Никитский храм в Калуге: описание и адрес церкви, святыни и мощи с Афона, иконы, как доехать

Калуга православная. Часть 1

Москва бурлит словно огромный котёл: толпы народа, вечная спешка, суета. Ах, как порой хочется остановиться и отдохнуть от напряжённого ритма жизни! Чтобы немного почувствовать себя странником, оторвавшимся от привычной обстановки и потому более открытым Богу. Для этого вовсе не нужно искать какую-то неведомую даль. Достаточно отправиться на три дня в соседнюю Калугу. Пожить не спеша, молиться на богослужениях, открыть для себя новые монастыри, храмы и новых святых. Увидеть простых и скромных людей, молитвами которых живы российские города. Обрести более цельный и радостный взгляд на мир. И тогда (я это знаю по собственному опыту) в считанные дни Калуга станет удивительно родной и милой сердцу.

Форпост на берегах Оки

История города насчитывает более шести столетий. Официальной датой рождения Калуги считается 1371 год, когда она впервые упоминается в документальном источнике, послании литовского князя Ольгерда. Но многие исследователи считают, что «возраст» Калуги гораздо старше. Вначале это была сторожевая застава на юго-западе Московского княжества, форпост в системе оборонительных укреплений.

Из-за своего стратегического положения Калуга в разное время принимала на себя мощные удары захватчиков: польских интервентов, крымских татар. В 1480 году недалеко отсюда произошло знаменитое «стояние на реке Угре», приведшее к завершению монголо-татарского ига. В 1812 году в Калугу стремилась армия Наполеона (но была остановлена под Малоярославцем), а в 1941 году, во время Великой Отечественной войны, город более двух с половиной месяцев находился в фашистской оккупации.

Калуга всегда была крепко связана с Москвой и до 1775 года являлась центром провинции Московской губернии. Благодаря торговле и судоходству по Оке, город имел хорошо развитую экономику, но к концу XIX века, после обмеления реки и с развитием железных дорог, превратился в тихую провинцию.

Сегодняшняя Калуга приятно удивляет жителя Москвы малоэтажной застройкой, сохранившимися очаровательными деревянными домами и множеством храмов, зелеными скверами и парками. А какая замечательная сосновая роща (памятник природы, старейшее сосновое насаждение) сохранилась на северо-западе города!

Калуга столетиями находится в «орбите» духовного влияния Оптиной и Тихоновой пустыни, Пафнутьево-Боровского монастыря и других обителей. Да и сам город изначально строился и развивался вокруг православных храмов. А в 1914 году в Калуге их насчитывалось уже 47. Хотя в советский период многие были разрушены, восстанавливаются старые, построены новые. И очень отрадно, что храмы не пустуют. В праздник Преображения Господня я видела, как много причастников было за литургией в городском кафедральном соборе.

Здесь, в Калуге, можно духовно соприкоснуться со множеством святынь. А в сонме местных святых — и преподобные, и блаженные, и новомученики. Так что для православного паломника Калуга — город очень близкий и привлекательный.

Город начинается с вокзала

Я думаю, что именно железнодорожный вокзал (а не главная площадь или проспект) — своеобразная визитная карточка любого города. Приятно, что Калуга не боится представить себя православной. И начинается это прямо с вокзала Калуга-1, где уже четыре года существует православная часовня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Здесь, в городе, он почитается особо: в 1895 году знаменитый пастырь побывал в Калуге, посетил местные больницы, пожертвовал средства на Дом трудолюбия, служил литургию в кафедральном соборе (о чём напоминает сегодня мемориальная доска на стене собора).

А на стене здания железнодорожного вокзала Калуга-1 установлена другая мемориальная доска, необычная, пожалуй, не только для провинциальных городов, но и для столицы. На ней изображены портреты императора-страстотерпца Николая II, великих князей Сергея Александровича и Михаила Александровича Романовых. Это память о том, как почётные члены Императорского Православного Палестинского Общества посетили Калугу 7 (20) мая 1904 года — напутствовать войска местного гарнизона перед отправкой на Дальний Восток. Мемориальная доска была установлена в мае 2011 года по инициативе Калужского отделения Общества. Так местный вокзал сразу настраивает приезжего на то, что Калуга — город православный и свою историю чтит.

Один из самых древних — храм во имя Покрова

Покровская церковь в центре Калуги на улице Марата, 4 — памятник архитектуры и градостроительства. Одна из старейших сохранившихся до нашего времени построек и, наряду с Никитским храмом, древнейшая церковь Калуги. Сначала она была деревянной (именно так она упоминается в городской описи 1625-1626 годов). А нынешняя каменная была построена, по разным данным, в 1685 или в 1687 году. По своим архитектурным формам нарядная Покровская церковь в стиле русского узорочья очень близка традиции московского зодчества второй половины XVII века.

Храм стоит на левом берегу Березуйского оврага, ещё одной городской достопримечательности. Когда-то овраг служил природной границей древней Калужской крепости. В 1785 году над ним был построен каменный мост.

Но вернёмся к истории Покровского храма. С 1930 по 1994 годы он, как и многие другие в Калуге, был закрыт. Сначала безбожные власти устроили здесь, в святом месте, инкубаторную станцию, а потом — концертный зал. Только в 1994 году храм передали Церкви, и началось его восстановление.

Сейчас в главном приделе можно увидеть замечательный резной иконостас. Из множества икон в храме мне особенно запомнились три. Во-первых, образ «Благословение детей» (на евангельский сюжет — когда Иисус Христос сказал своим ученикам: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. (…) И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:14, 16)). А ещё в Покровском храме есть почитаемая Калужская икона Божией Матери (установлена в своеобразной нише) и образ блаженной Ксении Петербургской в зелёном военном мундире. У солеи главного придела находится мощевик с частицами мощей множества святых.

Читайте также:
Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

Мне посчастливилось побывать в Покровском храме на всенощном бдении под праздник Преображения Господня. Трогательно и замечательно благоговейно пел небольшой женский хор. Было очень радостно и уютно. А в конце — по традиции «покровских» храмов и обителей — прозвучало такое знакомое и любимое «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево…».

Главная местная святыня — всемирно известная чудотворная Калужская икона Божией Матери. Обретена она была в 1748 году в селе Тинькове под Калугой (ныне Ферзиковский район Калужской области). Образ Божией Матери обнаружили две дворовые девушки местного боярина. Одна из них дерзко оскорбила изображённую на иконе «инокиню» (на самом же деле — Пресвятую Деву) и была наказана за это тяжёлой болезнью, параличом. А потом ночью родителям девушки явилась сама Пресвятая Богородица и сказала, что их дочь будет жить и повелела им вместе со священниками молиться перед иконой, а расслабленную — окропить водой из источника, берущего начало у стен местного храма. И, действительно, после этого больная выздоровела. Икону же облекли в новую раму и поставили в доме боярина, где стали совершаться чудесные исцеления.

По молитвам перед Калужским образом получали помощь очень многие люди, в том числе страдавшие параличом, глухотой и прочими тяжкими недугами. В 1868 году икону привозили в Оптину пустынь для тяжело больного старца Амвросия: после молебна, келейного бдения и соборования здоровье его улучшилось.

Через свой чудотворный образ Пресвятая Богородица неоднократно спасала город: в 1771 году свирепствовавшая в Калуге моровая язва прекратилась после крестного хода с этой святыней, в 1812 году, по рассказам пленных французов, высоко в небе они неоднократно видели Божию Матерь в окружении светлого воинства, когда терпели поражение от русских. В 90-е годы XIX столетия после крестных ходов с чудотворной иконой останавливались эпидемии холеры.

Сегодня Калужская икона находится в Свято-Георгиевском соборе на ул. Баумана, 14. По некоторым сведениям, правда, это список с чудотворного образа (древний оригинал считают потерянным в советское время). Как бы то ни было, икона Георгиевского храма — замечательная святыня, «намоленная» поколениями верующих, у которой просто необходимо побывать всякому православному паломнику, приехавшему в Калугу.

Да и сам пятиглавый шатровый храм Георгия «за верхом» (т.е. «за оврагом»), в стиле «московского барокко» (1701 года), тоже очень стоит посмотреть. В советское время он не закрывался, если не считать короткого периода в 1940 году (кстати, к 1941 году в Калуге осталось лишь два действующих храма, причём второй — святителя Николая «на Козинке» — находился в ведении обновленческого епископа). Здесь, в Георгиевской церкви, в течение одиннадцати лет служил священномученик Августин (Беляев), арестованный вместе со многими клириками собора и расстрелянный в 1937 году. Именно он составил акафист Калужской иконе Божией Матери.

С 1926 года по 1999-й Георгиевский храм был кафедральным. Потом кафедральным стал восстановленный Свято-Троицкий храм, но Георгиевский сохранил за собой статус собора. Здесь два этажа: на верхнем (придел во имя Воздвижения Креста Господня) сейчас идёт реставрация, а богослужения совершаются в нижнем храме (с тремя приделами). Кроме почитаемой Калужской иконы, в Георгиевском соборе много и других старинных образов.

В честь Жён-мироносиц

Если Вы будете в центре Калуги, обязательно загляните на улицу Кирова, 21, где находится замечательный храм в стиле классицизма, с высокой трёхъярусной колокольней. Каменная церковь во имя святых Жён-мироносиц была построена на месте обветшавшей в 1804 году по проекту губернского архитектора Ивана Ясныгина. Он прослужил в Калуге 37 лет и воплотил генеральный план застройки города, созданный его предшественником Петром Никитиным. По проекту Ясныгина был возведён также Троицкий кафедральный собор.

А Мироносицкий храм построили в классических формах: в виде ротонды с круглым византийским куполом, над которым возвышается глава. У боковых входов были устроены портики с колоннами, в трапезной части — колоннады. Главный престол освятили в честь святых Жён-мироносиц, а два других придела — во имя Казанской иконы Божией Матери и Сретения Господня. Храмовая икона Сретения Господа нашего Иисуса Христа здесь, в Калуге, почиталась особо, во время бедствий с ней совершали крестные ходы.

В 1930 году церковь Жён-мироносиц была закрыта и использовалась под склад. В 1960 году, наконец, она была признана памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения. В 1990 году храм передали Русской Православной Церкви.

Сегодня здесь можно увидеть замечательный деревянный иконостас и иконы в деревянных киотах с искусной резьбой. В главном приделе находится образ благоверных князей Петра и Февронии Муромских и ковчег с частью их мощей, а также два ковчега с частицами мощей апостола Андрея Первозванного и святого мученика Маманта. Большая икона покровительниц храма святых Жён-мироносиц у Гроба Господня, есть образы просветителя Калужской земли преподобномученика Кукши Печерского (о нём расскажу в следующей части), а также особо чтимых здесь новомучеников, Августина (Беляева) и Павлина (Крошечкина). Оба были расстреляны в печально известном 1937-м.

Читайте также:
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни

Владыка Августин управлял Калужской епархией в 1934-1937 годах. Был очень любим верующими калужанами, принимал их у себя дома, беседовал со всеми желающими. Владыка часто служил, сосредоточенно молился, за богослужениями всегда проповедовал. До своего назначения на калужскую кафедру он уже пережил несколько арестов, ссылку в Среднюю Азию и Свирьлаг. Он ожидал, что его арестуют и здесь, в Калуге. Это случилось в сентябре 1937 года, а через два месяца архиепископ Августин был расстрелян и погребён в общей безвестной могиле.

Владыка Павлин (Крошечкин) управлял Калужской епархией с декабря 1930 года по осень 1933-го. В своё время он подвизался в московском Новоспасском монастыре и прошёл путь от послушника до наместника. Сегодня в Преображенском соборе столичной обители можно увидеть большую икону новомученика Павлина. В Калуге владыка ввёл особенно торжественные вечерние воскресные богослужения, укреплявшие верующих во время гонений. Просто и непринуждённо общался с людьми, любил вместе с народом исполнять церковные песнопения. Бедным раздавал деньги и продукты.

Из Калуги владыку направили на новую кафедру, в Могилёв, где он был арестован. А потом — направлен в кемеровский лагерь, где его, вместе с группой духовенства, расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Оба священномученика очень почитаются в Калужской епархии. Не страшась в тяжёлое советское лихолетье жить по-евангельски, они отстояли свою веру до конца, до смерти. И ныне, вместе с другими новомучениками и исповедниками российскими, предстоят перед Престолом Божиим как наши ходатаи и заступники.

Во имя Московского чудотворца

Ещё один калужский адрес — ул. Герцена, 15. Нарядный бело-зелёный храм (см. фото) посвящён всенародно любимому российскому блаженному — Василию Московскому — и был возведён, вероятнее всего, в 1801 году. Впоследствии церковь расширялась и благоустраивалась, в том числе на средства выходца из Калуги митрополита Грузии Ионы (Василевского) (1762-1849).

Об этом православном подвижнике хочется сказать особо. Его отец в своё время служил здесь, в храме Василия блаженного, причетником. В восемь лет будущий грузинский митрополит потерял отца и мать и остался на попечении бабушки (которая вскоре ослепла). Жили они в сторожке при храме. Здесь, в Калуге, в духовном училище, начался путь церковного служения будущего владыки. Здесь же он некоторое время руководил духовной семинарией. В 1812-1821 годах владыка Иона управлял Тамбовской и Астраханской епархиями, а затем был назначен экзархом в Грузию. Он состоял в близком духовном общении с преподобным Серафимом Саровским, а также с Марком, Дорофеем и другими саровскими подвижниками. Много благотворил, особенно тут, в Калуге. На благотворительные цели владыка отправлял даже свои ордена и орденские знаки.

Васильевский храм был закрыт советскими властями в 1938 году. Использовался под склад «Медтехники» и в 2000 году был передан Русской Православной Церкви в аварийном состоянии. Во время реставрационных работ даже обрушился купол. Сейчас реставрация продолжается. Но внутри уже очень благолепно и уютно. Главный придел храма посвящён Пресвятой Троице, а два других — во имя блаженного Василия и иконы Божией Матери «Скоропослушница». Здесь, как и в других калужских церквах, можно увидеть замечательные деревянные резные иконостас и киоты. Много прекрасных икон. Трудно поверить, что это тот самый храм, который на фотографиях всего лишь десятилетней давности выглядел заброшенным. Возрождается святыня, и словно преобразилась обычная калужская улица с типичным советским названием.

Старая Калуга на Московской улице

Будний день, литургия давно закончилась. Но храм Иоанна Предтечи, что на Московской улице, 30, неподалёку от кинотеатра «Центральный», совсем не пустует. Люди приходят помолиться, приложиться к иконам. Здесь собрано множество святынь: ковчеги с частицами мощей, в том числе преподобного Сергия Радонежского, оптинских старцев, святителя Луки Крымского, блаженной Матроны Московской, а также с частью мощей святого Иоанна Предтечи, привезенной из Черногории. А еще — чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, чудесным образом обновившаяся.

Храм заново расписан фресками (оригинальные росписи по копиям изображений киевского Владимирского собора и московского Храма Христа Спасителя были в советское время утрачены). Богослужения проходят в двух приделах: южном — в честь преподобного Сергия Радонежского и северном — мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива.

Ивановский храм, возведённый в 1735 году и почти заново отстроенный в 1763-м после большого пожара, — это маленький уголок старой Калуги среди современной городской застройки. Выглядит церковь вполне «по-барочному» — очень нарядно, с богато орнаментированным фасадом и золотыми звёздами на голубом куполе. Бесстолпный храм-башня считается уникальным для Калуги. А вот колокольня здесь — готическая. В 1929 году безбожные советские власти закрыли храм и устроили здесь склад. Однако в 1960 году церковь была признана памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения. К величайшему сожалению, за несколько лет до того по решению властей был разобран алтарь как «мешающий проезду автотранспорта» (!). Здесь располагался колледж культуры, а в 1995 году храм был передан РПЦ, и началось его восстановление.

Сегодня в Ивановском храме совершаются ежедневные богослужения. А в Рождественский праздник 2016 года, как сообщает приходской сайт, было отслужено три (!) Божественных литургии, за которыми причастилось в общей сложности свыше 370 (!) человек. Вот она, Калуга православная!

Спиридон Чудотворец помогает калужанам

Весной этого года прихожане Никитского храма, что на ул. Ленина, 108, часто видели женщину с букетом роз, подолгу молившуюся у иконы святителя Спиридона Тримифунтского. Она покупала в церковной лавке образа и сборники молитв этому святому и со слезами на глазах дарила всем присутствующим. С трудом скрывая волнение, по нашей просьбе женщина рассказала о своем чудесном спасении от нищеты — материальной и духовной.

Читайте также:
Горловская Епархия: история и положение, описание и современное положение, монастыри и учреждения

Когда все рухнуло
Жизнь Любови Иосифовны благополучно протекала в Людинове: уютный дом, заботливый муж, любимая работа с детьми во Дворце пионеров. Внезапно ее счастье рухнуло: умер муж, закрылся Дворец, и в довершение сгорел дом.
Женщину приютили сердобольные знакомые. Она погрузилась во мрак отчаяния, не видя смысла в ожесточившемся против нее окружающем мире. Как могли женщину утешали бывшие сослуживцы и знакомые, а один даже посоветовал ей, коммунистке, молиться какому-то чудотворцу со странным именем Спиридон и дал иконку с изображением старичка с длинной бородой.
В отведенном ей уголке долгими мрачными вечерами вынужденного безделья Любовь Иосифовна начала читать слова, написанные на обратной стороне подаренной иконки,— раз, другой, третий: «Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче, испроси нам у Христа-Бога мирное безмятежное житие, здравие душевное и телесное!»
Каждый раз, когда она их вспоминала, на душе ощущалась радость, появлялась надежда. Да и люди вокруг становились приветливее. Когда Людмилу Иосифовну вызвали в горуправу и сообщили, что ей как погорельцу выделили квартиру, она не поверила, а когда вселилась в свою «однушку», четко осознала, что это «дело рук» Спиридона Чудотворца. Чудеса продолжались. Ее пригласили на работу воспитателем в открывшийся детский центр. Жизнь возродилась, приобрела смысл. Но совесть мучила: как отблагодарить Бога за все произошедшее с ней. Да, именно Бога, в которого она теперь верила больше, чем раньше в коммунистический рай на Земле.
Находясь со свои­ми воспитанниками на областном смотре самодеятельности, Любовь Иосифовна случайно зашла в ближайшую к Белому дому церковь. Ноги сами привели ее в затемненный уголок. Когда подняла глаза, с иконы строго глядел он, ее спаситель, такой любимый Спиридон Тримифунтский.

Избавление от нужды
Вера Ивановна работала на двух работах, но не могла свести концы с концами, одна воспитывая детей. Устроилась еще и уборщицей в Никитский храм. И поразилась, как искренне, со слезами люди молятся у старинной иконы святителя Спиридона. Попробовала сама. Молилась не только о себе, а обо всех несчастных, которых видела в церкви. И вот совершенно неожиданно, без ее просьбы и заявлений работодателям, Вере Ивановне в одночасье прибавили на треть жалование сразу на всех работах. Сердце безошибочно засвидетельствовало, что это помощь Спиридона Тримифунтского, которого она так полюбила!

Тапочки святого
Настоятель храма батюшка Алексий (Пелевин) просто, без эмоций и намека на чудеса рассказал нам свою дивную историю. В 2008 году он возил группу паломников в итальянский город Бари на поклонение мироточащим мощам святителя Николая Чудотворца. Потом они приплыли на греческий остров Корфу, в центре которого стоит храм с мощами святителя Спиридона — самого любимого в Греции, а во всем мире почитаемого наравне с Николаем Чудотворцем. В разноплеменной массе почитателей святого группа россиян отличалась усердием и вдохновением. Когда церковь опустела, паломники все еще не могли насладиться духовным восторгом, охватившим всех. В благодарность купили старинную икону и лампаду ручной работы и подарили батюшке Алексию. Это было неожиданностью, но священник понял, чей это дар.
Но подарки на этом не кончились. Как большое сокровище в церкви раздавали пакетики с «тапочками» Спиридона. Вот уже 1600 лет со дня кончины святого на его благоухающих мощах несколько раз в году меняют обувь — бархатные тапочки — на новые. А старые каждый раз оказываются стертыми до дыр, как будто святитель ходил не приседая, и помогал всем, призывающим его. Так вот, нашему батюшке досталось целых 250 частичек этих тапочек, упакованных в фирменные пакетики.
25 декабря — День праздника святителя Спиридона Тримифунтского. В Калуге в Никитском храме было не протолкнуться, все чего-то с интересом ждали. Батюшка Алексий, как с «корабля на бал», прямо из аэропорта явился с драгоценными подарками. Всем достались и «тапочки», и освященное масло, и святой лик самого Спиридона. Так на Калужской земле появился первый греческого письма образ святителя. А частица его мощей, которая сейчас стоит в ковчежце у иконы, тоже чудесным образом была доставлена из горного монастыря на Кавказе. Паломники оттуда, посетив Оптину, на обратном пути зашли в Никитской храм. Поразившись выразительности и благодати иконы, пообещали и на следующий год привезли частицу мощей Спиридона.
Вот такие чудеса творятся у нас под боком! Если у вас нет $1000 для поездки на остров Корфу, то можете пообщаться с великим чудотворцем Спиридоном, не выезжая из Калуги.

наша справка
Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. Он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства отдавал на нужды ближним и странникам, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимых больных и изгонял бесов.
После смерти жены Спиридон был избран в епископы кипрского города Тримифунта. В священном сане он не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь.
Его мощи вот уже 1662 года пребывают нетленными, а самое удивительное, что они по весу, эластичности, температуре не отличаются от живого человеческого тела.

Читайте также:
Петро-Павловский кафедральный собор в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Дорогие читатели!
А с вами происходили чудеса? Ждем ваших историй. Пишите нам по адресу: 248000, Калуга, ул. Комарова, д. 36, «Калужский перекресток», телефон редакции – (4842)79-04-54.

Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске

Это величественное здание поражает своей красотой и торжественностью. Вокруг его появления сложилось немало легенд, связанных с именами великих людей. И по сей день некоторые загадки собора остаются тайной для исследователей современности.

История и строительство Казанского собора

На месте нынешнего собора раньше стояла деревянная церковь в честь Сергия Радонежского. В первой половине XVIII века она сгорела дотла во время пожара. Горожане через некоторое время приступили к расчистке места, где была постройка, и нашли икону Казанской Богоматери. Образ лежал под слоем пепла и остался совершенно невредимым. Куряне восприняли это, как знамение свыше и решили возродить на этом же месте церковь, но уже из камня.

Предполагалось, что верхний праздничный храм будет посвящен иконе Казанской Божией Матери, а нижний, будничный, освятят в честь преподобного Сергия Радонежского. К работе по возведению собора приступили в 1752 году. Подрядчиком выступил местный купец по имени Исидор Мошнин. Однако ему не удалось закончить начатое дело, поскольку он умер. Все заботы, связанные с постройкой собора, взяла на себя его супруга Агафья Фотиевна. Женщиной она была очень религиозной и с большой ответственностью подошла к вопросу контроля процесса. Она часто приходила со своим семилетним сыном на стройку и проверяла, как продвигается строительство.

Читайте также похожие статьи:

Однажды, во время их очередного визита, мать поднялась с сыном на колокольню. Ребенок случайно упал оттуда на груду битого кирпича и другого мусора. Агафья Фотиевна в ужасе побежала вниз, не надеясь увидеть сына живым. Но каково же было удивление всех присутствующих, когда оказалось, что мальчик цел и невредим.

Интересно! В будущем этот отрок по имени Прохор Мошнин прославится на русской земле, как святой Серафим Саровский — великий подвижник во имя Господа Иисуса Христа. А на месте, где он упал, поставят памятник. В храме же в его честь появится придел.

Освящение нижней церкви состоялось через десять лет. Верхней и того позже — через пятнадцать после освящения нижней.

Легенда о Растрелли

Стиль «елизаветинского барокко», который прослеживается в курском соборе, породил мнение о том, что его возведением занимался не кто иной, как известный архитектор Бартоломео Растрелли.

Но доказательств правдивости этой теории так и не было найдено. Сам Растрелли вел реестр своих работ и Сергиево-Казанский храм туда не внес. Однако, многие приемы, использованные в архитектурном плане, действительно указывают на причастность к постройке учеников школы великого зодчего.

Кто именно создавал этот шедевр — современникам не известно.

Начало ХХ века

Ввиду легкого обветшания с годами, в начале XX века постройку начали реставрировать. В храме постелили новый пол, отделали под мрамор арочные своды в нижнем этаже, покрасили крышу и стены, обновив лепной орнамент. Каких-то серьезных преобразований здесь никогда не происходило.

Ещё интересные статьи о православии:

Как и большинство религиозных сооружений, собор в Курске был закрыт для богослужений в советский период. Но его судьба сложилась довольно неплохо, учитывая, что иные храмы полностью стирали с лица земли.

Второй этаж церкви превратили в картинную галерею. На первом располагалась малярная мастерская. Затем в соборе открыли музей религии и атеизма. Представители большевистской власти свозили из окрестных церквей все реликвии, в качестве музейных экспонатов. Это, пожалуй, стало спасением для храма, сохранив его в первозданном виде до наших дней.

Переосвящение храма

Относительно того, в какой момент поменяли освящение двух храмов в Сергиево-Казанском соборе, идут споры до сих пор. Одни ученые утверждают, что это произошло после реставрационных работ Горностаева. Другие уверены, чин переосвящения состоялся во второй половине ХХ века в связи с торжественным открытием храма. В результате нижний храм освятили в честь иконы Казанской Богоматери, а верхний — в честь Сергия Радонежского.

Как бы там ни было, сегодня жители и гости города имеют возможность созерцать практически не изменившуюся архитектуру собора, который является одним из лучших образцов зодчества XVIII века.

Современное состояние

В наше время собор является действующим. В нем проходят регулярные богослужения. Здесь каждый день совершается Таинство Крещения, причем обряд делают не только с младенцами, но и со взрослыми. В храме есть баптистерий, в который взрослый человек может погрузиться в воду с головой.

Прихожане имеют возможность посещать большую православную библиотеку при церкви. Для молодежи еженедельно проводят занятия в актовом зале, где знакомят с основами Священного Писания и православной веры.

При ризничной работает пошивочная мастерская. Стараниями ее мастеров в храме появились расшитые золотом и серебром плащаницы Господа и Богородицы. К этим святыням могут приложиться все желающие по праздникам Пасхи и Успения Пресвятой Девы Марии.

Сергиево-Казанский собор занимается содержанием трапезной, в которой питаются семинаристы. Также оказывается продовольственная помощь людям с ограниченными физическими возможностями и просто нуждающимся. Книжная и иконная лавка всегда открыты для посещения, здесь прихожанам предложат разнообразную духовную литературу, церковную утварь и образы святых.

Читайте также:
Тихвинский монастырь в Екатеринбурге: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, настоятельницы и святыни

Воскресная школа принимает на обучение детей младшего и старшего школьного возраста, занятия проходят с 12:00 до 16:00.

Описание архитектуры

Собор имеет форму прямоугольника шириной 16 метров и длиной 33 метра. Здание включает в себя алтарную часть, храм, трапезную и притвор. Основная часть храма в два этажа завершается четвериком и восьмигранным куполом с прорезанными в нем окнами. Сверху расположен так называемый фонарь и синяя главка с позолоченным крестом.

В целом постройка выглядит очень легко, празднично.

Стиль собора — барокко, на что указывает множество признаков:

  • ребристые купола;
  • фронтоны;
  • богато украшенные рисунками и лепным декором стены;
  • многочисленные оконные проемы разных размеров.

К западной части примыкает четырехъярусная колокольня с высотой 46 метров. Ее связывает с помещением храма трапезная.

Внутреннее убранство впечатляет своим великолепием, особенно двадцатиметровый позолоченный резной иконостас тонкой работы в три яруса. Он вмещает 56 икон:

  • В первом ярусе расположены местные иконы.
  • По бокам Царских Врат стоят иконы Спасителя и Смоленской Богородицы.
  • Второй ярус — это иконы двенадцати апостолов.
  • В самом верхнем ярусе три образа — «Воскресение Господне», «Снятие с креста» и «Положение во гроб».
  • Венчает врата образ Бога Саваофа в раме.

Стены храма расписаны евангельскими сюжетами и изображениями святых. Образ Серафима Саровского считают приближенным к его портретному изображению. Помещение очень светлое благодаря наличию множества окон.

Внимание! Собор относится к архитектурным памятникам федерального значения.

Святыни и престольные праздники

В храме есть икона Сергия Радонежского с частицей его мощей. Также здесь пребывает частица мощей Серафима Саровского. В храме верхней части здания покоятся частицы мощей сорока христианских подвижников в специально изготовленной для этого раке, а именно:

  • Марии Магдалины;
  • апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Иакова;
  • пророка Даниила;
  • праведных Лазаря, Анны, Прокопия;
  • великомученицы Варвары;
  • человека Божьего Алексия;
  • благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Владимира Киевского;
  • преподобного Зосимы Соловецкого;
  • Иоанна Воина и др.

Кроме того, в Сергиево-Казанском соборе хранится Евангелие Петровской эпохи, в серебряном окладе с позолотой. Книга весит 16 кг и имеет 60 см в длину, 40 см в ширину.

Престольные праздники отмечаются:

  • 21 июля (4 ноября) — день иконы Казанской Божией Матери;
  • 18 июля (8 октября) — день памяти преподобного Сергия Радонежского.

Расписание служб

Богослужения совершаются каждый день.

С понедельника по субботу утренние службы начинаются с 7:30, вечерние — с 17:00.

По воскресеньям чуть позже начинают утреннее богослужение — в 8:00, а вечернее — также с 17:00.

Как добраться

Храм находится в городе Курске на ул. М. Горького, д. 27.

Сюда можно приехать на поезде из Москвы, отправляющемся с Курского вокзала. Есть проходящие составы и следующие непосредственно в Курск. С некоторых пор можно добраться на фирменном поезде, который называется «Соловей». Дорога займет от семи до восьми часов.

Чуть дольше придется ехать на автобусе — около 9 часов. Автобусы отправляются с автостанций «Новоясеневская» и «Теплый Стан». Если ехать на собственном авто, то нужно следовать по трассе Мг «Крым» через города Тула и Орел. До Курска — 530 км.

Сергиево-Казанский собор (Курск)

Сергиево-Казанский собор построен в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко на месте сгоревшей до основания в 1751 году одноэтажной церкви во имя Сергия Радонежского. Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Сергиево-Казанский кафедральный собор (г. Курск, ул. Горького, 27), построен в 1752-1778 гг. в стиле барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Без преувеличения является жемчужиной курской архитектуры, выдающимся архитектурным памятником церковного зодчества II половины XVIII века, духовным центром и оплотом Православия на курской земле на протяжении трех столетий.

Собор связан с памятью преподобного Серафима Саровского, родитель которого, купец Мошнин, участвовал в постройке храма. Семилетний Прохор Мошнин (будущий прп. Серафим Саровский) упал с деревянных лесов, окружавших строящуюся колокольню, но остался жив и невредим. Теперь на месте падения мальчика установлен памятный знак.

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен был быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Долгое время считалось, что автором собора был один из крупнейших архитекторов середины ХVIII века В. Растрелли. Многочисленные исследования не могли подтвердить его авторство. Однако нет сомнения, что авторство собора принадлежит школе В. Растрелли.

Собор, разделяющийся на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор, имеет вид прямоугольника шириной около 16 метров, длинной около 33 метров с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора – двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола – четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется синяя глава купола, усыпанная золотыми звёздами и увенчанная золотым крестом. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма.

Читайте также:
Храм Гроба Господня в Иерусалиме: история и адрес храма, структура и устройство, современное положение и расписание богослужений

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Мошнин — отец Прохора Мошнина (Преподобного Серафима Саровского). После смерти Исидора Мошнина в 1762 г. обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафия, под надзором которой в 1778 году строительство было окончено. Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери – в 1778 г. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 г. храм стал кафедральным собором. Изначально, чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания.

Храм был закрыт в 1934 г. С 1935 г. до Великой Отечественной войны второй этаж занимала областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 г. туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался.

Современное состояние [ править ]

Описание [ править ]

Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор представляет собой в плане прямоугольник около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Условно всё здание собора можно разделить на алтарную часть, собственно храм, трапезную и притвор.

Алтарный пятигранный выступ (апсида) представляет собой прямоугольник со скошенными северо-восточным и юго-восточным углами и с небольшой дугой в середине. Размеры алтарного выступа нижней церкви: длина 3,5 м, ширина 7,8 м, верхней церкви — соответственно 5,9 м и 9,3 м.

Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим с помощью распалубок восьмигранный купол (восьмерик) с восемью окнами-люкарнами. В центре купола — фонарь на четыре окна, с которого вверх устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Стены основного объёма собора и алтарного выступа разделены по горизонтали карнизами. Фасады собора характеризуются довольно скромной лепной отделкой: на стенах каждого этажа сдвоенные пилястры завершаются капителями сложного ордера (второй этаж) или изысканными картушами (первый этаж), картуши такого же рисунка помещены над четырьмя окнами фонаря главного корпуса; наличники окон каждого этажа имеют различный рисунок и украшены лепными головками херувимов, что придаёт собору особую праздничность. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что также усиливает впечатление богатства и праздничности.

Толщина стен трапезной нижнего храма 1,8 м, а верхнего — 1,4 м; в главной части нижнего храма толщина стен составляет 2,3 м, а во втором этаже — 1,75 м. Большая толщина стен главной части обусловлена тем, что на них опирается как бы третий этаж (второй свет), на котором покоятся восьмерик и фонарь с главой.

Колокольня, имеющая три яруса и высоту 46 метров, располагается в западной части здания, будучи связанной с собственно храмом двухэтажной трапезной. В качестве постамента для колокольни служит притвор нижнего храма, равный по высоте первому этажу собора. Толщина стен постамента колокольни (притвора нижнего храма) велика: наружной — 3,9 м, внутренней — 3,29 м, это обусловлено тем, что эта кирпичная кладка несёт на себе массу всей колокольни собора. Первым ярусом колокольни одновременно является притвор верхнего храма, отсюда (с уровня второго этажа) в северной стене колокольни устроена лестница, ведущая на колокольню. Второй и третий ярусы колокольни украшены колоннами ионического ордера, которые придают ей стройность и торжественность. Купол-восьмерик завершает колокольню и несёт четырёхсветный фонарь, который, в свою очередь, увенчан главой.

С западной стороны к колокольне пристроена выполненная в стиле классицизма лестничная клетка, фасад которой украшен шестью высокими колоннами ионического ордера.

Деятельность прихода [ править ]

При храме действует воскресная школа. Время проведения занятий – воскресенье с 12-00 до 16-00.

Святыни [ править ]

В Сергиево-Казанском соборе находится икона Сергия Радонежского с мощами святого и частица мощей преподобного Серафима Саровского.

В верхнем храме хранится рака с мощами более 40 святых, в том числе Марии Магдалины, апостолов Андрея Первозванного, Матфея, Иакова, брата Господня; пророка Даниила, праведных Лазаря, Анны, Прокопия, великомученицы Варвары, Алексия, человека Божьего; благоверных князей Александра Невского, Георгия Владимирского, Владимира Киевского, преподобного Зосимы Соловецкого, Иоанна Воина.

До нашего времени также сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе чеканной работы, напечатанное в годы правления императора Петра I и патриаршества Адриана. Это Евангелие имеет высоту 60 см, ширину 40 см и весит 16 кг.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 305000, г.Курск, ул. М. Горького, 27

Паломнику [ править ]

Богослужения совершаются ежедневно: в будние дни – утром в 7-30, вечером в 17-00; в воскресные дни – утром в 8-00, вечером в 17-00.

Читайте также:
Николо-Сольбинский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

История возникновения и архитектура Сергиево-Казанского собора в Курске

История Сергиево-Казанского собора

До того как в небо вознесся своими куполами прекрасный собор, на его месте находилась церковь из дерева, освященная в честь прп. Сергия Радонежского. В XVIII ст. во время сильного пожара она была уничтожена огнем. На пепелище во время работ по расчистке территории люди нашли икону Пресвятой Богородицы «Казанская». Образ не пострадал от огня, и горожане решили поставить на этом месте каменный храм.

Сергиево-Казанский собор в Курске

В соответствии с проектом храмов должно было быть два: верхний – праздничный, в честь Казанского образа Пречистой, и нижний – будничный, в честь прп. Сергия Радонежского. Работы начались в 1752 г. Городской купец Исидор Мошнин стал подрядчиком на этом строительстве. Однако он отошел ко Господу до того, как успел завершить работу. Все хлопоты, связанные с возведением храма, взяла на себя его супруга Агафья Фотиевна.

Агафья была праведной, воцерковленной, ответственной женщиной. Она серьезно занялась вопросом строительства, часто посещала стройку со своим семилетним сыном. Однажды они поднялись на колокольню, и мальчик упал оттуда вниз, на битый кирпич. Агафья в большом волнении поспешила к сыну. Надежды на то, что ребенок выжил, не было. Но к удивлению всех занятых на стройке, мальчик совершенно не пострадал. Уцелевший мальчик Прохор теперь известен всем православным христианам как святой преподобный Серафим Саровский. На том месте, куда он упал, был установлен памятник, а в самом храме в его честь освящен придел.

Нижний храм был освящен спустя 10 лет, а еще через 15 – верхний. Трехъярусный иконостас собора поражает своим великолепием. Храм является архитектурным памятником федерального значения.

Легенда о Растрелли

Храм выполнен в стиле елизаветинского барокко. Ввиду этого возникло мнение, что авторство и строительство этого удивительного сооружения принадлежит всемирно известному архитектору Бартоломео Растрелли. Однако доказательств данного предположения нет.

У Растрелли был реестр всех работ, которые он выполнил и презентовал, Курский собор в его записях не значится. Но в здании выделяется много деталей и особенностей, свойственных этому мастеру. Поэтому предполагается, что к собору были причастны его ученики. К сожалению, не известно, кто на самом деле занимался возведением этого великолепия.

Памятный знак в честь чудесного спасения семилетнего Прохора

Начало XX века

Шло время, собор несколько обветшал, и в начале ХХ ст. затеялись реставрационные работы. Были осуществлены следующие изменения:

  • обновлен пол;
  • арочные своды нижнего уровня были оформлены под мрамор;
  • покрашены крыша и стены;
  • обновлены орнаменты из лепнины.

После революции собор, как и многие храмы, мужские и женские монастыри, был закрыт. Но в сравнении с тем, как кощунственно относились к иным храмам люди в советское время, участь Сергиево-Казанского собора была не так страшна.

На втором этаже храма была устроена картинная галерея, а первый отдали под малярную мастерскую. Позже здесь был открыт музей религии и атеизма. Большевики везли сюда из других храмов и монастырей все ценности, выставляя их как экспонаты. Благодаря такому применению храма в нем сохранилась его первоначальная внутренняя отделка.

Переосвящение храма

Вопрос о том, когда произошло переосвящение храмов, остается до сих пор открытым. Ряд историков считает, что это было проведено после реставрации, над которой работал Горностаев. Их оппоненты настаивают на том, что чин проводился уже во второй половине ХХ ст. и был приурочен к торжественному открытию собора, его презентации после тяжелых времен. Когда бы ни произошло переосвящение, нижний храм посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы, а верхний – прп. Сергию Радонежскому.

Видео «Сергиево-Казанский собор в Курске»

В этом видео показано, что собой представляет храмовый комплекс.

Архитектура Сергиево-Казанского собора

План Казанского собора напоминает корабль. С запада на восток поочередно расположены колокольня, трапезная, храм, алтарь. Длина здания в соответствии с первоначальным проектом составляла 33 метра, а ширина – в два раза меньше, чтобы храм имел правильную геометрию. Но пристройка, созданная в XIX ст. нарушила изначальную пропорцию.

Сдавленный оградой, храм выглядит очень массивно и напоминает дворец. Чтобы избежать слишком тяжелого восприятия, строители использовали минимальное количество декора, который можно было применять в пышном барокко.

За счет того, что стены отделаны довольно скромно, была возможность добавить пышности верхним ярусам. Восьмигранные своды имеют собственные украшения с колоннами, на куполе расположен четырехгранный световой барабан. Главка в особенности повторяет стиль Растрелли. Колокольня выглядит более сдержанной, но не нарушает гармонию всей композиции.

С западной стороны расположена пристройка – портик, совместивший в себе барокко и классицизм. Он был возведен в 30-е гг. XIX ст. С его появлением целостность композиции была нарушена, но в то же время возникло своеобразное последовательное нисхождение разных участков храма.

Внутреннее убранство

Внутренняя отделка стен храма произведена в соответствии с требованиями стиля. Несмотря на большое количество лепнины и медальонов, декор не давит, а, наоборот, дает ощущение легкости и простора. Цветовое решение идеально подходит для храма Божиего – голубой, белый и золотистый.

Если иконостас нижнего храма восхищает своим изяществом, то величие и великолепие золоченого иконостаса в верхнем храме вызывает настоящий трепет. В нем находится 56 икон.

Храмы соединяются между собой двумя широкими лестницами из гранита. Притвор в верхнем храме одновременно является нижним ярусом трехуровневой колокольни.

Читайте также:
Вознесенская Давидова пустынь в Чеховском районе: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Святыни и престольные праздники

Собор хранит множество святынь. Среди них:

  • икона прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей;
  • частица мощей прп. Серафима Саровского;
  • рака с частицами мощей сорока святых: ап. Андрея Первозванного. Матфея и Иакова, Марии Магдалины, пророка Даниила, вмч. Варвары, многих русских святых и т. д.;
  • Евангелие со времен царствования Петра Великого. Книга имеет серебряный позолоченный оклад. Ее вес составляет 16 кг, длина – 60 см, ширина – 40 см.

Престольные праздники в соборе празднуются в следующие дни:

  • Казанской иконы Пресвятой Богородицы – 21 июля, 4 ноября;
  • прп. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 октября.

Икона прп. Сергия Радонежского с частицей его мощей

Информация для посетителей

Православный храм – дом Божий. Каждый православный христианин спешит посетить обитель, приступить к Таинствам. А Сергиево-Казанский собор притягивает и многих паломников, желающих поклониться святыням, хранящимся в его стенах, и полюбоваться уникальным архитектурным решением самого здания.

Расписание служб

Храмовые богослужения совершаются ежедневно по следующему расписанию:

  • литургия в будние дни и в субботу – 7: 30;
  • литургия в воскресные дни – 8: 00;
  • вечернее богослужение –­ 17: 00.

Адрес и как добраться

Собор расположен в Курске по адресу: ул. Максима Горького, 27. Паломники, едущие из Москвы, могут попасть в город поездом, следующим с Курского вокзала. Путь автобусом из других городов занимает больше времени, чем железной дорогой.

В настоящее время на базе кафедрального собора работает воскресная школа, православная библиотека, трапезная для семинаристов, иконная лавка. Величественный собор ежедневно собирает прихожан на богослужения и радушно принимает многочисленных паломников из других городов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сергиево-Казанский собор Курск

Содержание:

Сергиево-Казанский собор Курска всегда столь поражал воображение горожан, что вокруг его строительства сложилось немало легенд и преданий. Православные храмы Курска.

Строительство Казанского собора Курска

Сергиево-Казанский собор в Курске построен на месте деревянной приходской церквушки. О ней известно, что она имела посвящение преподобному Сергию Радонежскому и сгорела в первой половине XVIII века. И опять же, как это часто бывало, расчищая пепелище, прихожане нашли чудом уцелевшую икону. В нашем случае — Казанский образ Божией Матери. Что удивительно, побывав в огне, он остался совершенно невредимым. Поэтому и решили куряне возродить церковь на старом месте — на сей раз в камне. Нижний, будничный, храм предполагалось посвятить — в память о старой церкви — преподобному Сергию Радонежскому, а верхний — праздничный — обретенной Казанской иконе Божией Матери.

Строительство Казанского собора в Курске началось в 1752 году. Подряд на строительство взял на себя купец Исидор Мошнин, однако храм он достроить не успел — преставился, оставив заботы о храме жене Агафье. Агафья Фотиевна была женщиной набожной, стройку она продолжила и лично контролировала. Нередко во время своих инспекций она брала с собой сына Прохора. Придя вместе с семилетним мальчиком в очередной раз, Агафья поднялась с ним на колокольню. А дальше произошло следующее: отрок Прохор упал с колокольни прямо на кирпичи и строительный мусор. Мать в ужасе побежала вниз, не рассчитывая увидеть сына в живых, но случилось чудо: мальчик остался цел и невредим.

Пройдут годы, и купеческий сын Прохор Мошнин прославится под именем преподобного Серафима Саровского — великого русского святого. На месте его падения у стен курского Казанского собора земляки установят памятник, а в самом храме ему посвятят придел.

Нижнюю церковь освятили через десять лет, а еще через пятнадцать — верхнюю. Иконостас собора – почти 20-метровое трехъярусное творение, поражает великолепием.

Легенда о Растрелли

Тот факт, что Сергиево-Казанский собор строился в стиле «елизаветинского барокко», необыкновенно популярном в середине XVIII века, породил ошибочное мнение, что курский храм возводил сам знаменитый Бартоломео Растрелли. Действительно, многие архитектурные приемы, использованные при создании этой церкви, характерны для творений великого зодчего, однако сам архитектор, ведший реестр собственных произведений, курский храм в их число никогда не вносил.

История Сергиево-Казанского собора Курска

На фото: Дореволюционный вид Сергиево-Казанского собора. Он остался практически неизменным.

До наших дней Сергиево-Казанский собор Курска дошел без существенных изменений. Серьезных перестроек не велось, а в советские годы в здании действовал музей. В целом — почти все так, как тогда, когда с колокольни упал мальчик Прохор. Вот только само место падения выглядит теперь иначе.

До 1833 года Сергиево-Казанский храм оставался обычным, приходским. В кафедральный собор он превратился только после того, как архиерейскую кафедру решили перенести из Белгорода в Курск. Примерно в то же время несколько изменился внешний вид церкви — с западной стороны к колокольне пристроили лестничную клетку.

Начало XX века

В жизни любого храма рано или поздно встает вопрос о реставрации. Так, необходимость некоторых восстановительных работ в Сергиево-Казанском соборе назрела к началу XX столетия. Тогда заново настелили полы, отделали под мрамор арки в нижнем храме. В основном же собор до наших дней сохранил свой первоначальный вид. Все реставрационные работы касались покраски крыш и стен, а также восстановления скульптурного орнамента на фасадах.

После революции 1917 года службы в Сергиево-Казанском соборе прекратились. Но судьба храма сложилась в богоборческую эпоху довольно благополучно — разумеется, на фоне общего антирелигиозного шабаша. Сначала в верхнем храме действовала картинная галерея, а внизу — художественная мастерская. Затем в бывшей церкви открыли музей религии и атеизма. Как ни странно это может прозвучать, подобные заведения были для храмов в советские годы своего рода палочкой-выручалочкой. Под их защитой сохранялось не только само храмовое здание, но и его интерьеры. Кроме того, превратив храм в музей, большевики начинали свозить в него реликвии из других окрестных церквей, превращая их в экспонаты и тем самым спасая от гибели.

Читайте также:
Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Переосвящение храма

В разных источниках содержится различная информация о дате переосвящения храмов Сергиево-Казанского собора. По одной из версий, это произошло после реставрации Горностаева, по другой — событие было приурочено к открытию храма уже ближе к середине XX века. Как бы то ни было, в какой-то момент верхняя и нижняя церкви поменяли свои посвящения. Нижнюю освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, а верхнюю — во имя преподобного Сергия Радонежского.

Память преподобного

Ныне в соборе буквально все дышит памятью о святом Серафиме Саровском. Мемориальная доска сообщает, что «в этом храме молился Прохор Мошнин, будущий преподобный Серафим Саровский». Ее установили к столетию канонизации святого, в 2003 году. А на другой год, отмечая двухсотпятидесятилетие рождения великого подвижника, в ограде собора поставили посвященную ему часовню. Три года назад, специально ко дню памяти преподобного Серафима Саровского, в приделе, освященном в его честь, полностью обновили иконостас.

Особо чтут верующие место падения отрока Прохора Мошнина с колокольни. Еще относительно недавно оно было окружено цветником. Позже его вымостили каменными плитами и установили здесь памятную доску с изображением святого и напоминанием о том, что произошло на этом месте в 1761 году.

Надо сказать, это не всем понравилось — критики говорили о том, что, когда в старину хотели особо отметить какое-либо место, его старались оставить его нетронутым. Некоторые приводили в пример петербургский храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), который стоит возле того места, где был убит император Александр II: мол, сохранили же там участок набережной канала с решетками и булыжниками. А с другой стороны — любая память лучше, чем забвение.

Архитектура Сергиево-Казанского собора Курска

Архитектурно курский Сергиево-Казанский собор выстроен в стиле Елизаветинское барокко. В плане он имеет традиционную композицию, это «корабль» с запада на восток: колокольня — трапезная — основной храм — алтарь. Длина его (около 33 метров) по проекту почти ровно вдвое превышала ширину, что придавало геометрическую «правильность» сооружению. Появление в XIX веке большой пристройки разрушило эту строгую пропорцию.

Двухэтажное тело храма кажется слишком массивным в тесной оградке; формы напоминают скорее светский дворец, чем собор: несколько почти равновеликих четвериков, поставленных друг на друга. Чтобы не утяжелять их и без того «сундуковатые» формы, зодчий ограничился минимально допустимым для барокко набором декора: трехчастное деление стен пилястрами сложного ордера, изящный лепной орнамент, обрамляющий оконные проемы. Для каждого светового яруса — свой.

Скромное оформление фасадов позволило «отыграться» на завершении храма. Мощный верхний четверик переходит в восьмигранный свод, каждая грань украшена массивной люкарной с колонками, перекликающимися с колоннами, которые украшают верхние ярусы колокольни. Купол венчают опять же четырехгранный, со «стесанными» углами световой фонарь и затейливая «растреллиевская» главка. Завершение колокольни чуть строже, но гармония соблюдена идеально.

Западная пристройка у колокольни, этакий гипертрофированный портик, — помесь классицизма и «как бы барокко» — появилась в 1830-е годы. Она нарушила целостный облик здания. Пристройка диссонирует с завершением храма, при этом неожиданным образом «пришлась ко двору» его нижней части, образовав своего рода последовательное ступенчатое нисхождение разновеликих объемов: тело храма — трапезная. и вот эта самая пристройка. Диагональное тяготение книзу в значительной мере «остановило» вертикальный «взлет» колокольни. Немудрено, что колокольню упрекали в излишней грузности. Мысленно отчеркнем пристройку, представим храм в первоначальных формах. Надо полагать, и грузности поубавится, и пропорции станут живее, динамичнее, раскованнее. Что ни говори, а осторожнее надо быть с пристройками.

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения контакты как добраться расположение на карте

Сергиево-Казанский собор Курска богослужения

Богослужения в Сергиево-Казанском соборе совершаются ежедневно: в будние дни — утром в 7:30, вечером в 17:00; в воскресные дни — утром в 8:00, вечером в 17:00. При храме действует воскресная школа. Занятия проводятся по воскресеньям с 12:00 до 16:00.

Контакты:

  • Адрес: 305000, Россия, г. Курск, ул. М. Горького, 2
  • Телефон: +7 (4712) 51-38-49, 51-38-80
  • Сайт: www.ser-kaz-sob.orthodoxy.ru

Как добраться самостоятельно к Казанскому собору:

Поезда через Курск идут, как и следовало ожидать, с Курского вокзала Москвы. Есть и фирменной поезд «Москва — Курск», называется он «Соловей». Время в пути — семь-восемь часов.

Можно воспользоваться автобусным сообщением. Автобусы отходят от московских автостанций «Новоясеневская» (в Курске проездом) или «Теплый Стан» (до самого города). Время в пути — около 9 часов.

На автомобиле из Москвы нужно следовать по федеральной трассе Мг «Крым» через Тулу и Орел. Расстояние —530 километров.

Сергиево-Казанский собор в Курске

Описание

памятник архитектуры (федеральный)

Кафедра́льный собо́р Се́ргия Ра́донежского и Ико́ны Бо́жией Ма́тери «Каза́нская» — православный храм в городе Курске, построенный в 1752—1778 годах в стиле елизаветинского барокко. В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором.

Читайте также:
Успенский Трифонов монастырь: история и адрес, описание и основатель, святыни и святые

История

До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 году во время пожара сгоревшая до основания. Прихожане, расчищая пепелище, обнаружили в углях и в пепле Казанскую икону Божией Матери, совершенно неповреждённую огнём. Жители увидели в этом особое предуказание и решили построить вместо сгоревшей церкви на том же месте новый двухэтажный каменный храм. В нижнем этаже должен быть храм во имя Преподобного Сергия, а в верхнем этаже — храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Святитель Иоасаф Белгородский) дал благословение, а также лично освятил место построения и совершил в 1752 году закладку храма.

В старину большинство памятников елизаветинского барокко приписывалось архитектору Бартоломео Растрелли, и курский собор не был исключением. Скорее всего, проект подготовил кто-то из его учеников. Архивных документов, подтверждающих, что курское здание Сергиево-Казанского собора построено по чертежам В. В. Растрелли, нет.

Средства на постройку храма были собраны среди прихожан, одним из основных дарителей выступил курский купец Карп Ефремович Первышев. Подрядчиком стал курский купец Исидор Иванович Машнин, после смерти которого (в 1762 году) обязанности его по подряду приняла на себя его жена Агафья; под её надзором в 1778 году строительство было окончено. Вместе с Агафьей как-то зашёл на самый верх строящейся колокольни её 7-летний сын Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский). Отлучившись от матери, он упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Очевидцы случившегося не ожидали уже увидеть Прохора живым, но, к удивлению всех, мальчик остался невредим.

Нижний храм во имя Преподобного Сергия Радонежского был освящен в 1762 г., а верхний храм в честь Казанской иконы Божией Матери в 1778 году. Есть мнение, что 16-летний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был обусловлен изготовлением и установлением иконостаса. В 1827 году для Сергиево-Казанского собора были отлиты два колокола (весом 400 и 160 пудов), денежный взнос за них передал тульский купец Черненков.

В связи с переносом архиерейской кафедры из Белгорода в Курск в 1833 году храм стал кафедральным собором. Изначально чтобы попасть в верхний храм, нужно было подняться по двум наружным чугунным лестницам, однако в связи с этими неудобствами в 1837 году по проекту «городового» архитектора Грознова к колокольне была пристроена лестничная клетка в стиле ампир, несколько изменившая стилевое единство здания. В начале XX века под надзором Императорского Московского археологического общества была проведена реставрация собора, для чего в 1907 году в Курск был командирован архитектор и реставратор Ф. Ф. Горностаев.

Храм закрыт в 1934 году. С 1935 года до Великой Отечественной войны второй этаж занимала Областная картинная галерея, а на первом была художественная студия; в сентябре 1941 году туда же перевели антирелигиозный музей, который в начале оккупации был разграблен. После войны Сергиево-Казанский собор уже не закрывался. В середине XX века храмы собора были переосвящены: верхний храм был освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, а нижний — в честь Казанской иконы Божией Матери (до этого — наоборот).

К торжествам 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского на территории собора была построена часовня, освящённая 20 июля 2004 года. В 2010 году ко дню памяти преподобного Серафима Саровского (15 января по новому стилю) был полностью обновлен иконостас придела Серафима Саровского в нижнем храме собора.Обновленный иконостас позволяет усомниться в наличие вкуса “реставраторов”. Иконы, написанные в традиционной канонической манере вставлены в резное барочное обрамление, что вносит безвкусицу как в сам иконостас, так и дисгармонию в общий интерьер собора. Также результатом последней варварской реставрации стала замена традиционных синих со звездами куполов, на сомнительный новодел из нитрид-титанового покрытия, совершенно не сочетающегося с концепцией и экстерьером собора.

Архитектура и убранство храма

Стройный, лёгкий, богато украшенный храм в стиле барокко с ребристыми куполами, разорванными фронтонами, многочисленными окнами разной величины, пропорций и рисунков. Собор имеет вид прямоугольника около 16 метров в ширину и около 33 метров в длину с пятигранной алтарной апсидой. Главная часть собора — двухэтажное здание, завершающееся четвериком, несущим восьмигранный купол с таким же числом окон. В центре купола четырёхцветный фонарь, с которого к небу устремляется глава купола, увенчанная золотым крестом. Наружные стены украшены лепными фигурами. Купола окрашены в синий цвет с позолоченными звёздами, что усиливает впечатление богатства и праздничности. Восемнадцатиметровый иконостас храма, созданный крепостными мастерами — резчиками по дереву, является настоящим произведением искусства: покрытые позолотой тонкие переплетения освещаются через окна, оригинально устроенные в верхней части. Иконостас заполняет по ширине всю алтарную преграду. Сложная ниспадающая люстра удачно дополняет иконостас. По стенам и под сводами храма расположены позолоченные лепные рельефы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: