Николо-Сольбинский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Николо-Сольбинский женский монастырь.


Николо-Сольбинский монастырь.

Николо-Сольбинский женский монастырь затерялся среди ярославских лесов и болот, рядом нет поселений, и только маленькая извилистая речушка Сольба протекает у подножия монастыря.
В монастырь мы попали, случайно увидев на трассе М-8 указатель, решили повернуть. Первый встречный сказал, что до монастыря не менее 20 км, оказалось 50 км, по настоящим русским дорогам.


Николо-Сольбинский монастырь.

И вот впереди показались величественные каменные стены и белоснежные входные ворота с надвратной церковью.


Николо-Сольбинский монастырь.

На встречу нам вышла приветливая монахиня – сестра Екатерина. Именно так я представляла себе акунинскую Пелагею, только в руках у нее вместо спиц была рация – в монастыре идет бурное строительство и надо быть в курсе дел, оставаться на связи с другими сестрами.
Сестра Екатерина провела для нас экскурсию по монастырю.
По легенде Николо-Сольбинский монастырь был основан одним из учеников Сергея Радонежского в XV веке. Но не на месте, где находится современный монастырь, а на поляне в лесной глуши. Уже позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона Святого Николая и на ее месте (там где сейчас и находится монастырь) был построен храм.
В то время монастырь был мужским.
Известно, что уже к середине XVI века обитель располагала большими земельными угодьями и небольшая братия полностью обеспечивала свои потребности.
Однако в смутное время монастырь был полностью разорен поляками и разбойниками. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все ее земли были отданы в оброк.
В 1711 году с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Выстроили новые церкви. А в 1840 году монастырь был обнесен каменной стеной с восемью башнями.
Но со временем обитель пришла в упадок и к началу XX века оставалась долгое время без настоятеля. Малочисленная братия была не в состоянии вести хозяйство и содержать обитель.
И в 1903 году была принята радикальная мера – преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался рассвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Был обновлен храм, отстроены новые жилые корпуса, конюшня, хозяйственные помещения. Велось обширное хозяйство, например, матрасы, которые делали в монастыре, славились на всю округу, здесь выращивали овощи, фрукты, пекли хлеб, делали сыр и творог, сестры занимались рукоделием.
Икона святого Николая чтилась по-прежнему.
Так как сестры помогали белогвардейскому движению (шили белье), то с наступлением советской власти, Николо-Сольбинский монастырь закрыли одним из первых в 1918 году. Иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский были расстреляны, а судьба почти всех сестер не известна (было найдено только две могилы).
На территории монастыря разместили сельскохозяйственную артель. Налаженное хозяйство и огороды давали урожай в течение 2-3 лет, а потом всё пришло в упадок, работники артели растащили оставшееся монастырское имущество и разбежались.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом.
После войны здесь разместили психиатрическую больницу. Условия содержания больных были ужасными и пациенты часто сбегали, пугая жителей ближайших деревень. Так за монастырем укрепилась дурная слава. Впоследствии больницу всё-таки закрыли и монастырь облюбовали бомжы.
В 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был передан Никитинскому мужскому монастырю как скит.
А в 1999 году решением Священного Синода был открыт как женский епархиальный.
Первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала в Николо-Сольбинский монастырь в январе. Она даже не представляла на сколько это заброшенное и глухое место, отправила телеграмму: «Приезжаю тогда-то, встречайте». Надо отдать должное, бомжы встретили матушку и даже первое время помогали. Но потом их пути разошлись.
Пять лет назад началось бурное строительство монастыря.
Самый древний храм монастыря – Церковь Успения Богородицы, построенная в 1731 году.


Церковь Успения Богородицы. Николо-Сольбинский монастырь.

Храм Преподобного Сергия Радонежского был построен в 2007 году подобно храму с картины Нестерова «Явление отроку Варфоломею».


Храм Преподобного Сергия Радонежского. Николо-Сольбинский монастырь.

Сравните:

Подножия храма выложено древними камнями, которые служили для укрепления монастырских стен.
При строительстве храма произошла интересная история. На территории обители был источник с водой не пригодной для питья: в ней содержалось слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой! Сейчас источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.


Часовня над источником. Николо-Сольбинский монастырь.

Над входными воротами был возведен Никольский храм.


Никольский храм. Николо-Сольбинский монастырь.

Другие храмы строятся. Сейчас в монастыре около 30 сестер.
Открыт приют, общеобразовательная и музыкальная школы для девочек. Есть пекарня, маслодельня.


Николо-Сольбинский монастырь.

После экскурсии сестра Екатерина пригласила нас пообедать в столовой для паломников. И мы ели вкусный монастырский сыр, творог со сметаной и хлеб, приготовленные с любовью. В качестве оплаты можно оставить пожертвования.

Николо-Сольбинский монастырь

Здравствуйте всем! 8 мая посчастливилось мне побывать в необыкновенном месте – в Николо-Сольбинском монастыре. Первую фото я дала с сайта монастыря, чтобы сразу показать с высоты птичьего полета его месторасположение – вокруг только лес, лес и лес. До ближайшей автобусной остановки 16 км, до ближайшей обитаемой деревни – 3 км.

Монастырь находится в 72 км от Переславля-Залесского. Узнала я о нем случайно (подружка поделилась), и сразу же как-то «зацепило». Посмотрела сайт, и появилось непреодолимое желание там побывать.

Но к моему большооому удивлению благоверный уперся всеми четырьмя копытами – в Переславле сто раз были, ехать по хронически ремонтирующейся «Ярославке» врагу не пожелаешь, да еще тащиться в глухомань, чтобы посмотреть «какой-то там новодел в лесу».

Но если я чего захотела, то все равно будет по-моему! Поэтому выбрала самый «беспробковый» день в середине праздников, сама (!) проснулась в 5.30 утра, растолкала благоверного, накормила манной кашей, погрузила сонного в машину, и в 7 утра мы уже отъехали.

До Переславля благополучно добрались всего за 1.45. Поскольку музеи все еще закрыты, в очередной раз обозрели Спасо-Преображенский собор постройки 1151-1157 гг. – уникальнейший памятник русской архитектуры домонгольского периода.

Прогуляла благоверного по крепостным валам, которые на удивление хорошо сохранились почти полностью.

Затем отвезла в любимый музей паровозов , что в 30 км от Переславля. Благо, это по пути. Замечательный музей. Может быть когда-нибудь «созрею» рассказать о нем отдельно.

Покатала там на дрезине.

Милостиво разрешила купить книжку аж за тыщу 800.

Накормила пирожками, напоила коньяком.

Погрузила в машину, сказала, что ехать нам осталось «совсем чуть-чуть», всего-то каких-то 40 км с гаком. И дальше начались проблемы – нормальная дорога кончилась, и я вспоминала грядущий День Победы, потому что именно так, думаю, выглядели дороги после фашистского авианалета. Короче, оставшиеся 40 км колупались почти полтора часа, объезжая ямы, периодически в них все же влетая, рискуя свалиться в кювет и т.д. и т.п.

И все мои старания были вознаграждены с лихвой. Вдруг густой лес расступился и перед нами неожиданно предстал… Священный Град – именно так я подумала в первый момент. Это как в сказке – за пределами реальности!

Очень расстроилась, что не удалось на фото передать всего величия, красоты неописуемой. Это надо видеть воочию! Но, что есть…

Историю монастыря я взяла с монастырского сайта:

«В Ярославской епархии, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры в живописном лесном месте, изобилующем грибами, ягодами и целебными травами, на берегу тихой извилистой речки Сольбы возвышаются белоснежные храмы старинной Николо-Сольбинской обители. В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода».

Местоположение обители, и по нынешним временам глухое и затерянное в бескрайних и дремучих лесах, представляется крайне удобным для всех ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, что уже само по себе является достопримечательностью.

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века. Предположительно он был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился на Быльцыном поле, что в 4 км от нынешнего расположения монастыря.

Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель была в запустении, но в 1711 году она возродилась, только уже на новом месте, близ речки Сольбы.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным.

После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий.

Сейчас в обители ведется большое строительство, налаживается хозяйство, осуществляются различные социальные проекты, создана служба милосердия, которая помогает больным и престарелым в окрестных деревнях, местных детей из многодетных и бедных семей каждое воскресенье привозят на службу в монастырь, для них организуются праздники и познавательные поездки.

Создан очень красивый и необычный архитектурный ансамбль монастыря. Величественные стены и изящные храмы останутся в память будущим поколениям, как образ и пример монашеского подвига и развития талантов сестер обители на этом поприще.

За стеной обители выведен источник, который обнаружили при строительстве пещерного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Источник освящен в честь этих святых и преподобного Сергия Радонежского. Имеются случаи благодатного исцеления.

На источнике построена купальня.

В настоящее время в обители проживает 40 насельниц, при монастыре организован детский приют и школа, в нем воспитывается и учится 60 девочек-сирот в возрасте от 4 до 16 лет.

Стратегическим направлением деятельности монастыря является воспитание детей – будущего поколения духовно-нравственно и физически здорового.

Дети воспитываются вдали от городского шума и суеты, на лоне природы в благоприятной психологической и эмоциональной обстановке, окруженные заботой и вниманием сестер обители.

Кроме общеобразовательной школы, девочки дополнительно обучаются рисованию, домоводству, театральному искусству, рукоделию, углубленно изучают музыку. С ними занимаются высококвалифицированные специалисты. Девочки часто выступают с концертами, участвуют в различных фестивалях, конкурсах, выставках. Ездят в познавательные поездки и экскурсии. Очень любят помогать сестрам на послушаниях. Дети растут жизнерадостными, общительными, воспитываются в духе быть полезными обществу и получать радость от самоотдачи, от служения ближним, от добрых дел.

Вся деятельность монастыря очень актуальна и необходима именно сейчас, в наше время, особенно детям.

Монастырь с детским приютом строится за счет пожертвованных средств и с благодарностью примет любую помощь».

Матушку Еротииду мы встретили – она прошла быстрой деловой походкой мимо, и ясно было, что не стоит отвлекать ее пустыми разговорами. Это фото из Интернета, но такая она и в жизни.

Игумения Еротиида (Гажу Елена Михайловна) родилась 18 октября 1965 года в г. Кишиневе. Получила высшее образование (технолога общественного питания). 7 ноября 1984 года по благословению своих родителей и духовного отца приехала в г. Сергиев Посад, где три года трудилась по послушанию в Московской Духовной Академии: вела учет продуктов на продовольственном складе. В 1988 году поступила в Толгский женский монастырь, пострижена в иночество в 1989 году, в монашество – в 1994 г. В 1999 году назначена настоятельницей Николо-Сольбинского женского монастыря.

Монастырь отстраивается по последнему слову науки и техники. В 2005 г. «Газпром» протянул туда нитку газопровода, построил 5 газовых котельных, обеспечив магистральным газом и окрестные населенные пункты.

Матушка против излишнего аскетизма. С сайта монастыря:

«Немаловажны и материальные и бытовые условия, потому что сейчас люди слабые, больные, привыкшие к удобствам, а лишившись самого элементарного, как, например, естественного света в келье, теплого санузла, душа, если не индивидуального, то хотя бы общего на коридоре в келейном корпусе, то мало-помалу человек начинает ослабевать и унывать, не понимая причины. Для современного новоначального послушника мера подвига – отсечение своей воли и добросовестное исполнение данного послушания с молитвой – предостаточна.

И кушать надо досыта, 2-3 раза в день, только не переедать и между трапезами не угощаться, а воздерживаться до назначенного уставом монастыря времени. В наше время люди уже рождаются больными, дышат отравленным воздухом, питаются отравленными продуктами, выживают среди чрезмерной суеты и нервного напряжения. Корми такого человека раз в день хлебом с водой – и чего достигнем? – расстройства телесного здоровья. А тело ведь – наш друг. В прошлом были великие подвижники, которые усердно подвизались как телесно, так и духовно, но и времена тогда были другие, здоровая пища, чистый воздух, и люди были крепче.

У нас в монастыре все сестры пользуются медицинской помощью, имеется аптека, договор с медицинскими учреждениями и со специалистами. В скором времени будет действовать собственная медсанчасть. Есть доктор».

Есть на территории монастыря и гостиница. Строятся и еще гостиницы, поскольку желающих пожить тут какое-то время предостаточно. Вот это, предположительно, номера будущей гостинцы – с балконами, со стеклопакетами, естественно, со всеми удобствами.

Манастырь производит продукцию и на продажу. В монастыре имеются швейная, мозаичная и керамическая мастерские.

Работает пекарня. Производится на продажу и молочная продукция – творог, сыр, масло, сметана. Всё это можно купить и в магазине в монастыре. А также вкусный-вкусный монастырский квас.

Есть на территории монастыря оченю уютное кафе.

Зайдем. Встречают нас вот такие олешки.

Вон там на заднем плане девушка с молодым человеком. Из разговора я поняла, что это бывшая воспитанница приюта с мужем – приехали в гости. Радости нет предела! Надо со всеми повидаться, пообщаться.

Ассортимент кафе довольно вкусный – пельмени, вареники с разными начинками, блины, а также собственная молочная продукция – творог, молоко, сметана и вкуснейшие горячие ватрушки.

Кстати, добраться до монастыря не такая уж проблема и без машины. Если заранее созвониться, то монастырская машина встретит в назначенное время на автобусной остановке.

Прогуляемся еще немного по монастырю. На территории монастыре 9 храмов, 5 из которых действующие, а 4 еще строятся.

А теперь выйдем за монастырскую ограду. Это речка Сольба.

То, что на лодку похоже – это купальня, где купаются на Крещение.

А дальше насосная станция – для полива огорода.

На берегу Сольбы такое интересное местечко:

Что-то для коллективного жаренья шашлыков? Монастырь проводит различные фестивали. Вот в ближайшее воскресенье, 15 мая, все желающие приглашаются на фестиваль “Хлеб-да-Сольба” . Вот что об этом говорится на сайте монастыря:

“Программа фестиваля очень обширна: яркий концерт, изюминкой которого станет совместное выступление Академического оркестра русских народных инструментов им. Некрасова и хора воспитанниц приюта «Сольба», многочисленные мастер-классы по выпечке хлеба, изготовлению керамических изделий, росписи в стиле народных промыслов и другие, кулинарный конкурс на берегу реки по приготовлению блюд русской кухни на огне, выставка рисунков, дегустация блюд монастырской кухни, игровые программы и хороводы, выступление творческих коллективов и артистов эстрады, конкурс домашних пирогов. Участников фестиваля ждут интересные встречи и посиделки, лекция-беседа «Всё, что вы хотели знать о монашестве, но не решались спросить», посвященная созданию в монастыре музея монашества. Планируются увлекательные экскурсии по монастырю и многое другое. Также в этот день гости фестиваля смогут принять участие в утренней и вечерней службах”.

Так что, наверное, тут и будет проходить конкурс по приготовлению блюд на огне.

С этой стороны монастырь особо впечатляет своими размерами, соизмеримыми разве что с Кремлевской стеной.

А там на башне – экскурсия. А мы как-то ушами прохлопали и не попали, о чем очень пожалели.

Ну всё, пора ехать. А так не хочется! Вокруг просто звенящая тишина! Такой покой и умиротворение ощущается во всем, что не передать словами! Тут даже собака с добрыми глазами.

На обратном пути заехали в Переславль в Дендрологический сад – погуляли с удовольствием. Но об этом отдельно.

И конечно же купили ряпушку горячего копчения! Быть в Переславле и не отведать ряпушки, которая водится в Плещеевом озере – это просто непростительно! Дома наварила картохи, ряпушку прогрела до 70 град. в духовке – получилась как только что из коптильне. Красота! Вкуснота – язык проглотишь!

На том закончу. Не знаю, как получилось. Но старалась. Всем спасибо!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге

Православный храм, собственной архитектурой напоминающий церковные постройки древности, явился великим памятником к 300-летию со дня коронования правящего рода Романовых. Феодоровский собор создавался на основе долговечного и дешевого железобетона, с применением новейших технологий XX века. Деньги на возведение собирали исключительно посредством народных пожертвований, этот памятник российского православного братства получил название «Романовской церкви».

История постройки

Для возведения церкви создали специальный комитет, проект выбирался в порядке конкурсной программы. Средства на строительство приходили от монастырей, госучреждений, школ, банков и т.д. Первый камень заложили в августе 1911 г., в 1913 г. освятили боковые приделы во славу преподобного Филарета и великомученицы Марфы.

Вскоре состоялось торжественное перенесение церковных реликвий и утвари из ветхого собора, стоявшего неподалеку.

  • Так как создание должно было уложиться в сжатые сроки, инженерам приходилось вносить существенные корректировки, к тому же негативно сказывалась нехватка финансирования. Поэтому освящение верхнего храма состоялось только в январе 1914 г. Процессией руководил митрополит Владимир, здесь же присутствовала царская семья и члены правительства.
  • Так как в историю России вмешалась революция, не все планы по благоустройству храма удалось реализовать. В 1915 г. рядом с церковью установили причт, а осенью 1917 г. строительный комитет прекратил свою деятельность. Храм потерял статус подворья и стал самостоятельным приходом.
  • Монашеская братия продолжала служить в соборе, несмотря на протесты большевистских властей. Здесь проходили богослужения в особо торжественные дни, церемониями руководил будущий священномученик митрополит Вениамин. В мае 1932 г. Феодоровский храм официально закрыли, основным поводом стало заключение комиссии об обязательном капитальном ремонте здания. Романовский собор решили использовать в качестве помещения для нужд предприятия «Союзмолоко».
  • Ремонт начался только тогда, когда здесь утвердились заводские условия, облик Феодоровской церкви изменился кардинально, но постепенно. Большие восстановительные работы начались в 60-х годах. Только в конце XX в. церковь, совершенно не имевшая глав, покрылась оцинкованной крышей. Под сводом внутри помещения располагались железобетонные перекрытия.
  • В западной части церкви надстроили два яруса, что превратило двухэтажный храм в высотное промышленное здание кубической формы. Вокруг постройки расположился негармоничный набор кирпичных домов. Пострадали не только интерьер и экстерьер Феодоровского собора, — бесследно исчезли церковные убранства, драгоценные иконостасы и киоты, создававшиеся мастерами к торжествам. Малая часть священных образов сохранилась в музее религии.

На заметку! В период с 1918 по 1932 год в Санкт-Петербурге действовали церковные братства, организованные с целью препятствовать закрытию соборов и монастырей. Эти православные организации несли в народ религиозное слово, совершали благотворительные работы, оказывали помощь нуждающимся и больным. Членами братства являлись и простые рабочие и профессора университетов.

Православный народ с большим интересом слушал проповеди святых отцов и старался помочь окружению пожертвованиями. Активное развитие братств посеяло тревогу в рядах большевиков, поэтому они провели ряд карательных мероприятий. Выдающегося предстоятеля, митрополита Вениамина, расстреляли в 1922 г., а через 10 лет в стране не осталось ни одного братства.

Эпоха реставраций

Возрождение Феодоровской церкви состоялось в 1992 г., в это время организовали приходскую общину. Однако возвращение религиозной постройки под управление РПЦ растянулось на продолжительный период. Настоятелем собора назначили протоиерея Владимира. В сентябре 1992 г. община получила разрешение на возведение рядом с молокозаводом временной часовни. Постройка завершилась в 1998 г., финансированием работ занимались обеспеченные благотворители.

  • Настоятель Владимир и его помощники многое сделали собственноручно, они восстановили крышу, отштукатурили стены и обшили потолок. Приглашенные мастера занимались написанием икон. Еще до торжественного освящения храма иноки проводили молебны по праздникам. В небольшом деревянном доме, расположенном неподалеку, занималась группа православной школы.
  • Частое проведение богослужений и других форм церковной деятельности привлекало в общину многих последователей. Прихожане ввели обычай проводить совместные чаепития, вскоре создали любительский хор. С 2000 г. при церкви действует православное общество трезвости.
  • В 2005 г. из церковного здания вывезли молокозавод, прихожане с большим рвением занимались очищением помещений. После официального возвращения Феодоровского собора РПЦ, приходская община взяла на себя обязанности восстановления церковного облика. К началу 2006 г. здесь заложили проемы, установили отопление, санузлы и окна. Деньги на ремонт выделяли видные благотворители. В апреле 2006 г. приход установил на крыше церкви большой православный крест.
  • Масштабная реставрация началась в 2007 г. Сначала демонтировали пристройки советского периода по всему периметру собора, а после и межярусные перекрытия. Пока продолжались восстановительные работы, в храме совершались только самые важные торжества.
  • В 2012 г. воссоздавались белокаменные фасады Феодоровской церкви. Над главным входом расположился изящный мозаичный образ, а на северной стене установили майоликовое (керамическое) панно. Фундамент собора изолировали от проникновения воды, по каркасу проложили теплосети. В интерьере храма велась активная отделка, мастера воссоздавали предметы церковного обихода. В некоторых местах реставраторам удалось обнаружить фрагменты старой живописи. Территория, окружавшая Феодоровский собор, полноценно благоустраивалась, за оградой установили цветочный уголок. В 2013 г. церковь предстала в полноценной и обновленной красоте.

На заметку! В 2007 г. на приходском совете приняли решение воздвигнуть на близлежащей территории трехэтажный дом для деятельности церковной общины. Здесь проводились социальные мероприятия, различные встречи, налаживалось производство религиозных проектов.

В доме организовывали представления и концерты, некоторые прихожане занимались рукоделием, другие – пением или изучением языков. Действовала библиотека и уютная детская комната. Помещение служил настоящим кровом для православных верующих, проявивших инициативу при восстановлении Феодоровской церкви. Однако дом прекратил свою деятельность в 2012 г.

Архитектура

В дни строительства собора нижний придел освятили в честь благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины, боковые прославили во имя святого Филарета и великомученицы Марфы. В своем плане архитектор намеревался имитировать новгородский стиль XIII столетия, но воплотить идею в жизнь не удалось.

  • Художественным оформлением нижнего храма во время периода реставраций занимался архимандрит Зинон, умелый иконописец. Именно он предложил соорудить алтарную преграду и установить фрески в апсидах.
  • На восточной стене выделяется изображение причащающихся апостолов, над сенью помещены символичные образы животных, относящихся к авторам четырех Евангелий. Алтарная зона отделена невысокими ступенями, а на горнем месте, в центре, располагается трон епископа. Гармонично сочетаются цвета фресок и каменных фрагментов. Значительное оживление в общую атмосферу привносит комплекс мраморных вкраплений. Полированная плита престола покоится на массивном столбе.
  • Необыкновенной достопримечательностью считается мраморная купель, где проходят крещение взрослые люди, а также лабиринт – олицетворение пути к Господу. Пол нижнего собора выложен керамикой, на стенах и столбах размещены священные образы, написанные за счет пожертвований благотворителей.

Николай II, увидев новоявленный Феодоровский собор, отметил, что он высок, изящен и замечательно светел. Даже вечером высокие окна и белоснежные стены, а также отсутствие колонн в центре, придавали строению особой яркости. Мраморный пол выложен в шахматном порядке. Интерьер верхнего придела дополняется посредством двух нефов. В этот притвор ведет лестница из нижнего храма, отсюда также можно перейти в колокольню по крытой галерее.

Читайте также похожие статьи:

Внутри второго яруса Феодоровского собора располагается три престольных алтаря. Изначально большой иконостас смастерили из липы и декорировали позолотой. Однако этот оригинал был уничтожен, в новейшее время его воссоздали по старым чертежам.

В центре верхнего собора на цепях находится ажурное паникадило, удивляющее размером (диаметр 6,5 м.). Воссозданы также два киота, Голгофа и горнее место. Дополнительный объем создается за счет обширных хоров (продолговатых, четырехугольных пространств), рядом с которыми находятся помещения одной из башен.

Экстерьер

Церковь создали в неорусской стилистике по чертежам С. Кречинского. В образе можно различить церковные постройки древних городов Руси, здесь сочетаются мотивы старины и модернизма, что позволяет говорить о неповторимости фасадов.

Феодоровская церковь располагается на твердом железобетонном фундаменте, центральный купол опирается на четыре арки. Стилистической особенностью выступает часто повторяющаяся асимметричность. По периметру стоят три башни, но ни одна не похожа на другую. Храмовые стены с наружной стороны облицованы известняком и украшены специфическим орнаментом. На восточном фасаде выделяются врезанные в стену кресты, — этот архитектурный ход типичен для русской древности.

Другие православные храмы Санкт-Петербурга:

Кровлю Феодоровского собора покрывает симбиоз двух материалов: здесь частично выложена медь, остальное — черепица зеленого оттенка. Во время реставрационных работ удалось провести позолочение куполов, чего не сделали во время первого сооружения. Северный фасад храма считается главным, именно здесь размещается высокое майоликовое панно. Значимым украшением собора является мозаичная икона Иисуса Христа над центральными вратами.

Святыни

Главной реликвией церкви является Феодоровский образ Богородицы. Именно этим святым изображением Ксения Романова благословила собственного сына Михаила на великое царствование в России. Об иконе известно с XII столетия, изначально она хранилась в небольшой часовне, расположенной неподалеку от деревни Городец.

Вскоре здесь построили Богородичный монастырь, где на смертном одре принимал схиму Александр Невский. После благословения Михаила на правление Феодоровская икона стала главной святыней семьи Романовых.

На заметку! Оригинал святого образа пребывает в Костромском Успенском храме.

Текущая деятельность

Божественная литургия проходит ежедневно с 7:00 (в субботу – с 10:00). Вечерня совершается с 18:00, священнослужители исполняют акафисты перед Феодоровской иконой Пречистой Девы. Престольные торжества в честь главной святыни проходят 29 августа и 27 марта.

Сегодня община собора ведет социальную и религиозную работу с детьми из неблагоприятных семей и нуждающимися взрослыми, здесь открыта воскресная школа и богословские курсы катехизиса.

Как добраться

Собор находится в Санкт-Петербурге по адресу: улица Миргородская, строение № 1В. Ближайшей станцией метро является «Площадь А. Невского – 2». В 500 метрах от Феодоровского храма располагается часовня, освященная в честь Животворящей Троицы.

Фёдоровский собор

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

1907 год в России был ознаменован 300-летием дома Романовых. Как правило, в честь юбилейных дат всегда возникают грандиозные идеи: не обошлось и в этот раз без масштабной задумки. Два года «Союз русского народа» лелеял мысль о строительстве храма, и в конце концов был объявлен сбор пожертвований, увенчавшийся суммой в полмиллиона рублей. Дело оставалось за «малым» – такой храм заслуживал лучшего проекта.

Не маститые архитекторы – простой гражданский инженер Степан Кричинский предложил вариант храма времен XVII века. Именно этот проект получил одобрение, за которым безотлагательно последовали работы – благо место было выбрано предварительно: территория Феодоровского монастыря близ Николаевского вокзала. Август 1911 года в истории храма знаменателен торжественной закладкой, на которой присутствовал сам великий князь Михаил Александрович.

Три года длилось строительство собора – в итоге все получилось, как было задумано: внешний вид храма соответствовал ростовскому стилю времен царствования основоположника династии Михаила Романова.

Возможно, на то время кому-то казалось полной нелепицей смешение нескольких направлений зодчества, представленными элементами разных школ. Но, тем не менее храм выглядел представительно. Само здание имело солидные размеры: двухэтажное, площадью до 350 кв.м., с куполами, покрытыми золоченой медью. Вместительность храма являлась внушительной для тех времен, все говорило о немалом размахе и величии намерений. Александру Невскому посвящался нижний храм – там свободно могли присутствовать на службе до 1500 человек, Феодоровскую икону Божией Матери почитали в верхнем храме – он вмещал до 2 тыс. прихожан.

«Федоровский» означает «с царским размахом»

Весь архитектурный стиль, отделка фасада и убранство интерьера Федоровского собора отличали его от храмов тех времен пышностью и великолепием. Чего только стоила майоликовая мозаика родовой иконы Романовых! Да что скрывать – здесь все было с размахом. Если колокольный ансамбль, то с 11-ю колоколами да при этом – именными, увенчивающими семью Николая II. Если уж звон, то небывалой красоты и мощности: колокола, специально настроенные, издавали на всю округу знаменитый «Романовский звон». А если возводить дополнительные сооружения, разделяющие храмовую территорию и железнодорожную станцию, то не отставать от Москвы: кирпичная стена – вполне узнаваемое подобие кремлевской. И когда уж устраивать торжество и освящать храм, то обязательно с vip-персонами: на знаменательном мероприятии присутствовали члены императорской семьи.

Строительство набирало масштабов: была возведена звонница, дом с кельями, пристроена башня, которая в будущем должна была стать музеем XVII века. В планах наметили и предцерковную площадь с памятником Александру Невскому. Но грянувшая Первая мировая внесла коррективы – строительство было приостановлено.

Страшные годы «молочного» мученичества

Последующий Октябрьский переворот отметился своей долей в столь печальной участи тысяч храмов по всей России.

Архивы свидетельствуют о существовавшей воскресной детской школе в начале 1920 гг. и об объединении монахов в Александро-Невское братство при Лавре. Под началом архимандрита Льва приход просуществовал до 1932 года, пока исполкомовские деятели однажды не проснулись с мыслью о светлом будущем, в котором храм превращается в базу «Союзмолока». Так была ликвидирована святыня, здание ускоренными темпами перестраивалось для «молочных» потребностей: верхний храм разделили перекрытиями, а купола снесли.

Участь отца Льва была тоже предопределена: спустя 5 лет после описанных событий он был арестован и расстрелян. 2003 год восстановил доброе имя священника: он был причислен к лику российских новомучеников…

Годы и варварские руки не пожалели остатки собора: фасад лишился уникальной майоликовой мозаики Федоровской иконы Божией Матери, само здание обрастало кучей пристроек, а высокий подвал превратился в помойную яму – массы бытовых отходов и промышленной канализации достигли многих и многих тонн. Все было обезображено и крайне запущено…

Собор оживает «Романовским звоном»…

Верующие искренне молились и ходатайствовали о возвращении храма, и наконец-то в начале 90-х гг. прошлого столетия местные власти приняли решение о переезде молокозавода в другое место. Храм же решили вернуть к истокам – Православной церкви. Но время тянулось, а купола собора так и не могли занять свое законное место. Лишь с 2007 года начались работы по воссозданию храма. Приходилось начинать с нуля: в полном запустении и разрушении, когда из созданного в самом начале осталась лишь железобетонная коробка. К 2009 году восстановили купола храма и подняли на центральный купол крест, а через год были отлиты все колокола. Наибольший – «Михаил-Николай» – настоящий тяжеловес в 8740 кг. Девяти колоколам вернули их исторические имена, а на всех отлили изображения старинных гербов с цитатами из Священного Писания.

Весна 2011 года была ознаменована приятным событием: в честь престольного праздника в храм пригласили лучших звонарей Питера и устроили концерт. Впервые за столько десятилетий петербуржцы услышали знаменитый «Романовский звон» – Федоровский собор ожил…

К настоящему времени почти все из восстановительных работ выполнены. Специалисты уверяют: вид Федоровского собора практически соответствует историческому. На фасаде здания красуется майоликовое панно: на верхней части 8-метровой мозаики изображена Феодоровская икона Божией Матери, низ украшает родословное дерево Романовых.

Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)

Собор Феодоровской иконы Божией Матери построен в 1911-1914 годах. Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Официальное название — собор Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте.

Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта. Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.

Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.

Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать «священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа», отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др. Поскольку главной была идея памяти о «двух русских царственных домах», то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась св. Александру Невскому. 7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый – св. Филарета Милостивого, и левый — мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было, то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И.М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы — копии старинных — написали под руководством профессора Н.В. Покровского известные в Москве «изографы»: В.П. Гурьянов, Н.С. Емельянов, Г.И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В.С. Щербакову. Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов Царской Семьи. Серебряная дарохранительница — уменьшенная копия Успенского собора — была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря — Гвардейским корпусом. Главный придел нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инженером С.Н. Смирновым. Названный придел был освящен лишь осенью 1920 года, одновременно с правым — святителя Николая и мученицы Александры. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем монахи Феодоровского монастыря. После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г.

В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Современное состояние [ править ]

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планировалось закончить в 2013 году к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор.

15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: Пешком от Московского вокзала

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Феодоровский собор или Собор Феодоровской иконы Божией матери

Соборы и Храмы

Краткое описание

Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых петербуржцы привыкли называть просто Феодоровским собором или кратко – Феособор. Это действующий храм Русской Православной Церкви, находящийся в центре Санкт-Петербурга и приковывающий внимание своей не вполне типичной для северной столицы церковной архитектурой.

Строительство собора

В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.

Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.

Стену восточного фасада здания украшают врезанные кресты. Эти архитектурные элементы считаются типичными для древних строений.

В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.

Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тысяч рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:

  • Государственные учреждения
  • Образовательные заведения
  • Губернские и городские управы
  • Банки
  • Железнодорожное ведомство
  • Воинские части
  • Общественные организации

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году, а нижнего – в 1920 году

Начало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович.

В специально сделанном углублении на месте закладки он оставил монетку начала XVII века – эпохи зарождения династии

Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.

Весной 1913 года в торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.

Колокольню первого храма украшали сверкающие купола. Часть из них посвящались членам царской семьи. Всего было 11 куполов. Из них 9 именных. Вес колокола «Михаил-Николай» превышал 8 тонн.

Это было ключевое событие, однако празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.

Советские годы

В 1918 году подворье постигла та же участь, что и другие монастыри – его ликвидировали, а храм стал действовать только в качестве приходского. Однако, несмотря на утрату собором монастырского статуса, монахи продолжали в нем служить. Более того – они организовали Александро-Невское братство, которое заботилось о бедных, больных и заключенных, устраивало различные лекции и беседы, издавало книги. В это общество входили не только монашествующие, но и миряне – рабочие и интеллигенция.

В 20-е годы Александро-Невское братство действовало фактически в подпольных условиях, находясь в постоянной опасности от новых властей. Но о его деятельности большевики все-таки проведали. В 1932 году братство прекратило свое существование. Многих людей арестовали и отправили в лагеря. В том же году был закрыт и Феодоровский собор.

Храм перестроили, снесли купола и, несмотря на протест прихожан, устроили в нем молочный завод, который со временем оброс уродливыми пристройками

В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.

В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.

Возрождение

После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.

За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.

Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.

Из имущества, которое раньше принадлежало Феособору, сохранилась только малая часть – эти реликвии хранятся сегодня в Русском музее как образцы церковного искусства

В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.

Новая жизнь

Сегодня службы в Феодоровском соборе совершают ежедневно. Приход храма занимается и активной внебогослужебной деятельностью. При Феособоре действуют:

  • Воскресная школа для детей
  • Религиозно-просветительские курсы
  • Школа библейской филологии
  • Богословско-философский семинар
  • Группы взаимопомощи для зависимых
  • Общество трезвости
  • Школа пения
  • Социально-информационный прием
  • Экскурсионная служба
  • Швейная мастерская

Кроме этого в Феодоровском соборе:

  • Осуществляется полноценная работа по воцерковлению детей и взрослых
  • Уделяется серьезное внимание подготовке желающих принять Таинство Крещения
  • Ведется благотворительная деятельность, молодежное и семейное служение
  • Устраиваются регулярные встречи для совместного изучения Библии
  • Проходят приходские собрания «Женщины в свете Писания»
  • Читаются лекции по богословию, истории, искусству
  • Проводятся концерты духовной, а также классической музыки

Архитектурный облик

Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки.

Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.

В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие.

К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные — феникс, единорог и другие. Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.

Внутреннее убранство нижнего храма

Внутри Феособор представляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России.

Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами

Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна — список Федоровской иконы Богородицы.

Внутреннее убранство верхнего храма

Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.

Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:

  1. Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину — центральный алтарь
  2. Царственным страстотерпцам — южный придел
  3. Святым Новомученикам и Исповедникам Российским — северный придел

В верхнем храме установлен привычный иконостас, выполненный так же, как его несохранившийся предшественник. Он вырезан из липы и украшен позолотой.

Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.

Расписание богослужений

По будням:

  • 7:00 – литургия в нижнем храме
  • 18:00 – вечерня в нижнем храме

По субботам:

  • 10:00 – литургия в нижнем храме
  • 18:00 – всенощное бдение в нижнем храме

По воскресеньям и в дни великих церковных праздников:

  • 7:00 – ранняя литургия в нижнем храме
  • 10:00 – поздняя литургия в верхнем храме
  • 18:00 – вечерня в нижнем храме

По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме читаются акафисты

Официальный сайт

Телефон

Где находится

Адрес

Миргородская улица, 1-В, литера А

Метро

  • Площадь Восстания
  • Площадь Александра Невского

Как добраться

  • Со станции метро Площадь Восстания выйти на Московский вокзал. Пересечь площадь Восстания и идти по улице Гончарная. Дойдя до Полтавской улицы, повернуть направо и следовать до ее пересечения с Миргородской. Там и находится собор. Путь пешком займет около 10 мин.
  • Прибыв на станцию метро Площадь Александра Невского, повернуть направо – при выходе через Александра Невского-I или налево – при выходе через Александра Невского-II. Идти по Невскому проспекту до Харьковской улицы и свернуть налево. По ней – до пересечения с Миргородской и направо. Пешком – приблизительно 15 мин.

Интересные факты

  • Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
  • У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
  • В соборе несколько раз в году проводится детская литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
  • Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение
  • В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового цвета.

Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.

Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.

Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.

Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.

Феодоровский собор с крепостной стеной на улице Миргородской

В центре Санкт-Петербурга, недалеко от Московского вокзала Вы неожиданно встретите старинный величественный храм. Это Феодоровский собор, построенный в стиле допетровской эпохи. Несмотря на кажущуюся старину, храм был возведен сравнительно недавно — в 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования Дома Романовых. В начале 20-го века был модным древнерусский стиль. Позже этот стиль стали называть неорусским или псевдорусским.

Рядом с храмом Вы увидите крепостную стену из красного кирпича, с башенками и арками, напоминающую стену Московского Кремля.

Феодоровский собор в Санкт-Петербурге интересен тем, что он строился в начале XX века, а внешний вид его, как и было задумано, соответствовал стилю времен царствования Михаила Романова.

К 300-летию Дома Романовых готовились задолго до его наступления и одним из предложений было построить собор, напоминающий храмы первой половины XVII века, когда на престол взошел первый представитель семейства Романовых — Михаил Фёдорович.

Храм пятиглавый, с куполами, покрытыми золоченной медью. Его внушительные размеры впечатляют: площадь — 350 кв. метров, высота — 48 метров, а вместимость — 3500 человек (1500 в нижнем храме и 2000 — в верхнем).

Строительство велось с размахом, так на колокольню было поднято 11 колоколов, 9 из них — с именами членов царской семьи. Один из колоколов «Михаил-Николай» имел вес почти 9 тонн.

Стены церковного здания были покрыты белым камнем, при оформлении фасадов использовалась резьба и красочные изразцы. Главным украшением фасада со стороны парадного входа стало майоликовое панно размером 4,24 на 12,76 метра, выполненное по эскизу художника Сергея Васильевича Чехонина. На нем изображен Успенский собор Москвы, Божья Мать и родословное древо Романовых.

К сожалению, в годы преследования церкви эта замечательная керамика была полностью уничтожена, не сохранилось ни одного ее фрагмента. Благодаря сохранившемуся эскизу и фотографиям панно было заново создано в 2011–2012 годах.

История

На территории, где в настоящее время расположен Феодоровский собор, во второй половине XIX века находилось подворье Феодоровского Городецкого монастыря Нижегородской епархии. Здесь, по инициативе Александра III, было решено построить храм. По результатам конкурса был выбран проект русского архитектора Семена Кричинского. Средства на строительство собирали по всей России, свои пожертвования внесли самые разные организации и многие частные лица, всего было пожертвовано более 500 тысяч рублей.

Храм заложен в 1911 году, основные работы продолжались более трех лет, Дом причта был построен в 1915–1916 годах.

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году в честь Феодоровской иконы Божией Матери, главный придел нижнего храма посвящен Александру Невскому, покровителю императора Александра III (освящение предположительно прошло в 1920 году).

Приход существовал до 1932 года, пока советские чиновники не придумали разместить в храме базу объединения «Союзмолоко». Здание перестроили, купола снесли, а в подвале была устроена настоящая помойная яма. В 1972 году к визиту президента США Никсона с крыши изуродованного здания были убраны и барабаны, в итоге храм стал похожим на кубик.

Восстановление Феодоровский собора

В 1992 году было принято решение о возвращении храма Санкт-Петербургской епархии, но только через 12 лет Феодоровский собор был передан прихожанам.

Рядом с собором был построен, а в 1998 году освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских. В этой часовне, созданной также в допетровском стиле, проходили богослужения в период восстановления Феодоровский собора. Белые стены, купол в виде золотой луковки делают ее похожей на церкви первой половины XVII века.

Оформлением нижнего храма Феодоровский собора руководил художник-иконописец, теоретик церковного искусства, Лауреат Государственной премии России иконописец архимандрит Зинон.

В ходе реставрации здания нижний храм оформили в стиле новгородских церквей XIII века — с белокаменной алтарной преградой вместо иконостаса, каменными престолом и каменной сенью (навесом) над ним.

Благодаря светлым стенам верхнего храма, высоким окнам и отсутствию колонн в средней его части, он выглядит просторным и, словно, наполнен светом. Мраморный пол имеет шахматный рисунок, а в центре выложена розетка.

Южный придел верхнего храма в наше время посвящен святым Царственным страстотерпцам, а северный — святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

Феодоровский собор с крепостной стеной на ул. Миргородской — это храм-памятник династии Романовых, напоминающий кусочек Москвы и символизирующий объединение русских земель под властью Дома Романовых после смутных времен 1598–1613 годов.

По замыслу архитектора Семена Кричинского, вокруг храма планировалось возвести целый комплекс зданий, своего рода уголок Святой Руси. Однако, были построены только Феодоровский собор, звонница и часовня, граненая башня и Дом причта. В настоящее время крепостная стена отделяет храм от жилого комплекса «Царская столица».

Читайте также:
Чистопольская епархия: храмы и монастыри, епископ и митрополит
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: