Покровский собор в Севастополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Севастополе

Покровский собор в Севастополе был построен в начале XX века по проекту художника и архитектора В. А. Фельдмана. Он отличается своеобразной архитектурой и изяществом. Это один из самых красивых храмов Севастополя.

Внутреннее убранство собора

Внешне собор прекрасен, а его внутреннее убранство ему полностью соответствует. Стены покрыты росписью, но нет ничего лишнего, наоборот, вошедшие испытывают ощущение лёгкости и комфорта. Церковь двухуровневая, помимо образов Спасителя и Богоматери на стенах фрески из жития святых.

Кроме того, здесь хранятся и доступны для посетителей частицы мощей
— Луки Симферопольского;
— адмирала Ушакова.

Покровский собор Севастополь

Покровский собор относится к постройкам начала ⅩⅩ века. Он один из самых красивых в Крыму, находится в городе Севастополь на улице Большая Морская в доме 36. Сейчас в стенах этого собора проходят богослужения, но его история насыщена и неприятными моментами.

В 1892 году уже был готов проект Покровского собора в Севастополе. Строительство строго контролировалось его создателем — архитектором В.А. Фельдманом. Возведение собора продолжалось тринадцать лет, и в 1905 году его освятили.

Расположение, историческая справка

Расположена православная святыня, на улице Большая Морская, недалеко от Комсомольского парка. В непосредственной близости находятся другие достопримечательности Севастополя. История основания православной святыни, началась еще в 1892 году. Знаменитый архитектор Фельдман решил создать что-то такое, чтобы пришлось по душе самым требовательным эстетам.

Строительство началось намного позже, но длилось всего несколько месяцев, и уже в 1905 году храм освятили. Начались первые богослужения. В конце весны 1917 года, на территории, временно схоронили лейтенанта Шмидта, матросов, расстрелянных вместе с ним на о. Березань.

Покровский собор в Севастополе

Большевики закрыли храм, переоборудовав его вначале в местный клуб. Затем тут сделали общежитие. Естественно, в результате таких действий, Покровский собор серьезно пострадал. Вся уникальная роспись серьезно пострадала.

Во время Великой Отечественной войны богослужения возобновились. Но святыня оказалась практически на оборонительном рубеже. Южная сторона строения была разрушена. Несмотря на это, верующие продолжали приходить, молится в полуразрушенном здании.

Покровский собор в Севастополе

В 1947 году настоятелем храма стал И. Крашановский. Он принялся за восстановление верхней части, пострадавшего в ВОВ сильнее всего. В следующем году его восстановили, освятили и возобновили богослужения. К сожалению большинства прихожан, длилось это не долго.

В 1962 году собор закрыли, частично демонтировали, все ценное естественно – разграбили. И сделали в нем спортзал и городской архив. Верующей общине вернули северную часть здания только в 1992 году, еще через два года, весь собор был отдан в распоряжение церкви.

Окончательно реставрационные работы закончились только в 2004 году. Кстати, в процессе восстановления использовали тот же камень, из которого здание строилось изначально. А современные иконописцы восстановили росписи не хуже своих древних соратников.

Покровский собор в Севастополе

О жизни собора после 1917 года

Ещё в 1916 г. в подвале были захоронены расстрелянные после восстания на крейсере «Очаков» Петр Петрович Шмидт и его соратники. В 1923 г. их останки перенесли на кладбище Коммунаров.

После революции церковь закрыли. В разное время там находились общежитие и клуб. Фашистские власти во время оккупации разрешили богослужение, но храм пострадал от бомбардировок.

В 1947 г. под руководством настоятеля Иоанна Крашановского собор восстановили, деятельность его возобновилась и продолжалась до 1962 г. затем церковные власти от него отказались, и долгих 30 лет в здании работал архив.

В 1992 г. храм вновь вернули верующим. Началась тщательная реставрация, а в 1994 г. собор покрова пресвятой Богородицы заново переосвятили и полностью открыли для посещения.

Видео прогулка в Собор Пресвятой Богородицы

Интересно:
г. один из прихожан совершил поджог в приделе св. Пантелеймона. Была использована зажигательная смесь, но сгорел только сам поджигатель. Иконы не пострадали.

В храме ежедневно проходят богослужения.
Начало утренних в 7:00, вечерних в 17:00. Открыт собор до 19:30.
Работает воскресная школа для детей и для взрослых.
Для посетителей вход свободный.

Полезная информация:
Чтобы не оскорбить чувства верующих, необходимо придерживаться определенных правил:

  1. женщины должны покрыть голову и плечи, юбка ниже колена;
  2. у мужчин длинные брюки;
  3. не стоит пользоваться при фотосъёмке вспышкой.

Чем интересен собор

В первую очередь Покровский собор поражает изяществом архитектурных форм. Святыня выполнена в виде базилики, в стиле русских церквей XVI века. Пятикупольный храм украшен небольшими башнями, карнизами, кокошниками. Дополнительными строениями, соединенными с основным зданием, являются колокольня и трапезная. Крыльцо выполнено в виде закрытой галереи.

Внутри храм поражает роскошью, уникальными росписями на стенах и сводах. Мозаикой иконы «Покрова Пресвятой Богородицы». Это место вполне можно назвать особенным. В 1993 году здесь случился сильный пожар, уничтоживший практически все, кроме иконостаса. Сегодня он радует глаз и душу каждого человека, вошедшего внутрь святыни.

Очень сложно описать словами всю роскошь и атмосферу, которая тут царит. Если в Храме 12 апостолов в Балаклаве вообще отсутствует роспись. То здесь каждый сантиметр поверхностей украшен ликами святых. И это не может не отражаться на общих эмоциях и впечатлениях. Не буду долго говорить. Основную информацию я вам предоставил. Дальше думайте сами: стоит включать Покровский собор в свой экскурсионный маршрут или нет.

Покровский собор в Севастополе

Особенности архитектуры

Храм построен в виде «царского дома», или, как его называли в древности, «дома василевса», хотя в наши дни привычнее звучит слово «базилика». Материалом для постройки послужили местные ресурсы — белый инкерманский камень и крымбальский камень. За счёт светлого материала стен общая цветовая гамма выдержана в бело-жёлто-охряных тонах, и храм выглядит лёгким и солнечным.

Архитектор, при создании проекта, за образец взял русские церкви 16 века, и украсил храм каменными кокошниками и фризами. По фасаду мозаикой выложены семь икон.

На пяти куполах и колокольне воздвигнуты кресты не самой распространённой формы — в их оформлении использован полумесяц (цата), из которого как бы вырастает крест. Первоначальный символизм цаты утерян, но этот элемент известен с древнейших времён, задолго до стычек христиан с мусульманами, и никакого отношения к исламу не имеет.

Читайте также:
Пантелеимонов монастырь на Афоне: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности

Современное толкование предполагает несколько смыслов. Но, поскольку храм находится в Севастополе, городе моряков, важнейшей военно-морской базе юга России, то, скорее всего, на Покровском соборе цата напоминает о словах в послании Апостола Павла к евреям:

«Крест для души есть как якорь, безопасный и крепкий».

Эти слова в душах русских военных моряков находят особый отклик.

Собор изначально задумывался как двухуровневый. Три придела верхнего яруса собора освящены в честь Покрова, в честь апостолов Петра и Павла и в честь великомученика Пантелеймона. Три придела нижнего яруса освящались в честь мучениц Надежды, Любови и Веры (и матери их Софии), в честь Серафима Саровского, и в честь равноапостольного Владимира.

Полномасштабное восстановление интерьера и росписей внутри собора в 1998 году благословил киевский митрополит Владимир. В храме работали художники Сергей Одайник и Виктор Козик. Козик разрабатывал эскизы стен, а Одайник проработал рисунок на полу.

Благодаря именно их труду можно любоваться обновлённым убранством и рисунками на стенах и на полу храма.

Легенды и святыни собора

Реставрация нижних ярусов, составлявших подвальный храм святой Софии, в склепе которого сто лет назад и был захоронен лейтенант Шмидт с последователями, не проводилась. Местонахождение склепов утеряно, и рассказы о подземном храме постепенно переходят в разряд городских легенд.

Ещё одной загадкой является плита в западной стене, на которой выбита надпись «Протоиерей Александр Демьянович. ». Загадка в том, что храм начали проектировать только через четыре года после даты смерти, указанной на плите. Нет никаких архивных записей о перезахоронении этого священника возле храма, или в стене собора, после завершения строительства. Нет и упоминаний о том, что это плита представляет собой кенотаф.

В 1993 году, 17 сентября, на обычном вечернем Богослужении, молодой прихожанин сделал поджог в приделе св. Пантелеймона. Горючая смесь полыхала так сильно, что начал плавиться бетонный пол. Прихожане не пострадали, сгорел только поджигатель. И, несмотря на огромную температуру, от пламени совершенно не пострадал иконостас. Впоследствии его перенесли в другой придел.

В соборе хранятся православные святыни, доступные для поклонения. Это частицы мощей святых: архиепископа Луки и праведного воина Феодора (в миру — адмирала Ушакова).

Чем интересен Собор Покрова Пресвятой Богородицы?

Оказавшись к югу от Комсомольского парка, открываешь для себя непривычный Севастополь. Покровский собор – удивительной красоты базилика. Она первой из культовых сооружений встречает туристов, идущих с площади Нахимова.

Вся ее композиция попадает в строгую желто-охристую гамму – купола светятся золотом, инкерманский и крымбальский камень, из которых сложен собор, также имеют оттенки теплой цветовой гаммы. В итоге творение опытного зодчего явно выигрывает, оттеняясь серыми домами и аляповатыми вывесками торгово-промышленной палаты. Все это хорошо заметно на фото.

Дело в том, что с 1994 г. Покровский собор стал принадлежать исключительно верующим, на деньги которых была проведены монтаж его сохраненных частей, а затем – и полная реставрация в соответствии с проектом Фельдмана. Нынешние ликописцы облагородили его интерьер не хуже почивших в бозе художников.

Сегодня это – снова бесстолпный 5-купольный храм-базилика. Гость города заметит, что реконструкция южных престолов осуществлялась с помощью изначального строительного материала – добываемого в Крыму камня. Эстетически чувствительных людей поражает внутренний свод – он окружен 4 башенками. Каждая из них имеет целых двенадцать граней.

Многие из жителей Тавриды приезжают сюда, потому что начинают ощущать в этой церкви Севастополя особый внутренний подъем. Богослужения проводятся согласно расписанию, связанному с русским православным календарем. По средам и пятницам здесь проходит литургия Преждеосвященных даров, она начинается в 17:00.

Возвращение Церкви

Сначала епархии был возвращен предел великомученика Пантелеимона, это было в 1992 году. В течение двух лет службы проводились только здесь. Полная передача собора состоялась в 1994 году.

Следующие 10 лет в храме шли восстановительные работы. Полностью реставрацию закончили в 2004 году. Причем, к внешней восточной стене церкви добавили новое украшение — мозаичную икону Покрова Пресвятой Богородицы.

Как добраться до собора?

Район, где расположен архитектурный шедевр, называется Ленинским. Более точная локация храма – западный берег Южной бухты. Ближайшая к этому месту остановка – «Большая Морская». Здесь проходят автобусы 11 маршрутов и столько же троллейбусов. Часть из них следуют от ЖД- и автовокзалов.

На машине доехать до Покровского собора можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Большая Морская, 36, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.605262, 33.522145.
  • Телефон: +-54-84.
  • Официальный сайт: http://sevpokrov.ru/
  • Режим работы: с 7:00 до 19:00.
  • Расписание богослужений: утром — в 7:00, вечером — в 17:00. Подробно смотрите на http://sevpokrov.ru/

Многими из нас все происходящее воспринимается как монотонность. Человек, уставший от «всплесков» жизни, нуждается в постоянном душевном равновесии. Тогда визит в Покровский собор в Севастополе – получение долгожданного дара! Смотрите в завершении небольшое видео об этой достопримечательности.

Литература

  • Коваленко А. Архитектура Севастополя в стилях и направлениях. — Симферополь: Доля, 2010. — 456 с.: ил.
  • Севастопольское благочиние: Справочник-путеводитель — К.: ТОВ «Задруга», 1997. — 232с.: ил. Географические координаты Покровского собора в Севастополе на карте Крыма GPS N 44.6046 E 33.5220

Здание храма было выполнено в виде базилики. Материалом для строительства послужил инкерманский и крымбальский камень. Верхняя часть конструкции украшена пятью куполами золотистого цвета. Западную часть собора дополняет колокольня, которая (как и все башенки) завершается маковками, по форме напоминающими луковицы. На крестах изображены полумесяцы, что несвойственно православным постройкам. Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, чтобы объяснить значение таких изображений. Карнизы собора оформлены лепниной.

Читайте также:
Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата в Алуште: история и адрес храма, расписание богослужений

Покровский собор состоит из шести престолов, расположенных в два яруса. Покров Святой Богородицы стал праздником, в честь которого впервые был освящён собор (отсюда и произошло его название). Остальные пять престолов посвящены апостолами Петру и Павлу, великомученику Пантелеймону, Серафиму Саравскому, святыми мученицами Вере, Надежде, Любви и их матери Софии, и князю Владимиру.

В цокольном этаже Покровского собора находятся склепы, где были похоронены зачинщики восстания на Чёрноморском флоте. В 1906 году они были расстреляны на острове Березань, а в 1917 их останки переместили в здание собора. Кстати, среди расстрелянных был лейтенант П. Шмидт. Шесть лет здесь хранились останки моряков, а потом их перезахоронили на кладбище Коммунаров.

В 30-х годах Покровский собор в Севастополе попал под волну антирелигиозных настроений советской власти. Он был закрыт и переоборудован под клуб и общежитие. Во время оккупации Севастополя его деятельность была возрождена. Но Великая Отечественная Война нанесла немалый урон собору. Его южные части практически полностью были разрушены. В целом храм пострадал от последствий авиаудара.

После войны собор частично восстановили, в нём опять стали проводить службы. Но в 1962 году опять было принято решение о его закрытии. Церковь разобрали по частям, были демонтированы кресты и маковки. Помещения храма стали использовать в качестве спортивного зала и архива. В 80-х годах началась масштабная реставрация Покровского собора, после которой в нём планировали организовать органный зал. Но этому не суждено было случиться. После распада СССР начался процесс передачи церквей религиозным общинам. Так к 1994 году Покровский собор стал полностью принадлежать верующим. Покровский собор один из прекраснейших храмов города Севастополь и является одной из красивейших достопримечательностей Крыма.

Покровский собор на карте Крыма

Расписание богослужений

Служба в соборе проходит каждый день, вечером и утром.
Литургия с понедельника по субботу служится с 7:00. В воскресение идут две подряд, ранняя в 6:30, поздняя в 9:00.
Начало вечерней службы в 17:00. По субботам в 16:00 читают акафист Покрову Пресвятой Богородицы.

В храмах Севастополя пройдут богослужения в честь Рождества (РАСПИСАНИЕ)

Строительство собора

В 1892 году в Севастополе началось строительство Покровского храма. Средства собрали прихожане и благотворители. В целом строительство обошлось в 134 тысячи 500 рублей. Сумма по тем временам достаточно крупная. Архитектурный проект был создан В. Фельдманом. За образец для подражания он взял шатровые церкви XVI века.

Храм был построен за 13 лет и освящен 26 января 1905 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Собор получил статус кафедрального.Также были освящены пять дополнительных приделов. Верхние — в честь первоверховных апостолов и святого мученика Пантелеимона, нижние — в честь:

  • князя Владимира;
  • преподобного Серафима Саровского;
  • святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.


Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Севастополе

История

Его сооружение было начато в конце девятнадцатого столетия. Строился Покровский собор в Севастополе по проекту В. Фельдмана. Именно этот архитектор руководил всеми работами. Строительство началось в 1892-м и было закончено в 1905-м. Проводилось оно только на средства меценатов и поступления от прихожан. Всего на строительство израсходовали сто тридцать четыре с половиной тысячи рублей. Автор в качестве базового образца использовал русские каменные храмы шестнадцатого века.

В 1905 году был освящен Покровский собор. Севастополь богат на церкви, но к этому культовому сооружению у горожан всегда было особое отношение. Чин совершал епископ Николай Таврический и Симферопольский, а в сослужении были настоятель Херсонесского монастыря преосвященный Иннокентий.

Верхний храм освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а нижний — в честь святых Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. В октябре 1905 года, согласно указу Святейшего Синода, расположенный на Большой Морской Покровский собор (Севастополь и сегодня гордится своим памятником зодчества) стал считаться городским.

История собора в советское время

После революции Покровский собор был закрыт. Открыли его немцы во время оккупации. В ходе военных действий, Севастополь подвергался бомбежкам. Пострадали многие здания городского центра, среди них был и Покровский храм, где местное население пряталось во время воздушных атак. Бомба попала в его южную часть и разрушила два придела — верхний и нижний.

Важное о православной вере:

  • Храм, собор, церковь и монастырь
  • О православной символике
  • Почему православные строят много храмов, а не больниц

Интересно! Восстановлением собора занимался отец Иоанн Крашановский, которого в 1947 году назначили туда настоятелем. Ему удалось более-менее отреставрировать церковь за год. Храм был заново освящен и, в течение 14 лет, в нем проводили богослужения.
В 1962 году церковь снова закрыли по решению советских властей. Собор стали использовать как здание городского архива и спортзал.

Восстановление храма

В 1947 году Иоанн Крашановский был назначен настоятелем в Покровский собор. Севастополь стал для него родным городом. Именно этим духовным отцом было начато восстановление верхнего храма — его южных приделов, сильно разрушенных в годы войны. Трудами настоятеля Иоанна был полностью восстановлен и в 1948 году снова освящен Покровский собор. Севастополь в те годы претерпел много изменений. Но вплоть до 1962-го богослужения в храме проводились регулярно, но затем решением городских властей в здании разместили спортзал, а после — городской архив.

Спустя тридцать лет — в 1992 году — северный придел был снова передан общине севастопольских верующих. Восьмого апреля его освятили во имя св. великомученика Пантелеймона. А уже спустя два года верующим было передано все здание.

Архитектура

Собор сделан по типу базилики, в стиле русских церквей XVI века. Храм пятикупольный, бесстолпный, украшен башенками, карнизами и полукруглыми кокошниками. К церкви примыкает шатровая колокольня и трапезная. Крыльцо сделано в виде закрытой галереи. Стены внутри расписаны.

Читайте о православных храмах:

  • Внутреннее и внешнее обустройство храма у православных
  • Кто такой архиерей в храме
  • Пресвитер в церкви
Читайте также:
Кизилташский мужский монастырь в Судаке: история и адрес монастыря, архитектурные памятники, храмы и постройки


Покровский собор в Севастополе, иконостас

Престольные праздники Покровского собора:

  • 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы;
  • 9 августа — память святого великомученика Пантелеимона;
  • 12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла;
  • 28 июля — память святого князя Владимира;
  • 15 января и 1 августа — дни памяти преподобного Серафима Саровского;
  • 30 сентября — память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Интересные факты

Покровский собор (Севастополь), расписание богослужений которого можно узнать по телефону или прямо в самой церкви (повседневные службы начинаются в 7:30 — заутреня, в 18:00 — вечерня), внутри имеет два храма. Верхний — Покрова Пресвятой Богородицы — сохранился. В нижнем же, расположенном в подвальном помещении, находился Софийский храм. Там, судя по сохранившимся документам, были склепы, однако их точное расположение сегодня неизвестно.

На крестах собора изображены несвойственные православным строениям полумесяцы. Исследователи, историки и архитекторы до сегодняшнего дня не могут прийти к единому заключению, как-то объясняющему значение этих знаков.

В истории храма Покрова Божьей Матери, который пережил немало трагических событий, есть еще несколько интересных фактов. К примеру, на западном фасаде здания в стене существует захоронение, обозначенное плитой и крестом из крымского диорита. Текст на ним гласит, что здесь покоится протоиерей Александр Демьянович, скончавшийся 18 августа 1988 года, тогда как само здание было возведено позже — в 1892, а закончено было в 1905-м.

В мае 1917года в собор привезли и временно захоронили останки лейтенанта П. Шмидта, а вместе с ним и других революционеров, которые были расстреляны на острове Березань. Их привезли на корабле «Принцесса Мария». Вместе с останками П. Шмидта в склепах нижнего храма были помещены гробы с телами С. Частника, Н. Антоненко и И. Гладкова. Однако в ноябре 1923-го решением городского совета они были торжественно перезахоронены на городском кладбище Коммунаров.

В южном нефе в восьмидесятых годах прошлого столетия под толстым слоем штукатурки реставраторы обнаружили фрагмент хорошо сохранившейся настенной росписи.

В 1993 году в здании храма случился настолько сильный пожар, что в результате оплавился даже бетонный пол. Однако, по воле Божьей или по счастливой случайности, находившийся в эпицентре огня иконостас практически не пострадал и сохранился до сегодняшнего дня. В настоящее время он является украшением Серафимовского предела.

Сегодня практически каждый горожанин знает, где находится Покровский собор. Севастополь, расписание служб которого знает каждый местный верующий, ежегодно принимает армии паломников, желающих увидеть этот храм, расположенный на Большой Морской – одной из самых красивых центральных городских улиц. И сегодня двери этой христианской обители всегда открыты.

Особенности архитектуры

Храм построен в виде «царского дома», или, как его называли в древности, «дома василевса», хотя в наши дни привычнее звучит слово «базилика». Материалом для постройки послужили местные ресурсы — белый инкерманский камень и крымбальский камень. За счёт светлого материала стен общая цветовая гамма выдержана в бело-жёлто-охряных тонах, и храм выглядит лёгким и солнечным.

Архитектор, при создании проекта, за образец взял русские церкви 16 века, и украсил храм каменными кокошниками и фризами. По фасаду мозаикой выложены семь икон.

На пяти куполах и колокольне воздвигнуты кресты не самой распространённой формы — в их оформлении использован полумесяц (цата), из которого как бы вырастает крест. Первоначальный символизм цаты утерян, но этот элемент известен с древнейших времён, задолго до стычек христиан с мусульманами, и никакого отношения к исламу не имеет.

Современное толкование предполагает несколько смыслов. Но, поскольку храм находится в Севастополе, городе моряков, важнейшей военно-морской базе юга России, то, скорее всего, на Покровском соборе цата напоминает о словах в послании Апостола Павла к евреям:

«Крест для души есть как якорь, безопасный и крепкий».

Эти слова в душах русских военных моряков находят особый отклик.

Собор изначально задумывался как двухуровневый. Три придела верхнего яруса собора освящены в честь Покрова, в честь апостолов Петра и Павла и в честь великомученика Пантелеймона. Три придела нижнего яруса освящались в честь мучениц Надежды, Любови и Веры (и матери их Софии), в честь Серафима Саровского, и в честь равноапостольного Владимира.

Полномасштабное восстановление интерьера и росписей внутри собора в 1998 году благословил киевский митрополит Владимир. В храме работали художники Сергей Одайник и Виктор Козик. Козик разрабатывал эскизы стен, а Одайник проработал рисунок на полу.

Благодаря именно их труду можно любоваться обновлённым убранством и рисунками на стенах и на полу храма.

Легенды и святыни собора

Реставрация нижних ярусов, составлявших подвальный храм святой Софии, в склепе которого сто лет назад и был захоронен лейтенант Шмидт с последователями, не проводилась. Местонахождение склепов утеряно, и рассказы о подземном храме постепенно переходят в разряд городских легенд.

Ещё одной загадкой является плита в западной стене, на которой выбита надпись «Протоиерей Александр Демьянович. 18.VIII.1888». Загадка в том, что храм начали проектировать только через четыре года после даты смерти, указанной на плите. Нет никаких архивных записей о перезахоронении этого священника возле храма, или в стене собора, после завершения строительства. Нет и упоминаний о том, что это плита представляет собой кенотаф.

В 1993 году, 17 сентября, на обычном вечернем Богослужении, молодой прихожанин сделал поджог в приделе св. Пантелеймона. Горючая смесь полыхала так сильно, что начал плавиться бетонный пол. Прихожане не пострадали, сгорел только поджигатель. И, несмотря на огромную температуру, от пламени совершенно не пострадал иконостас. Впоследствии его перенесли в другой придел.

В соборе хранятся православные святыни, доступные для поклонения. Это частицы мощей святых: архиепископа Луки и праведного воина Феодора (в миру — адмирала Ушакова).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе

— вотчинный храм при бывшей подмосковной усадьбе Покровское-Стрешнево.

Церковь
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь, XVIII-XIX вв.
Страна Россия
Село Покровское-Стрешнево
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Основатель Данилов М. Ф.
Первое упоминание 1629 год
Дата основания начало XVII века
Статус Охраняется государством
Состояние требует продолжения реставрационных работ
Медиафайлы на Викискладе
Читайте также:
Ставропигиальный монастырь: определение и история ставропигии, значение и смысл в православии

История

Церковь в Покровском­-Стрешневе была построена в начале XVII века дьяком М. Ф. Даниловым. Первые упоминания о храме относятся к 1629 году, сама церковь была построена примерно в 1620-х, когда М. Ф. Данилов выкупил эти земли у сына боярина А. Ф. Палицына.

Существует версия, что церковь была построена несколькими десятилетиями раньше, а около 1629 года к ней только пристроили трапезную. Эту версию поддерживали и более поздние владельцы усадьбы. Однако, точная дата постройки церкви и сейчас остаётся неизвестной.

В 1750 году владелец усадьбы П. И. Стрешнев организовал перестройку церкви, в результате чего она приобрела черты стиля барокко. Тем не менее, плановая конфигурация здания осталась прежней. Примерно через десять лет была достроена трёхъярусная колокольня. После этого церковь практически не меняла внешний вид до конца XIX века.

В период нашествия французов церковь подверглась осквернению, — в ней устроили конюшню. В 1812 году сразу после победы храм переосвятили. Немногим позже был перестроен верхний ярус колокольни.

Во второй половине ХIХ века существенно увеличился приход. Владелица усадьбы, княгиня Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева, не хотела расширять древнюю церковь, и пыталась добиться закрепления части прихожан за другим приходом, но ей это не удалось.

В 1894 году прихожане села Покровское-Подъелки попросили Московскую духовную консисторию ходатайствовать в строительное отделение при Московском губернском правлении о расширении церкви. По проекту перестройки была демонтирована старая трапезная, и появились два новых придела — Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Деньги на перестройку церкви выделил П. П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Пётр Боткин и сыновья». В 1905 году были расписаны церковные стены и потолок, через 20 лет живопись была отреставрирована.

В 1931 году решением Мособлисполкома церковь была закрыта. По другой версии, её закрыли по распоряжению ВЦИК в 1932 году, а настоятель храма, отец Пётр (Вележев) был арестован.

После Великой Отечественной войны здание храма отвели топливной лаборатории НИИ гражданской авиации. С этого времени и до конца 80-х значительно изменился внешний вид церкви: был разобран верхний ярус колокольни, потеряна глава храма и оформление интерьера, позднее на фасадах появилось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, исказились детали фасадного декора.

Реставрация храма проходила в конце 1980-х — начале 1990-х под патронатом объединения «Росреставрация» по проекту архитектора С. А. Киселёва. В процессе реставрации были восстановлены не только ключевые элементы здания, но и элементы декора

В 1992 году правительство России передало храм на баланс Русской Православной Церкви, началась кампания по сбору средств на его восстановление. 6 декабря 1993 года храм был освящён. Зимой 1994 года были заменены кровли, установлен купол и крест.

Работы по восстановлению храма не прекращаются и в данное время. В мае 2006 года белорусские специалисты с С. И. Бышневым во главе закончили последнюю из трёх мозаичных фресок на фасаде храма.

Несмотря на то, что церковь много раз меняла внешний вид, она представляет большую историко-архитектурную ценность как один из немногих в Москве и области примеров вотчинного храма первой трети XVII века с нетрадиционным композиционным решением. Церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры и входит в комплекс усадьбы Покровское-Глебово-Стрешнево.

В сентябре 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус патриаршего подворья, теперь его официальное название следующее: «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе»

Святыни и престольные праздники

Храм хранит в себе не только память былых лет, но и настоящие святыни. Так здесь остаются:

  1. Мощи Николая Чудотворца.
  2. Мощи святого Феодора Суздальского.
  3. Мощи преподобного Амвросия Оптинского.
  4. Мощи младенцев Вифлеемских от Ирода избиенных.


Мозаичная фреска Пресвятой Богородицы на стене храма

В храме Покрова Пресвятой Богородицы также хранятся мощи и других Божьих угодников. Однако главной и, возможно, самой ценной является древний святой и чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы. Он был написан еще в XVII веке.

Особенно значимыми праздниками в этом храме Покрова Пресвятой Богородицы считаются:

  • Праздник апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля.
  • День апостола Петра, празднуется 29 января.
  • День Николая Чудотворца, который отмечается 22 мая.

В эти дни церковь устраивает торжественные богослужения, а иногда настоящие праздники.

Отрывок, характеризующий Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе

– Что ж ты не возобновишь знакомство, – сказал Долохов Ростову. – Бог с ним, дурак, – сказал Ростов. – Надо лелеять мужей хорошеньких женщин, – сказал Денисов. Пьер не слышал, что они говорили, но знал, что говорят про него. Он покраснел и отвернулся. – Ну, теперь за здоровье красивых женщин, – сказал Долохов, и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. – За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, – сказал он. Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему. Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол: – Не смейте брать! – крикнул он. Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову. – Полноте, полно, что вы? – шептали испуганные голоса. Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А вот это я люблю». – Не дам, – проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущейся губой, Пьер рванул лист. – Вы… вы… негодяй. я вас вызываю, – проговорил он, и двинув стул, встал из за стола. В ту самую секунду, как Пьер сделал это и произнес эти слова, он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно. Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею. Несмотря на просьбы Денисова, чтобы Ростов не вмешивался в это дело, Ростов согласился быть секундантом Долохова, и после стола переговорил с Несвицким, секундантом Безухова, об условиях дуэли. Пьер уехал домой, а Ростов с Долоховым и Денисовым до позднего вечера просидели в клубе, слушая цыган и песенников. – Так до завтра, в Сокольниках, – сказал Долохов, прощаясь с Ростовым на крыльце клуба. – И ты спокоен? – спросил Ростов… Долохов остановился. – Вот видишь ли, я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идешь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты – дурак и наверно пропал; а ты иди с твердым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно. Как мне говаривал наш костромской медвежатник: медведя то, говорит, как не бояться? да как увидишь его, и страх прошел, как бы только не ушел! Ну так то и я. A demain, mon cher! [До завтра, мой милый!] На другой день, в 8 часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он видимо не спал ту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, думал Пьер. Даже наверное я бы сделал то же самое; к чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда нибудь», приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли. он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли, и готово ли?» Когда всё было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру. – Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную минуту, очень важную минуту, не сказал вам всю правду. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин, и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь… Вы были неправы, не совсем правы, вы погорячились… – Ах да, ужасно глупо… – сказал Пьер. – Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как и все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). – Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить… – Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – всё равно… Так готово? – прибавил он. – Вы мне скажите только, как куда ходить, и стрелять куда? – сказал он, неестественно кротко улыбаясь. – Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чем он не хотел сознаваться. – Ах да, вот так, я знаю, я забыл только, – говорил он.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Симферополе: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Возвращение храма в РПЦ

Правительство России своим решением в 1992 году передало храм Русской православной церкви. В это время началась масштабная кампания по сбору пожертвований на восстановление храма Покрова в Покровском-Стрешневе. В декабре 1993 года храм освятили полным чином.

Много средств, а также физических и духовных сил вложили в возрождение своего городского храма прихожане. Только за зиму 1994 года была полностью заменена кровля и установлены крест и купол. Уже на Рождество 1995 года для одиноких пожилых людей при храме было организовано представление с выступлением детских коллективов, а также вручение подарков.

Запомнился прихожанам и праздник Святого Богоявления, который прошел в храме в 1995 году. После Литургии прихожане проследовали крестным ходом на Иордань, и отец Геннадий (Трохин) освятил в парке источник.

Перестройка храма

П. И. Стрешнев — владелец усадьбы — в 1750 году начал перестройку храма Покрова в Покровском-Стрешневе, в ходе которого строение обрело черты барокко. Однако плановая конфигурация здания на тот момент осталась прежней. Спустя десять лет к храму пристроили колокольню (трехъярусную). После этого церковь почти не меняла внешнего облика до конца XIX века.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе

Каждый храм — это хранилище настоящей живой истории. Самые древние церкви берегут и скрывают в себе события, связанные с народом. Так и храм Покрова Пресвятой Богородицы хранит в себе историю Смуты, историю Великих Отечественных войн, историю власти Советов.

История постройки

Храм Покрова Пресвятой Богородицы имеет долгую и интересную историю. Первое упоминание о церкви приписывают к 1629 году. Сама же она была построена в селе Покровском всего за несколько лет до этого. В 1620-ых годах местный дьяк Михаил Данилов выкупил земли под храм у сына местного боярина. Последний был одним из «переплетчиков», которые присоединились к лагерю Лжедмитрия II. Но это только первая версия.

Существуют мнения, что 1629 год, это год пристройки к уже существующему храму трапезной. Главная же часть церкви была построена намного раньше, но когда, не известно. Именно благодаря известности и постройке этого храма началась история и села Покровское.

Читайте также:
Екатерининский собор в Пушкине: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

С момента постройки храм Покрова Пресвятой Богородицы пережил много перестроек и разграблений. Так, в 1750-ых годах владелец местной усадьбы и ближайших земель запланировал серьезную реставрацию храма и его перестройку. Церковь была оформлена в четырех стилях барокко. Внешне она была сильно изменена, но вод строение осталось старым. Ровно через десять лет к храму была пристроена колокольня, которая имела 3 яруса.

Вплоть до первой четверти XIX века церковь Покрова Пресвятой Богородицы не меняла своего облика и оставалась в целости и сохранности. Однако все изменилось при войне с французами. Местные земли были захвачены, а из храма сделали конюшню. Ярус колокольни был разрушен, а сама церковь разграблена. В 1812 году после победы храм был полностью отреставрирован.

С каждым годом количество прихожан росло. Храм богател и развивался. Были попытки, предпринятые княгиней, переманить паству к другому приходу, но это дело увенчалось провалом. 1894 год стал временем обновления и получения второй жизни для церкви.

Прихожане написали в Москву обращение с просьбой о расширении церкви. Так вскоре была отремонтирована старая трапезная и пристроены два придела в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. В 1905 году были заново расписаны стены и потолок.

С приходом Советской власти стали закрываться церкви. То же случилось и с храмом Покрова Пресвятой Богородицы в 1931 году. За время Великой Отечественной войны и после нее полностью преобразился облик здания. Не осталось ничего от прежде богатого интерьера и волшебных росписей. Стало рушиться и здание, которое отвели для лаборатории.

Описание

Со времен своей постройки храм хранит старые стены. Также осталась основа или главная часть храма с позолоченным иконостасом, трапезная XVII века и два придела. Сейчас практически полностью восстановлен внешний облик церкви, объединяющий в себе 4 стиля барокко.

Святыни и престольные праздники

Храм хранит в себе не только память былых лет, но и настоящие святыни. Так здесь остаются:

  1. Мощи Николая Чудотворца.
  2. Мощи святого Феодора Суздальского.
  3. Мощи преподобного Амвросия Оптинского.
  4. Мощи младенцев Вифлеемских от Ирода избиенных.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы также хранятся мощи и других Божьих угодников. Однако главной и, возможно, самой ценной является древний святой и чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы. Он был написан еще в XVII веке.

Особенно значимыми праздниками в этом храме Покрова Пресвятой Богородицы считаются:

  • Праздник апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля.
  • День апостола Петра, празднуется 29 января.
  • День Николая Чудотворца, который отмечается 22 мая.

В эти дни церковь устраивает торжественные богослужения, а иногда настоящие праздники.

Современное состояние

В 1990-ых годах началась масштабная реставрация. Была восстановлена основа здания, а также элементы декора. В 1993 году храм освятили. В 1994 году заменили крышу, вернули купола и крест.

Храм стал снова открыт для прихожан, но работы продолжаются и по сей день. В этом принимает участие не только Русская православная церковь, но и белорусская. Так, в 2006 году было завершено восстановление фресок.

Другие храмы в честь Покрова Ьогородицы:

Несмотря на частые реставрации, масштабные перестройки, храм Покрова Пресвятой Богородицы остается очень важным памятником истории, культуры и архитектуры.

Как добраться

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, как уже говорилось, построен в селе Покровское-Стрешнево. Чтобы побывать в церкви нужно ехать по Волоколамскому шоссе до одноименного парка.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе (Москва)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе — православный храм в Москве, подворье Патриарха Московского и всея Руси.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Деятельность прихода
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Церковь в Покровском­-Стрешневе была построена в начале XVII века дьяком М. Ф. Даниловым. Первые упоминания о храме относятся к 1629 году, сама церковь была построена примерно в 1620-х, когда М. Ф. Данилов выкупил эти земли у сына боярина А. Ф. Палицына.

Существует версия, что церковь была построена несколькими десятилетиями раньше, а около 1629 года к ней только пристроили трапезную. Эту версию поддерживали и более поздние владельцы усадьбы. Однако, точная дата постройки церкви и сейчас остаётся неизвестной.

В 1750 году владелец усадьбы П. И. Стрешнев организовал перестройку церкви, в результате чего она приобрела черты стиля барокко. Тем не менее, плановая конфигурация здания осталась прежней. Примерно через десять лет была достроена трёхъярусная колокольня. После этого церковь практически не меняла внешний вид до конца XIX века.

В период нашествия французов церковь подверглась осквернению, — в ней устроили конюшню. В 1812 году сразу после победы храм переосвятили. Немногим позже был перестроен верхний ярус колокольни.

Во второй половине ХIХ века существенно увеличился приход. Владелица усадьбы, княгиня Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева, не хотела расширять древнюю церковь, и пыталась добиться закрепления части прихожан за другим приходом, но ей это не удалось.

В 1894 году прихожане села Покровское-Подъелки попросили Московскую духовную консисторию ходатайствовать в строительное отделение при Московском губернском правлении о расширении церкви. По проекту перестройки была демонтирована старая трапезная, и появились два новых придела — Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Деньги на перестройку церкви выделил П. П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Пётр Боткин и сыновья». В 1905 году были расписаны церковные стены и потолок, через 20 лет живопись была отреставрирована.

Читайте также:
Храм Матроны Московской: описание и адрес церкви, история, расписание богослужений, как добраться и где находится

В 1931 году решением Мособлисполкома церковь была закрыта. По другой версии, её закрыли по распоряжению ВЦИК в 1932 году, а настоятель храма, отец Пётр (Вележев) был арестован.

После Великой Отечественной войны здание храма отвели топливной лаборатории НИИ гражданской авиации. С этого времени и до конца 80-х значительно изменился внешний вид церкви: был разобран верхний ярус колокольни, потеряна глава храма и оформление интерьера, позднее на фасадах появилось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, исказились детали фасадного декора.

Реставрация храма проходила в конце 1980-х — начале 1990-х под патронатом объединения «Росреставрация» по проекту архитектора С. А. Киселёва. В процессе реставрации были восстановлены не только ключевые элементы здания, но и элементы декора

В 1992 году правительство России передало храм на баланс Русской Православной Церкви, началась кампания по сбору средств на его восстановление. 6 декабря 1993 года храм был освящён. Зимой 1994 года были заменены кровли, установлен купол и крест.

Работы по восстановлению храма не прекращаются и в данное время. В мае 2006 года белорусские специалисты с С. И. Бышневым во главе закончили последнюю из трёх мозаичных фресок на фасаде храма.

Несмотря на то, что церковь много раз меняла внешний вид, она представляет большую историко-архитектурную ценность как один из немногих в Москве и области примеров вотчинного храма первой трети XVII века с нетрадиционным композиционным решением. Церковь находится под охраной государства как памятник архитектуры и входит в комплекс усадьбы Покровское-Глебово-Стрешнево.

В сентябре 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус патриаршего подворья, теперь его официальное название следующее: «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе».

Деятельность прихода [ править ]

  • Воскресная школа
  • Общество поддержки семьи, материнства и детства «Ковчег»
  • Кулинарные курсы
  • Консультации православного психолога
  • Социальное служение

Святыни [ править ]

  • Праздничная аналойная икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • Ковчег с частицей мощей Святителя Николая Чудотворца. Находится в Никольском приделе Храма.
  • Древний чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы конец 17 – нач. 18 вв.
  • Риза чудотворного образа Покрова Пресвятой Богородицы
  • Мощевик с мощами святых угодников Божиих: св. Феодора Суздальского, младенцев Вифлеемских от Ирода избиенных, преп. Ионы Почаевского, преп. Антония Оптинского младшего, свт. Иоасафа Белгородского, св. Ефрема, прпп. Ионы и Нектария Казанских, преп. Макария Калязинского, преп. Нектария Оптинского, преп. Шио Мгвимского (Грузинского), преп. Амвросия Оптинского, преп. Максима Грека, блаж. Феофила Киевского, свт. Митрофана Воронежского и многих других святых угодников Божиих.
  • Образ святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Находится в Никольском приделе Храма.

Престольные праздники [ править ]

  • Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
  • Петр и Павел, первоверховные апостолы – 12 июля
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель – 22 мая, 19 декабря

Как добраться [ править ]

Адрес: 125367, г. Москва, Волоколамское ш., д. 52

Покровское-Стрешнево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе.

Карта и ближайшие объекты

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид

Статьи

Усадьба Покровское-Глебово-Стрешнево находится на месте пустоши Подъёлки, которая впервые упомянута в писцовых книгах 1585 г. В то время ей владел Елизар Иванович Благово, видный деятель второй половины XVI века. Своим названием пустошь, скорее всего, обязана преобладавшим в этой местности еловым лесам.

В начале XVII века владельцем пустоши становится А.Ф. Палицын, который примкнул к Лжедимитрию II, но потом перешел на сторону законных властей. В 1622 году он продал пустошь дьяку Михаилу Феофилатьевичу Данилову, который строит здесь селение. В 1629 году в селении возводится каменная “новоприбылая церковь Покров Пресвятой Богородицы, да в приделах Чудо архистратига Михаила да Алексея -чудотворца”. С этого времени и начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем числится 8 крестьянских дворов. По другим источникам, вначале Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 г.

После смерти дьяка Данилова усадьбой недолгое время владеет Ф.К. Елизаров. В 1664 году он продает Покровское-Подъелки Родиону Матвеевичу Стрешневу. В это время в селе насчитывается уже 220 дворов. Стрешневы владели усадьбой в течение 250 лет. Этот род был незнатным до 1626 года, когда на Евдокии Лукьяновне Стрешневой женился царь Михаил Федорович Романов. От этого брака было 10 детей, в том числе будущий царь Алексей Михайлович. С тех пор род выдвинулся и занял видное место в придворной иерархии. Одна из владелиц Покровского, Елизавета Петровна Стрешнева, вышла замуж за Федора Ивановича Глебова и в 1803 году добилась для своей семьи разрешения именоваться двойной фамилией: Стрешневы-Глебовы. После этого село Покровское-Стрешнево получило еще одно название Покровское-Глебово.

В начале XIX века в окрестностях Покровского сдавались “домики для летнего жилья со всякою к ним принадлежностию”. Дачи в Покровском всегда считались фешенебельными и были очень дороги. В 1807 году здесь жил Н.М.Карамзин, который работал над “Историей Государства Российского”. В 1856 году Покровское-Стрешнево посещал Л.Н. Толстой, который навещал там Любовь Берс. Впоследствии он женился на одной из ее дочерей – Софье Андреевне.

Покровская церковь – самое старинное здание в этом районе. Построенная в начале XVII века, она много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями сооружена в конце XVIII в.

Читайте также:
Амвросий Юрасов: биография священника, книги и труды

После революции 1917 года в усадьбе был организован музей. В 30-е годы XX века музей и церковь были закрыты, колокольня церкви частично разрушена.

Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 г.

Каменная церковь в усадьбе Покровском-Стрешнево сооружена в первой трети XVII века дьяком Разрядного приказа Михаилом Феофилатьевичем Даниловым. Впервые она упоминается в приходных книгах Патриаршего Казенного приказа 1629 г.: «. новоприбылая церковь Покрова Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском – Подъелки». Церковь была построена не ранее 1622 г., коrда М.Ф. Данилов приобрел «пустошь на реке Чернушке» у боярского сына Андрея Федоровича Палицына, одного из «перелетчиков», присягнувших Лжедимитрию II, чей Тушинский лагерь располагался в 1608 г. за речкой Химкой всего в паре верст от Подъелок.

Сильно искаженная многочисленными перестройками и ремонтами XVIII-XIX вв., церковь практически утратила характер своей первоначальной архитектуры. Исследования, проведенные в ходе реставрационных работ 1930-х гг., позволили предположительно реконструировать ее облик в XVII столетии. Небольшое по размерам здание состояло из приземистого четверика основного объема и трапезной с западной стороны.

Существует мнение, что церковь была построена в самом начале XVII в., а около 1629 г. к ней лишь была пристроена трапезная. Интересно, что последующие владельцы усадьбы также предпочитали считать свою церковь более древней. В бумагах генерал-аншефа Петра Ивановича Стрешнева есть упоминание о надписи, которую в 1770 г. он распорядился сделать на северной стороне храма: «В лето от сотворения мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Это свидетельство, однако, не находит подтверждения в известных письменных источниках, и вопрос о точной дате сооружения здания остается открытым.

Первая капитальная перестройка церкви, в результате которой ее архитектура приобрела барочные черты, сохранившиеся до сих пор, была сделана в 1750 г. по инициативе тогдашнего владельца усадьбы Петра Ивановича Стрешнева. Плановая конфигурация здания была оставлена без изменений; гладкие лопатки на фасадах сменили пилястры из грубо отесанного природного камня; световые окна были расширены, получив характерные для середины XVII столетия ленточные наличники с замковыми камнями; вместо «горки» кокошников появилась простая четырехскатная крыша. Тогда же в трапезной были упразднены оба придела – Чуда Архистратига Михаила и Алексия Чудотворца, и церковь стала однопрестольной. Несколько позднее, вероятно, в 1760-х гг. композиция здания была дополнена трехъярусной колокольней, сооруженной П.И. Стрешневым с западной стороны трапезной. До этого колокола висели на деревянных столбах. В таком виде церковь просуществовала почти до конца XIX в., претерпевая незначительные изменения в ходе периодических ремонтов.

Во время наполеоновского нашествия в усадьбе стоял отряд французских драгун, церковь была осквернена – в ней была устроена конюшня. Храм переосвятили в 1812 г. сразу после разгрома французов и контрнаступления русских войск.

Во второй половине ХIХ в. небольшой храм перестал соответствовать нуждам значительно увеличившегося прихода. Владелица усадьбы княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, не желая перестраивать древнюю церковь, на протяжении ряда лет безуспешно пыталась добиться от епархиальных властей разрешения приписать часть прихожан Покровской церкви к другому приходу. В 1894 г. по просьбе прихожан села Покровское-Подъелки Московская Духовная Консистория направляет прошение в Строительное отделение при Московском Губернском Правлении о расширении церкви. Проект реконструкции, выполненной классным архитектором Георгием Александровичем Кайзером еще в 1886 г., был одобрен Строительным отделением 25 апреля 1896 г. Согласно проекту, старая трапезная была разобрана практически полностью (сохранился только небольшой фрагмент ее западной стены, примыкающий к колокольне). Были пристроены два новых придела – Святителя Николая Чудотворца и Святых Апостолов Петра и Павла. Все работы по перестройке финансировал П.П. Боткин, член товарищества чайной торговли «Петр Боткин и сыновья», снимавший в Покровском дачу. Возможно, придел Петра и Павла соответствовал его небесному покровителю. В 1905 г. художник С.К. Варов расписал стены и потолок церкви живописью. В 1925 г. живопись была промыта и поновлена художником-реставратором А.Я. Вашуровым, специалистом по древнерусскому искусству.

В 1931 г. протоколом заседания Мособлисполкома церковь решено было закрыть. Есть, однако, и свидетельства, что она была закрыта по распоряжению ВЦИК от 1932 г. Тогдашнего настоятеля храма, священника отца Петра (Вележева) арестовали и продержали три года в тюрьме.

После Великой Отечественной войны в храме размещалась топливная лаборатория НИИ гражданской авиации – был разобран верхний ярус колокольни, утрачена глава храма, по сторонам трапезной сделаны кирпичные пристройки. Полностью было утрачено оформление интерьера. К концу 1970-х – началу 1980-х гг. некоторые проемы были расширены, на фасадах наблюдалось выветривание лицевой поверхности кирпичной кладки, часть деталей фасадного декора была потеряна. Реставрационные работы на памятнике велись в конце 1980-х – начале 1990-х гг. объединением «Росреставрация». Автор проекта – архитектор С.А. Киселев. В ходе реставрации были уничтожены поздние пристройки, восстановлены верхний ярус и завершение колокольни, глава храма, а также растесанные оконные проемы и детали фасадного декора.

В 1992 г. постановлением правительства храм Покрова Пресвятой Богородицы был передан Русской Православной Церкви, начался сбор средств на ее восстановление. 6 декабря 1993 г. храм был освящен. За зиму 1994 г. были заменены кровли и установлен купол и крест.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Стрешневе, Подъёлки тож.

По писцовым книгам Московского уезда, Горетова стана 1584 г. значится: «за Елизарием Ивановичем Благово в вотчине, что прежде было пустошь, что была деревня Подъёлки». В 1622 г. она продана дьяку Михаилу Данилову Андреем Палицыным. При дьяке Данилове пустошь Подъелки стала деревнею, в ней находился двор с деловыми людьми.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Михаила Архангела и св. Алексия чудотворца была построена в деревне Подъелках каменная около 1629 г. при владельце Михаиле Данилове, отчего деревня и получила название по церкви Покровское-Подъелки. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1629 г. написано: «Новоприбылая церковь Покров Святой Богородицы, да в приделах Чудо-Архистратига Михаила да Алексея чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском-Подъелки; дани положено 10 денег, по наказу гривна; того же села Покровского с ружного попа дани взято впервые».

Читайте также:
Андрей Десницкий: биография, книги и труды, публикации, семья

В переписных книгах 1646 г. записано: «за думным дьяком Михаилом Даниловым сыном Фефилатьевым село Покровское, Подъелки тож, а в нем церковь Покрова Пресвятой Богородицы каменная, а у церкви во дворе поп Симеон, да келья просвирницы, да 8 дворов крестьянских, людей в них 26 человек».

В 1678 г. это село с деревнею Оносьино принадлежало боярину Родиону Матвеевичу Стрешневу, в селе числилось «9 человек кабальных людей, 10 семей работников, двор приказчика, двор крестьянский, двор бобыльский, в деревне, что была пустошь Оносьино, Обложники тож, на мельничных дворах кабальных 3 человека, работников возоков и деловых 9 семей, крестьянских 4 двора, бобыльских 4 двора, и всего 94 человека».

В писцовых книгах Московского уезда за 1685-86 гг. значится: «за боярином Родионом Матвеевичем Стрешневым вотчина, что преж сего была за думным дьяком Михаилом Даниловым, село Покровское, Подъелки тож, а в селе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, да в приделах Чудо-Архистратига Михаила да чудотворца Алексея митрополита каменная, строение вотчинниково, у церкви двор попов пуст, да в том же селе двор вотчинников, в нем кабальных и деловых людей 4 человека, двор крестьянский, двор бобыльский. из дач села Покровского отмерено вновь к церкви пашенной земли 10 четвертей в поле, сена 10 копен».

После Р.М. Стрешнева село Подъелки с деревнею в 1687 г. досталось сыну его Ивану Родионовичу. В селе Покровском в 1704 г. состояли: двор вотчинников, в нем приказчик и конюх, двор скотный, в нем 4 человека, 9 дворов крестьянских, в них 34 человека. После Ивана Родионовича Стрешнева селом владел с 1739 г. его сын Петр, по разделу с родным братом Василием Ивановичем Стрешневым.

В приходных книгах Синодального казенного приказа за 1735 г. значится: «с церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Подъелках, Покровское тож, на подмогу полковым попам на 1734 г. по 10 коп. взято».

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.

Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 усадьба Покровское-Стрешнево вместе с Покровским храмом была отнесена к объектам культурного наследия федерального значения. В 1992 г. постановлением Правительства РФ храм Покрова Пресвятой Богородицы передан в пользование Русской Православной Церкви.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в сентябре 2011 г. храм получил статус Патриаршего подворья и в настоящее время именуется как храм Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе.

В 2015 г. в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы были выполнены реставрационные работы по укреплению и гидроизоляции фундаментов, отреставрирован белокаменный цоколь, фасадам возвращена историческая цветовая гамма, воссозданы исторические наливные мраморные полы, отреставрированы дубовые окна и двери. Полностью заменена электропроводка, установлена охранно-пожарная сигнализация.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском-Глебове-Стрешневе

Храм был построен в 1646 г.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1629 г. От нее ведет свое начало история села Покровское. Название местности пошло от фамилий собственников усадьбы и земли — Стрешневых. После породнения двух дворянских фамилий в названии в 1803 г. стала упоминаться двойная фамилия Стрешневы-Глебовы. А село Покровское-Стрешнево получило еще одно название — Покровское-Глебово.

Покровская церковь много раз перестраивалась. После революции 1917 г. в усадьбе был организован музей. В 30-е гг. 20 века музей и церковь были закрыты, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 г.

Покровское-Стрешнево – древнее подмосковное село. Чтобы увидеть Покровскую церковь, необходимо пройти через усадебные ворота, издали напоминающие монастырские. Нынешний вид храма мало что говорит о его почтенной древности, но в самом названии старой местности, в небольших фрагментах сохранившейся древней кладки – глубокая история.

В приходных книгах Патриаршего Казенного приказа за 1629 год значится «новоприбылая церковь Покров Святей Богородицы, да в приделах Чуда Архистратига Михаила, да Алексия Чудотворца в вотчине разрядного дьяка Михаила Данилова, в селе Покровском-Подъелки». Церковь была каменной. Слово «новоприбылая», скорее всего, указывает на то, что она построена совсем недавно.

Вопрос о времени строительства храма осложняется записью последующих владельцев усадьбы Стрешневых. В 1770 году генерал-аншеф Петр Иванович Стрешнев велел на северной стене обновленной церкви сделать надпись: «В лето от создания мира 7108, от Рождества Христова 1600 в подмосковной вотчине в селе Покровском сооружена сия святая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и освящена октября в 1 день и после 1770 года через 170 лет как видима, нерушима в совершенной крепости стоит». Из каких источников были почерпнуты эти сведения, сейчас сказать трудно. Видимо, генерал решил округлить дату, состарив здание на 29 лет.

После смерти Михаила Даниловича его вдова в 1651 году продала Покровское окольничему Федору Кузьмичу Елизарову; последний же в 1664 году уступил село другому окольничему – Родиону Матвеевичу Стрешневу, который успел послужить четырем первым царям из династии Романовых, а у молодого Петра Алексеевича был дядькой (воспитателем). С тех пор и до советского периода оно принадлежало роду Стрешневых.

Архивные материалы XVIII века по истории подмосковных усадебных церквей немногочисленны и лаконичны; краткие сведения о храмах мы находим порой в более поздних источниках или в личных (фамильных) фондах. Так, во многих клировых ведомостях XIX столетия в обязательном разделе, посвященном дате строительства, указывается, что время возведения Покровской церкви 1750 год. Возникает вопрос: если храм построен в этом году, то куда делся каменный, построенный всего 120 лет назад? Возможно ли было до основания снести хотя и небольшое, но кирпичное сооружение? На эти вопросы архивные источники прямого ответа не дают, поэтому историки и архитекторы встают на путь предположений и натурных исследований, в результате которых было выяснено, что четверик храма в своей основе возведен в XVII веке, а множество перестроек, переделок и ремонтов исказили внешний облик раннего храма до неузнаваемости. Ближайшей по времени аналогией Покровской церкви может служить построенный на Красной площади в память победы над поляками Казанский собор (1620–1636).

Читайте также:
Заиконоспасский монастырь в Москве: история и адрес, описание, расписание богослужений, святыни

Конечно, триумфальные формы Казанского собора гораздо ярче, но основные архитектурные черты, воплощенные в нем, могли принадлежать небольшому усадебному церковному зданию с бесстолпным внутренним пространством и небольшим помещением трапезной.

Со временем вкусы изменились, и генерал П.И. Стрешнев решил воссоздать храм в духе модного тогда барокко. Плановую структуру древнего здания сохранили, лишь переделав его завершение, заменили пирамиду кокошников на четырехскатную кровлю, растесали старые узкие окна, дополнив их обрамления скромными барочными наличниками. Храм был скорее обновлен, чем возведен заново. Тогда же или несколько позже, в 1760-х годах, была построена новая колокольня. До этого колокола висели на деревянных столбах. Но факт капитального ремонта и переосвящения в 1750 году имел место, и в поздних клировых ведомостях эту дату стали давать как время строительства.

После смерти Петра Ивановича в 1771 году усадьба перешла в руки его дочери Елизаветы Петровны.
Покровское пострадало во время войны 1812 года. В помещении церкви французами была устроена конюшня. Однако имущество церкви уцелело, и вскоре она была переосвящена. По заголовку несохранившегося дела от 1822 года мы узнаём о ремонте храма в это время.

По смерти Елизаветы Петровны в 1837 году поместье перешло к ее внуку гвардии полковнику Евграфу Петровичу Глебову-Стрешневу, а затем к племяннице последнего Евгении Федоровне Бревен, которая вышла замуж за князя Михаила Валентиновича Шаховского. Поскольку мужская ветвь рода Глебовых-Стрешневых прерывалась, в 1866 году было разрешено присоединить эту двойную фамилию к фамилии князя. Шаховские-Глебовы-Стрешневы — так теперь стало именоваться древнее семейство.
Перестроенный в 1750 году, но почти не получивший дополнительных помещений храм к этому времени уже не мог вместить всех молящихся, тем более что в летнее время в окрестности Покровского наезжало много дачников, считавших эти места особенно престижными. Княгиня Шаховская по-своему пыталась решить эту проблему. С 1867 года, не желая расширять храм, она добивалась присоединения прихода к Знаменскому храму села Аксиньина, находившемуся во многих километрах от Покровского. Церковное начальство поддержало не желавших ходить в дальний храм крестьян, и, наконец, при финансовой помощи богатого местного дачника П.П. Боткина решено было приступить к расширению Покровской церкви.

Выполнение проекта было поручено Г.А. Кайзеру. После проведения работ помещение увеличилось почти в два раза. Приделы, находившиеся некогда в небольшой трапезной и упраздненные в XVIII столетии ради экономии места, теперь вновь появились в боковых частях. Один из них был посвящен святым апостолам Петру и Павлу, а другой Николаю Чудотворцу.

В начале XX столетия приход церкви вместе с сельцом Никольским и деревнями Иваньково и Захарково составлял уже 1261 человек. В штате расширенной церкви числились священник и два псаломщика. Должность священника с 1902 года справлял Петр Михайлович Вележев. С 1911 года он возглавлял церковно-приходскую школу и состоял там законоучителем, позже преподавал в земском и железнодорожном училищах и за труды по народному образованию в 1913 году получил вторую серебряную медаль.

После 1917 года спокойные времена для церкви кончились. В 1922 году из нее изъяли в Гохран в фонд помощи голодающим богослужебную утварь. В 1931 году протоколом заседания Мособлисполкома по стандартному и лживому обвинению, что Покровская церковь посещается очень малым количеством верующих, в то время как существует острая необходимость в помещении для культурно-просветительской работы, церковь решено было закрыть. Священника Петра Вележева арестовали и продержали три года в тюрьме.

В 1933 году на территории усадьбы разместился дом отдыха для сотрудников Гражданского аэрофлота. После войны церковь приспособили под лабораторию, снесли главу и колокольню до второго яруса, значительно переоборудовали интерьеры. В 1960-е годы основные помещения усадьбы использовались под дом отдыха военных летчиков, в 70-е годы в храме размещалась лаборатория НИИ гражданской авиации.
В парке под горой «Елизаветой» издавна был святой источник. В 1970-е годы его заключили в трубу, а сверху из битого кафеля выложили фигуру лебедя. Однако новое название источника приживается с трудом, и к роднику за святой водой ежедневно приходят жители соседних мест, а под Богоявление ночью неизменно собирается православный люд.

В 1992 году постановлением Правительства Москвы храм Покрова Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. Начался сбор средств на восстановление. В сентябре 1993 года протоиереем Борисом Малевичем был отслужен молебен «На начало всякого доброго дела». Первое время православные собирались на молебен по воскресеньям при еще не заделанных окнах.

6 декабря 1993 года храм был освящен полным чином. Много труда и средств вложили в свой храм прихожане. За зиму 1994 года были заменены кровли и установлен купол и крест.

Церковь приписана к храму Всех Святых во Всехсвятском. Среди святынь – икона Покрова Божией Матери, чтимая икона святителя Николая Чудотворца, мощевик с мощами нескольких святых.

По книге « Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда». Москва:
Издательский дом «Знаменское», 2000.

Фотографии в тексте — Дмитрия Ломанова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: