Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Николо-Богоявленский морской собор

Санкт-Петербургский Николо-Богоявленский морской собор неизменно привлекает внимание туристов, приезжающих из самых разных стран во всемирно известный «город на Неве». Красота этого уникального здания и роскошь его внутреннего убранства — не единственные причины такой популярности. Дело в том, что и во внешнем виде Никольского морского собора, и в оформлении его интерьера нашла своё отражение целая эпоха, великая и противоречивая.

Из истории храма

Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца. Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.

Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца. Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.

Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось. Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским. Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.

Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.

Особенности архитектуры

Николо-Богоявленский собор представляет собой двухэтажное здание, увенчанное пятью башнями — центральной восьмигранной и боковыми четырехгранными. Над каждой из них возвышается позолоченный купол. Как гласит легенда, Петру Великому когда-то очень понравился пятиглавый Успенский собор в Астрахани. По его образцу император якобы и хотел построить особую церковь для моряков. С. И. Чевакинский, архитектор, которому Елизавета доверила проектирование нового храма, счёл необходимым осуществить предполагаемый замысел покойного царя, но сделал это по-своему.

Издали Николо-Богоявленский собор и впрямь похож на традиционную многоглавую русскую церковь. Следует отметить, что при жизни Петра I, да и долгие годы после его смерти такой стиль не использовался. В те времена предпочтение отдавалось одноглавым храмам с высоким шпилем на макушке. Таким образом, сооружение пятиглавой церкви выглядит, как возвращение к древней «дореформенной» традиции — но лишь на первый взгляд. Стоит только подойти к Николо-Богоявленскому собору чуть ближе — и сразу становится очевидно, что архитектор отнюдь не шел по пути зодчих XVI–XVII веков.

Стиль, характерный для этого здания, носит название «елизаветинское барокко». Для него характерна бросающаяся в глаза роскошь отделки и причудливость форм — ничего общего ни с древнерусскими храмами, ни с суровым лаконизмом «петровской» архитектуры. Более всего запоминаются скульптуры, многочисленные колонны, украшенные коринфскими капителями и балконы с коваными решетками на ярко-голубом фасаде.

На небольшом расстоянии к западу от собора находится колокольня. Она построена как отдельное здание из четырёх ярусов, три из которых поддерживаются изящными колоннами. На куполе колокольни установлен тонкий длинный шпиль.

Иконостас и внутренняя отделка

В интерьере Николо-Богоявленского собора «галантный век» отразился не столь явно, как в его внешнем облике. Многое здесь напоминает о традиционном убранстве православных храмов. Чтобы заметить тенденции, модные во времена Елизаветы и Екатерины II, следует внимательно всмотреться в иконы. Авторами их были братья Колокольниковы, Федот и Мина. Оба они входили в число лучших художников тех лет.

«Неопалимая купина» нарисована явно не без влияния европейской живописи XVIII века. То же самое можно сказать и про многие другие иконы, например, про «Сретение Господне».

Примечателен также подбор образов святых для расположенного на втором этаже собора Богоявленского храма. Среди них легко заметить небесных покровителей правившей династии — Петра, Елизаветы и Екатерины.

Примечательной деталью интерьера являются резные иконостасы. Их первоначальным автором был И. Ф. Канаев, однако в начале XIX века потребовалось выполнить реставрацию, поскольку дерево сильно обветшало. Мастера старались во всем следовать исходному образцу, но полной копией оригинала теперешний иконостас назвать, к сожалению, нельзя.

Святыни

Николо-Богоявленский собор — это не только великолепный памятник архитектуры, но и действующий православный храм. В его стенах, в частности, хранится частица ковчега Святого Николая.

Здесь также размещена рака Святого Феодосия, архиепископа Черниговского и многие другие важные для любого верующего святыни. Некоторые из них показаны на официальном сайте Николо-Богоявленского собора наряду с наиболее ценными иконами. На этом же ресурсе можно отыскать немало информации, полезной как для прихожан, так и для обычных туристов.

Как добраться до Николо-Богоявленского собора

Санкт-Петербург связан с другими городами России и с соседними странами множеством автомобильных и железных дорог. Нетрудно попасть в «северную столицу» и по воздуху. Перечислять номера рейсов и поездов было бы бессмысленно — их слишком много.

Отыскать Николо-Богоявленский собор, находясь в Петербурге, довольно просто. Следует доехать на метро до станции «Садовая» (сравнительно недалеко находятся также «Спасская» и «Сенная площадь»), подняться наверх и проследовать по одноименной улице до Крюкова канала (двигаться нужно в сторону увеличения номеров на зданиях). Затем необходимо повернуть направо и воспользоваться Красногвардейским пешеходным мостиком, который выводит почти к самой колокольне — именно там расположен вход.

Читайте также:
Ханты-Мансийская епархия: храмы и монастыри, священники и настоятели

Кроме того, посещение Николо-Богоявленского собора входит в некоторые из обзорных экскурсий по городу.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Николо-Богоявленский Морской Собор – храм моряков в Санкт-Петербурге

Соборы и Храмы

Собор, чье существование тесно связано с историей и традициями морского флота России, храм, который является ярчайшим памятником русского барокко – все это Николо-Богоявленский Морской соборе в Санкт-Петербурге. Ценность его в том, что он сохранил исторический облик и интерьеры, которые создавались 250 лет назад.

Описание собора

Храм состоит из двух церквей: верхней, освященной в честь Богоявления Господня, и нижней, освященной в честь Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. С высоты можно увидеть, что собор имеет форму равноконечного креста.

Краткие сведения

Описание собора в кратких цифрах и фактах:

  • автор архитектурного проекта – Савва Чевакинский
  • архитектурный стиль – барокко
  • год основания – 1753
  • завершение строительства и освящение – 1762
  • вместимость собора – около 5000 человек
  • количество куполов — пять

Собор представляет собой ярчайший образец барокко в русской церковной архитектуре.

Наружное убранство

Яркий голубой фасад храма имеет праздничный вид даже в хмурую погоду:

  • белоснежные коринфские колонны с капителями, украшенными резными листьями аканта и ангельскими ликами
  • лепные наличники в виде цветочных гирлянд
  • балконы с коваными узорными решетками
  • золотые купола

Изображение собора можно часто встретить на картинах питерских художников.

Колокольня

Рядом с храмом к 1758 году выстроили четырехъярусную колокольню:

  • в нижнем ярусе в 2000 году освятили часовню
  • средние ярусы – это звонница с 13-ю колоколами
  • на башенке установлены часы – куранты
  • верхний купол увенчан тонким шпилем

Колокольня собора – одно из самых узнаваемых и романтичных сооружений Петербурга.

История создания

Собор, который бы восславлял успехи России в освоении моря, начали возводить по инициативе князя Михаила Голицына — президента Адмиралтейств-коллегии. Он подал прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны.

На прилегающей к Адмиралтейству территории со времен его основания Петром Великим строились корабли. Здесь образовалась Морская слобода, где жили служители ведомства. Для них в 1753 году и начали сооружать каменный храм – до того времени там существовала лишь деревянная церковь.

Выбор места для строительства собора был обусловлен еще и близостью трех водных путей:

  • Фонтанка
  • Крюков канал
  • Екатерининский канал – сейчас он носит название канал Грибоедова

Близость воды повлияла на то, что храм воздвигли на высоком фундаменте, чтобы избежать затопления при наводнении. Строительные работы проводились на средства Адмиралтейства и простые пожертвования.

Именовать собором вновь отстроенную церковь повелела императрица Екатерина II – преемница Елизаветы Петровны. Храм освятили через месяц после ее восхождения на российский престол – в июле 1762 года.

История существования

Постройка и освящение храма во имя Николая Чудотворца повлияли на названия прилегающих к собору частей города: площади, переулка, рынка, двух мостов. С 1769 по 1892 годы Никольской улицей именовалась и нынешняя улица имени Глинки.

Маскировка купола Никольского собора 1942 г. Фото: Давыдов С.Н.

После свержения царской власти, во времена гонений на Церковь, массового закрытия храмов, Николо-Богоявленский собор избежал подобной участи. Однако большая часть накопленных церковных ценностей была изъята, а сам собор стал приходским. В 1934 году с колокольни собора сняли колокола в связи с запретом на колокольный звон в церквях города.

В годы Великой Отечественной Войны и блокады в стенах собора жил митрополит Ленинградский Алексий, будущий патриарх всея Руси. Именно его служению верующие приписывают чудо сохранения собора в это тяжелое время. Каждый вечер, после всех ежедневных богослужений, он совершал крестный ход вокруг собора с иконой Николая Чудотворца.

В послевоенные годы проводили восстановительные работы, которые были закончены к 1953 году.

Сейчас при соборе ведется благотворительная, миссионерская, духовно-образовательная деятельность: работают воскресные школы для детей и взрослых, библиотека, в 2010 году образован молодежный союз.

Храм моряков

При его создании храму отводилась роль простой приходской церкви для служащих Адмиралтейства и окрестных жителей. Но его существование стало неразрывно связано с морскими подвигами России.

Сразу после основания там отмечали все значимые события в российском морском флоте:

  • совершали Благодарственные молебны о победе
  • праздновали морские победы
  • проводили военные парады перед собором

В сквере около собора в 1908 году сооружен монумент, увековечивший память о героическом и трагическом сражении российского флота в Цусимской морской битве во время русско-японской войны.

В верхнем храме собора установлены доски памяти с именами погибших моряков, служивших на затонувшей подводной лодке Комсомолец. Начиная с 2000 года, в храме ежегодно служат панихиды по трагически погибшим членам экипажа другой подлодки – Курск.

Богослужения

В год начала Великой Отечественной Войны собору был присвоен статус Кафедрального. Богослужения в нем продолжались на протяжении всех лет, не прекращаясь даже во время блокады Ленинграда.

Сейчас службы проходят ежедневно в течение всего года:

  • исповедь 06:45
  • ранняя Литургия 07:00
  • панихида 08:30
  • молебен 08:45
  • исповедь 09:45
  • поздняя Литургия 10:00
  • панихида 11:45
  • молебен 12:00
  • таинство Крещения 14:00
  • таинство Крещения 18:00
  • вечернее Богослужение 18:00

В некоторые дни недели совершают акафисты. Во время больших церковных праздников службы проходят особенно торжественно.

Более подробную информацию и расписание богослужений вы можете уточнить в соответствующем разделе на сайте nikolskiysobor.ru

Интерьер и ценности

Интерьер собора повторяет его наружную отделку и является уникальным, так как предметы того времени в Санкт-Петербурге почти полностью утрачены.

Внутреннее убранство

Резные, позолоченные иконостасы, выполненные по эскизам Саввы Чевакинского, расположены в верхнем и нижнем храмах. Их украшают иконы работы мастеров Колокольниковых. Великолепную резку по дереву выполнил мастер Игнатий Канаев. Серебряная утварь для храма была изготовлена неизвестным столичным ювелиром.

Читайте также:
Церковь Иоанна Златоуста в Ялте: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Верхняя церковь отличается особо богатым интерьером:

  • своды украшает медное позолоченное паникадило, изготовленное в Германии
  • врата, ведущие в алтарную часть, напоминают золотое кружево
  • устроено «царское место», оформленное золотой резьбой и обитое бархатом малинового цвета

С кафедры верхней церкви зачитывали царские указы, объявляли о морских победах России

Святыни

В соборе хранится около трех десятков образов особо почитаемых святых, среди которых:

  • Тихвинский образ Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Владимирская икона Божией Матери
  • икона великомученика и целителя Пантелеимона
  • икона святой блаженной Ксении Петербургской

Главная святыня собора – образ Николая Чудотворца с частицами его мощей. Этот святой считается покровителем путешественников, поэтому особо почитаем и моряками. Икона работы XVIII века была подарена греческими моряками.

Частицу мощей, которая находится в медальоне, преподнес в дар митрополит Гор Ливанских в 1947 году. В алтарной части нижнего храма хранится частица ковчега святителя Николая.

Еще одной ценностью собора является мощевик с частицами мощей многих почитаемых святых, среди которых:

  • Иоан Предтеча
  • Андрей Первозванный
  • целитель Пантелеймон

В центре мощевика находится частица Животворящего креста Господня, которую в 2010 году передал в собор Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Информация для посещения

Николо-Богоявленский собор находится на Никольской площади, в месте пересечения двух каналов – Крюкова и Грибоедова, которое петербуржцы называют Семимостье – с него открывается вид сразу на семь мостов.

Адрес

Санкт-Петербург, Никольская площадь, дом 1/3.

Ближайшие к собору станции метро:

  • Садовая
  • Спасская
  • Сенная площадь

От метро до собора примерно 1 км, поэтому можно воспользоваться наземным транспортом.

На расстоянии около 5 минут пешей прогулки от собора находятся автобусные остановки, добраться до которых можно различными способами:

  • Никольская площадь: автобусы № 49, 50, 181, маршрутное такси № К-7, К-62, К-195, К-212
  • Ново-Никольский мост: трамвай № 3
  • Проспект Римского-Корсакова, д. 39: маршрутное такси № К-2, автобусы № 2, 3, 27, 50

График работы

В свободное от церковной службы время по предварительной договоренности туристы могут прослушать экскурсию с рассказом об истории собора.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Осипов Алексей Ильич

Родился 31 марта 1938 г. в г. Белеве Тульской обл. в семье служащих. До 1952 г. проживал сначала в г. Козельске Калужской обл., затем в пос. Оптино Козельского р-на. С 1952 г. жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской обл.

По окончании в 1955 г. средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева; +1963). В 1958 г., получив от него письменную рекомендацию, по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания». По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию.

Осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 г. был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году — тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по Западным исповеданиям.

В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 г. — профессора, в 1985 г. — степень доктора богословия, в 2004 г. — звание заслуженного профессора Московской духовной академии.

В 1964 г. был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

В 1967-1987 гг. и с сентября 1995 г. по 2005 г. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

В 1973-1986 гг. — член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

В 1976-2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию.

В 1981-2004 гг. — заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1990-1993 гг. — главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии «Богословский вестник».

В 1991-99 гг. — сопредседатель ежегодной Международной конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубна (Московская обл.).

В 1994-1995 гг. — член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами РФ и Русской Православной Церковью.

Читайте также:
Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995-1997 гг. — член постоянного президиума Всемирного русского народного собора.

В 1995 г. определением Священного Синода был включен:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

С 1979 г. — член Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, в 1982-2007 гг. — Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; в 1991-1998 гг. — член комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей.

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Христианской мирной конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Награжден орденами Русской Православной Церкви и других Церквей.

  • 2013 г. — орден свт. Макария Московского II ст.;
  • 2018 г. ― орден свт. Макария Московского I ст.;
  • 2018 г. — орден креста прп. Евфросинии Полоцкой (Белорусский экзархат).

Биография Алексея Ильича Осипова

Осипов Алексей Ильич – один из ведущих мировых специалистов в области богословия, катехизатор, профессор, на протяжении многих лет преподающий в Московской Духовной академии. Публицист, лектор с незаурядным ораторским талантом, проповеди которого отличают глубокие познания, доступностью материала для каждого слушателя и тончайшим юмором.

Умелая интересная подача информации делает его лекции популярными как среди взрослых состоявшихся личностей, так и молодых людей, к примеру, студентов, только начавших свой длинный жизненный путь. Биография Осипова Алексея Ильича содержит много событий, причем почти все они связанные с профессиональной деятельностью, тогда как о детстве, семье и личной жизни именитого богослова известно крайне мало.

Радует тот факт, что этот скромный, увлеченный своим делом человек, отметивший свой 80-летний юбилей в 2018 году, продолжает работать, не снижая темп, и нести в массы основы православной веры. Всю сознательную жизнь мужчина посвятил Богу и науке, но, вопреки примеру большинства служителей Всевышнему, отказался от принятия сана, объясняя свое решение тем, что его истинное призвание – преподавательская деятельность.

  • Детство
  • Юношеские годы
  • Зрелый возраст
  • Личная жизнь
  • Интересные факты
  • Частые вопросы
  • Интересное видео

Детство

Осипов Алексей Ильич появился на свет 31 марта 1938 года в небольшом городке Белев, расположенном в Тульской области. О семье и близких родственниках, а также о ранних годах будущего богослова данных немного, известно, что его родители были обычными служащими: папа – военным, а мать Ольга Михайловна работала в местном магазине.

Из-за специфики профессиональной деятельности отца семья была вынуждена поменять несколько мест проживания, но в конце концов Осиповы переехали в Смоленскую область и обосновались в городе Гжатске, который впоследствии был переименован в Гагарин.

О собственном детстве Алексей Ильич рассказывает скупо и неохотно, каждый раз делая акцент, что принародную исповедь отменили еще в ΙΙΙ столетии до н.э. Уже в те далекие времена люди понимали, человеку следует исповедоваться наедине со священником, поэтому профессор говорит, что большой аудитории ему сказать нечего.

Когда будущему богослову было около семи, его мама начала посещать храм, где настоятелем был отец Никон (А. А. Воробьев). Спустя время батюшка оказал фундаментальное влияние на мировоззрение юного Алексея, а через несколько лет стал духовным наставником парня.

До самой смерти, произошедшей в 1963 году, игумен Никон был для Осипова примером добродетельного христианина, справедливого и грамотного учителя, мудрого и чуткого друга. Школу Алеша окончил в 1955 году в Гжатске. Тогда паренек был очень малорослым (остановился в росте из-за травмы позвоночника).

Позднее на выступлениях богослов рассказывал об этом моменте и врезавшимся в память воспоминании, связанном с наставником игуменом Никоном. На протяжении летних каникул церковный служитель измерял рост мальчика линейкой и ставил зарубку на двери, каждый раз добавляя: «Ну вот, гляди, ты опять подрос».

Отец Никон так укрепил веру Алеши, что он вырос, и когда паренек 1 сентября пришел в школу, все изумились – он стал выше на целых 15 см. Сейчас Алексей Ильич произошедший феномен объясняет силой убеждения духовного отца и на протяжении многих лет воспитывает в себе это уникальное качество.

Юношеские годы

Когда Алеша Осипов достиг возраста вступления в комсомол, юноша однозначно отказался становиться членом этой организации. Причины своего поступка молодой человек не озвучивал, но, вероятно всего, они кроются в религиозных убеждениях, привитых Алеше мамой и духовным наставником.

По окончании школы у будущего профессора богословия возник вопрос, куда пойти учиться дальше. Администрация и учителя школы предлагали одаренному парню подать документы в вуз, но духовный отец советовал Осипову избрать иной путь.

На протяжении последующих трех лет начинающий богослов под руководством неизменного наставника готовился поступать в Московскую духовную семинарию. Главный упор при подготовке шел на изучение описаний жизни святых отцов и трактовки основ христианской веры.

Как позднее рассказывал Алексей Ильич, таких глубочайших знаний в богословии, полученных им от наставника, студентам не могли обеспечить даже педагоги семинарии. Затем Алексей Осипов поступает в Московскую духовную академию и так же успешно выпускается в 1963 году, пишет диссертацию, получает кандидатскую степень по богословию и направляется работать в одну из смоленских церквей.

Читайте также:
Серафим Тяпочкин: житие и биография старца, могила, почитание

Трудился на новом месте он недолго. Почти сразу по приглашению высшего учебного заведения РПЦ (Русской православной церкви) молодой человек идет для дальнейшего обучения в аспирантуру.

Зрелый возраст

В 1964 году, в 26 лет Алексей Осипов после пройденного курса в академии завершает обучение в аспирантуре.

Преподавание

После окончания курса молодой человек получает приглашение поработать в академии и остается преподавать в ней основы богословия и новую на тот момент дисциплину экуменизм (всехристианская сплоченность). Занимаясь преподавательской деятельностью, одновременно Алексей Ильич читает лекции по основам богословия, христианской веры и западным вероисповеданиям на 1-ом курсе в академии и на 5-ом в семинарии.

Работа в РПЦ

В 1964 году Алексей Осипов получает должность секретаря комиссии РПЦ, занимающейся подготовкой материалов для составления религиозно-этической энциклопедии, издательство которой планировалось осуществить в Афинах. С 1973 года и по сей день профессор является одним из наиболее активных сотрудников РПЦ. Алексей Ильич был членом:

  • учебного комитета при Священном синоде до 1986 года;
  • Юбилейного Поместного собора в 1988 году;
  • координационного комитета по взаимодействию ВС РФ и РПЦ с 1994-го по 1995 год;
  • постоянного Президиума Всемирных русских соборов нескольких созывов с 1995-го по 1997 год;
  • Синодальной рабочей группы по созданию основ концепции РПЦ;

а также участвовал в диалогах РПЦ с иными религиозными конфессиями.

Однако стоит заметить, что в настоящее время отношение РПЦ к мировоззрению и лекционному материалу профессора Осипова разнится. В сфере апологетики (основы богословия) Алексей Ильич однозначно признан величайшим специалистом.

Но касательно Догматического богословия его суждения подвергаются сомнениям. По вердикту Синодальной комиссии лекции Алексея Ильича выходят за рамки православного вероучения, базирующегося на откровении Божьем.

Общественно-политическая деятельность

  • А. И. Осипов активно погружен в события общественности и политической жизни родной страны:
  • С 1967 по1987 год и с 1995 по 2005-й профессор был членом редколлегии сборника «Богословские труды».
  • С 1991 по 2016 год являлся сопредседателем (от религии) международной конфессии «Наука. Философия. Религия».
  • Участвовал в ассамблеях Всемирного совета церквей, конференциях европейских церквей и в Христианской мирной конференции.
  • Присутствовал как почетный гость на всемирных церковных и общественных конференциях и ассамблеях в России и заграницей.
  • Выступал с лекциями на телевидении, на собраниях верующих, а также на встречах с учениками духовных семинарий и академий.

Кроме того, профессора Осипова регулярно приглашают провести свои интереснейшие и поучительные лекции, задают множество вопросов, на которые он с удовольствием обстоятельно отвечает. Его выступления регулярно транслируются на православном телеканале «Союз».

Помимо этого, Алексей Ильич продуктивно занимается публицистикой. Работы профессора регулярно печатаются в российских изданиях («Богословские труды», «Журнал Московской патриархии») и зарубежных СМИ.

Личная жизнь

Как и у всех популярных и публичных людей, кроме профессиональной и творческой деятельности, повышенный интерес вызывает их личная жизнь. Известный всему миру профессор богословия А. И. Осипов не стал исключением. Зрителей и слушателей лекций уже на протяжении десятков лет волнует семейное положение ученого, есть ли у него жена и дети?

Но Алексей Ильич никогда не распространяется о своей приватной жизни, считая, что она не является предметом достояния общественности. Профессор скромен и не пытается привлечь внимание к своей персоне чем-то кроме собственных трудов.

Интересные факты

Работы Алексея Осипова высоко оценены РПЦ, за что профессор богословия имеет множественные награды от РПЦ: орден преподобного Сергия Раддонежского Ι-ΙΙΙ степеней, орден святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси Ι-ΙΙΙ степеней и т.д.

А.И. Осипов ведет собственный официальный сайт https://alexey-osipov.ru/ , на котором выложены почти все его лекции в свободном доступе. Поэтому желающие могут с ними беспрепятственно ознакомиться. Кроме того, на портале профессору можно задать любой, касающийся религии вопрос, и богослов подробно на него ответит.

Частые вопросы

Один из наиболее задаваемых вопросов, с которым сталкивается Алексей Ильич, это «Какая сейчас основная преграда на пути простого человека в поиске Бога?». На что богослов отвечает следующее: «Наиболее сложно человеку вырваться из атмосферы соблазнов, куда он погружен. Труднее всего справиться с суетой, занимающей большую часть времени и мыслей. Людям некогда подумать о Боге, о своей заблудшей душе. Постоянная суета отвлекает от главного вопроса: «Зачем я живу?».

Нам не хватает времени понять самого себя, свои помыслы, поступки, желания. Это постоянные развлечения, это СМИ, которые погружают человека в другой мир, где нет места христианству. Все в совокупности не дает людям прийти к Богу. Современный человек мало что читает, даже Новый Завет ему сложно и не хочется прочесть.

Утрата интереса, апатия, теплопрохладность, о которой давно упомянуто в Апокалипсисе: «Поскольку ты не холоден, не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Полное равнодушие к своей судьбе: «Да неважно, я живу как живу, плевать на религии»», – вот что является главной бедой, говорит профессор Осипов.

Многие интересуются, почему Осипов, пройдя длинный путь обучения, получив высшую ученую степень по богословию, отказался принять сан священника. Профессор отвечает, что в определенный момент осознал, что его истинное призвание – не служение в церкви, а преподавание.

По словам профессора, стать священником в академии – весьма странный поступок. Священнослужитель должен иметь паству, а в академии главой является ректор. Обязанности священника заключаются в церковной службе. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане.

ОСИПОВ АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ

Осипов Алексей Ильич, профессор МДА

Осипов Алексей Ильич (р. 1938), профессор Московской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих.

До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.

По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.

В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: “Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания”.

По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм».

В 1964 году был назначен секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году – тот же предмет и в семинарии.

В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия – по западным исповеданиям.

С 1967 по 1987 и с сентября 1995 по 2005 год был членом редакционной коллегии сборника “Богословские труды”.

В 1969 году получил звание доцента.

С 1973 по 1986 год – член Учебного комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.

В 1975 году утвержден в звании профессора.

С 1976 по 2004 год – член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию.

С 1979 года состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 по 2007 год – Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 по 1998 год – членом комиссии “Вера и Церковное устройство” Всемирного Совета Церквей.

С 1981 по 2004 год – заведующий филиала аспирантуры Московской духовной академии при ОВЦС.

В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия honoris causa. Профессор кафедры Основного богословия Московской духовной академии.

В 1990 – 1993 годах – главный редактор возобновленного журнала Московской духовной академии “Богословский Вестник”.

С 1991 по 1999 год – сопредседатель ежегодной Международной Конференции “Наука. Философия. Религия” в г. Дубне (Московская обл.).

В 1994-1995 годах – член Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.

В 1994 году назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.

В 1995 – 1997 годах на II-IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.

В 1995 году определением Священного Синода был включен:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы: “Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства”;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

В 2004 году удостоен почетного звания заслуженного профессора МДА.

В 2005 году определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

Принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с: Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др.

Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции; многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Выступал с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.

Критика

Оппоненты проф. Осипова находили в его высказываниях взгляды, которые, по их мнению, серьезно противоречили церковному учению, градус критики порой доходил до обвинений в ереси. В 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А. В. Люлькой [1], в котором авторы просили дать разъяснения относительно того, соответствуют ли мнения А.И. Осипова “точному изложению православной веры”. Неправота профессора была выражена авторами письма в к следующих пяти пунктах:

  1. Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук.
  2. В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления.
  3. Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов.
  4. Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином.
  5. Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.

В 2016 году авторы письма получили Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии за подписью её секретаря А. А. Шишкова [2] по всем пяти пунктам, суть которого сводится к следующему:

  1. Мнение о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании
  2. В Новом Завете неоднократно подчеркивается совершенная непричастность воплотившегося Сына Божия какому-либо греху.
  3. Православное богословие, не принимая крайностей юридической теории Искупления, всегда признавало догмат Искупления одной из фундаментальных основ христианского учения о спасении.
  4. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного. Что касается теории профессора А. И. Осипова, то она является богословским новшеством, основанным на воззрениях протоиерея Сергия Булгакова.
  5. Практика крещения младенцев упоминается в раннехристианских источниках. На вопрос о конечной участи некрещеных младенцев однозначного ответа в православной традиции нет.

Письмо заключалось следующим образом:

Алексей Ильич не согласился с “Заключением”, в своем ответе он указал на то, что его высказывания отчасти были искажены обвинителями, либо вырваны из контекста, и выразил сожаление, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний. С ответом профессора А.И. Осипова на “Заключение” и реакцией его оппонентов на этот ответ можно ознакомиться на странице “Заочная полемика по поводу заключения СББК о богословских воззрениях проф. Осипова” интернет-ресурса “Азбука веры” – https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/zaochnaja-polemika-po. va/

Награды

  • орден св. кн. Владимира III ст. (1971);
  • орден преп. Сергия III ст. (1979);
  • орден св. князя Владимира II-й ст. (февраль 1988, в связи с 50-летием со дня рождения);
  • орден блгв. кн. Даниила Московского III ст. (март 1998, в связи с 60-летием со дня рождения);
  • орден свят. Макария, митрополита Московского, II ст. (апрель 2013, во внимание к активной просветительской деятельности, за усердные миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения) [3].

Сочинения

Публиковался в “Журнале Московской Патриархии”(ЖМП), в “Богословских трудах”, “Stimme der Ortodoxie” (издательство Московской Патриархии), в светских журналах и газетах, а также за рубежом: в Германии, Финляндии, Греции, США, Италии и других странах.

  • Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания. (Рукопись. Библиотека МПДА.)
  • Основное богословие. Курс лекций для учащихся Московской духовной семинарии. Москва.1994.
  • Путь разума в поисках истины. М. “Даниловский благовестник”. 1997; “Братство во имя св. Александра Невского”. 1999; М. “Сретенский м-рь”. 2002, 2003, 2004; М. “Благо”. 2003; СПб. “Сатис”. 2007.
  • Православное понимание смысла жизни. Киев. 2001.
  • Посмертная жизнь души. “Даниловский благовестник”. 2005; 4-е изд.: М. 2007.
  • Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни. Сретенский м-рь. 2005.
  • Посмертная жизнь. М. “Дар”. М. 2006.
  • Носители духа святителя Игнатия (Брянчанинова). М. 2007.

Из опубликованных статей, докладов:

  • Справедливость и насилие. Богословские труды. №11.М. 1973.
  • Насилие и справедливость. ЖМП.1973. №5.
  • Спасение – освобождение для мира и справедливости во Христе. Значение Церкви. ЖМП.1976.№3.
  • О некоторых принципах православного понимания экуменизма. Богословские труды. №18. М. 1978.
  • Тридцатилетие Всемирного Совета Церквей. ЖМП. 1978. №12.- 1979. №1.

Богослов Осипов Алексей Ильич, профессор Московской духовной академии

Осипов Алексей Ильич — крупнейший специалист в области богословия, профессор и преподаватель Московской Духовной Академии. Лекции, беседы и проповеди Осипова отличают тонкий юмор, доступность изложения и глубокие знания предмета обсуждения. В марте 2018 года он отметил свое 80-летие.

  1. Детство
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья
  4. Учеба в школе
  5. Юношеские годы и молодость
  6. Изучение богословия
  7. Зрелый возраст
  8. Преподавание в академии
  9. Работа в РПЦ
  10. Общественно-политическая деятельность
  11. Участие в телепрограммах
  12. Лекции и проповеди Алексея Осипова
  13. Видео

Детство

Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.

Происхождение и рождение

О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине. Поменяв несколько городов, в 1952 году Осиповы обосновались в г. Гжатске (ныне г. Гагарин) Смоленской области.

Семья

О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э. Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.

Когда Алексею было 6-7 лет, его мама, Ольга Михайловна, стала ходить в храм, настоятелем которого служил батюшка Никон (А.А. Воробьев). Впоследствии он оказал огромное влияние на духовное становление молодого Алексея Осипова, а позднее стал его духовным отцом. До самой своей кончины в 1963 году отец Никон был для Алексея Ильича примером истинного христианина, умнейшего наставника, мудрого и доброго друга.

Учеба в школе

Среднюю школу Алексей Осипов закончил в Гжатске в 1955 году. Он был очень маленького роста (из-за травмы позвоночника перестал расти), и из школьных моментов,о нем он говорил в своих выступлениях, самым ярким было воспоминание, связанное с его духовным отцом игуменом Никоном.

Все лето, где-то 2-2,5 месяца, отец Никон измерял его линейкой и делал отметку на двери, говоря: «Ну вот, смотри, ты снова немного подрос». Он настолько укрепил веру мальчика в то, что он вырос, что когда 1 сентября Алексей зашел в класс, все были просто поражены: за лето он подрос на 15 сантиметров! В этом Алексей Ильич сегодня видит силу убеждения своего наставника и не устает воспитывать это качество в себе.

Когда пришла пора вступать в комсомол, Алексей наотрез отказался это делать, так и остался «неохваченным». Причина его поступка неизвестна, но, возможно, все дело в религиозных убеждениях юного Алексея, к которым его приобщили мама и отец Никон.

Юношеские годы и молодость

По окончании средней школы перед Алексеем Осиповым встал вопрос о дальнейшем образовании. Дирекция школы, в которой он учился, предлагала ему поступать в какой-либо институт, однако его наставник игумен Никон посоветовал Алексею избрать другой путь.

Изучение богословия

В течение последующих 3-х лет Алексей Осипов под руководством своего духовного наставника готовился к поступлению в Московскую духовную семинарию. Упор делался на изучение жизнеописаний святых отцов и их трактовки основ христианской веры.

В 1958 году, получив письменную рекомендацию игумена Никона, Алексей Осипов был зачислен в 4 (выпускной) класс духовной семинарии, которую с успехом закончил в 1959 году. Как позже вспоминал Алексей Ильич, таких глубоких познаний в богословии и изучении трудов святых отцов, которые давал ему Наставник, даже преподаватели семинарии не давали своим студентам.

Далее Осипов поступает в Московскую духовную академию, выпускается из которой в 1963 году, получает степень кандидата богословия и направление на работу в одну из церквей города Смоленска (тема диссертации — «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником синодального издания»). В новой должности Осипов проработал недолго. По приглашению высшего учебного заведения Русской православной церкви, он поступает в аспирантуру.

Зрелый возраст

В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии.

Преподавание в академии

Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм (всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной). Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям.

С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник».

Работа в РПЦ

В 1964 году Осипов назначается секретарем комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издание которой планировалось осуществить в Афинах.

С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ:

  • состоял в членах учебного комитета от духовной Академии при Священном Синоде (орган управления РПЦ) до 1986 года;
  • был членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства до 2004 года;
  • в 1988 году был членом Юбилейного Поместного Собора РПЦ
  • с 1994—1995 г.г. состоял в членах координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и РПЦ
  • с 1995—1997 г.г. — член постоянного Президиума Всемирных русских соборов II-IV созывов;
  • состоял членом Церковно-общественной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;
  • состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ концепции РПЦ;
  • с 2009 года — член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению.
  • принимал участие в двусторонних диалогах РПЦ с другими религиозными конфессиями.

Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А.И. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия (апологетики), он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия (разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека), то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии (2016 г.), лекции профессора не соответствуют православному вероучению, основанному на Божественном откровении.

В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А.И. Осипова «О десяти праведниках».

Общественно-политическая деятельность

Профессор А.И. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни:

  • с 1996 по 1987 гг. и с 1995 по 2005 гг. являлся членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;
  • с 1991 по 2016 гг. — состоял сопредседателем (от религии) ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия»;
  • был участником ассамблей Всемирного совета церквей;
  • участвовал в конференции европейских церквей;
  • принимал участие в Христианской мирной конференции;
  • был приглашен на многие всемирные международные и иные церковные и общественные конференции и ассамблеи в России и за рубежом.

Участие в телепрограммах

Алексей Ильич Осипов много выступает:

  • на встречах с учениками духовных академий;
  • с верующими;
  • на телевидении.

Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз».

Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе. Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений.

Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение:

  1. Донести до присутствующих послания святых отцов.
  2. Обсудить вопросы православия и христианства.

Например, на вопрос одного из телеведущих:” Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму, вере, к Богу? Как Вам кажется?”, А.И. Осипов ответил так:

— Трудно сейчас бывает человеку выйти из той атмосферы жизни, в которую нас погружают. Самое трудное — это суета, которая отнимает все время, забивает нам голову. Мы не успеваем ничего подумать: даже о своей душе и о Боге. Вот эта суета, вот это отвлечение внимания от насущного вопроса: «Зачем я живу?» Человек не успевает как-то осмыслить самого себя. Это развлечение, это развлекаловка, которая сейчас всюду, это средства массовой информации, которые нас погружают совершенно в другой, буквально антихристианский мир. Все это очень мешает человеку прийти к Богу. Ничего не читаем, Нового Завета даже не читаем. Отсутствие интереса, какая-то апатия, какая-то теплохладность, о которой в Апокалипсисе сказано: «Поскольку ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Убийственное равнодушие: «Да неважно, мне плевать на все эти религии, на все, я живу, как живу», — вот это беда самая главная, мне так кажется.

Кроме преподавательской и общественно-политической деятельности, А.И. Осипов много занимается публицистикой. Его работы печатаются в различных отечественных изданиях («Журнал Московской патриархии», «Богословские труды») и зарубежных СМИ в Италии, Греции, США, Финляндии, Германии.

Профессор имеет многочисленные награды, в том числе и от Русской Православной Церкви:

  • орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени (1971 г.);
  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1979 г.);
  • орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира II степени (1988 г.);
  • орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени(1998 г.);
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси III степени (2008 г.);
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси II степени (2013 г.);
  • орден святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси I степени (2018 г.).

В этом видео показан отрывок из лекции А.И. Осипова “Как определить свое профессиональное предназначение: «В поте лица твоего ешь хлеб твой».

Лекции и проповеди Алексея Осипова

Богослов Осипов Алексей Ильич активно выступает с докладами и лекциями на радио и телевидении, пишет и издает книги, аудио и видео диски с записями своих лекций. Его активно приглашают на встречи в различные аудитории.

Выступления А.И. Осипова отличаются великолепным языком, понятным всем присутствующим, без всякой елейности. Каждый раз после встречи с ним зрители и слушатели задают профессору вопросы и получают на них исчерпывающие ответы, поэтому каждая лекция Осипова — это интереснейшая дискуссия о различных аспектах православия, а также о разных сторонах духовной жизни человека и общества.

Послушать А.И. Осипова можно на его личном сайте в интернете, где собраны все записи выступлений и интервью последних лет, а также новые лекции профессора Осипова.

Темы, которые затрагиваются в беседах, очень обширны: от вопросов о христианстве, что такое христианство, что дает человеку, до ответов на житейские вопросы, волнующие каждого человека: как избавиться от скорби, депрессии, уныния, о принципах православного воспитания детей, об основах нравственности, о браке, любви.

Изданы книги А.И. Осипова, содержащие основные его мысли и тезисы:

  • «Бог»;
  • «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
  • «Путь разума в поисках истины»;
  • «Любовь, брак и семья»;
  • «Стать святым»;
  • «Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни»;
  • «Носители духа».

У профессора Осипова очень много друзей и сторонников, но также есть критики и недоброжелатели. Алексей Ильич не раз говорил в интервью, что готов на конструктивный диалог с любыми оппонентами, если только обвинения подкреплены какими-либо доказательствами. Осипов советует каждому иметь свое мнение по вопросам веры, для этого он рекомендует изучать жития и откровения святых отцов, изучению трудов которых посвятил всю свою жизнь.

Видео

Короткое интересное видео из новой лекции профессора А.И. Осипова на тему причины депрессии и уныния современного человека.

Алексей Осипов биография личная жизнь семья жена дети фото

Алексей Ильич Осипов — православный богослов, педагог, публицист

Осипов Алексей Ильич — это русский православный богослов и публицист. Он много лет преподаёт в Московской духовной академии. Частый участник телепередач.

О нём часто пишут и снимают средства массовой информации. Имеет аккаунты в социальных сетях, активно общается с подписчиками, отвечая на их вопросы. Некоторые его высказывания не одобряются верующими и священнослужителями.


Осипов Алексей Ильич в МПДА. Алексей Ильич Осипов ― православный богослов, проповедник, педагог, писатель

Алексей Ильич получил степень доктора богословия honoris causa. Заслуженный профессор Московской духовной академии. Видный православный катехизатор современности.

Профессор Осипов неоднократно награждён церковными и светскими орденами, входил и входит во многие церковные структуры и органы. Опубликовал большое количество книг, статей и докладов.

О глобальном

Профессор Алексей Осипов справедливо заметил, что в наше время становится все более ясен тот факт, который говорит о том, что человечество скоро погибнет. Ведь даже мировая справедливость никак не влияет на то, что люди запрограммированы на самоуничтожение. Чтобы выжить, нужно не только сохранить окружающую среду, но и восстановить всю целостность искалеченной нами природы. По его мнению, проблемы, связанные с экологией, носят в первую очередь духовный характер, а человек является центром всего.



Профессор Осипов родился в семье служащих

Осипов Алексей Ильич родился 31 марта 1938 года в городе Белёве Тульской области в семье служащих. До 1952 года он проживал в городе Козельск Калужской области.

Позже переехал в посёлок Оптино Козельского района. Потом жил в городе Гжатск Смоленской области. Теперь город носит имя Гагарин.

В 1955 году Алексей Ильич окончил среднюю школу. Несмотря на то, что дирекция школы настойчиво предлагала ему поступить в высшее учебное заведение, принял другое решение.

Будущий профессор Московской духовной академии в течение трёх лет на дому занимался изучением начал богословия. Учил его игумен Никон (Воробьёв).


Игумен Никон (Воробьёв). Портрет. Игумен Никон обучал будущего профессора А.И. Осипова началам богословия

От него же Осипов получил в 1958 году письменную рекомендацию для поступления на четвёртый (выпускной) курс Московской духовной семинарии. Благословение на это дал архиепископ Смоленский и Доргобужский Михаил (Чуб). При этом Алексей Ильич сдал экзамены сразу за три предыдущих класса.

Наставник Алексея – игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах. Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь. В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Московскую духовную академию профессор Осипов окончил со степенью кандидата богословия

После окончания Московской духовной семинарии Осипов поступил в Московскую духовную академию. Её он окончил в 1959 году со степенью кандидата богословия.

Защищал будущий профессор богословия свою диссертацию на кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».


Профессор Алексей Осипов, встреча в Московской духовной академии. Алексей Ильич окончил в 1959 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия

После того, как Алексей Ильич закончил академию, он получил справку о своём направлении в Смоленскую епархию. Переезд не состоялся, так как осенью этого же года он получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии.

Здесь богослов успешно прослушал курс аспирантуры. По окончании ее, его оставили преподавателем по экуменизму. Эту дисциплину только в то время ввели в академии.

В 1959 году Алексей Ильич Осипов стал кандидатом богословия.

В 1964 году Алексея Ильича Осипова назначили секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах.

Через год ― пригласили прочитать курс лекций по основному богословию в Московской духовной академии. В 1966 году он читал тот же самый предмет в семинарии.

Далее Осипов читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по западным исповеданиям.

Почему он не стал настоятелем церкви?

По мнению большинства людей, знакомых с трудами Алексея Ивановича, он давно должен был принять духовный сан и отойти от мирских дел, однако этого не произошло. Зачем же тогда он потратил лучшую часть жизни на изучение богословия? Ведь логичным завершением карьеры вполне мог стать монашеский постриг. Однако все дело в том, что профессор видит себя именно педагогом — в этом его истинное предназначение, а укрыться в стенах монастыря он всегда успеет.

Профессор Алексей Осипов справедливо полагает, что принимать сан, будучи преподавателем в Духовной академии, как минимум странно. Ведь у священнослужителя должен быть свой Приход и община – его дело направлять людей на путь истинный и молиться о душах детей божьих. Поэтому обладателям церковного сана не следует преподавать в академии, так как там главой является ректор, а студенты — паствой. Вот такое сравнение.

Профессор Осипов известен своей общественной деятельностью

Кроме преподавательской, профессор Осипов также известен своей общественной деятельностью. Так с 1973 по 1986 год он входил в состав учебного комитета при Священном синоде от Московской духовной академии.

С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию.


3 июля 1975 г., Ватикан. Делегация во главе с митр. Никодимом на приеме у «Святейшего папы» (так в ЖМП) Павла VI. Крайний слева — А.И. Осипов. Профессор Осипов активно работал и работает в различных комиссиях, чья деятельность посвящена достижению церковного единства

В 1988 году участвовал в работе Юбилейного Поместного собора Русской православной церкви 1988 года в качестве члена. Состоял членом Церковно-общественной координационной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова.

С 1991 по 2021 год работал в качестве сопредседателя от религии ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия» (город Дубна Московской области).

Профессор Осипов ― участник множества комитетов и комиссии по взаимодействию РПЦ другими организациями.

В 1994—1995 годах — член совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооружёнными силами Российской Федерации и Русской православной церковью.

Неоднократный участник Всемирных русских народных соборов. Член Постоянного Президиума. Состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ социальной концепции РПЦ, в рабочей группе «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской православной церкви в сфере межрелигиозных отношений».


VII генеральная ассамблея ВСЦ в Канберре, Австралия. Учитывая огромный опыт проповеднической деятельности профессора Осипова Свящённый Синод включил его в рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ

В 1995 году Священный Синод включил Алексея Ильича в:

  • в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви;
  • в рабочую группу по изучению темы: «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства»;
  • в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ.

Московская духовная академия присвоила Алексею Осипову звание почетного профессора

За свои труды Алексей Иванович Осипов в 2004 году получил звание почётного профессора Московской духовной академии, а также многочисленные церковные награды.

По поручению Священного Синода он неоднократно принимал участие в двухсторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с другими Церквами, а также представителями других религий.

В рамках таких мероприятий был участником ряда ассамблей Всемирного совета церквей, Конференций европейских церквей, Христианской мирной конференции и т.д.

7 апреля 2013 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по окончании Литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил заслуженного профессора Московской духовной академии А.И. Осипова орденом святителя Макария, митрополита Московского, II степени.

Профессор Осипов часто выступал и выступает с докладами и лекциями как внутри страны, так и за рубежом. Аудитория для него не имеет значения, так как он может найти общий язык, как с церковным, так и светским сообществом.

Кроме того, его можно часто увидеть на телевидении, услышать по радио, почитать в социальных сетях. Публикуется в серьёзных журналах и газетах: «Журнал Московской патриархии», «Фома», «Российская газета» и т.д.

На сайте профессора Алексей Ильича Осипова нет сведений о его семье

Многие почитатели профессора Алексея Ильича Осипова задают вопрос: есть ли семья у выдающегося русского богослова?

Официальный сайт ученого Осипова А. И.

К сожалению, прямого ответа на этот вопрос нет, так как в открытых источниках сведения об этом отсутствуют. Не говорит об этом и официальный сайт учёного осипов.ру.

Священнослужители и другие представители Русской Православной Церкви обычно на вопрос: есть ли у Алексея Осипова жена, отвечают, что православие требует безбрачия только от монахов.

Сведения о постриге Алексея Ильича отсутствуют, при этом личная жизнь любого человека неприкосновенна. Таким образом, не стоит обращать излишнее внимание на этот вопрос, а лучше сосредоточиться на той деятельности, которые профессор ведёт как богослов и проповедник.

Видеоролик: лекция профессора А.И. Осипова «Малая церковь». Город Лобня. На 14 минуте автор говорит о том, что источником брака и его разрушения признаны человеческие страсти.

Подобная деятельность хорошо освещена на личном сайте Алексея Ильича. Так, например, здесь размещена его биография, иметься раздел с видео. Книги профессора, а именно их краткое описание, также расположены здесь. Так на сайте можно прочитать следующие труды автора:

  • «Бог»;
  • «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
  • «Путь разума в поисках истины»;
  • «Любовь, брак и семья»;
  • «Неизданные письма игумена Воробьёва»;
  • «Носители духа».

Философия скептицизма

Скептицизм – изначально понятие философское и достаточно противоречивое. Античные философы, к примеру, напрочь отвергали теории других философских течений, основанных на субъективных воззрениях философов. И в тоже время абсолютно не допускали критику своих философских догм, зиждившихся уже на их точно также необъективных взглядах. Ниспровергая догматы теологов, способствовали развитию материализма. И в то же время не признавая значения человеческого разума в познавании мира не мало поспособствовали делу становления религии.

Осипова критикуют некоторые за его взгляды, называя их неправославными

Профессор Осипов известен своими выступлениями. Его проповеди и беседы привлекают множество слушателей.

При этом оппоненты богослова указывают на то, что некоторые его взгляды противоречат учению Церкви. Некоторые из них даже обвинили его в ереси.

Так в 2013 году на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено письмо группы верующих (48 подписей) во главе с руководителем Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе А.В. Люлькой.

Авторы в своём обращении просили дать им разъяснения о том, соответствуют ли мнения А.И. Осипова «точному изложению православной веры». Сомнения касались следующих пяти пунктов:

  • Отрицание Осиповым А.И. вечности (бесконечности) гееннских мук;
  • В некоторых лекциях Осипов А.И. прямо утверждает о восприятии Христом первородного греха, учит, что Господом первородительская греховность была воспринята и уврачёвана «в Самом Себе» путём постепенного исправления;
  • Осипов А.И. объявляет догмат Искупления заимствованием из римокатолицизма, якобы чуждым Православной догматике и учению отцов;
  • Говоря о Таинстве Евхаристии профессор Осипов А.И. учит, что в Таинстве происходит не подлинное пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, а «воипостазирование» («по-халкидонски») хлеба и вина в Ипостась Бога Слова, то есть верующие причащаются не истинными Телом и Кровью, но собственно хлебом и вином;
  • Отрицание необходимости крещения младенцев, отрицание вообще необходимости Таинства Крещения для спасения.

В 2021 году Заключением Синодальной Библейско-богословской комиссии некоторые суждения А.И. Осипова призваны некорректными.

В 2021 году секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии А.А. Шишков дал авторам письма ответ, в котором указывалось на то, что некоторые интерпретации тем, указанных в обращении, профессором Осиповым некорректны.

Именно поэтому ему указали на:

«…необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, «во что верили всегда, повсюду и все» (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».


Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии от 2021 года. В нём профессору А.И. Осипову указывается на необходимость соблюдать осторожность в своих высказываниях
Сам Алексей Ильич с этим документом не согласился и указал в своём ответе, что его высказывания искажены обывателями или же вырваны из текста. Кроме того, он выразил сожаление о том, что Комиссия не приняла во внимание его аргументов и приводимых им святоотеческих высказываний.

Поэтому поводу в публичном поле разгорелась полемика, при этом некоторых из деятелей Церкви поддержали Осипова, другие же заняли противоположную позицию, отметив, что верующему подобает смирение.

В настоящее время профессор Осипов продолжает свою деятельность как богослов и проповедник.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

О современном образовании

По мнению ученого-богослова, индивиды, которые предлагают изъять труды Федора Достоевского из школьной программы, являются провокаторами отмирания в людях человеческого. Ведь тенденция уничтожать культурное наследие России в последнее время стала популярна даже в системе образования. Подобная идеология имеет множество граней, поэтому сразу понять, что к чему, не представляется возможным. Ответ лежит не на поверхности, а где-то в глубине.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: