Значение и суть духовных наставлений Серафима Саровского мирянам
Краткое житие Серафима Саровского
Мирское имя чудотворца – Прохор Мошнин. Точная дата его рождения неизвестна, однако исследователи единогласно сходятся на 1754 году. Родился мальчик в Курске у верующего купца Исидора и благочестивой Агафии.
С малых лет ребенка тянуло к духовным знаниям, а случившееся позже чудо, уверило мать, что сыну предопределено служить Богу. Так, однажды маленький Прохор упал со строившейся колокольни, но не получил даже малейшего ушиба. Окончательно убедило родительницу чудесное исцеление ее чада от тяжелой болезни, когда тот встретился с иконой Богородицы во время крестного хода.
Путь служения Господу молодой человек начал в 1778 г., став послушником Саровской обители. Спустя 8 лет он принял постриг, обретя новое имя – Серафим. Чуть позже инока повысили до иеродиакона, а со временем и до иеромонаха. Чудеса с будущим святым при жизни случались часто. Однажды к нему явилась Матерь Божья, исцелив его от водянки, а во время очередного богослужения он узрел Иисуса Христа.
В 1794 году преподобный отец ушел из монастыря, поселившись недалеко от его стен. Отшельник соорудил себе келью, укрытую лесом, и три года вел уединенное житие, приняв обет молчания. Люди говорили, что к нему приходили дикие звери, а он кормил их из рук. Когда молчальничество закончилось, Серафим Саровский вернулся. Монастырским затворником он провел 15 лет, а потом начал старческое служение. Людей старец принимал до самой смерти, которая наступила 2 января 1833 года. В 1903 г. чудотворца официально канонизировали.
История издания поучений старца
Целенаправленно святой Серафим никогда не записывал свои изречения. Труды, которые были изданы позже, основаны на воспоминаниях его учеников или людей, которые близко знали преподобного отца.
Первую книгу опубликовали спустя 6 лет после смерти чудотворца. Высказывания старца собрал и напечатал иеромонах Саровского монастыря, Сергий (Васильев). Изначально планировалось совместить наставления с житием, однако цензура того времени не пропустила такой труд. Уже значительно позже духовные поучения стали печататься, как приложение к жизнеописанию святого.
Смысл и значение наставлений
Учение Серафима Саровского несет в себе единственную главную идею – указать людям праведный путь, который приведет их к Царству Небесному. Прошло уже почти два века, а духовные заповеди не потеряли своей актуальности.
В своих поучениях преподобный отец взывает к мирянам, чтобы те не предавались искушению, усмиряли страсти, тем самым становясь на ступеньку выше к Богу. Он руководствуется не страхом, а любовью, которая должна быть к Господу и ближнему, называет ее фундаментом православной веры. Святой говорит о жизни, не имеющей смысла без этого всеобъемлющего чувства.
Серафим Саровский утверждал, что Всевышний обращает Свое внимание только на сердца, наполненные любовью. Нет разницы, кто к Нему обращается: инок или простой человек – Он одинаково услышит их обоих, если они глубоко любят Создателя. Только в этом случае мирянин может постичь Святой Дух, что является истинной целью православного христианина.
Первую книгу опубликовали спустя 6 лет после смерти чудотворца
Семь поучений преподобного
Всю свою жизнь Серафим Саровский раздавал людям мудрые советы, наставляющие на истинный путь. Он говорил, что без познания Бога невозможно обрести душевное спокойствие.
О вере
Святой утверждал, что истинно верующий человек всегда занят делами насущными, не зная лени. Сам чудотворец три года прожил в лесу, ежедневно работая на грядках и пасеке, которые он соорудил поблизости кельи. Он сам выращивал себе еду, любил читать, проводил много времени за молитвами, а также очень мало спал.
О надежде
Преподобный отец говорил, что лишь те, кто истинно надеется на Всевышнего, становятся ближе к Нему и способны принять Святой Дух. Будучи маленьким, Прохор тяжело болел. Однажды во сне к нему явилась Богородица, пообещав исцелить мальчика. Когда мимо их дома проходил крестный ход, мать приложила сына к святому образу, а чуть позже болезнь полностью отступила.
О молчании
По словам Серафима Саровского, молчание помогает обрести душевное спокойствие. Также он уверял, что молчальничество порождает скромность и покорство. Преподобный отец на своем примере доказал силу своих слов, сохраняя строгий обет на протяжении трех лет.
Лучше общаться с Богом или собой, но ограничить разговоры с окружающими.
Видео «Жизнь и наставления преподобного Серафима Саровского»
В этом видеосюжете рассказывается о жизни и поучениях старца.
О посте
Учение святого говорит о настоящем воздержании не как о простом усмирении плоти, а о возможности отдать свой кусок хлеба тому, кто в нем нуждается. Чудотворец три года жил на лесной опушке, соблюдая строгий пост, однако оставался бодрым духом. При этом он кормил приходящих к нему диких зверей, никогда не прогоняя животных голодными.
О терпении
Преподобный Саровский наставлял мирян все происходящее с ними принимать, как должное, и благодарить Господа за ниспосланные испытания. Однажды на старца в его лесной келье напали разбойники. Его ударили по голове, отчего монах остался сгорбленным на всю жизнь. Однако святой не держал зла на этих людей, полагая, что осуждения заслуживают только поступки.
О мире душевном
Своими наставлениями чудотворец призывал не удерживать в себе гнев, не реагировать на оскорбления, тем самым сохраняя душевный мир. Отец Серафим своим примером показывал, что это не простые слова. Он простил напавших на него и даже упросил не наказывать разбойников.
О скуке
Святой говорил, что скука не чужда и монаху – обычно она появляется к обеду, заставляя инока сомневаться в выбранном пути. Обычно это скверное чувство несет за собой печаль, а чтобы подобного не произошло, нужно усердно молиться Господу, не забывая о своих послушнических обязанностях. Тем, кто будет постоянно занят делом, тоска не страшна.
Пророческие изречения
Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем, и нередко его слова оказывались пророческими. Так, он предсказал:
- исцеление от холеры, бушующей в Дивеевском монастыре;
- Крымскую войну;
- обретение своих мощей на Воскресение Христово и дальнейшее их перемещение в Дивеево.
Однако есть те, которым только суждено оказаться правдой. Так, он предсказывал попрание православной веры, за что священнослужители непременно понесут кару Божию. Чудотворец рассказывал, как молился Всевышнему, чтобы Тот отказал ему в Царствии Небесном, а взамен помиловал грешных, но Бог был неумолим. Преподобный отец также говорил, что до пришествия антихриста Россию ожидает долгая, ожесточенная война, будут уничтожены храмы, пролито много крови, однако в конце страна обретет великую славу.
Серафим Саровский при жизни любил рассуждать о будущем
Всю свою жизнь святой Серафим Саровский провел в служении Господу и наставлении мирян на путь истинный. Он помогал людям укрепиться в вере, обрести истинный смысл жизни и давал советы, как стать ближе к Богу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Серафим Саровский: Духовные наставления инокам и мирянам
Здесь есть возможность читать онлайн «Серафим Саровский: Духовные наставления инокам и мирянам» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: religion_orthodoxy / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:
Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:
- 100
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- Описание
- Другие книги автора
- Правообладателям
- Похожие книги
Духовные наставления инокам и мирянам: краткое содержание, описание и аннотация
Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Духовные наставления инокам и мирянам»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.
Серафим Саровский: другие книги автора
Кто написал Духовные наставления инокам и мирянам? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.
Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.
В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.
Духовные наставления инокам и мирянам — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Духовные наставления инокам и мирянам», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Благоговейная осторожность здесь нужна потому, что сие море (то есть сердце со своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания) великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа[5] (то есть помыслы суетные, неправые и нечистые – порождения злых духов).
Бога бойся, – говорит Премудрый, – и заповеди его храни (Еккл.12,13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен.
[Есть] два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай.
Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.
8. О хранении познанных истин
Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который сохранил бы твою тайну.
Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что она может быть сохранена другим.
С душевным человеком надобно говорить о человеческих вещах; с человеком же, имеющим разум духовный, надобно говорить о небесных[6]. Исполненные духовною мудростию люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волею Божиею, и по тому делают о нем заключение.
Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно; особенно, когда в них не примечается и желания к слушанию.
Надобно в сем случае следовать учению святого Дионисия Ареопагита: «Соделавшися сам божествен божественных вещей познанием, и в тайне ума святая сокрыв от неосвященного народа, яко единообразная, храни: не бо праведно есть, якоже Писание глаголет, повергнути в свиния умных маргаритов чистое, световидное и драгоценное благоукрашение»[7] (Сщмч. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. Гл.2).
Надобно содержать в памяти слово Господне: Ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы (Мф.7,6).
А потому всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований.
В противном случае потеряешь и не найдешь. Ибо, по опытному учению святого Исаака Сирина, «лучше есть помощь, яже от охранения. паче помощи, яже от дел»[8] (Прп. Исаак Сирин. Сл.89).
Когда же надобность потребует или дело дойдет, то откровенно в славу Божию действовать должно по глаголу: (Аз) прославляющих Мя прославлю (1Цар.2,30), потому что путь уже открылся.
9. О многословии
Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека.
Но всего жалостнее то, что от сего может погаснуть тот огонь, который Господь наш Иисус Христос пришел воврещи на землю[9] сердец человеческих, ибо «ничтоже тако устужает огнь, от Святого Духа вдыхаемый в сердце инока к освящению души, якоже сообращение и многословие и собеседование, кроме оного, еже со чады таин Божиих, еже к возвращению разума Его и приближению»[10] (Прп. Исаак Сирин. Сл.8).
Особенно же должно хранить себя от обращения с женским полом, ибо как восковая свеча, хотя и незажженная, но поставленная между зажженными, растаивает, так и сердце инока от собеседования с женским полом неприметно расслабевает, о чем и святой Исидор Пелусиот говорит так: «Аще (глаголющу Писанию) кия беседы злы. тлят обычаи благи[11], то беседа с женами, аще и добра будет, обаче сильна есть растлити внутреннего человека тайно помыслы скверными, и чисту сущу телу, пребудет душа осквернена: что бо твердев есть камене; что же воды мягчае; обаче всегдашнее прилежание и естество побеждает: аще убо естество, едва подвижимое, подвизается, и от тоя вещи, юже имать ни во чтоже, страждет и умаляется, то како воля человеческая, яже есть удобь колеблема, от обыкновения долгого не будет побеждена и превращена»[12] (Прп. Исидор Пелусиот. Письмо 284).
А потому для сохранения внутреннего человека надобно удержать язык от многословия: муж же мудр безмолвие водит (Притч.11,12) и иже хранит своя уста, соблюдает свою душу (Притч.13,3) и помнить слова Иова: Завет положих очима моима, да не помышлю на девицу[13] и слова Господа Иисуса Христа: всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем (Мф.5,28).
Духовный цветник Серафима Саровского. Избранные наставления
Великий святой земли русской оставил нам знание, проходящее через века, и явил пример истинной христианской святости многим поколениям верующих. В этой книге собраны жемчужины мудрости Серафима Саровского, которые наполнят жизнь смыслом и помогут стать совершеннее в поступках и мыслях.
Оглавление
- Великий святой земли Русской
- Где Бог, там нет зла
Из серии: Православная библиотека (Эксмо)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовный цветник Серафима Саровского. Избранные наставления предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Где Бог, там нет зла
Мы как копеечные свечи. А он — как пудовая свеча — всегда горит пред Господом как прошедшей своей жизнью на земле, так и настоящим дерзновением пред Святой Троицей.
Святитель Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский
Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Икона
Какое едва ли когда виданное откровение любви к людям явил старец! Он весь как бы трепетал этой любовью, этой безграничной силой сочувствия и сострадания. Она сияла в его глазах, звучала в тех ласковых, нежных словах и обращениях его к людям. Так умилительно тепло звал он всех: «Радость моя!»
«Радость моя» точно слышится и теперь от его могилы; точно стоят, навсегда оставшись неизгладимыми в воздухе мест, освященных присутствием святой его души, эти драгоценные слова — «Радость моя!» И верится, что неисчислимые сокровища благодати и радостей прольются на верующих людей при прославлении отца Серафима. Уже и теперь точно тот покров горя и страдания, что обычно заволакивает собой жизнь, — точно покров этот исчез, и что-то светлое озарило всю жизнь. На душе так светло, так хорошо и надежно, как не было, кажется, еще никогда, разве в раннем детстве.
…И как хочется вспоминать, говорить, слышать, писать о нем, хочется выйти к народу и возглашать его имя: «Знаете ли, какое великое ждет вас счастье, — бегите к благодатному новому источнику, просите, зовите его, требуйте помощи — он всех услышит, он всем вымолит нужное для жизни и для спасения!»
Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»
Камень храма Божия
Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом: истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа, то есть Крестом, с помощию вервия, то есть благодати Духа Святого.
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
Бог являет нам Свое человеколюбие не только в тех случаях, когда мы добро делаем, но и тогда, когда оскорбляем грехами и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как благоутробно наказывает!
Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, — мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению.
Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит хлад доброненавистника.
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
В дому Отца Моего обители мнози суть
Одному иноку выпало на долю счастье слышать рассказ о. Серафима о восхищении его в райские обители. Старец говорил так: «Вот я тебе скажу об убогом Серафиме. Я усладился словом Господа моего Иисуса Христа, где Он говорит: в дому Отца Моего обители мнози суть. На этих словах Христа Спасителя я, убогий, остановился и возжелал видеть оные небесные обители и молил Господа Иисуса Христа, чтоб показал мне эти обители. Господь не лишил меня Своей милости. Вот я был восхищен в эти небесные обители. Только не знаю — с телом ли, или кроме тела, Бог весть: это непостижимо. А о той радости и сладости, которые я там вкушал, сказать тебе невозможно».
О. Серафим замолчал. Он поник головой, водя рукой около сердца. Лицо его до того просветлело, что нельзя было смотреть на него. Потом снова заговорил: «Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведного на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; если бы келья наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу, всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтоб только не лишиться той небесной радости. Если сам святой апостол Павел не мог изъяснить той небесной славы, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения?»
Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»
Отцы написали, когда их спрашивали: «Ищи Господа, но не испытуй, где живет».
Поколику человек совершенствуется здесь пред Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог явит ему лице Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, видят образ Его как в зерцале, а там удостоятся зреть явление истины.
Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его, ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.
О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть ведение тайн Божиих?
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
Как вера помешала грешить
Я знал одну молодую девушку-христианку. Однажды она обратилась к своей матери с необычайным упреком за то, что та вместе с няней Александрой научили ее веровать. А теперь эта вера мешала ей грешить, а если и грешит она, то совесть мучает. И она даже завидует тем, которые, как некоторые из ее подруг, тоже грешат, но нисколько не смущаются, думая, что никакого другого мира вовсе нет. Не зная, что ответить в таком случае своей бедной дочери, мать в простоте сказала:
— Что же я могу тебе теперь сделать? Не могу же я говорить, что этого нет, когда я верю, что есть? А уж если тебе так хочется не верить, так это твое дело, кто мешает?
— Вот вы с няней и помешали. Я бы теперь и рада не верить, да не могу уж.
— Почему? — с недоумением спрашивает в свою очередь верующая мать.
— Потому что вы про преподобного Серафима так внушили нам (и брату ее) с самого детства, что и забыть нельзя. Да я и сама теперь знаю, что все это было и на самом деле. А главное, не могу уже никак и усомниться, что был сам-то батюшка о. Серафим. А раз он был, значит, это и в самом деле все так и есть: батюшка уже никак не мог врать и придумывать. Вот я тебе и говорю: не могу не верить. Хочу и не могу: ничего не выходит. И мучаюсь сама, и на вас с нянькой злюсь.
— И слава Богу, — сказала облегченно мать, — лучше уж греши да мучайся, чем к грехам прибавлять самое страшное — неверие, да еще когда знаем, что все это и действительно есть.
Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»
Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую, своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
Вера без дел мертва есть
«Вера без дел мертва есть» (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, упокоение от всех дел, как и Бог почил от Своих дел, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
Прежде всего должно веровать в Бога, «яко есть, и взыскающым Его Мздовоздатель бывает» (Евр. 11, 6).
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
Особое промышление Божие о Прохоре выразилось в двух событиях его жизни. Однажды, когда ему было семь лет, мать его, отправляясь на стройку церкви, взяла его с собой. Она поднялась на самый верх колокольни, где не были еще утверждены перила. Мальчик, по живости забыв, где он находится, неосторожно подошел к краю и упал вниз. Мать, предполагая, что он убился до смерти и что там, внизу, может быть только его изуродованное тело, поспешно сбежала по ступеням. Ребенок стоял на земле целый и невредимый.
Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»
Явление Матери Божией Серафиму Саровскому
Преподобный Серафим Саровский впервые узрел Матерь Божию еще десятилетним мальчиком — в то время он тяжко заболел, и даже домашние не надеялись на его выздоровление. В самое трудное время болезни, в сонном видении, Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни.
Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. Действительно, вскоре в одном из крестных ходов несли по городу Курску чудотворную икону Знамения Божией Матери по той улице, где был дом Мошниной. Пошёл сильный дождь. Чтобы перейти на другую улицу, крестный ход, вероятно, для сокращения пути и избежания грязи, направился через двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафия вынесла больного сына на двор, приложила к чудотворной иконе и поднесла под ее осенение. Заметили, что с этого времени Прохор начал поправляться в здоровье и скоро совсем выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его.
Священномученик Серафим (Чичагов). Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца
Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упование свое возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.
Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света.
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
О жизни древних подвижников благочестия
Как-то один инок, изумляясь жизни о. Серафима, спросил его:
— Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?
— Потому, — отвечал о. Серафим, — что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие. Потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа Бога ныне та же, какая была и прежде. Ибо, по слову Божию, Иисус Христос «вчера и днесь, той же и вовеки».
Эти слова можно считать как бы печатью жизни отца Серафима.
Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»
«Блаженна ты, что у тебя такое детище»
Благотворное и святое влияние на юного Прохора имел один «раб Божий», некий Христа ради юродивый, подвизавшийся в то время в Курске. Имя его не сохранилось в памяти истории… Много их таких рассеяно было прежде по лику Святой Руси… И великое дело незаметно творили они, отвлекая мир от привязанностей земных и лучше всяких книг уча евангельскому мироотречению, христоподобному смирению, мученическому терпению всяких лишений, предсказывая будущее, утешая страждущих, а иногда и обличая окаменелые души грешных людей.
Один такой «Божий человек» встретил Агафию, когда она шла по городу с обоими сыновьями. Обратив внимание на Прохора, юродивый сказал матери: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем пред Святой Троицею и горячим молитвенником за весь мир!»
С той поры он полюбил отрока и в дальнейшей жизни благотворно действовал на него. Прохор же, как сухая земля — дождь, впитывал в себя все святое и доброе от раба Божия.
Митрополит Вениамин (Федченков). Из книги «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский»
Старец был великий ревнитель православия.…О. Серафим любил вести беседы о том, в чем состоит чистота православия, как охранять ее, и радовался, что наша Церковь содержит в себе Христову истину в полной целости. Высоко чтил подвижник и наших русских святых, говорил о жизни их, брал от них примеры для подражания. Вообще жития святых были для него живыми письменами, по которым он поучал народ.
Е. Поселянин. Из книги «Преподобный Серафим, Саровский чудотворец»
Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она-то вполне умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали святейшие уста Спасителя: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28), то есть надейся на Меня, и утешишься от труда и страха.
Чтобы воззреть к Святейшей Троице, надобно просить о сем учивших о Троице святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, ходатайство которых может привлечь на человека благословение Святейшей Троицы, а самому прямо взирать надобно остерегаться.
Цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Дивная цель духовная!
Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления инокам и мирянам
Причины пришествия в мир Иисуса Христа, Сына Божия
1. Любовь Божия к роду человеческому: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть» (Ин. 3, 16).
Можно ли беременным ходить в церковь: что говорят священники?
Беременность. Этот период несет множество запретов в жизни женщины, большинство из которых относится к обычным суевериям. Одним из таких считается посещение храма в то время, когда женщина находится в интересном положении.
Откуда пошли суеверия насчёт посещения церкви беременными?
Расхожее мнение в вопросе о том, можно беременным в церковь или нет, уходит корнями в далёкое прошлое, во времена суеверий. Тогда в деревнях стремились уберечь будущую мать от дурного глаза и наведения порчи на ребёночка. Считалось, что это может быть сделано в самых людных местах, к которым относится и храм.
Из-за этого женщин, вынашивающих ребёнка, прятали от чужих глаз на весь период беременности, и никто, кроме самых близких, не подозревал о скором пополнении в семействе. Поэтому и ответ на вопрос о том, можно ли беременным ходить в церковь, был отрицательным. Ведь это могло повлиять на душевное самочувствие матери.
Современность. Стоит ли остерегаться посещения храма
Но и сейчас, когда в глупые предрассудки практически никто не верит, а женщина, вынашивающая ребёнка, постоянно находится в контакте с большим количеством людей, зачастую можно услышать предостережения от посещения ею храма. Так почему беременным нельзя в церковь, ведь часто этих посещений просит душа? На это можно ответить следующим образом: в храм ходить не только можно, но и нужно, и даже полезно.
Не стоит обращать внимание на досужие слухи. Их распространяют несведущие в церковных обычаях люди. Поддерживая споры насчёт того, можно ли беременным в церковь, они путают состояние беременности с днями менструации, в которые действительно накладывается запрет на посещение храма, так как в это время женщина считается “нечистой”.
Кроме того, запрет накладывается и на последующие 40 дней после рождения малыша, пока не прекратится кровотечение. В это время, так же, как и в период менструации, женщина считается “нечистой”.
Что даёт посещение церкви беременной женщине?
Такой вопрос, как посещение храма в период вынашивания ребёнка, волнует очень многих. Любой женщине хочется найти успокоение, которое даёт Господь в стенах своего дома. Но зачастую страх перед косыми взглядами несведущих прихожан мешает это сделать.
Услышав, как будущие мамочки спрашивают о том, можно ли беременным ходить в церковь, стоит объяснить, что посещение храма в интересном положении грехом не считается и всячески приветствуется священнослужителями. Но лишь в том случае, когда женщина этого действительно хочет, а не идёт по принуждению.
Только там она не только может найти духовное утешение, но и помолиться как о своём здоровье, так и о благополучном разрешении от бремени, и о будущем малыша. Зайдя в стены храма, сразу можно увидеть иконы святых, которые являются покровительницами женщин, находящихся в положении. Святая Анастасия Узоразрешительница и великомученица Екатерина помогут спокойно и без проблем выносить младенца, а молитвы у иконы Пресвятой Богородицы дают надежду на лёгкое родоразрешение. Да и за благословением перед родами стоит обратиться к священнику.
Мнение священнослужителей насчёт посещения храма беременной
А если у женщины всё же сохраняется сомнение, можно ли беременным в церковь ходить, за разрешением его стоит обратиться к батюшке. Он объяснит, что только в церковных стенах можно очень легко справиться со страхами, часто возникающими у женщин в положении.
Чтобы избавиться от лишних ненужных мыслей, необходимо вознести молитву иконе Богородицы. Да и ребёнок, находясь ещё в утробе матери, получит Божью благодать. Поэтому нужно и можно в церковь ходить беременным, ограничений в этом нет никаких.
Остерегаться стоит лишь своего состояния. Ведь зачастую службы длятся не один час, и беременным тяжело выдержать это время на ногах в душном помещении. Но и этот вопрос решается очень просто. Достаточно женщине, находящейся в интересном положении, присаживаться во время службы на стул, чтобы отдохнули ноги.
Как относятся священнослужители к посещению церкви беременными?
Священнослужителями же вопрос о том, можно ли беременным ходить в церковь, даже не рассматривается. Ведь в этот период женщина полностью чиста перед Богом. Будущий малыш — это не только плод любви двух людей, но также и благословение Господне, ведь это он даровал чудо материнства. Поэтому запрета на посещение храма просто быть не может.
Часто от всезнающих бабушек можно услышать, что посещение храма возбраняется мамочкам, у которых ребёнок зачат в грехе, то есть не был совершён обряд венчания. Это мнение совершенно не соответствует действительности и является не более чем незнанием святых законов. Церковь никогда не делала исключений для тех женщин, которые не состоят в церковном браке. Ведь перед Богом все равны, и если он послал счастье стать матерью, то для него нет разницы, совершён обряд венчания или нет. Любая беременная женщина может прийти в храм, чтобы помолиться и попросить у Господа благословения.
Беременность – дар Господа
Даже если ребёнок зачат, по мнению многих, в грехе, то есть без заключения церковного брака, уже то, что он послан женщине, является Божьим благословением. А посещение храма с младенцем в утробе даёт возможность ему принять благодать Господню через молитвы матери.
Церковные понятия говорят о том, что утроба женщины во время беременности благословлена Богом и поэтому совершенно безгрешна. Церковнослужители с большим трепетом относятся к женщинам в положении и всячески поощряют посещение ими храма. Даже тот грех, что женщина находится в невенчанном браке, прощён Господом, пославшим беременность.
Венчание беременных. Можно ли его совершать?
К тому же если супруги ещё не обвенчаны, священнослужителями рекомендуется совершить таинство ещё до рождения ребёнка. Этот обряд призван дать молодой семье и будущему ребёнку особую благодать.
Чем раньше будет проведён этот важный в жизни каждой молодой семьи обряд, тем быстрее Господь осенит своей благодатью молодую семью. И не стоит слушать чужие пересуды и слухи. Только несведущие люди могут назвать богоугодное дело грехом.
Одежда с обувью у будущей мамочки во время венчания должны быть максимально удобными, не сковывающими движений, чтобы избежать начала токсикоза, головных болей или отёков, и не попасть сразу после венчания на сохранение.
Кроме того, будущая мама спокойно может пройти обряд крещения, если она ещё не крещена, а также посещать исповеди и принимать причастия. Причём делать это стоит даже чаще, чем в обычное время.
Священнослужители рекомендуют во время беременности принять не менее 40 причащений. С этого начинается воцерквление ребёнка. Но в этом обряде для беременной женщины есть снисхождение: ей не нужно поститься 3 дня.
Как посещать церковь на последних сроках?
Можно в церковь ходить беременным совершенно спокойно до третьего триместра, а дальше лучше всего брать с собой подругу, мужа или родственницу для сопровождения, а также раскладной стульчик, чтобы в любой момент можно было присесть. Ведь стоять на ногах весь период службы достаточно сложно в силу физиологических особенностей организма. И не стоит обращать внимание на усмешки и осуждающие взгляды несведущих людей. Препятствием для посещения храма может стать только собственное нежелание, ведь насильно туда не ходят, или состояние здоровья будущей мамы. Но даже если женщина находится в больнице или ей предписан домашний постельный режим, не возбраняется пригласить священника к себе домой или в больничную палату, чтобы принять обряд исповеди и причащения.
Памятка женщинам в положении
Важно помнить, что ходить беременным в церковь нужно с осторожностью только на последних сроках, и стараться не посещать большие службы, которые длятся несколько часов. Ведь даже в том случае, когда с собой есть стульчик и в любое время можно присесть, духота от большого скопления людей очень быстро вызовет недомогание.
А просто придти, чтобы с молитвой обратиться к Господу, беременная женщина может в любое время. Поэтому у находящихся в положении не должно возникать никаких сомнений по поводу того, можно ли беременным ходить в церковь.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Можно ли беременным ходить в православную церковь
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
В жизни каждого человека время от времени происходят определенные изменения. Особенно это касается женщин: есть определенные дни месяца, во время которых женщинам запрещено посещать храм. Также есть такой период как беременность, с которым тоже связано большое количество разных суеверий и примет. Многие женщины задают вопрос о том, можно ли беременным ходить в церковь?
Беременность и посещение дома Божьего
Есть различные мнения о том, стоит ли женщинам в положении ходить в церковь. Многие аргументы не выдерживают никакой критики, особенно церковной. Православие не признает никаких суеверий и примет. Церковь поддерживает только веру в Бога. В то же время вера в суеверия считается грехом.
Ранее многие объясняли запрет на посещение церкви беременной тем, что ее старались уберечь от чужих глаз. В данное время единственной причиной, почему беременным нельзя ходить в церковь может быть лишь наличие кровотечения после родов или 40 дней после выкидыша. Оно должно прекратится после 40 дней. Далее для женщины проведут определенный обряд введения в храм.
К прочим противопоказаниям посещении церкви можно отнести:
- нежелание самой беременной посещать храм;
- физическое состояние беременной, порой бывает, что женщине прописан постельный режим и ей сложно находится длительное время в церкви;
- токсикоз или индивидуальная непереносимость запахов.
К неприятным ощущениям можно отнести и то, что длительное время пребывание на ногах может вызвать отеки. В таком случае стоит присесть и отдохнуть. Также замкнутое пространство и большое скопление людей может спровоцировать возникновение головной боли, головокружения. Именно поэтому стоит брать с собой воду и спазмолитики. Помните, что главная задача в этот период – здоровье малыша.
Беременные могут приходить в дом Божий лишь для того, чтобы поставить свечку, исповедаться, причаститься или получить благословение. Для них не обязательно отстаивать службы.
Часто в церкви можно услышать и определенное слово, которое именует беременную. Как в церкви называют беременную женщину? Это слово «непраздная». Оно означает, что женщина пребывает в состоянии противоположном празднованию. К ней всегда относились с определенной бережностью и осторожностью, ведь она носит и бережет новую жизнь.
Можно ли венчаться беременной в церкви
Ранее вступление в интимную связь до брака считалось огромным грехом. В современном мире этому уже не придают такого огромного значения. Бывают всякие ситуации в жизни и одна из них – это когда невеста уже в положении. Одно дело, когда молодожены просто узаконивают свои отношения, но что же делать, если они решили повенчаться?
Многие священнослужители говорят, что не только можно, но и нужно. Именно с венчания необходимо начинать свою супружескую жизнь. Срок беременности абсолютно не имеет никакого значения. Хотя церковь также признает и те браки, которые были зарегистрированы в ЗАГСах и не считает их блудливыми. Святые отцы говорят о том, что венчание дает семье определенную благодать и откладывать с этим обрядом не стоит. Перед его проведением Вам стоит исповедаться и причаститься. Кроме того, венчание проводиться только над крещенными.
Беременность и крестины
Бывает такое, что по каким-либо причинам беременная не крещенная, а изъявляет желание, чтобы этот обряд провели над ней. В данном случае это необходимо сделать. Такая процедура дает особенный дар человеку, помогая ему духовно родится заново. Никаких запретов для беременной нет. А что делать если Вы в положении и Вам предложили стать крестной матерью.
Можно беременной крестить чужого ребенка в церкви? Ответ на данный вопрос должна дать сама беременная. Церковь не запрещает ей принимать участие в данном обряде. Но она может испытывать определенные неудобства:
- длительный процесс,
- пребывание на ногах большое количество времени,
- держание на руках «не легкого» малыша или малышки,
- специфические запахи во время обряда.
Многие, для избегания данных неприятностей, приглашают священника домой и там проводят обряд крещения. Так что принимать решение должна только беременная, учитывая все негативные и позитивные стороны.
Мнение церкви о беременных на похоронах
В жизни каждого человека могут происходить как приятные, так и огорчающие ее моменты. Порой одна жизнь появляется, а с другой мы прощаемся. Многие люди говорят, что теряя близкого человека, нам в замен Господь дарит что-то более ценное. Мнение о присутствии женщины в положении на похоронах разнестороннее. Должны учитываться не только необходимость присутствия, но и моральное, а также психическое состояние беременной.
Так как это мероприятие не особо приятное, то оно может нанести вред. Священнослужители говорят о том, что беременность не является противопоказанием присутствия на похоронах. Они говорят о том, что Господнее Благословение даруется тем, кто не забывает своих умерших предков и родственников. Идти на такое мероприятие стоит из добрых побуждений, а не по принуждению.
Тоже касается и отношением к присутствии беременных в церкви и на кладбище. Многие «знающие» бабки говорят о том, что присутствие на похоронах и кладбище может негативно повлиять на беременную женщину, а также ее ребенка. Священнослужители говорят о том, что все это не имеет никакого подтверждения.
Они говорят о том, что ходить на кладбище или нет должен решать человек самостоятельно. Если такой поход вызывает будущей матери негативные эмоции, а также переживания, то стоит отказаться от него. Женщина в положении должна получать как можно больше позитива, так как от ее эмоционального состояния зависит и состояние ребенка.
Есть такое высказывание, что беременность – это не болезнь, а состояние души и тела. Перед принятием любого решения о посещении того или иного места стоит прислушиваться к своим ощущениям. Если Вы сомневаетесь, то отложите поход или мероприятие. Ведь в первую очередь Вы должны задумываться о здоровье Вашего малыша.
Можно ли беременным ходить в церковь? Отвечают священники!
Можно ли беременным ходить в церковь?
Священники отвечают однозначно: да!
Ходить в храм беременной женщине не только можно, но и нужно.
Протоиерей Александр Ильяшенко, например, отмечая послабления для беременных женщин в период поста, советует при этом чаще посещать храм и отвечает на вопрос о том, можно ли беременным ходить в церковь:
Чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, не раздражаться и благодушно и радостно ждать появления на свет Вашего ребеночка.
Суеверие о том, что беременной не стоит посещать храм восходит к тем временам, когда беременным не рекомендовали показываться на людях, чтобы избежать «лихого глаза».
Церковь — это людное место, однако священники призывают не бояться «сглаза». Итак, можно ли беременным ходить в церковь:
Что можно сказать человеку, пришедшему с недоумением по сглазу? Существует ли он в природе, бывают ли «глазливые» люди, или это всё – элемент народной мифологии, суеверие и мракобесие?
Да, существует. Вот отрывок из переписки прп. Амвросия Оптинского: «„От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов” молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горящие угли с молитвой, и кропить этой водой суеверно и грешно. У нас на то есть крещенская вода».
То есть сглаз – это мистический феномен психоматериального бытия (если пользоваться терминологией Н.О. Лосского), создающий за счет людского неверия, маловерия и малодушия, благоприятную почву для возникновения и возбухания всевозможных суеверий, и распространения мракобесия, — отмечает протоиерей Игорь Прекуп.
Определенные ограничения накладываются на женщину лишь в период после родов, когда молодую маму беспокоят кровотечения.
В одном лишь сходятся хотя и не все, но большинство пастырей: в период менструации и после родов, т. е. во время кровотечения, женщина не должна причащаться, — говорит отец Феодор Людоговский.
При этом посещать храм не возбраняется.
Итак, мы выяснили, можно ли беременным ходить в церковь, но важно учитывать при этом физическое состояние женщины в положении. Если женщина не может временно ходить в храм, так как это может нанести вред ее здоровью или здоровью будущего ребенка, стоит следовать рекомендациям врача.
В посте также следует соблюдать разумную меру. Лучше всего советоваться с духовником:
С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию, — рекомендует протоиерей Аркадий Шатов.
В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи.
Когда беременность осложняется, возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство.
Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым, — добавляет он.
Важно помнить, что в случае плохого самочувствия, женщина в любой момент может присесть в храме. На последних сроках беременности лучше всего брать с собой близкого человека для поддержки и сопровождения и не стесняться обращаться за помощью к другим прихожанам.
Читайте также:
Можно ли беременным ходить в церковь?
Можно ли беременным ходить в церковь? Такой абсурдный, по сути, вопрос очень популярен. Ведь Интернет пестрит «православными» рецептами на все случаи: что можно и чего нельзя на Пасху, в Родительскую субботу, на именины.
Такова житейская психология, что и в духовной жизни мы зачастую ищем алгоритмы: сделай по инструкции – и спасешься. Но такой потребительский подход грозит опасной подменой ценностей и далек от духа христианской православной веры, по которой любовь и милость Божия даны нам не за точное следование схеме, а даром, по благодати.
Дети как дар
Главная драгоценность для мамы – это дети, подаренные Богом. В недалеком прошлом (всего-то век назад) женщина любого социального статуса, с любым уровнем образования или без него понимала, что беременность – не болезнь, не патология.
Это дар Божий и нормальное физиологическое состояние женского организма, которое не требует особого перехода на щадящий режим. Но сегодня беременность, роды и все, что с ними связано, вызывают у будущих мам много опасений.
Возможно, поэтому вокруг темы беременности пышным цветом разрослись приметы, суеверия и предрассудки. И это отнюдь не веяние ХХ и ХХI века – проблема далеко не новая. Такова русская действительность, где рядом с традициями православного благочестия уживаются магические представления древних предков, язычников-славян.
До сих пор старшее поколение всерьез рассуждает про сглаз и порчу еще не рожденного младенца, запрещая будущей маме часто выходить в люди, даже если она направляется в храм.
И, что удивительно, зачастую подобным предрассудкам подвержены… церковные бабушки (не те подвижницы, кто сохранил веру и пронес ее через горнило революции – они давно уже почили, а те, что в молодости были комсомолками и о вере в Бога сами знали понаслышке).
Эти «исконные» православные христианки безусловно знают, как надо и как не надо себя вести беременной: о том, что нельзя вязать, смотреть лучше только на красивое, в церкви свечек куда попало не ставить, с утра до вечера читать акафисты святым и иконам, которые «специализируются» на беременности, и, главное, бить побольше поклончиков, даже если здоровье, размеры живота и большой срок не позволяют.
Хорошо, если молодая будущая мама вовремя подойдет к священнику, а не обратится к бабушке с вопросом: а можно ли ей, беременной, находиться в храме и как себя там вести, поскольку от полученного ответа может зависеть, захочется ли ей снова переступить церковный порог, а от этого решения – и ее вера.
В надежных руках прихода
Задаться вопросом – можно или нельзя ходить в церковь во время беременности – не придет в голову женщине, которая живет полной церковной жизнью: исповедуется, причащается, бывает на службах.
Для нее этот вопрос давно решен, а регулярно ходить в храм – это нормально, естественно, правильно, это ее сердечная и духовная потребность, то, чем она живет и без чего не представляет себя и своей семейной жизни.
Зачем что-то менять, когда под ее сердцем зарождается новая душа? Она осмысленно остается там, куда стремится ее верующее сердце – то есть в храме.
Она знает, что теперь будет чаще молитвенно воздыхать перед Богородичными образами «Утоли моя печали», «Феодоровская», «Промощница в родах», молиться Анастасии Узорешительнице.
Но ни участие в продолжительных богослужениях, ни большое стечение народа, ни даже духота не напугают ее – ту, которая привыкла находиться в церкви. Если у будущей мамы кончились силы или проявился легкий токсикоз, ничто не мешает ей выйти, подышать воздухом, а если не стало легче, то и уйти домой.
Почему-то авторы многих статей по теме не упоминают самого важного – того, что воцерковленная беременная женщина в храме не одна, ее окружает община родного прихода, где многие хорошо ее знают, понимают ее состояние.
Те же самые «сильные в церковной педагогике» бабушки не всегда настроены только на суровое воспитание молодежи. Отличаясь житейским опытом и милосердием, они готовы подать руку помощи, уступить место на скамье.
Вокруг много и других единомышленников в вере, православных христиан, готовых поддержать, а если необходимо – и подхватить на руки, вызвать «скорую». Получается, в своем приходе женщина гораздо в большей безопасности, чем на улице, в магазине, в кафе. Здесь никто не оставит ее в беде.
В церковь… для здоровья?
А как почувствует себя в церкви невоцерковленная будущая мама? Конечно, хорошо, если благодаря своему новому положению юная женщина придет на первую или вторую в своей жизни службу, но ее мотивы здесь многое определяют.
Возможно, ей просто подсказали, что, раз она беременна, неплохо бы и в церковь походить – мол, «для здоровья своего и ребеночка попричащаться, маслицем помазаться, ладаном подышать» – очень даже полезно.
С одной стороны – да, трудно не согласиться, что само пребывание в церкви за богослужением, все это особое литургическое пространство, церковное пение, благообразие икон и колокольный звон успокаивают, умиротворяют, настраивают на другой лад.
И это важно для психосоматики женщины, особенно на фоне всего происходящего сегодня – частых случаев замерших беременностей, выкидышей, нервных срывов и дородовых депрессий.
Но, с другой стороны, тут нужно серьезное духовное рассуждение: а будет ли польза от такого практического применения таинств и благодати? Церковная жизнь, применяемая в качестве такой «релаксации» и своего рода «физио-процедур», без веры бессмысленна и даже кощунственна.
Став потребительницей «духовных услуг и отправлений», будущая мама зачастую начинает рассуждать в духе оккультизма и магизма: «Я Тебе свечку – Ты мне помощь в беременности, я Тебе молитву – ты мне облегчение в родах».
Такой «духовный» торг превращает храм в своего рода «дом быта», куда приходят не к Богу, а за «услугой», и подобное отношение прихожан вызывает горечь у любого священника, ревнующего о Доме Божием.
Но есть и третья, самая важная сторона – это промысл Бога о человеке. Пути Господни неисповедимы, и кто знает, возможно, через первые шаги в Церкви во время беременности мама со своим будущим чадом однажды придет к вере.
В связи с этим хотелось бы вспомнить слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:15–16 ).
Так что беременной маме приходить в храм с заботой о своем чаде абсолютно необходимо, отбросив все страхи и сомнения. Никто не будет препятствовать ребенку во чреве матери, пускай и маловоцерковленной, вместе с ней вкушать таинства и благодать, податель которых – Бог.
«Милосердия двери отверзи»
Понятно, что, отравляясь на богослужение в храм, беременной женщине надо всегда тонко прислушиваться к своему здоровью, правильно оценивать физические силы.
Церковь недаром называет таких жен непраздными – беременная женщина и так несет большой труд, готовясь привести в этот мир новую живую душу, потому чрезмерные духовные подвиги от нее не требуются.
Именно об этом говорит нам церковная традиция, которая милосердно предписывает непраздным женам давать себе значительные послабления в посте или полностью отменять пост на время беременности.
Для участия в Таинстве Причащения в этом случае достаточен евхаристический пост – полный отказ от пищи и воды с полуночи до момента причастия.
Помимо принятия исповеди и причастия, наравне со всеми будущие мамы могут становиться крестными, венчаться, собороваться. Но есть и ограничения – так, по еще ветхозаветной традиции, женщине нельзя подходить к таинствам в течение 40 дней после родов. Не требуется от будущих мам и регулярного присутствия на богослужениях – только посильное участие и молитва.
Для них во многих храмах нашей большой страны по расписанию служатся специальные молебны. Это короткие по времени молебные пения, на которых присутствует не так много народу, их легко выдержать даже на поздних сроках.
Такая молитва придает сил женщине, просящей Бога и святых о помощи себе ребенку в окружении единомышленниц – других будущих мам. Также в молитвослове существуют молитвы во время беременности, читаемые дома.
Кстати, в храме можно рассчитывать и на практическую поддержку. Малоимущим, одиноким и многодетным приходы активно помогают: для них собирают детские вещи, коляски, денежные пожертвования.
Социально-благотворительные отделы епархий Русской Православной Церкви вместе с государственными медицинскими и социальными структурами открывают реабилитационные центры помощи беременным и мамам с детьми, попавшим в сложную семейную ситуацию, предоставляют им жилье, питание и дают возможность пообщаться со священником.
Там же помогают принять таинства, не выходя из центра, так что в церковной ограде никому не дадут пропасть.
Посещение храма в ожидании ребенка – не повинность и не обязанность. Это та духовная радость, которую вы можете себе позволить.
Господь ожидает от нас не механического исполнения обрядов и установлений, но встречного движения, открытого сердца, искренней просьбы.
И, пожалуй, только в церкви можно внутренне настроиться на будущие роды, воодушевиться на свою непростую, но духовно важную женскую миссию рождения и воспитания нового члена Церкви Христовой.
По словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), «женщина-христианка по Божию повелению должна воспитывать своих детей в вере и благочестии».
А ведь как хорошо начинать это воспитание рано, до момента рождения и привыкать молиться о своем любимом чаде возле икон Богородицы – напитываясь словами Евангелия о Ее богоносном материнстве.