Покровский собор в Самаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Покровский собор в Самаре: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

1919 — В Самаре состоялось заседание реввоенсовета под .

1924 — Самарский губернский архив переехал в помещение .

Ещё события 12 Ноября

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери “Взыскание погибших”. Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Покровский кафедральный собор находится в историческом центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. В начале XIX века эта территория была за пределами города, здесь было городское кладбище. На кладбище, как полагается, поставили деревянную церковь, которая была освящена в честь св. Иоанна Крестителя. Но город рос, прихожан кладбищенской церкви прибавлялось, и довольно скоро она уже не могла вместить всех желающих.

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от “фрязин” – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали “Самарские епархиальные ведомости” в 1911 г., считалась “одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению”.

В 1853 г. известные самарские купцы Шихобаловы обратились к Самарскому епископу Евсевию (Орлинскому) с ходатайством о строительстве нового вместительного каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви. Разрешение было получено. Год спустя из Самары в Петербург был направлен проект новой церкви, разработанный архитектором А.И.Майснером. Его не утвердили, и вместо него в 1857 г. был прислан проект петербургского архитектора Э.И.Жибера. По нему и начали строить храм.

На строительство новой церкви Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34 тысячи рублей. 14 сентября 1857 г. в торжественной обстановке епископ Феофил (Надеждин) совершил закладку храма. Участвовал в закладке и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1861 г. храм был освящен. Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

Архитектура Покровской церкви выдержана в стиле московского храмового зодчества XVII века. В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство было весьма богатым. В 1876 г. алтари были облицованы искусственным мрамором, стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 гг). Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от “фрязин” – итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической. От традиционной иконописи она отличается более точным воспроизведением натуры. Покровская церковь, как сообщали “Самарские епархиальные ведомости” в 1911 г., считалась “одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению”.

После революции 1917 г. в Российской Православной церкви произошел раскол. Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

В эти сложные годы, когда закрывались и рушились храмы, Покровская церковь некоторое время оставалась единственной действующей. В 1941 г. храм становится кафедральным. В военное время Покровский собор постоянно участвует в сборе пожертвований. Прихожанами и духовенством были собраны средства на танковую колонну, названную в честь Дмитрия Донского. В хоре храма пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе Большого: И.С.Козловский, М.Д.Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф.Другов.

Часть духовенства поддержала большевиков и начала реформировать церковь. Новая власть первое время благоволила обновленцам. В Самарской епархии позиции приверженцев обновленчества были достаточно сильны. Ряд храмов, в том числе Покровская церковь, перешли в обновленческую Средне-Волжскую митрополию. Но уже в 1938 г. храм воссоединился с Московской патриархией.

В храме хранится много святынь: Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с частицами мощей святителя Николая, преподобного Григория Декаполита, святителя Игнатия Ростовского и других святых. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

Одна из главных святынь собора – чудотворная икона Божией Матери “Взыскание погибших”. Из истории иконы известно, что она приплыла по Волге к Саратову в 1666 г. и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней.

Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. В 1862 г. А.И.Кадышева стала первой игуменьей Раковского монастыря и икону передала в монастырь. В монастырской летописи хранилось немало свидетельств об исцелениях. После революции монастырь был закрыт, а чудотворная икона попала в Покровский храм. По вторникам перед иконой поется акафист пресвятой Божией Матери, а 18 февраля в день памяти чудотворного образа “Взыскание погибших” в соборе совершается торжественный молебен и крестный ход.

Читайте также:
Свято-Духов монастырь: история и адрес, описание, мощи и иконы, святыни и достопримечательности

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара (РДЦ)

Древлеправославные христиане изначально во множестве проживали на территории Самарского Поволжья. Объяснялось это не в последнюю очередь тем, что в тех местах в конце XVIII – первой трети XIX в.в. находился один из духовных Древлеправославных центров – Иргизские монастыри. Именно на Иргизе сложилась практика приема священников из господствующей церкви через миропомазание, т.н. «иргизская исправа». Поэтому земли вдоль рек Большой и Малый Иргиз были привлекательны для староверов-поповцев. Сюда переселялись не только выходцы из Польши, но и старообрядцы из южных и центральных губернии России, из Малороссии.

Долгое время у самарских христиан не было помещения для совершения общественного богослужения. По этой причине в общине не было и постоянного священника. Для исполнения духовных треб в Самару приезжали священнослужители из других приходов Самарской губернии. Так в 1870-х годах самарскую общину обслуживал о. Симеон Лебедев из г. Николаевка. После него отец Василий Иванович Горизонтов (умер около 1886 года). В конце 1887 года в Самару для постоянного служения переехал о. Иоанн Гаврилович Люцернов, который впрочем, в скором времени скончался. После его смерти, 8 июля 1888 года, и до 1900 года самарская община была официально приписана к г.Хвалынску Саратовской губернии и окормлялась хвалынскими священниками.

Не смотря на отсутствие настоятеля, община была все же крепкой, имела незаурядных начетчиков, способных вести собеседования о вере с самыми именитыми миссионерами. Так, в 90-е г.г. XIX века особым авторитетом среди самарских христиан пользовался член общины, самарский мещанин Жачкин. Он был постоянным участником публичных собеседований с епархиальным миссионером Дмитрием Орловым – одним из наиболее ярких защитников господствующей церкви в епархии. Тем не менее, начетчик Жачкин не уступал Д.Орлову, и потому местные старообрядцы разных согласий всегда приглашали его на публичные собеседования. Ничуть не смутил самарского начетчика известный по всей России синодальный миссионер Ксенофонт Крючков, который проводил публичные собеседования в Самаре в марте-апреле 1889 года. И на этих собеседованиях Жачкин, который, по выражению «Самарских епархиальных ведомостей», выдавался из среды своих собратьев умением ясно и последовательно излагать свои доводы, а также упорством в отстаивании своих убеждений, был «главным возражателем» синодального миссионера. «Самарские епархиальные ведомости» указывают, что помимо Жачкина в прениях принимали участие древлеправославный начетчик Семен Егорович и уставщик «молодых еще лет, по видимому фанатически преданный своему обществу». Благодаря этим ярким представителям старообрядчества, миссия Ксенофонта .Крючкова не увенчалась успехом. «Как при начале собеседования, так и после всего сказанного, беглопоповцы оставались упорными в своем заблуждении», — отмечают «Самарские епархиальные ведомости». И с разочарованием констатируют: «Беседа о.протоиерея Крючкова прошла безследно для этих предубежденных совопросников»

К 1890 году относится первое упоминание о том, что самарская община имела свою моленную. Моленную на собственные средства построил во дворе своего дома на ул. Казанской купец П.Ф.Гудков.

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара

Глава купеческого рода Гудковых, Павел Федорович Гудков, был видным деятелем российского и самарского староверия, попечителем Самарской древлеправославной общины и председателем Совета общины, участником Всероссийских Съездов, членом Совета Всероссийского Братства во имя святителя Николы. На IV Всероссийском Съезде в г.Вольске в мае 1912 года, «в воздаяние за особые труды и полезную деятельность на пользу церкви» П.Ф.Гудков был избран пожизненным почетным членом Совета Всероссийского Братства. Павел Федорович владел Торговым Домом «Гудковъ и сыновья», а также гостиницей на углу Саратовской и Панской (ныне гостиница «Националь» на углу ул.Ленинградской и Фрунзе) и магазином «Мебель» на Саратовской (ныне — ул.Фрунзе), которые располагались в принадлежащих ему домах №№ 87 и 89 по ул.Саратовской, имел также собственный дом на ул.Дворянской, 109 (ныне — ул.Куйбышева).

Кроме Гудковых значительную роль в истории Древлеправославной Церкви в Самаре сыграл еще попечитель самарской моленной Архип Иванович Безпалов — купец, гласный Самарской городской Думы, член учетного комитета Самарского отделения Волжско-Камского банка, член Совета Самарского общества взаимного кредита, владелец «Конторы дилижансов купца Безпалова: от Самары до Оренбурга». А также самарские купцы-землевладельцы Осип Корнеевич и Федор Андреевич Полуэктовы.

Около 1900 года самарская община, наконец, получила постоянного священника, а после Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года, когда старообрядцам было дано право открыто исповедовать свои убеждения, община была официально зарегистрирована.

Несмотря на относительную малочисленность общины и бедность прихода, члены общины старались своими пожертвованиями поддерживать клир. Не без зависти «Самарские епархиальные ведомости» отмечали: «Обезпечено духовенство более чем прилично. Самарский приход … дает в год от 4-5 тысяч, решительно при всем готовом. Даже одежда и закуска вся благотворительная. Как сами священники в старости, так и члены их семейства, в случае смерти, обезпечены и помещением, и всем необходимым»[1].

После 1910 года в Самаре служил священник Василий Михайлович Аргентов — член Совета Всероссийского Братства.

После революции с 1922 по 1929 г.г. настоятелем прихода был член Главного Церковного Совета протоиерей Софоний Леонтьевич Галкин. Председатель Совета общины в те годы был Иван Ерофеевич Разин. Уставщик — Григорий Митрофанович Большаков.

После отца Софония в 1929 г. общину возглавил священник Феодор Максимович Архангельский.

Во время великой отечественной войны жизнь общины не угасала — в 1944 г. Покровский храм Самары становится кафедральным. На вновь учрежденную Куйбышевскую кафедру рукополагается настоятель храма иерей Поликарп Тимонин — Епископ Павел.

Весной 1950 г. настоятель самарского храма отец Евфимий Кузьмич Абрамов принял иноческий постриг с наречением имени Епифаний и 26 мая был рукоположен в сан епископа на Куйбышевскую кафедру вместо скончавшегося в 1946 году Владыки Павла..

Читайте также:
Храм Архангела Михаила в Царицыно: описание и адрес храма, праздники и святыни, расписание богослужений

5 ноября 1955 году Владыка Епифаний становится Предстоятелем Церкви и с этого года по 1963 г. при Покровском храме в Самаре (тогда — Куйбышев) располагалась кафедра Архиепископа. В этот период времени Самарская община являлась духовно-административным центром всей Церкви.

Архиепископ Епифаний, духовенство и прихожане (г.Самара, начало 1960-х гг.)

В 1960 году в общине произошло знаменательное событие – второй раз после раскола 17 века в Древлеправославной Церкви совершалось Мироварение.

Варение и освящение Мира происходило с 10 по 14 апреля. В Мироварении участвовали: Архиепископ Епифаний Куйбышевский, Московский и всея Руси, Епископ Новозыбковский Иеремия (Матвиевич), Епископ Пермский Евсевий (Самарцев), протоиерей Иоанн Исаев, иерей Леонтий Дорофеев, иерей Полиект Ефимов и другие священнослужители.

В воскресенье 10 апреля 1960 года в 17 часов по московскому времени Высокопреосвященнейший Архиепископ Епифаний и другие священнослужители начали в мироварне Всенощное бде­ние Святому Духу, как поется в Троицын день с Триодью цвет­ной по Благовещенскому уставу по книге «Чин и Устав, како освящати святаго и великаго Миро», напечатанной в XVII веке при Святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея Руси. В понедельник 11 апреля по окончании службы часов с вечерней Архиепископ Епифаний вместе с остальными священнослужителями освятил воду и окропил ею печь, сосуды для Мира, помещение мироварной и все подготовленные к Мироварению вещества.

После освящения в котел было влито вино и заложена часть веществ, а на девятой песни канона Богородице Архиепископ Епифаний зажег печь.

Все последующие дни — Великий понедельник, Великий втор­ник и Великую среду — в мироварной производилась служба по церковному уставу и чину Мироварения, а между службой день и ночь читалось святое Евангелие.

В среду утром по окончании дневной службы влили в котел оливковое прованское масло и другие оставшиеся вещества, вечером были влиты душистые благовонные масла, и варение Мира закончилось.

Службу в мироварной возглавляли:

в понедельник —Архиепископ Епифаний;

во вторник — епископ Иеремия;

в среду — епископ Евсевий.

В среду вечером, при переливании сваренного Миро в оловянник, службу закончил Архиепископ Епифаний. В Великий четверг перед началом Божественной Ли­тургии Архиепископ Епифаний, вкупе с епископами, священниками и диаконами при полном облачении с крестами и иконами, в сопровождении хора певчих торжественно прошли из церкви в мироварню и совершили чип выноса с пением надгробного трисвятого и перенесли святое Ми­ро в церковь во святой Алтарь. После окончания Божественной Литургии был отслужен благодарственный молебен Святому Духу и храму, в память совершившегося великого дела — Боже­ственного Мироварения.

С 27 апреля 1969 г. по 27 июня 1992 г. Куйбышевской кафедрой управлял Епископ Григорий (Корнилов).

Епископ Куйбышевский Григорий и прихожане (г.Самара, конец 1970-х гг.)

1981 год стал для Самарской общины, возможно, самым печальным в ее истории — в связи с городской застройкой кафедральный собор был снесен, а верующим было предо­ставлено для совершения богослужений полупод­вальное помещение.

В 1984 году в самарскую общину на постоянное служение был направлен священник Сава Феодулович Тихов.

Община потихоньку увеличивалась, приспособленное помещение не могло более устраивать христиан, и в 1987 году было решено строить новый храм.

Строительство совершилось в кратчайшие сроки. Буквально за два года был построен замечательный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара

Просторный, уютный храм построен в традиционном древнерусском стиле церковного зодчества и вполне отвечает главному своему назначению — совместной молитве верующих.

Новый храм был построен благодаря усердному участию в строительных работах многих прихожан, включая настоятеля храма отца Саву. Нельзя не отметить также огромный вклад в строительство храма прихожанина Василия Севастьяновича Казакова, который фактически являлся и прорабом, и снабженцем, и строителем, и грузчиком, отдавая строительству храма все свое время.

14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Архиепископ Геннадий (Антонов) возглавил службу Божественной Литургии по чину освящения церкви в новопостроенном храме в г. Самаре. В связи с освящением нового храма на богослужебные торжества прибыли священнослужители и миряне из дру­гих приходов.

Каждый, кто участвовал в первом богослужении в этом храме, по-особому чувствовал духовную радость. Церковь была переполнена молящимися. Она украшалась огоньками свечей и лампад, наполнялась желанным для каждого верующего запахом ладана и благоуханием Св. Миро. Хотелось быть и быть в этой обстановке священного благолепия. Но прошли эти неповторимые и незабываемые часы духовного восторга…

По окончании чина освящения Владыко Генна­дий в своем слове отметил, каких трудов стоило для многих из присутствовавших сооружение такого замечательного храма, выразил сердечную архипастырскую благодарность настоятелю храма отцу Саве Тихову и всем прихожанам. Его Высокопреосвященство выразил уверенность, что построенный храм будет тем святым домом молитвы, в котором верующие будут питать духов­ной пищей свои бессмертные души.

Настоятель храма протоиерей Сава Тихов и
юные христиане общин г.Самары и г. Вольска (г. Самара, 2005г.)

С 1996 года Самарской кафедрой управлял Епископ Лев (Бобылев)[2].

К концу 1990-х годов самарская община достаточно окрепла, и Господь положил на сердце христианам воздвигнуть в г. Самаре женский древлеправославный монастырь. Для этого благого дела администрация города безвозмездно выделала участок земли в шесть соток рядом с храмом. 2 августа 1998 году на праздник св. пророка Илии Епископ Лев в сослужении отца Савы освятили место для постройки женского монастыря. Сразу же после освящения места община приступила к строительству и к концу года уже были полностью воздвигнуты кирпичные стены. И вот в 2001 году монастырь распахнул свои двери для всех женщин-христианок, желающих, посвятить свою жизнь служению Господу в молитве, посте, труде и послушании ради достижения вечного спасения.
В октябре 2005 года настоятель Покровского храма протоиерей Сава Тихов принял иноческий постриг с наречением имени Савин и был рукоположен в епископский сан на Волжскую Епархию. При Покровском храме г. Самары разместилась кафедра владыки Савина.

Читайте также:
Храм Георгия Победоносца в Саратове: описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Собор во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Самара

Местоположение: Россия, г. Самара, ул. Стандартная, 26

Высоко-Петровский мужской монастырь

Мiръ Россия Москва Высоко-Петровский мужской монастырь

Высоко-Петровский монастырь — один из древнейших монастырей Москвы, основан в XIV веке. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Основанный при жизни св. Петра Митрополита как Петропавловский, после кончины и канонизации святителя стал Петровским. В 1680-90-х отстроен практически заново на средства Нарышкиных. Упразднен советской властью в 1926, возвращен РПЦ в нач. 1990-х. В 1993 бывшему Высоко-Петровскому монастырю присвоен статус Патриаршего подворья. Архитектурный ансамбль хорошо сохранился.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
  • 8 Ссылки

История [ править ]

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель перенес митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. Среди его строителей и благодетелей: князья Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Петр I, святитель Филарет, митрополит Московский. В храмах обители совершали богослужения святители Митрофан Воронежский и святитель Тихон, Патриарх Московский. Девять клириков, насельников и прихожан монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря формировался с начала XVI до середины XVIII веков и представляет собой хорошо сохранившийся архитектурный памятник «Нарышкинского барокко».

Самый древний храм обители – Собор святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, возведен в начале XVI века архитектором Алевизом Фрязиным, строителем Архангельского собора Кремля. Собор воздвигнут на месте более древнего деревянного храма.

В 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы. Деревянный Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм в монастырской колокольне. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Боголюбский собор монастыря стал родовой усыпальницей бояр Нарышкиных, предков и родственников императора Петра I.

Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского и Боголюбского храмов был увенчан знаком царской короны.

Значительный ущерб монастырю был причинен во время Отечественной войны 1812 года. В нем остановились на постой тысяча французских кавалеристов. Все храмы обители были осквернены и разграблены, хотя ризницу и особо ценные реликвии архимандрит Иоанникий успел вывезти в Ярославль. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. Однако при этом хозяин бойни решил оказать некое покровительство оставшимся в обители монахам и позволил им в одном из храмов совершать богослужения. По воспоминаниям современников, храм не мог вместить всех молящихся. Здесь, как и в некоторых других храмах оккупированной Москвы, за богослужениями возносились молитвы о победе русского оружия.

9 (22) сентября 1918 года в Высоко-Петровском монастыре произошло последнее заседание Совещания епископов по регламенту работы Священного Поместного Собopa Православной Российской Церкви. На нем председательствовал Святейший Патриарх Тихон. Святитель Тихон неоднократно совершал богослужения в Высоко-Петровском монастыре во время престольных праздников храмов обители.

По Декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (2 февраля) 1918 года все церковное имущество было национализировано. Последний храм на территории монастыря был закрыт в 1929 году.

И даже когда в 1918 году монастырь был официально закрыт, а все церковное имущество – национализировано, здесь в 1920-1930-е годы продолжала тайно действовать. Это была крупнейшая в СССР монашеская община, жизнь которой строилась по монастырскому уставу, где процветало старчество (воспринятое от Зосимовой и Оптиной пустыней) и совершались монашеские постриги (а чтобы не привлекать к себе лишнего внимания властей – труд в светских учреждениях вменялся послушникам, как святое монастырское послушание). Настоятелями монастыря часто назначались ректоры духовных академий. Монастырь, несмотря на свою скудность, предоставлял его территорию и здания нуждающимся церковным образовательным учреждениям: в 1786 здесь нашли приют десять воспитанников Славяно-греко-латинской академии; с 1822 по 1834 год – предоставлены помещения для Заиконоспасского уездного духовного училища; С 1863 года и до революционных событий 1917 года в стенах монастыря действовало Общество любителей духовного просвещения, располагались епархиальная библиотека и духовно-цензурный комитет Русской Церкви. Ею вносился посильный вклад по пропаганде здорового образа жизни среди населения – в стенах монастыря функционировал филиал Варнавинского общества трезвости.

Читайте также:
Храм Трех Святителей в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Несколько лет после революции при общине монастыря продолжала действовать подпольная Московская духовная академия.

С «подпольным периодом» монастыря связаны имена девяти монахов и прихожан монастыря, канонизированных российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года:

  • сщмч. Макарий (Гневушев) — расстрелян 4 сентября 1918
  • прпмч. Игнатий (Лебедев) — умер 11 сентября 1938 года в заключении
  • прпмч. Герман (Полянский) — расстрелян в 1937 году
  • прпмч. Федор (Богоявленский) — умер 19 июля 1943 года в ссылке
  • прпмч. Варлаам (Никольский) — расстрелян 19 ноября 1937 года
  • прпмч. Макарий (Моржов) — расстрелян 10 июня 1931 года
  • прпмч. Косма (Магда) — расстрелян в 1937 году
  • м. Николай Варжанский, организатор Варнавинского общества трезвости — расстрелян 19 ноября 1918 года
  • м. Иоанн Попов, богослов, церковный историк, профессор Московской духовной академии — расстрелян в 1937 году].

Современное состояние [ править ]

С 1991 года в храмах обители стала восстанавливаться приходская жизнь и совершаться богослужения.

Решением Священного синода от 10 октября 2009 года по прошению епископа Зарайского Меркурия было принято решение о возрождении монашеской жизни в Высоко-Петровском монастыре. Наместником монастыря назначен епископ Меркурий.

20 февраля 2010 года в монастыре было совершено первое после длительного перерыва Патриаршее богослужение и освящен новый колокол — благовестник «Святитель Петр».

Главной святыней монастыря является чтимая икона со святыми мощами святителя Московского Петра.

Храмы [ править ]

  • Собор святителя Петра, митрополита Московского
  • Собор Боголюбской иконы Божией Матери с усыпальницей Нарышкиных
  • Церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной
  • Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы
  • Церковь Толгской иконы Божией Матери
  • Церковь святых апостолов Петра и Павла
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери

Святыни [ править ]

  • крест с частицей Креста Господня
  • Влахернская икона Божией Матери
  • Казанская икона Божией Матери
  • Толгская икона Божией Матери
  • специально написанный для обители образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с предстоящими святыми
  • икона свт. Петра с частицей мощей святителя
  • икона апп. Петра и Павла с частицей мощей апостолов
  • ковчег с частицами святых мощей дивеевских святых
  • ковчег с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских
  • мощевик с частицами 82 мощей преподобных и святителей в пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры
  • мощи свт. Митрофана Воронежского

Фото [ править ]

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Нарышкинские палаты и церковь Петра Павла 2015 год

Часовня-склеп (на переднем плане)

Собор Петра митрополита

Собор Боголюбской иконы Божией Матери в монастыре

Церковь Преподобного Сергия Радонежского с трапезной

Церковь Толгской иконы Божией Матери

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд: до станций метро Чеховская, Пушкинская, Тверская, Трубная

Адрес: 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2

+7 495 623 75 80 (храм Сергия Радонежского, по общим вопросам)

+7 495 621 37 30 (кадровая служба, бухгалтерия, юридическая служба)

+7 903 670 64 74 (паломническая служба, Максим Лазарев)

Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00.

Высоко-Петровский мужской монастырь

Высоко-Петровский мужской монастырь привлекает к себе паломников со всей России и стран ближнего зарубежья. Это не только центр духовной жизни, но и настоящий комплекс памятников культуры: один собор, пять храмов, часовня, колокольня и монастырские постройки.

Он располагается в центральной части Москвы, на углу улицы Петровки и Петровского бульвара. Этот монастырь часто называют «невидимкой»: дело в том, что он занимает целый квартал, а о его существовании знают немногие. Это связано с тем, что комплекс зажат московскими высотками и узкими улицами.

Расписание богослужений

Высоко-Петровский монастырь открыт для посетителей ежедневно с 10 утра до 6 часов вечера. С подробным расписанием богослужений, которое обновляется каждый месяц, можно ознакомиться на официальном сайте монастыря:

Монастырский комплекс

Как уже было сказано ранее, на территории монастыря располагается целый комплекс построек: собор, храмы, часовня и колокольня. Расскажем о каждом из них в нескольких словах.

Собор святителя Петра

Собор Петра Митрополита — древнейшая постройка на территории монастыря. Он построен в виде восьмигранной башни и увенчан шлемовидной главой. Изначально собор был деревянным, но в начале XVII в. его перестроили в камне. В годы правления Петра I собор частично видоизменился: Нарышкины перестроили его в стиле «московское барокко». Лишь в XX в. Собору святителя Петра вернули исторический облик.

Храм Боголюбской иконы Божией Матери

Храм построен в конце XVII столетия по личному распоряжению Петра Великого. За годы своего существования постройка практически не претерпела изменений: до нас сохранились все те же спаренные колонки, килевидные кокошники в обрамлении окон. Но в советское время были уничтожены уникальный иконостас, купол и крест. Последние были восстановлены в 80-е гг. прошлого столетия. Долгое время храм служил усыпальницей для членов рода Нарышкиных: здесь были захоронены 18 представителей известной фамилии.

Церковь Преподобного Сергия Радонежского

Еще одна постройка, возведенная по приказу Петра I. Она располагается в самом центре монастырского комплекса. Это двусветный трехапсидный четверик, к которой с запада примыкает трапезная и парадный вход. Примечательно, что в советское время в этой церкви располагался репетиционный зал танцевального коллектива «Березка».

Читайте также:
Свято-Елисаветинский монастырь в Калининграде: история и адрес, расписание богослужений, описание, святыни и мощи

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Постройка, которая также была возведена по приказу Петра Великого. Она была посвящена Ивану и Афанасию Нарышкиным. Церковь с тройными колоннами построена над западными воротами монастыря. Ее разорили в 1812 г., а в советское время закрыли. Церковь была освящена в день своего 300-летия — в 1998 г.

Церковь Толгской иконы Божией Матери

Одноглавая постройка, расположившаяся между колокольней и Братским комплексом. Известно, что она возведена за счет средств Нарышкиной — родственницы Петра Великого по материнской линии. Предполагают, что над проектом церкви работал яркий представитель московского барокко Иван Мичурин.

Панорама территории Высого-Петровского монастыря

Церковь Петра и Павла

Храм построен в середине XVIII в. по настоянию архимандрита Пахомия. Основанием для ее постройки послужили белокаменные ворота усадьбы Нарышкиных. Это кирпичная постройка в стиле барокко, восьмерик на четверике. Церковь серьезно пострадала в 1812 г., и спустя два века, в 2012 г., она снова оказалась под ударом: на нее упал строительный кран, который повредил купол, крест и карниз.

Часовня Казанской иконы Божией Матери

Была возведена в 1905 г. в южном пролете ворот монастыря. Спустя 20 лет разграблена и лишь в 2004 г. ее восстановили.

Монастырский некрополь

Кладбище, на котором с XV в. хоронили монахов и знатных жителей Москвы.

История Выского-Петровского монастыря

Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV в. митрополитом Киевским и всея Руси Петром, имя которого святое место и получило. Именно он начал процесс становления Москвы как церковного и государственного центра Руси. Строительство началось в селе Высоком, которое на тот момент не входило в состав будущей столицы России. Самая древняя постройка монастыря на сегодняшний день — это Собор святителя Петра, который был воздвигнут на месте старинной деревянной церкви в начале XVI в. архитектором Фрязиным, который работал над Архангельским собором Кремля.

Становление архитектурного ансамбля монастыря, который сохранился до наших дней, происходило в период с начала XVI в. и продолжилось до середины XVIII столетия. Сегодня его часто называют памятником «Нарышкинского барокко».

Теперь расскажем о том, как появились важные архитектурные объекты монастыря. Юному Петру I, который приехал в Боголюбово вместе со своей матерью, подарили список с чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери. Царь в 1684 г. подписал указ о строительства храма в честь этой святыни, который также должен стать данью памяти убиенных дядьев. В последствие храм стал родовой усыпальницей Нарышкиных — родственников Петра Великого.

Следующий на очереди — Сергиевский храм, который также был построен по приказу Петра I. Таким образом он решил отблагодарить обитель святого Сергия, которая приютила его в и защитила от решивших совершить покушение на царя стрельцов. Чтобы отметить, что и Боголюбский, и Сергиевский храмы имели важное значение для царской семьи, из увенчали знаком царской короны.

Серьезные последствия для монастыря оставила после себя Отечественная война 1812 г. Французы выбрали это место для постоя: здесь остановилось более тысячи кавалеристов. Все храмы и постройки были осквернены и ограблены. Лишь малую часть важных реликвий удалось забрать с собой архимандриту Иоанникию во время отступления в Ярославль. Затем маршал Мортье, которого Бонапарт назначил губернатором Москвы, на территории Высоко-Петровского монастыря решил оборудовать свою резиденцию. Здесь проходили суды над теми, кого подозревали в поджоге столицы, а у стен монастыря проводились расстрелы. Отдельная часть территории была отведена для скотобойни. Начальник этого участка решил сжалиться над оставшимися монахами и разрешил им проводить богослужения в одном из храмов.

Чуть более чем через 100 лет, в 1918 г. на территории Высоко-Петровского монастыря состоялось последнее Совещание епископов, председателем которого выступил Святейший Патриарх Тихон. Сразу же после этого началась постепенная национализация территории монастыря: на последний храм был повешен замок в 1929 г. Несмотря на все запреты, на территории монастыря тайно существовала самая большая в СССР монашеская община.

Лишь в 1991 г. в Высоко-Петровский монастырь начала возвращаться настоящая жизнь: храмы начали восстанавливать, приход постепенно увеличивался, стабильно стали проводить богослужения. А в 2009 г. было принято решение вернуть и монашескую жизнь.

Панорама входа в Высоко-Петровской монастырь со стороны ул. Петровка

Как добраться

Высоко-Петровский мужской монастырь располагается в центре Москвы, поэтому добраться до него не составит особого труда. Сразу же дадим вам полезный совет: не рекомендуем приезжать сюда на личном автомобиле. Дело в том, что в этом районе всегда большое количество транспорта, а улицы не самые широкие: найти место для парковки будет проблематично.

Самый оптимальный вариант — это воспользоваться общественным транспортом. Рядом с монастырем располагается множество станций метро — ближе всего находятся «Чеховская», «Пушкинская» и «Трубная». От каждой из них до этого святого места можно дойти пешком:

  • От станции метро «Чеховская»: выйти на Страстной бульвар и двигаться в сторону возрастания номеров домов. Дойти нужно до улицы Петровки и повернуть направо.
  • От станции метро «Трубная»: выйти на улицу Неглинная и двигаться по ней вниз. Затем у Рахманиновского переулка свернуть направо, после чего на пересечении с улицей Петровкой снова повернуть направо.

Также рядом с монастырем располагается несколько остановок общественного транспорта:

  • «Рахмановский пер.»: автобусы № 38 и н6 (ночной).
  • «Страстной бульвар»: автобусы, А и № 15.
Читайте также:
Вознесенский собор в Ельце: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Высоко-Петровский монастырь на видео

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ

История

Время основания монастыря в точности неизвестно, впервые он упоминается в Рогожском летописце XV века, в нем архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших летом 1379 года архимандрита Митяя (Михаила) в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия», обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского.

В 1326 году проезжавший по берегу реки Неглиной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память о чудесном видении, князь Иоанн повелел построить на этом месте Петропавловский храм, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же названием.

При пожаре 1493 года обитель выгорела.

По указу великого князя Василия III итальянский архитектор Алевиз Фрязин начал в 1514 году возведение нового каменного храма во имя святителя Петра Митрополита. 23 августа 1517 года собор был освящен. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно тогда монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века. В очередной раз Высоко-Петровская обитель была опустошена в 1611 году польско-литовскими интервентами. В 1612 году, после изгнания поляков, монастырь восстановили и обнесли каменной стеной.

В конце XVII века монастырь пользовался особым покровительством ближайших царских родственников – бояр Нарышкиных. Территория монастыря была расширена почти вдвое за счет участка, на котором ранее располагалась городская усадьба Кирилла Полуэктовича Нарышкина, деда царя Петра I, а также за счет переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен. В эти годы в монастыре началось обширное строительство на средства Нарышкиных и, прежде всего, матери Петра I, Натальи Кирилловны. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 года Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия. Впоследствии здесь же были похоронены сам Кирилл Полуэктович и его супруга Анна Леонтьевна. В 1690 году в обители завершилось возведение Боголюбского храма, ставшего семейной усыпальницей семьи Нарышкиных. В 1690–1694 годах царь Петр I построил в монастыре трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского в благодарность за свое спасение в Троице-Сергиевом монастыре во время заговора против него царевны Софьи. В эти же годы в обители появились святые врата с надвратной Покровской церковью и двухъярусной колокольней (ставшей архитектурной доминантой местности), а также длинный братский корпус, занявший юго-западную часть монастырского двора. Высоко-Петровский монастырь иногда именовался «царским» или «государевой молельней». В 1764 году монастырь был причислен к ставропигиальным, а с 1775 года стал епархиальным.

Большой урон был нанесен монастырю в 1812 году. После взятия Москвы в нем расположилась «тысяча французских кавалеристов», которые грабили и громили всё, что не успели вывезти насельники монастыря. В поисках драгоценностей были даже вскрыты богато украшенные надгробия бояр Нарышкиных. В Боголюбской церкви французы выносили смертные приговоры москвичам, подозреваемым в поджоге города. Обвиняемых расстреливали прямо у стен обители, а хоронили возле колокольни.

В следующие десятилетия монастырь постепенно восстанавливался и стал играть важную роль в духовной жизни Москвы. В 1822 году из Заиконоспасского московского монастыря в Высоко-Петровский было переведено духовное училище. Позже в обители разместилась Московская епархиальная библиотека, а с 1863 года она стала местом заседаний «Общества любителей духовного просвещения», основание которого благословил митрополит Московский Филарет (Дроздов). За монастырем укрепилось особое, просветительское послушание. Большинство петровских настоятелей в это время были так или иначе связаны с образованием.

С октябрьским переворотом 1917 года для обители наступили тяжелые времена. Высоко-Петровский монастырь был официально закрыт в 1918 году. Все жилые здания были реквизированы и переданы в жилищный фонд, но храмы продолжали действовать. Несмотря на закрытие, монастырь стал одним из центров духовной жизни Москвы. Осенью 1923 года здесь возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, которую возглавил епископ Варфоломей (Ремов). Он пригласил сюда для служения в монастырских храмах часть братии закрытой в начале того же года Смоленско-Зосимовой пустыни. Петровский монастырь продолжал оставаться центром общины вплоть до июня 1929 года, когда был закрыт последний – Боголюбский – храм монастыря. По благословению епископа Варфоломея и духовников Петровской общины сложились так называемые «монастыри в миру», которые в условиях гонения на Церковь старались сохранить аскетическую традицию. С разгромом монастырской общины в 1935 году жизнь отдельных его духовный семей не закончилась. Тайные монахи, монахини и бывшие прихожане продолжали окормляться у старцев и клириков обители, которые жили в разных местах Подмосковья.

В 1959 году монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля, и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д.

С 1991 года отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата; Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 году ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 году было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни.

Читайте также:
Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня.

Сегодня Высоко-Петровскому монастырю удается сочетать опыт молитвенной монашеской жизни с широкой миссионерской деятельностью: обитель уже не первый год становится одним из самых активных участников традиционного «Дня города», празднуя в это же время «День святителя Петра» и привлекая множество людей всех возрастов разнообразными историческими экскурсиями, познавательными играми для детей и молодежи, концертами хоровой и классической музыки у монастырских стен.

С 2016 года на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы.

Высоко-Петровский мужской монастырь в Москве

Ставропигиальная (независимая от местной епархии) мужская обитель основана в начале XIV столетия преподобным Петром, носившим чин митрополита Киевского. Большая часть современного архитектурного облика монастырского комплекса сформировалась в период с XVII по XVIII вв. В советское время монастырь официально закрывали большевистские власти, его деятельность возобновилась только в 2009 г.

История основания

Есть несколько предположений о том, когда и где обитель была основана.

    Первая версия утверждает, что идея постройки возникла у Киевского митрополита Петра. Изначально он воздвиг у Кремля, на берегу реки под названием Неглинная, деревянную часовню, которую освятили во славу первых апостолов Петра и Павла. Строительство завершили в 1317 г, когда святитель вел тесный диалог с И. Калитой.

Петр получил сан митрополита в 1305 г., когда умер преподобный Максим. В противостоянии между А. Тверским и И. Калитой святитель выбрал последнего, а вскоре перенес центр отечественной митрополии в Москву, которая позже стала центром Руси. Петр покинул бренный мир в 1326 г., тело его похоронили в одной из стен Успенского храма.

Дальнейшая история

В конце XV столетия в столице Руси произошел сильнейший пожар, уничтоживший практически половину деревянных строений города. В этой катастрофе также пострадала Петровская обитель, погибло несколько монахов. Восстановление началось после указа князя Василия III, на территории комплекса появилось первое каменное сооружение — церковь святителя Петра.

Другие монастыри в Москве:

Работы проходили в период с 1514 по 1517 г., главным архитектором был итальянец А. Фрязин. Вскоре в обители построили деревянный храм, освященный во славу Покрова Пречистой Девы. С этого времени монастырский комплекс получил наименование Высоко-Петровского.

  • В 1611 г. обитель разграбили польско-литовские войска, незаконно вторгшиеся на территорию Отечества. Через год неприятеля изгнали из Москвы, монастырь же общими усилиями реконструировали и защитили каменной оградой. Комплекс приобрел статус ставропигиального (независимого от местной епархии) и управлялся преподобными архимандритами.
  • В 1671 г. К. Нарышкин подарил Алексею Михайловичу богатую усадьбу, расположенную рядом с Покровской обителью. Князь же передал её во владение монастырского комплекса, территория которого, в результате этого благородного жеста, выросла вдвое.
  • После стрелецкого бунта 1682 г. престарелого К. Нарышкина насильно постригли в монахи и отправили на службу в Белозерскую пустынь. Тела двух его сыновей нашли спустя несколько дней после происшествия и похоронили В Петровском монастыре. Через некоторое время здесь нашли покой К. Нарышкин и его супруга Анна.
  • Петр I, подавивший бунт, распорядился о постройке новых зданий на территории обители. В 1690 г. закончились работы по возведению Боголюбского собора, который стал родовой усыпальницей семьи Нарышкиных. Через три года здесь построили церковь, освященную в честь святителя С. Радонежского. В 1694 г. обитель обогатилась святыми вратами с надвратным храмом Покрова Пречистой Девы и колокольней, состоящей из двух ярусов, а также братским корпусом на юго-западе монастырской территории.

На заметку! В конце XVII столетия комплекс состоял из парадного двора на северной стороне и хозяйственного пространства на южной. В центре главной части стоял храм преподобного святителя Петра, севернее от него — Боголюбская церковь, южнее — Сергиевская.

История от XVIII века

В 1735 г. на территории жил и работал 71 насельник, к монастырю было приписано шесть тысяч крестьян. В конце XVIII столетия обитель обогатилась пожалованными ей от царской семьи землями (Московские, Нижегородские, Орловские, Звенигородские). К комплексу также приписали: Саратовский монастырь Казанского образа Богоматери, Ольговскую и Никандрову пустыни, Богородицкую обитель в Саранске. В этот период Петровский монастырь являлся богатейшим комплексом и обладал множеством приходских дворов.

    В середине XVIII столетия обителью управлял митрополит Иосиф, а несколько позже — Синод. После проведения земельной реформы обитель отнесли ко второму разряду, но не отняли право называться ставропигиальным. С 1775 г. она входила в состав Московской епархии.

XX век и новое время

В начале столетия монастырским комплексом руководил настоятель и будущий священномученик Макарий, на территории проживало только 15 насельников. Формальное закрытие произошло в 1918 г., здания перенаправили в жилищный фонд, но церкви продолжали проводить богослужения. В 1923 г. здесь организовали масштабную подпольную общину, возглавляемую епископом Варфоломеем. Через шесть лет на территории закрыли последний действующий храм.

  • В помещениях церквей разместили ремонтный завод, коммунальные квартиры, библиотеки и спортзал. Весь ансамбль практически полностью утратил религиозное значение.
  • В 1959 г. комплекс передали под управление министерства культуры, ему присвоили статус архитектурного памятника. Коммунальные квартиры и заводские цеха убрали с территории, открыли филиал музея, многие строения использовали под нужды театра.
  • В 1953 г. здесь начали проводить восстановительные работы, продолжавшиеся до 1987 г. В 1992 г. в настоятельной келье организовали отдел духовного образования. Богослужения начали совершать в соборе преподобного Сергия, обитель стала патриаршим подворьем. В 1993 г. на территории основали институт богословия имени И. Богослова. Передача монастыря РПЦ произошла в конце 1994 г.
Читайте также:
Иоанно-Предтеченский монастырь в Астрахани: история и адрес, описание, святыни и праздники

В 2009 г. Синод принял решение восстановить в Петровском монастыре монашескую деятельность. Первым наместником после долгого перерыва назначили епископа Меркурия.

Ансамбль

Центральным зданием является собор преподобного Петра. Строение имеет восьмигранную форму, завершением служит шлемовидная глава. Храм является детищем столпообразной стилистики русской архитектуры. Входы в церковь расположены с трех сторон, декор фасад лаконичен и непритязателен.

В конце XVII века проводилась реконструкция, строение освящали в присутствии государя Петра I. Восстановительные работы после советского периода проходили в 1984 г. В 90-х годах XX века для собора создали уникальный фресковый иконостас.

  • Церковь Боголюбской иконы построили в 1685 г., она служила усыпальницей семьи Нарышкиных. На протяжении истории строение практически не корректировалось, но сильно пострадало во время войны 1812 г. и революционных движений 1917 г. Храм славился иконостасом, который погиб в пожаре, учиненном большевиками в 1929 г.
  • Изначально собор С. Радонежского исполнял роль трапезного помещения. Здание находится в центральной части комплекса, визуально деля всю территорию на два пространства. Внешний декор создавали с использование белого камня. В середине XIX столетия проводились восстановительные работы.
  • Одноглавый собор Толгского образа Богородицы имеет прямоугольную форму и стоит на подклете. Стены его декорированы пилястрами, а главка прорезана узкими оконными проемами и украшена спиралевидными завитками. Строение воздвигли в середине XVIII столетия и освятили в честь Толгской иконы. Освящение после советского периода проводилось в 1999 г.
  • Кирпичная Петропавловская церковь имеет форму восьмерика, стоящего на четверике. Зданием находится на открытой террасе, которая связывает храм с братскими кельями. Церковь украшена пилястрами и фронтонами, наличниками и другим барочным оформлением.

В 1905 г. на территории устроили часовню Казанского образа Пречистой Девы. В 1924 г. её разорили, восстановление произошло в 2001 г. Надвратный храм Покрова создали по указу Петра Первого в период с 1690 по 1696 г. Она имеет квадратную форму, свод поддерживается тремя колоннами. Строение соединяется с настоятельскими покоями.

Святыни

На территории обители находится семь церквей, в которых хранится большое количество христианских святынь.

В начале XX столетия в монастырском комплексе хранилось три экземпляра древнего Евангелие, серебряные жертвенные кресты, частицы от Гроба и Креста, мощи Феодора Стратилата, Иоанна Воина, святого Анастасия, а также многие списки знаменитых образов Богоматери.

Ризницу разграбили в советское время, новые реликвии появились здесь только после возвращения комплекса в управление РПЦ .

Главной святыней называют чудотворные останки преподобного Петра, принявшего участие в основании обители. Высочайшего почитания также достойна икона этого святого с частицей его мощей.

Информация для паломников

Монастырь располагается в центре столицы, на улице Петровка, дом № 28/2. Ближайшие станции метро: «Чеховская» и «Трубная», отсюда до места назначения десять минут ходьбы.

Богослужения проводятся ежедневно, начало — в 8:00, окончание — в 18:00. Каждого желающего обязательно выслушает милосердный батюшка.

На заметку! Врата комплекса открыты для каждого желающего, но существуют ограничения на фотографию и видеосъемку. Паломники имеют возможность поучаствовать в экскурсионных походах.

Паломники могут посетить семь храмов на территории комплекса и насладиться прекрасным ансамблем.

Высоко-Петровский монастырь в Москве

Высоко-Петровский монастырь в Москве

Деятельность митрополита Петра имела важнейшее значение для государственности России и для Москвы как ее центра и оплота – именно в те далекие времена, когда Русь еще томилась под татаро-монгольским игом, но медленно крепла и собирала свои силы для отпора и национального освобождения. Во многом благодаря стараниям святителя Москва стала столицей России.

Святитель Петр родился на Волыни во второй половине XIII века, в благочестивой семье, воспитавшей сына в религиозном благочестии. Когда ему исполнилось 12 лет, он ушел в один из местных «пустынных» монастырей, где, исполняя все правила и работы, усердно занимался иконописью. По пострижении в иноки святитель был удостоен сначала дьяконского, а потом и пресвитерского сана. И вскоре по благословению своего наставника он удалился из монастыря и на берегу галицкой реки Рати основал обитель, куда, прослышав о святом, со всех окрестностей стали приходить богомольцы. Посетил его и киевский митрополит Максим. А уже в 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел Петра на Русскую митрополию – в то труднейшее для Руси время, когда приходилось и укреплять православную веру, и объединять Русь для освободительной борьбы, и еще устранять междоусобную вражду среди русских княжеств.

Приняв сан, Митрополит Петр сначала поселился в Киеве, где прожил один год, а потом избрал местом своего пребывания стольный град Владимир, соперничавшего с Москвой за великокняжеский престол. Святитель избрал Москву, духовно провидя ее будущую роль в истории России. И в 1325 году по приглашению московского великого князя Ивана Калиты он перенес митрополичью кафедру в Москву, сделав ее религиозной столицей Руси. Свой митрополичий двор святитель устроил в Кремле, при церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору, стоявшей близ Боровицкой башни. А летом 1326 года заложил в Кремле Успенский собор по образу Владимирского, подчеркивая статус полюбившейся ему Москвы как будущего центра всей России. Митрополит Петр убеждал великого князя: «Если, сыне, послушаешь меня, то сам прославишься паче всех князей, и весь род твой и град сей возвеличится над всеми русскими городами…»

Через полгода, 3 января 1327 г. (н.ст.) митрополит Петр скончался с молитвой на устах и воздетыми к небу руками и был погребен в новозаложенном им Успенском соборе. А через год после закладки собора Москва получила ярлык на великое княжение и стала столицей Государства Российского.

Читайте также:
Сыктывкарская епархия: храмы и монастыри, священники и духовенство

С деятельностью святителя митрополита Петра связано и основание в Москве Высоко-Петровского монастыря, хотя среди историков существуют разногласия по поводу его закладки. Имеется целых три версии. Согласно первой, этот монастырь основал сам митрополит Петр, заложив в Москве обитель во имя св. апостолов Петра и Павла, отчего монастырь поначалу именовался Петропавловским. И только в начале XVI века он был переосвящен в честь святителя Петра, митрополита Московского. От изначального же, древнего посвящения монастыря св. апостолам Петру и Павлу, возможно, осталось лишь имя его надвратной Петропавловской церкви, устроенной в XVIII веке. Поначалу она была освящена во имя св. Пахомия Великого – по именинам построившего ее архимандрита монастыря, после 1812 года ее упразднили и вновь восстановили только в 1914 году, тогда и освятив ее во имя святых Петра и Павла.

Другая, более известная версия гласит, что Петровский монастырь основал Иван Калита, и что первая, древнейшая его церковь была освящена во имя Боголюбской иконы Божией матери. По преданию, когда князь однажды проезжал мимо того места, где стоит сейчас Петровский монастырь, он внезапно увидел высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах, а потом исчезла и гора. Калита рассказал о видении святому митрополиту Петру, – за несколько дней до кончины святителя, а тот объяснил ему: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». В память об этом чудесном видении Калита построил на том месте храм во имя Боголюбской иконы Божией Матери.

Наконец, третья версия приписывает основание монастыря Дмитрию Донскому, который или заложил его на месте Боголюбской церкви времен Калиты, или возобновил уже существующую обитель в 1380 году после своего возвращения с Куликовской битвы, в благодарную память о славной победе русского воинства. Известно, что архимандрит Петровского монастыря Иоанн первым ввел здесь общежитийный устав – раньше всех московских монастырей.

Местность, где был основан Петровский монастырь, в глубокой древности называлось селом Высоцким (или Высоким) – по преданию, оно было одним из сел, принадлежавших знаменитому боярину Кучке, и до конца XVI столетия находилось за чертой города. Название его, вошедшее в имя Высоко-Петровского монастыря, происходит от высокого, крутого берега Неглинной, протекавшей рядом. По мнению ученых, в первой четверти XVI века рядом с монастырем на Петровке находился один из загородных дворцов великого князя Василия III с огромным садом, тянувшимся до границ нынешнего Садового кольца. Потом он был обращен в посольский двор. В петровское время здесь жили и губернатор Москвы, князь М. Г. Ромодановский, и сибирский воевода князь М. Гагарин. А князь И. Щербатов имел огромное владение на участке Петровки за бульваром, которое потом было отдано жандармерии, и в советское время именно там, на Петровке, 38, разместился Московский уголовный розыск. Каретный же ряд как продолжение Петровки к Садовому кольцу возник «по моде» XVIII века, когда аристократическая публика стала испытывать потребности в модном светском выезде. И тогда в старом Тележном ряду, где изготовляли и чинили обычные московские телеги, стали делать и элегантные кареты, и дорогие престижные экипажи.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре
Храм преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре

И в блестящий век Екатерины на Петровке селились знатные вельможи. До революции именно здесь стоял дом помещицы Анненковой, которая мучила крепостных своими причудами и ложилась спать в бальном платье, готовая в любой момент среди ночи отправиться на светский прием. Ее сын Иван, часто сопровождавший мать в магазин на Кузнецкий мост, влюбился там в юную приказчицу, прекрасную француженку Полину Гебль. Чувство оказалось взаимным, и после событий 1825 года девушка отправилась за ним в Сибирь – им последовало высочайшее разрешение пожениться. По мотивам этой реальной истории был поставлен художественный фильм «Звезда пленительного счастья».

Только в XIX веке, когда Неглинную заключили в трубу, Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом.

Петровский монастырь входил в число монастырей-сторож северного полукольца, защищавших Москву от вражеских набегов. Он сильно пострадал от татарских полчищ, а пожар 1492 года причинил ему такие повреждения, что требовалось восстановить монастырь почти заново. К тому же рядом расположился загородный великокняжеский дворец, и это, вероятно, ускорило обновление обители. В 1514 году старый деревянный собор был разобран, и на его месте итальянский архитектор Алевиз Фрязин за три года выстроил новый каменный, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского. Заказ на перестройку монастыря и строительство нового каменного собора явно был высочайший. О том свидетельствует, во-первых, имя приглашенного московским государем мастера, Алевиза Фрязина. А во-вторых, купол нового собора Петровского монастыря был увенчан подобием «древней короны греческих царей», как писал один старинный московский историк. Есть версия, что тогда же Петровский монастырь впервые был официально назван «Высоко-Петровским».

В старину здесь проходила дорога на окраинную Божедомку, к «убогому дому», где собирали тела безвестных людей, скончавшихся насильственной смертью и самоубийц, и погребали их на местном погосте. В XVII столетии дважды в год, в семик после Пасхи и на Покров, из Петровского монастыря на Божедомку отправлялся крестный ход. Священники отпевали всех умерших и хоронили новых покойников, совершая положенные в таком случае церковные службы.

А в конце XVII века Петр I приказал вновь отстроить древнюю Боголюбскую церковь Петровского монастыря, которая с того времени стала усыпальницей Нарышкиных, родственников его матери. С этой боярской фамилией, и прежде всего, с именем царицы Натальи Кирилловны связано значительное обновление старинного московского монастыря в 1682-1690-х гг. Нарышкины жертвовали на него немалые средства. Есть легенда, будто бы обновление Петровского монастыря начал еще царь Алексей Михайлович в честь рождения у него в 1672 году сына Петра. После стрелецкого бунта 1682 года царица Наталья Кирилловна похоронила здесь двух своих братьев, Ивана и Афанасия, убитых стрельцами. Гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви стояли рядами, наподобие великокняжеских гробниц в кремлевском Архангельском соборе. Помимо братьев царицы здесь же в 1691 году был погребен и ее отец, Кирилл Полуэктович Нарышкин, насильно постриженный в монахи в кремлевском Чудове монастыре по принуждению взбунтовавшихся стрельцов. И хотя старец Киприан был отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь, вероятно, он после подавления бунта, сложил с себя этот невольный обет и на надгробном камне в усыпальнице именовался по-прежнему боярином.

Читайте также:
Александр Абрамов: биография священника, личная жизнь, труды и награды

Обустраивал монастырь и сам царь Петр. Кроме обновленной Боголюбской церкви, в 1690 году по указу государя в обители появилась теплая (отапливаемая) церковь преподобного Сергия Радонежского – в память спасения молодого Петра в Троице-Сергиевой Лавре во время известного заговора против него царевны Софьи в 1689 году. Спасение же Петра пришлось на 8 августа (ст. ст.), поэтому позднее в 1744 году статс-дамой Нарышкиной в монастыре была основана и церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, празднуемой в тот день. (Образ был после революции передан в Третьяковскую галерею.)

Наконец, в 1690 году в монастыре появился новый собор во имя Петра Митрополита, возведенный на месте постройки Алевиза Фрязина. Вновь отстроенный собор был освящен в присутствии царей Петра и Иоанна. Тогда же появились и красивые стены монастыря, дожившие до наших дней. И еще со времен царя Петра в монастыре хранилась икона Богоматери, которая прежде принадлежала некой Мавре Замыцкой, вдове царского стольника, имевшей дом напротив монастыря. И дошел до Петра слух, будто бы вдова злоупотребляет благодатной силой этого образа: собирает кликуш и своей молитвой перед иконой исцеляет их, привлекая других верующих и получая за то немалое вознаграждение. Государь приказал конфисковать все имущество вдовы вместе с образом и домом: с тех пор они стали принадлежать Петровскому монастырю. Кстати, ему же принадлежало и загородное владение по Тверскому тракту, где в XVIII веке был построен путевой дворец Екатерины II, поэтому названный Петровским.

Сюда же, в Высоко-Петровский монастырь, в конце XVII века из царской казны был передан уникальный портрет патриарха Никона, во весь рост, выполненный мастером Оружейной палаты. Этот редкий портрет из разноцветного шелка, уже тогда имевший художественную ценность, принадлежал знаменитому князю Василию Голицыну. Все его имущество было конфисковано, когда при царе Петре он попал в опалу. (После революции портрет поступил в Третьяковскую галерею.)

Говорят, что Нарышкиных погребали в монастыре до московского «морового поветрия», то есть до эпидемии чумы 1771 года, хотя кроме них в Петровском монастыре были похоронены многие знатные фамилии: Нащокины, Свиньины, Бутурлины. Однако до 1812 года именно каменные гробницы Нарышкиных в Боголюбской церкви были покрыты красным бархатом или сукном, а на каждом надгробии стояли образа святых по тезоименитству захороненных. И когда французские солдаты ворвались в Петровский монастырь, они решили, что в гробах спрятаны несметные сокровища и вскрыли все могилы. Ничего не найдя, они похитили только дорогую ткань. В Боголюбской церкви наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы, приговаривал к смертной казни москвичей, обвиненных в пожаре. Перед монастырской стеной, выходящей на бульвар, захватчики расстреляли 13 москвичей и повесили их на фонарных столбах с надписью, что они казнены за поджоги.

Это не уменьшило народного сопротивления. На соседней с Петровкой улице Каретный Ряд владельцы лавок сами подожгли их вместе с товаром, чтобы они не достались врагу: когда армия Наполеона вошла в Москву, на Каретный Ряд поспешили французские военачальники, чтобы выбрать себе лучшие экипажи для разъездов по Москве.

Интересно, что в 1880-х гг. в усадьбе Губиных напротив Петровского монастыря открылась частная гимназия Крейсмана, куда принимали всех исключенных из московских казенных гимназий учеников. Но даже отсюда, из очень демократической гимназии был изгнан Валерий Брюсов – за издание школьного журнала, в котором ученик пятого класса вольно развивал атеистические и республиканские идеи. Ему все же удалось закончить самую лучшую в дореволюционной Москве гимназию Поливанова на Пречистенке.

После 1917 года Петровский монастырь стал приютом для архиереев, лишенных большевиками кафедр. А в 1926 году и вовсе был закрыт. Гробницы Нарышкиных были частично разрушены, в монастырских палатах открыли шляпную мастерскую и чайную, в Сергиевской церкви – спортивный зал, а в братских кельях разместился Государственный литературный музей. В Петровском же соборе устроили склад художественных фондов.

С 1950-х годах началась медленная реставрация монастыря. В 1990-х годах он вновь был открыт, и в его стенах работал известный в Москве Российский Православный университет.

Придел во имя святителя митрополита Петра существует в ныне действующей церкви св. Димитрия Солунского на Благуше, построенной в 1911 году и сильно обезображенной в годы советской власти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: