Никольский храм в Воронеже: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Храм во имя свт. Николая Чудотворца город Воронеж, мкр-н Никольское

О храме

История

Церковь Николая Чудотворца — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в микрорайоне (бывшем селе) Никольское Левобережного района Воронежа (ул.Колодезная, 30б).
До 1918 года в Никольском уже была церковь Николая Чудотворца, построенная в 1905 году. При советской власти храм разрушили. На том месте, где стояла церковь, в советское время построили жилые дома селян. Поэтому новый храм решили строить на месте бывшего дома управляющего усадьбой помещика Н.Н. Паренаго. После революции в нем находился сельский клуб, а в перестройку его попросту «растащили». Остались только крепкие кирпичные стены, которые и послужили основой для будущего храма. Работы еще очень много, но жители села верят, что совместными силами они выполнят эту сложную задачу.
Строительство нового храма началось в 2005 году. Автор проекта – архитектор А.Г. Федорец. В архитектуре использованы традиционные формы русского храмового зодчества. Форма — «корабль». Высота храма — 13 метров, колокольни — 16 метров.
Заведует строительством председатель прихода Решетникова Анна Евсеевна. Анна Евсеевна переехала в Воронежскую область десять лет назад из Казахстана. На вопрос журналистов, что подтолкнуло к началу строительства, Решетникова ответила: «Людям нужен храм. В поселке шесть тысяч жителей, большинство из них православные христиане. Вот с Божьей помощью мы и построим храм Николая Чудотворца».

Настоятелем Никольского храма является протоиерей Олег Гребенкин.

Святыни

Чтимая икона св.Николая Чудотворца

Дни памяти: Май 22, Декабрь 19

Камушек с места страдания мч. ВАСИЛИСКА. Эта святыня, привезенная паломниками из села Каманы в Абхазии. На камнях выступили как будто капли крови. Эти голыши разбирают, а на следующих камнях опять выступают капли крови.

МУЧЕНИК ВАСИЛИСК

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 — 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).

Тропарь,Глас 4:

Мученик Твой, Господи, ВАСИЛИСК, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

История храма в фотографиях

Красота храма с высоты птичьего полета http://nikolchudotvor2.cerkov.ru/?p=2790&preview=true

СВЯТЫЕ МЕСТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Успенский храм – один из старейших храмов в Воронеже, связанный с именем Петра I. Первое упоминание о церкви, тогда еще деревянной постройки, относится к 1594 году. Около 1600 года вокруг храма возник Успенский мужской монастырь. Через некоторое время мужской монастырь был перенесен с набережной, и здесь осталась только Успенская церковь. В Адмиралтейском храме святитель Митрофаний, первый епископ Воронежский, совершал богослужения и освящал корабли.

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Торжке: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

В 1941 году храм был закрыт. В 70-е годы были выделены средства на реставрацию храма, 14 сентября 1996 года он был освящен.

Строительство Казанского храма началось в 1903 году на том месте, где некоторым жителям было видение образа Казанской иконы. Освящен храм был в престольный праздник в 1911 году. Во время Великой Отечественной войны храм был полуразрушен. В августе 1943 года верующие обратились к власти с ходатайством вернуть храм Церкви. 5 октября 1946 года в храме было разрешено совершать богослужения.

Казанский храм, построенный в псевдорусском стиле, является памятником архитектуры.

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1642 г. В 1767 г. здесь началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 г. епископ Воронежский Тихон II освятил главный престол. Ильинская церковь построена в стиле барокко, почти полностью свободным от перестроек снаружи.

Ильинский храм тесно связан с фамилией Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич был священником этого храма в 60—70-е годы ХVII века. Его сын Евфимий, будущий митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был крещен в Ильинской церкви.

Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году.

На протяжении XVII — начала XIX века Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. В 1804-1819 гг. была построена двухэтажная каменная церковь. Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме была совершена первая Божественная литургия. В храме монастыря находится много святынь. Одна из них – почитаемый образ Божией матери «Живоносный источник».

Храм в Черкизове

В московском храме Пророка Илии хранится редкая икона Святителя Алексия, а рядом с храмом почивают мощи блаженного Ивана Корейши…

Московский храм во имя Пророка Божия Илии, что в Черкизове(район Москвы), известен тем, что в нем хранится редкая икона Святителя Алексия и рядом с ним почивают мощи блаженного Ивана Яковлевича Корейши.
Красавец-храм производит необыкновенное впечатление. Входишь в него, и как будто погружаешься в таинственную глубь веков. Храм старинный, намоленный. Иконы необыкновенные, старые — каждая как будто из музея древностей. Еще бы, этот храм стоит с 1690 года! А построен на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году!
Храм прямо связан с именем многих русских Митрополитов — и прежде всего со Святителем Алексием. Название свое село Черкизово ведет от имени первого владельца, Ордынского царевича Серкиза (Черкиза), который служил у великого князя Димитрия Ивановича Донского и за службу получил земли близ Москвы. Крестившись, царевич Серкиз стал носить новое имя — Иван Черкизов. Служил царевич России верно, вплоть до того, что его сын Андрей на Куликовом поле был воеводой Переяславского полка и там же сложил свою голову.
Вскоре Черкизово перешло к слуге Святителя Алексия крещеному татарину Илье Озакову. Он-то и построил в Черкизове первый деревянный храм во имя святого Пророка Божия Илии, и вскоре оно вместе с церковью было передано Ильей Озаковым Митрополиту Московскому Алексию, который сделал его летней резиденцией (зимняя была в Чудовом монастыре, который тоже устроил Святитель Алексий в память чудесного исцеления по его молитвам татарской ханши Тайдулы).
По духовному завещанию Святителя Алексия Черкизово отходило в кафедральный Чудов монастырь. Так село стало резиденцией московских Митрополитов. Черкизово — очень крупное владение, не менее 2000 десятин земли, десять селений, 36 пустошей. Со временем вокруг церкви святого Пророка Илии сложился “монастырский двор”.
В Смутное время польско-литовского нападения на Русь храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. А в бытность Святейшего Патриарха Кир Адриана в 1690 году на месте деревянного храма построен каменный, с приделом Святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца.
Со временем, особенно при Святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.
Судьба храма необычна. В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Ильинский храм устоял даже тогда, когда при строительстве метро планировалось провести линию прямо под ним. Верующие москвичи стеной встали на защиту святыни. Власти вынуждены были уступить, хотя во время этого строительства доламывали то, что еще не успели разрушить: невдалеке от храма святого Пророка Илии было снесено четыре церкви. Староста храма Владимир Григорьевич Киселев рассказывает:
— Если замечали, когда ездите в метро, поезд около Черкизово сбрасывает ход, идет какое-то время тихо, а потом снова набирает скорость. Линию по просьбе верующих отодвинули от храма на безопасное расстояние, но все равно соблюдается осторожность. У нас установлены датчики, показывающие уровень колебания почвы. Слава Богу, церковь стоит. И это промыслительно! Здесь, в храме и при храме, неоценимые сокровища духовные.
Мы входим в храм и смотрим старинную икону “Исцеление Тайдулы” по молитвам Святителя Алексия. По словам Владимира Григорьевича, икона эта очень редкая, может быть, единственная в России. С трепетом и благоговением подходят к ней верующие.
Но, конечно, главная святыня храма — это могилка известного московского блаженного Ивана Яковлевича Корейши (1783 г. — 19 сентября 1861 г.). Многие Православные его знают, но не ведают, куда нужно ехать, чтобы поклониться ему.
Иван Яковлевич — человек Божий. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: “Студент холодных вод”. И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: “Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй”. Так он говорил о своей скорой смерти.
Любимые стихи, которые он пел:

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верх священных горних мест?

Читайте также:
Тихвинский Богородичный монастырь в Тихвине: история и адрес монастыря

Тот, кто ходит непорочно,
Правду навсегда творит
И нелестным сердцем точно,
Как языком, говорит.

Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.
Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих упекли его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: “Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя — у меня забудешь прорицать!”
Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Известность его была столь велика, что его образ оказался запечатлен в произведениях Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Люди задавали самые разные вопросы — духовные и житейские. Ответами своими он постоянно возвращал людей от житейского к духовному:
— Будут ли мне рады в Петербурге?
— Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9-10 праведных спасенных.
— Что ожидает рабу Божию N?
— Мир нетления.
Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения.
Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому больница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека “Миронку”, который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями “сокрушал” специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Прозорливостью он обладал удивительной.
Когда Ивану Яковлевичу предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что “идти никуда не хочет, а тем более в ад”. Таково было его полное и окончательное отвержение мира.
Необычайна была и кончина старца. В житиях не приходилось встречаться с подобными случаями. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: “Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!” И испустил дух.
Тело раба Божия Иоанна пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя (Смоленск, Московский Покровский монастырь, где нынче почивают мощи святой блаженной Матроны Московской, Алексеевский монастырь). Но Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича). Не Иван ли Яковлевич сохранил от разрушения знаменитый храм в Черкизове?
Доныне приходят люди на могилку к Ивану Яковлевичу и просят утешения в скорбях, болезнях, вразумления и заступления. На могилке всегда цветы, кто-то кладет мелкие деньги, кто-то оставляет свечи.
Стоишь и чувствуешь себя не в Москве, а на сельском погосте: так проста и безыскусна вся обстановка у могилки знаменитого старца, так тихо и хорошо рядом с ним.
. И у меня тоже на могилке старца произошло маленькое чудо. По пути в храм я делился с женой сомнениями: следует ли мне для укрепления здоровья пить траву расторопшу? И когда, помолившись на могиле блаженного, выходил за ограду храма, услышал, как один нищий у ворот громко сказал другому: “Я расторопшу пью. Помогает”.
Слышит нас и теперь Иван Яковлевич. И посылает ответ.

Читайте также:
Сретенская духовная семинария: описание, учебный процесс, курсы и лекции

На снимках: Портретное изображение блаженного Ивана Яковлевича Корейши на его могиле; Могила блаженного.

Храм Илии Пророка в Москве

Черкизовский район Москвы привлекает паломников и туристов уникальной православной святыней 14 века. Храм Ильи пророка в Москве — православная церковь Московской епархии, сохранившая уникальность со дня её основания.

История постройки

Исторические сведения не сохранили точных дат основания Черкизово. Известно, что некоторое время селом владел обращенный в христианство потомок татарских царей Андрей Серкизов, погибший в битве на Куликовом поле.

В конце 14 века владельцем подмосковного Черкизова упоминается Илья Озаков, так же потомок татар, он продает свои земли митрополиту Алексию. При владении Ильей Озаковым Черкизовым и была возведена первая деревянная Ильинская церковь, в честь ангела-хранителя владельца села.

С высокого холма, на котором возвышалась православная святыня, освященная в 1590 году, на много верст вокруг был слышен колокольный звон. Вотчина чудотворца Алексия своими лесными дубравами, живописными берегами реки Сосенки, впадающей в Яузу, привлекала царских особ, часто посещающих и Ильинский храм во время отдыха в этих краях.

По завещанию митрополита Алексия после его смерти село и церковь Ильи Пророка Божьего отошли к Чудову монастырю, и были в его владении до 1764 года.

В конце 17 столетия во времена Патриарха Андриана началось возведение каменного храмового комплекса после пожара в деревянном строении, который был освящен митрополитом Иосафатом. В то же время был освящен новый придел в честь митрополита Алексия.

С 1874 года Черкизовский храм пророка Ильи является отдельным приходом. В это же время в летописи говорится о церковном кладбище в Черкизово и небольшой часовенке при нем.

Интересно! Историки описывают Ильинскую святыню начала 18 столетия, как великолепное здание с удивительной красоты лепниной, стеклянными оконницами, трапезной и колокольней с пятью колоколами.

Значение села Черкизово увеличивается с назначением Чудова монастыря кафедрой Московской митрополии. Здесь часто бывали московские владыки Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

В 1821 году московский архитектор Матвей Казаков руководил перестройкой Черкизовской церкви, во время которой центральный купол был дополнен четырьмя боковыми главками.

Черкизовское кладбище является самым древним московским некрополем, здесь в 1861 году похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейшу, почитаемого среди народа святым.

При каждой перестройке архитекторы тщательно изучали первоначальную архитектуру постройки, чтобы сохранить уникальность древней святыни, но искажения были неизбежны. При расширении храмового пространства алтарь в северном приделе стал шире за счет уборки дуговых перемычек окон, увеличен шатер над колокольней.

Перестройки в конце 19 века каждый раз вызывали жаркие споры историков и архитекторов.

Период потрясений и восстановления

Тысячи людей с молитвами и прошениями приходят к святому пророку на протяжении нескольких столетий, благодаря заступничеству святого Ильи храмовые богослужения не прекращались со дня основания церкви.

Пережила с минимальными потерями святыня и страшные года после революции, богослужения не прекращались ни на один день, только в 1929 году был запрещен колокольный звон.

Читайте также:
Патриарший мост: где находится и как добраться, история и описание

В начале 30-х годов во время пасхального празднования оторвался колокольный язык, пробив крышу, он застрял в полу, позже все колокола были сняты и изъяты советской властью. Только покровительство Ильи Пророка спасло Черкизовскую святыню от закрытия во время строительства метрополитена.

При настоятеле Павле Цветкове Ильинская святыня принимала под свою охрану святые образа храмов и монастырей, подлежащих уничтожению. Угроза закрытия постоянно висела над храмом Ильи пророка обыденного в Москве, что привело к тому, что он совершенно не ремонтировался до 1982 года.

Древний памятник архитектуры напомнил властям о себе табличкой, на которой было написано, что здание находится под охраной государства. Настоятель храма Алексей Глушаков добился реставрации церкви, во время которой были:

  • реставрированы внутренние помещения;
  • обновлена роспись стен и икон;
  • построен дом причта.

Удивительная находка взбудоражила весь православный мир, когда при замене в 1996 году старых построек была обнаружена считавшаяся утерянной икона святого пророка Ильи. Реставратор Венедикт Суворов и художник Сергей Захаренков руководили восстановлением святых образов на главном иконостасе, сохранив его в первоначальном виде.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) благословил роспись настенных фресок в подкупольных сводах в стиле 17 века.

Современное состояние

Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением кованой ограды вокруг храмового комплекса. В 2006 году вновь запели колокола, заново отлитые и подаренные древней святыне.

Настоятелем церкви святого пророка Ильи в Черкизове в 2011 году стал Архимандрит Савва, под его руководством протоиерей Чвилев, пять священников, протодиакон и диакон.

Храмовый комплекс включает престолы:

  • Воздвижения креста Господня;
  • Святителя Алексия, митрополита:
  • Пророка святого Ильи.

2 августа храмовое подворье полностью заполнено прихожанами, пришедшими на богослужение по поводу престольного праздника в честь Ильи пророка Божьего.

Святыни и престольные праздники

Паломники и гости столицы при посещении храмового Ильинского комплекса спешат помолиться у чудотворных икон Богородицы:

  • Живоносный источник;
  • Иверская, написанная на Афоне;
  • Успенская;
  • Иерусалимская.

Всегда людно у святого образа «Исцеление святителем Алексием Ханши Тайдулы» и иконы с мощами святых семи отроков Эфесских. При посещении Черкизовского некрополя посетители приходят с прошениями и молитвами к могиле юродивого Ивана Корейши.

Важно! Престольный праздник главного престола — Воздвижение Животворящего Креста Господнего, два придела освящены в честь митрополита Московского Алексия и пророка Ильи.

Как добраться

Адрес: Москва, ул. Большая Черкизовская, дом 17. Доехать до уникальной московской святыни можно автобусами 171 и 230, троллейбусами 32 и 41. На метро — станция «Черкизово».

Богослужения проводятся ежедневно, их расписание можно узнать на официальном сайте храма.

Во все будние дни, кроме понедельника и вторника, утренняя служба начинается в 8.00, вечерня — в 17.00. По воскресным и праздничным дням утренняя Литургия звучит дважды, в 7.00 и 10.00. на всенощное бдение прихожане собираются в 18.00 летом, в 17.00 — зимой.

К сведению желающих посетить Черкизовский некрополь, он открыт в летний период с 9.00 по 19.00, в зимнее время часы посещений сокращены до 17.00.

Храм Илии пророка в Черкизове (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Илии пророка в Черкизове (Москва)

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове — православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия. Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В 1689—1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Читайте также:
Храм Ксении Петербуржской в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) — архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Деятельность прихода [ править ]

При храме действует воскресная школа, ведется работа с молодежью, осуществляется социальное служение.

Святыни [ править ]

Особо почитаемые иконы: Божией Матери – «О Всепетая Мати. » (или «Живоносный Источник»), Иерусалимская, Успения, Иверская (Афонского письма), образ редкой иконографии «Исцеление святителем Алексием ханши Тайдулы»; икона и мощи семи отроков Эфесских.

В ограде храма находится могила известного московского юродивого XIX века, местночтимого Иоанна (Ивана Яковлевича Корейши).

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17 (ст.м. Преображенская площадь, Черкизовская)

Телефон дежурного священника: +7 926 4120340.

Паломнику [ править ]

Богослужения в храме совершается ежедневно.

в храме размещена крестильня с баптистерием для взрослых.

Илиинская церковь в Черкизове

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле. Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим православие.

Имя Озаковых встречается еще в связи с митрополитом Киевским Михаилом. Так, в числе сопровождавших на поставление митрополита Михаила (Митяя) в Константинополь в 1377–1379 годах был Сергей Озаков, родной брат владельца Черкизова Ильи Озакова. Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому иерарху. Среди них упоминается село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году и «Алымово то ж», принадлежащая с XVI века Чудову монастырю. Возможно, что эта носящая татарское имя деревня Алымово, позже называвшаяся селом Богородским по устроенному в ней храму во имя Успения Пресвятой Богородицы, в те годы относилась к Черкизову. Таким образом, село Черкизово на речке Сосенке становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Именно Илье Озакову мы обязаны ныне существующим черкизовским храмом, который никогда не закрывался, хотя в советское время многие церкви по всей России были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм уцелел. С древних времен и поныне оглашает он восточные окрестности столичного града своим колокольным звоном.

Изначально поставленная на высоком холме Ильей Озаковым во имя своего небесного покровителя пророка Илии церковь была деревянной. Как и отстроенную значительно позже нынешнюю белокаменную, ее было видно далеко окрест. И в праздники, и в будни по протоптанным со всех сторон холма тропинкам сюда стекался народ Божий. Не только с близлежащих подмосковных деревень, но и из самой Москвы ехали в Черкизово на богомолье православные христиане. Особенно много собирал этот древний храм в Ильин день, в свой престольный праздник, так что от гостей было не продохнуть.

Вероятно, веками намоленное место и ходатайство перед Богом святого пророка Илии принесли свои плоды: пережив войны и революции, годы лихолетий и богоборчества, храм выстоял. Ведь, к слову сказать, и другой московский храм, тоже названный во имя пророка Божия Илии, который находится в центре столицы, в Обыденском переулке, также никогда не закрывался. Кто-то может посчитать это простой случайностью или счастливым совпадением, но у людей верующих на этот счет имеется своя вполне определенная точка зрения.

Читайте также:
Храм Девяти мучеников Кизических в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Святитель Алексий митрополит Московский, правивший с 1354 по 1378 годы, купил у Ильи Озакова это село на свои келейные деньги. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Темный (1425–1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». «С того времени, конечно, уже не одна церковь сменила другую, пока, наконец, не была сооружена в 1690 году каменная с приделом во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В недавнее же время устроен еще придел во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня и сооружена новая колокольня», – сообщает в своей книге П.В. Синицын. По этим же сведениям, Черкизово впервые встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено на мое серебрецо».

В те далекие годы Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге П.В. Синицын. Напомним, что с самого начала митрополит Алексий завещал свое село Чудову монастырю, которое оставалось за ним до 1764 года.

С 1764 года храм во имя святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходским храмом. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного Патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры. Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов, а поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения села Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года церковь в Черкизове выглядит примерно так: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

В позднейшее время, по сведениям того же исследователя П.В. Синицына, сельцо Черкизово особенно полюбили митрополиты Московские Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

За свою многолетнюю историю черкизовский храм строился и перестраивался неоднократно. В 1821 году он был отремонтирован при участии знаменитого московского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К его центральному куполу были пристроены четыре боковые главки. К 1825 году был расширен северный придел, который освящен митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) во имя митрополита Московского Алексия.

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь эта является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года. Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории, написанное от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду. Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам мос­ковской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

Читайте также:
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

По их предположению, перестройка алтаря одновременно с перестройкой придела и трапезной была произведена с целью расширения, так как алтарь стал намного больше, были убраны дуговые перемычки с окон, которые после этого тоже стали побольше, приняв прямоугольный вид. К позднейшим искажениям относится перестройка верхней части и шатра колокольни. «Еще позднее, судя по стилю, была искажена северная стена храма, – в ней был пробит широкий пролет, разделенный на 3 части дорическими колоннами; к этому же времени должно отнести переделку кровли, в которой сделаны четыре деревянные фронтона с деревянными же карнизами», – отмечалось в документе.

Вместе с тем, архитекторы высказывали замечания к чертежам на новую переделку церкви. Так, по их расчетам, нельзя допустить перестройку южной стены храма, где предполагалось сделать большой пролет с дорическими колоннами, подобный пролету северной стороны, убирая дверь и окно, потому что в результате этого могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника. По их выражению, не должны произойти «сломка и перестройка» более поздних пристроек – северного придела и трапезной XVII века. Эти сооружения надо привести в свой первобытный вид.

Однако несмотря на все замечания, в целом предстоящие работы по возвышению колокольни архитекторами были поддержаны. Хотя и со своими конкретными, без какого-либо пафоса, пожеланиями, в которых чувствуется и неординарная личность этих неравнодушных к отечественной истории людей, и их неподдельный патриотизм: «Желательно, чтобы в новых ея формах составитель проекта в отделке пролетов и в деталях карнизов и других архитектурных украшений, принял за образец детали существующей церкви как представляющие хорошие образцы древнего русского зодчества, достойные подражания и по художественному своему достоинству превосходящие современные измышления; также желательно, чтобы деревянные фронтоны и надстройки над шеями глав были уничтожены и восстановлен был прежний вид, по крайней мере, тот, какой имела церковь до последнего искажения».

Позднее, и в 1888, и в 1894 годах храм снова подправлялся, ремонтировался, менялся, о чем свидетельствует дошедшая до наших дней переписка, сохраненная в Центральном государственном историческом архиве Москвы.

В первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советское время в храмовое здание входили, как и положено, через западные двери лицом к алтарю, но в ограду храма можно было попасть только через южные ворота, со стороны Стромынской дороги. Сейчас тот же вход, с юга. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Поскольку церковь то и дело собирались закрывать, она долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта. Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Реставрация главного иконостаса центрального Крестовоздвиженского придела была проведена силами реставратора Венедикта Степановича Суворова из Санкт-Петербурга и художника Сергея Леонидовича Захаренкова (+2004). В течение трех лет, начиная с 1986 года, иконостас был целиком, ряд за рядом, разобран. Оказалось, что он полностью был сохранен в своем первоначальном виде. По благословению архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который в этот период был направлен в помощь настоятелю храма Илии пророка, были заново расписаны подкупольные своды древнего четверика в технике настенной фрески конца ХVII века.

Читайте также:
Храм Анастасии Узорешительницы в Москве: описание и адрес храма, святыни, расписание богослужений

В начале нового тысячелетия храм был обнесен кованой оградой на кирпичных столбах с двумя воротами, какая была здесь в конце XIX века.

© Фотографии из архива Илиинского прихода

Храм Ильи Пророка в Черкизове. Илиинская церковь в Черкизове

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Появление православных храмов всегда говорило о том, что религия – опиум для народа. Оно практически так и есть, ведь всем необходимо успокоение и расслабление при каких-либо жизненных неурядицах. Такие места, куда люди могли прийти и рассказать о всем том, что их гложит, начали создавать практически в каждом городе и селении. Назвали его храмом пророка Илии в Черкизове. Это место стало известно тем, что кладбище, рядом с ним, является самым старым кладбищем Москвы.

История постройки

Исторические сведения не сохранили точных дат основания Черкизово. Известно, что некоторое время селом владел обращенный в христианство потомок татарских царей Андрей Серкизов, погибший в битве на Куликовом поле.

В конце 14 века владельцем подмосковного Черкизова упоминается Илья Озаков, так же потомок татар, он продает свои земли митрополиту Алексию. При владении Ильей Озаковым Черкизовым и была возведена первая деревянная Ильинская церковь, в честь ангела-хранителя владельца села.


Храм Илии Пророка в Черкизове, Москва

С высокого холма, на котором возвышалась православная святыня, освященная в 1590 году, на много верст вокруг был слышен колокольный звон. Вотчина чудотворца Алексия своими лесными дубравами, живописными берегами реки Сосенки, впадающей в Яузу, привлекала царских особ, часто посещающих и Ильинский храм во время отдыха в этих краях.

По завещанию митрополита Алексия после его смерти село и церковь Ильи Пророка Божьего отошли к Чудову монастырю, и были в его владении до 1764 года.

В конце 17 столетия во времена Патриарха Андриана началось возведение каменного храмового комплекса после пожара в деревянном строении, который был освящен митрополитом Иосафатом. В то же время был освящен новый придел в честь митрополита Алексия.

С 1874 года Черкизовский храм пророка Ильи является отдельным приходом. В это же время в летописи говорится о церковном кладбище в Черкизово и небольшой часовенке при нем.

Интересно! Историки описывают Ильинскую святыню начала 18 столетия, как великолепное здание с удивительной красоты лепниной, стеклянными оконницами, трапезной и колокольней с пятью колоколами.

Значение села Черкизово увеличивается с назначением Чудова монастыря кафедрой Московской митрополии. Здесь часто бывали московские владыки Тимофей (Щербацкий) и Платон (Левшин).

В 1821 году московский архитектор Матвей Казаков руководил перестройкой Черкизовской церкви, во время которой центральный купол был дополнен четырьмя боковыми главками.


Внутреннее убранство Ильинского храма

Черкизовское кладбище является самым древним московским некрополем, здесь в 1861 году похоронили знаменитого московского юродивого Ивана Яковлевича Корейшу, почитаемого среди народа святым.

При каждой перестройке архитекторы тщательно изучали первоначальную архитектуру постройки, чтобы сохранить уникальность древней святыни, но искажения были неизбежны. При расширении храмового пространства алтарь в северном приделе стал шире за счет уборки дуговых перемычек окон, увеличен шатер над колокольней.

Перестройки в конце 19 века каждый раз вызывали жаркие споры историков и архитекторов.

Летопись

История храма началась в 14 веке. Хозяин селения Черкизово Илья Озаков поставил на берегу реки деревянную пятиглавую церковь и назвал ее в честь своего ангела-хранителя. Вскоре Московский митрополит Алексий выкупил село вместе с церковью и обосновал там свою летнюю резиденцию, передав во владения Чудского монастыря. Храм и выстроенный рядом дом патриарха составляли изумительный ансамбль деревянного зодчества. Последующие патриархи продолжали развивать и обустраивать обитель, регулярно приезжая туда на летний отдых.

В начале 16 века в Смутные времена Ильинская церковь была сожжена, но вскоре отстроена заново. После очередного пожара, разрушившего постройки, в 1689-1690 годах при митрополите Адриане была возведен каменный храм. Новая церковь стала однокупольной с трапезной и колокольней. Были обустроены новые приделы — Святителя Алексия и Воздвижения Креста Господня. С этого времени у храма появилось второе название — Крестовоздвиженский.

В 1821-1825 годах при реконструкции храм был расширен и снова стал пятиглавым. Все работы по перестройке здания проводились очень аккуратно, стараясь не повредить уникальные сооружения прошлых лет. К концу 19 века поселение Черкизово значительно увеличилось, и встал вопрос о новой реконструкции здания. В 1890 году перестройка была закончена, был восстановлен одноглавый купол и возведена новая колокольня. Храм заново освятил Московский патриарх Иннокентий. Под его руководством был перестроен и дом митрополита.

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Тольятти: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В советское время храму Илии Пророка повезло — его не снесли и не закрыли, как большинство церквей по всей России. Лишь в тридцатые годы со звонницы были сняты все колокола. Во время Великой отечественной войны служители храма вместе с прихожанами собрали один миллион рублей на постройку самолета. Сталин оценил патриотизм священников и жителей Черкизова, выразив свою благодарность. Может быть, этот факт сыграл решающую роль в решении о сохранении храма. Церковь осталась действующей и службы не прекращались ни на один день. В обитель свозились иконы и другие православные ценности из закрытых и разрушенных церквей.

К восьмидесятым годам прошлого века постройки настолько обветшали, что храм был на грани полного разрушения. В 1982 году была начата реставрация собора и его внутреннего убранства. В девяностых годах пожары разрушили резиденцию митрополитов. Серьезная реконструкция всего комплекса зданий, принадлежащих храму Пророка Илии, началась только в 21 веке. В 2006 году церковь вновь обрела колокола, отлитые на заводе ЗИЛ. Постепенно восстанавливаются другие храмовые постройки, в том числе и патриаршая резиденция.

Видео: История храма

Период потрясений и восстановления

Тысячи людей с молитвами и прошениями приходят к святому пророку на протяжении нескольких столетий, благодаря заступничеству святого Ильи храмовые богослужения не прекращались со дня основания церкви.

Пережила с минимальными потерями святыня и страшные года после революции, богослужения не прекращались ни на один день, только в 1929 году был запрещен колокольный звон.

В начале 30-х годов во время пасхального празднования оторвался колокольный язык, пробив крышу, он застрял в полу, позже все колокола были сняты и изъяты советской властью. Только покровительство Ильи Пророка спасло Черкизовскую святыню от закрытия во время строительства метрополитена.

При настоятеле Павле Цветкове Ильинская святыня принимала под свою охрану святые образа храмов и монастырей, подлежащих уничтожению. Угроза закрытия постоянно висела над храмом Ильи пророка обыденного в Москве, что привело к тому, что он совершенно не ремонтировался до 1982 года.


Мозаичная икона святого пророка Илии на фасаде храма

Древний памятник архитектуры напомнил властям о себе табличкой, на которой было написано, что здание находится под охраной государства. Настоятель храма Алексей Глушаков добился реставрации церкви, во время которой были:

  • реставрированы внутренние помещения;
  • обновлена роспись стен и икон;
  • построен дом причта.

Удивительная находка взбудоражила весь православный мир, когда при замене в 1996 году старых построек была обнаружена считавшаяся утерянной икона святого пророка Ильи. Реставратор Венедикт Суворов и художник Сергей Захаренков руководили восстановлением святых образов на главном иконостасе, сохранив его в первоначальном виде.

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) благословил роспись настенных фресок в подкупольных сводах в стиле 17 века.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Современное состояние

Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением кованой ограды вокруг храмового комплекса. В 2006 году вновь запели колокола, заново отлитые и подаренные древней святыне.

Настоятелем церкви святого пророка Ильи в Черкизове в 2011 году стал Архимандрит Савва, под его руководством протоиерей Чвилев, пять священников, протодиакон и диакон.

Читайте также:
Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

Храмовый комплекс включает престолы:

  • Воздвижения креста Господня;
  • Святителя Алексия, митрополита:
  • Пророка святого Ильи.

2 августа храмовое подворье полностью заполнено прихожанами, пришедшими на богослужение по поводу престольного праздника в честь Ильи пророка Божьего.

История Храма

Храм Пророка Илии в Черкизове ведет свою историю с XIV в. Возникновение обители связано с выходцем из татаро-монгольского ига царевича Серкизи, после крещения получившего имя Иван Серкизов. Сын царевича- боярин Андрей Иванович владел селом, названным в его честь — Черкизово.

Позже поселением распоряжался другой верующий человек — Илья Озаков, крестившимся и принявшим православную веру. Озаков построил в Черкизове обитель из дерева и посвятил ее своему защитнику на небе — прорицателю Илие.

Во второй половине XIV в. Московский митрополит Святитель Алексий купил Черкизово и по своему церковному завещанию в 1378 г. передал его в ведение Чудова монастыря в Москве.

Сельское поселение Черкизово нравилось Святителю, в летнее время он предпочитал отдыхать здесь в архиерейской даче, выстроенной специально для этой цели. В дальнейшем дача выполняла функции летней резиденции и для продолжателей дел священнослужителя.

Во времена польского набега деревянная обитель в селе сгорела. На ее месте в конце XVII в. выстроили и освятили собор из белого камня. В новой обители появился дополнительный алтарь в честь Святителя Алексия, звонница с 5 колоколами, трапезная.

Колокола сняли в начале XX в. после политического переворота и революции. Только в 2006 г. новые колокола, которые изготовили на заводе ЗИЛ, вернулись на прежнее место и сейчас снова созывают народ на церковную службу.

Святыни и престольные праздники

Паломники и гости столицы при посещении храмового Ильинского комплекса спешат помолиться у чудотворных икон Богородицы:

  • Живоносный источник;
  • Иверская, написанная на Афоне;
  • Успенская;
  • Иерусалимская.


Богослужение в храме Илии Пророка

Всегда людно у святого образа «Исцеление святителем Алексием Ханши Тайдулы» и иконы с мощами святых семи отроков Эфесских. При посещении Черкизовского некрополя посетители приходят с прошениями и молитвами к могиле юродивого Ивана Корейши.

Важно! Престольный праздник главного престола — Воздвижение Животворящего Креста Господнего, два придела освящены в честь митрополита Московского Алексия и пророка Ильи.

Село было отдано по духовному завещанию

Где-то в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту. Среди них упоминается Черкизовское, отданное, в свою очередь, по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году. Таким образом, село становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге Пётр Синицын.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году – шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища — также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши – известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783–1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: