Покровский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

Покровский собор в Воронеже: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

0 6.40 0 8.40
17.00

В зимнее время до 1й Седмицы Великого поста начало вечернего Богослужения в 16.00

В воскресенье 17.00 водосвятный молебен с акафистом Покрову Божией Матери

“Расположенная на высоком холме (бывшая Мясная гора), далеко видимая с левобережья, Покровская церковь до революции считалась образцом классицизма и одной из красивейших построек в городе”, – пишет в своей книге “Храмы Воронежа” кандидат исторических наук доцент ВГУ А.Н. Акиньшин. Впервые упоминание о Покровском храме встречается в “Дозорной книге” Григория Киреевского, датированной 1615 годом: “Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей”. Определение “новая” применительно к ней не употреблено, так что ее появление можно датировать началом XVII века.

Известно, что в 1700 году святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, дал благословенную грамоту на построение нового храма, так как прежняя деревянная церковь пришла в ветхость. Подлинник этой грамоты в начале ХХ века хранился в Покровской церкви под стеклом в деревянной раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной.

“Божиею милостию мы, Преосвященный Митрофан, епископ Воронежский. В нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам, Преосвященному епископу, били челом города Воронежа, с посаду Беломестныя слободы, Покровский поп Козма да приходские люди; а в челобитной их написано: “в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятой Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они, поп Козма и приходские люди, обещали построить вновь церковь Божию во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без нашего благословения они, поп Козма и приходские люди, не смеют. И нам, Преосвященному епископу, пожаловать бы их, попа Козму и приходских людей, велеть им на то церковное строение и лес ронить и строить церковь Божию, и о том дать нашу, Преосвященного епископа, грамоту. И мы, Преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и пространный, и в алтарь построити три двери: царския, южныя и северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые, как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящий святого храма того во имя Покрова Пресвятой Богородицы: А как та церковь Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме, лето 1700 сентября в день. К сей благословенной грамоте наша, Преосвященного Митрофана, епископа Воронежского, печать приложена”.
Деревянный храм простоял более века, а в 1736 году на этом месте началось возведение каменной церкви.

В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня. В конце XVIII века в храме появился второй придел, во имя иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”, – он был освящен 11 февраля 1796 года епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым, + 1799). В 1791 году была построена невысокая трехъярусная колокольня. Одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович Турчанинов. На звоннице самый крупный из колоколов, доставленный из Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (немногим меньше трех тонн).

Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и правящим архиереем святителем Антонием (Смирницким) была выдана новая храмозданная грамота: “Божиею Милостию смиренный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский. Паствы мерности нашея города Воронежа Покровской церкви священник Василий Успенский и прихожане в поданном нам прошении, изъявляя желание свое и всех тое церкви прихожан вместо показанного каменного здания церкви, сделавшейся по многолюдству невместительной, построить вновь каменным же зданием также во имя Покрова Божией Матери, просили они у нас на то благословения. По власти же от Бога нам данной мерность, похваляя их усердие и соизволяя их намерение, так как препятствий не открылось, преподаем им пастырское благословение в испрашиваемой помощи Вседержителевой вступить в начинание сие, с тем чтобы храм непременно от сего времени в течение 5 лет всем нужным и пристойным был снабжен, алтарем на восток. По чиноположению строение оного храма на том же месте обложить дозволить местному благочинному кафедральному ключарю протоиерею Михаилу Скрябину. Дана сия грамота мая по 2 день 1833 года”.

Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1781-после 1841). Известно, что по его проекту в это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет много общих черт с оформлением купола Покровской. Основные работы были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и церковь была освящена 14 июля 1841 года святителем Антонием, архиепископом Воронежским и Задонским. Храмовая часть с ионическим портиком и широким барабаном главного нефа придает Покровскому храму величественный вид.

Читайте также:
Митрополит Иоанн Снычев: биография, книги и труды, смерть

В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось “поновление двух иконостасов и всех икон церкви”. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы – во имя Сретения Господня и во имя иконы Пресвятой Богородицы, именуемой “Знамение”, – устроенные в трапезной купцом С.П. Евфимовым и “тщанием прихожан”.

При очередном ремонте в 1872 году усилиями церковного старосты В.О. Ухина были возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов покрыты червонным золотом. В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков.

В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный рядом с храмом по “образцовому” (типовому) проекту в начале XIX столетия. В храмовой ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники – Григорий Григорьев (+ 1770), протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Лонгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин (+ 1877), благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784-1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина (+ 1759). В ХХ веке близ алтаря был погребен митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов, 1871-1961). В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков.

Революция разрушила привычный ритм жизни. В 1921 году представителями власти было проведено изъятие средств и ценностей в фонд голодающих Поволжья (акты об изъятии ценностей от Покровского храма подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский). В 1923 году в Покровской церкви обосновались обновленцы. В октябре 1927 года церковь перешла в руки григорианцев: “безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали Царские врата в алтаре, изгнали православный причт”. В 1927-1932 годах Покровская церковь являлась кафедральным собором григорианцев.

Богослужения в Покровском храме совершали до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Позже в церкви расположился выделившийся из краеведческого антирелигиозный музей. Под куполом закрепили маятник Фуко.
В январе 1943 года, когда правый берег Воронежа был освобожден от фашистов, на какое-то время возле Покровского храма была развернута выставка трофейной военной техники. Само здание было повреждено при бомбежках и артобстрелах, сгорели покрытие купола, крыша и стропила на трапезной, были обрушены карнизы, сбиты кресты. Тем не менее храм быстро приспособили под жилье, разместив людей даже в узком пространстве колокольни.

В 1943 году здание числилось за краеведческим музеем. Его восстановление началось по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896-1963). В августе 1945 года группа верующих во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым “стала стучаться во все двери” с просьбой о возвращении храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими обращениями Святейший Патриарх Алексий I (Симанский, +1970). 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение: “Удовлетворить ходатайство верующих об открытии Покровской церкви в городе Воронеже и предложить уполномоченному Совета при Воронежском облисполкоме зарегистрировать общину и оформить передачу ей здания церкви и культового имущества”. 10 мая 1948 года было принято решение открыть Покровскую церковь для верующих, 26 мая здание передали православной общине. Указом правящего архиерея настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Казьмин.

Главный собор Воронежа

14 октября 1948 года, в престольный праздник, при огромном стечении народа епископ Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов) освятил Знаменский придел в трапезной. Покровская церковь стала кафедральным собором – сюда из Никольского храма была перенесена архиерейская кафедра. На церковном дворе были восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией архиерея. 7 октября 1951 года после реставрации собор был освящен архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников. 23 ноября 1952 года в храме был освящен придел во имя святителя Тихона Задонского. Капитальный ремонт и поновление собора были осуществлены в 1961-1962 годах при епископе Воронежском и Липецком Сергии (Петрове). В 1960-1975 годах настоятелем Покровского кафедрального собора и одновременно секретарем Епархиального управления являлся протоиерей Михаил Орфеев. В 1976 – 1980 годах – протоиерей Александр Шатилов, в 1980-1986 годах – архимандрит Даниил (Пацкан), в 1986-1989-м – архимандрит Алипий (Погребняк), ныне схиепископ, в 1989-1994-м – архимандрит Никон (Миронов), в 1994-2003-м – протоиерей Василий Зализняк, с 2003 года по настоящее время – архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежского епархиального управления.

27 октября 1975 года почил о Господе епископ Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков). Отпевание Владыки проходило в Покровском соборе. 13 августа 1979 года гостем Управляющего Воронежской епархией епископа Ювеналия (Тарасова, ныне схимитрополит, с 2004 года – на покое) был митрополит Тетрацкоройский Зиновий (схимитрополит Серафим (Мажуга, +1985). В этот день они совместно совершили Божественную литургию.

Читайте также:
Даниловский монастырь в Москве: история и адрес монастыря, святыни и настоятели, престольные праздники

6 мая 1982 года в Покровском кафедральном соборе торжественно праздновалось 300-летие Воронежской епархии. Торжества возглавил митрополит Одесский и Херсонский Сергий (Петров), в 1961-1963 годах бывший епископом Воронежским и Липецким. Владыке митрополиту сослужил правящий епископ Ювеналий, внесший неоценимый вклад в укрепление духовности епархии.

С конца 1970-х годов жизнь храма стала довольно беспокойной. Тишина и благоговение собора были нарушены строительством нового здания драматического театра. Ограждение рабочей площадки вплотную приблизилось к церковному двору. Были снесены резиденция и канцелярия епископа. Местные власти намеревались снести Покровский собор. Воронежцы благодарны митрополиту Мефодию (ныне митрополит Астанайский и Алма-Атинский), отстоявшему в 1982 – 1984 годах храм. Активное возрождение церковной жизни в епархии началось после перенесения в собор мощей первопрестольника Воронежского святителя Митрофана в 1989 году.

На территории Покровского кафедрального собора были построены крестильный храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, здание Воронежского епархиального управления, воскресная школа, ризница, организовалось православное братство.
Получить азы духовного образования при кафедральном соборе могут не только дети – воспитанники воскресной школы, но и взрослые. Каждую неделю проводятся занятия, на которых священники отвечают на самые различные вопросы, разъясняют позицию Церкви в наиболее важных областях жизни общества, дают советы прихожанам. В трапезной, расположенной на территории собора, неимущие всегда могут получить горячий
обед.

14-15 ноября 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен у мощей святителя Митрофана, всенощное бдение и Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе.

В 2003 году Воронеж стал столицей празднования Дней славянской письменности и культуры. В рамках торжеств, которые возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, постоянный член Священного Синода, 23 мая в Покровском кафедральном соборе состоялось прославление в лике местночтимых святых еще одного воронежского иерарха – святителя Антония (Смирницкого), много потрудившегося для пользы Церкви, Отечества и Воронежского края в XIX веке. Архиепископ Антоний был третьим, после святителей Митрофана и Тихона, светильником Церкви и богоспасаемому граду Воронежу, который не словом только, а наипаче добрыми делами любви и милосердия озарял и указывал путь, ведущий к Царствию Божию, – так говорили современники об архиепископе Антонии (Смирницком). Святитель Антоний был призван к архиерейскому служению на Воронежскую кафедру в 1826 году. Двадцатилетнее архипастырское служение выдающегося иерарха XIX века составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его орудием прославления первого епископа Воронежского – святителя Митрофана. Архиепископ Антоний стоял у истоков подготовки к канонизации великого подвижника XVIII столетия святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца. Знаменательно, что сомолитвенником и собеседником святителя Антония был великий российский старец – преподобный Серафим Саровский, который называл его “старшим братом, великим Божиим архиереем”.

5-6 декабря 2003 года отмечалось 300-летие преставления Воронежского первопрестольника святителя Митрофана. В Покровском кафедральном соборе прошли праздничные богослужения с участием 11 архиереев Русской Православной Церкви. Торжества возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, постоянный член Священного Синода.

Святыни собора

Главная святыня Покровского кафедрального собора – мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Мощи святителя претерпели все страдания, выпавшие на долю Церкви и верующих людей в ХХ веке в России. Они подверглись поруганию в 20-х годах и были подняты сотрудниками НКВД “на штык”. После Великой Отечественной войны они были в экспозиции антирелигиозного музея, находившегося в Покровском храме. Осенью 1964 года мощи святителя Митрофана были переданы правящему архиерею епископу Воронежскому и Липецкому Владимиру (Котлярову; ныне – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). С этого момента мощи находились в домовом храме в резиденции правящих архиереев. К сожалению, время было такое, что Владыки не могли объявить народу, что великая святыня находится не в пленении и поругании, а ей воздаются приличествующие честь и поклонение. Это был третий случай возвращения мощей из музейного плена Церкви (мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского были возвращены Церкви в середине 40-х годов ХХ столетия), но первый – в разгар хрущевских гонений на Церковь. В 1989 году мощи святителя Митрофана были торжественно перенесены в собор, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 17 сентября, в день Собора Воронежских святых, празднуется второе обретение мощей святителя Митрофана.

В 2004 году в Покровский кафедральный собор благодаря стараниям и молитвам митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия были принесены частицы мощей 12-ти апостолов, мученицы Наталии, святителя Николая, священномученика Власия. Эти святыни переданы в дар Воронежской епархии графиней Иммаколатой дель Борго из Италии. В 2009 году святыни перенесены в новый Благовещенский кафедральный собор.

В 2004 году в икону преподобного Серафима Саровского, пребывавшую в трапезной части собора, была помещена частичка его святых мощей.

Читайте также:
Собор Александра Невского в Петрозаводске: история и адрес храма, расписание богослужений, святыни и настоятели

В 2004 году чудесным образом была обретена копия Смоленской иконы Божией Матери. Известно, что святитель Митрофан особенно почитал эту икону, это был его келейный образ. Смоленская икона Божией Матери пребывала над ракой святителя в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. В годы лихолетья образ был утрачен. И вот он снова над ракой святителя и являет как и прежде помощь и заступление всем, кто с верою прибегает ко Пресвятой Богородице во всех нуждах и скорбях.

19 августа 2004 года, в канун памяти святителя Митрофана, Покровскому кафедральному собору был передан в дар из США образ Воронежского первосвятителя, написанный в конце XIX века. Во время лихолетья икона была вывезена из России и все это время хранилась в семье эмигрантов. Теперь этот образ пребывает в Покровском соборе за ракой святителя. По традиции 20 августа перед этим образом совершается молебен и паломники крестным ходом направляются в Задонск, где в Рождество-Богородицком монастыре почивают мощи святителя Тихона.

Важным для духовной жизни епархии событием стало принесение митрополитом Сергием 24 сентября 2005 года со Святой Горы Афон иконы с частицей мощей преподобного Силуана Афонского, прославленного и в Соборе Воронежских святых. Ныне икона пребывает в Благовещенском кафедральном соборе.

Немало чудес связано с чудотворной Иверской иконой Божией Матери. Прихожане в благодарность за помощь и исцеления жертвуют Матери Божией золотые украшения. Известны случаи, когда молитвы родственников перед этим чудотворным образом помогли роженице (будущей маме сулили тяжелые роды) легко разрешиться от бремени. Помогает Царица Небесная и в сохранении семейных отношений, в учебе. Помолиться Божией Матери, испросить помощи и заступления в собор приезжают паломники со всей России.

5 декабря 2009 года, накануне дня памяти святителя Митрофания, мощи небесного покровителя Воронежской земли были перенесены из Покровского кафедрального собора города Воронежа в новый Благовещенский кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии >>> .

ВОРОНЕЖСКИЙ ПОКРОВСКИЙ СОБОР

Воронежский Покровский собор

Воронежский собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы, городской собор Воронежской епархии

Первое упоминание о Покровском храме встречается в «Дозорной книге» Григория Киреевского, датированной 1615 годом: “Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей“. Определение “новая” применительно к ней не употреблено, так что ее появление можно датировать началом XVII века.

Известно, что в 1700 году святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, дал благословенную грамоту на построение нового храма, так как прежняя деревянная церковь пришла в ветхость. Подлинник этой грамоты в начале XX века хранился в Покровской церкви под стеклом в деревянной раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной.

Деревянный храм простоял более века, а в 1736 году на этом месте началось возведение каменной церкви. В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня. В конце XVIII века в храме появился второй придел, во имя иконы Божией Матери, именуемой „Знамение“, он был освящен 11 февраля 1796 года епископом Воронежским и Черкасским Мефодием (Смирновым).

В 1791 году была построена невысокая трехъярусная колокольня. Одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович Турчанинов. На звоннице самый крупный из колоколов, доставленный из Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (немногим меньше трех тонн).

Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и 2 марта 1833 года архиепископом Антонием (Смирницким) была выдана новая храмозданная грамота. Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1781 – после 1841). Известно, что по его проекту в это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет много общих черт с оформлением купола Покровской. Основные работы были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и церковь была освящена 14 июля 1841 года архиепископом Антонием (Смирницким).

В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось „поновление двух иконостасов и всех икон церкви“. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы – во имя Сретения Господня и во имя иконы Пресвятой Богородицы, именуемой “Знамение”, – устроенные в трапезной купцом С. П. Евфимовым и “тщанием прихожан”.

В архитектурном отношении интересен дом священников, построенный рядом с храмом по “образцовому” (типовому) проекту в начале XIX столетия.

В храмовой ограде располагалось небольшое кладбище, где были погребены священники – Григорий Григорьев, протоиерей Иоанн Авсенев (1804-1892), прослуживший в храме почти полвека, и Николай Егоров (1860-1904). Здесь же покоились многолетние церковные старосты Лонгин Кириллович Шашков (1779-1858) и Василий Онуфриевич Ухин, благотворитель купец Сергей Петрович Евфимов (1784-1850), купчиха Татьяна Родионовна Панина.

При очередном ремонте в 1872 году “усилиями церковного старосты В.О. Ухина” возобновлены в трапезной оба придела, а иконостасы главного храма и приделов были покрыты червонным золотом. В последний раз церковь была освящена после очередного ремонта 25 сентября 1893 года викарным епископом Владимиром (Соколовским).

В 1904 году Покровский храм насчитывал в своем приходе 1282 человека. Штат церкви состоял из двух священников, одного диакона, двух псаломщиков.

В дореволюционном описании собора из ценных в художественном или историческом плане вещей упоминался лишь серебряный ковш, пожалованный в свое время императрицей Анной Иоанновной кому-то из донских казаков.

В 1921 году из Покровской церкви были изъяты ценности в фонд голодающего Поволжья (акты об изъятии подписали священники Иоанн Путилин и Павел Смирнский. Церковь была закрыта и превращена новой властью в конюшню. В 1923 году в Покровской церкви утвердились обновленцы. Вновь зарегистрированную общину возглавил протоиерей Василий Ижогин.

В 1926 году священники Петр Новосельцев (1883 – 1937), Павел Пашин и Павел Смирнский (1873-1937) активно поддержали архиепископа Петра (Зверева) в его борьбе с церковным расколом.

В октябре 1927 года она перешла в руки григорианцев: “автокефалисты безнаказанно силою ворвались в Покровский храм, взломали царские врата в алтаре, изгнали православный причт“. В 1928 году григорианский раскол возглавлял Виссарион (Зорнин) с титулом архиепископа Воронежского и Задонского. Настоятелем храма был протоиерей Алексий Попов, прежде служивший в церкви Покровского монастыря. В 1930-1931 гг. григорианскую епархию возглавлял епископ Иероним (Барицкий), числившийся заместителем митрополита ЦЧО Виссариона.

Богослужения в Покровском храме совершались до мая 1932 года, когда облисполком принял решение об изъятии здания у общины и передаче его под Дом обороны. Потом в храме расположился антирелигиозный музей.

В 1943 году здание оставалось за Краеведческим музеем. Восстанавливали его по проекту архитектора Бориса Николаевича Зотова (1896-1963).

Возрождение

В августе 1945 года возникла так называемая “двадцатка” во главе с Михаилом Павловичем Вдовиным и Федором Тихоновичем Хреновым, которые стали ходатайствовать о возвращении храма верующим. Дважды эти ходатайства поддерживал своими обращениями патриарх Алексий I. 2 марта 1948 года Совет по делам Русской Православной Церкви принял решение:

26 мая 1948 года здание передали православной общине.

14 октября 1948 года, в престольный праздник, при огромном стечении народа епископ Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов) освятил Знаменский придел в трапезной. Покровская церковь стала кафедральным собором – сюда из Никольского храма была перенесена архиерейская кафедра. На церковном дворе были восстановлены два купленных дома, один из них стал резиденцией архиерея.

7 октября 1951 года после реставрации собор был освящен архиепископом Иосифом в сослужении 14 священников.

23 ноября 1952 года в храме был освящен придел во имя святителя Тихона Задонского.

Возле главного алтаря был погребен митрополит Иосиф (Орехов) (1871-1961).

Капитальный ремонт и поновление собора были осуществлены в 1961-1962 годах при епископе Воронежском и Липецком Сергии (Петрове).

С конца 1970-х годов возле храма развернулось строительство драматического театра. Ограждение рабочей площадки вплотную приблизилось к церковному двору. Были снесены резиденция и канцелярия епископа.

6 мая 1982 года в Покровском кафедральном соборе торжественно праздновалось 300-летие Воронежской епархии.

В 1982-1984 годах местные власти намеревались снести собор, его удалось отстоять благодаря митрополиту Мефодию (Немцову).

В 1989 году в собор были пересены мощи святителя Митрофана Воронежского.

С 2003 по 2012 год проводилась капитальная реставрация собора – в храме полностью поменяли коммуникации, обновили интерьер, резные иконостасы, иконную роспись. Мастерами из Пензы написаны новые фрески и иконы. Обновлены два малых придела в трапезной части храма.

30 сентября 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении викария Воронежской епархии епископа Острогожского Андрея совершил великое освящение двух обновленных приделов Покровского кафедрального собора города Воронежа – в честь Сретения Господня (южный придел) и в честь иконы Божией Матери «Знамение» (северный придел).

С 2014 по 2016 годы проходил ремонт колокольни и реставрация внешних фасадов собора, а в 2017 году реставрация прилегающих построек на территории собора.

На территории Покровского кафедрального собора были построены крестильный храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, здание Воронежского епархиального управления, воскресная школа, иконописная школа и курсы церковнославянского языка для взрослых, организовалось православное братство.

В трапезной, расположенной на территории собора, неимущие могут получить горячий обед.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Храм Ксении Петербуржской в Санкт-Петербурге, адрес

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † – https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Строительство храма Ксении Петербуржской в Санкт-Петербурге было начато на месте, где проживала Блаженная со своим мужем по улице Лахтинской. В настоящее время стройка не завершена, но можно посетить часовенку Блаженной и Храм чудотворной Смоленской иконы Божьей матери на Васильевском острове.

История Святой Блаженной

Среди православного народа Ксения Петербуржская считается самой почитаемой святой. Доподлинно неизвестно где и когда родилась Блаженная, но приблизительно в начале восемнадцатого века.

По существующим данным она была замужем за певчим придворного двора. Из этого следует вывод, что Ксения родом из добропорядочной семьи. В 26 лет она овдовела, муж ее скоропостижно умер. Она приняла решение отдать все имущество нуждающимся людям. Родственники были в недоумении и обратились к руководству бывшего мужа, потому что считали, что женщина была не в себе, тронулась рассудком. Государственные чиновники провели с ней беседу и не нашли следов безумия.

После этого Ксения раздала все имущество беднякам и стала ходить в форме покойного мужа. Женщина стала говорить, что она Андрей Федорович Петров.

Окружающие неоднозначно относились к ней. Одни ее жалели, давали ей обувь и вещи, но она все отдавала нуждающимся людям, а сама ходила босая. Другие считали ее невменяемой, но скоро поняли, что Ксения выбрала такой путь жизни на земле. Она провела жизнь, лишенную благ в течение 45 лет. Блаженная Ксения решила для себя, что все в жизни только превращается в прах и остается вера в Господа.

Ежедневно она ходила в чистое поле и усердно молилась. Когда началось возведение церкви на смоленском захоронении, женщина каждую ночь приносила кирпичи. Рабочие долго не могли понять, откуда появляются кирпичи. Затем они проследили и выяснили, что это была Блаженная. Она умерла на семьдесят первом году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище.

После многих лет почитания Ксении Петербуржской ее причислили к лику святых. Изображают Блаженную в юбке красного цвета и кофте зеленого с белым платком на голове.

Храм ждала хорошая судьба, потому что покровительствовала в строительстве сама Ксения Петербуржская. Перед войной храм и часовенку закрыли, а шестидесятые годы здесь была сапожная мастерская. Но не ладилась работа у мастеров, и они покинули это строение.

Архитектура

Многие православные паломники приезжают посетить часовню Блаженной Ксении и Смоленский храм, который помогала строить женщина каждым принесенным кирпичиком.

Церковь имеет гармоничные пропорции раннего русского классицизма. Прямоугольное здание украшает один круглый барабан в византийском стиле, к нему и примыкает двухэтажная колокольня. Строение скромного архитектурного образа с простым видом и скупостью деталей.

В середине девятнадцатого века художник Васильев расписал под купольную часть храма. Вблизи церкви на могиле Блаженной возведено строение в неорусском стиле, которое увенчано невысоким шатром.

Как добраться в храм Ксении Петербуржской

Добраться к обители можно на метро следовать до станции «Васильевская» и выйти на улицу, где повернуть на восьмую линию, а затем следовать в направлении увеличения нумерации домов. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Камская, 24.

Расписание богослужений в храме Ксении Петербуржской: каждый день с 10:00 до 19:00 часов с перерывом 5-10 минут, служатся молебны Блаженной Ксении о здравии и за упокой.

Преклонится перед иконой святой блаженной Ксении Петербургской может каждый верующий в храме. Расписание храма Ксении Петербуржской на Смоленском кладбище:

  • в будние дни песнопение в 8:00, вечерняя служба 17:00;
  • воскресные дни и двунадесятые праздники песнопение 7:00 и в 9:30; вечерняя служба 17:00.

Как добраться до часовни Святой Блаженной Ксении Петербургской

История храма

Матушка Ксения 45 лет скиталась по улицам Санкт-Петербурга. Люди заметили, что от одного ее присутствия все налаживалось – и здоровье, и работа.

В один из периодов строительства на Смоленском кладбище храма в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы работы приостановились. Проблема заключалась в сложности подъема стройматериала наверх. Тогда Ксения начала ночами, оставаясь неизвестной, носить наверх на леса кирпичи, чтобы помочь рабочим. Она так трудилась несколько лет, а рабочие смогли понять, кто им помогает, только когда проследили за ней. Теперь в этом храме в честь святой освящен придел, и его ошибочно называют храмом св. Ксении Петербургской.

На том же кладбище была похоронена блаженная. Люди очень почитали ее, и стали замечать, что земля с ее могилки помогает в исцелении. В итоге холм с могилы святой постепенно исчез – его разнесли паломники. Не уцелела и надгробная плита – ее разобрали на частички как святыню. Поэтому было вынесено решение на пожертвованные средства возвести на том месте часовню.

Строительство началось в 1901 г. и уже на следующий год закончилось. В изголовье новой обители поставили мраморный иконостас, часовню торжественно освятили. В помещении была создана из мозаики икона распятого Иисуса Христа, перед которой постоянно теплилась лампада. Фасады украшали арки, а окна дополнили витражи.

Часовня-храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге

При советской власти в 1940 г. часовню закрыли. Однако люди не оставили это место в запустении и продолжали прибегать к матушке Ксении за помощью. Во время войны святое место было кощунственно осквернено. Здание превратили в склад, церковная утварь была сожжена, а то, что было можно, переплавили. Надгробие святой разрушили, драгоценные предметы похитили. Найти их не удалось.

После войны в 1946 г. прихожанам удалось добиться, чтобы часовню вновь открыли для молящихся. Реставрация проводилась общими силами, затем начали проводить молебны. Большое число людей стало посещать святую. Но в 1960 г. часовню снова закрыли. Власти вынесли решение в ее стенах устроить мастерскую по изготовлению скульптур. Часовню буквально забили доской и окружили оградой, но вокруг все равно появлялись православные.

Восстановление часовни началось в 1990 г. Были вычищены от копоти стены, обновлен пол, вывезена гора мусора. По завершении работ обитель освятил патриарх Алексий. В 2003 г. была восстановлена позолоченная главка, а стены покрасили в зеленый цвет.


История

Кем была Блаженная и в чем ее молитвенный подвиг

Известно только, что Святая Блаженная Ксения родилась в 1732 году, венчалась с придворным певчим, но в 26 лет смерть разлучила ее с мужем. После такой трагедии, Ксения раздала все свое имущество нищим и стала юродствовать. Она носила мужскую одежду и называла себя по имени покойного супруга, Андреем Федоровичем.

Целыми днями Ксения отрешенно бродила по улицам Петербурга, а ночью шла в поле и непрестанно молилась стоя на коленях о душе своего скоропостижно скончавшегося и не успевшего вознести покаяние супруга.

Со временем люди стали замечать, что Блаженная обладает прозорливостью и особым божественным даром творить добро. За свои чудесные способности, за кротость и смирение Ксения при жизни пользовалась большим уважением у петербуржцев.

Скончалась Святая Блаженная Ксения в Петербурге на 71 году жизни.

Почитая божественный подвиг, покаянные молитвы, отречение от всего земного и материального, православная Церковь причислила Ксению к лику святых в сентябре 1978 года. День памяти Святой Блаженной отмечают 6 февраля.

Часовня Ксении Петербургской

О Ксении знают все петербуржцы, ее имя так и произносят – Святая Блаженная покровительница Петербурга. Вдоль кладбищенской дорожки и до часовни Ксении стоят указатели, которые приводят верующих к последнему месту земного бытия Святой Блаженной.

Среди старых деревьев, стоит невысокий каменный склеп под металлической крышей, украшенный узкими окнами с витыми решетками и лепными крестами на углах. Над главным входом висит иконописный образ Ксении.

В часовне непрерывно горит лампада, на стенах висит множество икон, а на могильной плите выбита надпись: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души». С утра и до позднего вечера, приходят верующие поклониться последнему приюту Святой Ксении, поставить свечи и приложиться к гробу. Освещение гроба Ксении и часовни над ее могилой состоялось в храмовый праздник кладбищенской церкви Смоленской Божьей Матери в 1987 году.

Рассказы о чудесах, совершаемых по молитвам Ксении, побуждают паломников заказывать панихиды за упокой Святой Блаженной Ксении Петербургской.

Информация посетителям

Питер – туристический город, который притягивает путешественников со многих стран мира. В то же время это город царей и православных святых, он наполнен храмами и соборами, поэтому не только паломники, но даже туристы спешат поклониться святыням, хранящимся в нем. Часовня св. Ксении Петербургской – одно из таких мест.

В часовне находится рака со святыми мощами блаженной Ксении.

Среди прихожан существует традиция приносить к часовне написанные от руки записки – обращения к блаженной старице. Молящиеся обходят часовню трижды, а записки кладут в приготовленный для этого ящик. На выступающем фундаменте здания часто можно заметить деньги – пожертвования прихожан.

В храме находится рака с мощами святой

Общественная деятельность

Основная задача часовни – дать людям возможность поклониться святой Ксении, обратиться к ней. Ежедневно возле часовни можно увидеть большое количество людей. Даже по вечерам, когда двери часовни уже закрыты, вокруг нее стоят молящиеся: разговаривают с любимой святой, благодарят, просят о помощи.

Расписание богослужений

Двери часовни открыты для паломников ежедневно:

  • в будние дни с 10: 00 до 16:00;
  • в выходные дни до 17:00.

Каждый день совершаются молебны святой о здравии, а также возносятся молитвы за упокой.

Так как это часовня, а не храм, то здесь невозможно служить литургию. Приступить к Таинствам православные могут в храме Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, расположенном неподалеку.

Подробную информацию о Ксении, церквях, освященных в ее честь и чудесах можно найти на официальном сайте часовни: https://svyataya-kseniya.ru.

Двери часовни открыты для паломников ежедневно

Адрес и как добраться

Часовня находится в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Камская, 24. Она расположена на территории Смоленского кладбища. Ближайшая станция метро, от которой можно до места дойти пешком – «Приморская».

Блаженная Ксения слышит смиренные искренние молитвы и спешит помочь. Известна масса случаев, когда святая спасала людей от серьезных опасностей и болезней. Матушка Ксения молится за всех, прибегающих к ней с просьбами. Посещение часовни на Смоленском кладбище – прекрасная возможность поклониться святой и поблагодарить за помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Краткое описание

На смоленском кладбище, среди крестов и памятников, возвышается небольшая часовня. Это могила Святой Блаженной Ксении Петербургской. Здесь всегда многолюдно – верующие пишут записки, ставят свечи, молятся и приносят цветы. Для того чтобы попасть к мраморной гробнице Блаженной, нужно отстоять большую очередь вместе с паломниками, пришедшими поклониться и попросить божьей милости у святой.

Архитектура храма

Автором архитектурного проекта является зодчий А. Всеславин, в своей работе он опирался на псевдорусский стиль. Часовня блаженной Ксении — достопримечательность Смоленского православного кладбища, расположенного на Васильевском острове.

Часовня возводилась в стилистике русского классицизма с использованием скромного образа и малого набора дополнительных фрагментов. По своей форме — это прямоугольное строение, украшенное круглым «византийским» барабаном, к зданию примыкает двухъярусная колокольня.

В храме находится рака с мощами святой Ксении Петербургской

Блаженная Ксения непременно поможет каждому, кто искренне обратится к ней. Существует традиция приносить начертанные своей рукой записки к могиле преподобной старицы. Рекомендуется трижды обойти вокруг храма, а после положить письмо в специально приготовленный ящик или оставить его у стены. Далее, нужно прислониться к зданию, мысленно передать святой свое послание и зажечь свечу. После этого ритуала можно зайти в храм и заказать молебен.

Ксения Блаженная Петербургская: где расположить дома икону?

Икона Святой Ксении Петербургской поможет вам спасти родных и близких людей от любых заболеваний, даже от алкоголизма и курения. Но помните, что ваши просьбы должны быть искренними, а потому будьте перед иконой честны и открыты душой.

Если вы решили приобрести лик Ксении, поступите следующим образом:

  • Икону разместите в самой просторной комнате.
  • Разметите икону вверху, в углу, чтобы напротив нее находилась входная дверь.
  • Не допускайте того, чтобы около иконы находились другие лики, предметы и декорирующие элементы помещения.

Икону расположите в просторной комнате
Также следите за тем, чтобы икона была постоянно чистая. Для большинства верующих огромное значение имеет лик Ксении Петербургской. В чем именно помогает икона, знает любой не только житель Питера, но и каждый православный христианин.

История жизни Ксении Петербургской

Ксения Петербургская прославилась еще при жизни. В 26 лет она потеряла мужа, и это стало для нее большим ударом. Все свое имущество и дом Ксения отдала бедным, а сама, облачившись в костюм супруга, бродила по Васильевскому острову. Ночью таскала кирпичи к строящейся церкви на Смоленском кладбище. Милостыню тут же раздавала нуждающимся. Как могла, помогала тем, кто просил о помощи.

Сейчас на месте ее могилки стоит часовня, тропинка к которой протоптана и зимой, и летом. Ксению просят о счастливом браке, семейной гармонии, молятся о появлении детей. Есть поверье, что священное масло из часовни обладает силой исцеления.

Верующие часто делятся историями своих чудес, которые свершились благодаря молитвам Ксении Блаженной. Кому-то она помогла излечиться от болезней, кому-то даровала мужа, а кому-то помогла найти достойную работу или даже решить жилищный вопрос.

Где остановиться

К часовне Ксении Петербургской с каждым годом все больше и больше паломников. У прихода, к сожалению, нет возможности принять постояльцев. Паломникам можно поискать гостиницу в городских монастырях. Ближайший, к примеру, — Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, что находится на Петроградке.

Другой вариант — снять комнату в близлежащем районе (от 850 руб. в сутки) либо остановиться в небольшой гостинице или хостеле (не в сезон и в будний день 2-местный номер экономкласса можно найти за цену от 600 руб. в сутки). Те, кому совсем негде ночевать, за посильную помощь находят приют в храме.

Храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге: информация для посетителей

История храма

Матушка Ксения 45 лет скиталась по улицам Санкт-Петербурга. Люди заметили, что от одного ее присутствия все налаживалось – и здоровье, и работа.

В один из периодов строительства на Смоленском кладбище храма в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы работы приостановились. Проблема заключалась в сложности подъема стройматериала наверх. Тогда Ксения начала ночами, оставаясь неизвестной, носить наверх на леса кирпичи, чтобы помочь рабочим. Она так трудилась несколько лет, а рабочие смогли понять, кто им помогает, только когда проследили за ней. Теперь в этом храме в честь святой освящен придел, и его ошибочно называют храмом св. Ксении Петербургской.

На том же кладбище была похоронена блаженная. Люди очень почитали ее, и стали замечать, что земля с ее могилки помогает в исцелении. В итоге холм с могилы святой постепенно исчез – его разнесли паломники. Не уцелела и надгробная плита – ее разобрали на частички как святыню. Поэтому было вынесено решение на пожертвованные средства возвести на том месте часовню.

Строительство началось в 1901 г. и уже на следующий год закончилось. В изголовье новой обители поставили мраморный иконостас, часовню торжественно освятили. В помещении была создана из мозаики икона распятого Иисуса Христа, перед которой постоянно теплилась лампада. Фасады украшали арки, а окна дополнили витражи.

Часовня-храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге

При советской власти в 1940 г. часовню закрыли. Однако люди не оставили это место в запустении и продолжали прибегать к матушке Ксении за помощью. Во время войны святое место было кощунственно осквернено. Здание превратили в склад, церковная утварь была сожжена, а то, что было можно, переплавили. Надгробие святой разрушили, драгоценные предметы похитили. Найти их не удалось.

После войны в 1946 г. прихожанам удалось добиться, чтобы часовню вновь открыли для молящихся. Реставрация проводилась общими силами, затем начали проводить молебны. Большое число людей стало посещать святую. Но в 1960 г. часовню снова закрыли. Власти вынесли решение в ее стенах устроить мастерскую по изготовлению скульптур. Часовню буквально забили доской и окружили оградой, но вокруг все равно появлялись православные.

Восстановление часовни началось в 1990 г. Были вычищены от копоти стены, обновлен пол, вывезена гора мусора. По завершении работ обитель освятил патриарх Алексий. В 2003 г. была восстановлена позолоченная главка, а стены покрасили в зеленый цвет.

Видео «Часовня Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге»

В этом видео показано, как выглядит храм.

Особенности архитектуры

Авторство проекта принадлежит А. Всеславину. В его работах доминирующим является псевдорусский стиль. Часовня, возведенная на Васильевском острове, стала достопримечательностью Смоленского кладбища и святыней города.

Стилистика здания выдержана в традициях русского классицизма. Образ был выбран скромный, дополнительных деталей очень мало. По сути, это прямоугольное здание, которое украшает круглый византийский барабан. К нему присоединяется двухуровневая колокольня.

Информация посетителям

Питер – туристический город, который притягивает путешественников со многих стран мира. В то же время это город царей и православных святых, он наполнен храмами и соборами, поэтому не только паломники, но даже туристы спешат поклониться святыням, хранящимся в нем. Часовня св. Ксении Петербургской – одно из таких мест.

В часовне находится рака со святыми мощами блаженной Ксении.

Среди прихожан существует традиция приносить к часовне написанные от руки записки – обращения к блаженной старице. Молящиеся обходят часовню трижды, а записки кладут в приготовленный для этого ящик. На выступающем фундаменте здания часто можно заметить деньги – пожертвования прихожан.

В храме находится рака с мощами святой

Общественная деятельность

Основная задача часовни – дать людям возможность поклониться святой Ксении, обратиться к ней. Ежедневно возле часовни можно увидеть большое количество людей. Даже по вечерам, когда двери часовни уже закрыты, вокруг нее стоят молящиеся: разговаривают с любимой святой, благодарят, просят о помощи.

Расписание богослужений

Двери часовни открыты для паломников ежедневно:

  • в будние дни с 10: 00 до 16:00;
  • в выходные дни до 17:00.

Каждый день совершаются молебны святой о здравии, а также возносятся молитвы за упокой.

Подробную информацию о Ксении, церквях, освященных в ее честь и чудесах можно найти на официальном сайте часовни: https://svyataya-kseniya.ru.

Двери часовни открыты для паломников ежедневно

Адрес и как добраться

Часовня находится в Санкт-Петербурге по адресу: ул. Камская, 24. Она расположена на территории Смоленского кладбища. Ближайшая станция метро, от которой можно до места дойти пешком – «Приморская».

Блаженная Ксения слышит смиренные искренние молитвы и спешит помочь. Известна масса случаев, когда святая спасала людей от серьезных опасностей и болезней. Матушка Ксения молится за всех, прибегающих к ней с просьбами. Посещение часовни на Смоленском кладбище – прекрасная возможность поклониться святой и поблагодарить за помощь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Храм Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге

Каменная часовня строилась в самом начале XX столетия на деньги, собранные православными паломниками, которые чрезвычайно почитал блаженную матушку. Паломники уверены, что святая имеет силу исцелять от тяжелых недугов и отвращать мирские неприятности.

История появления храма

Предание гласит, что блаженная матушка простилась с земным бытием в возрасте 71 года, благоверный народ решил в 1800 г. возвести над ее могилой памятный холм. Праведная старица перед кончиной лично определила место, где будут покоиться её останки.

Прихожане отмечали, что горсть земли, взятая с могилы блаженной Ксении на Смоленском кладбище, приносит избавление от болезней. Желающих было много, земля на этом захоронении кончилась, не сохранилась даже надгробная плита, которую разобрали по кусочкам. Поэтому было решено построить на средства от пожертвований небольшую каменную часовню.

Другие статьи о блаженной Ксении:

Работы по воздвижению начались в 1901 г., а завершилось в 1902 г. У изголовья новоявленного храма установили иконостас, сделанный из мрамора, вскоре прошел ритуал торжественного освящения.

Перед мозаичным изображением Распятия Христа постоянно зажигалась лампада, а на стенах умиротворенно висели чудотворные иконы. Лики Спасителя и блаженной матушки Ксении украшали фасадные арки, а витражные образы придавали оконным проемам божественной возвышенности.

В 1940 г. произошло официальное закрытие храма большевистскими властями, но люди не останавливались в своем религиозном рвении и продолжали просить помощи у святой. В военное время часовню осквернили: здесь устроили складское помещение, сожгли церковную утварь, некоторые фрагменты убранства переплавили, разрушили надгробие из мрамора. Драгоценные предметы кощунственно украли, их местонахождение отныне неизвестно.

В 1946 г. прихожане добились разрешения вновь открыть двери часовни. Общими усилиями удалось провести полноценную реставрацию, а батюшки принялись проводить традиционные богослужения и панихиды. Люди в большом количестве шли к усыпальнице святой Ксении, чтобы испросить исцеления и умиротворения.

В 1960 г. здание вторично закрыли, власти решили организовать здесь мастерскую по изготовлению скульптур. Несмотря на то что храм заколотили досками и окружили деревянной оградой, рядом всегда можно было видеть молящихся паломников.

Ещё похожие статьи:

В 1990 г. благодетельные прихожане начали воскрешать часовню из руин. Люди очищали стены здания от копоти, обновляли напольное покрытие и вывозили мусор. После окончания реставрационных работ патриарх Алексий совершил чин освящения.

В 2003 г. мастера восстановили над строением позолоченную главку и покрасили в зеленые тона каменную кладь.

Архитектура храма

Автором архитектурного проекта является зодчий А. Всеславин, в своей работе он опирался на псевдорусский стиль. Часовня блаженной Ксении — достопримечательность Смоленского православного кладбища, расположенного на Васильевском острове.

Часовня возводилась в стилистике русского классицизма с использованием скромного образа и малого набора дополнительных фрагментов. По своей форме — это прямоугольное строение, украшенное круглым «византийским» барабаном, к зданию примыкает двухъярусная колокольня.

Блаженная Ксения непременно поможет каждому, кто искренне обратится к ней. Существует традиция приносить начертанные своей рукой записки к могиле преподобной старицы. Рекомендуется трижды обойти вокруг храма, а после положить письмо в специально приготовленный ящик или оставить его у стены. Далее, нужно прислониться к зданию, мысленно передать святой свое послание и зажечь свечу. После этого ритуала можно зайти в храм и заказать молебен.

Как добраться

Небольшая часовня преподобной Ксении расположена в центре Смоленского кладбища, рядом с ней находится Смоленский собор.

Адрес храма — Санкт-Петербург, улица Камская № 2.

Ближайшее метро — станция «Приморская».

Часовня Ксении работает ежедневно, в будни двери открыты с 10:00 до 16:00, в выходные — до 17:00.

Храм святой Блаженной Ксении Петербургской


Настоятель храма святой Блаженной Ксении Петербургской
протоиерей Михаил Петропавловский
Приветствую Вас, уважаемый гость храмовой странички сайта!
Добро пожаловать!

Основная и главная цель нашего электронного ресурса – помочь человеку вновь обрести здоровье, исцелиться от своего недуга. Часто, оказавшись в подобной ситуации, больной растерян, страх или беспокойство сковывают его душевные силы. У человека нет опыта того, как приступить к лечению, на чье мнение положиться. Диагностика, поиск методов лечения, отсутствие личного медицинского опыта – вот неполный перечень всем известных проблем, встающих перед пациентами. Однако главным фактором в данной ситуации все-таки является душевное бессилие и растерянность, которые препятствуют исцелению.

Наша страничка призвана помочь в решении комплекса душевных и духовных вопросов, впервые в полный рост встающих перед больным человеком. Она поможет Вам не только дойти до храма, но и проделать не простой путь от «дверей храма до алтаря», полюбив молитву, обретая потерянный мир и покой души.

Помоги Вам Бог, в добрый путь!
Настоятель храма святой Блаженной Ксении Петербургской
протоиерей Михаил Петропавловский

История создания Храма

Святая Ксения – покровительница Петербурга, любима и почитаема современными людьми не только в нашем городе, но во всем мире. Имя блаженной Ксении наполнено особым смыслом для жителей Сестрорецка.

Домовая церковь-часовня во имя этой святой, обустроенная в одном из корпусов Больницы № 40 в 1998-1999 годах, стала первым местом, куда верующие люди Сестрорецка смогли приходить после долгого периода духовного голода, когда в городе не было православного храма, места для соборной молитвы. Прошли годы. Настало время, когда маленькая домовая церковь перестала вмещать всех приходящих за молитвенной помощью к святой.

22 октября 2013 года на территории больницы был заложен закладной камень в основание храма святой блаженной Ксении, а уже 28 августа 2014 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение крестов и установка купола на храм.

7 ноября 2015 года были торжественно освящены и водружены на колокольню колокола храма. Молитва в домовой церкви не прекращалась во все время возведения храма. В памятные дни святой блаженной Ксении к строящемуся храму направлялся Крестный ход. Тогда богослужение в холодном, не отапливаемом храме, освещенном лишь пламенем свечей, напоминало молитвы первых христиан.

Труды во славу Божию многих и многих людей: жителей города, сотрудников и пациентов больницы, благотворителей позволили к дню памяти святой Блаженной Ксении Петербургской завершить строительство храма. 6 февраля 2016 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил чин освящения храма.

Авторы архитектурно-художественного проекта храма – Заслуженный художник РФ, Лауреат Государственной Премии РСФСР в области архитектуры, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Академии художеств И.Г.Уралов, архитекторы: Г.И.Уралов, Е.А.Уралова (Игнатова), Н.А.Левыкина (Архитектурная мастерская «Северная пчела»); автор фасадных мозаик – художник С.Г.Кобышева-Кузьмина.

Архитектура храма соединила традиции древнерусского зодчества и русской церковной архитектуры конца XIX – начала XX века, для которой характерно сочетание лаконичности, обобщенности крупных архитектурных форм с выразительностью немногочисленных деталей: пластической мощью гранитного цоколя и крестообразных гранитных порталов, мозаичных панно с образами Спасителя, Богородицы, святой блаженной Ксении и изображением Процветшего Креста, необычной формы оконных заполнений, изысканным окрытием купола и конхи.

Внутреннее пространство храма представляет собой цельную, продуманную, гармоничную композицию, которая сложилась по милости Божией путем трудов и усилий архитекторов, строителей, отделочников, благодетелей и жертвователей. Интерьеры храма продолжают архитектурное своеобразие его внешнего облика, отличаются превосходной светоносностью источников естественного освещения и акустикой. Светлое и строгое архитектурное пространство храма гармонично и пропорционально выверено. Ему соответствуют тактично введенные акценты золоченых деталей иконостаса, хороса и икон. Цветовое решение интерьера аналогично колористике фасада, что усиливает общее впечатление единства и скульптурности архитектурного образа.

Проект резного иконостаса разработан и изготовлен мастерами фирмы Вуд Проект (Н.Б.Лихтенфельд, С.А.Бобров, Г.В.Морозов). Иконостас соединил легкую византийскую резьбу, элементами и цветом отдаленно напоминающую убранство часовни Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, и композицию, вписывающуюся в лаконичное и современное архитектурное решение храма. Иконостас выполнен из дуба, выкрашенного в цвет слоновой кости с сохранением текстуры, с элементами золочения. Мастерами Вуд Проекта в храме святой Ксении Петербургской также изготовлены дубовые двери, киоты, Голгофский Крест (в сотрудничестве с иконописцем А.Довгием).

Иконы иконостаса выполнены в традициях холуйской иконописной школы. Холуй – известный с конца ХVII века в России иконописный центр, носитель Троице-Сергиева стиля иконописи. Она развивалась на основе византийских традиций. В течение нескольких веков сложился особый неповторимый стиль. Холуйские иконы славились и расходились по всей Руси. Иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге: Успенский Собор Московского Кремля, в Санкт-Петербурге – храм Воскресения Христова «Спас на Крови», где по эскизам художников Холуя создавалась мозаика. Холуй получал заказы на иконы из Болгарии, Македонии и Сербии. Холуйские иконописцы используют традиции иконописного письма темперными красками, разведенными на яичной эмульсии, способы декорирования на основе использования сусального и твореного золота, а также старинный способ наложения красок плавями, пришедший на Русь с традициями византийского искусства. Автор иконописных образов иконостаса – художник Холуйской художественной фабрики Тамара Белова, член Союза художников РФ. Тамара Белова закончила Холуйскую художественную профессионально-техническую школу, училась у таких мастеров, как М.Б.Печкин, В.Н.Седов, В.М.Гурылёв. Начинала творческий путь с создания лаковых миниатюр в традиционной для Холуя классической манере. Кисти Тамары Беловой принадлежат также замечательные портреты, среди которых портреты Святейших Патриархов Кирилла и Алексия II. Последние десятилетия Тамара Белова посвятила иконописи. Она выполняет как миниатюрные иконы, так и крупные монументальные образы. У мастера нет стилевых предпочтений, в её исполнении одинаково совершенно получаются иконы классического стиля и «фряжского письма», отличающегося внешней достоверностью в передаче материального мира.

Главный светильник храма – хорос (что по-гречески означает венчик, венец) с паникадилом внутри. Хорос – самый древний вид храмовых светильников, устроен в виде большого четырехметрового кольца, на котором помещены лампады и иконы. Хорос имеет 86 свечей – ламп, которые будут освещать храм в дни торжественных богослужений. Он изготовлен специалистами мастерской «Зеленый луч» города Сергиев Посад. По окружности хороса помещены двенадцать икон святых целителей – ходатаев пред Господом за недугующих и страждущих. Они просияли пред Богом своими подвигами в уврачевании душ и телес болящих. Нас встретят лики святых: апостола Иоанна Богослова, святого великомученика целителя Пантелеимона, бессребреников Космы, Дамиана, преподобного Агапита Печерского, святых мучеников Аникиты, Фотия, Трифона, Антипы, Ермолая, святых целителей Диомида и Кира. Собрав этих святых по ободу церковного светильника, Церковь подает входящему для размышления мысль о том, что для Бога нет проблемы исцелить человека, но укрепление веры и жизнь по ней – важнейшее условие, при котором врач добьется успеха. Медицинские средства дадут желаемый результат.

Храмы созидаются людьми по благословению Божию. Преподавая это святое благословение и милость, Господь избирает Себе людей, кому и ради кого сей храм зиждится. Сами строители своего избранничества могут и не знать, однако сердце их должно отличаться чистотой, бескорыстием и жертвенной любовью. Явив щедрость своей души, частицу своего сердца здесь оставили благотворители, благоукрасители, жертвователи – все те, кто тем или иным способом помогал великому делу возведения храма:

  • ООО «СМУ-303» Ген. Директор Мусихин Виктор Валерьевич,
  • Председатель совета директоров « SetiGroup» Шубарев Максим Валерьевич,
  • Генеральный директор « SetiGroup» Изак Ян Леонидович,
  • Давидан Евгений Леонидович,
  • Торговый дом «Мидас»,
  • Велькович Михаил Абрамович,
  • ООО «Спецодежда»,
  • УК «Обухово»,
  • ООО «Альянс»,
  • ООО «РЕАЛ-ПРО»,
  • ООО «Анкона»,
  • ООО «ЭТУ»,
  • ИКАПЛАСТ Трубный завод Генеральный директор Акопян Гарегин Акопович,
  • Президент Фармацевтической группы «РОСТА» Паникашвили Давид Исаакович,
  • Виноградова Надежда Павловна.

Бесспорно, храм стал архитектурной жемчужиной не только Сестрорецка, но всего нашего города. Однако, важно и духовное значение построенного храма, который наполняет весь больничный комплекс новым смыслом. Мы все искренне благодарим строителей, жертвователей. Молитвенно желаем всем благословения Божьего во всех делах и начинаниях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: