Нило-Столобенская пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Нилова пустынь

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

Нилова пустынь – овеянный легендами действующий мужской монастырь, расположенный на Столобном острове, что в восточной части озера Селигер. Эта древняя обитель веками являлась важным паломническим центром. Нилова пустынь во многом была обязана своим процветанием и авторитетом покровительству царствующей династии Романовых. Сегодня ансамбль монастырских построек, со всех сторон окруженный великолепными пейзажами, служит одним из главных украшений Тверской области и популярной туристической достопримечательностью.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Нилова пустынь

Основные моменты

Монастырь Нилова пустынь назван в честь причисленного к лику святых отшельника Нила Столобенского, поселившегося на острове в начале XVI столетия и прославившегося духовным подвигом. Второе название обители, принятое в церковной литературе, – Нило-Столобенская пустынь. Монастырь расположен в 25 км от старинного города Осташкова, а ближайшим к нему населенным пунктом является стоящая на берегу Селигера деревня Светлица. Материк и монастырский комплекс связывает мост, по которому можно проехать на автомобиле.

Эффектный архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся к середине XIX века и отреставрированный в начале 2000-х, выглядит по-столичному представительно. Величественный главный монастырский собор, выстроенный по проекту петербургского архитектора Иосифа Шарлеманя, восточный фасад обители, обращенный к озеру и обрамленный террасой из тесаного гранита, делают Нилову пустынь похожей на уголок Санкт-Петербурга. Желто-белый декор построек лишь усиливает эту ассоциацию.

Нилова пустынь ежегодно принимает тысячи паломников и туристов. Вблизи монастыря появляются инфраструктурные объекты – небольшие гостиницы, кафе, многие приезжают сюда на экскурсии, которые организуются в Осташкове, на турбазах, в отелях, выстроенных на берегах Селигера.

История Ниловой пустыни

История Ниловой пустыни началась в первой половине XVI века. Церковное предание связывает её основание с именем преподобного Нила Столобенского. Как звали этого подвижника в миру – неведомо, но существуют сведения, что он был уроженцем Новгородских земель, а монашеское имя избрал в память о святом Ниле Постнике (Синайском), ревностном отшельнике и апологете аскетизма. Постриг новгородец принял в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре, близ Пскова, но в 1515 году покинул обитель, решив удалиться в скит.

Более 10 лет Нил прожил в келье, срубленной в лесной глуши, в полном уединении и молитвах. Предание гласит, что однажды он с помощью чудотворной иконы поверг в бегство напавших на него разбойников. После этого случая к Нилу потянулся люд со всей округи с мольбами о помощи в различных сферах, и ему пришлось искать еще более пустынное место. Так аскет оказался на Столобном острове, где прожил почти 30 лет, дав обет нележания и исполнив его. Тем самым Нил совершил уникальный духовный подвиг. Ни днем, ни ночью он не дозволял себе ни присесть, ни прилечь, а при крайнем изнеможении подвешивал себя веревками на крюки, которые закрепил в стене кельи. Праведник перешел в мир иной в 1555 году, и был погребен в могиле, которую он собственноручно вырыл в своей келье. Перед смертью Нил завещал возвести на этом месте монастырь. Спустя 40 лет указом Патриарха Московского Иова на острове была основана небольшая обитель, получившая имя преподобного Нила. Она быстро приобрела славу весьма почитаемого места. Число паломников, стекавшихся в эти края, увеличивалось год от года.

Первым настоятелем Ниловой пустыни стал преподобный Герман. При нем обитель не благоденствовала, да еще и подверглась разорению литовцами. Новому настоятелю, ученику Германа – Нектарию, от наставника достались лишь деревянная церквушка и 6 неказистых келий. Но молодой монах проявил недюжинные организаторские способности и благоразумие, сумев привлечь к обители внимание многих именитых особ – влиятельных церковников, князей Трубецкого и Пожарского. Расположил он к себе и первого русского царя из династии Романовых – Алексея Федоровича, предсказав ему рождение сына. В знак благодарности самодержец велел ежегодно выделять Ниловой пустыни деньги и провизию. С тех пор монастырь стал возвышаться и процветать, оставаясь вплоть до революционных событий 1917 года под покровительством царской династии, принимая щедрые дары от русских правителей и придворной знати.

Совершенно уникальный подарок преподнес монастырю Александр I, прибывший на богомолье в Нилову пустынь в 1820 году. Он предоставил всем настоятелям обители право на ношение бриллиантовой панагии. Вдобавок император, которого восхитила красота храма Воздвижения Креста Господня, выстроенного в 80-х годах XVIII века, поспособствовал масштабному строительству на территории обители. К середине позапрошлого столетия здесь сформировался выдающийся зодческий ансамбль, в чьем облике переплелись черты классицизма и барокко.

К началу прошлого столетия в Ниловой пустыни проживало около 1000 насельников. Монастырь имел славу одной из наиболее почитаемых и богатых обителей в России, за год сюда прибывало более 100 тысяч паломников. Монастырю принадлежали кузницы и мастерские, больница и школа для крестьянских детей, обширные земельные угодья, подворья в Москве и Санкт-Петербурге и даже 2 парохода. Власть большевиков уготовила Нило-Столобенской пустыни ту же горькую участь, что и большинству культовых построек. Ее разграбили, а над братией устроили судилище. В период, когда на острове разместили колонию, малолетним преступникам в качестве наказания вменялось скалывать фрески в древних церквях. В довоенную пору территория обители служила местом заключения польских военнопленных, в период Великой Отечественной войны тут работал госпиталь, позже действовал дом для престарелых, а затем – турбаза. За это время многие здания изрядно обветшали, другие намеренно были разрушены до основания. Оскверненные руины вернули Русской православной церкви в 1991 году, после чего здесь началась масштабная реставрация.

Читайте также:
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Монастырский комплекс

Зодческий ансамбль Ниловой пустыни включает в себя более трех десятков построек конца XVII – середины XIX века. На северо-востоке Столобного острова, вблизи дамбы, соединяющей его с полуостровом Светлица, рядом со Светлицкой надвратной башней постройки XIX века, размещается монастырское подворье. В XVII веке оно было огорожено каменной стеной, которая позже перестраивалась. Сегодня о ней напоминают лишь две 8-гранные башни, возведенные во второй половине XVII века.

Среди 6 храмов, включенных в архитектурный комплекс монастыря, доминирует Богоявленский собор, украсивший собой обитель в 1833 году. Он возвышается в самом центре, впечатляя своими величественными классическими формами и сияя пятью золочеными куполами. Это великолепное строение лишь волей случая не стало достоянием Санкт-Петербурга, так как изначально проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора. Его заказали русскому архитектору итальянского происхождения Карлу Росси, автору многих выдающихся ансамблей в Санкт-Петербурге. По ряду причин он не осуществил свой зодческий замысел, и над проектом продолжил работу архитектор Иосиф Шарлемань. Курировал строительные работы уроженец Лозанны Анжело Ботани, отмеченный в архивных документах как «мастер каменных дел».

В Богоявленском соборе хранится главная монастырская реликвия – мощи преподобного Нила. Интерьеры храма оформлены современными мастерами. От аутентичной росписи практически ничего не осталось, лишь под куполом, куда, вероятно, сложно было добраться вандалам, сохранились фрагменты фресок Терентия Глазухина 1833 года.

На колокольне храма, увенчанной высоким шпилем, устроена видовая площадка, откуда предстают захватывающие виды на просторы озера Селигер и монастырские владения.

До того, как был построен Богоявленский собор, главным в Ниловой пустыни был храм Всех Святых. Это небольшое четырехугольное строение, расположившееся в северо-западной части соборного двора, – старейшее культовое здание обители. Его возвели на рубеже XVII-XVIII веков, и изначально храм Всех Святых назывался церковью Преподобного Нила. Позже храм прирос больничным корпусом и стал именоваться больничной церковью. Сегодня здесь проводятся реставрационные работы.

Над восточными вратами Ниловой пустыни, через которые пролегает проход на территорию монастыря со стороны озера, высится храм Преподобного Нила Столобенского. Его возвели в середине XVIII столетия на средства, собранные всем миром. В облике здания прослеживаются черты надвратной церкви Донского монастыря в Москве, поскольку оба строения были возведены по одному проектному плану. Храм, выделяющийся легкостью и изяществом форм, увенчан высокой ротондой, украшенной золоченым шаром и крестом. Не менее красива пирамидальная надвратная церковь Петра и Павла, возвышающаяся над западными воротами монастыря. Дата её постройки – 1764 год.

Прямо у кромки воды, поодаль от основных монастырских построек, стоит храм Воздвижения Христа Господня. Он был возведен в 1788 году на месте небольшой часовни, выстроенной в честь преподобного Нила. Говорят, удивительная красота этой барочной церкви побудила прибывшего в обитель императора Александра I щедро одарить монастырь и профинансировать из казны его масштабное обустройство. Царь был искренне восхищен изящными интерьерами храма, выполненными русскими мастерами в стиле екатерининского барокко, ажурным иконостасом, лепными настенными украшениями, искусной росписью.

Сегодня от былого убранства Крестовоздвиженского храма мало что осталось: большая часть украшений была сколота или просто пришла в негодность. Реставраторам приходится создавать многие элементы на свое усмотрение, потому что чертежи, описания и фотографии церкви тоже не сохранились. Восстановление лепнины идет медленно: её реставрация в аутентичном стиле стала для современных мастеров чрезвычайно сложной задачей.

На возвышенности в западной части острова можно увидеть фундаменты храма Святого Иоанна Предтечи, выстроенного в конце XVIII столетия. Известно, что во время его возведения была обнаружена землянка, ставшая домом для преподобного Нила в первые годы его пребывания на острове. В полу церкви на этом месте было сохранено углубление. Иоанно-Предтеченский храм всегда был особо почитаемым местом у верующих, но в 1939 году он исчез с лица земли. Кирпичи из кладки использовались при строительстве дамбы, которая соединила остров с Большой землей. Не осталось следа и от старинного кладбища, ранее прилегавшего к храму.

Кроме храмов Ниловой пустыни, стоит осмотреть и другие монастырские постройки. Многие из них тщательно отреставрированы и выглядят весьма эффектно. С северной стороны Богоявленского собора расположено здание бывшей трапезной палаты. Первый этаж строился в 1669-1672 годах, это старейшая из сохранившихся монастырских построек. Второй уровень надстраивался в 1758 и 1804 гг., там располагалась монастырская больница.

К надвратному храму Петра и Павла примыкает бывший казначейский и настоятельский корпус, возведенный в самом конце XVIII столетия. Сегодня в его стенах расположилась новая трапезная. В протяженном узком зале с высоким потолком могут разместиться более двух сотен человек. Часть помещений, расположенных на втором этаже, отдана под монастырский музей. Здесь представлена обширная коллекция предметов, повествующих об истории обители: архивные документы, книги, фотографии, старинные образа местных иконописцев.

В восточной и южной частях монастырского двора протянулся длинный двухэтажный корпус, выстроенный в готическом стиле. Его украшают колонны, полуколонны, купола и пирамидки по углам. В юго-восточной части подворья, примыкающей к храму Преподобного Нила, по-прежнему располагаются архиерейские покои. Прямо напротив него, со стороны озера, еще в 1814 году была выстроена Архиерейская пристань. Её возвели специально для приятия Крестного хода, который устраивался каждый год из города Осташкова. Приветливая парадная пристань, поддерживающая общую стилистику монастырского комплекса, остается центральным строением набережной, возведенной из тесаного гранита в середине позапрошлого столетия.

Читайте также:
Казанский монастырь в Ярославле: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Хозяйственные монастырские постройки располагаются у берега залива озера. В старинных одноэтажных корпусах, построенных из камня, сегодня разместились гаражи, столярная мастерская, скотный двор, кельи для трудников.

Судя по дореволюционным фотографиям, ранее Нилова пустынь утопала в зелени парков и садов. Сегодня о тех временах напоминают лишь одинокие деревья, заключенные в забетонированные приямки. Озеленением здесь начали заниматься 10 лет назад. Тогда были заложены цветники и сад, который уже начал плодоносить.

Практическая информация

Вход на территорию Нило-Столобенской пустыни безвозмездный. Оплаты в форме пожертвований потребуют подъем на колокольню, посещение музея и возможность сделать фото на открытой территории монастырского комплекса. Каждая из этих услуг обойдется в 100 рублей.

Для паломников на территории обители работает гостиница. Туристы же могут остановиться, например, в небольшом отеле «Светлица» на 15 номеров, что в 10 минутах ходьбы от монастыря. В отеле есть бассейн с сауной, ресторан, на территории обустроены беседки с мангалами, столы для игры в теннис и бильярд. Гостиница располагает пирсом и лодками, которые выдаются напрокат. Суточная стоимость проживания – от 5000 рублей.

В деревне Светлица можно снять жилье у местных жителей, торг уместен. Желающие также могут разместиться на одной из турбаз на берегу озера Селигер.

В нескольких километрах от Ниловой пустыни, в хвойной посадке на берегу озера, расположились песчаные пляжи, где в летнее время будет приятно искупаться. В посадке можно бесплатно поставить палатку, что с удовольствием и делают многочисленные отдыхающие.

Нилова пустынь располагает собственным производством – свечным заводом, ювелирной мастерской, цехом, где производятся молочные продукты, хлевом, пасекой. Экологически чистая продукция продается в монастырских лавках, на пристани, на площади возле моста. Большим спросом пользуется хлеб «Столобенский», выпеченный из бездрожжевого теста на святой воде из Оковецкого источника. Невероятно вкусен и произведенный монахами ржаной хлеб с солодом. Стоит полакомиться медовым, творожным, миндальным, овсяным печеньем, шоколадными коврижками, сдобренными медом.

В монастырских лавках предлагается варенье из разных ягод, овощные консервированные салаты, травяные чаи, квас, морсы, мед с монастырской пасеки. Молочная продукция с подворья обители представлена свежим молоком, сыром, творогом. Главным же вкусным сувениром из Ниловой пустыни станет вяленая, копченая или соленая рыба, выловленная в озере Селигер. Все продукты здесь действительно очень вкусные и свежие, но цены аналогичны московским.

На территории монастыря есть чайная, где можно пообедать примерно за 500 рублей на двоих.

В сувенирных лавках монастыря продаются иконы, книги, церковная утварь. На память о Ниловой пустыни стоит приобрести и фигурку Нила Столобенского. Преподобный запечатлен в различных формах. Наибольшей популярностью пользуются статуэтки, изображающие аскета опирающимся на крючья.

Как добраться

Добираться к Нило-Столобенской пустыни приходится с пересадками, через Осташков. От железнодорожной станции Москва-Октябрьская (Комсомольская площадь, 3) отправляется поезд № 084Ч Москва – Осташков. Состав идет 12 ч. 21 мин. Вдвое быстрее до Осташкова можно доехать на автобусе. Несколько рейсов ежедневно отправляются от автовокзала «Северные ворота» (ул. Дыбенко, 7, станция метро «Ховрино»). Время в пути – 6 ч. 50 мин.

Из Осташкова в деревню Светлица курсируют автобусы. Расстояние в 29 км они проезжают с остановками за 50 минут. Поездка на такси из райцентра до монастыря обойдется ориентировочно в 650 рублей. Летом от причала городского Речного вокзала в мини-круизы по Селигеру отправляются прогулочные теплоходы. Во время плавания предусмотрен заход на Столобный остров с экскурсией по монастырю, которая длится 4 часа (стоимость – 700 рублей). Можно добраться до монастыря на моторной лодке или байдарке, взяв их напрокат на одной из турбаз, расположенных на озере.

Автотуристы из Москвы доберутся до Ниловой пустыни, находящейся в 387 км к северо-западу от Москвы, за 5-6 часов. Из столицы ехать можно через Волоколамск и Ржев или через Тверь и Торжок. Автомобилисты сообщают, что финишный участок дороги, ведущей из Осташкова к деревне Светлица, где находится монастырь, содержится в неудовлетворительном состоянии, в асфальте попадаются трещины и колдобины.

Зимой, когда в Ниловой пустыни не слишком много туристов, можно припарковаться близ монастыря, а вот летом свободное место вы найдете лишь в отдалении от него.

Мужская Нило-Столобенская пустынь в Тверской области: раскладываем по пунктам

Ни́ло-Столобе́нская пу́стынь (Ни́лова пу́стынь) — православный мужской монастырь, расположенный на острове Столо́бный и частично на полуострове Све́тлица, в 10 километрах севернее города Осташкова, на озере Селиге́р. По дороге от Осташкова до монастыря около 25 километров.

История монастыря от постройки

Тринадцать лет прожил аскет в лесах под городом Ржев, в небольшой келье, проводя за молитвами дни и ночи. Несмотря на уединение, молва о нем очень быстро распространилась среди людей. Многие приходили за наставлениями, однако людская слава тяготила самого инока.

Молитвенник Нил был вынужден искать себе новое место обитания. В 1528 году поиски привели его к острову Столобный. Соорудив часовню для молитв вместе с небольшой кельей, долгих 27 лет отжил старец, молясь каждый Божий день. Святой умер года. Его единственным наставлением было построить на этом самом месте монастырь. Первая часовенка отстроена была в 1560 году прямо над захоронением богомольца.

За всю четырехсотлетнюю историю существования монастырь Нило-Столобенская пустынь переживает все — поначалу большую бедность, затем расцвет и особое расположение Романовых, литовское нашествие, пожары, уничтожавшие постройки дотла, полное разграбление имущества во времена власти большевиков. Стены монастыря в это непростое время служили:

  • колонией;
  • лагерем военных поляков, захваченных в плен;
  • госпиталем;
  • пансионом престарелых;
  • туристической базой.

Первоначальный монастырь отстроили такие же богомольцы, что начали стремиться к острову после смерти Нила преподобного.

Хронология настоятелей обители начинается с инока Германа, на остров он пришел в 1591 году. С помощью братии он быстро добился позволения возвести самую первую церковь Богоявления Господня. Тогда постройки сооружали еще из дерева, поэтому, забегая вперед, монастырь часто сгорал дотла.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1594 году жители острова получают официальное разрешение на учреждение монастыря от патриарха Московского и всея Руси Иова. Это событие и считается началом основания монашеской обители. Она получает название Нилова Пустынь.

Преемником преподобного Германа являлся его ученик — святитель Нектарий, в миру — Теляшин. Именно при нем впервые заговорили о Столобенской Пустыни. После смерти настоятеля Германа обитель осталась практически без средств к существованию. Ведь в 1610 году монастырь подвергся нашествию литовских войск. Свою роль сыграли также неурожаи и голод, постигшие земли Селигера. Поэтому молодой настоятель Нектарий был вынужден обратить внимание Царей и знатных особ того времени на жизнь Ниловой Пустыни.

Экскурсии по Нило-Столобенской пустыни

По монастырю для гостей проводятся экскурсии продолжительностью 1–1,5 часа. Внимание уделяется не только истории монастыря, но и современной жизни обители. Пожертвование на экскурсию — 150 рублей.

Кроме того, желающие могут посетить монастырский музей, работающий с 2011 года. Пожертвование за вход — 100 рублей, экскурсионное сопровождение — 50 рублей, дошкольникам — бесплатно.

Храмы монастыря

  • Богоявленский собор. Начало постройки — 1671 год, окончание работ по отделке — 1833. Серебряные ворота для собора отливались по эскизам Якова Колокольникова-Воронина. В храме открыто покоятся мощи преподобного Нила, открытые в 1667 году и возвращённые в 1995-м. Внутренняя роспись практически полностью утрачена.
  • Надвратный храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла.
  • Крестовоздвиженский храм стоит в стороне от основного монастырского комплекса. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей.
  • Надвратный храм во имя преподобного Нила.
  • Храм во имя Всех Святых, бывший до 1833 года соборным, позже — больничный. Одна из самых старых построек монастыря. В настоящее время практически полностью разрушен, восстанавливается.
  • Церковь во имя святого Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы, построенная на месте пещеры преподобного Нила. В 1939 году полностью разрушена, кирпичи пошли на дамбу, соединяющую остров с «большой землёй». В настоящее время на месте храма проводятся раскопки.

Интересные факты

Святителем Нектарием во время рабочего визита в Москву было предсказано царю Михаилу Федоровичу рождение наследника. Алексей родился 5 марта в 1629 году — предсказание сбылось. Государь захотел видеть крестным отцом царевича именно игумена Нектария. С тех пор монастырь встал под покровительство Романовых, регулярно получая деньги и богатые пожертвования из царской казны.

Среди знатных персон, оказывающих поддержку обители, были:

  • Алексей Михайлович (крестный сын игумена Нектария);
  • Екатерина II ;
  • Александр I ;
  • князья Пожарский, Трубецкой;
  • митрополит Макарий;
  • архимандрит Троице-Сергиевой лавры преподобный Дионисий;
  • купцы, бояре.

История сохранила на своих многовековых страницах фамилию Теляшины не только благодаря добродетели настоятеля Нектария. Из этой семьи происходит еще и значимая личность в русской математике и педагогике — Магницкий Леонтий Филиппович. Он родился в семье Теляшиных и приходился настоятелю племянником. Поэтому с малых лет имел доступ к книгам церкви, оттуда и получил свои первые знания. Впоследствии Леонтий Филиппович стал первым, кто структурировал в отдельное пособие знания по математике и геометрии.

Михаил Ломоносов получал свои первые знания по учебнику «Арифметика», написанному Магницким, которого он считал своим учителем. Кстати, фамилию Магницкий жаловал ученому сам Петр I, поясняя, что «как магнит привлекает к себе железо, так и природными и самообразованными способностями своими обратил внимание на себя».

Именно благодаря этому ученому в русском языке есть такие понятия, как знаменатель, дробь, триллион, квадриллион, биллион, миллион, извлечь корень, делить, умножать, множитель. Сейчас при монастыре работает духовно-просветительский центр «Наследие Селигера» имени Л. Ф. Магницкого.

Современные факты о монастыре

  • По состоянию на ноябрь 2012 года, в монастыре около 50 насельников, в том числе около 20 — в священном сане
  • Монастырь имеет несколько подворий, в том числе в Торжке;
  • У монастыря есть своя пасека, в церковной лавке можно купить освящённый мед;
  • Также, в монастыре работают свечной, молочный и столярный цеха, есть коровник, конюшня.
  • Монастырь ведёт торговлю на православных ярмарках в Москве;
  • В настоящее время () идет реставрация фасадов монастыря
  • Ночью, года в минуты, на 83 году жизни, после тяжёлой продолжительной болезни, на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, скончался наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан (Шуста) — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края.
  • В монастыре действует гостиница для паломников.
  • У монастыря есть своя ювелирная мастерская (возрождённый промысел обители) .

Мощи преподобного Нила Столобенского

По завершении возведения Богоявленского собора (каменного) в 1671 году, в нем поместили нетленные останки преподобного Нила Столобенского. Их обнаружили четырьмя годами ранее года, когда заложили фундамента собора.

Читайте также:
Саратовская епархия: духовенство и священники, храмы и церкви, указы

Спустя почти три столетия было совершено святотатство — раку с мощами преподобного Нила вскрыли. Это произошло в 1919 году, когда храмы Ниловой Пустыни и церкви подверглись разорению. Мощи пришлось быстро вывести в близлежащий храм города Осташков.

Обратно в Николо-Столобенскую пустынь Тверская обл., реликвию официально перенесли лишь в 1995 году во главе с Патриархом Алексием II. После того, как Совет министров РСФСР постановил вернуть монастырь в пользование Русской Православной церкви.

Там же, во время исследования подвалов Богоявленского собора, спустя чуть больше трех сотен лет после захоронения, были найдены мощи игумена Нектария. Это произошло уже в наше время, в 2003 году.

Святыни и богослужения

Главной святыней обители считаются останки отца и Небесного покровителя монастыря Нила Столобенского. Более 300 лет паломники и здешние миряне прибывают в стены пустыни, чтобы получить исцеление от различных болезней, а также благословение на праведное житие.

В обители также хранится честная глава преподобного Нектария, икона Пречистой Девы «Абалакская», полотно с ликом Спиридона Тримифунтского и крест с частями его мощей.

Литургия и молебен с акафистом начинаются в восемь утра, Всенощное бдение совершается в праздники и выходные дни с 20.00 до 9.00. По окончании вечерних служений каждый день совершаются Крестные ходы.

Православный Ниловский монастырь располагается на островах Селигера и ежедневно проводит богослужения. Архитектурный комплекс отличается привлекательной композицией и напоминает внешним убранством городскую площадь.

Прославленное христианское обиталище сегодня возвращает былое величие, реставрируются его главные храмы, а братия ведет активную трудовую деятельность.

Видео о Нило-Столобенской пустыни

Революционное и постреволюционное время

До революционных событий 1917 года Ниловский монастырь относился к важнейшей Православной святыне. Число паломников и богомольцев давало все основания считать монастырь первым в Русском Православии и вторым после Гроба Господня в мировых масштабах. В дореволюционное время насчитывалось до тысячи постоянно проживающих послушников монастыря. Каждый год тысячи людей собирались у раки с мощами преподобного Нила: от простых рабочих и крестьян до знати и царских особ.

Но после произошедших событий судьба монастыря была обречена также, как и тысяч других храмов и церквей. Обитель разграбили, ценности вывезли с территории. Последняя служба прошла в 1928 году.

До войны на территории Столобенской Пустыни были расположены сначала трудовая община, затем колония для юных преступников. Кроме того:

  1. В 1939—1940 годы ее превратили в лагерь для практически шести тысяч польских военнопленных. В 1940 году всех их расстреляли.
  2. В 1941 году Нилову Пустынь превратили в военный госпиталь 3-й ударной армии.
  3. С конца 1945 стены монастыря снова служили колонией малолетних.
  4. 1960 — 1971 — пансионат для пожилых людей.
  5. 1971- 1988 — постройки обители служат турбазе «Рассвет».

Далее обитель была передана компании «Нефтегаз», но в 1988 году строения приходят в сильный упадок, без основательного ремонта эксплуатировать их было невозможно. Изрядная доля сооружений либо разрушена, либо уничтожена.

Лишь спустя два года, в 1990-м, обитель возвратили Русской Православной Церкви. Наступил новый период активного возрождения Столобенской Пустыни.

Как доехать до Нило-Столобенской пустыни

В монастырь в течение всего года прибывают паломники из разных городов России. Транспорт по самым популярным маршрутам подробно описан на официальном сайте Нило-Столобенской пустыни.

В связи со спросом организуются паломнические туры в монастырь. Также можно выбрать и обычные туристические поездки на Селигер с посещением островного монашеского поселения.

Маршрут до Нило-Столобенской пустыни из Москвы

Поездка на общественном транспорте будет включать минимум одну пересадку. От автостанции «Тушинская» нужно сесть на автобус до Осташкова, в пути — 6 часов; есть 5 рейсов в день. Рекомендуется уточнять расписание.

Автобусы из Осташкова в Светлицу ездят по пятницам и воскресеньям по расписанию, время в пути — 50 минут. Альтернатива — такси или попутчики, пешком далеко — почти 29 км.

На машине до Нило-Столобенской пустыни из Москвы доехать можно через Тверь и Торжок, расстояние — около 380 км.

Видеосъемка Нило-Столобенской пустыни с высоты

Панорамный вид на территорию монастыря на картах Google Maps

Красиво и свято

Потрясающее место, особенно летом в солнечный день. Прекрасные виды открываются с колокольни

Смотреть отзывы на

Обитель в наше время

Ныне в монастыре насчитывается до полусотни насельников. Обитель по-прежнему возрождает промысел — осуществляет свою деятельность столярный цех, работает молочный. Есть своя конюшня, огород, коровник и даже пасека. Пчелиный воск идет сырьем в собственную свечную мастерскую, расположенную на территории Пустыни. Церковные свечи изготавливаются на месте. А освященный мед можно встретить в церковных лавках.

Пчелки трудятся в одном из самых экологически безопасных районов Верхневолжья, поэтому мед обладает не только высокими вкусовыми качествами, но и целебными свойствами. В Москве на православных ярмарках часто можно увидеть изделия, изготовленные в ювелирной мастерской Пустыни. Церковная братия трудится также и в иконной лавке, библиотеке, пекарне, канцелярии.

Посетители легко могут остановиться на ночлег в Монастырской гостинице и в Доме паломника. Номера довольно уютные, чистые, в них приятно находиться. Можно воспользоваться услугами прачечной.

У монастыря также есть свой официальный сайт, где можно ознакомиться с внутренними правилами и распорядком жизни, просмотреть номера гостиницы, подробно изучить карту проезда, расписание общественного транспорта, который регулярно осуществляет рейсы в Нило-Столобенскую пустынь.

  • Поезд дальнего следования Москва (Ленинградский вокзал) — Осташков.
  • Поезд дальнего следования Санкт-Петербург (Московский вокзал) — Великие Луки.
  • Рейсовый автобус Москва-Осташков.
  • Рейсовый автобус Санкт-Петербург — Андреаполь.
Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

Также ежедневно осуществляется рейс Тверь — Остажков. Лучше самостоятельно посетить место, чем просто увидеть святыню на картинках.

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь

Афанасьевский мужской монастырь – православный монастырь в Ярославле. Основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период смутного времени. В 1925 году закрыт, в 2005 возвращен Церкви. В монастыре ведутся восстановительные работы, действует трапезная.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Возникновение обители.

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально.

XVII- начало XX века.

В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор.

В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части – во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части – во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским.

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств.

В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики.

Восстановление монастыря.

В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко.

В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал.

С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь активно восстанавливается.

Богослужения в монасыре совершаются каждый день.

С августа 2015 года при Кирилло-Афанасиевском мужском монастыре работает “Монастырская трапезная”. Посещая трапезную можно не только познакомиться с традициями русской кухни, но и узнать об особенностях православного устава. В монастыре возрождают не только стены, но и древние монастырские рецепты.

Располагается трапезная под Спасо-Пробоинским храмом. В меню представлены разнообразные блюда. Многие из них готовятся сугубо по рецептам Кирилло-Афанасиевского монастыря. Также в трапезной можно отведать монастырскую выпечку, чай, кофе и сладости, а также монастырский квас.

ЯРОСЛАВСКИЙ КИРИЛЛО-АФАНАСИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото нач. XXI в.

Ярославский мужской монастырь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских Ярославской епархии

Основание

Древнейшее упоминание о монастыре говорит об игумене обители Вассиане под 1570 годом. Однако, других свидетельств о существовании монастыря до 1615 года нет. Основание – или возобновление – обители в том году связано с чудесным событием смутного времени [1].

В конце марта 1612 года для сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие умерли. Жители обратились к “бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье” с просьбой учинить крестный ход с Толгской иконой Богоматери. Но протопопу Илье во сне явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась в пыли и забвении в часовне близ деревянной церкви во имя святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. Когда отец Илья проснулся и нашел в часовне икону, он не увидел на ней ни пылинки. Он засомневался, но когда он уснул, ему опять явился Господь и повелел ему “без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии,” что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время крестного хода произошло чудо – исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда крестный ход поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом ярославцы решили поставить в честь этой иконы обыденную церковь. После этого события моровое поветрие в городе прекратилось.

В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке “других усердных ревнителей святого дела” обратился к Ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к устроению обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Монастырь открылся в том же году и с того времени управлялся игуменами.

В XVII веке

Царь Михаил Феодорович благосклонно относился к обители и дал ей во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В государевой грамоте от 1619 года, значилось:

Вдобавок с монастырских вотчин “никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела,” монастырские крестьяне освобождались также от суда “опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным,” право суда оставалось только за государем и за игуменом “с братьею.” Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину “придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды.”

По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и “пустыньку,” где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и “пение уставити.”

В ответ на челобитную 1627 года царь вдобавок даровал грамоту по которой впредь монастырских людей “в целовальники имать не велели.”

Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, летописная запись говорит что в 1658 году “монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре.”

Первую каменную церковь обители во имя святителей Афанасия и Кирилла возвели в 1664 году. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия.

Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли “надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская.”

Синодальный период

В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой.

25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А “всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.”

В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич, Рыбную слободу (ныне Рыбинск) и Мологу.

В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: “в связи с северной стеной” были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; “в связи с восточной оградой” – две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь. Фото ок. кон. XIX-нач. XX вв.

С 1895 года монастырь стал резиденцией викарного епископа Угличского.

Вновь монастырь подвергался перестройкам на рубеже веков: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в начале XX века проводились работы в соборной церкви.

По сложившемуся к концу синодального периода обычаю каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из кафедрального Ярославского Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна, ее храмы были постоянно наполнены молящимися.

Упразднение и запустение

В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 монастырь закрыли. При этом часть “ветхого культового имущества” передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов.

В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

Восстановление

В 2006 году храм святителей Кирилла и Афанасия стал церковью возрожденной семинарии. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда сюда пришли семинаристы, они нашли храмы с выбитыми окнами и дверьми, заваленными грудами мусора. После нескольких месяцев труда Алексиевский придел стал вновь пригоден для богослужения.

В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

Собор Ярославского Кирилло-Афанасиевского монастыря. Фото нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Кирилло-Афанасьевский собор

Каменный собор во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был “распространен и по местам украшен живописью,” росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

Спасо-Пробоинский храм

Деревянный храм в честь образа Спаса Нерукотворного на Пробойной улице не раз горел и восстанавливался.

Настоятели

  • Вассиан (упом. 1570) .
  • Варфоломей (упом. 1627) строитель .
  • Николай (? – 1881)
  • Феодосий (Рождественский) (31 марта 1881 – 16 февраля 1886) .
  • Сергий (Воскресенский) (18 марта 1901 – 26 марта 1906)
    • Феодор (Казанов) (22 октября – 24 декабря 2010) и/о наместника
  • Феодор (Казанов) (24 декабря 2010 – 21 апреля 2011) наместник
  • Феодор (Казанов) (21 апреля 2011 – 27 декабря 2016)
  • Никодим (Федоров) (с 27 декабря 2016) иером.
  • Святыни

    • образ Нерукотворного Спаса – список с древней чудотворной иконы, возвращен в монастырь из Троицкого храма поселка Смоленского 29 января 2011 года
    • частица мощей свт. Афанасия Александрийского – принесена 28 января 2012 года

    К концу синодального периода

    • чудотворный образ Нерукотворного Спаса – явлен в 1612 году, оставался невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь: икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В советское время икона была уничтожена.
    • частица мощей свт. Кирилла Александрийского – сохранялась в ризнице в серебряном ковчежце
    • икона митр. Московского свт. Алексия – в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году; находилась в теплом Алексиевском приделе
    • антиминс свт. Димитрия Ростовского – преподан святителем Димитрием во время освящения каменного храма в 1705 году; находился в Спасской церкви

    Использованные материалы

    • Страницы официального сайта Ярославского Кирилло-Афанасьевского монастыря:
      • http://мужской-кирилло-афанасиевский-монастырь.рф/ – см. соотв. разделы
    • Страница сайта Русское Православие:
      • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_4709

    [1] Это событие изложено в “Сказании о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских“.

    Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле

    Увидеть зеленые купола мужской обители, привлекающие внимание своим величием и изысканностью можно издалека.

    Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь — православная святыня, имеющая четырех вековую историю, хранительница богатейшей архитектуры, на территории которой располагается духовная семинария Ярославля.

    История основания мужской обители

    Нет точной даты постройки ярославской святыни. По неточным историческим сведениям, в 1615 году на месте церкви маленького прихода в честь Афанасия и Кирилла, которые погибли за православную веру, была воздвигнута мужская обитель.

    Этому строительству предшествовали события 1612 года, когда в тревожные времена нашествия поляков в городе собралось множество народа. Народное войско во главе с Мининым и Пожарским готовилось выступить против поляков, однако, началось нашествие моровой язвы. Повальный голод и множество смертей стали причиной организации крестного хода, который планировалось осуществить с Толгской иконой Богородицы, но случилось чудо.

    Протопоп Илья увидел во сне Иисуса, который указал священнику место хранения иконы Спаса Нерукотворного и приказал совершить крестный ход именно с этим святым образом.

    Во время Крестного шествия слепой нищий, который просил милостыню, прозрел, но на этом чудеса не закончились. По мере приближения к часовне, в которой прежде хранился святой образ, люди почувствовали, что их ноги не хотят идти дальше. Процессия остановилась. На месте часовни за один день построили деревянную церковь, после чего моровая язва оставила ярославцев.

    Другие храмы в Ярославле:

    Первыми в новоосвященной церкви молились Минин и Пожарский, поляки были побеждены, и в честь этого началось строение святыни.

    Под предводительством земского старосты и горожан Ярославля было составлено прошение, по которому митрополит ростовский Кирилл благословил возведение в 1665 году на месте святой часовни мужской обители.

    По неточным данным, Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле существовал ранее, а в 1665 году началось его возрождение, игумен и монахи не имели жалования, скит выживал по воле Господней и милости прихожан.

    Царь Михаил Федорович даровал обители несколько деревень озеро Ущемер и множество льгот, после чего ярославская святыня начала процветать, восстанавливаясь каждый раз после множества пожаров, несмотря на то, что в ней постоянно проживало до 10 насельников.

    Строительство

    Ростовский Митрополит Иона Сысоевич благословил и освятил в 1664 году первую каменную церковь, расписанную московскими мастерами.

    1676 год ознаменовался строением с северной стороны собора теплого храма святого Алексия, митрополита Московского.

    Невысокая каменная стена возвышалась с востока и севера. С других сторон монастырская площадь ограничивалась обывательскими домами и храмом Спасо-Пробоинским.

    1736 год — к мужской обители Кирилла и Афанасия приписывают Знаменскую Часовню Власевского храма.

    1764 год — упраздняется Александровская пустыня, и вся ее утварь передается в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле.

    Через четыре года сильный пожар снова уничтожает монастырские строения, которые быстро восстанавливаются по милости царицы Екатерины ІІ.

    В начале XIX столетия возводятся каменные постройки:

    • покои настоятеля;
    • монашеские кельи;
    • иконостас для храма Кирилла и Афанасия.

    В 1831 году известный живописец Т.Медведев украшает росписью теплый храм, над монастырскими церквями устанавливают колокольный ансамбль, который величает колокол весом в 115 пудов.

    В 1857 году императором Александром утверждено постановление Синода о даровании Афанасьевскому приходу третьеклассной степени. Теперь в ней служит архимандрит, настоятель монастыря.

    Внимание! В 1895 году Кирилловская обитель избрана в качестве резиденции епархии Ярославского края.

    До начала 20 столетия идет интенсивное строительство, храмы восстанавливаются, ремонтируются. Возводятся жилые постройки, в том числе баня и конюшня.

    Война и восстановление

    После революции до 1925 года на месте обители действовала община прихода, но в 1925 году Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь закрыли, братские кельи были отданы под общежития, колокольни разобрали. Некогда наполненное величием и красотой место превратилось в городскую свалку.

    Только в 2006 году в церкви Кирилла и Афанасия решено было открыть духовную семинарию. Руками семинаристов началось очищение территории от мусора и восстановление придела св. Алексия.

    2007 год — Ярославская епархия получает еще 2 храма. Новая жизнь мужской обители возрождается в 2009 году, за год удалось провести ремонт крыш и оснований строений.

    Святыни и престольные праздники

    Хранитель драгоценных христианских сокровищ, Кирилло-Афанасиевский монастырь привлекал множество прихожан и паломников своими святынями.

    Интересно! Монастырская ризница хранит серебряный ковчежец с мощами Кирилла, около которых происходили чудеса исцелений.

    С 1857 года христиане приходят помолиться к светлому лику святого Алексея.

    Самой ценной святыней обители остается святой образ Спаса Нерукотворного, положившего основание мужского монастыря. Икона оставалась нетронутой во время разорений и пожаров, а была уничтожена людьми в советский период.

    Ныне в мужском монастыре в Ярославле находится список со святого образа Спаса Нерукотворного.

    В 2012 году обители были возвращены святые мощи преподобного Афанасия, 29 августа 2015 года мужской монастырь в Ярославле отметил свое 400-летие.

    В настоящее время в храме Спаса Нерукотворного можно помолиться у святых икон и мощей:

    На престольные праздники тысячи ярославцев собираются в монастырском дворе.

    • 31 января почитаются святые Кирилла и Афанасий.
    • 25 февраля церковь отдает почести памяти святого Алексия, Митрополита Московского.

    Только к концу 2017 года на главной колокольне была установлена глава и крест. По мере возможности насельниками и мастерами восстанавливаются фрески, настенные рисунки и иконы.

    Как добраться

    На сегодняшний день Кирилло-Афанасиевский монастырь является действующим. Он находится в стадии восстановления.

    Богослужения совершаются ежедневно. В 7 утра начинается утренняя, на вечернюю службу приходят в 18.00.

    Церковная трапезная открыта для всех желающих.

    Адрес мужской обители: Ярославль, ул. Челюскинцев, д. 17, она расположена в черте города от городского Московского вокзала к ней можно дойти за полчаса, это всего 3,5 км, или доехать на такси.

    В настоящее время это единственная мужская обитель в ярославском крае.

    Спасо-Афанасиевский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

    История

    Ярославский Спасо-Афанасиевский мужской монастырь получил изначально свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была примерно в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Видимо именно по этой причине монастырь и получил свое название в честь святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, ревностных борцов за чистоту Православия. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители было обретение чудотворной иконы Спаса Нерукотворного.

    Настоятельство монастыря. Первый настоятель.

    Настоятельство в монастыре пережило четыре, неодинаковых по времени и форме периода:

    а) с самого основания монастыря до учреждения Духовных штатов, т.е. до 1764 г. настоятели обители были игумены;

    б) с учреждения духовных штатов до конца 1857-го года монастырь числится заштатным, и настоятели его именовались строителями;

    в) по указу Священного Синода от 10-го декабря 1857-го г., монастырь был возведен в степень третьего класса, и настоятели стали носить сан Архимандритов;

    г) с 1895-го года настоятелями обители состоят Преосвященные викарии.

    Первый настоятель – игумен Симон, он упоминается в 1623 году.

    Дальнейшее развитие монастыря

    Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма.

    Вновь Афанасьевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX — начале XX века: в 1897 год были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 годах — на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви.

    В послереволюционные годы при монастыре была зарегистрирована приходская община, которая упоминается в последний раз в 1923 году. В феврале 1925 года монастырь закрыли.

    В 1930-х годах городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилась администрация мебельной фабрики, в братских корпусах поселились люди. Были разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи были закрашены краской.

    Архитектура

    Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь.

    Собор Афанасия и Кирилла.

    Каменный собор во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских был построен взамен деревянного в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера из Москвы. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия. Придел был увенчан колокольней.

    Собор во имя патриархов Афанасия и Кирилла — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом.

    Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. Около 1825 года выполнили новый иконостас. В 1831 году теплый придел был “распространен и по местам украшен живописью” росписи исполнил живописец Тимофей Медведев.

    В 1903 и 1907 годах на средства Ф. Е. Вахромеева проводились ремонтные работы; в 1912 году на пожертвования А. И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М. И. Дикарев.

    На начало XXI века сохранились фрагменты фресок XVII века, по большей части закрытые слоями штукатурки.

    Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки.

    Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1612—1705)

    Церковь Спаса Нерукотворного (Спасо-Пробоинская) была основана в 1612 году, в 1614 году Спасо-Пробоинский храм сгорел, сгорел и следующий в 1658 году, сгорел и третий в 1670 году. Каменный храм Спаса Нерукотворного был построен старанием земского старосты Ивана Мякушкина в 1696-1705 годах.

    Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831–1832 годах у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела — Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П. Я. Панькова.

    В 1873 году теплый и холодный храмы были соединены в одну теплую церковь, а придел, бывший в трапезе, перенесли в алтарь настоящего храма, на левую его сторону.

    В 1909–1911 церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектора А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского.

    В обоих приделах иконостасы сооружены в древнерусском стиле. Пол во всей церкви и приделах положен новый из метлахских плит. Десять глав, заново вызолочены червонным золотом.

    Частица мощей святителя Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце.

    В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 году.

    Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 году.

    28 января 2012 года, накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители.

    Возрождение

    В 2006 году по благословению Высокопреосвященнейшего Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского, храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Под руководством администрации семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митр. Московского, стал пригоден для богослужения.

    В мае 2007 года два храма и другие постройки бывшей обители были переданы Ярославской епархии. Первую службу в возрожденном храме 31 января 2008 года возглавил архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный).

    31 марта 2009 года синодальным решением монастырь был возрождён. В 2010 году были отремонтированы кровля и укреплён фасад собора, было закончено строительство ограды с башнями. Летом того года, после того, как упала одна из башенок ограды, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую.

    Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле

    В самом центре Ярославля на площади Челюскинцев можно увидеть довольно непримечательный комплекс Кирилло-Афанасиевского монастыря. На первый взгляд создается впечатление, что он заброшен, но это не так – постепенно древняя обитель возрождается, а храмы реставрируются. Афанасиевскому монастырю в Ярославе уже без малого 400 лет (будет в 2016 году), и как большинство российских православных обителей, он имеет богатую и интересную историю. Кириллово-Афанасьевский монастырь в Ярославле был основан в 1616 году, но история его началась немного раньше. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского проходило через Ярославль. В то время в городе вспыхнула сильная эпидемия моровой язвы, счет умерших шел на тысячи, а когда уже ничего не помогает (в то время с лекарствами было как-то не очень хорошо), люди обращаются к Богу.

    Жители города и ополченцы молились об освобождении города от болезни у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась в небольшой деревянной часовне в Пробоинском переулке.

    Как это не наивно, но Бог услышал молитвы, и мор прекратился. На пару лет об этом забыли, но после того, как из России были изгнаны поляки, жители решили воздать должное и основали на месте часовни монастырь.

    Крест на территории Кирилло-Афанасиевского монастыря

    Вход в монастырь

    Все постройки монастыря изначально были деревянные, в том числе и два главных храма обители: церковь в честь Спаса Нерукотворного и в честь Афанасия и Кирилла Александрийских. В конце XVII века деревянные постройки заменили на каменные. Церкви, построенные в то время, сохранились до наших дней, правда в весьма неприглядном виде (если сравнивать, например, с церковью Ильи Пророка или Успенским собором).

    Помимо церквей появилась монастырская стена и братский корпус. Церковь в честь Афансия и Кирилла Александрийских находится практически на том самом месте, где в 1612 году была обретена главная святыня монастыря – икона Спаса Нерукотворного.

    Собор Кирилла и Афанасия Александрийских

    Церковь Кирилла и Афансия

    Памятник архитектуры XVII века

    Интересно, что второй храм Афанасиевского монастыря долгое время был самостоятельным приходом и не относился к обители. Церковь Спаса Нерукотворного также назвали Спасской или Спас Обыденный или Спасо Пробоинской (по месту расположения).

    Спасская церковь Кирилло-Афанасиевского монастыря

    Церковь Спаса Нерукотворного

    Монашеский корпус Афансиевской обители был довольно мал и не превышал 10 послушников, но между тем, сам монастырь пользовался большой популярностью у верующих. В 1925 году Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле постигла судьба многих христианских обителей России – он был закрыт, а в его стенах сначала разместилось общество слепых, а после Великой Отечественной войны все помещения монастыря были сданы в аренду сотрудникам протезного завода.

    В бывших братских кельях был устроен детский сад и жилые коммунальные квартиры. В самих церквях располагались склады, магазин и даже хлев для животных. В 1970-х годах здания обители заняла мебельная фабрика.

    Ни одни из новых хозяев не относились к постройкам с должной заботой, в результате колокольни обеих церквей были сломаны, и за годы советской власти все строения пришли в ужасающее состояние. Когда в 2005 году территория монастыря была возвращена церкви, то стены храмов буквально разваливались на глазах, внутри были горы мусора и частенько ночевали лица без определенного места жительства. Постепенно монастырь стали приводить в порядок, но до финала еще очень далеко. В 2010 году прямо во время молебна рухнула одна из стен монастыря, но каким-то чудом никто не пострадал.

    В 2011 году в монастырь вернулась икона Спаса Нерукотворного, которая так чтима верующими, и с тех пор число паломников в монастырь сильно увеличилось. Несмотря на довольно неприглядный вид Афанасьевского монастыря, горожане очень любят и чтят это место. Мы оказались здесь совершенно случайно, просто прогуливались мимо и решили зайти. Честно говоря, монастырей в таком бедственном состоянии мы почти не видели и очень надеемся, что со временем найдут деньги на его реставрацию, и Кирилло-Афанасиевский монастырь станет одной из популярных достопримечательностей Ярославля.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: