Никольский собор в Оренбурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Оренбург. Кафедральный собор Николая Чудотворца в Форштадте.

Никольский собор

На территории собора расположены:

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Никольский храм был основан в 1883 году. 4 мая (17 н. ст.) 1886 года собор освятил Преосвященный Вениамин II (Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский. Причиной закладки кирпичного здания храма был пожар деревянных построек казачей станицы с ее фортом (крепостью, отсюда название региона «Форштадт»). Вот в это тяжелое время и возникла мысль постройки. Инициатива принадлежала казакам Оренбургской станицы во главе с попечителем и подрядчиком Е.Г. Колокольцевым. Спланирована инженер-капитаном В.П. Сахаровым. (Епархиальные ведомости № 10 за 1886 г., стр. 375; Архитектурная и историческая справка – архитектор Ю.А. Григорьев).

Церковь была заложена в 1883 году на средства прихожан (десятинная) и освящена 4 мая 1886 года Преосвященным Вениамином II (Смирновым), епископом Оренбургским и Уральским. Сначала она была однопрестольная, во имя святителя и Чудотворца Николая, а с 1910 года числится как трехпрестольная в честь Успения Божией Матери и св. великомученика Пантелеимона.

В 1936 году Никольский храм был закрыт, и все святыни были из него вынесены. Здание храма было использовано для различных мирских бытовых нужд. Вначале в нем разместили общежитие, а после 1942 года – эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы наркомата внутренних дел. 12 апреля 1944 года храм был вновь открыт. С 1955 г. по 1958 г. храм был заново расписан талантливым местным художником Владимиром Рублевым. В 1968 г. освящен четвертый предел в честь Всех святых.

С 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) наступило благоприятное время для Православной Церкви, в Никольском соборе по благословению митрополита Леонтия развернулось большое строительство. 1988-1990 г. – построен новый купол вместо старого деревянного, который дал наклон. 1991 г. – начато строительство нового придела Всех святых. 1992 г. – придел был освящен. 1991 г. – произведена позолота креста и луковицы нового купола. 1992 г. – в храме были проведены реставрационные работы. На очереди была колокольня, оказавшаяся после произведенных перестроек несоразмерно маленькой. В 1994 г., силами местных строителей во главе с В.М. Коноваловым по проекту Н.А. Быковской, на первом ярусе старой колокольни была надстроена новая высокая колокольня, поднявшаяся на 7 м и гармонично вписавшаяся в окружающую застройку. 1995 г. – на восточной стороне храмовой территории была возведена водосвятная часовня. 1994-1995 гг. – произведена позолота всех 3-х иконостасов, расписан купол и расписаны три алтаря, произведена реставрация стенной живописи алтарей и всего храма. 1997-1998 г. – построено церковное административное здание, где расположились трапезная, епархиальная типография, воскресная школа, бухгалтерия, библиотека, гостиница для ставленников и для священнослужителей. 2007 г. введен в действие новый храм крестильня. 2009 г. построена новая церковная лавка на территории собора.

История закладки и строительства Никольского храма непосредственно связана с серией сильнейших пожаров, которые прокатились по Оренбургу в 1879 году. Современники писали, что “Пожарное бедствие для Оренбурга продолжалось целых три недели – началось оно 16 апреля в 10 часов утра, когда возник первый большой пожар в Новой слободе, 30 апреля выгорела большая половина Форштадта, 1 мая горела Старая слободка и, наконец, 5 мая – второй пожар в Новой слободке. Итого пять пожаров, из которых первый был грандиозен, а последующие очень значительны по своим размерам”.

По мнению и современников, и историков, последствия пожара оказались колоссальны. Укрощением огненной стихии, а затем восстановлением сожжёного города руководил генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский. Во время восстановительных работ поселяне Форштадта задумали поставить у себя новый храм. Целый участок слободы решили не застраивать жилыми домами, оставив его под возведение каменной церкви. Место выбрали подходящее – возвышенное, открытое. В части современной литературы указываются имена ходатаев постройки храма – казаков Евфимия Кольцова и его друга Феодора. Однако это утверждение вступает в противоречие уже с самой первой историей Никольской церкви, написанной по случаю завершения строительства её первым настоятелем, священником Капитоном Белявским, и опубликованной в одном из номеров “Оренбургских епархиальных ведомостей” за 1886 год. Отец Капитон свидетельствует, что “первое место” среди хлопотавших о возведении храма принадлежит Е. Г. Колокольцеву, “который своей настойчивостью побеждал все препятствия, а к неприятностям, встречающимся при строении, он привык и на них не обращал никакого внимания”. Далее автор заметки называет попечителей Никиту Егоровича Григорьева, Ф. И. Полозова, А. Тимонова и сборщика средств Смородинова. Евфимий Кольцов в этом тексте не упомянут вовсе. Видимо, современные авторы исказили фамилию действительного апологета строительства – Колокольцева, представив её в “урезанном” виде – Кольцов. Кто такой друг Феодор, сказать вообще затруднительно. Можно предположить, что имеется в виду Ф. И. Полозов.

Местная традиция сложилась таким образом, что каждое сословие или социальная группа, представленные в Оренбурге, стремились иметь собственную церковь. Развитие церковного строительства Оренбурга шло при активном участии купечества и простых прихожан. В ХIХ веке храмы, возводившиеся на деньги богатого купечества, проектировали в соответствии с планировочным типом храма “корабля”. Первоначально церкви, как правило, строились однопридельными. Впоследствии многие из них достраивались и приобретали вид трёхнефных и трёхпридельных зальных храмов. Это касается и Никольской церкви. Возведённая однопрестольной, впоследствии она расширилась за счёт двух приделов и трапезной. Итак, казаки начали собирать средства. Известно, что по большей части эти средства состояли из пожертвований разного рода строительными материалами. Представители станичного правления, кроме того, откладывали часть полученной правлением прибыли (например, от продажи или сдачи в аренду участков степи, принадлежавших станичникам, от податей неказаков, временно селившихся в Форштадте и т.д.), предполагая в будущем употребить эти деньги на постройку церкви. Особенным рвением в этом отличался Е. Г. Колокольцев. Через некоторое время был разработан проект каменной церкви.

Читайте также:
Храм Троицы в Листах: описание и адрес храма, история, святыни, расписание богослужений

Согласно первоначальному плану и предварительной смете, стоимость работ определялась в 25 тысяч рублей. У казаков же на тот момент имелось только около трёх тысяч. Тем не менее, строительство решили не откладывать в долгий ящик. Весной 1883 года состоялась торжественная закладка храма. Священник Капитон Белявский писал: “Преосвященнейшим Вениамином, епископом Оренбургским и Уральским, в присутствии градоначальника, военного начальства, почётных граждан и при скоплении многочисленной публики было положено основание церкви. После чего, по русскому обычаю, казаками была предложена хлеб-соль публике в обширной, нарочито для того раскинутой, “палатке”. Однако не успела работа начаться, как тут же замерла – между заказчиками и подрядчиками (попечителями и инженерами) выявились разногласия. За давностью лет не известно, что послужило причиной размолвки. Известно, что руководитель подряда сменился, им стал В. П. Сахаров, “который безвозмедно вел и исполнил свое дело самым добросовестным и усерднейшим образом”. Стоит сказать, что впоследствии под его началом в Оренбурге будет построен ещё один храм – во имя великомученика Димитрия Солунского.

Уже в ходе строительных работ храм получал различные вклады. Наиболее заметным из них был дар почётного казачьего атамана, будущего императора Николая II. Он прислал в храм, основанный в честь его небесного покровителя, ценное – “изящной работы” – напрестольное Евангелие. На позолоченной серебряной пластине Евангелия имелась выгравированная надпись: “В церкви св. и чудотворца Николая Оренбургской казачьей станицы от атамана казачьих войск наследника цесаревича Николая Александровича 6 декабря 1883 года”. Большую сумму, около 1000 рублей, выделил видный оренбургский общественный деятель, историк и меценат генерал-майор Иван Васильевич Чернов. Всего он пожертвовал Никольской церкви 3000 рублей. Форштадтские казаки заказали иконостас для храма московскому мастеру Соколову. Соколов обязался выполнить все полагающиеся работы к 1 октября 1885 года. За создание иконостаса ему обещали выплатить 2750 рублей. Однако менее чем за месяц до окончания работ в мастерской Соколова произошёл пожар. Живопись многих икон была повреждена и нуждалась в исправлении. Только к середине Великого поста 1886 года готовый иконостас доставили в Оренбург. Утешая казаков, раздосадованных задержкой, московский мастер писал, что сделает такой иконостас, “какого в Оренбурге нет”. В это же время купец второй гильдии Фёдор Петрович Дегтярёв строил церковь Оренбургскому духовному училищу. Он заказал колокол, который не смог поместиться на маленький ярус звона училищной колокольни. Воспользовавшись этим, казаки попросили передать его для Никольской церкви. Дегтярёв не стал упрямиться и отдал колокол казакам за 800 рублей, да ещё и с расрочкой платежа. 4 мая 1886 года храм во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца был освящён. Несмотря на “полупасмурную” погоду, отмеченную священником Капитоном Белявским, торжество собрало многочисленных участников, в том числе оренбургских губернаторов, почётных горожан, местное духовенство. Совершил освящение епископ Вениамин II (Смирнов).

Известно, что деревянный Никольский храм существовал в Оренбурге ещё в ХVIII веке. “. Она была каменно-деревянная, ветхая, построена 1745 г. сентября 27 дня по указу преосвященного Луки, епископа Казанского и Свияжского, из казенной суммы тщанием Неплюева”. Оказывается, первая Никольская церковь являлась современницей Оренбурга, заложенного двумя годами ранее! Она возводилась тогда, когда “под стук топора и под гром пушек” на берегу Урала, в башкирских степях, возводился форпост России “для отворения пути” в Индию. Основатель крепости и губернатор края И. И. Неплюев был глубоко и искренне верующим человеком. При нём военная крепость быстро превращалась в город. Помимо Никольского храма, по его инициативе были возведены три каменные церкви: Преображенская, Введенская и Георгиевская. Во время страшного пожара в Оренбурге, происшедшего в 1786 году, сильно пострадали многие церкви города, в том числе и Свято-Николаевская церковь, построенная Неплюевым для городовых казаков в 1745 году на казённые деньги. Церковные принадлежности и ризница были переданы после этого пожара в Георгиевскую церковь. Приход и причт Николаевской церкви официально существовал ещё в 1793 году, после чего были окончательно упразнены, а все казаки, проживающие в самом городе, так и в Форштадте, были приписаны к приходу Георгиевской церкви. Сам Георгиевский приход был самым значительным в Оренбурге и насчитывал в 1798 году 437 дворов или 1748 душ мужского пола. Большим событием для совсем новой Никольской церкви стало её посещение в конце июля 1891 года наследником престола великим князем Николаем Александровичем, будущим последним российским царём. Храм любовно украсили к торжеству, а рядом с ним возвели часовню, для которой казаки на свои средства приобрели икону “в память чудесного избавления от угрожавшей его высочеству опасности в Японии 29 апреля 1891 года”. В начале ХХ века при Никольской церкви существовало несколько школ: женская церковно-приходская и две непосредственно казачьих – мужская и женская. Приход храма увеличивался, сам храм нуждался в расширении.

К 1910 году к церкви пристроили два боковых придела: в честь Успения Божией Матери и во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Кроме того, появилась обширная трапезная. После прихода к власти большевиков для Никольского прихода наступили непростые времена, однако храм сумел продержаться в своём изначальном качестве до середины 1930-х годов. Богоборцы предпринимали попытки закрыть церковь – удалось им это сделать лишь в 1935 году. Все святыни и утварь из неё вывезли. Сначала в здании разместили общежитие, а в годы Великой Отечественной войны – эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы НКВД. После смягчения антирелигиозного террора в СССР Никольский храм возродился. По одним данным, это произошло в апреле 1944 года, по другим – в мае 1944 года. Согласно отчёту уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Оренбургу, церковь начала действовать с 1 июня 1944 года. В течение нескольких месяцев здание всё ещё было занято архивными фондами, богослужения совершались во временной постройке – сарае, в кратчайшие сроки выстроенном рядом. Именно в Никольскую церковь была перенесена кафедра оренбургских архиреев, пустующая с 1937 года после ареста епископа Варлаама II (Козули), – с назначением в Оренбург (тогда – Чкалов) иного архирея, видного церковного историка епископа Мануила (Лемешевского). Призошло это в 1945 году.

Читайте также:
Ферапонтов монастырь: история и адрес монастыря, фрески

Новый этап истории Никольского собора, единственного не разрушенного в годы советской власти храма Оренбурга, начался с его возобновления как действующей церкви в конце Великой Отечественной войны. Первые шаги по возрождению храма были сделаны в годы, когда Оренбургскую кафедру занимал владыка Мануил. После ареста архиепископа Мануила руководить Чкаловской кафедрой определили епископу Борису (Вику); настоятелем собора тогда же назначили протоиерея Константина Плясунова. Современникам он запомнился замечательными проповедями и мудрыми наставлениями. В годы его настоятельства храм был расписан, во всех трёх приделах появились новые иконостасы, удалось позолотить кресты и главки на куполе и колокольне, а также устроить крестильню. С декабря 1966 года настоятелем собора являлся протоиерей Борис Сандар. При нём в 1968 году к храму пристроили придел Всех Святых, а в алтаре установили новые металлические вызолоченные престолы.

С конца 1980-х годов наступило благоприятное время для Церкви. В Никольском кафедральном соборе развернулось большое строительство. При протоирее Василии Лищенюке на церковной территории появились новые хозяйственные помещения: мастерские, склад, гараж. В 1995 году к востоку от церкви возвели водосвятную часовню. Тогда же расписали новый купол, позолотили все три иконостаса, приобрели новые паникадила. В 1997-1999 годах шло строительство настоятельского корпуса. В настоящее время на территории собора находятся: храм-крестильня в честь Богоявления, водосвятная часовня, просфорня, административный корпус с библиотекой. В 1999 году при кафедральном соборе открыли воскресную школу.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по святым местам”. Выпуск №144, 2015 г.

За 120 лет своей жизни Никольский собор пережил серьёзные изменения и ныне весьма отдалённо напоминает тот храм, который торжественно освящали в мае 1886 года в присутствии оренбургского губернатора. Не позднее 1910 года к храму были пристроены боковые приделы в честь Успения Пресвятой Богородицы (северный) и во имя великомученика Пантелеймона (южный) с апсидами, равными примерно 3/4 размера апсиды главного алтаря с Никольским престолом, а также – маленькими деревянными фронтонами над новообразованными нефами. Ныне все три апсиды объединены под одной кровлей, отчего с восточной стороны храм производит несколько тяжеловесное впечатление. Первоначальные деревянные фронтоны заменены на железобетонные, которые удачно вписались в пропорции храма.

Наиболее серьёзную реконструкцию собор претерпел в 1990-е годы. Оренбургский культуролог Т. П. Никишова писала: “Большое строительство развернулось в 1988 году с приходом нового настоятеля, митрофорного протоирея Василия Лищенюка. Проектные работы выполнялись Московским институтом “Спецпроектреставрация”. Из трёх вариантов реконструкции был выбран третий – архитектора Быковской Н.А. Согласно ему, собор приобрёл широкий световой барабан с 12-ю окнами, увенчанный сферическим куполом с луковицей. Летом 1991 года расширяется Всехсвятский придел. На очереди была колокольня, оказавшаяся после произведённых перестроек несоразмерно маленькой. К тому же стилистически она отличалась от храма, приобретшего классический облик. В 1994 году силами местных строителей под началом В.М. Коновалова по проекту Быковской Н.А. на первом ярусе старой была надстроена новая высокая колокольня, гармонично вписавшаяся в окружающую застройку”.

На колокольне особенно любопытны два старинных колокола, внешне сильно отличающихся от остальных, отлитых совсем недавно. Один из них находится в верхнем ярусе звона, другой – в нижнем. Оба колокола имеют надписи, по которым их можно датировать, однако расположение колоколов таково, что прочитать круговые надписи полностью невозможно без использования специальных средств. Тем не менее, отдельные сведения получить можно. Так, колокол нижнего яруса отлит по заказу гетмана Ивана Мазепы в Глухове для города Батурина! По стилистическим особенностям этот колокол напоминает “Голубь”, ныне пропавший шедевр украинского колокольного дела, отлитый Мазепой в 1699 году. Возможно, оба колокола изготавливались для одной церкви. Как попал в Оренбург колокол, предназначавшийся для Батурина, остаётся загадкой. Размещённая на западной стороне колокольни дата “1883” сообщает о закладке Никольского храма. Характерный для ампирных храмов (но – первой половины ХIХ столетия!) широкий световой барабан прорезан двенадцатью вытянутыми полуциркульными окнами и служит опорой куполу с главкой на нём. Под главкой – ещё один, четырёхоконный, барабан, являющийся сильно уменьшенной копией первого. Классицистические фронтоны, завершающие северный и южный фасады Никольского собора, ограничены двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Конструкции подобной той, что венчает Никольский собор, служат для вентиляции, освещения или декоративного оформления.

Читайте также:
Тобольская епархия: церкви и монастыри, приходы и духовенство

Фонари были известны уже в зодчестве Средневековья, но особое распространение получили в архитектуре Возрождения, барокко и классицизма. Именно декоративный “смысл” имеет и фонарь Никольской церкви. Главный вход в Никольский собор украшен двумя мозаичными иконами, расположенными по бокам от дверей. Это – образы святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Иконостас главного Никольского придела украшают иконы Спасителя и Божией Матери. Справа от Спасителя – Архангел Михаил с огненным мечом и святитель Николай Чудотворец с Евангелием. Слева от Божией Матери – Архангел Гавриил с райским цветком и фонарём в правой руке и икона Покрова Пресвятой Богородицы. Все иконы иконостаса написаны в Саратове по заказу архиепископа Михаила (Воскресенского) в 1950-е годы. Слева к центральному Никольскому приделу примыкает Успенский придел. Здесь пребывает одна из главных святынь собора – список с чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Престолы Никольского и Успенского приделов приобретены в Софрине заботами митрополита Леонтия (Бондаря) и настоятеля протоиерея Бориса Сандара в 1970-х годах. Фресковая роспись храма выполнялась с 1955 по 1958 год оренбургским художником Владимиром Рублёвым. В юго-восточном углу трапезной есть ещё один придел, совсем небольшой, – Всех святых. Его освятили в 1968 году. Площадь храма составляет 656,2 квадратных метра. Высота купола (над четвериком) – 13,5 метра. Высота колокольни – 27,1 метра.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по святым местам”. Выпуск №144, 2015 г.

Никольский собор

Оренбургский собор в честь святителя Николая Мирликийского, кафедральный собор Оренбургской епархии.

Престолы: Николая Мирликийского, Успения Пресвятой Богородицы, св. великомученика Пантелеимона, Всех святых.

Спланирован храм инженер-капитаном В.П. Сахаровым, а заложен в 1883 на средства прихожан (десятинный). Причиной закладки кирпичного здания храма был пожар деревянных построек казачей станицы с ее фортом (крепостью, отсюда название региона «Форштадт»). Инициатива принадлежала казакам Оренбургской станицы во главе с попечителем и подрядчиком Е.Г. Колокольцевым. В памяти старожилов сохранились имена служителей этого храма и настоятеля первостроителя о. Василия (Коблова), скончавшегося в 1917 и похороненного за алтарем храма вместе со строителем и старостой Евфимием Колокольцевым.

4 (17 по новому стилю) мая 1886 храм освятил Преосвященный Вениамин II (Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский.

Сначала в храме был один престол, во имя святителя Николая, а с 1910 года числится как трехпрестольный, с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и св. великомученика Пантелеимона.

В 1930, во время лихолетья разрушения храмов и гонения на церковь, к Никольскому храму проявился особый Промысел, знамение чудесной милости Божией. Из 40 храмов Оренбурга один он не подвергся разрушению, что подтверждалось рассказами Елизаветы Левашовой (инокиня Евникия-глухая) и Александры Кухтериной, прихожанками Никольской церкви. (Никольский собор: история и современность стр. 2, Н.А. Мячина):

«При храме святителя Николая жила в сторожке благочестивая чета, охранявшая храм. Однажды, после вечернего богослужения, храм уже был закрыт. Вдруг слышат шум в храме. Пошли посмотреть. Открыли большую дверь Никольского придела и замерли: Матерь Божия, стоящая на Голгофе при Кресте, сошла со своего места и молится перед распятием Сына Своего. Так продолжалось несколько минут. Как бы в легком тумане, Матерь Божия поднялась и встала на свое место. Об этом видении сообщили архиерею. В то время на Оренбургской кафедре был владыка Арсений. Был отслужен молебен перед Голгофой. После молебна владыка, обращаясь к верующим, произнес пророческие слова: „Этот храм не будет разрушен“».

Епископ Арсений (Воскресенский), который в 1930-е годы дважды подвергался аресту, в третий арест умер в ссылке. При последнем аресте, когда его выводили из Никольского храма, он плачущему народу пророчески сказал: «Сей храм будет собором»! (Никольский собор: история и современность, стр.3, Н.А. Мячина).

В 1936 храм был закрыт, и все святыни были из него вынесены. После чего в храме разместили общежитие, а после 1942 – эвакуированные из Москвы и Ленинграда архивы наркомата внутренних дел.

12 апреля 1944 храм был вновь открыт и с этого времени становится кафедральным собором Оренбургской епархии.

С 1955 по 1958 храм был заново расписан местным художником Владимиром Рублевым. Церковь вернулась к прихожанам обветшавшей, без икон, без иконостасов и без престолов. Новый иконостас собора, выполненный в стиле позднего ампира по проекту епископа Михаила (Воскресенского), был освящён 15 марта 1959.

В 1968 освящен четвертый предел в честь Всех святых.

С 1988 в Никольском соборе по благословению митрополита Леонтия развернулось большое строительство.

В 1988-1990 в ходе реконструкции собора по проекту архитектора Н.А. Быковской (институт «Спецпроектреставрация», Москва) сооружен новый купол вместо старого деревянного, который дал наклон.

В 1991 произведена позолота креста и луковицы нового купола и начато строительство нового Всесвятского придела, освященного в 1992.

В 1992. в храме были проведены реставрационные работы, деревянные подоконники поменяли на мраморные, поставили новые деревянные рамы и поставили металлические решетки на все окна, поменяли линолеум, поставили новую кафедру.

В 1993 были построены гаражи, погреба. На очереди была колокольня, оказавшаяся после произведенных перестроек несоразмерно маленькой.

В 1994 силами местных строителей во главе с Вячеславом Михайловичем Коноваловым по проекту Н.А. Быковской на первом ярусе старой колокольни была надстроена новая высокая колокольня, поднявшаяся на 7 метров и гармонично вписавшаяся в окружающую застройку.

В 1995 на восточной стороне храмовой территории была возведена водосвятная часовня.

Читайте также:
Храм Сергия Радонежского в Волгограде: описание и адрес храма, история, расписание богослужений, как добраться

В 1994-1995 произведена позолота всех трёх иконостасов, расписан купол и расписаны три алтаря, произведена реставрация стенной живописи алтарей и всего храма.

1995 благоустроена территория вокруг собора, разбит сад, установлена чугунная ограда, посажены лиственницы.

В 1996 Никольский кафедральный собор посещал Патриарх Всея Руси Алексий II.

В 1997-1998 построено церковное административное здание, где расположились трапезная, епархиальная типография, воскресная школа, бухгалтерия, библиотека, гостиница для ставленников и для священнослужителей.

С 1999 работает воскресная школа для детей. В Пантелеимоновском приделе собора погребён митрополит Леонтий (Бондарь) († 24.01.1999).

В 2007 освящен новый храм крестильня.

В 2009 построена новая церковная лавка на территории собора.

Настоятели

Василий Коблов (+ 1917)

Алексей Асеев (упомин. 2011)

Здесь хранится Табынская икона Божией Матери. В соборе находятся святые мощи и иные реликвии.

Большой ковчег с частицей мощей свт. Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца.

Рака с частицами мощей (Успенский придел).

(линии слева направо, сверху вниз)

Владимир Богоявленский, митр Киевский сщмч.

Филарет (схим. Феодосий) митр. Киевский

Павел, митр Тобольский

Матфей Печерский, чудотворец

Арсений Печерский, трудолюбник

Михаил Печерский, диакон

Вениамин Печерский, затворник

Геронтий Печерский, канонарх

Григорий Печерский, затворник, чудотворец

Ефвимий Печерский, иеросхимонах

Захария Печерский, постник

2 линия

Зинон Печерский, постник

Игнатий Печерский, архимандрит

Илларион Печерский, схимник

Иосиф Печерский, многоболезненный

Ипатий Печерский, целебник

Лаврентий Печерский, затворник

Леонтий Печерский, канонарх

Леонтий Печерский, вратарь, трудолюбивый

Лукиан Печерский, пресвитер, сщмч.

Макарий Печерский, диакон

3 линия

Меркурий Печерский, постник

Моисей Печерский, чудотворец

Нестор Печерский, некнижный

Павел Печерский, послушливый

Пимен игумен Печерский, постник

Силуан Печерский, схимник

Сисой Печерский, схимник

Тит Печерский, бывший воин

Феодор Печерский, князь Отстрожский

Феодор Печерский, молчаливый

4 линия

Феофил Печерский, архиеп. Новгородский

Авраамий Печерский, трудолюбивый

Агапит Печерский, врач безмезд.

Алипий Печерский, иконописец

Анастасий Печерский, диакон сщмч.

Анатолий Печерский, затворник

Афанасий Печерский, затворник

Варлаам Печерский, первый игум.

Василий Печерский, иером. сщмч.

Григорий Печерский, чудотворец

5 линия

Дамиан Печерский, пресвитер целебн.

Евстратий Печерский, прмч.

Еразм Печерский, преподобный

Ефрем Печерский, Переяславский

Илия Муромец, Печерский

Иоанн Печерский, брат прп. Феофила Печерского (Слезоточивого)

Иоанн Печерский, Киевский, первом. Российский сын мч. Феодора Варяга

Иоанн Печерский, многострадальный

Иоанн Печерский, постник

Исакий Печерский, затворник

Исаия Печерский, чудотворец

6 линия

Кукша Печерский, иером. сщмч. просв. Вятичей

Лаврентий Печерский, еп. Туровский затвор.

Лука Печерский, эконом

Макарий Печерский, постник

Марк Печерский, гробокопатель

Моисей Угрин (венгр) Печерский

Нестор Печерский, летописец

Никодим Печерский, просфорник

Никола Святоша Черниг. Печерский, князь, инок, чуд.

Никон игумен Печерский

7 линия

Никон Сухой Печерский

Нифонт Печерский, еп. Новгородский

Онисифор Печерский, иером. исп.

Онуфрий Печерский, молчаливый

Пимен Печерский, многоболезненный

Пимен Печерский, постник

Поликарп Печерский, архим.

Прохор Печерский лебедник чуд.

Савва Печерский, чуд.

Сергий Печерский, послушливый

8 линия

Симон Печерский, еп. Суздальский

Спиридон Печерский, просфорн.

Тит Печерский, пресвитер

Феодор Печерский, прмч.

Феофан Печерский, постник

Феофил Печерский Слезоточивый

12 иноков Печерских, строителей храмов

Пантелеимон, вмч. и целитель

Мария Магдалина, равноап.

Феодор Санаксарский, Ушаков

Феодор Санаксарский, Ушаков воин, прав.

Мощи на иконах

Серафим Саровский, прп.

Пантелеимон, целитель, вмч.

Амфилохий Почаевский, прп.

Иннокентий, Московский, митрополит, свт.

Матрона Московская, блж.

Лука (Войно-Ясенецкий), свт.

Мощевик малый (Пантелеимоновский придел)

Григорий, еп. Армянский, сщмч.

Иоанн Креститель пророк, св.

Сильвестр, Папа Римский, св.

Афанасий, патриарх Цвреградский, свт.

Пантелеимон, целитель, вмч.

Меркурий, вмч, св.

Андрей Первозванный, ап. св.

Особо чтимые иконы

Крест Господень (Голгофа)

Табынская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Икона Божией Матери «Взыскание погибших»

Икона свт. Николая архиепископа Мирликийского, чудотворца

Икона св. блж. Матроны Московской с частицей ее мощей

Икона свт. Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей его мощей

Икона свт. Спиридона Тримифунтского с частицами его башмачка

ТВЕРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Тверской Воскресенский собор

Тверская и Кашинская епархия Тверской митрополии Русской Православной Церкви

Тверская земля издавна “принадлежала к области Кривичей. Следственно и в делах церковных она должна была зависеть от иерархии учрежденной в Полоцке. ” [1]. Самостоятельная кафедра была учреждена между 1250 и 1271 годами [2], будучи выделена из Полоцкой епархии. Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор 1285-1290 годов в Тверском кремле стал первым монументальным сооружением, возведенным на Суздальской земле после нашествия татар.

Архиепископия была установлена 26 января 1589 года. Соборы XVI-XVII неоднократно постановляли выделить из Тверской кафедры епископии Ржевскую и Кашинскую, но на деле это не выполнялось. В 1681 году, с назначением на нее митрополита Варсонофия (Еропкина), предполагалось возвести кафедру в степень митрополии, но это решение было отменено.

Степенью Тверская епархия до 1669 года следовала после Рязанской, а затем Вологодской. С принятием духовных штатов в 1764 году епархия была определена двенадцатой, а с 1800 года и до упразднения епархиальных штатов – была одиннадцатой, следуя за Рязанской кафедрой.

29 февраля 1836 года в епархии было учреждено Старицкое викариатство. Местное почитание Собора Тверских святых известно с начала XX века.

В годы безбожных гонений епархия разделила повсеместную участь Церкви в СССР. Шло изъятие и уничтожение храмов, и в 1920-х годах епархия утратила свой вековой кафедральный Спасо-Преображенский собор. В 1920-1930-х годах существовали викариатства епархии Кашинское, Осташковское, Бежецкое, Кимрское, Ржевское, но все они пресеклись к 1937 году.

В 1940-1990-х годах кафедральным стал Троицкий собор (“Белая Троица”) Твери.

Епархия объединяла приходы и монастыри на территории Тверской области.

28 декабря 2011 года из состава Тверской епархии были выделены самостоятельные Бежецкая и Ржевская епархии, которые вместе с Тверской епархией были включены в новообразованную Тверскую митрополию.

Исторические названия

  • Тверская (с 1271)
  • Тверская и Кашинская (1289 – 1589) [3]
  • Тверская и Старицкая (1589) [4]
  • Тверская и Кашинская (1589 – упом. 1917)
  • Калининская и Старицкая (с 1931)
  • Калининская и Великолукская (с 29 января 1935) [5]
  • Калининская и Смоленская (1943 – 1944)
  • Калининская и Великолукская (1944 – кон. 1946/1947)
  • Калининская и Кашинская (кон. 1946/1947 – 19 июля 1990)
  • Тверская и Кашинская (c 19 июля 1990)

Статистика

  • 1 января 1958 – 91 зарегистрированный храм/молитвенный дом [6] .
  • ок. 2004 – 197 приходов; 252 священнослужителя (231 священник, 21 диакон) [7].
  • 31 декабря 2006 – 214 приходов (из них 45 городских, 27 поселковых, 135 сельских, 7 подворий), 13 монастырей, 149 часовен (из них 13 домовых), 48 поклонных крестов; 260 священников (из них 34 монашествующие), 34 диакона (из них 8 монашествующих) [8].
  • ок. декабря 2011 – священнослужителей (не считая насельников монастырей в священном сане) – 302 [9].
  • нач. декабря 2011 – 14 монастырей (из них 10 женских); 315 приходов, 78 приписных храмов, 149 часовен (из них домовых – 13); 298 штатных священников, 48 штатных диаконов, 3 клирика др. епархий [10].

Архиереи

  • свт. Симеон I Полоцкий (упом. 1272 – 3 февраля 1289)
  • Андрей (Герденев) (1289 – 28 марта 1316)
  • Варсонофий I (1316 – 1328)
  • Феодор I (1330 – 1342)
  • Феодор II (1342 – 1360)
  • Василий (1361 – 1372)
  • Евфимий I Вислень (9 марта 1374 – июль 1390)
  • свт. Арсений (24 июля 1390 – 2 марта 1409)
  • Антоний (2 февраля 1411 – 1434)
  • Илия (1435 – 30 декабря 1456)
  • Моисей (28 января 1458 – 1461)
  • Геннадий (Кожин) (25 марта 1461 – апрель 1477)
  • Вассиан (Стригин-Оболенский) (6 декабря 1477 – 23 мая 1508)
  • Нил Грек (24 августа 1509 – 3 апреля 1521)
  • свт. Акакий (30 марта 1522 – 14 января 1567)
  • свт. Варсонофий II (1567 – 1570)
  • Савва (1570 – 1573)
  • Феодорит (1573 – 1578)
  • Захария (осень 1578 – 1602)
  • сщмч. Феоктист (15 января 1603 – 1609)
  • свт. Арсений Элассонский (1613 – 1615)
  • Пафнутий (17 февраля 1620 – 1628)
  • Евфимий II (26 октября 1628 – 1642)
  • Иона (24 декабря 1642 – 26 июля 1654)
  • Лаврентий (16 апреля 1654 – 26 июля 1657)
  • Иоасаф (август 1657 – 1676)
  • Симеон II (16 апреля 1676 – июль 1681)
  • Варсонофий III (Еропкин) (6 сентября – декабрь 1681)
  • Сергий (Велтахов) (5 февраля 1682 – 1702)
  • Каллист (Поборский) (21 февраля 1703 – 23 июня 1711)
  • Алексий (Титов) (9 ноября 1712 – 21 января 1714)
  • Варлаам (Косовский) (21 января 1714 – 3 марта 1720)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (3 марта 1720 – 3 февраля 1723)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1723 – 13 декабря 1738)
  • Митрофан (Слотвинский) (начало 1739 – 7 декабря 1752)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (28 февраля 1753 – 2 апреля 1758)
  • Афанасий (Волховский) (23 апреля 1758 – 26 мая 1763)
  • Иннокентий (Нечаев) (28 мая – 4 октября 1763)
  • Гавриил (Петров) (6 декабря 1763 – 22 сентября 1770)
  • Платон (Левшин) (10 октября 1770 – 25 января 1775)
  • Арсений (Верещагин) (1 апреля 1775 – 22 сентября 1783)
  • Иоасаф (Заболотский) (22 сентября 1783 – 13 февраля 1788)
  • Тихон (Малинин) (6 мая 1788 – 18 мая 1792)
  • Ириней (Клементьевский) (6 июня 1792 – 17 октября 1798)
  • Павел (Пономарёв) (26 октября 1798 – 26 декабря 1799)
  • Павел (Зернов) (15 января 1800 – 18 декабря 1803)
  • Мефодий (Смирнов) (31 декабря 1803 – 30 августа 1814)
  • Серафим (Глаголевский) (30 августа 1814 – 15 марта 1819)
  • свт. Филарет (Дроздов) (15 марта 1819 – 26 сентября 1820)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (26 сентября 1820 – 3 июля 1821)
  • Иона (Павинский) (21 июля 1821 – 6 ноября 1826)
  • Амвросий (Протасов) (6 ноября 1826 – 1 июля 1831)
  • Григорий (Постников) (25 июля 1831 – 1 марта 1848)
  • Гавриил (Розанов) (1 марта 1848 – 15 февраля 1857)
  • Филофей (Успенский) (15 февраля 1857 – 5 мая 1876)
  • Алексий (Ржаницын) (9 сентября 1876 – 9 июня 1877)
  • Евсевий (Ильинский) (8 декабря 1877 – 12 марта 1879)
  • Савва (Тихомиров) (23 апреля 1879 – 18 сентября 1896)
  • Димитрий (Самбикин) (2 ноября 1896 – 26 марта 1905)
  • Николай (Зиоров) (26 марта – 8 апреля 1905)
  • Николай (Налимов) (8 апреля – 1 июля 1905)
  • Алексий (Опоцкий) (1 июля 1905 – 29 января 1910)
  • Антоний (Каржавин) (30 января 1910 – 16 марта 1914)
  • сщмч. Серафим (Чичагов) (23 марта 1914 – кон. 1917)
    • Арсений (Смоленец) (1917 – 7 сентября 1917) в/у, еп. Старицкий
    • сщмч. Петр (Зверев) (1921 – 1922) в/у, еп. Старицкий
  • Серафим (Александров) (1922 – 15 июня 1928)
    • Павел (Павловский) (1926) в/у
  • Фаддей (Успенский) (1928 – 18 октября 1936)
  • Никифор (Никольский) (7 декабря 1936 – 1937) (в заключении)
  • Палладий (Шерстенников) (29 декабря 1938 – 1940 (28 октября 1943))
  • Василий (Ратмиров) (кон. 1943 – сентябрь 1944)
  • Рафаил (Березин) (29 октября 1944 – 15 мая 1945)
  • Арсений (Крылов) (26 августа 1945 – 17 марта 1950)
  • Алексий (Сергеев) (17 марта 1950 – 29 июля 1954)
  • Варсонофий (Гриневич) (29 июля 1954 – 13 марта 1958)
    • Макарий (Даев) (1958) в/у, архиеп. Можайский
  • Феодосий (Погорский) (22 июня 1958 – 22 марта 1960)
    • Алексий (Коноплёв) (март – ноябрь 1960) в/у, еп. Лужский
  • Иннокентий (Леоферов) (23 ноября 1960 – 6 сентября 1971)
    • Филарет (Вахромеев) (6 сентября 1971 – август 1972) в/у, еп. Дмитровский
  • Гермоген (Орехов) (25 августа 1972 – 19 апреля 1978)
  • Алексий (Коноплёв) (19 апреля 1978 – 7 октября 1988)
  • Виктор (Олейник) (4 декабря 1988 – 14 июля 2018)
  • Савва (Михеев) (14 июля 2018 – 25 августа 2020)
  • Амвросий (Ермаков) (с 25 августа 2020)

Викарные епархии

  • Бежецкая (ныне самост.)
  • Кашинская (недейств.)
  • Кимрская (недейств.)
  • Новоторжская (недейств.)
  • Осташковская (недейств.)
  • Ржевская (ныне самост.)
  • Старицкая (недейств.)

География благочиний

  • I-е Тверское, II-е Тверское:
    • г. Тверь
  • Бологовское:
    • г. Бологое
  • Вышневолоцкое:
    • г. Вышний Волочек
  • I-е Калининское:
    • с. Васильевское
  • II-е Калининское
  • Кашинское:
    • г. Кашин
  • Кимрское ( http://www.kimry-blago.ru/ ):
    • г. Кимры
  • Конаковское:
    • г. Конаково, с. Завидово, д. Карачарово, д. Свердлово, с. Селихово, д. Тешилово
  • Осташковское ( http://sobor-ostashkov.ru/ ):
    • г. Осташков, п. Селижарово
  • Торжокское ( http://torblag.ru/ ):
    • г. Торжок, г. Старица
  • Храмы в ведении правящего архиерея
  • Благочиние монастырей, архиерейских и монастырских подворий

Епархиальные отделы

  • по благоустройству и социальному служению
  • по делам молодежи

Монастыри

  • Волговерховский Ольгинский (женский)
  • Вышневолоцкий Казанский (женский)
  • Желтиков (недейств.)
  • Житенный Смоленский (женский, ранее был мужским)
  • Калязинский Троицкий (закрыт в 1920-м, разобран и затоплен)
  • Кашинский Клобуков (женский)
  • Николо-Малицкий (мужской)
  • Нило-Столобенская пустынь (мужская)
  • Новоторжский Борисоглебский (мужской)
  • Оршин Вознесенский (женский)
  • Осташковский Знаменский (упразднён в 1920-е)
  • Отрочь Успенский (недейств.)
  • Саввин Сретенский (упразднен в 1764)
  • Селижаровский Троицкий (недейств.)
  • Старицкий Успенский (мужской)
  • Тверской Екатерининский (женский)
  • Тверской Рождественский (женский)
  • Тверской Трёхсвятительский (недейств.)
  • Тверской Феодоровский (упразднён в XVIII веке)

Учебные заведения

  • епархиальная общеобразовательная школа им. свт. Тихона Задонского(c 1993)
  • культурно-образовательный центр «Новая Корчева» при Ильинском храме г. Конаково
  • кафедра православного богословия Тверского ГУ (c 1997)
  • школа хорового пения при Вознесенском соборе Твери
  • православная гимназия, с. Городня-на-Волге
  • Вышневолоцкая православная общеобразовательная средняя школа им. прп. Сергия Радонежского
  • культурно-образовательный центр при Вознесенском соборе г. Твери
  • духовно-просветительский центр г. Удомля
  • Тверская православная общеобразовательная средняя школа им. свт. Тихона Задонского
  • общеобразовательное учреждение-комплекс начального и дошкольного образования «Русская школа» (с 1998)
  • Тверская духовная семинария (недейств.)
  • Кашинская духовная семинария (недейств.)
  • Вышневолоцкое духовное училище (недейств.)
  • Кашинское духовное училище (недейств.)
  • Новоторжское духовное училище (недейств.)
  • Осташковское духовное училище (недейств.)
  • Старицкое духовное училище (недейств.)
  • Тверское духовное училище (недейств.)
  • Тверское епархиальное училище (недейств.)

Православные объединения и организации

  • Информационный центр свт. Марка Эфесского при епархиальном управлении
  • Тверской союз православных мирян (с 1999)
  • Тверской союз православной молодежи
  • детская общественная организация «Дружина православных следопытов им. св. блгв. вел. кн. Михаила Тверского»

Церковные СМИ

  • газеты:
    • «Православная Тверь»
    • «Вознесение», г. Ржев
    • «Верхневолжье православное», г. Вышний Волочёк
  • журнал «Тверские епархиальные ведомости»
  • радиопередача «Спаси и сохрани», ГТРК «Тверь».

Литература

  • Энциклопедия Тверская область, 1994.
  • Покровский, В. И., Историко-статистическое описание Тверской губернии, т. 1-2, Тверь, 1879-1880.
  • Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г., Тверь, 1914, 554 с. разд. паг.
  • Первухин, Г. П., О тверских иерархах, Тверь, 1901, 175 с.
  • Ротермель, Б. Н., Тверь и тверские правители 1773-2003 гг., Тверь, 2006.
  • Сысоев, В. И., Тверской губернатор Александр Павлович Бакунин, Тверь, 2004.
  • “Синодик Тверских иерархов”, Тверские Епархиальные ведомости, № 1, 2003 [11]
  • “Православные храмы Тверской земли”
    • http://hram-tver.narod.ru

Использованные материалы

[1] “Биографии Тверской Иерархии,” Тверь, 1859, 3.

[2] По статье Справочника РПЦ 2000-2004. Историческая справка на сайте Тверской епархии также указывает дату “не позднее 1271 года”. По иным данным – в 1271; по Строеву – ок. 1272; по Голубинскому – в 1285; по Первухину, Г. П. – ранее 1271

[3] Согласно Дурново, титул до 1521 года иногда включал “и Старицкие”, иногда был просто “Тверские”. Дурново, Иерархия. , 340.

[4] Титул изменен по случаю предполагавшегося открытия Кашинской епископии, но в том же году это постановление было отменено. Дурново, Иерархия. , 340.

[6] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[9] Журнал № 174 заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011 года – http://www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html

[11] См. в этой статье полный текст предложения епископа Димитрия (Самбикина) духовной консистории о поминовении в Бозе почивших архипастырей Тверской епархии, с приложением полного списка архиереев с датами смерти и местами упокоения. Список дополнен архиереями XX века, включая временно управляющих.

Тверская епархия

Современная Тверская епархия располагается в пределах центральных и северо-восточных районов одноимённой области. В этих границах она существует с декабря 2011 г.

История

Тверская епархия — одна из самых старейших кафедр в Русской Православной Церкви. В 1271 г. по инициативе Ярослава Ярославича Тверского она была выделена из крупной Суздальского церковного образования. Первым тверским владыкой стал Симеон Полоцкий, являющийся потомком Полоцких.

До 1589 г. глава местной церковной администрации находился в сане епископа. Статус епархии до архиепископии повысился при владыке Захарии (1578 — 1603 гг.). В конце XIII в. на территории кремля был возведён большой белокаменные собор, освящённый во имя Преображения Господня. Храм стал первой монументальной постройкой, появившейся на суздальских землях после начала татаро-монгольского ига.

Тверская кафедра являлась в дореволюционной России одной из самых влиятельных церковных администраций. В соответствии с принятой церковной классификацией к концу XIX столетия она занимала 11 место, следуя за Рязанской кафедрой.

Монастыри Тверской епархии:

С середины XIX в. по 1937 г. на территории епархии организовывались викариатства. Первым в 1836 г. появилось Старицкое наместничество. В тяжёлые для Церкви 20-30 гг. XX в. на тверской земле существовали следующие наместничества:

  • Кашинское;
  • Осташковское;
  • Бежецкое;
  • Кимрское;
  • Ржевское.

Как и во многих русских епархиях в эти годы существовала одноимённая кафедра обновленцев. В конце 30-х гг. был уничтожен кафедральный Спасо-Преображенский собор. Через 10 лет кафедральный статус получил Троицкий храм г. Тверь. Несмотря на гонения церковная жизнь в епархии не прекращалась в советские годы, а с начала 90-х гг. начала активно развиваться.

В начале XXI столетия количество приходов в Тверской области значительно увеличилось. Управлять такими обширными владениями стало затруднительно. В связи с этим из Тверской епархии выделили самостоятельные Бежецкую и Ржевскую кафедру. Все три церковные административные единицы вошли в состав Тверской митрополии.

Структура

Тверскую епархию возглавляет с июля 2018 г. Савва Михеев. Он возглавляет Епархиальное управление. Для решения конкретных задач в различных сферах епархиальной деятельности были организованы следующие отделы:

    Миссионерский отдел занимается распространением информации об опасности религиозных сект. Также его сотрудники разъясняют основы Православной веры и значение церковных таинств. Также специалисты отдела организовали работу «Телефона доверия». Дежурные священнослужители отвечают на различные вопросы прихожан, помогают укрепиться в Вере и оказывают духовную поддержку.

Учебные заведения

При большинстве храмов епархии действуют воскресные школы. В Твери и в округах функционируют епархиальные общеобразовательных школы, преподавание в которых ведётся в соответствии с православными традициями.

Другие епархии РПЦ:

Дети и взрослые люди могут посещать многочисленные культурно-образовательные центры, крупнейший из которых работает при кафедральном Вознесенском соборе г. Тверь. Здесь же открыта школа хорового пения. Высшее религиозное образование на епархиальной территории даётся на кафедре православного богословия Тверского Государственного университета.

Церкви и храмы, монастыри и святыни

В епархии насчитывается более 400 больших и малых храмов. Среди них можно выделить следующие религиозные организации:

  1. Воскресенский кафедральный собор г. Твери построен в начале XX столетия. Здание возводилось на средства правящей династии. С 1936 по 1988 гг. использовался светскими властями в хозяйственных целях. С 2000 г. в соборе пребывают мощи святого Сергия Сребрянского, прославленного в лике преподобноисповедника.
  2. Храм Троицы Живоначальной, который в народе называют Белая Троица, является старейшим сооружением из камня в тверском городском округе. Древняя церковь была возведена во второй половине XVI в. Современный вид она приобрела в результате многочисленных перестроек, производимых в XVII-XVIII вв.

В советское время являлась единственным действующим храмом города. Сегодня памятник архитектуры является одним из кафедральных соборов местной епархии. В нём хранятся мощи святого Макария Калязинского.

  • Церковь Димитрия Солунского в с.Березино построена в конце XIX — начале XX вв. Во внутренней отделке сохранились росписи, повторяющиеся изображения в храмах московского кремля. В годы советской власти здание использовалось в хозяйственных целях.
    Возрождение старого храма началось в начале XXI столетия. Первую службу в южном приделе в 2015 г. провёл митрополит Тверской и Кашинский Виктор. Главной святыней прихода является икона Димитрия Солунского с частицей мощей.
  • Кафедральный собор Воскресения Христова в Кашине — одна из самых больших культовых построек тверской епархии. Современное здание было построено в начале XIX в. В годы гонений на церковь здание использовали в качестве складских помещений и дома культуры. Ветхое здание было передано Православной Церкви в 2009 г. В настоящее время оно находится на реставрации.
  • На территории Тверской и Кашинской кафедры действует несколько монашеских общин. В семи общинах проживают монахини:

    • Богородицкий монастырь (г. Осташков);
    • Вознесенская обитель (д. Орша, Калининского района);
    • Казанский монастырь (г. Вышний Волочек);
    • Николаевский Клобуков монастырь (г. Кашин);
    • Ольгинская община (с. Волговерховье);
    • Свято-Екатерининский монастырь (г. Тверь);
    • Христорождественский монастырь (г. Тверь).

    Монахи несут ионическое служение в следующих обителях:

    • Борисо-Глебский монастырь (г. Торжок);
    • Николаевский монастырь (д. Николо-Малицы);
    • Нило-Столобенская пустынь (пос. Светлица);
    • Свято-Успенский монастырь (г. Старица);

    Тверская и Кашинская епархия — одна из самых старых административных единиц Русской Православной Церкви. На современном этапе развития она активно ведёт не только духовную деятельность, но и принимает участие в других областях жизни общества.

    Русская Православная Церковь

    Официальный сайт Московского Патриархата

    • Патриарх
    • Новости
    • Документы
    • Межсоборное присутствие
    • Публикации
    • Организации
    • Персоналии
    • Фото
    • Видео
    • Аудио
    • Анонсы
    • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

    • Русская Церковь
      • Синодальные учреждения
      • Московская Патриархия
      • Самоуправляемые Церкви
      • Экзархаты
      • Митрополичьи округа
      • Митрополии
      • Епархии
      • Ставропигиальные монастыри
      • Храмы и монастыри
      • Зарубежные учреждения
      • Научные и образовательные организации
      • Издательства и СМИ
    • Поместные Церкви
    • Автономные Церкви
    • Государственные и общественные организации
    • Организации иных конфессий
    • Прочие

    Главные новости

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
    Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
    Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
    Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
    В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
    • PDA-версия сайта
    • Наши баннеры
    • Экспорт новостей
    • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

    Тверская епархия

    Учреждена не позднее 1271 г. как Тверская и Кашинская. В 1928-43 гг. именовалась Калининская и Кашинская, в 1943-44 гг. — Калининская и Смоленская, в 1944-50 гг. — Калининская и Великолукская, в 1950-90 гг. — Калининская и Кашинская, в 1990-2011 гг. — Тверская и Кашинская. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 174) из состава Тверской епархии выделены Бежецкая и Ржевская епархии.

    Епархия сегодня
    (по состоянию на ноябрь 2020 года)

    Благочиннические округа и благочинные

    • монастырей и подворий — игумен Борис (Тулупов)
    • I Калининский — протоиерей Виктор Савин
    • II Калининский — иерей Антоний Русакевич
    • I Тверской — протоиерей Павел Сорочинский
    • II Тверской — протоиерей Олег Кульпин
    • Бологовский — иерей Василий Кукушкин
    • Вышневолоцкий — иерей Иоанн Березюк
    • Калязинский — протоиерей Владимир Мужичковский
    • Кашинский — протоиерей Александр Рычков
    • Кимрский — протоиерей Евгений Морковин
    • Конаковский — протоиерей Валерий Ильин
    • Осташковский — протоиерей Димитрий Марковский
    • Торжокский — протоиерей Николай Алексеев

    Монастыри

    • Нило-Столобенская пустынь
      172757, Россия, Тверская область, Осташковский район, пос. Светлица, 27; тел. (48235) 5-08-04; сайтhttp://nilostolobenskaja-pustyn.ru
      наместник — архимандрит Аркадий (Губанов)
    • Борисоглебский
      172006, Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, 7; тел. +7910 836-77-69; сайтhttps://novotormonastyr.ru
      и.о. наместника — архимандрит Амфилохий (Желябовский)
    • Старицкий Свято-Успенский
      171361, Тверская область, г. Старица, ул. Пушкина, 1; тел. (48263) 2-36-35, сайтhttp://www.fondumstar.ru
      и.о. наместника — иеромонах Дамаскин (Леонов)
    • Николаевский Малицкий
      Тверская область, Калининский район, дер. Николо-Малица, 17; тел. +7980 635-07-58; сайтhttp://nikola-malica.ru
      наместник — игумен Борис (Тулупов)
    • Свято-Екатерининский
      170007, г. Тверь, ул. Кропоткина, 19; тел. (4822) 52-00-72, сайтhttp://aikaterina-mon.narod.ru/main1.htm
      настоятельница — игумения Иулиания (Ритониеми)
    • Христорождественский
      170001, г. Тверь, пос. Пролетарский, 1А; тел.: (4822) 42-40-84, +7980 627-85-88
      настоятельница — игумения Лариса (Лобанова)
    • Казанский
      171162, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова; тел. +7996 134-58-73; сайтhttp://www.kazanskii-monastery.ru
      настоятельница — игумения София (Прощаева)
    • Николаевский Клобуков
      171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Смычка, 6; тел. (48234) 2-35-00; сайтhttp://klobukov.ru
      настоятельница — игумения Варвара (Иванова)
    • Вознесенский Оршин
      170504, Тверская область, Калининский район, п/о Каблуково, д. Орша; тел. (4822) 38-26-84; сайтhttp://orshin.ru
      настоятельница — игумения Евпраксия (Инбер)
    • Ольгинский
      172754, Россия, Тверская область, Осташковский городской округ, д. Волговерховье, 2А, исток р. Волги; тел. +7980 632-61-31; сайтhttp://olginmonastery.ru/
      настоятельница — игуменья София (Прощаева)
    • Богородицкий Житенный
      172735, Тверская область, г. Осташков, полуостров Житное, 3; тел.: +7915 738-63-90; сайтhttp://odigitria.cerkov.ru/
      настоятельница — игумения Елисавета (Евдокимова)

    Общее число храмов — 356 (в т.ч. часовни). 11 монастырей (4 мужских и 7 женских).

    Общая численность служащего духовенства — 304 человека, в т.ч. диаконов — 22.

    Монашествующие мужских монастырей: священники — 28, диаконы — 7, монахи — 44, иноки — 23.

    Благотворительные фонды

    • по восстановлению порушенных святынь во имя блгв. князя Михаила Тверского
      170100, г. Тверь, ул. Советская, 10, каб. №9; сайт tbfond.ru; e-mail tbfond@mail.ru; тел. +7964 517-12-29
    • Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря
    • 109004, г. Москва, ул. Станиславского, 13, стр. 1; сайт fondumstar.ru; e-mail alexandrin@fondumstar.ru; тел:. (499) 500-15-34
    • Тверской региональный благотворительный фонд «Собор»
      170006, г.Тверь, ул. Советская, 18, оф. 23; сайт тверь-собор.рф; e-mail tver-sobor@mail.ru; тел. (4822) 35-70-22

    Социальные учреждения

    • Приют для бездомных в монастыре Нило-Столобенская пустынь
      172757, Россия, Тверская область, Осташковский район, д. Светлица, 27
    • Община трезвения «СПАС» при соборе в честь иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша»
      г. Тверь, ул. Королева, д. 5, корп.1
    • Реабилитационный центр помощи наркозависимым «Радуга» при Вознесенской церкви города Кимры
      Тверская область, г. Кимры, Вознесенский переулок, д. 1
    • Сестричество в честь вел. кн. Елисаветы Феодоровны
      170036, Россия, г. Тверь, Петербургское шоссе, 105, Областная клиническая больница, храм в честь Михаила Архангела

    Пункты оказания благотворительной помощи

    • Пункт приема и раздачи вещей при епархиальном отделе по социальному служению
      г. Тверь, бульвар Цанова, 8, склад № 10; часы работы — четверг и суббота с 11.00 до 15.00
    • Центр гуманитарной помощи матерям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
      г. Бологое, ул. Кирова, д. 7, храм страстотерпца царевича Алексия. Режим работы: вторник — с 14.00 до 18.00, четверг — с 10.00 до 14.00
    • Пункт проката технических средств реабилитации и адаптации при епархиальном отделе по социальному служению
      г. Тверь, бульвар Цанова, 8, склад № 10

    Благотворительные столовые при храмах

    • Архиерейское подворье собор Вознесения Господня г. Тверь
    • Николо-Малицкий мужской монастырь
    • Бологовский округ, Свято-Троицкий храм
    • Конаковский округ, храм Рождества Богородицы
    • Осташковский округ, подворье храма Вознесения Господня
    • монастырь Нило-Столобенская пустынь

    (Нуждающихся также кормят при всех храмах епархии).

    Детские приюты

    • Служба помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации «Православный детский социально-реабилитационный центр «Родник» во имя прав. Иоанна Кронштадтского» в Вознесенском Оршине женском монастыре
      170538, Тверская область, Калининский район, п/о Савватьево, д. Орша
    • Социальная гостиница «Дочки-матери» при Богородицком Житенном женском монастыре для матерей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
      172735, Тверская область, г. Осташков, полуостров Житное, д. 3

    Учебные заведения и образовательные учреждения

    Катавасия в Тверской митрополии

    Катавария значит смешение. Вот и в Тверской митрополии все смешалось после кадровых перестановок владыки Саввы. Пытаемся разобраться в этой катавасии.

    Катавария значит смешение. Вот и в Тверской митрополии все смешалось после кадровых перестановок митрополита Саввы. Мы пытаемся разобраться, что за ними стоит.

    На прошлой неделе много поводов для обсуждения давала церковная политика внутри Тверской митрополии. Многие считают эти события какими-то «поповскими делами», в которые нечего соваться мирскому человеку, пусть даже считающему себя православным. Но миряне – это такая же церковь и имеют право знать, куда и почему отправляют их пастырей.

    • митрополит Виктор
    • митрополит Савва

    Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев) получил от своего предшественника митрополита Виктора (Олейника) непростой коллектив. В 1990-е годы, когда священников очень не хватало, а люди искали новые смыслы жизни, рукополагали быстро и без разбора. Был рокер, депутат или журналист – стал священник. Люди-то все замечательные, но руководить ими сложно.

    Открытость нового митрополита, а также то, что многие из передвигаемого с места на место духовенства тоже являются популярными пользователями соцсетей, создает новую реальность. Митрополит Виктор сидел в епархиальном управлении и общался только с приближенными, а после нагоняев на епархиальных советах о подробностях узнавали только близкие тех, кому не повезло. Сегодня о подводных течениях тверской епархиальной политики спорят в блоге о. Андрея Кураева, сливаются целые записи с совещаний по видеоконференции на платформе Zoom. Новая прозрачность накрыла всех, и Тверскую митрополию в том числе.

    Батюшки из «Фейсбука»

    Когда митрополит Савва, активный пользователь «Фейсбука», появился на тверской земле, он стал продвигать батюшек, активно пользующихся соцсетями. Они становились настоятелями храмов, возглавляли епархиальные отделы и так далее. Но через некоторое время стало ясно, что активность в соцсетях не всегда равна деловым качествам. После февральских «церковнославянских войн» (мы подробно писали о митингах на паперти кафедрального Воскресенского собора), судя по всему, митрополит решил кардинально пересмотреть свою кадровую политику. Он долго думал, но недели две назад начал выдавать указ за указом.

    В начале июля протоиерея Георгия Белодурова внезапно причислили к братии Николо-Малицкого монастыря. Отец Георгий, один из активных участников перестроечных процессов, состоявший тогда в движении «Социальная инициатива», сейчас придерживается очень консервативных позиций. В частности, он сильно осуждал попытки провести в феврале в Воскресенском соборе богослужение на русском языке. Кроме того, отец Георгий – популярный блогер еще со времен «Живого журнала».

    В прошлом году отец Георгий овдовел. Конечно, каноны, по которым вдовым священникам положено отправляться в монастырь, уже давно стали архаикой. Но батюшка очень любит Афон, часто там бывает, написал про Афон книгу. А в Николо-Малице служба совершается по афонскому чину и храмы прямо как в Греции. Восстанавливать средневековый Никитский храм в Затверечье, настоятелем которого был поставлен отец Георгий Белодуров, – занятие довольно тяжелое для человека слабого здоровьем… Возможно, митрополит руководствовался только желанием помочь отцу Георгию, отправляя его в монастырь без его желания. А получился скандал.

    Своего рода уравновешиванием этого скандала стало причисление к братии другого монастыря, старицкого Свято-Успенского, еще одного популярного священника-блогера, с другого, либерального фланга. Отец Вячеслав Баскаков как раз служит на русском в храме Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при медицинском центре имени Аваева. В интернете он известен как «модный батюшка». Наместник старицкого монастыря игумен Паисий (Новоженов) опубликовал дружеский шарж на нового собрата и приветственное стихотворение:

    Отец Паисий – очень добрый и светлый человек. Надеемся, отцу Вячеславу будет под его началом хорошо. Тем более, что он продолжит служить в аваевском храме.

    За нецензурную брань – из настоятелей в чтецы
    • о. Николай Алексеев
    • о. Кирилл Алексеев

    Еще одна сенсация – опала известной тверской священнической семьи. Цитируем указ митрополита:

    «Протоиерей Николай Алексеев на основании 56 Апостольского правила запрещен в служении без права преподания благословения и ношения креста до принесения покаяния сроком на шесть месяцев в связи с неподобающим и несовместимым с пастырским званием поведением, выразившемся в неприязненном отношении к собратьям священнослужителям, нецензурной брани в их адрес. Ввиду запрещения протоиерей Николай Алексеев освобожден от должности настоятеля церкви святителя Василия Великого г. Торжка и назначен на должность чтеца указанного храма.

    Иерей Кирилл Алексеев на основании 56 Апостольского правила запрещен в служении без права преподания благословения и ношения креста до принесения покаяния сроком на шесть месяцев в связи с неподобающим и несовместимым с пастырским званием поведением, выразившемся в неприязненном отношении к собратьям священнослужителям, нецензурной брани и угрозах в их адрес. Ввиду запрещения иерей Кирилл Алексеев назначен на должность чтеца Воскресенского кафедрального собора г. Твери».

    Это тоже эхо февральских «церковнославянских войн». Насколько нам известно, нецензурной бранью достопочтенные отцы разразились в адрес
    о. Дмитрия Каспарова, который пытался утихомирить митинг на паперти Воскресенского собора
    . Отец Николай Алексеев – влиятельная фигура, служил в Смоленске с будущим патриархом Кириллом. Его сын Кирилл, назначенный уже при Савве настоятелем храма Александра Невского у вокзала, окормлял бывших спортсменов, крепких мужиков ультраконсервативных взглядов.

    Архимандриты и игуменьи в опале, а Тверь меняется с Кашином

    • о. Борис (Тулупов)

    Ниспровержением основ можно считать еще один «прошлонедельный» указ митрополита: «Секретарь Тверской епархии, настоятель Николаевского Малицкого мужского монастыря игумен Борис (Тулупов) назначен на должность благочинного монастырей и подворий Тверской и Кашинской епархии; архимандрит Аркадий (Губанов), наместник Нило-Столобенской пустыни, освобожден от должности благочинного монастырей и подворий Тверской и Кашинской епархии». Тут уже чисто административные перестановки. Отца Аркадия уже давно вывели из епархиального совета, слишком много влияния и денег он сосредоточил в своих руках. Кстати, на прошлой неделе репрессиям подвергнута и влиятельная игуменья Оршинского Вознесенского монастыря Евпраксия (Инбер). Год назад Савва назначил ее председателем финансовой службы Тверской епархии. Видать, в чем-то матушка проштрафилась.

    • Воскресенский кафедральный собор Твери
    • Вознесенский собор Кашина

    Протоиерей Дмитрий Кунченко назначен настоятелем Воскресенского кафедрального собора Твери и освобожден от должностей благочинного Кашинского церковного округа, настоятеля Вознесенского собора Кашина. Наверное, отцу Дмитрию, который давно и прочно обосновался в Кашине, будет сложно ездить в Тверь на каждодневные службы в огромном кафедральном соборе, где по будням присутствуют три человека прихожан (а еще ломать голову, на какие деньги отапливать эту громаду и платить зарплату всему штату собора).

    • о. Александр Любавин
    • храм в Верхней Троице

    Но видимо, гораздо больше расстроен протоиерей Александр Любавин, который после приезда владыки Саввы в Тверь был его правой рукой. Он назначен настоятелем храма в селе Верхняя Троица Кашинского района и освобожден от должности настоятеля тверского Воскресенского кафедрального собора и всех других послушаний. В чем провинился Любавин, остается только догадываться.

    Был ряд и других кадровых перестановок, которые сложно анализировать.

    В старину священники служили в одной и той же церкви пожизненно, других на их место назначали, только когда они умирали. Но видимо, наша церковная жизнь за
    30 лет ее восстановления еще не устоялась. Митрополит Савва пригляделся и решил перетрясти кадры.

    Катавасия в переводе с греческого означает смешение, когда певцы двух хоров сходили с места и собирались в центре храма. Вот своего рода катавасию и наблюдаем мы сегодня в Тверской митрополии.

    Тверская митрополия чистит ряды

    Кадровые решения в Тверской митрополии в нынешнем июле стали серьезной темой для разговора, состоявшегося на прошлой неделе в здании епархиального управления.

    Первыми приняли удар COVID

    Протоиерей Александр Душенков , который отвечает за взаимодействие со СМИ, подробно рассказал собравшимся журналистам о том, как православные храмы в Тверской области выживали в период пандемии коронавируса . Духовенство приняло на себя удар инфекции одним из первых. Болели очень многие известные священники: отец Сергий Дмитриев (храм св. Ксении Петербуржской), отец Леонид Водолазский (Скорбященский храм), отец Александр Горячев (храм «Неупиваемая Чаша»), отец Михаил Беляев (храм Лазаря Четверодневного в Дмитрово-Черкаcсах), отец Андрей Егоров (савватьевский храм). У кого-то был официально поставлен диагноз COVID-19 , у кого-то нет, лечили знакомые медики. К счастью, никто из тверского духовенства не умер, хотя по всей России от инфекции погибли как минимум 100 священников.

    Эпидемия сильно повлияла на финансовое положение храмов, не было прихожан, соответственно, не заказывались требы, не покупались свечи. Возникли проблемы с зарплатами, с оплатой услуг ЖКХ. Митрополит Тверской и Кашинский Савва оказал денежную помощь многодетным священникам. Была выделена определенная сумма на каждого ребенка.

    Группа священников во главе с самим митрополитом подготовилась, чтобы причащать больных в инфекционных госпиталях, но это не понадобилось. Митрополит Савва, находясь на самоизоляции в Свято-Екатерининском монастыре, за месяцы эпидемии освоил новую площадку для проповедей в социальной сети «Инстаграм», теперь его обращения каждый день в 21:00 ждут тысячи людей. Владыке поступает по интернету множество записок о поминовении за здравие и за упокой, он сам поминает этих людей во время литургии, которую каждый день служит за закрытыми на карантин воротами монастыря.

    Избавление от «голубого лобби»

    Этим летом митрополит Савва, как следует оглядевшись в епархии, начал серию перестановок, эхо от которых долетало порой до всех концов страны. Отец Александр Душенков весьма по-доброму прокомментировал то, что к монастырям – Николо-Малицкому и Свято-Успенскому – прикрепили двух популярных в интернете одиноких священников, вдового отца Георгия Белодурова и целибатного отца Вячеслава Баскакова . Мы подробно писали об этом два номера назад, как и о том, что под запрет попали еще два известных священника – отец и сын Николай и Кирилл Алексеевы. Алексеевы сейчас оба на больничном, но в целом тоже приняли ситуацию.

    А вот новый указ митрополита Саввы стал еще более сенсационным. «Иеромонах Герман (Фисенко), скитоначальник Спасо-Преображенского скита Нило-Столобенской пустыни, настоятель Смоленской церкви деревни Оковцы Селижаровского района , на основании 25 и 61 Апостольских правил, а также 7 Правила святителя Василия Великого … запрещен в служении без права преподавания благословения и ношения наперсного креста сроком на 15 лет до принесения покаяния в связи с неподобающим и несовместимым с пастырским званием безнравственным поведением, вводящим в соблазн народ Божий, и освобожден от всех занимаемых должностей. Местом пребывания для исправления определен Свято-Успенский мужской монастырь города Старицы ».

    Если открыть упомянутые Апостольские правила, то речь там идет о мужеложстве и прелюбодействе. Скандально известный иеромонах Герман (Фисенко) был частым персонажем разоблачений отца Андрея Кураева , пишущего о «голубом лобби в РПЦ ». Мы три года назад рассказывали о том, как Фисенко осрамился, сопровождая во время визита бывшего митрополита Виктора в Алма-Ату , – на него написали жалобу семинаристы.

    В истории Тверской митрополии это переломный момент. За такие вещи начали публично наказывать. Значит, идет очищение.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: