Николо-Малицкий монастырь в Твери: история и адрес монастыря, архитектурные

Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область — изучаем развернуто

Россия Тверская область деревня Николо-Малица

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

История постройки

1584-1595 — эти годы принято считать началом основания Николаевского Малицкого монастыря в Тверской губернии. Название берет свое начало с название реки, которая протекает рядом с землями обители — Малица. Возводились стены монастыря прямо посреди глухого и густого леса, который оберегал обитель от внешнего мира со всех сторон, частично зеленая роща сохранилась и в современное время.

Николаевский Малицкий мужской монастырь

В древности монастырь был беден и строился долго силами братии. Польские войска не обошли сторон обитель, и она была разорена, после такого смутного времени братия заново начала обустраивать монастырь, постепенно приводя его в порядок.

В это время рядом постепенно возникала слобода, и люди потянулись в монастырь, обитель стала принимать пожертвования, за счет которых и стала расширяться.

Возрождение храма после пожара

На смутном времени беды обители не закончились, в 1675 году в сильнейшем пожаре, все постройки сгорели дотла. Но благодаря этому событию, миру было подарено еще одно божественное чудо: в пепелище была найдена икона Николая Чудотворца, которая уцелела среди такого бедствия.

Через год после пожара, местный дворянин Овцын Григорий Дмитриевич пожертвовал большую сумму на восстановление Николо — Малицкого монастыря, вместо деревянного храма была возведена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса.

Здание было построено добротное, с пятью главами и двумя приделами:

  • в честь Святого Николая Чудотворца;
  • в честь образа Богородицы Одигитрия.

На эти же средства были вновь возведены стены братских келий. Обитель вдохнула новую жизнь и возобновила богослужения. С 1751 по 1829 год монастырь был обновлен, перестроен корпус для братии и поставлены многие новые постройки.

Годы революции и войн

Безбожные году революции сказались на монастыре самым негативным образом, все выстроенное за многие годы великолепие и величие было уничтожено. В 1920-е годы обитель была закрыта и разграблена, судьба насельников тех времен не известна. Спустя 20 лет, в военные годы стены и постройки монастыря были уничтожены в боях.

Ворота и западная башня ограды Тверского Николо-Малицкого мужского монастыря

В послевоенные годы народ начал возвращаться к Господу, мирная жизнь начала налаживаться. Для построек жилых домов в Тверской области стал использоваться кирпич от стен и построек, который остался от разрушения монастыря.

На заметку! Былой монастырь был полностью разрушен, все его захоронения были стерты с лица земли и не имеют ни одной записи в документации для истории.

Монастырь сейчас

Решением Священного Синода от года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов). В монастыре был принят афонский устав и богослужения стали совершаться по святогорскому чину. Монастырь построен в византийском стиле. Главным украшением монастырских служб в Николо-Малице является византийское пение, которому придается особое значение. При монастыре есть воскресная школа и иконописная мастерская.

Современное состояние

Решением Священного Синода от года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).

В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников.

Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых.

Ктиторская икона Свт. Николая

Перед пасхальной службой

Паломнику

Николаевский Малицкий мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Монастырь может принять организованные паломнические группы, накормить паломников, провести экскурсию по территории и храмам обители. Для паломничества многочисленных групп (25-60 чел. и более) требуется обязательная договорённость по телефону. Руководителям паломнических групп необходимо заблаговременно позвонить в монастырь по телефону, для получения благословения на посещение обители.

К сожалению, в монастыре нет гостиницы.

Телефон: 8-915-728-95-31 (эконом)

Телефон: 8-980-635-07-58 (с 10.30 до 12.30)

Николаевский Малицкий мужской монастырь в деревне Николо-Малица, Тверская область

Идёт загрузка карты…

Николаевский Малицкий мужской монастырь (разг. Николо-Малицкий монастырь, Николо-Малица) — православный монастырь в Тверской области.

История

Архитекторы

  • 1751-1760: Плюсков П. Я. — строительство по собственному проекту
  • 1829: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)
  • 1839: Львов И. Ф. (монастырские корпуса)

Монастырь основан между 1584-1598 гг. на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода.

Читайте также:
Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1675 г., от сильного пожара вся обитель сгорела. Среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство.

В 1751-1760 на средства графини М. Г. Шуваловой монастырь почти полностью отстроен заново, руководил строительными работами арх. П. Я. Плюсков.

В 1829 по проекту И. Ф. Львова был перестроен братский корпус.

Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Судьба большинства братии сегодня неизвестна.

В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения.

В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм, колокольня, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину.

С 2008 г. возобновлена монашеская жизнь.

Советские годы

После Октябрьской революции все благолепие монастыря было разрушено и навсегда утрачено. Соборный храм и другие постройки были отобраны. Точная дата закрытия обители неизвестна. В архивных источниках есть сведения о том, что Покровская церковь продолжала работать с перерывами до 1929-1933 гг.

В годы Великой Отечественной войны тут проходила линия фронта и шли непрерывные бои. Основная часть архитектурного ансамбля обители была уничтожена вражескими бомбардировками.

После победы над фашистскими захватчиками советские власти не имели возможности выделять средства для восстановления монастыря. Жители окрестных деревень стали использовать для благоустройства своих домов все, что можно было выломать, из сохранившихся построек обители — доски, оконные рамы, двери.

Вместе с монастырем было уничтожено и церковное кладбище. Сохранились лишь несколько могил на старых захоронениях. От былой величественной обители остался лишь братский корпус. Какое-то время оно служило общежитием для колхозников, но в 1980 году было заброшено и разграблено.

Современное состояние

Решением Священного Синода от 23 июня 2008 года монастырь в д. Николо-Малица Калининского района был воссоздан, наместником монастыря назначен иеромонах Борис (Тулупов).

В настоящее время монастырский комплекс находится в стадии завершения строительства. Его архитектура решена в греческом стиле, который просматривается в узорах, созданных сочетанием кирпичей светло-желтого и коричневого цветов в облицовке стен строений, в их конфигурации. В планах монастыря – строительство гостиницы для паломников.

Службы проводятся в Покровском храме. Монастырь живет по строгому афонскому уставу, в отличие от монастырей, действующих в согласии с русской традицией, с единственным отступлением – сюда разрешено приходить женщинам. Службы здесь проводятся по святогорскому чину, берущему истоки в древних византийских церковных традициях. Для них характерны мелодичные греческие распевы, сильно отличающиеся от русских яркими интонационными красками. Молитвенное предстояние монахов обычно начинается в пять часов утра. В монастыре действует лекторий, работают христианские воскресные школы для детей и взрослых.

Обновленная обитель

После обновления территория Николо-Малецкого монастыря (Тверь) приобрела форму четырехугольника, обнесенного каменной стеной и башней на каждом углу. Изначально башни венчались высокими деревянными куполами, но к концу XIX века все постройки обители были покрыты железом.

В центре располагался Спасский храм, перестроенный в форме греческого креста. К востоку от него находился корпус для братии. В южной части был размещены покои для настоятеля. Над Святыми вратами возвышалась двухъярусная колокольная, а по сторонам — Покровская и Афонская церкви.

К середине XVIII века обитель приняла облик единого архитектурного ансамбля, выполненного в стиле барокко. Выгодное географическое расположение, множество почитаемых святынь и соблюдение древних традиций, служило причиной того, что сюда стекались верующие не только с соседних деревень, но и самой Твери.

В начале XX столетия Николо-Малицкий мужской монастырь развивался и благоденствовал. Постройки, принадлежавшие обители, находились даже за приделами ее территории. С севера от монастыря стояла каменная часовня, с иконостасом из древних икон. Другая часовня была возведена у дороги на Санкт-Петербург.

При обители находилась церковно-приходская школа и училище. В 1880 году братией монастыря были построены дачные дома, которые сдавались внаем жителям Твери. Также община активно занималась хозяйственной деятельностью. Ей принадлежала собственная мельница и пятьсот с лишним десятин лесных и пахотных угодий.

Святыни

Святынями монастыря являются икона Николая Угодника, уцелевшая в пожаре 1675 (найдена среди пепла частично обожжённой, с сохранившимся ликом), почитаемая чудотворной, а также частица мощей святого Арсения Тверского. Мощи святителя очень значимы для братии и прихожан Малицкого монастыря, поскольку cвятой Арсений не только является покровителем города Твери, но и особым заступником всех монашествующих на Тверской земле. Святой основал множество монастырей вокруг Твери. Кроме того святитель основал на реке Тьмаке близ Твери Желтиков монастырь.

Читайте также:
Свято-Димитриевское училище сестер милосердия: условия и адрес

Расписание Богослужений и престольные праздники

Богослужения в монастыре можно посетить ежедневно:

  • понедельник, среда, пятница — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 17:00 Вечерняя молитва;
  • четверг — 6:00 Утреня, 8:00 Литургия, 14:00 Акафист Николаю Чудотворцу, 17:00 Вечерняя молитва;
  • суббота — 6:30 — Утреня, 9:00 Литургия, 16:00 Всенощное бдение;
  • воскресенье — 9:00 Утреня, 11:30 Акафист иконе «Неупиваемая чаша», 17:00 Вечерняя молитва.

Важно! Ознакомиться с более подробным расписанием и изменениями на время поста и праздников можно на официальном сайте монастыря.
22 мая — престольный праздник Николая Чудотворца.

Настоятели

  • Иоиль (упом. 1673- февраль 1695), игум.
  • Иона (упом. 10 декабря 1679) [2]
  • Иаков (упом. 1696), строитель
  • Митрофан (упом. 1698) игум.
  • Ефрем (1711 — 1714, упом. май 1713, упом. 1716)
  • Иосиф [на 1720 год архим. Отроча монастыря, указан в описи, составленной игум. Мелетием]
  • Тарасий (упом.1718)
  • Мелетий (август 1719 — апрель 1723)
  • Никандр (апрель 1723 — ноябрь 1732)
  • Мелсидек (ноябрь 1732 — 1734)
  • Иларион (1734 — ноябрь 1734)
  • Варсанофий (ноябрь 1734 — декабрь 1741)
  • Хрисанф (декабрь 1741 — сентябрь 1742)
  • Митрофан (10 сентября 1742 — июнь 1744)
  • Поликарп (июнь 1744 — апрель 1745)
  • Никон (апрель 1745 — 6 августа 1748)
  • Владимир (ноябрь 1748 — 1749)
  • Ипполит (август 1749 — 1750)
  • Илларион (апрель 1750 — сентябрь 1753)
  • Геннадий (сентябрь 1753 — ?)
  • Варфоломей (август 1755 — кон. 1760)
  • Феофилакт (январь — июнь 1761)
  • Амфилохий (июнь — ноябрь 1761)
  • Филимон (ноябрь 1761 — апрель 1768)
  • Арсений (Верещагин) (апрель — октябрь 1768)
    • Виссарион (1768 — январь 1769), и.д., иером.
  • Иоасаф (январь 1769 — май 1772)
  • Макарий (май 1772 — 1776), переведен игуменом в Селижаров монастырь
  • Кесарий (июль 1776 — 2 мая 1778), строитель, иером.
  • Арсений (Москвин) (2 мая 1778 -30 мая 1783) [3]
  • Елпидифор (Чередеев) (12 августа 1783 — 13 апреля 1785) [4]
  • Макарий (апрель 1785 — декабрь 1788)
  • Сильверст (декабрь 1788 — август 1790)
  • Самуил (январь 1793 — апрель 1798)
  • Виктор (апрель 1798 — +20 июня 1798)
  • Иезекиль (август 1798 — январь 1802), переведен строителем в Ниило-Столпенскую пустынь
  • Сергий (январь 1802 — февраль 1806), перемещен на игуменскую вакансию в Селижаров монастырь
  • Симон (февраль 1806 — 1807)
  • Иоасаф (июль 1807 — 10 октября 1811), произведен в архимандрита Старицкого монастыря
    • Арсений (10 октября 1811 — 4 марта 1812), и.д, иером., казначей
  • Гедеон (Городецкий) (4 марта 1812 — октябрь 1816), произведен в архимандрита Отроча монастыря
  • Антоний (ноябрь 1819 — май 1819), перемещен в Селижаров монастырь
  • Макарий (май 1819 — сентябрь 1827)
    • Константин (март 1827 — 1 февраля 1828), архимандрит Желтикова монастыря (в. у.)
  • Арсений (1 февраля 1828 — декабрь 1831), произведен в архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря
  • Агапит (май 1832 — май 1834), переведен игуменом в Селижаров монастырь
  • Сергий (май 1834 — июнь 1840), произведен в архимандриты Новоторжского Борисоглебского монастыря
  • Иоасаф (июнь 1840 — 1851), произведен в архимандрита Ниловой пустыни
  • Григорий (Алисов) (июнь 1851 — +август 1852)
  • Иринарх (август 1852 — март 1857), перемешен строителем в Кашинский Клобуков монастырь
  • Арсений (март 1857 — ?)
  • Иосиф (упом. 1861, 1863, 1865) [5]
  • Серафим (27 февраля 1865 — 9 августа 1873) [6], переведен в Отрочь монастырь, с возведением в сан архимандрита (+ 1 октября 1883 года)
  • Нафанаил (? — 11 августа 1878 [7])
  • Алексий (28 августа 1878 [7] — февраль/март 1880 [8])
  • Даниил (Чижев) (12 марта 1880 — 5 февраля 1897 [9])
    • Владимир (1897 — 1902) [10] и/д, иером., казначей
  • Владимир (1902 — 4 февраля 1906 [11]), игум. [12]
  • Павел (Крылов) (4 февраля 1906 — 20 марта 1908)
  • Тихон (20 марта 1908 — 2 сентября 1913) [13], игум.
  • Иосиф (Яровой-Яропольский) (4 октября 1913 — упом. 29 июня 1917) [14], игум.
  • ….
  • Борис (Тулупов) (с 23 июня 2008)

    Возрождение

    Первые попытки возрождения обители были предприняты в мае 1994 года, когда у стен разрушенного монастырского комплекса был установлен поклонный крест и отслужен молебен.

    Капитальное восстановление Николо-Малицкого монастыря началось в 2005 году. К сожалению, реконструировать обитель в ее первоначальном виде не представлялось возможным. Архитектурный ансамбль обители, ко времени его ликвидации, состоял из различных элементов, складывавшихся на протяжении двух столетий. К тому же достоверного описания и замера, разрушенных зданий, не сохранилось.

    Поэтому образцами для монастырских храмов послужили церкви, расположенные в обителях на Святой Афонской горе. Так, Покровский собор Николо-Малицкой обители был выполнен по подобию Ватопедского храма Частного Пояса.

    Сегодня обитель живет своей полноценной жизнью. Восстановление архитектурного комплекса находится в завершающей стадии. Продолжительность и суровость монастырских служб, не только не отпугивает верующих, а наоборот, привлекают сюда, как в былые времена, все новых и новых прихожан.

    Особой гордостью монастыря является церковный хор. Все песнопения ведутся на греческом языке по старинным невмам. От партесного пения византийские распевы отличаются аскетизмом и требуют длительной подготовки.

    Читайте также:
    Храм Смоленской Божией Матери в Санкт-Петербург: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Возжигай лампады!

    Когда же монастырь возродился, а в его храмах возобновились службы, здесь произошло новое чудо. Так, настоятель обители очень боялся ещё одного пожара, а потому приказал братии тушить вечерами неугасимые лампады перед церковными образами. Но однажды ночью перед рачительным игуменом предстал сам святитель Николай и грозно отчитал того за маловерие. В конце своей гневной отповеди епископ Мир Ликийских приказал все лампады перед храмовыми и келейными иконами держать зажжёнными, не опасаясь никакого бедствия, ибо он сам будет оберегать монастырь от напастей и пожара. С тех пор в Малицком монастыре неугасимые огоньки перед образами сияли круглыми сутками, а в обители после явления Угодника Божия не было зафиксировано ни одного, даже самого незначительного, возгорания.

    Исцеление графини

    С того самого дня, как неопалимый образ святителя монахи поместили в новый Спасский храм, он на всю округу прославился своими чудесами и исцелениями. А вскоре о великой силе Малицкои иконы стало известно и в придворных кругах Российской империи. Так, в 1742 году графиня Мавра Егоровна Шувалова, будучи беременной на последних неделях, следовала в Москву на коронацию своей подруги Елизаветы Петровны. В пути даме стало плохо, и она была вынуждена остановиться на время в Малицкои слободе. Спешно вызванный к вельможной гостье доктор, осмотрев пациентку, вынес удручающее заключение: жизнь матери и ребёнка в большой опасности. Тогда хозяйка дома, где остановилась графиня, рассказала несчастной о чтимой иконе, хранящейся в обители, и о чудотворной силе этой реликвии. Шувалова распорядилась принести к ней образ Николая и отслужить молебен у своей постели. Тогда же дама пообещала, что, если монастырская святыня поможет ей сохранить малыша, она возьмёт Малицкую обитель под своё покровительство. Приложившись к иконе, графиня сразу почувствовала себя намного лучше. На следующий день Шувалова смогла продолжить свой путь в Москву, где в положенный срок родила здорового сына, названного в честь его спасителя Николаем. За повседневными хлопотами дама не забыла о данном ею обете. На протяжении долгих лет вельможная семья опекала Малицкий монастырь и жертвовала ему щедрые вклады. Так, на средства Шуваловых в обители были построены братский корпус, новая ограда с башнями и большая Покровская церковь. Кроме того, высокородные ктиторы (лица, выделившие средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря) подарили монастырю несколько древних православных реликвий и уникальную икону Спаса Нерукотворного — первую мозаичную работу Михаила Васильевича Ломоносова. Сегодня она находится в Государственном историческом музее в Москве.

    Митрополит Иларион

    Биография

    Митрополит Иларион (Григорий Алфеев) – иерарх РПЦ, митрополит Волоколамский, руководитель ОВЦС МП, член Священного Синода, историк, православный композитор, переводчик трудов по догматическому богословию с сирийского и греческого языков.

    Родился будущий иерарх 24 июля 1966 года в Москве в семье доктора физико-математических наук Валерия Григорьевича Дашевского и писательницы Валерии Анатольевны Алфеевой, из-под пера которой вышли сборники «Цветные сны», «Джвари», «Призванные, избранные, верные», «Странники», «Паломничество на Синай», «Невечерний свет», «Священный Синай».

    Митрополит Иларион

    Дед по отцовской линии Григорий Маркович Дашевский получил известность благодаря историческим трудам на тему Испанской гражданской войны. Мальчика при рождении нарекли Григорием. Брак родителей продлился недолго – вскоре отец ушел из семьи.

    Митрополит Иларион в детстве

    Когда мальчику было 12 лет, Валерий Григорьевич погиб от несчастного случая. Всю ответственность за воспитание сына взяла на себя Валерия Анатольевна. В раннем возрасте Григорий начал заниматься в музыкальной школе при Гнесинском училище. Первым и любимым преподавателем по скрипке стал для мальчика Владимир Николаевич Литвинов.

    В 1977 году Григорий прошел таинство крещения. Небесным покровителем отрока стал Иларион Новый, день которого празднуется 6 июня по старому стилю. История православной церкви знает еще двух великих праведников – древнерусского митрополита Илариона Киевского и Илариона, игумена Пеликитского. Святые прославились подвигами монашеской непорочной жизни.

    Митрополит Иларион (слева) начал служить в церкви в 15 лет

    В 1981 году юноша начал церковное служение чтецом Воскресенского храма в районе Успенского Вражка. Через два года начал иподиаконствовать у митрополита Волоколамской и Юрьевской епархии Питирима, а также работать по совместительству в издательстве РПЦ МП.

    Митрополит Иларион в армии

    Поступив в 1984 году в Московскую консерваторию по специальности «композиция», молодой человек сразу же отправляется на два года в армию. Алфеева определили в роту армейского оркестра пограничных войск. Вернувшись в 1986 году в Москву, Григорий восстановился в вузе и год занимался в классе профессора Алексея Николаева.

    Служение

    В 1987 году Алфеев решил оставить мирскую жизнь и принял монашеский постриг в Виленском Свято-Духовом монастыре. Архиепископ Виленский и Литовский Викторин рукоположил нового монаха в иеродиаконы. На праздник Преображения Иларион принял чин иеромонаха, и на протяжении 2 лет молодого священника определили настоятелем храмов в селах Колайняй и Титувенай Виленской и Литовской епархии. В эти же годы Алфеев заканчивает Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию и получает степень кандидата богословия.

    Митрополит Иларион в молодости

    Иларион не останавливается на достигнутом и становится аспирантом МДА, а затем студентом Оксфорда. В Великобритании Алфеев изучает греческий и сирийский язык под руководством Себастиана Брока, защищает докторскую диссертацию «Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание». Параллельно с научной деятельностью Иларион не оставляет служение в церкви. Молодой священник окормляет прихожан храмов Сурожской епархии.

    Читайте также:
    Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Митрополит Иларион читает лекцию

    С 1995 года доктор философии и богословия становится сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподавателем патрологии в семинариях Калуги и Смоленска. Иларион читает лекции по догматическому богословию в разных частях света: в православных семинариях на Аляске, в Нью-Йрке, в Кембридже. На Пасху 2000 года Илариона возводят в сан игумена, а через год Алфеев принимает епископство в Керченской епархии, что находится в Великобритании. Также он становится викарием митрополита Антония (Блума).

    Епископство

    В 2002 году На праздник Обрезания Господня Иларион принял епископство и год служил в Подольской епархии. Патриархия поручила молодому епископу участвовать в международных заседаниях Евросоюза, на которых решались вопросы религиозной терпимости и толерантности.

    Епископ Иларион

    В 2003 году Илариона назначают Венским и Австрийским епископом. При Алфееве проводятся реставрационные работы двух крупных храмов епархии – Венского кафедрального собора Святителя Николая и храма Лазаря Четверодневного. Помимо основного служения епископ продолжает вести работу в представительстве РПЦ в Брюсселе.

    С 2005 года Алфеев – приват-доцент богословия в университете города Фрибур. В 2009 году вступает в должность председателя ОВЦС Московского Патриархата, рукополагается в архиепископский сан, назначается викарием Патриарха Кирилла. Через год становится митрополитом.

    Общественная деятельность

    В конце 90-х годов Иларион начал общественную деятельность, став ведущим программы «Мир вашему дому», которая выходила на канале ТВЦ. Алфеев открыто входит в диалог с невоцерковленными лицами, объясняя особенности православного вероисповедания. Илариону удается простым и доступным языком объяснять сложные богословские понятия и термины, тем самым делая православие ближе людям, желающим постичь его суть. В начале 2000-х выходит фундаментальный труд епископа «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

    Митрополит Иларион

    Митрополит Иларион входит в редколлегии православных изданий «Богословские труды», «Церковь и время», «Вестник Русского христианского движения», «Studia Monastica», «Византийская библиотека». На счету доктора богословия пятьсот статей, посвященных проблемам догматики, патристики, истории православной церкви. Алфеев создает книги «Иисус Христос. Жизнь и учение», «Катехизис», «Православное свидетельство в современном мире», «Главное таинство Церкви», «Иисус Христос: Бог и человек» и другие.

    Книга митрополита Илариона

    Илариону удается грамотно вести диалог с иноверцами в качестве члена Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей. Алфеев состоит в комиссии по переговорам со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии.

    В 2009 году участвовал в подготовке года русской культуры в Италии и итальянской – в России, через год Иларион назначается членом Патриаршего совета по культуре и Попечительского совета фонда «Русский мир». В 2011 году возглавляет Синодальную библейско-богословскую комиссию.

    Музыка

    Важное место в биографии митрополита Илариона занимает музыка. С 2006 года Алфеев возвращается к композиторскому творчеству, создав ряд сочинений на православную тематику. Это прежде всего «Божественная Литургия» и «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория». Произведения богослова были тепло признаны творческим содружеством исполнителей, музыка с успехом исполняется симфоническими и хоровыми коллективами под руководством дирижеров Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Павла Когана, Дмитрия Китаенко и других. Концерты проходят не только в России, но и в Греции, Венгрии, Австралии, Канаде, Сербии, Италии, Турции, Швейцарии, США.

    С 2011 года Алфеев и Владимир Спиваков организуют Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Через год стартует Волжский фестиваль духовной музыки, руководителем которого наряду с митрополитом Иларионом становится скрипач Дмитрий Коган.

    Личная жизнь

    Митрополит Иларион с юности преданно служит в церкви, он был пострижен в монахи в 20-летнем возрасте, поэтому о личной жизни Алфеева говорить не приходится. Его единственным любимым и родным человеком в миру остается мама Валерия Анатольевна. Вся жизнь митрополита Иллариона подчинена служению церкви.

    Митрополит Иларион не женат

    Богослов много работает над догматическими трудами, участвует в богослужениях, в организации международных и внутрицерковных проектов и комиссий. Алфеев ведет активную переписку с православными иерархами, с иноверцами, дипломатическими представителями иностранных государств.

    Митрополит Иларион сейчас

    Последние новости из жизни и церковной деятельности митрополита Иллариона можно узнать на его официальном сайте и в группе В Контакте. В 2016 году вышли фильмы Алфеева «Монастырь», «О патриархе Кирилле». На сайте также можно ознакомиться с видео цикла передач «Церковь и мир» с митрополитом Волоколамским, которая идет на канале «Россия 24».

    Митрополит Иларион в 2017 году

    Там же выложены многочисленные фото со встреч Алфеева с представителями других конфессий. Сейчас вышла новая книга Иллариона «Чудеса Иисуса». В конце апреля под руководством митрополита в Общецерковной аспирантуре духовной академии прошел симпозиум на тему «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие».

    Митрополит Иларион Алфеев

    Вклад, который внес этот человек в христианскую культуру, поистине поражает своими масштабами. И на сегодняшний день Митрополит Иларион Алфеев не перестает вдохновлять людей своей жизнью.

    Биография

    Митрополит Иларион родился в СССР, в городе Москве, 24 июля 1966 года. Настоящее мирское имя — Григорий Валериевич Алфеев, является одним из самых образованных епископов на сегодняшний день. В этом человеке совмещены: мудрость, талант и невероятная преданность своему служению.

    Читайте также:
    Киккский монастырь на Кипре: история и адрес монастыря, как добраться, архитектура и достопримечательности

    Образование и начало службы в церкви

    Воспитанием и развитием ребенка занималась одинокая мать — Валерия Алфеева. По профессии была писательницей. Отец — Валерий Григорьевич Дашевский имел докторскую степень в математических и физических науках. Однако по злосчастному стечению обстоятельств достаточно рано покинул семью и погиб. Дедушка Илариона — Григорий Маркович Дашевский был создателем нескольких книг, повествующих о гражданской войне в Испании, скончался во время Великой Отечественной войны в боевых действиях задолго до рождения внука.

    О других известных церковных деятелях:

    Музыкальное образование получил в Гнесинской музыкальной школе, где учился играть на скрипке и писать различные композиции. Духовное же образование и развитие началось в 11 лет, когда Иларион впервые принял крещение. После чего в 15 лет стал лектором в Московском храме на Успенской Вражке.

    А уже в 17 лет занял пост иподиакона, где был под покровительством митрополита Волоколамского и Питирима Юрьевского. Благодаря грамотности и причастию к церковному служению подрабатывал в издательстве Московского патриархата.

    Окончив музыкальную школу в 1984 году, будущий митрополит поступил в Московскую консерваторию, где учился на факультете композиторского искусства. Его преподавателем был Алексей Николаев — народный артист РСФСР.

    Попав в армию в 1984 году, он 2 года служил в войсках пограничной службы, музыкантом в оркестре духовых инструментов.

    Через год после демобилизации в январе 1987 года, покинул консерваторию для того, чтобы поступить в Виленский монастырь. На протяжении полугода был послушником, после чего 19 июня того же года, был пострижен и посвящен в монашество и спустя 2 дня был удостоен чести рукоположения в иеродиакона. Посвящали же его Виленский архиепископ и Литовский Викторин. В августе получил должность иеромонаха, рукоположил его епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий.

    С 1988 по 1990 год служил настоятелем в Смоленской церкви в селе Колайняй и Титувенай. 1990 год оказался очень насыщенным событиями временем. Именно в этом году Иларион был назначен настоятелем в другой собор, который находился в Благовещенске. И в этом же году принял участие в работе Поместного храма, избрал его на этот пост митрополит Ленинградского Алексия. Был также удостоен высказать речь о взаимоотношениях Русской православной церкви за границей.

    Годом ранее в 1989 году стал выпускником Московской духовной семинарии, после чего пошел учиться дальше и спустя 2 года окончил уже академию, где получил степень кандидата богословия. И в 1993 году завершил обучение в аспирантуре в Московской духовной академии.

    Учась в семинарии, он параллельно был преподавателем гомилетики, греческого языка, богословия и Нового Завета, в духовной академии.

    Благодаря хорошему образованию и стремлению к знаниям, получил возможность отправиться на стажировку в Оксфордский университет. Руководителем его докторской диссертации в учебном заведении стал митрополит Диоклийский Каллиста, темой для работы была: «преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание». Помимо этого, по выходным служил на приходах Сурожской епархии.

    Диссертацию он все-таки защитил и в 1995 году получил докторскую степень в области философии. И в этом же году начал работу в Московском Патриархате. После чего до 2000 года писал книги, читал лекции в университетах США и в Великобритании и получил еще одну докторскую степень в Париже.

    Епископство

    В 2001 году,27 декабря Священный синод игумен назначили его Керченским епископом по строению в сан архимандрита. 7 января следующего года дело было закончено.

    И 14 января был совершен, хиротонисан в епископа. Совершали митрополиты, архиепископы и епископы из них: Сергиевский Василий, Германский Феофан, Дмитровский Александр и другие.

    Во время приезда в Сурожскую епархию был начат конфликт по поводу нового викария, коим был назначен епископ Иларион. Волну негодования представил старший викарий-епископ Василий. Недовольства заходили дальше и в мае 2002 года, архиерей — митрополит Антоний Сурожский вышел с речью, порицая действия Илариона. Однако, стоит отметить, что в речи звучали и положительные отзывы, Антоний упоминал дарования нового епископа, его образование. И в то же время дал ему 3 месяца на то, чтобы укрепить доверие к своей личности и продолжать служить по тем законам, которые были написаны полвека назад.

    Иларион не согласился с протестными обвинениями и выступил с соответствующей речью. Где в какой-то степени упрекалась литургия в лондонском Соборе. Летом 2002 года, по вердикту Синода, Иларион лишился места в епархии. Его место занял архиепископ Анатолий. Покинув епархию, Алфеев написал очерк, где отметил, что дни, проведенные в Сурожской епархии, были для него невероятно тяжелыми. Очерк называется: «Сурожская смута».

    На заметку! В 2003 году в мае, Священный синод удостоили Илариона Австрийским и Венским епископством. Где были переданы полномочия управления епархиями в Венгрии и Будапеште. Однако новая должность сохранила за ним звание председателя РПЦ .

    В октябре 2008 года Иларион был рассмотрен как епископ Православной церкви в Америке. Предложили подобный выбор митрополит Герман и священнослужители. Основанием выбора Алфеева стала выдержка из статьи Фомы Хопко — декан Свято-Владимирской семинарии. Он описывал Илариона, как личность образованную, надежную. Он молод и имеет большой опыт в качестве лектора в различных сферах, как образовательных, так и духовных.

    Читайте также:
    Николо-Перервинский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    Православная церковь в Америке достаточно двояко высказалось об Иларионе. Такое отношение у служителей вызвал спор в Сурожской епархии. Однако, получив такое предложение, Алфеев отказался встать на пост. В ответном письме он ответил, что должность должен занять американец. Высказывание Илариона поддержал Московский патриархат.

    Благодаря усердному служению, на сегодняшний день он занимает должности:

    • в совете по культуре;
    • в организации: «Русский мир»;
    • является одним из представителей Высшего церковного совета;
    • представитель РПЦ .

    И это далеко не все предприятия, где он принимает активное участие.

    Общественно-политическая деятельность

    Согласно словам Алфеева, нести евангелие и возвещать христианство с каждым днем становится сложнее. Говорить о христианской системе ценностей почти невозможно. Ненависть между традиционалистами и либералами возрастает. По мнению епископа, решить проблему поможет объединение церквей. Союз православных, протестантских, католических и других церквей — откроет новые границы для защиты традиционных ценностей.

    В октябре 2007 года Иларион оставил свой пост на заседании Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне. Данный жест был сделан в знак возражения против вердикта Константинопольского Патриархата присоединить к православному посольству представителя из Эстонии. Однако возражение епископа не повлияло на выбор Патриархата.

    Музыкальная деятельность

    Свои композиторские способности Иларион смог проявить в написании христианских гимнов и псалмов. «Страсти по Матфею» — один из шедевров, созданных епископом, обрел популярность не только в России, но и за ее пределами. Данная композиция была исполнена более 50 раз в 15 городах Российской Федерации, в регионах Украины, а также в США, Греции, Италии, Сербии, Турции и др. После исполнения в зале слышались овации, аудитория была очарована.

    Еще одним громким произведением стала «Рождественская Оратория». Премьера композиции прошла в Вашингтоне, публика приняла ее не менее восторженно. Помимо США, музыка прозвучала и в городах России. СМИ не обошли стороной творчество Алфеева и отметили его в различных источниках.

    Интересно! Известный исполнитель Евгений Нестеренко отметил, что Иларион стал композитором-новатором, ведь он единственный, кому удалось наполнить ораторию Баха православным духом. Очень много известных музыкантов лестно отзывалось о творениях епископа, некоторые высказывали мнение о том, что вскоре это станет новым жанром и займет свое место в мировой музыкальной культуре.

    Заметим, что и были негативные высказывания в адрес творчества Алфеева. Петр Поспелов приравнял его музыку к деревенской, которая лишь переписана на более цивилизованный лад. Другой критик Борис Филановский признавал его творчество, как фальшь и плохая попытка стилизации великих произведений. Однако критика никогда не останавливала столь одаренного человека. Негодования и неодобрительные высказывания всегда шли в ногу с Иларионом. Но он и по сей день является одним из самых выдающихся личностей.

    митрополит Иларион (Алфеев)

    Священное Писание Нового Завета

    Биография

    Молодые годы

    Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года.

    В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных.

    В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.

    С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника.

    Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет.

    В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР.

    В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель.

    19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион.

    Священническое служение

    21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха.

    В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай).

    В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии.

    В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию.

    В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие).

    С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

    В 1993 году окончил аспирантуру при МДА.

    В том же году, по решению руководства, направлен в Оксфордский университет для прохождения стажировки. Занимаясь учёбой за рубежом, совмещал её с пастырской деятельностью при Сурожской епархии.

    Оксфордский университет окончил в 1995 году, со степенью доктора философии.

    С 1995 года трудился в ОВЦС Московского Патриархата.

    С 1997-го и вплоть до 2002 года руководил секретариатом по межхристианским связям.

    В период с 1995 по 1997 год работал в Смоленской и Калужской Духовных семинариях преподавателем Патрологии.

    Вместе с тем, в 1996 году преподавал в Свято-Германовской семинарии, на Аляске, Догматическое Богословие.

    Читайте также:
    Ипатьевский монастырь в Костроме: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    С 1996 года входил в состав клира московской церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье.

    С 1996 по 2004 год состоял в членстве Синодальной богословской комиссии РПЦ.

    В 1997-1999 годах вёл курс по Догматическому Богословию для студентов Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии; преподавал в Кембриджском университете, на богословском факультете, Мистическое Богословие Восточной Церкви.

    В 1999 году удостоен степени доктора богословия Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже.

    В 2000 году возведён в звание игумена.

    7 января 2002 года посвящён в сан архимандрита.

    Епископское служение

    14 января 2002 года отец Иларион был рукоположен во епископа.

    С 17 июля 2002 года — епископ Подольский, глава представительства РПЦ при международных европейских организациях.

    С 7 мая 2003 года — епископ Венский и Австрийский.

    1 февраля 2005 года удостоен звания приват-доцента богословского факультета при Фрибурском университете.

    С 31 марта 2009 года — председатель ОВЦС Московского Патриархата; постоянный член Священного Синода, викарий Патриарха Московского и Всея Руси, епископ Волоколамский.

    20 апреля 2009 года посвящён в архиепископа.

    1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

    26 июля 2010 года введён в состав Патриаршего совета по культуре, а 22 марта 2011 года — в состав Высшего Церковного Совета.

    5 октября 2011 года назначен на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

    Является автором множества богословских произведений разной направленности, участником религиозных телепрограмм.

    Митрополит Иларион (Алфеев)

    Фото Все

    Видео Все

    Митрополит Иларион: «Винни-Пух и все-все-все» #ещенепознер

    НЕ ВЕРЮ! МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ) И ВИТАЛИЙ ТРЕТЬЯКОВ

    Познер. Гость митрополит Иларион. Выпуск от 06.04.2015

    Митрополит Иларион — биография

    Митрополит Иларион – представитель высшего руководства РПЦ, музыкант, писатель, переводчик. Известен активной просветительской деятельностью в целях распространения и укрепления православия в России и других странах.

    Митрополит Иларион – один из видных деятелей Русской Православной Церкви. Композитор, переводчик, историк, он стал автором сотен публикаций по патристике, истории русской церкви, монографиям Нового Завета. Большой вклад в просвещение населения иерарх РПЦ внес переводами с греческого и сирийского книг по догматическому богословию.

    Детство и юность

    Григорий Алфеев – мирское имя архиерея РПЦ. Он родился в столице 24 июля 1966 года в интеллигентной семье: отец посвятил свою жизнь физико-математическим наукам, а мать литературе. Плодами творчества Валерии Алфеевой стали такие произведения, как «Паломничество на Синай», «Цветные сны», «Призванные, избранные, верные», «Священный Синай» и «Джвари».

    Григорий Дашевский – дедушка со стороны отца – известен в литературном сообществе, как автор исторических трудов, посвященный Испанской гражданской войне. В честь деда-писателя и был назван маленький Гриша.

    Григорий Алфеев в юности

    К сожалению, семейное счастье Алфеевых длилось не долго: когда Григорий учился в средних классах, в результате несчастного случая погиб отец. Все жизненные трудности в дальнейшем Валерии Анатольевне пришлось преодолевать в одиночку. Тем не менее, она постаралась дать сыну хорошее образование и обеспечить его всем необходимым. Параллельно с общеобразовательной, мальчик занимался в музыкальной школе при Гнесинке. Искусство игры на скрипке Алфееву помогал постигать преподаватель Владимир Литвинов, о котором митрополит по сей день отзывается уважительно.

    Григорий крестился в 11-летнем возрасте, а его покровителем стал христианский святой Иларион Новый, чей праздник отмечается 6 июня. В церковной истории есть еще два почитаемых святых с таким именем: Иларион Киевский и Иларион Пеликтинский, прославившиеся непорочной монашеской жизнью.

    В 1981-м отрок пришел в Воскресенский храм близ Успенского Вражка, где стал церковным чтецом. Через некоторое время устроился иподиаконом к митрополиту Питириму в Волоколамскую и Юрьевскую епархию. Параллельно с этим работал в издательстве Русской Православной Церкви.

    В 1984-м Григорий стал студентом Московской консерватории, но на первом же курсе был призван в ряды Советской армии. Отслужив два года в армейском оркестре пограничных войск, молодой человек вернулся и восстановился в вузе.

    Служение Богу

    В конце 80-х биография Григория Алфеева круто изменилась. Он оставил мирскую жизнь и постригся в монахи в Виленский Свято-Духовой монастырь. Рукоположение в иеродиаконы молодой священник получил от архиепископа Виленского и Литовского Викторина. По случаю праздника Преображения Илариона возвели в чин иеромонаха, и следующие два года он служил в селах Литовской и Виленской епархии. Службу священнослужитель совмещал с обучением в Московской семинарии и Московской академии, по окончании которых стал кандидатом богословия.

    Иларион Алфеев в молодости служит в храме

    Образовательный процесс увлекал Илариона, и вскоре он поступил в аспирантуру Московской духовной академии, а потом и в Оксфорд. Обучаясь в Великобритании, Алфеев под руководством преподавателя Себастиана Брока освоил греческий и сирийский языки. Темой докторской диссертации иеромонаха стало бытие Преподобного Симеона Нового Богослова и Православное Предание. Ведя научную деятельность, Иларион не забывал и о прихожанах церквей Сурожской епархии.

    В середине 90-х дипломированного специалиста по философии и богословию пригласили на работу в Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, а также в Калужскую и Смоленскую семинарии на должность преподавателя. С лекциями по догматическому богословию Алфеев побывал во многих уголках света: В Нью-Йорке, Кембридже, на Аляске.

    Читайте также:
    Храм Спиридона Тримифунтского в Москве: описание и адрес храма, мощи и святыни, расписание богослужений

    В пасхальные дни 2000-го Иларион был возведен в сан игумена, а вскоре и епископа. Местом принятия епископства стала Керченская епархия, которая находится на территории Великобритании.

    Епископ Иларион

    Возведение Алфеева в епископский сан пришлось на праздник Обрезания Господня. После этого на протяжении года он служил храмах Подольской епархии. Помимо основной работы, Иларион был уполномочен патриархатом представлять РПЦ на съездах Евросоюза, где обсуждались проблемы толерантности и религиозной терпимости.

    В начале 2000-х священнослужитель занял пост Австрийского и Венского епископа. К заслугам Илариона на этой должности относится восстановление двух значимых церковных объектов – Храма Лазаря Четверодневного и Венского кафедрального собора Святителя Николая. Занимаясь основной службой, епископ вел деятельность в брюссельском представительстве РПЦ.

    Митрополит Иларион викарий Патриарха Кирилла

    В 2005 году священник стал приват-доцентом богословия во Фрайбургском университете. Через четыре года епископа назначили председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Вскоре Илариону был присвоен сан архиепископа, и он занял должность викария Патриарха Кирилла. В феврале 2010 года Алфеев был возведен в сан митрополита.

    Просветительская деятельность

    Общественная деятельность священнослужителя началась еще в конце 90-х. Иларион работал на телеканале ТВЦ, где выходила его программа «Мир вашему дому». Гостями передачи становились люди, зачастую далекие от религии, которым ведущий рассказывал о православном вероисповедании. Талант Алфеева заключается в том, что он без применения специальных церковных терминов, простым человеческим языком умеет доносить до собеседника сложные понятия богословия. Тем самым он внес большой вклад в популяризацию и распространение православия среди сомневающихся людей. К началу 2000-х священник закончил работу над книгой «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров», ставшей одним из фундаментальных его трудов.

    Авторитетный богослов состоит в редакционных коллегиях ведущих православных журналов «Церковь и время», «Византийская библиотека», «Вестник Русского христианского движения», «Богословские труды». Его авторству принадлежит более 500 статей по патристике, догматике и истории церкви.

    Еще одна отличительная черта Илариона – его поразительная дипломатичность. Именно поэтому патриархат доверил ему членство в Исполнительном и Центральном комитетах Всемирного Совета Церквей и в переговорных комиссиях с зарубежными церковными объединениями.

    Творчество

    Митрополит очень занятый человек, но для занятий искусством он всегда старается найти время. С 2006 года композитор Алфеев создал ряд произведений православной тематики: «Всенощное бдение», «Рождественская оратория», «Божественная литургия» и «Страсти по Матфею». Сочинения священника получили признание не только у религиозной общественности, но и в светских кругах. Его музыку включили в свой репертуар такие мэтры, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Павел Коган, Владимир Спиваков и Дмитрий Китаенко. Произведения богослова исполняются на ведущих мировых сценах.

    Композитор Иларион Алфеев дирижирует

    В сотрудничестве с Владимиром Спиваковым Иларион стал организатором Московского Рождественского фестиваля духовной музыки. В 2012-м свои двери открыл и Волжский фестиваль, основателями которого выступили митрополит Алфеев и скрипач-виртуоз Дмитрий Коган.

    Личная жизнь

    Монашеский постриг Григорий Валериевич принял еще в возрасте двадцати лет, поэтому личная жизнь его полностью посвящена служению Богу. Единственной любимой женщиной митрополита была, есть и будет его мама Валерия Анатольевна.

    Свободного времени у богослова практически нет: он пишет труды по догматике, проводит богослужения, организует внутрицерковные и международные мероприятия. Большое внимание Иларион уделяет переписке с православной общественностью, иноверцами и дипломатическими сотрудниками других стран.

    Митрополит Иларион с матерью

    Стараясь идти в ногу со временем, Алфеев ведет официальный сайт и страницы в социальных сетях, где любой желающий может найти интересующую его информацию. Также на сайте доступен цикл проекта «Церковь и мир» с участием митрополита Волоколамского.

    Митрополит Иларион в программе «Церковь и мир»

    На портале размещены фото митрополита с представителями других конфессий, сделанные в России или в ходе зарубежных поездок.

    Ссылки

    Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Деятели Русской Православной Церкви
      • Епископат Русской Православной Церкви
      • Епископат Украинской Православной Церкви
      • Епископат Белорусской Православной Церкви
      • Епископат Латвийской Православной Церкви
      • Епископат Православной Церкви Молдовы
      • Епископат Русской Зарубежной Церкви
      • Епископат Эстонской Православной Церкви
      • Епископат Японской Православной Церкви
      • На покое
    • Деятели Поместных Церквей
    • Государственные и общественные деятели
    • Деятели иных конфессий
    • Прочие

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев Григорий Валериевич)

    Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

    Родился 24 июля 1966 г. в Москве.

    В 1973-84 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

    Читайте также:
    Спасо-Андроников монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

    В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

    В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

    В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

    19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

    19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.

    В 1988-90 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

    В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

    В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

    В 1991-93 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-93 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.

    В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

    С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.

    В 1995-97 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

    В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

    В 1997-99 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).

    На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

    Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

    7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.

    Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

    Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.

    Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

    1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

    24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

    Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

    В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).

    Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.

    Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).

    С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

    С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

    С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».

    Читайте также:
    Храм Сергия Радонежского на Рязанке: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.

    Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.

    Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

    Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.

    Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.

    Ученые звания и степени:

    • доктор философии Оксфордского университета, Великобритания (1995);
    • доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института, Франция (1999);
    • доктор философских наук (свидетельство Минобрнауки РФ № 568/нк от 20.05.2016);
    • профессор Московской духовной академии (2011);
    • профессор Фрибургского университета, Швейцария (2011);
    • профессор, заведующий кафедрой теологии НИИЯУ «МИФИ» (2012);
    • почетный доктор Российского государственного социального университета (2010);
    • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии (2010);
    • почетный профессор Русской христианской гуманитарной академии (2010);
    • почетный доктор Санкт-Петербургской духовной академии (2011);
    • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано, Швейцария (2011);
    • почетный доктор Прешовского университета, Словакия (2011);
    • почетный доктор богословия Минской духовной академии (2012);
    • почетный доктор богословия Университета Вилланова, США (2012);
    • почетный доктор духовной семинарии Nashotah House, США (2012);
    • почетный профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (2012);
    • почетный профессор Уральского государственного горного университета (2012);
    • почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета (2013);
    • почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (2014);
    • почетный доктор Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия» (2014);
    • почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, США (2014);
    • почетный доктор Московского государственного лингвистического университета (2017);
    • почетный доктор Богословского факультета Апулии, Италия (2017);
    • почетный профессор Московского государственного педагогического университета (2017);
    • почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2018);
    • почетный доктор Дипломатической академии МИД России (2018);
    • член Союза композиторов России.

    Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).

    Образование:

    1989 г. — Московская духовная семинария (заочно).

    1991 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

    1993 г. — аспирантура Московской духовной академии.

    1995 г. — Оксфордский университет (доктор философии).

    Научные труды, публикации:

    Публикации

    Автор более 1000 публикаций, в том числе монографий по Новому Завету, патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

    Среди книг митрополита Илариона: «Таинство веры. Введение в догматическое богословие» (1996), «Жизнь и учение св. Григория Богослова» (1998), «Духовный мир преподобного Исаака Сирина» (1998), «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание» (1998), «Православное богословие на рубеже эпох» (1999), «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров»» (в 2-х томах, 2002), «Во что верят православные христиане. Катехизические беседы» (2004), «Православие» (в 2-х томах, 2008-2009), «Патриарх Кирилл. Жизнь и миросозерцание» (2009), «Иисус Христос. Жизнь и учение» (в 6-ти томах, 2016-2017), «Проповеди» (в 3-х томах, 2016-2018), «Апостол Павел. Биография» (2017), «Апостол Петр. Биография» (2018), «Благодать и закон. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам» (2018).

    Музыкальные произведения

    Автор ряда музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, симфонии «Песнь восхождения» для хора и оркестра, оратории «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.

    • 1996, 1999 гг. — грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси;
    • 2003 г. — медаль кн. Константина Острожского (Польская Православная Церковь);
    • 2009 г. — серебряный орден свт. Иннокентия (Православная Церковь в Америке);
    • 2010 г. — орден сщмч. Исидора Юрьевского II ст. (ЭПЦ МП);
    • 2010 г. — орден блгв. воеводы Стефана Великого II ст. (Православная Церковь Молдовы);
    • 2010 г. — орден ап. и ев. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
    • 2011 г. — орден апп. Петра и Павла II ст. (Антиохийская Православная Церковь);
    • 2011 г. — орден равноапп. Кирилла и Мефодия с золотой звездой (Православная Церковь Чешских земель и Словакии);
    • 2012 г. — орден равноап. Марии Магдалины (Польская Православная Церковь);
    • 2013 г. — золотой крест апостола Павла (Элладская Православная Церковь);
    • 2013 г. — орден равноап. Константина Великого (Сербская Православная Церковь);
    • 2014 г. — орден свт. Саввы II ст. (Сербская Православная Церковь);
    • 2014 г. — орден равноапп. Кирилла и Мефодия I ст. (Болгарская Православная Церковь);
    • 2016 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
    • 2019 г. — орден блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
    • 2021 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.
  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: