Ново-Иерусалимский монастырь в Истре: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятели и святыни, расписание служб

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.

Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира.

Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 год).

Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.

В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.

Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.

Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2014 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

С 2014 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.

Читайте также:
Павел Груздев: жизнеописание старца, могила и смерть, книги и труды

Наместник

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

Приделы:

Церковь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;

Церковь Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;

Церковь преподобной Марии Египетской;

Заалтарные приделы в память о святых местах Страстей Христовых:
° в приделе Написания титла – храм мученика Лонгина сотника, иже при Кресте Господни;
° в приделе Разделения Риз – храм Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа;
° в приделе Поругания Господня – храм в Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа;

Придел святителя Андрея, архиепископа Критского;

Подземная церковь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены;

Придел воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме в 351 году;

Придел Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии;

Церковь мироносицы равноапостольной Марии Магдалины;

Придел Сошествия Святого Духа на апостолов;

Придел Зачатия праведною Анною Пресвятой Богородицы;

Придел 12 и 70 апостолов;

Церковь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;

Два придела благоверного великого князя Александра Невского;

Придел пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи;

Придел святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского;

Придел святителя Павла, патриарха Константинопольского, исповедника;

Придел равноапостольной Ольги, великой княгини Российской;

Церковь апостола Иакова, брата Господня по плоти;

Придел Тихвинской иконы Божией Матери;

Придел Вознесения Господня;

Придел Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;

Придел священномученика Кириака, патриарха Иерусалимского;

Придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»;

Придел преподобного Никиты, столпника Переяславского;

Придел святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца;

Церковь Всех Святых под Колокольней.

Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» – книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».

Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.

Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».

Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.

В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.

В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.

Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.

Читайте также:
Святая гора Афон: где находится и как добраться, история и значение, старцы и монастыри

Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.

В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Ново-Иерусалимский монастырь в Истре, пожалуй, самое необычное место для паломника в Подмосковье. Конечно, рядом хватает интересных достопримечательностей и великих святынь, к которым легко добраться по железной дороге, но где еще можно увидеть Святую Землю, не выезжая из России? Только здесь.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

1. Воскресенский собор

Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

2. Скит Патриарха Никона

Красивый, но очень скромный скит. В нем находился рабочий кабинет, келья и домовый храм Богоявления. Патриарх Никон прожил здесь несколько лет после размолвки с царем.

3. Силоамская купель

Возле стен монастыря бьет источник, который призван напомнить о евангельской купели Силоам — месте, где Христос исцелил слепого.

4. Гефсиманский сад

Место, где Спаситель провел последние часы на свободе и где был предан поцелуем Иуды.

5. Башни монастыря

Каждая башня своим названием отсылает к старому Иерусалиму: Дамасская, Гефсиманская, Сионская…

6. Иордан

Река Истра напоминает евангельскую реку в верхнем течении.

Дорога

Добраться до Нового Иерусалима проще всего по железной дороге от метро Рижская, Дмитровская, Войковская или Тушино. Время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать нужно до станции Новоиерусалимская или Истра.

От Новоиерусалимской проложен удобный пешеходный маршрут с указателями. Хотя северо-запад Подмосковья загружен не так сильно, как другие районы —пробки бывают и тут, а потому электричка позволяет сэкономить минимум 20 минут вашего времени.

Рижское направление Московской железной дороги соединяет столицу не только с ближними пригородами (часть его пути до станции Нахабино используется как вторая линия Московских центральных диаметров), но и с отдаленными районами Подмосковья. Благодаря ему можно попасть не только в Новый Иерусалим, но и к Иосифо-Волоцкому монастырю в Волоколамске, а также к разъезду Дубосеково, где установлен памятник двадцати восьми панфиловцам.

Самая дальняя станция — Шаховская — находится в 150 километрах от Москвы и делает возможным сообщение столицы с одним из самых отдаленных районов области.

Не менее важную роль Рижское направление МЖД играет в транспортных перевозках, оно соединяет столицу с прибалтийскими портами. А также делает возможным пассажирское сообщение как с Ригой, так и российскими городами — Ржевом и Великими Луками.

Читайте также:
Смольный собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Текст: Кирилл Баглай
Фото: Дюз Мехмет, Владимир Ештокин

Митрополит Иоанн (Снычев)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Иоанн (Снычев)». Составитель Ольга Рожнева.

Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев; 1927–1995) — одна из ярчайших личностей в истории Русской Православной Церкви XX века. Богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и пастырь, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой Руси, о том, что государственное устройство должно основанием своим иметь православную веру. Голос владыки Иоанна звучал в трудные девяностые годы ХХ века, как набатный колокол, пробуждая совесть, и вел к храму, к молитве, к Богу.

Митрополит Иоанн говорил: «Смысл нашей жизни — спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие — лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности».

«Любое нравственное совершенствование возможно только через скорбь. Человек оплачивает свое духовное возрастание теми тяготами, которые встречаются на его пути, тем терпением, тем умением пережить боль, которые свойственны лишь опытным и мудрым».

«Здравие телесное зависит только от воли Божией. Правда, мы тоже вносим свою лепту в немощи наши, не зря же говорится: “От многих моих грехов немощствует тело”. Поэтому загляни в свое сердце, в душу, нет ли там каких-либо страстей, которые отражаются на твоем телесном организме, расслабляют его».

Будущий владыка родился 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячке Каховского района Николаевской области УССР, в обычной крестьянской семье. В конце декабря 1944 года Иван был призван в армию, но через несколько месяцев по болезни был освобожден от несения воинской повинности. Юноша хотел быть в Церкви и стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Епископ Мануил (Лемешевский), назначенный на Оренбургскую кафедру, искал себе в то время келейника и послушника. Он обратил внимание на молодого пономаря и в августе 1945 года взял его к себе в качестве иподиакона. Так началась духовная жизнь Ивана под руководством старца-святителя.

9 июня 1946 года Иван после пострига в рясофор с именем Иоанн был рукоположен епископом Мануилом в иеродиакона, а 14 января 1948 года в иеромонаха. В сентябре 1948 года богоборческие власти сослали архиепископа Мануила (Лемешевского) в мордовские лагеря, в Потьму. После ареста духовного отца осиротевший иеромонах Иоанн (Снычев) поступил в Саратовскую духовную семинарию, сразу во второй класс. По окончании семинарии он решил учиться дальше и в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году талантливый молодой пастырь окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

Внешнюю жизнь отца Иоанна можно описать в нескольких предложениях: помощник инспектора и преподаватель Саратовской духовной семинарии, священник и ключарь Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара). Игумен с 1961-го, архимандрит с 1964-го, епископ Сызранский с 1965-го. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), архиепископ Сурожский Антоний (Блум), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) и другие. В 1966 году — магистр богословия. В 1976 году — архиепископ. В 1988 году — доктор церковной истории. За этими скупыми строками стоит напряженная внутренняя духовная жизнь, молитвенный подвиг, ревностное пастырское служение.

С 20 июля 1990 года владыка Иоанн — митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1991 года — Санкт-Петербургский и Ладожский.

Трудами и усердием митрополита Иоанна число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет (с 1990 по 1995-й) более чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

С начала девяностых годов владыка Иоанн (Снычев) неоднократно выступал с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и других, трудился председателем Синодальной богослужебной комиссии.

В 1994–1995 годах петербургское издательство «Царское дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)». Издательство «Царское дело» издало также книги владыки «Дай мне твое сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма митрополита духовным чадам.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) писал о владыке Иоанне: «Братия Троице-Сергиевой лавры считала владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нем как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов».

Келейник митрополита Иоанна отец Пахомий (Трегулов), ныне игумен, настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, рассказывал о владыке Иоанне: «Владыке был дан от Бога дар простоты. Она проявлялась во всем: в быту, в еде, в отношениях, которые все же не становились ни с кем панибратскими. При этом он был архиереем. Его резиденция митрополита напоминала музей, но владыка словно не замечал этого, чувствуя себя естественно в любой обстановке. Привез туда свою железную кровать, жил скромно. Ни переезд в столичный город, ни архиерейство никак не отразились на нем. Он как был простым человеком, так и остался им. Но при этом соответствовал высоте митрополичьего служения, твердой рукой управлял епархией. Никого и ничего не боялся. Решения принимал в соответствии с церковными канонами и традициями благочестия».

Читайте также:
Иосиф Исихаст: житие и биография старца, книги и письма

Игумен Пахомий говорил еще: «Что я могу сказать о владыке? Он был святой, вот и все».

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Православные люди свято чтут место упокоения владыки Иоанна, где всегда много цветов и горят свечи.

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕЭС.

Иоанн Снычев

В русском мире практически все люди считают себя христианами, посещая церковь по праздникам, соблюдая кое-как посты, но при этом Бога не знают. Милостивый Господь посылает в мир истинных праведников, чтобы они через Слово донесли людям суть спасения и очищения.

Детские годы

В начале октября, 9 числа,1927 года в селе Новая Маячка, ныне это Херсонская область, родился мальчик Ванечка. Его родители были зажиточными крестьянами, которые в 1928 году вынуждены были покинуть насиженное место и нажитое добро, чтобы избежать доли так званых кулаков.

Их местом поселения стало село Спасское, большая семья с пятью ребятишками терпели голод и холод. Питаясь скудным урожаем с клочка земли, а по весне собирая лебеду и крапиву, из них варились щи и пеклись хлебцы, семья выжила.

Понимая, что образование для детей является путевкой в жизнь, большое семейство переезжает в город Сорочинск. Безграмотные родители не отличались набожностью, поклонение Богу не было заведено в семье, поэтому вопросы маленького Вани о Боге и молитвах оставались без ответа.

Иван после окончания семилетки поступает в техникум в Орске, но учебу пришлось прервать из-за Великой Отечественной войны.

Юношеское стремление к Богу

Будучи еще ребенком, Ванюша не мог смириться с мыслью о том, что после смерти человек просто исчезает в никуда. По достижении пятнадцати лет, Иван много думает о смысле жизни, при этом, по воспоминаниям самого митрополита, он постоянно ощущал около себя некую поддерживающую силу.

Его мировоззрение изменил дивный сон, в котором Ваня увидел себя посреди поля, только что вспаханного. Юноша во сне физически ощутил в руках волшебные семена, он сеял их, широко разбрасывая по полю. Чудо состояло в том, что семена мгновенно давали всходы, росли и давали плоды. Все поле в мгновение ока покрылось плодами, но, сорвав один из плодов, Иван увидел, что он совершенно незрелый.

Срывая и проверяя плоды, он дошел до середины поля, подошел к Животворящему кресту, лежащему между растений. Это был Голгофский крест, крест Иисуса Христа. Переполненный радостью, юноша положил крест на себя и пошел к краю поля. Вдруг небо потемнело, сорвался ураганный ветер, полил дождь, сопровождаемый раскатами грома.

В страшную непогоду Иван пришел в родное село, навстречу ему вышла монашка, и поприветствовала, как юродивого. Проснувшись, юноша понял, что Господь даровал ему другую, не мирскую жизнь.

Первые ростки духовного прозрения

Шла война, богомольные старушки все чаще собирались для молитвы за спасение страны и возвращение родных. Случайно зашедший на такое собрание Ваня мгновенно почувствовал родную атмосферу, его сердце затрепетало от радости. Духовной матерью Вани стала наставница и подвижница благочестия монахиня Феврония.

1 августа 1943 года Спаситель даровал юноше видение. По православному календарю это был день почитания Серафима Саровского и Ильи пророка. Иван находился на танцевальной площадке, когда его накрыло чувство омерзения, и в танцующих людях явились кривляющиеся бесы. Молодой человек физически почувствовал, как его тянет в зловонную яму, он воззвал к Богу, убедившись в существовании ада и рая.

Важно! Переломный момент наступил в конце осени 1944 года, когда Ивана призвали в армию, юноша искренне молился и вскоре был комиссован по болезни.

Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником.

Начало богослужения в чине священника

К 9 июля 1946 года принявший постриг послушник Иоанн рукополагается дьяконом, в середине января 1948 года — иереем. Старец-архиерей, владыка Мануил увидел в нем мироносца, способного утихомиривать как конфликты, так и человеческие страсти.

Новопризначенному иерею доверили ведение дел по религиозной гимнографии, а именно, восстановление почитания иконы Богородицы «Тадынская». Бывший келейник был выделен владыкой для написания акафиста святому образу Божьей Матери, что положило начало духовного творчества будущего митрополита Снычева.

Регулярное общение с прихожанами, посвящение их в историю православия и жизнь святых взращивало проповеднический талант молодого священника. Черные дни наступили весной 1948 года, когда страну накрыла новая волна антирелигиозной деятельности. Архиепископа Мануила арестовали и отправили в десятилетнюю ссылку в Мордовию.

Послушник Иоанн заканчивает Саратовскую семинарию, а в 1955 году — Духовную академию в Ленинграде. Кандидат богословия вместе с вернувшимся из ссылки наставником архиепископом Мануилом работают на кафедре сектоведения.

Интересно! После пострига в мантию Иоанн Снычев 2 года при помощи наставника пишет монументальные духовные труды, за что в 1959 году награждается крестом, украшенным драгоценными камнями из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия.

В 1961 году владыка Мануил назначается архиепископом Куйбышевским, с ним переезжает и отец Иоанн на пост священника Покровского кафедрального храма. Вскоре он рукополагается в игумены, а через три года в 1964 году — в архимандриты.

Служение архипастыря

В 1965 году Иоанн Снычев — епископ Сызранский, в 1966 году защищает магистерскую диссертацию и получает звание магистра Богословия.

1972 год — Чебоксарская епархия получает нового архиерея, а в 1976 году состоялось хиротония присвоения Иоанну Снычеву чина архиепископа.

Читайте также:
Священник Андрей Ткачев: биография протоиерея, что почитать и посмотреть, известные проповеди и лекции

Посещение Святой Земли Иерусалима в 1987 году внесло свои коррективы в духовную жизнь священника, в 1988 году епископ читает лекции в Санкт-Петербургской духовной академии.

С 1990 года отец Иоанн — митрополит епархии Санкт-Петербурга, во время правления:

  • основал Петровскую академию науки и искусства;
  • способствовал увеличению действующих церквей в 3 раза;
  • покровительствовал реставрации и ремонту храмов, возобновивших богослужения;
  • основал издательство духовной литературы;
  • написал книги по богословию и истории церкви;
  • добился разрешение о преподавании Закона Божьего в некоторых школах.

Открытый для общения с общественностью, среди которой часто встречаются атеисты и иноверцы, митрополит Снычев готов ответить на все вопросы в программах «Храм» и «Колокол».

Литературное духовное наследие

Борец за чистоту православный веры, современный Златоуст, митрополит Снычев, книги которого стали настольными у многих священников и прихожан, оставил потомкам неоценимое наследство.

Митрополит до глубины сердца переживал о духовном и моральном одичании народа, он приложил все силы, чтобы возродить самосознание у православных верующих, свои наставления в книгах:

  • «Голос вечности. Проповеди и поучения»;
  • «Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире»;
  • «Стояние в вере. Очерки церковной смуты»;
  • «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания»;
  • «Наука смирения. Письма монашествующим»;
  • «Посох духовный» и другие.

В книге «Русская симфония» освещается история развития церковного избранничества в России. Книга наполнена призывами к тем людям, сердца которых не равнодушны к поруганию святынь нации. В качестве председателя Синодальной комиссии принял участие в подготовке и написании тропарей и кондаков священномученикам и новомученикам.

Внезапная кончина

Критические замечания владыки в адрес высших эшелонов власти вызывала негативную реакцию некоторых чиновников. В 1995 году произошло 2 странных автокатастрофы, после этого сгорел цех по производству свечей, вся епархия осталась без них.

Митрополит Снычев искал все пути для сбора средств на восстановление завода, часто посещал городские мероприятия.

Банк «Санкт-Петербург» отмечал свою 5-летнюю годовщину основания, на празднование в гостиницу «Северная корона» были приглашены крупные бизнесмены, от которых владыка рассчитывал получить пожертвования для епархии.

В 20.00 официанты вынесли прохладительные напитки, митрополиту сок подали на отдельном подносе. Отпив глоток, владыка Снычев пошел навстречу прибывшему мэру Собчаку с женой.

Последующие события не раз были описаны в прессе и показаны по телевидению. Митрополит поднял руку для благословения Людмилой Нарусовой, на мгновение замер, обвел зал удивленным взглядом и упал.

На этом невероятные события не закончились. Врачи, приехавшие на «Скорой», не имели при себе сердечных медикаментов, через некоторое время они констатировали остановку биения сердца. Это случилось 2 ноября 1995 года.

Весть о внезапной смерти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) мгновенно облетела Россию и весь мир.

Никольское кладбище в Александро-Невской Лавре стало местом захоронения великого богослова 20 века, оставившего неоценимый вклад потомкам для укрепления истинной веры и русского духа, Митрополита Иоанна Снычева. Его могилу венчает простой деревянный крест и табличка из металла.

Отзывы о владыке Иоанне известных людей

По словам русского писателя Марка Любомудрова отец Иоанн — величайший мыслитель и религиозно-нравственный авторитет последнего времени. Благодаря Снычеву богословское и историко-философское творчество в период морального и духовного упадка общества переживает необычайный подъем. Митрополит, как духовный отец, повел русский народ к духовному освобождению в сложный для России период.

Константин Костюк видит во владыке монархиста, диссидента, националиста, отвергающее все, приходящее с Запада.

Митрополит Вениамин (Пушкарь) подчеркивает, что для Троице-Сергиевской братии владыка Иоанн был учителем и наставником, благодаря которому были воцерковлены многие люди.

Архимандрит Пахомий (Трегулов) вспоминает о том, что видел владыку в постоянной молитве, сравнивая его с первыми подвижниками веры. Отец Пахомий в немощном старце видел несгибаемого воина Христа.

С мнением владыки Иоанна, оставленного в его книгах, можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя к ним оставаться равнодушными.

ИОАНН (СНЫЧЕВ)

Митр. Иоанн (Снычев)

Иоанн (Снычёв) (1927 – 1995), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Синодальной богослужебной комиссии, священноархимандрит Санкт-Петербургской Троицкой Александро-Невской лавры

В миру Снычёв Иван Матвеевич, родился 9 октября 1927 года в селе Новой Маячке Каховского района Николаевской области Украинской ССР в семье крестьянина.

Вскоре после его рождения родители переехали в Оренбуржье, с начала 1930-х годов проживали в городе Сорочинске Чкаловской области.

В 1942 году окончил 7 классов средней школы города Сорочинска и поступил в Орский индустриальный техникум, но не получил стипендии и вынужден был прервать обучение; вернулся в Сорочинск.

В 1943 году стал посещать богослужения, проводившиеся священником Леонидом Смирновым в домовой церкви.

В конце ноября 1944 года был призван в армию, но в апреле 1945 года демобилизован по состоянию здоровья.

Служил пономарём Петропавловского храма города Бузулука Чкаловской области при настоятеле священнике Леониде Смирнове.

В июле 1945 года поступил келейником к епископу Чкаловскому Мануилу (Лемешевскому), который на протяжении многих последующих лет был его духовным наставником.

9 августа того же года был посвящён во иподиакона.

7 июня 1946 года был пострижен в иночество без изменения имени.

9 июня того же года был рукоположен в сан иеродиакона архиепископом Мануилом, с зачислением в штат Никольского кафедрального собора города Чкалова (ныне Оренбург).

14 января 1948 года был рукоположен в сан иеромонаха тем же архиереем.

Служил с владыкой Мануилом до его ареста в сентябре 1948 года. Вёл переписку с отбывающим срок заключения архиепископом Мануилом (Лемешевским), ездил к нему в посёлок Явас Мордовской АССР.

В январе 1949 года был зачислен во второй класс Саратовской духовной семинарии, которую окончил в июне 1951 года по 1-му разряду.

Во время учёбы по поручению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) служил в храмах Ленинградской епархии.

В июне 1955 года окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение “Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русской Православной Церковью с XI по XVI в., до патриаршества 1589 г.”. Был оставлен в академии профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

В начале 1956 года, во время рождественского отпуска, помогал освобождённому из заключения архиепископу Мануилу (Лемешевскому), которого назначили правящим архиереем Чебоксарской епархии, с переездом из Чкалова в Чебоксары, а также в составлении “Чина архиерейского отпевания”.

8 октября 1956 года был пострижен в монашество без изменения имени, и по истечении срока стипендиатства определён преподавателем гомилетики, практического руководства для пастырей и сравнительного богословия в Минскую духовную семинарию, размещавшуюся в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре.

15 октября 1957 года указом патриарха Московского и всея Руси Алексия был переведён в Чебоксарскую епархию личным секретарём архиепископа Чебоксарского Мануила (Лемешевского) и назначен штатным священником Введенского кафедрального собора города Чебоксар.

1 сентября 1959 года был назначен помощником инспектора и преподавателем гомилетики, сравнительного богословия и Ветхого Завета в Саратовской духовной семинарии. Трудился там до её закрытия в мае 1960 года.

15 сентября 1960 года был определён назначен ключарём Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара).

2 апреля 1961 года был возведён в сан игумена, а 25 апреля 1964 года – в сан архимандрита.

25 ноября 1965 года был избран, а 12 декабря того же года – хиротонисан во епископа Сызранского, викария Куйбышевской епархии. Хиротонию в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Ему сослужили: митрополит Мануил (Лемешевский); архиепископы: Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Сурожский Антоний (Блум); епископы: Калужский и Боровский Донат (Щёголев), Дмитровский Филарет (Денисенко), Волоколамский Питирим (Нечаев), Тегельский Ионафан (Кополович). Тогда же был назначен временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями.

4 февраля 1966 года удостоен советом Московской духовной академии учёной степени магистра богословия за работу “Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история”, которую написал в начале 1960-х годов.

20 марта 1969 года был утверждён епископом Куйбышевским и Сызранским.

С 22 сентября 1972 по 31 мая 1973 года временно управлял Чебоксарской епархией.

С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией.

9 сентября 1976 года был возведён в сан архиепископа.

11 февраля 1988 года по совокупности богословских и церковно-исторических трудов и прочитанных в Ленинградской духовной академии лекций по новейшей церковной истории была присуждена степень доктора церковной истории.

13 сентября 1989 был освобождён от временного управления Ульяновской епархией.

Возглавлял общественное движение за возвращение городу Куйбышеву исторического названия – Самара (название возвращено 25 января 1991 года).

С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именовался “Санкт-Петербургский и Ладожский”.

Скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года на банкете банка “Санкт-Петербург” в гостинице “Северная корона” в городе Санкт-Петербурге, на 69-м году жизни. Отпевание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков). Похоронен в братской части Никольского кладбища той же лавры.

Труды

  • “Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода”. (1955, подготовитель доклада)
  • “Духовно-нравственный облик русского архиерея по каталогам русских святителей, чтимых Русско-Православною Церковью с XI по ХVI век (до патриаршества)”. (Кандидатское сочинение). Ленинград, 1955.
  • “Преосвященный Мануил, архиеп. Куйбышевский и Сызранский”. (К 50-летию служения в священном сане). ЖМП. 1961, № 11.
  • Состав Российской Православной Церковной Иерархии на 1962 до 1986 года включительно.
  • Практика избрания епископа в истории Церкви. (Доклад).
  • Проект канонической регламентации порядка избрания епископов. (Доклад).
  • Вопрос о кандидатах во епископы в историко-каноническом освещении. (Доклад).
  • Административные и другие различия епископов. (Доклад).
  • Монашеская жизнь. Изыскание средств возврата православной монашеской жизни к ее древнему благочестию и благолепию. (Доклад).
  • Поместный Собор. Время созыва и его роль в управлении автокефальной Церкви. (Доклад).
  • Топография архиерейских кафедр Русской Православной Церкви периода с 1893 по 1965 г.
  • Хронология архиерейских хиротоний периода с 1893 по 1958 г. Чебоксары, 1959.
  • Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие. Их особенность и история (магистерская диссертация, сост. в нач. 1960-х гг.) – подробный разбор обстоятельств возникновения и развития основных течений, оппозиционных митрополиту Сергию (Страгородскому), с канонической оценкой действий их наиболее известных представителей
  • Речь при наречении во епископа Сызранского. ЖМП. 1966, № 2, с. 7-11.
  • Покаянный акафист Спасителю с припевом: “Милостиве, помилуй мя падшаго”.
  • “Митрополит Мануил” (Некролог). ЖМП. 1968, № 10, с. 13-16.
  • “Исполним вечернюю молитву нашу Господеви”. ЖМП. 1971, № 2, с. 42-43.
  • Обзор русской полемической противосектантской литературы синодального периода (стипендиатский отчет за 1955/56 уч. г.).
  • “Ключ к Отечнику” (2 книги). Саратов, 1960.
  • “Руководство к духовной жизни (по письмам епископа Феофана [Затворника])”. Куйбышев, 1963.
  • “Духовные крупицы из творений свят. Иоанна Златоуста”. Куйбышев, 1967.
  • “Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского” (в 3-х частях). Куйбышев, 1967.
  • “Митрополит Мануил (Лемешевский)”. Биографический очерк. Куйбышев, 1969 г.
  • Проповеди (с 1964 по 1976 гг.). Куйбышев, 1976.
  • Некролог об архиепископе Чебоксарском Вениамине (Новицком). ЖМП. 1977, № 1, с. 18-19.
  • Слово в Неделю о мытаре и фарисее. ЖМП. 1983, № 2, с. 54.
  • “Свет пришел в мир”. ЖМП. 1983, № 7, с. 22.
  • Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 гг. (включительно), 8 томов (машинопись). Куйбышев, 1971.
  • Русские православные иерархи периода с 1966 по 1975 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1976.
  • Русские православные иерархи периода с 1976 по 1985 гг. (включительно), 2 тома (машинопись). Куйбышев, 1986.
  • О врачевании души: [Проповедь] ЖМП. 1995. [№] 12. С. 60-61.
  • О спасении души: [Проповедь] ЖМП. 1994. [№] 6. С. 2-3.
  • О Церкви Христовой ЖМП. 1996. [№] 3. С. 50-52.
  • Против ересей и сект ЖМП. 1996. [№] 3. С. 48-49.
  • Дай мне твое сердце: Письма духовным чадам. СПб.: Цар. дело, 1998. 347 с.: портр.
  • акафист “Пресвятой Богородице ради чудотворнаго Ея образа Табынския” (составитель)
  • помогал владыке Мануилу (Лемешевскому) в составлении “Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)”, “Топографии архиерейских кафедр РПЦ периода 1897-1959 гг.” и “Фотоальбома православных архиереев от начала Крещения Руси до 1958 г.”. Продолжал обработку собранных митрополитом Мануилом документальных материалов по истории Русской Церкви ХХ века, систематизировал сведения по составу иерархии РПЦ и топографии архиерейских кафедр. Подготовил для митрополита Мануила доклады о порядке избрания епископов, о роли Поместного Собора в управлении автокефальной Церковью, об изыскании средств для возвращения к древнему благочестию и благолепию монашеской жизни.

Награды

  • набедренник (1948, за неустанное проповедование Слова Божьего)
  • наперсный крест с украшениями (март 1959, за участие в научной работе)
  • орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (14 сентября 1980)
  • орден св. равноап. князя Владимира 2-й степени (19 ноября 1985, в связи с 20-летием архиерейской хиротонии)

Литература

  • ЖМП. 1965, № 12, с. 3.
  • -“-, 1966, № 2, с. 7-11, 33; № 4, с. 20; № 8, с. 7-10, 22; № 11, с. 27; № 12, с. 33, 34.
  • -“-, 1967, № 8, с. 37; № 10, с. 9.
  • -“-, 1968, № 1, с. 25; № 2, с. 15; № 5, с. 17, 18; № 10, с. 13, № 16, с.
  • -“-, 1969, № 4, с. 3; № 9, с. 5.
  • -“-, 1971, № 2, с. 42-43; № 3, с. 22, 23; № 6, с. 2; № 8, с. 45; № 9, с. 35; № 11, с. 7.
  • -“-, 1972, № 9, с. 24; № 12, с. 22.
  • -“-, 1973, № 7, с. 1.
  • -“-, 1974, № 9, с. 9.
  • -“-, 1976, № 4, с. 24; № 6, с. 52; № 10, с. 2; № 12, с. 7, 28.
  • -“-, 1977, № 6, с. 16, 18; № 7, с. 18; 19, 20, 42; № 10, с. 9.
  • -“-, 1978, № 10, с. 7.
  • -“-, 1979, № 9, с. 8; № 12, с. 19.
  • -“-, 1980, № 4, с. 16; № 9, с. 12.
  • -“-, 1981, № 1, с. 5; № 4, с. 18.
  • -“-, 1982, № 6, с. 44; № 8, с. 11.
  • -“-, 1983, № 9, с. 5.
  • -“-, 1984, № 9, с. 6.
  • -“-, 1985, № 10, с. 13, 54.
  • -“-, 1986, № 2, с. 6.
  • Постановление Св. Синода 5.05.1995 г.: [О вмешательстве Преосвященного в дела Ростовской, Волгоградской, Краснодарской и Ставропольской епархий] ЖМП. 1995. [№] 5. С. 16.
  • Слово митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия перед отпеванием Высокопреосвященного Иоанна, митр. Санкт-Петербургского и Ладожского, в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры 5.11.1995 г. ЖМП. 1995. [№] 11. С. 56.
  • Слово митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия, произнесенное по окончании всенощного бдения в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры 4.11.1995 г. ЖМП. 1995. [№] 11. С. 55-56.
  • Соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в связи с кончиной митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: в день празднования иконы Божией Матери, именуемой “Казанская” ЖМП. 1995. [№] 11. С. 55.
  • Тростников В. Памяти Владыки ЖМП. 1995. [№] 11. С. 57-59.
  • Коняев Н. Митрополит Иоанн. М.: Алгоритм, 2005. 352 с.

Иоанн Снычев: биография и фото

Холодным ноябрьским днём 1995 года на Никольском кладбище Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавры хоронили митрополита Иоанна (Снычёва) – человека, снискавшего славу истинного подвижника и ревнителя православной веры. Многие обстоятельства его смерти вызывают вопросы и по сей день.

Безрадостное детство

Будущий архипастырь Русской православной церкви митрополит Иоанн (Снычёв) родился 9 октября 1927 года в селе Новая Маячка Херсонской области в семье зажиточных крестьян, которые уже через год после его появления на свет были вынуждены бежать от раскулачивания в Западное Оренбуржье. Поселились они в селе Спасском под Сорочинском, где жили в крайней нищете.

Вспоминая годы своего детства, владыка Иоанн рассказывал, что на семью, где, кроме него, было ещё четверо детей, имелась единственная пара валенок, и её носили все по очереди. Питались же в основном тем, что удавалось вырастить на отведённом им клочке земли, а когда эти скудные запасы подходили к концу, мать посылала детей собирать крапиву и лебеду, из которых варила суп.

Однако, даже несмотря на такую беспросветную нищету, супруги Снычёвы, будучи сами неграмотными, постарались дать детям образование, и с этой целью вся семья перебралась из сельского захолустья в город Сорочинск, где Иван окончил семилетку и затем поступил в Орский индустриальный техникум, учиться в котором ему помешала война.

Первые зёрна православной веры

О проявлении в нём религиозного чувства митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычёв) писал, что первые его признаки он ощутил ещё в раннем возрасте. Несмотря на то что родители не могли дать ему системного духовного воспитания, поскольку сами лишь изредка посещали церковь, он уже в юные годы начал задумываться о смысле жизни и о том, что ждёт человека за порогом вечности. Всё его существо восставало против мысли о том, что после смерти человеку суждено уйти в небытие и бесследно исчезнуть.

В селе, где в начале войны жил Иван, церкви не было, но местные старушки собирались вечерами на молебны в одном из частных домов. На этих-то полулегальных религиозных собраниях и были посеяны в его душе первые зёрна православной веры. Вскоре же Господь послал в помощь Иоанну Снычёву (тогда ещё просто Ване) мудрую наставницу и подвижницу благочестия – монахиню Февронию, находившуюся в их краях в эвакуации. Взяв на себя труд религиозного воспитания юноши, она стала его духовной матерью.

Начало религиозного служения

В 1944 году Ивана, ещё не достигшего совершеннолетия, призвали в армию, но вскоре по болезни комиссовали. Вернувшись к гражданской жизни, он устроился служить пономарём в храме Петра и Павла города Бузулука, где произошла его встреча с епископом Мануилом (Лемешевским), определившая направление всей его дальнейшей жизни.

Став келейником владыки Мануила, Иоанн Снычёв в июне 1946 года был пострижен в рясофор (первая ступень монашества) с оставлением его прежнего имени, а через непродолжительное время стал иеродиаконом – монахом, рукоположенным в сан диакона, и приступил к службе в Никольском кафедральном соборе. Ещё через два года владыка Мануил, ставший к тому времени архиепископом, рукоположил Иоанна во иеромонаха, то есть в сан, при котором монах становится священником и получает право совершать таинства.

Влияние мудрого наставника

Вскоре после этого митрополит Иоанн (Снычёв), ещё будучи молодым человеком, начал свою деятельность в области религиозной гимнографии. В те годы его духовный наставник, владыка Мануил, прилагал усилия к восстановлению почитания – некогда широко известного, но за годы советской власти забытого – чудотворного образа Божьей Матери Табынской. Чтобы преуспеть в этом благом начинании, владыка поручил своему бывшему келейнику написать иконе подобающий акафист. Успешно справившись с порученным делом, иеромонах Иоанн (Снычёв) положил тем самым начало своему дальнейшему творчеству.

Опыт проповеднической деятельности будущий архипастырь приобретал в регулярных общениях с прихожанами храма. После каждой литургии он подробно пересказывал им жития святых, что было весьма важным делом, поскольку приобрести печатные издания подобного рода тогда было невозможно.

Конец 40-х годов в истории нашей страны отмечен очередной полосой репрессий в отношении священнослужителей. Их жертвой стал и духовный наставник отца Иоанна – архиепископ Мануил. В апреле 1948 года против него было сфабриковано дело, и по приговору суда почтенного архипастыря отправили на 10 лет в отдалённые лагеря Мордовии.

Учёба в семинарии и академии

Душевно скорбя о тяготах, выпавших на долю учителя, но не предаваясь в то же время унынию, осиротевший иеромонах оставил службу в храме и отправился в Саратов, где поступил в духовную семинарию. Как вспоминал потом его однокурсник, будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), в своей религиозности Иоанн Снычёв достигал такой экзальтации, что заслужил среди товарищей прозвище Ванька-хлыст.

Окончил он семинарию в 1951 году и тогда же стал студентом Ленинградской духовной академии. И здесь, как и в Саратове, молодой аскет всего себя отдавал служению Богу и познанию Его святых истин. Успехи, достигнутые упорным трудом, были столь убедительны, что в 1955 году, по окончании обучения, его, как подающего надежды богослова, оставили на кафедре сектоведения в качестве профессорского стипендиата.

Вновь совместные труды с владыкой Мануилом

В 1955 году, когда после смерти Сталина получили свободу сотни тысяч невинно осуждённых людей, вернулся из мордовских лагерей и архиепископ Мануил. Радостно встреченный своими духовными чадами, среди которых наиболее близким ему оставался иеромонах Иоанн (Снычёв), он был вскоре назначен на Чебоксарскую кафедру. Ещё до его отъезда на берега Волги отец Иоанн вместе со своим учителем приложил много трудов в составлении «Чина архиерейского отпевания», что стало очередным его вкладом в православную гимнографию.

Служение в Чебоксарах и Куйбышеве

Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.

После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.

Магистр богословия

Архипастырское служение владыки Иоанна началось в декабре 1965 года, когда он был хиротонисан (возведён) в сан епископа. Вскоре последовала и защита диссертации в Московской духовной академии, на основании которой он был удостоен звания магистра богословия, а затем поставлен во главе Чебоксарской епархии.

В сентябре 1976 года епископ Иоанн (Снычёв) возводится в сан архиепископа и годом позже совершает паломническую поездку во Святую Землю, что по тем временам представляло собой большую сложность. Вместе с духовным саном повышается и его учёная степень. За курс лекций, прочитанных им в 1988 году в стенах Ленинградской духовной академии, владыка Иоанн удостоился звания доктора церковной истории.

Во главе Санкт-Петербургской епархии

В 1990 году патриаршим указом высокопреосвященный Иоанн, возведённый к тому времени в сан митрополита, был поставлен во главе Санкт-Петербургской епархии, представлявшей собой в те годы настоящую духовную пустынь. Как свидетельствует статистика тех лет, на многомиллионный город приходилось лишь 12 действующих православных храмов, половина которых являлась кладбищенскими церквями.

В течение последующих 5 лет, вплоть до своей кончины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) проделал огромную работу, в результате которой число действующих храмов Северной столицы увеличилось в 3 раза. В большинстве из них начали работу воскресные приходские школы, а в самом городе было открыто новое духовное училище.

Кроме того, трудами высокопреосвященного Иоанна в Санкт-Петербурге было основано издательство, наладившее выпуск духовной литературы. Там же впервые увидели свет многие труды, которые в разные годы написал митрополит Иоанн Снычёв. Книги по вопросам богословия и истории церкви выходили большими тиражами. Немало сил положил владыка и для начала преподавания Закона Божьего в обычных общеобразовательных школах, однако на этом пути возникли сложности, преодолеть которые не удаётся и по сей день.

Важной чертой, которой обладал митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв), была его открытость для самого широкого круга людей и готовность вести диалог как с единоверцами, так и с представителями иных вероисповеданий или вообще атеистами. С этой целью он регулярно принимал участие в популярной телепрограмме «Храм», а также принимал участие в регулярных радиопередачах «Колокол».

Литературно-публицистическая деятельность

Широкую известность владыке Иоанну принесла его религиозно-просветительская и публицистическая деятельность. Наибольшую популярность в те годы приобрела книга, которую написал Иоанн Снычёв – «Самодержавие духа». В ней архипастырь указывал на те негативные стороны установившейся в стране «демократии западного образца», которые, по его мнению, способны были лишить русский народ его национального самосознания и поставить на грань духовного опустошения.

На её страницах владыка, в частности, подвергал критике итоги перестроечного процесса 90-х. Он указывал на то, что в результате действий М. С. Горбачёва оказалось разрушенным прежде единое и мощное государство. Высказывал он и своё непримиримое отношение к укоренявшейся в стране массовой культуре, основанной на «фальшивых ценностях общества потребления».

В конце 90-х вышла из печати ещё одна книга, которую написал митрополит Иоанн (Снычёв) – «Русская симфония». В ней были объединены два его произведения – «Самодержавие духа», о котором шла речь выше и «Русь Соборная». По мнению самого автора, вместе они представляют собой законченный труд, освещающий историю русского религиозного избранничества. В ней он обращается к тем, кому небезразлична судьба Отечества, и чьи сердца горят гневом при виде поругания национальных святынь.

Принципиальность, породившая недругов

Кончина владыки Иоанна, последовавшая 2 ноября 1995 года, до сих пор вызывает немало кривотолков, поскольку ей сопутствовали весьма странные обстоятельства. Дело в том, что резкая критика, высказываемая митрополитом в адрес ряда представителей высшего эшелона власти тех лет, стала причиной появления многих высокопоставленных недоброжелателей, которых нажил себе митрополит Иоанн (Снычёв). Книги, написанные им, также сыграли свою роль.

Не беря на себя смелость делать какие-либо выводы, обратимся лишь к изложению событий тех дней. Началось с того, что в 1995 году владыка дважды попадал в довольно странные автокатастрофы, в результате которых получил перелом нескольких рёбер, но остался жив. Вслед за тем пожар, возникший по невыясненной причине, полностью уничтожил свечной цех, построенный митрополитом на Обводном канале, и оставил епархию без свечей.

Смерть на светском рауте

Поскольку для его восстановления требовались значительные средства, митрополит Иоанн был вынужден принять приглашение на отмечавшуюся в гостинице «Северная корона» пятилетнюю годовщину банка «Санкт-Петербург», поскольку там должны были присутствовать бизнесмены, в помощи которых епархия крайне нуждалась.

Около 20:00, когда все ожидали прибытия мэра города Анатолия Собчака, официанты стали обносить гостей прохладительными напитками и соками. Как ни странно, но почему-то митрополиту Иоанну бокал с соком поднесли на отдельном подносе, и он, отпив глоток, поставил его на место. Тем временем в зале возникло оживление, вызванное появлением Собчака с женой.

Подойдя к митрополиту, мэр поздоровался с ним, а его жена Людмила Нарусова испросила благословения. Свидетели этой сцены вспоминали потом, что подняв руку в благословляющем жесте, владыка Иоанн вдруг, побледнев, замер. Его остановившийся взор устремился куда-то мимо стоявших перед ним людей, и казалось, что в этот момент он видел что-то недоступное остальным. Через мгновение его пальцы, сжимавшие посох, разжались, и митрополит Иоанн рухнул на пол.

Вызвали скорую помощь, но по какой-то непонятной причине у приехавших врачей не оказалось с собой медикаментов, и единственное, что они могли сделать, это констатировать смерть, наступившую вскоре от остановки сердца. Так, при весьма загадочных обстоятельствах, 2 ноября 1995 года ушёл из жизни митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв).

«Он родился мертвым, а умер живым». О митрополите Иоанне (Снычеве)

О приснопамятном митрополите Иоанне (Снычёве), написано немало книг. И это неслучайно — владыка Иоанн в русской истории конца ХХ века являлся одной из самых значительных личностей. Его огромное значение определяется уже тем, что в деградации нашего народа в конце 1990-х, годов при острейшем политическом кризисе, который грозил тогда распадом России, владыка дал растерянному народу нужные ответы на такие основополагающие вопросы «Кто мы, русские люди, и для чего живем?».

И вот появилась новая книга А. Солоницина о митрополите Иоанне «Он родился мертвым, а умер живым. Крестный путь владыки Иоанна (Снычёва)». Чем же она отличается от других многочисленных изданий?

Поделиться статьей с друзьями:

Почему слово «патриот» было ругательным?

Писатель Алексей Солоницын давно известен читателю, как прозаик, хорошо владеющим жанром небольших рассказов, которые могут быть самостоятельными, а могут сложиться и в повесть. Именно в повесть сложились его рассказы о владыке Иоанне. Тем и ценна его книга. Другие же книги — это или официальные жизнеописания, или мемуары или сборники, не собранные в единое повествование воспоминаний. Солоницын же последовательно описал жизнь владыки от рождения до кончины художественным литературным языком. Писатель показывает его судьбу на фоне судьбы России того времени. Насколько тяжело и даже трагично складывалась тогда жизнь народа, настолько же тяжелой и трагичной была жизнь владыки Иоанна.


Автор книги о митрополите Иоанне А. Солоницын

Особенно интересны сюжеты повести, основанные на личных беседах писателя с митрополитом. Так, однажды во время телеинтервью Солоницин спросил владыку Иоанна о том, отчего понятие «патриот» стало почти ругательным? Митрополит Иоанн ответил, что это происходит уже давно. Еще президент США Рональд Рейган называл нашу страну «Империей зла». А они значит «Империя добра» и потому призывает все лучшие русские умы приезжать к ним и реализовывать свои возможности. А в России по мнению Рейгана делать нечего — нельзя быть патриотом «Империи зла». Вот так по мнению владыки шла, идет и будет идти информационная война против России.

Два голоса

Но почему же книга о владыке называется «Он родился мертвым, а умер живым?». Оказывается, Ваня Снычёв (таково было его мирское имя) родился 9 октября 1927 года действительно мертвым. И только молитвами родителей Матвея и Матроны Богом была ему дарована жизнь. Жизнь нелегкая. С детства он познал голод, имел слабое здоровье, часто болел. При этом много трудился, помогая отцу и матери содержать большое семейство (пятеро детей). Много трудился он и при церкви, став иподьяконом у Куйбышевского владыки Мануила (Лемешевского), который стал его духовным отцом. Вместе со своим народом преживал гогнения на Церковь, испытал тяготы войны и послевоенной разрухи. Но при этом никогда не терял бодрость духа, всегда был светел и доброжелетелен. И все это он имел по совершенно справедливому мнению Алексея Солоницына благодаря живой, теплой вере в Бога, в Его Промысл — Вселюбящий и Всеблагой.

В книге говорится, что вера у Вани Снычёва проявилась рано. С детства он стал ходил в храм и с интересом смотрел за тем, что происходило в храме. С двенадцати лет посещал дома, где для молитв и чтения Евангелия собирались верующие. Как вспоминал сам митрополит Иоанн тогда в нем тогда звучало два голоса. Один из них призывал читать Апостольские деяния, — а другой говорил, что не надо ходить в эти дома, ведь в них собираются только безграмотные темные старушки. Но первый голос победил, и Ваня стал часто читать Апостольские деяния.

Признание коммуниста

Воцерковляясь и возвышаясь духовно Снычёв пройдя разные степени церковной иерархии стал митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, защитил докторскую диссертацию по церковной истории и написал множество вдохновенных книг, в которых была сформулирована русская идея, которая показала тогда политически расколотому русскому народу пути объединения. Русская идея по убеждению владыки имеет своей основой праведность Божия Закона и Евангельских заповедей. Владыка призывал всех примириться, на основе традиционных нравственным и православных духовных ценностях. Объединиться воссоздав общенациональное религиозное и нравственное мировоззрения, объединиться вокруг вековых народных святынь.

Сформулированные митрополитом Иоанном идеи общенационального возрождения в совершенстве отвечали тогда запросам нашего общества. И влияние на людей они тогда имели огромное. Великий русский писатель Валентин Распутин говорил, что владыка своими трудами соединяет народ, соединяет людей даже своим присутствием в жизни народа, а главное своей молитвой о России. Он делает все, чтобы вывести народ из мрака отчаяния и уныния и вооружить его надеждой.

Чего стоит, к примеру, приведенное в книге признание в одном из многочисленных писем к митрополиту Иоанну. В нем атеист и коммунист Александр Квасов пишет, что никогда не думал, что станет писать письма иерарху Церкви. Но под сильным впечатлением от статей владыки, «я осознал вред, что приносит Русской Православной Церкви, да и всему народу нашему протестантизм, католицизм и разные секты. Они богаты, обеспечены привлекающей литературой, разъезжают опытными режиссерами-проповедниками по стране. И растаскивается ими, и раскалывается наш православный люд, как и наша Россия — на „суверенные“ части. И вот я — атеист и коммунист вместе с главой администрации поселка начал работать над объединением православных. Регистрируем в поселке церковную общину, намечаем построить храм строить храм. Вот так, уважаемый владыка Ваша боль о Русской Земле, о русском народе, Ваше горячее слово о нем, у меня, атеиста и коммуниста, воплотилось в желание собрать церковную общину и возвести православный храм!».

Он умер живым

Автор книги «Он родился мертвым, а умер живым» приводит такие слова митрополита Иоанна: «Я не политик — я пастырь». А ведь как пастырь, митрополит должен был народу говорить только одну правду, ту правду, которая помогала бы возрождению русского православного самосознания и объединению народа.

Архимандрит Агафангел (Догадин) в одном из писем сердечно благодарил владыку Иоанна за пробуждение русского многострадального народа. «Вы, как пророк Илия, с ревностью обличаете силы коварства сатанинского. Многая и благая Вам лета!» — писал архимандрит Агафангел.

Однако, «многая лета» владыка не прожил. Он скончался скоропостижно в возрасте 68 лет в 1995 году, при сердечном приступе. Прав Алексей Солоницын — он умер живым. Живым не только для тех людей, которые его лично знали, но и для тех, кто знал и еще будет узнавать его по статьям и книгам.

Прошло уже 22 года после кончины приснопамятного владыки, но он жив в своих трудах, которые нисколько не потеряли своей огромной значимости для нашего народа. Его духовно-нравственные идеи были направлены не только и не столько к тогдашнему обществу, но и к обществу современному, обществу ХХI века. К современным проблемам России и нашего народа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: