Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Никольский монастырь в Переславле-Залесском – летопись испытаний и возрождения

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, д. 43
Дата основания: 1350 год
Основные достопримечательности: собор Николая Чудотворца, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Петра и Павла, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице
Святыни: Корсунский крест, мощи преподобного Корнилия Молчальника, мощи благоверного Андрея Смоленского, икона с частицей мощей праведного Иоанна Русского икона с частицей мощей святого Лазаря Четверодневного, рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых, икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, икона святителя Николая с частицей мощей, икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей, икона священномученика Климента, папы Римского с частицей мощей, икона святого великого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, икона святого мученика Виктора с частицей мощей
Координаты: 56°43’56.1″N 38°50’13.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Древний монастырь был основан в Переславле-Залесском в середине XIV века. Самые старые из его сохранившихся построек относят к XVIII – началу XX века, и они являются объектами культурно-исторического наследия. Обитель посвящена почитаемому христианской церковью Святителю Николаю. Сегодня она активно отстраивается и принимает в своих с стенах и православных паломников, и путешественников, желающих увидеть памятники древнерусской архитектуры.

Никольский монастырь с высоты птичьего полёта

История становления Никольского монастыря

Мужской монастырь основал в 1348 году родившийся в Переславле Дмитрий Прилуцкий, который происходил из богатой купеческой семьи. Монашеский постриг он принял в Переславле, в Горицком монастыре. Там же он стал и священником. После основания новой обители Дмитрий Прилуцкий стал ее игуменом.

Он хорошо знал Сергия Радонежского и был с ним духовно близок. Кроме того, Дмитрий Прилуцкий являлся крестным отцом детей великого князя Дмитрия Донского.

Место, где вырос новый, поначалу деревянный монастырь, было низинным, заболоченным и заросшим кустарником и деревьями. Поэтому в старых документах обитель часто называют Николаевский монастырь на Болоте. Он сразу приобрел известность и привлек множество верующих.

Собор Николая Чудотворца

В последующие века эту христианскую обитель ждали большие испытания, и она была несколько раз полностью разорена. В 80-е годы XIV века хан Тохтамыш после разграбления Москвы, направил свои войска к северу. Вместе с другими русскими городами был уничтожен и Переславль. По словам историка Н.М. Карамзина, части жителей удалось спастись, только отплыв на плотах и лодках на середину Плещеева озера. Затем монахи возвратились на пепелище и отстроили монастырь заново.

Спустя четверть века, пришедший на смену Тохтамышу эмир Эдигей вновь сжег Переславль, а вместе с ним и все его монастыри. Восстанавливали обитель уже в эпоху правления Василия III. Это было время, когда разрозненные княжества собирались под властью единого центра – Москвы. Волею московского князя в 1505 году монастырю были пожалованы большие государственные земли. И документальные свидетельства тех лет описывают мужской монастырь как процветающий.

Собор Николая Чудотворца вид сбоку

Смутное время, когда правил Лжедмитрий, не обошло Переславль стороной. И в 1609 году польско-литовские войска разорили и сожгли монастырские постройки. Но запустение длилось совсем недолго. Спустя четыре года возрождением обители занялся старец Дионисий.

В конце XVII века монахи стали обладателями одной из своих самых почитаемых святынь – Корсуньского креста. По документам, подобных крестов сделали всего 10, и произошло это в X веке.

Кресты были доставлены великим князем Владимиром Святославовичем из Херсонеса в Киев. Все они содержали частицы мощей 19 святых угодников. Херсонес тогда называли Корсунем. Поэтому кресты и именовали Корсуньскими. Святой крест и икона с ликом Святителя Николая и сегодня находятся в Никольском монастыре и очень почитаются верующими.

Церковь Петра и Павла

1667 год принес обители новые испытания. В Переславль пришла страшная эпидемия чумы, которая очень быстро унесла жизни девяти десятых всего городского населения. Серьезно пострадала и Никольская обитель, и территория ее на недолгое время опять опустела. Потом, в 1693 году монахи поставили соборную шатровую колокольню. А в 1721 году они завершили строительство кирпичного пятиглавого Никольского собора. Возводили его долго – более 40 лет.

Обстоятельства сложились так, что к концу XIX века в монастыре жило всего 5-6 монахов. И по предложению переславских жителей Святейшим Синодом монастырь был преобразован в женский.

В 1898 году его возглавила игуменья Антония. Под ее руководством новые насельницы быстро освоили территорию, отремонтировали старые и возвели новые постройки. Например, в 1900 году, благодаря финансовому участию благотворителей, в монастыре отстроили двухэтажную ризницу. Кроме того, монахинями проводились большие работы по реставрации и золочению старой богослужебной утвари, а также пошиву и приобретению новых парчовых риз.

Слева направо: новый корпус, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

До прихода советской власти почти все монастырские строения были хорошо отреставрированы. Позже, в годы борьбы с религией, были утрачены главные монастырские здания. В 1923 году монастырь закрыли, а чуть позже, в начале 1930-х годов главный собор и старинная колокольня были взорваны, снесена ограда, а монастырское кладбище сравняли в землей. Освободившуюся территорию долгое время использовали под животноводческую базу, жилые помещения и школу-интернат, в которой учились и жили слабо развитые дети.

За эти годы обитель пришла в сильное запустение. То, что не было уничтожено людьми, медленно убивало время.

В конце 1993 года монастырь вернули верующим. Восстановление обители началось в начале 1994 года, когда в нем стали жить первые монахини, приехавшие в Переславль-Залесский из Ярославля. К началу следующего, 1995 года, здесь уже жили 10 насельниц.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, звонница, церковь Петра и Павла

Архитектурные памятники на территории Никольского монастыря

Первые кирпичные постройки появились в обители в конце XVII – начале XVIII века. Деньги на это строительство выделили состоятельные купцы из Москвы – Щелягины, братья Холщевниковы, а также семейная пара Герасим и Ирина Обуховы.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Возле самого монастыря находится Смоленско-Корнилиевская церковь, которая уцелела от утраченной во второй половине XVIII века монашеской обители Бориса и Глеба на Песках. В ней есть два престола – Смоленской иконы Божией Матери и Борисоглебский.

От старых построек внутри монастырской территории сохранились две церкви – Благовещенская и Петропавловская. Обе они выстроены в стиле барокко. Храм Петра и Павла построен над въездными воротами. Он имеет вытянутый купол, поддерживающий узкий барабан. А сверху стоит небольшая золоченая главка. В высоком куполе для освещения проделаны четыре окна-люкарны. Все детали внешнего оформления этой церкви, присущие барокко, сохранились почти без изменений.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь имеет невысокую трапезную. Ее выстроили в середине XVIII века вместо сгоревшего во время пожара деревянного Казанского храма. Эта церковь пятиглавая, а по форме купола, величине барабанов и главок очень напоминает Петропавловский храм. В этой церкви три престола – Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения и Всех Святых. Мозаичный пол для нее сделан в XIX веке на деньги служащих Переславской мануфактуры. Сейчас внутри этого храма, на его своде и стенах можно увидеть отреставрированные росписи, которые были отчищены от слоя штукатурки и укреплены.

Территория обители окружена невысокой оградой с башенками, которые выполняют только декоративные функции. Под новой звонницей расположена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в настоятельском корпусе находится храм, посвященный Сергию Радонежскому.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице

В 1999-2003 гг. на фундаменте старого собора был возведен новый. Строительством руководил архитектор В.Н. Ижиков. Новый златоглавый Никольский собор стал одним из архитектурных украшений Переславля-Залесского. Он ни в коей мере не повторяет архитектуру старого храма, а построен по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Высота нового собора 40 м, и он вмещает до 1000 верующих одновременно.

Современное состояние и режим посещения

Сегодня в обители живет 7 монахинь и 44 послушницы. Здесь есть своя швейная и иконописная мастерские, а также работает православная гимназия.

Свято-Никольский Переславский женский монастырь

В 2000-е годы на территории монастыря были проведены большие реставрационные работы по восстановлению Благовещенской церкви. Была заново выстроена монастырская ограда с въездными воротами. Произведен полный ремонт келий начала XX века и различных хозяйственных построек. Были заново отстроены Никольский собор и большая трехпролетная звонница.

Попасть в монастырь можно в любой день с 8.00 до 20.00. Все желающие могут бесплатно вести на территории любительскую фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только насельниц и церковные службы. Богослужения проходят в 6.30 и 17.00. По отзывам посетителей, территория монастыря очень ухожена, на ней много цветов, а в аккуратном монастырском пруду водятся золотые рыбки.

Никольскому монастырю принадлежит подворье в Ростовской области, в с. Годеново.

Как добраться до Никольского монастыря

В Переславле-Залесском Никольский монастырь расположен на ул. Гагарина, 43. Это место находится в стороне от главной автотрассы, неподалеку от берега Плещеева озера и устья реки Трубеж. От городского автовокзала, куда приезжают рейсовые автобусы из Москвы и Ярославля, до монастыря чуть более 1,5 км пути.

Никольский монастырь в Могочино: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Храм в честь святителя Николая Чудотворца был заложен 8 июня 1854 года и строился на средства Павла Дмитриевича Дягилева.
Иконостас был заказан в Петербурге в мастерской А. И. Тура. Подбирал иконы сам П. Д. Дягилев. Это были точные копии известных православных иконописных святынь: местные иконы иконостаса Спасителя и Богоматери — из Киево-Печерской Лавры, Боголюбская икона Божией Матери и икона святителя Стефана Великопермского — из Московского храма Спаса на Бору, святого Иоанна — из Новогорода, а икона Успения Богородицы — из Гефсиманского храма, что близ Иерусалима. Храмовую икону Святителя Николая чудотворца, с капсулой, в которой находилась земля из гробницы святого, привезли из Мирликийской церкви. Специально для храма отлили десять колоколов; самый главный, благовестный, весил 192 пуда. Пол храма выложили из натурального камня, а в алтаре настелили дубовый паркет. Из Петербурга была доставлена богатая утварь, ризница, книги. В архитектурном плане Никольский храм это уменьшенная копия храма Вознесения Христова в Москве (архитектор Нельсон-Гирт). По этому же проекту построена Канавинская церковь близ Нижнего Новгорода. Само же здание храма представляет бесстолпный крестовокупольный, одноапсидный, пятиглавый храм. Главы имеют гранёное шатровое завершение, увенчанное луковичными маковками на гранёных же шейках. Роль колоколен выполняют угловые башенки. Динамичная цельность образа создаётся повторяющимся мотивом плавной дуги закомар, арок колоколен с одной стороны и вертикальной ориентацией вверх пилястр, продолговатых оконных проёмов, заострённых кокошников, профилем шатров — с другой стороны. Шесть лет длилось строительство великолепного пятиглавого каменного храма, и 14 августа 1860 года архиепископ Пермский Неофит присутствии многочисленных гостей и прихожан совершил великое освящение новоустроенной приходской Никольской церкви.
В 1937 году храм был закрыт, началась постепенная утрата богатого внутреннего убранства и разрушение.
С открытием в 1995 году женского монастыря на базе Никольского храма начата реставрация храма. В праздник Рождества Христова 2004 года совершено первое богослужение, после почти 70 лет запустения. Никольский храм становится центром духовно — административной церковной жизни юга Пермского края. Настоятель Никольского храма с. Николаевское и духовник Свято-Никольского женского монастыря Игумен Амвросий (Носов) является благочинным крупнейшего Южного округа Пермской и Соликамской епархии, включающего 9 муниципальных районов юга Пермского края с 37 храмами.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Чернушинский район.

Начало ХХ века

В 20-30-е годы двадцатого столетия Заводо – Николаевская церковь разделила судьбу большинства храмов России.
Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь, преследование и уничтожение духовенства, – всё это приводило к постепенному запустению Николаевского храма. Если в 20-е годы и проводились некоторые работы по поддержанию храма, то в последующие годы уже ничего не делалось. Так в 1923 году ремонтировалась печь, а в 1925 году – покраска кровли. В 1928 году ремонтировался дом церковных служащих.
В 1937 году храм был закрыт. Из акта состояния известно, что из-за протекания кровли началось отслоение штукатурки, появились трещины в стене с западной стороны, в значительной мере разрушены крыльца, вывалились облицовочные плиты цоколя, в аварийной состоянии находилась голландская печь в сторожке.
В 50-е годы в подвале храма было устроено хранилище картофеля. В это же время началась, в основном, утрата и богатого внутреннего убранства храма. С 70-х годов храм остался без какого-либо присмотра.
Величественное в прошлом сооружение, было подвергнуто варварскому разграблению и поруганию.
Но, тем не менее, зияющие пустые оконные проёмы, протекающая кровля, постоянно привлекали к себе внимание людей. Не могли исчезнуть в вечности труды наших славных предков, создававших столь прекрасные строения.

Читайте также:
Пафнутьев-Боровский монастырь: история, как попасть и добраться, отец, святыни и настоятели, престольные праздники

Возрождение

Николаевский, поселок: все фотографии. Чепкасов Валерий Аркадьевич. 22 февраля 2015 года

Храм в честь святителя Николая Чудотворца был заложен 8 июня 1854 года и строился на средства Павла Дмитриевича Дягилева.

Иконостас был заказан в Петербурге в мастерской А. И. Тура. Подбирал иконы сам П. Д. Дягилев. Это были точные копии известных православных иконописных святынь: местные иконы иконостаса Спасителя и Богоматери — из Киево-Печерской Лавры, Боголюбская икона Божией Матери и икона святителя Стефана Великопермского — из Московского храма Спаса на Бору, святого Иоанна — из Новогорода, а икона Успения Богородицы — из Гефсиманского храма, что близ Иерусалима. Храмовую икону Святителя Николая чудотворца, с капсулой, в которой находилась земля из гробницы святого, привезли из Мирликийской церкви. Специально для храма отлили десять колоколов; самый главный, благовестный, весил 192 пуда. Пол храма выложили из натурального камня, а в алтаре настелили дубовый паркет. Из Петербурга была доставлена богатая утварь, ризница, книги. В архитектурном плане Никольский храм это уменьшенная копия храма Вознесения Христова в Москве (архитектор Нельсон-Гирт). По этому же проекту построена Канавинская церковь близ Нижнего Новгорода. Само же здание храма представляет бесстолпный крестовокупольный, одноапсидный, пятиглавый храм. Главы имеют гранёное шатровое завершение, увенчанное луковичными маковками на гранёных же шейках. Роль колоколен выполняют угловые башенки. Динамичная цельность образа создаётся повторяющимся мотивом плавной дуги закомар, арок колоколен с одной стороны и вертикальной ориентацией вверх пилястр, продолговатых оконных проёмов, заострённых кокошников, профилем шатров — с другой стороны. В 1937 годуШесть лет длилось строительство великолепного пятиглавого каменного храма, и 14 августа 1860 года архиепископ Пермский Неофит присутствии многочисленных гостей и прихожан совершил великое освящение новоустроенной приходской Никольской церкви.

храм был закрыт, началась постепенная утрата богатого внутреннего убранства и разрушение.

С открытием в 1995 году женского монастыря на базе Никольского храма начата реставрация храма. В праздник Рождества Христова 2004 года совершено первое богослужение, после почти 70 лет запустения. Никольский храм становится центром духовно — административной церковной жизни юга Пермского края. Настоятель Никольского храма с. Николаевское и духовник Свято-Никольского женского монастыря Игумен Амвросий (Носов) является благочинным крупнейшего Южного округа Пермской и Соликамской епархии, включающего 9 муниципальных районов юга Пермского края с 37 храмами.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский монастырь расположился в самом центре исторической части Ярославля, у слияния рек Волга и Которосль. Основанный более восьми веков назад, он является одним из самых древних культовых сооружений города и свидетелем бурных и драматических событий, произошедших на этой поволжской земле.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спасо-Преображенский монастырь

Основные моменты

Святая обитель, издавна представлявшая собой крупнейший духовный центр и сильнейшую крепость Замосковья, входит сегодня в состав Ярославского историко-архитектурного заповедника, а его старинные архитектурные ансамбли внесены в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Знакомство с достопримечательностями Спасо-Преображенского монастыря включено в программу туристического маршрута «Золотое кольцо» и в программу экскурсий пассажиров лайнеров Волжского теплоходного круиза.

Мощные белоснежные стены монастыря надежно охраняют его просторную территорию от городской суеты. Кажется, в этом тихом, уютном, ухоженном уголке остановилось время, и даже многочисленные экскурсанты не властны изменить царящую тут атмосферу. Переступая незримый порог времен, посетители, не сговариваясь, понижают голос. Красотой древней русской архитектуры здесь можно любоваться в любое время года: весной и летом, когда монастырская территория утопает в изумрудной зелени, золотой осенью, когда на яблонях старого сада дозревают плоды, а клумбы все еще украшают последние цветы, и в снежную зиму – пору, когда монастырь выглядит особенно романтично и таинственно.

Сокровища Спасо-Преображенского монастыря представлены не только архитектурными памятниками. Здесь работает несколько музеев, располагающих богатейшими коллекциями икон, книг, церковных реликвий, предметов декоративно-прикладного искусства. На территории монастыря постоянно проходят передвижные выставки, в летнюю пору проводятся концерты, праздники и фестивали.

История обители

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь ведет свою историю со второй половины XII века. Он был заложен за пределами городского посада и стал частью системы фортификационных сооружений, защищая город с юго-запада. Согласно преданию, монастырь возвели на земле, где находилось Велесово капище – место поклонения местных жителей языческим богам.

В начале XIII века, при первом ярославском князе Всеволоде Константиновиче на территории монастыря был построен Спасо-Преображенский собор, миниатюрная Входоиерусалимская церковь. Здесь начала формироваться библиотека, велась работа по переписке книг. Однако первые деревянные и каменные монастырские постройки были уничтожены во время монголо-татарского нашествия, впоследствии сооружения стирали с лица земли бессчетные пожары. До наших дней сохранились каменные строения, относящиеся к XVI-XVII вв., когда монастырь являлся одной из самых значительных крепостей Поволжья и крупнейшим церковным феодалом-вотчинником: святая обитель постоянно прирастала новыми землями, которые даровали ей царственные особы, отписывали в завещаниях богобоязненные богачи.

Читайте также:
Тверская епархия: священники, монастыри и храмы, духовенство и указы

Спасо-Преображенский монастырь был свидетелем бурных событий начала XVII века – лихолетья гражданской войны и польско-шведской интервенции. В 1609 году монастырские стены выдержали 24-дневную осаду сподвижников «тушинского вора» Лжедмитрия II, не позволив неприятелю пробиться на свою территорию. В 1612 г., когда в Ярославль прибыло нижегородское ополчение, возглавляемое Мининым и Пожарским, а город фактически стал столицей Русского государства, Спасо-Преображенский монастырь, по мнению многих историков, являлся штаб-квартирой временного правительства – «Совета всея земли». 27 июля 1612 года отсюда в освободительный поход на захваченную поляками Москву отправилось 25-тысячное войско ополченцев.

В годы правления Петра I Свято-Преображенский монастырь начал терять свое государственное значение, а его феодальные права постепенно урезались. Святая обитель еще более пострадала экономически в период секуляризации, инициированной в 60-х годах XVIII века государыней Екатериной II. В довершении к этому, в 1763 году в монастыре произошел один из сильнейших за всю его историю пожаров. 20 000 рублей, выделенные императрицей из государственной казны на восстановление монастырских построек, стали последним крупным вкладом в его истории. В 1788 году был издан высочайший указ о преобразовании Спасо-Преображенского монастыря в Ярославский архиерейский дом. Стоит сказать, что ко времени окончательного упразднения за монастырем числились около 14 000 тысяч крестьянских душ, а также более 30 сел и 500 деревень.

В последующие столетия многие древние монастырские постройки были снесены, но строились новые здания. Среди них – Семинарский корпус, церковь ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина, Смоленская часовня, келейный корпус, ризница.

В 1918 году, после жесткого подавления белогвардейского мятежа в Ярославле, советская власть закрыла архиерейский дом. На территории монастыря расположились реставрационные мастерские. Но некоторое время здесь еще продолжали жить несколько монахов, исполняющих роль хранителей церковной ризницы. Впрочем, сокровища древней обители все же разграблялись. Современники свидетельствовали, что знаменитую библиотеку монастыря, где в 1795 году историк Мусин-Пушкин обнаружил рукописное литературное творение «Слово о полку Игореве», часто посещали любители древностей без охраны, после чего многие ценные книги исчезали.

В 30-е годы реставрационные работы остановились, а на территории монастыря расположились различные учреждения, некоторые помещения использовались как жилые. Позже здесь обосновались военные, занимавшие бывшие монастырские владения вплоть до 1949 г. В 50-х годах реставрация древних памятников возобновилась, а в 1959 году на территории Спасо-Преображенского монастыря разместился Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, переименованный в 70-е годы в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря

Как и много веков назад, Спасо-Преображенский монастырь опоясывают мощные стены, составляющие пятиугольник неправильной формы, а их углы венчают живописного вида башни. Парадным входом в монастырь, как и прежде, служат Святые ворота, выступающие от южной стены и обращенные к набережной речки Которосль. Декорированные катушечным поясом, они были выстроены в 1516 г. Их свод был расписан еще в 1564 году, но спустя столетие мастера заменили роспись. Тема творения – Апокалипсис («Видение апостола Иоанна Богослова о грядущих судьбах мира»). Святые ворота – единственная из монастырских башен, сохранившихся с XVI столетия. Осмотра заслуживают и другие древние башни: Богородицкая (1623 г.), построенная на глубоком подвале с потайным ходом, Угличская проездная башня, возведенная в 1635 году на территории посада, что, к слову, вызвало недовольство у горожан и даже привело к рукопашным боям с монастырскими служками. Михайловская и Юго-Западная башни относятся к началу XIX века.

Самый древний архитектурный памятник не только монастыря, но и всего Ярославля – Спасо-Преображенский собор, возведение которого относится к 1506-1516 годам. Согласно последним данным, над его проектом работали итальянские зодчие, принимавшие участие в строительстве Московского Кремля.

Этот четырехстолпный трехглавый собор выстроен на высоком подклете и окружен открытыми галереями. Храм по своей архитектурной форме ассоциативно напоминает Благовещенский собор Московского Кремля, а декором – Архангельский собор в Кремле. Убранство фасадов собора строго, но изысканно и весьма изящно. В интерьере храма представлены примечательные фрески, созданные московскими и ярославскими мастерами, их имена запечатлены в «клейме» на северо-западном столпе. Росписи относятся к 1563-1564 годам и являются очень редкими. В их стилистике отображены монументальность, пышность, и, вместе с тем, суровость эпохи Ивана Грозного.

На западной стене можно увидеть росписи с сюжетами Страшного суда. Среди них выделяется фреска «Шествие праведных в рай», отличающаяся легким, воздушным рисунком и мягкими очертаниями ликов персонажей. Росписи южной и северной стен размещены на трех ярусах, а фрески на восточной стене, за иконостасом, – на четырех. Верхние демонстрируют библейские и евангельские сюжеты, нижние посвящены семи Вселенским соборам. В апсидах – изображение Иоанна Предтечи, предстающего аскетом с жестким, суровым, изможденным лицом, фреска «Похвала Богоматери». Среди самых значительных росписей собора – «Преображение» с центральной фигурой Христа.

Напротив храма установлена стела-памятник «Клятва князя Пожарского».

К востоку от собора возвышается эффектная массивная монастырская звонница, выстроенная еще в XVI веке. Ранее ее северная стена была соединена с собором двухъярусной галереей, а в нижнем этаже звонницы находилась церковь. Существующая надстройка колокольни, созданная в псевдоготическом стиле, относится к началу XIX столетия.

Высота монастырской звонницы составляет 32 метра, а на ее вершину ведет узкая витая лестница. По ней непременно стоит подняться, чтобы оказаться на смотровой площадке, откуда открывается великолепная панорама на Спасо-Преображенский монастырь и старинный город Ярославль. На звоннице можно увидеть 18 колоколов, отлитых в период с XIV по XIX век. Самый крупный из них, «Благовестник», весит более ста пудов. В летнее время здесь часто проводятся колокольные концерты.

Читайте также:
Церковь святых Николая и Александры в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

К западу от площади перед собором расположен большой корпус трапезной палаты, к которому примыкает церковь Рождества Христова. Возведенная в XVI веке, она несколько раз перестраивалась, но в целом сохранила свой древний облик.

В трапезной палате ранее находилась столовая для монастырской братии, еда сюда подавалась из поварни через вертикальные люки в толще стен. Здесь также располагались приемные покои для знатных гостей. С настоятельскими покоями трапезную соединяют огромные сени.

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора находится келейный корпус, состоящий из двух почти одинаковых блоков. Эта постройка относится к концу XVII века, а отреставрированы они были в середине минувшего столетия.

На территории монастыря, в вольере, живет огромная медведица Маша, любимица туристов, являющаяся символом Ярославля. В детском возрасте она была привезена в город из глухого вологодского села после того, как от рук браконьеров погибла ее мать. В 1990 году малышку приютил музей-заповедник, построив для нее большой вольер, домик для зимнего сна и ванну для купаний летом. Со временем Маша превратилась в роскошного, ухоженного зверя, отличающегося отменным здоровьем и аппетитом. Чтобы полюбоваться Машей, нужно приобретать отдельный билет, но туристы не скупятся – ведь так они вносят свою лепту в содержание любимицы.

Музеи Спасо-Преображенского монастыря

Монастырские музеи расположены в нескольких зданиях, находящихся на территории древней обители. Здесь демонстрируются постоянно действующие экспозиции и временные, предоставленные другими музеями страны.

Непременно следует посетить выставку древнерусской живописи, чтобы познакомиться со школой ярославской иконописи, чей золотой век пришелся на конец XVI – начало XVII века. Манера письма ярославских мастеров отличается кропотливостью, выверенностью композиции и довольно своеобразным колоритом. На изображениях полностью отсутствует голубой цвет, предпочтение отдается охристым и коричневым тонам с оттенками от розового до бордового. Большая часть икон попала сюда из Спасо-Преображенского собора.

Очень интересна выставка «Сокровища Ярославля», представляющая посетителям собрание ценностей, привезенных из ярославских монастырей и соборов. Здесь можно увидеть богатые церковные одеяния, книги, вышитые изображения святых, напрестольные кресты, потиры из драгоценных металлов, многие из которых датируются XVI веком. Жемчужиной экспозиции является Спасское Евангелие XIII в.

В отдельном зале демонстрируются оклады, венцы, цаты для икон из серебра с позолотой, иконные и басманные оклады Евангелий, резные деревянные царские врата. Далее – коллекция эмалей конца XVIII – начала XIX века, происходящих из Москвы, Ростова, городов Украины.

На территории Спасского монастыря также находится музей, посвященный поэтичной летописи «Слово о полку Игореве».

Среди постоянно действующих экспозиций Спасо-Преображенского монастыря – «История Ярославского края» и «ЯрмаНка», посвященная истории проведения ярмарок в Ярославском крае.

Практическая информация

Спасо-Преображенский монастырь расположен в Кировском районе Ярославля по адресу: Богоявленская площадь, 25.

Отправиться на экскурсию по Спасо-Преображенскому монастырю вы можете в любой день недели. С мая по сентябрь его двери открыты с 8:00 до 20:00. Музеи работают с 10:00 до 17:45. В период с сентября по апрель посетить монастырь можно с 9:00 до 18:00, музеи – с 10:00 до 17:45.

В дождливые дни архитектурные памятники могут быть недоступны для посещения. Это связано с рекомендациями реставраторов, настаивающих на соблюдении условий сохранности фресковой живописи.

Вход в монастырь пролегает через башню Святые ворота. Неподалеку от него находится бесплатная автостоянка. Есть сквозной выход через Северные ворота. Кассы расположены рядом со входом.

Единый билет для взрослого в выходной день стоит 700 рублей, по будням – 500 рублей. Льготный билет для учащихся старше 16 лет, студентов, пенсионеров РФ – соответственно 300 и 250 рублей. Если вы не планируете осматривать все достопримечательности и выставки, определите заранее, что именно вы хотите увидеть, и какие выставки там проходят в настоящий момент, так как посещение каждого объекта и мероприятия имеет отдельную стоимость и потребует наличия отдельного билета. Не позаботившиеся о нужных билетах туристы часто вынуждены возвращаться в кассу, где, как правило, длинные очереди, особенно по выходным.

Желающие просто прогуляться по красивой территории Спасо-Преображенского монастыря, не посещая его достопримечательности, могут заплатить всего лишь 40 рублей. Обзорная экскурсия по территории, длящаяся полчаса, обойдется в 100 рублей.

На территории обители расположены кафе, ларьки, где продают воду, детская площадка, платный туалет. Здесь есть много киосков, где продаются сувениры, самые популярные из которых – изделия из ярославской майолики – милой, сказочной и веселой.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенская обитель является самым посещаемым культурным объектом Ярославля. Она имеет статус памятника федерального значения и олицетворяет собой историю города. Это место знаменито ещё и тем, что здесь граф Мусин-Пушкин, в свое время, обнаружил литературный эпос «Слово о полку Игореве», написание которого уходит корнями в самые давние времена.

История постройки

Доподлинно неизвестна точная дата образования монастыря. Древняя летопись 1216 года упоминает в своих текстах о том, что князем Константином в Ярославле была заложена церковь и монастырь святого Преображения. Практически с самого начала обитель была тесно взаимосвязана с княжеским двором и имела особое влияние на многие события, происходившие на ярославских землях.

Спасский собор стал местом упокоения многих представителей княжеской фамилии и других знатных родов. В его подклете похоронили Федора Черного, а позже и его сыновей — Константина и Давида. Также здесь находили упокоение богатые купцы и не титулованные именитые ярославцы. В монастырь приносилось много поминальных даров, которые пополняли ризницу. В 1463 году произошло знаменательное событие в религиозной жизни монастыря — были обретены мощи князей Федора, Давида и Константина. С благословения митрополита и по указу царя Ивана III было написано житие Федора. Всех троих князей канонизировали и причислили к сонму общерусских святых.

Читайте также:
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Другие монастыри Ярославля:

С этого момента в обитель направилось множество паломников, желающих поклониться святыне.

Спасо-Преображенский монастырь примкнул к Москве, когда Ярославль утратил свою самостоятельность. Следует отметить, что монастырская община имела тесные связи со светскими властями. К ней проявляли благосклонность все правители и одаривали не только денежными подношениями, но и земельными угодьями. Располагая особыми привилегиями (освобождение от пошлин, судебный иммунитет и тому подобное), обитель стала занимать серьезное положение в юридической сфере и нарастила немалые имущественные ресурсы.

Интересно! Известно, что Иван Грозный вручил монастырю 55 грамот. По преданию, одна из его супруг смогла получить исцеление от тяжелого недуга в стенах именно Спасо-Преображенской обители.

Форпост православия

К началу XVII века монастырь располагал обширными вотчинами не только в ярославском регионе, но и в соседних — ростовском, костромском, московском, переславль-залесском и т. д. Это послужило хорошим фундаментом для укрепления собственных позиций иноческой общины, что в будущем сыграло важную роль в отстаивании государственности всей русской земли. С приходом Смутного времени монастырь выполнял роль северо-западного форпоста, который защищал от неприятеля город Ярославль. В мае 1609 года произошла осада, которая длилась 24 дня. Неприятель ушел ни с чем.

Здесь же сосредоточили свои силы Пожарский и Минин, когда готовили восстание для освобождения Москвы. Служились молебны, освящались хоругви.

Первый царь из династии Романовых также побывал в монастыре проездом, направляясь из Костромы в Москву. Есть сведения, что отсюда он отправил свою грамоту, в которой давал согласие на принятие царского венца. В XVII веке Спасо-Преображенская обитель была населена 150 иноками, на благо монастыря работали около 300 светских людей, называемых «бельцами». Владея слободами, мельницами, рыболовными угодьями и крепостными в количестве 14 тысяч человек, монастырь входил в 16 самых богатых религиозных организаций того времени.

Духовное наследие

Нельзя не отметить, что обитель располагала множеством ценностей художественного значения. Практически с самых ранних лет ее существования здесь начало функционировать первое духовное училище. Была собрана богатая библиотека, велась перепись книг грамотными монахами. Тут благоговейно хранилось Спасское Евангелие и очень чтимый образ Богородицы «Ярославская Оранта».

Позже в 1747 в монастырских стенах открылась Славяно-Латинская семинария. Древние иконы, предметы утвари искусной работы и облачения — все это хранилось в ризницах и храмах.

Период запустения

Упразднение мужского монастыря пришлось на царствование Екатерины II. В то время образовалась Ярославская губерния, в которую перевели Епархию из Ростова. Обитель преобразовали в Архиерейский дом. Нахождение церковной власти в городе ознаменовалось чудесным событием обретения Печерской иконы Богоматери. Поток желающих преклонить голову перед святыней стал ещё больше. Существовала епархиальная резиденция вплоть до 1918 года. Вблизи него произошло подавление мятежа белогвардейцев, выступающих против большевиков. От этого пострадали некоторые сооружения.

Советская власть использовала помещения монастыря под разные нужды. Изначально здесь организовали концентрационный лагерь для врагов нового режима. Затем открывались новые организации, и даже оборудовались жилые комнаты. В 20-х годах устранили повреждения от разразившегося белогвардейского мятежа. Серьезная реставрация началась в 1950-х годах. С 1959 года на территории Спасо-Преображенского монастыря начал действовать историко-архитектурный музей-заповедник.

Современное состояние

Сегодня музей-заповедник продолжает существовать. Многие постройки не дошли до наших дней в своем первозданном виде. Впрочем, монастырский ансамбль формировался в течение длительного времени.

Так, храмы Спасопреображенский и Входоиерусалимский, появление которых относится к XIII веку, сгорели дотла в огне пожара 1501 года. Сейчас от них остались только фундаменты, а над ними возвышается церковь Ярославским Чудотворцам. Основой комплекса монастыря являются постройки XVI столетия.

На заметку! Музей принимает посетителей ежедневно, закрываясь лишь в дождливые дни по рекомендациям реставраторов, дабы не повредились ценные древнерусские фрески.

В 2015 году было утверждено решение, согласно которому обитель поэтапно будет передана РПЦ. Экспозиция музея постепенно перебазируется в соседние здания Спасских казарм и Благородного пансиона.

Описание архитектуры

Архитектурным центром всего ансамбля является Спасо-Преображенский собор. Главный вход возможен через Святые ворота. Трапезная в виде кубического двухэтажного здания построена в 1516 году и по типажу схожа с остальными трапезными, возводимыми в тот период.

Современная звонница дважды надстраивалась, в ее основании находится мощная стена. Каменные стены появились в XVI веке. После событий Смутного времени их достраивали. До нас дошли Угличская, Богородицкая крепостные башни с Водяными воротами и пряслом, стены между ними. Когда образовался Архиерейский дом, старые памятники расширялись и обрастали новыми пристройками. Часть их разобрали во время реставрации.

Более старые здания отличаются большей лаконичностью и добротностью. Общая протяженность ограждения — 800 м, высота — до 10 м, ширина в некоторых местах доходит до 3 м. Если смотреть на монастырский двор с высоты птичьего полета, то он напоминает пятиугольник.

Деятельность прихода

Обитель сегодня недействующая. Здесь туристам могут рассказать об истории русских храмов, продемонстрировать образцы резьбы по дереву и древнерусского искусства.

Отдельного внимания заслуживает копия «Слова о полку Игореве», которую сделали монахи еще в XIII веке. Также сохранились фрески эпохи Ивана Грозного. Периодически на базе музея проводятся тематические выставки.

Святыни

До упразднения святынями монастыря были мощи святых Ярославских Чудотворцев, Спасское Евангелие, иконы Пресвятой Девы Марии «Ярославская Оранта» и Печерская.

Как добраться

Адрес монастыря: г. Ярославль, Богоявленская площадь, д. 25. Обитель находится в Кировском районе на берегу речки Которосль, рядом с Московским мостом.

Если добираться из Москвы на собственном авто, то следует ехать по трассе М8. В черте города она называется Московским проспектом. Монастырский двор расположен по правой стороне улицы.

Также удобно добираться из столицы на поезде. Экспрессы прибывают за 3 часа, обычный поезд едет чуть дольше — до 5 часов. От Московского вокзала в Ярославле к монастырю можно пройти пешком, расстояние составляет всего 2,5 км.

Читайте также:
Храм Веры, Надежды, Любови и Софии: история и описание, адрес, праздники и святыни

Архитектурные памятники и достопримечательности

Главной жемчужиной этого места является Спасо-Преображенский собор, который относится к одним из старейших памятников архитектуры в этом регионе. Историки считают, что это сооружение стало своеобразной закладкой основ ярославской архитекторской школы.

Не меньший интерес представляют сохранившиеся дозорные башни, трапезная палата и святые ворота. Во дворе обители установили декоративные улья возле храма Ярославских чудотворцев в виде избы, церкви и русского терема. Также на территории установлены памятники князю Пожарскому и копейке 1612 года — эта монета содержит именную надпись последнего представителя династии Рюриковичей, находившегося на престоле — Федора Иоанновича.

Напротив покоев Настоятеля живет в вольере медведица Маша. В теплое время года здесь очень зелено и уютно.

Режим посещения

Вход для посетителей платный. Просто прийти для ознакомления можно в любой день. Выставочные залы по понедельникам закрыты. «Отдел природы» не работает по четвергам. Во вторник выходной день у «Сокровищ Ярославля».

В период с октября по апрель попасть на территорию музея-заповедника можно с 9:00 до 18:00. Залы с экспонатами открываются с 10:00 и открыты до 17:30. Желающие полюбоваться окрестными видами могут подняться на звонницу с 8:30 до 19:30.

В летнее время (с мая по конец сентября) режим посещения выставочных залов не меняется, а на территории можно находиться на два часа дольше — до 20:00. Каждую первую среду месяца проводится санитарный день.

МОНАСТЫРЬ
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь — старейший мужской монастырь Ярославля. Располагается на левом берегу реки Которосль близ ее впадения в Волгу. Охранял западные подступы к городу.

Точная дата основания Спасо-Преображенского монастыря неизвестна, предположительно это начало XIII века. Никоновская летопись под 1216 годом гласит: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Возникнув как « городовой» княжий монастырь, он с первых дней своего существования был тесно связан с местным княжеским домом и оказывал огромное влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

Подклет Спасского собора служил местом последнего упокоения ярославских удельных князей. Здесь погребены Федор Черный, его сыновья Давид и Константин, Василий Грозные Очи, вплоть до последнего местного правителя — князя Александра, погребенного уже после присоединения Ярославля к Москве, в 1471 году. Монастырская земля служила местом погребения многих титулованных ярославцев — представителей княжеских родов Троекуровых, Львовых, Борятинских, Козловских и др. Здесь же хоронили и нетитулованных именитых горожан и богатых купцов. На погребение и помин души родственниками усопших делались богатые вклады, пополнявшие монастырскую ризницу.

В 1463 году в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев — Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 годами в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

С утратой Ярославлем самостоятельности, Спасо-Преображенский монастырь встает на сторону Москвы и с тех пор всегда пользуется особенным покровительством великокняжеского, а затем и царского дома. Тесный контакт со светской властью укреплял имущественное и юридическое положение монастыря. Первые жалованные грамоты монастырю известны с XIV века. Кроме денежных вкладов они даровали Спасо-Преображенскому монастырю множество льгот и привилегий, освобождение от ряда пошлин и повинностей, а также давали право игумену на собственный суд ( т.н. иммунитет). Только Иван Грозный пожаловал Спасо-Преображенскому монастырю 55 грамот.

К ХVII веку Спасо-Преображенский монастырь становится крупным собственником, владея обширными вотчинами, дававшими огромный доход. Кроме Ярославля, земельные угодья Спасо-Преображенского монастыря находились в пределах соседних уделов: Костромы, Ростова, Романова, Пошехонья, Переславль-Залесского, в Московском и даже в Сольвычегодском уездах. Это позволило Спасо-Преображенскому монастырю стать сильнейшей крепостью Верхнего Поволжья и сыграть историческую роль в жизни страны в период «смутного времени », когда монастырь оказался надежной защитой не только Ярославля, но и всей русской государственности.

В мае 1609 года Спасо-Преображенский монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск, а в 1612 году здесь располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом войска на освобождение Москвы. Весной 1613 новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в Спасо-Преображенском монастыре, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца.

Первоначально во главе братии стоял игумен, затем архимандрит ( время введения архимадритии неизвестно). В ХVII веке братия Спасо-Преображенского монастыря составляла около 150 человек, кроме того, на монастырь работали около 300 «бельцов» — светских людей. В 1764 году Спасо-Преображенский монастырь входит в число 16 крупнейших монастырей России, владея обширными землями, городскими слободами, мельницами, рыбными ловлями. Он ведет крупные торговые операции, ему принадлежит около 14 000 крепостных душ.

Располагает Спасо-Преображенский монастырь и величайшими художественными ценностями, являясь важным культурным центром на северо-востоке страны. Еще в начале XIII века здесь существовало первое в этом регионе училище, хранилось уникальное Спасское Евангелие и особо чтимая икона Богоматери « Ярославская Оранта». В Спасо-Преображенском монастыре в конце XVIII столетия был обнаружен рукописный список шедевра древнерусской литературы «Слово о полку Игореве ». В 1747 году здесь открывается Славяно-Латинская семинария — одна из первых в России. Храмы и ризницы монастыря хранили замечательные иконы, предметы церковной утвари и облачения — уникальные произведения древнерусского искусства, большая часть из которых была вкладной.

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

В 1787 году по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 году новой святыни — чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней — Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников.

Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 году, после подавления белогвардейского мятежа.

Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь № 1, в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х годов на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 года здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII века, о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 года. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора ( 1216 — 1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим ( 1218 — 1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI века, являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря — Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI века относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот — главного входа на территорию монастыря ( последние два со значительными перестройками и добавлениями).

Трапезная ( 1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

В основании звонницы XVI века мощная стена, которая завершается двумя арками звона. В 1808 и 1824 годах ее надстраивали А. Мизеров и губернский архитектор П. Я. Паньков, после чего она приобрела современный вид.

Святые ворота — самая древняя крепостная башня Спасо-Преображенского монастыря. От XVI века в ней сохранился нижний ярус с двумя арками проезда. Своды основного проезда расписаны на темы Апокалипсиса в 1563—1564 годах живописцами Спасо-Преображенского собора. Перестраивались ворота в XVII, XVIII, XIX веках, в результате чего здание получило дополнительные объемы — дозорную четырехгранную башню, надвратную церковь, большое домообразное крыльцо. Для всех построек XVI века характерны лаконичная конструкция, четкие объемы, скупой, но выразительный декор и высокое качество исполнения. Все они возведены при участии московских мастеров в русле общерусской или московской традиции.

Оборонительные сооружения монастыря на протяжении его истории перестраивались несколько раз. Первые каменные стены и башни возвели в 50-е годы XVI столетия. После военных событий начала XVII века возникла необходимость в строительстве новых крепостных стен, что и было сделано в первой половине XVII века. Фрагменты этих оборонительных сооружений сохранились до сих пор: это Водяные ворота, Богородицкая ( 1623) и Угличская ( 1635) крепостные башни и прясло стены между ними.

Преобразование Спасо-Преображенского монастыря в Архиерейский дом повлекло за собой многочисленные переделки монастырских зданий. Древние памятники расширяли, надстраивали, пристраивали к ним новые объемы, приспосабливая их для новых нужд. Строились и новые сооружения. Так, в 1820-х годах была разобрана сопредельная Спасо-Преображенскому собору Входоиерусалимская церковь XVII века и на ее месте в 1827—1831 годах возведена огромная церковь Ярославских Чудотворцев ( проект П.Я. Панькова), которая закрыла южный фасад собора. Кроме того, все основные постройки монастыря соединили между собой двухъярусным крытым переходом. Многочисленные перестройки, продолжавшиеся в течение всего XIX века, до неузнаваемости изменили фасады древних памятников.

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х годов. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950—1960 годах.

В 2015 году принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь.

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь является одним из самых древних мужских монастырей, его история началась во второй половине XII века. К сожалению, строения того времени не сохранились, но дошедший до нас архитектурный ансамбль с сооружениями XVI–XIX веков удивляет своей красотой, величием и стоит того, чтобы его посетить.

В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь входит в состав Ярославского музея-заповедника. Его экспозиции расскажут о природе и истории Ярославля, также здесь Вы увидите уникальное собрание икон и сокровищ.

Если повезет с погодой, обязательно поднимитесь на звонницу, с которой открывается великолепная панорама Ярославля, реки Которосль и окрестностей города.

Кроме архитектурных достопримечательностей Ярославля, в обители имеются памятники, построенные в наше время — часовня Казанской иконы Божией Матери, памятник Копейке 1602 года и монумент в честь Дмитрия Пожарского. Здесь Вы увидите и живой символ Ярославля — медведицу Машу.

Режим работы в 2021 году

  • В зимний период (с октября по апрель)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. Кассы работают до 17:30
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник, вторник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Иконы Ярославля XVI–XVIII вв.» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник, вторник и первая среда месяца
    • Экспозиция «История Ярославского края XI–XVIII веков» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «ЯрмаНка» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — понедельник и первая среда месяца
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» открыта с 10:30 до 17:45. Выходной день — четверг
    • Экспозиция «Сокровища Ярославля» открыта с 10:30 до 17:45. Выходные дни — вторник и первая среда месяца
    • Спасо-Преображенский собор и смотровая площадка на звоннице закрыты
  • В летний период (с мая по сентябрь)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 8:00 до 20:00. По пятницам и субботам время работы продлено до 21:00. Кассы закрываются на полчаса раньше
    • Смотровая площадка открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. По пятницам и субботам время работы продлено до 20:30
    • Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:45. Среда — выходной день
    • Экспозиция «История Ярославского края XI–XVIII веков» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:45. Понедельник и вторник — выходные дни. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Сокровища Ярославского края» работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 17:45. Вторник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «ЯрмаНка» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
Читайте также:
Церковь Феодора Тирона в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Стоимость билетов в 2021 году

  • Комплексный билет на все выставки, действующий в течение 3 дней
    • Взрослые — 500 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 200 рублей
    • Дети 7–16 лет — 100 рублей
  • Вход на территорию монастыря
    • Взрослые — 50 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 30 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Смотровая площадка на звоннице
    • Взрослые — 200 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 100 рублей
    • Дети 7–16 лет — 100 рублей
  • Спасо-Преображенский собор
    • Взрослые — 80 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 40 рублей
    • Дети 7–16 лет — 40 рублей
  • Выставка «Слово о полку Игореве»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «Природа Ярославского края»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «Иконы Ярославля XVI — XVIII веков»
    • Взрослые — 130 руб.
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «История Ярославского края» + «ЯрмаНка»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — бесплатно
  • Выставка «Трапеза по-ярославски»
    • Взрослые — 130 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 70 рублей
    • Дети 7–16 лет — 70 рублей
  • Выставка «Сокровища Ярославля»
    • Взрослые — 250 рублей
    • Дети старше 16 лет, студенты и пенсионеры РФ — 140 рублей
    • Дети 7–16 лет — 140 рублей

История

Обитель была построена в конце XII века на окраине Ярославля, у переправы через реку Которосль и служила защитой города от вражеских нашествий с запада. В то время все монастырские постройки были деревянными. Первым каменным строением стал собор Спаса Преображения, построенный в начале XIII века, еще при правлении Ростовского князя Константина (до отделения Ярославского княжества).

На территории монастыря открылось первое духовное училище, так называемый Григорьевский затвор, в библиотеке которого граф Алексей Мусин-Пушкин обнаружил рукопись поэмы «Слово о полку Игореве» (это общепринятая версия и объяснение самого коллекционера). Вместе с тем, последние исследования показали, что рукопись принадлежала библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, а удачливый собиратель древностей, скорее всего, присвоил ее.

В 1501 году в Ярославле случился пожар, уничтоживший большинство зданий, разрушился и Спасо-Преображенский собор. Через четыре года начинается возведение нового храма, причем для его строительства был использован старый фундамент.

Князья, а затем цари всегда почитали обитель. Особенно любил здесь бывать Иван Грозный. Кроме денег, правители предоставляли Спасо-Преображенскому монастырю различные льготы, например, освобождали его от ряда пошлин, дарили огромные земли, села, деревни и рыболовные промыслы. Период XVI–XVII веков был временем расцвета обители.

В 1608 году Ярославль был осажден польско-литовским войском и только благодаря стойкости обители город не был покорен. Именно у стен монастыря в 1612 году собралось ополчение Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, отсюда русское войско отправилось в поход за освобождение Москвы от польских оккупантов.

В связи с проведением церковной реформы в 1778 году монастырь был упразднен. В советское время ансамбль Спасо-Преображенского монастыря вошел в состав Ярославского музея-заповедника.

Главные архитектурные и исторические памятники

Спасо-Преображенский собор

Для строительства Спасо-Преображенского собора Государь Всей Руси Василий III прислал в Ярославль московских строителей. Видимо, поэтому облик храма напоминает Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Вместе с тем, существует версия, что строительство проходило под руководством итальянского мастера Ивана Фрязина.

Читайте также:
Церковь Архангела Михаила в Смоленске: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений

Собор имеет три главки, также он украшен двухъярусными галереями с арками. Большую ценность представляют фрески, созданные во времена Ивана Грозного московскими и ярославскими художниками, а также иконостас, многие иконы которого также относятся к XVI веку.

Трапезная с церковью Рождества Христова

Трапезная — одна из старейших монастырских построек, она была возведена в начале XVI века. Это двухэтажное массивное здание, главной частью которого является просторная палата, в которой происходили торжественные приемы, а также совместные приемы пищи братией. При трапезной была возведена одноглавая церковь в честь Рождества Христова.

Церковь Ярославских Чудотворцев

Вплотную к Спасо-Преображенскому собору построена церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина. В далеком 1218 году здесь была сооружена каменная Входоиерусалимская церковь. Интересно, что это был единственный храм, устоявший в пожаре 1501 года. Но через четыре столетия после его постройки храм был разобран и возведен заново.

Новая церковь была трехглавой, отличалась затейливыми формами и обилием декора. Поверх ее сводов были устроены ярусы кокошников. Однако, в XIX веке церковь вновь разобрали и соорудили заново, причем ее западный фасад выполнен в классическом стиле с колоннадой и двухпролетной лестницей. Обратите внимание на восточную, алтарную часть строения, она построена в духе древнерусской православной традиции с тремя полукруглыми выступами (апсидами) и окнами, украшенными наличниками в виде кокошников.

Звонница с церковью иконы Печерской богоматери

Колокольня является самым высоким зданием обители. Она возводилась в течение трех веков. Сначала (в XVI веке) были построены ярусы звонов, а в XIX веке соорудили часовую башню-ротонду со смотровой площадкой в виде беседки.

Звезды, украшающие звонницу, часто называют «ежиками», «репейниками» и «солнышком». Именно благодаря им, это строение является прекрасным ориентиром для определения центра города.

Интересна история часов на Звоннице. Согласно легенде, обитель приобрела их в Москве, они были сняты со Спасской башни Московского Кремля, а затем в 1624 году установлены на башне Святых ворот. Через два столетия, в 1824 году, они заняли новое место — на звоннице.

Монастырские стены, башни и ворота

Первоначально стены и башни обители были деревянными. Одновременно со строительством каменного собора в 1516 году на берегу Которосли была сооружена и башня со Святыми воротами. Во второй половине XVI века все монастырские стены из дерева были заменены на каменные, что оказалось очень своевременным.

На Святых воротах возвышалась дозорная вышка с набатным колоколом, извещавшим о приближении неприятеля. С нее хорошо просматривалась переправа через Которосль, откуда, как правило, и ждали врага. Позже была сооружена Введенская церковь.

По углам монастырской стены расположились Богородицкая и Угличская, Михайловская и Богоявленская (Юго-Западная) башни, также сохранились Водяные, Северные и Восточные ворота.

Как известно, Казанский и Кирилло-Афанасьевский монастырь переданы Русской Православной церкви. Ярославская метрополия просит передать Спасо-Преображенский монастырь также в ведение Русской Православной церкви. Однако, пока власти города и Ярославская епархия договорились лишь о проведении в Спасо-Преображенском соборе служб в дни православных праздников.

Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле

Спасо-Преображенский монастырь относится к основным достопримечательностям Ярославля. В его стенах происходили великие события, он стал свидетелем и участником важнейших исторических и переломных моментов в жизни города, ему изначально предназначалась роль защитника, хранителя и духовного наставника. Сегодня один из самых древних мужских монастырей России является Объектом культурного наследия. Его архитектурно-художественные богатства и уникальное историческое наследие составляют основной фонд Ярославского музея-заповедника, имеющего статус государственного значения.

История Спасо-Преображенского монастыря

Деревянное сооружение было возведено в XII веке на левом берегу реки Которосль, вблизи переправы. В системе городских оборонительных линий ему было выделено стратегически верное место расположения, обеспечивающее защиту города от нападения недругов с западных рубежей.

О точной дате основания монастыря достоверных свидетельств нет, но в летописях за 1186 год о нем сохранилось первое упоминание. Ровно через тридцать лет, уже в другом историческом документе, было отмечено начало строительства каменного Спасо-Преображенского собора.

В начале XIII века в стенах мужского монастыря появилось духовное училище и богатое для того времени собрание рукописных книг. На территории была возведена небольшая Входоиерусалимская церквушка, не сохранившаяся до наших дней. Спасо-Преображенский монастырь превратился в религиозно-культурный центр Ярославского княжества. Духовники удельных князей позволяли себе вмешиваться в политику и частную жизнь своих подопечных, оставаясь, впрочем, всегда на их стороне. В Соборе хоронили представителей княжеского рода вплоть до окончательного вхождения Ярославля в состав Московского княжества в 1471 году.

В 1501 году в Спасо-Преображенском монастыре случился сильнейший пожар, в результате которого большинству строений был нанесен серьезный урон. Собор пришлось демонтировать, но фундамент оказался настолько крепким, что его решили не разбирать, а использовать в качестве основы для нового каменного собора. Сооружение возвели по образу и подобию московских храмов и освятили в 1516 году. Древнейшее строение находится сегодня под защитой государства.

В середине XVI столетия монастырь окружили каменными стенами. Именно они позволили пережить осаду Смутного времени.

Спасо-Преображенский монастырь являлся самым укрепленным из всех городских строений Ярославля. Сюда любил наведываться Иван Грозный, а Минин и Пожарский получили здесь благословение, отправляясь в освободительный поход на Москву. В XVII веке комплекс усиленно разрастался, возводились новые сооружения, расширялись и укреплялись внешние стены. Монастырская слобода насчитывала более 300 дворов, а влияние священнослужителей неуклонно росло.

Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря

Свое прямое предназначение мужской монастырь потерял во второй половине XVIII века, когда из Ростова в Ярославль была переведена кафедра митрополита. Комплекс получил статус архиерейского дома. Здесь открыли духовную семинарию, построили еще одну церковь, часовню и ризницу.

Официальной датой основания Музея-заповедника считается 12 января 1865 года. Он был создан по инициативе представителей Ярославского исследовательского общества, занимающегося естественными историческими науками. Фонды и экспозиции содержались на пожертвования и государственные субсидии. Сегодня в состав Музея входит естественнонаучный отдел, являющийся правопреемником Общества и хранителем его коллекций.

Читайте также:
Храм Андрея Первозванного в Воронеже: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

От мужского монастыря осталось богатое наследие — памятники зодчества и иконописи, собрания книг и документов, старинные фрески и обширная нумизматическая коллекция. Объект считается золотым фондом русской истории.

В XX веке были собраны многочисленные артефакты, художественные ценности и уникальные экспозиции. В состав Музея-заповедника вошли церкви, собор, памятники архитектуры, шедевры живописи и иконописи. После 1990-х часть строений Спасо-Преображенского монастыря была переведена в совместное пользование местной епархии и государственного комплекса.

Что посмотреть в Спасо-Преображенском монастыре

Территория музея-заповедника окружена высокой и толстой каменной стеной. В ней расположены входные ворота — Северные, Западные, Водяные и Святые, и 4 башни — Угличская, Юго-западная, Богородицкая и Михайловская. В комплексе можно посетить несколько объектов:

  • храмы;
  • звонницу;
  • часовню;
  • ризницу и дом ризничего;
  • трапезную;
  • настоятельские покои;
  • келейные корпуса;
  • здание семинарии;
  • хозяйственные строения.

На территории монастыря присутствуют сувенирные лавки, «Памятник копейке» (2013 г.), стела «Клятва кн. Пожарского» (2010 г.). Кроме исторических и художественных памятников, в музее-заповеднике представлены интереснейшие выставки, уникальные коллекции и аудиовизуальные программы:

Храмы Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор является самым древним ярославским храмом, возведенным из камня. Он был основан в 1216 году, а после пожара 1501-го — восстановлен. Богослужения были прекращены в 1918 году. Позже храм реставрировали, в результате чего был частично сохранен иконостас и фрески, относящиеся к середине XVI века.

Однокупольная церковь Чудотворцев Феодора, Давида и Константина построена на месте двух древних церквей. В XIII был возведен Входоиерусалимский храм, который в начале XVII столетия заменили новым строением. Нынешняя церковь появилась в первой половине XIX века на фундаменте предыдущего храма. До 1919 года здесь хранились мощи канонизированных ярославских князей, в честь которых была освящена церковь. Богослужений не проводятся с конца 1920-х гг.

Церковь Воскресения Христова возведена в первой половине XVI века при монастырской трапезной. Изначально она называлась Христорождественской, но в начале XIX столетия храм переосвятили. Долгое время он использовался в качестве домовой архиерейской церкви. Во время пожара, начавшегося после обстрелов 1918 года, здание серьезно пострадало.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена над Святыми воротами, расположенными со стороны Которосльной набережной. Кирпичное строение возвели в 1621 г. В XVIII веке церковь упразднили, а ворота долгое время ассоциировались с парадным въездом в монастырь.

Часы работы Спасо-Преображенского монастыря

Комплекс можно посетить ежедневно:

  • с мая до конца сентября — с 08:00 до 20:00;
  • с октября до конца апреля — с 09:00 до 18:00.

Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия Спасо-Преображенского монастыря. В это же время допуск на его территорию заканчивается.

Часы работы музейных экспозиций — с 10:00 до 17:00-18:00 круглый год. Кассы закрываются в 16:30-17:30. Последний допуск — в 16:30-17:30. Выходные:

  • для большинства экспозиций — по понедельникам;
  • для «Сокровищ Ярославля» — по вторникам;
  • для «Природы Ярославского края» — по четвергам.

Общий санитарный день в музее проводится ежемесячно в первую среду. В целях поддержания оптимальных температурно-влажностных режимов, обеспечивающих сохранность фресковой живописи, ряд объектов в дождливую и влажную погоду, а также в зимний период, закрывается по рекомендации реставраторов.

Спасо-Преображенский собор открыт с начала мая до конца сентября ежедневно — с 10:00 до 18:00, кроме среды. В дождливые дни посещение храма ограничено.

Цена билетов в Спасо-Преображенский монастырь

Стоимость осмотра архитектурных памятников составляет 50 руб. для взрослых и 30 руб. для учащихся старше 16 лет, пенсионеров — резидентов РФ и студентов. Посещение выставок — от 130 до 250 руб. и от 40 до 140 руб. соответственно.

Вход в храмы, башни, звонницу и подъем на стену стоит от 130 до 250 руб. для взрослых и от 40 до 140 руб. для льготного контингента, в том числе для детей от 7 до 16 лет.

Бесплатное посещение предусмотрено при оформлении «нулевого» билета в кассе после предъявления соответствующих документов. Льготой могут воспользоваться:

  • малыши до 7 лет;
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие-срочники;
  • представители многодетных семей;
  • инвалиды;
  • музейные работники;
  • студенты училищ культуры.

Посетители могут приобрести единый билет, позволяющий охватить сразу несколько музейных объектов, в том числе главный собор, экспозиции «Слово о полку Игореве», «Иконы» и «Сокровища Ярославля». Стоимость составляет от 100 до 500 руб., в зависимости от дней недели и категории граждан.

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 5, 14, 41б, 72, 97с;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2, 5, 8, 14, 19к, 21б, 33, 42, 76, 97с, 139, 139а, 178;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: