Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Петропавловский собор

История Петропавловского собора неразрывно связана с возникновением на Заячьем острове Петропавловской крепости. Поскольку Петропавловская крепость была самой первой обжитой территорией Санкт-Петербурга, то вполне естественно, что первая городская церковь появилась именно здесь. В День Святых Петра и Павла 29 июня, в 1703 году, по велению Петра Первого произошла закладка церкви с именем этих святых.

Первая церковь, сооруженная менее чем за год, была деревянной. А через восемь лет, когда миновала угроза нападений извне, когда уже вовсю шло строительство первого российского города по европейским стандартам, над деревянной церковью начал возводиться храм из камня. Это произошло в 1712 год, когда Петербург был провозглашен официальной столицей страны. Поэтому собор, возводимый архитектором Д.Трезини, создавался уже в качестве главного храма всей империи.

Архитектурно соборное сооружение создавалось в стихийно возникшем в первых десятилетиях 18 столетия стиле «петровское барокко», основанном на смеси европейских барокко и классицизма, адаптировавшихся на русской почве. До Петра подобных православных храмов на Руси не возводилось, поэтому собор является не просто ярким памятником исторической эпохи Петра Первого, но и символичным сооружением новой европейскоподобной столицы.

Колокольня Петропавловского собора

Очень важную роль Петр отводил строительству высокой многоярусной колокольни, которая должна была нести большую символическую нагрузку столичного Петербурга. Поэтому с ее возведения и началось сооружение собора. Более чем 100-метровая колокольня, как и было задумано, была выше знаменитой московской колокольни Ивана Великого, а на деревянном колокольном шпиле был помещен ангел-флюгер, держащий крест. Колокольня была оснащена часами-курантами и карильоном, привезенными Петром из Амстердама, где он купил их за очень большие деньги.

Колокольня Петропавловского собора

Петропавловский собор строился очень длительное время, и Петр не дожил до окончания строительных работ, которые пришлись на период царствования Анны Иоанновны (1733г). Вскоре пожаром, произошедшим от молнии в 1756 году, был уничтожен и шпиль с ангелом, и петровские куранты, и большая часть колокольни. К концу 18 века шпиль и ангел были восстановлены в первоначальном варианте.

В 1856 году, при Александре Втором, колокольня была увенчана новым металлическим шпилем в форме восьмигранной пирамиды, внутри которой проходит винтовая лестница (инженерное решение Д.Журавского). Сверху шпиля, покрытого медными с позолотой листами, появился новый ангел при новом кресте. Результатом этих усовершенствований стало увеличение высоты колокольни, которая выросла почти до 123 метров, став самым высоким сооружением не только Петербурга, но и России. Колокольня приобрела сегодняшние внешние очертания.

Верхние ярусы Колокольни

Многоярусная колокольня, расположенная поверх западного фасада собора, является его доминирующей частью. Она состоит из двух широких нижних ярусов, от которых к верху стремится третий, заканчивающийся золоченой крышей и круглыми окошками в белорамном обрамлении. Далее колокольня продолжается барабаном с восьмью гранями и вертикальными прорезями.

Нижние ярусы Петропавловской колокольни

Над барабаном размещается золотая корона с утонченной золотой башней, от которой начинается сорокаметровый шпиль. А вот уже на нем находится более чем шестиметровое сооружение креста с ангелом, или ангела с крестом – как кто воспринимает эту 250-килограммовую композицию. Колокольня оснащена 103-мя колоколами. Из первоначальных сохранился тридцать один колокол.

Ангел с крестом на колокольне

По внутренней лестнице колокольни Петропавловского собора за дополнительную плату можно подняться наверх. Это любопытное и весьма полезное в информационном плане мероприятие. Правда, надо иметь в виду, что нужно будет совершить подъем практически на 16-й этаж без лифта и еще заплатить за это деньги!

На первом ярусе (высота – 16 метров) интересно ознакомиться с музейной экспозицией по истории колокольни и собора. На втором ярусе (высота 24 метра) – увидеть уникальный музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом – карильон. Музыкальный диапазон этого старинного инструмента – 4 октавы. Летом, находясь на территории Петропавловской крепости, можно попасть на концерт или фестиваль карильонной музыки, а это удивительнейшее событие. Третий ярус (высота 42 метра) оснащен смотровой площадкой, откуда прекрасно просматривается весь город. Правда, туда лучше подниматься в первой половине дня.

Карильон Петропавловского собора

Колокольня Петропавловского собора – это и символ Петербурга, и его главный ориентир, и самая узнаваемая «визитная карточка» города. И не только города – ведь изображение собора присутствует на 50-рублевых купюрах, с которыми мы ежедневно соприкасаемся.

Часы-куранты

При создании города, подобного европейскому, Петр Первый вводил много заимствований, которые до того в российских городах не применялись. Так, например, традиция устанавливать часы-куранты на башнях всех развитых городов была привнесена в нашу жизнь также Петром. Уже на первой деревянной колокольне в 1704 году были установлены механические часы – впервые в Петербурге. Те, самые первые башенные часы, были изготовлены русским умельцем Никифором Архиповым.

А вот уже на каменной колокольне установили огромные голландские куранты, которые в то время были одним из чудес нового города. И сегодня Петропавловские куранты являются старейшими наружными городскими часами. К сожалению, часы, приобретенные самим Петром, сгорели при пожаре 1856 года. Голландскому часовых дел мастеру О.Красе были заказаны новые куранты, которые опять-таки обошлись очень и очень не дешево. Зато новые часы, в отличие от петровских, имели минутные стрелки, маятники и различные музыкальные устройства. Благодаря этим усовершенствованиям Петропавловские куранты исполняли российский гимн.

Читайте также:
Храм царевича Димитрия: история и адрес, описание, святыни

Часовой механизм Петропавловского собора за историю своего существования с конца 18 века и до наших дней останавливался всего два раза, и оба раза это происходило не по причине неисправности. Часы останавливали в годы революции-Гражданской войны и в период Великой Отечественной войны. Причем в период революционного поворота общества к светлому будущему, часы подверглись расстрелу за исполнение ненавистного большевиками гимна – на часах сохранились пулевые отметины.

Куранты Петропавловского собора изнутри

Тем не менее, этот гимн (Боже, царя храни…) можно услышать и сегодня, он исполняется в 12.00 и в 18.00. А каждые 15 минут слышен перезвон из четырех музыкальных фраз.

Здание Петропавловского Собора

Соборное сооружение внешне более сравнимо с обычным среднеевропейским строением, чем с русским православным храмом. Выполнено оно в форме прямоугольника 30х60 со скромным и довольно строгим оформлением (уплощенные колонные пилястры и лица херувимов в оконном декоре).

Декор окошек Петропавловского собора

Западный фасад является основанием колокольного сооружения, а восточный украшен фреской с сюжетом Предстояния апостолов перед Христом (худ.П.Титов). Внутреннее пространство перед алтарем – снаружи выделено куполом, установленном на барабанной основе.

Купол Петропавловского собора (слева от колокольни)

Внутренний интерьер храма, как и его внешний силуэт, абсолютно не соответствовал принятым в те времена российским стандартам. Надо учитывать, что сооружение собора шло в победоносный для России период Северной войны, в период переустройства страны и возвышения роли императора-реформатора. Все эти факторы отразились в парадности и торжественности отделки собора, территория которого была поделена пилонами на три части.

Интерьер Петропавловского собора

Интерьеры отделаны мрамором, яшмой и родонитом. Росписи и лепка выполнялись известными художниками. Освещался храм хрустальными бронзово-позолоченными люстрами. От пяти люстровых светильников 18 века сохранился только один, который находится сегодня перед алтарем.

Нарядный декор внутреннего интерьера; обилие света, обеспеченное большими окнами; разделенное пилонами пространство; лепка и росписи – все это придает храму праздничную атмосферу. Всем своим содержанием храм олицетворял радость победы над шведами, прославлял отечественную военную доблесть и героизм. Петропавловский собор какое-то время был также и местом сохранения знамен и атрибутов воинской славы.

Памятником и произведением искусства русской резьбы по дереву бароккского стиля является удивительный 20-метровый храмовый иконостас, который был создан умельцами в Оружейной палате по рисункам Д.Трезини. На примере этого иконостаса отчетливо видно как светскость начала вторгаться в церковное искусство – именно этим выразительно выделяется петровское время.

Иконостас собора

Царские врата, расположенные по центру иконостаса, похожи на триумфальное сооружение. Они увенчаны скрещенными ключами – это как бы и ключи от рая Св.Петра и, в то же время, герб новой столицы. Иконостас собора отличается отсутствием горизонтальности иконных рядов и наличием не характерных для русских храмов скульптур.

Скульптурная группа – фрагмент Иконостаса (Царские врата)

Имеющиеся иконы отражают важные в историческом плане события, объединенные идеей победы российской государственности и единения церковной и светской власти.

Царские врата иконостаса

Значительное место в иконостасе отведено ветхозаветным персонажам. Самого Петра часто сравнивали с Самсоном, который руками задушил льва. А поскольку лев был символом герба Швеции, то Петр, победивший ее, естественно отождествлялся с Самсоном. Очень непривычны и образы Христа и Богоматери на престолах, которые находятся по обе стороны от Царских врат. Оба они одеты в царские земные одеяния времен Алексея Михайловича. А младенец, чей лик очень напоминает Петра, держит в руке державу. Чем не единение власти земной и небесной.

Богоматерь иконостаса (фрагмент)

Среди икон иконостаса можно увидеть и изображение петербургского хранителя Александра Невского, и причисленных к рангу святых из династии Рюриковых князей Владимира, Ольгу и Бориса с Глебом. В предалтарном пространстве расположена трибуна для читающего проповедь священника и императорское место с атрибутикой монаршей власти.

Кафедра проповедника

Петропавловский собор выполнял функцию Кафедрального до 1858 года, затем эта роль перешла к Исаакиевскому собору. Статус же Петропавловского храма свелся только к роли царской усыпальницы, хотя ею он был с начала своего существования. В этом храме никогда не проводились никакие церковные обряды, кроме отпевания и панихид. А отпевали здесь только членов Дома Романовых.

С начала 90-х годов прошлого века в храме проводятся панихиды по представителям императорской семьи. В начале нынешнего века в соборе возобновились службы.

Некрополь Петропавловского собора

Основываясь на божьем происхождении монаршей власти, все члены правящих российских династий издавна хоронились в соборах. До Петра Первого основным храмовым местом захоронений русских князей и первых царей был некрополь Архангельского храма Московского Кремля. От захоронения Петра и вплоть до кончины Александра Третьего царская усыпальница была в некрополе собора Петра и Павла Петропавловской крепости.

Читайте также:
Саратовская епархия: духовенство и священники, храмы и церкви, указы

Императорская усыпальница

Считается, что некрополь Петропавловского храма ведет свою историю от Петра Первого, но это не так. Уже при Петре здесь появились захоронения его рано умерших детей. Царевича Алексея и его жену также захоронили в соборе (под колокольней). С 1831 года здесь начали хоронить и других близких императорских некоронованных родственников.

Сам Петр умер внезапно в январе 1825 года, когда еще шло строительство собора. Поэтому в строящемся храме установили деревянную часовню, куда и был помещен гроб с телом почившего реформатора. Через два года к нему присоединился гроб Екатерины Первой. Лишь после достройки собора, останки Петра и Екатерины наконец-то предали земле. После этого собор считается официальной Усыпальницей российских императоров.

Саркофаг Петра Первого

В течение 1865 года разностильные надгробья некрополя были заменены на стандартные беломраморные, верх поверхности которых был оформлен бронзовыми позолоченными крестами. Но к концу 19 века универсальность захоронений была нарушена – Александр Третий заказал специальные саркофаги своим родителям (Александру Второму с Марией Александровной) – зеленая яшма для плиты отца, а розовый орлец для плиты матери.

Саркофаги родителей Александра Третьего

17 июля 1998 года в Екатерининском приделе собора проводится захоронение останков семьи Николая Второго, найденных под Свердловском (Екатеринбургом). А в сентябре 2006 года в храме совершается перезахоронение матери Николая Второго – Марии Федоровны, прах которой перевезли сюда из Дании, где она умерла в 1928 году, пережив сына на 10 лет. Здесь, в Петропавловском соборном некрополе Мария Федоровна обрела вечный покой по соседству с мужем Александром Третьим.

Великокняжеская усыпальница

К концу 19 столетия храмовая территория заполнилась уже 46-ю надгробьями, поэтому вблизи от собора начинается возведение Великокняжеской Усыпальницы, соединенной с храмом галереей с Царским подъездом. Строилась она с 1896 года для отдельного захоронения княжеских представителей императорской фамилии. После ее постройки (1908 г.), сам соборный некрополь оставили только для императоров и их жен, а все некоронованные члены царской фамилии должны были покоиться здесь – в Великокняжеской Усыпальнице, освященной как Храм Св.Александра Невского.

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

Хотя Усыпальница является архитектурным строением конца 19- начала 20 столетий, ее фасадное оформление сочетается с оформлением собора, и они смотрятся гармонично как единое целое. Внутреннее оформление Усыпальницы было довольно богато. Здесь можно видеть и сердобольский гранит, и белый итальянский мрамор, темные лабрадорские колонны. А вот беломраморный иконостас вместе с бронзовыми царскими вратами был утрачен вскоре после революционных событий 1917 года.

Усыпальницу окружили чугунной решеткой, рисунок которой повторял рисунок решетки Летнего сада. Это было личное пожелание Александра Третьего.

Ограда у входа в Великокняжескую усыпальницу

Если в храме места захоронений готовились только после кончины представителя царской династии, то в Усыпальнице изначально было подготовлено 60 погребальных камер. Первое захоронение здесь состоялось уже через 4 дня после освящения Усыпальницы – это были похороны великого князя Алексея Александровича. А всего до 1915 года здесь нашли последнее пристанище 13 великокняжеских Романовых. Причем 8 из них – это перенесенные захоронения из собора.

После свержения монархии, с 1918 года и собор, и Усыпальница стали собственностью Музея революции. Здесь проводились экскурсии, и с 1919 года церковные службы прекратились. В 50-х годах Музей революции передал эти историко-архитектурные сооружения Историческому музею, и только тогда начались первые реставрационные работы, которые продолжаются до сегодняшних дней.

В 90-е годы 20 столетия захоронения представителей романовской династии возобновились. Здесь нашел вечный покой князь Владимир Кириллович – правнук Александра Второго (1992 г.), а позднее сюда же были перезахоронены останки его родителей (1995г).

И Собор Петра и Павла и его великолепная Колокольня очень интересны для туристических посещений. Однако, нужно помнить, что вход в них платный, а по средам – выходной. В другие же дни собор работает с 10.00 до 18.00.

Петропавловский собор

Собор в Петропавловской крепости считается одним из символов Санкт-Петербурга. Его величественная колокольня с ангелом на шпиле является одним из самых высоких зданий города, она служит ориентиром для жителей города и туристов, ее часто изображают на открытках и сувенирной продукции. Собор соединяется с Великокняжеской усыпальницей, они входят в состав объектов музея истории Санкт-Петербурга.

Описание Петропавловского собора

Первоначально в Петропавловской крепости построили деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая простояла без малого 10 лет. Со временем было принято решение возвести каменный собор, его проект разработал Доменико Трезини. Деревянную церковь сохранили, каменный собор строился вокруг нее, работы заняли 20 лет. Этот собор отличается от традиционных русских религиозных построек, его архитектура тяготеет к западноевропейской. Фасад здания украшают пилястры, на восточном размещается фреска, собор имеет один большой купол на барабане.

Необычным решением также является высокая колокольня со шпилем и курантами. В интерьере собора выделяется резной иконостас, покрытый золотом. Как известно, Петр I был великим реформатором, его преобразования коснулись и религии. При нем появилась традиция чтения проповедей, перед соборным алтарем размещается кафедра, с которой произносились проповеди. Для самого же императора был создан помост так называемое царское место, на котором стоял правитель во время службы.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Челябинске: описание и адрес храма, праздники и святыни, певчие, как добраться

По велению императора в Петропавловском соборе стали хоронить императоров и императриц, позднее была построена Великокняжеская усыпальница для некоронованных членов императорского дома. Собор соединяется с усыпальницей посредством галереи. После свержения монархии по приказу Временного правительства из собора в Москву были вывезены ценности и предметы убранства. В 1919 году советская власть распорядилась о закрытии собора, который через несколько лет стал музеем. В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки Николая II и его семьи. В соборе были возобновлены богослужения.

Колокольня и шпиль Петропавловского собора

В архитектуре собора доминирующим элементом является колокольня, ее высота составляет 122,5 метра. Такое величественное сооружение должно было подчеркивать значимость новой столицы — Санкт-Петербурга. Кроме того, постройка служила наблюдательным пунктом, отсюда можно было увидеть приближение неприятеля. Часть колоколов сооружения сохранилась с XVIII века. В колокольне установлен карильон — музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, на нем можно исполнять различные музыкальные произведения. В Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

Колокольня Петропавловского собора состоит из нескольких ярусов, ее шпиль украшает парящий ангел. Первая фигурка ангела была уничтожена в результате удара молнии, другая сильно пострадала от урагана. Спустя несколько десятилетий сильный ветер повредил фигуру и заставил крест накрениться. Тогда кровельный мастер Петр Телушкин во время реставрационных работ проявил смелость и мастерство, поднимаясь к вершине на веревочной лестнице. Изначально шпиль был деревянным и только во второй половине XIX века каркас шпиля заменили на металлический. Также поменяли крест с ангелом, так как система крепления старого не подходила к созданной конструкции.

Великокняжеская усыпальница в Петропавловском соборе

Сооружение возводилось на рубеже XIX–XX веков, в нем планировалось погребать некоронованных представителей императорской фамилии. Здание соединяется с собором посредством крытого перехода. Фасады усыпальницы украшают мозаичные иконы. Значительная часть элементов внутреннего убранства не дошла до наших дней. После проведенных реставрационных работ усыпальница открылась для посетителей.

Музей в Петропавловском соборе

Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.

К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.

Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.

Стоимость билетов в Петропавловский собор

Так как Петропавловский собор является музеем, вход на его экспозиции платный. Стоимость посещения собора и усыпальницы:

  • для взрослых — 550 руб.
  • для учащихся — 300 руб.
  • для пенсионеров — 250 руб.

Также есть возможность приобрести комплексный билет, охватывающий 8 экспозиций, 2 из них — Петропавловский собор с усыпальницей и тюрьмы Трубецкого бастиона посещаются с экскурсией.

Стоимость комплексного билета:

  • для взрослых — 750 руб.
  • для учащихся — 400 руб.
  • для пенсионеров — 300 руб.

Также можно подняться с экскурсией на колокольню, цена билетов — 250/150/150 руб. для соответствующих категорий.

Перед посещением Петропавловского собора стоит ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музея истории Петербурга.

Как добраться

Петропавловский собор находится на Заячьем острове, к нему ведут 2 моста — Иоанновский и Кронверкский.

Ближе всего к Иоанновскому находится остановка «Троицкая площадь (Каменноостровский проспект)». Также удобно дойти до него от станции метро «Горьковская».

К Кронверкскому мосту ближе остановки «Кронверкский проспект», «Проспект Добролюбова» и станция метро «Спортивная».

Добраться до собора можно и на такси, в Санкт-Петербурге работают мобильные приложения: Gett, Яндекс.Такси, Rutaxi, Uber, «Таксовичкоф» и другие.

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге: видео

Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском

Среди множества обителей Христовых есть особенные места на православной русской земле. Это монастыри, где душа человеческая исцеляется и получает большие духовные дары. Многие христиане отправляются в паломнические поездки, откуда приезжают обновленные духовно и телесно. Одним из таких духоносных мест можно назвать Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском Московской области.

Читайте также:
Екатерининский собор в Краснодаре: история и адрес храма, описание, расписание богослужений, мощи и святыни

Как возник монастырь

Святая обитель по преданию была основана святым князем Дмитрием Донским в 1380 году, в память о чудесном явлении ему образа Николая Чудотворца перед битвой с монголами. С тех пор место обретения иконы носило название Угреш, а в советское время город был переименован в Дзержинск. Однако обитель, основанная князем, так и оставила за собой название Николо-Угрешского монастыря.

Неподалеку от основанной обители располагалась царская деревня Остров, куда часто приезжали российские государи. Расположение государственных правителей к обители выражалось в щедрых пожертвованиях и всевозможных льготах, а также в передачу ему нескольких близлежащих сел. В XV веке в Москве было открыто отдельное подворье Николо-Угрешского монастыря, что также свидетельствует об особом расположении к нему правителей.

Интересно! Несмотря на явную поддержку обители со стороны царских семей, монастырь постоянно переживал периоды упадка, а потом заново возрождался.

Набольшее количество привилегий святое место получило из рук царя Ивана IV Грозного, который наделил монастырь именной жалованной грамотой с дарованием сразу 14-ти деревень и угодий. Кроме того, Николо-Укрешская обитель освобождалась почти от всех государственных пошлин, которые в то время были очень внушительными. Такие щедрые льготы впоследствии поддерживались и следующими государями.

О других храмах и монастырях России:

В начале XVII века Угреш стал центром важных политических событий. В монастыре скрывался самозванный царь Лжедмитрий, а позже именно в обители расположились русские войска, восставшие против поляков.

Царские особы того времени традиционно совершали паломничество в Угреш, что приносило храмам большие доходы в виде подарков и жалований. Это привело к тому, что к середине века обитель достигла своего максимального расцвета и известности по всей христианской Руси.

Упадок и судьба монастыря в Смутное время

К концу XVII века, в самый расцвет развития обители, произошло резкое изменение государственной политики по отношению к церквям. Это очень быстро оказало негативное влияние на Угреш, куда не разрешали заселяться новым монахам и число братии стремительно уменьшалось. Ветшали и рушились храмовые постройки, а деньги на их восстановление не выделялись.

Уже в это время некоторые здания переходят из богослужебного в светское использование — тут располагается санаторий и воинская часть. Во время эпидемии чумы тут располагается лазарет, при этом монахи были переселены в соседнюю обитель.

Знаменательное событие произошло в Угреше в 1795 году — тут был обретен чудотворный образ Богородицы «Взыграние», что было расценено как предзнаменование нового расцвета дома Божия. В 1812 году Угреш был захвачен французскими войсками, однако достояние и ценности обители не пострадали, поскольку заранее были вывезены.

Важно! Николо-Угрешская обитель тесно связана с деятельностью таких известных служителей церкви как святитель Иннокентий (Смирнов), святитель Игнатий (Брянчанинов), святитель Филарет Московский.

Заступничеством таких великих мужей удалось избежать закрытия монастыря. С середины ХІХ века начинается постепенная отстройка и возрождение храмового комплекса. Все работы выполняются на пожертвования и взносы благотворителей, многие из которых были богатыми купцами.

С восстановлением старых зданий появляются и новые постройки. Так, значительно увеличенная территория обносится высоким каменным забором, на одной из стен которого можно было видеть изображение святого града Иерусалима.

При обители открывают школу для крестьянских детей, а штат монастыря стремительно растет. Число братии также постепенно восстанавливается и превышает 100 человек. Ко дню празднования полувека с момента основания обители, торжественно закладывается основание собора Преображения Господня, который впоследствии станет главной архитектурной достопримечательностью всего комплекса.

Годы советских гонений и последующее возрождение

Судьба большинства храмов в советские годы была весьма печальна, не обошла такая участь и Угреш. Первым действием власти большевиков было присвоение монастырской недвижимости и упразднение церковной школы. Частично были изъяты и ценности обители, а на ее территории расположили дом отдыха и детскую колонию. Голодные годы привели к распаду братии, а местные власти всячески гнобили и унижали правящего архиерея и настоятеля.

Что надо знать о вере христианину:

Для того чтобы сохранить монастырские постройки, оставшаяся братия была переформирована в так называемую трудовую общину. Активно идет процесс присвоения церковного имущества, чему оказывает сопротивление настоятель, но многие ценности признаются музейными экспонатами и увозятся в Москву.

Интересно! В это тяжелое для христианства время в Угреше происходит настоящее чудо — обновляется образ Свяого Николая. Московские власти в срочном порядке изымают икону, однако весть о чудесном явлении успевает облететь монастырь, что очень укрепляет дух всех верующих.

Из-за внутренней несогласованности официальных властей, процесс передачи монастыря государству длится несколько лет. В итоге в комплексе разместили множество светских учреждений, таких как столовая, цех, гостиница и другие. Множество святынь подверглось поруганию и уничтожению, в том числе был полностью разрушен самый главный древний собор Святого Николая.

К 50-м годам советские власти решили сохранить древнюю архитектуру монастырского комплекса. Постепенно начинают выполнять незначительную реставрацию, дальнейшее разорение монастыря остановлено. Сохранены шесть церквей и часовня.

Читайте также:
Софийский собор в Великом Новгороде: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С начала 90-х годов по всей России начинается массовая кампания по возрождению храмов. В Угреше, который теперь носит название Дзержинск, организована большая инициативная группа, которая добивается возобновления богослужений. Кроме того, во владения монастыря возвращают Успенский храм.

Несколько десятилетий безбожной власти очень негативно сказались на материальном состоянии монастыря. Все постройки находились в крайне запущенном состоянии. На храмах отсутствовали купола и кресты, кругом заросли травы и кустов, пруды превратились в болота. Однако стараниями простых горожан и знатных благодетелей, реставрация приняла серьезные масштабы и весь монастырь стал быстро преображаться.

Патриархом Алексием ІІ была освящена первая восстановленная церковь — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Следом за этим храмом в течение нескольких лет были отстроены и освящены и остальные части монастыря.

Кроме того, на территории было организовано образцовое хозяйство с садами и теплицами. В последующие годы заработала церковная школа, которая позже расширилась до духовной семинарии. К концу 90-х годов обитель полностью возродилась и с новыми силами возносила молитвы к Господу за весь мир.

Храмы и службы в монастыре

На сегодняшний день Николо-Угрешский монастырь — это большая обитель, в которую ежегодно съезжается множество паломников со всей России. На территории всего обширного комплекса действуют такие храмы:

  1. Собор в честь Преображения Господня. Главная архитектурная особенность всего монастыря.
  2. Собор в честь Николая Чудотворца.
  3. Храм в честь иконы Борогодицы «Всех скорбящих Радость».
  4. Храм в честь святого преподобного Пимена Угрешского. Это новая церковь, которая появилась только в 2001 году.
  5. Казанский храм.
  6. Успенский храм.
  7. Храм в честь апостола Матфея и мученицы Параскевы.
  8. Храм в честь памяти дня Усекновения головы Иоанна Предтечи с колокольней. Отстроенная 2003 году колокольня имеет высоту около 90 метров и является центральным элементом всего монастырского комплекса.
  9. Часовня во имя святого Николая и еще несколько часовен (в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших», Господних Страстей).

Службы в обители проходят ежедневно. В будние дни служатся службы в 6.45 и 9.00 утра, а по праздникам и воскресным дням служб может быть больше в разных храмах. Детальную информацию нужно узнавать на конкретную дату или праздник.

Находится Николо-Угрешский монастырь по адресу: г. Дзержинский, Московская область, площадь Святителя Николая, 1. Проехать можно на электричке с Казанского вокзала Москвы до станции Люберцы, а далее пересесть на автобус. Также от станции метро «Кузьминки» можно доехать на маршрутном такси до остановки «Площадь Святого Николая»

Николо-Угрешский монастырь: история обители, паломничество

Николо-Угрешский мужской монастырь — удивительное место. Здесь собраны православные святыни со всех уголков мира. Паломники могут молитвенно побывать там, откуда они были принесены в обитель со сложной историей. Здесь служили святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Пимен (Угрешский). Монастырь переживал падения и расцветы. Мы собрали информацию для паломников и тех, кто интересуется историей монастыря.

История Николо-Угрешского монастыря

Город Дзержинский и Москву соединяет не только сухопутная дорога. По Москва реке можно добраться до знаменитого Николо-Угрешского мужского монастыря, излюбленного места православных паломников. Именно сюда по воде и по суше часто ходили в паломничество представители дома Романовых.

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской в честь победы в Куликовской битве. Когда-то Дмитрий Донской отправился в Коломну, где проходил большой сбор всех войск других княжеств, по дороге в Коломну на месте основания монастыря Дмитрий Донской остановился на привал, чтобы помолиться. Во время молитвы князь увидел чудо: над сосной ему явился образ иконы Николая Чудотворца. Дмитрий Донской воспринял божественный знак, как благословение на битву и сказал такие слова: Сия вся Угреша сердце мое». Эти слова означали, что Угреша согрела его сердце. Одержав победу, Дмитрий Донской, основал храм в честь Николая Угодника на месте явления иконы. В XI веке место чудесного события ознаменовала часовня. В ней долгое время хранился сруб дерева, на котором князю явился образ святителя. Во времена богоборчества святыня была утрачена. Сейчас паломники приходят сюда, чтобы набрать святой воды.

С приходом дома Романовых появилась традиция «угрешских походов». Царь отправлялся вместе со свитой и народом в Николо-Угрешский монастырь на молитву. Обычно «угрешские походы» проходили в день Николая Чудотворца.

Храмы и часовни Николо-Угрешского монастыря

Самая древняя постройка монастыря — колокольня, которую называют «угрешской свечой». Ее высота составляет 77 метров. С 1761 года сохранилось только ее подножие, во время Великой Отечественной войны верхние ярусы снесли в стратегических целях, колокольня могла быть видна неприятелю. В XX веке колокольню восстановили. На стене колокольни высечено стихотворное произведение о зарождении Николо-Угрешского монастыря, которое может прочесть каждый, кто знаком со старославянским языком.

Святыни обители

Еще один сохранившийся памятник XVIII века — построенный в 1763 году Успенский храм. Он был возведен на месте упраздненных царских палат. В этом храме расположены главные святыни монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, особо почитаемая в монастыре. Перед иконой читается соборный акафист. В храме также покоятся мощи Святых, привезенные из разных уголков мира :

  • мощи Великомученицы Варвары,
  • Целителя Пантелеймона,
  • Иоанна Крестителя,
  • Киево-Печерских святых и других исповедников веры Христовой.
Читайте также:
Храм Богородицы в Ясенево: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В XIX веке в храме появился придел в честь Марии Египетской. Изображения на западной стене придела изображают сцены жития Преподобной Марии Египетской. Некоторые фрагменты росписи дошли до наших дней в первозданном виде, что можно считать православным чудом, ведь в советские времена здесь располагалось отделение милиции, а все стены были закрашены. При реставрации за толстым слоем краски обнаружились почти не поврежденные изображения.

В XVIII веке монастырь пережил трудные времена. Эпоха секуляризации и дальнейшие исторические события привели к тому, что в 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. И все же монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.

В 1833 году настоятелем монастыря стал святитель Игнатий (Брянчанинов), который хотя и не успел возглавить обитель в связи со скорым назначением его архимандритом Троице-Сергиевой пустыни вблизи Петербурга, но сыграл важную роль в скором возрождении и расцвете Угреши.

Истинный расцвет монастырь ждал во времена преподобного Пимена, ревнителя традиционных богослужений. Расширилась территория монастыря, строились новые церкви, были построены больница и больничный храм…

Пережив сложные богоборческие годы и новое возрождение, монастырь и сейчас открыт для паломников.

Распорядок богослужений

В монастыре совершается ежедневное уставное богослужение.

В будни ежедневно служатся две Божественные литургии:

  • Ранняя в 6:45 в Успенском храме,
  • Поздняя в 9:00, в Пименовском храме, в холодное время года в Казанском храме.
  • После ранней литургии совершается панихида, после поздней – молебен.

В воскресные и праздничные дни служатся три Божественные литургии:

  • в 6:30 в Успенском храме,
  • в 8:00 в Пименовском,
  • в 9:30 в Преображенском соборе,

по воскресеньям после поздней литургии служится водосвятный молебен.

Еженедельно за Богослужением прочитываются акафисты покровителям обители:

  • по вторникам прп. Пимену Угрешскому,
  • по четвергам свт. Николаю Чудотворцу;
  • по воскресеньям за вечерним Богослужением собором монастырского духовенства совершается акафистное пение перед чтимой в обители иконой Пресвятой Богородицы «Тихвинская».

По пятницам в 17:00 в храме свв. апп. Петра и Павла совершается чин малого освящения воды и молебен с акафистом перед иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» о страждущих недугом пьянства.

Братское монашеское правило начинается в 5:50 и состоит из молебна с акафистом свт. Николаю Чудотворцу, утренних молитв и полунощницы. Вечернее правило совершается после вечерней трапезы.

В период Великого поста в обители совершается ежедневное уставное богослужение с неопустительным служением литургии Преждеосвященных Даров во все положенные дни.

Таинства Крещения и Венчания, а также отпевания проходят в приписанных к монастырю храмах.

Контакты приписных храмов:

  • Храм в честь Святого Благоверного князя Димитрия Донского: 140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д.14А, тел. 8 (495) 550-01-17
  • Храм сошествия Святого Духа на апостолов: Московская обл., г. Дзержинский, улица Лесная, д.33, тел. +7 (916) 818-28-70.
  • Храм мученика Виктора: 140055, Московская обл., г. Котельники, мкр. Белая Дача, 1-й Покровский проезд, стр.8, тел.: +7(985) 193-03-44
  • Храм Макария Невского митрополита Алтайского:140090, Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 6А. ст1.

Паломнику

Записаться на паломническую поездку и узнать подробности, а также, забронировать гостиницу и трапезную можно в офисе Паломнической службы по адресу: г. Дзержинский, площ. Святителя Николая, дом 1, Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь.

  • Телефоны для связи: +7 (495) 550-56-71, +7 (916) 884-38-65
  • Адрес электронной почты паломнической службы: nusmm.ugresha@gmail.com

Проезд из Москвы:

а) от м. Котельники авт. 470, 347;
б) от м. Люблино авт. 305;
в) от м. Алма-Атинская авт. 1063;
г) от м. Братиславская марш. 1207к;
д) от станции Люберцы авт. 20 и 21;
е) от Казанского вокзала до пл. Люберцы, далее авт. 20, 21

Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь – православный мужской монастырь в Московской области. Основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время монастырь действующий. При монастыре действует трапезная и гостиница.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

Монастырь неоднократно горел и разорялся, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но как и в предыдущих случаях был быстро восстановлен.

Читайте также:
Преображенский собор в Чернигове: история и адрес храма

Регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») государя Михаила Федоровича, а потом и Алексея Михайловича Романовых способствовали существенному развитию и благосостоянию монастыря в XVII веке. Во время одного «угрешского похода» царя Алексея Михайловича , 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три Патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий III и Московский Иоасаф.

В 1680-х годах монастырь неоднократно посещал молодой царь — Пётр I. После подавления стрелецкого бунта Угрешская обитель становится одним из мест заключения для мятежных стрельцов, выступивших против молодого царя Петра.

В 1812 году монастырь подвергся нападению французов, один из отрядов которых пребывал некоторое время на территории обители. В 1841—1843 годах Собор Николая Чудотворца был перестроен архитектором Д. Ф. Борисовым.

В 1833 году в монастыре оставалось всего лишь шесть человек, и шла речь об упразднении монастыря. В это время московский митрополит Филарет решил сделать настоятелем этого третьеклассного монастыря игумена Игнатия Брянчанинова и через Синод вызвал его в Санкт-Петербург, где находился. Официально назначение 82-го настоятеля угрешского монастыря состоялось, но при представлении императору Николаю I, тот решил дать Игнатию в управление другой монастырь — Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом — а в угрешский монастырь был назначен, по рекомендации Игнатия, его знакомый монах Иларий, который несмотря на некоторые свои особенности и постоянное желание отказаться от должности, принял монастырь 15 марта 1834 года и настоятельствовал в нём 18 лет. Посетивший монастырь в октябре 1837 года митрополит Филарет сказал: «Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей».

В ноябре 1874 года послушником Николо-угрешского монастыря стал К. Н. Леонтьев, но весной 1875 года покинул монастырь из-за разногласий с игуменом Пименом. После своего увольнения с московской кафедры 20 марта 1917 года здесь в течение нескольких лет проживал на покое митрополит Макарий (Невский) (†1926).

1 июля 1919 года монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Неоднократно обитель посещал Патриарх Тихон; последний раз — в 1924 году.

В 1917 в здании монастыря была организована детская колония Наркомфина, в которую входили: приют для матерей с малолетними детьми, институт благородных девиц, учебный пансионат для мальчиков. Позже, колония, преобразованна по инициативе Ф. Э. Дзержинского в трудовую коммуну.

В 1925 был полностью закрыт. В 1940 уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века.

В 1980-х годах на территории монастыря располагалось общежитие, а также секция дзюдо ДЮСШ “Союз”.

30 января 1991 решением Мособлсовета возвращён Русской Православной Церкви. Наместником монастыря, который получил статус ставропигии, был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий) (с 14 августа 2003 — в сане епископа Люберецкий, викарий Московской епархии; 31 мая 2010 г. освобожден от управления монастырём в связи с назначением епископом Пензенским и Кузнецким).

В 1990-х осуществлена реставрация многих строений, построены новые храмы.

В 1999 году при монастыре открыто Духовное Училище, преобразованное в 2000 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.

В 2004 году завершено строительство шатрового храма-часовни в честь Страстей Христовых. В этом же году был сделан новый иконостас в Преображенском соборе монастыря. Также по проекту иеромонаха Арсения был восстановлен (полностью построен заново) Никольский собор[3].

В 2009 году закончена внутренняя роспись (с оригинала) Спасо-Преображенского собора.

24 декабря 2010 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви новым наместником монастыря назначен игумен Варфоломей (Петров).

Современное состояние [ править ]

Николо-Угрешский монастырь сегодня является не только одним из центров монашеской жизни в Подмосковье.

Угрешская обитель – центр культурной жизни г. Дзержинского и всего Подмосковья. Доказательством тому служат не только постоянные встречи с людьми науки и искусства, различные мероприятия культурно-общественного характера, но и уникальные музеи, в которых собраны тысячи предметов, имеющих как художественную, так и историческую ценность.

В монастыре действует музей Императора-страстотерпца Николая II и Музей-ризница.

Храмы [ править ]

Храмы и часовни:

  • Собор Спаса Преображения
  • Собор Николая Чудотворца
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (придельная к Успенской церкви)
  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в колокольне
  • Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, при больнице
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери Николо-Угрешского монастыря, при богадельне
  • Церковь Петра и Павла, в бывшем скиту
  • Церковь Пимена Угрешского
  • Храм-часовня Страстей Господних
  • Часовня иконы Божией Матери “Взыскание Погибших”
  • Часовня явления образа Николая Чудотворца

Святыни [ править ]

  • Ковчег с частицей мощей Святителя и Чудотворца Николая. Икона Святителя Николая (ХIХ-ХХ век) из ризницы монастыря
  • Рака со святыми мощами преподобного Пимена Угрешского. Икона преподобного Пимена Угрешского
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Игнатия Брянчанинова
  • Тихвинская икона Пресвятой Богородицы
  • Крест -мощевик VII века
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона
  • Святой источник иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Читайте также:
Преображенский собор в Хабаровске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Престольные праздники [ править ]

  • Собор Спаса Преображения (19 августа)
  • Собор Николая Чудотворца (19 декабря)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)
  • Церковь Матфея Апостола и Параскевы Пятницы (29 ноября)
  • Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в колокольне (11 сентября)
  • Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, при больнице (6 ноября)
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери Николо-Угрешского монастыря, при богадельне (4 ноября)
  • Церковь Петра и Павла, в бывшем скиту (12 июля)
  • Церковь Пимена Угрешского (30 августа)
  • Храм-часовня Страстей Господних (Великий Пяток)

Фото [ править ]

Николо-Угрешский мужской монастырь

Николо-Угрешский мужской монастырь.Вид сверху

Патриаршее служение в Николо-Угрешском мужском монастыре

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
    • Синодальные учреждения
    • Московская Патриархия
    • Самоуправляемые Церкви
    • Экзархаты
    • Митрополичьи округа
    • Митрополии
    • Епархии
    • Ставропигиальные монастыри
    • Храмы и монастыри
    • Зарубежные учреждения
    • Научные и образовательные организации
    • Издательства и СМИ
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в Международном съезде учителей и преподавателей русской словесности
Святейший Патриарх Кирилл принял руководителя Правового управления Московской Патриархии игумению Ксению (Чернегу)
Назначен и.о. заместителя председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата
Назначен и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино»
В.Р. Легойда прокомментировал решения Священного Синода Русской Православной Церкви
  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф “Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви”

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь

История

Согласно преданию, монастырь основан в 1380 г. по повелению блгв. кн. Димитрия Донского в благодарность Богу за победу над татаро-монголами на Куликовом поле и на месте чудесного явления князю иконы свт. Николая Чудотворца, где князь произнес: «Сия вся угреша сердце мое» («Это все согрело сердце мое»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь ― Николо-Угрешским.

За свою историю обитель неоднократно горела и подвергалась разорению, но быстро восстанавливалась.

В XVII в. благосостояние монастыря возрастало, чему способствовали регулярные царские выезды на богомолье («Угрешские походы») первых царей из династии Романовых ― Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

В 1812 г. обитель подверглась нападению французской армии.

В начале 30-х гг. XIX в. монастырь пришел в упадок, в нем оставалось шесть иноков, и шла речь о его упразднении. После назначения митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) по рекомендации игумена Игнатия (Брянчанинова) нового настоятеля ― игумена Илария ― началось духовное и экономическое возрождение обители.

Во второй половине XIX в. в монастыре был создан выдающийся архитектурный ансамбль (художник и архитектор Ф.Г. Солнцев), центром которого стал собор Спаса Преображения и семиярусная колокольня (в XIX в. было надстроено 4 яруса). Значительно расширенная территория была обнесена стилизованной под различные архитектурные стили оградой с восемью воротами и шестнадцатью башнями; рядом с монастырем был устроен скит. К этому времени в монастыре было 10 храмов и 5 часовен.

В 1919 г. монастырь был преобразован в трудовую артель монахов, получившую название «Николо-Угрешской трудовой общины», во главе которой стал настоятель, архимандрит Макарий. Община соседствовала с детской колонией Наркомфина, образованной в стенах обители сразу после революции 1917 г. Летом 1925 г. почти все храмы монастыря были закрыты, общине был оставлен Петропавловский храм ― сроком на один год. К 1930 г. монастырские ценности и церковное имущество были вывезены в государственный музей «Коломенское». В 1940 г. уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI в. В начале Великой Отечественной войны были снесены верхние яруса колокольни.

В начале 1970-х гг. началась реставрация колокольни и стен обители, однако работы велись крайне медленно. Территория монастыря, храмы и постройки, в том числе собор, активно использовались для своих нужд поселком Дзержинский.

В декабре 1990 г. в монастыре были возобновлены богослужения. Зимой 1991 г. решением Московского областного совета обитель была возвращена Церкви. В том же году монастырь получил статус ставропигии. Наместником был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий).

В 1990-2000-х гг. в обители проходили реставрационно-восстановительные работы.

В 1998 г. решением Священного Синода при монастыре было открыто духовное училище, преобразованное через год в Николо-Угрешскую духовную семинарию.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 27 апреля 2021 г. Николо-Угрешский монастырь при сохранении за ним ставропигиального статуса предоставлен митрополиту Крутицкому и Коломенскому для размещения в нем резиденции и Управления Московской митрополии и Коломенской епархии. Согласно указу, имя митрополита Крутицкого и Коломенского возносится за всеми богослужениями в обители в соответствии с порядком, принятым в Русской Православной Церкви.

Храмы и часовни

  • собор Спаса Преображения с приделами равноап. кн. Владимира и вел. кн. Ольги (1880-94 гг., архит. А.С. Каминский, высота 77 м);
  • Никольский собор (XVI в.; 2003-2006 гг.) с нижним храмом в честь Собора Угрешских святых;
  • храм Успения Пресвятой Богородицы с приделами ап. Матфея, прп. Марии Египетской (1763 г.);
  • Трапезный храм ап. Матфея и мц. Параскевы (1854 г.);
  • храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в колокольне (1758-63 гг., перестроен в 1859 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при больнице (1857-60 гг.);
  • храм Казанской иконы Божией Матери при богадельне (1869-70 гг.);
  • храм апп. Петра и Павла в скиту (1860-е гг.);
  • храм прпп. Василия исповедника, епископа Парийского, и Сергия Радонежского (1875 г.);
  • Никольская часовня в память явления иконы свт. Николая Димитрию Донскому (построена в 1893 г.);
  • часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (2001 г.);
  • храм прп. Пимена Угрешского (2001-2002 гг.);
  • храм-часовня Страстей Господних (2004 г.);
  • храм вмч. Пантелеимона при городской больнице, г. Дзержинский;
  • храм блгв. кн. Александра Невского при Московском общевойсковом командном училище.
Читайте также:
Тамбовская епархия: церкви, храмы и монастыри, священники и духовенство

Святыни

Мощи прп. Пимена Угрешского, частица мощей свт. Николая, частицы мощей св. Иоанна Крестителя, вмч. Пантелеимона, свт. Игнатия Брянчанинова, Киево-Печерских преподобных отцов и др., крест-мощевик VII в.

Чтимые иконы: Божией Матери «Взыграние» Угрешская, список с Тихвинской иконы, список с иконы свт. Николая Чудотворца, явившейся Димитрию Донскому на месте монастыря, икона прп. Пимена Угрешского.

Богослужение

Ежедневно — Литургия в 6.45 и 9.00, по воскресным и праздничным дням — в 6.30, 8.00 и 9.30. Вечернее богослужение в 17.00.

Наместник монастыря — иеромонах Кирилл (Зинковский) (с 24.09.2021).

Николо-Угрешский монастырь – православная обитель на крутом берегу реки Москвы

Николо-Угрешский мужской монастырь

Николо-Угрешский мужской монастырь – удивительное место, где собраны православные святыни со всех уголков мира. Монастырь находится в городе Дзержинском на крутом берегу реки Москвы, рядом с местной ТЭЦ. Здесь спокойно и красиво. Большой пруд с черными лебедями, окруженный высокими деревьями, высокая колокольня и тюльпаны, спокойные и ласковые кошки, неторопливые гуси, добрые и строгие батюшки – все ласкает и успокаивает душу.

Возникновение обители

Обитель основал в 1380 году князь Дмитрий Донской. Отправляясь на битву с монголами на Куликовом поле, князь беспокоился об исходе сражения. В 15 верстах от Москвы он остановился, чтобы помолиться, и увидел на сосне сияющую икону Николая Чудотворца, которая укрепила князя верой и мужеством для битвы. Вдохновенный князь сказал: «Сия вся угреша сердце мое!» («Это все согрело сердце мое»). С тех пор это место называют Угреша.

Вернувшись с победой с поля брани, великий князь повелел основать на месте явления чудотворной иконы монастырь во имя Николая Чудотворца в благодарность Богу за победу над монголами. Исполняя повеление, 9 августа 1380 года заложили монастырь, названный Николо-Угрешским.

Высокие покровители монастыря

Со времени образования монастырь прозвали великокняжеским и царским. Потомки Дмитрия Донского даровали обители великие милости. Направляясь в охотничьи угодья, расположенные по дороге в монастырь, цари заезжали в обитель, оставляя щедрые вклады. Внук Дмитрия Донского, Василий Темный, подарил обители ближайшие села – Капотню и Жирошкино, а Иван Грозный закрепил право монастыря на неуплату пошлин и безвозмездную ловлю рыбы, запретив рубить лес в монастырских рощах.

С восхождением на трон Дома Романовых появилась традиция «Угрешских походов», когда царь вместе со свитой, в окружении народа, отправлялся в монастырь на молебен в день Николая Чудотворца.

Традиция, возникшая при Михаиле Федоровиче, утвердилась и расцвела во времена правления его сына, набожного Алексея Михайловича. Наведывался сюда и Петр I, не очень жалующий монастыри. После подавления стрелецкого бунта он сослал сюда своих мятежных противников для присмотра и исправления.

Расцвет и упадок монашеской жизни

В середине XVII века монастырь достиг зенита славы. В собственности обители находились 14 сел в 4 уездах России.

Золотое время

Вместе с царем обитель посещают патриархи, при венчании на царство Федора Алексеевича угрешский игумен, удостоенный высокой почести, подавал скипетр патриарху. На территории Московского Кремля в это время Николо-Угрешский монастырь располагал своим подворьем – признак высочайшего почета и доверия.

Серьезный удар по благосостоянию монастыря нанесли реформы Екатерины II. Храм лишился земель и почти всех насельников, которых осталось 6 человек. Речь шла о закрытии обители. Монастырь спас прибывший сюда отец Пимен.

Строгий, умный, дипломатичный, он превратил захудалую обитель в красивейший монастырь в Москве и близлежащих уездах. С 1850 года под руководством отца Пимена начинается грандиозное каменное строительство монастыря. Обитель огородили стеной с 8 воротами и 16 башнями в русском стиле.

В 1890 году возвели огромный Спасо-Преображенский собор, второй по величине после собора Христа Спасителя. В обители жили 170 насельников, сотнями шли сюда паломники, которых привлекала уникальная достопримечательность, украшающая северную стену – «Святой град Иерусалим» или «Палестинская стена».

Декоративная краснокирпичная постройка, вытянутая вдоль монастырской ограды с декоративными башнями и килевидными формами, имитирует строения Иерусалима.

Годы советской власти в жизни монастыря

К началу XX века монастырь имел 11 храмов, училище с церковью Сошествия Святого Духа и странноприимный дом. В 1924 году монастырь закрыли и разместили в нем трудовую коммуну, детскую исправительную колонию, больницу, спортивный зал, фабрику-кухню и заводские помещения. В монастырских кельях в «коммуналки» поселили людей. Новая власть снесла 4 храма из 11, в том числе Никольский собор.

Читайте также:
Преображенский собор в Чернигове: история и адрес храма

Шаги к возрождению

Возрождение обители началось в 1991 году, когда ее вернули церкви. Начатая реставрация завершилась в 2000 году, построены новые храмы и хозяйственные корпуса. С 1996 года выходит газета «Николо-Угрешский вестник». В 1998 году открыто духовное училище, преобразованное в семинарию, работает монастырский музей-ризница.

Храмы и часовни монастыря

В южной части монастыря – пятиглавый крестовокупольный четырехстолпный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1894 году в память 500-летия основания монастыря. Храм, поставленный на подклете, внушительных размеров. Высота купола – 68 метров, вместимость – 7000 человек.

Здесь хранятся ценные вклады. Царь Михаил Федорович пожаловал воздух (тканый покров для сосудов) и два покрывала красного атласа с надписью, вышитой золотом и мелким жемчугом, а также напрестольный восьмиконечный крест с 16 частицами святых мощей. От царя Алексея Михайловича – житие и чудеса святого Николая: книга, написанная полууставом на бумаге и переплетенная в доски и синий бархат, листов счетом 421, с 407-ю изображениями.

Храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом преподобной Марии Египетской. Храм построен в 1763 году на месте упраздненных царских палат, хранит одну из главных святынь – Тихвинскую икону Божьей Матери, особо почитаемую в монастыре. После закрытия храма в нем размещались жилые помещения и школа. Богослужения начались 19 декабря 1990 года.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1860 год) строился как больничный, так как примыкал к монастырской больнице. Пятиглавый храм восстановлен в 1999 году. Среди храмовых икон – образ Спаса Нерукотворного в серебряном золоченом окладе и древний иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» в серебряной золоченой раме.

Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1870 год) построен на деньги благотворителя Рогаткина при богадельне, находящейся в Южном братском корпусе. Небольшой храм с ажурным пятиглавым завершением в стиле барокко восстановлен в 2004 году.

Никольский собор, построенный в конце XIV века, закрыт в 1925 году, а в 1940 году разобран. Храм восстановлен в 2006 году в формах XVI века.

Никольская часовня, где в дореволюционные годы хранился фрагмент ствола сосны, на которой в 1380 году явился Дмитрию Донскому образ Николая Чудотворца. Разоренную в 1920 году часовню восстановили в 1998 году.

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского построен на территории монастырского кладбища. Здесь же часовня, в которой покоился прах отца Пимена, настоятеля монастыря 1852-1880 годов, много сделавшего для процветания обители.

Около Пруда – Часовня «Взыскание погибших» иконы Божьей Матери и Петропавловский храм. Недалеко от монастыря – памятник Николаю Чудотворцу, покровителю земли русской, с мечом в одной руке и городом – в другой.

На главной дороге от Святых ворот – 93-метровая шестиярусная проездная колокольня с церковью Усекновения главы святителя Иоанна Предтечи во втором ярусе на средства купца Пятницкого и его супруги.

Колокольню высотой 77 метров называют «угрешной свечой», на стенах колокольни – стихотворные строки о зарождении Николо-Угрешского монастыря на старославянском языке. В воротах колокольни – старинные фрески. С запада к колокольне примыкает корпус Государевых, Патриарших и Игуменских палат.

Больничный храм во имя великомученика Пантелиимона открыт в 1993 году, еженедельно здесь совершается Божественная Литургия, после которой священнослужители приходят в стационар Дзержинской больницы, чтобы совершить над больными таинство исповеди и Причащения.

В храме во имя святого Благоверного Макария Московского регулярно проходят богослужения.

Храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского, в новом храме регулярные богослужения начались 31 октября 2006 года.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов освящен 20 августа 2008 года.

Святыни монастыря

  • Ковчег с частицей мощей Николая Чудотворца. Мощи перенесены в монастырь 22 мая 2000 года из Греции из монастыря Иоанна Предтечи, расположенного на острове Пелопоннес.
  • Рака со святыми мощами преподобного Пимена, трудами которого возрожден монастырь.
  • Ковчег с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.
  • Ковчег с частицами мощей святителя Игнатия Бренчанинова.
  • Крест- мощевик VII века, вырезанный из дерева. На передней стороне – Крещение Господне, на задней – Распятие Христа, в нижней части – небольшое отверстие, где в древности хранилась часть Древа Креста Господня.
  • Икона великомученика и целителя Пантелиимона.
  • Мощи великомученицы Варвары.
  • Мощи святителя Иоанна Крестьянкина.
  • Мощи преподобного Пимена Угрешского.
  • Икона Божьей Матери «Взыграние».
  • Икона Божьей Матери «Угрешская».
  • Список с Тихвинской иконы Божьей матери.
  • Список с иконы Николая Чудотворца, явившейся Дмитрию Донскому.

Видео: фильм о монастыре

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: