Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Святая Гора Афон. Ч – 1. Пантелеймонов монастырь

2011 год

Про монашескую республику Афон, про её строгую жизнь, про её монастыри я знал давно. В 2000 году ушёл из жизни прекрасный человек священник отец Вячеслав. Он мне часто рассказывал о Святой Горе. Отцу Вячеславу посчастливилось посетить Афон дважды. С тех пор я теоретически тоже хотел попасть на Святую Гору, отодвигая событие на неопределённый срок.

Отец Вячеслав говорил, что мирянам тяжело получить разрешение на посещение Святой Горы. За паломника должны просить из храма или из монастыря. И вдруг я увидел в журнале рекламу фирмы, предлагавшей туры на Афон. Позвонил, поговорил, взял адрес и забыл.

Через пару месяцев встал вопрос об отправке жены и сына на море. Супруга рвалась в Грецию. Я заказал на работе справку о доходах для посольства, но обстоятельства изменились. Моё семейство выбрало безвизовый Тунис, а мне передали из бухгалтерии уже не нужную справку.

Я покрутил её в руках и вдруг, библейским голубем пришла мысль об Афоне. Позвонил в фирму, мне подтвердили, что могут отправить. Я предложил своему другу Виктору разделить со тяготы и благость паломничества. Виктор согласился.

Таким образом, жена готовилась к вылету в Монастир, а я собирался в монастырь.

Для посещения Святой Горы нужно получить специальное разрешение — диамонитирион. Из Москвы посылают анкету паломника в один из афонских монастырей, который отправляет прошение на получение диамонитирион в приграничный с Афоном городок Уранополис, где находится государственный офис.

Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со столицей Кариес (Карея), где находится резиденция Управляющего Горы, который подчиняется Министерству Иностранных дел.

Ситуация с диамонитирионом была не ясна до самого последнего момента. Сотрудники агентства заверяли, что всё нормально, приглашение в Уранополисе мы получим, но письменных гарантий не давали.

А вдруг нет? Мы с Виктором решили, если подобное случится, будем 4 дня лежать на пляже. Именно столько времени запланировали на поездку.

Всем друзьям и знакомым я сообщил своё намерение отправиться на Афон. Грешники стали просить поставить за них свечку и помолиться. Некоторые рассказывали о грехах, в надежде, что я увижу афонских старцев, и прозорливые отцы через меня посоветуют, как решить ту или иную проблему.

Войдя в раж, сообщил своей знакомой Маше об Афоне, дабы грешница поведала прошлое, на предмет — мужчины, романы…

С Машей интересно общаться. Сейчас она на пенсии, а до этого 25 лет отработала следователем прокуратуры (имя изменено, есть среди авторов сайта). Увы, прокачать тему не удалось. Бывшая следователь решила не открываться «этому святому человеку со всеми удобствами».

Впрочем, когда моя душа находящаяся в бренном теле, нагруженная грехами, летела в Грецию, лайнер очень тяжело взлетел, после нас жутко трясло. А что могло бы быть, если бы я взял с собой грехи Маши? Даже представлять не хочется.

Покупка билетов всегда лотерея. Кто будет соседом, пассажир не знает. В Салоники летом едут отдыхать на море, паломников мало, но они есть. В салоне лайнера можно было наблюдать сценку в чеховском стиле. Одетый во всё чёрное слуга Господа сидел рядом с девицей, шикарная грудь которой буквально вываливалась, привлекая к себе мужское внимание.

При походах в хвост самолёта я невольно разглядывал колоритную пару. Хотелось перехватить страстный взгляд священника на свою соседку. Нет — батюшка в греховных помыслах замечен не был.

Счастье Божье путешествовать без багажа, паспортный контроль, и ты сразу выходишь в город.

У нас трансферт до Уранополиса. Занимаю в автобусе хорошее место, ставлю рюкзак. Виктор расположился чуть сзади. Наконец-то, вроде как еду на Афон. Обдумываю, получится или нет.

Мужчина я яркий, интересный, и, наверно, в тот момент на моём лбу было написано, что в кармане 870 евро.

— У вас тут свободно? Можно сесть с вами? — улыбается совершенство Божье, ухоженная блондинка.

Автобус покатил по греческим дорогам. Я намеревался тихо спокойно посидеть, вспоминая прожитую жизнь, но пришлось слушать женское щебетание. Блондинки подобны чайкам. Любоваться на чайку это одно, но если сия птица посчитала тебя своей добычей — берегись.

Понять что-либо об экономике Греции не удалось. Где-то что-то засеяно, где-то растут прекрасные оливковые рощи, а в иных местах царствует бурьян.

Греческие дороги очень узкие и извилистые. Почти на каждом повороте стоит маленький храм размером 40/40 см. Такие церквушки обозначают место аварии и их продают вдоль дорог.

Халкидики называют трезубцем Посейдона. Если посмотреть на полуостров на карте, то его продолжением на юго-восток являются ещё три похожих друг на друга полуострова Кассандра, Ситония и Афон. Нам выходить последними.

Вначале высаживают туристов на полуострове Кассандра. Здесь весело, много баров и ресторанов, качаются на волнах яхты и катера, расхаживают оголённые женщины.

Следующий полуостров Ситония кардинально отличается. Дорога взбирается вверх, посёлков мало, шуршат листвою девственные леса на высоких горных склонах. Ситония для тех, кто любит спокойный отдых.

За 2,5 часа я узнал о своей соседке почти всё. Девушка работает бухгалтером в Москве в маленькой фирме, взяла отпуск и прилетела в Грецию, так как «турки уже достали». Свободная женщина развелась с мужем 2 года назад и в одном из последних отелей ей выходить.

Бес искуситель кусает и соблазняет: «Диамонитириона у тебя нет! Не попадёшь на Афон! Семья в Тунисе, ты холост, выходи с Галей!»

Я оказался твёрд! Галя очень удивилась, узнав, что мы едем в монастырь. Девушка потратила за 2, 5 часа некий азартный запал, а ей попался дефективный. Пресвятая Троица, помоги пристроиться в личной жизни сей грешной женщине.

Уранополис — конечная остановка. Выходим, в зарезервированном отеле бросаем рюкзаки и отправляемся гулять.

Здесь нас берёт в оборот бес, отвечающий за чревоугодие. Он отводит в ресторан, заказывает кальмары, осьминогов и вино.

Бес уверяет, что в монастырях такое не подадут. Впрочем, искуситель оказывается слабым и, словно «настоящий полковник» из песни, убегает при появлении официанта со счётом в 40 евро.

Уранополис стоит на южной части полуострова Афон, почти там где Афон соприкасается с Халкидики.

Первыми жителями полуострова были фракийцы и пелазги с острова Лимос, а позднее — переселенцы из Халкидики. По приказу царя Персии Ксеркса в 481 году до н. э. в этих местах персы прорыли канал, дабы избежать участи полководца Мардония, который в 493 г. до н. э., во время первого похода персов на Грецию, погиб вместе со своим флотом, огибая полуостров.

Читайте также:
Храмы Курска: церкви и монастыри, адреса и телефоны

Отметим, многие историки утверждают, что это миф, и персы волоком перетащили суда. В любом случае действие происходило где-то возле Уранополиса.

На месте Уранополиса некогда располагался богатый город Сани. Во время Пелопоннесской войны он встал на сторону Афинян и был захвачен стратегом Врасидой. После Никийского мира город остался союзником и плательщиком подати Афинянам, вплоть до захвата и разрушения его Филиппом Македонским.

Несколько лет спустя на его месте Александр Македонский основал город Уранополи, который достиг большого расцвета, о чём свидетельствуют монеты с надписью «урано поли». Дата разрушения города не известна.

В наше время, когда народы вновь активно переселяются с бедного Юга на богатый Север, в Уранополисе множество людей говорит по-русски. Висят на русском объявления о продаже недвижимости, шустрят в барах и в магазинах русскоязычные девушки.

Во многих лавках продаются иконы, где взгляды святых не столь строгие как в русской иконописи. Некоторые похожи на картины. Есть образа святой Матроны. Впрочем, это и не удивительно, покупатели — русские туристы.

Греческий кризис где-то там, непонятно где, наверно, где нет моря, а оно в Греции везде. Солнце прячется за горизонт. Залив Сигитикос, отделяющий Афон от Ситонии, обдувает сушу морским ветерком, а это так приятно после жаркого дня.

На набережной, в центре Уранополиса, возвышается смотровая башня, и ветерок в наступившей ночи, назло германским налогоплательщикам, колышет полосатый бело-голубой греческий флаг.

Гуляя по городу, находим место, где выдают диамонитирион. Офис открывается в 7.30. Решаем для себя, что придём в 7.00 и займём очередь.

Если сложится, то нужно будет брать билеты не на паром, который отходит в 10.45, а на скоростной катер на 8.00.

Возвращаемся в отель. Городок уснул, ночь наполняется треском цикад, через залив проступают очертания Ситонии. Вдруг проскакивает вспышка, затем вторая, третья…

Прикидывая расстояние, мы с Виктором понимаем, что по Кассандре бьют молнии, затем удар берёт на себя Ситония. Грозовой фронт идёт на Афон. Часто бывает, что из-за непогоды отменяются рейсы катеров и парома. Ну почему Илья пророк решил бить бесов именно в наш приезд?

Ночь яростно барабанит по крыше каплями дождя, подсвечивая вспышками молний и ругаясь грозовыми раскатами.

Виктор легко засыпает под тарарам. Я после выпитого чая уснуть не могу, на душе суета. Попадём ли мы на Афон? Пресвятая Богородица, мы рабы твои, нам по слову твоему!

Под утро дождь закончился. Я вышел на балкон. Бесов Илья пророк разогнал основательно. Воздух чист и свеж, нет ни мух, ни комаров. В божественной тишине приближается рассвет. Нет ни лая собак, ни переклички петухов. Японский кондиционер дышит благодатью морской залив.

Смотрю на Сигитикос и понимаю — наша поездка на Афон состоится.

Как говорится в предании, Апостолы распределяли жребий, куда каждый пойдёт проповедовать Евангелие. Богоматерь попросила позволить ей тоже принять участие. По жребию выпала земля Иберия. Когда Богоматерь готовилась к отправке, появился Архангел Гавриил со словами:

«Иесус Христос, родившийся от тебя, велит тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же тебе предназначается не Иберия, а полуостров Македонии — Афон…”

Как только Богоматерь прибыла на корабле на Афон, по всему полуострову начался гул от всех местных идолов. Этот звук, как крик взывал:

«Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога — Марию!»

Все побежали к бухте и с большим почтением приняли Богородицу, Иоанна Евангелиста и их свиту. Богородица, не зная греческого языка, обратилась к мужам, и все поняли Слово Божье:

«Сын мой, Бог мой, благослови место сие и жребий мой и излей милость на него, и храни невредимым его, до скончания века сего».

Потом благословив народ, сказала:

«Благодать Божия да пребудет на месте сём и на пребывающих здесь, с верой и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни и на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нём ходатаица перед Богом».

Это событие описано в книгах библиотеки Великой Лавры. С тех пор Святая Гора называется Обитель Богородицы.

Афон (Святая Гора) — самый восточный из трёх полуостровов Халкидики, лежащий в лазурных водах Эгейского моря, между Фермейским и Стримонским заливами. Протяжённость его около 60 км, ширина от 8 до 25 км.

В 676 г. император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. Однако расцвет монашества начался здесь через 200 лет.

Во время своего царствования 867 г. Василий Македонянин подтвердил исключительное право монахов на обитание на Афоне. В 971 — 972 г. был составлен Первый Устав Святой Горы, который действует вплоть до наших дней. Одним из главных правил является запрет для женщин на посещение Афона и животных женского рода.

В 10 веке Святая Гора начинает заселяться иноками, послушниками, и обрастать монастырями. В 11 веке, когда утвердился общежительный образ жизни, количество монастырей достигало 180. Однако в конце того же века, прослышав об Афоне, сюда начинают наведываться пираты.

В 12 веке основание новых монастырей стало ограниченно, однако на полуостров стали активно прибывать не только греки, но и монахи из других стран: грузины, русские и сербы, которых объединила друг с другом общая православная вера. Далее Афон подвергался давлению латинян и уже не ослабевающему нашествию пиратов.

Количество монастырей уменьшилось до 25, из которых к настоящему времени сохранились 20.

В 15 веке, после многочисленных бедствий и разрушений Афон, переживает один из лучших периодов своей истории. Святогорцы продолжали бороться против церковной унии, отстаивая православие после падения Фессалоники (1430 г.) и Константинополя (1453 г.).

Затем, как и вся Греция, Афон попал под власть Османской империи. Монастыри выказали покорность султану Мураду Второму, тот дал им возможность спокойно жить. Прекратились и набеги корсаров.

Была сохранена независимость Афона, который в султанских фирманах назван «страна, где денно и нощно благословляют имя Божие» и «убежище бедных и чужестранцев». В те годы, на Святую гору устремился большой поток сербов, греков и болгар, не желающих жить под властью турок.

Покровителями и благодетелями Святой Горы, находящейся под властью иноверцев, становятся правители придунайских стран Венгрии и Молдовлахии, русские цари, а также многие патриархи и просто благочестивые христиане.

Читайте также:
Храм Всемилостивого Спаса: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Афонские монахи получают разрешение посещать время упомянутые страны, собирая деньги.

В наши дни тяжело разобраться в противоречивых данных о жизни Греции в составе Османской империи, но можно смело сказать, независимый Афон стал духовным центром Греческого народа, сосредоточением деятелей науки и искусства.

Упомянем такой факт. В монастыре Великой Лавры была открыта типография, благодаря чему на Афоне и в Греции получили хождение книги. Типография была уничтожена незадолго до начала национально-освободительной войны 1821 года.

Одиноко бредём по утреннему городу. Закрыты лавки, ещё не проснулись кафешки. В 7 часов мы единственные у офиса, где выдают разрешение на посещение Афона. Внутри уже кто-то есть. Сотрудники офиса на 15 минут раньше открывают двери, приглашают на собеседование и выдают заветный диамонитирион.

АФОНСКИЙ ПАНТЕЛЕИМОНОВ МОНАСТЫРЬ

Афонский Пантелеимонов монастырь

Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, один из древнейших монастырей на Святой Горе

Основан русскими иноками в конце X – начале XI века.

Первый русский монастырь – Успенский

Первое сохранившееся письменное упоминание о нем как действующем монастыре относится к февралю 1016 года (под одним из актов, хранящихся в Великой Лавре, стоит подпись Герасима «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов»).

Первоначально обитель Россов, посвященная Успению Пресвятой Богородицы, располагалась в дремучей дубраве на восточном склоне Святой Горы и носила название «Богородица» (другое название – Ксилургу, по-русски: Древоделя, что связано с основным занятием насельников обители).

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный 1169 годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

На протяжении XIII-XIV веков Свято-Пантелеимонов монастырь (как и другие афонские обители) подвергается безжалостному разграблению со стороны крестоносцев и морских пиратов. Это положение Русского монастыря усугубляется еще и тем, что нарушаются связи обители с Русью, которая почти на два с половиной столетия попадает под монголо-татарское иго (1243-1480). Все эти обстоятельства приводят к тому, что число русских иноков уменьшается, монастырь нищает, клонится к упадку. С этого времени монастырь по составу насельников становится преимущественно сербским. Его ктиторами (покровителями) до 1489 были сербские правители из династий Неманичей, Хребеляновичей и Бранковичей, предоставивших монастырю большие пожертвования и вклады и тем самым обеспечившим его восстановление.

Значимость Руссика на Святой Горе растет. В третьем Типиконе (Уставе) Святой Горы, изданным в июне 1406 года, Свято-Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии среди афонских обителей. После захват турками в 1453 году Константинополя и падения Византийской империи Афон был включен в состав Османской империи (султанской Турции).

Несмотря на подтверждение султанскими указами прав и привилегий Свято-Пантелеимонова монастыря и его монахов, которыми они пользовались в Византийской империи, турецкие власти притесняли обитель. Они обложили ее большими налогами, конфисковывали монастырские земли, заставляя выкупать их по высоким ценам. Огромный ущерб наносили произвол и поборы турецких чиновников. Положение усугублялось набегами морских пиратов и пожарами.

Установление османского ига в Сербии (с 1489 года) поставило Свято-Пантелеимонов монастырь в крайне тяжелое положение. Основным источником его существования становятся пожертвования княжеств Валахии и Молдавии (XV-XVI в.), а с конца XV в. (после освобождения Руси от монголо-татарского ига) – московских великих князей, митрополитов, затем русских царей (с 1547) и патриархов (с 1589).

Пожертвования делали также московские придворные и духовенство. Помимо денежных пожалований монастырские посланники получали богатые вклады (иконы, церковные утварь и облачения, богослужебные книги). После 1497 года братия монастыря начинает пополняться за счет иноков, прибывающих из Руси.

С 1507 года ктитором обители стал великий князь Московский Василий III. Покровительствовал монастырю после смерти своего отца и русский царь Иоанн IV, который называет Свято-Пантелеимонов монастырь своей «первой богомолией». В 1561 году братия Свято-Пантелеимонова монастыря насчитывала 170 человек, в т.ч. игумен, 15 священников, 7 диаконов. В монастыре было 15 храмов, житие – общежительное. В скиту Пресвятой Богородицы (Ксилургу) было 4 храма. С 1584 года щедрую помощь монастырю начинает оказывать сын Иоанна IV царь Феодор.

В XVII в. после Смутного времени и с воцарением династии Романовых игумены и старцы Свято-Пантелеимонова монастыря неоднократно приезжали в Москву за пожертвованиями. Жалованными грамотами от царей Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645), Алексея Михайловича (годы правления 1645-1676), Иоанна V и Петра I Алексеевичей (правили совместно в 1682-1696) подтверждались льготы монастырских посланцев и выдавалось царское жалование на исправление обители.

Однако к концу XVII века монастырь вновь переживает большие трудности и практически остается без материальной поддержки покровителей. Здания постепенно ветшали, численность братии уменьшалась. В 1705 году решением Константинопольского патриарха Гавриила III совершенно запустевший Свято-Пантелеимонов монастырь снова восстанавливался как русская обитель и передавался русским инокам во главе с архимандритом Варлаамом.

С начала XVIII века помощь монастырю оказывал первый российский император Петр I, который по просьбам неоднократно приезжавших в Москву игуменов Свято-Пантелеимонова монастыря выдавал из царской казны щедрые пожертвования, богослужебные книги, церковную утварь.

С 1744 года Указом Священного Синода устанавливается ежегодная выплата монастырю. Однако из-за осложнения русско-турецких отношений в результате происходивших в XVIII веке войн (1735-39, 1768-74, 1787-91) связи России с монастырем постоянно прерывались. Османские власти всячески препятствовали поездкам монастырских иноков за воспомоществованием в Россию и приезду в монастырь русских монахов.

Тяжелое положение монастыря продолжалось до середины XIX в. В этот период помощь поступала в основном от частных лиц, духовенства, купечества, посадских людей, служилого дворянства, украинских казаков, больше всего из Смоленской губернии и Левобережной Украины. Сложившаяся обстановка отрицательно сказалась на судьбе монастыря. Многие русские иноки были вынуждены покинуть клонившуюся к упадку обнищавшую и разрушавшуюся обитель, страдавшую от непомерных тягот турецких повинностей.

Не имея достаточных средств для восстановления обветшавшей обители и испытывая трудности из-за ее удаленности от моря, иноки около 1770 года решили переселиться на новое место – в принадлежавшую монастырю небольшую прибрежную келлию с храмом в честь Вознесения Господня, расположенную около монастырской арсаны (лодочной пристани). На этом месте монастырь находится и по сей день.

Прибрежный Руссик

К концу XVIII века прибрежная обитель Свято-Пантелеимонова монастыря почти совсем опустела, а оставленный Нагорный Руссик окончательно пришел в запустение и находился в таком состоянии до вплоть до 1868 года, пока не началось его возрождение как скита прибрежного Свято-Пантелеимонова монастыря. Положение русской обители было настолько тяжелым, что даже ставился вопрос о ее исключении из числа святогорских монастырей и продажи ее земли другим монастырям для уплаты числящихся за ней долгов.

Однако в августе 1803 года выходит грамота Константинопольского Патриарха Каллиника V о восстановлении общежития (киновии) в Свято-Пантелеимоновом монастыре. С этой целью выбирается на роль строителя обители опытный в духовной жизни старец – 85-летний ксенофонтский иеромонах Савва, который приезжает в Стамбул за помощью и денежным пособием. До конца 1806 Савва собирал в Стамбуле средства для восстановления монастыря, но пособия от патриархии он не получил из-за начавшейся русско-турецкой войны 1806-1812 годов. Пребывание старца Саввы в Стамбуле было ознаменовано многими чудесами от святого великомученика и целителя Пантелеимона. По просьбе тяжело больного великого драгомана Порты, валахского князя Скарлата Каллимаха, давшего обет в случае своего выздоровления стать ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря, старец Савва отслужил молебен у постели умиравшего больного. Выздоровев после этого, князь, занявший вскоре место господаря Валахии, выполнил свое обещание. На его щедрые пожертвования и собранные Саввой средства начал с 1812 года строится собор в честь Святого Пантелеимона, жилые келлии и другие монастырские здания.

В 1814 году строительство собора было завершено, а в 1815 году он был освящен Константинопольским патриархом сщмч. Григорием V (+ 1821).

В 1821 году в Стамбуле по обвинению в тайных сношениях с Россией был казнен ктитор монастыря Скарлат Каллимах. 4 апреля 1821 года почил на 103 году жизни строитель Савва. После казни Каллимаха и кончины Саввы для монастыря наступило кризисное время. Из-за тяжелого положения (неоконченное строительство, отсутствие запасов продовольствия) монастырь вынужден был занимать деньги под высокие проценты. Не имея возможности их выплачивать он влез в новые долги, закладывал и продавал имущество и земли.

Преемником Саввы на посту настоятеля монастыря становится болгарин, иеромонах Герасим. Однако в связи с начавшейся в Греческой национально-освободительной революцией (1821-1829 гг.) в монастырь были введены турецкие войска, братия оказалась вынуждена покинуть монастырь, захватив наиболее ценные вещи и документы. Девять лет скитались иноки, не имея возможности вернуться в обитель, где хозяйничали турецкие войска, разграбившие его имущество и разрушившие монастырские помещения. В 1830 году греческие насельники, по совету старца Венедикта, приглашают русских иноков вернуться в монастырь. Пытаясь выйти из финансовых трудностей монастырь в годы турецкого владычества был вынужден влезать в долги, брать ссуды под грабительские проценты, закладывать и терять свои владения. Монастырь вновь пришел в бедственное положение.

В октябре 1840 года перешел в монастырь с несколькими братиями русский монах Иоанникий (Соломенцев), ближайший ученик духовника всех русских афонцев иеросхимонаха Арсения, живший в пустынной келии пророка Илии около Ставроникитского монастыря. Здесь он принял схиму с именем Иеронима, был рукоположен в иеромонаха, и стал духовником братии после кончины иеросхимонаха Павла. Отца Иеронима называют «духовным возобновителем» Свято-Пантелеимонова монастыря. При нем происходил духовный и экономический подъем монастыря. Будучи духовником монастырской братии при игуменах Герасиме и Макарии, он при этом осуществлял руководство всеми работами по восстановлению монастыря. При нем были постороены новые храмы (в 1846 году – святителя Митрофана Воронежского, в 1851 году – Покрова Пресвятой Богородицы, в 1867 году – святого благоверного князя Александра Невского), больничный корпус (в 1863 году), братский Покровский корпус, корпус в восточной части монастыря и параклисы в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, была расширена и расписана трапезная, устроен иконостас в Покровском соборе, реставрировано здание библиотеки. По его инициативе были основаны иконописная школа, типография, литографическая и фотомастерские. За годы жизни отца Иеронима и игуменства отца Макария построены и восстановлены около 60 принадлежавших монастырю храмов, 19 келлий, 8 подворий.

К 1870 году на Старом Руссике построен корпус братских келий с тремя параклисами (в т.ч. с храмом св. Саввы Сербского). 3 июня 1871 заложен соборный храм во имя св. великомученика Пантелеимона (на месте старого храма начала XVII века, от которого к середине XIX века остался лишь фундамент). В 1870 году основан скит Кромица, а в 1882 году – скит Новая Фиваида. В этот же период приобретались, восстанавливались и заселялись обветшавшие греческие келии: Иоанно-Златоустовская, Троицкая, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Георгиевская, Керассийская, апостола Андрея Первозванного и др. В 1850 году в монастыре находилось уже около 200 монахов, из них 30 человек были русские.

В 1876 году турки установили, что все афонские монахи являются подданными Оттоманской империи. Тем не менее русские насельники Свято-Пантелеимонова монастыря, уплачивая ежегодную подушную подать турецким властям, оставались российскими, а не турецкими подданными. Они находились в ведении посольства России в Турции и под покровительством российского императорского дома и правительства в лице посла России в Стамбуле и консула в Салониках.

В монастырь поступали пожертвования на только от государства, но и от частных лиц. В числе благотворителей обители были вятские купцы Г.Чернов и И.Стахеев, жительница Москвы А.А.Смирнова, вологодский купец Е.Шучев, петербургский купец С.М.Комаров, тульские купцы Сушкины и др. С середины XIX века связи монастыря с Россией становятся регулярными. Афон и монастырь начинают посещать и оказывать покровительство члены российского императорского дома великие князья: Константин Николаевич (в 1845 году), Алексей Александрович (в 1867 году), Константин Константинович (в 1881 году). Бывают на Афоне и русские дипломаты: послы России в Турции (В.П.Титов, граф Н.П.Игнатьев, А.И.Нелидов), российские консулы в Салониках, иерархи Московской патриархии, известные общественные и политические деятели, ученые, писатели, художники. За счет растущего притока монашествующих из России меняется соотношение между греческим и русским составом иноков в пользу насельников из России.

К концу XIX в. монастырь не только выплатил полностью весь долг, но и стал оказывать помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, сербским, греческим, болгарским храмам и монастырям, духовным учреждениям, учебным заведениям, благотворительным организациям в Болгарии, Стамбуле, России, русским духовным миссиям в Иерусалиме, Японии, на Алтае. Даже окрестное население Македонии получало от монастыря продовольственную помощь. По инициативе отца Иеронима помощь деньгами и продовольствием оказывалась всем неимущим афонским монахам-сиромахам (около тысячи человек). Находившиеся в Новой Фиваиде престарелые русские иноки получали от монастыря ежемесячное пособие продовольствием, одеждой и всем необходимым.

11 ноября 1873 года в Москве при Богоявленском монастыре на Никольской улице афонским иеромонахом Арсением (Мининым) была открыта Афонская часовня, устроенная по случаю прибытия святынь из Свято-Пантелеимонова монастыря (закрыта и снесена в 1929 году).

К концу XIX века в монастыре находилось более тысячи монахов. Из них русских иноков насчитывалось более восьмисот. Среди остальных насельников преобладали греки и южные славяне. С конца XIX века опасаясь распространения и усиления русского влияния на Афоне Константинопольский патриархат, турецкие власти, а после 1912 года и греческие стали проводить политику ограничения притока иноков из России.

Монастырю принадлежало 60 храмов (со скитскими, метохскими и на подворьях). Монастырь имел земельные владения (метохи) и вне Афона: Каламарийский метох близ Салоник (ныне в черте города), Сикийский метох на полуострове Сикия (ныне Ситония) и Кассандрийский метох на полуострове Кассандра. Все метохи были конфискованы греческим правительством в 1924 году. К началу XX века Свято-Пантелеимонов монастырь имел подворья в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Таганроге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сухуми, Стамбуле, Салониках. Подворье в Стамбуле, отобранное в начале первой мировой войны турецкими властями, после окончания войны было возвращено полностью расхищенным. Пострадавшее от пожара в 1917 году подворье в Салониках продано в 1919 году за небольшую сумму. Все подворья в России после революции 1917 года были закрыты и объявлены государственной собственностью.

Панорама Свято-Пантелеймонова монастыря. Макет на отпечатанной фотографии. Около 1910 г.

С конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. С этим обычаем связано явление 21 августа 1903 года Светописанного (фотографического) образа Богородицы (см.).

В 1910 году в монастыре было построено первое на Афоне отдельное двухэтажное здание для библиотеки и археологического музея. Трудами библиотекарей отца Азарии (Попцова) и особенно отца Матфея (Ольшанского) библиотека в конце XIX – начале XX в. превратилась в одно из крупнейших книжных собраний на Афоне, стала базой для проведения исследований, располагавшей научно-справочным аппаратом на передовом уровне того времени, получавшей книги от крупнейших европейских антикваров и издателей. По количеству собранных отцом Матфеем греческих рукописей библиотека заняла четвертое место среди афонских библиотек (их стало свыше 1300 единиц хранения, тогда как в середине XIX века их было всего несколько десятков). По числу славянских и русских рукописей XIII-XIX вв. русский монастырь занял третье место (после Хиландара и Зографа).

Статистика

  • кон. XIX в. – в монастыре более тысячи монахов (из них русских более 800; среди остальных преобладали греки и южные славяне)
  • 1910 – в Пантелеимоновом монастыре вместе с Новой Фиваидой находилось свыше 1900 человек
  • 1 сентября 2004 – 62 насельника [1]

Настоятели

  • Савва Святогорец (+ 1821) [2]
  • Герасим Святогорец (1830 [3] – 10 (23) мая 1875)
  • Макарий (Сушкин) (20 июля 1875 – 19 июня 1889)
  • Андрей (Веревкин) (1889 – 30 октября 1903 )
    • Нифонт (Четвериков) (11 февраля 1896 – 3 ноября 1903), наместник
  • Нифонт (Четвериков) (3 ноября 1903 – 24 октября 1905)
    • Мисаил (Сапегин) (29 мая – 13 ноября 1905), наместник
  • Мисаил (Сапегин) (13 ноября 1905 – 22 января 1940)
    • Иоаким (Кузнецов) (31 мая 1909 – 16 января 1927), наместник
    • Иоаникий (Кутирев) (31 мая 1927 – 12 декабря 1937), наместник
    • Иустин (Соломатин) (5 марта 1938 – 1 апреля 1940), наместник
  • Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 – 16 августа 1958)
  • Илиан (Сорокин) (3 октября 1958 – 18 января 1971)
    • Гавриил (Легач) (1965 – 26 апреля 1971), наместник
  • Гавриил (Легач) (26 апреля 1971 – 4 июля 1975)
  • Авель (Македонов) (4 июля 1975 – 1 октября 1978)
    • Иеремия (Алёхин) (декабрь 1978 – 5 июня 1979), наместник
  • Иеремия (Алёхин) (5 июня 1979 – 4 августа 2016)
  • Евлогий (Иванов) (с 23 октября 2016)

Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках, Москва

Храм Николая Чудотворца в Кленниках — духовный центр одного из районов Москвы, берущий историческое начало с 15 века, поныне колокольным звоном созывает православных на богослужения. Эта старинная церковная постройка сразу видна при выходе из метро Москвы на станции «Китай-город».

За несколько столетий архитектура храмового комплекса менялась, но оставалась прежней духовная чистота и чудотворная сила святых образов, которая привлекает паломников всего мира.

История появления храма

Строельная книга 1657 года описывает старинную обитель, как храм Николы Чудотворца, расположенный на Покрове. О церкви Покрова Богородицы в 1698 году записано, что она является приделом этого храмового комплекса и находится в Блинниках, 1701 год сообщает, что это уже Клинники или Кленники.

По описанию Сигизмунда Кржижановского, сделанного в 1625 году, мы находим объяснение таким дивным названиям этой местности. Когда вокруг церквушки, зажатой высокими домами, росли клены, район называли Клённики.

Деревья срубили, но появились в этой местности мастер по изготовлению клинков, и появилось название Клинники, стал район привлекать горожан вкусными блинами, вот вам Блинники. К 15 столетию Москва представляла собой небольшое укрепление Боровицкого холма, вокруг которого лепились села и слободки.

При правлении Великого князя всея Руси Ивана Третьего возникает Кузнецкая слобода с Пушечным двором, возводится Златоустовская обитель, среди великокняжеских садов и усадеб появляются новые святые обители. Покровкой местное население называет улицу, берущую свое начало от Ильинских ворот Покровкой, по названию близлежащей церкви Покрова Богородицы, а близлежащие дома к Кремлю называли Малоросейкой или Маросейкой.

В исторической справке Петра Сытина указывается, что 1468 году по распоряжению Ивана Третьего была построен придел в честь Симеона Дивногорца, в знак благодарности Богу, что сохранил Кремль от пожара, бушевавшего в Белом городе.

В Писцовой книге 1620 года уже есть упоминания о деревянной храмовой постройке в Блинниках, около которого в 1657 году была построена каменная церковь. Записи 1690 года упоминают приделы Казанской Божьей Матери и Святителя Николая в Блинниках.

Интересно! После пожара 1701 года на месте сгоревшей церковной постройки был возведен новый придел Казанской иконы Богородицы, позже появился второй ярус и храм Николая Чудотворца.

После пожара 1748 года древняя святыня вновь возрождается из пепла, в ее комплексе появляется колокольня, трапезная.

В 1910 году церковь Николая Чудотворца в Кленниках находилась под покровом священника Алексия Мечева, в 2000 году причисленного к святым Русской православной церкви. Поклониться святым мощам старца можно в течение дня, они хранятся в нижнем храме.

В начале 20 столетия начала работу приходская школа, в древней обители постоянно работала группа иконописцев, которыми руководила Мария Соколова.

Частые ремонты и обновления привели к тому, что первоначальный лик церкви был утрачен, восстановить его взялся реставратор Дмитрий Сухов 1927 году, обновив не только наличники, но и нижний придел Алексия человека Божьего.

1931 год — время закрытия духовной святыни большевиками, ее священники были арестованы, среди них и сын Алексия Мечева, Сергий, расстрелянный в 1942 году. Власть устроила в церковном помещении офисы центрального комитета комсомола.

Период возрождения

Своими великолепными иконами, росписями стен и перекрытий храм Николая Чудотворца в Кленниках обязан работе иконописной школы, открытой при церкви.

В середине июля в 1990 года состоялось возвращение храма свт. Николая в Кленниках русскому православию, настоятелем церкви был назначен отец Александр (Куликов).

С 17 декабря 1990 г., после освящения и восстановления внутреннего убранства и крестов на главах русской святыни, богослужения проходят регулярно.

С 2011 года настоятелем храма святителя Николая назначен Николай Важнов.

Современное состояние

Уникальностью обители святого Угодника является его «зажатость» городскими стенами. Не всматриваясь в фасады домов, можно пройти мимо храмовой постройки, не заметив ее. Архитектура домов Маросейки относится к разному времени, отсутствие ограды, вход прямо с улицы — отличительные черты Никольской церкви в Кленниках.

Неоспорима гармония и пропорциональность абриса четверика и здания колокольни в череде городских фасадов.

Интересно! Особую изюминку и благородство придает церкви красный цвет здания с белоснежными обрамлениями окон, дверей, арок.

Несмотря на то, что колокольня возведена на 50 лет позже в стиле классицизма, она органично вписалась в храмовый комплекс, не нарушая нарышкинского стиля архитектуры.

Святыни

Для православных верующих ничего не изменилось от начала 20 века в плане духовной помощи, когда москвичи приезжали со всех районов столицы за помощью и советом к святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, так и ныне не прекращается поток паломников к святым мощам.

Второй святыней церкви святителя Николая в Кленниках является светлый образ Божьей Матери «Феодоровская».

Молятся православные и у святого лика священномученика Сергия, умершего за православную веру.

Престольные праздники

Храмовый комплекс святителя Николая состоит из четырех приделов.

  • Храм Николая Чудотворца принимает гостей на престольный праздник 22 мая в память о перенесении святых мощей Мирликийского святителя. 19 декабря — память об уходе святого в мир Божий.
  • Престольный праздник придела Всех святых в земле Российской просиявших — 30 июня.
  • Церковь святого Алексия и священномученика Сергия почитает отца и сына — 22 июня — день преставления Алексия; 29 сентября — память о перенесении его святых мощей; 6 января — день преставления св. Сергия.
  • Казанская церковь наполняется цветами 21 июня, как благодарение Богу за явление святого лика в Казани;

Также отмечается дата 4 ноября — дата избавления Москвы от нашествия поляков при покровительстве Богородицы.

Паломникам и туристам

Храм святителя Николая Мирликийского, который является не только духовным центром, но и памятником архитектуры 17-18 веков, расположен по адресу: Москва, Кленники, улица Маросейка.

Храм открыт ежедневно. Расписание богослужений на каждый день следует уточнять на церковном сайте. Богослужения начинаются в 7.45 утром и 17.00 — вечерня.

Каждый вторник проходит служба у святой раки с мощами Алексия Московского, которому читается акафист во время богослужения.

Каждую среду, после вечерней службы, поется канон Богородице у иконы «Феодоровская» во время молебна.

Храм святителя Николая Чудотворца в Клённиках, Москва

Храм Николая Чудотворца в Клённиках — православная церковь, расположенная на улице Маросейка в историческом Белом городе рядом с одним из выходов со станции метро «Китай-город».

Современное здание храма состоит из нескольких частей разных лет постройки, в его основе — каменный храм, построенный в 1657 году.

Однокупольное двухъярусное здание церкви с подклетом и пристроенными апсидой и притвором включает также двухъярусную трапезную и трёхъярусную колокольню. Фасады здания выполнены в красном цвете и декорированы в духе нарышкинского барокко: на них ярко выделяются наличники с разорванным фронтоном и гребнем и рустованная арка внизу колокольни. Церковь находится на склоне улицы и любопытно вписана в рельеф.

История появления храма

Строельная книга 1657 года описывает старинную обитель, как храм Николы Чудотворца, расположенный на Покрове. О церкви Покрова Богородицы в 1698 году записано, что она является приделом этого храмового комплекса и находится в Блинниках, 1701 год сообщает, что это уже Клинники или Кленники.


Храм Николая Чудотворца в Кленниках, Москва

По описанию Сигизмунда Кржижановского, сделанного в 1625 году, мы находим объяснение таким дивным названиям этой местности. Когда вокруг церквушки, зажатой высокими домами, росли клены, район называли Клённики.

Деревья срубили, но появились в этой местности мастер по изготовлению клинков, и появилось название Клинники, стал район привлекать горожан вкусными блинами, вот вам Блинники. К 15 столетию Москва представляла собой небольшое укрепление Боровицкого холма, вокруг которого лепились села и слободки.

При правлении Великого князя всея Руси Ивана Третьего возникает Кузнецкая слобода с Пушечным двором, возводится Златоустовская обитель, среди великокняжеских садов и усадеб появляются новые святые обители. Покровкой местное население называет улицу, берущую свое начало от Ильинских ворот Покровкой, по названию близлежащей церкви Покрова Богородицы, а близлежащие дома к Кремлю называли Малоросейкой или Маросейкой.

В исторической справке Петра Сытина указывается, что 1468 году по распоряжению Ивана Третьего была построен придел в честь Симеона Дивногорца, в знак благодарности Богу, что сохранил Кремль от пожара, бушевавшего в Белом городе.

В Писцовой книге 1620 года уже есть упоминания о деревянной храмовой постройке в Блинниках, около которого в 1657 году была построена каменная церковь. Записи 1690 года упоминают приделы Казанской Божьей Матери и Святителя Николая в Блинниках.

Интересно! После пожара 1701 года на месте сгоревшей церковной постройки был возведен новый придел Казанской иконы Богородицы, позже появился второй ярус и храм Николая Чудотворца.

После пожара 1748 года древняя святыня вновь возрождается из пепла, в ее комплексе появляется колокольня, трапезная.

В 1910 году церковь Николая Чудотворца в Кленниках находилась под покровом священника Алексия Мечева, в 2000 году причисленного к святым Русской православной церкви. Поклониться святым мощам старца можно в течение дня, они хранятся в нижнем храме.

В начале 20 столетия начала работу приходская школа, в древней обители постоянно работала группа иконописцев, которыми руководила Мария Соколова.


Фрагменты росписи стен храма святителя Николая

Частые ремонты и обновления привели к тому, что первоначальный лик церкви был утрачен, восстановить его взялся реставратор Дмитрий Сухов 1927 году, обновив не только наличники, но и нижний придел Алексия человека Божьего.

1931 год — время закрытия духовной святыни большевиками, ее священники были арестованы, среди них и сын Алексия Мечева, Сергий, расстрелянный в 1942 году. Власть устроила в церковном помещении офисы центрального комитета комсомола.

«Блаженный Алешенька»

В житиях святых можно прочитать, что многие будущие великие подвижники с самого раннего детства вели себя необычно, не как все, потому что реальность Неба, Бога была для них самоочевидной, простой и ясной. Примеры мы знаем и в XX веке. Так, чудаковатым, блаженным считали будущего архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича), который с детства не мог пройти мимо храма, не остановившись и не перекрестившись медленно, с поклоном, ни на кого не обращая внимания и не смущаясь. Однажды, когда будущий архиепископ учился в кадетском училище, он прямо во время парада вышел из марширующего строя кадет, чтобы перекреститься на кресты храма, а затем бегом вернулся в строй, получив после серьезный выговор…

Так и будущего отца Алексия Мечёва называли «блаженный Алешенька». Его дедушка был протоиереем в Коломенском уезде, отец — Алексий Иванович Мечёв — регентом хора в кафедральном соборе Чудова монастыря в московском Кремле, и Алеша воспринял от них живое переживание Евангелия.


Чудов монастырь, 1859 год. Источник https://retromap.ru

«Бог дал мне простую детскую веру», — признавался он впоследствии своим духовным детям. В детстве «блаженный Алешенька» мог в разгар веселья и игр вдруг стать очень серьезным и уйти куда-то, уединиться.

С малых лет очень мягкий характером, он был не склонен к ссорам, наоборот, старался всех помирить или развеселить. Таким он был всю жизнь и этому учил: жить так, чтобы рядом с тобой было легко и радостно.

Старец был не просто добрым человеком, время от времени кому-то помогавшим. Он со всем вниманием и самоотдачей входил в положение каждого человека, — и не мог иначе! «Господь никому не отказывал, всех звал к Себе, ко спасению — и я не могу отказать! Он умирал и не забыл никого, всех помнил, разбойника спас, Матерь Свою вспомнил. И я не могу отказать», — говорил отец Алексий.

Каким бы грешником или лентяем ни был человек, как бы ни падал, что бы ни делал, даже упреки старца ему — деликатны, тон ласков и сердечен:

«Дорогой баловень Петюшка! — пишет он в одном письме. — С большой скорбью узнал, ты в период отчаяния позволил себе сбаловать, выпить винца и никотин… и придти в упоение. На первый раз прощаю я баловника и оставлю без всякого наказания, но с обязательством впредь этого не делать. Дорогой Петенька, будь спокоен, скорбь твоя прейдет в радость. Господь Милосердный с тобою, и о тебе молятся все братья и сестры. Будь здоров».

Можно подумать, что он пишет родному сыну! Но так отец Алексий обращался со всеми, знал ли он человека всю жизнь или одну минуту. «Мир не нуждается в наших разбирательствах, мнениях и суде, — писал святой. — Он гибнет от недостатка любви».

Период возрождения

Своими великолепными иконами, росписями стен и перекрытий храм Николая Чудотворца в Кленниках обязан работе иконописной школы, открытой при церкви.

В середине июля в 1990 года состоялось возвращение храма свт. Николая в Кленниках русскому православию, настоятелем церкви был назначен отец Александр (Куликов).

С 17 декабря 1990 г., после освящения и восстановления внутреннего убранства и крестов на главах русской святыни, богослужения проходят регулярно.


Богослужение в Никольском храме

С 2011 года настоятелем храма святителя Николая назначен Николай Важнов.

«Ты такой маленький… будь лучше священником!»

Любить, жалеть людей, делиться с ними, входить в ситуацию каждого Алешу приучили родители: он до конца жизни вспоминал, как мать взяла к себе, в их двухкомнатную квартирку в Троицком переулке, свою овдовевшую сестру с тремя детьми, при том, что своих-то было трое — Алешин брат Тихон и сестра Варя. Шестеро детей, трое взрослых — и всем хватило места и хлеба!

Сердце, жалеющее людей, с юности стремилось к профессии, предполагающей служение на благо других. Поэтому Алексий хотел стать врачом. Но мать, Александра Дмитриевна, говаривала: «Ты такой маленький, где тебе быть доктором, будь лучше священником!» И не ошиблась, точно угадав призвание сына.


Отец Алексий Мечев совершает молебен

Окончив Московскую духовную семинарию, он встал на этот путь — устроился в 1880 году псаломщиком (Низший чин церковнослужителей; псаломщику вменялось в обязанность читать во время богослужений тексты из Священного Писания и молитвы, он не был обличен священным саном. — Прим. авт.) Знаменской церкви на улице Знаменка.

И тут его незлобивость и мягкость подверглись серьезному испытанию. Вспыльчивый, несдержанный настоятель храма отец Георгий набрасывался на 21-летнего служителя по поводу и без, требовал от него почему-то выполнения обязанностей сторожа, придирался, иногда даже бил. Младший брат Тихон часто заставал Алексия в слезах. Казалось бы, нужно просить о переводе в другой храм! Но Алексий терпел и ни о чем не просил. И не ожесточился, не потерял любви к людям.

Годы спустя, придя на похороны своего жестокого начальника, он плакал, но уже от благодарности: невольно отец настоятель преподал ему такую школу, так помог в борьбе с собственными недостатками, главным из которых отец Алексий считал «яшку» — самолюбие…

Современное состояние

Уникальностью обители святого Угодника является его «зажатость» городскими стенами. Не всматриваясь в фасады домов, можно пройти мимо храмовой постройки, не заметив ее. Архитектура домов Маросейки относится к разному времени, отсутствие ограды, вход прямо с улицы — отличительные черты Никольской церкви в Кленниках.

Неоспорима гармония и пропорциональность абриса четверика и здания колокольни в череде городских фасадов.

Интересно! Особую изюминку и благородство придает церкви красный цвет здания с белоснежными обрамлениями окон, дверей, арок.

Несмотря на то, что колокольня возведена на 50 лет позже в стиле классицизма, она органично вписалась в храмовый комплекс, не нарушая нарышкинского стиля архитектуры.

Святыни

Для православных верующих ничего не изменилось от начала 20 века в плане духовной помощи, когда москвичи приезжали со всех районов столицы за помощью и советом к святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому, так и ныне не прекращается поток паломников к святым мощам.


Рака с мощами святого Алексия, пресвитера Московского

Второй святыней церкви святителя Николая в Кленниках является светлый образ Божьей Матери «Феодоровская».

Молятся православные и у святого лика священномученика Сергия, умершего за православную веру.

Престольные праздники

Храмовый комплекс святителя Николая состоит из четырех приделов.

  • Храм Николая Чудотворца принимает гостей на престольный праздник 22 мая в память о перенесении святых мощей Мирликийского святителя. 19 декабря — память об уходе святого в мир Божий.
  • Престольный праздник придела Всех святых в земле Российской просиявших — 30 июня.
  • Церковь святого Алексия и священномученика Сергия почитает отца и сына — 22 июня — день преставления Алексия; 29 сентября — память о перенесении его святых мощей; 6 января — день преставления св. Сергия.
  • Казанская церковь наполняется цветами 21 июня, как благодарение Богу за явление святого лика в Казани;

Также отмечается дата 4 ноября — дата избавления Москвы от нашествия поляков при покровительстве Богородицы.

Паломнику[править]

Расписание богослужений[править]

Актуальное расписание богослужений

В храме святителя Николая в Кленниках сугубо почитаются две великие святыни — местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.

Перед ними еженедельно совершаются богослужения:

Образу Царицы Небесной служится молебен с пением параклиса (канона Божией Матери) по средам после вечерни.

У раки со святыми мощами святого праведного Алексия служится молебен с акафистом по вторникам также после вечерни.

Эти службы совершаются еженедельно, кроме тех случаев, когда с вечера положено праздничное богослужение.

Святые мощи старца Алексия почивают в специально выделенном помещении нижнего храма, доступ к ним открыт в течение дня.

Пребывают святые мощи в деревянной раке с вырезанным на ней кратким житием. На откидной крышке раки вышит шелками и золотом образ святого праведного Алексия в рост.

Ежедневно дважды в день у раки с мощами служится молебен святому праведному Алексию, пресвитеру Московскому:

  • утром в будние дни начало молебна в 7-45
  • в воскресные дни и в дни праздников, когда совершаются две Божественные литургии, молебен служится после ранней литургии
  • вечером молебен у святых мощей служится по окончании вечернего богослужения.

Еженедельно (по вторникам, после вечерни) – молебен с акафистом.

Есть множество свидетельств благодатной помощи по молитвам к св. прав. Алексию — как былых времен, так и современных. В храме продолжается запись и сбор таких свидетельств.

Исповедь в храме[править]

Сообщаем информацию о времени и порядке совершения таинства исповеди в храме:

1. Накануне воскресных и праздничных дней – во время всенощного бдения. Начало чтения молитв перед исповедью – 16 час. 50 мин., за 10 минут до начала вечерней службы.

2. В обычные дни – во время чтения часов и утрени, исповедь совершается с 8-00 утра.

3. Таинство исповеди совершается во время богослужения в праздничные и воскресные дни с утра только как исключение, для тяжелобольных и пришедших с грудными детьми – но до Великого Входа (до начала песнопения «Иже херувимы»).

После Херувимской Песни таинство исповеди не совершается.

Таинство крещения[править]

Для желающих принять таинство крещения, а также для крестных в храме проводятся подготовительные беседы с катихизаторами, по предварительной договоренности.

О времени проведения бесед необходимо заранее договариваться с катехизатором, позвонив по контактному телефону

Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Николая Чудотворца в Клённиках (Москва)

Храм Святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город».

История храма насчитывает не одно столетие: впервые на этом месте была возведена деревянная церковь еще в середине 15 века. Одна из святынь – мощи святого праведного Алексия (Мечёва), который служил в храме.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Святые
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
    • 6.1 Расписание богослужений
    • 6.2 Исповедь в храме
    • 6.3 Таинство крещения
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Иоанна III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.

Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. Церковь неоднократно перестраивалась.

В XVII веке церковь именовалась церковью Николая “в Блинниках” (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке “Блинники” каким-то образом трансформировались в “Кленники”. Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники. В метрике 1886-87 гг. отмечено: «По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща».

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты “нарышкинского стиля”.

После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. На втором этаже был устроен главный Казанский престол.

В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков. В конце 1920-х в храме был устроен придел Алексия, человека Божия.

В 1932 году храм был закрыт. Последняя Божественная Литургия совершалась на Благовещение. После нее единственный к тому времени остававшийся на свободе священник храма был арестован. 6 октября храм был окончательно закрыт и разорен.

С колокольни была снесена глава, а с четверика – глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. Здание церкви использовалось после внутренней перепланировки как подсобное помещение соседних учреждений – в доме №3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свою бухгалтерию. Алтарная часть использовалась под кассы. В четверике на уровне высоких окон был выстроен верхний этаж. Все церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение стоставила лишь роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.. Часть здания храма была перестроена под жилье. Здание состояло на государственной охране.

После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

Басманный. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках.

Церковь Николы в Кленниках

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году. Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая “в Блинниках” (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке “Блинники” каким-то образом трансформировались в “Кленники”. Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты “нарышкинского стиля”. После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах. В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.

Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика – глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей. В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране. После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.

Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).

Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).

Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете – маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII – начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.

В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859–1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913–1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892–1942), погибший в лагере.

В 1928–1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны. В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг. В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г. крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших. Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/

Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники – позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века “Блинниками”. По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше. Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы. Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм – его повеление, разумеется, тут же исполнили. Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца – она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки. История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году. Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, – в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более “древнерусским” по своему внешнему виду.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах. Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили – вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор. Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I. Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры – и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы. Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской. Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма. Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился – изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни – в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи. В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью – после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо “сочетались” с “новоевропейскими” формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.

Постепенно “Блинники” вышли из обихода, уступив место “Кленникам” – в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как “Никольский в Кленниках”. В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах. Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы. Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование. В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин. В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва – Сергея, пришлись тяжелейшие испытания. После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось – в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения. Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё – второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.

С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим. В новейшее время Никольский храм преобразился – он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва). Храмы, “зажатые” между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды – тоже нечастое явление. Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую “московскую” изюминку. Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря. При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании “облика” Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно. Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №128, 2015 г.

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках

Церковь Николая Чудотворца в Клённиках (или в Блинниках) — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в Белом Городе в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (улица Маросейка д.5). Главный престол — Никольский; приделы: Казанский, Всех Святых, в земле Российской просиявших, праведного Алексия, старца Московского и священномученика Сергия.

Содержание

История

Происхождение названия

В XVII веке церковь называлась Никола в Блинниках. В то время здесь возможно жили пекари, славившиеся приготовлением блинов. В XVIII веке слово Блинники трансформировалось в Клённики.

Исследователи считают, что верное название её в блинниках, а не в клённиках (от слова клён), потому, что клёнов у ворот Китай-города тогда быть не могло, а блинами здесь как раз торговали.

Строительство храма

В 1468 году Иван III построил здесь «обетную» церковь Симеона Дивногорца в благодарность за то, что сильный пожар из Белого города не перекинулся в Китай-город и Кремль. Церковь была обыденной (так называли церкви, построенные за один день), и названа в честь святого Симеона Дивногорца, память которого отмечается 24 мая — в день построения церкви. Церковь упоминалась в 1625 году.

В 1657 году была построена новая каменная церковь вплотную к старой деревянной церкви, чем объясняют перелом стены северного придела.

В 1690 году, в связи с устроением нового престола, стала называться Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках.

В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объемом с апсидой и притвором: тогда же с юга возвели новый, Казанский, придел. Церковь была освящена, а вскоре был надстроен второй этаж над приделом.

В 1749 году после пожара была возведена существующая колокольня и частично перестроены фасады церкви. Церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север — юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел. Обновлялась в 1853, 1868 и 1894 годах. В 1910-е годы при храме была церковно-приходская школа.

Царская Россия

В 1910-е годы в церкви священствовал широко известный о. Алексей Мечёв, прославленный в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. У о. Алексея бывали о. Павел Флоренский, философ Н. А. Бердяев, проф. С. И. Кузнецов, поэт Г. И. Чулков, искусствовед С. Н. Дурылин, скульптор А. С. Голубкина, художники М. Н. Нестеров и Л. А. Бруни, иконописец М. Н. Соколова (монахиня Иулиания).

В 1920-е годы при духовном окормлении святого праведного Алексия Мечёва и его сына священномученика Сергия здесь трудилась группа иконописцев под руководством монахини Иулиании. После ее кончины в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством ее преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа.

Советский период

После смерти о. Алексея Мечёва (в г. Верее) в 1923 году настоятелем стал его сын о. Сергий Мечёв (также был впоследствии канонизирован Русской православной церковью).

В 1927 году по проекту реставратора Сухова были восстановлены наличники окон на южной стороне, а с севера — нижней церкви. Внизу была устроена церковь Алексея Человека Божия с древними образами. Примыкающая с запада палата сохраняла роспись около 1701 года светского характера: орнамент и изображения деревьев. Внутри церковь сохраняла некоторые древние иконы и книги.

Церковь была приходом «непоминающих» митрополита Сергия.

Закрыта в канун Благовещения в 1931 году. Отец Сергий был арестован 24 ноября 1929 года и погиб в лагерях. Церковь вместе с колокольней были обезглавлены. В ней разместили сначала склад, а позднее — кабинеты ЦК ВЛКСМ.

Возрождение храма

18 июля 1990 года храм был возвращён Русской православной церкви. Первым настоятелем после открытия храма стал о. Александр (Куликов). Освящение состоялось 17 декабря того же года. Были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.

В декабре 1989 года в храме было восстановлено иконописание. Одна из ближайших учениц монахини Иулиании — Ирина Васильевна Ватагина — стала одной из первых прихожанок маросейского храма и первым педагогом вновь открытой иконописной школы. Две иконописные школы, работающие в тесном сотрудничестве в мастерской маросейского храма, послужили основной базой для кафедры иконописи факультета церковных художеств, открывшейся в 1992 году в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). [1]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: