Никольский храм в Пушкино: описание и адрес церкви, история, праздники, как добраться

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

Мiръ Россия Московская область Пушкино Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (Церковь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского) — православная церковь в стиле модерн в посёлке Клязьма (современный микрорайон города Пушкино) Московской области. Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Вместе с храмом Гребневской иконы Божией Матери храм образует Спасо-Гребневский приход.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Описание
    • 2.2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Первоначально предполагался к освящению как Николо-Алексиевский, и по ряду сведений так и не успел стать освящённым — революция помешала началу богослужений.

В 1938 году настоятель храма митрофорный протоиерей Леонид Флоренский был арестован и в 1939 году сослан в Караганду (Казахстан). Умер отец Леонид в Караганде примерно в 1940 году.

В советские годы служил общежитием, складом, на 3-х этажах были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь, склад декораций Московского театра им. Островского.

Открыт в 1989 году, освящён как Спасский и отреставрирован.

В 2007 году сгорела относящаяся к Спасской церкви летняя деревянная церковь Гребневской иконы Божьей матери, заложенная в 1900 году. В настоящий момент (2016 год) ведётся строительство новой (уже каменной) церкви. Новая церковь состоит из двух этажей: верхний (надземный) этаж этой церкви представляет собой храм в честь Гребневской иконы Божией матери (надземный храм в честь Гребневской иконы Божией матери пока недостроен (2016 год) и в нём пока ещё не ведутся службы); на нижнем же (подземном) этаже расположен храм в честь святого преподобного Александра Свирского, где в настоящее время проходят богослужения.

Современное состояние [ править ]

С 1989 года здание храма передано местной православной религиозной организации для богослужений. 19 декабря 1989 г. (на праздник святителя Николая) в храме был совершен первый водосвятный молебен – первое богослужение в истории Спасского храма. На это событие прибыли священники из Никольского храма г. Пушкино и Покровского храма поселка Черкизово. Храм окропили святой водой – так состоялось малое освящение храма.

Первым священником стал игумен Петр (Кучминский) – с Пасхи 1990 г. (апрель) по январь 1991 г. Он совершил первую Божественную литургию. До него со времени открытия храма в 1989 г. совершались только молебны, литии и панихиды.

Весной, 5 марта 1991 г. о. Петра сменяет иеромонах Сергий (Амуницин), который служит до сего дня, но уже в сане игумена.

С передачей Спасского храма общине верующих началась его реставрация.

Заменена электропроводка, произведен настил полов (мрамором в алтаре, плиткой в храме), церковь снаружи и внутри отштукатурена и побелена, проведено газовое отопление. На звоннице установлены 15 колоколов, расписан притвор, заменено покрытие главки, ремонт подвала, замена ветхих оконных заполнений, сделан и вызолочен иконостас с иконами.

Приблизительно половина всех майоликовых плиток утрачена, поэтому изображения и декор на майоликовых панно в разной степени утеряны. Многочисленные попытки провести работы по восстановлению повреждений майоликового фасада не увенчались успехом в связи с утратой технологии покрытия майоликовой плитки атмосферно-устойчивыми глазурями.

Некоторые из утраченных изображений и декор восстановлены/дополнены с помощью красок при реставрации.

Описание [ править ]

Церковь представляет собой кубический храм, завершённый главкой на горке кокошников, с пристроенной с запада звонницей на 15 колоколов, украшенный майоликовыми панно.

Храм является любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна), построенным в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы. О годе основания свидетельствует различимая снизу надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана.

Восьмигранный световой шатер с ансамблем кокошников, плавно сужающихся кверху, пониженные «приделы» боковых фасадов с шатровым завершением, удлиненный световой барабан с главой в виде шлема, полукруглый алтарь, пониженная переходная галерея, оригинально устроенная звонница с входом в храм под ней, расположенная над входом.

В прошлом зеленая черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма – редкого, любопытного, интересного памятника архитектуры.

Церковь является первой в России железобетонной церковью, что открыло новую эпоху в церковном строительстве.

Деятельность прихода [ править ]

При храме действует воскресная школа и молодежный хор, а также кружки рукоделия, библиотека, аудио- и видеотека.

Святыни [ править ]

  • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей мощей
  • Икона святителя Феодосия Черниговского с частицей мощей
  • Икона великомученицы Варвары с частицей мощей
  • Икона святого преподобного Никиты Столпника Переяславского с частицей мощей
  • Икона святого преподобного Александра Свирского с частицей мощей

Престольные праздники [ править ]

10 августа – Гребневской иконы Божией Матери.

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская обл., г. Пушкино, мкрн. Клязьма, ул. Лермонтовская, 20

Проезд из Москвы: Электропоездом с Ярославского вокзала до cт. «Клязьма».

Паломнику [ править ]

Расписание богослужений:

Суббота – утреннее богослужение с 7.00, всенощное бдение с 17.00.

Воскресенье – утром исповедь с 7.00, часы в 7.30, литургия в 8.00.

Так же богослужения совершаются во все праздничные дни.

Путешествия и отдых в России

  • Twitter
  • Facebook
  • Google+
  • Linkedin
  • Pinterest
  • Email

По одной из версий, название Подмосковного Пушкино никак не связано с именем великого русского поэта. В далеком прошлом, предположительно в 14 в., возникло поселение на реке Уча. Местные упростили длинное словосочетание «село на Уче» в Поучино. Позже местность стали именовать Пучкино, затем Пушкино.

Читайте также:
Собор Богоявления Господня в Иркутске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Многие краеведы связывают возникновение современного названия с именем боярина Морхинина. За крутой нрав его величали Пушка. С владений Морхинина началось строительство села в 14 в. Прозвище Пушка трансформировалось в фамилию Пушкин. По некоторым данным, основатель боярского рода Пушкин являлся предком поэта А. С. Пушкина.

Существует также мнение, что поселение назвали Пушкино в честь размещенного неподалеку пушечного производства. В честь этого исторического факта в 2010 г. на въезде в город был установлен памятник пушке.

Статус города присвоен Пушкино в середине 20 в. Сюда приезжают, чтобы любоваться тихой природой Подмосковья. Туристы посещают старинные церкви и дворянские усадьбы, в которых жили и отдыхали русские знаменитости: В. Маяковский, Ф. И. Тютчев, К. С. Станиславский, А. П. Чехов и т.д.

Исторические места и музеи

Водонапорная башня

Водонапорная башня возведена в 1903 г. для снабжения водой паровозов, следующих в Сергиев Посад. Высота башни 20 м. После электрификации подвижного состава она утратила свое исходное значение.

Башня превратилась в городскую достопримечательность, формирующую облик привокзальной площади. В начале нашего века водонапорное сооружение было отреставрировано.

Пушкинский краеведческий музей

Выставка живописи и предметов, рассказывающих о быте местного населения, открылась в 1962 г.

Экспозиция музея размещается в памятнике архитектуры русского зодчества первой половины 19 в. Собранные экспонаты рассказывают об истории Пушкино, начиная со славянских племен.

Десятки музейных разделов посвящены археологическим находкам, обнаруженным вблизи Пушкино, местной природе и культуре. В музее экспонируются произведения художника Евгения Камзолкина, архитектурные эскизы Владимира Максимова и т. д.

Музей лесных семян

Музей работает на базе лесосеменной станции и Центра лесной науки. Коллекция музея насчитывает сотни видов лесных семян. Работники музея расскажут об особенностях выращивания лесных растений, о природе Московской области.

Специалисты в области ботаники могут проконсультироваться с профессионалами и получить практические советы по выращиванию и культивированию лесных культур.

Музей столярных инструментов

В музее собраны тысячи столярных инструментов, используемых в разных странах мира. Здесь представлены инструменты: мебельщиков, столяров-краснодеревщиков, изготовителей музыкальных инструментов, корабельщиков, башмачников и т. д.

Пушкинская картинная галерея Арт-Ликор

На крупнейшей городской культурной площадке работает джаз-клуб, проходят концерты филармонии, заседают участники клуба кинолюбителей, создана багетная мастерская.

В картинной галерее экспонируются разные по жанру, стилю и направлению картины и фотографии. Кроме классических работ, представлены граффити и стрит-арт.

Дача-музей поэта Владимира Маяковского

На Акуловой горе В. Маяковский снимал дачу в 1928-1930 гг. В период летнего пребывания здесь Маяковским созданы несколько глав поэмы «Хорошо» и ряд известных стихов.

Музей открыт в 1969 г. В конце прошлого века в здании также размещалась библиотека. В результате пожара дача-музей была полностью уничтожена и на десятилетия превращена в мусорную свалку.

В начале нашего столетия, благодаря труду и энтузиазму местного священника Андрея Дударева, двухэтажный дом отстроен заново. Его проект повторяет утраченное в огне здание. В музее есть несколько подлинных экспонатов: медный самовар, который уцелел при пожаре, и посмертная маска поэта.

Перед входом в музей установлена скульптура Маяковского. Энтузиастами собраны документы, рассказывающие о творчестве и жизни поэта. В музее проходят творческие литературные вечера.

Церкви и Храмы

Никольская церковь

Через Пушкино богомольцы шли поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. Домовая обитель возведена для отдыха верующих, при ней оборудован митрополичий двор. Каменная церковь построена в 17 в. на месте утраченного при пожаре деревянного храма.

Спустя двести лет к церкви пристроены приделы. Перед ВОВ храм был разграблен и закрыт. Утрачены старинные росписи, разбиты колокола, уничтожены древние иконы. В нем оборудован склад.

Никольская церковь в 1947 г. возвращена церковной общине. Верующие своими силами восстановили обитель. В 2007 г. на здание водрузили колокольню. В храме проходят богослужения, открыта Воскресная школа.

Церковь Боголюбской иконы Божией Матери

Церковь возведена в начале 20 в. на пожертвования лесопромышленника Шарикова.

Кроме каменного здания, в храмовый комплекс входили деревянная церковь и часовня над святым источником. В деревянной обители во времена гонения на священнослужителей размещалось общежитие. В результате пожара она была утрачена навсегда. Святой источник завалили мусором, а на месте старого кладбища построили гаражи.

Богомольный храм, закрытый в 1936 г., вновь открыл двери для верующих в 1997 г. С 1993 г. в нем ведутся восстановительные работы, которые продолжаются по сей день.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Храм возведен в честь правления династии Романовых в начале 20 в. После революции богослужения в нем прекратились.

Ко времени передачи обители верующим, в конце 20 в., церковь оказалась разрушенной. Ее восстанавливали больше 10 лет. В это время проходили богослужения. На обновленное здание водрузили колокольню с 15 колоколами, изготовили резные деревянные киоты.

Верующие восприняли как чудо найденную среди пожарища Икону Гребневской Богоматери. Икона известна со времен князя Дмитрия Донского. Она досталась великому русскому полководцу от жителей города Гребня после разгрома в 1380 г. войск Золотой Орды Мамая. Верующие наделяют икону чудотворными качествами и поклоняются ей. Документы свидетельствуют о том, что православная святыня уцелела в нескольких пожарах.

Сегодня Икона Гребневской Богоматери хранится в храме Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в настоящее время восстанавливается. В ней проходят службы. Также строится обитель в честь Гребневской иконы. Его внешний облик повторяет деревянное строение, утраченное в пожаре, но возводится из камня.

Читайте также:
Московская Сергиевская церковь в Бусинове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Достопримеательности в окрестностях

Усадьба «Мальце-Бродово»

Усадебный комплекс построен в 17-18 вв. промышленником Н. П. Салтыковым. К центральному дому в 19 в. пристраивались различные хозяйственные постройки.

В историю Мальце-Бродово вошло тем, что в 1918 г. в нем провел лето В. И. Ленин. Об этом событии вещает мемориальная доска на доме. К Ленину приезжал революционер В. Д. Бонч-Бруевич, который впоследствии стал первым директором совхоза под Москвой. Совхоз организован в Лесной Поляне. Усадьба использовалась как административное совхозное здание. На втором этаже работал музей, где размещалась экспозиция, рассказывающая о пребывании в Лесных Полянах В. Ленина и истории совхоза.

В 80-е гг. в доме произошел пожар. На сегодняшний день здание и парковый комплекс вокруг него нуждаются в реставрации. Усадьба Мальце-Бродово заброшена и разграблена.

Музей-усадьба Станиславского «Любимовка»

Усадебный комплекс построен в стиле классицизма на рубеже 18-19 вв.

Во времена Отечественной войны 1812 г. усадьбу отстояли казаки. Ее не смогли захватить наполеоновские войска. Изначально усадьба входила в имение княгини А. Л. Трубецкой. Имение несколько раз переходило к разным владельцам.

В Любимовке прошли юношеские годы К. Станиславского (Алексеева). Он создал Алексеевский театральный кружок — домашний любительский театр. На его подмостках произошло профессиональное становление великого русского театрального режиссера и педагога.

После революции в Любимовке размещались детский дом, госпиталь, жилые квартиры работников завода.

В 1996 г. достопримечательность передана фонду К. С. Станиславского, который занимается восстановлением усадебного комплекса. Комплекс включает центральную усадьбу, деревянные постройки 19 в., театральный флигель и павильон, парк.

Музей-заповедник «Усадьба Мураново имени Ф. И. Тютчева»

Основные здания усадебного комплекса построены на рубеже 19-20 вв. Сохранился дом, возведенный в середине 19 в. по чертежам поэта Е. А. Баратынского. Он причастен к литературной и светской жизни российского общества того периода. Поэтом собрана коллекция стеклянной посуды, живописи, редких книг и исторических документов.

В музее экспонируются подлинные вещи, окружавшие семью последних владельцев имения — Тютчевых. Коллекция включает: живописные работы европейских и русских художников, редкий фарфор, антикварную мебель и т. д. Музей, открытый в первые годы после революции, возглавляли потомки поэта Н. И. Тютчева. Усадьба не была разорена и уничтожена из-за любви В. И. Ленина к творчеству Тютчева. Потомки поэта с особым трепетом собирали экспонаты, связанные с жизнью предков. Благодаря им, в первозданном виде до наших времен сохранился памятник русской дворянской культуры.

Усадебный комплекс включает парк, в котором сохранился семейный храм семьи Путят-Тютчевых, флигель с летней кухней и несколько хозяйственных построек.

ИУЛИАНИЯ ДЕНИСОВА: ИСТОРИЯ МОНАХИНИ.

В Минске музыкант Ирина Денисова — личность известная.

Её решение уйти в монастырь многие восприняли как эпатаж. Коллеги не понимали: ведь недавно они весело праздновали её 50-летний юбилей. И вдруг та бросила курить, перестала носить джинсы, собрала вещички и отправилась в монастырь!

ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ. В действительности это «вдруг» случилось с Ириной пятнадцатью годами раньше, после чудесного исцеления младшего сына. «В 4 годика у Игната обнаружили опухоль почки, — говорит Ирина. — По размеру она была в два раза больше самой почки. Рак в последней стадии. Когда врачи делали операцию, опухоль треснула, раковые клетки пошли в брюшную полость. Ситуация катастрофическая. Игнат проходил тяжелейший курс химиотерапии и облучения, но врачи ничего не обещали…

Я к тому времени была крещёная, но в церковь не ходила. Зато посещала астрологическую школу Глобы. Составила гороскопы на всех членов семьи. Думала, что всё знаю, что мне открывается духовный мир.

Потом поняла, что, когда попадаешь в духовный мир с чёрного хода, это чревато последствиями. Меня стали мучить ночные кошмары. Я спала с включённым светом, а под подушкой держала «Молитвослов», из которого наизусть знала только «Отче наш».

Но, когда заболел Игнат, мне хватило ума понять, что спасение не в гороскопах, а в Боге.

И мы поехали за 200 км от Минска в Жировицкий монастырь, где находится чудотворная икона Божией Матери. К иконе тянулась большая очередь.

И вот мой маленький, тоненький, лысенький (действие химии) Игнаша поднялся по ступенькам к образу Богородицы и стал что-то шептать.

Это был момент вечности. Время остановилось…

Господь послал мне такую пламенную веру, которой, быть может, у меня даже сейчас нет. Я ни на секунду не сомневалась, что Бог исцелит Игната.

Но больше всех верил сам сын. Он рассказал, что попросил у Божией Матери выздоровления и… 300 долл. на конструктор «Лего». Оказывается, увидел в витрине игрушечный аэропорт. А на коробке цена — 300 долл. Для нас это была огромная сумма.

Я, грешная, не поверила, что Богородица и в этом поможет. Стала думать, у кого занять денег, потому что Игнату нравилось фантазировать: «Я думаю, Богородица мне пришлёт маленькую машинку, а под ней 300 долларов». Вскоре позвонила мама моей школьной подруги, с которой мы не общались больше 10 лет, потому что она эмигрировала за границу. Каким-то образом она узнала о болезни Игната, передала письмо. Там было ровно 300 долларов…

Может, это и лишнее — вспоминать про доллары. Но ведь так оно и было! И для 4-летнего ребёнка, измученного химией и облучением, игрушечный аэропорт, о котором он мечтал, стал невероятной радостью.

Спустя 10 лет после нашей поездки в монастырь Игнат, будучи студентом музыкального колледжа, давал в филармонии концерт, на который мы пригласили докторов из онкоцентра.

Читайте также:
Анатолия Берестов: биография священника, книги и труды, где служит и как к нему попасть

Лечащий врач сына Рэйман Садекович, обхватив Игната руками, радостно говорил: «Это же чудо! Его Бог спас!» Сейчас сын учится на пятом курсе Московской консерватории».

Вместе с болезнью сына Ирину ждало ещё одно испытание — из семьи ушёл муж: «Тогда я восприняла это как предательство — у нас трое детей, мы прожили вместе 12 лет. Мне казалось, что у нас высокая, духовная связь.

На самом деле я всё это себе насочиняла ещё до встречи с мужем. И, кто бы ни стал моим избранником, он был обречён на идеализацию. А мой муж был таким, какой есть.

Сейчас я вижу свой семейный путь как необходимый этап в моём приходе в монастырь.

Я по жизни была первым номером, мне многое давалось легче, чем остальным, — и в школе, и в консерватории. А я не понимала, что талант — это дар Бога. Думала, это исключительно моя заслуга. Была высокомерной, гордой, тщеславной, эгоистичной. Такого человека Богу спасти очень трудно, поэтому Господь с разных сторон ко мне подходил, чтобы у меня появилась возможность исправиться.

Тогда, 20 лет назад, я осталась одна с тремя детьми. Денег хватало только на еду. Детей одевала благодаря гуманитарной помощи. Они часто болели. Я страшно переживала развал семьи.

Однажды стою в храме, плачу. После службы ко мне батюшка подошёл, спрашивает: «Ну что такое случилось?» Это был отец Андрей, человек, который в будущем благословит меня принять монашеский постриг.

Тогда я батюшке про всю свою жизнь рассказала.

А он мне: «Но ведь ты мужа когда-то полюбила, значит, увидела в нём образ Божий». Это теперь я за него каждый день молюсь, а тогда много времени ушло на то, чтобы простить».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ СТАРЦА. С матерью Иулианией (это имя Ирина получила при постриге) мы общаемся на территории монастыря. Это район на окраине Минска, где располагаются республиканская психиатрическая больница, тубдиспансер, интернаты (детский и взрослый) для людей с отклонениями. Своего рода район отверженных. Для них-то в своё время и задумал построить часовню отец Андрей.

Поехал за благословением к своему духовнику, старцу Николаю Гурьянову на остров Залит Псковской области. Батюшка Николай cказал: «Молитвами больных вы спасётесь».

И добавил: «Не часовня.Монастырь будет». — «Так ведь денег совсем нет». Батюшка протянул одну купюру: «Вот. Остальное люди дадут. Только пусть сёстры каждый день Акафист святителю Николаю Чудотворцу читают».

И сегодня в «районе отверженных», на месте, где 15 лет назад был пустырь, стоит Свято-Елисаветинский монастырь — самый крупный православный женский монастырь в Беларуси. Отец Андрей — духовник обители. А мать Иулиания руководит монастырским хором, который вышел за сугубо церковные рамки и стал культурным явлением.

«Когда я уходила в монастырь, коллеги говорили: «Ты зарываешь талант в землю». Но вышло наоборот, потому что монастырь — место творческое».

По благословению отца Андрея мать Иулиания занимается не только духовной музыкой. Один день в неделю она проводит на подворье монастыря, где бывшие алкоголики, наркоманы, бомжи становятся на путь исправления. С ними матушка разучивает песни, какие — братья выбирают сами.

И можно увидеть такую картину: матушка за синтезатором и братия подворья с гитарами репетируют песню Макаревича «Новый поворот». «Для них сейчас и правда новый поворот. Что он им несёт — сорвутся снова в пропасть или пойдут ввысь, к Богу?»

Недавно мать Иулиания приезжала с хором монастыря на фестиваль духовной музыки в Санкт-Петербург — город, где она окончила консерваторию.

Спустя 30 лет вернулась сюда в монашеском облачении и с другим именем: «В молодости я часто задумывалась: в чём смысл жизни? Неужели только в том, чтобы прожить её благопристойно, воспитать детей, написать энное количество музыки? А потом тебя закопают в землю. Ну скажут хорошие слова. Но тебе-то от этого что?

И лишь когда мне открылся Бог, возможность вечности и бессмертия души, тогда всё стало на свои места. В результате страшная болезнь Игната привела меня к свету.

И теперь я твёрдо знаю, что если Бог и попускает совершиться злу, то только для того, чтобы потом это пошло на благо человеку».

Ирина Денисова

Ирина Денисова — матушка Иулиания, принявшая монашеский постриг в 54 годы, оставившая в миру успешную карьеру, стала известным на весь мир регентом церковного смешанного хора, миссионером и проповедником слова Божьего.

Пример перехода некогда знаменитого концертного деятеля, мастера хоровой аранжировки за три дня И. Денисовой в монашество вызывает не только удивление, но и дает ответы на многие вопросы, мучающие многих людей, не познавших Бога.

Детство и юность Ирины

Ирина Денисова, биография которой началась 6 сентября 1957 года, родилась в семье атеистов, в Бога верила только бабушка со стороны матери. Никто и никогда в детстве не говорил с ней о Боге, молитвах и постах.

  • Папина мама вызывала у девочки уважение и восхищение, ведь она после окончания гимназии в Варшаве работала директором школы, взращивая во внучке принципы классики.
  • После окончания школы талантливую девушку принимают в государственную консерваторию Ленинграда на теоретико-композиторский факультет. Если бы в то время начинающей студентке сказали, что в будущем она станет монахиней и регентом церковного хора, она бы рассмеялась.

В поисках Бога будущая матушка пошла в противоположном направлении.

Непростой путь к Богу

В жизни минского музыковеда, будущей матушки Иулиании, все складывалось чудесно, карьера, муж, трое детей, но все оборвалось в одно мгновение, когда у младшего четырехлетнего сына Игната обнаружили раковую опухоль головного мозга, муж оставил семью в этот тяжелый момент, болезнь «съедала» все финансы.

О других известных церковных деятелях:

В возрасте 36 лет молодая женщина осталась без мужа, с больным ребенком на руках, Христос был рядом, но она не знала Его тогда. Переломный момент настал, когда зашедшая в тупик женщина, поговорила со своей одноклассницей Леной, уже служившей регентом, поняла весь ужас происходящего.

В печь полетели все сатанинские книги, с больным сыном они отправились в паломничество по святым местам, с верой молясь у чудотворных икон Богородицы. Господь услышал, рак был побежден.

Когда Игнату исполнилось 13 лет, Денисова стала задумываться о монашеской жизни, но ложное самомнение о том, что она недостойна этого, останавливало женщину. Позже матушка Иулиания напишет, что попасть в обитель можно только по вмешательству Бога, и у каждого свой путь, кто-то приходит в 19, а кого-то Творец приводит в 75.

Важно! В монастырь приходят избранные, Господь зовет всех, но слышат этот призыв единицы. Поэтому и написано в Библии, что много званных, но мало призванных.

Отчаявшаяся женщина пошла в храм, где встретилась с церковным батюшкой Андреем Лемешонком, ставшем ее духовником. По горячим молитвам матери Господь даровал ее сыну исцеление наперекор вердикту врачей, призывавших прекратить лечение из-за его безнадежности.

Ныне у матушки Иулиании трое внуков, двое живут в Америке, а младший часто бывает на богослужении в Свято-Елисаветинской обители. По благословению отца Андрея Ирина идет в монастырь Святой Елизаветы, со временем начинает руководить хором обители.

В 2007 году старший регент Денисова — руководитель Праздничного хора и хора сестер. Работая регентом, она оставалась внутри грешницей, ее манил мир со своей лживой свободой. В один момент снова возвращается в мир, одевается в джинсы, начинает курить и жить «как хочу».

Денисова отказалась от Бога, но Господь не отказался от нее. Игнат уже был взрослым парнем, и они поехали в монастырь, после посещения которого ранее наступило полное исцеление сына.

Встреча с молодым монахом изменила жизнь будущей матушки, вначале она просто переписывалась с ним, а потом начала задумываться, и в один момент, как гром среди ясного неба, пришла мысль уйти в монахини.

Решение талантливой женщины вызвало волну недоумения и негодования у друзей и знакомых, не понимающих, что именно в монастыре талант, данный Творцом, заиграет всеми гранями. Желание уйти в монастырь поддержали дети и мама.

Преодолев внутренний страх, за три дня Денисова решила оставить накатанную жизнь и окунулась в монашескую среду. 3 января, накануне Рождества Христова, в 2011 году митрополит Филарет (Вахромеев) совершает монашеский постриг, и в мир приходит матушка Иулиания.

Общение с Богом и сестрами меняло ее отношение к жизни и к людям. Ирина Денисова открыла для себя «совершенную любовь», когда уходит из сердца чувство обиды и собственности, и человека любишь потому, что любишь. Это уникальное чувство касается любимого человека, детей, родителей и всего мира, уникальность в том, что ты готов отдавать любовь, ничего не ожидая взамен.

История церковного хора

И.Денисова, монахиня Иулиания, песни в обработке которой звучат в каждом храме, является автором духовного песнопения «Душе моя», начинающим богослужение Великого поста.

По всему Советскому Союзу искала матушка чистые голоса, привлекая к созданию церковного хора одноклассницу Елену, регента Петропавловского собора из Ленинграда, сокурсницу в Москве, в Минске помогали музыканты — друзья. Иулиания вначале собрала коллектив, в котором пела 10 лет пред тем, как возглавить его.

Уникальная особенность праздничного хора Свято-Елисаветинской обители в Минске — демократия. Здесь не соблюдается никакая субординация, руководитель, регент и члены хора являются друзьями, каждый занимается своим делом. Являясь каждый сам по себе уникальной личностью, члены хора объединены духом соборности, каждый понимает важность и ответственность от выполнения ими духовной миссии.

Матушка Иулиания сочиняет уникальные произведения, в церковной типографии ее сочинения печатаются и как ласточки разлетаются по всему миру, чтобы в храмах звучали обработки:

  • «Пение Умиленное»;
  • «Утоли мои печали»;
  • «Кондак апостолу Андрею»;
  • «Херувимская песнь» и другие.

Церковный хор во главе с регентом Ириной Денисовой часто выступает на фестивалях духовной музыки. Матушка открыта для общения с прессой, отвечает на вопросы, затрагивающие духовную жизнь в монастыре.

Знакомство с жизнеописанием Ирины Денисовой, монахиней и регентом вдохновляет в трудные минуты жизни. Просмотрев фильмы «Инокиня» и «Регент», понимаешь, что, только пройдя испытания, по-настоящему познаешь Бога, наградой за все годы страданий будет жажда познания любви Творца, и желание нести эту любовь людям.

В своей книге «Две повести о любви» матушка Ирина Иулиания раскрывает перед миром свой путь познания Бога.

Монахиня Иулиания (Денисова): Почувствовать последний призыв

Почему счастливые и успешные люди бросают все и уходят в монастырь? Может ли современный человек идти путем преподобных? Предлагаем вашему вниманию интервью с монахиней Иулианией (Денисовой), насельницей Свято-Елизаветинского монастыря (г. Минск), вошедшее в книгу Юлии Посашко «Монахи», которая выходит в издательстве «Никея».

45 сумок, 35 пар обуви, шкаф косметики, собственная отдельная квартира — ешь, пей, веселись! А в душе крик: «Я так больше не могу!» Ирина Денисова, знаменитый на всю Беларусь регент, ушла в монастырь на пике успешности. Вырастила троих детей, добилась признательности в мире музыки, добилась всего… О ней даже сняли фильм — «Регент». А через несколько лет вышел уже второй фильм — «Инокиня»…

Наш рассказ о том, как пришла к монашеству женщина, о нем никогда не мечтавшая…

Жизнь по плану

— Матушка Иулиания, в фильме «Инокиня»[1] Вы сказали, что и не думали о монашестве, а решились на него вдруг, за три дня. Что произошло в эти три дня?

— Мне приходилось на этот вопрос много раз отвечать: как так — не собиралась, а тут засобиралась? Я до сих пор не знаю, как же это правильно объяснить…

Те три дня были верхушкой айсберга, к этому действительно шла вся жизнь. Сейчас мне, как сквозь прозрачное стекло, стала видна вся моя предыдущая судьба как подготовка к этому окончательному событию.

Были моменты, когда я шла в прямо противоположном от Бога направлении. Знаете, теперь я думаю, что Господь дает возможность выбора, некую вариативность каждому человеку. Человек все время норовит сойти со своего пути и соскальзывает в грех, а Господь его «ловит» там и ищет для него другую дорожку.

— Так с Вами и произошло?

— Да. Моя душа всегда была ищущей, еще с юности. «Ловить» промысел Божий я пыталась, даже будучи неверующей, некрещеной. Хотелось какой-то чистоты… Откуда мне было тогда знать, что такие категории не живут в греховном существе, которое Бога не знает, не обращается к Нему, живет только собой: все эти «я, я, я» уже с детства накладывают свой отпечаток…

Церковный хор по принципу Бутусова


– Регент в церковном хоре – в первую очередь руководитель? У вас такой дружный коллектив, но, наверное, все равно нужна четкая субординация?
– У нас в хоре своеобразная ситуация, я не могу ее навязывать: делайте так, и у вас будет, как у нас. Нужно просто быть друзьями. У нас в коллективе все очень разные, но все хористы считают главным в хоре единство, соборность.

Мы делали альбом к 20-летию хора, и каждого снимали отдельно на видео, никто не знал, о чем говорил предыдущий. Но когда соединили – получилось, что все говорили об одном: мы друзья, мы семья. И мне это очень дорого. Как этого достичь? Просто любить.

Как у Бутусова в песне, которая мне очень нравится: «Все, что нужно, – это любовь». Там и расшифровка есть, что такое любовь: не вот это сопливое романтическое чувство, которое сегодня есть, а завтра нет, – а настоящая любовь.

– Бывает ли выгорание на клиросе?

– Конечно. Что делать? Никаких решений не предпринимать. Не ты себя сюда поставил, это не твой выбор. Это выбор Божий. Каждому певчему понятно, что он на клиросе неслучайно. Если тебе кажется, что это не твое, или тебе стало скучно, – надо потерпеть, нельзя такими вещами бросаться.

Но у нас в хоре такие вопросы не возникают. Именно потому, что здесь есть еще и другие скрепляющие вещи. Во-первых, это профессионализм, а во-вторых и в-главных, – человеческие отношения. У нас через хор прошло много людей, у некоторых не сложилось. Но те, кто есть сейчас, – прекрасное содружество, просто Божия милость.

Дорога через оккультизм

— Что было во внутренней жизни до того, как Вы пришли к вере?

— Творчество, загнанное внутрь. Вообще хороший вопрос: чем можно жить, когда не знаешь Бога, какой внутренней жизнью? Какая-то тайная жизнь души и поиск смысла — были. Внутри — трагедия, поиск, неудовлетворенность… Все не удовлетворяло.

— У Вас никогда не было соблазна подменить смысл жизни детьми, работой?

— Смысл жизни в детях, в служении, в работе, — это все земное. Душа-то чувствовала, что она не отсюда! Но сформулировать это не могла. Поэтому искала, где только возможно. А в начале 90-х — как всегда на сломе эпох — вдруг становится очень популярным вызывание духов, оккультизм, астрология, всплывают имена Блаватской, Рерихов. Буквально через месяц после того, как я приняла крещение, мне предложили абонемент в школу астрологии Павла Глобы…

Никто не знал толком, что это такое, но интеллигенция покупается на такие «штучки». Дьявол понимает социальное устроение человека и действует в той терминологии, которая тому близка. В моем случае это было такое избранничество: «это для избранных, какой-нибудь рабочий с завода не поймет, а ты же не кто-нибудь, ты высококультурный человек!»

Мы составляли гороскопы, занимались хиромантией, а к тому времени, как у моего младшего сына Игната был обнаружен рак почки в последней стадии, мы проходили медицинскую астрологию — «коррекцию здоровья по гороскопу».

— Какая злая ирония: вроде бы учились лечить людей, а собственные дети заболевали…

— Да, мои дети очень страдали от всего этого — они переболели чуть ли не всеми болезнями, какие только есть, все больницы Минска были мне известны. Я почему-то — вот удивительно! — не связывала это со своими занятиями астрологией.

Мне казалось, это временно: еще чуть-чуть, и я найду какой-то «философский камень», и все эти беды пропадут. Самая большая загадка в жизни моей на сегодняшний день — как Господь меня вытащил из этого всего.

Астрологический этап моей жизни был самым нагнетающим и подводящим к какой-то катастрофе. Я ее чувствовала всем своим существом, знала, что нечто страшное должно произойти.

За три недели до своего обращения к Богу я написала такое стихотворение:

Сердце спит в оковах скуки — Видно так ему уютней. И ничто его не тронет, Не освободит от плена: Ни раздумье о печальном, Ни известие о тайном. Даже смерти лик ужасный Ото сна его не будит. Я от сердца отделилась — Вот живу, пою, стенаю, Причитаю, как торговка, О всеобщем равнодушьи, Растреклятым спящим сердцем Ничего не ощущая, Не мечтая, не страдая, Зная все уж до могилы. Как легко мне притворяться, Что в груди огни и бури! Это мне труда не стоит — Все «обманываться рады». Знаю: с сердцем беспробудным, С онемевшею душою Я накличу столько горя, Сколько прежде не знавала. Знаю: беды — не ошибки, Их исправить невозможно. Где же Тот, Кто не позволит Злому сердцу умереть?!

Это было в начале декабря 1991 года. А через неделю я узнала диагноз Игната…

К Богу меня привела болезнь сына, это совершенно точно. Это была последняя «кнопочка», на которую Господь нажал.

Непростой путь к Богу

В жизни минского музыковеда, будущей матушки Иулиании, все складывалось чудесно, карьера, муж, трое детей, но все оборвалось в одно мгновение, когда у младшего четырехлетнего сына Игната обнаружили раковую опухоль головного мозга, муж оставил семью в этот тяжелый момент, болезнь «съедала» все финансы.

О других известных церковных деятелях:

  • Отец Роман Матюшин
  • Отец Артемий Владимиров
  • Отец Даниил Сысоев

В возрасте 36 лет молодая женщина осталась без мужа, с больным ребенком на руках, Христос был рядом, но она не знала Его тогда. Переломный момент настал, когда зашедшая в тупик женщина, поговорила со своей одноклассницей Леной, уже служившей регентом, поняла весь ужас происходящего.

Ирина Денисова с сыном

В печь полетели все сатанинские книги, с больным сыном они отправились в паломничество по святым местам, с верой молясь у чудотворных икон Богородицы. Господь услышал, рак был побежден.

Призыв

— Когда Вы впервые всерьез задумались о монашестве?

— Всерьез — только перед самым уходом в монастырь. А до этого — что вы! Я очень прагматичный человек. Мечтать о монастыре мог Серафим Вырицкий, или отец Иоанн (Крестьянкин), которых в 8 лет благословили на монашество, а монахами они стали после 50-ти. А мне — чего мечтать? Даже когда старшие дети уже подросли, я себе говорила так: «Минуточку! Может о монастыре человек рассуждать, если его младшему ребенку 13 лет? Не может».

Сейчас я понимаю, что не обязательно сразу быть Серафимом Саровским, что человек, приходящий в монастырь, ничем не отличается от мирянина. Только желанием стать когда-нибудь монахом. Мы что, какой-то избранный народ? В монахи берут каких-то особых людей?

— А разве нет?

— Конечно, нет. Конечно, нет!

— А зачем тогда идти? Что там есть такого?

— «Тайна сия велика есть». С человеческих позиций такой шаг — абсурд. Молодой девушке, окончившей школу в центре Минска, разве не абсурдно становиться монахиней, а не поступать в БГУ (Белорусский государственный университет — ред.)? Абсурдно. Современному человеку это еще труднее понять.

— И все-таки необходимость выбора — монастырь или семья — сегодня для верующего человека совсем не очевидна. Христиане живут в миру, молятся, ходят в храм и ни о каком выборе не думают. Но ведь что-то заставляет сделать такой решительный шаг. Что это — призыв?

— Вот! Вот правильно, вот слава Богу! К этому слову я и подводила. В монастырь нельзя попасть без метафизического вмешательства Бога в твою жизнь. Не получится это просто так, по какому-то плану: воцерковился, ходил в Свято-Елисаветинский монастырь на службы, настоятель такой замечательный, исповедался у него и подумал: «А не пойти ли в монастырь?»

У каждого человека совершенно по-своему складывается жизнь. Сестре, которая пришла в монастырь предпоследней, 75 лет. А последней — 19. Мотивы, жизнь — совершенно разные!

Но у всех схоже одно: мы почувствовали какой-то последний, решительный призыв — хотя каждый в разных словах это объясняет. Но так или иначе в этих объяснениях звучит нечто не аргументированное, не сводящееся к чистой логике.

Детство и юность Ирины

Ирина Денисова, биография которой началась 6 сентября 1957 года, родилась в семье атеистов, в Бога верила только бабушка со стороны матери. Никто и никогда в детстве не говорил с ней о Боге, молитвах и постах.

  • Папина мама вызывала у девочки уважение и восхищение, ведь она после окончания гимназии в Варшаве работала директором школы, взращивая во внучке принципы классики.
  • После окончания школы талантливую девушку принимают в государственную консерваторию Ленинграда на теоретико-композиторский факультет. Если бы в то время начинающей студентке сказали, что в будущем она станет монахиней и регентом церковного хора, она бы рассмеялась.


Монахиня Иулиания (в миру Ирина Денисова)

  • Будучи студенткой, Денисова встречает свою любовь, талантливого харизматичного музыканта, выходит замуж и вместе с мужем в 1989 году принимает крещение.
  • Они переезжают жить и работать в Минск, но по прошествии 13 лет брак себя изжил, семья распалась, и посыпались беды на голову некогда самоуверенной женщины.
  • Приняв Таинство Крещения во взрослой жизни, молодая женщина на физическом уровне почувствовала необходимость найти смысл жизни. Она понимала, дети, муж, работа, это хорошо, но что-то есть выше этого, и пошла по скользкому пути оккультизма и астрологии. Блаватская, школа Глобы, вызывание духов все глубже затягивало молодую православную душу.
  • Слыша правильные вещи о любви к ближнему, видя Библию на столе преподавателя и ставя свечи в храме, Ирина даже не подозревала о подмене ценностей. В первую очередь от занятий гаданиями и астрологией начали страдать дети, их знали все медицинские учреждения Минска, но и это не заставило задуматься Ирину, она искала свой «философский камень».
  • В поисках Бога будущая матушка пошла в противоположном направлении.

    Монахиня Иулиания (Денисова): Идя в монастырь, мы рискуем жизнью

    Зачем сочинять пятьсот первую «Херувимскую»

    — Расскажите, как рождаются песни.

    — Разные песни по-разному. Звучит банально: что-то на тебя находит, ты не можешь от этого освободиться. Просто в голове возникает мелодия. Я могу сочинить 50 мелодий за сегодняшний вечер, дайте текст — я вам сразу напою на диктофон. Но разве это творчество? Нет.

    Чтобы мелодия стала песней, этому надо долго учиться. Вот представьте, я училась в спецшколе, 11-летке, а потом в консерватории. Лет 30 преподавала детям, из чего строится мелодия, как разложить ее по полочкам на составляющие, а потом собрать, чтобы она стала произведением. Знаете, как конструктор.

    И вот как конструктор у нас может любой ученик пятого класса мелодию создать. Но если к этому приложить талант, то получается что-то особенное, востребованное людьми. В таланте есть такая удивительная составляющая — соборность. Говорит о чем-то человек, а каждый думает, что это написано о нем лично.

    Потому что, когда автор талантлив, он является выразителем чего-то большего, чего-то надмирного, надсущностного. А ученик 5-го класса является выразителем только того, чему его научили, и своего трудолюбия.

    — Например, вам в голову пришло 50 мелодий, а можно каким-то образом одну из них взять, правильно выстроить — и что-то из нее стоящее сделать?

    — А зачем? Этот вопрос встает перед любым творцом.

    Если мелодия мучает — значит, тебе это нужно. А если нет — так и ты ее не мучай.

    Бывает, что какая-то мелодия к тебе все время возвращается, ты не можешь от нее избавиться, не вылив в композиционно законченную структуру песнопения. Это надо сделать, надо завершить.

    А сколько таких незавершенных? Я даже не считаю и не обращаю внимания — значит, они не нужны. Не все, что ты умеешь создать, должно быть записано и представлено: как я классно написал. Есть какой-то внутренний цензор. Он сидит во мне и не дает представить перед людьми то, что мне самой не нравится. Нужно, чтобы мне самой понравилось — до слез. И это главный признак.

    — В церковной музыке на любой священный текст сегодня существует множество мелодий. Допустим, есть 500 мелодий «Херувимской», но ты пишешь 501-ю. Зачем?

    — Не могу сказать, у меня тот же вопрос. Я не сторонник авторской музыки в Церкви. Зачем? Ведь все написано уже до нас. И причем не написано, а создано — это Богом данные мелодии, которые составляют свод знаменного или византийского распева. Они не имеют авторства, они Богом даны людям.

    Это как иконы Рублева. Мы знаем, что это Рублев, а могли бы не знать, все равно это было бы достоянием человечества. Так и древний распев — в нем выражено все. Он надоедает только тому, кто не внимает, либо тому, кому в принципе жить скучно.

    В храме нужна другая красота мелодий, не та, что выражена в наших порой чересчур чувствительных всплесках, гармонических поворотах. Тексты этого не требуют.

    Например, «Милость мира, жертву хваления» — это же просто ответы на священнический возглас. А мы порой такое делаем из этих слов — какие-то глубинные чувства туда вкладываем, чуть ли не колокольный звон изображаем. Зачем? Здесь все должно быть скромно, аскетично, как и есть в знаменном распеве.

    — Церковные хоры поют богослужебные песнопения и в храме, и на концерте. Можно ли считать, что во время службы хористы молятся, а не исполняют?

    — Вопрос философский. Что есть молиться, что есть молитва? Стоя на клиросе, мы пытаемся очень много всего учесть: вовремя листать ноты, взять правильную интонацию, посмотреть на руку дирижера, донести текст, построить аккорд… Казалось бы — какая тут молитва?

    С другой стороны, за труд, который предпринимают певчие, Бог дает людям слышать молитву. И даже на концерте. Я много раз слышала, как говорили про нас: «Они молятся», «Я сегодня был на концерте, как в храме».

    А если бы мне в храме сказали: «Вы сегодня пели, как на концерте» — я бы сразу уволилась!

    Церковный хор по принципу Бутусова

    — Регент в церковном хоре — в первую очередь руководитель? У вас такой дружный коллектив, но, наверное, все равно нужна четкая субординация?

    — У нас в хоре своеобразная ситуация, я не могу ее навязывать: делайте так, и у вас будет, как у нас. Нужно просто быть друзьями. У нас в коллективе все очень разные, но все хористы считают главным в хоре единство, соборность.

    Мы делали альбом к 20-летию хора, и каждого снимали отдельно на видео, никто не знал, о чем говорил предыдущий. Но когда соединили — получилось, что все говорили об одном: мы друзья, мы семья. И мне это очень дорого. Как этого достичь? Просто любить.

    Как у Бутусова в песне, которая мне очень нравится: «Все, что нужно, — это любовь». Там и расшифровка есть, что такое любовь: не вот это сопливое романтическое чувство, которое сегодня есть, а завтра нет, — а настоящая любовь.

    — Бывает ли выгорание на клиросе?

    — Конечно. Что делать? Никаких решений не предпринимать. Не ты себя сюда поставил, это не твой выбор. Это выбор Божий. Каждому певчему понятно, что он на клиросе неслучайно. Если тебе кажется, что это не твое, или тебе стало скучно, — надо потерпеть, нельзя такими вещами бросаться.

    Но у нас в хоре такие вопросы не возникают. Именно потому, что здесь есть еще и другие скрепляющие вещи. Во-первых, это профессионализм, а во-вторых и в-главных, — человеческие отношения. У нас через хор прошло много людей, у некоторых не сложилось. Но те, кто есть сейчас, — прекрасное содружество, просто Божия милость.

    Кто-то лезет в горы, а кто-то идет в монастырь

    — А монашескую общину можно назвать семьей?

    — Да, причем как раз монашеская община очень хорошо соотносится с этим понятием. Там устройство точно такое же, как в семье, только в этой семье 130 человек. Если не приходить в монастырь с целью влиться в семью — нет смысла в монашестве.

    Все остальное, конечно же, тоже должно быть: аскеза, послушание, изменение образа жизни. Но если нет братского или сестринского отношения, — все будет впустую. Миряне, думая о монастыре, делают неправильный акцент на том, что «монастырь» — от слова «моно», что значит «один». Понятно, что наше монашество начиналось со святых отшельников, но испокон веков на Руси монастыри были общежительными.

    В нашем монастыре мы даже не живем по одному в келье — кроме матушки игумении, которая живет в такой же келье, как и мы, в общем ряду, но только одна. И жить с сестрой в одной комнате — это самое трудное. Но в монастырь и идут за трудностями! Если тебе нужен комфорт, зачем тебе идти в монастырь?

    У меня в миру было все: признание, достаток, дети — чего бы мне было убегать в монастырь, если бы я не чувствовала внутри какой-то огонь, призыв?

    Эта причина обязательно должна быть — она по-разному у сестер выражается, но она не связана ни с чем материальным. Ни с какими страстями-мордастями, что тебя кто-то бросил. Есть такая точка в жизни, когда чувствуешь, что ты больше так, как сейчас, не можешь. И тебе нужно что-то, чтобы преодолеть себя.

    Кто-то для этого лезет в горы и там рискует жизнью, а кто-то идет в монастырь и тоже рискует жизнью. Внутренней своей жизнью. Мы все рискуем — потому что это тяжелая внутренняя борьба, которая не видна никому.

    Ты со своим тщеславием, самоуверенностью, самовлюбленностью идешь туда, где останешься с ними один на один. Ты еще не знаешь, как с ними бороться, но в монастыре есть шанс, что ты научишься их видеть и осуждать в себе. Победить-то их ты все равно не победишь до конца, разве что с Божией помощью, — но она там как раз и есть, в монастыре.

    — Насколько я знаю, ваш монастырь организован по типу монастыря архимандрита Софрония (Сахарова)?

    — Да, он и преподобный Силуан Афонский — наши духовные ориентиры. Весь смысл параллели с монастырем, основанным отцом Софронием (ставропигиальный монастырь святого Иоанна Предтечи в Англии. — Прим. ред.), — в общем собрании. Это сердце монастыря. Таких собраний почти нигде нет в русском монашестве, а у нас есть. И опыт показывает, что этими собраниями монастырь живет.

    Иногда нас упрекают, дескать, — у вас такой монастырь открытый, к вам приходят ваши мамы-папы-дети. Так конечно приходят, — раз они прихожане нашего монастыря. Нам что, прятаться от них, избегать? Всех остальных мы любим, а ты, мой родной ребенок, — отойди от меня подальше! Это как минимум странно.

    В нормальном православии должно быть все — и родственные связи, и открытость, и общее собрание.

    У нас есть два вида собрания — сестринское и монашеское. Сестринское — это когда собирается «белое» сестричество (сестры милосердия, их сегодня у нас около трехсот) и 125 «черных», то есть монашествующих сестер. А монашеское собрание — там только духовник, игумения и монашествующие.

    Собрания еженедельны, и проходят они очень по-разному. Это не производственные собрания на тему «Ну, давайте все подумаем над тем, запирать или не запирать монашеский корпус». Там обсуждение любого вопроса каждого, кто хочет, о внутренних проблемах.

    Иногда кого-то просят ответить на вопрос, иногда мы сами вопросы задаем. Бывают и «бои», бывают слезные исповеди, бывают выяснения отношений. Лучше, если сестры разберутся здесь, при нас, — батюшка и матушка помолятся и помогут, и это стопроцентно работает, это то, что необходимо, чтобы действительно стать сестрой.

    А просто запирать это все внутри и пробочкой сверху закупоривать, как джинна в бутылке, и ходить умилительно: «Спаси, Господи», не трогайте меня, я в домике, — это неправда. Гораздо здоровее и правильнее все высказать на собрании, и притом с намерением не обличить сестру, а найти, в чем я виновата. Это трудно, потому что наше естество хочет быть правым. И мы все время себя оправдываем. Иногда после собраний шокирующе открываются глаза, и ты видишь себя вдруг в истинном свете — это то, что необходимо в монастыре. Видеть себя.

    — Может, такие собрания и в миру бы не помешали. Иногда какие-то свои мелкие недостатки ты никак не можешь искоренить, и они очень отравляют жизнь.

    — Да, бывает, что ты на чем-то застрял на десятилетия, и твои исповеди превращаются в заезженную пластинку. Мне кажется, с этой ветряной мельницей иногда даже не надо бороться, с этим надо пожить. Надо остановиться и сказать: «Ну, сейчас вот так, я ее увидел, эту зазубринку, я в себе это осуждаю — но пока ничего не могу сделать. Ты, Господи, сделай, что можешь».

    Потерпи себя таким, — может, год пройдет, может, 10 лет. Да, ты периодически предпринимаешь какие-то жестокие усилия по укрощению этого своего монстра, у тебя даже что-то получается, — но потом все возвращается на круги своя.

    Грех сидит, как вирус, в человеке. От вируса сразу не избавишься, он может всю жизнь пребывать в организме в пассивном состоянии. А потом поднимает голову — и видишь, что ты ни с чем не справился, ты на том же месте. Главное тут — не заунывать.

    Духовная жизнь очень интересна. И надо верить, что это не круг, а спираль. И когда-то она к чему-то приведет. Может, и не к окончательному идеальному результату — но главное — не результат, а путь.

    Не ставить Бога между собой и ребенком

    — Мы много говорили о хоре-семье, монастыре-семье. А что сейчас происходит с вашей семьей, с вашими детьми? Какое место они занимают в вашем сердце?

    — Двое моих детей поют у меня в хоре, а третьего я уже три года не видела. Потому что он живет в Техасе. И у меня нет никакого горя по этому поводу. И я с ним не разговариваю каждый день по скайпу, и вообще у меня нет скайпа. Я не чувствую тут какой-то недостаточности — вот как Господь устроил, так и хорошо, Он устроил все мудро и правильно.

    Мне достаточно, что сын и его семья в далеком Техасе при храме — он там и чтец, и певчий, и в совет приходской входит, и дети в воскресной школе учатся. Православие можно найти везде. Мне как монахине и матери важно, чтобы они были с Богом — и они каждый своим путем вырулили на эту дорогу. Тогда, когда я уже решила, что никого никуда тащить не буду — все уже сказано, все показано. Все были со мной и в хоре, и по монастырям со мной ездили. Все вы знаете — давайте, обретайте свою веру теперь.

    Хотя прийти к такой установке матери очень непросто.

    И меня молодые мамы часто спрашивают, что делать: вот, она красится, пирсинги делает, никак не хочет в Церковь идти. Я говорю — ну оставьте вы ее в покое, похвалите хоть раз этот пирсинг.

    «Вчера тебе было как-то не очень, а сегодня уже ты посимпатичнее выглядишь». Она тогда поймет, что вы на ее стороне. А все время разграничивать, ставить Бога между собой и ребенком — ну что тогда от него ждать.

    — У вас внуки, достаточно ли вам времени для общения с ними?

    — Они знают, что я их бабушка, но называют меня мать Иулиания. Двое из них в Америке, а один здесь — Андрюшка, 11 лет. Он тоже прихожанин нашего монастыря. Дело не в том, сколько, когда и где мы видимся. Пристрастия можно иметь, даже если человек на Луну от тебя улетел.

    Все время думать о нем, не выпускать из сердца, беспрестанно звонить и спрашивать, надел ли ты шарфик сегодня, доел ли вчерашнюю сгущенку — к чему это? Лишнее. Дети уже большие — это мудрые, хорошие, крепкие православные люди, которые самостоятельную веру обрели — не мамину. И это очень важно. И этого я желаю матерям, которые спрашивают: «Как? Почему она такая или он такой?»

    — В чем тогда проявляется любовь к детям?

    — Вот в этом: подставь плечо в любых обстоятельствах. Я тебя не могу одобрить в этом поступке, в этом выборе — но я тебя все равно люблю, все равно пожалею, приходи ко мне, я тебя защищу. С тобой вместе поплачу и не буду тебя осуждать.

    Любовь — когда я не выпускаю человека из молитвы. На большее (или меньшее?) я сейчас уже не способна, все эти сюси-пуси — они человеку не нужны.

    Может быть, кто-то скажет, что это холодность, черствость — но это не так, спросите об этом моих детей. Надо сделать детей своими друзьями. Это можно сделать, только добившись их доверия и полностью принимая их. А не навязывая им свои советы.

    — Вы счастливы?

    — Такого слова в Евангелии нет. Для меня это важный признак: значит, в том пространстве, в каком я нахожусь, в каком служу, этот термин необязателен. Я его вообще не употребляю в жизни. И мне неинтересно о нем рассуждать, потому что можно увязнуть в мириадах трактовок.

    Счастье — это когда тебя понимают — и это правильно. Счастье — когда ты живешь полноценной творческой жизнью — и это правильно. Счастье — когда у тебя все живы и здоровы — и это так. Но это не полнота. Мне этого слова мало, чтобы выразить то, чем я живу.

    Беседовала Анна Ершова

    Фото: Марина Куракина

    Как Ирина Денисова стала матушкой Иулианией: биография неординарной личности

    1. Кто такая Ирина Денисова
    2. Рождение и детство
    3. Получение образования
    4. Монашеский постриг
    5. Личная жизнь
    6. Хор монахини
    7. История создания
    8. Деятельность
    9. Биографические фильмы
    10. Регент
    11. Инокиня
    12. Видео о выступлении хора Ирины

    Кто такая Ирина Денисова

    Рождение и детство

    Получение образования

    Ирина с первого раза поступила в престижную в Советском Союзе Ленинградскую государственную музыкальную консерваторию. Причем на самый трудный факультет — теоретико-композиторский. Ее всегда привлекали духовные песнопения. Для меня музыка, говорила она, была тогда, как иконы для Рублева. Святая Владимирская икона Божией Матери уже со студенческой скамьи навевала умиротворяющие мелодии и оберегала в жизни.

    Монашеский постриг

    Когда известный в столице Беларуси музыковед приняла это решение, ее друзья были в шоке. Ирине тогда уже перевалило за 50, и жизнь складывалась вроде бы успешно. Она считалась популярным среди любителей духовных песнопений композитором, ее уважали и любили.

    Денисова была крещеной, но, как сама признается, лишь формально. В церковь не ходила, постов не придерживалась, увлекалась астрологией. К Господу привели трагические обстоятельства, случившиеся в ее жизни. Из семьи ушел муж, тяжело заболел четырехлетний сын Игнат. Ирина осталась одна с тремя детьми, денег хватало лишь на еду.

    Однажды ее плачущей в храме застал церковный батюшка. Это был отец Андрей Лемешонок, который и благословил женщину спустя годы на монашеский постриг.

    Шансов на спасение Игната врачи не давали. Но случилось чудо — сын выжил.

    В результате страшная болезнь Игната привела меня к свету. И теперь я твердо знаю, что если Бог и попускает совершиться злу, то только для того, чтобы потом это пошло на благо человеку.

    Ирина ушла в Свято-Елисаветинский женский монастырь, один из самых больших в Беларуси. Отец Андрей там был наставником, а матушка Ирина (в постриге — Иулиания) Денисова стала руководить церковным хором. Преподобный Силуан Афонский, его образ — вот духовный стержень этой обители.

    В состав монастыря входят несколько храмов, назовем основные:

    • в честь Святителя Николая Чудотворца;
    • в честь святой покровительницы монастыря преподобномученицы Елисаветы;
    • домовая церковь в честь блаженной Ксении Петербургской в психоневрологическом диспансере, окормляемом монастырем;
    • в честь Воскрешения праведного Лазаря Четверодневного на Северном кладбище,
    • в честь иконы Божией Матери «Державная».

    Личная жизнь

    Внешне жизнь Ирины выглядела вполне удачливой. С мужем — тоже весьма талантливом музыкантом — познакомилась в Ленинградской консерватории, по окончании которой они вместе вернулись в родной Минск. В 1989 году муж и жена крестились. В музыкальных кругах их семья считалась идеальной.

    Но через 13 лет брак распался. И беды, одна за другой, посыпались на голову бедной женщины. Переломным моментом в ее судьбе стала болезнь сына Игната (онкология в последней стадии), которого чудом удалось спасти по молитвам матери к Пресвятой Богородице.

    Ирина сама пришла к Богу и привела к Нему своих детей. В начале 90-х годов прошлого столетия начался для них непростой процесс воцерковления.

    У нее трое внуков. Двое живут в Америке, третий — в Минске, он является прихожанином монастыря. Бабушку внуки называют мать Иулиания.

    Хор монахини

    Одно из первых духовных песнопений композитора Денисовой, с которого начинается Великий Пост, называется «Душе моя». Написана эта завораживающая мелодия еще в середине 90-х годов. Сегодня их более 150, многие ее авторские композиции исполняются церковными хорами.

    История создания

    Для того чтобы собрать творческий коллектив, для начала достаточно двух-трех человек, считает Денисова. Инициативная группа быстро обрастает новыми членами. Она их искала также среди выпускников Ленинградской консерватории, которую в свое время успешно окончила. Ей помогали: в Питере — одноклассница Елена, в столице РФ — москвичка-сокурсница, в Минске — друзья-музыканты.

    Раньше Ирина сама пела в церковной группе минского Петропавловского собора, где регентом как раз и была ее одноклассница Лена. Десять лет Денисова участвовала в этом коллективе, а потом и возглавила его. Так что опыт церковного пения у Ирины был достаточным.

    В праздничном хоре Минского Свято-Елисаветинского монастыря царит полная демократия. Его создатель не считает, что регент — это руководящая должность, и отрицает строгую субординацию. Мы все — друзья, говорит она. Люди в коллективе разные, каждый — со своим житейским и церковным опытом. Но главное, что их объединяет — это дух соборности и понимания духовной миссии, которую они выполняют.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: