Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Переславский Горицкий Успенский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Когда был основан Успенский Монастырь – неизвестно, так как в пожаре 12 июня 1722 года погиб монастырский архив. По мнению специалистов, он существовал уже в начале XIV века. Находится монастырь у южного берега Плещеева озера на возвышенности — «горице». Этот факт и послужил краткому названию монастыря — Горицкий.

В 1382 году Переславль, а вместе с ним и монастырь разорили отряды хана Тохтамыша. От древних деревянных построек нечего не сохранилось. Однако довольно скоро монастырь был восстановлен женой великого князя Дмитрия Донского — Евдокией, приехавшей незадолго перед разорением на богомолье. Евдокия и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 году восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать Крестный Ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежка к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря. Он прожил в Горицком монастыре 30 лет, с 1495 по 1525 года. В монастырь к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану — будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.

Во второй половине семнадцатого века с юга и юго-запада монастырь был обнесён новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. Святые врата с надвратной Никольской церковью — образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Подлинными шедевром творчества семнадцатого века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание.

В 50-е годы XVIII века в Горицах, где размещался монастырь, уже вовсю кипела работа. Проект был грандиозным, строительство затянулось на долгие годы, несмотря на то, что иногда оно велось даже ночью при свете факелов и свечей. Планы архитекторов и строителей так и не были воплощены в жизнь: в 1788 году Переславская епархия прекратила свое существование.

Только после революции на сооружения древней обители обратили должное внимание. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей — один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.​ При этом всем сохранившимся на территории монастыря зданиям вернули должный вид. Сейчас комплекс зданий, расположенных на территории Успенского монастыря, принадлежит Переславль-Залесскому музею-заповеднику.

В 1744 году была основана Переславская епархия, в которую вошли несколько сел и городов, а также около шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Успенский монастырь стал кафедральным. Здесь должна была разместиться резиденция архиепископа. Именно это событие спровоцировало большие изменения в облике монастыря: руководители епархии решили построить более высокие и красивые здания на месте древних. В это время были разобраны главный собор, звонница, а также несколько других строений, упоминания о которых сохранились лишь в монастырских летописях.

После упразднения епархии священнослужители покинули монастырь, а вместе с этим прекратилось и строительство, опустели палаты и храмы, часть колоколов увезли в Петербург, а богатую ризницу отправили в Москву. Церковные службы в Успенском соборе стали проходить только летом по случаю праздников, а пустующие помещения некогда величественного монастыря постепенно разрушались. Лишь в 1881 году в бывшем монастыре разместили духовное училище.

В 2012 году Правительство Ярославской области приняло решение о передаче храмов монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. В настоящее время Переславль-Залесский Историко Архитектурный и Художественный музей-заповедник и Горицкое архиерейское монастырское подворье ведут совместную работу по передаче храмов.

Горицкий монастырь в Переславле Залесском

Горицкий монастырь в Переславле Залесском, пожалуй, самый посещаемый музей города – именно здесь расположена главная экспозиция Переславского музея-заповедника. Несмотря на церковное название, монастыря в этих стенах нет уже 280 лет. Основанный в начале XIV века при Иване Калите, Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском был упразднен в 1744 году. Удивительно, но из пяти сохранившихся монастырей города только Горицкий монастырь до сих пор не передан церкви – вот уже почти 100 лет в нем размещается музей. Об этом необычном месте (как архитектурном, так и историческом) и будет наша сегодняшняя статья.

Читайте также:
Иеромонах Роман Матюшин: биография отца, творчество, православные песни и стихи

История Горицкого монастыря

Как мы уже писали выше, Горицкий монастырь был основан при Иване Калите в XIV веке. Судя по всему, это был один из крупнейших монастырей региона, который владел многочисленными селами и деревнями в округе. В некоторых источниках можно встретить информацию, что монастырь является Переславским кремлем, но это неверно, так как кремль в Переславле находился совсем в другом месте. Довольно забавно, но это уже третий город Золотого кольца, где главный монастырь называют кремлем. Такая же история со Спасо-Преображенским монастырем в Ярославле и с Ипатьевским в Костроме.

Название монастыря напрямую связано с его местоположением – находящийся на возвышенности, он получил имя «Успения на Горице», что позже трансформировалось в Горицкий Успенский монастырь. Кстати, монастырь с таким названием не единственный в центральной России. В Вологодской области в селе Горицы есть женский Горицкий Воскресенский монастырь, основанный в середине XVI века. Но в отличие от вологодского монастырь в Переславле был мужским.

В 1722 году во время пожара был полностью уничтожен архив Горицкого монастыря, поэтому исторических данных об обители не так много. Например, ученые спорят даже о дате его основания: согласно большинству версий, монастырь был основан в начале XIV века, но некоторые исследователи утверждают, что уже в XII столетии на этом месте жили монахи.

Историки говорят, что в 1382 году в Горицком монастыре укрывалась жена Дмитрия Донского, спасаясь от татар. Княгиня Евдокия вместе с детьми ранним утром вышла из монастыря и отплыла на плоту на середину Плещеева озера, где ее скрыл туман – именно так ей удалось спастись. Позднее устоял монастырь и в Смутное время, но, несмотря на то, что обитель смогла устоять против всех невзгод, до наших дней не сохранилось ни одного здания.

Весь комплекс Горицкого монастыря строился в XVII-XVIII веках. Что произошло между XVI и XVII столетиями, и почему обитель была полностью перестроена, доподлинно не известно, на этот счет ученые строят лишь догадки. Известно только, что в 1744 году монастырь был упразднен, а его помещения передали под архиерейские Переславской епархии, которую в 1788 тоже упразднили.

В начале XIX века Горицкий монастырь представлял собой типичную «заброшенность»: полуразрушенные крепостные стены, горы мусора, заросшая территория. Лишь в конце XVIII столетия в одном из зданий монастыря разместилось духовное училище. В начале 1900х годов монастырь постепенно стали приводить в порядок, и после революции в его стенах разместился Переславский музей-заповедник, который действует и в наши дни.

Святые ворота и Церковь Николая Чудотворца

Одной из самых древних построек монастыря считаются Святые ворота. Точная дата постройки их неизвестна, но ученые склонны предполагать, что появились они уже в XVII столетии. Церковь Николая Чудотворца над Святыми воротами была построена позже, в конце XVII века. После упразднения Переславской епархии в церкви не проводились богослужения, а сейчас там находится одна из экспозиций музея.

Напротив проездных ворот, через которые осуществляется вход на территорию Горицкого монастыря, можно увидеть небольшую деревянную часовню. Она была привезена в Переславль в 1983 году из деревни Старово, расположенной неподалеку. Сейчас здесь касса музея-заповедника, здесь приобретаются билеты во все экспозиции, а также билет на колокольню.

Именно с колокольни мы и начнем свое знакомство с архитектурными памятниками Горицкого монастыря.

Церковь Богоявления Господня с колокольней

Богоявленская церковь расположилась на нижнем этаже четырехъярусной колокольни, построенной в 1768-1777 годах. После упразднения Переславской епархии колокол отсюда демонтировали и отправили в Санкт-Петербург в Петропавловскую крепость. В наши дни здесь разместился методический отдел музея, а на самом верху организована смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на Переславль-Залесский и Плещеево озеро.

Читайте также:
Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Подъем наверх осуществляется сначала по каменной, а затем по деревянным лестницам. Все перекрытия между ярусами выглядят совершенно новыми, создается впечатление, что совсем недавно в колокольне Богоявленской церкви делали ремонт.

На одном из уровней окна закрыты фанерными листами, на которых многие туристы зачем-то оставляют свои автографы. Много записей 2005-2006 годов, видимо, ремонт в колокольне был лет десять назад.

С высоты открывается действительно великолепный вид на город. Вход сюда платный, и мы не заметили толпы желающих, как это обычно бывает на смотровых площадках, но надо сказать, что люди многое теряют – виды очень красивые.

Справедливости ради стоит отметить, что подниматься на колокольню стоит для того, чтобы посмотреть, как выглядит Горицкий монастырь с высоты, потому что остальными видами можно насладиться и от крепостных стен, при этом платить за это не нужно. Кстати, попасть в колокольню, можно только в теплое время года, зимой для осмотра она закрыта.

Успенский Горицкий собор

От церкви Богоявления мы отправились к собору Успения Пресвятой Богородицы – главному зданию Горицкого монастыря. Известно, что Успенская церковь построена в 1750х годах на месте древнего храма, который был возведен в 1520м году.

До 1838 года именно этот храм был главной церковью Переславля Залесского. Собор, как и колокольня, открыт только в теплое время года, и это сделано для того, чтобы сохранить росписи на стенах.

Напротив собора можно увидеть большое количество надгробий.

На плитах в основном даты смерти, относящиеся к первой половине XIX века, но есть и более «молодые». Например, здесь погребен художник Дмитрий Николаевич Кардовский, который был родом из этих мест.

У западной стены Успенского собора в нише можно увидеть массивный колокол, но никаких поясняющих табличек у него нет.

Церковь Всех Святых

Рядом с Успенским собором находится еще один архитектурный памятник Горицкого монастыря – церковь Всех Святых с трапезной палатой.

Храм, построенный во второй половине XVII века, простоял пустым сто лет с 1780 по 1880 год. В 1883 году церковь отремонтировали, и она стала выполнять функции домового храма при духовном училище.

Вплотную к церкви пристроено здание духовного училища, построенное в конце XIX века. Перед входом можно увидеть трофейные пушки и ядра XV-XVI века. В наши дни здесь разместилась картинная галерея.

Между Успенским собором и церковью Всех Святых находится небольшая звонница, построенная, как и духовное училище, в XIX веке.

На втором уровне звонницы находится смотровая площадка, откуда открывается отличный вид на Плещеево озеро и Переславль-Залесский, при этом вход сюда совершенно бесплатный.

Помимо деревянной часовни из деревни из деревни Старово, которую мы видели на входе, в Горицком монастыре есть еще два привезенных памятника.

Один из них – бюст Юрию Долгорукову, основателю Переславля-Залесского, а второй – часовня святого Георгия из деревни Фонинское Переславского района.

Горицкий монастырь в Переславле-Залесском оставил о себе очень неоднозначное впечатление: с одной стороны понимаешь, что это музей и летний театр – сувенирные ряды и прочие развлечения воспринимаются нормально, с другой стороны, никак не удается отделаться от впечатления, что это монастырь, и все эти внешние атрибуты начинают раздражать. В общем, немного странно и непривычно.

Переславль славится своими музеями и переславский музей-заповедник самый классический из всех музеев города.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru.

В этом месте нет представлений, как в музее утюга и чайника, не найдете вы и необычных экспонатов, как в музее паровозов, на наш взгляд здесь немножко скучновато, но ради видов, которые открываются со смотровых площадок монастыря, стоит побывать здесь хотя бы раз.

Ферапонтов монастырь – древнейшая обитель под Вологдой с богатой историей

Ферапонтов монастырь в Вологодской области

Ферапонтов монастырь – древнейший монастырь русского Севера, основанный в XIV веке и расположенный в 120 км от Вологды. До наших времен сохранился в строениях XIV-XVII веков и росписях древнерусского иконописца Дионисия.

Скромная северная обитель

Достопримечательность Вологодской области, монастырь стоит на холме между двух озер, Бородаевским и Спасским, которые соединяет маленькая речушка Паска.

Читайте также:
Храм Рождества Богородицы в Уфе: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, святыни и настоятели

Обитель, основанная в стороне от торговых и транспортных путей, так и не стала ни мощной крепостью, ни богатым центром. Уютный и изящный монастырь, где в мире и согласии, в доброте и смирении жили монахи, гармонично вписался в скромный северный ландшафт, не подавляя его своим величием.

Монастырь скромен и невелик по площади. Темно-серый цвет куполов, надвратных башенок, кровли колокольни и трапезной палаты перекликается с посеревшими от времени заборами соседней деревушки. Лишь белоснежные стены монастырских строений говорят о приближении к святому месту.

Ферапонт – основатель монастыря

Дворянин по происхождению, Федор Поскочин родился в 1337 году в городе Волоколамске. В 40-летнем возрасте он постригся в монахи под именем Ферапонт в московском Симоновом монастыре, где подружился с монахом Кириллом.

По благословению Сергея Радонежского, друзья-монахи отправляются покорять русский Север и нести туда христианство. Миссия оказалась тяжелой: финноязычные племена, населявшие русский север, встретили их враждебно.

Прибыв в Белозерье, северный край, друзья обустроили монашескую келью в вырытой собственноручно пещере. Тихий, мягкий по характеру, Ферапонт через год удалился от сурового и требовательного Кирилла. Он решил построить свою обитель.

В 1398 году на холме между двумя озерами, у протоки, соединяющей их, Ферапонт основал монастырь. 10 лет монах провел здесь, обустраивая обитель. Основатель показывал пример братии, проводя жизнь в трудах и молитвах. Он выполнял всю «черную» работу – колол дрова и носил воду для всех монахов.

Обитель постепенно росла: сюда стекались любители тишины и покоя, молитв в безмолвии и уединении. Скромный и немногословный, не любивший командовать, Ферапонт отказался занять должность игумена в основанной им обители.

Можайский князь Андрей, сын Дмитрия Донского, пригласил преподобного к себе, чтобы основать монастырь близ Можайска. После долгих уговоров Ферапонт согласился и прожил там до конца жизни.

Время взлетов и падений

Через 100 лет при игумене Мартеминиане – воспитаннике преподобного Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь расцвел и разбогател. Влиятельные князья оставляли здесь богатые дары и жалованные грамоты. Монастырь владел 300 душами крепостных, сюда на богомолье приезжал Иван Грозный.

Новый настоятель основал богатую библиотеку, обитель славилась «ученостью иноков». Насельники переписывали и переплетали книги. 2 года строили жемчужину монастыря – Богородице-Рождественский собор, который сменил деревянный храм, уничтоженный пожаром. В 1502 году собор расписал фресками знаменитый иконописец Дионисий с сыновьями.

На деньги великого князя Василия III возвели каменный Благовещенский храм, который соединили с Богородице-Рождественским собором каменной галереей.

В 1614 году слабо защищенный монастырь разорили отряды польских налетчиков. Урон, нанесенный поляками, оказался настолько большим, что восстановили монастырь лишь через 25 лет, однако новый подъем был недолгим.

Во второй половине XVII века положение обители резко ухудшилось. Одной из причин обеднения и запустения монастыря стало то, что здесь 10 лет (1666-1676 годы) пребывал опальный патриарх Никон, внесший раскол в церковную жизнь.

В 1798 году Ферапонтов монастырь упразднили, церкви отдали приходам. Возродила монастырь к жизни в 1904 году игуменья Таисья, превратив его в женскую обитель. Самодостаточный и уютный монастырь в 1924 году закрыли большевики, разогнав сестер.

С тех пор монастырь стоял заброшенным, с 1975 года здесь начали формировать Музей фресок Диониса, филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В 2000 году монастырь внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Уникальный по красоте ансамбль раскрывает основную тему своей архитектуры – Боговоплощение.

Главная достопримечательность – собор Пресвятой Богородицы, где сохранились уникальные фрески 1502 года, созданные древнерусским иконописцем Дионисием и сделавшие Ферапонтов монастырь всемирно известным. Площадь стенописи – 600 кв.м. Ансамбль полностью сохранил тональное богатство мягких цветов фресок в сочетании с ритмичной гармонией библейских сюжетов.

Главная особенность собора – устремленность в небо, «превознесенность» над землей. Пирамидальный силуэт собора и повышенные арки подчеркивают изящные особенности здания.

Церковь преподобного Мартеминиана (1641год) – усыпальница основателя монастыря, первого игумена. Здесь хранятся его мощи. Место погребения украшено деревянной резной с позолотой ракой с текстами из жития преподобного. У ног святого – погребение его ученика, Иоасафа, архиепископа Ростовского.

Читайте также:
Храм Сретения Господня на Гражданском проспекте, СПб: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Надвратная церковь Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта (1649 год) – домовой храм опального патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, где жил ссыльный Никон, ожидая окончания строительства церкви. Когда ссыльному патриарху предоставили церковь, в ней не было ни книг, ни богослужебных принадлежностей. Бывший патриарх обратился к царю, и в ответ на жалобу царь подарил Никону недостающую утварь и 3 небольших колокола.

Церковь Благовещенья с Трапезной палатой (1531 год) построена на вклад царя Василия III, сделанный в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Над церковью – ярус звонов для колоколов со сложно расположенными камерами-резонаторами.

В основании трехъярусной колокольни – 4 столба, перекрытые арками. Завершается колокольня четырехгранным шатром, на каждой стороне которого сделано небольшое окно. Вверху – древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году. Две широкие лестницы ведут отсюда на паперти Богородице-Рождественского собора и Благовещенской церкви.

К воротам примыкает здание Казенной палаты. На первом этаже – сушило, на втором – книгописная мастерская.

Святыни монастыря

В Ферапонтовом монастыре хранится святыни:

  • 9 древнейших антиминсов XV-XVII веков;
  • рака преподобного Мартеминиана;
  • полотняная риза преподобного Мартеминиана;
  • игуменское место;
  • житийная икона преподобного Ферапонта;
  • кресло и стол патриарха Никона, изготовленное лично;
  • рукотворный остров из камней, сложенный Святейшим изгнанником;
  • поклонный крест, установленный в год 600-летия монастыря.

Видео: музей фресок Дионисия

Ферапонтов Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области

Ферапонтов Богородице-Рождественский мужской монастырь, расположенный на берегу Ферапонтовского озера, следует обязательно посетить тем людям, которые интересуются духовной историей России или памятниками истории. Этот комплекс с самого своего основания стал важным духовным и просветительским центром Вологодской области, а сегодня входит в состав Всемирного наследия по решению ЮНЕСКО.

История основания обители

Основателем подворья считается преподобный Ферапонт, который в 1398 году начал собирать здесь монахов и в честь которого позже обитель и переименовали. В течение 400 лет это была мужская обитель, в которой служили монахи.

За всю историю существования монастырь был несколько раз закрыт, после вновь открыт, но сегодня, ради сохранения уникальных исторических фресок, монашеская служба там приостановлена.

Читайте также похожие статьи:

Основателями его считаются Ферапонт Белозерский, который создал скит при содействии правителя волости Андрея Можайского. Изначально он находился в стороне от больших дорог и трактов, был уединенным местом, но с развитием торгового пути через волость стал расти и процветать. По мере роста проходящего мимо тракта число паломников увеличивалось, как и иноков — к началу XV века в нем было уже более 20 братьев.

Особый расцвет подворья пришелся на время правления Василия II и III, и Ивана Грозного. В то время игуменом был Мартиниан Белозерский, который сумел не только сохранить монашеский уклад, но и сделать из подворья настоящий духовный и культурный центр волости. Правители обильно благословляли монахов землями, утварью и финансами. Это способствовало росту прихожан и братьев, и укреплению позиций монастыря среди прочих.

В XVII-XVIII веках обитель серьезно пострадала от нескольких пожаров и грабежей, а в 1764 году у нее были отобраны владения. В результате упадка в 1798 году монашеская деятельность тут была упразднена. Известен этот период и тем, что сюда сослали патриарха Никона в 1666 году на 10 лет. Кроме патриарха, тут же содержались митрополиты Литовский и Ростовский.

Век ХХ ознаменовался восстановлением монашеской жизни в империи, и Ферапонтов монастырь привлек внимание Императорской Археологической комиссии. По результатом ее работы в обители стали проводить реставрационные работы, и церковная старина была полностью сохранена. Закрыт он был вновь в 1924 году с приходом к власти большевиков. Несмотря на отсутствие богослужений, храмы не тронули и сохранили из-за наличия в церкви Рождества Богородицы уникальных фресок.

На заметку! Обратно в Лоно Церкви обитель была возвращена в 1990-х годах и с тех пор там постоянно открыт Музей Дионисия, а также проходят богослужения.

Читайте также:
Задонский мужской монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Описание архитектуры

Самая древняя церковь в комплексе и на всем русском севере — это собор Рождества Богородицы. Он был построен в 1490 году и именно внутри него находятся известные рисунки Дионисия, которые датированы 1502 годом.

Всего же в архитектурном ансамбле 4 церкви (всего 6 престолов), колокольня и две палаты — Казенная и Трапезная. К сожалению, помещения, где проживали монахи и монашки не сохранились отчасти потому, что были деревянными, отчасти из-за отсутствия современной реставрации.

Интересно! Главная достопримечательность комплекса — храм Рождества Богородицы. Это первый каменный храм XV века на Руси.

Церковь построена в традиционно русском стиле, который присущ всем древним церквям Русского Севера. Тут также ранее находился иконостас с иконами, которые были написаны тем же Дионисием, но они были перенесены в 1930-х в Кирилло-Белозерский музей и ряд галерей. Сам храм имеет главный престол и южный придел, где ранее была малая главка, а также звонницу с северной стороны здания. В 2000 году он вошел как памятник архитектуры в список ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена вместе с Трапезной палатой в 1530–1531 годах при спонсорстве царя Василия III как благодарение Господу за рождение сына Иоанна IV. Под Трапезной палатой располагалась пекарня и кухня для монахов. Сама Трапезная имела необыкновенную архитектуру — это был ярус, который сейчас замурован. В нем располагаются отдельные камеры, где ранее располагались колокола, а позже хранились книги. Церковь Благовещения соединена с собором Рождества Богородицы каменными переходами.

Ещё интересные статьи о православии:

Церковь св. Мартиниана была возведена в 1641 году и в ней похоронен второй основатель обители. Именно под толщей фундамента этой церкви хранятся мощи святого Мартиниана, а место погребения украшено золоченой рáкой из дерева с текстами из его Жития. У ног преподобного похоронен его ученик Иоасаф, который был в свое время архиепископом в Ростове.

Церковь Богоявления была построена как надвратная в 1649 году и служила домовым храмом для патриарха Никона, который был сослан сюда в ссылку. А колокольня была построена в XVII веке и имеет три яруса. Внутри нее находится шатер в форме квадрата на самом верху которого сохранился часовой механизм (1635 года). Колокольня и часы были полностью восстановлены и находятся в рабочем состоянии.

Деятельность прихода

К сожалению, на сегодняшний день монастырь не действует, но на его территории открыт художественный музей-заповедник. Несмотря на отсутствие монашеского скита тут, на территории местных храмов проходят регулярные богослужения, которые можно посетить паломникам.

Основная деятельность местных служителей — это забота и поддержание архитектурных памятников в надлежащем состоянии. Проекты возобновления монашеского жительства тут не одобряются искусствоведами, которые боятся, что с возвращением монахов в эти стены и их жительства тут фрески начнут приходить в негодность. Музей основали в 1930-х годах и до сих пор он осуществляет заботу и сохранение памятников Ферапонтова монастыря.

Богослужения сегодня проходят в надвратных церквях, а центральный собор чаще всего закрыт из-за необходимости поддерживать в нем соответствующие условия. Попасть на службу можно на выходных:

  1. В субботу в 10 утра служится молебен и панихида, а в 5 вечера — Всенощное бдение.
  2. В воскресный день в 9 утра совершается Божественная литургия.

Для паломников можно приехать в Ферапонтово на выходные и остаться на все выходные, тогда можно будет посетить музейный комплекс, все службы и осмотреть красивые окрестности.

Святыни и престольные праздники

Несмотря на отсутствие монашеского жительства, в храмах сохранились святыни, которым можно поклониться при паломнической поездки в эти места. Среди святынь особо выделяют:

  • фелонь святого Иоанна Кронштадтского;
  • 9 древних антиминсов 15-17 вв., которые были перенесены сюда из собора Рождества Богородицы;
  • мощи архиепископа Иоасафа и Галактиона Белозерских;
  • рака с мощами преподобного Мартиниана 1646 года и его риза.

Кроме этого, можно осмотреть сохранившееся имущество патриарха Никона, который был тут в ссылке. Сохранилось его кресло и рабочий стол. Хранится в храме и две уникальные иконы:

  • икона Богоматери «Скоропослушница», авторства монахов с Афона;
  • икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, которая была написана местным монахом Феодосием.
Читайте также:
Церковь Покрова Богородицы в Нижней Ореанде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В окрестностях можно посетить восстановленный остров на Бородаевском озере, который когда-то сложил сам патриарх Никон во время своей ссылки сюда. Тут же установлен Поклонный крест.

В монастыре ежегодно празднуют престольные праздники:

Святыми покровителями храмов здесь считают Ферапонта Белозерского, который был тут основателем и первым игуменом, Мартиниана Белозерского, который занимал должность второго игумена и блаженного Галактиона.

Фрески

Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.

Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.

На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы.

Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.

Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.

Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов. Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил.

Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.

Как добраться

Монастырь располагается по адресу: село Ферапонтово, 8 строение по улице Каргопольской. Он находится в 20 км от города Кириллов и в 120 км от Вологды. Ближайший населенный пункт — село Ферапонтово, которое располагается на противоположном берегу реки от обители.

Добраться удобнее всего автомобилем:

  • со стороны Вологды надо двигаться по трассе Р5 на север до села Ферапонтово;
  • со стороны Череповца — по трассе Р6 в сторону Кириллова.

Доехать до комплекса можно и поездом из Москвы или Питера до Вологды или Череповца, а там пересесть на автобус до Липина Бора или Вытегры. Маршрут автобуса проходит по трассе рядом с селом Ферапонтовым, а водитель подскажет, где необходимо выйти. До монастыря от трассы около 2 км, но всегда можно поймать попутку. Автобусы ходят и из Кириллова 2 раза в неделю (вторник и четверг) с главного автовокзала.

Несмотря на то что обитель не действует, в ней проходят регулярные богослужения, а время работы самого архитектурного комплекса с 1 мая по 31 сентября с 9 утра до 6 вечера. В холодный сезон время работы сокращается на 2 часа — с 9 утра до 5 вечера.

Ферапонтов Белозерский монастырь (Музей фресок Дионисия)

Ферапонтов Белозерский монастырь — бывший мужской монастырь, а ныне действующий музей в Вологодской области, известный православным во всем мире. Здесь в главном храме монастыря (соборе Рождества Богородицы) можно увидеть фрески, единственные в мире из целиком сохранившихся, выполненные гениальным мастером кисти того времени Дионисием. Фрески настолько уникальные, что им нашлось место в списках достояний человечества, который поддерживается ЮНЕСКО.

Читайте также:
Вознесенский собор в Ельце: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Сама деревня Ферапонтово представляет собой крохотное поселение, где в хорошие времена живет несколько сотен человек.

Село расположено на берегах сразу двух красивейших озер — Ферапонтовского и Спасского. Вместе с монастырем они составляют все, что достойно внимания здесь. Побывавшие в Ферапонтово путешественники отмечают необыкновенное спокойствие, умиротворение и душевность, которые охватывают человека в этих пропитанных духовной историей краях.

Появление монастыря связано с именами двух монахов — Кирилла и Ферапонта. Именно силами их личностей на Русском Севере когда-то выросли сразу два монастыря: Кирилло-Белозерский и Ферапонтов, сыгравшие очень важную роль в православной культуре. Кирилл вырос в знатной боярской семье, был умен и хорошо образован. Встреча с Сергием Радонежским оставила такой след внутри молодого человека, что он принял монашеский постриг и всю жизнь посвятил служению его идеям. В очень зрелом возрасте произошла вторая знаковая встреча Кирилла — он познакомился с монахом Ферапонтом, который долгое время перед этим путешествовал по Северу. Монахи покинули Москву в поисках места, где будет стоять новый храм, посвященный Богородице. В возрасте 60 лет дошли пешком из Москвы и решили основаться невдалеке от древней Вологды. На месте будущего монастыря сначала вырастает часовня. Годом позже, Ферапонт покинул своего единомышленника и в 20 верстах от него построил еще одну монастырскую слободу — это и будет чуть позже Ферапонтов монастырь. Сам Ферапонт не остановится и на этом — десятью годами позже он оставит это место своему ученику Мартиниану, а сам поедет дальше, открывать новые духовные обители. Ферапонт умер в возрасте 90 лет и был впоследствии канонизирован.

В течение 400 лет Ферапонтов монастырь был важнейшим культурным и духовным центром этого края.

Фрески Дионисия

Знаменитая стенопись появилась здесь в 1502 году. Именно тогда в монастырь был приглашен иконописец Дионисий с двумя своими сыновьями и артелью. Ему было поручено расписать внутренние стены Рождественского собора в монастыре. Мастер был действительно выдающимся иконописцем, одним из самых почитаемых художников эпохи. Он был современником Рафаэля, Леонардо, Боттичелли, Дюрера, продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. Яркими шедеврами его кисти стала роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, иконы, сделанные для монастырей Белозерского и Вологодских краев, в том числе для Ферапонтова монастыря.

Специалисты по иконописи Дионисия выделяют особый стиль его работ. Подчиненные интерьеру и поверхности стен пропорции, изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты фигур, подчеркивающие их невесомость. Помимо невероятной мягкости красок, они как будто сами собой излучают свет. Образы Христоса Вседержителя в куполе собора, архангелов, святых, Богоматери с Младенцем, Николая Чудотворца, Рождества Богородицы составляют сюжетную линию стенописи храма.

С 1974 года доступ к фрескам открыт для всех — здесь принимают паломников и туристов. Монастырь давно перестал выполнять свою изначальную функцию. Помимо музея фресок, в надвратных церквях монастыря проходят богослужения местного прихода. Говорят, что и монашеская жизнь здесь в скором времени тоже будет возобновлена. Пока же здесь проходят обучение художники-реставраторы.

С 1981 года здесь очень внимательно следят за температурно-влажностным режимом храма и красочных слоев фресок, чтобы сохранить чудом оставшиеся росписи потомкам. Долгое время любые изменения в погоде могли перекрыть посетителям доступ в храм. Сейчас здесь смонтированы теплые полы и специальные датчики, отслеживающие состояние фресок, поэтому посмотреть фрески стало более реально.

Экскурсии

Перед осмотром храма вы можете посмотреть небольшой фильм, где расскажут самое главное о местных фресках. Фильм длится всего 15 минут и если вы посещаете храм без экскурсовода, он очень многое даст вам в понимании увиденного. Так же при входе вы получите небольшую схему с описанием фресок и их расположении.

Экскурсию по музею можно заказать заранее, позвонив в музей по телефону: (81757) 4-92-61, 4-93-86, факс: (81757) 4-92-61.

Музей фресок Дионисия, Ферапонтов монастырь (видео)

Как добраться до Ферапонтов Белозерского монастыря

Село Ферапонтово расположено в Вологодской области, поэтому из Вологды отправляется наибольшее число автобусов, способных доставить вас к монастырю. Первый автобус выходит от автовокзала Вологды в 8.10, последний в 16.00. Всего осуществляется 5 рейсов в день, автобус преодолевает расстояние в 118 километров за 2–2,5 часа. Узнать расписание, цены, а также купить билет на автобус можно на сайте Туту.ру: Вологда — Ферапонтово.

Читайте также:
Свято-Успенский монастырь в Орле: история и адрес, описание, праздники и святыни

Те, кто заезжают в Кириллов, чтобы увидеть Кирилло-Белозерский монастырь, также могут добраться до Ферапонтово на автобусе всего за 5 минут. В зависимости от дня недели существует 1–2 два рейса в день, поэтому при планировании поездки уточняйте расписание: Кириллов — Ферапонтово.

Также существуют рейсы и из Череповца, там нужно выбирать направления на Кириллов или Вытегру.

На автомобиле от Вологды до Ферапонтово можно доехать напрямую по трассе А119 «Вологда — Медвежьегорск».

В навигаторе можно выставить название «Ферапонтов Монастырь» или координаты его местоположения — 59.9566003 38.5675049.

Также можно воспользоваться одним из приложений по заказу такси: Yandex Taxi или Maxim.

Ферапонтов Белозерский монастырь — панорама Google Maps

Ансамбль Ферапонтова монастыря

История монастыря

Согласно церковному преданию, эта древняя обитель была основана после чудесного явления Богородицы иноку Симонова монастыря Кириллу. Тот поделился откровением с постриженником Ферапонтом, происходившим из боярского рода Поскочиных. Вместе они решили отправиться на берега Белого озера. Здесь иноки нашли холм, с трех сторон окруженный озерами. Кирилл узнал явленное ему в видении место и сказал: «Се покой мой в век века, здесь поселюсь, как изволила Пречистая».

Путникам в то время уже исполнилось по 60 лет. Ферапонт недолго прожил на Белом озере, продолжив поиски молитвенного уединения. В 1398 году в живописном месте, на холме, меж двух озер, выкопал он себе первую землянку. Скоро вокруг нее собралась небольшая община. Старец-игумен не только духовно наставлял братию, но и выполнял самые тяжелые послушания: колол дрова, носил воду. Упокоиться в основанной им обители преподобному Ферапонту не пришлось. По просьбе князя Андрея Михайловича он отправился в окрестности Можайска, чтобы основать Лужецкий монастырь. Там же с 1426 года покоятся его мощи.

Долго ученики Ферапонта ждали нового духовного наставника. Им стал Мартиниан, ученик Кирилла Белозерского. Глубоко образованный, талантливый переписчик Мартиниан собрал в монастыре, который он возглавлял четверть века, обширную для того времени библиотеку. Известен он и тем, что поддержал свергнутого с престола и ослепленного князя Василия Темного. Вернув себе Московское княжество, тот в благодарность предложил Мартиниану игуменство в Троице-Сергиевой лавре.

При Мартиниане же перестроили деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенную в 1409 году. А каменной она стала уже при его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. По преданию, молодой князь Оболенский услышал на своем свадебном пиру от юродивого, протянувшего ему цветочный венок: «Вот тебе, Иванушка, архиерейская шапка». Вскоре молодая княгиня умерла при родах, а ее опечаленный супруг принял монашеский постриг в Ферапонтово под именем Иоасафа. Немалые средства он пожертвовал на главный храм монастыря — каменный Рождественский собор, строительство которого было завершено в 1490 году. А 12 лет спустя московский иконописец Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием расписали храм. Дионисий — крупнейший после Андрея Рублева художник Древней Руси. Его кисти принадлежали фрески в Пафнутиевом Боровском, Иосифо-Волоколамском, Павлово-Обнорском монастырях, но сегодня в неизменном виде они сохранились лишь в Ферапонтово.

Роспись Рождественского собора посвящена как земной жизни Матери Божией, так и богословскому толкованию Ее образа. Например, в верхнем ярусе храма размещены аллегорические сцены из Акафиста Богоматери. Среди изображений вселенских святых появляются и образы Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, канонизированных незадолго до написания фресок.

Цвета фресок нежные, в колорите преобладают бледно-зеленые, светло-желтые и белые тона, вместо красного мастера использовали розовый цвет. Мягкая, спокойная композиция должна настраивать паству на молитвенный лад.

Подобно другим северным монастырям, Ферапонтово служило и темницей для непокорных. Десять лет провел здесь в ссылке реформатор Никон, лишенный патриаршего сана. Бывший «Великий Государь всея Руси» сам построил себе келью. Когда опальному патриарху режим немного смягчили, он, желая оставить потомкам память о его обидах, своими руками насыпал на дно озера крупных камней. На получившемся небольшом острове установил крест с надписью: «Сей Животворящий Крест Христов поставил смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, будучи в заточении за Слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтове монастыре в тюрьме».

Читайте также:
Кирилло-Афанасиевский монастырь в Ярославле: история и адрес монастыря, храмы и постройки

Злопыхатели обвиняли опального иерарха, любившего проводить время на острове, в общении с диаволом. Якобы тот являлся к патриарху в образе змия и сообщал все, что говорилось про Никона в народе. Власти также противились лечению местных жителей, которые, прослышав о его даре целителя, толпами устремились в монастырь. По евангельской традиции Никон читал над ними молитвы и помазывал освященным маслом. Отвечая на обвинения, он свидетельствовал, что «от этого его лекарства милость Божия и исцеление многим людям бывало, а про то он не слыхал, чтоб от его лекарства кто умер». Однако следственным властям, посланным Собором 1676 года, велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, мази сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».

В следующем, XVIII столетии монастырь постепенно приходил в упадок, а в конце и вовсе был закрыт по решению Синода, однако в декабре 1903 года было принято решение о возобновлении монашеской жизни в обители. На этот раз здесь открылся женский монастырь. Туда по благословению игуменьи Леушинского монастыря Таисии перебрались несколько сестер. Не успели инокини восстановить обитель, как наступили смутные революционные времена. В 1918 году настоятельницу Ферапонтова, игуменью Серафиму, расстреляли, но монастырь окончательно закрыли лишь в 1924 году.

Музей фресок

Современный музей фресок Дионисия появился на территории монастыря в 1975 году, формально он является филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Сегодня здесь ведется научно-исследовательская и просветительская работа. В то же время с лета 1990 года возобновились службы в небольшой надвратной церкви Богоявления, которую некогда отвели для молитв патриарху Никону.

Каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1490) прежде всего знаменит росписями Дионисия.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (1534) строился на пожертвования царя Василия III в честь рождения наследника — будущего царя Ивана Грозного. Под этим храмом находится обширное помещение, в нем некогда размещались монастырские кухня и трапезная.

Церковь Мартиниана (1640) возведена над гробницей бывшего игумена и освящена в его честь.

Церкви над Святыми вратами — одна в честь Богоявления Господня (1649), другая — во имя преподобного Ферапонта — последние крупные каменные постройки в обители.

Казенная палата (ХVI век) — массивное двухэтажное здание под двускатной кровлей, расположенное справа от Святых врат.

Шатровая колокольня Ферапонтова монастыря не имеет точной даты постройки, но по архитектурным формам она, скорее, может быть отнесена к ХVII столетию.

Секрет мастера

У специалистов вызывает большой интерес удивительная сохранность цвета фресок Дионисия. Согласно одной из легенд, мастер собирал для их изготовления разноцветные камешки на берегу монастырского озера.

Этой легенде нашлось продолжение: якобы, когда в 1946 году началась реставрация Успенского собора Московского Кремля, Управление коменданта Кремля отправило экспедицию по сбору красящих камней «для лучшего восстановления палитры художника Дионисия». Секретная экспедиция собрала в Ферапонтово более тонны камней и глины и доставила в Москву тоже в условиях повышенной секретности.

Святыни Ферапонтово

— Мощи преподобного Мартиниана Белозерского. Почивают под спудом в одноименной церкви.
— Мощи преподобного Галактиона Белозерского. Почивают под спудом под колокольней справа от входа.
— Мощи архиепископа Иоасафа. Почивают в ногах преподобного Мартиниана. Надгробие находится слева на солее в Мартиниановской церкви.
— Чтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». Написана на Афоне в начале прошлого века для возобновленного монастыря.
— Подризник преподобного Мартиниана.
— Фелонь, в которой служил святой праведник Иоанн Кронштадский в Ферапонтовом монастыре.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Регистрационный номер: 531420022730006

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области

Построили Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области на холме между двух озер — Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Вначале он был мужским, спустя несколько веков — женским, а после — опять мужским.

Читайте также:
Казанский монастырь в Рязани: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и храмы

Сегодня ансамбль монастыря — памятник Вологодской области, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь работает музей — филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также находится архиерейское подворье Вологодской митрополии.

В центре внимания — музей фресок Дионисия, включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Это уникальное собрание образцов церковной росписи. Говорят, что фрески, несмотря на свой многовековой возраст, будто светятся. И свет их привлекает в Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области ежегодно тысячи людей со всего мира. Богослужения проходят только в маленьких надвратных церквях — искусствоведы опасаются за сохранность уникальных фресок.

Чтобы паломники и туристы могли погрузиться в уникальную атмосферу монастыря, «ВодоходЪ» включил в круизы по Волге экскурсию «Древности Белозерья».

Адрес: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово, ул. Каргопольская, 8

Координаты: 59.956496, 38.567472

Режим работы: ежедневно, 9:00-17:00

Круизы по святым местам

История

В конце 14 века преподобный Ферапонт основал в вотчине князя Андрея Можайского небольшой приход, с которого и началась история обители. Она постепенно развивалась, но расцвет монастыря пришелся на времена правления Василия III и его сына Ивана Грозного, которые часто посещали обитель и не скупились на пожертвования.

На протяжении двух веков, 17-го и 18-го, про Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области как будто забыли. Кстати, именно здесь в заточении находился Патриарх Никон, которого отправили в монастырь в десятилетнюю ссылку.

В 1798 году обитель закрыли и восстановили только в начале 20 века. Но нет худа без добра: во многом благодаря этому забвению удалось сохранить уникальные росписи и комплекс старообрядческих построек.

Интересные факты

  • Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский мужской монастырь в Вологодской области — одно из немногих святых мест, где сохранились фрески древнерусского иконописца Дионисия и единственное, где они дошли до нас в подлинном виде. Это уже само по себе настоящее чудо!
  • Раньше в названии монастыря был упомянут игумен Мартиниан, ученик Ферапонта, который обучил местных служителей книжному дел, и с чьей подачи здесь стали создавать житийную и философскую литературу.

Что посмотреть на территории монастыря

Собор Рождества Богородицы — самая главная достопримечательность комплекса. Его построили примерно в 1490 году. В 2000 году храм вошел в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО.

В монастыре сохранились подлинные фрески древнерусского иконописца Дионисия.
Фото: commons.wikimedia.org

Роспись собора Рождества Богородицы Дионисий начал 6 августа 1502 года и уложился в 34 дня. Считается, что здешние фрески и иконы стали, возможно, последней крупной работой Дионисия. Несколько лет назад здесь провели работу по их оцифровке.

Церковь Благовещения с трапезной построили в честь рождения Ивана Грозного. В трапезной готовили и пекли хлеб. В храме располагалось книгохранилище. Туда можно было попасть только по скрытой лестнице, которая находилась у алтаря. Здесь же работали книгописные мастерские и хранились монастырские деньги.

Звонница монастыря (в центре) была построена в 17 веке.
Фото: commons.wikimedia.org

Трехъярусная колокольня — здесь сохранился древний часовой механизм. Его датируют 1635 годом. В 1990 году его удалось отремонтировать и даже восстановить звоны.

Обратите внимание на рукотворный остров на Бородаевском озере. Опальный патриарх со старцами свозил на плотах большие камни и складывал их в форме креста, в центре которого установил деревянный крест. Позднее он молился на этом острове. Крест был изъят, так как на нем была надпись, именовавшая Никона патриархом. Но позднее его вновь установили. От времени пребывания в ссылке патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 году, его стол и кресло из надвратной кельи.

На территории монастыря можно купить различные сувениры — здесь есть несколько лавок с местной продукцией. Работает и интернет-магазин монастыря.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: