Никольский собор в Нижнем Новгороде: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Освящение храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума»

Дипломированные специалисты ЦИБ

Освящение куполов и крестов больничного храма

  • Освящение храма в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума»
  • Дипломированные специалисты ЦИБ
  • Освящение куполов и крестов больничного храма

  • – История
  • – Святыни
  • – Расписание богослужений
  • – Фотогалерея
  • – Контакты, адрес и реквизиты

11 марта – 17 марта

  • 08.00 – Утреня. Часы.
  • 08.00 – Утреня. Часы.
  • 08.00 – Утреня. Литургия
  • 08.00 – Утреня. Часы.
  • 08.00 – Утреня. Литургия
  • 06.30 – Ранняя литургия
  • 08.30 – Поздняя Литургия

Глядя на него, удивляешься, как в старину строили такие храмы в деревнях и селах? В наше время построить такой Храм считается чем-то невообразимым в селе, удаленном от городов. Невообразимым является и то, что его начали восстанавливать! Слава Тебе Боже наш Слава Тебе!
Спаси Вас всех Господи.

Как добраться? Карта по ссылке >>

Строительство Храма в честь Святителя Николая в Городце

Местная религиозная организация
«Православный Приход церкви во имя Святителя и
Чудотворца Николая г.Нижнего Новгорода»

Юридический адрес: 603065 г.Н.Новгород ул.Дружаева, 3А

Фактический адрес: 603065 г.Н.Новгород, ул.Дьяконова, 15А

Тел/факс: 8 (831)2-17-16-89 (бухгалтерия)

2-17-16-81 – склад
2-17-16-82 – лавка (по вопросам крещения, огласительных бесед, расписаний богослужений)
2-17-16-83 – секретарь Автозаводского благочиния

e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

в Нижегородском филиале банка «СОЮЗ» (АО)

ВОПРОС:Моей дочери 15 лет. Я советую ей носить с собой газовый баллончик, а так же заниматься в секции каким-нибудь видом борьбы, чтобы уметь защитить себя. Она не слушает моих советов и отвечает, что «на все воля Божия». Кто из нас прав?

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ БИБЛИИ

Центр изучения Библии проводит очередной набор слушателей. Начало занятий – сентябрь 2017 г.

Приглашаем всех желающих получить основы духовно-богословского образования

Справки и предварительная запись по телефону +7 915 942 63 75; Дмитрий Логинов

В православном культурно-просветительского центре имеется возможность получения начального духовного образования для православных мирян. С этой целью на базе центра организован «Центр изучения Библии», главная задача которого видится в том, чтобы дать православное, святоотеческое толкование Библии, объяснить смысл православного богослужения, рассказать об истории Вселенского и Русского православия. ЦИБ был создан по благословению правящего архиерея Высокопреосвященнейшего Георгия 17 сентября 2012 года.

В июле 2014 года был осуществлен первый выпуск слушателей, успешно закончивших ЦИБ. По итогам обучения проводился междисциплинарный экзамен по основным изучаемым дисциплинам. В ыпускникам Митрополит Георгий вручил свидетельства об окончании.

Совместно с «Центром изучения Библии» в культурно-просветительском центре функционирует «Школа церковно-богослужебного чтения», задача которой состоит в том, чтобы подготовить приходам Русской Православной Церкви образованных профессиональных чтецов, выработать у слушателей курсов навыки богослужебного чтения и понимания псалмов и неизменяемых молитвословий, входящих в состав богослужений. В практическую часть курса обучения также входит постановка дыхания и голоса.

Все занятия в «Центре изучения Библии» и «Школе церковно-богослужебного чтения» проводятся клириками и мирянами, имеющими соответствующую богословскую и педагогическую подготовку на базе духовных школ РПЦ, и иных учебных заведений соответствующей направленности. Среди них – два преподавателя НДС, два преподавателя Духовного училища. Два кандидата наук, один кандидат богословия. 6 преподавателей закончили Духовную семинарию, трое – Духовную Академию.

Автозаводское благочиние

Нижегородская епархия РПЦ

Собор в честь святителя и чудотворца Николая

Никольский собор
Главный придел — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (19 декабря, 22 мая).
Левый придел — в честь священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского (20 сентября).
Правый придел — в честь священномученика Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского (6 ноября)

Татианинский храм
Освящен в честь мученицы Татианы (25 января).

Святыни

  • Ковчеги с частицами мощей:
    • святого мученика Вифлеемского младенца;
    • великомученицы Анастасии Узорешительницы;
    • святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси;
    • святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, преподобных Александры и Марфы Дивеевских, преподобного Феодора Санаксарского; старцев оптинских — преподобных Моисея, Амвросия, Нектария, Макария, Анатолия, Иллариона, Антония, Иосифа, Исаакия, Анатолия (Зерцалова), Льва, Варсонофия.
  • Иконы с частицами мощей:
    • преподобного Серафима Саровского;
    • преподобного Макария Желтоводского и Унженского;
    • святителя Иннокентия, епископа Иркутского и всея Сибири чудотворца.
  • Точная копия Животворящего Креста Господня, по преданию, привезенного Дмитрием Пожарским в 1606 году из Соловецкого монастыря «ради избавления от морового поветрия и нашествия гетман» и впоследствии переданного на хранение в Спасо-Преображенский храм села Пурех Нижегородской области, с частицей этого креста.
Читайте также:
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

История

Приход организован в 1996 году. На следующий год общине было передано здание детского сада, в котором стали совершаться службы и требы. Впоследствии в этом помещении была обустроена домовая церковь в честь преподобного Серафима Саровского.

К Пасхе 1998 года был построен деревянный храм в честь святой мученицы Татианы. В этом же году общине передали недостроенное здание кинотеатра «Север», которое было переоборудовано в Автозаводский православный центр.

21 августа 1999 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) торжественно освятил место закладки будущего храма в честь святителя Николая Чудотворца с воздвижением креста. В основании собора заложены кирпичи, купленные на средства работников ГАЗа, воспитателей автозаводских детских садов, простых жителей района. Активное строительство началось летом 2006 года, а регулярные богослужения — с июля 2012 года.

Никольский храм уникален по своим размерам и проекту. Собор имеет высоту 68 метров. В ходе его строительства используется опыт возведения храма Христа Спасителя в Москве и собора в честь праведного Феодора Ушакова в Саранске. В верхнем храме три престола: главный – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, левый – в честь священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского, правый планируется освятить в честь священномученика Лаврентия, епископа Балахнинского, сейчас находится в стадии строительства. Нижний храм планируется быть крестильным. В настоящее время внутри собора завершена роспись алтаря и северной стены, ведутся отделочные работы южной и западной стен.

Сегодня собор в честь святителя Николая — это храмовый комплекс, в который входит также благоустроенный православный культурно-просветительский центр «Свято-Никольский» с конференц-залом на 300 посадочных мест и оборудованием для презентаций и просмотра фильмов.

На базе культурно-просветительского центра функционируют православная библиотека, воскресная школа, иконописная мастерская, школа молодого иконописца, певческие курсы для взрослых. Здесь также проводятся концерты духовной музыки, детские праздники, выставки и презентации.

17 сентября 2012 года по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия в Свято-Никольском культурно-просветительском центре начал работу Центр изучения Библии (ЦИБ), дающий возможность православным мирянам любого возраста получить начальное духовное образование в объеме богословского минимума.

С 2016 года в Свято-Никольском культурно-просветительском центре еженедельно проходят беседы для людей, страдающих алкоголе- и наркозависимостью.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Тамбовская епархия

В 1636 г. одновременно с основанием города был заложен собор, ставший позже кафедральным. В 1682 г. была учреждена Тамбовская епархия.

Читайте также:
Дмитриевский собор во Владимире: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 127) из состава епархии выделены Мичуринская и Уваровская епархии. Тамбовская епархия включена в состав Тамбовской митрополии.

Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Тамбовский и Рассказовский».

Епархия сегодня
(по состоянию на 1 января 2011 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • 1-й Тамбовский
  • 2-й Тамбовский
  • Богоявленский — протоиерей Александр Пронин
  • Кирсановский
  • Мичуринский
  • Мордовский — священник Владимир Полулях
  • Моршанский — протоиерей Андрей Рыбин
  • Рассказовский
  • Уваровский — священник Владислав Сысолятин

Монастыри

  • Казанский мужской
    392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: (4752) 75-99-89, 72-76-19, 72-04-84
  • Свято-Троицкий мужской
    393740, Тамбовская область, г. Мичуринск, ЦГЛ; тел. (47545) 5-78-93
  • Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской
    392518, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Трегуляй, Архиерейское подворье-храм святителя Питирима; тел. (4752) 48-91-43 (храм), 57-60-39
  • Вознесенский женский
    392000, г. Тамбов, ул. Московская, 37; тел. (4752) 72-26-11
    настоятельница — игумения Тавифа (Ковылова)
  • Свято-Никольская Мамонтова женская пустынь
    Тамбовская область, Сосновский район, Отъясский сельский совет, сел. Мамонтово
  • Сухотинский Богородице-Знаменский женский
    393400, Тамбовская область, Знаменский район, сел. Сухотинка

На конец 2010 года в мужских монастырях несли послушание 11 насельников, в женских монастырях — 20 насельниц. Общее число насельников монастырей Тамбовской епархии составляет 31 человек, из них монашествующих — 11 человек.

В епархии зарегистрированы 172 местные православные религиозные организации, из них 162 прихода, 6 монастырей, 4 архиерейских подворья и храм Тамбовской духовной семинарии. Количество храмов — 138, часовен — 36.

Количество клириков

  • священников — 145
  • диаконов — 12.

Образовательные учреждения

  • Тамбовская духовная семинария
    392000, г. Тамбов, ул. М. Горького, 3; тел.: +7 (4752) 55-92-72; e-mail : tdsmetod@yandex.ru; сайт https://tamds.ru.

В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров, занимающихся исследовательской, поисковой, краеведческой, издательской, благотворительной, воспитательной и просветительской деятельностью.

Социальное служение

При храмах действуют 6 пунктов вещевой помощи, благотворительная столовая в г. Мичуринске и служба доставки благотворительных обедов на дом в г. Тамбове, две группы помощи на дому, три добровольческих группы прихожан.

Тамбовская епархия

Центральные области Российской Федерации исконно считаются русскими и тут повсеместно распространена православная вера. Тамбовская епархия была впервые выделена как самостоятельная единица в 1666 году, с тех пор началась ее независимая история в составе РПЦ .

История

В 1666-1667 годах в Москве прошел Большой Собор, на котором было принято решение о реорганизации центральных областей России. Синод составил указ, согласно которому кафедра епископа в Рязани становилась митрополитской, а из состава новообразованной митрополии выделяли несколько отдельных епархий, в том числе и Тамбовскую.

Но на деле, независимость кафедра епископа в Тамбове получила только в 1682 году, когда ее самостоятельность подтвердил указ императора Федора Алексеевича. Однако независимость Тамбовской епархии просуществовала недолго: земли ее отходили к Рязанской, Воронежской и Московской епархиям попеременно.

Только в 1758 году императрица Елизавета восстановила кафедру Тамбовского епископа, который стал управлять приходами в Тамбове, Керенске, Троицке и Ломове (Верхнем и Нижним). Постепенно приходы росли, епархия расширялась, ее границы в 1803 году совпали с утвержденными административными границами Тамбовской губернии.

Период смутного революционного времени приходы в этих краях пережили тяжело: помимо постоянных государственных репрессий и ограблений со стороны военных и бандитских формирований, православные люди тут страдали от насилия раскольничьих объединений.

К концу 1930-х годов епархия была полностью уничтожена, а ее восстановление началось только в 1943 году, когда был открыт первый храм в Тамбове. За время СССР границы ее были восстановлены и утверждены в соответствии с областными.

Новый расцвет епархии произошел уж в 90-х годах прошлого века, когда приходы стали расти, а власти перестали этому препятствовать. В 2012 году Тамбовская епархия была реорганизована в митрополию, а из ее состава были выделены самостоятельные Тамбовская, Уваровская и Мичуринская епархии.

Читайте также:
Московский Покровский храм Василия Блаженного: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Деятельность

Управляет епархией с 2002 года епископ Феодосий (Васнев). В его подчинении находятся все 6 благочиний и 2 тамбовских благочинных округа, а также:

  • 6 монастырей;
  • 31 насельник (женщины и мужчины);
  • 172 православные организации;
  • 162 прихода;
  • 4 архиерейских подворья;
  • 138 храмов и 36 часовен;
  • 145 священников;
  • 84 воскресные школы;
  • 65 просветительских центров.

Просветительские центры занимаются исследовательской, краеведческой и благотворительной работами. Ранее в епархии работали и православные учебные заведения (семинарии и училища), но они не были восстановлены после периода советского запустения. Сегодня действует только Тамбовская духовная семинария.

Особое внимание уделяется средствам массовой информации, поэтому активно работает официальный сайт епархии и выпускаются печатные издания (газета «Тамбовские епархиальные ведомости», журнал «Вестник Православия» и церковно-исторический сборник Тамбова).

Социальную помощь оказывают населению 6 гуманитарных пунктов, благотворительная столовая (Мичуринск) и несколько добровольных групп прихожан.

Храмы и монастыри

Главным храмом области является Спасо-Преображенский собор в городе Тамбове. Он является одновременно первым каменным и самым старым православным храмом края, строительство которого началось в 1694 году и было закончено только спустя 89 лет в 1783 году.

Спонсировал постройку тамбовский купец Матвей Бородин, а инициатором возведения выступил епископ Питирим. В свое время этот храм посещали император Николай, княгиня Елизавета и святой Иоанн Кронштадтский.

С приходом советской власти здание церкви использовалось как областной краеведческий музей, а со временем стало и памятником архитектуры местного значения. Передача собора РПЦ состоялась в 1991 году, тогда же началась и реставрация архитектурного ансамбля, ведь он существенно пострадал за годы государственного владения.

В 1993 году был поднял купольный крест, а также возвращены святыни — мощи покровителя Тамбова святого Питирима и его фелонь.

В Тамбовской епархии довольно много монастырских обителей, среди них самые известные это:

    Тамбовский Казанский мужской — был возведен в XVII веке старцем Иосифом. К началу XX столетия это был большой и богатый монастырь, однако с 1918 года он был закрыт и разграблен. Во времена гражданской войны в его зданиях располагался лагерь для политических заключенных.

После создания СССР остался заброшенным. Восстановление обители началось в 1993 году, сегодня тут функционирует просветительский центр, работает воскресная школа, а паломники могут увидеть ковчег с мощами воина Федора Ушакова и Серафима Саровского.

  • Женский Сухотинский — он располагается на берегу реки Нару-Тамбов в имении четы Сухотиных, которые пожертвовали свой дом монахам. Тут хранится икона Богородицы «Знамение».
  • Женский Вознесенский — был основан святым Питиримом в 1690 году в Тамбове. Обитель стала главным духовным центром губернии к концу 1900-х годов. С 1925 года был закрыт и полностью уничтожен. Сегодня на месте старого здания было возведены новые келейные корпуса, тут функционирует библиотека и воскресная школа для детей и взрослых и хранятся мощи святой Марфы Тамбовской.
  • Помимо этих обителей есть еще ряд монастырей, которые с большой радостью принимают паломников. Храмы епархии также заслуживают внимания, поэтому в административном центре был открыт паломнический пункт, где туристы могут найти помощь в организации своих поездок.

    ТАМБОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

    Тамбовский Преображенский собор

    Тамбовская и Рассказовская епархия Тамбовской митрополии Русской Православной Церкви

    Большой Московский Собор 1666-1667 годов принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий – Тамбовской и Воронежской. На деле Тамбовская епархия была основана лишь в 1682 году по указу царя Феодора Алексеевича. Первоначально в состав епархии входили города Тамбов, Козлов (ныне Мичуринск) и Павловск (ныне Борисоглебск).

    После занятия Тамбовской кафедры митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) в 1699 году её земли были на деле были присоединены к Рязанской епархии. В 1720 году епархия была закрыта и её земли отошли к Воронежской епархии, в 1721 году – к Московской части Синодальной области, в 1749 году частично вновь к Воронежской епархии.

    В 1758 году по указу императрицы Елизаветы Петровны епархия была восстановлена. В это время в состав Тамбовской епархии помимо Тамбова и Козлова входили города: Добрый, Керенск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломов, Троицк. В 1764 году границы епархии расширились. В ее состав вошли города: Пенза, Борисоглебск, Инсар, Мокшанск. С 1779 года добавились города: Саранск, Моршанск, Кирсанов, Раненбург, Сердобск и Чембар.

    Окончательные границы епархии установились к 1803 году. Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 году.

    К концу 1930-х годов Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью.

    26 декабря 2012 года из состава Тамбовской епархии были выделены самостоятельные Мичуринская и Уваровская епархии, после чего в ведении Тамбовской кафедры остались городские округа и Тамбовский, Бондарский, Знаменский, Мордовский, Пичаевский, Рассказовский, Сампурский и Токарёвский районы в средней части Тамбовской области. Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии.

    Исторические названия

    • Тамбовская и Козловская (1682 – 1720)
    • Тамбовская и Пензенская (апрель 1758 – 16 октября 1799)
    • Тамбовская и Шацкая (16 октября 1799 – ?)
    • Тамбовская и Мичуринская (1927 – ?)
    • Тамбовская и Шацкая (упом. 9 апреля 1930)
    • Тамбовская и Козловская (упом. 30 сентября 1931)
    • Тамбовская и Мичуринская (упом. январь 1944 – 26 декабря 2012)
    • Тамбовская и Рассказовская (с 26 декабря 2012)

    Статистика

    • 1682 – 160 церквей [1]
    • 1803 – около 900 церквей [2]
    • 1912 – 1377 церквей, 29 часовен; 28 монастырей (12 женских), 4 женские общины, 1 монастырское подворье; 1 духовная семинария, 4 духовных училища, 1 епархиальное женское училище, 1094 церковные школы; 1175 библиотек при церквях; 5 больниц, 18 богаделен. [3]
    • 1917 – около 1500 церквей, более 3000 священнослужителей [2]
    • 1943 – 1 храм [2]
    • 1948 – 49 храмов, 109 священнослужителей [2]
    • 1 января 1958[4] – 48 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
    • 1988 – 37 храмов [2]
    • 2004 – 125 приходов; 145 священнослужителей (134 священника, 11 диаконов). [5]
    • 2006 – 146 зарегистрированных приходов в 10 благочинных округах, из них 24 прихода расположены в городах, 16 – в поселках городского типа и 106 – в селах. [6]
    • 1 января 2011 – 6 монастырей, число насельников – 31 (11 насельников, 20 насельниц), из них монашествующих – 11; 172 местные православные религиозные организации, из них 162 прихода, 6 монастырей, 4 архиерейских подворья и храм Тамбовской духовной семинарии. Количество храмов – 138, часовен – 36. Количество клириков: священников – 145, диаконов – 12. В епархии зарегистрированы 84 церковно-приходские воскресные школы, действуют 65 православных духовно-просветительских центров. [7]

    Архипастыри

    • Леонтий (26 марта 1682 – 1 июля 1684)
    • свт. Питирим (15 февраля 1685 – 28 июля 1698)
    • Игнатий (Шангин) (21 ноября 1698 – 23 августа 1699)
      • Стефан (Яворский) (август 1699 – 1720) в/у, митр. Рязанский

      Викарные епархии

      • Кирсановская (недейств.)
      • Козловская, затем Мичуринская (ныне самостоятельная)
      • Моршанская (недейств.)
      • Темниковская (недейств.)
      • Шацкая (недейств.)

      География

      • Тамбовское городское ( http://tambov-gorod.blagochin.ru/ ):
        • г. Тамбов
      • 1-е Тамбовское ( http://www.eparhia-tmb.ru/blagochiniya/1-yj-tambovskij-blago. ug/ ):
        • с. Богословка
      • 2-е Тамбовское ( http://blagochinie.eparhia-tmb.ru/tambovskoe2 ):
        • с. Беломестная Криуша, с. Бокино, с. Большая Талинка, с. Горелое, с. Донское, с. Дубровка, с. Козьмодемьяновка, с. Куксово, с. Малиновка, с. Кузьмино-Гать, с. Пушкари, с. Селезни, с. Солдатская Духовка, с. Стрельцы, с. Тулиновка, с. Черняное
      • Бондарское ( http://bondari.cerkov.ru/ ):
        • р.п. Бондари, с. Вердеревщина, с. Верхнее Нащекино, с. Казывань, с. Керша, с. Комаровка, с. Коровино, с. Кривополянье, с. Максимовка, с. Пахотный угол, с. Прибытки
      • Знаменское:
        • г. Котовск, с. Александровка, с. Большие Пады, с. Воронцовка, с. Знаменка, с. Измайловка, с. Кариан, с. Покрово-Марфино, с. Сухотинка, с. Царевка, с. Шаховка
      • Мордовское ( http://blagochinie.eparhia-tmb.ru/mordovo/ ):
        • р.п. Мордово, с. Абакумовка, с. Борисовка, с. Васильевка, с. Калиновка, с. Лавровка, с. Лаврово, с. Павлодар, с. Петровское
      • Пичаевское
        • с. Пичаево, с. 2-Байловка, с. Большое Шереметьево, с. Вернадовка, с. Гагарино-1, с. Егоровка, с. Канищево, с. Липовка, с. Покрово-Васильево, с. Рудовка
      • Рассказовское ( http://rasskazovo.prihod.ru/ ):
        • г. Рассказово, с. Ахтырка, с. Большие Туляны, с. Верхнеспасское, с. Дмитриевщина, с. Керша, с. Коптево, с. Липовка, с. Нижнеспасское, с. Никольское, с. Новгородовка, с. Осиновка, с. Платоновка, с. Рождественское, с. Подоскляй, с. Саюкино, с. Телешовка
      • Сампурское:
        • с. Сампур, с. Бахарево, с. Беляевка, с. Верхоценье, с. Ивановка, с. Паново-Кусты, с. Петровка, р.п. Сатинка
      • Токаревское:
        • р. пос. Токаревка

      Монастыри

      Учебные заведения

      Средства массовой информации

      • Тамбовские епархиальные ведомости (газета)
      • Вестник Православия (журнал Вознесенского монастыря)
      • Тамбовский церковно-исторический сборник (журнал)

      Литература

      • Хитров, Г., Историко-статистическое описание Тамбовской епархии, Тамбов, 1861, 342 с.
      • Историко-статистическое описание Тамбовской епархии: С приложением алфавитного указателя, Тамбов, 1911, 909 с., разд. паг., 1 л. карт.
      • Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на. [1876, 1902] г., Тамбов, 1876-1902.
      • Димитрий (Самбикин), Списки лиц, окончивших курс в Тамбовской духовной семинарии (1790-1879), Тамбов, 1879, 218 с.
      • Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Под ред. А.Е. Андриевского, Тамбов, 1911

      Использованные материалы

      • Официальный сайт епархии:
        • http://www.eparhia-tmb.ru/
      • Епископы, временно управлявшие Тамбовской епархией, сайт “История Тамбовской митрополии: документы, исследования, лица”:
        • http://www.tambovdoc.ru/litsa/episkopyi-vremenno-upravlyavsh. php
      • Страница сайта Русское Православие:
        • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_413
      • Страница портала Иерархия церквей:
        • http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-tambov.html
      • Статья Справочника РПЦ 2000-2004.

      [1] Официальный сайт епархии, историческая страница: http://www.eparhia-tmb.ru/history/

      [4] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

      [6] официальный сайт епархии, страница о приходах: http://www.eparhia-tmb.ru/tempels/

      [8] С октября 1923 по 1924 год был в заключении, в ноябре 1924 года был выслан в Москву, в апреле 1926 г. выслан в г. Арзамас, с 21 сентября по 8 октября 1927 года – под арестом. В октябре 1927 г. по прошению уволен от управления епархией (находился в оппозиции митр. Сергию)

      Тамбовская область (монастыри)

      Содержание

      • 1 Вознесенский Тамбовский женский монастырь
      • 2 Знаменский Сухотинский женский монастырь
      • 3 Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
      • 4 Казанский Тамбовский мужской монастырь
      • 5 Никольская Мамонтова женская пустынь
      • 6 Троицкий Козловский мужской монастырь

      Вознесенский Тамбовский женский монастырь [ править ]

      Дата основания: 1690

      Статус: действ.

      Адрес: г. Тамбов, ул. Московская, 37

      Женский общежительный монастырь с образцовым приютом для малолетних детей, богадельней и школой для девочек. Основан в 1690 на средства горожан из общины при Христорождественской церкви. Первое время не имел собственного храма. В 1744 на месте сгоревшей Христорождественской выстроена двухэтажная церковь, частью монастырская, частью приходская. Закрыт в дек. 1918, монахини организовали трудовую общину. Территория монастыря частично разрушена, частично застроена жилыми домами. Уничтожены Воскресенский собор, некрополь и фруктовый сад. В 1937 оставшиеся монахини были арестованы. В 1988 при сохранившейся Скорбященской церкви монастыря открыт приход. В 2003 в обители возрождена монастырская жизнь.

      Знаменский Сухотинский женский монастырь [ править ]

      Дата основания: 1849

      Статус: действ.

      Адрес: Тамбовская обл., Знаменский р-н, с. Сухотинка

      Монастырь основан по обету и в имении отставного майора Петра Гавриловича и его жены Варвары Александровны Сухотиных, которые отдали под будущую обитель усадьбу, сад, лес, землю, и своими силами выстроили несколько зданий для насельниц. С 1833 богадельня, 28.09.1849 объявлена монастырем. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь, знаменитый иконописными мастерскими. Закрыт в 1918, в 1922 закрыты все храмы, в 1929 сосланы на Север последние насельницы. В опустевшем монастыре сначала располагалась детская колония, во время войны в нём находился госпиталь, потом дом для ветеранов и престарелых, а с середины 60-х годов территорию монастыря занял психо-неврологический интернат. С 1999 на территории монастыря стали проходить службы, в 2000 назначен священник, в 2002 монастырь восстановлен на части территории.

      Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь [ править ]

      Дата основания: 1688

      Статус: сохр.

      Адрес: Тамбовская обл., Тамбовский р-н, пос. Тригуляй

      Основан в 1688 еп. Тамбовским Питиримом и отстроен на его личные средства. Постройки Питирима уничтожены пожаром в 1717. Каменное строительство началось в кон. XVIII в., когда были выстроены собор и основные хозяйственные постройки, продолжилось в кон. XIX – нач. XX вв. С 1811 – штатный третьеклассный. В 1918 монастырь закрыт, имущество разграблено, священный колодец и источники засыпаны, организована колония для малолетних детей, после 1921 – тюрьма для участников антоновского восстания, после 1940 – воинские части, военный полигон. Возрождение началось в 1998, территория монастыря возвращена Церкви в 2007. На территории новопостроенного православного центра образовано Архиерейское Подворье.

      Казанский Тамбовский мужской монастырь [ править ]

      Дата основания: 1667

      Статус: действ.

      Адрес: г. Тамбов, ул. Горького, 3

      Монастырь основан в 1667 старцем Иосифом. Первоначально небогат, с деревянными постройками. В 1758 стал резиденцией епископов Тамбовских, в кон. XVIII в. при еп. Феофиле (Раеве) перестроен в камне. Построены дом архиерея, церкви, ограда с башнями, кельи. Колокольня кон. XVIII в. в 1836 надстроена (в советские годы сломана). Закрыт в 1922, постройки использовались под жильё. Восстановлен в 1992 на части территории.

      Никольская Мамонтова женская пустынь [ править ]

      Дата основания: 1629

      Статус: действ.

      Адрес: Тамбовская обл., Сосновский р-н, с. Мамонтово

      Небольшой мужской монастырь был основан в 1629 старцем Мамантом на землях, принадлежащих “великой старице” Марфе Ивановне (матери царя Михаила Федоровича). С 1652 приписан к Саввино-Сторожевском монастырю. В 1764 упразднён, церковь обращена в приходскую. В 1905 создана женская Алексеевская община, ликвидированная в 1920-х. С нач. 2000-х при помощи администрации области идет восстановление монастыря – старейшего в Тамбовской области.

      Примечания: В настоящее время паломниками активно посещается Святое озеро, расположенное у стен монастыря.

      Троицкий Козловский мужской монастырь [ править ]

      Дата основания: 1627

      Статус: действ.

      Адрес: Тамбовская обл., г. Мичуринск, мкрн. ЦГЛ

      Мужской монастырь основан у реки Лесной Воронеж, где в 1627 поселился монах Иосиф. В 1645 из-за крайней бедности монастырь близок к закрытию, но начиная с 1652 получает помощь от царя Алексея Михайловича. С 1660-х начато каменное строительство. В 1682 была попытка сделать монастырь приписным и лишь по просьбам жителей г. Козлова ему оставляют самостоятельность. В 1697 практически полностью выгорел в пожаре. В 1764 определен в третий класс. Закрыт в 1917, частично разрушен, в 1926 вся территория передана питомнику плодовых культур им И. В. Мичурина. В 2004 начато возрождение монастыря.

      Примечания: В 1636 по повелению царя Михаила Федоровича возле монастыря выстроен укрепленный город Козлов для обороны Рязанских земель от набегов крымских татар.

      История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица.

      13. Тамбовское духовенство XIX – нач. XX вв.

      Рубрика: Лекции по истории епархии

      К белому духовенству в Российской Империи принадлежал достаточно большой крут людей: протопресвитеры, протоиереи, иереи, протодиаконы, диаконы, иподиаконы, причетники.

      Духовенство, освобождалось от многих государственных повинностей и в этом смысле было привелигированной частью российского общества. Попасть в число белого духовенства мог представитель любого сословия Империи (до 1861 г. кроме крепостных крестьян).

      Численность белого духовенства на протяжении изучаемого периода менялась следующим образом:

      Как видно, что на протяжении века штаты духовенства увеличивались за счёт открытия новых вакансий священнических и уменьшения диаконских и причетнических.

      Возраст принимающих ту или иную степень церковного посвящения определялся церковными правилами следующим образом: 25 летний возраст для посвящения в сан диакона и 30 летний возраст в сан иерея. Сравнивая возраст посвящения в сан для духовенства Кирсановского округа 1836 г. и 3-го Тамбовского округа за 1916 г. мы обнаруживаем, что как в начале XIX в., так и в начале XX в. возрастной ценз не был решающим фактором при посвящении. И хотя в 1836 г. всё же стремились соблюсти каноническую норму (число близких к 30 годам при посвящении 11, а в 1916 г. – 8), а в 1916 г. не допускали слишком раннего посвящения (в 1836 г. есть случаи посвящения в 18 лет), но общепризнанная норма для посвящения в священнический сан на практике равнялась 25 годам.

      Возраст посвящения в диаконы в 1836 г. распределялся более равномерно (к 30-ти – 4, до 25 и в 25 – 5, после 30-ти – 4). В 1916 г. стремились посвящать во диаконы более молодых. Как правило, это были претенденты на священнический сан с семинарским образованием. Тем более, что раздавались голоса, что диаконов в церкви слишком много и функции они свои в основном не выполняют.

      Что касается причетников, то подавляющее большинство их в пер. пол. XIX в. были в возрасте за 30 лет. Имеющиеся у нас сведения по Кирсановскому округу за 1836 г. показывают, что из 30 причетников 25 были поставлены на свои места в возрасте за 30 лет. Правда, в документах отмечалось только время посвящения в стихарь, а свою должность большая часть исполняла и без этого посвящения. Среди низшего состава причта находились и самые молодые среди служащего духовенства. В 1836 г. встречаются даже 14-летние дьячки.

      Внутрипричтовая возрастная дифференциация была одним из факторов влиявших на положительный или отрицательный микроклимат внутри такого коллектива, как церковный причт. В некоторых случаях этот фактор становился определяющим в отношении священника и диакона. Хотя следует заметить, что всё же данный фактор, всегда выступал в комплексе с другими (характер членов причта, их наклонности, привычки, сложившиеся внутрипричтовые связи и. т. д.)

      Влияние возраста больше заметно в отношениях священник (молодой) – диакон (старый) или священник (старый) – псаломщик (молодой).

      Характерная черта для причтов Тамбовской епархии первой половины XIX в. это их семейственность. Самые ранние, имеющиеся у нас клировые ведомости за 1814 г. по Шацкому округу дают следующую картину: в селах Оксельмеево, Колтырино, Волосатово и Пятаково один из пары причетников являлись сыновьями в первых трёх случаях священников этих сел, в 4-м диакона.

      В других селах округа нередко члены причта были близкими родственниками двоюродными братьями, зятьями, шуринами (как в с. Юрино).

      Таким образом, фактически причт являлся своеобразной семьёй во главе, которой стоял священник и где иерархические должности разделялись в соответствии с возрастом.

      Причины, по которым в 1-й половине XIX века сохранялся принцип семейного происхождения при формировании причтов следует искать в недостаточном образовании ставленников из причетнических семей, которое напрямую зависело от материального положения отца семейства. Проще говоря, отцы-священники имели более высокий доход и могли дать соответственное образование своим детям, а причетники такового, в редких исключениях, позволить себе не могли. Играла свою роль и традиция закрепления места за одним из сыновей. Т. е. если отец был священником его место наверняка займет сын или зять. Уже в 70-х годах, после проведения реформ духовно-учебной системы принцип семейного происхождения не был так распространен. Среди 10 священников Козловского округа в 1877 г. 6 были детьми причетников. А из 14 причетников 1 из священнической семьи, но здесь все теперь связано не с их семейным происхождением, а с образованием.

      Примерно такая же ситуация и в городских приходах. По г. Моршанску в 1852 г. в трех случаях члены причта близкие родственники. По сравнению с сельскими приходами здесь более ранний возраст поставления на причетнические должности: 7 из 17 поставлены на эти места, будучи несовершеннолетними. Имеющиеся при городских церквах по две пары причетников всегда в сочетании младший-старший. Очевидно, что это связано с естественной сменой поколений.

      Важным показателем в общей характеристике духовенства является социальное происхождение членов его. Законы Российской Империи напрямую не поощряли замкнутость корпорации духовенства. Теоретически доступ в него был открыт. Однако на практике вплоть до начала революции, возникало множество препятствий. Хотя и здесь есть некоторые особенности. Если вплоть до 70-х годов в число белого духовенства было сложно попасть в силу профессиональной корпоративности последнего, то с конца XIX – нач. XX веков, с устранением этого препятствия обнаружилось, что теперь слишком мало желающих связать свою жизнь со служением Церкви. В некотором роде хранителями корпоративной замкнутости сословия были сами священнослужители.

      Как показывает анализ имеющихся у нас документов среди белого духовенства ни в 1814 ни в 1836 ни в 1852 гг. не было представителей иных сословий. Нет их и в 1870 г., и в 1877 г. Однако мы можем заметить одну интересную деталь: священниками чаще становились именно дети священников или диаконов, а низшими членами причта дети причетников. Так по 2 Лебедянскому округу в 1870 г. среди 18 священников только 3 из причетнических семей. А среди 27 причетников нет ни одного из священнической или диаконской семьи. Следует также заметить, что в клировых ведомостях вплоть до 90-х годов в графе «происхождение» обязательно ставилось не общее слово «духовное», требовалось конкретно указать кем служил отец. Это правило стало необязательным после 90-х XIX в. А в XX веке уже и просто ограничивались указанием того, из какого сословия происходил священнослужитель.

      К концу века ситуация с социальным происхождением духовенства стала меняться. Среди членов причта появились представителей других сословий. Но все же, даже на 1917 г. их было незначительное количество. В городах по-прежнему подавляющее большинство выходцов из духовных сословий (например в Кирсанове в 1916 г. среди священников все из духовного сословия). В сельской местности представителей иных сословий несколько больше, все они в основном из крестьян (в 3-м Кирсановском округе среди священников 1, в 3-м Шацком округе также 1). Представителей двух недуховных сословий, крестьян и мещан, больше среди низших членов причта. В 3-м Шацком округе в 1916 г. из 8 диаконов 2 крестьяне, из 23 псаломщиков 7 из недуховных сословий. В 1917 г. в местной церковной прессе появилась характерная статья по поводу всё большего проникновения в среду духовенства представителей иных сословий. В статье под названием «Оскудение духовенства» священник Ст. Добровольский с обеспокоенностью писал о «вымирании духовного сословия» и о занятии их места питомцами низших школ или детьми из других сословий.

      Еще один показатель в общей характеристике сословия – это образование. От образованности во многом зависела способность священнослужителей реально влиять на религиозное настроение прихожан, а свою очередь уровень образования напрямую зависел от состояния епархиальных духовных школ, формирование системы которых в епархии закончилось к 30-м годам XIX в. Но и это не решило проблему низкого уровня образования духовенства, особенно причетников, так как не вполне была решена проблема материального обеспечения духовных школ. Вопрос этот в течение века постепенно решался и по мере его решения, менялся и образовательный уровень всего сословия. Это очень хорошо видно на примерах. В Шацком округе в 1814 г. из 12 священников 5 вообще без образования. 4 с неоконченным семинарским. Там же из 10 диаконов все без образования, из 24 причетников только 4 с неоконченным семинарским образованием, остальные вообще без всякого образования. Спустя 22 года положение меняется. По Кирсановскому округу в 1836 г. из 14 священников только 3 без образования, из 12 диаконов без образования 4, а из 30 причетников только 13 имели незаконченное начальное духовное образование. Несколько иная ситуация в городских приходах. Так в Моршанске в 1852 г. из 10 священников все выпускники духовной семинарии, причем 5 закончили по 1 разряду, а 1 духовную академию.

      Стремление духовного начальства обеспечить городские причты священнослужителями с высоким уровнем образования очевидно. И это было в некотором роде оправдано. В сельской местности в первой половине века духовенство, даже имея за плечами несколько классов семинарии или домашнее образование, всё равно было на голову выше в образовательном отношении, своих прихожан – крестьян. Того образования, которое они имели, было достаточно. В отдаленных округах, таких как Шацкий, возможность дать нормальное духовное образование представителем духовного сословия была ограничена, из-за удаленности образовательных центров. С открытием Шацкого духовного училища положение на севере епархии в этом отношении поменялось. Усилия, предпринимаемые в направлении совершенствования местной системы духовного образования, давали свои результаты. В 1870 г. во 2 Лебедянском округе все священники с семинарским образованием (трое закончили по 1-му разряду), все диаконы окончили духовное училище, а 11 и несколько классов семинарии, среди причетников также все имеют низшее духовное образование, и только 2 без образования. А уже в 1877 г. среди причетников Козловского округа (не говоря уже о священниках и диаконах) нет вообще тех, кто нигде не учился.

      Все это говорит о том, что при назначении на место образовательный ценз стал играть все большую роль. Если в первой половине века без образования можно было занять, даже место священника, то во второй половине века без образования сложно было стать и причетником. К концу века требования ужесточаются. Для священников необходимо было иметь, по крайней мере, среднее духовное образование. В 1891 г. из 1213 епархиальных священников 13 окончили академию, 1156 семинарию и только 44 были с неполным семинарским образованием. Из 806 диаконов 718 с неоконченным семинарским образованием, 88 семинарским. Из 1499 псаломщиков 2 с академическим. 1135 с неоконченным семинарским и 147 с семинарским.

      В 1911 г. среди всех членов причта уже не встретишь кого-либо вообще без образования. Но появились другие проблемы. Первая из них отсутствие в среде духовенства тяги к самообразованию. Об это, в своих отчетах, свидетельствуют благочинные. Так в отчете за 1911 г. благочинный 7 Тамбовского округа сетует: «Необходимо чтение современных религиозно-нравственных изданий и журналов, не говоря уж о творениях св. отцов».

      Хотелось бы обратить внимание в общей характеристике образовательного уровня духовенства на то, что на протяжении всего изучаемого периода среди духовенства крайне мало выпускников нетамбовских духовных школ. Совокупное количество за все это время едва ли составляет 0,01%. В основном это священнослужители закончившие духовные школы в Воронежской, Пензенской и Рязанской епархиях и есть несколько из Украинских епархий (в частности Черниговской), что говорит о некоторых традиционных связях с Украиной (тамбовские представители на украинских кафедрах в разное время были: мтр. Киевский Арсений, архиепископ Черниговский Филарет, архиепископ Харьковский Нектарий).

      Еще один вопрос, который нельзя обойти при характеристике белого духовенства – это состав семей. Обычно в состав семей входили жена и дети. В это же число могли входить и другие родственники, живущие в семье священноцерковнослужителя: теща, сестра, племянники, престарелые родители. Среди священников и диаконов практически не встречаются неженатые, т.е. практика рукоположения целебатом в изучаемый период не была распространенна (нам известен только один случай за весь период, в 1916 г. в 3 Шацком округе священник с. Кашково был холост). Однако холостых немало среди причетников (в том же 3-м Шацком округе их в 1916 г. аж 8) Среди причетников есть те, кто был женат вторым или, даже третьим браком. Причем последних не так много (1 в 1877 г. в с. Сосновец Козловского округа пономарь был женат 3-й раз его возраст 27 лет). Среднее количество детей в семьях духовенства 3-4 человека, независимо от того городское или сельское. Многодетность была нормой, нередко количество детей доходило до 8 (максимальное количество встреченной нами в документах 12). Чаще всего дети были погодки, особенно первые три. В тех семьях, где было 5-6 человек детей, некоторый перерыв в деторождении обычно наступал после рождения 3-го ребенка.

      Обучение детей в первой трети XIX в. чаще осуществлялось в доме родителей, особенно это характерно для выходцев из семей сельского духовенства. В документах указывалось в таких случаях «при отце». После 1850 г. обучались в духовно-учебных заведениях в обязательном порядке, в светских очень редко. Обучающихся в светских учебных заведениях стало гораздо больше с конца XIX нач. XX вв. Среди детей священников городского Кирсановского округа в 1916 г. только 2 обучались в духовных школах (17 в светских). В сельских округах сохранялся некоторый паритет (во 2 Кирсановском округе 25 в светских и 34 в духовных). Однако тенденция была на лицо: все большее количество детей духовенства выбирало себе иные профессии: учителей, инженеров, врачей, юристов. Все это в большей мере касалось детей мужского пола. Но и дочери духовных лиц теперь уже не удовлетворялись только одним вариантом своей взрослой жизни: замужество за священноцерковнослужителем. Все больше девиц духовного звания учительствовало или работали медсестрами, акушерками (немало дочерей духовенства обучалось на высших женских курсах в Москве и Киеве).

      Ещё одна функция семьи в духовном сословии: забота о нетрудоспособных родственниках. Функция эта сохранялась на протяжении всего изучаемого периода. Несколько нивелировалась она только к концу века с совершенствованием системы церковных и государственных учреждений социальной защиты: попечительств, пенсионных и эмеритальных касс. В первой же половине века забота о престарелых родителях, несовершеннолетних братьях и сестрах, племянниках, оставшихся без родителей, лежала полностью на плечах старшего представителя рода служащего в какой-либо церкви. Или же, если не было такового, за призреваемым закреплялось место умершего кормильца. Например, если это была вдова, то тот человек, который поступал на место её умершего мужа, обязан был выплачивать вдове половину доходов получаемых им. Если же место занял зять, то он должен был содержать свою тещу. При сравнении источников содержания вдов и сирот за 1852 г. в г. Моршанске и за 1916 г. в 3 Шацком округе получается следующая картина: в 1852 г. только 4 жили на средства, даваемые попечительством о бедных духовного звания остальные 15 на содержании своих родственников или собственным трудом. В 1916 г. уже все 25 имеющихся в округе вдов и сиротствующих жили за счет попечительств и пенсий. Очевидно, что к концу века принцип семейного “собеса” себя уже не оправдывал. Во всяком случае, само духовное сословие стремилось избавиться от этой обременительной обязанности. В некотором смысле это свидетельствует об размывании патриархального уклада семейной жизни духовенства.

      Курс лекций по истории Тамбовской епархии, прочитанный в Тамбовской духовной семинарии в 2003-2006 гг. преподавателем О.Ю. Лёвиным.

      Источники и литература:

      1. Сборник законодательных актов Российской Империи относительно духовенство. 1860. С. 7, 14

      2. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 928. ЛЛ. 1-234

      3. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1.Д. 508.ЛЛ. 1-127.

      4. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1637. ЛЛ. 1-357

      5. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1276. ЛЛ. 1-252.

      6. ГАТО. Ф.181. Оп. 1. Д. 1559. ЛЛ. 1-257.

      7. Тамбовские епархиальные ведомости. 1917. №12-13.С. 316-123

      8. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1792. ЛЛ. 71-77.

      9. ГАТО. Ф. 181. Oп. 1. Д. 2137. ЛЛ. 7-8. Там же. ЛЛ. 99-101.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: