Покровский мужской монастырь в Харькове: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Покровский мужской монастырь (Харьков)

Покровский монастырь — православный мужской монастырь в историческом центре Харькова (ул. Университетская).

Основан в 1726 году Белгородским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города.

Содержание

XVIII век

По состоянию на 1751 год насельниками монастыря были 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов, часть которых преподавала в Коллегиуме, причём ректор Коллегиума (в сане игумена, позже — архимандрита) являлся также настоятелем монастыря. По примеру ректора Московской академии он носил знаки отличия, приближенные к архиерейским: мантию со скрижалями и панагию.

Программа Коллегиума основывалась на учебном плане Киевской академии, к которому со временем было добавлено изучение математики, истории, географии, французский, немецкий и итальянский. В 1768 году при Коллегиуме были открыты Прибавочные классы с преподаванием прикладных наук (геодезия, инженерное дело, артиллерия, позже — инструментальная музыка, танцы, рисунок, живопись и архитектура) для подготовки дворянских детей к государственной службы. Располагались они за пределами монастыря (на месте библиотеки им. В. Г. Короленко), в 1789 году были отделены от Коллегиума и объединены с Народным училищем в Главное слободско-украинское училище, после основания Харьковского университета переименованное в Слободско-украинскую гимназию.

В первые годы в Коллегиуме обучалось около 400 человек, со временем число учащихся возросло вдвое. Среди выпускников и преподавателей особое место занимает Григорий Сковорода (преподавал поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие), памятник которому в 1992 году был поставлен у монастырской стены со стороны Каскадного сквера. В Коллегиуме учились также ректор Московского университета М. Т. Каченовский, директор Санкт-Петербургского педагогического института Я. Толмачев, профессор Московского университета И.Двигубский, Н. И. Гнедич. Прибавочные классы оканчивали П. А. Ярославский и другие харьковские архитекторы.

В библиотеке монастыря и Коллегиума, первоначально располагавшейся на втором этаже надвратного монастырского здания, хранилось множество редких книг, включая Острожскую Библию 1581 года, Маргарит Иоанна Златоуста 1596 г, Октоихи Московской печати 1618, 1683 и др., Евангелие Московской печати 1636 г, требник Петра Могилы 1646 г, Апостол Львовской печати 1666 г и др. В монастырской ризнице также находилось много памятников церковной старины XVII—XVIII столетий.

В 1786—1788 гг. при проведении объявленной Манифестом от 26 февраля 1764 г. секуляризации церковных владений в казну были отобраны имения Покровского монастыря, в том числе 3076 десятин земли, 650 душ крестьян, мельницы, винокурни, скотные дворы, сады в губернии и в самом Харькове.

XIX — начало XX века

После образования отдельной Слободско-Украинской епархии (указом императора Павла I от 16 октября 1799 года) на территории монастыря была открыта Духовная Консистория, а верхняя церковь Покровского храма до 1846 года служила кафедральным собором епархии. Нижняя (тёплая) церковь во имя Трёх Святителей, в XVII—XVIII столетиях служившая также усыпальницей знатных харьковчан, а в XIX — архиереев, некоторое время оставалась за Коллегиумом, который после создания в 1805 году Харьковского университета реорганизован в чисто духовное учебное заведение (в 1817 году включён в реестр духовных семинарий, с 1840 официально именуется семинарией и перенесен из монастыря в новое здание на Холодной горе — ныне ул. Володарского, 46, корпус Харьковского университета воздушных сил). При епископе Павле (Саббатовском) в 1818 году было построено новое каменное здание Коллегиума с домовой церковью, в 1820—1826 — новый Архиерейский дом, пристроенный к собору, также с небольшой домовой Крестовой церковью на втором этаже, и трапезная, объединившая храм с колокольней.

В 1846 году архиерейская кафедра была перенесена в Успенский собор вместе со всем штатом белого духовенства. К тому времени монастырь населяли всего 8 монахов. Необходимость совершать богослужения привела к увеличению числа иеромонахов и иеродиаконов, а также монастырской братии вообще. Согласно местной статистике, число монашествующих в Харькове доходило в шестидесятых годах до 52 человек, в семидесятых 40-55 человек, в восьмидесятых 60, в девяностых — 45—46, однако неизвестно, каков процент от этого числа приходится на братию Покровского монастыря.

В конце 1850-х годов усыпальница под нижним храмом монастыря, представлявшая до тех пор просто подвал, была расширена и превращена в церковь, названную так, как прежде называлась нижняя церковь, — Трёхсвятительской. Гробница почитаемого в народе архиепископа Мелетия (Леонтовича) († 1840, канонизирован в 1978 году), устроенная, в отличие от остальных, не в стене, а открыто, была украшена на пожертвования паломников. Пожар, случившийся в церкви в 1875 году уничтожил сень над гробницей, ступени и жестяной гроб, однако внутренний гроб с останками святителя остался цел, что усилило его почитание.

С 1844 года главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, ежегодно переносившаяся на зимние месяцы из Куряжского монастыря в Покровский. Первоначально она выставлялась в верхней Покровской церкви, где было устроено отопление горячим воздухом. Тесный храм, однако, не мог вместить всех желающих. В 1896 году была освящена Озерянская церковь, построенная по проекту епархиального архитектора В. Х. Немкина в редкой для православной архитектуры базиликальной форме, декорированной византийско-русскими мотивами и двенадцатью московскими главками-луковицами, эффектно контрастирующими с украинскими куполами Покровского собора. Массивное здание нового храма закрыло изящный силуэт Покровского собора со стороны Университетской горки, но вернуло монастырскому комплексу необходимую монументальность, утраченную с началом многоэтажной застройки города. Боковые приделы церкви были освящены в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского. Был также устроен нижний храм с усыпальницей, куда из закрывшейся Трёхсвятительской церкви перенесли прах архиепископа Мелетия.

Помимо Озерянской церкви В. Немкиным в монастыре были посторены здание Консистории (ул. Университетская, 6, взамен снесённого прежнего, бывшего главного корпуса Харьковского Коллегиума), корпус келий с трапезной на месте старой Консистории, дом настоятеля с главными воротами (ул. Университетская, 8), не сохранившиеся нижние запасные ворота с часовней со стороны Клочковской улицы. По проекту преемника Немкина, архитектора В. Н. Покровского было перестроено принадлежащее монастырю торговое здание по Университетской, 10, сдававшееся Архиерейским управлением в аренду галантерейной фирме «Жирардовская мануфактура».

Читайте также:
Храм Рождества Христова в Нижневартовске: описание и адрес храма, расписание богослужений, как добраться

Советские годы и настоящее время

В 1922 году монастырь был закрыт, в зданиях размещены сторонние организации. «Жирардовские мануфактуры» и Архиерейский дом служили корпусами Исторического музея, Озерянская церковь, главы которой были снесены — городским архивом, корпус келий и трапезной — военкоматом Дзержинского района.

В 1950-х годах произведена косметическая реставрация разрушавшегося Покровского собора. В 1960-х разработан проект реставрации храма в первоначальном виде — с галереей между церковью и колокольней. Для этого разобрали достроенные в XIX веке трапезную между церковью и колокольней и переходы к Архиерейскому дому и Озерянской церкви. Дальше, однако, дело не пошло, и храм простоял в лесах до самой «перестройки».

15 января 1990 года властями было принято решение о возвращении церкви монастырских сооружений, а 8 апреля состоялось освящение и первая служба в Покровском соборе. Процесс передачи шёл постепенно и завершился к середине 1990-х годов.

27 мая 1992 года на территории монастыря прошёл Архиерейский Собор УПЦ, осудивший филаретовский раскол. На соборе архиереями был выбран новый митрополит УПЦ – Владимир (Сабодан).

К началу 2000-х гг. завершена реставрация Покровского Собора и Озерянской церкви, восстановлены пристройки XIX века. Перед Архиерейским домом, служащим резиденцией Митрополита Харьковского и Богодуховского и зданием Епархиального управления, установлены памятные знаки 2000-летию Рождества Христова и 200-летию Харьковской епархии.

Покровский Харьковский мужской монастырь (г. Харьков)

Официальный сайт монастыря

Архитектура

■ Ядро ансамбля сооружений монастыря образуют 3 больших здания, выстроенных в цепь по кромке плато над Лопанью: это – в порядке с юга на север – храм Озерянской иконы Божией Матери («Озерянская церковь»), Покровский собор и Архиерейский дом . Один из видов на это великолепное «трио» открыт с реки, другой – с площади в центре обители. Упомянутую цепь зданий на севере замыкает корпус, где в 1992 г. состоялся Харьковский Архиерейский собор УПЦ (о чем извещает памятная доска на фасаде) и где находится часть помещений епархиального управления. Другая цепь зданий, параллельная главной, образует восточную грань монастырской усадьбы: с юга на север, это – Музей истории Харьковской епархии и примыкающий к нему корпус старинных лавок, св. врата, старый дом настоятеля, старый дом Консистории (епархиального управления) и старый доходный дом . Между старой Консисторией и корпусом, где проходил Харьковский Архиерейский собор (1992), расположено здание Харьковской духовной семинарии , которое замыкает на севере монастырскую площадь.

Музей истории Харьковской епархии открыт в 2004 г. в здании, сооруженном в 1871 г. и перестроенном в 1879 и 1912 гг. Изначально здание было частью корпуса монастырских торговых лавок, продолжающегося до св. врат. После перестройки 1912 г. в стиле модерн оно стало «Представительством Жирардовской мануфактуры». В 1999 г. Харьковский исторический музей, которому с 1920-х гг. принадлежала часть зданий монастыря, провел здесь выставку, посвященную 200-летию Харьковской епархии (1799-1999). Современный епархиальный музей продолжает историю Церковно-археологического музея , открытого в 1913 г. при епархии. В начале советской эпохи, прежний епархиальный музей стал одной из основ при создании Исторического музея.

Корпус торговых лавок 1871 г. служит сегодня иконной лавкой , св. врата и старый дом настоятеля построены в 1892-1893 гг. Старая Консистория 1891-1893 гг. постройки, ныне – государственный научно-технический архив, бывший доходный дом построен в 1887 г. в стиле неоренессанса и в 1950-х гг. перестроен.

■ В центре монастырской площади, на средине оси между св. вратами и парадным входом в Архиерейский дом, по бокам от начала ведущей к нему аллеи, установлены памятники в честь 200-летия Харьковской епархии (южный, 1999 ) и 2000-летия Рождества Христова (северный, 2001 ). К северо-востоку от них, в центре клумбы у старого дома настоятеля, установлена гранитная стела с изображением Григория Сковороды – в память о том, что на этом месте стояло здание Коллегиума, разобранное в 1896 г. Севернее аллеи находится здание Харьковской духовной семинарии , учрежденной в 1996 г. на базе открытого в 1993 г. духовного училища. Здание было построено в 1903 г. для келий, ХДС размещена здесь после капитального ремонта 2000-2001 гг. Восточнее ХДС – епархиальный дом , где 27-28 мая 1992 г. состоялся Харьковский Архиерейский собор. Соседний Архиерейский дом 1820-1826 гг. примечателен не только как резиденция Харьковских архиереев, но и как памятник архитектуры в стиле классицизма. В 1999 г. в здании возрожден домовой храм св. ап. Иоанна Богослова .

Собор Покрова Пресвятой Богородицы 1689 г. – старейшее из уцелевших каменных зданий Харькова (как отмечалось выше). Построенный в Слободском крае – месте тесного взаимодействия украинской культуры с российской, храм гармонично соединил в себе обе традиции. 3 увенчанные куполами 8-гранные башни, сведенные в единый корпус на уровне нижних ярусов и сужающиеся кверху при помощи заломов, – это одна из форм, характерных для каменных храмов в стиле украинского барокко, заимстовованная из деревянного зодчества. Внутри собор разделен на нижний, зимний ( Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), и верхний, летний ( Покровский ), приделы – черта, присущая храмоздательству России. На стыке приделов собор опоясан наружной крытой галереей, кровля которой вписывается в цепь заломов (их 2, но «шагов» сужения вместе с галереей – 3). Ниже галереи, почти на всю высоту зимнего придела, от земли поднимаются арочные ниши: изображая мнимую опорную аркаду под галереей, они «смягчают» мощь фасадов 1-го яруса храма, подчиняют его архитектурному ритму башен, устремленных к небу. Собор подобен 3-мачтовому кораблю, идущему «на всех парусах» (1-й ярус с зимним приделом – «корпус», летний придел с 3-ярусными фасадами – «мачты» и «паруса»). Высота храма достигает 49 м. Примыкающая с запада «трапеза» (с лестницей в верхний придел, вместо деревянной лестницы XVII в.) соединяет собор с 8-гранной колокольней , которую венчает характерный для звонниц России XVII в. шатровый купол. Кладка основания колокольни современна постройке собора, но под 1739 г. документы сообщают лишь о деревянной колокольне монастыря, о каменной же – под 1787 г. : поэтому предполагают, что каменная колокольня строилась поэтапно. Упомянутая выше «трапеза» в стиле готики сооружена в сер. XIX в. Поврежденная в годы Великой Отечественной войны, она воссоздана на стыке ХХ-XXI вв. Через крытые переходы «трапеза» соединяет Покровский собор с Архиерейским домом и Озерянской церковью.

Читайте также:
Николо-Перервинский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки

Храм Озерянской иконы Божией Матери 1893-1896 гг. оформлен в виде базилики, с отделкой фасадов в разных исторических архитектурных стилях. Его самобытной чертой является отсутствие куполов по центру: вместо них, на высоком западном фронтоне и над алтарем установлены маковки. В 1998 г. в храме освящен придельный престол в честь св. вмч. Димитрия Солунского , в 2004 г. – нижний придел Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста). На алтарной стене храма снаружи укреплена мемориальная доска с надписью о том, что под этой стеной 18 июля 2000 г. при расчистке фундамента были найдены погребения 2-х неизвестных иноков, расстрелянных в дни репрессий 1930-х гг.

Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир)

Строгий, величественный монастырский комплекс на берегу реки Клязьмы издалека привлекает взоры людей сиянием своих куполов и белоснежностью стен. Буквально с первых минут пребывания в храмах мужской обители, которая покоряет строгостью строений, аскетизмом, накрывает Божья благодать и присутствие Духа Святого, вызывая благоговение у каждого, в церковь входящего.

Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире — древняя святая обитель, основанная более 8 столетий тому назад, поруганная и восставшая в еще большей красе в 20 веке, несущая духовную чистоту в этот грешный мир.

История

  • Св. благ. вел. кн. Александр Невский
  • Святитель Феофан Затворник
  • Святитель Афанасий Ковровский

Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси.

Монастырь в XIII-XIV веках.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь.

Монастырь в XVII веке.

Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета.

В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

Богородице-Рождественский монастырь. Древний вид

Монастырь в XVIII-XIX веках.

14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.

24 августа 1858 года Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.

Трагедия XX века.

В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского горисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен «План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,» по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

Читайте также:
Николо-Угрешский монастырь: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки, современное положение

В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

Возрождение.

21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет «Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.»

На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

Время разрушений и гонения

1918 год — начало гонений и разрухи. Войска чрезвычайного комитета занимают основные помещения монастыря. Архиерей и служители переселяются в помещения Успенского собора.

Осенью 1918 года в крестильной церкви устраивают зал для танцев, в августе 1920 года все здания монастыря переходят в собственность советской власти, ограду разбирают на кирпичи, колокола отправляют на переплавку.

К 1930 году, несмотря на протесты архитекторов, доказывающих архитектурную и историческую ценность храмовых построек, здание собора и церквей разобрали на кирпичи.

Крестильная церковь оставалась нетронутой благодаря тому, что в ней размещалась музейная библиотека, клуб любителей шахмат, на втором этаже занимались спортсмены.

Престольные праздники

  • Собор Рождества Богородицы
    — 21 сентября;
  • Собор Рождества Христова
    — 7 января;
  • Храм Рождества Иоанна Крестителя
    — 7 июля;
  • Храм Александра Невского
    — 6 декабря, 12 сентября.

Современное состояние монастыря

Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире полностью восстановлена. Восточную часть монастырского комплекса украшает Рождественская церковь, узнаваемая по шатровой колокольне, выполненной в стиле барокко эклектической эпохи.

29 октября 2000 года состоялся крестный ход для перенесения мощей священноисповедника Афанасия (Сахарова) во Владимирский монастырь из храма князя Владимира.

С восточной стороны церкви находятся Святые ворота и церковь Александра Невского. Далее следуют келейные корпуса и здание духовной семинарии.


Внутреннее убранство монастыря

Ныне Владимирский фонд культуры активно проводит духовно-просветительскую работу среди населения города, возобновлена издательская деятельность.

Взрослые и дети получают духовное образование в воскресной школе.

Святыни монастыря

Одной из особо почитаемых святынь является икона Богородицы «Знамение», которая хранится со времен Александра Невского.

Именно этот святой образ был в руках святого Александра в момент победы над немцами и шведами в 1242 году.

Особо почитаемы в монастыре и мощи исповедника Афанасия Ковровского. Прихожане и паломники спешат помолиться у частиц мощей:

  • преподобного Алексия;
  • святителя Феофана Затворника;
  • священноисповедника Петра Чельцова.

Святые

Александр Невский (ок.1220 – 14.11.1263) – государственный деятель, полководец, великий князь владимирский с 1252 г., сын Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242) укрепили безопасность западной границы Руси. Заключил первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов (1256). В отношениях с Золотой Ордой решительно пресекал попытки неповиновения монголо-татарам, пытаясь дипломатическим путем получить возможные льготы для народа. Добился освобождения русских от повинности выступать войском на стороне ханов в их военных походах. Умер в Городце на Волге, возвращаясь из 4-й поездки в Орду. Перед смертью принял схиму с именем Алексий. Был похоронен во Владимире в Рождественском монастыре. Церковь причислила Александра Невского к лику святых в чине благоверного великого князя (местная канонизация во 2-й половине XIII в., общерусская – в 1547 г.). Дни памяти: 30 авг. (12 сент.), 23 нояб. (6 дек.), 23 мая (5 июня). В к. XIII в., как полагают, во владимирском Рождественском монастыре митрополитом Кириллом, или при его участии, было составлено житие Александра Невского, в котором он представлен идеальным князем-воином, защитником Русской земли. В 1724 г. по приказу Петра I останки Александра Невского перенесены в Петербург в Александро-Невскую Лавру. 21.5.1725 г. утвержден орден св. Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 29.7.1942 г. учрежден одноименный советский военный орден.

Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров) – (10 (22). 1. 1815, с. Чернавское Елецкого у., Орловской губ. – 6 (18). 1. 1894, Вышенская Успенская пустынь (ныне Рязанская обл.) – епископ, богослов, духовный писатель. В 1863-66 – епископ Владимирский и Суздальский, положил начало изданию Владимирских епархиальных ведомостей (1865), по его инициативе открыто епархиальное женское училище (1865). В Мстере открыл Богоявленское православное братство (1865). В 1866 г. удалился в Вышенскую Успенскую пустынь, где с 1872 г. жил в затворе. Продолжал литературную и переводческую деятельность, вел обширную переписку. Перевел с греческого «Добротолюбие» (т.1-5, М., 1877-89). В 1994 г. его имя присвоено Владимирской духовной семинарии. Канонизирован в 1988 г. в чине святителя. День памяти 10 (23) янв.

Читайте также:
Храм Иоанна Предтечи в Калуге: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, святыни

Епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич) (Сахаров) – (2 (14). 7. 1887, Кирсановский уезд Тамбовской губ. – 28.10. 1962, пос. Новые Петушки, ныне г. Петушки) – епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. Родился в семье служащего, детство провел во Владимире. Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908) и Московскую духовную академию (1912). В 1912 г. пострижен в монашество. С 1913 г. преподавал во Владимирской духовной семинарии. В 1920 г. наместник Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, затем Боголюбском монастыре. С 1921 г. епископ Ковровский. С 1922 г. после ареста и высылки в Нижний Новгород митрополита Сергия Страгородского фактически возглавил Владимирскую епархию. Неоднократно подвергался арестам, провел в тюрьмах и ссылках более 25 лет. Сроки заключения отбывал в Коми АССР, Красноярском крае, Омской области. Находясь в заключении, составил несколько церковных служб, написал ряд богословских трудов. Афанасия считали своим главой священники, не принявшие декларации митрополита Сергия в 1927 г. и совершавшего служение на квартирах и в тюрьмах. В 1955 г. освобожден и до кончины жил в Петушках. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище во Владимире. К 30-летию со дня кончины над могилой поставлена часовня.

Самые красивые церкви Владимира

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела во Владимире

Быть может самый оригинальный храм Владимира – это Храм Михаила Архангела. Его основали в 1891 году, на средства капитана Ф. Г. Архангельского, оставленные им в завещании. Название храма отражает и фамилию благодетеля и имя одного из главных христианских ангелов — Архангела Михаила. Сама архитектура храма представляет собой большую ценность, она живописна и выразительна! Жаль только что не дожили до наших дней глава с крестом, венчавшая храм и колокольня. Что интересно, не так давно в храме завели голубей, отвели место под голубятню. Теперь в храм Михаила Архангела приходят молодожёны, чтобы отпустить в небо пару голубков на счастливую и долгую жизнь.

Внутреннее убранство церкви Михаила Архангела во Владимире

Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии

Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии во Владимире

Костёл святой Розарии Пречистой Девы Марии был основан в 1891 году. Специально для полка поляков и литовцев, согласно правительственному указу высланного во Владимир. Название для костёла подобрали не случайно, а в честь католического праздника приходящегося на седьмое октября – дня святой Розарии Пречистой Девы Марии. Нигде больше во владимирских землях нет костёлов. Так же он стал первым возведённым в России и возрождённым в постсоветские годы католическим культовым объектом.

Церковь святого Никиты мученика

Церковь святого Никиты мученика во Владимире

Если вы находитесь около Золотых Ворот и хотите посмотреть на старинную церковь в стиле раннего барокко, то отправиться на прогулку к церкви святого Никиты мученика – ваш выбор! Прямо от Золотых ворот к ней ведёт Никитинская улица.

Эта церковь похожа скорее на гражданское, чем на культовое строение и расположена на месте прежней деревянной церкви 17 столетия. Нынешнюю церковь воздвигли в 1762-1765 годы в честь Переяславского столпника – мученика Никиты. Благодаря сей церкви было установлено празднование 6-го июня. Это типичный пример постройки трапезных церквей.

Церковь выделяется своей красотой и высоким стройным станом. В прежние времена она служила ориентиром для владимирцев, возвышаясь над окружающим её деревянным городом. Самым красивым местом в ней является иконостас. По форме своей он походит на иконостас Успенского собора и выполнен согласно видению прекрасного эпохи Екатерины Второй. Закрытая ещё в 1938 году, в наши дни она вмещает в себя управление учреждения «Владимир реставрация».

Троицкая церковь

Троицкая церковь близ Золотых Ворот во Владимире

Троицкая церковь или же «Красная церковь» интересна своей относительной молодостью и самобытной красотой. Годы возведения храма – 1913-1916. Это последняя старообрядческая церковь, отстроенная в предсовесткий период. Создаваемая в псевдо византийском стиле, Троицкая церковь состоит из двух соединённых между собой частей – основного здания церкви, увенчанного одним шлемовидным куполом и присоединённой к ней несколько меньшей колокольни. Украшает храм крестовая кладка кирпича, а так же изящные поребрики и пояски, придающие церкви шарм и изящество.

В 1928 году храм закрыли, чудом он был сохранён в советские годы – для расширения площади его предлагалось снести! Сейчас внутри него расположена выставка хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки, принадлежащая Владимиро-Суздальскому музею.

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальные монастыри РПЦ

История

Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице – Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского.

Первое время Богородице – Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице – Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице – Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь.

Читайте также:
Варсонофьевский монастырь: как добраться и где находится, настоятели и отец Алексей, святыни и праздники

В 1263 г. в соборе Богородице – Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро – Невский монастырь в Санкт-Петербурге.

Многие настоятели Богородице – Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи – свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице – Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице – Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона – в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице – Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) – являлись членами Святейшего Синода.

Богородице – Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней.

Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных.

В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение – цифирная школа, где обучались 7 мальчиков.

Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице – Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в. Рождественском монастыре».

Библиотека Богородице – Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них – списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе.

Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице – Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России.

В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице – Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество – Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено.

В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне – июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже – спортивный зал.

Читайте также:
Церковь Непорочного Зачатия в Смоленске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице – Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган),

30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице – Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице – Рождественского монастыря располагается епархиальное управление,

С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского.

С 25 июля 2014 г. – постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

ВЛАДИМИРСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирский Богородице-Рождественский монастырь

Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской епархии

Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. По летописному сообщению в 1192 году “заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане.” 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора.

Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик, над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон. В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл. До 1230 года монастырём управляли игумены, после чего тут была учреждена “великая архимандрия”. В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться “лаврой.” С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву, монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности – здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись, Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский.

После обособления Русской Церкви

В 1491 году во время городского пожара “и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре,” “и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми,” после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара “рождественаго монастыря половина згорела.”

Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве.

В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах. В 1634-1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев), вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным. В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками – одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера “паперть и палатки кирпичные.” В 1678-1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение “палаток” и “связное железо.” В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на “чертеже” 1715 года. В 1683 году – монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий. В 1701 году в обители упоминается “трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный.” В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.

Синодальный период

В 1720 году, за год до учреждения Святейшего Синода царь Петр I, подготавливавший церковную реформу, изменил иерархию русских монастырей, опустив Владимирскую обитель на третью ступень после учрежденной им новой Александро-Невской Лавры. По указу императора 14 июля 1723 года мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и положены новоустроенной Александро-Невской обители. 16 июля 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, монастырь – бывший до того ставропигией Синода – был определен резиденцией Владимирских архиереев.

В середине XVIII века в обители была из железа построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты (разобрана в 1800 году при епископе Викторе). На 1763 год главный храм монастыря именовался Рождественским. В 1777 году монастырь пострадал от пожара, после чего “Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим” [1]. В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос со временем Владимирский исторический музей. В 1791 году Рождественский храм был отстроен заново.

В 1812 году в старой (XVII века) Рождественской церкви обители находилась Иверская икона Божией Матери, привезённая из Москвы в связи с нашествием французов. С иконы были сделаны два списка в размере подлинной, один из которых был впоследствии оставлен в монастыре.

24 августа 1858 года монастырь посетил император Александр Николаевич, который пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, а в 1862 году – ещё 20 тыс. руб., сверх 10 тыс. руб. данных от Святейшего Синода. В 1859-1864 годах последовало восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Н. А. Артлебена. В 1864-1866 годах была перестроена церковь Рождества Христова XVII века, по рисункам Артлебена был выполнен золочёный резной иконостас. Возрожденный собор был освящен 22 июля 1869 года.

При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

Советский период

В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен “План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,” по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

В 1953 году на фасаде бывшей Рождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Рождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

Возрождение

21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Рождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент (Капалин) и Владимирский архиепископ Евлогий (Смирнов).

С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет “Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.”

На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

Статистика

  • нач. XVIII в. – 64 монашествующих (из них 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов)
  • нач. 2005 – ок. 15 насельников
  • 25 сентября 2012 – 10 человек братии (из них 7 постриженных)

Храмы

Рождественский храм

Церковь в честь Рождества Христова с трапезной – единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах – картинная галерея и спортивный зал УКГБ.

К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины – вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными – в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.

Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр – в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором – филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа – небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей – арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах – плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее – старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

Приписные

На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы [2].

Настоятели и наместники

  • Свт. Симон (1206 – 1214)
  • Сщмч. Митрофан (1219 – 1227)
  • Свт. Кирилл (? – 1231)
  • Сщмч. Пахомий (? – 1238)
  • Геннадий (Богоявленский) (? – 1517)
  • Евфимий (? – 1572/73)
  • Захария (после 1572/73 – 1578)
  • Иоаким (1578/79 – ?)
  • Варлаам (Рогов) (1583 – 1584)
  • Иона (Думин) (1585 – 1588)
  • Свт. Серапион (Сысоев) (8 июля 1634 – 1637)
  • Иоасаф (1654 – 25 апреля 1656)
  • Филарет (ноябрь 1659 – 1672)
  • Гавриил (Русской) (ок. 1730 – 1731)
  • Платон (Петрункевич) (9 мая 1742 – 1748)
  • Владимирские владыки (с 1748)

Наместники

    Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 – 1 июля 1921)

Святыни

  • Мощи свт. Афанасия (Сахарова) – с 29 октября 2000 года; покоятся в Христорождественском храме
  • Исторически:
    • Мощи блгв. Александра Невского – со времени захоронения в 23 ноября 1263 до перенесения в Санкт-Петербург 14 июля 1723; покоились в Богородице-Рождественском соборе
    • Знаменская икона Божией Матери, которую носил при себе в походах великий князь Александр Невский
    • три иконы с изображением благоверного князя Александра Невского
    • икона Рождества Богородицы – датировалась кон. XVII в.

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. , СПб., Сойкин П. П., 1910 (репринт СПб., 1994).

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

Строгий, величественный монастырский комплекс на берегу реки Клязьмы издалека привлекает взоры людей сиянием своих куполов и белоснежностью стен. Буквально с первых минут пребывания в храмах мужской обители, которая покоряет строгостью строений, аскетизмом, накрывает Божья благодать и присутствие Духа Святого, вызывая благоговение у каждого, в церковь входящего.

Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире — древняя святая обитель, основанная более 8 столетий тому назад, поруганная и восставшая в еще большей красе в 20 веке, несущая духовную чистоту в этот грешный мир.

Исторические сведения об основании

Основание мужского монастыря во Владимире стало точкой отсчета для Лаврентьевской летописи. Городской Владимирский кремль в 1191 году по указу князя Всеволода Большое Гнездо был дополнен одноглавым белокаменным собором, освященным в честь Рождества Пречистой Божьей Матери.

Время основания мужской обители указано приблизительно, основываясь на найденной табличке, где было сказано, что Рождественская церковь основана в 699 году. Об игумене мужской обители впервые упоминается в летописи 1206 года.

  • Летописец 1212 года, указывает, что после смерти князя Всеволода остался монастырь и при нем церковь Рождества Святой Богородицы.
  • Благодатное для служения место стало ступенькой для многих игуменов, которые позже были рукоположены в епископский сан.
  • До 1227 года настоятелями владимирской святыни были игумены, после настоятельство перешла к архимандритам.
  • 1238 год стал временем разорения от рук татар, захвативших Владимир, обитель была впоследствии сожжена, ее настоятеля священномученика архимандрита Похожия и иноков убили.
  • В 1263 году Рождественский собор во Владимире был свидетелем отпевания святого князя Александра Невского, который был похоронен на юго-западной стороне.
  • В 1561 году первенство от Рождественского монастыря переходит к Троице-Сергиевской обители.

По летописанию 1599 года Богородице — Рождественский монастырь на то время занимает по значимости второе место среди русских святынь.

Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире неоднократно была посещаема Патриархами:

  • 8 мая 1629 года — Филаретом;
  • 30 января 1643 года — Иосифом;
  • 23 января 1653 года — Никоном.

В 1667 году архимандрит Филарет приобретает право носить архиерейский посох и именуется Преподобнейшим.

В 1697 году мощи Александра Невского перекладываются в новую раку, покрытую серебром и золотом, в 1724 году переносят останки в Александро-Невскую обитель Санкт-Петербурга.

В начале 1701 года количество монахов, живущих в обители, насчитывало 72 человека, а через сорок лет здесь обитали более ста человек, насельники, служащие при храме, среди которых проживали и отставные военные.

Открытие в 1722 году цифирной школы для обучения мальчиков стало значимым событием для города.

В 1744 году согласно указу царицы Елизаветы Рождественская обитель становится резиденцией архиерея Владимирского.

Важно! Собрание летописей, древних рукописных книг в монастырской библиотеке являются уникальной исторической ценностью для всего русского православия.

В летописи 1763 года упоминается церковь Рождества Христова, в 1814 г. — придел Александра Невского.

При церкви Рождества Христова в 1825 году проведено освящение придела Иверской иконы Богородицы архиепископом святителем Феофаном Затворником.

После посещения древней Рождественской церкви в 1858 году императором Александром ІІ было дано повеление об ее восстановлении, на это царем было пожертвовано более сорока тысяч рублей, столько же поступило от частных лиц, а десять тысяч было передано Святейшим Синодом.

Архитектором-реставратором Николаем Артлебеном было принято решение о снесении домонгольской церкви и строительстве нового собора. Освящение новой церкви состоялось в 1869 году.

Случившийся в 1896 году пожар повредил иконостас в этом приделе, при восстановлении иконостас обновили, а деревянное покрытие заменили каменным.

Время разрушений и гонения

1918 год — начало гонений и разрухи. Войска чрезвычайного комитета занимают основные помещения монастыря. Архиерей и служители переселяются в помещения Успенского собора.

Осенью 1918 года в крестильной церкви устраивают зал для танцев, в августе 1920 года все здания монастыря переходят в собственность советской власти, ограду разбирают на кирпичи, колокола отправляют на переплавку.

К 1930 году, несмотря на протесты архитекторов, доказывающих архитектурную и историческую ценность храмовых построек, здание собора и церквей разобрали на кирпичи.

Крестильная церковь оставалась нетронутой благодаря тому, что в ней размещалась музейная библиотека, клуб любителей шахмат, на втором этаже занимались спортсмены.

Восстановительный период

В 1991 году Богородице-Рождественскому мужскому монастырю во Владимире исполнилось 800 лет.

21 сентября того же года в престольный праздник Рождества Богородицы Владимирский епископ Евлогий (Смирнов) возглавил крестный ход из храма Успения до развалин прежней святыни.

В 1992 году на монастырской территории решили обустроить мемориальное кладбище, но позже по воле Божьей обитель передали в собственность епархии, 5 октября 1992 года стал днем второго рождения Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире.

Через год на месте реставрируемой обители первым наместником архимандритом Иустинианом (Саганом) было проведено первое богослужение, которое отслужили на переносном престоле.

В конце октября 1993 года в память о жертвах политических репрессий на территории Владимирской святыни устанавливается белокаменный крест, а в 1994 году освящается закладной камень собора Рождества Богородицы.

В 1995 году начались археологические раскопки, в результате которых нашли детали первого собора.

Строительство нового собора началось в 1999 году, через 5 лет Калужским Митрополитом Климентом и Владимирским архиепископом Евлогием было совершено освящение нового храма.

Современное состояние монастыря

Богородице-Рождественская мужская обитель во Владимире полностью восстановлена. Восточную часть монастырского комплекса украшает Рождественская церковь, узнаваемая по шатровой колокольне, выполненной в стиле барокко эклектической эпохи.

29 октября 2000 года состоялся крестный ход для перенесения мощей священноисповедника Афанасия (Сахарова) во Владимирский монастырь из храма князя Владимира.

С восточной стороны церкви находятся Святые ворота и церковь Александра Невского. Далее следуют келейные корпуса и здание духовной семинарии.

Ныне Владимирский фонд культуры активно проводит духовно-просветительскую работу среди населения города, возобновлена издательская деятельность.

Взрослые и дети получают духовное образование в воскресной школе.

Святыни монастыря

Одной из особо почитаемых святынь является икона Богородицы «Знамение», которая хранится со времен Александра Невского.

Именно этот святой образ был в руках святого Александра в момент победы над немцами и шведами в 1242 году.

Особо почитаемы в монастыре и мощи исповедника Афанасия Ковровского. Прихожане и паломники спешат помолиться у частиц мощей:

  • преподобного Алексия;
  • святителя Феофана Затворника;
  • священноисповедника Петра Чельцова.

Информация для паломников

Богородице-Рождественская обитель, отнесенная к объектам культурного наследия России, располагается на улице Большая Московская, д. 68. Это официальный адрес обители, а виден она издалека.

Ежедневно утреня в монастыре начинается в 6.30 утра, вечернее бдение начинается в 17.30.

Для паломников открыты:

  • храм Рождества Иоанна Крестителя;
  • Богородице-Рождественский собор;
  • храм Рождества Христова;
  • церковь Александра Невского;
  • часовня Николая Чудотворца;
  • притвор иконы Богородицы «Иверская».

На престольный праздник в честь Рождества Девы Марии 21 сентября собирается множество прихожан и гостей города.

Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир)

Мiръ Россия Владимирская область Владимир Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир)

Богородице-Рождественский мужской монастырь – православный мужской монастырь во Владимире.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси.

Монастырь в XIII-XIV веках.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь.

Монастырь в XVII веке.

Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета.

В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

Монастырь в XVIII-XIX веках.

14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.

24 августа 1858 года Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.

Трагедия XX века.

В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского горисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен “План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,” по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

Возрождение.

21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года.

В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет “Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.”

На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

Современное состояние [ править ]

Ныне Богородице-Рождественский мужской монастырь является действующим.

В монастыре совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует духовная семинария и молодежное объединение. Насельники обители, при помощи активных прихожан, занимаются социальной деятельностью и миссионерским служением.

Храмы [ править ]

  • Собор Рождества Богородицы;
  • Собор Рождества Христова;
  • Храм Рождества Иоанна Крестителя;
  • Храм Александра Невского;
  • Притвор-часовенка Иверской иконы Божией Матери;
  • Часовня св. Николая Чудотворца.

Святыни [ править ]

В соборах и храмах монастыря находятся частицы мощей святителей Феофана Затворника и Афанасия, преподобного Серафима Саровского и святого благоверного великого князя Александра Невского.

Престольные праздники [ править ]

  • Собор Рождества Богородицы – 21 сентября;
  • Собор Рождества Христова – 7 января;
  • Храм Рождества Иоанна Крестителя – 7 июля;
  • Храм Александра Невского – 6 декабря, 12 сентября.

Фото [ править ]

Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире

Богородице-рождественский мужской монастырь.Вид сверху

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: