Новоспасский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

Новоспасский монастырь

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Новоспасский монастырь – одна из древнейших православных обителей Москвы. Действующий мужской монастырь находится в центре города, на левом берегу реки Москвы, выше Новоспасского моста. Он известен как место захоронения членов дома Романовых и именитых боярских родов России.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Новоспасский монастырь

Основные моменты

Новоспасский монастырь был основан в XIII веке, когда русскими землями правил князь Московский Даниил. В 90-е годы XV века великий князь Иван III перевел братию на Крутицкий холм, возвышающийся над рекой. Это место монастырь занимает и в наши дни. За несколько столетий древняя обитель переживала периоды расцвета и падения. Она служила надежной крепостью, защищавшей Москву от неприятеля, и крупным реставрационным центром. На монастырской территории хоронили самых известных людей России и держали концентрационный лагерь.

С начала 1990-х годов православная обитель была возвращена церкви и вновь стала действующей. В наши дни ее территория и памятники почти полностью отреставрированы. Ежедневно в Новоспасском монастыре бывает много паломников и туристов. Верующие приезжают сюда, чтобы прикоснуться к православным святыням и помолиться перед старинными иконами. Путешественники посещают монастырь, чтобы познакомиться с его ролью в истории страны, а также полюбоваться на выдающиеся памятники русского зодчества.

Возле главного входа в обитель возвышается одна из самых высоких в столице колоколен. Ее высота до главы составляет 80,41 м, что лишь немного ниже колокольни Ивана Великого, расположенной в Московском Кремле (81 м).

Ансамбль монастыря в вечерней подсветке Вид на монастырскую колокольню снизу

Среди монастырских храмов огромными размерами выделяется Преображенский собор, появившийся в Новоспасском монастыре во второй половине XVII века. Внутри этого величественного храма сохранились фрески, написанные знаменитым русским изографом Гурием Никитиным.

Территория Новоспасского монастыря небольшая, но очень ухоженная. В теплое время года здесь можно увидеть красивые цветущие клумбы, плодоносящие абрикосы и усыпанные спелыми ягодами виноградные лозы. Между обителью и Краснохолмской набережной расположен вытянутый Новоспасский пруд. Особенно красиво монастырский ансамбль смотрится от него и с берега реки – со стороны Краснохолмской набережной.

Сирень в монастырском саду Цветущий миндаль Петуньи на клумбах монастыря

История обители в XIII-XIX веках

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь основал в XIII веке правящий в Московии князь Даниил Александрович, сын князя Александра Невского. Находилась новая обитель там, где в наши дни стоит Данилов монастырь. Спустя несколько десятков лет обитель переехала. Такое решение принял сын Даниила – великий князь Иван I Данилович, по прозвищу Калита. Он захотел, чтобы монастырь располагался рядом с княжескими палатами в Кремле, и для монастыря было выбрано новое место – Боровицкий холм. По нему обитель стали именовать Спасом на Бору. Здесь молились сам князь и члены его семьи, а также останавливались церковные архиереи, приезжавшие в город для решения дел местных епархий.

Новоспасский монастырь на рисунке начала XIX века

Великий князь Иван III затеял в Московском Кремле крупномасштабное строительство, поэтому решено было перенести обитель за кремлевские стены. Князь выбрал высокое левобережье Москвы-реки на тогдашней окраине города. Из-за нового расположения монастырь стали именовать Новоспасским.

При Иоанне IV Грозном обитель превратили в могучее укрепление. Его территорию окружили мощными деревянными стенами и земляными валами. Несколько раз с монастырских стен раздавались пушечные залпы и выстрелы ружей, встречавшие набеги на Москву крымских татар. Отпор приближающимся отрядам неприятеля оказывали вооруженные стрельцы, а братия помогала им, готовя горячую смолу и кипяток, которые потом выливали на головы идущих в наступление врагов. Новоспасский монастырь оказал достойное сопротивление польским захватчикам и стал тем местом, где в начале XVII века ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского готовилось освобождать Москву.

Когда на российский престол вступил Михаил Федорович Романов, для обители началась эпоха процветания. Вплоть до XVIII века на ее территории хоронили представителей правящей династии Романовых и других именитых боярских родов. Несмотря на то, что Новоспасский монастырь находился вне стен Московского Кремля, царская семья регулярно приходила сюда на богомолье. Российские цари дарили обители старинные книги, иконы, ценную богослужебную утварь и облачения, поэтому монастырская ризница из года в год становилась все богаче и богаче.

Новоспасский монастырь в 1852 году. Фото Р. Фентона Монастырь в 1913 году

В 1640-е годы в обители стали строить стены из камня. Они поднимались на высоту 7,5 м и достигали толщины до 2 м. А в 1647 году в присутствии государя прошло торжественное освящение Преображенского собора. Благодаря царским подаркам, Новоспасский монастырь стал считаться одной из самых богатых московских обителей. Он владел множеством деревень и земельных угодий.

Читайте также:
Рафаил Карелин: биография отца, проповеди и книги, путь

Серьезные испытания на долю Новоспасского монастыря выпали во время вторжения Наполеона в Россию. В 1812 году он был разграблен и подожжен. Известно, что до начала отступления из Москвы французские войска вырыли под Преображенским собором ямы и намеревались взорвать храм, однако, по каким-то причинам этого не произошло. До 1840-х годов древний монастырь залечивал раны, нанесенные Отечественной войной.

Каменные стены и башня Старинные надгробия Вход в монастырь

Испытания XX века

В начале прошлого века Новоспасский монастырь выполнял роль центра религиозного просвещения. При нем действовали Общества пения и трезвости, а неграмотные учились читать и считать на специальных занятиях. В 1913 году, когда вся страна отмечала 300-летие царствования Романовых, в монастырь приезжал российский император Николай II.

Затем в жизни обители, как во всей России, произошел резкий поворот. В 1918 году монастырь закрыли, а на освобожденной от монахов территории организовали концентрационный лагерь. Сначала здесь была тюрьма для женщин, а потом исправительно-трудовое учреждение, где содержались уголовники и политические заключенные. В древних храмах проходили пытки и расстрелы.

В 1930-е годы занимавший большую часть обители огромный некрополь по решению властей срыли, а бывшие монастырские здания передали в ведение НКВД. В них стали хранить архивы и конфискованную мебель. Часть зданий переделали под жилье, а в Никольской церкви было создано картофелехранилище. Со временем старинные строения ветшали, и новые владельцы хотели просто разрушить Новоспасский монастырь, однако этим планам помешала осуществиться Великая Отечественная война.

Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов Вид на монастырь из 4-го Крутицкого переулка в начале 1950-х годов

В конце 1960-х годов при монастыре появился музей, посвященный реставрационному делу. Одновременно в обители начали проводить масштабные восстановительные работы, растянувшиеся на два десятилетия.

В начале 1990-х годов Новоспасский монастырь наконец вернули церкви. Возрожденная братия тогда состояла из настоятеля и двух иеромонахов. С тех пор в обители ведется реставрация. Сегодня большая часть монастыря восстановлена, однако реставрационные работы до конца еще не закончены.

Что можно увидеть на монастырской территории в наши дни

Центральное место в монастыре занимает большой Преображенский собор, внутри которого расположена фамильная усыпальница Романовых. В храме хранятся древние иконы, а его пол сделан из отлитых из чугуна плит. Вблизи от входа в собор можно увидеть изображение родословного дерева Рюриковичей. Все цари на нем нарисованы в полный рост. Церковные службы здесь ведутся только летом.

Преображенский собор Богослужение в Преображенском соборе Памятник династии Романовых возле стен собора Крыльцо усыпальницы Романовых Усыпальница Романовых

Самое высокое здание Новоспасского монастыря – четырехъярусная колокольня с церковью Сергия Радонежского. Она была построена в 50-80-е годы XVIII века по проекту известного русского зодчего Ивана Жеребцова. Колокола занимают четвертый ярус здания, а наверху видны часы с боем, мелодичный звук которых раздается каждые полчаса. Раньше на территорию монастыря попадали через саму колокольню, но в наши дни вход в обитель расположен правее нее.

Из построек XVII века в Новоспасской обители сохранились Покровская церковь, мощные каменные крепостные стены и башни, а также корпуса для настоятеля и братии. С XVIII века здесь стоят Никольская церковь, Знаменский храм с усыпальницей князей Шереметевых и иконная лавка. В более позднее время были возведены часовня (место захоронения княжны Таракановой), поминальный крест-памятник, свечная мастерская и хозяйственный двор.

окровская церковь Поминальный крест Знаменский храм

В 2011 году в обители появился собственный музей, который создали к 20-летию ее возрождения. Музейные экспонаты рассказывают об истории братской общины Новоспасского монастыря, его архитектурных памятниках, а также о жизни великого князя С. А. Романова.

В 2012 году в монастыре возрожден Итальянский дворик. Это памятное место, где в 1920-е годы проходили расстрелы заключенных.

При обители открыты воскресная школа и певческая школа для мальчиков.

Колокол весом 1000 пудов Настенные росписи

Советы при посещении монастыря

Туристы, желающие осмотреть Новоспасский монастырь, должны учитывать, что это действующая мужская православная обитель, живущая по своему уставу и правилам. Территория монастыря открыта ежедневно с утра до вечера. Богослужения в храмах проходят каждый день в 8.00 и 17.00, однако часть помещений и корпусов закрыта для посетителей.

Гости обители должны позаботиться о соответствующей, скромной одежде. Женщинам рекомендуют находиться на монастырской территории с покрытой головой. Внутри обители разрешают фотографировать, но просят не снимать монахов и послушников.

Читайте также:
Казанский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Посетители на выставке в Знаменском храме монастыря

Музей при Новоспасском монастыре принимает посетителей ежедневно с 10.00 до 17.00, и вход в него свободный. Кроме того, паломническая служба предлагает для всех желающих интересные тематические экскурсии по территории монастыря.

Как добраться

До Новоспасского монастыря можно дойти пешком от станций московского метро «Пролетарская» или «Крестьянская застава» (600 м). Интересно также приплыть к обители по реке на прогулочном теплоходе. Выходить нужно на причале «Новоспасский мост».

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

Адрес

Москва, Россия, 115172, Крестьянская площадь, д.10.

Время посещений

  • Территория открыта для посещения во время утренних и вечерних служб.
  • По окончании вечерней службы обитель закрывается для посещения.

Как добраться

От станций метро «Крестьянская застава» и «Пролетарская» до обители можно дойти пешком за 5–10 минут. Расстояние составляет 500 метров. Идти по 3-му Крутицкому переулку в сторону Новоспасского шоссе. От перекрестка увидите колокольню монастыря.

Правила посещения

  • Запрещено входить в шортах, коротких юбках и в одежде с открытыми плечами.
  • Женщины должны быть в головном уборе.

История

Новоспасский монастырь, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холме в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль. Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а настоятель архимандрит Симеон был убит. В конце 15 века монастырь был переведён на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег реки.

По местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский. На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы деревянная ограда была заменена каменной с бойницами.

Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери — родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.

В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17 веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого морили голодом и дымом. С почтением относился к обители Пётр Первый. Хотя в то время шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Федор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали монастырь царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок. Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать, но чудом ей удалось уцелеть.

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества и монастырь стал образцом для других обителей. В начале 20 века это был центр религиозно-нравственного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости. По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть некрополя. В храмах разместились архив НКВД Московской области, склады и овощехранилище. В планах было взорвать постройки. Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии и стала восстанавливаться.

Храмы

Первоначально храм и другие строения Новоспасского монастыря были деревянными. В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645–1647 годах над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием.

Читайте также:
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязме: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь.

Храм Святителя Николая Чудотворца

На входе видим колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне. Её высота на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ярусе находятся парадные входные ворота. Во втором ярусе — храм Преподобного Сергия Радонежского.

Колокольня с храмом преподобного Сергея Радонежского

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673–1675 годах. Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Иконы Знамения Богоматери Новоспасского монастыря был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых. В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева. В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи — преподобного Романа Сладкопевца.

Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу Романову

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

История

Екатерина II любила разъезжать по России. А чтобы путешествия сопровождались подобающим царственной особе комфортом, на маршрутах, которыми она следовала, выстраивали путевые дворцы. Там императрица могла останавливаться для кратковременного отдыха. Одним из них стал дворец на дороге из Петербурга в Царское Село. Это сегодня туда можно добраться за полчаса, а в ту эпоху подобная поездка занимала куда больше времени.

Российские правители традиционно были людьми весьма набожными, а потому рядом с дворцами довольно часто возводили церкви. Не остался без храма и Чесменский дворец. История церкви начинается со славной победы русского флота над турками в ходе Чесменского сражения в 1770 году.

Легенда гласит, что храм был воздвигнут именно на том месте, где царица получила от гонца известие об исходе боя. Можно себе представить, какое ликование вызвала эта новость у Екатерины-матушки, ведь со времен Петра I морских побед страна не знала.

На радостях в окрестностях столицы воздвигли несколько памятников, посвященных этому событию:

  • ростральная колонна на пруду парка в Пушкине
  • зал в Большом Петергофском дворце
  • обелиск в Гатчине.

Но для Екатерины было важно соорудить еще и памятный храм. Хотя с началом его строительства не торопились. Закладка церкви состоялась только спустя 7 лет после знаменательной битвы. На этой торжественной церемонии присутствовала сама императрица. Компанию ей составил шведский король Густав III. Пригласили его неслучайно.

Со Швецией отношения у России бывали весьма непростыми. И чтобы это государство в обозримом будущем не дерзало нам досаждать, не лишним было напомнить его правителю о военной силе и отваге русских.

Разработка проекта храма была поручена архитектору Ю. Фельтену. Церковь возвели к лету 1780 года – к десятой годовщине победы в Чесменском бою. На ее освящение теперь уже пригласили Иосифа II – императора Священной Римской империи с той же целью. Впрочем, он присутствовал там инкогнито, под именем никому не известного графа. Довольная царица приказала назвать и церковь, и дворец Чесменскими. А место, где они располагались, стали именовать кратко – Чесма.

Новую церковь передали капитулу ордена Святого Георгия. По этой причине какое-то время ее также называли Георгиевской. В начале XIX столетия храм отдали Гофинтендантской конторе. Как часто бывало, быстро выяснилось, что зимой в церкви зябко, ввиду того, что она не отапливалась.

И чтобы сановные лица не замерзали на молитве, было поручено выстроить дополнительный храм в Чесменском дворце, где проводили богослужения в холодное время года

При Николае I во дворце устроили богадельню для стариков и инвалидов, участвовавших в войне с Наполеоном. Среди них были люди почетные – офицеры, георгиевские кавалеры. А потому территорию дворца и храма решено было благоустроить. Разбили парк и выстроили еще три часовни. Богадельне передали и Чесменскую церковь.

Читайте также:
Церковь святой Нины в Гаспре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Военная богадельня прекратила свое существование в 1919 году. Новые власти не утруждали себя заботой о служивших царскому режиму. Стариков раскидали по другим подобным учреждениям, а во дворце устроили первый в СССР концлагерь. Храм большевики закрыли в том же году.

Клир и приход перебрались служить в другое место – на дачу барона К. Вебера на Московском шоссе. Правда, через пять лет атеистически настроенные чиновники их выселили и оттуда. В то же время с колокольни Чесменской церкви сняли колокола для последующей их переплавки. А вместо крестов на купола водрузили советскую символику – скульптуры в виде молота и наковальни. Иконы и богослужебную утварь, находившиеся в веберовском доме, пощадили и отправили на хранение в Эрмитаж. Тогда же, в 1924 году лагерь был закрыт.

С тех пор и до Великой Отечественной Войны Чесменский храм в разные периоды использовали под:

  • архив
  • столярные мастерские
  • склад.

В 1930 году там произошел пожар, уничтоживший великолепную внутреннюю отделку и уникальный иконостас. Еще больше церковь, равно как и дворец, пострадала в годы войны, ведь они были на переднем рубеже обороны города. В 1947 году провели ее консервацию, а затем решили восстановить в качестве памятника истории и архитектуры.

Реставрация проходила в 60-70-е годы ХХ века. Укрепили стены, сделали ремонт куполов, воссоздали старинные интерьеры. Даже отлили новые колокола. Но, разумеется, уже не для того, чтобы созывать верующих на службы. В 1977 году в церкви открыли музей с экспозицией, посвященной Чесменскому сражению.

Община верующих переступила ее порог только в 1991 году. Через 3 года храм официально передали епархии.

В 1996 году опять принялись за его реставрацию. Удалось восстановить и иконостас. В 1998 году храм был вновь освящен. На этот раз обошлось без присутствия царей и прочих властителей.

Режим посещения и часы работы Чесменской церкви в Санкт Петербурге

Как и в любом другом храме, при посещении Чесменской церкви женщинам нужно быть обязательно с покрытой головой, ни в коем случае не в мини-юбке или брюках, а мужчинам – не в шортах. Внешний вид должен соответствовать посещаемому мероприятию. Посетителям Чесменской церкви запрещается:

  • курить;
  • выражаться нецензурными словами;
  • шуметь;
  • бегать.

Принимает паломников и верующих Чесменская церковь каждый день с 9:00 до 19:00. Чесменская церковь порадовала Центром духовной культуры и образования, который предусматривает молодежную, социальную и образовательную деятельность.

  • Среди социальной деятельности можно выделить Клуб чесменских бабушек и «Пространство радости»,
  • среди молодежной – Молодежный клуб и Школу капитанов,
  • а среди образовательной – патрология, хоры и кукольный театр.

Все мероприятия и обучение проходят в расположенном рядом с церковью дворце ежедневно:

  • по понедельникам – с 19:00;
  • по вторникам – с 14:00;
  • по средам – с 16:00;
  • по четвергам и пятницам – с 17:00;
  • по субботам – с 15:00;
  • по воскресеньям – с 14:00.

Архитектура

Здание храма выполнено в псевдоготическом стиле. Сегодня его еще величают неоготикой. Архитектурные формы созданы в виде четырехлистника, а конструкция церкви в своей основе квадратная. Это так называемый квадрифолий. Если быть точнее, в плане лежит равноконечный крест на греческий манер. Однако снаружи храм кажется круглым, поскольку со всех сторон к нему пристроены полукруглые выступы – апсиды.

Церковь венчают пять глав – распространенное число куполов на русских православных храмах. Купола небольшого размера. На них красуются невысокие шпили, которые заканчиваются шарами с ажурными крестами. В барабанах храма висят колокола. Над входом слева и справа можно увидеть две белых статуи – Веры и Надежды. Одна держит в руках крест и чашу, другая – пламя и пальмовую ветвь. Примечателен и барельеф, представляющий собой Всевидящее Око Господа. Его окружают изображения херувимов и лучей.


danikbobo


khisamiev.ru


karelina_fox


streetlamp_spb

Элементы готики прослеживаются в маленьких узких декоративных башенках или пинаклях с зубцами и в характерных для данного стиля высоких стрельчатых оконных проемах. Еще один типично готический прием – помещенная над входом в храм роза. Это крупное окно круглой формы с перегородками, создающими похожий на цветок орнамент. Окраска стен храма красно-розовая, стены дополнены большим количеством вертикальных белых линий и кружевных узоров. Все это придает довольно массивному сооружению ощущение легкости и воздушности.

Читайте также:
Церковь Петра и Павла в Лефортове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Внутреннее убранство

Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго. Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю. Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:

  • Иисуса Христа
  • Богородицы
  • Иоанна Крестителя
  • Великомученицы Екатерины
  • Тайной вечери
  • Священномученика Ианнуария
  • Преподобного Давида Солунского
  • Михаила Архангела
  • Первомученика архидиакона Стефана.


marik224


avilonatur


avilonatur


avilonatur


tartanparty

Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.

Расписание богослужений в Чесменской церкви

Понедельник – пятница

  • 9:45 – Проходит исповедь.
  • 10:00 – Проводится литургия.
  • 18:00 – Проходит вечерня и начинается полиелейная утреня.

Суббота

  • 9:45 – Проходит исповедь.
  • 10:00 – Проводится литургия.
  • 18:00 – Проходит исповедь и всенощное бдение.

Воскресенье

  • 9:45 – Проходит исповедь.
  • 10:00 – Проводится литургия.
  • 18:00 – Проходит вечерня.

Интересные факты

  • Территория, где выстроили церковь и дворец, на финском языке называлась Лягушачье болото, и потому гербом дворца была зеленая лягушка.
  • Екатерина II любила это место и имела обыкновение приезжать в храм дважды в год. Для нее было сооружено специальное царское место.

  • Храм послужил прототипом двух других церквей. Его копии: Преображенский храм в селе Красное в Тверской области
  • Никольская церковь в селе Посадниково в Псковской области, которая, к сожалению, не сохранилась.
  • В 90-е годы верующие были вынуждены делить церковь с музеем. Переместить оттуда последний удалось благодаря криминальному случаю: сторож покинул ночью свой пост, и музей обокрали, вынеся не только ценные экспонаты, но и церковное имущество. После этого музей быстро съехал.
  • За церковью имеется небольшое кладбище, на котором покоятся те, кто принимал участие в следующих событиях:
      Суворовские походы
  • Отечественная война 1812 года
  • Оборона Севастополя
  • Русско-турецкие войны
  • Русско-японская война
  • Первая Мировая война
  • Гражданская война (красноармейцы)
  • Великая Отечественная война.

    Каждый год священники из Чесменской церкви совершают здесь поминальные службы.

    Как лучше добираться к Чесменской церкви

    Чесменский храм имеет очень удобное расположение в Питере между проспектами Юрия Гагарина и Московским, и самым быстрым способом добраться к ней будет метро или автомобиль.

    • На метро. Необходимо будет выйти на станции «Московская». Там увидите сквер, который приведет к Авиационной улице. Следуя по ней в сторону увеличения нумерации, дойдите до перекрестка с улицей Ленсовета, свернув на которую останется отыскать розовую церковь.
    • На авто. На своей машине, конечно, гораздо быстрее доехать к церкви. Для этого достаточно забить в своем навигаторе GPS-координаты церкви: 59°51’25.1″N 30°19’51.1″E.

    Чесменская церковь Рождества Иоанна Предтечи (Санкт-Петербург)

    Мiръ Россия Санкт-Петербург Чесменская церковь Рождества Иоанна Предтечи (Санкт-Петербург)

    Чесменская церковь построена в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте в 1770 году. В настоящее время церковь является памятником архитектуры федерального значения. Вблизи церкви расположено Чесменское воинское кладбище.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
    • 3 Престольные праздники
    • 4 Видео
    • 5 Как добраться
    • 6 Расписание богослужений
    • 7 Ссылки

    История [ править ]

    Неподалеку от Московского проспекта, среди серых зданий сталинской эпохи и низкорослых хрущевок, на небольшой площади перед нашим взором предстает бело-розовое чудо — изящная и легкая церковь в псевдоготическом стиле, с устремленными к небу остроконечными башенками и высокими стрельчатыми окнами. Напротив, за рядом молодых лип, проглядывают очертания некогда великолепного средневекового замка. Этот уникальный архитектурный ансамбль был создан известным архитектором Ю. М. Фельтеном. А история его создания уходит в глубь веков.

    В 1774 году по приказу Екатерины II на 7 версте царскосельской дороги началось строительство путевого дворца для кратковременных остановок императорского двора во время переездов из Петербурга в Царское Село. Небольшое двухэтажное здание, имевшее в плане форму равностороннего треугольника, располагалось «на возвышенном лугу, окруженном земляным валом, обросшим травою». Дворец должен был создавать иллюзию родового рыцарского замка. Со стен дворца на его гостей, иностранных послов, глядели многочисленные изображения предков Екатерины II и родственных царствующих домов. Местность вокруг носила название «Кикерикексен» (по-фински «Лягушачье болото»), поэтому, когда в 1777 году строительство дворца было закончено, он получил название Кикерикексенского.

    По преданию именно на этом месте императрица Екатерина Великая получила известие о Чесменской победе над турецким флотом. 24 июня 1770 года, в день Рождества св. Иоанна Предтечи, началось сражение у о. Хиос, в результате которого турецкий флот отступил в Чесменскую бухту. А в ночь с 25 на 26 июня русские моряки сумели поджечь в бухте несколько неприятельских кораблей, после чего загорелся весь турецкий флот. Погибло более шестидесяти турецких судов и свыше десяти тысяч матросов и офицеров. Потери на российских судах составили 10 человек.

    Читайте также:
    Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

    Это была первая морская победа, одержанная флотом Российской империи со времен Петра Великого. Высочайшим рескриптом учреждается серебряная медаль, изображающая атаку русскими кораблями турецкой эскадры и сожжение турецких судов. Лаконичная надпись сообщала о судьбе турецкого флота: «БЫЛ». В честь победы в окрестностях Петербурга было создано несколько памятников: Чесменский обелиск в Гатчине, Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, ростральная Чесменская колонна в центре Большого пруда в Екатерининском парке Царского Села. Но особое значение Екатерина Великая придавала сооружению храма-памятника.

    Храм во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна был заложен в 1777 году напротив Кикерикексенского дворца, в присутствии шведского короля Густава III. 24 июня 1780 года к 10-летней годовщине блестящей победы русского флота при Чесме, в присутствии Римского императора Иосифа II, храм был освящен. Церковь и дворец получили название Чесменские. Вся местность вокруг начинает именоваться ЧЕСМОЙ.

    Екатерина Великая любила Чесму и дважды в год приезжала сюда, на храмовый праздник и на Масленицу. Специально для императрицы в церкви было устроено царское место под балдахином из красного бархата, увенчанное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивался пышный обед, летом — катание на лодках, при громе музыки, в сопровождении блистательной свиты, зимой — катание на санях, многолюдные ярмарки, фейерверки. Чесма становится центром огромной пригородной территории.

    В 1830 году по повелению императора Николая I в Чесменском дворце была устроена богадельня для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года. К дворцу пристроили три двухэтажных флигеля, в которых разместились 400 рядовых и 16 офицеров (среди них было немало георгиевских кавалеров). Территория вокруг активно благоустраивается новыми жителями дворца: был разбит парк, построено три новых часовни. Чесменскую богадельню курировал Александровский комитет о раненых, а попечителями были Великие князья.

    Традиция служить Божественную Литургию и устраивать большие обеды для приглашенных гостей сохранялась до 1919 года, когда военная богадельня была спешно ликвидирована, а старики-инвалиды переведены в богадельни Петроградского района. В Чесменском дворце разместился первый в Советской России лагерь принудительных работ (концлагерь) «Чесменка».

    Тогда же была закрыта и церковь св. Иоанна Предтечи (Чесменская). Иконы и утварь были экспроприированы и переданы в Государственный Эрмитаж. Прихожанам разрешили собираться в доме барона Вебера, владельца заводов лаков и красок, где богослужения проходили до 1924 года. Последним приходским священником был отец Иоанн Попов. Здание закрытой Чесменской церкви использовалось как склад. Зимой 1930 года пожар уничтожил уникальный иконостас, выполненный по проекту архитектора Чесмы Ю. М. Фельтена.

    В годы Великой Отечественной войны находившиеся на переднем рубеже обороны дворец и церковь сильно пострадали. Уже в 1946 году был отремонтирован дворец, здание которого еще до войны передали Ленинградскому институту авиаприборостроения. В 1970-е годы здание церкви было отреставрировано и приспособлено под филиал Центрального Военно-Морского музея «Чесменская победа».

    Современное состояние [ править ]

    Возрождение Чесмы началось в 1990 году. Храм Рождества Св. Иоанна Предтечи был передан Санкт-Петербургской епархии, приходу во главе с настоятелем, протоиереем Алексеем Крыловым. Первый молебен состоялся 31 декабря 1990 года перед закрытыми дверями храма. В 1998 году был воссоздан иконостас по первоначальному проекту XVIII века. В том же году состоялось полное освящение храма Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

    Небольшое воинское кладбище (Чесменское), расположенное за храмом, где покоится прах ветеранов войны 1812-14 годов, красноармейцев и защитников Ленинграда, погибших в дни Великой Отечественной войны, является официальным местом торжеств Московского района накануне Дня Победы. Священнослужители храма ежегодно проводят здесь поминальные службы.

    Чесменская церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге

    Действующий православный собор строился в псевдоготическом стиле, и он считается памятником зодчества. Уникальная форма церкви напоминает четырехлистник, её интерьер перекрыт куполом, а в окраске фасадов, белокаменном декоре, круглых оконных проемах и башнях наблюдается следование европейской моде. Воздвижение собора приурочено к факту победы отечественного флота над турецкой эскадрой в водах Чесменской бухты, находящейся в Эгейском море.

    Читайте также:
    Саввино-Сторожевский монастырь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

    История постройки

    В конце XVIII столетия Екатерина II распорядилась построить путевой дворец на участке царскосельской дороги. Небольшое двухъярусное здание треугольной формы находилось на возвышенности, окруженной большим количеством растительности. Главная особенность Чесменского (Кикерикексенского) дворца — создание иллюзии о том, что строение является средневековым замком. Настенными картинами интерьер пестро информировал посетителей о предках императрицы.

    • Предание гласит, что Екатерина II услышала известие о победе отечественного флота в Чесменской бухте, находясь в путевом дворце. Началось сражение 24 июня 1770 г, в памятный день Рождества Иоанна Предтечи, а спустя сутки Российская империя праздновала полный разгром противников.
    • В честь победы в Северной столице создавались различные памятники, но наибольшее внимание императрица уделила воздвижению Чесменского собора. Первый камень храма Рождества Крестителя заложили в 1777 г. прямо напротив путевого (Кикерикексенского) дворца, на торжественном мероприятии присутствовал король Швеции Густав II. Освящение новоявленного храма состоялось 24 июня 1780 г. С этого времени путевой дворец и церковь, как и вся местность, стали называться Чесменскими.
    • Императрица приезжала сюда на главный престольный праздник собора и на торжества Масленицы. Для Екатерины II в храме установили специальное царское место, увенчанное символом империи и накрытое бархатным балдахином. После богослужений сервировали пышный стол, устраивали разнообразные развлечения, многолюдные ярмарки.
    • В 1830 г. Николай I распорядился устроить в Чесменском дворце благотворительную богадельню, где находили приют ветераны войны 1812 г. Вскоре к зданию пристроили три флигеля, а сама территория благоустраивалась посредством парка и часовен. Богадельня находилась в распоряжении государственных правителей, которые проявляли большое милосердие к защитникам отечества.

    На заметку! День рождения Иоанна Предтечи, в честь которого построена Чесменская церковь, является одним из великих христианских торжеств.

    Евангелист Лука писал, что родители пророка были праведными людьми, чтущими религиозные законы. Они чрезвычайно скорбели, ибо бездетных евреев клеймили позором. Старики ежедневно возносили молитву Господу, который услышал их в свое время. Ангел возвестил пророку Захарии (отцу Предтечи), что даровал Бог ему сына, которому уготована великая слава. Чудесное рождение Крестителя произошло 24 июня, как и завещал небесный посланник.

    Советский период и новое время

    Традиция богослужений и пышных обедов продолжалась до 1919 г., после чего большевистские власти ликвидировали богадельню, закрыли Предтеченскую церковь, а во дворце устроили первый советский концлагерь.

    • Иконы и церковную утварь отобрали и передали в Эрмитаж. До 1924 г. прихожане храма собирались в доме местного барона, где и проводились богослужения.
    • Закрытую церковь использовали в качестве склада, в 1930 г. здесь случился пожар, уничтоживший уникальный иконостас.
    • В период ВОВ Чесменский дворец и Предтеченский собор пострадали от обстрелов, так как территория находилась на военном рубеже обороны государства.
    • В 1946 г. начались работы по восстановлению дворцового здания, а в 70-е годы отреставрировали и саму церковь.
    • Чесма возродилась в 1990 г., храм торжественно передали в управление Петербургской епархии, во главе которой стоял преподобный Алексий (Крылов). Первые богослужения после продолжительного простоя состоялись в конце 1990 г., ритуал проходил перед закрытым входом.
    • В 1998 г. мастера воссоздали копию старинного иконостаса XVIII столетия. В этом же годы состоялось полноценное освящение собора Рождества И. Крестителя, процессией руководил митрополит Владимир. Сегодня здесь функционирует воскресная школа, а также проходят постоянные богослужения.

    На заметку! С 1836 г. рядом с Чесменским дворцом и храмом существовало одноименное кладбище, где хоронили тела ветеранов значимых военных походов в истории Российского государства (война 1812 г., оборона Севастополя, русско-турецкие сражения и т.д.).

    Участок кладбища имеет форму правильного прямоугольника и располагается симметрично в отношении к зданиям дворца и собора. Священнослужители каждый год совершают на этой территории поминальные служения.

    Архитектура

    Собор Рождества И. Крестителя — уникальный архитектурный объект, созданный во времена правления Екатерины II. Главным зодчим храма являлся Ю. Фельтен, при создании проекта он ориентировался на готический стиль.

    • Использование подобной архитектуры, редкой на фоне традиционной (барокко или классицизм), связывается исследователями с событием победы русского флота над турками. Эти новшества приобрели быструю популярность, стилистику применяли при постройке богатых усадеб, принадлежавших военным и сановникам.
    • Пятиглавое здание Предтеченской церкви геометрически устремлено ввысь. Форма равноконечного креста или четырехлистника создается за счет основного объема, окруженного четырьмя полукружиями и возвышающимися над ними невысокими башнями. Центральное пространство образует квадрат, который перекрывается куполом.
    • Стрельчатые арки церкви опираются на пилоны (усеченные пирамиды), особое впечатление на наблюдателя оказывают высокие оконные проемы. На главах располагаются кресты, колокольня же находится в передней башне. При декорировании здания использовали элементы готического зодчества эпохи средневековья: стрельчатые окна, башни с острыми окончаниями и вертикальные тяги (выступы).
    Читайте также:
    Екатеринбургская епархия: паломнический центр, монастыри и церкви, отделы

    Другие храмы Санкт-Петербурга:

    Главный вход обрамлен переплетающимися лепными лентами, сильным украшением служат статуи Веры и Надежды, аллегорически подчеркивающие качества этих великих добродетелей. В руках первой находятся крест и чаша, а у второй — пальмовая ветвь и огонь.

    Интерьер

    Оригинальное внутреннее пространство сгорело во время пожара 1930 г., в период ВОВ эти разрушения только усилились. В 1947 г. городские власти все входы здания заколотили, восстановление началось спустя три десятка лет. Реставрацией руководил зодчий А. Куликов.

    Интерьер украсили рельефной лепниной, в которой сочетались неоднородные фрагменты, — такой подход характерен для екатерининской эпохи.

    «Готический» иконостас, находящийся сегодня в соборе Рождества И. Крестителя, создавался современными мастерами-иконописцами из Петербурга. В нижнем ярусе помещены образы Христа, Предтечи, Пречистой Девы с Младенцем. На втором ярусе — изображения святого Давида Солунского и великомученика Ианнуария. Над главными вратами находится икона Тайной вечери.

    Иконостас увенчан скульптурами Распятия и фигурами ангелов с орудиями Страстей.

    Как добраться

    Собор Рождества Иоанна Крестителя построен в Санкт-Петербурге, он располагается на улице Ленсовета № 12. От Московского проспекта (остановка ул. Гастелло) следует идти на восток, расстояние — около километра.

    Читайте также интересные статьи о православии:

    Вблизи церкви располагается воинское кладбище и здание бывшего путеводного дворца, построенного во времена правления Екатерины II. Собор относят к Петербургской епархии РПЦ, настоятель — отец Алексий (Крылов).

    Собор является действующим. Богослужения проводятся здесь каждый день, утреня совершается с 10:00, а вечерня — с 18:00. В дни великих христианских торжеств литургии начинаются в 7:00. Здесь также работает воскресная школа.

    Чесменская церковь

    Неподалеку от Московского проспекта, среди серых зданий сталинской эпохи и низкорослых хрущевок, на небольшой площади перед нашим взором предстает бело-розовое чудо — изящная и легкая церковь в псевдоготическом стиле , с устремленными к небу остроконечными башенками и высокими стрельчатыми окнами. Напротив, за рядом молодых лип, проглядывают очертания некогда великолепного средневекового замка. Этот уникальный архитектурный ансамбль был создан известным архитектором Ю. М. Фельтеном. А история его создания уходит в глубь веков.

    В 1774 году по приказу Екатерины II на 7 версте царскосельской дороги началось строительство путевого дворца для кратковременных остановок императорского двора во время переездов из Петербурга в Царское Село. Небольшое двухэтажное здание, имевшее в плане форму равностороннего треугольника, располагалось “на возвышенном лугу, окруженном земляным валом, обросшим травою”. Дворец должен был создавать иллюзию родового рыцарского замка. Со стен дворца на его гостей, иностранных послов, глядели многочисленные изображения предков Екатерины II и родственных царствующих домов. Местность вокруг носила название “Кикерикексен” (по-фински “Лягушачье болото”), поэтому, когда в 1777 году строительство дворца было закончено, он получил название Кикерикексенского.

    Картина с изображением Чесменских дворца и церкви

    По преданию именно на этом месте императрица Екатерина Великая получила известие о Чесменской победе над турецким флотом. 24 июня 1770 года, в день Рождества св. Иоанна Предтечи, началось сражение у о. Хиос, в результате которого турецкий флот отступил в Чесменскую бухту. А в ночь с 25 на 26 июня русские моряки сумели поджечь в бухте несколько неприятельских кораблей, после чего загорелся весь турецкий флот. Погибло более шестидесяти турецких судов и свыше десяти тысяч матросов и офицеров. Потери на российских судах составили 10 человек.

    Это была первая морская победа, одержанная флотом Российской империи со времен Петра Великого. Высочайшим рескриптом учреждается серебряная медаль, изображающая атаку русскими кораблями турецкой эскадры и сожжение турецких судов. Лаконичная надпись сообщала о судьбе турецкого флота: “БЫЛ”. В честь победы в окрестностях Петербурга было создано несколько памятников: Чесменский обелиск в Гатчине, Чесменский зал в Большом Петергофском дворце, ростральная Чесменская колонна в центре Большого пруда в Екатерининском парке Царского Села. Но особое значение Екатерина Великая придавала сооружению храма-памятника.

    Храм во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна был заложен в 1777 году напротив Кикерикексенского дворца, в присутствии шведского короля Густава III. 24 июня 1780 года к 10-летней годовщине блестящей победы русского флота при Чесме, в присутствии Римского императора Иосифа II, храм был освящен. Церковь и дворец получили название Чесменские. Вся местность вокруг начинает именоваться ЧЕСМОЙ.

    Екатерина Великая любила Чесму и дважды в год приезжала сюда, на храмовый праздник и на Масленицу . Специально для императрицы в церкви было устроено царское место под балдахином из красного бархата, увенчанное двуглавым орлом. После Божественной Литургии устраивался пышный обед, летом — катание на лодках, при громе музыки, в сопровождении блистательной свиты, зимой — катание на санях, многолюдные ярмарки, фейерверки. Чесма становится центром огромной пригородной территории.

    Читайте также:
    Знаменский собор в Курске: история и адрес храма, описание, контакты и телефон, святыни и иконы

    В 1830 году по повелению императора Николая I в Чесменском дворце была устроена богадельня для ветеранов и инвалидов Отечественной войны 1812 года. К дворцу пристроили три двухэтажных флигеля, в которых разместились 400 рядовых и 16 офицеров (среди них было немало георгиевских кавалеров). Территория вокруг активно благоустраивается новыми жителями дворца: был разбит парк, построено три новых часовни . Чесменскую богадельню курировал Александровский комитет о раненых, а попечителями были Великие князья.

    Традиция служить Божественную Литургию и устраивать большие обеды для приглашенных гостей сохранялась до 1919 года, когда военная богадельня была спешно ликвидирована, а старики-инвалиды переведены в богадельни Петроградского района. В Чесменском дворце разместился первый в Советской России лагерь принудительных работ (концлагерь) “Чесменка”.

    Тогда же была закрыта и церковь св. Иоанна Предтечи (Чесменская). Иконы и утварь были экспроприированы и переданы в Государственный Эрмитаж. Прихожанам разрешили собираться в доме барона Вебера, владельца заводов лаков и красок, где богослужения проходили до 1924 года. Последним приходским священником был отец Иоанн Попов. Здание закрытой Чесменской церкви использовалось как склад. Зимой 1930 года пожар уничтожил уникальный иконостас, выполненный по проекту архитектора Чесмы Ю. М. Фельтена.

    В годы Великой Отечественной войны находившиеся на переднем рубеже обороны дворец и церковь сильно пострадали. Уже в 1946 году был отремонтирован дворец, здание которого еще до войны передали Ленинградскому институту авиаприборостроения. В 1970-е годы здание церкви было отреставрировано и приспособлено под филиал Центрального Военно-Морского музея “Чесменская победа”.

    Возрождение Чесмы началось в 1990 году. Храм Рождества Св. Иоанна Предтечи был передан Санкт-Петербургской епархии, приходу во главе с настоятелем, протоиереем Алексеем Крыловым. Первый молебен состоялся 31 декабря 1990 года перед закрытыми дверями храма. В 1998 году был воссоздан иконостас по первоначальному проекту XVIII века. В том же году состоялось полное освящение храма Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

    Небольшое воинское кладбище (Чесменское) , расположенное за храмом, где покоится прах ветеранов войны 1812-14 годов, красноармейцев и защитников Ленинграда, погибших в дни Великой Отечественной войны, является официальным местом торжеств Московского района накануне Дня Победы. Священнослужители храма ежегодно проводят здесь поминальные службы.

    Гид по Петербургу

    Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

    Чесменская церковь

    Соборы и Храмы

    В Московском районе Санкт-Петербурга среди невзрачных и скучных серых построек сталинских времен можно увидеть удивительный по красоте храм. Его изящный устремленный к небу силуэт напоминает средневековую европейскую готику. Это церковь Рождества Иоанна Предтечи, больше известная как Чесменская – действующий православный храм северной столицы и памятник знаменитому Чесменскому сражению. Она составляет единый архитектурный ансамбль вместе с находящимся рядом одноименным дворцом.

    История

    Екатерина II любила разъезжать по России. А чтобы путешествия сопровождались подобающим царственной особе комфортом, на маршрутах, которыми она следовала, выстраивали путевые дворцы. Там императрица могла останавливаться для кратковременного отдыха. Одним из них стал дворец на дороге из Петербурга в Царское Село. Это сегодня туда можно добраться за полчаса, а в ту эпоху подобная поездка занимала куда больше времени.

    Российские правители традиционно были людьми весьма набожными, а потому рядом с дворцами довольно часто возводили церкви. Не остался без храма и Чесменский дворец. История церкви начинается со славной победы русского флота над турками в ходе Чесменского сражения в 1770 году.

    Легенда гласит, что храм был воздвигнут именно на том месте, где царица получила от гонца известие об исходе боя. Можно себе представить, какое ликование вызвала эта новость у Екатерины-матушки, ведь со времен Петра I морских побед страна не знала.

    На радостях в окрестностях столицы воздвигли несколько памятников, посвященных этому событию:

    • ростральная колонна на пруду парка в Пушкине
    • зал в Большом Петергофском дворце
    • обелиск в Гатчине.

    Но для Екатерины было важно соорудить еще и памятный храм. Хотя с началом его строительства не торопились. Закладка церкви состоялась только спустя 7 лет после знаменательной битвы. На этой торжественной церемонии присутствовала сама императрица. Компанию ей составил шведский король Густав III. Пригласили его неслучайно.

    Со Швецией отношения у России бывали весьма непростыми. И чтобы это государство в обозримом будущем не дерзало нам досаждать, не лишним было напомнить его правителю о военной силе и отваге русских.

    Разработка проекта храма была поручена архитектору Ю. Фельтену. Церковь возвели к лету 1780 года – к десятой годовщине победы в Чесменском бою. На ее освящение теперь уже пригласили Иосифа II – императора Священной Римской империи с той же целью. Впрочем, он присутствовал там инкогнито, под именем никому не известного графа. Довольная царица приказала назвать и церковь, и дворец Чесменскими. А место, где они располагались, стали именовать кратко – Чесма.

    Читайте также:
    Савва-Сторожевский монастырь: адрес и история, как доехать, святыни и купель

    Новую церковь передали капитулу ордена Святого Георгия. По этой причине какое-то время ее также называли Георгиевской. В начале XIX столетия храм отдали Гофинтендантской конторе. Как часто бывало, быстро выяснилось, что зимой в церкви зябко, ввиду того, что она не отапливалась.

    И чтобы сановные лица не замерзали на молитве, было поручено выстроить дополнительный храм в Чесменском дворце, где проводили богослужения в холодное время года

    При Николае I во дворце устроили богадельню для стариков и инвалидов, участвовавших в войне с Наполеоном. Среди них были люди почетные – офицеры, георгиевские кавалеры. А потому территорию дворца и храма решено было благоустроить. Разбили парк и выстроили еще три часовни. Богадельне передали и Чесменскую церковь.

    Военная богадельня прекратила свое существование в 1919 году. Новые власти не утруждали себя заботой о служивших царскому режиму. Стариков раскидали по другим подобным учреждениям, а во дворце устроили первый в СССР концлагерь. Храм большевики закрыли в том же году.

    Клир и приход перебрались служить в другое место – на дачу барона К. Вебера на Московском шоссе. Правда, через пять лет атеистически настроенные чиновники их выселили и оттуда. В то же время с колокольни Чесменской церкви сняли колокола для последующей их переплавки. А вместо крестов на купола водрузили советскую символику – скульптуры в виде молота и наковальни. Иконы и богослужебную утварь, находившиеся в веберовском доме, пощадили и отправили на хранение в Эрмитаж. Тогда же, в 1924 году лагерь был закрыт.

    С тех пор и до Великой Отечественной Войны Чесменский храм в разные периоды использовали под:

    • архив
    • столярные мастерские
    • склад.

    В 1930 году там произошел пожар, уничтоживший великолепную внутреннюю отделку и уникальный иконостас. Еще больше церковь, равно как и дворец, пострадала в годы войны, ведь они были на переднем рубеже обороны города. В 1947 году провели ее консервацию, а затем решили восстановить в качестве памятника истории и архитектуры.

    Реставрация проходила в 60-70-е годы ХХ века. Укрепили стены, сделали ремонт куполов, воссоздали старинные интерьеры. Даже отлили новые колокола. Но, разумеется, уже не для того, чтобы созывать верующих на службы. В 1977 году в церкви открыли музей с экспозицией, посвященной Чесменскому сражению.

    Община верующих переступила ее порог только в 1991 году. Через 3 года храм официально передали епархии.

    В 1996 году опять принялись за его реставрацию. Удалось восстановить и иконостас. В 1998 году храм был вновь освящен. На этот раз обошлось без присутствия царей и прочих властителей.

    Архитектура

    Здание храма выполнено в псевдоготическом стиле. Сегодня его еще величают неоготикой. Архитектурные формы созданы в виде четырехлистника, а конструкция церкви в своей основе квадратная. Это так называемый квадрифолий. Если быть точнее, в плане лежит равноконечный крест на греческий манер. Однако снаружи храм кажется круглым, поскольку со всех сторон к нему пристроены полукруглые выступы – апсиды.

    Церковь венчают пять глав – распространенное число куполов на русских православных храмах. Купола небольшого размера. На них красуются невысокие шпили, которые заканчиваются шарами с ажурными крестами. В барабанах храма висят колокола. Над входом слева и справа можно увидеть две белых статуи – Веры и Надежды. Одна держит в руках крест и чашу, другая – пламя и пальмовую ветвь. Примечателен и барельеф, представляющий собой Всевидящее Око Господа. Его окружают изображения херувимов и лучей.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: