Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае: история и адрес монастыря

Пещерный монастырь Челтер-Коба

Поймала себя на мысли, что в моем понимании «пещерный монастырь» это не о подземелье речь. Дело в том, что в средневековье в Крыму монахи селились не под землей, а над землей – в пещерах, расположенных в толще отвесных скал. Таких пещерных монастырей было немало, Челтер-Коба один из них.

Пещерный монастырь Челтер-Коба

Пещерный монастырь Челтер-Коба находится в Бахчисарайском районе в 1 км от села Большое Садовое в толще юго-западного склона мыса Ай-Тодор. Это фактически окраина Бельбекской долины, над которой нависают три массивных скалистых мыса, похожие на трех выбирающихся из лесной чащи ящеров. Крайний слева – остроконечный мыс Куле-Бурун (Башенный мыс), на котором находится Сюйреньская крепость. Средний – мыс Ай-Тодор. Третий, самый западный – Джаниче-Бурун, название которого переводится, как «душевный, приятный мыс». Осенью прошлого года мы уже путешествовали в этих местах, тогда нашей целью была Сюйреньская крепость. На исходе этой осени мы отправились в пещерный монастырь Челтер-Коба.

Куле-Бурун (слева) и Ай-Тодор (справа)

Во избежание путаницы, которая кстати присутствует на некоторый сайтах, отмечу, что в Крыму два пещерных монастыря, название которых начинается словом «Челтер». Пещерный монастырь Челтер-Мармара находится в Балаклавском районе города Севастополя в 2-х километрах от села Терновка. Название «Челтер (Чилтер)» происходит от крымскотатарского слова «решетка, решето», а изъеденная пещерами скала очень похожа на решетку. В Челтер-Мармара мы не так давно побывали, и это подтолкнуло нас на поход в еще один пещерный монастырь Крыма – Челтер-Коба. Размеры Челтер-Коба намного скромнее, и он не производит такого потрясающего впечатления, какое испытывает человек, увидевший Челтер-Мармара издалека, так как в отличие от последнего расположен в лесной чаще, а не на безлесой горе. При этом он не такой суровый, можно сказать, даже уютный и притягивает к себе сотни прихожан и множество туристов.

Сейчас пещерный монастырь Челтер-Коба является не только памятником археологии, но и действующим мужским монастырем святого великомученика Феодора Стратилата Украинской православной церкви Московской патриархии.

Святой великомученик Феодор Стратилат

Челтер-Коба с крымскотатарского дословно переводится как «решетка-пещера». Находится он в обрывистом склоне мыса Ай-Тодор, что в переводе с греческого означает «Святой Федор». Предполагают, что этот топоним сохранился еще со времен существования монастыря в средневековье, и Святой Федор считался покровителем монастырской обители. Неизвестно, о каком именно Святом Федоре идет речь, но, когда в начале 2000-х годов монастырь был возрожден, он получил имя святого великомученика Феодора Стратилата. Этот христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, жил в конце III – начале IV века в Римской империи на территории современной Турции. Будучи стратилатом (военачальником) в городе Гераклее и активно проповедуя христианство, он имел много последователей, из-за чего был предан мученической смерти императором Ликинием. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства.

Обрывистый склон мыса Ай-Тодор

Теплым ноябрьским днем, за две недели до начала зимы мы поехали в пещерный монастырь Челтер-Коба. Автомобиль оставили на южной окраине села Большое Садовое, откуда начинается пешеходный маршрут к монастырю. Автомобильная дорога уходит дальше в лес, но становится горной грунтовкой, которую осилит далеко не каждый внедорожник. Она с запада огибает мыс Джаниче-Бурун, делает приличный крюк и выходит на мыс Куле-Бурун к Сюйреньской крепости. К Челтер-Коба дорога не подходит, с нее сворачивает лесная тропа, ведущая к монастырю. Этот путь достаточно длинный. Есть более короткий, проходящий по дну оврага между мысами Куле-Бурун и Ай-Тодор, и выходящий к Челтер-Коба с противоположной стороны. Фактически, это закольцованный маршрут, которой можно использовать в качестве хорошего мини-тура выходного дня.

Начало пути — окраина села Большое Садовое

Мы выбрали более короткий путь к монастырю и вернулись по нему же обратно. Это хорошо утоптанная тропа сначала проходит по дну оврага Исар-Алтын-Дере, на развилке с установленным крестом она сворачивает вправо и далее по восточному склону балки Хор-Хор, огибая мыс Ай-Тодор, выходит к монастырю. Часть пути до креста – это общий маршрут к Сюйреньской крепости и Челтер-Коба.

По дну оврага Исар-Алтын-Дере

Поворот к монастырю

По восточному склону балки Хор-Хор

Приближаясь к монастырю, тропа прижимается к отвесной скале. Таким образом, в отличие от Челтер-Мармара, подходя к Челтер-Коба, увидеть его издалека нет возможности. Эти два пещерных монастыря очень разные, но у них есть нечто общее – похожая история, вернее, отсутствие достоверной информации о ней, а только предположения.

Отвесная скала мыса Ай-Тодор

Челтер-Коба был основан предположительно в период с VIII по XIII век. Если это произошло в VIII-IX веках, то скорее всего его основали иконопочитатели, бежавшие из Византии от преследований иконоборцев. В более поздние века он мог появится на рубежах княжества Феодоро и вместе с Сюйреньской крепостью быть его северным форпостом. Предполагают, что после захвата турками княжества в 1475 году монастырь опустел.

В средневековье внешний вид монастыря отличался от современного. Все пещеры были соединены деревянными лестницами и переходами, от которых в скале остались вырубки. Из 22 пещер, расположенных в четыре яруса, какие-то служили кельями, какие-то использовались в качестве хозяйственных помещений. Самая большая пещера естественного происхождения площадью около 150 квадратных метров являлась храмом. Она имеет скругленную по бокам форму. В ее стенах и полу вырублены различные ниши, пазы и углубления – прямоугольное углубление для алтаря, ниши и полки для икон, каменные скамьи вдоль стен, в полу несколько усыпальниц. Небольшое количество келий и их скромная площадь (в среднем около 7 квадратных метров) дает основание полагать, что в монастыре одновременно проживало не более 20 монахов. Сейчас здесь постоянно живет пять человек. В 2003 году, когда только началось возрождение монастыря, в пещерах какое-то время проживал только один монах – нынешний настоятель монастыря святого великомученика Феодора Стратилата отец Даниил.

Читайте также:
Храм Смоленской Божией Матери в Фили-Давыдково: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В настоящее время помимо пещерного храма и нижних гротов оборудовано всего несколько пещер. Пещеры в верхних ярусах остаются зияющими черными дырами в отвесной скале. У монастыря нет заборов, его территория начинается лестницей, каменные ступени которой, наверное, еще помнят ступни древних монахов. Сразу за лестницей у большого раскидистого дерева обустроена звонница, самый большой колокол которой весит прямо на ветви.

Пещеры верхних ярусов

Скалу у подножья прорезает длинный грот, в котором с помощью деревянных конструкций оборудовали хозяйственные и, возможно, жилые помещения. Слева также из дерева построена церковная лавка, через которую осуществляется вход в расположенный выше пещерный храм.

Пещерный мужской монастырь Челтер-Коба

Крым привлекает туристов не только ласковым солнцем и теплым морем, но и множеством исторических мест. Для активных туристов будет интересным посещение пещерных монастырей, которых на территории действительно великое множество. Так, ярким примером служит Челтер-Коба. Монастырь был создан много лет назад, но до сих пор работает и готов встретить паломников и туристов.

Именно радужным приемом последних славится святое место. Ведь монастырь не так давно начал восстанавливаться и еще не настолько сильно расширился, как остальные пещерные монастыри. При этом место можно вполне назвать тихим и отчужденным. Ведь в Челтер-Коба не так просто добраться, доехать на машине не получится и придется много передвигаться своим ходом. Но, благодаря небольшому количеству туристов посещению святыни можно насладиться сполна.

Где находится монастырь Челтер-Коба в Крыму

Монастырь Челтер-Коба спрятался в одной из балок пещеры горы Ай-Тодор (средний мыс). Точнее на левом берегу наиболее полноводной реки полуострова – Бельбек. Но туристам стоит ориентироваться на село Большое Садовое.

Откуда взялось название?

Мужской монастырь Челтер-Коба назван на честь Феодора . Так принято считать. Но, достоверных фактов нет и настоящее имя святого просто неизвестно. Так, ученые предполагают, что трое святых могли стать защитниками монастыря: Тирон, Студит, Стратилат . Но, именно святому Феодору Стратилату была оказана такая честь. И он стал покровителем святых в пещере.

Что представляет собой мужской монастырь?

Челтер-Коба не был создан руками человека. Места углублений, которые впоследствии стали монастырем, возникли природным способом и только потом немного изменялись для удобства. Так, все помещения складываются в одну линию, которую прорубили монахи еще много лет назад. Святыня представляет собой 23 отдельных помещения, что расположены в толще скалы. Комнаты разделились на 4 яруса, что позволяет отделить храм, кельи и помещения, предназначенные для хозяйственных нужд. Здесь есть отдельные комнаты для приема пищи и склады.

Самое большое углубление в скале представляет собой именно храм, где проходят служения. Это действительно просторное помещение площадью около 150 метров квадратных. Его природная форма была изменена лишь создание углублений для алтаря. В полу есть углубления и небольшие склепы. Также можно оценить древние скамьи, которые были созданы собственноручно паломниками из камня.

Маленькие кельи созданы специально для отшельников. Есть апартаменты более просторные, для старших паломников. Существует мнение, что кельи никогда не были заполнены монахами на 100%. Множество помещений всегда оставались свободными специально для гостей. В помещениях тепло даже в сильные морозы, они защищены от ветра. Но, современные обитатели активно используют новые технологии для обогрева, что позволяет чувствовать себя в пещерах всегда комфортно.

Архитектура храма охватывает также длинных грот, который ведет извилистой тропой прямо к источнику. Его длина составляет около 150 метров. В самом низу грота можно ощутить себя в плену природы. Тому способствует кристально чистая вода и небывалая свежесть воздуха. Именно здесь есть чаша со святой водой, куда окунаются паломники.

История возникновения обители

Точная дата возникновения мужского монастыря неизвестна. Дата основания колеблется между XIII и XIV веками и храм был создан поклонниками икон из Византии. Существует факт разрушения храма турками в 1475 году. После этого святыня пустовала длительное время и даже использовалась как загон для скота. И только в 2005 годы мужской монастырь получил вторую жизнь. Челтер-Коба постепенно заполняется монахами. Сейчас там проживает около 20 человек, которые посвятили свою жизнь отшельничеству и Богу. Не так давно освятили источник и купель. Монастырь проводит регулярные богослужения по выходным и в праздничные дни.

Интересные факты

  1. Челтер-Коба – трапезный монастырь, где хранятся реликвии и мощи святых;
  2. Монастырь получил такое название благодаря наличию большого количества лестниц, что соединяют ходы. Челтер переводится как решетка, а коба – это пещера;
  3. По приданию, святой источник исцеляет от множества болезней;
  4. Челтер-Коба представляет место захоронения не только самих монахов, но защитников обители, просто жителей деревни.

Информация для посетителей

  • Адрес: п. Малое Садовое, Бахчисарайский р-н, Крым.
  • Тел.: +7 (978) 721-10-80.
  • Официальный сайт: http://feodor.church.ua/
  • GPS координаты: 44°37′51″N (44.630948), 33°49′52″E (33.831031).

Как добраться к святыне?

Первым этапом необходимо добраться в село Малое Садовое. Можно использовать как свое авто, так и рейсовые маршруты, которых достаточно из Севастополя и Симферополя. Необходимо выбрать направление в сторону Счастливого или Богатого Ущелья. Далее необходимо пройти через село до стенда Сюйреньской крепости. После стоит повернуть налево и двигаться по балке к развилке. Ориентиром станет крест, на котором необходимо повернуть направо.

Читайте также:
Храм Владимира в Кузьминках: история и описание церкви, адрес и время работы, как доехать

Из Ялты до Челтер-Коба можно доехать по этому маршруту:

Пещерный монастырь Челтер-Коба – действительно живописное место. Святое место радует не только чистотой мыслей, но и девственностью природы. Вокруг действительно живописно: чистый воздух, лес, скалы и полная тишина, которая нарушается только журчаньем источникам. Святое место обязательно стоит посетить, не только ради того, чтобы просто добраться в отдаленный участок и ощутить исторический факт, но и почистить мысли, отвлечься от современности и быта, а также получить заряд положительных эмоций.

  • Свято-Троицкий женский монастырь в Симферополе
  • Величественная мечеть Муфти-Джами в Феодосии: наследие турецких правителей
  • Скит Святой Анастасии Узорешительницы: храм из бисера в Качи-Кальоне (Бахчисарай)

    Описание построек обители

    После чудесного явления Божией Матери князю Андрею, по Ее повелению им была начата постройка белокаменного храма, здесь же князь решил устроить и свою загородную резиденцию.

    Строительство загородной крепости продолжалось с 1157 по 1165 гг. По замыслу Андрея Боголюбского это был не большой, но хорошо укрепленный замок по примеру западноевропейского, окруженный мощными земляными валами, имевшими в основании до 20 м и высоту до 6 м. Периметр их достигал 800 м.

    Поверх валов были воздвигнуты белокаменные стены с боевыми башнями. За валами располагались рвы, наполненные водой. В плане крепость представляла собою четырехугольник неправильной формы, самая протяженная сторона которого выходила к крутому берегу Клязьмы. С тех пор русло реки, образовавшее большую пойму, отошло к югу от боголюбовских высот, – в древности же оно пролегало у самого их подножия, оставив здесь заболоченное озеро, носившее название Старой Клязьмы.

    Княжеская часть города с дворцом и собором занимала юго-западный участок крепости (еще и сегодня здесь можно видеть остатки оплывших валов и заболоченного рва).

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы был центром дворцового ансамбля. И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение духовное, крестились». Церковь была украшена золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбивой Божией Матери, украшены были драгоценными камнями и жемчугом.

    Сквозь узкие щелевидные окна падали лучи света, отражаясь от начищенного до блеска пола, сверкая на шитых серебром и золотом парчовых одеяниях алтаря, переливаясь блеском драгоценных камней на дорогих окладах иконостаса. На золотых подсвечниках мерцали восковые свечи, и по храму струился благоуханный кадильный дым византийского ладана.

    Высокие круглые колонны, вытесанные из белого камня, в нижней части расписанные под мрамор, уходили ввысь, заканчиваясь как бы коронами, вызолоченными пышными лиственными капителями. Пол на хорах, откуда приезжавшие гости созерцали храмовое великолепие, был выложен разноцветными плитками с изображениями узоров или диковинных зверей.

    Фигуры святых выступали в арочных обрамлениях, украшенных витиеватым орнаментом. Хоры были высоко подняты, отчего пространство собора казалось необычайно просторным и устремленным ввысь.

    Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой, – резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены.

    Перед западным входом в храм был открытый притвор в виде балдахина, арки которого опирались на две опоры.

    Для постройки дворца и храма князь Андрей пригласил мастеров из разных стран: из Царьграда, с дальнего Кавказа и даже от германского императора Фридриха I Барбароссы. Над резным убранством Боголюбовского собора трудилось около 20 мастеров.

    Камни цоколя выдавались вперед карнизами и прихотливыми выступами с соколиными когтями. Современники по праву сравнивали этот храм по красоте с постройками царя Соломона. Храм Покрова-на-Нерли был выстроен по образцу дворцового, но в меньших размерах.

    Проходили века, от ветхости рушились княжеские постройки, белые камни разбирались на строительство новых зданий. В конце XVII века, когда был изобретен дешевый способ производства стекла, игумен Ипполит решил растесать узкие щелевидные окна храма для «большей светлости», чтобы вставить стекла. В таком виде простоял собор еще 28 лет и в 1722 году рухнул.

    В 1756 году храм был построен вновь. Но перевелись на Руси тогда древние умельцы-камнесечцы, утеряны были секреты строительства белокаменных храмов, да и не было у монастыря таких богатств, какими обладал некогда великий князь Андрей Боголюбский, чтобы восстановить былое великолепие во всей красоте и величии.

    Мастера старались сохранить все, что было возможно – основание старого собора с фигурным цоколем, стены, сложенные до половины из белого камня на прежнем фундаменте, несколько резных масок на западной стене и прочее, что осталось от храма, «измечтаного всею хытростию».

    В 1891 году крестьянином с. Палех Владимирского уезда Львом Ивановичем Париловым была начата роспись Богородице-Рождественского храма. За образец были взяты сюжеты фресок Андрея Рублева из Владимирского Успенского собора. Эта роспись, несмотря на столетнюю давность, сохранилась до наших дней и сейчас требует неотложной реставрации.

    Читайте также:
    Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязме: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Во времена князя Андрея Боголюбовский замок был вторым после Владимира центром политической жизни. Сюда, в княжескую резиденцию, шли послы из соседних земель и зарубежья, здесь решались вопросы войны и мира, судьбы Владимирской земли и Руси. Вот как предположительно выглядел княжеский замок.

    Сохранилась лестничная башня – свидетельница трагедии, разыгравшейся в Боголюбове в июньскую ночь 1174 года. Каменные ступени винтовой, перекрытой ползучим сводом и освещенной узкими, похожими на бойницы оконцами лестницы выводят на второй этаж. Великолепное тройное окно с массивными колонками и резными капителями смотрит через замковую стену в даль нерльской проймы, где белеет церковь Покрова-на-Нерли.

    После трагической смерти князя его постройки пришли в запустение. Дворец был разграблен убийцами-заговорщиками. В 1177 году Боголюбово подверглось разорению от набега рязанского князя Глеба.

    Монголо-татарское нашествие довершило опустошение. Князья, преемники Андрея, опасались жить в этом обагренном кровью месте. Лишь несколько монахов основанного здесь же князем Андреем монастыря возносили свои молитвы об упокоении страстотерпца в селениях праведных.

    Против юго-западного угла собора на площади стояла особо примечательная постройка – резной киворий в виде восьмиколонной аркады, поставленный на месте шатра, в котором во время ночной молитвы князю Андрею явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVIIвека. Внутри нее находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее наделял деньгами строителей храма св.блгв.кн. Андрей Боголюбский.

    Сама площадь перед дворцом была вымощена белым камнем. Кроме кивория на ней стояла белокаменная колонна – Богородичный столп – окованная золоченой медью и увенчанная четырехликой капителью с изображением Богоматери*. Предположительно, что их было две, и они служили опорами для сени церковного крыльца.

    Возле южной стены монастыря, замыкая соборную площадь с юга, расположена Благовещенская трапезная церковь. Она была построена в 1683 году на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 году. В 1804 году она была сильно перестроена, отчего утратила свой первоначальный вид.

    Воздвигнутая благоверным князем надвратная церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного была разобрана в конце XVIIIвека, а на ее месте в 1842 году построена колокольня, в первом ярусе которой помещались святые ворота, во втором – храм Успения Божией Матери, а в третьем – звонница с колоколами. Самый тяжелый из колоколов весил 498 пудов 35 фунтов (около 8 тонн). Высота всего здания – 58 метров.

    Внизу, в восточной части святых врат, была устроена усыпальница, украшенная внутри живописью. На решетчатых створах святых врат были расположены образа: свв.блгв. князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба, а над ними – образ Спасителя. В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами. Каждые 15 минут они вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

    В 1855 г. исполнилось 700 лет со дня явления Божией Матери св.блгв. князю Андрею Боголюбскому. В память этого события 19 мая 1855 года в Боголюбском монастыре состоялась торжественная закладка нового соборного храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

    За год до этого, в феврале 1854 года Московская почетная гражданка купчиха Анна Герасимовна Алексеева со своими сыновьями Симеоном и Димитрием Петровичами обратилась во Владимирскую Духовную консисторию с просьбой о разрешении им на свои средства соорудить в Боголюбском монастыре собор в честь иконы Боголюбской Богоматери с приделами: правый – в честь святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (освящен 18 июня 1866 года); левый – свв. первоверховных апостолов Петра и Павла (освящен 20 мая 1867 года). Проект был составлен Владимирским губернским архитектором Я.М. Никифоровым, взявшим за основу образцовые проекты известного архитектора К.А. Тона, проектировавшего храмы в византийско-русском стиле.

    В строительстве храма также принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

    Строительство собора продолжалось 11 лет и было закончено в 1866 году. Освящал храм, в бытность свою на Владимирской кафедре, святитель Феофан Затворник (причисленный к лику святых в 1988 году).

    Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

    Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление.

    В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями П. и С. Шороховыми. В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же им был сделан в главном приделе новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

    К востоку от собора расположен двухэтажный келейный корпус. Он построен в 1830 году в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и, украшенная росписью, братская трапезная с полом из соснового паркета.

    Читайте также:
    Никольский собор в Омске: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

    После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас этот корпус отреставрирован, в нем живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

    К западу от собора расположен небольшой двухэтажный корпус – дом архимандрита, построенный в 1786 году. Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две келлии и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 года в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

    К югу от собора стоит двухэтажный келейный корпус. Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVIIвека, второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. С 1863 по 1879 годы в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (Иаков Евдокимович Михайлов), подвизавшийся в Боголюбском монастыре после ухода на покой с Владимирской кафедры. В верхнем этаже этого здания была устроена небольшая домовая церковь для подвижника-архиерея в честь его небесного покровителя мученика Иустина.

    После того как преосвященный незадолго до своей кончины уехал из обители, в 1883 году церковь была упразднена. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем были покои для проживания приезжавших архиереев. В советское время в этом корпусе было сначала общежитие, а затем здание принадлежало райотделу милиции. Летом 1999 года этот дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем проживают насельники монастыря, находятся приемные покои для гостей-архиереев.

    В восточной стороне за келейным корпусом располагалась хозяйственная часть со множеством различных построек, баня, скотный двор и, за оградой монастыря, трехэтажная гостиница для приезжающих богомольцев. Рядом с ней находился странноприимный дом, на месте которого в 1960-е гг. была перестроена поселковая поликлиника.

    В 2013 году после закрытия Боголюбовской поселковой больницы, располагавшейся в здании бывшей монастырской гостиницы, эта постройка была возвращена монастырю и в настоящее время используется по своему прямому назначению – в ней располагается гостиница для приезжающих богомольцев.

    Кроме всего описанного, в обители находилась еще одна достопамятная постройка – небольшая часовня, поставленная с южной стороны Рождество-Богородицкого храма, на том месте, где трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея. Внутри, на стене часовни было нарисовано изображение лежащего тела князя Андрея, возле которого стоит Косьма Киевлянин и просит у убийцы Анбала ковер для прикрытия останков своего господина.

    От часовни сохранился до наших дней один лишь фундамент и часть стены. В 2008 году часовня была восстановлена.

    * Воронин Н. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский.

    Боголюбский женский монастырь в поселке Боголюбово Епархиальные монастыри РПЦ

    История

    Сохранилась летопись Свято-Боголюбовского монастыря, составленная игуменом Аристархом, который управлял обителью с 29 октября 1762 г. по 9 февраля 1767 г. В декабре 1770 года игумен Аристарх был назначен настоятелем Оптиной Пустыни, где и скончался в январе 1775 года в возрасте 58 лет. После его кончины и была найдена рукопись летописи Свято-Боголюбской обители. В ней отражены основные моменты жизни монастыря, указаны даты всех татарских набегов, разорявших град Владимир и его окрестности, описаны грамоты, подтверждающие царские милости Свято-Боголюбскому монастырю.

    Обитель часто посещали цари, князья, а также другие именитые государственные и духовные лица. Здесь нередко бывал и молился св. князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. Святитель Московский митрополит Петр, будучи еще на Владимирской кафедре, совершал здесь богослужения. А в 1360 г. здесь был и Московский святитель митрополит Алексий. С 1364 по 1373 гг. тут подвизался Суздальский епископ Иоанн, причисленный позднее к лику святых. Летом 1475 года постройки древнего Боголюбова монастыря осматривал известный итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. В 1552 г. во время похода на взятие Казани сюда заезжал помолиться царь Иоанн IV. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбово. По пути во Флорищеву пустынь в 1680 г. в монастыре останавливался царь Феодор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. Сюда приезжали на богомолье патриархи Московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. В 1690 году обитель посещал царь Петр I. Здесь были также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья.

    13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтил своим посещением последний русский император Николай II с августейшим семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти св.блгв. князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.

    В XIX веке в обители, как и во всей России, был духовный расцвет: увеличилось число насельников, строились новые корпуса, в 1842 году была построена новая монастырская колокольня (высотой 58 метров), а за 11 лет (1855–1866 гг.) был выстроен новый пятикупольный соборный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери с приделами в честь свв. праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны и свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из самых больших храмов в Центральной России – вмещает около 5 тысяч молящихся. Он был сооружен на средства московской купчихи Анны Герасимовны Алексеевой с сыновьями по проекту губернского архитектора Я.М. Никифорова, взявшего за основу образцовые разработки К.А. Тона. Денежных средств купцов Алексеевых не хватило, и с 1860 года братия обители ездили в окрестные губернии, ища благотворительной помощи для завершения строительства. Благодаря пожертвованиям благодетелей постройка собора была завершена. В строительстве храма принимало деятельное участие московское, владимирское, шуйское и ивановское купечество.

    Читайте также:
    Храм Георгия Победоносца в Коптево: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

    Основную работу по возведению собора производил монах Серафим, под руководством настоятеля монастыря архимандрита Иеронима, скончавшегося в 1865 году. Немного не дожил до освящения собора и сам отец Серафим, подвижник Боголюбской обители, почитавшийся как человек святой жизни не только во Владимирской губернии, но и в близлежащих местностях.

    Продолжил труды по завершению строительства и внутреннему благоустройству храма архимандрит Даниил. Проект иконостаса был выполнен академиком Ф.Г. Солнцевым. Собор отапливался: в цокольном помещении были сделаны специальные печи и устроено пневматическое отопление. В 70-х гг. XIX в. храм был расписан внутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин с. Боголюбово Иван Иванович Шорохов с братьями. Освящал храм в 1866 году святитель Феофан (Затворник), который тогда являлся правящим архиереем Владимирской епархии.

    В 1891 году Свято-Боголюбский монастырь был возведен в I класс. С 1882 года стал резиденцией викарных архиеереев. К началу XX века братии в обители было около 75 человек.

    Монастырь также имел подворье в г. Владимире. Один его одноэтажный дом с мезонином в 1880 г. был отделан под помещение приюта для престарелых и безродных лиц духовного звания. Второй дом, выстроенный в 1877 г., был двухэтажный деревянный, и в нем находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери.

    Кроме того, у обители было два приписных монастыря: Покровский в 1,5 верстах и Николаев-Волосов в 27 верстах от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли Покровского монастыря, основанного в 1165 г. кн. Андреем Боголюбским, ежегодно на престольный праздник 1/14 октября совершался крестный ход из Боголюбской обители. Покровский монастырь в древности был женский, а позднее был преобразован в мужской.

    Последним настоятелем Боголюбского монастыря вплоть до его закрытия в 1923 году был святитель-исповедник Афанасий Сахаров, причисленный ныне к лику святых.

    После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них, как бывший настоятель монастыря архимандрит Александр (Григорьев) – расстрелянный 7 января 1938 г. в Красноярской тюрьме и иеромонах Владимир (со слов старожилов), приняли от рук безбожников мученическую кончину.

    Сослан был и иеромонах Дамаскин (Жабинский Димитрий Иосифович). В июне 1923 года о. Дамаскин поехал в г. Усть-Вымь Зырянской области, чтобы добровольно разделить ссылку со своим духовным наставником епископом Афанасием, привез ему необходимые вещи, в том числе облачения и богослужебные сосуды. В ссылке о. Дамаскин был рукоположен еп. Афанасием в иеромонаха. С июля 1924 по январь 1925 года он жил вместе с владыкой в селах Усть-Кулома и Керчемье Зырянского края.

    Дважды арестовывался священник Иосиф Потапов, 1899 года рождения. До революции он был послушником в Боголюбском монастыре, состоял келейником еп. Евгения (Юрьевского), а затем был келейником еп. Афанасия, который и посвятил его в священный сан.

    Официальной датой закрытия Боголюбского монастыря можно считать 3 июня 1923 года. Богоборцами не случайно была выбрана эта дата, ведь именно с 3 июня начинался в течение вот уже полутора веков крестный ход во Владимир с Боголюбской иконой Божией Матери. Именно эта дата стоит на акте-описи «конфискованного имущества у ликвидированного Боголюбовского монастыря».

    В годы Великой Отечественной войны в монастыре размещался учебный центр – полковая школа по подготовке новобранцев, было три выпуска по 150 человек, принявших здесь присягу и отправленных на фронт. В среднем ярусе колокольни вплоть до реставрации 2012 г. сохранялись надписи – «Тяжело в ученье – легко в бою» и т.п.

    В последующее время в Боголюбове размещалась администрация районного центра, и многие монастырские здания были заняты под различные учреждения: райисполком, банк, отделение милиции, почту, телеграф, больницу и поликлинику. В соборе в честь Боголюбивой иконы Божией Матери было устроено хранилище для зерна, в боковых приделах – склады медикаментов, стеклотары и даже бочкового пива. Вплоть до начала 80-х гг. монастырские корпуса использовались для своих целей и нужд различными организациями, здесь же были расположены и жилые квартиры.

    В 1960-80 гг. Госстроем СССР и Академией художеств СССР по согласованию с Владимирским облисполкомом и союзом художников РСФСР велись разработки по устройству на территории Свято-Боголюбского монастыря Центра перспективных проблем архитектуры (ЦППА). Были составлены чертежи и схемы, сметы. По этому плану в монастырских зданиях должны были быть устроены гостиницы на 32 и 40 номеров, а в самом соборе предлагалось сделать выставочный зал, кинозал, лекторскую аудиторию, фотолабораторию и т.п., но грандиозные проекты архитекторов не состоялись.

    В 1991 г. часть монастырских зданий была возвращена Православной Церкви.

    14 января 1997 г. в Свято-Боголюбский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в целях церковного устроения из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря были переведены сестры, которые приступили к восстановлению обители.

    Читайте также:
    Вознесенский собор в Ельце: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    В настоящее время настоятельницей обители является игумения Антония (Шаховцева).

    25 мая 1997 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящен престол в отреставрированном трапезном Благовещенском храме XVII в. А с середины июня 1997 г. возобновлены службы и в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.

    Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели.

    Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в., в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из г. Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери.

    Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.

    4 декабря 2020 года на праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Тихон (Емельянов) совершил Чин поставления во игумении настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря

    Боголюбский женский монастырь

    Свято-Боголюбская женская обитель во Владимирской области известна во всем православном мире. Уникальная архитектура храмов, старинных построек и владений князя Андрея Боголюбова, стали основанием для включения небольшого городка Боголюбово в Золотое кольцо России.

    История основания обители

    Боголюбский женский монастырь — православная обитель Рождества Божьей Матери, расположенная на территории бывшего замка князей Боголюбовых, построенного в домонгольские времена. Боголюбский женский монастырь берет свое начало с начала XII столетия, времени правления на владимирских землях владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

    В 1158 году в Боголюбово была основана княжеская резиденция и основана церковь Рождества Божьей Матери. По преданию, причиной выбора места для возведения православной святыни стало явление в 1955 году князю на берегу реки Клязьмы Богородицы.

    Причиной не планированного привала стала внезапная остановка лошадей, везущих воз с иконой Богородицы. Кони встали, как вкопанные, и их не могли сдвинуть с места. Целую ночь провел перед иконой в молитве князь, во время молитвы ему явилась Матерь Божия, повелевшая построить во Владимире монастырь.

    С 1157 года святой образ Владимирской Богородицы является святыней и символом Православной Церкви на Руси. Князь Андрея повелел написать еще одну икону Богородицы, названную Боголюбской. Это был первый святой образ Божьей Матери, написанный русскими иконописцами, до этого времени иконы передавали из Византии.

    Созидатель Русских земель Андрей Юрьевич благословил возведение на русской земле более тридцати монастырей и церквей, стремление к объединению Руси стало причиной мученической смерти князя в 1174 году. Переживший разорения и восстановления, часто посещаемый царскими особами, храм продолжал свое существование.

    В 1263 году в Боголюбском храме отпевали Александра Невского, панихида была совершена митрополитом Петром.

    В XIV столетии на протяжении 10 лет с 1364 года в святой обители служил будущий святой, епископ суздальский Иоанн.

    Царь Иоанн Грозный посетил Владимирскую жемчужину в 1552 году, не раз бывали здесь Иосиф и Никон, патриархи всея Руси, цари всех времен, в числе их был Петр Первый и последний российский император Николай Второй, убитый с семьей 17 июля 1918 года, в день поминовения князя Боголюбского.

    В 1687 году цари Иоанн и Петр Алексеевичи выдали грамоту, по которой монастырь приобрел статус патриаршего, с 1753 года числится синодальным.

    Молитвы Божьей Матери:

    Убийство князя Андрея было совершено в его доме, в лестничной башне, над которой в XVIII веке надстроили шатровую колокольню, но в 1722 году Рождественский белокаменный собор рухнул, был восстановлен через 30 лет.

    Духовный расцвет монастыря приходится на XIX столетие, когда стремительно росло число насельников, и возводились новые постройки. Уникальная монастырская колокольня возвышается над городом с 1842 года, в 1855 году приступили к возведению главного храма, освященного в 1866 году в честь иконы Богородицы «Боголюбская».

    Главный архитектором монументального строения стал Никифоров Я.М., а спонсировала постройки купчиха А.Г. Алексеева. Свято-Боголюбский женский монастырь и поныне занимает лидирующее место среди самых больших храмовых построек в России.

    В 1882 году управление обителью переходит под покровительство викариев Владимирской епархии, благословившие возведение храма иконы Богоматери «Боголюбская».

    В начале XX столетия численность насельников обители достигла 75 человек, но пришло время разорения, пришла революция.

    Закрытие и восстановление

    Афанасий Сахаров, ставший последним настоятелем обители, закрытой большевиками в 1923 году, позже причислен к лику святых. Новые хозяева не только сбросили колокола, разорили храмы, осквернили святыни, но и разогнали монахов, некоторые из них были мученически казны.

    Некогда прекрасные здания превратили в больницы, школьные классы, почтовое отделение, милицейский участок и даже консервный завод с рабочими цехами, складами и овощехранилищами.

    Через 70 лет святыню возвратили монахам во главе со схиигуменом Никодимом, 14 января 1997 года сюда вошел Архимандрит Петр (Кучера) и 60 монахинь из Задонского Преображенского монастыря. Появилось две обители: женская и мужская.

    Читайте также:
    Монастыри Суздаля: действующие мужские и женские

    На сегодняшний день Боголюбский монастырь возглавляет игуменья Антония (Шеховцова), под ее покровом проживают 170 насельниц с духовным наставником архимандритом Петром (Кучером) и старшим священником иеромонахом Германом.

    Восставшая из руин Свято-Боголюбская женская обитель по праву считается русским центром православной духовности, привлекающей красотой туристов и древними святынями паломников всего мира. В результате реставрации храмовые помещения были оштукатурены, гранит и мрамор использовали для укладки пола, белый мрамор — для украшения:

    • алтаря;
    • престола;
    • жертвенника;
    • солеи;
    • горнего места.

    Современное состояние

    В 2002 году появление нового трехъярусного позолоченного резного иконостаса стало настоящим подарков для насельников и прихожан, собор изнутри освещается прекрасными паникадилами. Ныне Боголюбский монастырский комплекс украшен новыми хозяйственными постройками, келейными корпусами и фруктовым садом.

    Местные окрестности наполняет колокольный звон колоколов, самый крупный из них весит 8 тонн. У монастырских стен возведена часовня и 2 купели. При монастыре работают мастерские:

    • иконописная;
    • швейная;
    • столярная.

    В XVIII веке была заложена традиция крестного хода 1 июня из Владимира в Боголюбово со святым образом Богородицы «Боголюбская», возрожденная и на сегодняшний день. При святой обители завершается строительство и обустройство Спасо-Купалищного подворья с Преображенским храмом, постройками и чудотворным источником.

    Современный монастырский комплекс в Боголюбово включает:

    • Рождественский храм;
    • церковь Благовещения;
    • собор иконы Богородицы «Боголюбивая»
    • надвратную колокольню.

    Святыни

    Свято-Боголюбский женский монастырь во Владимирской области привлекает паломников неповторимой архитектурой построек и святынями. Святой чудотворный образ Богородицы «Боголюбивая» сохранена со времен князя Андрея Юрьевича, эта икона венчает крестный ход, совершаемый ежегодно.

    Многие паломники и страждущие приезжают во Владимирскую обитель, чтобы получить исцеление в чудотворном источнике. 21 сентября тысячи прихожан, паломников и гостей посещают монастырь, отмечающий престольный праздник — Рождество Пречистой Богородицы.

    В помощь паломникам и туристам

    Из Москвы до Боголюбово проще всего добраться поездом, который ходит с Курского вокзала или доехать до города Владимира, пересесть на автобусы, идущие от хлебного завода, доехать до Боголюбово, а там уже нетрудно увидеть архитектурное чудо русско-византийского стиля с голубыми и золотыми куполами.

    От Владимира ходят электрички, которые довезут до остановки Вязники или Ковров, далее можно воспользоваться автобусом или пройтись пешком. При монастыре работает гостиница и трапезная, заказ следует делать предварительно.

    Свято-Боголюбский монастырь в Боголюбово – архитектура, Боголюбская икона Божией Матери

    Свято-Боголюбский женский монастырь в Боголюбово – это уникальный памятник архитектуры, построенный в духе древнерусских традиций 12 века. Святыня, расположенная на Владимирской земле, восхищает своей самобытностью, строгостью линии. Объект прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом и находится вблизи трассы, участок поселка ухожен и благоустроен.

    Когда разливаются реки Нерль и Князьма территория поселка становится еще более загадочной. Знаменит храм тем, что именно здесь находятся фрагменты замка владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Это здание является единственно уцелевшим со времен гражданской архитектуры. В древности самому князю явилась Богоматерь. Она указала место для строения святыни и резиденции.

    Сегодня от замка осталась только лестничная башня, которую открыли еще в 1950-х годах и небольшой закрытый переход. В 18 веке над обителью находилась шатровая колокольня.

    Как добраться

    Компания “Семейный чемодан” организует экскурсии по монастырям

    Сложностей с тем как добраться до достопримечательности не возникнет. Она находится во Владимирской области Суздальского района. Сам же монастырь расположился возле дороги М 7. Если вы едите на поезде, то от станции ГЖД Боголюбово потребуется идти 10-15 минут. С Щелковского автовокзала из столицы ходит рейсовый автобус.

    Многие приезжают сюда экскурсионным туром. Святыню посещают в рамках программы по Золотому кольцу. Недалеко от достопримечательности предусмотрена автомобильная стоянка.

    Интересные факты из истории

    Погиб князь Андрей Боголюбский в 1174 году в своей резиденции. Причины трагического обстоятельства неизвестны. Возможно, этому послужило открытие монастыря при его приемниках.

    По проекту К.А. Тона было принято решение возвести белокаменный собор в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1923 году обитель закрыли и потом передали в пользование музею. Помещение вернулось церкви только в 1991 году. Открытие монастыря состоялось в 1997 году.

    Сегодня фрагменты замка Андрея Боголюбского можно рассмотреть в составе церкви. Они представлены нижними секциями колокольни и частями перехода на хоры. Сама обитель отреставрирована, покрыта штукатуркой. Стены замка имеют характерные арочные пояса. В качестве основного строительного материала применялся белый известняк.

    Новые открытия

    Институт археологии РАН в 2018 году проводил археологические раскопки на территории комплекса. В результате проведенной работы были получены новые данные. Представления о плане объекта, архитектуре изменились. Специалисты пришли к выводу, что вероятно, в возведении объекта принимали участие профессионалы из Ломбардии и Эмилии-Романьи. Таким образом, предположение о европейских корнях строения не подтвердилось.

    История появления монастыря интересная, да и само место является необычным. Объект находится на стратегически важном месте. В этой точке сливаются две реки Клязьма и Нерли. С этого пункта было удобно вести контроль над ремесленно-торговым городом. Кроме того, в древние времена чиновники старались выбирать место жительства подальше от скопления людей. Но народ очень любил князя. Это был удачливый и харизматичный правитель.

    Где остановится на ночлег?

    В Боголюбово и рядом распложенных городах можно подобрать жилье на любой вкус и бюджет. Повышенным спросом пользуются гостиницы «Доброе», «У золотых ворот», «Владимир», «Заря», «Клязьма». Имеется много привлекательных вариантов в частном секторе. Перекусить можно в монастырской трапезной. Там простая и вкусная еда. Здесь можно приобрести необходимые продукты.

    Читайте также:
    Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Архитектурный ансамбль

    Загородная крепость представлена следующим ансамблем – собор, элементы разрушенного замка, Боголюбский собор, Благовещенская церковь, колокольня, святые ворота, пруд, ограды, корпуса хозяйственных и жилых построек.

    Сам замок не уцелел. Дело в том, что длительное время достопримечательность находилась под «культурным слоем». Территория на протяжении долгого периода не убиралась. Мусор накапливался годами. Все это привело к разрушению колонн. После этого нашли портал, который выступал неотъемлемой частью здания, его разрушили в 1772 году. На этом месте впоследствии появился храм Рождества Богородицы, который радует наш взгляд в настоящее время. Сегодня внутри организован небольшой музей, его интересно посетить.

    Колонны замка когда-то были круглой формы. В процессе восстановительных работ их сделали прямоугольными. Сам храм имеет европейский стиль и состоит из блоков известняка.

    Когда-то напротив западного угла находился резной киворий. Сегодня на его месте стоит часовня из кирпича 18 века. Внутри нее чаша из белого камня. Если верить приданию, из нее наделялись средства на возведение обители.

    Кроме кивория на белокаменной площади находился Богородничий столп. С юга стояла Благовещенская трапезная церковь. В 1804 году ее реконструировали. Они сильно изменила свой первоначальный вид.

    На месте надвратной церкви в 1842 году возвели колокольню в честь св. апостола Андрея Первозванного. В конце 18 столетия ее демонтировали, а на ее месте построили колокольню.

    В восточной части территории, где сейчас стоят Святые ворота, находилась усыпальница, украшенная живописью. Створы святых врат имели четыре лика – князей Александра Невского, Андрея, Глеба и Георгия. Новый соборный храм вчесть Боголюбской иконы Божией Матери заложили в 1855 году. В строительстве принимали участи разные купечества. Среди них владимирское, ивановское, московское княжество. Стройка шла на протяжении 11 лет. Освещение проводил святитель Феофан Затворник. Внутренним благоустройством храма занимался архимандрит Даниил. Над иконостасом работал Ф.Г. Солнцев. В 70-х была сделана эффектная роспись в классическом академическом исполнении.

    С восточной стороны от собора есть двухэтажный келейный корпус. Его построили в 1830 году в духе классицизма. На верхних этажах находились зал для приема, комнаты, келий, а на нижнем ярусе были кухни и трапезная. Когда обитель закрылась, здесь начала работать средняя школа.

    С западной стороны находится дом архимандрита. Его построили в 1786 году. Сегодня это здание является частью монастыря. До 1999 года оно эксплуатировалось как телефонная станция. Южнее вы увидите двухэтажный келейный корпус. Первый этаж его возвели еще во второй половине 18 века, а второй ярус был выполнен из дерева и появился спустя сто лет. На протяжении нескольких лет в этом доме проживал епископ Иустин. В советский период корпус был отдан под общежитие, а после районному отделу милиции. В 1999 г. начались реставрационные работы. Сегодня это приемные покои для гостей-архиереев.

    В восточной стороне имелось множество и других построек – баня, скотный двор, номерной фонд с тремя этажами, поликлиника. В 2013 году хозяйственная часть снова стала принадлежать монастырскому комплексу. Сегодня она применяется по своему назначению. Здесь оборудована гостиница для приезжих.

    Помимо этого, в обители была еще одна пристройка – маленькая часовня, которую поставили с южной стороны. На этом месте лежало на протяжении трое суток тело святого князя Андрея. Внутри святыни находилось изображение правителя. Сегодня от строения остался только фундамент. В 2008 году святыню возобновили.

    Боголюбский монастырь отличается торжественностью. Белокаменные стены восхищают своим величием. Они эффектно смотрятся на фоне зеленых лесов. Купала синего цвета гармонично комбинируют с синем небом. Архитектура, характеризующаяся сочетанием византийского стиля и монументальности, выглядит броско и торжественно.

    Внутреннее убранство сегодня лишено древних фресок. Главным его достоянием является Боголюбская икона Богоматери. На соборной звоннице расположен крупный колокол, вес которого составляет 8 тонн. Древнейшее сооружение 12 столетия является часто посещаемым среди туристов местом. Длительное время величавый замок был частично потерянным. В 1954 году удалось найти башню и переход на хоры.

    Разлив на Нерли и Клязьме

    После осмотра Свято-Боголюбского женского монастыря непременно стоить проехать к железнодорожной станции для того чтобы полюбоваться бескрайними красотами луга. Во время таяния снега поляна уходит ко дну. Место становится сказочно красивым. Деревья стоят на половину погруженными в воду. Складывается невероятно живописная картина. Иногда подтапливаются даже постройки.

    Можно пройтись по пешеходному мосту, который идет через железную дорогу. Переходя через него, вы попадаете на другую сторону. С высоты заливной луг еще более прекрасен. На окраине виднеются золотые купола храма Покрова на Нерли. Дата его постройки 1158 год. Это первая святыня на Руси, которая была освещена в честь праздника Покрова Богородицы. Если верить приданию, то для строительства сооружения был привезен камень белого цвета из Булгарского царства. Строительство объекта произведено на рукотворном холме, на месте, где происходит слияние двух рек. С течением времени русло реки видоизменилось, но холм так и остался там стоять. Когда-то это место окружала галерея. Но в скором времени ее разрушили.

    В период паводка до обители можно добраться воспользовавшись лодкой. Перед железнодорожной станцией есть маленький рынок. Здесь продаются местные сувениры – магниты, шкатулки, платки, деревянные изделия и разнообразные предметы ручной работы.

    Читайте также:
    Череповецкая и Белозерская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждение

    Монастырская колокольня

    Уникальной достопримечательностью Владимирской области является монастырская колокольня. Ранее на ее месте находилась надвратная церковь в честь св.апостола Андрея Первозванного, которую разобрали в 18 веке. Звонница появилась в 1842 году. Вес самого тяжелого колокола составляет 498 пудов (8 тонн). При этом длина самой постройки ровна 58 метрам. В восточной зоне святых врат расположена усыпальница. Она украшена живописью. В 1884 году на высотку установили куранты, оснащенную четырьмя циферблатами.

    Особенности возрождения монашеской жизни, период советской власти

    После революции началась череда разгрома и осквернения святынь. Многие монахи были разогнаны и умерли тяжелой смертью. Корпусы монастырей использовались под различные заведения – школу, склады, хранилища, поликлинику, почту. В 1991 году началось возрождение жизни монахов. Часть зданий стала находиться во владении схиигумена Никодима. В 1997 году появилось два монастыря – мужской и женский. С этого момента православная жизнь началась активно возрождаться.

    Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью отреставрирован. Его оштукатурили и провел паровое отопление. В нем установили паникадила, вес центрального составляет 2 тонны. Пол выложили гранитом и мрамором. Алтарь, престол и жертвенник отремонтировали. В 2002 году изготовили новый иконостас, стоящий из трех ярусов. Соорудили хозяйственные постройки и посадили красивый фруктовый сад.

    Сегодня в храме хранится Боголюбская икона Божией Матери. Она признана наиболее почитаемым образом в русской православной церкви. Ее написали еще в 18 веке по приказу Андрея Боголюбского. Древнейший лик русского происхождения относится к числу чудотворных и почитаемых. День празднования установлен 18 июля.

    Келейные корпуса тоже отреставрировали. Возобновили свою деятельность швейные, иконописные, столярные мастерские. Сегодня окрестности поселка оглашаются торжественным звоном колоколов. На святом источнике появилась часовня и две купели. Также возродили традицию крестного хода. Он совершается каждый год 1 июля из города Владимир. Обустроили чудотворный источник. В настоящее время полностью завершены работы по реставрации Спасо-Преображенского храма. Расписание богослужений рекомендуется уточнять заранее.

    Свято-Боголюбский монастырь

    История монастыря. Свято-Боголюбский женский монастырь расположен на территории бывшего Боголюбов-города – загородной крепости-резиденции владимирского князя Андрея Боголюбского, построенной в 1158-1165 гг. Как считает исследователь владимиро-суздальской земли Н.Н. Воронин, после убийства князя в 1174 г., вероятно, во искупление этого злодеяния, при преемниках Андрея в начале XIII в. на территории замка был основан монастырь. Однако ранние сведения об истории монастыря очень немногочисленны.

    В ноябре 1263 г. в Боголюбский монастырь было привезено тело владимирского князя Александра Невского, который умер в волжском Городце на пути из Золотой Орды, а отсюда – перенесено во Владимир, и погребено в храме Рождества Богородицы в мужском Рождественском монастыре. В 1723 г. по указу Петра I останки Александра Невского были перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.

    В первой трети XVI в. Боголюбский монастырь получил права на рыбную ловлю в реке Клязьме. В 1550-е годы в Боголюбской обители побывал царь Иван Васильевич IV (Грозный), который своим указом подтвердил все ранее действовавшие жалованные грамоты монастырю.

    В 1680-е годы Боголюбский монастырь стал Патриаршим домовым монастырем. В 1690 г. после посещения Боголюбского монастыря царем Петром I обитель получила в дар часы с боем шведской работы, которые были установлены на колокольне над палатами Андрея Боголюбского. Около 1702 г., в период правления Петра I, князь Андрей Боголюбский был канонизирован Русской Православной церковью. В 1717 г. в Боголюбскую обитель на богомолье приезжала опальная царица Евдокия Федоровна (Лопухина), жена Петра I. Она пожертвовала на украшение древней Боголюбской иконы Божьей Матери свои золотые серьги с подвесками из жемчуга и драгоценных камней.

    Богатая история и святыни Боголюбского монастыря привлекали многих российских государей и представителей царской династии. Здесь побывали императоры Павел I, Александр I, Александр II. В 1913 г. обитель посетил и последний российский император Николай II.

    1851 год остался в истории Боголюбского монастыря печальным событием: 20 мая во время крестного хода с Боголюбской иконой Божьей Матери через мост над оврагом, отделяющим село Боголюбово от монастыря, мост внезапно обрушился, погибло около 160 человек. Они были погребены у стены в юго-восточной части монастыря.

    Свято-Боголюбский монастырь имел подворье во Владимире: двухэтажное здание, построенное в 1877 г. по проекту архитектора Н.А. Артлебена, с часовней в честь Боголюбской иконы Божьей Матери. В этом здании сегодня находится администрация Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ул. Большая Московская, д.43).

    У Боголюбской обители было два приписных монастыря: Покровский с церковью Покрова на Нерли и Николо-Волосов в 30 км от Боголюбова. В храм Покрова на Нерли ежегодно на престольный праздник 14 октября совершается крестный ход из Боголюбова.

    В 1923 г. Боголюбский монастырь был закрыт. Все ценные предметы церковной утвари были переданы в ведение Владимирского музея. Боголюбская икона Божьей Матери после недолговременного пребывания в церкви Иоакима и Анны в Боголюбово также была передана на хранение в музей. В 1992-2009 гг. она находилась во Владимирском Княгинином монастыре, потом была отдана на длительную реставрацию.

    В конце 1920-х годов в бывшем Боголюбском монастыре размещался приемник-распределитель беспризорных детей при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. В 1930-е годы монастырский собор был приспособлен под зерновой склад и хозяйственные нужды местного колхоза. Лишь в 1950-е годы в храме Рождества Богородицы и княжеских палатах был открыт музей.

    Читайте также:
    Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

    В 1991 г. часть монастырских зданий была передана Владимирской Епархии и здесь организован мужской монастырь. В июле 1991 г. во время перенесения мощей Серафима Саровского в Дивеево в обитель заходил крестный ход. Патриарх Алексий II отслужил молебен перед мощами, а также освятил в цокольном помещении собора Боголюбской иконы Божьей Матери первый на Владимирской земле храм в честь Серафима Саровского.

    В 1997 г. в Боголюбский монастырь стал женским, в него были переведены более шестидесяти сестер из Задонского Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря. На протяжении нескольких лет проводились восстановительные и реставрационные работы в монастырских храмах и зданиях, а также благоустройство территории обители.

    С 2001г. Свято-Боголюбский монастырь помогал восстановлению своего Спасо-Преображенского подворья в Спас-Купалище, которое получило самостоятельность в 2012 г.

    К сохранившимся архитектурным памятникам Свято-Боголюбского монастыря относятся:

    Богородице-Рождественский собор, построенный в 1751 г., на фундаменте и цокольной части храма XII в., с остатками княжеских палат Андрея Боголюбского и лестничной башней (1158-1165 гг.).

    Часовня-киворий XVII в. Построена на площади перед Рождественским собором на месте резного кивория в виде восьмигранной аркады XII в. (по преданию, здесь стоял шатер, в котором во время ночной молитвы князю Андрею Боголюбскому явилась Богоматерь). Внутри часовни находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. По преданию, из нее Андрей Боголюбский наделял деньгами строителей храма.

    Благовещенская трапезная церковь (около южной стены монастыря, замыкает соборную площадь). Построена в 1683 г. на месте древней церкви мученика Леонтия, возведенной еще Андреем Боголюбским в 1160 г. В 1804 г. она была перестроена, практически утратив первоначальный вид.

    Центральный собор Боголюбской иконы Божьей Матери, построенный в 1855-1866 гг. по проекту московского архитектора К.А. Тона, в византийско-русском стиле. В 1870-х годах храм был расписан изнутри масляной живописью в классическом академическом стиле. Роспись производил потомственный иконописец, крестьянин села Боголюбово И.И. Шорохов с братьями. В 1907-1908 гг. А.И. Шороховым была обновлена и дополнена настенная роспись собора. Тогда же в главном приделе им был создан новый резной иконостас с колоннами, вызолоченный червонным золотом.

    Надвратная колокольня 1842 г. Она была воздвигнута на месте надвратной церкви Андрея Первозванного (XII в.), разобранной в конце XVIII в. Высота колокольни 58 м; в первом ярусе помещались святые ворота, во втором – церковь Успения Божьей матери, в третьем – звонница с колоколами (самый тяжелый колокол весил 8 тонн). В 1884 г. на колокольне были установлены куранты с четырьмя циферблатами, которые через каждые 15 минут, по словам очевидцев, вызванивали мелодию гимна «Боже, царя храни».

    Двухэтажный келейный корпус (расположен к востоку от центрального собора). Построен в 1830 г. в строгих формах классицизма. В верхнем этаже корпуса помещались приемный зал, казначейские комнаты и 9 братских келий; в нижнем – 11 братских келий, две кухни и братская трапезная, с расписанными стенами и с полом из соснового паркета. После закрытия монастыря в этом здании размещалась средняя школа. Затем некоторое время дом стоял в запустении, роспись и паркет не сохранились. Сейчас в этом корпусе живут сестры обители и размещается монастырская трапезная.

    Дом архимандрита (расположен к западу от собора) – небольшое двухэтажное здание, построенное в 1786 г., выделяющееся декором стен (широкий резной пояс разделяющий этажи, широкие лопатки между центральными окнами, красивые наличники окон верхнего этажа). Верхний этаж занимали настоятельские покои, в нижнем – помещались две кельи и настоятельская кухня. Вплоть до конца 1999 г. в нем располагалась местная телефонная станция. Сейчас это здание принадлежит монастырю.

    Двухэтажный Иустиновский келейный корпус (к югу от собора). Нижний каменный этаж был построен во второй половине XVII в., второй деревянный этаж был надстроен спустя сто лет. В 1863-1879 гг. в этом доме жил преосвященный епископ Иустин (И.Е. Михайлов) после ухода на покой с Владимирской кафедры. В нижнем этаже помещалась братская монастырская больница, а в верхнем – гостиница для приезжавших архиереев. В советское время в этом здании было сначала общежитие, а затем разместился райотдел милиции. Летом 1999 г. года дом полностью отреставрирован, и сейчас в нем находятся приемные покои для гостей-архиереев.

    Часовня, построенная в 2008 г. на месте, где, по преданию, трое суток лежало выброшенное убийцами тело святого князя Андрея Боголюбского.

    Сегодня ансамбль Свято-Боголюбского монастыря является архитектурной доминантой поселка Боголюбово. Купола и кровли храмов и часовен обновленного монастыря выкрашены в синий цвет, считающийся цветом Богородицы. Сочетание его с белыми стенами делает весь монастырский комплекс торжественным и запоминающимся.

    Святыни монастыря:

    • чудотворный список Боголюбской иконы Божией Матери;
    • святой источник Боголюбской иконы Божией Матери.

    Время работы Рождественского собора в Боголюбово (экспозиция «Город камен именем Боголюбый»):

    • вторник-воскресенье: с 10:00 до 17:00;
    • понедельник – выходной день;
    • 3-я среда месяца – санитарный день.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: