Переславский Феодоровский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники

Женский монастырь во имя мученика Феодора Стратилата г. Переславля-Залесского Епархиальные монастыри РПЦ

История

Первое известное нам документальное упоминание о монастыре относится к 1511 году (тарханная грамота Феодоровскому монастырю князя Василия III), однако из царской грамоты 1552 года открывается, что монастырь уже существовал и был достаточно развит во времена деда царя Иоанна Грозного, Ивана III Великого.

О настоятелях времен основания монастыря сведений не сохранилось. Первый известный настоятель – игумен Геронтий, 1511.

В 1551 – 1552 гг. царь Иоанн IV Грозный жалует Феодоровскому монастырю несколько сел, а в 1557 году, благодарный Богу за рождение сына Феодора, повелевает возвести в обители каменный собор в честь Вмч. Феодора Стратилата на месте бывшего ранее деревянного, построить кельи, обнести монастырь оградой. В 1667 году, после эпидемии моровой язвы, Феодоровский монастырь был преобразован из мужского в женский. В начале XVIII века обитель пользуется особым попечением молодого Императора Петра I, его матери Натальи Кирилловны и сестры Натальи Алексеевны. На средства двух последних были построены каменная Введенская церковь и Казанская церковь при больничных кельях. В 1722 году Император Петр I прислал в Феодоровский монастырь мастериц-прях и станки для обучения послушниц прядению. С этого времени обитель становится известна своими художественно-ремесленными мастерскими.

В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться, и особенного расцвета достигает при игумениях Максимилле и Евгении. К 1916 году в монастыре и в трех его пустынях проживали до 500 монахинь и послушниц, имелись 4 церковно-приходские школы, приют для девочек-сирот. С 1910 по 1916 годы прихожанином монастыря был В.Ф.Войно-Ясенецкий, будущий Святитель и исповедник Лука Крымский. Будучи главврачом переславской земской больницы, он в течение нескольких лет безвозмездно лечил сестер монастыря. С 1901 по 1923 год штатным священником служил здесь прот. Николай Дунаев, впоследствии прославленный как священномученик в сонме Новомучеников и исповедников земли Русской

В обители подвизались: Наталья Ивановна Взимкова, «дочь дьяка царицыной мастерской, оружейной палаты, Иоанна Дмитриевича Взимкова» и сверстница Петра I (предполагается, что самые ранние годы детства были проведены ими вместе), Анна (Агафия) Фёдоровна Ягужинская (Хитрово), жена генерал-прокурора при дворе Императора Петра I – П.И.Ягужинского,, Мария Николаевна Тончи, дочь знаменитого художника Николая Ивановича (Сальваторе) Тончи.

В 1923 году монастырь был закрыт, а в начале 1930-х годов была разобрана монастырская колокольня, бывшая в то время самым высоким строением в г.Переславле-Залесском. В течение последующих 75-ти лет здесь располагались стройтрест, воинская часть, турбаза, Институт программных систем РАН. Во время Великой Отечественной войны в Феодоровском монастыре был сборный пункт народного ополчения.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1998 году Феодоровский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Сначала он был приписным к Никольскому женскому монастырю г.Переславля, обязанности первой настоятельницы исполняла игумения Никольского монастыря Евстолия (Афонина). 19 апреля того же года, в день Святой Пасхи, состоялась первая Божественная Литургия во Введенском храме. В 2001 году монастырь становится самостоятельным, обязанности настоятельницы исполняет старшая монахиня Феодоровского монастыря Михаила (Лободаева). В 2004 году широко празднуется 700-летие Феодоровского женского монастыря. В 2005 году на должность настоятельницы монастыря назначается монахиня Свято-Введенского Толгского монастыря Елисея (Суслова). 2005 год был ознаменован стечением паломников к чудотворному образу Андрониковской иконы Божией Матери, через которую многие получили помощь и исцеление.

В 2006 году, 1 мая, монахиня Варвара (Чекоткова) (с 2011 года – игумения) была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Феодоровского женского монастыря. За эти годы обитель возродилась: были восстановлены Казанский храм с трапезным корпусом, часовня-колодец со звонницей, игуменский корпус, трапезный корпус, один из келейных корпусов, установлен новый иконостас во Введенском храме, воссоздана живопись и иконостас в приделе свв. мчч. Адриана и Натальи (Введенский храм). Главная святыня монастыря – Собор Великомученика Феодора Стратилата – был спасен от разрушения: укреплен фундамент, отреставрированы кровля, купола с крестами, северный (Феодоровской Матери Божией) и южный (Прп. Серафима Саровского) приделы, проведено отопление. В настоящее время продолжается реставрация фресок работы иконописной артели Тимофея Медведева и сыновей (1835 – 1836 гг.) и воссоздание барóчного иконостаса в главном приделе собора.

Начиная с 2010 года восстановлению и благоустройству монастыря помогает Федеральная служба судебных приставов, поскольку, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, Вмч. Феодор Стратилат является небесным покровителем Службы. Стараниями судебных приставов, возглавляемых до недавнего времени Артуром Олеговичем Парфенчиковым, а теперь Дмитрием Васильевичем Аристовым, отреставрирован собор вмч. Феодора Стратилата, придел свв. мчч. Адриана и Натальи во Введенском храме, заложен фруктовый сад, высажены саженцы кедров. Каждое лето приставы из разных регионов России собираются в монастыре для празднования дня памяти вмч. Феодора Стратилата, а также помогают сестрам в их ежедневных трудах по благоустройству монастыря.

В Феодоровском женском монастыре ежегодно 21 февраля и 21 июня совершаются празднования, посвященные памяти вмч. Феодора Стратилата, на которые съезжается со всей России большое число прихожан и паломников, особенно из числа судебных приставов. После Божественной Литургии, которую, как правило, возглавляет правящий Архиерей, бывает большой Крестный ход и праздничная трапеза. Каждое воскресенье на вечернем богослужении читается акафист вмч. Феодору Стратилату.

С начала 2016 года на территории Феодоровского женского монастыря располагается Переславское Епархиальное управление.

О правилах монастыря.

Полуночница с чтением трех канонов – 06.00 – 07.50.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Ее Андрониковской – 07.50 – 08.15.

Читайте также:
Севастопольский Паисевский мужский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Часы, Божественная Литургия – 08.15 – 10.15.

Первая трапеза – 10.30 – 11.00.

Послушания – 12.00 – 15.00.

Вторая трапеза – 15.30 – 16.00.

Вечернее богослужение – 17.00 – 20.15.

Вечернее правило – 20.15 – 21.00.

С поступающими в монастырь проводится собеседование, также им дается испытательный срок.

Собор Вмч. Феодора Стратилата – пятикупольная церковь середины XVI в. Трехкупольная Введенская церковь (1710 г.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери (1714 г.), Старые кельи (XVII – XVIII вв.), Новые кельи (середина XIX в.), построенные в псевдорусском стиле, Настоятельский корпус (XVIII – XIX вв.), Часовня-колодец (XVIII – XIX вв.), Святые ворота (XVIII в.), Кузница (XIX в.), Новый трапезный корпус (2-я пол. XIX в.), монастырские стены и башни.

В обители находятся частицы мощей Свт. Николая Мирликийского, Вмч. Феодора Стратилата, Прп. Серафима Саровского, Свт. Луки Крымского и частицы мощей многих угодников Божиих. Андрониковская икона Божией Матери, икона Божией Матери «Нечаянная радость», икона вмч. Феодора Стратилата из янтаря и жемчуга, иконы с частицами мощей святых угодников Божиих. Также в монастыре хранится Служебник и напрестольное Евангелие Сщмч. Николая Переславского (Дунаева).

Переславль-Залесский. Феодоровский монастырь.

Храмы и монастыря:

Другие постройки монастыря:

5. Звонница (2000-е гг.) над Святыми воротами(XVIII в.)
6. Новый больничный корпус(ныне сестринский)(XIX в.)
7. “Старый” келейный корпус (XVII в., перестроен в XIX в.)
8. “Новый” келейный корпус (XVII в., перестроен в XIX в.)
9. Монастырская постройка
10. Монастырская постройка
11. “Настоятельский корпус (XVII в.)
12. Новый трапезный корпус (XIX в.)
13. Монастырская постройка
14. Монастырская постройка (XIX в.)
15. Монастырская постройка (XIX в.)
16. Монастырская постройка
17. Башня
18. Регентский дом (кон. XVIII-XIX вв.)
19. Странноприимный дом (XIX в.)
20. Ворота (XIX в.)
21. Монастырская лавка
22 – 23. Башня и ограда (XVII в.)
24. Монастырская постройка (туалеты)

Скиты монастыря:

  • Алексеевская пустынь с церковью прп. Алексия человека Божиего
  • Воскресенская пустынь с церковью страст. князей Бориса и Глеба
  • Всехсвятская пустынь с церковью Всех Святых

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Федоровский монастырь – в прошлом один из самых знатных и богатых. Впервые упоминается в XV в. Заложен в память о жестокой битве в 1304 г. между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского Михаила Ярославовича. Битва произошла в день Федора Стратилата. В этом монастыре больше, чем в каком-либо другом, жилых и общественных каменных зданий XVII – XVIII вв. Среди них похожие друг на друга “Старые кельи” и “Новые кельи”. Помещения первых этажей перекинуты сводами, на окнах узорные наличники. На втором этаже широкие оконные проемы без наличников.

Самое раннее сохранившееся сооружение монастыря – Федоровский собор 1557 г. Храм традиционен. Четырехстолпный, пятикупольный, главки тяжелые, луковичные по форме. Строительство собора связывают с рождением царевича Федора, второго сына царя Ивана Грозного, который согласно местному преданию появился на свет недалеко от Федоровского монастыря. В XVII в. монастырь стал женской обителью, и вся его история, все постройки связаны с именами женщин из царских семей, богатых и знатных дворянских родов. Перечислим лишь некоторые из них: мать Петра I Наталья Кирилловна, его сестра Наталья, царица Прасковья Федоровна – жена старшего брата Петра I Ивана. Все они жертвовали монастырю деньги и драгоценные вещи. В 1710 г. на средства Натальи Алексеевны построена Введенская церковь, а в 1714 г. – Казанская для престарелых и больных монахинь монастыря. В убранстве этих построек чувствуются веяния новой европейской моды, пришедшей с правлением Петра I.

Федоровский Переславский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Переславле. Основан в XV веке и сначала был мужским; в 1667 года стал женским. Соборный храм во имя святого Федора Стратилата построен в 1557 году. В монастыре находится гробница схимонаха Сергия, память которого чтится местными жителями совершением по нем панихид. При монастыре школа, больница и странноприимница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Если ехать в Переславль со стороны Москвы, то почти при въезде в город с правой стороны путника встречает Фёдоровская женская обитель. Её храмы укрыты за высокой стеной и не очень приметны с дороги, зато прекрасно обозреваются с нескольких высоких точек города, например, с колокольни Горицкого монастыря. Как когда-то писатель М.М. Пришвин писал:”. любители старины с высоты этой колокольни наблюдают, кроме прочих церквей и монастырей, опять высоту, а на ней опять святыню – Федор на горе”. Не случайно известный писатель назвал обитель Фёдором. Святой Фёдор Стратилат – прославленный воевода, в IV веке принявший мученическую смерть за христианскую веру. Так случилось, что в день памяти этого великомученика 8/21 июня в 1304 году в южных окрестностях Переславля произошла жестокая битва между москвичами и тверичами, претендующими на Переславль. Москвичи в союзе с переславцами одержали победу, в память которой решили поставить обитель. Монастырь, вскоре появившийся на горе в южной части города, получил название Фёдоровский. До нашего времени на территории этой обители сохранились три каменных храма и множество старинных жилых и хозяйственных построек. Большая часть зданий относится ко второй половине ХVII столетия, когда этот монастырь после тяжёлой эпидемии, сделавший одинокими многих женщин и девиц, был обращён в женский. До 1918 года имел официальный статус второклассной общежительной женской обители в Переславле Владимирской губернии. До 1667 года монастырь был мужским.

Читайте также:
Гефсиманский Черниговский скит: история и адрес монастыря, расписание богослужений, святыни и настоятели, экскурсии

Самый древний на территории этой обители храм – внушительный по своим размерам пятиглавый собор во имя Фёдора Стратилата, возникший здесь в конце 50-х годов ХVI века. По преданию, появление этого храма связано с рождением сына Ивана Грозного – царевича Фёдора. Местная легенда объясняет возникновение ещё одного одноимённого сооружения в южной окрестности города. Согласно ей, царица разрешилась от бремени неподалёку от монастыря, где в честь этого события в ХVI столетии была поставлена сохранившаяся до наших дней Фёдоровская часовня, представляющая собой украшенный изразцами открытый шатёр на колоннах и называемая “Крест”, видимо, по кресту, находившемуся здесь первоначально. Полон своеобразного очарования Фёдоровский собор монастыря, возведённый, вероятно, провинциальными зодчими. Он словно из старинной русской сказки: чуть отличающиеся по размеру боковые главы, нарядные галереи с крыльцами, как у древнерусских теремов. Когда-то в ризнице этого храма находилось немало серебряной и позолоченнной утвари, древних образов. Один из его киотов хранил большую икону “Богоматерь Иерусалимская”, написанную Иваном Улановым. Храмовой иконой, располагавшейся в иконостасе, был заказанный Иваном Грозным в Москве образ “Фёдор Стратилат в житии”. Эти иконы, помещённые в ХХ веке в коллекцию Переславского музея, уцелели как памятники искусства. А опустевший за последнее столетие главный храм обители частично сохранил старинную роспись лишь по стенам и сводам. Две другие монастырские церкви – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и предназначенная для престарелых монахинь Казанская церковь – возникли здесь в 1710-1714 годах благодаря средствам, пожалованным царевной Натальей Алексеевной, сестрой Петра I.

Среди других построек – так называемые Старые и Новые кельи, больничный и настоятельский домик, кузница, часовня-колодец, странноприимный дом, регентская изба. Они могли бы многое рассказать из длительной и удивительной истории этой древней обители. Например, о том времени, когда по указу царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича этот монастырь стал местом заточения многих женщин: раскольниц, неверных жён или имевших пристрастие к горячему зелью. Из маленького оконца монастырских келий когда-то смотрела на ставший недоступным для неё мир и супруга генерал-прокурора Сената Анна Фёдоровна Ягужинская (в пострижении Агафья), обвинённая в неверности и церковном мятеже. Для неё, неоднократно пытавшейся бежать, переславская обитель стала настоящей тюрьмой. А где-то рядом в кельях несколько десятилетий находились покои воспитанницы Натальи Кирилловны – загадочной Натальи Взимковой, с восемнадцатилетнего возраста жившей в Фёдоровском монастыре на особом положении “знатной и весьма богатой монахини-вкладчицы”, сделавшей немало даров в казну и ризницу своей обители. Здесь впервые Пётр I ввёл немецкое ткачество, и согласно царскому указу освоенный опыт прядения насельницы передавали другим сёстрам.

Особое восхищение вызывало создаваемое в стенах монастыря искусное золотоплетёное кружево. Многочисленные монахини выполняли и другие монастырские работы. В те времена Фёдоровская обитель была под покровительством царской семьи, представители которой, бывая здесь, делали богатые вклады. В начале ХХ века женский монастырь во имя великомученика Фёдора Стратилата среди остальных обителей Переславля выделялся зажиточностью и большой численностью насельниц. В нём проживало около пятисот сестёр. Обители принадлежало три пустыни – Алексеевская, Берендеевская и Воскресенская, где велось хорошо поставленное хозяйство. Игуменьей монастыря перед событиями Октября 1917 года являлась Олимпиада Матвеевна Мохова – вдова богатого московского купца. По отзывам современников, она была “женщиной энергичной, с практическим складом ума и твёрдым характером, с большими связями в московских духовных и купеческих кругах”.

В 1918 году территорию монастыря заняла детская исправительная трудовая колония. Но обитель всё же продолжала существовать как сельскохозяйственная трудовая артель, и игуменья Олимпиада для её сохранения прилагала всю свою энергию. Но в 1923 году вопрос был решён не в пользу монастыря. Любившая монастырское благолепие Олимпиада Матвеевна тяжело переживала время закрытия обители. Её, некогда пользующуюся почётом в городе и не принявшую новый уклад жизни, выслали за пределы Переславского уезда. Но позднее она всё же вернулась в ставший для неё родным Переславль и прожила остаток своей жизни с двумя бывшими монахинями в сторожке церкви Петра Митрополита. А в пострйках Фёдоровского монастыря большую часть ХХ века проживали сначала трудные подростки, затем группа инвалидов и горожане, не имевшие собственного жилья. Долгое время эту обитель занимало военное ведомство. Ещё позже – строительный трест и турбаза. Последним владельцем был Институт Програмных Систем РАН. В 1967 году в тогда бывшем монастыре проводилась реставрация, что в некоторой степени позволило сохранить часть старых строений. А в 1998 году Фёдоровскую обитель передали Русской Православной Церкви, первоначально – в ведение действующего Никольского монастыря.

19 апреля 1998 года, в первый день Пасхи, во Введенской церкви была совершена первая литургия. Богослужения совершались только в тёплое время года. 12 сентября 1999 года на праздник святого благоверного князя Александра Невского, после восстановления системы отопления и ремонта храма, состоялась первая Божественная Литургия. 25 декабря 1999 года архиепископ Михей совершил освящение центрального престола Введенской церкви. Сегодня насельниц в монастыре – 20 сестёр. В 2004 году к 700-летнему юбилею обители привели в порядок Фёдоровский собор, установили в нём временный иконостас. А совсем недавно на территории обители восстановили церковь во имя Казанской Божьей Матери. От прежнего благолепия в храмах, конечно, ничего не осталось. Сейчас в Фёдоровском монастыре много пожертвованных икон. Среди них – святыня, недавно ставшая известной, – небольшой чудотворный образ Божьей Матери, литографическая копия родовой иконы греческого императора Андроника III, вывезенной в Россию в 1839 году. В 2005 году, перед Рождеством, Введенская церковь Фёдоровского монастыря наполнилась благоуханием: Андрониковская икона, находящаяся в старинном киоте, начала источать сильный благодатный аромат, особенно ощущаемый вблизи чудотворного образа. Он долгое время не покидал храм, даруя верующим надежду и помощь. Теперь во время посещения обители в Введенской церкви многие пишут Божьей Матери о своей боли, помещая записку в переполненный ящичек киота Андрониковской иконы Богоматери.

Читайте также:
Введенский монастырь в Иваново: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, современное положение

Из книги Ермакова Н.Н.: Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017

Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь в Крыму

Богата храмами и монастырями крымская земля, среди которых особенно почитаемый паломниками Троицкий Параскевиевский Топловский монастырь, единственная женская обитель в этом крае.

Среди буйной зелени густого леса, красоты необыкновенных растений на фоне обрывов скал, в долине речки Мокрый Индол расположились обители христианской святыни, привлекающие туристов и христиан не красотдпенелнеой архитектурных строений, не древними раскопками, а целительной силой, даруемой Святыми ликами и водой из святых источников.

Предания о св. Параскеве

По преданию в Топлу, что означает селение или страна, была выслана римская девушка, которую знали, как истинную поклонницу учений Христа.

Благочестивая девушка по имени Параскева после смерти родителей, раздав все имущество, отправилась по языческим селениям проповедовать учения Иисуса Христа. Даже император Антоний убедился в силе веры хрупкой Параскевы, когда после пыток, а это надевание на голову раскаленного медного шлема и купание в кипящей смоле, девушка вышла невредимой.

Параскева была отпущена на свободу, после чего она проповедовала во многих странах, пока не попала в Крым. Царь Тарасий слыл ярым язычником и за христианские учения по его приказу христианку подвергли страшным мучениям, после чего отрубили голову.

Важно! На месте падения святой крови верной ученицы Христа забил целительный источник, имеющий силу восстанавливать зрение и помогать в исцелении при других болезнях.

Ныне Русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне является хранителем мощей св. Параскевы Пятницы. Параскева означает пятница, день недели, когда родилась девочка в семье римлян.

Около источника была обнаружена икона св. Параскевы, которая в 1778 году греческими переселенцами перенесена в храм Рождества Божьей Матери в Мариуполе.

По преданию именно после крестного хода со святым ликом Параскевы Мариуполь был спасен от холеры.

Исторические сведения о Топловской обители

Точной даты возникновения христианского храма, расположенного недалеко от селения Тополевки, неизвестно. По историческим документам в 19 веке на склоне горы Каратау уже были развалины греческого храма, около которых армянская церковь проводила службы в день Св. Ильи.

Монастырь был восстановлен по повелению архиепископа Иннокентия, который усердно трудился над строением святых обитель в Крыму.

В это же время в пещере Кизилташ семь лет жила отшельницей простая, скромная болгарская девушка Константина. Живя в соседнем селении Кишлав, Константина услышала призыв Господа, оставила мирские дела и ушла в горы для молитвы и поклонения Богу.

При появлении богомольцев девушка переселилась в Топлу, направив все усилия на сбор средств для восстановления святыни. Она ходила по селениям, одетая в рубище, и просила подаяние на строительство храма.

Усилия Константины увенчались успехом, на собранные ею средства была сооружена часовня у святого источника.

До конца своей жизни маленькая, некрасивая, морщинистая женщина восхищала паломником сиянием глаз и силой веры. К великому сожалению могила верной христианки Константины, принявшей незадолго до смерти постриг и названной Параскевой, не сохранилась после разорения монастыря в 30-е годы, когда начались гонения на христианство.

Официально женская обитель в Топлу была открыта 26 июня 1864 года при освящении архиепископом Алексием.

Огромная заслуга в этом принадлежит Ангелине Зотовой, владелице этих мест. Сестры Зотовы жили при монастыре, обитая в сырых обителях. При назначении управительницей святыни монахини Аполлинарии монастырь начал расцветать. После нее настоятельницами женской обители назначались разные монахини, но они не сумели навести лад в монастырском хозяйстве, дело передали в руки совету при обители.

Со временем на скудные пожертвования был приведен в порядок источник св. Параскевы. Подведен водопровод. Построены помещения для проживания и прачечной.

В 1887 году со Старого Афона были переданы часть мощей св. Параскевы и св. Пантелеимона, частицы Животворящего честного Креста Господнего, которые встречали крестным ходом.

С 1889 по 1928 год монастырем управляла настоятельница, игуменья Параскева (бывшая Вячеслава), умершая в тот год, когда был закрыт монастырь.

Благотворитель святыни граф Николай Гейдер в 1890 году пожертвовал для монастыря Казанскую икону Божьей Матери, украшенную драгоценными камнями, бриллиантами.

Читайте о других Богродичных иконах:

Титаническим трудом монахинь создавались ковры, живопись, выращивались диковинные фрукты, которые были востребованы даже во Франции.Во время войн и революции Топловский Свято-Троице Параскевиевский монастырь был разграблен бандитами, которые унесли все сбережения, золотые украшения и икону Казанской Божьей Матери.

В 1928 году, как бы издеваясь над чувствами христиан, на территории монастыря была создана артель «Безбожник».

Читайте также:
Путивльский Молченский монастырь: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Возрождение женской обители

Только 8 июля 1993 года по решению Совета по делам религий был зарегистрирован Троицкий Параскевиевский Топловский монастырь, который в 1998 году перешел под управление четвертой игуменьи Параскевы (Нины Тищенко).

За время ее управления были возрождены:

  • часовня св. Параскевы;
  • купальня;
  • источники св. Георгия и Трех Святителей.

Топловский монастырь — единственный женский монастырь в Крыму, известный своими целительными источниками. Каждый из источников имеет свою целительную силу:

  1. На месте казни первой Параскевы бьет святая вода, дарующая исцеление глаз и головы.
  2. Паломники, страдающие болезнями опорно-двигательного аппарата, спешат омыться в водах св. Георгия Победоносца.
  3. Нервные заболевания исчезают после окунания в святые воды Трех Святителей.

Между источниками путь расстоянием в 1,5 — 3,5 км пролегает через лес.

Другие крымские святыни:

  • Церковь святых Николая и Александры в Ялте
  • Феодосийский Введенский храм
  • Свято-Никольская церковь в Севастополе

Важно! Все паломники считают обязательным посещение Пещеры Константины, чтобы оценить подвиг схимницы.

В помощь паломникам

Тополевка находится между Симферополем и Судаком. Лучший способ добраться до святыни — автобус, который отходит от автостанции около ж/д вокзала.

Путешествующие из Севастополя могут добраться до монастыря автобусом Севастополь — Керчь. От трассы до входа в женскую обитель приблизительно 1,5 км. Путь нелегкий, и это надо учесть родителям с детьми.

Богослужения проводятся по расписанию.

Расписание богослужений

Понедельник: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Вторник: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 16-00 — акафист в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте»; 17-00 — вечернее богослужение.

Среда: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Четверг: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 16-00 — акафист св.прпмчц. Параскеве; 17-00 — вечернее богослужение.

Пятница: 5-00 — акафист св. прп. Параскеве игумении Топловской; 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Суббота: 6-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 16-00 — полихрон Божией Матери; 17-00 — вечернее богослужение.

Воскресенье: 7-00 — утренние молитвы, полунощница, часы, литургия; 17-00 — вечернее богослужение.

Внимание! Исповедь возможна только на вечернем Богослужении.

Свято-Троицкий Параскевиевский Топловский женский монастырь Монастыри УПЦ МП

История

Неподалеку от с. Тополевка Белогорского р-на, в с. Учебное находится Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь. Расположен он в урочище Топлу, на одном из уступов г. Каратау (или по-татарски Инчокрак), среди горного леса.У подножья Каратау из-под развалин древней церкви во имя св. преподобномученицы Параскевы течет источник, названный именем святой. В нем была найдена древняя икона с изображением св. Параскевы, хранившаяся впоследствии в монастырской церкви. Источник считался целебным. По народному поверью, именно здесь во II в. приняла мученическую кончину св. Параскева.

Открытию монастыря предшествовали события, связанные с именем болгарки Константины из села Кишлав (ныне с. Курское Белогорского р-на) — простой неграмотной девушки. Однажды она услышала голос, ясно звавший ее по имени. Она тут же, бросив все, ушла в глухое урочище Кизилташ, и жила там более восьми лет. После того, как в Кизилташ прибыли монахи, основав киновию св. Стефана Сурожского, Константина переселилась в урочище Топлу. Со временем здесь поселились несколько сестер, которые своими силами построили возле источника небольшую часовню, где читали псалтырь по усопшим.

Все усиливающееся в народе верование в чудодейственную силу источника вызывало настоятельную потребность в открытии монастыря, но дело осложнялось тем, что целебный источник находился в частных владениях. После присоединения Крыма к России в 1783 г. правительство награждало своих подданных землями, оставшимися после выхода татар в Турцию. Императрица Екатерина II пожаловала своему камердинеру, греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в т.ч. и урочище Топлу. Впоследствии наследница этих земель, Ангелина Ламбири, передала 230 десятин земли с источником в дар обители.

В 1863 г. была построена церковь во имя св. Параскевы, а годом позже вышел указ Святейшего Синода об учреждении женского общежительного монастыря. В первые три десятилетия существования обитель возвела все необходимые постройки, была расширена и реконструирована первая монастырская церковь во имя св. Параскевы, заложен новый храм — двухэтажный собор во имя Св. Троицы, строившийся по проекту архитектора В. А. Фельдмана. Этот храм был велик по размерам и мог составить украшение любой обители. Достроен он не был.

В монастыре хранились частицы честной мощей св. преподобномученицы Параскевы и св. великомученика и целителя Пантелеимона, а также частица Честнаго Животворящего Древа Креста Господня. Эти святыни были получены из Афонского Пантелеймоновского монастыря. Казанскую икону Божией Матери, украшенную жемчугом и бриллиантами, пожертвовал монастырю в 1890 г. граф Н. Ф. Гейден. Ежегодно с этой иконой совершался крестный ход в Феодосию, где находилось подворье монастыря. В 1919 г. монастырь был разграблен, и святыни эти исчезли.

В начале 20-х годов обитель преобразовали в сельскохозяйственную артель «Женский труд». В 1928 г. артель ликвидировали, создав здесь совхоз «Безбожник». Впоследствии на территории бывшего монастыря располагался пионерлагерь.

В 1992 г. была отслужена первая после закрытия монастыря Божественная литургия. Сейчас в обители два храма. Над целебным источником и над надгробием последней настоятельницы построены часовни. Неподалеку от монастыря находится источник во имя св. Георгия Победоносца. В монастыре хранится крест с частицами мощей преподобных отцев Киево-Печерских.

Читайте также:
Биография патриарха Кирилла: подробное описание жизни святейшего, история служения, деятельность церковнослужителя и звания

Настоятельница

Святые и подвижники благочестия

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храмы и Богослужения

В нескольких минутах ходьбы от обители находится пещерка Константины. Место, где 7лет подвизалась болгарка Константина в посте и молитве. Отшельница долго жила здесь одна, а соседи-болгары приносили ей скудное пропитание. Впоследствии к ней присоединились несколько женщин, и здесь основалась как бы киновия – прообраз будущей обители. Над источником была выстроена маленькая часовенка, где эти женщины читали по усопших псалтирь, за что им приносили скромные продукты.

Константина непрестанно молилась о том, чтобы возле источника была не просто небольшая часовня, а церковь. Ей указывали на трудности, на отсутствие средств, но она с полной уверенностью отвечала, что деньги у нее есть. “Где же они?”, – спрашивали у нее. “На людях”, – отвечала Константина, и неутомимо собирала пожертвования для достижения желанной цели.

Мы немногое знаем о Константине. Она была неграмотна: не умела читать, не знала молитв, молилась своими словами, но ее неграмотность не была чем-то необычным, в то время почти полное отсутствие образования у болгар-колонистов являлось нормой. Носила власяницу, а поверх ее суконный черный болгарский сукман (род кафтана). Была очень некрасива: маленькая, худая, морщинистая, с вечно растрепанными волосами – но что такое внешность в сравнении с теми духовными сокровищами, которыми так щедро наделил Господь эту простую болгарку! Никто, да и она сама, не знал, сколько ей лет. “Может пятьдесят, а, может, и сто”, – усмехаясь, говорила она. Действительно, на вид определить ее возраст было затруднительно – женщины-болгарки, красивые в молодости, быстро старели и уже к тридцати годам зачастую казались старухами. В конце своей жизни Константина приняла полный монашеский постриг, наречена была Параскевою.

Она умерла в 1874 г. Ни могила, ни памятник до наших дней не сохранились, они были уничтожены после закрытия монастыря. По молитвам Константины (м.Параскевы) многие находят утешение, исцеление.

Игумении Параскеве (Родимцевой) предстояли многие труды, но одним из главных дел стало строительство собора во имя Живоначальной Троицы. Несмотря на то, что церковь св. Параскевы была перестроена и расширена, она все-таки была невелика для растущей обители. Огромно было желание сестер построить новый храм во имя Живоначальной Троицы, так как церковь святой Параскевы была мала, и вновь возведенные монастырские постройки скрывали ее от глаз паломников, но не хватало денег. Монастырский совет решил постепенно готовиться к строительству и испросил разрешение в Управлении Государственных Имуществ заготавливать камень на горе Оби-кир, что в пяти верстах от обители. Матушка игумения решилась начать строительство величественного храма. Владыка Мартиниан благословил это решение и 24 июля 1894 года с духовенством совершил торжественное освящение места и закладку нового храма.

Проектировал новый храм архитектор Валентин Августович Фельдман. Планировалось построить его в чисто русском стиле XVII в., двухэтажным. В нижнем этаже располагалась бы церковь во имя св.прпмчц. Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики. Верхний храм должен был быть трехпрестольным: главный престол во имя Святой Троицы, северный – Архистратига Михаила, южный- Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний на 200 человек. Сметная стоимость собора составляла сто тысяч рублей.

Сумма эта для монастыря была огромной , обитель такими средствами не располагала. Преосвященный Мартиниан ходатайствовал о помощи в строительстве перед обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, и тот прислал из Медынцевского благотворительного капитала 3000 руб., граф Н.Ф. Гейден в память о рождении дочери Марии пожертвовал 9000 руб. Помещик Таврической губернии П.В.Попов принес в дар еще 5000 руб. Благодаря этим трем крупным вкладам можно было вести строительство и пригласить опытных строителей. По заключенному с подрядчиком условию сооружение собора должно вестись в течение 10 лет, и закончить его не позже 1905 года. Строительство собора не было закончено по причине войны, революции, закрытия монастыря. В 1929 году собор был взорван.

Сейчас милостью Божией собор в честь Живоначальной Троицы восстанавливается.

В 1897г. была начата постройка больницы на 12 коек с домовой церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», богадельни для престарелых и нескольких келий. 12 октября 1899г. состоялось освящение церкви и больницы, которое совершил епископ Таврический Николай в сослужении благочинного крымских монастырей архимандрита Исидора и монастырского духовенства. Церковь соединялась с больницей коридором. Ее иконостас прекрасно расписали сестры монастыря. Все эти постройки были возведены, когда монастырем управляла игумения Параскева.

В советское время храм, как и весь монастырь, был закрыт, сильно пострадал. В годы возрождения обители в храме проведены восстановительные работы, стены украсили росписи, в храме ведутся богослужения.

По благословению владыки Алексия 17 сентября 1862 г. был образован строительный комитет, который должен был изыскать средства и приступить к постройке храма при источнике. Комитет состоял из настоятеля Кизилташской киновии игумена Парфения (убитого татарами 22 августа 1866 г.), священника из с.Салы (ныне с.Грушевка) Иоанна Новицкого, кишлавского церковного старосты Иова Узунбеева и кишлавского дьячка Стефана Михо. Игумену Парфению выдали из консистории сборную книжку для пожертвований, а дьячок Михо должны был смотреть за строительным материалом.

Читайте также:
Храм Параскевы Пятницы в Бутово: история и описание церкви, адрес, святыни и праздники, как доехать

Средства для строительства церкви были собраны очень быстро, и уже в мае 1863г. строительный комитет приступил к сооружению храма, который был построен в невиданно короткие сроки, почти за два месяца, и к 22 июля того же года был полностью закончен. Строительство осуществилось так стремительно благодаря необыкновенной энергии и хозяйственной деятельности кизилташского игумена Парфения. Он создал в короткий срок из убогой киновии процветающую обитель во имя св. Стефана Сурожского, и теперь по благословению владыки Алексия помогал новому монастырю, часто приезжая сюда верхом через горы из Кизилташа. Первая монастырская церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы – в какой-то мере памятник игумену Парфению, принявшему мученическую кончину от рук убийц.

Храм вышел небольшим, площадью всего 5 кв. саженей, но этого на тот период было достаточно. Он был окружен крытой галереей, где стояли молящиеся. Пол в храме был деревянный, а в галерее – глиняный, монахини ремонтировали его каждую неделю, гладко заделывая трещины и выбоины. Высокопреосвященный Алексий распорядился, чтобы в церковь были переданы церковная утварь, священнические облачения и колокол весом в 12 пудов, из вещей, собранных странником Андроником, впоследствии иноком Кизилташской киновии. Два других колокола строительный комитет приобрел в Симферополе. Одежда на престол и жертвенники была выдана из архиерейской Крестовой церкви.

В день памяти св. преподобномученицы Параскевы, 26 июля 1863 г., Владыка Алексий при большом стечении народа торжественно освятил вновь сооруженную церковь, и с того дня в ней начались богослужения.

В 1887 году, по благословению владыки Мартиниана, церковь перестроили и увеличили по плану, составленному гражданским инженером Агиенко. Сквозную галерею, окружавшую храм, обнесли каменной стеной и непосредственно соединили с церковью. 24 июля 1888г. преосвященный Мартиниан вновь освятил перестроенный храм. В том же году к церкви пристроили новую каменную колокольню, крытую железом; кресты с шарами на церкви и колокольне были вызолочены. Заново отделали и иконостас в храме: выкрасили светло-розовой краской и позолотили. Перед клиросами устроили два боковых небольших иконостаса, также крашенных с позолотою. На устройство этих иконостасов Т.И.Мальчевская пожертвовала 300 рублей.

В советское время храм, как и весь монастырь, был закрыт, сильно пострадал. В годы возрождения обители в храме проведены восстановительные работы, стены украсили росписи, в храме ведутся богослужения.

Под сенью деревьев, в тишине монастырского кладбища находятся часовня и могилка дорогой для нас преподобной матушки Параскевы.

Тридцать девять лет игумения Параскева управляла Топловской обителью, на ее глазах и ее стараниями бедная обитель превратилась в крепкое, хорошо налаженное хозяйство. За труды на пользу обители в 1894 году матушка Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины — наперсного креста.

Тяжело было видеть игумении Параскеве, как постепенно гибнет созданная ею обитель. Еще в 1922 году она написала завещание, но пока жил монастырь, билось и ее сердце. 16 декабря 1928 года в воскресенье игумения почувствовала себя плохо и через полтора часа умерла от паралича сердца. Она успела исповедаться и причаститься, простилась с сестрами, всех благословила и сама приняла благословение от иеромонаха Ювеналия (Литвиненко). Похоронили игумению Параскеву на монастырском кладбище. Но ее могила была разорена искателями «сокровищ». Вначале 1980-х годов рабочие хотели взять с монастырского кладбища памятник для братской могилы. Но когда надгробие подняли и перевернули, оказалось, что оно принадлежит игуменье Параскеве, о чем свидетельствовали слова: «Зде покоятся честныя мощи игумении Параскевы. Молитвенная свеча души ея полвека горела любовию велией и пламенной, прошениями об обители сей святой ко Господу. Любим, кланяемся ти, добрая и мудрая. мати наша. 3. XII. 1928 (ст. ст.)». Сейчас оно находится внутри часовни, посетители монастыря стремятся побывать здесь и приложиться к святыне, прося здоровья и благополучия.

Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь

Мiръ Россия Республика Крым село Учебное Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь

Топло́вский Свя́то-Тро́ице-Параске́виевский монасты́рь — женский монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в окрестностях села Тополевка, расположенного на Феодосийском шоссе в Крыму. При обители имеется гостиница для паломников.

Село Тополевка, ранее греческое, до советской топонимической реформы называлась Топлы, откуда и название монастыря. После Октябрьской революции посёлок, сформировавшийся непосредственно вокруг монастыря назывался село Мичурино, позднее село Учебное.

Монастырь был официально учреждён 25 августа 1864 года, открыт 25 сентября того же года, формально закрыт 29 апреля 1923 года и вновь открыт в 1993 году.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Основание монастыря
    • 1.2 Строительство монастыря
    • 1.3 Закрытие монастыря
    • 1.4 Возрождение монастыря
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святые
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Контакты
  • 7 Паломнику
    • 7.1 Где остановиться
    • 7.2 Расписание богослужений
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Основание монастыря [ править ]

Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г.

Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Йошкар-Оле: описание и адрес храма, история, как добраться

Земля, на которой был открыт монастырь, была подарена Екатериной II своему фавориту Захару Зотову. В середине XIX века землёй владели его потомки сёстры Феодора Алексеевна Зотова и Ангелина Алексеевна Ламбири (1814—1873). Ангелина выкупила землю у сестры и передала её для устройства монастыря. Открытию монастыря предшествовало строительство небольшого храма Св. Параскевы около её источника, освященный в день памяти Святой 26 июля 1863 г. В строительстве храма и устройстве монастыря активное участие принял кизилташский игумен Парфений, убитый в 1866 г. крымскими татарами и в 2000 г. причисленный к лику святых. Первыми насельницами монастыря стали уже обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была позднее пострижена в монахини под именем Параскевы.

Строительство монастыря [ править ]

В последующие годы в монастыре кроме жилых и хозяйственных построек была построена больница с домовой церковью «Всех Скорбящих радосте», перестроена и расширена церковь Св. Параскевы и начато строительство большого Свято-Троицкого собора (по проекту В. А. Фельдмана). Монастырь имел мастерские и образцовое садовое хозяйство. Успехи монастыря во многом связаны с деятельностью его игуменьи Параскевы (Родимцевой), возглавлявшей монастырь до самой смерти и в годы его закрытия. В 2009 году игуменья Параскева была причислена к местным почитаемым святым. Её торжественную канонизацию в монастыре 11 июля 2010 года совершил митрополит Владимир. Монастырь имел подворья в Симферополе и Феодосии.

Закрытие монастыря [ править ]

После установления Советской власти в условиях гонений на церковь, конфискаций и реквизиций, из монахинь монастыря была создана трудовая коммуна садоводов. Под этим прикрытием монастырь существовал еще несколько лет, формально коммуна выращивала фрукты, а по существу, ухаживая за садом, монахини продолжали обрядовую жизнь. Последним ударом по монастырю было решение о ликвидации сельхозартели «Женский труд» 7 сентября 1928 года. В декабре 1928 года скончалась настоятельница. В январе 1929 года солдаты НКВД насильно выселили всех монахинь под расписку о возвращении к прежнему месту жительства. Местные жители разобрали по домам многих старых и немощных монахинь. Священники и многие монахини, руководившие хозяйственной жизнью монастыря, были арестованы и погибли в лагерях. В то же время был взорван недостроенный Свято-Троицкий собор.

Возрождение монастыря [ править ]

Возрождение монастыря началось в 90-х годах. 8 августа 1992 года состоялось первое богослужение на центральной площади монастыря. 8 июня 1993 года зарегистрирован устав монастыря. 20 декабря 1994 года монастырю переданы 10,76 га земли и постройки, которые в последние годы использовались пионерским лагерем.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время восстановлены церкви святой Параскевы и «Всех Скорбящих Радосте». У родника святой Параскевы устроена часовня и купальня. Примерно в 2 км от монастыря имеется источник святого Георгия, где также устроена часовня и купальня; оба источника посещаются множеством людей, паломниками и просто туристами. В 5 км от монастыря находится источник Трех Святых, для удобства паломников вода от него подается на территорию монастыря по трубам. Вода всех трех источников имеет целительные свойства.

ТОПЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Топловский монастырь, фотография с сайта pravoslavie.ua

Топловский Троице-Параскевинский женский монастырь Симферопольской епархии

Монастырь расположен в северо-восточной части села Тополевка, на одном из уступов горы Каратау (или по-татарски Инчокрак), среди горного леса. Село Тополевка, ранее греческое, до советской топонимической реформы называлась Топлы, откуда и название монастыря.

Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание св. Параскевы. Развалины греческих церквей св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас – Земляничное), армянская церковь св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 году.

В 1850-х годах около источника в землянке поселилась девушка-болгарка Константина из соседнего села Кишлав (ныне село Курское Белогорского района). Перед этим она по указанию свыше оставила мир и жила в чтимой людьми пещере «Целебный источник» в урочище Кизилташ, а с приходом туда иноков удалилась к источнику святой Параскевы. Нося рубище и питаясь скудным подаянием, подвижница долго подвизалась здесь одна и горячо молилась о создании при источнике женского монастыря. Позднее к ней присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. Наконец в святом месте устроили часовню, где служились молебны преподобномученице.

Все усиливающееся в народе верование в чудодейственную силу источника вызывало настоятельную потребность в открытии монастыря, но дело осложнялось тем, что целебный источник находился в частных владениях. После присоединения Крыма к России в 1783 году правительство награждало своих подданных землями, оставшимися после выхода татар в Турцию. Императрица Екатерина II пожаловала своему камердинеру, греку Захару Константиновичу Зотову, земли в Судакском округе, в том числе и урочище Топлу. Впоследствии наследница этих земель, Ангелина Ламбири, передала 230 десятин земли с источником в дар обители.

В 1863 году на месте часовни возвели каменную церковь святой Параскевы, которую 26 июля этого же года при большом стечении народа торжественно освятил владыка Алексий (Ржаницын).

1 августа 1864 года было получено Высочайшее соизволение на учреждение при источнике святой Параскевы женского общежительного монастыря, который был открыт 25 сентября этого же года.

В первые три десятилетия существования обитель возвела все необходимые постройки, была расширена и реконструирована первая монастырская церковь во имя святой Параскевы, заложен новый храм — двухэтажный собор во имя святой Троицы, строившийся по проекту архитектора В.А. Фельдмана. Этот храм был велик по размерам и мог составить украшение любой обители. Достроен он не был.

В 1882 году источник святой Параскевы был благоустроен. Резервуар выложен гранитом, рядом сделана полукруглая стена в виде иконостаса. В 1883 году была построена купальня, а в 1885 году к монастырю была проложена дорога. Неподалеку от источника святой Параскевы находятся еще два источника: великомученика Георгия Победоносца и Трех святителей. Они также считаются целебными.

В 1887 году старая церковь святой Параскевы была реставрирована. Помещение было расширено, а к храму была пристроена колокольня.

К концу XIX века Топловский женский монастырь стал самым большим в Крыму, в 1917 году в обители проживало 241 насельница.

В 1919 году монастырь был разграблен.

В начале 1920-х годов обитель преобразовали в сельскохозяйственную артель «Женский труд». Формально коммуна выращивала фрукты, а по существу, ухаживая за садом, монахини продолжали монастырскую жизнь.

7 сентября 1928 года было решение о ликвидации сельхозартели.

В декабре того же года скончалась настоятельница. В январе 1929 года солдаты НКВД насильно выселили всех монахинь под расписку о возвращении к прежнему месту жительства. Местные жители разобрали по домам многих старых и немощных монахинь. Священники и многие монахини, руководившие хозяйственной жизнью монастыря были арестованы и погибли в лагерях. В то же время был взорван недостроенный Троицкий собор. В обители был размещен совхоз “Безбожник”.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались гарнизон и штаб пехотной дивизии фашистов.

В послевоенные годы на территории бывшего монастыря располагался пионерлагерь.

8 августа 1992 года была отслужена первая после закрытия монастыря Божественная литургия.

8 июля 1993 года Совет по делам религий при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Топловского женского монастыря преподобной мученицы Параскевы.

Над целебным источником и над надгробием последней настоятельницы построены часовни.

Святыни

  • Крест с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских

В монастыре хранились частицы честной мощей св. преподобномученицы Параскевы и св. великомученика и целителя Пантелеимона, а также частица Честнаго Животворящего Древа Креста Господня. Эти святыни были получены из Афонского Пантелеймоновского монастыря. Казанскую икону Божией Матери, украшенную жемчугом и бриллиантами, пожертвовал монастырю в 1890 году граф Н.Ф. Гейден. Ежегодно с этой иконой совершался крестный ход в Феодосию, где находилось подворье монастыря. Эти святыни исчезли при разграблении монастыря в 1919 году.

Храмы

  • “Всех скорбящих Радости”, иконы Божией Матери, зимний домовый (1897)
  • Георгия Победоносца, часовня
  • Параскевы Римской (1888)
  • Троицы Живоначальной, собор (заложен в 1887, не был достроен, разрушен вскоре после закрытия монастыря)

Подворья

  • Казанской иконы Божией Матери, собор в Феодосии (был подворьем до 1919 года)
  • в Симферополе

Настоятельницы

  • Аполлинария (1872 – 1875)
  • Валерия (Боде) (1875 – 1877)
    • монастырский совет (1877 – 1889)
  • прп. Параскева (Родимцева) (1889 – 1928)
  • Алевтина (Латай) (1993 – 1996)
  • Рафаила (Краснова) (1996 – 1998)
  • Параскева (Тищенко) (с 1998)

Источники

  • Георгия Победоносца
  • Параскевы Римской
  • Трёх святителей

Топловский Троице-Параскеевский монастырь и его источники

Топловский монастырь расположен на склоне горы Кара-Тау. Место порекомендовал Святитель Иннокентий. Это был первый женский монастырь в Крыму , действовал с 1864 г. Сейчас монастырь возрождается, его и целебные источники вблизи посещают сотни паломников в день.

Доехать до монастыря не сложно. В том числе и этим объясняется его популярность среди паломников. На трассе Белогорск — Старый Крым находится село Тополевка, на повороте установлен крест, указатели на Топловский монастырь. Еще 1-2 км подъема по удобной дороге, и мы на парковке монастыря.

Территория монастыря довольно компактна. Правда, чтобы посетить и совершить омовения во всех источниках надо располагать несколькими часами свободного времени и желанием пройти не менее 10 км. Если времени не более 2 часов, можно ограничиться осмотром главных объектов самого монастыря и прогулкой к пещере-келье болгарки Константины.

В монастыре были несколько раз. Отметила, что план, который висит при входе обновился.

На план добавились фото основных объектов. А вот колокольня на схеме лишилась крыши. Ждем окончания строительства и новой схемы.

Правила посещения

Внешний вид посетителей монастыря должен быть приличным: дамы с покрытыми плечами, коленями и головой. Мужчины тоже не должны выглядеть по-пляжному.

При входе можно взять на прокат (по возможности рекомендуется оказывать благотворительность) или купить юбку и платок.

Чем мне понравился Топловский монастырь, к нему прилагается масса табличек и подсказок о местных правилах. Очень удобно, т.к. всем знакомо — со своим уставом лезть в чужой монастырь не гоже. Но не всегда знаешь, что можно, а что нельзя. Тут же все ясно и понятно.

Обоснование выбора места для Топловского монастыря:

Вторую половину XIX века можно считать расцветом монастырской жизни Крыма. В течении 50 лет были восстановлены и вновь открыты многие монастыри, скиты и храмы.

Для каждого такого объекта очень важен был выбор местности, где он обустраивался.

  • почитание местными целебного источника,
  • легенда о пребывании св. Параскевы в Таврике (правда историки считают эту версию сомнительной),
  • наличие средневековых христианских древностей: в 6 км. от монастыря древняя греческая церковь, действовавшая до 19 в,
  • армянские храмы.

Первый храм, встречающийся по пути, церковь в честь иконы Божьей Матери “Всех скорбящих радость“. Рядом с ним небольшая колокольня.

Территория монастыря распланирована и ухожена. Центральная аллея с парковыми дорожками и зеленью. Уже несколько лет ведется масштабная стройка зданий колокольни и собора.

Одно время колокола были выставлены в парке. Может они предназначены для строящейся колокольни.

Главная колокольня монастыря уже почти готова. Совсем скоро мощный колокольный звон будет разноситься от Белогорска до Старого Крыма.

Параскевы монастыря

Прежде чем идти дальше, надо разобраться в Параскевах монастыря. Их три. Не зная об этом, голова идет кругом: источник и храм в честь одной, пещера в честь другой, а памятник и могила на кладбище третьей.

  • Параскева Римская (святая преподобно-великомученица, пострадавшая в за веру во II веке. ее личность и тем более связь с Крымом легендарная, т.е. не подтвержденная исторически)
  • Параскева (болгарка Константина) — первая монахиня и основательница монастыря Константина, жила 7 лет в пещере Кизилташа, после чего перебралась в Топлы и радела за создание монастыря. в монашестве Параскева.
  • Матушка Параскева Топловская — последняя настоятельница монастыря на протяжении 30 лет (1890-1928 годах). Причислена к лику святых.

Развилка подсказывает направления основных объектов монастыря. Туманный лес как со сказочной иллюстрации.

Пещера болгарки Константины

Минут 10 и мы у пещерки Константины-Параскевы. В середине XIX в. здесь поселилась отшельница Константина, в монашестве Параскева, умерла 1874 г.

“В пятидесятых годах, здесь были непроходимые леса и около источника св. Параскевы жила в землянке болгарская девушка, пришедшая сюда из Кизильташа, где прожила семь лет в пещере, тщетно отыскиваемая своей матерью, от которой ушла, как говорила, повинуясь гласу, звавшему ее по имени в то время как она месила хлебы… “
княжна Горчакова, 1885 год

Константина, так звали болгарскую девушку, долго жила здесь одна, покрытая рубищем, питаясь скудным подаянием своих соседей болгар: она горячо молилась, чтоб здесь основалась женская обитель и церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы.

Так и получилось. Константина стала первой монахиней монастыря. Сейчас в пещере стоят иконы и свечи. Внутри фотографировать не стали.

На мой взгляд, воспоминания княжны Горчаковой, практически современницы Константины, замечательно описывают незаурядную подвижницу:

“Константина умерла тому назад 11 лет и прах ее покоится на том месте, куда в непроницаемой лесной чаще, она в течении нескольких лет ежедневно уходила молиться. Над скромным холмиком водружен простой деревянный крест, но память о ней живет среди сестер, и ее некрасивый образ (говорят, что она была необыкновенно дурна) всегда будет памятен в здешней местности, как о первой, потрудившейся духом молитвы и веры к созиданию здесь женской обители и сооружению храма.

Константина умерла в полном постриге под именем Параскевы. Маленькая, худая… она казалась очень старой, но никто не знал сколько ей лет. Когда ее об этом спрашивали, она отвечала: «Может пятьдесят, а может и сто». Читать она не умела, молилась своими словами. Всколоченные черные волосы торчали в беспорядке придавали дикий вид ее морщинистому, темно-коричневому лицу; но в этой некрасивой оболочке жила великая душа”.

Храм св. Параскевы

Чтобы продолжить осмотр, необходимо вернуться той же дорогой на главную аллею. Храм св. Параскевы и фонтан долгое время были центром монастыря.

Иллюстрация из книги княжны Горчаковой ”Троице-Параскеевский Топловский женский монастырь в Крыму” 1885 г.

Житие Преподобномученицы Параскевы

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва жила во II веке в Римской империи и про­по­ве­до­вала христианство. За что в те языческие времена была приговорена к мученической казни. На го­ло­ву Параскевы на­де­ли рас­ка­лен­ный шлем и бро­си­ли ее в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. О чудо, она оста­лась невре­ди­мой. Ко­гда им­пе­ра­тор Антонин Пий за­гля­нул в ко­тел, свя­тая Па­рас­ке­ва бро­си­ла ему в ли­цо несколь­ко ка­пель рас­ка­лен­ной смо­лы, и он ослеп. Им­пе­ра­тор стал молить об ис­це­ле­нии, и свя­тая му­че­ни­ца ис­це­ли­ла его. По­сле это­го Па­рас­ке­ву отпустили.

Проповедуя, свя­тая Па­рас­ке­ва при­шла в го­род, где пра­ви­л Ас­кли­пий. Здесь свя­тую опять су­ди­ли и при­го­во­ри­ли к смер­ти. Ее по­ве­ли в пещеру к огром­но­му змею, чтобы он по­жрал ее. Но Па­рас­ке­ва со­тво­ри­ла над зме­ем крест­ное зна­ме­ние, и он тут же из­дох. Ас­кли­пий и го­ро­жане, ви­дя та­кое чу­до, уве­ро­ва­ли во Хри­ста и от­пу­сти­ли свя­тую.

Она про­дол­жа­ла свою про­по­ведь. В го­ро­де, где пра­ви­те­лем был Та­ра­сий, свя­тая Па­рас­ке­ва при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний ее обез­гла­ви­ли.
Такое описание можно найти в Житии Святых.

О Крыме там ни слова. Но в монастыре ссылаются на слова местных крымских жителей, которые веровали, что здесь, в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась ее кровью.

Легенда о Топловской обители

“Топловский монастырь никогда не оскудеет; его хранит и за него молится сама св. Параскева.
По ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках: тихая, прекрасная, она безмолвно благословляет встретившегося ей путника и если он болен, исцеляет его своим дивным взглядом.

Но случалось, что злые люди хотели сделать вред монастырю: тогда, святая являлась им. Пораженные незримой силой, они не могли продолжать своего пути и оставляли то, что неправедно взяли.

Так было с татарами, пытавшимися унести ночью, приготовленные бревна и доски для постройки церкви: они со своей ношей доходили только до св. источника, где их заставало утро, несмотря на их усилия скрыться.“
княжна Горчакова

Монастырская гостиница

Рядом с храмом Св. Параскевы монастырская гостиница:

“Поддержкой строений занимаются сами сестры; некоторые из них умеют штукатурить стены, красить окна, двери и полы не хуже любого штукатура или маляра. Каждую субботу в гостинице и кельях моют полы, вытрясают ковры, выносят кровати и постели, где нужно исправляют, белят и подмазывают стены и печи: вообще всюду соблюдается чистота необычайная. По ночам монахини поочередно ходят на караул, обходят церковь и кельи и усердно бьют в доску от 9-ти час. вечера до 4-х час. утра, т. е. до благовеста к утрени.”
Княжна Горчакова

Матушка Параскева

Третья почитаемая Параскева монастыря — игуменья Параскева (Ольга Родимцева), настоятельница с 1890 по 1928 гг.

До Топловского была послушницей Московского Страстного монастыря. В Крым переехала в 1875 г., а в 1889 г. приняла постриг с наречением имени Параскевы, стала настоятельницей, а со временем игуменьей. Обладала незаурядными организаторскими способностями.

За многолетний труд на пользу Топловского монастыря в 1894 году была награждена наперсным крестом. Это высшая церковная награда для монахинь.

Причислена к лику святых.

Монастырь в XX веке

Расцвет монастыря приходится на конец XIX — первую четверть XX в.в. и связан с деятельностью именно игуменьи Параскевы (Родимцевой).

  • На начало XX века — это самый крупный по количеству обитателей монастырь в Крыму
  • После установления советской власти и национализации монахини организовали сельхоз артель («Женский труд» с 1927 г.)
  • 1929 г. артель закрыта, организован совхоз «Безбожник» на части земель
  • 1993 г.– возрождение монастыря

Собор во славу живоначальной Троицы

Одним из самых важных событий в жизни Параскевы, стало строительство собора Святой Троицы.

Автором проекта собора стал талантливый архитектор В.А.Фельдман. Он также был архитектором Покровского собора в Севастополе, храма Рождества Христова в Балаклавском Георгиевском монастыре, синагоги в Харькове. Соавтор памятника Затопленным кораблям и Панорамы в Севастополе.

Но, к сжалению храм не был достроен. Начались бурные времена: войны, революции, проблемы с деньгами. После прихода советской власти монастырь преобразовали в сельхоз артель «Женский труд», а в 1929 г. собор взорвали.

Сейчас собор отстраивается заново. Нижний храм уже действующий.

Источники монастыря

Рассказывают много историй о чудесных исцелениях как в прежние времена, так и теперь.

«слепые прозревают, хромые ходят, одержимые страшными недугами получают исцеление»

Главные источники монастыря:

  • св. Параскевы (300 м)
  • Св. Георгия (1,5 км)
  • Трех Святителей (5 км)

Каждый источник считается целебным: для нервной системы, для глаз.

Источник Трех Святителей

Источник Трех Святителей удален от монастыря на 5 км. Не всякий готов и может пройти такое расстояние по лесным дорогам. Поэтому была проведена труба и обустроен небольшой источник рядом с храмом Параскевы.

Купель святой Параскевы

Купель рядом с чудотворным источником начали обустраивать еще в 1883 году. Сейчас купель работает по расписанию. Сюда с гор впадает источник Трех Святителей.

Есть правила посещения: надо быть в рубахах с нательным крестом, без обуви. Зимой два выходных дня: понедельник и четверг. Открыто с 9-00 до 16-00.

В теплый сезон, когда приезжает множество автобусов с паломнииками и туристами, здесь многолюдно. Зимой следует иметь в виду, что вода очень холодная.

Монастырское кладбище

Рядом с купелью монастырское кладбище, на котором похоронена Параскева Топловская.

Источник Параскевы

В 1882 году обустроен источник Святой Параскевы.

Считается, что целебный источник забил на месте казни святой Параскевы.

В почете он был не только у православных.

Мусульмане татары называли его источником живой и здоровой воды Чокрак-Саглы-Су.

Источник св. Георгия

К остальным источникам идти подольше. Около 2 км к источнику Святого Георгия. На нем надпись:

“Святый Георгий Победоносец моли Бога о нас грешных.”

Предусмотрены отдельные купели для мужчин и женщин.

Пятница — санитарный день для купелей. В объявлении указано, что проводится обработка купелей. Так что если цель — омовение во всех купелях монастыря, заранее лучше узнать распорядок их работы.

Источник Трех Святителей

Дальше лесная дорога через 45 минут выводит к Источнику Трех святителей. До него добираются уже единицы.

Итого: с целью паломничества в монастырь следует ехать подготовленными. Знать время, когда открыты купели, иметь соответствующую одежду, набор для омовения, можно взять бутылку для набора воды.

Конечно же интересно наблюдать за возрождением монастыря. За последние 10 лет сделано немало.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: