская пожертвовала Почаевской лавре огромную сумму денег, поскольку считала себя богобоязненной. О таком вкладе известно, что он был потрачен на постройку келий для монахов и достройку непосредственно Почаевской церкви.

    В то же самое время богатая помещица пожертвовала для монастыря определенные земельные угодья и собственные имения, именно такие деяния смогли подтвердить официальный статус монастыря. Также необходимо знать и о том, что именно Анна Гойская подарила Почаевской Успенской лавре чудодейственную икону, которая теперь известна каждому православному верующему.

    Данные Святой лик на протяжении 30 лет находился на хранении у семьи богатой помещицы и только в 1597 году, она подарила Святой образ Богородицы Почаевской Лавре. Данная икона считается чудотворной, поскольку у Анны был брат, который от рождения ничего не видел. Однако после того, как на протяжении долгого времени он возносил хвалебные молебны у Святого Лика, невероятным и чудодейственным образом он прозрел, увидел всё, что происходит вокруг, собственными глазами. Именно поэтому после, такого значительного подарка от помещицы Свято-Успенская Почаевская Лавра, приобрела новый статус православного центра на территории Западной Украины. Особенно Святой образ помогал православным верующим людям в 1596 году, поскольку после утверждения унии на территории Западной Украины начались невероятные преследования православных людей для того, чтобы им навязать иную веру. Однако благодаря иконе Богородицы люди находили пристанище в храме и возносили хвалебные молитвы для того, чтобы она укрепила их дух, и веру во Всевышнего.

    В конце 18 века в монастыре игуменом стал Иов Почаевский. В этот же самый момент Свято-Успенская Почаевская Лавра, стала знаменитой на весь мир, поскольку Иов был умным и мудрым руководителем, вследствие чего в монастыре наступил особый период расцвета. Именно в конце 18 века на территории монастыря были возведены разные здания, такие как школа, типография, церковь, именуемая Святой Троицей и в тоже время данная церковь стала неким сводом для иконы Божьей Матери. В то же самое время Иов Почаевский отдал указ для того, чтобы возвести оборонительную стену вокруг монастыря, а также соорудить множественные хозяйственные постройки.

    Читайте также:
    Успенский собор в Пензе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Иов Почаевский, как известно, являлся игуменом Свято-Успенской Почаевской Лавры до 1651 года, а уже спустя несколько лет примерно в 1659 году он был обнаружен мертвым, спустя несколько лет он был возведен в сан Святых. Из исторических источников известно, что примерно в 1721 году монастырь стал некой резиденцией для греко-католиков и на протяжении целого столетия являлся их обителью. А уже в 1831 году храм был возвращен обратно к православным верующим людям спустя чуть более 50 лет, сенат присвоил Свято-Успенской Почаевской лавре ее статус. Данный период в истории именуется, как новый виток развития, вследствие которого были проведены множественные работы по благоустройству монастыря, именно с тех самых пор, а именно с 1883 года монастырь остается неизменным и мы можем лицезреть его таковым.

    Как известно, во времена Советского Союза храм пережил атеизм, однако монахи, данной Святыни совершали разнообразные подвиги ради нескончаемой вера во Всевышнего. Как известно, этот период для православных верующих людей и храмов ассоциируется с гонениями, расстрелами и массовыми заточениями в тюрьмах. Некоторые очевидцы того времени утверждали, что священнослужителей, которые уверовали в православную религию, иногда сажали даже в психиатрические больницы, вследствие чего уменьшилось количество монахов, которые проживали на территории Свято-Успенской Почаевской Лавры. Спустя года, а именно в 1997 году храм обрел новый статус и стал под подчинением митрополита. С тех самых пор новая держава стала иначе обращаться к Святому месту, и жизнь стала у священнослужителей более стабильной, они смогли полностью посвятить себя служению Всевышнему, не отвлекаясь на иные проблемы.

    Архитектура

    Данная святыня известна каждому человеку собственной интересной архитектурой. Такой интерес к постройке храма вызван у людей, вследствие того, что здание имеет необычайную красоту и помпезность, что не характерно для Святынь, построенных на украинских землях. Это связано с тем, что на протяжении некоторого времени Почаевская Лавра находилась под руководством иноверцев. Храм располагается на Высокой горе, а внизу вблизи храма располагается небольшой город под названием Почаев. Важно также отметить, что Свято Успенская Почаевская Лавра представляет собой некий монастырский комплекс, поскольку на его территории располагаются не только знания, но и оборонные сооружения, поэтому, в общем, комплекс имеет вид величественного и живописного храма. Не стоит также забывать, что вблизи храма располагается целебное озеро, которое носит имя Святой Анны.

    Церковь Успения Божьей Матери выполнена в стиле позднего барокко именно здесь располагается наиболее чудотворная святыня Богородицы, а внизу под церковью расположена не менее могущественная святыня, а именно мощи Святого Иова, которые ранее считался первым игуменом храма.

    Паломники и православные верующие люди, которые не раз посещали храм, утверждают, что там сохранились наиболее старинные иконы, которые датируются 1646 годом. Несмотря на то, что лавру периодически реставрируют, дух старины и существования древних святынь, и прежнее расположение не меняется, и по сей день. Люди, которые зачастую посещают лавру говорят о том, что приходят сюда для того, чтобы не только вознести хвалебные молебен Всевышнему или попросить его о помощи, но, а также чтобы почувствовать состояние умиротворения и покоя.

    Целебное озеро Святой Анны

    Вблизи Свято-Успенской Почаевской Лавры располагается целебное озеро, которое паломники именуют озером Святой Анны. Именно к данному источнику на протяжении многих лет стекаются паломники. Важно отметить, что температура в водоеме сохраняется не более 8 градусов, но верующие православные люди обязательно окунаются в целебные воды для того, чтобы обрести здоровье или укрепить его. Ученые на протяжении многих лет проводят разнообразные исследования, чтобы выявить, каким именно образом целебный источник может восстанавливать здоровье? Ученые выявили, что в воде, которая расположена в Святом озере имеется большое содержание кремния и ионов серебра.

    Многие верующие и паломники утверждают, что данный целебный источник помогает многим женщинам забеременеть. Служители Свято Успенской Почаевской Лавры утверждают, что на протяжении многих лет ни один паломник после купания в озере не заболел, то есть не случилось ни простуды, ни воспалительных процессов, никаких иных заболеваний.

    Следует отметить, что Свято Успенская Почаевская Лавра – это великая святыня на территории украинских земель и сюда на протяжении многих лет стекаются люди для того, чтобы не только вознести хвалебные молитвы Всевышнему, но и искупаться в источнике, и приблизиться к православной вере.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: