Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Николо-Пешношский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Николо-Пешношский монастырь был основан в 1361 году преподобным Мефодием — учеником преподобного Сергия Радонежского.

Инок Мефодий, искавший уединенного жития, поначалу поселился в келье за рекой Яхромой, за версту от нынешней монастырской ограды. Со временем святость жизни отшельника получила известность, и к нему стали стекаться люди, жаждущие монашеского подвига. Когда же братия решили построить церковь, сам преподобный Сергий подсказал своему ученику место для нее — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы. Первая деревянная церковь здесь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, этому великому святому посвятили и новый монастырь.

Преподобный Мефодий пешком носил через речку бревна для строительства, поэтому обитель назвали «Пешношской» («пеш ноша»). Ее слава быстро возрастала, привлекая паломников и благотворителей. Одними из первых крупных жертвователей были удельные князья Дмитровские.

Петр Дмитриевич, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского, на рубеже XIV—XV веков пожаловал монастырю девять сел со всей принадлежавшей им собственностью. Юрий Васильевич, сын великого князя Московского Василия II Темного, также щедро одарил обитель, завещав ей новые владения. Не только «ближние» дмитровские, но и более «дальние» — волоколамские, угличские — князья делали богатые вклады.

Известно, что провизии в обители в те непростые времена всегда было с избытком. Во второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь быстро богател за счет активной хлебной торговли с Белозерским краем и другими местностями. Предполагается, что в том же XV столетии был возведен каменный Никольский собор.

Николо-Пешношский монастырь пользовался благоволением царя Ивана Грозного. Еще в десятилетнем возрасте Иван Васильевич назначил ему ежегодное жалование в 25 рублей. Тогда это были большие деньги: к примеру, на 1 рубль можно было купить корову, или лошадь, или 300 кг ржи. В дальнейшем, при игумене Варсонофии, благосостояние Пешношской обители еще более возросло.

В 1553 году ее посетил сам Иван Грозный. Самодержец, только что излечившийся от смертельной болезни, с супругой и годовалым сыном совершал паломническую поездку. Царь осмотрел монастырь, приложился к мощам преподобного Мефодия и побеседовал с жившим здесь на покое бывшим коломенским епископом Вассианом (Топорковым). Когда-то владыка Вассиан был духовником отца Ивана Грозного — великого князя Московского Василия III — и имел большое влияние в государственных делах. Иван IV решил спросить у архиерея совета, как лучше править государством. По преданию, Вассиан ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож».

Ивану Васильевичу понравились эти слова. Поцеловав Вассиану руку, он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Понятно, что совет епископа Вассиана не был единственной причиной изменения политики Ивана IV, введения опричнины и развернувшихся вслед за этим кровавых событий. Однако эти речи вполне могли укрепить царя в уже созревшем решении. Иван Грозный, оставшийся весьма доволен посещением обители, в 1554 году пожаловал ей дворцовое село Суходол с 25 деревнями, землями и угодьями.

В 1584 году в Николо-Пешношском монастыре случился большой пожар, в результате которого сгорело большинство монастырских строений. Через 27 лет, в Смутное время, отстроенный монастырь вновь был сожжен. Тогда его, несмотря на ожесточенное сопротивление защитников, взяли поляки. Как пишет известный историк Пешноши Константин Федорович Калайдович, «два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимников и тридцать семь трудников пали от меча врагов». Имена погибших были записаны в монастырский синодик на вечное поминовение. А на стенах старой трапезной, что под Сретенской церковью, до сих пор сохранились следы страшного пожара 1611 года.

В царствование Михаила Федоровича монастырь снова восстанавливается. В первой дошедшей до нас описи монастырских зданий, датированной 1623 годом, указывается, что в обители имелись каменные церкви: святителя Николая Чудотворца с приделом святителя Леонтия Ростовского, Сретения Господня с трапезою и с двумя келарскими палатами; колокольня с церковью Богоявления, а также другие каменные и деревянные строения — общим числом пятнадцать.

Не обделил своим вниманием Пешношскую обитель и государь Алексей Михайлович, именовавший монастырь «своим царским богомольем». Известно, что большие вклады в него делали енисейский воевода Никифор Веревкин, принявший впоследствии здесь монашеский постриг, и представитель известного дворянского рода Василий Ртищев.

В 1683—1691 годах, при настоятеле Корнилии, был отремонтирован Никольский храм. Его превратили в пятиглавый, покрыли все пять глав черепицей, воздвигли на них новые кресты. Стены храма укрепили железными скобами, пробили в них три дополнительных окна и обновили иконостас. Уже в конце XVII века над Святыми вратами появилась новая церковь Преображения Господня.

В 1700 году монастырь посетил Петр I. Тогда царь пожелал пройти водным путем от Волги в Москву, плыл по рекам Дубне, Сестре и Яхроме и по пути остановился в Пешношской обители. Пользуясь редким случаем, игумен Феофан подал монарху жалобу на непокорность крестьян и несправедливость светских властей в судебных тяжбах. Это повлекло за собой совсем неожиданные последствия. Царь Петр рассудил: для того чтобы защитить Пешношскую обитель от несправедливостей, надо отдать ее под власть более сильного монастыря. Царским указом от 11 апреля 1700 года Пешноше велено было перейти в ведение Троицкого монастыря, которому государь приказывал «Николаевский Пешношский монастырь ведать и от посторонних всяких обид оберегать». С тех пор Пешношей управляли не свои игумены, а присылаемые из Лавры каждые три года соборные старцы, которые носили название «строителей».

Читайте также:
Протоиерей Артемий Владимиров - биография священника, матушка и дети, где служит, труды и книги

Много полезного было сделано в 1730—1734 годах, при строителе Августе (Старкове). В этот период над гробом преподобного Мефодия возвели церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построили несколько башен, проложили новую дорогу. Но в дальнейшем, особенно с 1750-х годов, лишенная самостоятельности Пешношская обитель постепенно приходила в запустение. Здания ветшали, уменьшилось число насельников — до такой степени, что ощущалась нехватка священников для богослужения. К примеру, в 1761 году в монастыре значилось всего 6 монахов. В 1764 году, при проведении секуляризационной реформы, монастырь закрыли. Его имущество поделили: движимое — частично вывезли, а недвижимое — передали в коллегию экономии.

Но в 1766 году обитель святого Мефодия, которая без малого полтора года находилась на положении приходской церкви, была восстановлена. Решающую роль в этом сыграло настойчивое ходатайство местного помещика, генерал-майора Михаила Веревкина, а также старания дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова. Возрожденная обитель вошла в состав Переяславской епархии.

С 1788 года, после назначения строителем монастыря иеромонаха (впоследствии архимандрита) Макария (Брюшкова), Пешношский монастырь, переведенный в состав Московской епархии, переживает второй расцвет. Именно в это время он во многом принял облик, который и сохранялся до бурь XX века. Известно, что в 1795 году отец Макарий убедил митрополита Московского Платона (Левшина) посетить обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен ее порядком и благоустройством, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра». Митрополит Платон часто ставил Пешношский монастырь в пример другим. Устав Пешношской обители заимствовали московские Сретенский и Покровский, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев монастыри, а также пустыни — Оптина, Екатерининская, Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношских монахов.

В 1812 году Николо-Пешношской обители посчастливилось избежать захвата и разорения. Но опасения были самые серьезные, поэтому все ризы с икон, ризницу и церковные драгоценности отправили за Волгу, в город Кимры. Большую часть братии распустили, в монастыре остались лишь около 20 человек — престарелые старцы и сильные духом монахи. Как оказалось, опасались не зря: французские войска подошли совсем близко, на расстояние 18 верст, но дальше идти по окруженной болотами дороге побоялись.

Это, пожалуй, было единственное испытание XIX века. В дальнейшем Николо-Пешношская обитель жила в спокойствии, без невзгод и потрясений. Благосостояние монастыря позволило ему приобрести подворье в Москве, на Пятницкой улице (дом 7), совсем рядом от Кремля. К началу XX века в обители подвизались около 200 человек, без учета послушников и трудников.

ХХ век стал самым трагическим в истории Пешношского монастыря. После революции 1917 года он еще действовал некоторое время, но власти уже передали тогда ряд зданий филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 году и филиал музея, и монастырь были закрыты, все церкви запечатаны, все ценное вывезено и продано. В том же году монастырскую территорию занял Дом инвалидов Мособлсобеса. Не получилось сохранить монастырь даже как музей: в 1933 году музей подвергся разгрому, а его сотрудники во главе с директором оказались репрессированы.

В 1941 году между монастырскими стенами и соседним селом Рогачевым развернулись бои, всю местность тогда заминировали. Монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках. Некоторое время в монастыре находилось подразделение немецкой разведки, которое, однако, большого ущерба постройкам не нанесло. Гораздо сильнее обитель пострадала после войны.

С 1966 года в помещениях монастыря размещается Психоневрологический интернат № 3. Древний Никольский собор, на стенах которого под слоем побелки сохраняются древние фрески, стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.

В 1960-х — начале 1970 годов были отреставрированы некоторые храмы и частично — укрепления монастыря. Но подлинное возрождение обители началось с момента передачи части монастырских зданий Русской Православной Церкви. В 2007 году Святейший Синод принял решение открыть мужской Николо-Пешношский монастырь.

17 июня 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия.

14 августа 2008 г. Преосвященнейший Роман, епископ Серпуховской, благочинный монастырей Московской епархии, настаивает на скорейшем увеличении количества братии монастыря и требует для этой цели записывать в братию некоторых подопечных Психоневрологического интерната № 3, что вызывает несогласие настоятеля монастыря.

Читайте также:
Преображенский собор в Белгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

27 августа 2008 г. подписан указ о назначении нового настоятеля обители иеромонаха Григория (Клименко), выпускника ВАКУ и Московской духовной академии.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

5 ноября 2008 г. киностудия «Мосфильм» начала в Николо-Пешношском монастыре съемки фильма «Палата № 6» по одноименной повести А. П. Чехова (режиссёр — Карен Шахназаров).

28 июля 2009 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Святой Руси — вблизи бывшего монашеского скита подмосковного Николо-Пешношского мужского монастыря воздвигнут Покаянный Крест. На это место был свален «строительный мусор»: кладбищенская земля с останками монастырской братии.

По состоянию на декабрь 2013 года строительство корпусов Психоневрологического интерната № 3 на новом месте рядом с поселком Луговой Московской области завершено. Психоневрологический интернат № 3 освободил все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря, включая административные корпуса рядом с монастырем, и переезжает в новые здания рядом с поселком Луговой.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Открытие «второй лавры»

На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 августа 2007 года было принято решение: «Благословить преобразование прихода Сергиевской церкви поселка Луговой Дмитровского района Московской области в Николо-Пешношский мужской монастырь… Настоятелем Николо-Пешношского мужского монастыря назначить иеромонаха Никона (Головко) с возведением в сан игумена».

Во исполнение этого решения, 2 сентября 2007 года, после 80-летнего разорения, вновь открывается Николо-Пешношский мужской монастырь, основанный в XIV веке учеником и сопостником великого Сергия Радонежского – преподобным Мефодием.

Богослужение в этот исторический день совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа и настоятелей мужских монастырей Московской епархии. Божественная литургия начнется в 10:00 в Сергиевской церкви обители.

Адрес монастыря: Московская область Дмитровский район пос. Луговой. Более подробную информацию о монастыре можно найти на официальном сайте обители www.peshnosha.ru.

Краткая история Николо-Пешношского монастыря

Монастырь был основан в XIV веке учеником Сергия Радонежского – преподобным Мефодием Пешношским. Святой Мефодий, один из первых учеников великого аввы, выбрал место для пустынножительства в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Преподобный Мефодий сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» бревна через реку. Отсюда обитель получила название Пешношской.

Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что святые Мефодий и Сергий вместе копали рвы для келий, ископали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до настоящего времени. По учреждении обители, с благословения святого Сергия, преподобный Мефодий стал в ней первым игуменом.

Скончался преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. Замечательно, что, следовав во время жизни примеру и наставлениям преподобного Сергия, он не умедлил последовать за ним и в вечные обители: святой Сергий предварил его только восьмью месяцами. Чудотворящие мощи преподобного Мефодия доселе почивают под спудом в сооруженной им обители.

Слава святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей – бояр и великих князей. Среди них удельные князья дмитровские Петр Дмитриевич, сын благоверного князя Димитрия Донского, и Юрий Васильевич, сын великого князя московского и всея Руси Василия II Васильевича Темного. Известно и о щедрых жертвах монастырю царя Ивана Васильевича Грозного, особенно благоволившего к строителю обители иеромонаху Гурию (Заболотскому). Так, Иван Грозный определил Пешношскому монастырю ежегодное денежное жалованье. Это царское благорасположение может быть отнесено как к личному достоинству строителя Гурия, привлекшего внимание государя, так и к благолепию монастыря. Вскоре Гурий стал архимандритом Симонова монастыря, в 1543 году хиротонисан во епископа Смоленского и Брянского, а в 1551 году был участником Стоглавого собора.

От бывшего в 1584 году пожара все монастырские строения сгорели. А едва только обитель снова восстала из пепла, наступили бедственная для России смута от самозванцев. Пешношский монастырь подвергся разорению от поляков: он снова был сожжен, разграблен и множество иноков его, храбро защищавших обитель от врагов, побито. После смуты обитель была вновь восстановлена, но земля, орошаемая дотоле слезами подвижников, была обагрена их кровью: два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимонахов и семь монахов пали от меча безбожных врагов. История сохранила для потомков в недрах земли их имена: при перестройке Николаевского собора в 1805–1806 годах были найдены камни с высеченными на них именами погибших.

Переломным в истории монастыря стал 1700 год: тем летом царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой лавры.

Читайте также:
Аносин Борисоглебский монастырь: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, настоятельницы

В новом своем положении Пешношская обитель вместо игуменов стала управляться соборными старцами, присылаемыми из лавры – на три года каждый. Однако решение царя стало роковым: лишенная самостоятельности обитель стала быстро угасать и даже упразднялась в 1764 году.

В 1766 году, по ходатайству ближнего помещика действительного статского советника М.И. Веревкина, обитель была снова восстановлена, но попала тогда, согласно последнему административному делению, в состав Переславской епархии. Отсюда начинался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века.

Первым строителем, назначенным от епархии в возрожденный монастырь, был иеромонах Игнатий, бывший впоследствии возобновителем московского Симонова монастыря. Его усердием в Пешношской обители учрежден устав общежития, заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни иноков, а в церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской горы. Все это в совокупности прославило Пешношскую обитель наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.

В 1788 году, по случаю упразднения Переславской епархии, Пешношский монастырь поступил в ведение епархии Московской. В то время строителем Пешношского монастыря был уже иеромонах Макарий, мощи которого доныне почивают под спудом в настоятельском храме-усыпальнице под колокольней. С его именем связаны многие и весьма значительные преобразования в монастыре – именно в те годы обитель приобрела тот внешний вид, который сохраняется до наших дней.

И в самом деле, Пешношский монастырь в дни отца Макария так славился, что и в других пустынных обителях говорили о нем с духовным восторгом. Митрополит Платон часто ставил в пример другим настоятелям иеромонаха Макария и его обитель. Многие заимствовали от Пешноши порядок и даже монашествующих. Так игумен Кирилло-Новоезерского монастыря, быв на Пешноше, заимствовал ее чиноположение и испросил у Макария для помощи в заведении общежития несколько насельников. Отец Макарий имел духовную связь и переписку с архимандритом Молдаво-Влахийского Нямецкого монастыря старцем Паисием и даже получил от него в подарок посох.

В 1795 году митрополит Платон предписал строителю Макарию, если он найдет то нужным, переменить строителя Оптиной пустыни, то есть поставить на его место другого, вместе с тем предписано ему посещать эту пустынь и учреждать все к лучшему. В 1798 году, по желанию братии Давидовой пустыни, предписано было в ней «завести все то, что на Пешноше». В данном же митрополитом определении сказано: «предписать Пешношскому строителю, чтобы он в Давыдовой пустыни завел такое же общество, какое и в Оптином монастыре».

Между тем доверенность в расположение Московского архипастыря к строителю сохранялись неизменно. В 1800 году дано им следующее предписание: «Отцу строителю Пешношскому Макарию. Отправиться вам в Коломну осмотреть Голутвин упраздненный монастырь и заштатный Бобренев монастырь. Причем дается вам ведомость Бобреневу монастырю, утвари, строению и угодьям. И по возвращении донесть нам. Платон, митрополит Московский».

Устав и чиноположение монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали московские Сретенский и Покровский монастыри, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев, а также пустыни – Оптина, Екатерининская и Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношской братии.

Как и преподобный Макарий, другой настоятель обители – иеромонах Максим, известный в истории своим мудрым правлением и трудами по благоукрашению монастыря, засвидетельствовал своим святым житием подвиг преподобничества.

Так в постоянном развитии и обустройстве и без того замечательной обители прошел XIX век.

К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 200, не считая послушников и трудников.

Пешношский монастырь был закрыт в 1928 году, дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских причислены преподобномученики Герасим (Мочалов; † 1936), Иоасаф (Шахов; † 1938), Николай (Салтыков; † 1937) и Аристарх (Заглодин-Кокорев; † 1937).

Попытка директора музея Дмитровского края К.А. Соловьева и сотрудников превратить монастырь в музей, предпринятая в 1928–1931 годах, не увенчалась успехом. В январе 1933 года весь музей был разгромлен, а его сотрудники во главе с директором репрессированы.

В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает психоневрологический интернат № 3, подчиненный Мособлсобесу.

Внешний вид обители

Монастырь образует неправильный четырехугольник с длинной сторон от 170 до 220 м, он весь обнесен каменной стеной с крытым ходом в ней, местами застроенной монастырскими зданиями. Высота стены – более 10 м, толщина достигает 2,5 м. Стену украшает ряд зубцов, машикули и боевые амбразуры. Прясла стены соединяют четыре угловые и две боковые башни высотой до 17 м, с двумя воротами – святыми, на западной стороне к реке Яхроме, и въездными, на северной стороне. Над последними устроена великолепная смотровая Спасская башня высотой более 35 м. Снизу и до половины высоты четырехугольная, постепенно сужаясь, она образует красивый восьмиугольный шатер.

Читайте также:
Храм Воздвижения Господня в Алтуфьеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Главный храм обители – древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV века – сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти Андрея Рублева.

Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 году. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия.

Рядом с колокольней расположена церковь во имя Сергия Радонежского, поставленная над мощами преподобного Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются.

Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI века. В подклети церкви – уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля.

В юго-западном углу монастыря, рядом с больничными палатами для престарелой братии, соседствует больничная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского. Над святыми «яхромскими» вратами, расположенными в западном прясле стены, сохранилась Спасо-Преображенская церковь конца XVII века.

Из гражданских построек в монастыре сохранились здания конца XVII – начала XVIII столетия – настоятельский, казначейский и несколько братских корпусов.

В целом весь архитектурный ансамбль Николо-Пешношского монастыря сохранился без потерь, однако требует реставрации.

Погребения внутри Николо-Пешношского монастыря

Николо-Пешношский монастырь известен также своим уникальным дворянским некрополем.

Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей чуть ли не всех известных российских дворянских родов и фамилий, среди которых Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие-многие другие.

Здесь же, в обители, под спудом почивают мощи преподобных Мефодия Пешношского, архимандрита Макария, иеромонаха Максима и блаженного монаха Ионы.

В Никольском соборе покоится прах епископов XVI века: Коломенского Вассиана (Топоркова) и Тверского Гурия (Заболотского), а также братии, избиенной во время нападения ляхов на монастырь в 1613 году.

Святыни Пешношской обители

Прежде всего к святыням Николо-Пешношского монастыря, упоминавшимся в дореволюционных описях, следует отнести посох и святые мощи преподобного Мефодия Пешношского, почивавшие под серебряной с золочением ракой, а также чудотворный образ Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева», спасший императора Александра III от внезапной смерти при катастрофе царского поезда.

Помимо иконы Пресвятой Богородицы в Николо-Пешношском монастыре почитались два образа преподобного Мефодия, часть Честного и Животворящего Креста Господня и частица Ризы Господней, «еже есть хитон».

В обители сохранялись такие достопамятности, как деревянный потир, на котором преподобный Мефодий совершал Божественную литургию (ныне – в собрании историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль»), а также деревянный напрестольный крест черного дерева, обложенный червонным золотом, работы XV века.

Большая часть архива Пешношского монастыря ХV–ХVII веков ныне хранится в Российском государственном архиве древних актов.

Пожалуй, самой известной святыней Пешношского монастыря является чудотворный образ Иоанна Предтечи, приписываемый кисти преподобного Андрея Рублева. В настоящее время он пребывает в основной экспозиции Центрального музея древнерусского искусства и культуры им. Андрея Рублева.

Среди древностей монастыря – двухстворчатая резная панагия из мамонтовой кости в серебряной золоченой оправе и Четвероевангелие с золоченым окладом и эмалевыми вставками. Эти замечательные памятники пребывают ныне в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.

В Государственном Историческом музее находится ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это, прежде всего, напрестольное Четвероевангелие, лицевое с орнаментом, написанное полууставом в XV столетии, житие святого Григория Омиритского 1452 года и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника конца XV века.

С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, делал немалые вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Это золоченое серебряное кадило 1469 года, что известно из сохранившейся на нем надписи. В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Стоит также упомянуть, что в одном из приходских храмов Тверской епархии, расположенном неподалеку от монастыря, сохраняется посох последнего перед закрытием настоятеля обители – игумена Ювеналия, а в запасниках историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль» – серебряная с позолотой рака, стоявшая над мощами преподобного Мефодия.

Современное положение Николо-Пешношского монастыря

В настоящее время на территории Николо-Пешношского монастыря возвращены Церкви: Сергиевский храм над мощами преподобного Мефодия Пешношского и монастырская колокольня с Богоявленским храмом и Мефодиевским храмом-усыпальницей, а также большая часть дворянского некрополя. С помощью главы администрации Дмитровского района В.В. Гаврилова усиленно ведется реставрация возвращенных зданий.

Читайте также:
Горненский монастырь: адрес и описание, история, святыни, настоятели и игуменья

Богоявленский храм, «иже под колоколы», расположенный на втором ярусе колокольни, обустроен для совершения регулярных богослужений.

Современное положение монастыря отягощается пребыванием в его стенах психоневрологического интерната, вопрос о выводе которого из этого уникального памятника впервые был поднят в 1975 году. Еще покойный ныне председатель правления Советского фонда культуры академик Д.С. Лихачев неоднократно предлагал создать в Подмосковье национальный парк, центром которого должен был бы стать Николо-Пешношский монастырь. Но и в настоящее время строительство нового комплекса для перемещения диспансера еще не начато.

Пещерный мужской монастырь Покрова Пресвятой Богородицы “Шулдан”

Шулдан — красивейший скит в пещерах, который состоит из двух больших храмов и других хозяйственных помещений, выдолбленных прямо в скале. Это сооружение, является интереснейшим археологическим памятником Крымского края и наследием православной веры.

История монастыря

Первые исследования древнейшего скита были проведены в XIX веке. Пещерный монастырь Шулдан в Крыму находится высоко в горах, в северной части села Терновка, обитель таит в себе много загадок и привлекает большое количество туристов.

Никто не может назвать точное время появления загадочного скита:

  • первая версия была о том, что монастырь основали монахи иконопочитатели в VIII веке, предполагалось, что монахи бежали из Византии от противников икон, но в процессе отработки версии выяснилось несовпадение во времени;
  • существует еще одна официальная версия — возникновение скита в XIII–XV веках, братия была создана местными монахами и монахами с Афона.

Шулдан — это татарское название, в точном переводе означает «отдающий эхо». Благодаря скалам и пещерам, звук колокольного звона здесь как будто утраивается и разносится далеко по долине.

Считается, что в числе первых монахов, которые населяли этот скит, были послушники Афонского монастыря. Они быстро подняли общину, насадили вокруг виноградники, жили собственным хозяйством, в обитель часто заезжали купцы. Очень много трудов было потрачено для постройки такого монастыря в скале.

В XVI веке, после захвата Крыма татаро — монголами, монастырь пришел в упадок. Пустовали пещеры вплоть до 1921 года, с тех времен присоединения Крымской земли к России обитель начала потихоньку заселяться братией, пока коммунисты не добрались до монастыря и не закрыли его.

В 2003 году Шулдан начали поддерживать богомольцы — благотворители, место начало расцветать и преображаться.

Современное состояние

Монастырь до сих пор находится на стадии восстановления, монахи все делают своими силами. На территории скита открыта лечебница — реабилитационный центр для алко- и наркозависимых людей.

Несмотря на ремонтные работы, двери общины открыты всегда, в ней есть отдельные кельи для паломников и туристов. Богослужения совершаются в главном храме, есть хозяйственные помещения и кельи для братии. На возвышении скалы построена красивая часовня, выполнена она полностью из камня в форме башни с большим золотистым куполом. С плато открывается чудесный вид на долину, захватывающие дух пейзажи.

Что важно знать о православной вере:

Современные техники постройки очень странно сочетаются с остатками древних каменных зданий. Например, современные пластиковые окна очень контрастно смотрятся на фоне выдолбленного храма в скале. Как и в далекие времена у монахов тут нет электричества, для освещения используются керосиновые лампы и свечи. Заготовка дров на зиму приходит с помощью допотопных сооружений в виде лебедки, хворост и палки поднимаются на второй ярус к хозяйственной пещере.

Пещерный монастырь Шулдан в Крыму — великое наследие для православных христиан.

На территории монастыря расположены следующие постройки:

  • 20 помещений в скале на двух уровнях в высоту (кельи, усыпальницы, трапезная и хозяйственные помещения);
  • два храма, расположенных по одному на ярус;
  • башня часовня неподалеку на плато над обрывом.

Важно! Для паломничества туристами открыты не все пещеры, кельи и помещения для жизни братии закрыты от чужих глаз.

На территории расположено огромное количество прекрасных икон, которым можно молиться и просто любоваться, ощущая Божию благодать. В открытых пещерах-усыпальницах расположены мощи первых переселенцев.

Храмы

На территории обители построено два храма:

    Главная действующая церковь построена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Само здание сохранилось хорошо. Когда-то из этого храма можно было сразу попасть на плато в часовню, но переход был уничтожен. Пол в этом храме — деревянный настил, поставлен алтарь. На некоторых частях стены можно разглядеть остатки многослойных фресок. Во время ремонтных работ, под алтарем нашли тайный вход в погребальную комнату.

Частично сохранившиеся старинные фрески привлекают любителей искусства и истории, эта живопись датируется XIV веком. В 1950-х годах, фрески пытались реставрировать, но получилось это сделать только частично. На алтаре тоже можно увидеть сохраненную старую фреску с изображением Иисуса Христа. В храме, в нише хранятся кости умерших подвижников, которые были найдены тут при археологических раскопках и ремонтных работах.

  • Здание второго храма расположено на втором ярусе, лестница к нему частично разрушена, внутри нет алтаря, но сохранилась длинная скамья по всей длине северной стены.
Читайте также:
Гатчинская епархия: игумен Фотий и священники, церкви и храмы, монастыри

Другие места паломничества в Крыму:

В целом — обитель выглядит весьма аскетично, но в тоже время поражает воображение. Все туристы выходят из монастыря под огромным впечатлением. Время в этом месте останавливается, и все житейские проблемы отходят на второй план, приходит понимание того, что телесные нужды, это не первоначальная цель человека.

Престольные праздники

Настоятель

Настоятель монастыря — отец Анатолий, он единственный человек, который живет в обители на постоянной основе. Все остальные братья и послушники приходят на время для помощи, много лет настоятель Анатолий возводит монастырь заново, реставрирует и ремонтирует стены, лестницы, налаживает быт.

Этот монах очень приветлив и доброжелателен со всеми гостями, бесконечный поток шумных туристов нисколько его не раздражает.

Местонахождение

Покровский мужской монастырь находится в Балаклавском районе, рядом с селом Терновка.

Добраться до села Терновка общественным транспортом можно из Севастополя, Ялты, Симферополя. От начала села до Шулдана нужно идти пешком. Легко добраться до обители на собственном транспорте, но с парковкой могут возникнуть проблемы в сезон туристов.

Важно! Жить паломники могут в самом монастыре в гостевых кельях, но об этом нужно договариваться с настоятелем Антоном заранее.

Также остановиться можно в любой из многочисленных гостиниц Крымского края, можно посмотреть достопримечательности города Симферополя, красоту Крымской природы.

Шулдан — загадочный пещерный монастырь в Севастополе

Городки, скрытые в геологических полостях, встречаются везде. Много их и на полуострове, покрытом на юге горами – в Крыму. Пещерный монастырь Шулдан есть на уникальных фото, сделанных мастерами своего дела. Мы видим, что он – главное украшение Шульской долины. А какие снимки получаются с горы Шулдан-Бурун, где и располагается уникальная обитель?! Люди, поселившиеся здесь, жили и работали вдали от пагубных искушений того мира, который принято называть Цивилизацией.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь в Крыму?

Карта полуострова показывает нам, что монастырь расположен в северо-восточном углу Севастопольщины – над селением Терновка.

Шулдан на карте Крыма

История возникновения обители

С местного языка название «пещерной» горы переводится как «отдающая эхо». И действительно – звук колокола, звучащий отсюда мало сказать, что потрясающий. Первые пещеры приспособили под себя византийские монахи-иконопочитатели. Им пришлось бежать на окраины своей империи. Причина этого – политика иконоборчества, которую проводил в VIII столетии официальный Константинополь, подвергнувшийся влиянию монофизитов.

Беженцы – бывшие обитатели Афона, уже имевшие опыт пещерного строительства. В результате на вершине Шулдана появился довольно большой монастырский комплекс, прозванный татарами, жившими с иноками в мире, Челтер-Мармара. Нынешний останец – видимо, часть того комплекса. Монахи занимались виноградарством и, соответственно, винокурением. Тем и жили.

Во второй половине XVI века эту землю захватила Османская империя – княжество Феодоро (преданный вассал Византии) пало. Помещения горной обители использовались турками как оборонительное сооружение. Однако им не был причинен ущерб. Через пару столетий район стал частью российской провинции, а альпийское прибежище – домом для православных аскетов со всего мира. Сегодня монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник.

Посещение пещерного монастыря: походная экскурсия

Россиянам, собравшимся посетить спрятавшийся под скальным навесом Шулдан, нужно начать экскурсию еще во время подъема к этому чуду горного зодчества. К примеру, если вы едете до Залесного от Севастополя, обязательно обратите внимание на плотину водохранилища (находится в черте Залесного). Далее к монастырю вас поведет грунтовка, с обеих сторон от которой будут сверкать среди зелени ослепительно белые склоны плато. С какого-то места уже откроется вид на Мангуп-Кале и на Эски-Кермен.

Пещерный монастырь Шулдан в Крыму – это 20 вырубленных в скале пещер и помещение храма площадью в 21 кв. м. Пространство, куда все они выходят (богато украшенный храм, где служит отец Анатолий) – это грот, перекрытый навесом из скал. Ныне комплекс восстанавливается силами живущих здесь иноков. Многие из них – наркоманы и алкоголики родом из 90-х, так как духовное учреждение одновременно является реабилитационным центром. Есть среди насельников, наоборот, получившие богословское образование иностранцы. Не удивительно, что многие полости имеют двери, а внутри – нехитрую домашнюю утварь (чайники, посуду, столики, топчаны с покрывалами). Но главная «визитка» всех здешних интерьеров – иконы. Именно из-за права наслаждаться образами Христа и была создана когда-то эта тайная обитель.

Из-за разрушившихся глыб и мусора, оставленного всяким быдлом, признаков первоначального монастыря здесь уже не рассмотреть. О нем напоминает лишь оссуарий – мощи первопоселенцев, аккуратно сложенные перед главными иконами в крещальне. Досадная неприятность с лихвой компенсируется осмотром красивого новодела – башни-часовни с позолоченным верхом. Она стоит на самом краю плато. А еще отсюда можно запечатлеть на камеру величественные панорамы располагающейся ниже местности – Терновку, Ходжа-Сала, межгорную дорогу, водохранилище, большие массивы горного леса и виноградные плантации на склонах.

Читайте также:
Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

Как добраться до Шулдана?

Помимо основных красот Бахчисарайского района посетите и пещерный монастырь Шулдан. Как добраться сюда, знает каждый житель Терновки (она уже относится к Севастопольскому региону). Путь следует начинать с автовокзала Бахчисарая. Если не успели на автобус до Залесного или Терновки, то садитесь на любой, курсирующий через Красный Мак. Отсюда вас подвезут терновцы или туристы, едущие в Мангуп-Кале (Мангуп и Шулдан – горы, между которыми проходит «граница» Крыма и Севастополя).

На машине доехать до пещерного монастыря Шулдан из Севастополя можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: село Терновка, Балаклавский район, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.591267, 33.771793.

В Крыму пещерный монастырь Шулдан по популярности стоит в одном ряду с историческим заповедником «Мангуп-Кале», городищами Чуфут-Кале и Эски-Кермен, все они находятся в Бахчисарайском районе. Побывать здесь – особая честь для каждого, кто интересуется неповторимыми природными ландшафтами. Однако, судя по отзывам, каждый год сюда приезжают именно почитатели православных святынь. Видео об этой достопримечательности прилагается. Приятного просмотра.

Неприступное место или пещерный монастырь Шулдан.

Пещерные монастыри уже давно манили нас своей загадочностью и недоступностью. Если представить тех людей, которые в давние времена поселились здесь, жили, постоянно противостоя соблазнам мира, который мы называем Цивилизацией, работали вдали от пагубных искушений, находя утешение и защиту в молитве к Богу.

Именно в такой пещерный монастырь Шулдан являющийся украшением Шульской долины на горе Шулдан-Бурун мы и держали свой путь.

Сам горный монастырь Христа Спасителя «Шулдан» расположен вблизи небольшого села Терновка в Севастополе. Для поиска нужно найти село Терновка, Балаклавский район, Севастополь, Крым или установить примерные координаты монастыря: 44.591269, 33.771792. Скажу сразу, что подъехать прямо к монастырю не получится. Туда можно добраться пешком по «дорогам» полным горных пород или арендовать «советский джип» типа УАЗ с водителем, который и приведёт прямо в монастырь.

Интересен тот факт, что название «Шулдан» переводится как «отдающий эхо», или «неприступное место». Звук колокола, звучащий отсюда мало сказать, что потрясающий разносящийся на всю округу. Его звук долго висит в воздухе, заполняя собой всё – Шульскую долину, отражающийся многоголосием от каждой пещеры и всего монастырского комплекса.

Этот звук надолго остаётся в сердцах всех паломников.

Бытует мнение, что первые пещеры приспособили под себя византийские монахи-иконопочитатели. Именно им пришлось бежать во времена гонений на окраины своей империи, из-за политики иконоборчества, которую проводил в VIII столетии официальный Константинополь, подвергнувшийся влиянию монофизитов исповедовавших, что Христос Бог, но не Человек.
Это происходило в период борьбы с иконами императорами (басилевсами) Византии с исаврийской династии Львом и Константином. Есть мнение, что на тот момент здесь уже были небольшие скальные образования, датирующие примерно V веком, куда, скорее всего, бежали монахи, с Афона имеющие опыт обитания и строительства монастырей в пещерах.

Как бы там не было, когда стоишь на деревянном балкончике, вдыхаешь горный воздух, а перед тобой расстилается плато Шулдан – по-настоящему отдыхает душа и тело получает колоссальный заряд энергии. Возникает желание закрыть глаза и забыться от повседневной суеты.

Панорамный равнинный пейзаж потрясает своей загадочностью и таинственностью. Здесь так всё гармонично сплетается: растения, горы и долгожданная тишина, которой нам так часто не хватает.

Сегодня монастырь Шулдан – охраняемый исторический заповедник.

Это – настоящее место духовной силы. Оно пропитано мистической энергией, но в тоже время дарит всем только положительный настрой.

Прохлада внутренних интерьеров и обилие икон служит вознаграждением всем путникам, которые по разной случайности очутились здесь. Именно из-за права наслаждаться ликами Христа и была создана когда-то эта тайная духовная обитель. Здесь осознаёшь бренность нашего земного бытия.

Повсюду в храме можно встретить ниши в стенах или в полу. Это захоронения прихожан, которые при жизни выбрали такой способ погребения. Тело умершего укладывается на три года в выдолбленную нишу и закрывается погребальной плитой. Через три года кости извлекаются из ниши и складываются в оссуарий.

Именно там размещены мощи поселенцев, рядом с главными иконами в крещальне. Рядом оборудованы жилые кельи, хозяйственные постройки.

Несколько лет назад над козырьком, под которым располагаются пещеры монастыря, была построена башня-часовня. Часовню монастыря видно издалека — с дороги, идущей через Терновку в Бахчисарай.
В монастыре нас встречал Давид. На вид ему около 40 лет и он уже более десяти лет отшельничествует, живя то на Шулдане, то в других уединенных местах Крыма. Это очень интересный собеседник, который любит эти места. Похож он на типичного хиппи с всегда добрым и улыбчивым взглядом. Нам он поведал о том, что в настоящее время решает вопрос электрификации монастыря при помощи солнечных батарей. В ходе тёплой беседы мы выяснили, что у него два образования — богословское и философское, полученное в Болонском университете. Нашей ошибкой было то, что мы приехали в монастырь с пустыми руками. Думаю, что продукты были бы очень кстати. Если планируете там побывать, то исправьте нашу ошибку.

Читайте также:
Митрополит Иоанн Снычев: биография, книги и труды, смерть

Помещения монастыря расположены в глубине скалы и выходят на общую длинную террасу-коридор.
Отец Анатолий — настоятель храма и единственный постоянно живущий здесь человек. Вот уже много лет он своими руками и руками приходящих отшельников приводит монастырь в тот вид, который есть сейчас.

Его гостеприимство и приветливость к бесконечному потоку посетителей, далеких от паломничества и религии в целом, оставляют от посещения Шулдана гораздо более приятные впечатления, чем от некоторых других заселенных пещерных монастырей.

Сам пещерный храм представляет собой вытянутый прямоугольник, имеющий размеры около 7 х 3 х 3,5 метров. Алтарная часть подковообразной формы. В основании стен апсиды вырублен двухступенчатый синтрон с горним местом посередине. В древности стены храма были расписаны фресками, к настоящему времени они безвозвратно утрачены.

Интересно, что на террасе-коридоре имеется небольшая крещальня с купальней в нише, куда при совершении таинства крещения по многочисленным системам заранее поступает вода.
В хозяйственной пещере постоянно накапливается запас дров на зиму. Дрова там практически на вес золота, т.к. их приходится собирать из обломков деревьев на верхнем плато и спускать к монастырю по очень сложным деревянным лестницам.

Раз уже заговорили про спуск к монастырю, следует помнить о соответствующей экипировке, особенно для женщин. Это не прогулка по центральному парку. Если вы захотите остаться на вечернюю службу, то после нее, скорее всего вас, оставят на ночлег в жилой келье в монастыре. Вообще, стоит сказать, что здесь оборудовано несколько жилых помещений, которые могут приютить паломника или простого путника. Здесь не отказывают в гостеприимстве.

Шулдан – это рай для тех, кто ценит своё уединение и свободу.

Пещерный монастырь Шулдан

Пещерный монастырь Шулдан расположен на север от села Терновка Балаклавского района Севастополя на высоте 540 метров в скале Шулдан-Бурун. Эта двухъярусная обитель включает два пещерных храма и двадцать две небольшие пещеры. В переводе с крымско-татарского название «Шулдан» обозначает «отдающий эхо» или «неприступное место».

Это не слишком туристическое место было создано в XIII—XIV вв., а в XV в. перестроены основные помещения монастыря. Во время захвата полуострова турками монастырь был заброшен и пустовал. Сегодня обитель возрождается, здесь снова живут монахи. Они оборудовали жилые кельи, постройки хозяйственного назначения, а также открыли для посещения главный храм.

В монастырь приезжают не только паломники, которым для ночлега предлагают гостевые кельи, но и туристы, интересующиеся загадочными и непреступными пещерными монастырями.

Если у монахов нет срочных дел, они с удовольствием проводят небольшие экскурсии по монастырю, рассказывают удивительные истории, связанные с храмом. При желании посетители могут оставить инокам небольшие подношения в виде угощений.

История монастыря Шулдан

Шулдан основали монахи-иконопочитатели, которые бежали из центральных областей Византии во время борьбы с иконами императоров Исаврийской династии. Вероятнее всего, эти монахи были с Афона и имели многолетний опыт возведения монастырей в пещерах. В последствие Шулдан стал частью монастыря Челтер-Мармара, который находится в паре километров на таком же крутом обрыве. Считается, что обитель на горе Шулдан-Бурун была резиденцией Готского митрополита

Местные монахи занимались виноградарством и виноделием. В пещерных помещениях до сих пор можно увидеть фрески XII—XIII вв. Когда в Крыму восстановилась власть Османской империи, обитель прекратила свое существование. В помещениях монастыря местные жители обустроили загоны для скота.

Монахи вернулись в Шулдан уже в XXI в. Немногочисленная община навела порядок в пещерах, наладила быт и начала заниматься реабилитацией наркоманов, алкоголиков. Несколько лет назад по инициативе живущих в обители иноков была построена башня-часовня. Ее строительством занимались не только отшельники, но и бывшие наркозависимые. Сейчас реабилитационная деятельность в Шулдане прекращена, так как для ее осуществления по законам РФ нужна лицензия. В монастыре проживает несколько монахов и периодически на службы приезжает батюшка.

Маршрут

Дорога к монастырю вошла в оборудованный для комфортного прохождения маршрут проекта «Большая Севастопольская тропа» Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя. Подъем к Шулдану завершается у недостроенной кельи. Отсюда идет развилка: направо — храм, налево — грот с обвалом.

В гроте заметны следы давнего обвала: пещерные коридоры разрушены, а в обломках виднеются загадочные сквозные отверстия — «проушины». Их назначение вызывает массу споров. По одним предположениям, они носили хозяйственное предназначение: к ним привязывали скот и бытовые предметы. По другим, в прадавние времена, когда долины Крыма были затоплены, с помощью каменных колец здесь швартовались лодки.

Если от кельи на возвышенности пойти направо, то по лестнице можно пройти к окультуренной части монастыря — к храму. Доступ к нему открыт. Напротив входа — ассуарий, то есть костница. Там собраны кости, найденные монахами в одной из пещер.

Читайте также:
Церковь Петра и Павла в Лефортове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

По пути встречается много плит с надписью на трех языках: «Чаю воскрешения мертвых». Лестница ведет в продолговатую пещеру — храм № 1. Выше есть еще один ярус, так называемый храм № 2, но вход в него для мирских закрыт.

Алтарная часть храма имеет подковообразную форму. Высота помещений — около 3,6 метра. Апсида более раннего храма заканчивалась на линии современного алтаря. Отсюда был выход в крещальню. После того, как церковь была расширена, был построен новый баптистерий, а старый стал использоваться в качестве могилы.

Фрески на стенах храма, возможно, имели несколько слоев. Их стиль аналогичен фрескам обителей средневекового города-крепости Эски-Кермен в юго-западной части Крыма.

К северу от храма расположена часовня. В нее ведут два входа. В северной части — усыпальница, под ней гробница в полу.

Кельи

Из продолговатой пещеры есть несколько каменных переходов в небольшие пещерки. К ним доложены стенки, вставлены двери — это кельи. Большинство из них заперто. Вокруг посажены цветы, разложен мох, иконы, украшения — по всему видно, что иноки стараются облагородить свое жилище.

У комнат стоят топоры — отопление в Шулдане печное, поэтому заготовке дров уделяется особое внимание.

Плато Шулдан на панораме Google-карт

Плато Шулдан-Бурун

Чтобы попасть на плато Шулдан-Бурун, нужно подняться по довольно крутой лестнице, которая начинается в расщелине справа от скалы с башней. По пути видна небольшая пещерка. Наверху — уютная смотровая площадка. Рядом — специальный подъемник, с помощью которого можно поднимать или опускать стройматериалы.

Башня

Главной достопримечательностью плато является башня часовни. Она расположена на высоте 515 метров на вершине горы Шулдан-Бурун. Для многих туристов именно она является главной причиной восхождения на Шулдан. Башня видна за много километров с разных точек Крыма и похожа на маяк. Возможно, в этом и есть ее основное предназначение.

Как добраться

Чтобы доехать до монастыря Шулдан, нужно двигаться по трассе 67К-1 в сторону Ялты. У села Оборонное следует съехать на трассу 67К-05, направляясь к поселку Черноречье. Проехав от него еще 8 км, будет поселок Терновка. Дальше дорога идет по грунтовке, время в пути до Шулдана — около часа.

Из Севастополя до Терновки можно доехать на общественном транспорте. От остановки «5-й километр Балаклавского шоссе» до поселка идет автобус № 40.

По Крыму работают сервисы такси Яндекс. Такси, Shark Taxi, Maxim, в Севастополе можно вызвать машину компаний Пикап, Максим, Севтакси.

На видео восхождение к пещерному монастырю Шулдан в Крыму

Обзор пещерного монастыря «Шулдан» в Крыму

Путешественники, исследующие главные достопримечательности полуострова Крым, не должны обходить своим вниманием монастырь Христа Спасителя «Шулдан». Обязательно следует посетить его, проникнуться духом древней истории и поразмышлять о тленности бытия рядом со святыней. Перед путниками, посещающими храм, открывается очень живописный вид с высоты на окрестности Шульской долины, на горы, покрытые зеленой растительностью.

Особенности

Строение монастыря представляет собой 20 пещер, которые выдолблены в скале, и главный храм площадью около 20 м². Пещерный город находится на скальном массиве и состоит из пещерного монастыря Христа Спасителя, который в настоящее время восстанавливается силами самих отшельников. Рядом с монастырем находятся пещеры, гроты. Поблизости от святыни имеется источник с небольшой купелью в скале. Вход в пещеру, в которой живет современный отшельник, хорошо просматривается снизу.

На склоне перед «Шулданом» произрастает множество цветов и ароматных трав, весной можно полюбоваться подснежниками и сон-травой.

Туристы издалека могут увидеть необычное строение – башню, построенную из камней и украшенную блестящим золотым куполом. Она величественно возвышается над козырьком входа в основной храм и гармонично дополняет окружающую картину. Башня была построена совсем недавно, но стала местом постоянного посещения туристами. Вход к башне совершенно свободен, и любой желающий может подойти и полюбоваться на нее вблизи.

Спуск и подъем к монастырю выглядит как преодоление препятствий, особенно впечатляет хлипкая деревянная лестница.

История происхождения

«Шулдан» относится к пещерным монастырям. Он был основан в VIII веке н. э. монахами, бежавшими из Византии. Эти времена известны как период борьбы императоров Византии Льва и Константина из Исаврийской династии с иконами. Монахи-беженцы обосновались вблизи современного Севастополя и заложили здесь монастырь. Возможно, у них имелся опыт постройки подобных монастырей в пещерах у себя на родине, в Афоне.

Монастырь существовал вплоть до XV-XVI веков. Монахи жили скромно, уединенно занимались виноградарством и делали вино, в год производилось около 300 тыс. литров вина. Это занятие и было основным доходом монахов. До наших дней на стенах пещер сохранились фрески, датированные XII-XIII веками. Сейчас в монастыре проживают современные монахи, которые занимаются его восстановлением. В монастыре ими оборудуются кельи для монахов и иноков, хозяйственные постройки и открытый главный храм для паломников.

Читайте также:
Храм Покрова на Нерли: где находится, как добраться, история и описание

Монастырь стал приютом для людей, попавших в затруднительные жизненные ситуации, которые злоупотребляли алкоголем или наркотиками. В недалеком прошлом иноки монастыря помогали таким людям проходить реабилитацию и возвращаться к нормальной жизни. После эти люди оставались в монастыре и помогали монахам благоустраивать его, и неудивительно, что здесь повсюду в каждом небольшом гроте оборудовано место для жилья и имеется нехитрый скарб (посуда, чайники, топчаны с покрывалами, столики). Но среди отшельников есть и иностранные священнослужители.

Общими усилиями отшельников и иноков была выстроена башня-часовня, располагающаяся над входом в пещеры монастыря.

Что посмотреть?

Основной храм выполнен по типу базилики, он был выдолблен внутри скалы, своды напоминают по форме короб, а алтарь отделен аркой. В центре располагается углубление для установки престола, на котором должен был восседать один из церковных служителей. С северной стороны можно войти в часовню и увидеть на ее стенах фрески с изображением Богоматери. Структура храма такова, что все помещения расположены около длинной общей террасы. Если прогуляться по террасе, то можно насладиться чудесными видами Шульской долины.

Если прогуляться по террасе, то можно насладиться чудесными видами Шульской долины.

Храм Христа Спасителя в пещере

Посетители храма могут прогуляться по огражденной галерее, откуда открывается живописный вид на горы, и зайти через резные двери в помещение пещерного храма. Это место богато украшено иконами и росписями, выполненными в православных традициях. В храме можно поставить свечи, помолиться о помощи и самим прикоснуться к святыне. На стенах храма развешаны тексты молитв. А выйдя из монастыря, можно пройти вниз к пещере современного отшельника.

Купель

Купель представляет собой небольшое выдолбленное в скале углубление, из скалы в него сочится вода, и купель постепенно наполняется. Над купелью установлена небольшая икона. В купели можно умыться, а особенно смелые могут даже искупаться. Температура воды в купели – +4-5°С. На пути встречаются красивые гроты. По скалам извиваются плющи. Под скалой можно отыскать родник, и набрать воды. Спускаться с горы всегда тяжелее, чем подниматься, и путь назад обычно занимает немного больше времени.

Слева можно насладиться видом на Мангуп.

Достопримечательности в окрестностях

Вокруг храма располагаются небольшие выдолбленные пещеры, в которых имеются лестницы и все необходимое для проживания отшельников. Особенно интересным для туристов будет осмотр места захоронения монахов. Если хорошо присмотреться, то в небольших проемах в полу и стенах можно увидеть предполагаемые места для погребения умерших. Тело помещали в нишу, закрывали тяжелой плитой, и только через 3 года убирали останки в оссуарий.

В нем сохранены мощи первых переселенцев монастыря, которые аккуратно сложены и хранятся в баптистерии перед главными иконами.

К монастырю не проведены электропровода, поэтому монахи, как и в старину, пользуются керосиновыми лампами. Для отопления храма и келий зимой используются дрова, которые с большим трудом добывают на плато, а затем с помощью специальных и очень примитивных приспособлений спускают вниз. Если немного пройти в сторону Терновки, тоже можно будет увидеть подобные пещеры. Там находится монастырь «Челтер». Всего таких пещер около пятидесяти, они расположены в 4 яруса.

В монастыре постоянно проживает только настоятель храма отец Анатолий. Он всегда встречает гостей с гостеприимством.

Как добраться?

Обычно туристы предпочитают пользоваться общественным транспортом, чтобы попасть в пещерный монастырь. Для этого в Севастополе на автостанции «Западная» нужно сесть на автобус со станцией назначения «село Залесное». Выходить понадобится раньше, на станции «Автомобильная», сориентироваться поможет плотина водохранилища. Затем пешком пройти по направлению села Терновка. Справа будет грунтовая дорога, ведущая к монастырю.

В настоящее время, к сожалению, отсутствуют специальные экскурсионные туры в монастырь «Шулдан», туристы и верующие проходят на его территорию свободно и бесплатно. Наверху, где располагается монастырь довольно ветрено, поэтому лучше накинуть ветровку или легкую куртку. Отправляясь в путешествие нужно иметь спортивную обувь. А тем, кто боится высоты, лучше задуматься о целесообразности похода. Путь к монастырю проложен по крутым горным тропам и не везде имеются ограждения.

Посетители пещерного монастыря «Шулдан» испытают настоящее умиротворение и спокойствие, наслаждаясь красотами окрестностей. Но при посещении храма некоторые нерадивые путешественники оставляют после себя горы мусора, и это портит впечатление от посещения такого колоритного места. Тем не менее, настоящий ценитель не станет обращать внимание на такие мелочи и запечатлеет на фотоаппарат прекрасные виды на Терновку, водохранилище, виноградные посадки на склоне.

Экскурсию в монастырь «Шулдан» смотрите в видео ниже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: