Оптина Пустынь: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники, храмы и постройки

Монастырь Оптина Пустынь: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Сегодня мой рассказ пойдет о волшебном, целительном и очень чистом месте, полное название которого – Введенский Ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь.
Это место уже не первый век влечет к себе верующих и пребывающих в поиске. Людей манит сюда покой и тишина, которые будто опускаются на плечи, только входишь за монастырские ворота, красивая архитектура, мощи прославленных Оптинских Старцев, традиции старчества которых передавались от наставника к ученику на протяжении столетия.
Подробнее об уникальных достопримечательностях и святынях мужского монастыря в Калужской области «Оптина Пустынь» я хочу поведать вам этим рассказом.

Где находится монастырь Оптина Пустынь?

  • Вахта: +7(48442)50115;
  • Экскурсионная служба: +7(48442)50139;
  • Дом паломника: +7(48442)50116, +7(919)0396840.

Как доехать до монастыря Оптина Пустынь?

Есть несколько способов добраться до монастыря из Москвы:

  • По железной дороге с Киевского вокзала на поездах:
  1. № 6151, 6157, 6161 6171, 6159 (направление «Москва – Калуга») – около 3-3,5 часов в пути;
  2. № 6131, 6135, 6133, 6393/6395, 6137 (направление «Калуга – Сухиничи») – около 2 часов в пути;
  3. № 6416 (направление «Сухиничи – Козельск») – 45 минут в пути;
  4. № 054К, 414Б, 304Б, 426Ч, 112Б, 054К, 605Б, 413Б, 425У, 303Б, 413Б, 131У.
  • Автобусом: От автостанции «Теплый Стан» ежедневно в течение дня (с 7:00 до 18:40) ходят рейсовые автобусы, проходящие рядом с монастырем. Два раза в день (в 12:45 и 15:00) идут автобусы, которые заезжают на монастырскую автостоянку. На автобусе вы доедете в течение 4-5 часов.
  • На автомобиле: По Киевскому, Калужскому, Симферопольскому шоссе либо через Подольск на ваш выбор.

    Из Белорусской столицы до монастыря вы можете добраться:

    • На поезде «Брест—Челябинск» до ст. Калуга, оттуда – автобусом, маршруткой либо пешком до монастыря;
    • На автомобиле по трассам А-130, М-1, Р-43 и А-130.

    Особенности посещения монастыря

    Для паломников монастырские ворота открыты ежедневно с 5:00. Все желающие могут свободно пройти к монастырским святыням, главные храмы также доступны в течение дня.

    • Обзорная экскурсия по территории монастыря;
    • «Новомученики и исповедники Оптиной Путсыни»;
    • «Храмы, святыни и скит Обители»;
    • «Оптинские старцы – жизнь и духовный подвиг»;
    • «Сегодняшний день Обители»;
    • «Преп. Амвросий – старец Оптиной Путсыни»;
    • «Выдающиеся деятели России в жизни монастыря»;
    • Экскурсия для подростков и детей;
    • «Пасха Красная».

    Расписание богослужений монастыря Оптина Пустынь

    Основное расписание:

    • 5:30, Введенский храм – братская молитва у мощей преп. Амвросия, утренний молебен, полунощница;
    • 6:40, Храм Казанской иконы – часы;
    • 7:00, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
    • 9:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
    • 9:40, Введенский храм – часы;
    • 10:00, Введенский храм – поздняя Литургия;
    • 12:00, Храм Казанской иконы – Панихида;
    • 13:00, Храм Казанской иконы – Акафист у мощей преп. Амвросия;
    • 14:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
    • 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
    • 16:40, Храм Казанской иконы – часы;
    • 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.
    • 6:00, Храм Казанской иконы – часы;
    • 6:30, Храм Казанской иконы – ранняя Литургия;
    • 7:40, Храм Марии Египетской – часы;
    • 8:00, Введенский храм – Акафист и Соборная молитва у мощей преп. Амвросия;
    • 8:00, Храм Марии Египетской – средняя Литургия;
    • 9:40, Храм Казанской иконы – часы;
    • 10:00, Храм Казанской иконы – поздняя Литургия;
    • 12:00, Преображенский храм – заказные молитвы святым (с водосвятием);
    • 12:30, Храм Казанской иконы – Панихида;
    • 13:00, Введенский храм – Акафист у мощей преп. Амвросия;
    • 15:00, Владимирский храм – Акафист Собору Преп. Старцев Оптинских;
    • 16:45, Храм Казанской иконы – часы;
    • 17:00, Храм Казанской иконы – вечернее богослужение.

    Где можно остановиться рядом с монастырем?

    Для паломников и туристов есть несколько вариантов поселения:

    • Паломнические гостевые дома располагают 8-местными комнатами, санузлом на этаже, чайной. Стоимость проживания составляет 300 рублей/чел.;
    • Гостевые 5-комнатные домики предлагают комнаты разного уровня комфорта (одноместную – 1000 рублей/чел., 2-3-местную – 800 рублей/чел., 4-местную – 600 рублей/чел.). В домиках также находится душ и столовая. Обед и ужин предоставляет паломническая трапезная;
    • Предтеченский Скит открыт для мужчин, которые приезжают в монастырь на длительный срок и готовы выполнять монастырские послушания;
    • Гостиница для священнослужителей предоставляет возможность поселения для священников, приезжающих в монастырь;
    • Также возможно поселение в частном секторе недалеко от монастыря.

    История монастыря Оптина Пустынь

    1. История монастыря, также как и история старчества Оптиной Пустыни, началась в 1821 году с преп. Антония и Моисея, которые приехали строить монастырь своими руками. За время настоятельничества преп. Моисея были построены многие храмы и братские кельи.
    2. В течение 100 лет не прекращалась традиция старчества монастыря. От наставника к ученику передавались сокровенные знания. Монастырь достраивался и процветал.
    3. С приходом советской власти начались гонения на православную церковь, а вместе с тем и на Оптину Пустынь.
    4. Последние Оптинские старцы в 1930-х гг. умерли в ссылке, не предавая свою веру.
    5. И только в конце 1980-х гг. началось медленное восстановление монастыря. Многие храмы достраиваются и реставрируются уже в наше время.

    Архитектурные достопримечательности монастыря

    • Свято-Введенский собор – главный храм монастыря «Оптина Пустынь», построенный в 1750-1771 гг. Имеет 3 красивых престола.
    • Казанский храм – это самый большой храм в монастыре, восстановленный и освященный в 1996 г. Также имеет 3 престола;
    • Владимирский храм – восстановлен и освящен в 1998 год после полного разрушения;
    • Храм Преображения Господня – новый красивый храм, построенный в 2007 году;
    • Храм в честь преп. Илариона Великого, находящийся в одном здании с трапезной и гостиницей, построенный в 1874 году;
    • Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Иоанна, построенный в 1825 году, находится на территории скита;
    • Храм иконы Богоматери «Спорительница хлебов», построенный в 2000 г. Находится на подсобной монастырской территории;
    • Передвижной храм, названный в честь иконы Богоматери «Живописный источник», предназначается для проведения сезонных полевых работ. Построен в 2006 г.;
    • Храм преп. Марии Египетской (ныне находится на реставрации);
    • Храм в честь свт. Льва Катанского и преп. Иоана Рыльского – в этом здании сегодня находится паломническая гостиница и ведутся работы по восстановлению полуподвального храма арх. Михаила;
    • Храм Всех Святых также восстанавливается в наше время. Находится за оградой монастыря на монастырском кладбище;
    • Часовня убиенных братиев, построенная в 2008 году, также находится на кладбище монастыря.

    Святыни монастыря Оптина Пустынь

    Оптина Путсынь богата святынями, к которым тянутся люди. Прежде всего, это мощи святых оптинских старцев, которых тут хранится много:

    • Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе;
    • Мощи преп. Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме;
    • Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме;
    • Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.

    В главном храме монастыря расположилась еще одна особо почитаемая святыня – Казанская икона Богоматери.

    Фото монастыря Оптина Пустынь

    Захватывающий дух вид при подъезде к монастырю.

    Место, где живет волшебство.

    Основной монастырский храм.

    Красивый интерьер храмов Оптиной Путсыни не может передать царящей там атмосферы.

    Летом и в церковные праздники здесь особенно много людей.

    Та самая Оптина. Очерки истории обители

    Приблизительное время чтения: 9 мин.

    Когда говорят об оптинских старцах, обычно вспоминают преподобных Амвросия и Макария. Ну, кто-то, может, назовет еще Льва, или Варсонофия, который ездил на станцию Астапово к умирающему Толстому в надежде примирить его с Богом. Или Нектария, изгнанного из обители большевиками. И редко кто припомнит преподобного Моисея, человека, благодаря которому Оптина из ничем не примечательной местной пустыньки стала тем духовным идеалом, который не потускнел и в XXI веке. А ведь именно его пример сегодня, возможно, самый ценный.

    Человек тридцать семь лет против своей воли был вынужден заниматься хозяйством, строительством, добывать деньги, разруливать бесконечные конфликты с начальством и внутри монастыря. Общение с подрядчиками, благотворителями, заботы о пасеках и покосах, не говоря уж о порядке в обители, — какая уж тут молитва, мы про таких «крепких хозяйственников в рясах» уже который год читаем в светских и церковных СМИ. Разве для этого он когда-то ушел из мира?

    А как все начиналось! Первые три года иноческой жизни — в Сарове, там было тогда у кого поучиться: схимонах Марк, восстановивший Валаам игумен Назарий, преподобный Серафим. Но, юный инок присмотрелся, пообтерся, да и ушел оттуда в Свенский Успенский монастырь.

    Там неподалеку, в Рославльских и Брянские лесах, жили отшельники, ученики преподобного Паисия Величковского. Строгий пост, молчание, переписывание наставлений святых отцов, духовное общение с подвижниками — прожив так десять лет, инок Моисей ничего другого для себя просто не мыслил и мечтал лишь об одном: когда-нибудь принять схиму. Не пришлось.

    Тогдашний Калужский епископ, будущий митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров), понимавший, что такое старчество, и решивший насадить его у себя в епархии, назначил его начальником скита, который решил устроить по соседству с Оптиной пустынью, чтобы воссоздать там жизнь по образу жизни рославльских отшельников.

    Два первых года в новой роли жизнь инока Моисея мало чем отличалась от прежней. Уговорив кое-кого из рославльских пустынников перебраться с ним на новое — тем более, что на старом назревали серьезные неприятности с земской властью — он вместе с братией своими руками расчищал от вековых сосен площадку для стройки: вместе с рабочими валил сосны, корчевал пни. За три месяца построили три кельи и церковь. На этом деньги, пожертвованные местными благотворителями, кончились, и настоятелю пришлось ехать в Москву. Вернулся он с полным возом церковной утвари, и 5 февраля 1822 года состоялось освящение Иоанно-Предтеченского храма.

    Это был решающий рубеж в жизни отца Моисея. Он подал прошение о принятии схимы, а в ответ получил резолюцию: «Не убо прииде час» и благословение епархиального архиерея принять сан священника и стать духовником скитской братии. Одним словом, случилось то, чего отец Моисей категорически не хотел.

    Уж он-то к тому времени прекрасно знал, что уходя в монастырь в поисках идеальной христианской любви и сталкиваясь там с обычными человеческими отношениями во всем их несовершенстве, люди порой упускают смысл подвига и застревают на букве, что крушение мечты часто ведет к срыву в мелочность и страсти. Монастырь ведь это еще и быт, строго размеренный, уложенный в устав, который предписано строго соблюдать.

    Но сочетание закона и свободы в христианстве зачастую парадоксально: на протяжении всей истории монашества из монастырей бежали лучшие из лучших, ревностнейшие, искренние и пламенные души — среди них и Сергий Радонежский, и Авраамий Смоленский.

    Других безжалостно изгоняли братия и начальство — так было и со Стефаном Печерским, и с Иринархом Ростовским, и с Корнелием Комельским, и со многими другими.

    Отец Моисей не сбежал. Он продолжал строить скит. Там сажали плодовые деревья, кедры, которые дали плоды через 25 лет, выкопали два пруда. Отец Моисей влез в долги, снова поехал в Москву, но денег собрать не успел — владыка Филарет, покидая Калужскую епархию, назначил его настоятелем Оптинскаго монастыря, и нужно было явиться к нему для прощального благословения.

    Скитоначальником стал его младший брат отец Антоний, а вскоре откликнулся на уговоры нового оптинского настоятеля его рославльский знакомец, старец Леонид, впоследствии в схиме Лев, проходивший школу духовной жизни у учеников Паисия Величковского, старцев Феодора и Клеопы. Отец Лев не только сам приехал в Оптину, но и своего ученика Макария, будущего великого оптинского старца, уговорил приехать.

    А отец Моисей все строил, строил, строил. Никогда не отказывая бедным в помощи, кормя множество странников, монастырь при нем вечно нуждался в деньгах, а настоятель затевал все новые постройки — иногда просто с целью прокормить окрестных жителей, нанимавшихся в монастырь работниками.

    При жизни его многие считали хоть и хорошим, но обыкновенным человеком, и только люди высокой жизни видели в нем духоносного старца.

    Но духовничества он на себя никогда не брал — он и сам, и брат его, скитоначальник отец Антоний, окормлялись у старцев, и братию к ним направляли.

    А чтобы они могли сосредоточиться на духовном руководстве, их старались максимально разгрузить. Братии было еще так мало, что начальникам приходилось наряду со всеми исполнять многие послушания и то и дело оставаться без келейника, который был то за повара, то за садовника, то за хлебопека. «Как самый бедный бобыль, — писал отец Антоний родственникам, — живу в келье один: сам и по воду, сам и по дрова. Чином священства почтенных теперь у нас в скиту собралось пять человек; но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один».

    Отец Моисей с братом и с теми старцами, которых они созвали в построенный ими скит, были одного поля ягоды — люди одного духовного воспитания и закала. Между ними царило полное единодушие и взаимопонимание. А вот с епархиальными властями. Да и в самом монастыре далеко не все были в восторге от всех этих экспериментов.

    Двенадцать лет старец Лев был духовником обители, и все эти годы на него шли гонения. Сначала на него восстал отец Вассиан, который считал себя оптинским старожилом и не признавал старческого руководства — совсем как отец Ферапонт из «Братьев Карамазовых» Достоевского.

    Пошли интриги, кляузы. Потом калужский владыка через московскую тайную полицию получил анонимный донос с обвинениями настоятеля Оптиной в том, что он оказывает скитским старцам предпочтение перед живущими в монастыре, что скит причиняет монастырю большой урон, и если его не уничтожить, древняя обитель разорится.

    Отца Моисея вызвали для объяснений, а старцу Льву запретили носить схиму, так как пострижен он был келейно, и строжайше запретили принимать посетителей.

    Старца перевели из скита в монастырь и там то и дело переселяли из кельи в келью. Но он относился к этому с благодушием: просто брал икону Владимирской Божьей Матери, благословение отца Паисия Величковского, и с пением «Достойно есть» переносил на новое место. А приходивших к нему за советом и помощью, несмотря на все запреты, продолжал принимать, и отец Моисей закрывал на это глаза, рискуя навлечь на себя гнев епископа.

    Чтобы отвести беду потребовалось вмешательство митрополита Киевского Филарета, который заступился за старца в Синоде, а потом сам приехал в Оптину и в присутствии епархиального архиерея оказывал отцу Льву особые знаки уважения. А старец Макарий через епископа Игнатия Брянчанинова передал письмо митрополиту Московскому Филарету, и тот написал калужскому владыке, что никакой ереси в Оптинском старчестве нет.

    Но незадолго до смерти старца на него и на его духовных чад из женских обителей опять ополчилось начальство. Монахинь выгнали из их обителей, старца обозвали масоном, а святоотеческие книги, вроде Аввы Дорофея, которые он давал читать монахам — «чернокнижием». Только перед самой кончиной старца монахинь оправдали.

    Такой вот парадокс: вокруг Оптиной уже сложился ореол последнего прибежища хранителей православия, старчество, издательская деятельность, попытка в условиях жесткой авторитарной власти вести активное духовное просветительство привлекли к монастырю множество мирян, но и это святое место не обошел дух времени.

    Во-первых, везде люди как люди, сам Господь говорил: где есть пшеница, там есть и плевелы; а во-вторых, никакое «святое место» само по себе не гарантирует ни святости, ни избавления от страстей. Даже в образцово-показательном монастыре, который описывает Иоанн Лествичник, есть и ненависть, и гнев, и памятозлобие, и даже такие противоестественные страсти как скотоложество.

    Вот только оценивать монастырь, наверное, имеет смысл не по тому, сколько о нем рассказывают гадостей. В конце концов, кто такие монахи? Это цвет того общества, которое живет под его стенами.

    Жизнь монастыря течет по двум направлениям — к Богу и к людям. Но расширяя свое влияние, стремясь не оставить своим вниманием как можно больше страждущих, он в какой-то момент вдруг отцветает, иссякают источники, питавшие его энергией. И если мир вокруг сохраняет благодарность к обители, понимает сложность духовной жизни и готов снисходительно переждать временный спад, через какое-то время в кельях вновь появляются иноки, ищущие духовного подвига.

    Вот только куда чаще обитель окружена враждебным и злобным вниманием, и люди вокруг воинственно ополчаются на «тунеядцев в рясах», видя в них чуть ли не причину всех своих бедствий.

    Прощая себе все, мир ничего — в том числе и свои же нравы — не прощает монахам.

    Но как же часто все эти «правильные» и «понятные» причины пренебрежения к заблудшим клирикам вырастают в ненависть ко Христу и гонениями обрушиваются на Церковь.

    «Наше монашество серьезно больно, что тут скрывать, причем, больно не в отдельно взятом монастыре или епархии, а вообще, в России. Многие знают это, потому и ищут разные пути выхода: ведь продолжать так жить невозможно, душу-то не обманешь, она ищет настоящего, подлинно духовного, потому и обращаются некоторые иноки к опыту монашествующих Греции, Кипра, пытаются у себя в обителях что-то применить, а кто-то и вообще уезжает. Все хотят жить в любви, под руководством старца, духовника, духоносной игумении, вне административного диктата, иначе какой смысл в монастыре?».

    Такой вот крик души православной монахини на популярном православном сайте. Как я ее понимаю! Сама когда-то через это прошла.

    Но не зря же оптинские старцы переводили и издавали труды древних подвижников. Благодаря их трудам теперь каждый мирянин может узнать, что основатель исихазма святой Григорий Палама считал, что не только подвижники, но и любой мало-мальски искренне верующий человек может и должен преображать действительность, вносить свет евангельских заповедей повсюду.

    А вот что писал Гоголь в июне 1850 года графу Александру Петровичу Толстому о своем первом посещении Оптиной, в те времена, когда настоятелем там был отец Моисей: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышим ея благоуханье: все становится приветливее, поклоны ниже и участия к человеку больше». Николай Васильевич, был, конечно, натурой поэтической, но на жизнь смотрел отнюдь не через розовые очки, и его свидетельство дорогого стоит.

    Вот эта самая Оптина и есть главное свидетельство святой жизни. Да еще, разве, нетленные мощи, обретенные во время погребения его брата, преподобного старца Антония.

    ОДИНЦОВСКИЙ ГРЕБНЕВСКИЙ ХРАМ

    Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове, вид с южной части. Фото со страницы храма на сайте “Приход.ру”

    Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове (Московская епархия)

    На старой Смоленской дороге в небольшом селе Одинцово в 1673-1679 годах на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени (это даёт основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена), была построена первая деревянная церковь во имя его небесного покровителя – священномученика Артемона.

    Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

    Осенью 1801 года сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном епископу Дмитровскому Серафиму (Глаголевскому), викарию Московскому прошении писала: “. в вотчине моей. селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова”. 22 ноября 1801 года церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся её утварь “кроме некоторого числа образов, обращена в новую” церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Феодор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В ночь на 1 сентября 1812 года, уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом. 2 сентября, как сообщал в своём письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, с 1813 по 1816 годы при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 года церковь готовилась к новому освящению.

    В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный посёлок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 году их было здесь 125.

    К лету 1898 года по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя приделами: с правой стороны во имя святителя и Чудотворца Николая и с левой – во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трёх ярусов.

    После революции 1917 года в Гребневской церкви по-прежнему продолжались богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х годов в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 года.

    В 1938-1939 годах церковь закрыли, разграбили и использовали в хозяйственных целях посёлка. Последний настоятель протоиерей Александр Ворончев и диакон Владимир Запольский были арестованы и сосланы в лагеря, отец Александр – погиб, а отец Владимир – умер на поселении. Дочь диакона Владимира – Нина Владимировна Запольская, сообщила о том, что после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны храм продолжали разрушать и грабить, был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проёмы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. 30 августа 1960 года выходит постановление СМ РСФСР за № 1327 о “взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану”.

    В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. В 1989 году, было объявлено, что здание “должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан”. Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители города Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине.

    В марте 1991 года храм был передан общине Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов. Первые богослужения проходили в маленькой часовне, а в июне того же года на Троицу прихожане молились за первой Литургией в храме, который начал обустраиваться.

    В 1991 году при храме открылась воскресная школа для взрослых, а вскоре и для детей [1].

    Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая Гребневская икона Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви села Акулово Одинцовского района и после открытия Гребневского храм были возвращены обратно.

    2 июля 1995 года состоялось полное освящение храма, которое совершил епископ Можайский Григорий (Чирков).

    В 1990-2000-е годы в храме были проведены масштабные реставрационные работы. В 2002 году на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери “Утоли моя печали”, “Неупиваемая Чаша” и других.

    В марте 2000 года при Гребневском храме был организован Православный молодёжный центр.

    В 2004-2005 годах на территории Гребневского храма была построена надкладезная часовня в честь иконы Божией Матери “Живоносный Источник”, которую 6 мая 2005 года освятил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) [2].

    Одинцовский Православный социально-культурный центр

    6 сентября 2002 года на строительной площадке на территории у Гребневского храма состоялась закладка Одинцовского Православного социально-культурного центра, которую совершил митрополит Крутицкий Ювеналий. В основание будущего центра была замурована капсула с грамотой, в которой навеки записано, кем и когда начато благое дело [3]. 7 августа 2004 года центр был торжественно открыт. Он включал в себя центр благочиния, воскресную школу, детский приют “Благо” (расформирован в 2015-2016 годах), также в одном и корпусов построен и оборудован и домовый храм в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. В открытии центра участвовал митрополит Крутицкий Ювеналий [4].

    Настоятели

    • Александр Ворончев (1928 – 3 ноября 1938 [5])
    • Игорь Борисов (март 1991 – октябрь 1997)
    • Николай Симонов (октябрь 1997 – 9 ноября 1999)
    • Нестор (Жиляев) (9 ноября 1999 – 29 ноября 2010)
    • Григорий Федотов (с 29 ноября 2010 [6])

    Приписные храмы

    Использованные материалы

    • История храма на сайте Одинцовского благочиния Московской епархии:
      • http://www.odinblag.ru/?page_id=173
    • История храма на сайте “Приход.ру”:
      • http://grebnhrodinbl.cerkov.ru/
    • Сведения о храме на официальном сайте Московской епархии:
      • http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=501

    [1] “Воскресная школа – наш дом”, сайт Одинцовского благочиния Московской епархии, http://www.odinblag.ru/?page_id=99

    [2] “В Светлую пятницу Владыка Ювеналий посетил Одинцово”, официальный сайт Московской епархии, май 2005, http://www.mepar.ru/news/2005/05/06/1002/

    [3] “С любовью дело начато, с любовью пусть продолжится”, сайт “Одинцово.инфо”, 4 сентября 2004, http://www.odintsovo.info/news/?id=39972

    [4] “Архипастырский визит в Одинцовское благочиние”, сайт Московской епархии, http://www.mepar.ru/news/2004/08/07/457/

    [5] Дата ареста. В других источниках – 1937 год.

    Гребневская церковь в Одинцово

    Гребневская церковь в Одинцово — старинный храм 17 века, неоднократно перестраиваемый, но сохранивший на протяжении веков свою уникальную композицию.

    История постройки

    В 1673 году на тракте, ведущем от запада границ России в Москву, заложили строительство села и церкви в честь священномученика Артемона, принадлежащих богатейшему человеку того времени, боярину Артемону Сергеевичу Матвееву.

    Боярин не жалел средств на возведение храма в честь своего ангела-хранителя. Богатая церковная утварь первой деревянной церкви в 1790 году была перенесена в новую христианскую обитель, после того как была разобрана старая обветшалая церковь.

    В 1790 году на месте старого храма возвели каменную Гребневскую святыню Богородицы, средства на постройку которой были выделены новой владелицей села графиней Елизаветой Васильевной Зубовой.

    Через 10 лет строительство было закончено, графиня гордилась великолепием храмового убранства, архитектурой в модном стиле классицизма и подала прошение об освящении церкви в 1801 году.

    22 ноября 1801 года освящение было совершено архимандритом Можайской Лужецкой обители Феофаном, первым священнослужителем нового храма Гребневской иконы Божьей Матери был Федор Андрианов, а основные прихожане — крепостной люд графини Зубовой.

    В 1812 году Гребневская святыня подверглась осквернению французов, отступавших по Смоленской дороге согласно военному плану русских. Одинцово несколько раз переходило от русских к французам и наоборот.

    1 сентября 1812 года в церкви совершались молебны о даровании победы русским войскам, стоящим в Одинцово, а 2 сентября здесь уже командовали конные войска французского маршала Мюрата, ограбившие и осквернившие святыню.

    Важно! До 1816 года церковь Гребневской Божьей Матери в Одинцово была без священника, хотя ее заново освятили в 1813 году после победы над французами.

    В 1870 году строительство железной дороги и преобразование села в поселок стали толчком в развитии той местности. Появились новые дачи, и дачники стали прихожанами Гребневской церкви, их количество стремительно росло благодаря близости к Москве и богатой живописной природе, поэтому было принято решение о расширении храма.

    Летом 1898 года была освещена новая трапезная, пристроенная к церкви, справа появился придел святителя Николая Мирликийского, а слева — придел в честь святителей Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также в то время была возведена трехъярусная колокольня.

    Время революции и разрушений

    Послереволюционные гонения не сразу коснулись Одинцовской святыни, в ней по-прежнему продолжались богослужения, несмотря на отсутствие какой-либо поддержки со стороны властей. Содержание храма, ремонт легли на плечи священников, церковная община таяла на глазах, храмовая утварь в 1920 году была конфискована.

    Страшное время настало в 1938 году. Последний настоятель храма протоиерей Ворончев стал свидетелем того времени, когда церковь Гребневского образа Божьей Матери окончательно разграбили и закрыли, отправив в ссылки священников.

    Отца Александра Ворончева арестовали в храме 3 ноября 1938 года во время служения всенощной перед образом Богородицы «Казанская», отправили лагерь в Карелии, где он принял с другими священнослужителями мученическую смерть, их утопили в катерном трюме.

    Из воспоминаний дочери последнего дьякона Владимира Нины Запольской стало известно, что ее отца заставляли оклеветать священников, отказаться от веры и сана, в результате сослали в Северные лагеря, где он умер в городе Киржач.

    Обезумевшие большевики разрыли церковное кладбище в надежде найти ценности, глумились над останками покойников и крестами. До 1960 года храмовые помещения, пострадавшие в результате обстрелов во время Второй мировой войны, использовали в хозяйственных нуждах, разгромили иконостасы, уничтожили росписи стен, сняли колокола.

    В 1960 году полуразваленную святыню государство взяло под свою опеку, разместив в святых стенах общежитие и баню для солдат, различные учреждения, а в 1989 году было принято решение устроить здесь концертный зал, благо акустика позволяла, но помешали прихожане, начавшие сбор подписей за восстановление храма.

    Время возрождения

    Март 1991 года стал временем возвращения Одинцовской святыни Православной Церкви, ее настоятелем стал священник Игорь Борисов.

    Богослужения начались в начале лета того же года, и ничего, что проходили они в маленькой часовне, священство и прихожане с первого дня вели полноценную церковную жизнь, параллельно с восстановлением Гребневского храма открылась воскресная школа для взрослых и детей.

    Из обители Покрова Богородицы села Акулово были возвращены святыни:

    • святой образ Богородицы «Гребневская»;
    • распятие.

    К великому сожалению, это пока единственные древние святыни, возвращенные после закрытия храма. 2 июля 1995 года преосвященнейшим Григорием (Чирков), епископом Можайским, викарием Московской епархии было совершено освящения храма Гребневской иконы Божьей Матери в Одинцово.

    Архитектура

    Священство начало вести активную социальную работу среди населения с первых дней после открытия церкви, с параллельным восстановлением росписи, иконостасов, колокольни. Массивный купол накрывает невысокую двухцветную ротонду, которая не бросается в глаза своим великолепием, но приковывает взгляд уникальностью архитектуры, переходящей от классицизма к ампиру.

    Внешнюю простоту разбавляют филенки, медальоны и ордерные мотивы проемов окон, на северо-востоке храма располагается древняя часовня, ее укрывает стропильный шатер.

    Современная жизнь

    Настоятелем Григорием Федотовым осуществляется руководство процессом обучения в воскресной школе, где в зависимости от возраста изучается Библейская история Старого и Нового Завета, основы Литургики, Катехизиса, Православного богослужения и алтарного послушания.

    Занятия с детьми в возрасте от 4 лет проводятся в игровой форме, с демонстрацией фильмов и слайдов, дети учат песни и занимаются рукоделием, каждое занятие заканчивается совместным чаепитием. Старшие дети и молодежь принимают активное участие в подготовке к концертам, которые проводятся в больницах, госпиталях, домах престарелых и детском доме во время религиозных праздников.

    Все богослужения сопровождаются пением хора, в приходе шесть групп разного возраста. Не забывают здесь и о спорте, где помимо футбола, настольного тенниса и спортивной гимнастики для детей, есть группа реабилитации для взрослых и обучение школьников рукопашному бою и основам греко-римской борьбы.

    Для привлечения к православной жизни молодых людей открыт Молодежный клуб, работают кружки по изготовлению керамики, созданию шедевров при помощи изонитей, изучению основ иконописи. Регулярно совершаются совместные паломнические поездки по святым местам. Летом силами воцерковленных прихожан и священников организуются детские лагеря.

    Святыни и престольный праздник

    Паломники и прихожане приходят поклониться и помолиться у обновленных икон, для которых палехскими мастерами изготовлены иконостасы из красного дерева, они украшенные резьбой изумительной работы для святынь:

    • Гребневский святой образ Богородицы;
    • мученика Харалампия;
    • пророка Ильи;
    • икон Божьей Матери «Неупиваемая чаша», «Утоли меня мои печали» и других.

    10 августа — престольный праздник Гребневской церкви в Одинцово.

    Как добраться

    Собираясь посетить древнюю православную святыню, следует обратить внимание на адрес: Одинцово, Московская область, шоссе Можайское, дом 72, ибо храм святого образа «Гребневская» имеется и в Фрязино.

    Богослужения проходят каждый день, их расписания следует уточнить на храмовом сайте.

    Гребневская церковь в Одинцово

    Церковь Гребневской иконы Божией Матери является старейшей в городе Одинцово. Сохранившийся храм- ротонда строился в царствование Павла I на средства графини Е.В. Зубовой, чьи дети сыграли значительную роль в заговоре против императора. В 1898 году к Гребневской церкви были пристроены колокольня и трапезная с приделами Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. А начиналась история прихода в бывшем селе Одинцово с деревянной церкви в честь малоизвестного святого Артемона Лаодикийского.

    В конце XVII столетия, как следует из материалов летописца приходов Московской епархии В. И. Холмогорова, в селе Одинцово была построена деревянная церковь в честь мученика Артемона. Незадолго до этого село приобрел Артамон Сергеевич Матвеев – сподвижник царя Алексея Михайловича, дипломат, один из первых «западников» в среде русской знати и основатель первого театрального училища в Москве. Новый владелец Одинцово решил посвятить храм своему небесному покровителю мученику Артемону Лаодикийскому.

    Священномученик Артемон жил в III веке в Римской империи, застав гонения на христиан императора-язычника Диоклетиана. Будучи уже старцем, пресвитер Артемон совершил несколько бесстрашных поступков, в числе которых было сожжение идолов в капище Артемиды и разорение храма языческого бога Асклепия. Артемон обладал даром повелевать животными: в пути его сопровождали шесть диких ослов и два оленя. Власть над животными проявилась и в капище Асклепия. Святой вошел в языческий храм, где жило множество змей, и выгнал ядовитых животных за его стены. Один из оленей Артемона даже мог разговаривать: именно он сообщил местному епископу о том, что хозяина схватили воины императорского наместника. Тот же необычный олень приходил облизывать раны святого, когда языческий правитель хотел пытками склонить его отречься от Христа. Может быть, не случайно на современном гербе города Одинцово изображен олень.

    Боярин Артамон Сергеевич Матвеев, как и древний святой Артемон, закончил жизнь мученически. Сначала Матвеев был сослан по воле представителей клана Милославских в Пустозерский острог. Затем, выйдя из заточения и вернувшись в Москву, сторонник Петра был растерзан стрельцами во время бунта 1682 года. На надгробном камне Артамона Сергеевича у московской церкви святителя Николая в Столпах были высечены такие слова: «На память убиения святого благоверного царевича Димитрия Московского и всея России, волею Всемогущего и Всесильнейшего Царя Царем и Бога, в смутное время, от воров и бунтовщиков убиен бысть раб Божий страдалец, скончался мученически ближний боярин Артамон Сергеевич Матвеев». Деревянный храм Артемона в Одинцово не сохранился, однако в Подмосковье уцелела другая замечательная церковь, построенная на средства Артамона Матвеева – каменный храм Рождества Богородицы в Поярково (городской округ Солнечногорск).

    В 1797-1801 годы на месте деревянной Артемоновской церкви в селе Одинцово был построен каменный храм с новым посвящением Гребневской иконе Божией Матери. Этот храм, центральная часть которого сохранилась до нашего времени, был построен «на собственный кошт» статс-дамой, графиней Елизаветой Васильевной Зубовой. У графини было две дочери и четыре сына. Дети Зубовой сыграли важную роль в русской истории конца XVIII – начала XIX века. Платон Зубов был последним фаворитом Екатерины II , его брат Николай женился на единственной дочери великого полководца Александра Васильевича Суворова, другой брат Валериан командовал армией в войне против Персии 1796 года, а сестра Ольга слыла известной политической авантюристкой и любовницей английского короля Георга IV . Все названные дети графини Зубовой были, кроме того, активными участниками заговора, который привел к убийству императора Павла I .

    Но были среди потомков устроительницы церкви в Одинцово и те, кто прославился не придворными интригами, а на духовной стезе. Один сын графини Зубовой Дмитрий не участвовал в цареубийстве. Именно его внучка Прасковья Григорьевна Розен с юности была склонна к иноческой жизни. В возрасте 26 лет аристократка, увлекавшаяся живописью и бравшая уроки у Ивана Константиновича Айвазовского, приняла монашеский постриг с именем Митрофания. По настоянию святителя Филарета Дроздова она стала игуменьей Владычнего монастыря в подмосковном Серпухове. Активная хозяйственная деятельность игуменьи Митрофании привела к расцвету обители. С другой стороны, ее имя стало связано со скандальными обвинениями в финансовых махинациях. Судебное дело, в котором обвиняемой была игуменья монастыря аристократического происхождения, вызвало большой общественный резонанс. Митрофания Розен отвергала обвинения, а шумиху, поднятую в прессе, считала несправедливым гонением. Последние годы жизни правнучка графини Елизаветы Зубовой провела на Святой Земле в Иерусалиме.

    Почитание Гребневского образа Божией Матери было распространено в основном среди жителей Москвы и Подмосковья. В книге историка Н.М. Снегирева «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» 1852 года приводится история Успенской церкви на Бору в Москве, где хранился оригинал святыни. Согласно летописи, составленной митрополитом Стефаном Яворским, образ был подарен великому князю Дмитрию Донскому жителями селения Гребня в устье реки Чири, когда благоверный князь возвращался победителем с Куликова поля. Прибыв в Москву, Гребневская икона заняла место в Успенском соборе, а спустя столетие великий князь Иван III по обету возвел на московском посаде новую Успенскую церковь специально для того, чтобы хранить в ней Гребневскую святыню. С этой иконой он связывал победу в Шелонской битве над мятежным Новгородом и рождение сына Василия. В 1930-е годы церковь Успения на Бору была разрушена, и московская святыня утерялась. К счастью, в Одинцовский храм вернулся более поздний список Гребневского образа, спасенный в советский период и хранившийся с 1939 по 1991 годы в Покровской церкви соседнего села Акулово.

    Гребневская церковь: от солдатской бани
    до наших дней

    Храм осквернялся армией Наполеона, разорялся после революции и подвергался обстрелам в годы Великой Отечественной. В разное время его здание было складом, общежитием и даже солдатской баней. С честью выдержав все испытания, в наши дни Гребневская церковь — не только выдающийся памятник архитектуры Одинцово, но и центр духовной жизни горожан.

    От Западных границ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673-1679 годы здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича МАТВЕЕВА, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

    Во второй половине 1790-х село перешло в руки графини Елизаветы Васильевны ЗУБОВОЙ, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решила построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Прихожанами были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В 1812 году, в ночь на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамоново в Одинцово. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцово. Гребневский храм подвергся осквернению и разорению французами, но на следующий год был освящен заново.

    Безмятежная церковная жизнь продолжалась сто лет, пока не случилась революция 1917 года. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920-х в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

    В 1938-1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Последним настоятелем в храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр ВОРОНЧЕВ. Его арестовали, сослали в лагерь, а затем казнили. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). После закрытия храма было осквернено и кладбище при церкви. Люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. вышло Постановление СМ РСФСР за №1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

    Так выглядел Гребневский храм времен развитого социализма

    «Охраняли» здание церкви различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные одинцовцы начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви.

    На чудом сохранившемся снимке 1968 года мы видим окраину села Одинцово, бетонные плиты и столбы на переднем плане — начало огромной стройки в этой части города

    Вид на Гребневскую церковь со стороны железной дороги, 1975 год

    Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы. Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храма были переданы сюда.

    Реконструкция храма в 1990-х годах

    2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон. Сегодня при храме действует воскресная школа и Православный молодежный центр, который открылся в марте 2000 года.

    Гребневский храм

    г. Одинцово, 1680 год

    Настоятель

    Священнослужители

    • священник Вадим Александрович Шинкевич, 1968
    • священник Глеб Владимирович Федотов, 1984
    • священник Николай Дмитриевич Колесник, 1951
    • священник Димитрий Николаевич Рябчиков, 1983
    • священник Вячеслав Александрович Мухин, 1987

    Престольный праздник: иконы Божией Матери Гребневская (10 августа)

    Приделы свт. Николая (19 декабря, 11 августа, 22 мая) прп. Сергия Радонежского (8 октября, 18 июля) Приписные храмы часовня мч. Иоанна Воина домовый храм прмц. вел. кн. Елисаветы храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм иконы Божией Матери «Целительница» больничный храм свт. Луки Симферопольского часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» храм иконы Божией Матери Владимирская Адрес г. Одинцово, Одинцовский район,
    Можайское шоссе, д. 72 Телефон (495) 596-85-65 (факс), (495) 591-07-31, (498) 595-17-35

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Храма в честь Гребневской иконы Божией Матери

    г. Одинцово, Московской области

    От ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦ России в Москву вел старый Смоленский тракт. На Можайском участке этой дороги и располагается город Одинцово, бывший ранее небольшим селом. В 1673—1679 гг. здесь была построена первая деревянная церковь «во имя священномученика Артемона». Построена она была на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени. Это дает основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена.

    Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери.

    Осенью 1801 г. сооружение Гребневской церкви было закончено и графиня Елизавета Васильевна в поданном преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошении писала: «. в вотчине моей. селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова». И 22 ноября 1801 г. церковь была освящена архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Феофаном.

    С началом богослужения в Гребневском храме ветхая церковь священномученика Артемона была разобрана, и вся ее утварь «кроме некоторого числа образов, обращена в новую» церковь. Служили в то время в Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский. Прихожанами церкви были крепостные крестьяне графини Зубовой.

    В 1812 г., в ночь с 31 августа на 1 сентября уже после Бородинского сражения, войска 1-й и 2-й Западных русских армий расположились на ночлег в Мамонове в Одинцове. В Гребневской церкви служились молебны о ниспослании победы над врагом, а ее святыни поддерживали дух русских воинов. Наполеоновские войска, направляясь к Москве, меняли свою диспозицию почти по тем же селениям. 2 сентября, как сообщал в своем письме Наполеон, конница Мюрата находилась в Одинцове.

    Гребневский храм подвергался осквернению и разорению французами, так как с 1813 по 1816 гг. при храме не было священника. По клировым ведомостям 1813 г. церковь готовилась к новому освящению.

    В начале 1870-х годов, с вводом в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест, появляется пристанционный поселок Одинцово, вокруг которого растут дачи. Уже в 1890 г. их было здесь 125.

    К лету 1898 г. по просьбе прихожан к храму была пристроена трапезная с двумя пределами: с правой стороны во имя Святителя и Чудотворца Николая и с левой — во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского. Также была построена новая колокольня из трех ярусов.

    ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. в Гребневской церкви по-прежнему продолжались Богослужения. Содержание и ремонт церкви были возложены исключительно на церковную общину. Ни об одном ремонте Одинцовского храма в советское время архивных документов не обнаружено. Вся его драгоценная утварь, видимо, была изъята в начале 1920 г. в соответствии с постановлением ВЦИК от 23 февраля 1922 г.

    В 1938—1939 гг. приход Гребневской церкви перестал существовать. Церковь была закрыта и разграблена. И тогда же стала использоваться в хозяйственных целях поселка. Судьба священства храма — это отражение судьбы всего духовенства страны. Последним настоятелем в нашем храме перед его закрытием был митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября после всенощной под праздник в честь Казанской Божией Матери он был арестован. О. Александр провел несколько лет в лагерях в Карелии на Медвежьей горе и принял вместе с узниками этого лагеря мученическую кончину: заключенных лагеря согнали на большой катер и пустили в озеро, где катер был уничтожен бомбами с самолетов. Братия Гребневского храма установила день памяти протоиерея Александра — 3 ноября (так как точная дата гибели не известна). Дожила до наших дней дочь последнего диакона Гребневской церкви — Нина Владимировна Запольская. Она сообщила нам о крестном пути ее отца. После того, как диакон Владимир не пожелал официально отречься от Бога и священного сана, он был арестован и сослан в северные лагеря. Умер диакон Владимир в г. Киржач на поселении. Со слов же Нины Владимировны Запольской, после закрытия храма было осквернено кладбище при церкви. Озверевшие люди раскапывали могилы, таскали черепа за длинные волосы, пытаясь найти драгоценности и кресты.

    В начале Великой Отечественной войны здание церкви подвергалось обстрелам. После войны был заложен западный вход в колокольню, пробиты новые оконные и дверные проемы, исчезли иконостасы, большая часть росписей стен, старые полы, ограда храма и колокола. И как бы в насмешку, 30 августа 1960 г. выходит Постановление СМ РСФСР за № 1327 о «взятии бывшей Гребневской церкви на государственную охрану».

    «ОХРАНЯЛИ» ЗДАНИЕ ЦЕРКВИ различные организации. В разное время здесь располагались хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, различные конторы. Через 29 лет, в 1989 г., было объявлено, что здание «должно послужить культурному и духовному воспитанию горожан». Решено было перестроить церковь под концертный зал. Православные жители г. Одинцово начали сбор подписей за передачу здания Гребневской церкви православной общине. В марте 1991 г. Гребневский храм был передан общине верующих Русской Православной Церкви, а настоятелем назначен священник Игорь Борисов.

    Первые Богослужения проходили в маленькой часовне. Но уже в июне 1991 г. прихожане молились за первой Литургией в праздник Пресвятой Троицы.

    Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая икона Гребневской Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви с. Акулово и после открытия Гребневского храм были переданы сюда.

    2 июля 1995 г., за воскресной Литургией, состоялось полное освящение храма во имя иконы Гребневской Божией Матери, которое совершил преосвященный Григорий, епископ Можайский, викарий Московской епархии.

    В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы. В 2002 г. на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и др.

    При храме действует Воскресная школа. В школе работают 6 групп. Занятия в младших группах (от 3 до 7 лет) проводятся вместе с родителями, изучаются православная традиция, церковный календарь и жития святых, В средних группах преподается Закон Божий. Старшие дети изучают основы нравственности, литургику и историю. Раз в неделю проходят евангельские беседы для прихожан. Для детей и взрослых организованы кружки: резьба по дереву, вышивка с бисероплетением, роспись по дереву. Один-два раза в месяц проводятся образовательные встречи в Воскресной школе для родителей и педагогов. К праздникам ученики Воскресной школы готовят концерты, ставят увлекательные спектакли, поздравляют детей школы для инвалидов и детского приюта.

    В марте 2000 г. при Гребневском храме был организован Православный Молодежный центр. Главное направление работы Центра — участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Другой формой работы Центра является благотворительная деятельность. Молодежь из Центра — частые гости в Одинцовском приюте, школе «Надежда», воинской части, военном госпитале. В городской больнице ребята ухаживают за больными, выполняют различные поручения. Молодежь часто ездит в паломнические поездки по святым России и Подмосковья. При Центре организованы спортивные секции, кружки, занятия по сольфеджио и вокалу, кружок игры на гитаре.

    В летнее время молодежь благочиния трудится и отдыхает в летнем молодежном лагере, расположенном в живописных окрестностях г. Звенигорода в селе Луцино. В лагере ежедневно совершается Божественная Литургия. Руководят жизнью лагеря священники Благочиния.

    Богослужения в Гребневском храме совершаются ежедневно.

    Мы рады новой встрече в новом учебном году и с теми, кто давно с нами сотрудничает и рады познакомиться с теми, кто впервые переступил порог Центра.

    Более тысячи детей и взрослых занимаются в Приходском центе при Гребневском храме, который существует с 2004г.

    В этом учебном году начала работу автономная Православная общеобразовательная школа «Лествица», продолжает заниматься Детская хоровая школа. Для взрослых, кто желает получить дополнительные знания, работают Миссионерские и Богословские епархиальные курсы.

    Молодежь организует свои проекты в Молодежном центре под руководством о. Иоанна Федорова.

    И, конечно, при Гребневском храме с 1991 года работает Воскресная школа, презентацию о которой подготовили преподаватели. Стоит отметить, что все педагоги грамотные специалисты, творческие люди с большим опытом работы.

    Возглавляет Воскресную школу настоятель Гребневского храма священникГригорий Федотов.

    В Воскресной школе учатся детивсех возрастов и школьники, и дошкольники. Изучают Церковно-славянский язык. Священную библейскую историю Ветхого и Нового Завета, Литургику, Катехизис, Православное богослужение и алтарное послушание.

    В Воскресную школу мы принимаем детей с 4 лет. Они посещают занятия вместе с родителями. Часто задают вопрос: Что делают малыши в Воскресной школе, как они изучают Закон Божий?

    Малыши учатся по особой программе «Введение в традицию». Все занятия приурочены к праздникам в течение года:

    • Покров Пресвятой Богородицы
    • Собор Архангела Михаила
    • Рождество Христово
    • Начало Великого поста
    • Благовещение
    • Пасха

    Каждое занятие проводится в большой детской студии, красочно оформленной в соответствии с темой занятия, примерно по такому плану:

    1. Дети встают в круг и приветствуют друг друга;
    2. Начинаем игры, направленные на пополнение словарного запаса, развитие фонетического слуха и речи детей;
    3. Беседа в иконном уголке, она может сопровождаться слайд-фильмом;
    4. сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);
    5. совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;
    6. музыкальная часть, включающая упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики. А также народные песни, попевки;
    7. рукоделие – введение в народные художественные промыслы и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов.

    У малышей занятие 1 раз в неделю по своему расписанию, у школьников занятие 1 раз в неделю в воскресенье, но надо помнить, что в Воскресной школе очень разнообразная и насыщенная жизнь. Вместе мы учимся молиться Богу, посещаем богослужения, учимся жить по заповедям, отличать добро от зла. Главная наша задача – сделать церковную жизнь понятной для детей и их родителей.

    Все занятия в воскресной школе опираются на годовой круг православных церковных праздников. И мы, все вместе с детьми и родителями готовимся к этим праздникам: шьем костюмы, кукол, делаем слайды, подбираем музыку, рисуем декорации и показываем спектакли. Поделиться радостью православного праздника мы идем в больницу, госпиталь, коррекционную школу «Надежда», в детский дом и дом престарелых.

    Но не забываем и учиться (смотрите расписание).

    Теперь о кружках и спортивных секциях Приходского центра.Они открыты для всех, занятия идут по трем направлениям: музыкальному, декоративно-прикладному и спортивному.

    Хоровое отделение состоит из 6 хоров, в зависимости от возраста. Все хоры регулярно участвуют в богослужениях, кроме дошкольного (еще слишком маленькие 5-6 лет).

    • Увлекательная физика
    • Математика со сказкой
    • Английский язык
    • Керамика
    • Изостудия
    • Иконопись
    • Для самых маленьких – ОФП (Общая физическая подготовка с веселыми играми)
    • Футбол
    • Спортивная гимнастика для детей
    • Реабилитационная гимнастика для взрослых
    • Рукопашный бой школьники
    • Греко-римская борьба
    • Настольный теннис

    Расписание на стенде. Каждый преподаватель готов ответить на все Ваши вопросы. Мы стараемся к каждому ребёнку, к каждому человеку найти индивидуальный подход, раскрыть его творческие способности.

    Мы надеемся, что старания наших педагогов, те зерна, которые они посеют в сердцах не только детей, но и их родителей обязательно дадут всходы и помогут всем быть стойкими и сохранять радость в любой жизненной ситуации.

    Двери нашей воскресной школы всегда открыты для детей и неравнодушных взрослых. Ждем всех!

    Помоги всем нам Господи найти свою дорогу к Храму!

    Местная религиозная организация прихода Гребневского храма г.Одинцово Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
    ИНН 5032003444
    КПП 503201001
    Расчетный счет № 40703810601770000048 в Филиале «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) г. Москва
    БИК 044525411
    Кор.сч. 30101810145250000411
    Основание платежа: «Пожертвование на Гребневский храм»

    Читайте также:
    Севастопольское благочиние: храмы и монастыри, отделы, духовенство, святыни
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: