Петропавловский собор в Казани: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Петропавловский собор (Собор Петра и Павла)

1722 год широко отмечался во многих городах России. Ведь это был юбилейный год российского императора Петра Первого, которому исполнилось 50 лет от роду. Кроме обычных праздничных торжеств, во многих городах в честь императора воздвигались православные храмы. В Нижнем Новгороде, например, появился удивительный образец русского барокко – Рождественский храм, который и сегодня является достойным архитектурным украшением этого старинного города. Казань же обогатилась в этот период прекрасным православным храмом – Петропавловским собором, который стал поистине уникальным образцом регионального храмового строительства петровской эпохи.

Петропавловский собор в Казани – уникальный образец петровского барокко 18 века

Спонсором данной постройки выступил местный купец И.А.Михляев, который увековечил в данном строении не только имя императора Всея Руси, но и свою собственную фамилию. Данный храм является сегодня одной из притягательных туристических «изюминок» Казани, которую хотят увидеть и посетить практически все гости города. Посещали этот храм и все сильные мира сего во время своих путешествий по России – императоры и путешественники, писатели и поэты. Стены храма помнят А.Дюма и А.Пушкина, Ф.Шаляпина и А.Гумбольдта.

История создания Петропавловского собора

Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году. Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань.

Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.

Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.

Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.

После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.

Архитектурный ансамбль Петропавловского собора

Основной храм

Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.

Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом. От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.

Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.

Читайте также:
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском: история и адрес, описание, архитектор

Колокольня

Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.

Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом

Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Дом Михляева

Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.

Пожары, реставрации, революции и Планетарий

Один из самых красивых казанских православных храмов, чье сооружение было посвящено одному из самых передовых российских императоров Петру Первому, как и другие казанские строения неоднократно подвергался угрозе уничтожения. Самой большой опасностью с момента сооружения и на протяжении не одной сотни лет были для храма многочисленные пожары, которые возникали на территории города с ужасающим постоянством. В течение 18-19 веков Казань горела более десяти раз, добавьте к этому разорительный захват города войсками Е.Пугачева в 1774 году и прочие беды.

Удивительный декор собора не раз мог погибнуть в многочисленных пожарах

Одним из самых мощных казанских пожаров был пожар 1815 года, который уничтожил полторы тысячи казанских дворов, 19 церквей и более ста горожан. В этом пожаре было уничтожено убранство северной части верхнего и нижний храм, но большую часть уникального 25-метрового резного иконостаса чудом удалось спасти.

После каждого из пожаров, в том числе и 1815 года, средства на восстановление храма находились не сразу, а пока суд да дело, мог случиться и новый пожар. Так было и после пожара 1815 года. Средства на восстановление соборным старостой Саввой Зайцевым были собраны лишь к середине 20-х годов. Тогда была проведена реставрация трапезной и иконостаса, а также художником В.Туриным были подновлены наружные иконы.

После каждого пожара требовалось проведение ремонтно-восстановительных работ

Новый пожар случился уже в начале 40-х годов 19 века. Последствия этого очередного пожара были ликвидированы лишь к середине 60-х годов усилиями богатого купца В.Унженина. Кстати, представители этого рода являлись старостами Петропавловского собора вплоть до революционного переворота 1917 года. Реставрационные работы середины 60-х годов 19 века, как и предыдущие, касались в основном восстановления интерьеров – иконостаса, алтарной части, престолов, стеновой живописи, лепнины и т.д.

Иконы и стены были расписаны такими мастерами как Н.А. Мегунтовым и Т.Т.Гагаевым. Подновленный храм был снова освящен в 1867 году. Однако, реставрация интерьера оказалась недостаточной для поддержания храма в нормальном состоянии. Его стены раздирались трещинами, да и фундамент находился в очень плачевном состоянии. Собор мог рухнуть в любую минуту.

Несмотря на внутреннюю реставрацию собор к концу 19 века требовал срочного ремонта

Постоянные пожары и годами тянущееся восстановление собора привели к тому, что к концу 19 века храму требовалась уже очень капитальная реставрация. На восстановление храма собственные средства в размере 18 тысяч рублей передал по завещанию настоятель храма – Отец Гавриил Мелановский. Добавили деньги Унженины и другие прихожане. Восстановление храма требовалось начинать с его основы – фундамента, а это было очень сложной задачей.

Тем не менее, реставрационные работы, продолжающиеся до конца 80-х годов 19 века, под руководством инженера М.Литвинова и Московского археологического общества по проектам архитектора А.Шмидта, сделанным еще в 1815 году, вернули собору красоту и уникальный вид петровского барокко. Полностью было заменено в кирпичном варианте двухэтажное строение северного предела, восстановлена открытая галерея западной паперти, «залечены» все трещины в стенах, восстановлена внешняя лепнина и почти 90 иконописных фасадных фресок (художниками Н.Хрусталевым и С.Киселевым), и самое главное – под весь храм и колокольню был подведен новый и прочный фундамент. В цоколе первого этажа было оборудовано печное отопление, работающее для верхнего и нижнего храмов.

К концу 19 века Петропавловский собор был приведен в полный порядок

Также были позолочены кресты, а кровля приобрела новый вид в шахматной расцветке. Сам собор был покрыт краской охристого цвета, а все лепные и резные декоры выделились разноцветными яркими оттенками. Разноцветные стекла в виде креста украсили алтарную часть храма. А Колокольня обрела новые часы. Была подреставрирована и фамильная Часовня Михляевых, имеющая три двери, над которыми возвышались кирпичные кокошники. Церковный двор был одет в булыжник, а со стороны улицы появилась кованая ограда с иконами.

Реставрация конца 19 века спасла Петропавловский храм от уничтожения

Памятник архитектуры был спасен для потомков и стал еще краше. Но впереди уже выглядывали из мрака новые беды, которые несло с собой новое социальное переустройство общества. Гонение на казанские храмы началось уже в 20-е годы 20 века. Многие из них были просто уничтожены с лица земли. Петропавловский собор уничтожен не был. И хотя были сняты и отданы в переплавку его колокола, был сослан в лагеря его настоятель А.Боголюбов, был разграблен семейный склеп семьи Михляевых – сам храм было решено использовать на нужды нового атеистического общества. Предложений как использовать храм было много – от создания библиотеки до антирелигиозного музея.

Окончательно Петропавловский собор был закрыт в 1939 году, принимая до этого у себя верующих из постепенно закрывающихся казанских храмов. На территории Нижнего храма впоследствии был оборудовал Планетарий, верхний храм был занят реставрационными мастерскими. Причем перед резным иконостасом был установлен бильярд, и проигравшие с досады били киями по уникальной резьбе. Уборная была устроена непосредственно в алтарной части. Также здесь были размещены и отделы Партархива.

Читайте также:
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязме: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Под сводом собора в советские времена реставраторы играли в бильярд

Верующим храм был возвращен в конце 80-х годов 20 столетия, после чего началась новая реставрация храма и возвращение его к жизни. Сегодня данный храм является довольно крупным духовным центром Казани. Попасть на Богослужения здесь можно ежедневно. Утренние литургии совершаются в 8.15 а вечерние в 17 часов. По воскресным дням в 17 часов богослужение проводится перед одной из храмовых святынь – чудотворной Седмиозерской иконой Богоматери.

Что можно посмотреть рядом с Петропавловским собором

Осмотр Петропавловского собора обычно совершают во время прогулки по улице Кремлевской, после осмотра Казанского университета по дороге в Казанский Кремль. Подробнее этот маршрут изложен в статье – Что посмотреть в Казани за 1 день. Если же вы оказались у Петропавловского собора в любой другой день своего посещения Казани, то после знакомства с этим прекрасным памятником архитектуры, можно пройти дальше по Кремлевской улице до Площади 1 Мая, где находится Национальный музей РТ.

В Национальном музее РТ есть очень интересные экспонаты

Там же со Спасской башни начинается территория Казанского Кремля – удивительного Музея под открытым небом, которым восхищался даже сам Александр Дюма. А за Кремлем начинается одна из современных известных казанских достопримечательностей – Кремлевская набережная, которую стремятся посетить все туристы, приезжающие в Казань.

Прогулка по Кремлевской набережной – один из обязательных туристических ритуалов

Если же Кремль вы уже посетили и с экспонатами Национального музея тоже уже ознакомились, то от Петропавловского собора по улице М.Джалиля можно спуститься в сторону улицы Баумана, по которой туристы любят гулять в любое время суток и года. Подробнее с историей и достопримечательностями улицы Баумана можно ознакомиться здесь.

Также от Петропавловского собора по той же улице М.Джалиля можно пройти в другую сторону. И после пересечения ее с улицей Кремлевской уйти в прогулочную зону Черного озера и Ленинского садика, где очень хорошо можно погулять в тени деревьев.

Прогулка по Ленинскому садику будет приятна в любую погоду

А оттуда удобно дойти до Площади Свободы, осмотрев по дороге прекрасный Театр Оперы и балета, здание Городской ратуши и т.д.

Собор Петра и Павла в Казани

Петропавловский собор в Казани является одним из красивейших памятников русского барокко первой половины XVIII века.

Храм входит в число православных центров Татарстана и является знаковой архитектурной культурно-исторической, архитектурной достопримечательностью Казани.

С чего все началось

Ещё в 1565 году (вдумайтесь в эту дату!) в городе была построена деревянная церковь Петра и Павла, в которой проходили службы для верующих христиан.

Амбициозный царь Пётр 1, расширяя территорию Русского государства, трижды побывал в Казани: первый визит произошёл в 1695 году, когда Петром 1 совершался Азовский поход.

Позже был второй — в 1708 году — на открытии в Казани на Волге крупного адмиралтейства.

И в третий раз, осуществляя свой поход в Персию или, как его ещё называют историки, Каспийский поход, император Пётр 1 опять побывал в Казани.

В этот раз он гостил в доме известного в городе благотворителя, купца Ивана Михляева, знаменитого владельца суконной фабрики. Его двухэтажный дом располагался прямо около древней небольшой Петропавловской церкви.

Режим работы Петропавловского собора Казани — лето 2019

Открыт ежедневно с 8:00 до 19:00. Круглый год открыты зимний (нижний) и летний (верхний) храм. В летнем храме сохранились наиболее ценные подлинные росписи и иконостас 18 века.

Возрождение святынь — дело народное

За годы своего существования храм пережил 4 страшнейших пожара, а в 1774 году он был почти полностью разграблен в дни восстания Пугачёва. Всё это наносило ему огромный урон, но каждый раз усилиями и пожертвованиями прихожан собор Петра и Павла в Казани восстанавливали.

Так, в 1815 году случился сильнейший пожар. Огонь уничтожил нижний храм весь и приделы на двух первых этажах, а огромный иконостас основного храма, сохранился только чудом.

Возрождение святынь происходило в основном на деньги богатых прихожан. После бедствия 1815 года большую денежную сумму на восстановление пожертвовал купец Зайцев, а в 1824 году после ещё одного такого же бедствия благодетелем стал купец Унженин.

На протяжении всего 19-го столетия потом его потомки заботились о благополучии значимого городского храма и, одновременно, исторического памятника.

Постоянно проходил сбор пожертвований на поддержание собора в приглядном виде, и к 1864 году для этого набралась приличная сумма.

На эти деньги был воссоздан в первоначальном виде иконостас: это стоило 11000 серебряных рублей. Алтарь тоже переродился: в нём были возрождены престол, жертвенник и прекрасная резная сень, покрытая золотом. Она возвышалась над стоящим в середине алтаря престолом и поддерживалась четырьмя колоннами.

Стенные изображения, украшенные лепниной, как сильно пострадавшие от времени и страшных пожаров, тоже были обновлены. Эти работы стоили 1225 рублей.

Но восстановление коснулось лишь внутреннего убранства собора. В то же время его стены так обветшали, что в любой час и миг могли просто рухнуть, и тогда на месте Казанского храма Петра и Павла остались бы только руины.

Настоятель Петропавловского собора по крупицам собирал деньги для внешних работ по восстановлению храма. Он лично отдал на это 18000 рублей собственных денег.

И в 1889 году началось грандиозное возрождение Казанской святыни по проекту, предложенному архитектором М.Литвиновым. Известно, что в дальнейшем он стал смотрителем Московского здания Храма Христа Спасителя.

Стоимость билетов в Петропавловский собор Казани — лето 2019

Петропавловский собор является действующим храмом. Вход бесплатный.

Использованные материалы

  • Страница собора на официальном сайте Татарстанской митрополии Православие в Татарстане:
  • Историческая справка на сайте Казань в достопримечательностях:
  • Справочная книга Казанской епархии. — Казань, 1904, с.12-13.
Читайте также:
Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Колокольня собора Петра и Павла

Возле храма стоит колокольня, примыкающая к его алтарной части. Сама звонница своей легкостью и фигурностью напоминает сказочный терем. В ее предпоследнем ярусе в конце XIX века были установлены часы, которые работают и по сей день.

Высота Петропавловской колокольни — 49 метров.

Колокольня включает шесть ярусов. В нишах на втором ярусе изначально располагались изображения евангелистов. Часы на предпоследнем ярусе установлены к 1890 году, их создал мастер П. И. Климов.

В плане декора колокольня, также выполненная в барочном стиле, не уступает собору.

Недавно на колокольне был установлен новый колокол ярославского литья весом 3 тонны.

Ризница и утварь собора

До революции в ризнице хранилась утварь, пожертвованная ктитором собора Иваном Афанасьевичем Микляевым и другими казанскими благотворителями, из которой можно особо выделить:

  • Три напрестольных креста:
  1. Серебряный вызолоченный, крест-реликварий 1693 г., украшенный жемчугом и 19 изумрудами.
  2. Ещё один «злато сребром и магариты украшенный», как указано в надписи, напрестольный крест-реликварий.
  3. На третьем кресте было выгравировано: «Сей честный крест приложен в Сретенскую при казанском Петро-Павловском соборе церковь после пожара, бывшего года казанского военно-сиротского отделения начальником подполковником Алексеем Андреевичем Копыловым».
  • Микляев также пожертвовал серебряное кадило, напоминающее формой сам собор, 3 иерейские ризы (3 фелони «травчатой тонкой парчи» с шитыми жемчугом крестами на оплечье и 3 епитрахили) и стихарь, унизанные жемчугом; литургические сосуды, дарохранительницу.
  • Лжица с надписью «Peter Michlaeff» — как предполагают — личный подарок Петра I Ивану Афанасьевичу.
  • Аналойная икона св. Петра и Павла, вложенная по преданию храмоздателем И. А. Микляевым, на полях иконы — изображения преподобных Александра Невского, Иоанна Дамаскина, Александра Свирского и Кирилла Белозерского.
  • Большие серебряные лампады перед иконами в нижнем ряду иконостаса — пожертвование Ивана Дряблова (1761 г.). На каждой лампаде была вырезана печатными буквами надпись: «1761 году месяца генваря 1-го дня эта лампада подана от казанского суконной Фабрики фабриката Ивана Федоровича Дряблова в соборную церковь святых Первоверховных Апостол Петра и Павла».

Убранство собора

Петропавловский собор украшен великолепной лепниной с преобладанием растительных мотивов (цветы и плоды). За эту особенность храм даже прозвали «каменными висячими садами Казани».

По линии галереи можно увидеть ещё одну архитектурную изюминку — крупные старинные изразцы. Это единственный храм в Казани, где сохранилась подобная деталь.

Уникален и великолепный семиярусный иконостас, современник собора. По богатству резьбы ему нет равных во всей России.

Иконостас

Главное украшения Петропавловского собора — это величественный, современный храму, 25-метровый 7-ярусный иконостас. Великолепная барочная золоченая резьба иконостаса была исполнена мастером Гусевым, деревянные золоченые Царские врата выполнены в технике сквозной резьбы. Все иконы написаны на золотом фоне. По словам старосты собора, казанского купца П. В. Унженина, очевидца поновлений иконостаса в 1865—1867 гг., только одна из всех икон в иконостасе сохранилась без поновлений — это храмовая икона свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла. На трех иконах в местном ряду были поновлены лики и одеяния, это икона Спасителя в образе Царя и Великого Архиерея, со скипетром и державой, Иерусалимская икона Божией Матери на престоле и икона Успения Божией Матери. Остальные иконы иконостаса, из-за больших утрат вследствие пожаров, переписаны Гагаевым вновь, в 1865—1867 годах

Бывшая церковь Косьмы и Дамиана, располагавшаяся около собора (2013 год)

Святыни собора

Так длилось примерно 50 лет. В конце 80-х годов 20 века собор вернули Епархии Казани. Его освящение состоялось в 1989 году.

Сразу же, в первую очередь была восстановлена резьба семиярусного иконостаса — главного 25 метрового украшения храма, обновлены царские врата и, насколько это было возможно, восстановлены кровля и фасад.

Чуть позже возвели 50-метровую, шестиярусную колокольню, украшенную изразцами в форме звёзд и белокаменными кокошниками. В 5 ярусе установили новые часы.

Чтобы попасть в 52-метровый собор нужно пройти по высокой широченной лестнице. Очень красиво, величественно, сразу появляется предчувствие какого-то праздничного торжества.

Очутившись на втором этаже создается ощущение, что ты уже возвышаешься над миром, отрываешься от всех мирских забот.

Гордостью храма является 25-метровый иконостас, состоящий из 7 ярусов.

Иконы в нём имеют золотой фон. После нескольких пожаров за время существования Образы восстанавливались. И только одна — храмовая икона святых Петра и Павла — сохранилась в изначальном виде.

В храме собора, освящённого во имя Сретения Господня хранятся мощи святителя Ефрема. В своё время именно он благословил Минина и Пожарского на поход в Москву, положивший начало изгнанию иноземцев с земли русской. Также он венчал на царствование Михаила Романова, первого царя из этой знаменитой династии.

Здесь же верующие могут помолиться мироточивой Иверской иконе Богородицы.

В Петропавловской церкви, его верхнем храме, размещены для поклонения прихожан мощи отца и сына: преподобных Ионы и Нектария Казанских. Также в соборе хранятся мощи почитаемого епископа Иерусалимского — Арсения и чтимая чудотворная Смоленско-Седмиозёрная икона Божией Матери спасшая, по преданию, жителей Казани от чумы в 17 веке.

Святыни, которые находятся здесь, в общем, немногочисленны, но зато очень почитаются верующими.

Что здесь было раньше

До революции 10 колоколов созывали верующих на Службы в храм. На некоторых были памятные надписи с указанием мастера и веса колокола. В ризнице церкви хранились многочисленные святыни из закрытых в те годы религиозных строений.

Это были, например, 3 напрестольных креста с вставками из жемчуга, богато украшенные многочисленными изумрудами и другими драгоценными камнями; Евангелие существующее с 1681 года с пятью дробницами. Так называются миниатюрные вставки, украшающие переплёт книги. Это Евангелие было украшено синим яхонтом и другими камнями-самоцветами.

Михляев тогда пожертвовал своему творению серебряное изящное кадило, по форме своей повторяющее собор и другую богато украшенную церковную утварь, великолепные произведения искусства.

Значимой ценностью Петропавловской церкви считается лжица Петра 1. Лжица — это специальная ложка из золота, серебра, олова или другого металла с крестом на конце. Чаще всего она использовалась при проведении причастия в наших храмах. Эту лжицу лично Пётр 1 подарил купцу Михляеву как хозяину, принимавшему его в своём доме.

Аналойная икона святых Петра и Павла, огромное паникадило, состоявшее из 5 ярусов и весившее 800 килограмм, оно освещало церковь своими 40 свечами — все эти вещи пожертвовал купец Михляев.

Читайте также:
Музей религии в Санкт-Петербурге: адрес и время работы, стоимость билета, описание

Конечно же, в храме торжественно сохранялись и почитались верующими многие древние иконы. В настоящее время судьба многих реликвий не известна.

Настал 1917 — год переворота

Начиная с Екатерины 2, в своё время в Петропавловский собор Казани нанесли визит почти все императоры государства Российского, кроме Николая 2. Там побывали многие известные люди прошлых лет независимо от того, к какой вере они привержены. Это и Александр Дюма, описавший Петропавловский храм в одном из своих романов, и Александр Пушкин, а в церковном хоре пел сам Фёдор Шаляпин!

Сразу после произошедшей в России революции храм оставался открытым для верующих. Но в 1930 году произошло событие, повлекшее за собой катастрофические последствия. За антисоветскую деятельность арестовали настоятеля собора. Эта «деятельность» состояла в том, что протоиерей попросил материальной помощи у бывшего гражданина Казани Унженина, который после революции перебрался жить в Китай.

Унженин прислал денег, община получила помощь, но священнослужителя отправили за это в исправительный лагерь. И тут началось! Вдруг решено было храм срочно закрыть, так как нужны были дополнительные жилплощади, а также помещения для организаций.

На первом этаже огромного здания планировалось устроить антирелигиозный музей, а на втором — установить астрономический маятник Фуко и проводить лекции и другие мероприятия. В это же время шло постепенное закрытие всех окрестных монастырей и храмов, поэтому все святыни, иконы, всю утварь приносили сюда, в ещё работающий Петропавловский собор.

В 1939 году храм прекратил свою работу. В здании разместился архив партии, позже — планетарий. Религиозную общину перевели в Кладбищенскую церковь, которая до этого пустовала. В верхнем храме установили бильярд, а там, где был алтарь, теперь находился зал для собраний.

Достопримечательности поблизости

Рядом с собором стоит старейшее строение Казани — это дом купца Михляева, построенный в 17 веке. Стены именно этого дома видели русского императора Петра 1, именно здесь он провёл несколько дней, когда гостил в Казани.

Представляете, сколько войн, радостных и трагических событий происходило здесь за годы существования этого строения, сколько природных катаклизмов он пережил и всё же стоит, не упал и не рухнул. Да, старый, ветхий, но вся история Казани прошла перед ним!

Раньше дом имел непосредственный ход в храм. С другой стороны к нему примыкала церковь Косьмы и Дамиана. После своей смерти Михляев назвал собор владельцем его дома. Но впоследствии выяснилось, что неправильно оформлено завещание. По этой причине домом стали управлять потомки купца.

А еще в шаговой доступности от Петропавловской церкви находится главная достопримечательность Казани — Казанский Кремль, а также легендарная пешеходная улица Баумана.

Вот сколько всего красивого, удивительного и познавательного можно увидеть в столице Татарстана — Казани. Конечно, это не всё, что есть в богатом историческими событиями городе. В нашей России, и в частности, в Казани много достопримечательностей, тесно связанных с насыщенной событиями историей страны.

Официальный сайт Петропавловского собора в Казани

Петропавловский собор имеет статус кафедрального собора и является центром духовной жизни города Казани.

Как добраться до Петропавловского собора в Казани

Ближайшая к храму остановка общественного транспорта — «Кремлевская улица», доехать можно на автобусе № 70 (его полный маршрут — «ЦУМ — ЖК „Весна“»).

От станции метро «Кремлевская» около 600 метров пешком.

Поскольку собор находится в центре города, его удобно будет включить в общую обзорную экскурсию — самостоятельную прогулку или маршрут с гидом.

Видео о Петропавловском соборе (Казань): Колокольный звон

Андреевский монастырь в Москве: фото, история, адрес, расписание богослужений

Общая информация

Многие монастыри имеют славную многовековую историю и являются великолепным украшением Москвы. Большинство из них было основано в шестнадцатом или семнадцатом столетии. Монастыри, расположенные в центре, выполняли только религиозную функцию, а те, которые строили на окраинах, выступали еще и в качестве защитных крепостей, поэтому были отлично укреплены.

Конечно, сегодня их оборонительное значение утрачено. Несколько монастырей, расположенных на территории столицы, благодаря своей богатой истории и из-за наличия в них значимых христианских религий заслуживают пристального внимания. Во многие из них ежегодно приезжают армии паломников. В данной статье мы расскажем о таком старейшем культовом сооружении, как Андреевский монастырь (фото прилагаются).

Советские годы

Первая четверть двадцатого века стала для Андреевского монастыря временем великих испытаний. Власть большевиков вообще закрыла этот храм. Постепенно Андреевский храм стал приходить в упадок: разбирались корпуса и другие постройки, некоторые из них просто рушились. Большая часть некрополя, захоронения в котором велись с тринадцатого до девятнадцатого века, была уничтожена.

Вскоре подножье Воробьевых круч превратилось в неприглядную территорию.

Адрес

Эта святая обитель находится в одном из красивейших уголков столицы, у подножья знаменитого на всю страну природного заказника Воробьевы горы. Андреевский монастырь, предусмотренный для мужской братии, был основан, как свидетельствуют легенды, где-то в тринадцатом столетии. Точную дату назвать невозможно, однако согласно некоторым данным, он был основан спустя три века после того, как на Руси было принято христианство. Адрес Андреевского монастыря: Андреевская набережная, строение 2. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции Воробьевы горы.

Нынешний статус Андреевского монастыря – ставропигиальный. Его присваивают тем сооружениям или обителям, крест над которыми был воздвигнут высшими духовными чинами. Это весьма почетно. Более того, присвоение статуса ставропигиального означает, что Андреевский монастырь в числе ему подобных находится в подчинении не местной епархии, а непосредственно самого патриарха и высочайшего синода.

Согласно старинным описаниям, в московских Пленницах примерно в тринадцатом веке был организован монастырь Преображенская пустынь. Он просуществовал до шестнадцатого столетия, а впоследствии был переименован в Андреевский. Пустынью на Руси традиционно называли обители монахов, удаленные от людских поселений. Такие общины на Руси не были редкостью.

Как добраться

Монастырь стоит на зеленой Андреевской набережной, в 6 км от Московского Кремля. Рядом проложено Третье транспортное кольцо, по которому до обители удобно доехать на автомобиле. От станции метро «Ленинский проспект» до монастыря около 1,4 км. До набережной нетрудно дойти вдоль Третьего транспортного кольца или по улице Сергея Капицы. Возле монастыря находится пристань, где в период навигации делают остановку курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Читайте также:
Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 3.00 [3 Голоса (ов)]

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ МОСКВА →

История

Сегодня Андреевский монастырь в Москве является снова действующим, но так было далеко не всегда. Обитель пережила тяжелые времена. История Андреевского монастыря достаточно богата на знаменательные события. По мере распространения христианства на территории Руси как главной религии количество пустыней постепенно увеличивалось.

Преображенская обитель в Андреевский монастырь была переформирована в шестнадцатом веке, когда мужская братия, обретавшаяся в ее стенах, стала достаточно многочисленной. Поэтому на ее территории был основан храм усилиями «милостивого мужа». Так называли современники Федора Ртищева – мецената, благодетеля и высоконравственного человека.

Главным покровителем Андреевского монастыря был избран святой мученик Андрей Стратилат. Известно, что этот прославленный воин жестоко пострадал за веру. Ртищев не случайно задумал построить Андреевский монастырь именно в этой части Москвы. Дело в том, что в 1591 году отсюда со своим войском позорно бежал Кызы-Гирей — крымско-татарский хан. Православные тогда посчитали, что к этому чуду был причастен Стратилат, которому они так усиленно молились.

Монастырь сегодня

В наши дни Андреевская обитель имеет статус действующего мужского монастыря. В нем расположена Синодальная библиотека и воскресная школа. Верующие и туристы могут побывать в обители в любой день с утра до вечера.

Посетителей просят уважительно относится к живущим здесь насельникам и не фотографировать монахов, священников, богослужения и внутренние интерьеры церквей. Кроме того, при посещении монастырских храмов туристов просят не забывать выключать мобильные телефоны.

Ежедневные службы идут в Воскресенском храме. В будние дни они начинаются в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 9.00 и 17.00. Престольный праздник святого Андрея Критского отмечают здесь 17 июля. При входе в обитель работают иконная и книжная лавки. Те, кто хочет пообедать, могут это сделать в платной трапезной.

Первая Московская академия

Андреевский монастырь, расположенный на Воробьевых горах, в 1648 году превратился в первое пристанище «Учительного братства». Так назывался духовно-образовательный центр, в котором собирались наиболее грамотные по тем временам монахи и изучали имеющуюся духовную литературу.

Они также переводили с греческого языка христианские книги, создавали религиозно-просветительские тексты. Сами служители говорили, что собираются в монастыре ради «книжного учения». По своей сути Андреевская обитель являлась первой Московской академией.

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Дореволюционное время

Царю-демократу Петру Первому нужны были образованные люди, поэтому его приказом при монастыре был открыт приют, в котором воспитывались и обучались дети-беспризорники, подкидыши, сироты. К сожалению, данное заведение просуществовало меньше восьми лет. Последующие русские правители тоже способствовали тому, чтобы храм несколько утратил свое значение. Екатерина Вторая превратила его в богадельню, затем территория монастырского комплекса была отдана под кладбище для родовитых москвичей и монахов из других московских обителей. Свой последний приют здесь нашли Шереметевы и Плещеевы, а также многие другие знаменитые представители дворянства.

Начало девятнадцатого столетия для Андреевского монастыря было ознаменовано тем, что на его подворье появились новые жилые помещения, предназначенные для богадельни. Она была открыта в 1806 году, а учредило ее московское купечество.

Примечания

  1. Точное происхождение названия места «Пленницы» неизвестно. По одной гипотезе, И. Е. Забелина, оно объясняется тем, что излучина Москвы-реки напротив Лужников была удобным местом для связки сплавляемых вниз по реке брёвен в плоты-«поленницы».
  2. В книге «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице Государства Российского» (М., 1831) было указано, что впервые о существовании монастыря упоминается в летописи в период царствования Иоанна Грозного, однако О. А. Иванов о. Кроме того, на Несвижском плане Москвы на месте Андреевского монастыря показана группа строений, похожая на боярскую усадьбу.
  3. Церковь эта была воздвигнута в честь необъяснимого бегства войск крымского хана Кызы-Гирея 1 сентября 1591 года, что было расценено как чудо.
  4. Древняя российская вивлиофика. — Ч. V. — С. 21.
  5. Козловский И. П.
    Ф. М. Ртищев. — Киев, 1906.
  6. * В. Корсакова.
    Ртищев, Феодор Большой Михайлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. 12
    ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 16 июля 2013 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  8. Андреевский мужской монастырь
  9. 12
    Журнал Московской Патриархии 10-2007

Архитектура

Основной комплекс был сооружен в середине семнадцатого столетия. Строительство вел зодчий Григорий Копыл. Чуть позже была сооружена каменная надвратная церковь св. Андрея Стратилата, которую изыскано декорировали изразцами. На месте уже существовавшего храма Воскресения начали возводить новый. Его освятили в 1703 году.

На территории монастыря на пожертвованные графом Шереметевым средства была выстроена колокольня.

Сегодня территория обители по форме представляет собой правильный прямоугольник. Со всех сторон она обрамлена двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов, есть много хозяйственных построек, появившихся в прошлом веке. Особенно красиво Андреевский монастырь смотрится с фарватера реки Москвы. Проплывающим на прогулочных катерах москвичам и туристам открываются каменные корпуса и купола трех его церквей.

Центральное место в монастырском комплексе занимает храм Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней. Ее возвели в 1748 году на средства, пожертвованные графом С. Б. Шереметевым.

В 1997 году восстановили и звонницу, колокола для которой отлили в баварском городке Пассау. Старейший храм св. Андрея Стратилата имеет под куполом барабан, а его четверик украшен красивыми изразцами типа «павлиний глаз», изготовленными белорусскими мастерами.

Читайте также:
Храм Ксении Петербургской в Воронеже: описание и адрес храма, история, настоятели, как добраться

История


Небольшой живописный Заяцкий остров, отстоящий от Большого Соловецкого на 5 км и площадью чуть больше 1 кв. км, был освоен человеком еще в глубокой древности. С тех времен — II-I тысячелетий до н. э. — здесь осталось одно из крупнейших на Севере Европы языческих «святилищ», включающее 13 лабиринтов и около 900 каменных груд и различных выкладок. На Большом Заяцком острове находится один из самых больших в мире лабиринтов. Сохранились здесь и древние памятники саамской культуры — сейды.

В первое время существования монастыря здесь, вероятно, было становище для монастырских промышленников, добывавших морского зверя и рыбу.

Но уже в середине XVI века, при игумене Филиппе, на острове «монастырскими людьми да игумновыми наймитами» были построены каменные палата, поварня и гавань, которые и сегодня встречают нас при въезде на остров, так же, как встречали летом 1566 года английских мореплавателей Томаса Соутона и Джона Спарка, оставивших сведения об этих сооружениях в своих путевых заметках.

Гавань Большого Заяцкого острова — древнейшая из сохранившихся на территории России. Интересен текст надписи, сделанный святителем Филиппом на одном из многочисленных крестов, в ту пору установленных здесь. Она призывала всех приезжающих на остров, чтобы они «по силе своей каменья же носили бы на заднюю сторону становища на угол от моря, для того, чтобы волнами морскими не располоскало».

В 1691 году сюда была перенесена с Большого Соловецкого острова деревянная часовня, построенная стрельцами недалеко от монастыря в 1672-1676 годах, во время «Соловецкого сидения». В 1702 году во время второго посещения монастыря Петром I эта часовня была перестроена в церковь и освящена во имя апостола Андрея Первозванного. Это один из древнейших памятников деревянного зодчества русского Севера, имеющий интересную и необычную историю.

В XVIII векев Андреевской пустыни была устроена монастырская «таможня» для проверки всех приходящих в монастырь судов, чтобы «не привезли чего недозволенного» (вина, табака) и во время эпидемий в монастырь не попали бы заболевшие.

В XIX веке на острове жили всего два-три монаха. На лето сюда обычно отправляли пастись монастырских баранов. В 1854-1855 годах, во время Крымской войны, пустынь подверглась нападению со стороны английских судов, церковь была разграблена.

Во времена СЛОНа на острове был устроен штрафной изолятор для женщин.

Современность


После возобновления монашеской жизни на Соловках, с 1990 года, в Андреевском храме начали совершаться богослужения.

5 августа 2006 года на Большом Заяцком острове в память всех погибших подводников был установлен поклонный крест, изготовленный стараниями участников Соловецкой регаты (самой известной гонки северных яхтсменов), которая ежегодно в начале августа проходит вблизи Соловецких островов.

Осенью 2009 года на Большом Заяцком острове были завершены реставрационные работы в храме апостола Андрея Первозванного. В этом храме один раз в году, 13 июля, в праздник собора 12-ти апостолов, братия монастыря обязательно совершает Божественную литургию.

Силами реставраторов Соловецкого музея проводились восстановительные работы, но только в 2009 году под руководством В.В. Сошина была завершена реставрация Св. Андреевской церкви. В том же году и.о. скитоначальника был назначен игумен Симеон (Хисамутдинов), настоятель Кемского подворья Соловецкого монастыря.

В настоящее время ведутся работы по воссозданию древнего иконостаса Свято-Андреевской церкви.

Надеемся, что после возрождения скит, как и прежде, будет служить приютом для путешественников, а ищущим монашеской жизни даст возможность молиться в уединении и обретать душевный мир и покой.

Праздники скита:

30 ноября / 13 декабря — апостола Андрея Первозванного;

30 июня / 13 июля — собор славных и всехвальных 12 апостолов.

Андреевский мужской монастырь в Москве

Одной из древних достопримечательностей Москвы является мужской монастырь у Воробьевых гор, под названием Андреевский. Сегодня он активно посещается туристами и паломниками, но были в истории этой обители и годы забвения.

История основания монастыря

Относительно сроков появления мужской обители исследователи не пришли к общему мнению. Это связано с тем, что в документальных источниках упоминание о монастыре появилось только в середине XVII столетия, а по преданиям это произошло еще в XIII веке.

Монастырь возвели на правом берегу Москвы-реки, у Воробьевых гор, в Пленницах. Так называлось место, где в былые времена делали плоты из поленьев и спускали их вниз по течению. На то время на берегу возвышался храм в честь Андрея Стратилата. Его возвели в память о победе над войсками татарского хана Казы-Гирея.

Читайте также похожие статьи:

По информации из исторических источников, в 1648 году приближенное лицо царя, боярин Федор Михайлович Ртищев, отправился за благословением к патриарху Иосифу, чтобы построить в Пленницах Преображенский храм. Подле церкви он основал обитель, которая дополнила ансамбль из Донского и Новодевичьего монастыря. Поначалу все три монашеских комплекса выполняли важную роль — защищали подступы к городу с юга. Но в XVII веке границы государства приобрели совсем иные очертания, и обители уже не играли столь важного значения.

Основание «Учительского братства»

Ртищев пригласил из Киево-Печерской лавры и других малороссийских обителей тридцать монахов, которые стали насельниками Андреевского монастыря. Позже сюда прибыли ученые иноки — Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий. А через год приехал и Дамаскин Птицкий. Они организовали «Учительное братство», которое занималось переводом иностранных книг на русский язык.

Хлопотаниями боярина Ртищева также в монастыре была обустроена библиотека и школа для обучения детей, принадлежащих разным сословиям. Ученики осваивали грамоту, основы счета, читали тексты на греческом, латинском и славянском наречиях. На этой почве вскоре образовалось училище, которое впоследствии переросло в Славяно-греко-латинскую академию. Именно после создания училища Преображенская пустынь стала именоваться Андреевским мужским монастырем.

Возвращение статуса обители

Спустя 33 года обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю. К началу XVIII века Петр I издал приказ упразднить обитель и отдать его постройки под нужды приюта для детей-подкидышей и беспризорников. Здесь же появилась и тюрьма.

При императрице Анне Иоанновне статус монастыря был вновь присвоен Андреевской обители. Но продолжалось это до восхождения на престол Екатерины II, которая сочла лучшим преобразовать обитель в приходской храм и разместить здесь дом призрения для женщин-ленивец. Их повинность, по словам одного из заграничных дипломатов, заключалась в витье веревок для адмиралтейства и длилась по 2-3 недели.

Читайте также:
Ростовская епархия: духовенство и приходы, храмы и монастыри, священники

Когда по Москве распространилась эпидемия чумы, на территории монастырского двора стали делать захоронения представителей дворянской знати. Так, известно, что на Андреевском некрополе находились могилы Плещеевых, Щербатовых, Шереметьевых. По соизволению Александра I в обители начали строить корпуса богадельни, в которой поселились старые москвичи, инвалиды. Их содержание взяли на себя несколько купцов, среди которых Боткин, Зубов, Пашков и др. Просуществовала богадельня почти столетие. При бывшей обители также открылась церковно-приходская школа для обучения детей.

Советский период

Все изменилось с приходом к власти большевиков. Школа и богадельня были закрыты. Корпуса отдали под нужды рабочих фабрики «Госзнак» — в них разметили дома-коммуны. С 1920 по 1930 годы церкви Андреевского монастыря планомерно закрывали. Сначала перестал действовать храм Андрея Стратилата, а затем — Воскресенская и Иоанно-Богословская церкви. Их переделывали под новые учреждения.

Некрополь полностью уничтожили. Реставрационные работы начались в связи с тем, что в зданиях обители работала государственная контрольная лаборатория по измерительной технике.

Патриаршее подворье

После распада Советского Союза, в 1991 году с благословения патриарха Алексия II на территории Андреевского мужского монастыря организовали Патриаршее подворье. С марта 1992 года в Воскресенском храме снова начали проводиться богослужения. Чин его освящения прошел в конце апреля того же года. В 1993 году сюда была перевезена главная библиотека Русской православной церкви, насчитывающая 140 тыс. ценных экземпляров. Сейчас она носит имя патриарха Алексия II.

Важно! С 16 июля 2013 года Патриаршее подворье вновь стало именоваться Андреевским ставропигиальным мужским монастырем. Его настоятелем избрали епископа Дмитровского Феофилакта.

Описание архитектуры

В середине XVII века комплекс возводился под руководством известного зодчего, Григория Копыла. Он построил основные сооружения и Воскресенскую церковь. Позже над «Святыми вратами» восточной стены появилась надвратная церковь Андрея Стратилата. Ее фасады декорировали красивыми изразцами мастера из Белоруси. Севернее Воскресенского храма стояла Покровская церковь.

Другие монастыри в Москве:

В 1748 году построили колокольню, которая впоследствии еще раз перестраивалась. До прихода большевистской власти ансамбль включал в себя:

  • церковь Андрея Стратилата;
  • собор Воскресения Словущего;
  • церковь Иоанна Богослова, которая расположена в нижнем ярусе колокольни.

Сверху комплекс выглядит как прямоугольник, с колокольней в центре. Место это очень красивое, умиротворенное, утопающее в зелени.

Деятельность прихода

Сегодня монастырь является полностью действующим, в нем появляются новые насельники. Службы проводятся в храмах обители ежедневно. В Андреевском монастыре размещены Учебный комитет Русской православной церкви, Синодальный отдел, занимающийся вопросами взаимоотношений церкви с обществом и СМИ, а также телеканал «Союз». Ведутся реставрационные мероприятия.

На богослужения можно попасть по будням с 7:30. Вечерня начинается с 17:00. По большим праздникам и в воскресные дни утренняя служба начинается позже — с 9:00, а вечерняя так же в 17:00.

На заметку! При монастыре работает платная трапезная.

Святыни и престольные праздники

В монастыре хранится деревянное распятие работы XIX века и очень чтимая православными христианами Казанская икона Божией Матери.

В монастыре чтут такие престольные праздники:

  • собор Воскресения Христова в Пленницах — Пасха;
  • церковь св. ап. Иоанна Богослова (в колокольне), преставление апостола — 9 октября;
  • церковь св. мч. Андрея Стратилата, день памяти святого — 1 сентября.

Как добраться

Андреевский монастырь находится на одноименной набережной в городе Москве, дом 2. Доехать можно на метро, выйти следует на станции «Ленинский проспект». Обитель находится в 6 км от Кремлевского дворца. Сюда удобно добираться на собственном авто, если ехать по Третьему транспортному кольцу. К набережной можно пройтись пешком по ул. С. Капицы или вдоль того же транспортного кольца. Рядом есть причал, где останавливаются прогулочные теплоходы.

Двери Андреевской обители всегда открыты для паломников, сюда можно прийти в любой день. Единственное требование к посетителям — уважительно относиться к монахам и не вести фотосъемку.

Андреевский мужской монастырь (Москва)

Мiръ Россия Москва Андреевский мужской монастырь (Москва)

Андреевский мужской монастырь — православный мужской монастырь в Московской области. Монастырь был закрыт в 1919 году, возвращен Церкви в 1991 г.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Деятельность монастыря
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Предание относит возникновение мужской обители «у Воробьёвых круч, в Пленни́цах» к XIII веку, но ранние документальные свидетельства о ней относятся лишь к середине XVII века.

В «Житии милостивого мужа Федора Ртищева» о начале монастыря говорится: «Поискав, обрете место близ царствующего града Москвы, отстоящее двемя поприщема, на брезе реки Москвы, в горах, идеже бе церковь святого великомученика Андрея Стратилата, к жительству иноческого собрания потребно… За благоволением царским и благословением святейшего патриарха Иосифа устои на том месте монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» и первым настоятелем его был назначен Досифей. Другой источник утверждает, что «по указу царя Алексея Михайловича келарь Новоспасского монастыря Пафнутий Еропкин получил поручение организовать здесь монастырь».

Монастырь был создан с училищем «ради обучения словенороссийского народа детей еллинскому наказанию»; в монастыре поселилось 30 иноков, вызванных Ртищевым ещё в 1646—1647 годах из нескольких малороссийских монастырей. В 1649 году сюда были привлечены учёные иноки Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, а в 1650 году — Дамаскин Птицкий. Возникшее «Учительное братство», объединившее образованнейших монахов той поры «ради учения книжного», стало по существу первой по времени возникновения академической структурой в Москве. В 1652 году в монастыре поселились киевские певчие с регентом и композитором Фёдором Тернопольским. Открытие училища состоялось в конце 1652 года. В это время Епифаний (Славинецкий) сочинил вирши, в которых назвал монастырь Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола, обитель сия бысть созданна». Число братии в обители не превышало 60 человек, а учёных старцев было не более 10—15.

В 1650 году к Андреевскому монастырю был присоединён (до 1678 года) Донской, в котором в то время насчитывалось всего восемь иноков.

Читайте также:
Храм Воздвижения Господня в Алтуфьеве: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1682 году уже сам Андреевский монастырь был приписан к Заиконоспасскому монастырю: «придан» Славяно-греко-латинской академии, куда переселились монахи «Учительного братства», на том основании, что создан «ради во оном монастыре российского рода во просвещении свободных мудростей учения».

В 1703 году вотчины Андреевского монастыря отошли в Монастырский приказ, а на содержание монахов была назначена «руга». В 1722 году игумен Филарет (Буркашев) подал прошение о возвращении монастырю земель, однако в 1724 году по указу Петра I монахов перевели в Донской монастырь, а в упразднённом Андреевском было учреждено заведение для приёма и содержания подкидышей и беспризорных детей, закрытое 21 апреля 1731 года. До 1730 года здесь также существовала тюрьма.

В 1762 году Синод назначил Андреевский монастырь временным местом для содержания умалишенных. С началом екатерининской секуляризации, в 1764 году Андреевский монастырь был обращён в приходской храм, так как «оный оказался к собственному содержанию безнадежен», и в его зданиях устроена богадельня.

Во время эпидемии 1771 года на территории Андреевского монастыря было устроено кладбище для родовитых горожан и насельников московских монастырей; здесь были похоронены представители таких знатных фамилий как Плещеевы, Щербатовы, Шереметевы, Машковы, Ларионовы и др. Некрополь обители, сложившийся в XVIII—XIX вв., в основном уничтожен в 20-х — 40-х годах XX века.

В 1806 году, 21 сентября, здесь открылась богадельня Московского купеческого общества на 530 престарелых и инвалидов, для чего были заново отстроены жилые корпуса. После 1812 года здания богадельни были временно переданы коммерческому училищу, которое находилось в них до 12 декабря 1815 года, — до переезда в собственное здание на Остоженке (дом 38).

В 1918 году в зданиях монастыря разместились дома-коммуны 1-й московской фабрики Гознак. В 1923 году по представлению Замоскворецкого райсовета города Москвы храм святого мученика Андрея Стратилата был закрыт. В 1925 году в Воскресенской церкви был устроен клуб. В храме Иоанна Богослова богослужения совершались до конца 1930-х годов.

14 августа 1991 года указом Патриарха Алексия II было открыто Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре с храмами Воскресения Христова в Пленницах, апостола евангелиста Иоанна Богослова (архангела Михаила) и мученика Андрея Стратилата. Сюда была переведена из Данилова монастыря Синодальная библиотека по причине тесноты. Настоятелем подворья был назначен заведующий Синодальной библиотекой протоиерей Борис Даниленко. Распоряжением Правительства Москвы от 29 июля 1992 года вышеперечисленные храмы были переданы «под патриаршее подворье».

1 сентября 1993 года, в день памяти святого мученика Андрея Стратилата бывший монастырь впервые посетил Патриарх Алексий II. Поводом для этого визита послужило открытие в её стенах читального зала Синодальной библиотеки. Патриарх, поклонившись святыням храма Воскресения, окропил святой водой стены временно оборудованного для обслуживания читателей помещения и выразил надежду, что постепенно деятельность библиотеки примет новые масштабы. С этого дня работа Синодальной библиотеки, прерванная ненадолго в связи с переездом, была возобновлена.

На основании постановления правительства Москвы № 1004 от 17 декабря 1996 года комплекс Андреевского монастыря был полностью передан Русской Православной Церкви в безвозмездное бессрочное пользование.

16 июля 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре было преобразовано в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

При монастыре действует православная школа и воскресная школа для прихожан.

  • Собор Воскресения Христова в Пленницах
  • Церковь св. ап. Иоанна Богослова (в колокольне)
  • Церковь св. мч. Андрея Стратилата, над восточными воротами

Деятельность монастыря [ править ]

  • Средняя общеобразовательная школа при Андреевском монастыре
  • Социальное служение
  • Тюремное служение
  • Религиозное образование

Святыни [ править ]

  • Особо чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы
  • Деревянное распятие XIX в.

Престольные праздники [ править ]

  • Андрей Стратилат, мученик – 1 сентября
  • Феодор Стратилат, великомученик – 21 февраля, 21 июня
  • Иоанн Богослов, апостол – 21 мая, 9 декабря
  • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее) – 26 сентября
  • Михаил, Архистратиг – 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)
  • Андрей Первозванный, апостол – 13 декабря

Как добраться [ править ]

Адрес: 119334, Россия, г. Москва, Андреевская набережная, д. 2

Проезд: ст. м. «Воробьевы горы» или «Ленинский проспект»

Электронная почта: asmm_2013@mail.ru (канцелярия)

Паломнику [ править ]

Организованы экскурсии по монастырю для паломников и всех желающих. Паломническая служба монастыря проводит обзорные экскурсии с посещением храмов и колокольни. Экскурсионная программа организована совместно с проектом правительства Москвы “Выход в город”. Продолжительность экскурсии 60 минут.

Дополнительная информация у ответственного за организацию паломнической службы. +7 916 409 07 39 (диакон Николай Сухарев)

Фото [ править ]

Собор Воскресения Христова в Пленницах

Церковь св. ап. Иоанна Богослова (в колокольне)

Андреевский мужской монастырь

Старинный монастырь с размытой и длинной историей. Андреевский храм находится в Москве недалеко от Воробьевых гор. Самый красивый вид на достопримечательность открывается со стороны Москва реки и Воробьевых гор. Отличается он тем, что здесь была открыта первая в Москве просветительская школа для мирян еще в середине XVII века. Традиция до сих пор сохранилась, духовная школа при Андреевском монастыре работает и по сей день регулярно набирает и готовит учащихся по основным направлениям. Андреевский монастырь расположился в тихом уютном месте, он скрыт в зелени и новостройках.

История

Здание повидало множество событий и несколько раз было переориентировано: тут находилась тюрьма, сумасшедший дом, дом для сирот, богадельня, метрологическая лаборатория, клуб, дома-коммуны.

До конца XVI века местность у Воробьевых гор и реки пустовала. В 1591 году Москва была освобождена от нашествия хана Кызы-Гирея, и случилось это в день мученика Андрея Стратилата. В честь этого события был возведен деревянный храм, который в 1675 году сменился каменным. Он был назван во имя святого мученика Андрея Стратилата, поэтому монастырь носит название «Андреевский». В течение XVIII столетия монастырь трижды переориентировался и закрывался. В найденных документах того времени было указано: «Бывший Андреевский монастырь», то есть, упраздненный.

Читайте также:
Храм Успения Богородицы в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 1900 году настоятель Николай Молчанов открыл при монастыре церковно-приходскую школу, она закрылась в 1918 году, после чего в корпусах расположились дома-коммуны Московской фабрики, в 1925 году был открыт клуб. С 1967 по 1971 годы велись работы по реставрации объекта. И только в 1996 году правительство Москвы постановило о передаче Андреевского монастыря в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

Архитектура и территория

В 1648 году была построена Воскресенская церковь, в 1675 — церковь мученика Андрея Стратилата. Фасадная часть второй церкви была создана белорусскими мастерами. Недалеко от Воскресенского храма велись работы по строительству Покровской церкви, но она вскоре была снесена, на ее месте началось построение корпусов. В 1748 году на территории появилась колокольня по заказу графа Шереметева. Изначально она была четырехгранная с арочными проемами и четырехскатным шатром, на вершине которого располагался шар и крест. В самой колокольне в нижнем ярусе была открыта церковь Иоанна Богослова.

Теперь монастырь представляет собой прямоугольное строение из нескольких зданий. Внутри располагается колокольня постройки XVII столетия в стиле барокко (в XVIII веке она была перестроена). Она украшена капителями, карнизами, прорезными окнами, лепниной. Под колокольней находится церковь архангела Михаила. Воскресенская церковь была отреставрирована, после чего сменился декор под куполом, но стиль нарышкинское барокко сохранился. Надвратный храм мученика Стратилата подвергся реставрации в 1961 году, в ходе которой были незначительно изменены декоративные элементы. Три богадельни сохранились по сей день еще с 1805 года.

В начале XXI столетия около монастыря отстроили элитный жилой квартал «Грин Хиллс», но территория достопримечательности осталась нетронутой. Здесь высажены декоративные кустарники, цветы, газон, местность выглядит ухоженной, но весьма скромной. На небольшой территории находятся фрагменты старого кладбища, подземелий, три храма.

На фоне быстрой жизни Москвы и шумной Набережной достопримечательность остается тихим, спокойным и умиротворенным местом, куда можно прийти и отдохнуть от суеты, посетить храм или просто ознакомиться со старой архитектурой. Посетители могут вкусно пообедать в местной недорогой столовой.

Расписание богослужений в Андреевском монастыре в Москве

На территории монастыря есть 3 храма, которые действуют и проводят богослужения ежедневно с понедельника по пятницу в 08:00, в субботу и воскресенье — в 09:00, в 17:00 в субботу и воскресенье — Вечерня и Всенощное в праздники. Посетить храм может любой желающий.

Видео «Андреевский монастырь у Воробьевых гор»

Что посмотреть рядом

Те путешественники, которые планируют посетить духовные места Москвы, могут разработать собственный маршрут, включив в него Донской, Новодевичий, Андреевский мужской монастырь. Они находятся неподалеку. Туристы, которые планируют посещение бесплатных экскурсий по Воробьевым горам, встречаются у монастыря летом несколько раз в неделю и имеют возможность осмотреть уютную местность, которая отражает жизнь монахов. Если вы гуляете в Нескучном саду или парке Горького, дойти до этой достопримечательности можно пешком. Выше монастыря расположена смотровая площадка Воробьевы горы, открывающая живописные виды на Кремль, Москва-Сити, Нескучный сад, МГУ.

Как добраться до Андреевского мужского монастыря

От метро «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) пешком добираться 15 минут.

Автобус № 144, 255, М1, 905, Т47, 308, 907, М6 останавливается непосредственно у Андреевской набережной. В пешей доступности находится остановка «Хамовнический Вал 2», добраться до которой можно на автобусах и маршрутном такси № 132, 255, 64. На автобусе № 64, 216, 255, Т79, С12 следует доехать до «Лужнецкая набережная», а через мост и реку будет находиться Андреевский монастырь.

На такси можно быстро добраться до ворот монастыря из любой точки столицы, оформив заказ автомобиля в приложениях Uber, Yandex taxi, Maxim taxi, Gett. В Москве доступны следующие службы такси: «Две столицы», «Уютное такси», «Славянское», «такси-Апельсин», Optimal, VeryWell.

Андреевский монастырь

Андреевский монастырь в Москве

Андреевский мужской монастырь – скромная обитель, приютившаяся у подножия склонов Воробьевых гор, спускающихся к Андреевской набережной. Монастырь не входит в число знаковых достопримечательностей Москвы, хотя его просвещенные иноки оставили значимый след в истории русской науки и религии. В середине XVII столетия монахи создали здесь учительское братство, заложившее основы академического образования в России. Сегодня в стенах Андреевского монастыря размещаются Синодальная библиотека, институт перевода Библии, а его воскресная школа принадлежит к числу лучших в столице.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Архитектурный ансамбль Андреевского монастыря складывался с середины XVII века. До революции его формировали 6 храмов, но до наших дней сохранилось лишь три из них. Компактный комплекс построек включает в себя и монолит однотипных корпусов Андреевской богадельни, построенных в позапрошлом столетии.

Наиболее эффектно монастырь выглядит со стороны Москвы-реки, и во время речных экскурсий туристы не упускают возможности запечатлеть его образ на фото и видео с палубы прогулочного катера. В самой же уютной обители царят покой и тишина. Даже в главные церковные праздники здесь не бывает многолюдно. Исключение составляют летние выходные дни, когда в Андреевский монастырь заглядывают горожане и гости столицы, намеревающиеся отправиться на бесплатную пешеходную экскурсию по Воробьевым горам. Группы собираются неподалеку от монастырских стен.

История Андреевского монастыря

Церковное предание гласит, что еще в XIII столетии монахи-отшельники основали близ Воробьевых гор иноческую обитель. А построенный ими деревянный храм носил имя Андрея Стратилата – христианского святого, воина-мученика. Документальных свидетельств, подтверждающих эту легенду, не существует, а первые письменные упоминания о рубленом храме в честь святого заступника Стратилата появились в московских хрониках лишь в 20-х годах XVII века. В них указывается, что церковь возвели после 1591 года, когда хан Газы Герай поспешно вывел свои войска из-под Москвы, поверив ложным сведениям лазутчика. Официальной же датой основания самого Андреевского монастыря считается 1648 год. Устроить его велел государь Алексей Михайлович.

Изначально мужской обители отводилась роль центра просвещения. В 1649 году сюда из Киево-Печерской Лавры прибыли ученые иеромонахи, воспитанники митрополита Петра Могилы. Получившим образование в Киевской духовной академии инокам вменялось в обязанности обучать московскую мирскую молодежь латыни, риторике, преподавать греческий и славянский языки. За солидное вознаграждение просветители переводили исторические и философские труды христианских богословов, а затем их выпускал в свет московский печатный двор. Монахи создали неформальное «Андреевское учительное братство», заложившее основы для создания академических структур в Москве.

Читайте также:
Храм преподобного Серафима Саровского в Курске: адрес и телефон, история, отец Георгий и другие настоятели

До 20-х годов XVIII века Андреевская обитель процветала, владея землями, рыбными водоемами, мельницами. Строительство в стенах обители финансировала царская казна. Известно, что подвалы монастыря нередко служили темницей. В 1667 году здесь недолгое время томился мятежный протопоп Аввакум – идеолог старообрядческого движения.

В 1724 году Петр I велел упразднить Андреевский монастырь. Храмы стали приходскими, а в других постройках разместилось заведение, где содержались беспризорные дети и подкидыши. Нашлось здесь место и для арестантов-«колодочников». Позже императрица Анна Иоанновна распорядилась восстановить монастырь, а благотворительное учреждение и тюрьму – закрыть. Правда, в 1762 году обитель обязали содержать умалишенных.

Спустя 2 года изрядно обедневший монастырь попал в списки секуляризации, инициированной Екатериной II. На этот раз в его зданиях был организован работный дом для женщин, не имевших средств к существованию. В 1771 г., во время эпидемии чумы, на территории обители хоронили знатных и богатых москвичей. Этот некрополь был уничтожен в 20-40-е годы прошлого века.

В 1806 году в бывшем монастыре обосновалась Андреевская богадельня, которую содержало Московское купеческое общество. За счет благодетелей здесь были построены новые здания, довольно гармонично вписавшиеся в прежде созданный архитектурный ансамбль.

В 1918 г. богадельню ликвидировали. В последующие десятилетия в добротных монастырских корпусах поочередно располагались дома-коммуны и профшкола фабрики «Гознак», клуб, лаборатории Госстандарта. В 90-е исторический комплекс передали Русской православной церкви, здесь было открыто патриаршее подворье. В 2013 году его преобразовали в Андреевский мужской монастырь.

Монастырь сегодня

Андреевский монастырь выглядит довольно скромно, но очень ухоженно и умиротворенно. Архитектурный ансамбль представляет собой прямоугольник, образованный не стенами, а корпусами зданий. Три монастырских храма выстроены в одну линию. Строгие очертания комплекса чудесно просматриваются с колокольни церкви Святого Иоанна Богослова и со смотровой площадки, расположенной над обителью.

Высокие корпуса, окружающие храмы, возводились в разные периоды позапрошлого века, но их двускатные кровли подведены под единый уровень. Постройки, обращенные к набережной, имеют по 3 этажа, а те, что выходят к склонам, – двухэтажные. Фасады корпусов, обращенных к реке, смотрятся эффектно, но со стороны монастырского двора здания выглядят невзрачно. Выделяется восточный фасад зодческого ансамбля, обозначенный церковью Андрея Стратилата, которая возвышается над главным входом – Святыми вратами.

Каменная надвратная церковь Святого Андрея Стратилата, возведенная в 1675 году на месте старого деревянного храма, – старейшая постройка монастыря. В облике церкви переплелись нарядный декор XVII столетия и классические черты, доставшиеся ей после строительных и реставрационных работ, проводившихся в обители в 1805 г. К тому же времени относится фресковая живопись, украшающая арочные проемы Святых врат.

Андреевский храм принадлежит к числу уникальных памятников московского зодчества XVII века. Своей известностью он обязан аутентичному изразцовому убранству. Над ним работали белорусские керамисты – ученики Степана Полубеса, гениального изразечника, имевшего в Москве свою мастерскую. Эффектные изразцовые орнаменты окаймляют четверик церкви и подкупольный барабан. В них переплетаются рельефные узоры, известные как «павлинье око».

До революции интерьеры надвратной церкви Андреевского монастыря были пышно украшены, а ее иконостас являлся художественной ценностью. Но сегодня здесь ничего не напоминает о былой роскоши. Скромные в размерах полутемные помещения расписаны современными художниками. В сюжетах – житие Пресвятой Богородицы.

По выложенной брусчаткой дорожке можно прогуляться до колокольни, являющейся сердцем зодческого ансамбля и его главным украшением. 32-метровую звонницу возвели в середине XVIII столетия на средства графа Сергея Шереметева. Несмотря на свою монументальность, она выглядит довольно изящно. Трехъярусная башня выделяется выразительным силуэтом, представляя собой прекрасный образец постпетровского барокко. В ее нарядном декоре преобладает желто-розоватый цвет, служащий фоном для белокаменных элементов и лепнины. Тут установлены новые колокола, отлитые в баварском городе Пассау, в знаменитой мастерской Рудольфа Пернера. Поговаривают, что монастырский звонарь – один из лучших в столице.

В первом ярусе колокольни находится храм. Его возвели в 1748 году, а спустя сто лет перестроили и освятили в честь Святого Иоанна Богослова. Неизвестно, как выглядело убранство храма до революции, но местами в интерьерах сохранились фрагменты лепнины. Вероятно, когда-то она сплошь укрывала внутренние стены, и сегодня над восстановлением лепного декора работают реставраторы.

В западной части монастыря находится его главный храм, построенный на рубеже XVII и XVIII столетий и освященный во имя Воскресения Христова. Примечательная ярким красным цветом, церковь обращена своим алтарем к колокольне. Архитектурный облик храма отличает контрастность между нарядным нижним уровнем, выполненным в стиле нарышкинского барокко, и верхним этажом с подчеркнуто строгими формами.

В просторной и светлой Воскресенской церкви основные реставрационные работы закончились еще в 2012 году. Во время их проведения на своде обнажился небольшой фрагмент аутентичной росписи. Но в целом интерьеры храма оформлены современными мастерами. Здесь хранятся главные монастырские реликвии, в том числе ростовое распятие, выполненное из дерева в позапрошлом веке, икона Божией Матери «Казанская».

Практическая информация

Андреевский монастырь открыт для посещения ежедневно с 08:00 до 21:00. Богослужения проводятся во всех трех храмах.

На территории монастыря есть трапезная и обычная столовая, работает магазин, где продаются книги, иконы, церковная утварь.

Посещение Андреевской мужской обители обычно включено в программу экскурсий в Новодевичий и Донской монастыри, расположенные неподалеку.

Как добраться

Андреевский монастырь находится по адресу: Андреевская набережная, 2. Ближайшие станции метро – «Воробьевы горы», «Площадь Гагарина», «Ленинский проспект». От них до обители придется прогуляться пешком 15 минут. Можно отправиться сюда и на речном трамвайчике, высадившись на причале «Андреевский монастырь». От пристани тоже нужно немного пройтись.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: