Новоафонский монастырь в Абхазии: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Новоафонский мужской монастырь

Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря. Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. С 2011 года монастырь относится к Абхазской православной церкви. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружен садами, парками и расположен на побережье Черного моря.

История Новоафонского монастыря

Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.

Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.

Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.

При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.

Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.

XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.

Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне

Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:

  • храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
  • Иерона-мученика
  • преподобных отцов Афонских
  • Святого Андрея Первозванного
  • Вознесения Господня.

Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.

Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.

В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.

Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:

В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.

Режим работы и правила посещения монастыря

Новоафонский монастырь открыт для туристов и паломников со среды по воскресенье, с 12:00 до 18:00. Вход на территорию бесплатный. Принимаются добровольные пожертвования.

Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.

На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.

Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии

Новоафонский монастырь расположен на небольшом удалении от основных курортных городов Абхазии. Добраться до него можно несколькими способами.

  • из г. Новый Афон можно добраться пешком — монастырь и гора видны из всех точек городка
  • из Сухума, Пинцунды и Гудаутына автомобиле: по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Путь займет от 30 минут до 1 часа.

Маршрут из Сухума — Google Maps:

Из Пицунды:

Из Гудауты:

  • из Сухума, Пицунды, Гудаутына автобусе или маршрутном такси до г. Новый Афон (указано направление на лобовом стекле). Доехать до остановки «Ракушка», что напротив центральной площади. Оттуда — пешком.

Также можно воспользоваться такси: Такси GT (местный недорогой перевозчик), GettTaxi и другими.

Читайте также:
Севастопольское благочиние: храмы и монастыри, отделы, духовенство, святыни

Кроме того, Новоафонский монастырский комплекс входит в большинство организованных экскурсий.

Полный список достопримечательностей Абхазии можно найти в одноименном разделе — с его помощью удобно намечать собственную культурную программу поездки, а так же заочно знакомиться со страной.

Видео-обзор: Новоафонский мужской монастырь в Абхазии

Новоафонский монастырь в Абхазии: волшебная сила молитвы

9 минут для чтения

Адрес: Абхазия, г. Новый Афон.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: круглый год.
Сайт:anyha.org.

Афонский мужской монастырь в Абхазии – святыня, связанная со многими знаковыми событиями, произошедшими в этом крае. Древнее сооружение хранит в своей копилке множество примечательных исторических фактов, его окружает атмосфера старины и духовной святости. Стены скита видели жестокие войны и благодатный мир, мимо них незримо проплывали века, но это удивительное место живет до сих пор и обязательно откроется тому, кто умеет внимательно слушать и замечать каждую мелочь.

ИСТОРИЯ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Мужской монастырь в Новом Афоне появился стараниями православных монахов, прибывших сюда из далекой Греции. Ранее послушники служили в ските Святого Пантелеймона, располагавшегося в Старом Афоне. Надо сказать, что монахи Новоафонского монастыря постарались на славу, создав из практически непригодных земель райский сад. Для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру, построить монастырские помещения и кельи, пришлось в буквальном смысле убрать фрагмент горы совместно с тоннами тяжёлой породы и грунта. Если добавить к этому крайне сложные условия – место проведения работ отличалось экстремальной высотой, то становится понятным, что усилия приложены поистине колоссальные.
Итак, Новоафонский православный мужской монастырь в Абхазии был воздвигнут в здешних горах в 1875 году. Стартовало его строительство благодаря повелению афонских старожилов. Получив приказ, монахи покинули Пантелеймоновский собор в Греции, чтобы построить в Абхазии сооружение, по сей день поражающее масштабами и красотой.

Новоафонский монастырь в Абхазии после возведения функционировал мирно и спокойно ровно два года, но во времена русско-турецких баталий 77-78-го годов XIX века скит подвергся вандальному разграблению. Далее пришлось восстанавливать обитель, и период этот проходил на протяжении двух десятков лет. Активное участие в возвращении святыни народу принимал император Александр III. Его высочество подарил Новоафонскому монастырю множество предметов, в частности, изящные часы, находящиеся на фронтальной поверхности наиболее высокой башни комплекса. Чтобы восстановить фрески Новоафонского монастыря и прочие святыни, на постоянной основе собирались пожертвования прихожан. Основное финансовое бремя приняла на себя братия Пантелеймоновской обители. Как бы то ни было, но работы завершились к 1900 году. В конце первого месяца осени монастырь освятили.
Место, где возведён Новоафонский мужской скит, можно назвать сакральным, потому что находится он близ древнего храма, в котором покоятся мощи одного из апостолов Иисуса Христа Симона Кананита. Его имя переводится как «ревностный служитель Господа», и это абсолютная правда, если верить библейским рассказам. Хотя в самой Библии о Симоне сказано очень мало, но молва приписывает ему множество чудес, например, открытие живительного источника, спасшего сотни батраков, трудящихся на каменоломнях, за что император Траян разгневался и решил тайно умертвить святого.
Следовательно, локация, где построен Новоафонский монастырь, выбрана далеко не случайно: рядом также расположена пещера, где в течение двух лет читал молитвы тот самый Симон Кананит. Грот, кстати, тоже был освящен через девять лет после возведения скита. В пещере, среди прочих, поставили иконы апостолов «ревнителя веры» и «первопризванного», которые можно лицезреть и сейчас. Словом, насельники греческого Афона построили здесь монастырь не просто так, а учитывая богатое христианское прошлое, отличавшее этот абхазский уголок от других.
Духовный оплот продержался ровно до революции 1917 года. Он не был закрыт немедленно, но уже в 24-м году монастырь приравняли к контрреволюционной организации и в буквальном смысле законопатили. Позже Новоафонский скит превратился в банальный склад. Когда началась война с Грузией, Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь открыл свои двери для раненых и стал обширным госпиталем. После окончания конфликта православный комплекс возвратили верующим. В морозном феврале, девять лет тому назад, монастырь официально поместили под юрисдикцию Абхазской православной церкви. Несмотря на исторические перипетии, скит сохранил неповторимое лицо и остался символом христианской веры на Кавказе. Монастырь действующий, поэтому привлекает к себе множество паломников и путешественников.

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЯ

Новоафонский монастырь внутри расписан фресками палехских мастеров, а также московскими художниками. Стены украшались с 1911-го по 1914 год. А вот трапезная монастыря, расположенная под огромной колокольней, украшена фресками авторства волжских кудесников, знаменитых братьев Оловянниковых.
Сам комплекс Новоафонского монастыря состоит из нескольких храмов. Первый – Вознесения Господня, относится к надвратным постройкам, а второй, сооружен в честь памяти первого апостола, призванного Иисусом. Кроме того, монастырь содержит храмы афонских мудрецов, мученика Иерона и церкви, в которой хранится легендарная икона под названием «Избавительница».
В центре возвышается Пантелеймоновский собор. Это довольно крупное, пятикупольное сооружение, наивысшая точка которого составляет 40 м. Площадь собора – 53 на 33 м. На вопрос, сколько куполов в Новоафонском монастыре, можно смело отвечать, что на соборе их пять, к этому стоит добавить купол на высокой колокольне (той самой, с курантами, подаренными императором), и четыре по периметру комплекса.
Обитель построена в довольно востребованном, нововизантийском стиле. Церковные архитекторы конца XIX века активно использовали его в возведении храмов, соборов и церквей.

ДУХОВНЫЕ АРТЕФАКТЫ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Иконы и святыни Новоафонского монастыря, в первую очередь, включают в себя четыре важнейших артефакта.

  • Икона Святого Пантелеймона, которому страждущие молятся об исцелении. Кроме изображения великомученика, икона Новоафонского монастыря содержит также житие святого, состоящее из более полудюжины фрагментов. Считается, что лик был создан в 1896 году в честь торжественного приведения к престолу Николая Романова и августейшей Александры свет-Фёдоровны. Икона много путешествовала после закрытия скита, но всё равно вернулась в альма-матер. В 2009 году её торжественно передали Новоафонскому монастырю вместе с памятной дарственной надписью.
  • Следующая святыня – икона Божьей Матери. Её по праву называют Избавительницей, поскольку лик можно отнести к категории «святыни исполнения желаний». К иконе ходят молиться все, кто верит в её чудодействие. Отзывы о Новоафонском монастыре гласят, что Богоматерь помогает каждому, кто искренне попросит о благе для себя и близких. Скорее всего, это не легенда и не попытка привлечь к скиту больше туристов – ни для кого не секрет, что энергетический посыл молитвы является одним из сильнейших воззваний к небесам. Эксперты говорят, что иконографический образ писан непосредственно в монастыре Святого Кананита. Позже лик оказался на Пелопоннесе, а ещё спустя время – на греческой горе Афон. В 1889 году «Избавительница» попала под своды Новоафонского монастыря Абхазии. Примечательно, что на иконе, помимо Девы Марии, изображён Святой Пантелеймон и Симон Кананит – верный апостол сына Божьего. Именно эти великомученики поддерживают лик Божьей Матери. Вверху изображено известное триединство с нетленным Духом, витающим в виде ангельской птицы. Икона украшает храм апостола А. Первозванного.
Читайте также:
Храм «Всецарица» в Воронеже: описание и адрес храма, история, как добраться

  • Третья святыня представляет собой также лик Божьей Матери, но название у иконы иное – Анакопийская. Помолиться к ней можно прийти в Пантелеймоновский собор Новоафонского монастыря. К сожалению, оригинал утерян и сейчас верующим доступна только репродукция. С данной святыней связана легенда о вероломном нападении арабов на Анакопийскую крепость. Считается, что именно рьяные молитвы Богородице и, как результат, её высокое заступничество, помогли абхазам (тогдашним абазгам) избежать опасности – на арабов снизошёл мор, истребивший более половины вражеского войска.
  • И последняя знаковая святыня Новоафонского монастыря – икона Божией Матери, называемая «Пицундской». Святой лик написан с образа Богоматери 1919 года, находящегося в государственном музее города Пицунды. Но репродукция, размещенная на стене Новоафонского скита, содержит некоторые изменения. Вместо апостолов Крестителя и Златоуста, на иконе изображены Кананит и Андрей Первозванный, что вполне объяснимо, поскольку для православной Абхазии эти святые великомученики более близки по духу. Местонахождение иконы – монастырь Симона Кананита в Новом Афоне.

Фото монастыря в Абхазии, а также снимки некоторых святынь, можно увидеть в данном материале.

РАСКОЛ НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

В 2011 году, когда в Новоафонский монастырь был назначен новый настоятель, произошло следующее событие. Действующих на тот момент игумен – в миру иеромонах Андрей, выказал полное неподчинение рекомендациям Московского патриархата и управляющего церковью Абхазии иерея Виссариона. Прежний Новоафонский игумен выразил недоверие последнему, обвинив его в сговоре с Вселенским патриархом Кириллом – дескать, Виссарион желает единолично решать судьбу церквей региона.
Таким образом, Новоафонский монастырь был вовлечен в скандал, повлекший за собой стихийное собрание, на которое были созваны уважаемые представители многих структур православия Абхазии. После этого ослушника Андрея предали наказанию за оказанное противление высшим иерархическим чинам. Но всё же патриарха попросили не накалять неоднозначную ситуацию, а прислать в Новоафонский монастырь свежего игумена, незапятнанного подозрениями. Как зовут настоятеля Новоафонского монастыря? На данный момент – это иеродиакон Давид, нареченный церковным именем Сарсания. Именно на него возложена миссия возрождать духовную жизнь православного скита и прихода.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО НОВОАФОНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Где находится Новоафонский монастырь? Скит украшает собой подошву Афонской горы. Для того, чтобы увидеть святыню, необходимо приехать в город Новый Афон. Если отправляться из России, то сначала придёт добраться до Адлера, а оттуда через погранпост «Псоу», перейти абхазскую границу. Далее, рейсовый автобус примерно за три часа домчит туристов до Нового Афона. Экскурсии в Новоафонский монастырь организовываются постоянно, некоторые можно приобрести даже на территории сочинских курортов.
Часы работы Новоафонского монастыря варьируются с полудня до 18:00. Чтобы посмотреть достопримечательности святыни, необходимо знать расписание богослужений. Для этой цели лучше посетить официальный сайт Новоафонского монастыря https://anyha.org.

Что еще нужно для того, чтобы комфортно и не оскорбляя чувства верующих, прикоснуться к историческому прошлому христианской Абхазии? Обязательно следует соблюдать правила посещения Новоафонского монастыря. Мужчинам недопустимо заходить в обитель в шортах, а женщинам надо непременно покрывать голову, плечи и надевать длиннополую одежду.
В рамках экскурсии можно увидеть не только сам мужской скит, но и пещеры Новоафонского монастыря, а также тропу грешников. Так называется дорога в Новоафонский монастырь. Согласно легенде, тот человек, который пройдёт её от начала до конца, смиренно опустившись на колени, получит отпущение всех грехов.

Видео Абхазия. Новоафонский монастырь

© A.R.O. blag. Видео из открытого источника https://youtu.be/ZC63YE82Y5k. Не для коммерческого использования.

Что привезти из Новоафонского монастыря? Проходя по тропе грешников, можно встретить предприимчивых абхазов, у которых приобрести сухофрукты, мед и даже чачу – один из гастрономических символов страны. Также незабываемым получится фото внутри монастыря: к примеру, свод Пантелеимоновского собора очень высок, а стены расписаны прекрасными фресками, поэтому снимки не оставят равнодушными никого.
Перед посещением обязательно узнайте график работы Новоафонского монастыря и смело отправляйтесь осматривать одну из самых знаковых святынь Абхазии!

Абхазия. Новоафонский монастырь на карте.

Координаты: 43.088063, 40.820555

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск в конце XI века становится по-настоящему родным для Владимира Мономаха. В 1101 году он закладывает здесь Успенский собор, освящает его. Современный облик собор приобрел при императрице Екатерине II.

История собора

После строительства в 1101 году, храм простоял около 5 веков. Во время войны с поляками в 1611 году, на складах святыни хранили порох и боеприпасы. Поляки, ворвавшиеся за стены святыни, взорвали собор и на руинах обустроили костел. Смоленск был освобожден только в 1677 году. После чего и началось новое строительство храма. Окончательно достроить святыню удалось только в 1740 году.

Читайте также:
Церковь Ильи Пророка в Ярославле: история и адрес храма, описание и архитектура, расписание богослужений, святыни и праздники

При пожаре 1812 года церковь устояла. Во время Великой Отечественной войны, даже немцы не тронули ее. Советским солдатам запретили святыню использовать даже в качестве ориентира для наведения оружия. Таким образом, собору удалось устоять ни смотря ни на какие войны.

Строительство нового собора

Процесс возведения нового храма в 1676 году был возложен на зодчего Королькова Алексея, после нескольких попыток восстановить старый. План нового собора был выслан царем Алексеем Михайловичем, которые возжелал возведения нового на прежнем месте.

Из государственной казны на нужды строительства было выделено 2 тысячи рублей серебром и целых 399 пудов железа.

В 1677 году, 2 августа в торжественной обстановке был заложен первый камень. Стройка шла «стахановскими» методами. Уже через 1,5 года были сооружены стены собора, за что архиепископ Симеон получил сан митрополита, а также 6 лошадей.

Однако не все так было гладко. Материалов катастрофически не хватало, из-за чего Королькову пришлось серьезно отступать от проекта. Он даже не сделал за иконостасом капитальную стену. В следствие чего иконостас отошел от стен по всей высоте и работы прекратили.

Вернулись к строительству храма в 1712 году. Освятили его только в 1740 году. Но буквально через 20 лет произошла трагедия – купол провалился вместе с западными главами.

Екатерина II вторая принимает решение провести реконструкцию святыни и выделяет на это порядка 12 тысяч рублей. Верующие не остаются в стороне и жертвуют тоже свои личные деньги. Работы проводятся под руководством Обухова Петра, который вместо семиглавия делает пятиглавую церковь.

В итоге, в 1772 году, храм приобретает тот вид, который сохранился до наших времен.

Современный вид собора

Современный собор сочетает в себе барокко и древнерусский стиль. Внутри святыни очень светло. Высота сооружения – 69 метров.

Иконостас — это 30-метровое пятиярусное сооружение, с позолотой и резьбой. На нем множество деревянных скульптур. Такой красоты нет ни в одном храме России.

В соборе 3 святыни:

  • чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигрия»;
  • сандалии святого воина Меркурия;
  • золотая тканая плащаница .

Также в стенах храма хранится годуновский список.

Ранее в церкви даже хранился шлем Св. Меркурия, который является покровителем Смоленска. Но он исчез во время войны с французами.

Вторая святыня храма – сандалии святого Меркурия Смоленского. Несмотря на свое иностранное происхождение, заслышав весть о том, что Батый напал на город, он тут же прибыл в Смоленск и отогнал их. Но в схватке сам погиб, благодаря чему и причислен к лику святых.

Третья значимая святыня – плащаница «Положение во гроб». На ней вышита дата изготовления – 1561 год. Изготовили ее в мастерской тетушки Ивана Грозного – Ефросиньи Старицкой. Изначально она находилась в Московском Кремле. В 1812 году французы ее похитили. Однако смоленским солдатам удалось ее отобрать и в знак благодарности она была пожалована Успенскому храму.

Чудотворная икона Одигитрия

В Смоленске две иконы Богородицы Одигитрии, одна находится в соборе, другая в Православной гимназии.

Легенда гласит, что икону, находящуюся в соборе, написал евангелист Лука. Она изначально находилась в Антиохийской церкви, затем попадает в Константинополь во Влахернский храм.

Когда Мономах отдает свою дочь за черниговского князя, он благословляет ее этой иконой. Позднее, после строительства храма на Соборной горе, Мономах привозит икону из Чернигова и в последствии она выступает в качестве главной святыни собора.

Примерно в 1399 году, икона оказывается в Москве и возвращается в храм только в 1456 году. Вплоть до 1941 года, икона не покидала стен храма, но в тот год она исчезла без следа.

Теперь на ее месте красуется икона Богоматери Одигрии, которая была написана для надвратной церкви. У нее овальное завершение. Размер 243 Х 130 см.Драгоценный оклад она приобрела только в 1954 году.

Соборная колокольня

Как выглядела колокольня при Владимире Мономахе так и не удалось установить. Первое упоминание об отдельно стоящей колокольне есть в летописях от 1656-1669 годов. После разрушения храма возвели «филаретовскую» колокольню, примерно в 1763-1772 годах. Запечатлена она на иконе «Святые Авраамий и Меркурий Смоленские». Тогда она имела два яруса.

Сохранившееся до наших времен строение возведено в барочном стиле. Это 2 декорированных четвертака, с 24 колоннами на 1 ярусе и 16 на верхнем ярусе.

Самые полные сведения о колоколах храма можно найти только в документах Советского периода. В 1929 году, когда началась компания по снятию колоколов, проводится их подсчет, включая и Успенский собор. Тогда в описи числится 6 колоколов, самый большой весом в одну тысячу пудов и датированный 1741 годом. Участь их неизвестна, в музее даже не сохранились скопированные орнаменты и надписи.

Детинец на Соборной горе

Первое упоминание о Смоленске есть в летописях от 863 года. Культурный слой на Соборной горе, где расположен храм, по толщине составляет от 1,2 до 5,6 метра. Здесь найдены множественные остатки деревянных строений, предметы из бронзы и меди, стеклянные изделия, украшения. Во время раскопок удалось установить, что пик развития на горе пришелся на XII-XIII века.

Детинец находится на левом берегу реки Днепр, на горе Соборная. Первые поселенцы здесь появились в VI-VIII веках. Следов пребывания людей в период IX-X веков не обнаружено. Именно в XI веке, гора превращается в детинец. Тогда это была сплошная застройка из деревянных домов на площади в 3 га.

Читайте также:
Софийский собор в Вологде: история и описание, адрес, архитектура, праздники и святыни

Как добраться самостоятельно

К собору добраться на общественном транспорте очень просто. В эту сторону двигаются автобусы №№ 3, 9, 19, 7, 10, 22 и 22 ш, 31, 33, 38, 164, 113. Выходить необходимо на остановке «Улица Соболева». Много маршрутных такси №№ 27н, 119, 41н, 38н.

Правда, от остановки придется немного пройтись. На остановке необходимо повернуть на улицу Соборная гора и пройтись около 10 минут.

Если приехать в город на поезде, то от него можно дойти пешком, буквально за 30 минут. Для этого необходимо выйти на улицу 12 лет Октября, повернуть на улицу Кашена, затем на улицу Беляева, пройтись по мосту и выйти на улицу Соболева, откуда уже виднеется храм.

Не забывайте, что для входа в святыню необходимо соблюдать определенные правила. Не допускается заходить в пляжных вещах, шортах или спортивной одежде. Женщины не должны быть в брюках и обязательно с покрытой головой.

Утренние богослужения в будни дни начинаются в 9 утра, вечерние в 6 вечера. В праздничные и выходные дни в 7 и 10 утра, вечером в 18:00.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

История постройки

Смоленский городской собор входит в число наиболее прославленных и величественных церквей России. Его здание возвышается над всеми городскими постройками. Появление храма стало возможным благодаря Владимиру Мономаху, который осуществил его закладку в начале XII века (1101 г.) Об этом есть подтверждение в «Ипатьевой летописи».


Успенский кафедральный собор в Смоленске

Мономах курировал возведение центрального городского собора. На то время каменные церкви были редкостью в Смоленском княжестве. Князь подарил новопостроенному собору образ Божьей Матери, передаваемый в его семье из поколения в поколение и прославивший себя чудесами, — икону «Одигитрю». Это событие имело огромное политическое значение, превращая Смоленск в стольный град княжества. По 1150 года отмечено освящение Успенского храма.

Ради чего стоит посетить собор

Свято-Успенский собор – одно из самых высоких исторических сооружений Смоленска. В его комплекс входят палаты, каретные корпуса и колокольня. Настоящая гордость храма – 30-метровый иконостас, в лучших традициях русского православия отделанный драгоценной позолотой и искусными узорами. В соборе хранится несколько старинных икон, сандалии Святого Меркурия и шитая пелена «Положение во гроб» — все святыни уникальны и действительно заслуживают внимания. А еще Успенский собор Смоленска стоит на вершине горы и сам по себе является отличной обзорной площадкой, с которой открывается замечательная панорама Днепра, Смоленской крепости, исторических и новых кварталов.

Архитектура и убранство храма

Взрывом здание храма было основательно разрушено, но все равно оставалось жемчужиной архитектурного зодчества. Поляки использовали полуразрушенный собор для своих богослужебных нужд и устроили в нем костел. Даже несмотря на то, что вверху храм был серьезно поврежден, — перекрыли кровлю досками.

На месте поврежденного войной собора впоследствии был возведен другой, обновленный храм. Его архитектурные особенности:

  • крестово-купольный;
  • кубический;
  • с трехчастной апсидой;
  • с тремя порталами входа.

Украшением кафедрального собора служит иконостас, покрытый позолотой, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-прикладного искусства. В его росписи участвовали мастера, чье искусство формировалось под влиянием школы Андрея Рублева.


Интерьер Успенского собора

Собор внутри очень просторный, он имеет около двух тысяч метров. Внутри высота достигает около тридцати метров, снаружи — более семидесяти метров. Закончена постройка собора была к 1772 году, и с этого времени никаких изменений во внешнем виде здания не было.

В завершении XVIII века вблизи храма построили помещение для городских часов, а также колокольню, на которой разместилось три колокола:

  • праздничный;
  • всемилостивый;
  • будничный.

Именно отсюда начинается колокольный звон над городом. Нынешний ансамбль соборного холма составляет:

  • сам собор;
  • храм Иоанна Предтечи;
  • Благовещенская церковь;
  • архиерейские и бывшие гостиные палаты.

К собору вверх по склону ведет большая широкая лестница, подчеркивающая величественность места, которое тысячелетиями является сердцем Смоленской земли.

Смоленск нередко страдал от различных войн, но редкая и величественная красота храма покоряла даже сердца захватчиков. Существуют исторические свидетельства тому, что сам Наполеон преклонил обнаженную главу перед зданием храма, когда вел свои войска на Москву. А генерал-полковник Гудериан, возглавлявший немецкие танковые войска в 1941 году, издал приказ о бережном отношении к зданию собора.

Советским артиллерийским войскам тоже было запрещено во время обстрела оккупированного города использовать храм в качестве ориентира. В советское время в стенах собора находился антирелигиозный музей.

Важно! По-настоящему святыня ожила, когда Смоленскую кафедру возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел здесь 25 лет своего архиерейского служения. Ежедневно сюда приходят сотни людей для того, чтобы совершить молитву, чтобы проникнуться той необычайной атмосферой, которая царит здесь на соборном холме.

Свято-Успенский Кафедральный собор

Успенский собор был заложен в Смоленске в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха. В 1611 году после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей. После этого, в течение XVII-XVIII веков, храм начали возводить заново. В результате ошибок, купола Успенского собора неоднократно обрушивались. Однако, в конце концов, он принял приблизительно тот вид, в котором и сохранился до наших дней.

Успенский собор пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей. И теперь собор является не только главным храмом Смоленской епархии, но и самой известной туристской достопримечательностью Смоленска.

Читайте также:
Щигровская епархия: храмы и монастыри, духовенство, описание

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.

Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.

Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.

В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Адрес: Смоленск, ул. Соборная гора, д.5

Деятельность прихода

На территории кафедрального собора ведется широкая просветительская деятельность. Все желающие могут посещать образовательные лекции, проводимые в рамках:

  • воскресной школы для взрослых. Птн.,18-00 и вс.,12-00, в тронном зале епархиального управления;
  • молодежного дискуссионного клуба «Богослов». Пн., 19-00, в административном здании Успенского собора;
  • кадетского класса «Хутор Рай».


Богослужение в Успенском соборе

Воскресная школа проводит занятия по изучению Священного Писания, богословских трудов, клиросного пения.

Расписание богослужений и престольные праздники

График служений в кафедральном Соборе города Смоленска в общих чертах выглядит примерно так:

Молебен с акафистом Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрии»

Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу или преп. Серафиму Саровскому (поочередно, через неделю)

Молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему или Казанской иконе Божьей Матери (поочередно, через неделю)

Внимание! Престольные празднования проходят в соборе несколько раз в году. Один из них, 10 августа, отмечается в честь смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Праздничными торжествами проходит 28 августа — день памятования об Успении Пресвятой Богородицы.

История Успенского Собора

Предок современного храма связан со временем правления Владимира Всеволодовича Мономаха, распорядившийся о его возведении в XII веке. В 1136-1137 гг., во времена княжения Ростислава Мстиславича (потомок Владимира Мономаха) и процветания Смоленского княжества, была учреждена Смоленская епархия, после чего Успенский собор получил статус кафедрального.

В 11-ом году XVII века при вторжении польских войск, защищавшие Успенский собор горожане воспользовались взрывчаткой и взорвали себя в нем. Взрыв уничтожил часть храма, мирно простоявшего до сего часа пять веков. Выживших после добивали. Впоследствии захватчики застроили его и учинили из него свой католический храм.

После возврата своих владений было решено демонтировать и выстроить церковь заново. Спустя пару лет под контролем Алексея Королькова начались работы по строительству храма, увеличенного в размерах. Но из-за допустимых ошибок появился риск крушения, и работы были приостановлены до начала XVIII века. К 40-му году XVIII века под новым руководством Готфрида Шеделя завершилось строительство собора, что владел семью куполами. Однако через 20 лет обвалились купола храма. Перестраивал его окончательно уже Пётр Обухов, оставив традиционное пятиглавие и дав то обличье, что осталось до нашего времени.

Читайте также:
Карповская церковь в Нижнем Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Во время захвата французами Смоленска в 1812 году особо не пострадало здание собора, очень впечатлившее своей величественностью самого Наполеона, который после установил стражников, чтобы круглосуточно его хранить.

Впоследствии очередной оккупации Смоленска уже немецко-фашистскими войсками генерал-полковник вермахта нашел случай познакомиться с собором Успения Пресвятой Богородицы, который оказался цел. Позже он вспоминал, что все значимые изделия располагались кучкой в центре зала. Немец приказал смотрителю собора с вытянутой седой бородкой взять на себя обязанность за хранение драгоценностей. В итоге вызолоченные резные рамки иконостаса остались сохраненными, а дальнейшая судьба собора ему неизвестна.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск — один из древнейших городов на Руси. Впервые упоминается в 863 году. За свои 1150 лет побывал он в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, и наконец, Московского государства. Множество испытаний выпало на долю этого города. Духовную поддержку и помощь жители Смоленска черпают благодаря множеству храмов, находящихся на их земле, — самый величественный из которых Успенский кафедральный собор.

История постройки

Смоленский городской собор входит в число наиболее прославленных и величественных церквей России. Его здание возвышается над всеми городскими постройками. Появление храма стало возможным благодаря Владимиру Мономаху, который осуществил его закладку в начале XII века (1101 г.) Об этом есть подтверждение в «Ипатьевой летописи».

Мономах курировал возведение центрального городского собора. На то время каменные церкви были редкостью в Смоленском княжестве. Князь подарил новопостроенному собору образ Божьей Матери, передаваемый в его семье из поколения в поколение и прославивший себя чудесами, — икону «Одигитрю». Это событие имело огромное политическое значение, превращая Смоленск в стольный град княжества. По 1150 года отмечено освящение Успенского храма.

К тому времени была уже учреждена отдельная Смоленская епархия, а церковь становится главным кафедральным собором. До этого Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии. При получении самостоятельности епископия дополнительно заимела от князя Ростислава, внука Мономаха, большие земельные владения, значительные доходы. Это соглашение между светскими и духовными властями известно в истории как «Уставные грамоты Ростислава».

Смутное время обрекло храм на печальную участь. Король Сигизмунд выступил военным походом против России. И в сентябре началась 20-месячная осада Смоленска. Этот страшный и одновременно героический период в истории города завершился именно здесь. По предположению, горожанами были взорваны складские помещения, хранившие порох и другие боеприпасы.

Архитектура и убранство храма

Взрывом здание храма было основательно разрушено, но все равно оставалось жемчужиной архитектурного зодчества. Поляки использовали полуразрушенный собор для своих богослужебных нужд и устроили в нем костел. Даже несмотря на то, что вверху храм был серьезно поврежден, — перекрыли кровлю досками.

На месте поврежденного войной собора впоследствии был возведен другой, обновленный храм. Его архитектурные особенности:

  • крестово-купольный;
  • кубический;
  • с трехчастной апсидой;
  • с тремя порталами входа.

Украшением кафедрального собора служит иконостас, покрытый позолотой, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-прикладного искусства. В его росписи участвовали мастера, чье искусство формировалось под влиянием школы Андрея Рублева.

Собор внутри очень просторный, он имеет около двух тысяч метров. Внутри высота достигает около тридцати метров, снаружи — более семидесяти метров. Закончена постройка собора была к 1772 году, и с этого времени никаких изменений во внешнем виде здания не было.

В завершении XVIII века вблизи храма построили помещение для городских часов, а также колокольню, на которой разместилось три колокола:

  • праздничный;
  • всемилостивый;
  • будничный.

Именно отсюда начинается колокольный звон над городом. Нынешний ансамбль соборного холма составляет:

  • сам собор;
  • храм Иоанна Предтечи;
  • Благовещенская церковь;
  • архиерейские и бывшие гостиные палаты.

К собору вверх по склону ведет большая широкая лестница, подчеркивающая величественность места, которое тысячелетиями является сердцем Смоленской земли.

Смоленск нередко страдал от различных войн, но редкая и величественная красота храма покоряла даже сердца захватчиков. Существуют исторические свидетельства тому, что сам Наполеон преклонил обнаженную главу перед зданием храма, когда вел свои войска на Москву. А генерал-полковник Гудериан, возглавлявший немецкие танковые войска в 1941 году, издал приказ о бережном отношении к зданию собора.

Советским артиллерийским войскам тоже было запрещено во время обстрела оккупированного города использовать храм в качестве ориентира. В советское время в стенах собора находился антирелигиозный музей.

Важно! По-настоящему святыня ожила, когда Смоленскую кафедру возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел здесь 25 лет своего архиерейского служения. Ежедневно сюда приходят сотни людей для того, чтобы совершить молитву, чтобы проникнуться той необычайной атмосферой, которая царит здесь на соборном холме.

Святыни

В соборе два престола главный — освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — в честь чудотворного образа «Одигитрии».

Икона «Одигитрия»

Этот святой лик заслуживает особого внимания. По легенде икона написана Лукой, апостолом и евангелистом. Из Антиохии святыня проделала путь в Иерусалим, затем в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме. Отсюда попала в наши земли, где и стала именоваться Смоленской.

Греческий император-отец, благословляя свою дочь на брак с сыном Ярослава Мудрого, подарил молодоженам святой лик. От этого брака родился Владимир Мономах, который и передал икону, благословение своей матери, в Смоленский городской собор.

По молитвам к этому святому лику произошло множество чудес:

  • спасение от татарского набега (1239 г.);
  • помощь в победе над французскими захватчиками (1812 г.);
  • многие другие.
Читайте также:
Греческая православная церковь: чем отличается от русской, патриарх и святые

Древний, первоначальный образ «Одигитрии», пришедший к нам на Русь из Константинополя, бесследно исчез. Его дальнейшая и нынешняя судьба неизвестна. Но по Руси разошлось множество списков с чудотворной иконы, которые стали не менее популярны среди верующих и почитаемы ими. В кафедральном соборе Смоленска сейчас находится копия, создание которой датируется 1602 годом.

Плащаница «Положение во гроб»

С левой стороны на одном из опорных столбов находится плащаница «Положение во гроб». Это уникальное, редкой красоты произведение, являющееся образцом древнерусского шитья. Как сообщает нам надпись у стоп Христа, также сделанная вышивкой, плащаница была сотворена в мастерских Ефросинии Старицкой (1561 г.), которая являлась близкой родственницей и тетей Иоанна Грозного.

Ещё статьи о православии:

Была похищена французскими воинами во время похода на Русь в 1812 году. Русский отряд отбил у неприятеля обоз, в котором находилась святыня. Была передана в Смоленский кафедральный собор на вечное хранение, учитывая заслуги города в Отечественной войне.

Меркурий Смоленский

По легенде, когда войска хана Батыя стояли под Смоленском, некий иностранец именем Меркурий молился перед иконой смоленской Божьей Матери «Одигитрии». И Богоматерь повелела одеть ему броню и отправиться в стан орды. Когда посреди ночи в татарском стане появился богатырь с мечом и перебил множество воинов, татары испугались и отошли от Смоленска. Меркурий почитается в этом городе как святой, а его сандалии хранятся в соборе.

Существует предание, что до тех пор, пока в кафедральном соборе хранятся доспехи св. Меркурия, Царица Небесная будет хранить Смоленск от всяческих бед и вражеского нашествия.

Преп. Авраамий Смоленский

В храме хранится несколько икон с изображением этого святого.

Сам он родом из Смоленска, здесь же и подвизался в монастыре, отдав иноческому подвигу 50 лет. Родился во 2-й половине 12-го века в богатой семье. Праведностью и святой жизнью возбуждал к себе зависть и соперничество со стороны знати и духовенства. Претерпел много клеветнических обвинений и гонений. Был назначен настоятелем монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.

Другие святыни

Среди особо почитаемых святынь смоленского кафедрального собора следует упомянуть Казанскую икону Божьей Матери. Была вынесена из алтаря в левый придел после случившегося с ней чуда мироточения (22.11.1991 г.). Очень почитаема верующими икона преподобного Серафима Саровского. Особое отношение к ней появилось после мироточения (14.03.1994 г.).

В правой части храма находится большое деревянное Распятие, роспись которого предположительно принадлежит В. Васнецову. Пятиярусный иконостас выполнен известным мастером С. Трусицким и его помощниками (1730-40 гг.).

Деятельность прихода

На территории кафедрального собора ведется широкая просветительская деятельность. Все желающие могут посещать образовательные лекции, проводимые в рамках:

  • воскресной школы для взрослых. Птн.,18-00 и вс.,12-00, в тронном зале епархиального управления;
  • молодежного дискуссионного клуба «Богослов». Пн., 19-00, в административном здании Успенского собора;
  • кадетского класса «Хутор Рай».

Воскресная школа проводит занятия по изучению Священного Писания, богословских трудов, клиросного пения.

Расписание богослужений и престольные праздники

График служений в кафедральном Соборе города Смоленска в общих чертах выглядит примерно так:

Молебен с акафистом Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрии»

Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу или преп. Серафиму Саровскому (поочередно, через неделю)

Молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему или Казанской иконе Божьей Матери (поочередно, через неделю)

Как добраться

Находится кафедральный собор в г. Смоленске по ул Соборный двор, дом 5. Недалеко расположена остановка «Ул. Соболева», добраться до которой можно:

  • автобус — №№ 164, 113, 38, 33, 31, 27, 23, 22ш, 22, 19, 10, 9, 7,3;
  • маршрутка — №№ 119, 56н, 55н, 52н, 46н, 41н, 38н, 27н, 16н, 13н, 9н, 2н.

От остановки до собора идти не более десяти минут. С ул. Соболева свернуть на ул. Соборная гора.

§ 20. Собор Успения Пресвятой Богородицы

В облака упирается звонницей
Пятиглавый Успенский собор:
Ему в ноги и Солнце поклонится,
Расстилая закатный ковёр

Золотых куполов пятицветие —
Будто птица летит над землёй,
С высоты озирая столетия,
Озаряет Смоленск красотой.

Колокольными лёгкими звонами
Вселит в души добро и покой,
Пролетит серебристыми клёнами
На луга за уснувшей рекой.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 г. Это было первое каменное здание в городе. В первоначальном виде собор сохранялся до начала XVII в.

В 1611 г. после почти двухлетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего часть собора была разрушена.

Новая история собора начинается после возвращения Смоленска в состав Московского государства. В 1677 г. на месте разобранного Мономахова собора по указу царя Алексея Михайловича под руководством зодчего Алексея Королькова был заложен новый собор. На строительство из казны было отпущено 2 тыс. рублей серебром и 399 пудов железа. Строительство нового здания продолжалось почти 100 лет и закончилось в 1772 г. Возведением собора на разных этапах руководили архитекторы Антон Шедель и Пётр Обухов

Общая площадь Успенского кафедрального собора более 2000 м 2 , что почти в два раза больше площади Успенского собора в Московском Кремле, высота его стен около 70 м.

Здание собора не пострадало ни во время наполеоновского нашествия, ни во время гонений на Церковь в советский период, ни во время немецко-фашистской оккупации.

В XX в. Свято-Успенский собор постигла участь многих православных церквей. Он был закрыт в 1933 г. В стенах храма располагался антирелигиозный музей. Богослужения в соборе были возобновлены в 1941 г.

В церковном календаре православные христиане выделяют двенадцать особенно значимых праздников, установленных в память о событиях священной истории. Отсюда их наименование «двунадесятые» праздники. Стоит отметить, что самый главный христианский праздник — Пасха — не входит в число двенадцати, его называют «праздников праздник».

Читайте также:
Владимирский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В числе двунадесятых праздников есть Господские праздники (в честь Господа Иисуса Христа) и Богородичные праздники (в память о событиях жизни Пресвятой Богородицы). К Богородичным праздникам относятся: Рождество Богородицы (8 / 21 сентября по старому и новому стилю соответственно), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября / 4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта / 7 апреля), Успение Богородицы (15 / 28 августа).

Помимо четырёх двунадесятых праздников Богородице посвящены многочисленные праздники в честь чтимых икон Божией Матери, точное число которых не известно (насчитывается около 700).

Как видно из названий великих Богородичных праздников, они посвящены Рождеству, Введению во храм, Благовещению, Успению Богородицы.

Рождество Богородицы — рождение матери Иисуса Христа у престарелых родителей Иоакима и Анны. Введение во храм — введение трёхлетней Марии в Иерусалимский храм, при котором она воспитывалась до совершеннолетия. Благовещение — благая весть от Бога, переданная Марии архангелом Гавриилом о грядущем рождении от Неё Спасителя — Иисуса Христа.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы посвящён воспоминанию о смерти (успении) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Девой Марией и совершить Её погребение. Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Свято-Успенского кафедрального собора Смоленска.

Смоленский Свято-Успенский собор — сердце нашего города, его визитная карточка. Его воспевают в своих произведениях многие поэты. Обратимся к стихотворению В. Коробова, которое является эпиграфом данного параграфа. Оно яркими образными средствами передает красоту и величие собора, его духовную силу и мощь.

В первой строфе стихотворения содержится гипербола. Найдите ее и объясните, с какой целью автор употребляет эту гиперболу. Как вы понимаете метафору «ему в ноги и Солнце поклонится»? Найдите в последней строфе строку, в которой выражена духовная сила святыни?

1. Перечислите основные даты истории Свято-Успенского собора.

2. Раскройте содержание праздника Успения Пресвятой Богородицы на основе разъяснения митрополита Антония Сурожского: «Успение — слово славянское, оно значит, что Божия Матерь уснула, как говорили в древности, сном земли, умерла. Но в слове „умереть“ много горечи, чувства поражения. В слове „успение“ — чувство покоя. И действительно, в празднике Успения мы радуемся о том, что Божия Матерь, Чьей верой Христос пришёл на землю, Чьей верой Он был свободен совершить Свой трагический путь, уснула сном земли, и что в этот момент Она снова оказалась лицом к лицу с воскресшим и вознёсшимся на небо Своим Сыном и Своим Богом».

2. Святыни Успенского собора

В Свято-Успенском соборе хранятся святыни, которые известны далеко за пределами Смоленщины, — плащани́ца «Положение во гроб» (XVI в.), Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.), о которой вы узнаете в следующей теме, и сандалии мученика Меркурия (XIII в.), с подвигом которого вы уже познакомились.

Бесценным сокровищем Успенского собора является старинная плащаница «Положение во гроб». На ней изображено положение во гроб Иисуса Христа. Плащаница — плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа. Также бывают плащаницы с изображением усопшей Богородицы.

Плащаница, хранящаяся в Успенском соборе, — прекрасное произведение древнерусского шитья из мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Ивана Грозного. На ней вышиты дата создания (1561) и авторская надпись, расположенная справа вертикально у ног усопшего Спасителя. Надпись шита вязью, золотом в две строки. Она сообщает о том, что плащаница — вклад в Московский Успенский собор на помин души князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного, и его матери Ефросиньи.

В России сохранилось ещё три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна — в Троице-Сергиевой лавре, вторая — в музеях Московского Кремля и третья — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора — самая большая и самая лучшая по сохранности. По своей древности, чистоте отделке золотом, серебром и шёлком разных оттенков, мастерству исполнения плащаница представляет собой драгоценную редкость.

В 1812 г. французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор. Несколько позже, учитывая важную роль и выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 г., было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленском Свято-Успенском соборе. Ныне она находится в застеклённой витрине у северо-западного столпа.

1. Какие святыни находятся в Успенском соборе Смоленска?

2. В чем состоит уникальность хранящейся в Успенском соборе плащаницы?

3. Иконостас Успенского собора

Великолепный пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730–1740 гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым. Иконы (позже поновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами. Иконостас собора — выдающееся произведение в стиле украинского барокко, поражающее грандиозностью размеров и торжественностью облика.

Высота иконостаса — 31 м. На фоне позолоченной резьбы эффектно выделяются иконы с ярким, насыщенным цветом. Всего их насчитывается 99. Они разделены богато украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон.

Иконы иконостаса неоднократно реставрировались и заменялись. 5 июня 2010 г. патриарх Кирилл освятил воссозданный к юбилею города иконостас Свято-Успенского кафедрального собора.

Читайте также:
Алексеевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Известный смоленский краевед и искусствовед В. М. Аникеев описывает этот иконостас следующим образом: «Уходящий ввысь под самые своды предалтарный деревянный резной иконостас поражает своим великолепием. Каскады витых колонн, увенчанных капителями; многоярусные карнизы; филёнки, обрамляющие живопись; створки Царских врат — всё торжественно сияет в потоке света, льющегося через окна собора. Мерцающие позолотой гроздья винограда, цветы подсолнуха, мальвы, листья аканта и дуба переплетаются в сложном узоре двухслойной резьбы. Столь же прекрасны иконостасы у стен и столбов, резные напрестольная сень и архиерейское место — творения мастеров XVIII века».

1. Что такое иконостас?

2. Каковы особенности иконостаса Смоленского Успенского собора?

1. О каких событиях в истории Смоленского Успенского собора свидетельствуют следующие даты: 1772, 1611, 1101, 1677 гг.?

2. Подготовьте рассказ с презентацией об одной из святынь Успенского собора.

3. Посетите Успенский собор и напишите эссе на тему: «Свято-Успенский кафедральный собор: история и современность».

Свято-Успенский кафедральный собор

Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5.
Тел.: 8 (4812) 38-12-62, 38-07-57.
E-mail: SmolenskiyUspenskiySobor@gmail.com
Web-site: www.smolsobor.ru
Страница в социальной сети: vk.com/cathedral.sobor.smolensk

Настоятель: иерей Владислав Баган

Священнослужители:
протоиерей Михаил Горовой
протоиерей Григорий Трубин
протоиерей Александр Мельничук
иеромонах Рафаил (Ивочкин)
иерей Геннадий Дегтяр
протодиакон Игорь Маллер
протодиакон Игорь Пешков
протодиакон Павел Каратаев
диакон Тарасий Супрыкин

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор. История

В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н.Н. Воронина и доктора исторических наук П.А. Раппопорта.

До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.

Возрождение Успенского собора на прежнем месте

Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.

Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.

После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.

2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.

Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.

Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.

К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.

В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.

Читайте также:
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине: история и адрес храма, расписание богослужений, настоятели

Архитектурное устройство собора

В соборе два престола: главный престол освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный – во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича французским командованием к собору была приставлена охрана.

По композиции Смоленский Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками. Собор имеет три портала – входа. Главный – западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами.

Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы. Внутреннее пространство собора очень обширно: собор занимает площадь более 2000 кв. метров. Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м. устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице, в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.

Внутреннее убранство

Над внутренним убранством собора в 1730-40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.

Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними – резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена. Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.

Есть предположение, что и иконы собора были написаны создателем иконостаса Трусицким, но возможно и иконописцами местной школы – о ней пишет первый историк Смоленска Никифор Мурзакевич.

Почти все иконы предалтарного ряда переписаны заново или неоднократно реставрировались. Первая реставрация была произведена в 1767-1772 годах, когда иконостас был разобран и вынесен из собора в специально подготовленные помещения, где заново вызолочен, а иконы реставрированы.

В 1820 при Преосвященном Иосифе была «обновлена позолота на иконостасе во всю вышину его под самые своды, исправлена живопись на иконах и исправлены стены». В 1888 году все иконы были переписаны московским художником Морозовым. В 1900 году владимирский живописец Парилов вновь переписал иконы в алтаре Одигитриевского предела.

В 1977-78 году ряд икон местного деисусного и пророческого чина и иконы из круглых медальонов 5-го яруса были очищены реставраторами от позднейших записей. Из всех росписей иконостаса сохранилась в первоначальном виде лишь одна икона «Великий Архиерей». Христос изображен сидящим на златокованом, богато орнаментированном престоле, одетым в изукрашенный золотым узорочьем саккос и корону, с благословляющей десницею и скипетром и державою в другой руке. Икона писана в удивительно мягком колорите терпких, теплых тонов.

В первоначальном виде сохранился запрестольный образ Царицы Небесной в полный рост с Богомладенцем на руках. Особенностью интерьера Успенского сбора является обилие в нем деревянной скульптуры, а так же кафедры, являющей образец резного искусства. Основные мотивы резьбы иконостаса – мотивы пышного украинского барокко – повторяются в оформлении архиерейского места справа и великолепной остроконечной сени, поставленной над престолом на резных золоченых колоннах.

Святыни Успенского собора

К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.

У левого опорного столба находится другая святыня смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб» – как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа – плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против Иоанна. В 1563 году она была сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством, так же как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны. Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560).

Плащаница, находящаяся в смоленском Успенском соборе, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него, вместе с другими ценностями, плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.

Другие чтимые иконы собора: образ Казанской иконы Божией Матери, находившийся первоначально в алтаре и вынесенный в левый придел после мироточения 22 ноября 1991 года, образ преподобного Серафима Саровского, который стал особенно почитаем после мироточения 14 и 15 марта 1994 года, а также большое деревянное Распятие в правой части храма, роспись которого приписывается В. М. Васнецову.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: