Орловская митрополия: история и описание, наследие, состав и отделы

Леонид Музалевский поприветствовал архиепископа Орловского и Болховского Тихона

Орловский Ахтырский собор

Орловская и Болховская епархия
Орловской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 302026, г. Орёл, ул. Нормандия-Неман, 27
  • Тел./факс
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: г. Орёл, г. Мценск, Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский р-ны Орловской обл.
  • Кафедральные соборы: Ахтырский в г. Орле, Преображенский в г. Болхове

Учреждена 13 января [1] 1764 года как полусамостоятельное викариатство Московской епархии.
6 мая 1788 года преобразована в самостоятельную. С 1819 года кафедра располагалась в Орле.

С 1922 по 1935 год одновременно существовала Орловская обновленческая епархия.

С 1936 по 1943 год епархия вдовствовала. С октября 1941 года по август 1943 года, в период немецкой оккупации, на её территории действовал клир Русской Православной Церкви Заграницей под омофором митрополита Серафима (Ляде).

С 1945 года епархия распространялась на Орловскую и Брянскую области. 26 февраля 1994 года из неё была выделена Брянская епархия, оставив в ведении Орловской кафедры лишь одноимённую область.

25 июля 2014 года из состава Орловской епархии была выделена самостоятельная Ливенская епархия, после чего в ведении Орловской кафедры остались городские округа Орёл и Мценск, а также Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский районы на западе Орловской области. Одновременно Орловская епархия стала центром новоучреждённой Орловской митрополии.

Исторические названия

  • Севская и Брянская (1764 — сентябрь 1783)
  • Севская и Орловская (сентябрь 1783 — 1788)
  • Орловская и Севская (1788 — 1944)
  • Орловская и Брянская (1945 — 26 февраля 1994)
  • Орловская и Ливенская (26 февраля 1994 — 2014)
  • Орловская и Болховская (с 25 июля 2014)

Статистика

  • 1912 — Церквей — 1046, часовен — 48; Монастырей — 15 (7 женских), одна женская община; Духовная семинария, 2 училища в Орле, Ливенское, Севское духовные училища, епархиальное женское училище, 843 церковные школы; Библиотек при церквях — 789; Богаделен — 17.
  • 1 января 1958 [2] — 97 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2005 — 106 действующих приходов, 5 монастырей (2 мужских, 3 женских), одно монастырское подворье, 14 часовен, 4 домовых храма. 147 штатных клириков, средний возраст которых 40 лет. Из них: 125 священников, 22 диакона.
  • ноябрь 2011 — 148 приходов, 157 храмов [3]
  • 1 декабря 2013 — 200 действующих приходов [4]

Православие на Орловской земле

В древности Орловский край населяли представители финнского населения, восточнославянские вятичи и северяне. Вятичи жили по реке Оке, а Северяне — по рекам Десне, Сулеи Семи. В состав Руси северяне вошли при князе Олеге в 884 году, подчинвшись русским князьям. Вятичи, как народ более воинственный, окончательно были покорены русскими князьями только в начале XII веке.

Первые сведения о распространении христианства относятся к концу первой половины XII веке. Провозвестником христианского вероучения в Орловском крае считается святой равноапостольный священномученик Иоанн Кукша — инок Киево-Печерской лавры. Дальнейшими распространителями христианства в крае считаются черниговские епископы и князья — черниговские и северские. Если первые успешно продолжали заниматься апостольской деятельностью святого Кукши, то усилия вторых были направлены на строительство храмов.

Орловская митрополия до середины XIX века

Многие годы Орловская епархия находилась в Севске из-за наличия в нем семинарии. В 1822 году по ходатайству епископа Ионы Орловского было положено начало строительства семинарского корпуса в Орле, которое продолжалось 5 лет.


Так же бурно до середины XIX века идет стройка новых монастырей, основываются женские общины и обители. В этот период появляется большое количество чудотворных икон, например, чудотворная икона Божьей Матери Балыкинской или образ Богородицы Троеручницы из Богородично-Всехсвятского монастыря г. Болхова.

История

Орловская епархия ведёт своё происхождение от Орловско-Севской епархии, образованной указом Святейшего Синода от 17 (28) мая 1788 года на основании Высочайшего указа от 6 (17) мая 1788 года — привести разделение епархий в соответствие с разделением Российской империи на губернии. В отдельные периоды своей истории имела в своём составе Болховское, Елецкое, Ливенское викариатства.

В 1920-х годах некоторые приходы в Орле, Дмитровске, Кромах, Ливнах, возглавляемые Александром (Монастырёвым), подчинились обновленческому Синоду.

В 1937 году правящий Орловский епископ, как и практически весь епископат СССР, был расстрелян; его судьбу разделило большинство духовенства епархии.

С 1937 по 1941 год оставшиеся в епархии приходы существовали без управления.

С октября 1941 года по август 1943 года, в период немецкой оккупации, епархия входила в Средне-европейский митрополичий округ, возглавляемый епископом РПЦЗ Берлинским митрополитом Серафимом (Ляде). Возобновили свою деятельность десятки закрытых при советской власти приходов.

После занятия Орла советскими войсками правящим Московская патриархия командировала в Орёл для обследования церковных дел епископа Ульяновского Димитрия (Градусова)[1].

Епархиальным архиереем с 21 июля 1988 года до своей кончины был архиепископ Паисий (Самчук) († 20 марта 2008 года).

С созданием отдельной Брянской епархии 25 февраля 1994 года — Орловская и Ливенская

6 августа 2009 года, по инициативе архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеимона, принято решение о почитании священномученика Кукши покровителем Орловско-Ливенской епархии.

25 июля 2014 года из состава Орловской епархии была выделена самостоятельная Ливенская епархия. Одновременно Орловская епархия была включена в состав новоучреждённой Орловской митрополии.

Во второй половине 19 века в Болхове Орловской области была образована женская община

Во второй половине 19 века начинают появляться новые монастыри. В Болхове была образована женская община. Орловско-Севская епархия становится местом для многих подвижников и святых. Одним из таких людей был епископ Поликарп, который был известен своим смирением благотворительностью.

Читайте также:
Зачатьевский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение, настоятельницы и святыни, расписание служб

До начала 20 века Орловской епархией управляло 14 архиереев, было построено 988 церквей.

столько церквей построены Орловской епархией до начало XX века

Духовному развитию епархии поспособствовал император Николая второй с наследником. Он довольно часто посещал город и храмы со своей семьей.

Также в Орле пребывала и великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Она приехала в город, чтобы проводить подшефный полк на русско-японскую войну. Княгиня присутствовала на освящении полкового Покровского храма.


Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — присутствовала на освящении полкового Покровского храма Орловской епархии

В то время в Орле недолго пребывал отец Митрофан, который получил искреннее уважение во всех слоях орловского общества.

Духовному развитию Орловской епархии поспособствовал и Сергей Александрович Нилус — известный писатель того времени. После службы он приехал сюда, чтобы заняться хозяйством. Тогда он был равнодушен к церкви.

Но Иоанн Кронштадтский благословил его писательский труд, после которого его работы вызывали огромный интерес среди верующих Орловской епархии.


Сергей Александрович Нилус — известный писатель того времени. Иоанн Кронштадтский благословил его писательский труд, после которого его работы вызывали огромный интерес среди верующих Орловской епархии

В 1906 году в епархию приезжает епископ Серафим Чичагов. Он принимает активное участие в политической жизни города. Именно ему принадлежит окончательная перестройка в упорядочении епархии.

Серафим собрал съезд благочинных, пастырей, городского духовенства, а также администрацию города, дворян и учителей. Он высказал им свои наставления по возрождению жизни в епархии.

Он ездил по деревням, селам, проводил множество бесед. Но мечтам епископа Серафима было не суждено сбыться, в 1908 году его отправили на Кишиневскую кафедру, и он покинул Орел. На его место был поставлен епископ Александр Головин.

Епископы

  • Аполлос (Байбаков) (5 июня 1788 — 26 октября 1798)
  • Досифей (Ильин) (26 октября 1798 — 4 июня 1817)
  • Иона (Павинский) (22 июля 1817 — 21 июля 1821)
  • Гавриил (Розанов) (18 сентября 1821 — 22 мая 1828)
  • Никодим (Быстрицкий) (15 июля 1828 — 30 декабря 1839)
  • Иннокентий (Сельнокринов) (28 января — 25 апреля 1840)
  • Евлампий (Пятницкий) (27 июня 1840 — 22 ноября 1844)
  • Смарагд (Крыжановский) (12 ноября 1844 — 5 июня 1858)
  • Поликарп (Радкевич) (12 июля 1858 — 22 августа 1867)
  • Макарий (Миролюбов) (29 августа 1867 — 25 декабря 1876)
  • Ювеналий (Карюков) (25 декабря 1876 — 31 декабря 1882)
  • Симеон (Линьков) (13 февраля 1883 — 3 июня 1889)
  • Мисаил (Крылов) (3 июня 1889 — 10 августа 1896)
  • Митрофан (Невский) (10 августа 1896 — 2 января 1899)
  • Никанор (Каменский) (2 января 1899 — 28 марта 1902)
  • Ириней (Орда) (28 марта 1902 — 10 апреля 1904)
  • Кирион (Садзаглишвили) (23 апреля 1904 — 3 февраля 1906)
  • Серафим (Чичагов) (3 февраля 1906 — 16 сентября 1908)
  • Александр (Головин) (31 октября 1908 — 31 декабря 1910)
  • Григорий (Вахнин) (31 декабря 1910 — 28 января 1917)
  • Макарий (Гневушев) (28 января — 26 мая 1917)
  • Серафим (Остроумов) (27 мая 1917 — 1 ноября 1927; до 18 августа 1917 в/у, еп. Бельский) Даниил (Троицкий)
    (8 апреля — 28 октября 1922) в/у, еп. Болховский
  • Николай (Могилевский) (16 сентября 1927 — апрель 1931)
  • Даниил (Троицкий) (апрель 1930 — 12 мая 1931)
  • Иоанникий (Сперанский) (29 апреля — 31 декабря 1931)
  • Арсений (Смоленец) (11 августа 1931 — 27 июля 1932)
  • Александр (Щукин) (27 июля 1932 — 30 сентября 1935)
  • Серафим (Протопопов) (30 сентября — 19 октября 1935)
  • Артемон (Евстратов) (19 октября — 15 декабря 1935)
  • Иннокентий (Никифоров) (18 марта 1936 — 14 февраля 1937)
  • Николай (Могилевский) (1941)
  • Алексий (Сергеев) (лето — 14 октября 1941)
  • Димитрий (Градусов)
    (декабрь 1943 — февраль 1944) в/у
  • Фотий (Топиро) (26 декабря 1944 — январь 1946)
  • Антоний (Марценко) (17 января — 19 июля 1946)
  • Фотий (Топиро) (19 июля 1946 — 12 декабря 1947)
  • Николай (Чуфаровский) (12 декабря 1947 — 19 октября 1949)
  • Флавиан (Иванов) (19 октября 1949 — 28 ноября 1955)
  • Митрофан (Гутовский) (28 ноября 1955 — 31 мая 1956)
  • Иероним (Захаров) (31 мая 1956 — 21 января 1962)
  • Антоний (Кротевич) (12 января 1962 — 28 мая 1963)
  • Палладий (Шерстенников) (29 мая 1963 — 23 апреля 1976)
  • Глеб (Смирнов) (9 мая 1976 — 25 июля 1987)
  • Варфоломей (Гондаровский) (10 сентября 1987 — 21 марта 1988)
  • Паисий (Самчук) (21 июля 1988 — 20 марта 2008)
  • Иоанн (Попов)
    (21 марта — 2 июня 2008) в/у, архиепископ Белгородский
  • Иероним (Чернышов) (2 июня 2008 — 27 мая 2009)
  • Пантелеимон (Кутовой) (27 мая 2009 — 5 октября 2011)
  • Антоний (Черемисов) (с 5 октября 2011)

    Учреждение викариатства

    В начале XX века встал вопрос об учреждении викариатства. Орловская митрополия русской православной церкви к этому времени была сравнима по размеру с Греческой, Сербской или Болгарской, где управляют не один епископ, а несколько, каждый из которых отвечает за свое направление. Большой объем работ по духовному попечению обо всем клире и пастве целой епархии, лежащий на главе местной церкви — епископе, не по силам выполнить ни один человек. Поэтому в 1906 году архимандрит Митрофан был возведен в сан викария Орловской епархии.

    Читайте также:
    Церковь святого Илии в Евпатории: история и адрес храма, расписание богослужений, святые и настоятели

    Монастыри Орловского края

    На начало XX века на земле епархии было возведено 9 мужских и 6 женских монастырей. Первые монастыри возникли в XIII-XV веках: Брянский Успенский, Болховский Троицкий Оптин, Брянский Петропавловский и т.д.

    В XVI-XVII веках, когда более благоприятно расширялась и укреплялась Орловская митрополия, монастыри строились один за другим: Мценский мужской монастырь, Богородицкая пустынь, Одрин-Николаевский монастырь и т.д. Благоприятное для монастырей время было до первых Петровских реформ с 1715 года, когда монастыри были обложены налогом и получили запрет на пострижение в монашество. Во времена Анны Иоановны, при Елизавете и Екатерине II число монастырей сократилось.

    К 1990 году, пережив гонения, уничтожение храмов и убийства священников, Орловская епархия имела всего 20 действующих церквей из 31 уцелевших. Всего священнослужителей в этом большом крае осталось 57 человек, включая одного епископа, 37 священников и 8 дьяконов, многие из которых не имели духовного образования.

    В конце девяностых годов была восстановлена деятельность трех монастырей: мужского Успенского и женского Свято-Введенского в Орле и женского монастыря Марии Магдалины в Должанском районе. Многие монастыри и церкви поставлены в очередь на реставрацию. В 2006 году был восстановлен Троицкий оптин монастырь.

    Литература

    • Орловская епархия // Новый энциклопедический словарь: В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб., Пг., 1911—1916.
    • Труды Орловской учёной архивной комиссии. Вып. 3: Перемещение Орловской архиерейской кафедры из Севска в губернский город Орёл / сост. Г. Пясецкий. — Орёл: тип. Губ. Правления, 1888. — 47 с.
    • Издание Орловского Церковного Исторического Археологического Общества. Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии. Т. 1. Болховской-Кромский уезды. — Орел: тип. Губернского правления, 1905. — 502 с.

    Структура митрополии

    В Орловскую митрополию входят следующие епархии:

    1. Орловская, состоящая из 7 благочиний и 1 викариатства, которые расположены на западе региона.
    2. Ливенская, состоящая из 8 благочиний, географически находящихся на востоке области.


    Храм Ахтырской иконы Божией Матери является кафедральным собором Орла

    Для организации социальной, духовной и хозяйственной епархиальной работы функционируют следующие отделы:

    • просветительский и образовательный;
    • по взаимодействию с государственными и общественными структурами;
    • по организации работы с детьми и семьями;
    • по взаимодействию с силовыми структурами;
    • по борьбе с алкогольной и наркотической зависимостью;
    • благотворительный;
    • миссионерский;
    • комиссия по канонизации;
    • по работе с молодым поколением.

    Также при Орловской митрополии действуют церковный хор, археологическая комиссия и отдел, занимающийся постройкой культовых сооружений.

    Культурное наследие Орловской области

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:47, реферат

    Краткое описание

    По богатству и значимости памятников истории и культуры всех типов Орловская область является одной из интереснейших территорий России, что в значительной степени обусловлено ее географическим положением и исторической спецификой формирования территории. Это регион с высокой степенью интенсивности культурных процессов, в течение многих веков являлся зоной многочисленных культурных контактов.
    С древних времен территория современной Орловской области находилась на стыке различных этнических и политических образований. Это способствовало созданию на Орловщине богатых и значимых памятников истории и культуры Российского государства

    Содержание

    Введение……………………………………………………………….…. 1
    1.История образования Орловского края………………………….…. 2
    2.Исторические и культурные места Орловского края……….………..7
    2.1.Орловский краеведческий музей…………………………………..9
    2.2.Дом-музей В. А. Русанова…………………………………………12
    2.3.Музей-диорама …………………………………………………….14
    2.4.МузейФАПСИ……………………………………………………..16
    2.5.Музей И.С. Тургенева……………………………………………..17
    2.6.Дом-музей Т.Е. Грановского……………………………………. 20
    2.7.Дом-музей Н.С. Лескова…………………………………………. 21
    2.8.Музей И.А. Бунина………………………………………………. 23
    2.9.Музей Л.Н. Андреева………………………………………………26
    2.10.Орловский музей изобразительных искусств……………………28
    3.Легенда и быль «Дворянского гнезда»………………. …………….29
    4.Когда Вы будете в Спасском…..……………………………………..31
    5.Театральная жизнь…………………………………………………….32
    5.1.Орловский академический театр И.С. Тургенева………………..32
    5.2.Театр «Свободное пространство»………………………………. 33
    5.3Театр «Русский стиль»…………………………………………….33
    Заключение………………………………………………………………..34
    Список литературы………………………………………………………

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    Реферат по музеям(культурология).doc

    По богатству и значимости памятников истории и культуры всех типов Орловская область является одной из интереснейших территорий России, что в значительной степени обусловлено ее географическим положением и исторической спецификой формирования территории. Это регион с высокой степенью интенсивности культурных процессов, в течение многих веков являлся зоной многочисленных культурных контактов.

    С древних времен территория современной Орловской области находилась на стыке различных этнических и политических образований. Это способствовало созданию на Орловщине богатых и значимых памятников истории и культуры Российского государства.

    В настоящее время на территории области находятся 1706 памятников, в том числе: археологии – 320, истории – 910, архитектуры и градостроительства – 464, монументального искусства – 12. Из памятников, стоящих на охране, 50 имеют статус федерального (общероссийского) значения.

    Являясь одной из составляющих культурного наследия, памятники истории и культуры, выполняют чрезвычайно важные, социальные функции. Это своеобразные мостики из прошлого в настоящее для будущего. Они служат делу развития науки, народного образования и культуры, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания людей.

    1. История образования орловского края

    В начале было слово. Слово государево.

    « Того лета 7075 повелением государя царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси поставлен бысть город на поли на реке Орлее».

    Именно так, повеление царя Ивана IV отложилось в истории, вписанное усердным летописцем в Никоновскую летопись. При пересчете лет от сотворения мира к Рождеству Христову, при переводе датировки из старой хронологии в новую, после всех сомнений и уточнений историки и краеведы сошлись на том, что случилось это начальное событие в конце далекого долгого нелегкого лета 1566 года.

    Читайте также:
    Амвросий Юрасов: биография священника, книги и труды

    . Здесь, где в Оку вливался темный от сени лесов приток, на стрелке двух водных потоков, на низком и остром мысу, спешился государь, притомившись нелегкой дорогой. В сборной поросли лиственной рощи хозяином высился дуб. Испуганный шелест листвы перешел в пугающее хлопанье крыльев потревоженного орла, сорвавшегося с запрятанного в кроне гнезда. Набрав высоту, орел лег на крыло, пройдя в медленном вираже над застывшими в изумлении пришельцами, вглядываясь в их спесивого вожака, стоявшего отдельно и отлично от всех. А грозный водитель воинов, задрав страшную свою бороденку, взирал с восхищением и завистью на грозного владыку ветров. Мгновение — глаза в глаза. Слияние этих царственных взглядов положило начало ауре Орла.

    Да нет, конечно же, на самом деле все было не совсем так, даже совсем не так. Вначале, как положено, рекогносциро+вки разъездов. Отписки воевод. Неточные чертежи. Неискоренимое воровство и неизбывная грязища, извечно присущие любой нашей стройке. Но вся эта будничность перечеркнута красивой траекторией легендарного орлиного взлета. По укоренившейся в народной памяти красивой легенде, при закладке города-крепости на стрелке рек Орлика и Оки с векового дуба в небеса взлетел орел. Строители сочли этот случай знамением и нарекли город именем царя пернатых. И если историки и филологи говорят иное, с ними не спорят, но им не верят. Орел — символ, угнездившийся в гербе.

    Орел как геральдическая фигура — символ высоты духа и духовного принципа в целом. У всех народов орел связан с божествами силы и власти, наделен значением героического благородства. Оттого, видимо, на долю поколений орловцев досталось больше славы, чем богатства, и больше подвигов, чем наград. Во всяком деле орловцы прежде искали чести, а не корысти.

    Предание утверждает, что по пути на Полтавскую битву Петр прошел через Орел; сперва с правого берега на пароме переправили царя, и лишь потом перевезли его простую тряскую бричку. Впрочем, серьезные краеведы в достоверности данного предания сомневаются: в график передвижений Петра Орел не укладывается.

    В последующие времена архетип Орла воплотился в легендарной фигуре генерала Ермолова. Грозный и гордый воитель: Отечеству предан, а с властью не в ладах. Как и другой едва ли не мифологический персонаж — лихой гусар и отважный партизан Денис Давыдов, в мирные передышки — орловский помещик. Орловский род Каменских дал на ратную службу трех генералов, строптивых и храбрых, немало повоевавших на рубеже XVIII —XIX веков. С нескрываемой гордостью именовал себя орловцем другой знаменитый воитель — прославленный герой и признанный стратег первой мировой Алексей Брусилов.

    Орел — прирожденный воин. Что показывал он в истории не раз. Изначально — в лихолетье, в Смуту. Всегда — на царской службе в боях и походах. Последние разы в 1919, во время гражданской, и в 1943, в Великую Отечественную. Дай Бог, чтобы больше доказывать свое мужество и стойкость Орлу не пришлось. Слишком дорого заплатил город за свое право остаться в истории. Утекали по Оке дни и недели; шли года и складывались в эпохи. Люди вживались в эту землю, удобряя ее прахом своим, поливая потом и кровью. А при матушке Екатерине Орел в губернский ранг возведен. И не грозный хищник пролетал теперь над ним ясными днями, а тихий ангел, хранитель русской провинции. Добрый город, покойный, благолепный; церквей полон и садов. Большинства тех храмов уже нет, но отсветы прошедших времен различимы нами в магических кристаллах классических текстов русской литературы: от Тургенева и Лескова до Андреева и Бунина.

    Новые времена — невиданные испытания: из огня гражданской в полымя Великой Отечественной. Два решающих сражения в ходе этих войн произошли на Орловской земле: разгром Добровольческой армии в октябре 1919 и перелом хода второй мировой в июле 1943. И немцы, уходя, вымещали неутоленную злобу на камнях. «Прекрасные здания старинного города были превращены в груды дымящихся черных кирпичей. » — пишет Серафимович в августе 1943 года из еще горячих руин.

    Кажется, что надо оставить всякую надежду и оставить развалины на милосердие природы — пусть их заносит ветер и укрывает трава, на радость археологам грядущих времен. Но нет! Не таков орловский характер; все разобрали по досочке и собрали по кирпичику — и, в который раз, начали город заново. 1 ноября 1945 года последовало Постановление СН К СССР «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками 15 городов РСФСР» — в том числе Орла. Страна пришла на помощь. И вновь распрямил Орел изломанные перья и воспарил в восходящих потоках истории.

    Как ни горько, список утрат не окончился с войной. Раненые памятники разбирались на кирпичи в дни мира. Особенно жестко время обошлось с церковной архитектурой. Сносом Покровской и Спас-Преображенской церквей уничтожена архитектурная доминанта городского центра. Ландшафт развалился. Воздвигнутые на освобожденном пространстве центральный универмаг и жилая многоэтажка не восполнили утраты и не заполнили черной дыры в ореоле Орла. Непродуманные строительные программы лишний раз продемонстрировали, как много значат в пространстве типовой застройки неповторимые старые дома: Дом Фомичева, Дом Аполлонова, Дом Серебряникова. Уроки не прошли даром. Ныне храмы восстанавливаются и реставрируются. Практически с грани исчезновения возвращена к молитвенному и архитектурному бытию Иверская церковь. Исцелены от парши заброшенности и воссияли во всей красе над Орликом Михаило-Архангельский и Богоявленский храмы. Мощно возвышается над суетой городских кварталов монументальная церковь иконы Смоленской Божьей Матери — собирая на себя распавшееся было пространство. Воистину, свято место пусто не бывает. В современном Орле проступают чудным видением черты исторического города.

    Читайте также:
    Священник Валерий Духанин: биография протоиерея, здоровье, служба в церкви и труды

    Не случайно и, конечно, не зря Иван Бунин, переживший в Орле лучшие страницы своей биографии и посвятивший Орлу лучшие страницы своих книг, назвал его коренным городом. Словно в месте слияния двух водных потоков укоренилось некогда стремление множества разных людей, волею судеб сведенных в этот край, сделать его навеки родиной грядущих поколений своих потомков.

    От начального храма, освященного во имя Рождества Богородицы, город продолжался за крепостными стенами посадом, обрастая садами и разрастаясь слободами.

    Выгодное местоположение края в верховьях бассейнов Оки, Дона и Днепра дает основу процветанию городов, а плодородие почв — благоденствию многочисленных барских усадьб, принесших Орлу славу дворянского гнезда. Инвестиции терпения и труда в орловскую историю принесли в итоге материальную и духовную прибыль. Провинциальный город, сочетающий отзывчивость к новым идеям с приверженностью старым традициям, в XIX веке Орел становится питомником плеяды великих русских писателей — от Тургенева до Лескова, от Фета до Андреева, от Бунина до Зайцева. Как-то само собой за Орлом утвердилось неофициальное звание третьей литературной столицы.

    Орел соразмерен масштабу человека. Его обитатель не придавлен громадами небоскребов, не сдавлен в теснинах улиц, не затерян в дурной бесконечности стандартной застройки. Вплоть до наших дней в Орле счастливым образом соединены преимущества городской культуры с удобствами провинциального быта.

    Ни за что на свете

    Я не хотел бы переменить отечество

    Или иметь другую историю

    Основанный в 1566 г. по повелению царя Ивана IV как сторожевой пункт для защиты южных рубежей Русского государства от набегов крымских татар Орел представлял собой деревянную крепость с посадом и являлся центром уезда. В церковном отношении входил в Коломенскую, с 1764 г. — в Севскую, с 1788 г. — в Орловскую епархии. В нач. XVII в. был одним из центров народного восстания против правительств Бориса Годунова и Василия Шуйского. В 1611 г. разорен, а в 1615 г. разрушен отрядами польских интервентов. В 1636 г. Орловская крепость была восстановлена и существовала до 1702 г.

    С середины XVII в. Орел становится крупным центром торговли хлебом и другими сельхозпродуктами. В период навигации товары сплавлялись по Оке в Калугу, Москву, Коломну и далее. Промышленность города начиналась с появления на рубеже XVII-XVIII вв. мелких кустарных предприятий по переработке сельхозсырья. В 1698 под Орлом была организована одна из первых в России полотняная (парусная) фабрика.

    В 1708 г. город был причислен к Киевской губернии. В 1778 г. Орел стал центром Орловского наместничества (с 1796 г. — губернии). Во врем Отечественной войны 1812 г. Орел являлся одной из основных тыловых баз Русской Армии. В 1815 г.в городе открыт крепостной театр графа С. М. Каменского, перешедший в 1835 г. в ведение городских властей. В разное время на его сцене играли М. С. Щепкин, В. Н. Давыдов, Н. X. Рыбаков, М. Г. Савина, П. С. Стрепетова, Г. Н. Федотова, В. Ф. Комиссаржевская и др.

    В XIX – начале XX в. Орел представлял собой дворянско-купеческий город и продолжал сохранять значение крупного торгового центра.

    В годы Великой Отечественной войны Орел 3 октября 1941 г. был захвачен гитлеровскими войсками. За время оккупации и военных действий подвергся значительным разрушениям. Освобожден 5 августа 1943 г. в период Курской битвы. В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был произведен первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют. 1958 и 1970 годы определили восстановление, реконструкцию и перспективу развития Орла в послевоенное время. Город расширял свои границы в результате развертывания жилищного строительства на свободных территориях в районах Ботаника, сталепрокатного завода, Карачевского и Наугорского шоссе, а также за счет вхождения в его черту прилежащих слобод, поселков и деревень. В 1946 г. введена в эксплуатацию первая очередь орловской ТЭЦ. В 1954 г. возведен гидроузел на р. Оке для поддержания уровня воды в черте города.

    В 1959 г. построена телетрансляционная станция, начались регулярные телепередачи из Москвы. В 1967 г. заработал Орловский телецентр со студией. В 1960 г. пущена первая очередь городского газопровода. В 1968 г. открыто троллейбусное движение.

    2. Исторические и культурные места орловского края

    Любимейшим местом орловчан стал Орловский городской парк культуры и отдыха — один из старейших парков России — расположен в живописном уголке города Орла на берегу реки Оки. Площадь парка — 9,0га.

    Парк был открыт в 1823 году как городской публичный сад орловским гражданским губернатором Николаем Ивановичем Шредером. «I мая происходило торжественное открытие сада. В этот день, вечером, все сословия города собрались в саду на первое в нем общественное гулянье, — пишет краевед Г. М. Пясецкий. — Сад был блестяще иллюминован. Оркестр музыки, сменявшийся хором песенников из солдат квартировавшего в то время в Орле Екатеринославского кирасирского полка, гремел здесь до темной ночи. Картина была величественная…

    Читайте также:
    Храм Троицы в Хорошёве: история, описание и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    История этого сада связана с именами писателей-орловцев И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева. Бывал здесь и великий Л. Н. Толстой, и многие другие деятели отечественной культуры.

    С 1994 года Орловский городской парк является памятником природы, паркового искусства.

    Он манит к себе горожан свежестью воздуха, красотой тенистых аллей, прохладой фонтана в жаркие дни, радуют глаз цветники. Ведь от того, как человек провел свой досуг, как отдохнул, в значительной мере зависят его здоровье, настроение, трудоспособность. Поэтому наш парк является одним из любимейших мест отдыха горожан и гостей города.

    На территории парка находятся летний киноконцертный зал «Юбилейный» на 1300 мест, бильярдная, летняя танцплощадка на 800 пар, летняя эстрада на 200 мест, оборудованная площадка для занятий спортом, игровая детская площадка, каскадный фонтан, зоны тихого отдыха с белоснежными ротондами на высоком левом берегу Оки. К услугам посетителей аттракционы: «Детская карусель», «Юнга», «Солнышко», «Орбита», «Вихрь», «Сталкивающиеся автомобильчики», «Круговой обзор», «Детская железная дорога», «Карнавал», а также пункт проката спортивного инвентаря.

    Церковь Петра и Павла в Лефортове: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    09.11.2021 г.
    Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

    4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году), настоятель храма архимандрит Алексий (Вылажанин) совершил Божественную Литургию.
    Читать полностью

    16.10.2021 г.
    Творческий вечер Елены и Александра Михайловых

    14 октября 2021 года, в четверг 17-й седмицы по Пятидесятнице, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, в главной трапезной зале, состоялся творческий вечер Елены и Алекcандра Михайловых.
    Читать полностью

    16.10.2021 г.
    Покров Пресвятой Богородицы

    14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, настоятель храма архимандрит Алексий (Вылажанин) сослужил митрополиту Ювеналию (Пояркову) позднюю Божественную Литургию, а накануне Всенощное бдение.
    Читать полностью

    13.10.2021 г.
    День преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова

    9 октября 2021 года, в день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова, настоятель храма архимандрит Алексий (Вылажанин) возглавил Божественную Литургию.
    Читать полностью

    Братия и сестры! Огласительные беседы перед Таинством Крещения и Венчания проводятся каждую субботу в 16:00

    Церковь Петра и Павла

    Первое упоминание о храме 1613 год, как о храме св. Николая Чудотворца. 5 мая 1613 года храм был освящен в честь св. Николая Чудотворца при участии царя Михаила Федоровича Романова. В 1696 году была осуществлена перестройка храма по инициативе полковника Франца Лефорта, осуществлена закладка деревянной церкви для солдат первого Московского полка, освященная в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1711 году на месте деревянной церкви построен каменный храм, который сохранился до наших дней. Церковь главная – во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и два придела: во имя св. апостола Евангелиста Иоанна Богослова с правой стороны, и второй – преподобного Сергия Радонежского – с левой. Все здание храма увенчано 5-ю главами, сверх того, по одной главе над каждым из приделов. Колокольня к верху сужается шатром со сквозными просветами. На колокольне 8 колоколов. Петропаловский храм – один из немногих в Москве, где сохранились старые колокола. Высота храма вместе с крестами 18 саженей или 38 метров. Храм освещается в два яруса. Снаружи храм имеет три входа, над западным входом – изображение Казанской иконы Божией Матери, над северным входом – иконы Печерской Божией Матери со свв. Антонием и Феодосием, над Южным входом – Владимирская икона Богоматери. В 1991 году был освящен небольшой крестильный храм Архангела Михаила, в 2000 году часовня с распятием Иисуса Христа. Ограда церкви каменная, с железной решеткой. Весь храм помещен внутри ограды. Ограда взята под государственную охрану. На территории храма находится могила бывшего настоятеля церкви – протоиерея Анатолия Новикова и монахини Бабкиной А.И.

    Разноречива информация о времени возведения, освящения и перестройки каменного храма Петра и Павла. Например, все источники его закладку относят к 1698 году, когда по инициативе Лефорта была построена деревянная церковь для солдат его полка, освященная в честь святых первоапостолов. Хотя на мемориальной доске, укрепленной при входе в храм, сказано, что это была церковь Воскресения Словущего при госпитале Лефортова полка, и лишь с 1711 г. – церковь святых первоапостолов Петра и Павла.

    На чем основываются последние данные – установить не удалось. Возможно, произошла путаница, и авторы мемориальной доски отождествили первую церковь на территории Госпиталя (в 1705 г. освящена в честь Воскресения Словущего) с деревянным храмом Лефортова полка в начале его функционирования. Не исключено также, что какое-то время деревянная полковая церковь, воздвигнутая при Лефорте, выполняла роль госпитальной и даже имела наименование, которое затем перешло к последней.

    Храм Петра и Павла в Лефортово (Москва)

    Мiръ Россия Москва Храм Петра и Павла в Лефортово (Москва)

    Храм Петра и Павла в Лефортове (Петропавловская церковь) — православный храм в Лефортовском районе Москвы. Относится к Петропавловскому благочинию Московской городской епархии.

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Современное состояние
      • 2.1 Описание
      • 2.2 Деятельность прихода
    • 3 Святыни
    • 4 Престольные праздники
    • 5 Как добраться
    • 6 Паломнику
    • 7 Фото
    • 8 Видео
    • 9 Ссылки
    Читайте также:
    Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Москве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

    История [ править ]

    Первое упоминание о храме 1613 год, как о храме св. Николая Чудотворца. 5 мая 1613 года храм был освящен в честь св. Николая Чудотворца при участии царя Михаила Федоровича Романова. В 1696 году была осуществлена перестройка храма по инициативе полковника Франца Лефорта, осуществлена закладка деревянной церкви для солдат первого Московского полка, освященная в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1711 году на месте деревянной церкви построен каменный храм, который сохранился до наших дней.

    Церковь главная – во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла и два придела: во имя св. апостола Евангелиста Иоанна Богослова с правой стороны, и второй – преподобного Сергия Радонежского – с левой. Все здание храма увенчано 5-ю главами, сверх того, по одной главе над каждым из приделов. Колокольня к верху сужается шатром со сквозными просветами. На колокольне 8 колоколов. Петропаловский храм – один из немногих в Москве, где сохранились старые колокола. Высота храма вместе с крестами 18 саженей или 38 метров. Храм освещается в два яруса. Снаружи храм имеет три входа, над западным входом – изображение Казанской иконы Божией Матери, над северным входом – иконы Печерской Божией Матери со свв. Антонием и Феодосием, над Южным входом – Владимирская икона Богоматери. В 1991 году был освящен небольшой крестильный храм Архангела Михаила, в 2000 году часовня с распятием Иисуса Христа. Ограда церкви каменная, с железной решеткой. Весь храм помещен внутри ограды. Ограда взята под государственную охрану. На территории храма находится могила бывшего настоятеля церкви – протоиерея Анатолия Новикова и монахини Бабкиной А.И.

    Разноречива информация о времени возведения, освящения и перестройки каменного храма Петра и Павла. Например, все источники его закладку относят к 1698 году, когда по инициативе Лефорта была построена деревянная церковь для солдат его полка, освященная в честь святых первоапостолов. Хотя на мемориальной доске, укрепленной при входе в храм, сказано, что это была церковь Воскресения Словущего при госпитале Лефортова полка, и лишь с 1711 г. – церковь святых первоапостолов Петра и Павла.

    На чем основываются последние данные – установить не удалось. Возможно, произошла путаница, и авторы мемориальной доски отождествили первую церковь на территории Госпиталя (в 1705 г. освящена в честь Воскресения Словущего) с деревянным храмом Лефортова полка в начале его функционирования. Не исключено также, что какое-то время деревянная полковая церковь, воздвигнутая при Лефорте, выполняла роль госпитальной и даже имела наименование, которое затем перешло к последней.

    В советское время храм не закрывался, сохранились колокола.

    В 1991 году был освящен небольшой крестильный храм Архангела Михаила, в 2000 году — часовня с распятием Иисуса Христа

    На Введенском кладбище действует приписанная к храму часовня, переоборудованная из фамильного мавзолея Эрлангеров.

    Современное состояние [ править ]

    Описание [ править ]

    Храм пятиглавый, кроме того имеется по одной главе над каждым из приделов. Колокольня с 8 колоколами — шатрового типа, со сквозными просветами. Снаружи имеются три входа. Над западным входом — изображение Казанской иконы Божией Матери, над северным — иконы Печерской Божией Матери со свв. Антонием и Феодосием, над Южным — Владимирская икона Богоматери.

    Высота храма вместе с крестами — 38 метров.

    Деятельность прихода [ править ]

    При храме действует Воскресная школа для детей, занятия проводятся по воскресениям (13.00ч.-16.00ч.), в школе преподается Закон Божий, изобразительное искусство, церковное пение.

    Также существует Певческая школа для взрослых, занятия проводятся по пятницам в 20.00ч. и певческая школа для детей, занятия проводятся по пятницам в 19.00ч.

    Катехизаторские беседы для взрослых проводятся в субботу в 14.00.

    Святыни [ править ]

    • Почаевская икона Божией Матери
    • Икона Божией Матери “Нерушимая Стена”
    • Ковчег с мощами
    • Икона первоверховных апостолов Петра и Павла
    • Смоленская икона Божией Матери
    • Иверская икона Божией Матери
    • Икона святителя Николая Чудотворца
    • Икона святого благоверного князя Александра Невского
    • Икона Божией Матери “Неопалимая Купина”

    Престольные праздники [ править ]

    Как добраться [ править ]

    Адрес: 111250, Москва, ул. Солдатская д. 4

    Проезд: метро «Авиамоторная», метро «Семеновская», трамваями 32,43,46 или маршруткой 346 до остановки ул. Солдатская

    Паломнику [ править ]

    Литургия в 8.00 утреня и вечерня в 17.00, в пятницу — с акафистом Почаевской иконе Божией Матери, в воскресенье — с акафистом Спасителю; по воскресеньям и праздникам — Литургия ранняя в 7.00,поздняя в 10.00, накануне — всенощное бдение в 17.00

    В Храме святых апостолов Петра и Павла имеется баптистерий для крещения взрослых.

    Храм Петра и Павла в Лефортово: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

    На береги реки Яузы раскинулся один из самых интересных в историческом плане районов Москвы – Лефортово. Среди местных достопримечательностей – Екатерининский дворец, Лефортовский парк, Введенское кладбище. Но, пожалуй, одним из самых старинных строений является храм первоверховных Апостолов Петра и Павла – красивейшая церковь в бело-синих тонах, маленький островок истории среди современных московских зданий.

    Где находится храм?

    Лефортово – старейший район Москвы, видавший на своем веку немало событий. Лефортовская слобода славилась сперва своими дворцами, потом – казармами, и наконец – тюрьмой (неплохая «эволюция», не правда ли?).

    • Именно в этом столь разночинном некогда районе находится храм Петра и Павла в Лефортово, современный адрес которого: г. Москва, улица Солдатская, 4.
    • Навести справки можно по телефону (495) 361-42-15.
    Читайте также:
    Храм Николая Чудотворца в Клённиках: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

    Как добраться до храма?

    1. Ближайшие станции Московского метрополитена – «Авиамоторная» и «Семеновская».
    2. От станции «Авиамоторная» в сторону храма можно доехать на любом трамвайчике (№№38, 43, 46) либо на маршрутке №346, выходить на остановке «Улица Солдатская».

    Расписание богослужений в храме Петра и Павла в Лефортово

    Общее расписание богослужений храма выглядит примерно так:

    • В будние дни Литургия служится в 8:00, в 17:00 начинается вечерня и утреня. В пятницу вечером служится акафист Почаевской иконе Божией Матери, в воскресные дни – акафист Спасителю.
    • В воскресные и праздничные дни расписание несколько меняется: накануне совершается всенощное бдение (начало в 17:00), а в день самого праздника – в 7:00 ранняя Литургия и в 10:00 поздняя Литургия.
    • При храме работает воскресная школа, ребят ждут на занятия в воскресенье с 13:00 до 16:00.
    • Также функционирует Певческая школа, занятия проводятся в пятницу вечером, детская группа занимается с 19:00, взрослая – с 20:00.

    Достопримечательности и святыни храма Петра и Павла в Лефортово

    • Храм не всегда носил имена первоверховных апостолов. Первые упоминания о нем, датируемые ни много ни мало 1613 годом, называют церковь храмом святого Николая Чудотворца. Действительно, только после глобальной перестройки, предпринятой Францем Лефортом почти столетие спустя, храм заново освятили во славу Апостолов Петра и Павла (говорят, что это был знак внимания Петру I со стороны его ближайшего советника).
    • Храм увенчан пятью главами, а вот колокольня построена в стиле шатрового зодчества, с просветами, и сужается к верху. Два церковных придела освящены в честь апостола Иоанна Богослова и чудотворца Сергия Радонежского. Восемь колоколов колокольни сохранились еще со времен первоначальной постройки – для Москвы это редкое явление.
    • Храм имеет достаточно внушительную высоту: если учитывать кресты, церковь достигает 38 метров.
    • Во внутреннем убранстве храма внимание привлекают хорошо сохранившиеся настенные фрески, а также красивейший пятиуровневый иконостас.
    • Среди святынь храма – Почаевская икона Божией Матери, ковчег с частицей Животворящего Креста и святыми мощами Сергия Радонежского, апостола Фомы и великомучеников, икона Божией Матери «Нерушимая стена» и другие.

    Почаевская икона Божией Матери
    икона Божией Матери Нерушимая стена
    ковчег с частицей Животворящего Креста и святыми мощами Сергия Радонежского

    Храм Петра и Павла в Лефортово на видео

    Апостолы Петр и Павел весьма почитаемы во всем мире. Галилейский рыбак и римский фарисей – их пути к вере были совсем разными, но тем не менее им обоим суждено было стать первыми среди апостолов. В православном мире они считаются покровителями рыбаков, им молятся при житейских нуждах и перед началом нового дела. Среди множества церквей, носящих имена первоверховных апостолов, старинный Лефортовский храм отличается каким-то необъяснимым молитвенным спокойствием, практическим домашним уютом.

    Храм апостолов Петра и Павла в Лефортове, Москва

    На востоке столицы в историческом районе Лефортово находится старинный православный храм, посвящённый апостолам Петру и Павлу. Церковь является уникальным памятником русской архитектуры, сохранившимся до настоящего времени практически в неизменном виде.

    История

    Первая церковь, возведенная на этом месте, не сохранилась. Она была освящена в 1613 году в честь святого Николая Чудотворца. Это событие происходило в присутствии молодого царя Михаила Фёдоровича из династии Романовых.

    Статьи о святых апостолах Петре и Павле:

    В конце XVII века церковь, являющаяся приходским храмом Солдатской слободы, была перестроена на средства полковника Франца Лефорта. Новая постройка была больше старого строения и могла вместить всех солдат, находящихся в подчинении приближённого царя Петра I.

    Деревянный храм был освящён в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Здание, дошедшее до современности, возвели в 1711 году. Предположительно, средство на каменную церковь выделил молодой правитель России. Во время французской оккупации столицы захватчики разместили в стенах культовой постройки конюшни.

    В начале XX века здание получило незначительные повреждения в результате урагана — упали кресты с куполов, и разрушилась крыша над апсидой. Храм сохранил свой первоначальный вид в советскую эпоху. Это связано с тем, что он оставался действующим всё время существования советского государства. Отлитые в XVIII веке колокола не снимали со звонницы.

    Архитектура

    Несмотря на то, что основателем церкви был представитель протестантской церкви, она построена в традиционном архитектурном стиле допетровской России. Здание имеет форму вытянутого прямоугольника. Над центральной частью размещено пять луковичных глав. Единственной нетрадиционной деталью постройки являются барочные раковины, украсившие верхнюю часть четверика. Общая высота храма составляет 38 метров.

    Кроме центральной части апостолов Петра и Павла в храме устроены два придела:

    Церковная колокольня выполнена в шатровом стиле. Над центральным входом расположена икона Казанской Божьей Матери. Северный и южный порталы венчают образы Печерской и Владимирской Божьей Матери.

    На территории церкви в 1991 году построили небольшой храм для крещения, освящённый во имя Архангела Михаила. В 2000 году возвели часовню с распятием Иисуса Христа. В ней хранится ковчег с частицей Животворящего Креста и мощами почитаемых православных святых (Сергия Радонежского, апостола Фомы).

    Интересно! Внешний вид церкви апостолов Петра и Павла в Лефортово практически полностью повторяет убранство храма Спаса Преображения на Песках, построенного в том же 1711 году. Исследователи считают, что оба здания созданы одним и тем же архитектором или строительной артелью.

    Читайте также:
    Храм Александра Невского в Пскове: описание и адрес храма, святые, праздники и святыни, расписание богослужений

    Внутреннее убранство

    Внутри церкви святых апостолов Петра и Павла сохранились фрески XVIII века и пятиуровневый иконостас.

    А также в храме находятся почитаемые иконы:

    Духовная и просветительская деятельность

    Богослужения в Петропавловском храме проводятся ежедневно. По будним дням в 8 часов и 17 часов. В праздничные и воскресные дни служат две утренних литургии в 7 и 10 часов утра.

    Престольными праздниками являются:

    • 12 июля — почитание апостолов Петра и Павла;
    • 19 сентября и 21 ноября — праздник в честь архангела Михаила;
    • 21 мая — Иоанн Богослов;
    • 18 июля — преподобного Сергия Радонежского.

    При церкви работает воскресная школа для детей. Занятия для взрослого хора проводятся по пятницам в 20.00. Дети занимаются церковным пением в этот же день в 19.00.

    Как доехать

    Жители Москвы могут добраться до церкви апостолов Петра и Павла в Лефортово на общественном транспорте. Для этого необходимо доехать до станции метро «Авиамоторная».

    Другие православные храмы Москвы:

    От метро «Авиамоторная» можно совершить пешую прогулку до храма. По Авиамоторной улице следуют в сторону Госпитальной площади. Дорога займёт около 30 минут.

    От этой же станции метро можно добраться до Петропавловской церкви на трамвае № 43, 46, 38 или маршрутном такси, следующему по маршруту № 346. Выходить следует на остановке «Улица Солдатская»

    Важно! В Лефортовском храме ощущается спокойствие и уверенность в силе Господа. В наше время, как и четыреста лет назад в него приходят военные и гражданские люди, просить о помощи в новых делах, повседневных нуждах и защите во время исполнения воинского долга.

    Храмы Петра и Павла, крес. Архангела Михаила в Лефортове

    У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Святых Апостолов Петра и Павла.

    Православный храм
    Храм Петра и Павла в Лефортове
    Страна Россия
    Город Москва, Солдатская улица, 4
    Конфессия Православие
    Епархия Московская епархия
    Благочиние Петропавловское
    Первое упоминание 1613 год
    Строительство 1711
    Статус ОКН № 7736067000№ 7736067000
    Высота 38 м
    Состояние действует
    Сайт hramlefortovo.ru
    Медиафайлы на Викискладе

    Храм Петра и Павла в Лефортове

    (
    Петропавловская церковь
    ) — православный храм в Лефортовском районе Москвы. Относится к Петропавловскому благочинию Московской городской епархии. Настоятель храма — Алексий (Вылажанин).

    При храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

    История

    Фотография Николая Найденова. 1882 год
    В 1613 году храм был освящён в честь Николая Чудотворца при участии царя Михаила Фёдоровича Романова.

    В 1696 году храм перестроили (по инициативе полковника Франца Лефорта) и заложили деревянную церковь для солдат первого Московского полка, освящённую в честь апостолов Петра и Павла.

    В 1711 году на месте деревянной церкви построен нынешний каменный храм.

    В XX веке

    В советское время храм не закрывался, сохранились колокола.

    В 1991 году был освящён небольшой крестильный храм Архангела Михаила, в 2000 году — часовня с распятием Иисуса Христа

    На Введенском кладбище действует приписанная к храму часовня, переоборудованная из фамильного мавзолея Эрлангеров.

    Архитектура

    От первоначальной деревянной постройки сохранился южный портал. Новая каменная церковь состоит из 2 приделов:

    • справа св Евангелиста Иоанна Богослова;
    • слева в честь преподобного Сергея Радонежского.

    Все здание увенчано пятью главами. Также имеется еще над каждым приделом по одной главе. Кверху колокольня сужается шатром со сквозными просветами. На самой колокольне установлено 8 колоколов. В 19 веке в России были лучшие мастера в мире по литейному делу. Они изготовили колокол на храмовой звоннице, и вот уже более 150 лет он звучит как новый.
    Такие колокола принадлежат к немногим в Москве, что сохранились в первоначальном виде. Их не тронули в Советские времена, что является гордостью церковного сооружения. Церковь продолжала работать даже в то время.

    Общая высота строения вместе с крестами составляет 38 метров (18 саженей). Церковное сооружение освещается в два яруса. С наружной части храм имеет три входа:

    • с западной — изображение иконы Казанской Божьей Матери;
    • северный вход — икона Печерской Божьей Матери со святыми Антонием и Феодосием;
    • с южного входа — Владимирская икона Богоматери.

    Основной объем храма, так и его приделы имеют роспись сводов. С 1930 года храм сохранил свое внутреннее убранство. Территория церкви имеет каменную ограду с железными решетками. Она взята под государственную охрану. Вся церковь размещена внутри ограждения. На территории храма похоронены бывший настоятель церкви протоиерей Анатолий Новиков и монахиня Бабкина А.

    Самым печальным событием в жизни церкви — было наполеоновское вторжение. На территории французы устроили конюшню. Несмотря на тревожные и тяжелые для всех церквей разные периоды, за 400 лет жизни храма, здесь сохранилось много подлинных предметов — роспись, утварь, старинный иконостас, которому уже боле 300 лет.

    Святыни

    • Почаевская икона Божией Матери;
    • Икона Божией Матери «Нерушимая стена»
    • Ковчег с мощами: Частица Животворящего Креста Господня, святые мощи преподобного Исаакия, преподобного Алипия иконописца, апостола Фомы, мученика Иоанна Воина, великомученика Георгия, святителя Николая, мученика Никиты, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Меркурия, великомученика Арефы, священномученика Василия Амасийского, преподобного Нила, благоверного князя Михаила Тверского;
    • Икона первоверховных апостолов Петра и Павла;
    • Смоленская икона Божией Матери;
    • Иверская икона|Иверская икона Божией Матери
    • Икона Святителя Николая Чудотворца
    • Икона Святого Блаженного князя Александра Невского
    • Икона Божией Матери «Неопалимая купина»[2]
    Читайте также:
    Лужецкий монастырь: история и описание, адрес, источник

    Духовная и просветительская деятельность

    Богослужения в Петропавловском храме проводятся ежедневно. По будним дням в 8 часов и 17 часов. В праздничные и воскресные дни служат две утренних литургии в 7 и 10 часов утра.

    Престольными праздниками являются:

    • 12 июля — почитание апостолов Петра и Павла;
    • 19 сентября и 21 ноября — праздник в честь архангела Михаила;
    • 21 мая — Иоанн Богослов;
    • 18 июля — преподобного Сергия Радонежского.

    При церкви работает воскресная школа для детей. Занятия для взрослого хора проводятся по пятницам в 20.00. Дети занимаются церковным пением в этот же день в 19.00.

    Долгожданная реставрация

    Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя. Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств [8]. Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

    В 2020 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2020 по декабрь 2016 года.

    Восстановление затронуло все элементы здания:

    — фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

    — купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

    — интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

    — инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

    Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация — 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

    Расписание богослужений

    Увидеть подробное расписание можно по ссылке https://podvorie.orthodoxy.ru/raspisanie/. Практически каждый день в храме проходят службы в честь святых, расписание составляется на неделю и регулярно обновляется.

    Посещение храма Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

    Главные службы проходят в православные праздники (Рождество, Пасху и т.д.), а также в дни покровителей храма, главных икон и святынь.

    Традиционно они совершаются:

    • по будням – в 8:00 и 18:00;
    • в воскресенье – в 9:30 и 18:00.

    Следует учесть: время может быть сдвинуто, так что лучше проверить его заранее. Например, служба может быть только одна (в 8:00) или сместиться на 9:00.

    Иерусалимское подворье в Москве представляет собой «филиал» православного ответвления. Это важное для многих верующих место, которое символизирует дружбу между двумя диптихами патриархата – Иерусалимским и Русским.

    Предлагаем Вашему вниманию видео об Иерусалимском подворье в Москве:

    Социальное служение

    Духовенство, а также другие храмовые работники трудятся на благо всех прихожан. Часто проводятся совместные молебны за малоимущих верующих и за тех, кто еще не пришел к Господу, но нуждается в помощи.
    В храме есть специально отведенное место, где каждый желающий прихожанин может оставить небольшое пожертвование в помощь людям, оказавшимся в трудном положении.

    Часто служители храма проводят специальные лекции о том, как надо заботиться о наших собратьях, оказавшихся в беде. Нередко работники храма собирают пожертвования, на которые покупают еду и одежду для бездомных. Волонтеры от православной организации часто посещают дома престарелых, пытаясь принести в их общество мысль о живом Боге.

    В Лефортово — за памятью

    Лейтенант Александр Александров, 1941 год

    История этого недальнего (географически), но запомнившегося моей семье путешествия началась в день, когда я решила пересмотреть бумаги семейного архива. Связано это было с намерением написать в рубрику «Бессмертный полк» нашей газеты заметку о судьбе моего свёкра, Александра Александрова, прошедшего Великую Отечественную. Александр Александрович погиб в 1948-м в гео­логической экспедиции, начальником которой он был. Я родилась много позже и его, конечно, не знала. Поч­ти не помнил его и сын, мой муж, художник Юрий Александров, теперь уже тоже покойный. А вот документы остались, в том числе «красный» диплом Московского геологоразведочного института, выданный за два дня до начала войны, справки о том, что А. А. Александров уже в июле 1941 года ушёл на фронт добровольцем, наградные книжки. Но моё внимание привлёк преж­де всего документ вековой давности, выданный 16 мая 1916 года. Это «Выпись изъ метрической книги, часть первая, о родившихся за 1913 годъ, выданная причтом Московской, Петропавловской в Лефортове, Церкви 1916 г. мая 16 д.»

    «Выпись из метрической книги», выданная в 1916 году

    В бумаге, скреплённой печатью храма и гербовой маркой ценой 1 рубль, сказано, что 25 августа 1913 года в этой церкви был крещён в честь святого Александра мальчик, родившийся 11 августа этого же года. В графе «Звание, имя и отчество родителей, и какого вероисповедания» значится: «Коллежский регистратор из Астраханских мещан Александр Дмитриев Александров и законная жена его Нина Семёновна — оба православного вероисповедания». Только из этой бумаги я узнала отчество прадеда моих детей — Дмитриевич, и хоть что-то из его биографии. Бабушка мужа, Нина Семёновна, учительница русского и литературы, «толстовка», лично знавшая писателя, была дамой крутого нрава и с мужем порвала «из идеологических соображений» ещё до революции. В семье о нём никогда не говорили. В графе «Звание, имя, отчество и фамилия восприемников» записаны «Романово-Борисоглебского уезда, Андреевской волости, деревни Лихачёва крестьянин Николай Николаев Иванов и Вяземского уезда, Морозовской волости, (далее неразборчиво) девица Александра Семёновна Винокурова. Так я узнала, что сестру Нины Семёновны, в девичестве Винокуровой, звали Александрой (до сих пор она пребывала на старинном снимке безымянной), и что она была крёстной своего племянника. Подписана бумага «Московской, Петропавловской в Лефортове, Церкви священником Сергием Озеровым и диаконом Александром Березиным».

    Читайте также:
    Святая гора Афон: где находится и как добраться, история и значение, старцы и монастыри

    Семья Винокуровых, 1900–е годы, Москва. Третья справа — Нина Семёновна, крайняя — её сестра Александра

    Внуки А.А. Александрова у памятной доски храма

    Конечно, первым моим побуждением было узнать, сохранилась ли церковь. Шанс был невелик: во времена богоборчества с лица златоглавой были снесены тысячи храмов, в том числе и самых древних. Однако стоило набрать название церкви в поисковике, сразу открылся её официальный сайт! Оказалось, храм не только уцелел, но и никогда не закрывался. Осталось только уточнить, что его адрес — Москва, улица Солдатская, д. 4, а добраться туда можно на мет­ро, станция Авиамоторная, далее трамваем 32. В первый же погожий день я с детьми, внуков Александра Александрова, отправилась в путь. За каких-нибудь два с небольшим часа мы добрались до памятного для нашей семьи места, по пути успев изучить историю храма.

    Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортово

    Первое упоминание о церкви, стоявшей в этом месте, относится к 1613 году — тогда это был храм Николая Чудотворца. Весной того года он был освящён при участии царя Михаила Романова. В 1696 году по инициативе сподвижника его внука, Петра Первого, генерала и адмирала Франца Лефорта, рядом со старым храмом была заложена деревянная церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь предназначалась для солдат Первого Московского полка, с командования которым начал свою военную карьеру в России Франц Яковлевич. В 1711 году по указанию Петра Алексеевича на месте деревянного возвели каменное здание, сохранившееся до наших дней. Церковь имеет два придела: апостола Иоанна Богослова и преподобного Сергия Радонежского. Шатровая колокольня высотой 38 м, одна из немногих в Москве, сохранила старинные колокола. Здание храма увенчано пятью главами, по одной главе имеет и каждый придел. Над каждым из входов — иконы Богородицы: над западным — Казанская, над северным — Печерская и над южным — Владимирская. У главного входа висит мемориальная доска с кратким описанием истории храма. На стенах в нескольких местах реставраторы расчистили фрагменты исторических надписей, высеченных в камне. Жаль, что красивое и соразмерное здание храма, чем-то неуловимо напомнившее мне разрушенную Богородицерождественскую церковь в Костино (они были практически ровесниками), эффектно сфотографировать удаётся лишь с одного-единственного ракурса. Все остальные виды испорчены торчащими на заднем плане советскими многоэтажками. О том, как величественно возвышался храм над местностью, можно судить по фотографии 1881 года, украшающей сувенирную кружку, которую мы выб­рали в церковной лавке на память. Зато интерьер храма погружает входящего в подлинную старину — мерцающий потускневшей позолотой, он мало изменился с XVIII века. Несмотря на то что алтарная часть и иконостас сейчас в реставрационных лесах, нетрудно представить, как сто с лишним лет назад, в такой же вот погожий августовский день 1913 года, здесь совершалось таинство крещения младенца, которому предстояла не такая уж и длинная, но славная и до предела насыщенная событиями жизнь. Конечно, мы поставили свечи и помолились о упокоении дедушки и о здравии его внуков перед чудотворными иконами Божией Матери «Почаевская» и «Нерушимая стена». Много здесь и других старинных образов: «Смоленская», «Иверская», «Неопалимая Купина», святителя Николая Чудотворца и святого благоверного князя Александра Невского. В ковчеге, находящемся в главном приделе, справа от амвона, хранятся святыни, собранные в разное время: Частица Животворящего Креста Господня, святые мощи апостола Фомы, святителя Николая, великомученика Георгия, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Михаи­ла Тверского и других святых.

    К сожалению, нам не удалось толком пообщаться со священнослужителями: иерей Роман, единственный из священников, которого мы застали в храме, был очень занят подготовкой к литургии. Оставив ксерокопии документов и контактные телефоны приветливым сотрудницам церковной лавки, мы отправились в обратный путь, довольные удачным паломничеством. Возможно, из Лефортово мне ещё перезвонят: при храме тоже выпускается приходская газета, и наша история — чем не сюжет для заметки? Но в любом случае это прикосновение к живой истории страны и её столицы, переплетённой с историей рода, трудно переоценить.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: