Новодевичий монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Новодевичий монастырь

Кремль в миниатюре

В начале XVI века на левом низинном берегу Москвы-реки появился Новодевичий монастырь — крепость, закрывавшая врагу путь на Москву с юго-запада.

Новодевичий монастырь основали в 1524 году по обету Василия III — через 10 лет после возвращения Смоленска в состав русских земель.

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями — Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним — Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в Кремле.

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из Кремля в Новодевичий переселилась его вдова — царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Читайте также:
Николо-Берлюковская пустынь в Московской области: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые — Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря — пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу Успенского собора в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» — колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов — создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после Ивана Великого.

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже — представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Новодевичий монастырь

ГЛАВНОЕ

Новодевичий монастырь в Москве ‒ один из главных православных комплексов, сыгравший большую роль в истории религии и в общественной жизни страны. И этот же монастырь — один из красивейших архитектурных памятников столицы, шедевр XVI-XVII веков. Новодевичий монастырь внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия человечества как выдающийся образец московского барокко, а в древнем и доныне действующем Смоленском соборе монастыря сосредоточены важные православные святыни.

Новодевичьего монастырь был ключевым форпостом на юго-западной окраине Москвы и имеет вид настоящей крепости. Удаленное местоположение позволяло служителям Господа служить и мирскому царю: они первые поднимали тревогу и первые принимали бой. С такими намерениями в 1524 г. царем Василием III был основан и Новодевичий монастырь. Сейчас прекрасный памятник архитектуры, этот монастырь за шесть веков существования стал эпицентром самых разнообразных событий истории страны, пережил ее многие знаковые и трагические моменты: создание Московского государства, эпоху Смуты, войны, перевороты, революции, кампании сначала по уничтожению, а потом по восстановлению православных символов. В XIX-XX вв. некрополь монастыря стал местом захоронения знаменитых личностей – людей искусства, науки, советских партийных руководителей. Удивительно богатая история Новодевичьего монастыря наполнена легендами.

При планировании посещения стоит учитывать, что некоторые помещения строились как летние (например, Смоленский собор), и в зимнее время доступ в них закрыт. Обязательно включите в маршрут прогулку вокруг Новодевичьих прудов, что в парке под стенами монастыря. Этот парк очень уютный, с его стороны открывается чудесный панорамный вид на монастырь. Обратите внимание на копию скульптуры Нэнси Шён «Дорогу утятам!», изображающей утят из книги Р. Макклоски. Эта скульптурная композиция была подарена супруге президента СССР Раисе Горбачевой в 1991 году супругой президента США Барбарой Буш.

Читайте также:
Николай Агафонов: биография протоиерея, книги и рассказы, труды

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Поговорим сначала о названии — Новодевичий. Первым женским монастырем в Москве был Зачатьевский монастырь, основанный в районе Остоженки еще в XIV в. Его и считают «Стародевичьим». Интересна еще одна версия. Место, на котором построен Новодевичий монастырь, издавна имело два названия ‒ Самсонов луг и Девичье поле. Согласно легенде, здесь во времена золотоордынского ига татарские баскаки собирали девушек со всех концов Москвы, которых в качестве уплаты дани отправляли в Золотую Орду как служанок или наложниц.

Начинается история Новодевичьего монастыря в XVI в. Во время правления царя Василия III в 1514 г. в состав государства вернулась земля Смоленск. Это важное событие стало завершением собирания русских земель, ознаменовав создание единого и независимого Московского Государства. По легенде, Василий дал обет в случае победы построить монастырь и возвести в нем храм в честь Богородицы. Именно Смоленский собор был первым построен на территории Новодевичьего монастыря; в нем находится древняя чудотворная икона Смоленской Божьей матери Одигитрия, в честь которой храм был освящен. По легенде, храм был основан на месте, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой Богородицы, которую по воле московского князя Василия Темного возвращали в Смоленск.

Собор отличается от остального облика монастыря: он построен по образу Успенского собора Кремля, который для всех зодчих позднего средневековья стал эталоном православного храма. Строительство собора приписывается архитектору итальянцу Алевизу Новому, по другой версии его строил Нестор. Это традиционный пятиглавый храм с ясными, читаемыми, простыми формами. В интерьерах собора сохранилась фресковая живопись XVI в.

Сам монастырь начал сооружаться несколько позже. Многие историки связывают начало строительства с разводом Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой, которая после 20 лет брака так и не родила наследника. Царь даже запретил своим племянникам жениться, чтобы избежать появления сторонних претендентов на престол. Страх остаться без опоры-наследника заставил его пойти на беспрецедентный шаг ‒ развод. Это событие, да еще и с последующей ссылкой Соломонии в монастырь, вызвало большой резонанс в патриархальном обществе, но протесты были жестоко подавлены царем. Священнослужители, выступавшие против, были сосланы, а митрополит московский лишен сана. Считается, что именно для заточения Соломонии Василий III и повелел построить Новодевичий монастырь. Позже и другие властители ссылали сюда неугодных жен, сестер и других родственниц. Таким образом, монастырь не только защищал обитателей, но и для многих из них служил «элитной» тюрьмой.

Сама Соломония надолго в Новодевичьем не осталась: свою жизнь она закончила в монастыре в Суздале. Русская православная церковь причислила ее к лику святых как преподобную Софию Суздальскую.

РАСЦВЕТ МОНАСТЫРЯ В XVI-XVII ВЕКАХ

В 1598 г. после смерти последнего царя из рода Рюриковичей Федора I Иоанновича в монастырь переселилась его вдова Ирина Годунова, в то время ‒ наследница престола. Ее постриг в монахини был равносилен отречению от престола, тем не менее, в течение нескольких месяцев она из Новодевичьего монастыря фактически управляла страной. На эти месяцы монастырь стал резиденцией главы государства. И хотя Новодевичий ‒ это женский монастырь, вместе с Ириной за его мощными стенами укрылся и ее брат, будущий царь Борис Годунов.

Здесь же в Смоленском соборе в 1598 г. Борис Годунов принял избрание на царство. Позже, в период Смуты, в 1606 г. князь Василий Шуйский разместил в монастыре солдат перед главным сражением с восставшим крестьянским войском Болотникова. А в 1612 г. второе ополчение Минина и Пожарского в разгромило здесь польско-шведских интервентов и пошло на Кремль.

Читайте также:
Храм Александра Невского: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Новодевичий монастырь всегда был активно вовлечен в политическую жизнь страны. Но, пожалуй, самые яркие события в его истории произошли в конце XVII в., когда развернулась борьба за власть между царевной Софьей Алексеевной и ее братом, будущим императором Петром I Великим. Новодевичий был резиденцией царевны Софьи. Это была острая борьба, которую Софья проиграла, после чего была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. С 1689 по 1704 гг., до самой смерти она оставалась в заточении в Новодевичьем монастыре. Однако даже здесь она казалась своему брату опасной. После Стрелецкого бунта он для острастки повелел повесить ее сторонников на стене монастыря, прямо перед окнами кельи сестры у Напрудной башни. Этот эпизод запечатлен на знаменитой картине Ильи Репина. А позже царь Петр II с почестями позволил переселиться в Новодевичий монастырь первой супруге Петра I Евдокии Лопухиной, которая также была насильственно пострижена своим мужем в монахини и много лет провела в Суздальском монастыре, еще одном традиционном месте ссылки цариц.

А сейчас информация для романтиков. Согласно местной легенде, Напрудная башня является башней желаний. Вы смело можете прикладывать руки к стенам, загадывать, просить и надеяться ‒ вам останется только дождаться исполнения желаний!

Пока кто-то загадывает желания, мы вернемся к истории Новодевичьего монастыря. В 1812 г. армия Наполеона заняла Москву, и в Новодевичьем были размещены склады продовольствия французов. Существует много легенд о пребывании Наполеона в Москве; есть и история, связанная с Новодевичьим монастырем. Говорят, что Наполеон велел поджечь Новодевичий, заявив, что не уйдет из города, пока собственными глазами не увидит уничтожение монастыря. Наполеон долгое время стоял лагерем на Воробьевых горах на другом берегу Москвы реки, ожидая пожара. Однако монахиням удалось обезвредить начавшие тлеть заряды, а один из москвичей запалил свой дом, который находился поблизости от Новодевичьего, чтобы убедить Наполеона в неизбежном уничтожении монастыря.

АРХИТЕКТУРА МОНАСТЫРЯ

Внешний вид монастыря в основном сложился в XVII в. в периоды правления царя Бориса Годунова и царевны Софьи. При Годунове были поставлены стены и башни, а Софья их расширила и укрепила. Во время своего регентства (1682-1689 гг) Софья практически переселилась в Новодевичий и активно занялась его украшением. Именно в эти годы сложился неповторимый ансамбль всего комплекса.

По четырем сторонам от Смоленского собора расположены храмы, выполненные в стиле так называемого нарышкинского барокко в 1680-х гг: Трапезная с Успенской церковью, колокольня, Преображенская надвратная и Покровская надвратная церкви. Если смотреть на все это великолепие сверху, мы увидим правильный крест, в центре которого находится собор иконы Смоленской Божьей матери.

Расскажем об общих мотивах, характерных для архитектурного облика Новодевичьего монастыря. Прежде всего, бросается в глаза его нарядность. Она создается не только благодаря ажурным украшениям, но и с помощью цветового сочетания белого камня и красного кирпича. Поэтому даже мощные стены (их толщина достигает 3 метров, а высота – 11 метров) и неприступные башни смотрятся скорее как нарядные игрушки, а не как элемент фортификации. На гладких красных плоскостях стен выделяются ажурные белокаменные детали. Хотя этот стиль и называется барокко, это все-таки неверное определение. Да, архитектура этой эпохи красивая и пышная, да, это узорочье, «кружево в камне». Однако в зданиях нарышкинского барокко всегда сохраняется четкость членений, жесткая логика в расположении деталей. Это геометрически правильная сетка, на которую накладываются живые ажурные наличники, балюстрады-«петушиные хвосты», галереи, навершия в виде корон.

Так называемые Ирининские палаты (в честь Ирины Годуновой) ‒ это самое древнее сооружение после Смоленского собора, но они не сохранили своего изначального облика. В архитектурном плане интереснее Мариинские кельи, которые были построены для еще одной сестры императора Петра I, Марии Алексеевны: она выказала сочувствие Евдокии Лопухиной и царевичу Алексею, за что и была сослана в монастырь. Трапезная с Успенской церковью ‒ это уникальный пример бесстолпной палаты (внутри помещения нет опор), а с востока к ней примыкает церковь, где находился иконостас, созданный «фряжским письмом» (в западной манере) известным иконописцем XVII в. Карпом Золотаревым.

Читайте также:
Серафимо-Дивеевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятельницы, храмы и постройки

Жемчужины Новодевичьего монастыря ‒ это Преображенская надвратная церковь и колокольня. Надвратная церковь поражает легкостью и изяществом, она будто парит. Вторит Преображенской Покровская надвратная церковь. Она не настолько украшена, но не менее оригинальна: купола ее расставлены по одной оси, что было характерно скорее для архитектуры украинских земель XVII века.

Наиболее уникальная в своем роде постройка монастыря ‒ это колокольня. Это шесть ярусов восьмериков (объемов восьмигранной формы), последовательно поставленных друг на друга. Ни один ярус не повторяется по декоративному оформлению, а в основании располагалась небольшая церковь. Колокольня ‒ это главная вертикаль ансамбля, вторая по высоте постройка того времени после колокольни Ивана Великого в Кремле. Говорят, что царевна Софья хотела построить еще один ярус, но не успела. В итоге высота колокольни составила 72 метра.

НЕКРОПОЛЬ

Еще одной важной составляющей ансамбля Новодевичьего монастыря является его кладбище, а точнее, три: старое, новое и новейшее. Это одно из самых известных мест захоронения в Москве. С ним связаны имена Н. Гоголя, М. Булгакова, С. Прокофьева, В. Маяковского, А. Чехова, Н. Хрущева и десятки других знаменитых имен. Здесь покоятся и палачи советского периода (Молотов, Каганович) и их жертвы — известные литераторы, деятели науки, монахи: Л. Ландау, Н. Заболоцкий, Н. Вавилов и другие. Интересны и сами надгробия, многие из которых выполнены известнейшими русскими художниками и скульпторами (М.Врубелем, С.Коненковым, В.Мухиной, Э.Неизвестным).

МУЗЕЙ МОНАСТЫРЯ

В 1920-х гг. монастырь был закрыт. На его территории организовали сперва Музей раскрепощенной женщины, потом Историко-бытовой художественный музей, потом музей «Новодевичий монастырь». В годы Великой Отечественной войны в 1943 г. в Новодевичьем открыли Московские богословские курсы, преобразованные поэтапно в семинарию, которую в итоге перевели в Троице-Сергиеву лавру. В 1994 г. в Новодевичьем возобновилась монашеская жизнь, а позже весь комплекс был передан в ведение Московской епархии Русской Православной Церкви. При этом монастырь доступен для посещения, на его территории организовано экскурсионное обслуживание для туристов и паломников, проводятся выставки.

На протяжении последних лет в небольших помещениях Софьиных палат располагается коллекция Богородичных икон. Также организована мемориальная выставка, посвященная игуменье Серафиме (Варваре Васильевне Чичаговой-Черной), с чьим именем связывают возрождение Новодевичьего монастыря. Представлены ее документы, дневники, научные труды, личное монашеское облачение.

В подклете – нижней части помещения палат – в XVII веке находился склад оружия. Экспозиция в этом просторном зале была открыта в 2012 г. и рассказывает о монастыре в период Отечественной войны 1812 года. Здесь есть несколько костюмов солдат, документы, иконы, белокаменные части соборов и палат, которые оставили как напоминание о разорительной войне. Также размещено множество копий с гравюр и рисунков, где показаны варианты военного обмундирования различных родов войск. В самом конце зала вы увидите несколько ведущих вниз ступенек, которые приведут вас к уровню основания Напрудной башни. Там до сих пор находится колодец, который мог питать монастырь в случае осады. Говорят, что ему уже 500 лет! Под экспозиции выделены также помещения в палатах царицы Ирины Годуновой (Ирининских палатах).

Спасский кафедральный собор в Пензе

Венчающее Соборную площадь здание, представляло собой ценный памятник архитектурного искусства. Но во времена богоборческой эпохи его не пощадили, безжалостно разрушив и предав забвению на долгие годы. Сегодня горожане занимаются возрождением местной святыни.

История постройки

По мнению историков, сначала в Пензе существовала деревянная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Скорее всего, она располагалась чуть западнее часовни, которая стоит в городе и сейчас. Ее возведение могло совпасть по времени с постройкой крепости.

Предполагается, что чин освящения совершили на престольный праздник, приходящийся на 1 (14) августа 1663 г. Известно, что начиная с 18 октября этого же года, священники Алексей и Лукьян проводили здесь богослужения.

Другие православные храмы в Пензе:

Через два года в соборе сформировался клир. В ходе восстания, устроенного под предводительством Разина, бунтовщики убили местного воеводу Елисея Лачинова, который занимался строительством храма, и священника Луку Степанова. Обязанности по настоятельству на себя взял протопоп Федор Кононов. В документах, датируемых 1665–1666 гг., упоминается, что в церкви был придел Сергия Радонежского. К 1702 году здание храма сильно обветшало, его разобрали и перебазировали в Троицкий монастырь. На смену старой церкви на том же месте возвели новую, тоже из дерева.

Читайте также:
Борисоглебский монастырь в Дмитрове: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

В 1717 году рядом с храмом, немного севернее, возвели сооружение из камня. Деревянная же церковь сгорела от удара молнии, а ее обломки в 1724 году перевезли в село Рамзай. Башня колокольни появилась в 1790–1799 годах с благословения епископа Феофила. В 1815 году старую Спасскую церковь начала XVIII века снесли, и началось строительство нижнего этажа основного здания. Работы продолжались несколько лет, в течение которых закончили и второй этаж, а также освятили приделы во имя великомученицы Екатерины и Спаса Всемилостивого. Император Александр I выделил из государственной казны 20 тысяч рублей для завершения строительства.

В 1824 году процесс был окончен как раз перед приездом в Пензу царя. Для зимних богослужений использовался нижний храм. В теплое время года переходили в верхний храм.

Еще один придел — в честь Успения Пресвятой Богородицы — освятили в 1832 году. В последующие двадцать лет собор обновляли мастера росписи во главе с художником из Саранска, Кузьмой Макаровым. Переосвящение состоялось в 1851 году. В начале девяностых XIX века перестройке подверглись завершения купольной части и верх колокольни. Здесь пребывала чудотворная икона Казанской Богоматери. Под основанием собора упокоились его первые архипастыри. В 1880–1882 гг. над входом в усыпальницу святителя Иннокентия построили церковь Евлампия и Евлампии. Именно в день их памяти преставился епископ, которого, к слову, также канонизировали в 2000 году.

Интересно! Храм посещали многие императоры царской России. Спасский кафедральный собор не обходили вниманием путешественники, побывавшие в Пензе. Храм упоминается в произведениях Михаила Загоскина и Романа Гуля.

Период разрушения

Это было сердце города, его духовный центр. С приходом советской власти здание попало в распоряжение обновленцев. В руки большевистских структур собор передали в 1923 году. Здесь собирались обустроить центральный клуб (на втором этаже) и складской пункт (на первом). В конечном счете там разместили губернский архив.

Но в 1931 году относительно благополучная жизнь собора закончилась — на нем демонтировали кресты с куполами, в 1937 году взорвали весь собор.

Возрождение храма

Спустя 8 лет после распада СССР на месте руин, оставшихся от некогда прекрасного храма, начались раскопки. Это позволило отыскать останки пяти архиереев, захороненных в усыпальнице. По проекту А. Кураевой в 1999 году на этом месте началось строительство часовни в честь Спаса Всемилостивого. 2 октября этого же года патриарх Алексий II заложил памятную доску в основание часовни. Прихожане получили в дар икону Спаса.

Когда строительство часовни окончательно завершилось, возле нее стал регулярно совершаться водосвятный молебен в престольный праздник, 14 августа.

На заметку! В часовне хранится святыня — закладной камень из церкви Евлампия и Евлампии. Прихожане часто приходят, чтобы почтить реликвию и помолиться в уединении.

Современное состояние

В течение первого десятилетия 2000-х годов активно подготавливалось строительство Спасского храма. В 2010 году после прихода на пост настоятеля владыки Вениамина дело пошло быстрее. Вблизи часовни в Лермонтовском сквере по хлопотаниям владыки заложили храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство продвигалось быстро, в начале апреля произошла закладка, а 20 сентября здесь уже начали проводиться регулярные службы.

Сбор пожертвований на восстановление первохрама открыт с 2010 года. В епархиальных храмах продаются символические кирпичики за сто рублей, в которые можно вписать одно имя на поминовение за здравие или упокой. Проектированием занимались с 2009 года специалисты предприятия «Пензгражданпроект».

Новый храм будет еще больше и сможет вместить пять тысяч человек. Его высота составит 40 м, а шпиль колокольни достигнет 82,5 м. Положение собора сместилось на 30 м в сторону ул. Московской.

Строительство продолжается и сегодня. На крышу подняты колокола и купола. Строительную площадку время от времени посещают высокопоставленные духовные лица из разных епархий.

Описание

До революции Спасский собор представлял собой двухэтажный пятикупольный корпус в классическом русском стиле. К нему примыкала трапезная и колокольня. После перестройки в начале XIX века башня колокольни стала стройнее и выше, слегка переоформлены завершения главок. Согласно новому проекту, сооружение будет белого цвета с золотыми куполами, высокими узкими оконными проемами.

Читайте также:
Храм Григория Неокесарийского: история и адрес, описание, святыни

Внешняя лаконичность абсолютно не делает его скучным и унылым. Наоборот — храм будет праздничным и величественным. Относительно внутреннего убранства пока говорить не приходится.

Святыни и престольные праздники

К числу почитаемых святынь относится икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и закладной камень церкви святых мучеников Евлампия и Евлампии.

  • происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня — 14 августа;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля.

Как добраться

Спасский собор располагается на Советской площади (бывшей Соборной) в г. Пензе.

Богослужения проводятся каждый день. В 8:00 начинается Литургия. Вечерние службы — с 17:00. В праздничные дни совершаются водосвятные молебны. Также желающие могут подавать записки на поминовение и присутствовать на Панихиде.

Судьба первохрама сложилась трагически, но усилиями современных прихожан и неравнодушных благодетелей святыня восстанавливается. Вскоре Пенза снова обретет красивый и величественный собор, который станет ее достопримечательностью и религиозным центром.

Спасский кафедральный собор города Пензы

Ребята из воскресной школы посетили интересные выставки в музее И.Н. Ульянова

Во время осенних школьных каникул воспитанники отряда краеведов «Пешая слобода» при воскресной школе Спасского кафедрального собора посетили музей И.Н. Ульянова, ознакомившись с постоянной экспозицией и выставками.

Митрополит Серафим совершил череду богослужений в Спасском кафедральном соборе

6 ноября и 7 ноября 2021 года, в Неделю 20-ую по Пятидесятнице, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил череду богослужений в Спасском кафедральном соборе.

Димитриевская родительская суббота

Димитриевская родительская суббота – единственный день поминовения усопших, который бывает осенью.

Воспитанники воскресной школы стали героями двух видеосюжетов Пензенского телевидения

Во время школьных каникул, проходящих в непростой обстановке, воспитанники воскресной школы Спасского кафедрального собора два раза посетили Литературный музей и оба раза попали в новостные сюжеты Пензенского телевидения.

Праздник Казанской иконы Божией Матери

Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери — особенности праздника, его история, тропарь, народные традиции и обычаи дня.

Митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе

Вечером 30 октября 2021 года, в канун Недели 19-й по Пятидесятнице, накануне дня памяти апостола и евангелиста Луки, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе города Пензы.

Воспитанники детской воскресной школы побывали в зоопарке

В наше непростое время, открытые площадки зоопарка — одно из немногих мест, разрешенных для посещения без особых ограничений. Эту возможность использовали в детской воскресной школе Спасского кафедрального собора и посетили зоопарк 30 октября 2021 года.

Специалист по социальной работе Собора о работе социальной секции V Международной научно-практической конференции

29 октября 2021 года специалист по социальной работе Спасского кафедрального собора Анна Киселева приняла участие в секции по социальному служению V Международной научно-практической конференции «Христианство и педагогика: история и современность».

Акафист святителю Иннокентию Пензенскому совершил Митрополит Серафим в Спасском кафедральном соборе

В Спасском кафедральном соборе продолжается совершение акафистного служения святителю Иннокентию Пензенскому. Традицию совершения акафиста по средам каждой седмицы установил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим после перенесения мощей Святителя на место их постоянного пребывания.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) посетил Спасский кафедральный собор во время своего визита в Пензу

Духовник Святейшего Патриарха Кирилла и братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий (Ноздрин), один из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени пребывал в городе Пензе с 21 по 25 октября 2021 года. Во время своего приезда, Его Высокопреподобие посетил Спасский кафедральный собор и участвовал в богослужениях.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).

Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).

Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).

Читайте также:
Храм Мартина Исповедника на Таганке: история и адрес, описание, святыни

Озерянской иконы Божией Матери (XVI).

Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.

Спасский собор (Пенза)

Спасский собор — строящийся собор в Пензе. Ранее собор в стиле русского классицизма располагался на Соборной площади (ныне Советская площадь) города. Собор был взорван в 1934 г. В 2011 г. начаты работы по воссозданию собора на прежнем месте.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святыни
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Как добраться
  • 5 Паломнику
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Самая первая деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса была построена в Пензе одновременно с крепостью – очевидно, чуть западнее нынешней Спасской часовни. Вполне вероятно, что освящение храма совершили в день престольного праздника, 1 (14) августа 1663 г., и именно с этого момента началось строительство крепости. В любом случае, с 18 октября 1663 г. попы Алексей и Лукьян начали совершать в храме службу.

К 1665 г. первый полный состав клира составили священники Лука Степанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячок Григорий Вавилов, пономарь Тит Семенов и просвирня Устинья Андреева. Строитель храма, первый пензенский воевода Елисей Протасьевич Лачинов, и священник Лука Степанов погибли от рук бунтовщиков в 1670 г., во время Разинского мятежа. Преемники Луки носили уже сан протоиереев – так, в 1696 г. упоминается соборный протопоп Федор Кононов.

В 1665/66 г. упоминается, что соборная церковь имела придел Сергия Чудотворца. В 1702 г. ветхое здание церкви разобрали и перенесли в Троицкий монастырь, вместо него было построено второе, также деревянное. В 1717 г. несколько севернее построили и каменное здание, а прежнее в 1718 г. сгорело от молнии, и его остатки перевезли в 1724 г. в пригородное село Рамзай.

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии.

В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем.

В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов.

В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя.

В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу.

Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

Читайте также:
Преображенский собор в Чернигове: история и адрес храма

Вскоре после революции Спасский собор оказался в руках обновленцев. В 1923 г. они передали здание властям. На его втором этаже предполагалось устроить центральный клуб, на первом – склад и ссыпной пункт. Но, в итоге, в соборе разместился губернский архив. В 1931 г. с собора сняли кресты и купол колокольни, сбросили колокола. Летом 1934 г. Первохрам Пензы взорвали.

В августе-сентябре 1998 г., в ходе раскопок, были обретены останки пяти архиереев, погребенных под собором. И через год на этом месте начали строительство часовни во имя Всемилостивого Спаса по проекту архитектора Альбины Владимировны Кураевой. 2 октября 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II заложил памятную доску в основание часовни и подарил ее прихожанам икону Спасителя. Вскоре часовня была достроена. 14 августа 2001 г., в день престольного праздника Спасского собора, епископ Филарет впервые совершил у часовни водосвятный молебен, который с этого времени стал традиционным.

Сейчас в часовне Всемилостивого Спаса хранится закладной камень из церкви мучеников Евлампия и Евлампии, найденный в котловане при строительстве Благовещенской церкви. Он почитается верующими как святыня. В часовню приходят те, кому хочется помолиться в тишине и уединении.

Возрождение Спасского собора подготавливалось все 2000-е гг. В мае 2005 г. был зарегистрирован его приход, первым настоятелем возрождающегося храма стал протоиерей Сергий Лоскутов, в апреле 2010 г. эти обязанности принял на себя владыка Вениамин.

Благодаря трудам Преосвященного Вениамина, пензенцы поверили, что восстановление собора – реально. Его владыка начал с закладки в Лермонтовском сквере, рядом со Спасской часовней, церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм строили быстрыми темпами. 7 апреля 2010 г., в присутствии руководителей города и области, владыка Вениамин заложил его, 18 мая начались строительные работы, 14 августа правящий архиерей уже совершил здесь первую литургию, 30 августа были освящены и подняты на храм купол и крест, а с 20 сентября богослужения в церкви Благовещения стали регулярными.

С 2010 г. начался сбор пожертвований на восстановление Первохрама. В каждом храме епархии продаются символические кирпичики – свидетельства о пожертвовании ста рублей на строительство собора. В каждое свидетельство можно вписать одно имя для поминания за здравие или за упокой.

Проект Спасского собора разработали сотрудники института «Пензгражданпроект», главными архитекторами стали Олег Херувимов и Ольга Ситникова. Проектирование начали в феврале 2009 г. Новый Спасский собор будет даже больше прежнего – он сможет вместить до пяти тысяч молящихся, и сместится в сторону ул. Московской на тридцать метров. Высота помещения под центральным куполом составит 40 метров, а высота колокольни со шпилем и крестом – 82,5 метра.

15 ноября 2010 г., после молебна, совершенного епископом Вениамином, на Советской площади начались земляные работы, и за считанные недели котлован под колокольню был готов. В феврале 2011 г. его забетонировали, к апрелю нулевой цикл работ закончили.

13 июля 2011 г. с Советской площади перенесли памятник Карлу Марксу – он стоял на месте алтаря будущего храма. В августе строители начали рыть котлован под основное здание.

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу. 6 июля владыка Вениамин освятил крест на колокольню, и ровно через месяц он был поднят на многометровую высоту.

В настоящее время строительство собора продолжается. 14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола, 28 декабря – центральный купол.

Во время своих визитов в Пензу стройку посещали Высокопреосвященные Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский, Иларион, митрополит Волоколамский, Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский.

История храмов: Спасский кафедральный собор

Журналист Елена Качурина

К сожалению, многие величественные объекты Пензенской губернии не дошли до нас в своем первозданном виде по разным причинам. В первую очередь, это коснулось, конечно же, домов православной веры. Такую же участь пророчила судьба и Спасскому кафедральному собору, храмовый комплекс которого в годы советской власти был разрушен до основания. В скором времени пензенцы снова смогут любоваться красотой и величием Первохрама. Но не все знакомы с его историей, которая не одно столетие вершилась под сводами куполов.

Читайте также:
Троицкая епархия: храмы и монастыри, история, что нового

Самый первый храм нового построенного города-крепости был посвящен Всемилостивому Спасу, его празднование приходилось на первое августа. Именно в этот день началось возведение крепости, центром которой стала соборная церковь Всемилостивого Спаса.

Первоначально строение было деревянным, но в 1717 году появилось каменное (напротив входа в кинотеатр «Родина»). В конце 18 века от крепости не осталось уже и следа, таким образом, образовалась площадь, которая с 1801 года стала главной в городе. К тому времени соборная церковь приняла достаточно ветхое состояние, в результате чего и было принято решение построить новый собор.

Спасский кафедральный собор являлся архитектурным достоянием эпохи классицизма. Комплекс включал в себя двухэтажный пятикупольный храм и отдельно стоявшую колокольню, объединенные между собой колоннадой, которая в последствии была превращена в объем трапезной. Колокольню возводили с 1790 по 1799 год еще с благословения епископа Тамбовского Феофила, так как Пенза в то время относилась к Тамбовской епархии. Затем была образована Саратовская епархия, епископом которой под названием Саратовского и Пензенского стал Гаий.

Местом пребывания ему был назначен не губернский Саратов, а уездная Пенза, где в то время пустовал огромный губернаторский дом, получивший после переезда епископа название архиерейского. Прибыв в Пензу, первое, на что обратил внимание преосвященный, на стоящую посреди площади колокольню, рядом с которой был заложен фундамент самого храма. Гаий был удивлен такими огромными размерами закладки основания собора, и предложил сократить его со всех сторон на два аршина. В результате чего, был разработан другой проект в строгих классических формах. От старого же осталась уже сделанная колокольня, которая в впоследствии немного выпадала из единого ансамбля.

Новый архиерей сразу же озаботился поиском средств на строительство храма, и сам подал тому пример, сделав большое пожертвование. Этот благородный поступок действительно послужил подражанию многих жителей Пензы. Так, среди благотворителей отличились купцы Михаил Любовцови Петр Кузнецов, внесшие 10 000 и 1000 рублей. В этом благом деле также можно отметить и Ефима Шульгина, бывшего соборного старосту. Конечно, и другие горожане вносили «посильную» лепту в создание величественного храмового комплекса, ставшего вскоре лучшим украшением города
Строительство Спасского кафедрального собора велось на протяжении 24 лет, начиная с 1800 года.

В 1803 году был освящен главный престол нижней церкви собора – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины. В верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году. В конце 19 века колокольня собора была перестроена по проекту архитектора А. Г. Старжинского и стала несколько выше, получив дополнительную стройность, более соответствующую облику самого собора.

Собор был не только архитектурным шедевром, но еще и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета. Кроме того, здесь также пребывала главная святыня города — чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренной Пензе царем Алексеем Михайловичем и спасшей град от набега кочевников во время Большого кубанского погрома.

Это святое место в разные годы посещали августейшие особы — великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, будущий император Александр II, Николай II и великий князь Михаил Александрович.

Здесь нашли упокоение пензенские епископы, особо почитаемые в народе Иннокентий, Афанасий, Амвросий II, Григорий и Антоний II. Первых троих похоронили в приделе святой великомученицы Екатерины, где стараниями графини Анны Орловой-Чесменской была устроена небольшая усыпальница.

Трудно поверить, но рядом с этим святым местом в апреле 1918 года на Соборной площади появился первый в мире памятник Карлу Марксу, глиняный бюст которого простоял около десяти дней. А через год этой же самой площади дали другое название — Советская. В 1923 году Спасский кафедральный собор был закрыт, а на следующий год передан под архивохранилище. Но и с такой миссией ему оставалось существовать недолго, в 1934 году собор взорвали.

Читайте также:
Колокольня Ивана Великого: история и архитектор, высота и архитектура, как выглядит и где находится

Совсем скоро жители и гости города увидят восстановленный собор. Работы находятся на завершающей стадии.

Спасский собор в Пензе.

Коротко об этом соборе я уже рассказывал в обзорном альбоме.

Спасский собор — воссоздаваемый кафедральный собор пензенской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Пензе на Соборной площади.

Строился с 1800 по 1824 год.

В 1804 году был освящён главный престол нижней церкви собора — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1812 году — правый придел, во имя святой великомученицы Екатерины, в верхнем этаже освящение главного престола — во имя Всемилостивого Спаса — состоялось в 1821 году, а правого придела, во имя Успения Божией Матери, — в 1832 году .

Кафедральный собор в разное время посещали члены императорской фамилии — Александр I, Николай I, будущий император Александр II, великий князь Константин Константинович, покровитель Пензенской Лермонтовской библиотеки, Николай II.

Спасский кафедральный собор был не только архитектурным украшением города, но и своеобразной картинной галереей, настенная живопись которой по мере продвижения к алтарю в восьмидесяти сюжетах последовательно разворачивала перед посетителями всю библейскую историю Ветхого и Нового Завета.

Картины были написаны в 1850–1851 годах руководителем Саранской школы живописи Кузьмой Александровичем Макаровым и его учениками .

Кроме того, собор являлся местом пребывания главной святыни города — чудотворной Казанской иконы Божией Матери, подаренной новопоселённому граду Пензе царём Алексеем Михайловичем, спасшей, согласно преданию, город от набега кочевников в 1717 году во время Большого кубанского погрома.

Здесь же хранились и пензенские реликвии — штандарты народных ополчений 1812 и 1855 годов .

Собор в стиле русского классицизма располагался на Соборной площади Пензы и был взорван в 1934 году.

В 1998 году, на месте раскопок Патриархом Алексием Вторым была заложена часовня Всемилостивого Спаса.

28 сентября 2017 года площади, на которой стоит собор, было возвращено историческое наименование — Соборная площадь .

В апреле 2010 года после долгих лет забвения при епископе Вениамине в святую Пензенскую землю был заложен первый камень будущего Спасского собора.

В 2011 году начаты работы по воссозданию собора на прежнем месте.

По словам митрополита Серафима (Домнина):

»Новый храм масштабнее того, что был. Сейчас мы строим примерно по проекту, задуманному архиепископом Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым)».

В 2011–2014 годах стройку посещали известные иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

11 июля 2016 года строительство Спасского кафедрального собора в Пензе вступило в заключительную фазу. Остались отделочные работы, но они самые кропотливые, трудоёмкие и затратные. По сумме вложений отделка будет превосходить само строительство.

Когда я побывали здесь в январе 2021 года, то ремонтные работы ещё не были завершены.

Памятник Петру и Февронии рядом с собором.

Памятник матери недалеко от собора. Торжественная церемония открытия этого памятника состоялась с участием главы региона 25 сентября 2020 года. Попасть внутрь Спасского собора нам было непросто, так как внутри проводились отделочные работы. Но мы таки просочились тихой сапой среди рабочих. Внутрь можно попасть с экскурсией, которая проводиться несколько раз в день по пятницам, субботам и воскресеньям. Собор действительно красивый и солидный как для полумиллионного города. Без него Пенза выглядела бы скромнее и проще.

В подготовке материала использованы сведения из Википедии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: