Православная молитва сестры за брата живого

#Молимся за врачей

Бог призывает нас заботиться о брате в Библии, но на самом деле большинство этих стихов действительно имеют в виду, что необходимо проявлять заботу о других людях. Тем не менее наши отношения с родными братьями так же важны, если не более, потому что они – наша семья. Молитва за брата – это слова, которые обеспечивают мощную энергетическую защиту кровного родственника.

Часто брат и сестра живут под одной крышей. Мы разделяем с ними свое детство, у нас так много общего. Они знают нас лучше всех, хотим мы того или нет. Вот почему мы должны упоминать этих родственников в наших молитвах за брата. Поднять братьев и сестер к Богу – одно из величайших благословений, которые мы можем дать им. Каким должно быть обращение к Творцу? Вот простые молитвы сестры за живого брата.

Молитва о благополучии

«Господи, большое спасибо за все, что Ты для меня сделал. Благослови меня. Каждый день Ты стоишь рядом со мной, утешая меня, поддерживая, защищая. У меня есть все основания быть благодарным за мою веру и за то, как Ты благословил меня. Прошу продолжать благословлять меня в повседневной жизни.

Но это не единственная причина, по которой я пришел в этот момент. Господи, сегодня я прошу благословить моего брата. Он так близок моему сердцу, и я хочу только лучшего для него. Я прошу, Господь, сделать его достойным человеком для Бога. Благословляй каждый шаг, который он принимает, чтобы он мог быть светом для других. Направляй его на истинный путь, когда он сталкивается с выбором. Дай ему надежных верных друзей и заботливых членов семьи, которые укажут, что Ты хочешь от его жизни. Дай ему проницательный ум, доброе сердце.

Господи, мы с братом не всегда ладим. Но я прошу принять эти разногласия и обратить их к чему-то, что сближает нас. Я прошу, чтобы мы не спорили, а становились ближе, чем были раньше. Я также прошу приложить больше терпения моему сердцу, дать ему больше терпения в отношении ко мне и тому, что я делаю, чтобы не раздражать его. Я хочу, чтобы, когда стали старше, мы сохранили счастливые воспоминания друг о друге.

Господь, я прошу благословить его будущее. Когда он движется вперед в своей жизни, я прошу вести его по пути, который уготован для него. Я прошу благословить его хорошими друзьями, сокурсниками и коллегами и дать ему любовь, которую он заслуживает. Благодарю, Господь, за то, что Ты всегда меня слышишь. Господи, мое сердце всегда открыто для Твоего голоса. Благодарю, Господь за все мои благословения. В Твоем святом имени я молю, аминь!»

Молитва о здравие за брата

Детальное описание из нескольких источников: «молитва о здравие за брата» – в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Самая сильная молитва за здравие больного человека – это молитва, произнесенная с глубокой верой, искренностью и чистосердечием. Такая молитва работает даже на расстоянии, часто творит настоящие чудеса, порою оказываясь сильнее самых дорогостоящих медицинских препаратов.

Читать молитву за здоровье больного разрешается как в стенах храма, так и у себя дома, перед иконами святых.

Просить о здравии и исцелении от болезни можно и за себя, и за своих родных и близких людей (родителей, детей, мужа, жену, других родственников и друзей).

Однако перед обращением к святым с просьбой нужно обязательно удостовериться, что заболевший был крещен в церкви. Конечно, ничто и никто не запрещает молиться за здравие человека не крещенного, но в этом случае эффективность может значительно снизиться.

Помочь больному исцелиться от своей хвори может не только самый сильный молитвенный текст, но и церковный молебен за здравие.

Он произносится священнослужителями в пределах богослужебного здоровья по предварительной просьбе заказчика. Заказывать молебен можно ежедневно, либо на месяц, либо на 40 дней.

В любом случае, он значительно повышает шансы поверженного заболеванием человека на выздоровление.

Любая молитва – это положительный энергетический посыл, обладающей большой силой и дающий веру в излечение, надежду на светлое будущее. Она позволяет передать больному позитивный настрой, в ходе которого состояние его здоровья начинает постепенно улучшаться, а недуг его – потихоньку отступать.

Часто течение болезни ухудшается из-за отсутствия у больного душевного равновесия – можно сказать, человек болеет душой. Молитва же о здравии, в этом случае, улучшает душевное состояние заболевшего, возвращает ему утерянный покой, помогает справиться с терзающими страхами и сомнениями.

Каким святым молиться о здоровье больного?

С молитвенными словами о здравии больного верующие чаще всего обращаются к самому Господу, к Пресвятой Богородице, к Блаженной старице Матроне Московской и к Николаю Чудотворцу.

Причина, по которой люди молятся за здравие Всевышнему и Богоматери, понятна и без разъяснения: в иерархической лестнице Высших сил они занимают самые верхние позиции.

В руках Господа сосредоточена судьба всего живого на Земле, в том числе и человечества.

Пресвятая Богородица, давшая этому грешному миру Спасителя, всегда являлась заступницей слабых, укрывала их своих надежным материнским крылом.

К Матронушке и Николаю Угоднику верующие обращают свои просьбы потому, что эти святые в православном христианстве являются одними из наиболее любимых и почитаемых.

Ещё при земной своей жизни Блаженная Матрона и Николай Чудотворец прославились своим даром врачевания, немалому количеству людей помогли обрести чудо исцеления.

Свидетельство тому – тысячи историй, записанных в церковных книгах и на православных сайтах (Матрона Московская), сохранившихся в древних рукописях, в христианских легендах и преданиях (Николай Угодник).

Читайте также:
Православная молитва перед выходом из дома - прошение святым на помощь и удачу, правила чтения

Высшим силам об исцелении

Особенность данной молитвы в том, что в ней идет обращение не к какому-то определенному представителю Высших сил, а ко всем: к самому Господу, к Богоматери, ко всем святым и ангелам.

Именно поэтому она считается одной из наиболее сильных молитв. Читать её, по возможности, лучше в стенах храма. Вместо скобок необходимо называть имя больного, которому требуется излечение от хвори.

Молитвы с просьбой об исцелении и здоровье, адресованные Господу Богу, читать следует перед иконой Спасителя, при зажженных свечах. Делать это можно как в церкви, так и у себя дома, если возможности посетить храм, в силу каких-либо причин, пока не имеется.

Первую молитву, текст которой представлен ниже, можно читать как для себя, так для своего родного или близкого человека. Словосочетания “Божья раба” можно заменить на “Божий раб”, вместо скобок называть имя захворавшего человека. Слова:

Другая молитва, обращенная к Богу, также считается одной из наиболее сильных. В ней просят о выздоровлении. Сила можно многократно увеличить, заказав в храме сорокоуст о здравии.

Пресвятой Богоматери

Первая молитва, адресованная Пресвятой Деве Марии, дает крепкое здоровье. Читать её также разрешается как в церкви, так дома, и обязательно – перед святым образом Богоматери. Молитвенные слова произносить можно для себя, для людей родных и близких.

Молитвенное правило второй молитвы о здравии, обращенной к Богородице, схоже с молитвенным правилом первой. Для произнесения этого текста обязательное условие – чтобы больной был крещенным. Желательно читать этот священный текст перед иконой Божьей Матери “Всех скорбящих радость”.

Матроне Московской

Блаженную старицу Матрону просить о здоровье и исцелении можно с помощью универсальной молитвы, известной каждому глубоко верующему человеку. Текст её уже неоднократно мелькал на нашем сайте, но приведем его еще раз:

Существует еще одна специальная молитва, с помощью которой просят Матронушку о здоровье. Слова в ней такие:

Молитвы Блаженной Матроне также читать необходимо перед ее ликом. Только вот не в каждой церкви можно отыскать икону Матронушки. Но вы можете без труда выйти из ситуации, если купите икону с изображением святой старицы себе домой и станете молиться дома. Матрона обычно никому не отказывает в помощи, ибо дала обещание помогать людям и после своей смерти.

Для повышения эффективности Церковь рекомендует перед ее произнесением окружить себя добрыми поступками: подавать милостыню, помогать всем нуждающимся, вносить пожертвования в храм. Матрона Московская обязательно оценит ваше милосердие и великодушие.

Николаю Угоднику

Николаю Чудотворцу молятся те, кто желает избавиться от недугов и обрести здоровье. Молитва читается перед образом святого старца (как в храме, так и дома). Читать молитвенный текст разрешается и для себя, и для своих родственников и близких, вместо скобок подставляя имя больного человека.

Обращаясь к представителям Высших сил об исцелении и здоровье, нельзя отказываться от медикаментозного лечения и всех необходимых медицинских обследований. Нужно помнить о том, что Высшие силы иногда помогают нам через других людей. Поэтому произнесение молитв и медицинское лечение должны идти параллельно, служить дополнением друг к другу, а не противостоять.

Очень хорошие молитвы, все доступно и понятно. Спасибо большое!

прошу всех СВЯТЫХ помогите моей доченьке стать на ноги после болезни,дай ГОСПОДИ.ей здоровья и семейного тепла

Сказано же: молитесь в храме или у себя дома! Но не на сайте же в интернете! Молиться надо интимно, сокровенно разговаривая с Господом и со Святыми, но не со всем миром, а тем более, посторонними людьми…!

Недавно перенесла серьезную операцию. Прохожу сейчас реабилитационный период, очень тяжело. Начала ежедневно молиться об излечении и здоровье. Чувствую, что становится после молитв намного легче.

Спасибо!Читала и молилась от сердца!

Забота о болеющем

Эта молитва за брата, который борется с тяжелой болезнью:

«Знаю, что для Тебя нет ничего невозможного. Верю в Твое мощное заступничество. Прихожу к Тебе и ищу исцеления моего болеющего брата. Пожалуйста, Боже мой, помоги моему брату пройти все эти страдания. Пожалуйста, помоги ему бороться с недугом. Прошу, прикоснись к нему своими исцеляющими руками и вылечи его, и пусть он не страдает слишком много. Я знаю, что в свое время, мой Бог, Ты исцелишь моего брата.

Надеюсь, скоро это произойдет, и если он должен страдать, дай ему силы бороться. И после всех страданий наконец исцели его и даруй жизнь на земле, чтобы жить с нами. Пожалуйста, дай ему еще один шанс, другую жизнь, мой Бог. Пожалуйста, излечи моего брата. Я прошу об этом через Христа нашего Господа. Аминь!»

ПОМОЩЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛИТВЫ ЗА БРАТА

Иногда случается так, что с нашими родными, любимыми людьми нас разводит судьба, они оказываются далеко от нас. Как проявить в таком свою заботу о ближних? Самое лучшее проявление заботы – молитва. Лучшая молитва за родственников дарует нам спокойствие, ведь подсознательно мы знаем, что нет защиты для наших близких более сильной, чем Божий Промысел. То же самое относится и к православной молитве за брата. Если у Вас есть любимый брат, который находится в путешествии, на службе в армии, у которого опасная работа, или он пребывает во тьме неверия, или болен — обязательно молитесь за него.

Православная молитва сестры за брата очень сильная, ведь вы соединены кровными узами. Если с Вашим братом случилась беда, просите знакомых православных христиан молиться за него, таким образом молитва усиливается. Подавайте записочки о здравии родного брата в православный храм. Большую силу имеет поминовение во время Божественной Литургии в течение 40 дней. О том, как заказать такую требу, Вам подскажут священники в храме или продавцы в иконных лавках.

Читайте также:
Молитва о даровании молитвы - прошение святым о помощи, правила чтения
Какому святому молиться за своего брата?

В первую очередь молиться в любой нужде следует Спасителю, поскольку Он – Отец наш небесный и хочет добра каждому человеку. Непременно следует молиться Божьей Матери.

  • Молитву за двоюродного брата, если он путешествует, следует возносить Николаю Чудотворцу и святым новомученикам Оптинским,
  • если находится в тюрьме – святой Анастасии Узорешительнице,
  • если болен – молитесь за любимого брата перед чудотворными исцеляющими иконами Богородицы, Архангела Рафаила, святителя Пантелеймона, святых Косьмы и Дамиана, святителя Луки Войно-Ясенецкого.
  • За брата военнослужащего молятся Архистратигу Михаилу, Александру Невскому, Иоанну Воину.
  • Церковную молитву за родного брата — возносите апостолу Андрею Первозванному, Николаю Чудотворцу, святому мученику Фоке Вертоградарю.
  • При любых проблемах молитесь святому, имя которого носит Ваш брат.
Чудодейственная православная молитва за брата

Молиться за родных необходимо даже (особенно) если вы находитесь в ссоре. Перед сильной молитвой за своего брата простите ему все обиды и прегрешения, ведь главным условием любой молитвы является чистое сердце, вера, и любовь к ближнему.

Текст православной молитвы за любимого брата своего

Господи, Отче Святой, Всемогущий, Вечный Боже, благословляем Тебя и благодарим за нашу семью, желающую жить в любви и согласии. Приносим Тебе наши печали, в Твои руки вверяем наше будущее. Боже, источник всякого блага, соделай, дабы мы всегда имели хлеб насущный, сохрани нас в здравии и мире, направь стопы наши ко благу. Позволь нам после счастливой жизни в этом доме встретиться вновь в вечной радости неба. Аминь.

Слушать на видео молитву о своих ближних

Искренние просьбы

Молитва за брата от сестры может быть и такой:

«Дорогой Господь, мой создатель! Я прихожу к Тебе, как только ищу милость и силу исцеления моего брата. Иисус возложил на него тяжкое испытание недугом. Во имя Иисуса, Аминь. Пусть любая операция будет отменена, дай ему новую жизнь! Я верю Тебе, потому что в Иисусе могущественное имя, я молю, аминь!»

Молитва за живого брата всегда обращена к Создателю:

«Небесный Отец, Бог, прежде всего, прошу исцелить тело моего брата. Господи, Ты один можешь исцелить, освободить и избавить! Я ищу Тебя, Господи, Твоей единственной помощи, которую я знаю. Ты — настоящая помощь во время беды. В твоем слове говорится, что страдание — удел праведников. Исцели его, Господи, ради имени Твоего. Во имя Иисуса, Аминь!»

Подведем итоги

Христианские молитвы несут сильную энергетику. Самой мощной считается просьба к Богу, прочитанная матерью за своего ребенка. Но и другие родственники должны просить Создателя за человека, попавшего в беду. Когда брат заболел, молиться за него должна и сестра. И даже в случае если этот родственник ушел из жизни, надо продолжать беспокоиться о душе усопшего. Чтобы она обрела вечный покой.

Тексты молитв написаны в Библии. В церкви можно приобрести специальные сборники молитв. Просьба за родственника, произнесенная искренне, всегда будет услышана Создателем.

Молитва сестры за брата живого

Молебенью является обращение к Всевышнему, причем оно необходимо не только за самого себя, но также и за других, в особенности родных. Православное молитвословие сестрицы за братца представляет собою пожелание, идущее от чистого сердца для него лишь самого лучшего. В христианской религии одной из наиболее важных молитвословий считается как раз-таки прошение за других (которая еще именуется ходатайственной). Проявление любови к ближнему своему – это главное условие для исполнения Господней заповеди, то бишь любовь к ближнему, которая не имеет никакого смысла без произнесения молитвенного текста за него.

Следует отметить, что христианское молитвенное прошение за родного человека несет в себе необычайную силу, так как православный верующий соединен со своими близкими кровными узами. Если случилось несчастье с родным человеком, то не лишним будет попросить знакомых верующих дабы, те произнесли молитвенный текст за него, что в свою очередь сделает молитвословие более сильным. Можно также подать записку в православную богомольню о здравии братца. Имеет значительную силу поминовение в период Божественной Литургии на протяжении 40 дней. А вот о том, как именно можно заказать требу могут подсказать продавцы в храмовых лавках или же священнослужитель в богомольне.

Молитва за брата от сестры

В жизни иногда бывает судьба распоряжается так, что человек разлучается со своими родными и близкими, оказываясь далеко друг от друга без какой-либо возможности проявить свою заботу. В этом случае наиболее лучшим способом для ее выражения станет молитвословие. Сильная молебень за родственников может подарить верующему спокойствие, т. к. подсознательно человек знает, что нет более лучшей защиты для родных, чем Помысел Господний. Христианская молитва за брата от сестры также не является исключением. Если у вас есть брат, который проходит службу в армии, путешествует, у него опасная работа, или же его одолевает недуг или он находится во тьме безверия, то обязательно необходимо возносить за него молитвословие.

Молитва сестры за брата живого

Молебенью является обращение к Всевышнему, причем оно необходимо не только за самого себя, но также и за других, в особенности родных. Православное молитвословие сестрицы за братца представляет собою пожелание, идущее от чистого сердца для него лишь самого лучшего. В христианской религии одной из наиболее важных молитвословий считается как раз-таки прошение за других (которая еще именуется ходатайственной). Проявление любови к ближнему своему – это главное условие для исполнения Господней заповеди, то бишь любовь к ближнему, которая не имеет никакого смысла без произнесения молитвенного текста за него.

Читайте также:
Молитвы от одиночества и тоски для мужчин и женщин: прошение святых о успешном замужестве

Следует отметить, что христианское молитвенное прошение за родного человека несет в себе необычайную силу, так как православный верующий соединен со своими близкими кровными узами. Если случилось несчастье с родным человеком, то не лишним будет попросить знакомых верующих дабы, те произнесли молитвенный текст за него, что в свою очередь сделает молитвословие более сильным. Можно также подать записку в православную богомольню о здравии братца. Имеет значительную силу поминовение в период Божественной Литургии на протяжении 40 дней. А вот о том, как именно можно заказать требу могут подсказать продавцы в храмовых лавках или же священнослужитель в богомольне.

Самая сильная молитва за брата

Какому богоугодному произносить молитвенный текст? Ниже приведен краткий список к каким Божьим праведникам можно обращаться в молитвословии за родного человека:

  • Читать молебень при возникновении какой-либо нужды в первую очередь необходимо Всевышнему, ибо Он – наш Отец небесный, который желает любому православному христианину лишь добра.
  • Также молитва о брате родном должна возноситься и пред ликом Пречистой Девы Марии.
  • Богоугоднице Узорешительнице Анастасии следует произносить молебень если братец находится в тюремном заключении.
  • Храмовое молитвословие за родного братца нужно произносить богоугодному страдальцу Фоке Вертоградарю, Господнему посланнику Андрею Первозванному и Николаю Мирликийскому.
  • Молитва за брата о здравии должна возноситься пред чудотворными излечивающими ликами Небесной Царицы, богоугодных Даминиана и Косьмы, Архангела Рафаила, праведника Луки Войно-Ясенского, а также чудотворца Пантелеймона.
  • За близкого человека, пребывающего на воинской службе читают молебельный текст Иоанну Воину, Архистратигу Михаилу и Невскому Александру.
  • Молитва Николаю Чудотворцу о брате должна проговариваться, когда тот находится в дали от дома, к примеру, в путешествии. Возносить молитвенное прошение к праведным новострадальцам Оптинским также можно в этом случае.

А при появление каких-либо проблем проговаривайте молитвенное обращение тому богоугодному, чье имя носит родной человек.

Вот какими словами обращаются к Господу за брата своего:

«Господи, Отче Святой, Всемогущий, Вечный Боже, благословляем Тебя и благодарим за нашу семью, желающую жить в любви и согласии. Приносим Тебе наши печали, в Твои руки вверяем наше будущее Боже, источник всякого блага, соделай, дабы мы всегда имели хлеб насущий, сохрани нас в здравии и мире, направь стопы наши ко благу. Позволь нам после счастливой жизни в этом доме встретиться вновь в вечной радости неба. Аминь»

Покаяние царя Манассии

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

Манассия, ветхозаветный царь евреев, совершил столько грехов пред Богом, сколько вряд ли совершал кто-либо еще. В течение пятидесяти двух лет он силой заставлял народ поклоняться идолам и бесам, приказывая евреям отречься от Бога. И отреклись от Бога и он сам, и дети его, и вся его семья. А тех, кто не хотел поклоняться идолам и приносить жертву демонам, он сживал со свету в самых жестоких мучениях.

Итак, этот царь совершил столько грехов, что и выразить этого невозможно. Но Пресвятой Бог, желая проявить глубину Своего милосердия и безграничную жалость к людям, привел Своими судьбами Манассию к покаянию. И как же?

Этот царь, хоть и был очень плохим, но происходил из благого рода. Отец его, Езекия, царь, благоугодивший Богу, жил во времена пророка Исаии (см. 4 Цар. 18–20). Думаю, это он умолил Бога обратить своего сына, отторгнувшегося от Творца неба и земли. И как же Бог обратил его? А вот как.

Видя злобу и неверие Манассии и таковое помрачение ума его — что он не только сам отошел от Бога, но и весь народ завел в погибель, принуждая его отречься от Бога, — Он, знающий, как привести к покаянию каждого, надел на него узду и затянул поводья, как сказано в Псалтири: «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс. 31, 9).

Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам

Так произошло и с этим царем. Ибо если бы Бог оставил его так, то он никогда бы не покаялся сам. Но Бог послал из Вавилона бояр царя Асура с большим войском, и они захватили Иерусалим, а царя Манассию увели в рабство (см. 2 Пар. 33, 11). Связали они его и бросили в крошечную клетку, в которой он не мог даже распрямиться в полный рост. И прикована была голова его к ногам двумя медными цепями. И бросили его в эту клетку, где он не мог даже приподнять голову, но все время лежал неподвижно, свернутый калачиком.

Царь Асур думал, что он протянет так с неделю или и того меньше, и давал ему еду лишь два раза в неделю — хлеба из отрубей да воды. И всё спрашивал царь Вавилонский слуг своих:

— Не умер еще царь Манассия ?

Читайте также:
Псалом 6: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

— Не умер, Ваше Величество. Он еще жив и шевелится в своей клетке! Что за невидаль!

И прожил царь в этой клетке, скованный цепями, не неделю и не месяц, и даже не десять месяцев, а более семи лет. И жуткое это было чудо — видеть человека, закованного голова к ногам, подавать ему мало-мальски воды да хлеба из отрубей пару раз в неделю, а он всё живет и живет.

И от царя этого, у которого Бог не пожелал отнять искру жизни, от таковых мучений, страданий и наказаний, которые он перенес там в столь горькой скорби, осталась одна кожа да кости. Представьте себе, каково ему было там. И вот тогда он вспомнил о Боге и сказал себе: «Бог навел на меня это мучение и наказание за то, что я прогневал Его — и сам отвернулся от Него, и народ Божий принудил приносить жертву идолам !»

И он думал в сердце своем: «Коль Бог сохранил меня доныне в живых, то чего же Он хочет от меня? Конечно же, Он хочет моего спасения!»

И тогда он возопил из глубины души, стал проливать слезы и горячо молиться Богу: «Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев, Боже неба и земли! Господи Боже, коли Ты сотворил милость со мною, столько лет не позволяя мне умереть, но мучиться в этих тяжких цепях, и не обрывая ниточку жизни во мне, то, видно, Ты ждешь моего обращения к Тебе.

Я не могу, Господи Боже мой, преклонить колен моих, не могу припасть к земле, ибо скован этими тяжкими цепями железными и медными, свернувшими меня в кольцо, голова к ногам, и молиться Тебе.

Не могу я класть поклонов, не могу рассыпаться в прах, ибо я закован. Но молю Тебя, Господи Боже, и преклоняю колени сердца моего: вспомни, Господи, что если Ты сотворишь милость с праведниками, то это будет неудивительно. Ты не положил покаяния Аврааму, Исааку, Иакову и колену его праведному, а назначил покаяние грешникам.

Посему, Господи Боже, если Ты сотворишь милость со мною, если взглянешь на сердце мое и обратишь меня к покаянию, если простишь меня со всеми грехами моими, которых больше, нежели песка на берегу морском, тогда явлено будет, Господи, сколь неизреченна милость Твоя и непостижима благость Твоя…»

И когда он молился так из глубины души и проливал потоки слез с великой болью в таковых мучениях своих, Пресвятой Бог вспомнил о нем и положил на мысль царю тому, по имени Асур, снять с него цепи и выпустить из клетки, из этого страшного его узилища.

И когда его выпустили, то он, поскольку очень долго был скован цепями, стал кувыркаться и катиться колесом. Кости его скруглились, и он не мог более выпрямиться. Представьте себе, как же жалко было видеть человека, свернутого калачиком, одна кожа да кости! Подумайте, какая жалость!

И заплакали язычники вавилонские, говоря:

— И в этом человеке еще теплится жизнь? Да человек ли вообще это существо?

Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния!

Тогда дали ему свободу и начали подкармливать понемножку, ухаживали за ним, и через несколько месяцев он встал на ноги. И как только он поднялся и поправился, царь Вавилонский сказал:

— Бог, Которому он поклоняется, простил его ради его столь сильного раскаяния! — и направил его назад в Иерусалим, чтобы ему снова быть там царем.

И Манассия опять воцарился и привел весь народ к богопочитанию, совершая всякие добрые дела, какие только мог, до самого конца своей жизни и написал ту великую молитву, которую мы читаем сейчас на Великом повечерии и которая называется молитвой Манассии, царя Иудейского 1 .

Ты видел премудрость Божию? Ты слышал, что вершит Бог? Царя-язычника, грехи которого превзошли числом звезды небесные и песок морской, Он обратил в царя святого, потому что тот раскаялся из глубины души, пролил горькие слезы и страдал столько лет в таком посте, мучении и боли! Но тем не менее он не потерял надежду на милость Божию.

31 марта 2017 г.

1 В Священном Писании молитва царя Манассии находится в конце 2-й книги Паралипоменон. Великое повечерие совершается вечером в первые четыре дня Великого поста — в понедельник, вторник, среду и четверг, на нем читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского.

Молитва Манассии — даже цари, президенты и патриархи нуждаются в покаянии.

Молитва покаяния Манассии — назидание потомству в пример.

Составил и редактировал текст Зайченко А.С.

2 Паралипоменон 36:24.

Самый великий грешник по великой милости Всемогущего Бога при искреннем покаянии может получить прощение и благословение. Примером тому может служить покаянное воззвание царя Манассии.

Молитва Манассии, царя Иудейского — крик отчаяния, пример для подражания для тех грешников, которые, по их мнению, и мнению окружающего мира, уже не заслуживают прощения.

Актуальность темы.

Молитва Манассии — это неканоническая вставка во второй книге Паралипоменон (2 Пар. 36), которой завершается цикл исторических книг Ветхого Завета, посвященных истории Израиля и Иудеи.

В отечественной библеистике мало значения предавали данной теме и поэтому мы вряд ли найдём историю исследования молитвы Манассии.

В 1906 году в свет вышел 3-й том Толковой Библии, в которой профессор Александр Павлович Лопухин, толкуя 2-ю книгу Паралипоменон, выделяет три важных факта о молитве Манассии:

Читайте также:
Молитва от злых соседей: защита святых от шумных и плохих людей и от конфликтов с ними

Во-первых, он настаивает на том, что молитва имеет позднейшее происхождение, скорее первую половину 1 века, накануне разрушения римлянами восставшего Иерусалима (70 год н.э.).

Во-вторых, исследователь впервые указывает на размещение молитвы в Септуагинте и в Синодальной Библии:

В-третьих, в Толковой Библии присутствует мысль, которая имеется в молитве Манассии и которая противоречила учению православной церкви о том, что патриархи не имели нужды в покаянии.

В 1995 году Сергей Аверинцев пришел к выводу, что эта молитва имеет происхождения в еврейской среде и относится к дохристианской иудейской сектантско-апокрифической литературе, оказавшей огромное влияние на становление ранней христианской литературы.

Молитва Манассии «является прекрасным образцом покаянной молитвы, какая могла бы читаться в синагоге в Судный день и этим напоминает покаянную молитву царя Давида — Псалом 50.

Кто такой царь Манассия

Манассия, сын великого пророка Божьего, правителя иудейского Езекии, в возрасте 12 лет взошел на трон. Воспитанный в поклонении великому Богу, он быстро забыл наставления отца и стал поклоняться идолам, ища у них защиты и помощи. Из книги Старого Завета 4 Царств известно, что новый правитель царствовал 55 лет. За это время царь Манассия стал подражателем религий народов, прогнанных Богом от лица Своего.

Жертвенники Валааму, разрушенные верным Езекией, были восстановлены. Великий Творец был забыт, народу было приказано поклоняться солнцу, луне, жертвенники им возвели в Господних дворах.

Иерусалимский храм на то время был единственным местом на земле, в котором совершались богослужения истинному Создателю мира, земля же наполнилась жертвенниками идолам. 45 лет в жестокости правил Манассия, пока в 647 году до нашей эры царь Ассирийский не пошел войной на Иудею, полонил Манассию и заковал его в кандалы. На 70 лет народ иудейский был угнан в вавилонский плен.

Проведя в пленении около семи, сидя в клетке и питаясь водой и хлебом, которые давали 2 раза в неделю, вероотступник не мог не вспоминать всех благодеяний, содеянных Творцом его отцу Езекии, и обратился он к Всевышнему Богу в искреннем покаянии, когда ему грозила смерть в котле.

По сведениям устной Торы Миндраша, Манассию посадили в котел, стоящий на огне. Он начал взывать к идолам, когда те не ответили, вспомнил о Боге.

Молитва

[МОЛИТВА МАНАССИИ, ЦАРЯ ИУДЕЙСКОГО, КОГДА ОН СОДЕРЖАЛСЯ В ПЛЕНУ В ВАВИЛОНЕ Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного [а], сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев [б] прещения Твоего на грешников [в]! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего [г], ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние [д] и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным [е] Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами [з], так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое [и]: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости [к]. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не оссуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей [л], потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.]

Даже небесные ангелы возмутились, услышав в молитве Манассии, царя Иудейского, претензию к Всевышнему. Он сказал, что, если Бог не поможет, тогда Он такой же, как все идолы. Человек бы возмутился, обиделся, но только не Бог.

Покаяние Манассии

Господь услышал в этих словах истинное раскаяние и отчаяние. В душе Манассии не было истинной веры, несмотря на воспитание великим пророком. Милостивый Творец увидел сердце 59-летнего старца, наполненное раскаянием и поверил ему. Господь расположил сердце ассирийского правителя не только освободить пленника, но и вернуть тому царствование.

Молитва Манассии

Особый интерес, естественно, представляла молитва Манассии. Поскольку Манассия был настолько законченный и печально известный грешник, его искупление молитвой было ясным указанием на то, что все люди могли бы найти прощение, если бы должным образом покаялись, и это представляло большой теологический интерес. Естественно, было бы интересно узнать содержание этой молитвы, особенно после того, как летописец говорит, что молитва существует в записи, несмотря даже на то, что сам он ее не приводит.

2 Пар., 33: 18–19. Прочие дела Манассии, и молитва его к Богу своему, и слова прозорливцев, говоривших к нему именем Господа, Бога Израилева, находятся в записях царей Израилевых. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему, и все грехи его и беззакония его, и места, на которых он построил высоты и поставил изображения Астарты и истуканов, прежде нежели смирился, описаны в записях Хозая.

Если под «записями царей Израилевых» подразумевается библейская Четвертая книга Царств, то летописец допускает ошибку, поскольку молитва не может быть обнаружена там (или, во всяком случае, не обнаруживается там). Что касается «слов прозорливцев», в которых можно обнаружить молитву, то они утеряны.

Читайте также:
Всяк человек ложь: толкование и текст псалма 115, что говорит церковь

Однако в более поздние годы, возможно примерно в 100 г. до н. э., эта молитва была написана неизвестным поэтом, молитва, предназначенная для использования ее грешниками, которые жаждали милости. Это была короткая молитва, всего лишь из пятнадцати стихов, но она была настолько красива, что легко было посчитать, что в действительности это была та самая молитва, которая была произнесена Манассией в ассирийской темнице. Поэтому ее стали включать в некоторые издания Библии как молитву Манассии.

В частности, она была включена в греческий перевод Библии, которая циркулировала среди грекоязычных иудеев города Александрии в Египте.

Этот перевод назван Септуагинтой (от латинского слова «семьдесят»), Согласно легенде, царь Египта Птолемей II был в хороших отношениях со своими подданными, александрийскими иудеями, и согласился помочь им подготовить перевод их святых книг. Он привел к ним семьдесят два ученого (в более поздних преданиях это число изменено на семьдесят) из Иерусалима за свой собственный счет и велел им перевести на греческий первые пять книг Библии (Пятикнижие). Это был первый перевод какой-либо из библейских книг на иностранный язык. В течение последующих двух столетий были переведены и другие книги Библии, и они в конечном счете включили в себя предполагаемую молитву Манассии (которая, что и говорить, могла быть первоначально написана на греческом).

Примерно в 90 г. н. э. еврейские ученые собрались в иудейском городе Ямния (Jamnia), который находится в тридцати милях к западу от Иерусалима. За двадцать лет до этого римляне разграбили Иерусалим и разрушили Храм, и иудеи были рассеяны за границей. Только Библия и принципы иудаизма, которые она содержала в себе, могли бы скрепить их. Поэтому должна была быть одна стандартная Библия для всех иудеев, и ученые должны были решить, из каких книг будет состоять эта Библия.

Книги, которые они приняли, теперь составляют еврейскую Библию. Тем не менее, они не приняли те книги, которые были написаны после 150 г. до н. э., хотя они и были поучительными. Слишком явно они были творением людских рук, нежели Бога. Одной из таких книг, не принятых еврейскими учеными, была молитва Манассии.

Тем не менее, некоторые из исключенных книг остались в Септуагинте. Христианские ученые использовали Септуагинту, и, когда были сделаны латинские переводы, книги, исключенные еврейскими учеными, были переведены и сохранились. Некоторые все еще можно обнаружить в Библии на английском языке, используемой католиками по настоящее время.

Иероним, который, возможно, в 400 г. подготовил Вульгату, или официальную латинскую Библию, теперь используемую католической церковью, жил в Палестине, изучал еврейский язык, пользовался помощью раввинов и сверял с еврейскими версиями Библии, а также Септуагинтой. Он знал о содержащихся в книгах различиях.

Для книг, которые есть в греческой версии, но которых нет в еврейской, Иероним использовал слово «апокрифы». Это слово означает «скрытые», и, в конце концов, некоторые из книг в греческой Библии были удалены, следовательно, «скрыты» от читателей, которые изучали еврейскую Библию. Так, молитва Манассии становится одной из апокрифических книг.

Протестантские версии Библии (включая Библию короля Якова) следуют еврейскому методу и не включают апокрифы. По этой причине молитву Манассии невозможно обнаружить в Библии короля Якова. Как бы то ни было, апокрифические книги были переведены на английский язык переводчиками короля Якова и присутствуют также в Исправленном стандартном переводе. Поскольку перевод был сделан с греческого, то там используется греческая форма имени Манассия, с «с» на конце, поэтому книга называется «Молитвой Манассеса». Однако в Исправленном стандартном переводе это «Молитва Манассии».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

21:1–26 Отступничество во времена Манассии и Аммона

21:1–26 Отступничество во времена Манассии и Аммона 21:1—18 Манассия. Манассия вернулся к путям своего деда Ахаза, отменив все реформы Езекии, словно их никогда и не было. Были возобновлены высоты, расцвел культ Ваала и Астарты как во времена Ахава в Израиле; даже Храм был

Что такое умная молитва, сердечная молитва?

Что такое умная молитва, сердечная молитва? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой.

Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва

Глава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва Вопрос: Если наша молитва не влияет на решения Творца, то выходит, мы сами не влияем на ход событий? Или все же каким-то образом влияем?Ответ: Любое ощущение человека, даже такое, которое он сам не ощущает, которое проскакивает

Приложение 5. Идентификация эры Манассии в археологических данных

Приложение 5. Идентификация эры Манассии в археологических данных Эпоху Манассии не так легко определить археологически, то есть определить конкретные городские уровни, построенные в городах по всей Иудее во время его правления. Несмотря на то, что в Иудее керамика

Читайте также:
Псалом 67: текст молитвы, значение и история, толкование, для чего читают и правила чтения священного текста

Первая молитва: молитва всей Церкви

Первая молитва: молитва всей Церкви Затем предстоятель обращается к народу: «Помолимся». По этому призыву всё собрание замирает и пребывает в молчании. Не должно быть в храме больше никакой суеты, всем надо сосредоточиться.Из этого можно извлечь один общий урок.

Дополнение во 2 Пар : молитва царя Манассии.

Дополнение во 2 Пар : молитва царя Манассии. Во 2 Пар 33:12–13 читаем: «привел Господь военачальников царя Ассирийского и заковали они Манассию… и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа… и помолился Ему и Бог преклонился к нему, и услышал моление

Молитва Манассии, царя Иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне (как образец покаянной молитвы)

Молитва Манассии, царя Иудейского, когда он содержался в плену в Вавилоне (как образец покаянной молитвы) Господи Вседержителю, Боже Отец наших, Авраамов и Исааков и Иаковль и семене их праведнаго, сотворивый небо и землю со всею лепотою их и связавый море словом повеления

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день)

Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы

Наделы Ефрема и Манассии

Наделы Ефрема и Манассии 1 Надел Иосифа начинался у Иордана иерихонского a, к востоку от иерихонских вод, и тянулся оттуда через пустыню до нагорий Вефиля. 2 Он продолжался от Вефиля к Лузу, переходил к землям аркитян в Атароте, 3 спускался на запад к землям иафлетян до

Восточная половина рода Манассии

Восточная половина рода Манассии 23 Народ половины рода Манассии был многочислен. Они населяли страну от Башана до Баал-Хермона, Сенира и горы Хермон.24 Вот главы их семейств:Ефер, Иший, Елиел, Азриил, Иеремия, Годавия и Иагдиил — доблестные воины, прославленные мужи, главы

Потомки Манассии

Потомки Манассии 14 Потомки Манассии:Асриил, которого родила наложница его арамеянка. Она родила Махира, отца Галаада. 15 Махир взял себе в жены Мааху, сестру Хупима и Шупима.Другого потомка Манассии звали Целофхад; у него были только дочери a.16 Жена Махира Мааха родила сына

Сторонники Давида из рода Манассии

Сторонники Давида из рода Манассии 19 Когда Давид пошел с филистимлянами воевать против Саула, к нему перешли некоторые из рода Манассии. (Давид и его люди не помогали филистимлянам, потому что их правители, посоветовавшись, отослали его прочь. Они сказали: «Если он

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову

20. И благословил их в тот день, говоря, тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии

20. И благословил их в тот день, говоря, тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии Торжественное принятие сынов Иосифа в семью патриарха Иакова, вероятно, было необходимо ввиду возможных после его

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского)

Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам,

Молитва Манассии, царя Иудейского

Самый великий грешник по великой милости Всемогущего Бога при искреннем покаянии может получить прощение и благословение. Примером тому может служить покаянное воззвание царя Манассии.

Молитва Манассии, царя Иудейского — крик отчаяния, пример для подражания для тех грешников, которые, по их мнению, и мнению окружающего мира, уже не заслуживают прощения.

Кто такой царь Манассия

Сын великого пророка Божьего, правителя иудейского Езекии, в возрасте 12 лет взошел на трон. Воспитанный в поклонении великому Богу, он быстро забыл наставления отца и стал поклоняться идолам, ища у них защиты и помощи. Из книги Старого Завета 4 Царств известно, что новый правитель царствовал 55 лет. За это время царь Манассия стал подражателем религий народов, прогнанных Богом от лица Своего.

Жертвенники Валааму, разрушенные верным Езекией, были восстановлены. Великий Творец был забыт, народу было приказано поклоняться солнцу, луне, жертвенники им возвели в Господних дворах.

Читайте также другие статьи о пророках:

Иерусалимский храм на то время был единственным местом на земле, в котором совершались богослужения истинному Создателю мира, земля же наполнилась жертвенниками идолам. 45 лет в жестокости правил Манассия, пока в 647 году до нашей эры царь Ассирийский не пошел войной на Иудею, полонил Манассию и заковал его в кандалы. На 70 лет народ иудейский был угнан в вавилонский плен.

Читайте также:
Акафист и молитвы Божией Матери пред ее иконой "Древо Пресвятой Богородицы" - священные тексты Богоматери о помощи

Проведя в пленении около семи, сидя в клетке и питаясь водой и хлебом, которые давали 2 раза в неделю, вероотступник не мог не вспоминать всех благодеяний, содеянных Творцом его отцу Езекии, и обратился он к Всевышнему Богу в искреннем покаянии, когда ему грозила смерть в котле.

По сведениям устной Торы Миндраша, Манассию посадили в котел, стоящий на огне. Он начал взывать к идолам, когда те не ответили, вспомнил о Боге.

Покаянная молитва царя Иудейского Манассии

Совершив столько злодеяний против людей и Господа, по человеческим понятиям прощение невозможно, такой грешник достоин самой страшной смерти, но Творец не человек.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших: Авраама, и Исаака, и Иакова, и семени их праведного, сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший её страшным и славным именем Твоим, Которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоей, потому что никому не устоять пред великолепием славы Твоей, и нестерпим грозный гнев Твой на грешников! Но безмерна и непостижима милость обетования Твоего; ибо Ты Господь высочайший, милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеющий о злых делах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и прощение согрешившим Тебе и, по множеству сострадания Твоего, определил покаяние грешникам во спасение. Так вот, Ты, Господи, Боже Сил, не положил покаяния праведным Аврааму, и Исааку, и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне, грешнику, потому что я согрешил более числа песка морского. Умножились беззакония мои, Господи, умножились беззакония мои, и недостоин я взглянуть, и увидеть высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими узами железными, так что не могу поднять головы моей, и нет мне облегчения, потому что возбудил я гнев Твой и злое пред Тобою сотворил: не исполнил воли Твоей и не сохранил повелений Твоих. И ныне преклоняю колени сердца моего, нуждаясь в Твоей благости. Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю; но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими, и, навеки разгневавшись, не соблюди злых дел моих, и не осуди меня в глубочайшие места земли. Ибо Ты, Боже, — Бог кающихся, и на мне явишь всю благость Твою, ибо Ты спасешь меня, недостойного, по великой милости Твоей, и я буду восхвалять Тебя непрестанно во все дни жизни моей, ибо Тебя воспевают все Силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.

Даже небесные ангелы возмутились, услышав в молитве Манассии, царя Иудейского, претензию к Всевышнему. Он сказал, что если Бог не поможет, тогда Он такой же, как все идолы. Человек бы возмутился, обиделся, но только не Бог.

Господь услышал в этих словах истинное раскаяние и отчаяние. В душе Манассии не было истинной веры, несмотря на воспитание великим пророком. Милостивый Творец увидел сердце 59-летнего старца, наполненное раскаянием и поверил ему. Господь расположил сердце ассирийского правителя не только освободить пленника, но и вернуть тому царствование.

Ещё интересные статьи о Библии:

В покаянной молитве царя Иудейского каждый грешник может видеть пример великой любви Творца и силы Его прощения.

Важно! Только премудрый Господь, Вершитель судеб, грешника, у которого грехов было больше, чем звезд на небе и песка на морском берегу, сделал святым и верным Богу до конца жизни.

Господь обязательно придет на помощь тем грешникам, которые искренне раскаиваются в своих проступках, видя их мерзость, сделанную перед Творцом и людьми, просят прощения у Бога и далее ведут праведный образ жизни.

Молитва Манассии – сильная покаянная молитва царю, когда и как читать

Кафедра новгородских святителей

Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

«Приклоняю колена сердца»: покаяние царя Манассии в православном богослужении

  • | Печать |

Подробности 26.06.2016 00:23 Просмотров: 2029

«Первая заповедь, данная Спасителем мира всему без исключения челове­честву, есть заповедь о покаянии: начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф. 4:17). Эта заповедь объемлет, заключает, совмещает в себе все прочие заповеди.

Господь, умилосердив­шись над падшими и погибшими человеками, всем даровал покаяние в един­ственное средство к спасению, потому что все объяты падением и погибелью». Таково значение покаяния в жизни христианина. Не покаявшись, невозможно стать членом Церкви. Без постоянного покаяния, раскаяния и сокрушения пред Богом о своих грехах невозможна и жизнь христианина. Между тем, в наше время многие, приходящие в Церковь, не осознают нужды в покаянии и не стремятся раскаяться в совершенных прежде ошибках. Этим определяется актуальность выбранной темы.

Покаяние не было совершенно новым установлением Спасителя мира. Им, как спасительным врачевством и средством примирения с Богом, пользовались люди и до пришествия на землю Обетованного Мессии. Образы покаявшихся грешников мы находим в Ветхом Завете. Среди них можно назвать блудницу Раав, царя Манассию, жителей столицы ассирийского царства — Ниневии. От­дельное место занимает покаяние царя Давида. Его 50-й псалом на протяжении трех тысяч лет остается эталоном плача грешника о своем согрешении. Неда­ром эта покаянная песнь заняла значительное место в новозаветном богослу­жении и доныне читается в православных храмах по нескольку раз за сутки на протяжении всего года. Предметом нашего исследования стало покаяние царя Манассии и его место в православном богослужении.

Читайте также:
Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в деньгах и материальном благополучии

Наиболее авторитетные святоотеческие комментарии на покаяние Манас- сии мы встречаем у святителя Иоанна Златоуста в гомилиях на книгу Бытия и послании к Феодору падшему. Из современных комментаторов можно назвать профессора А. П. Лопухина («Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Бытие — притчи Соломона.»), епископа Виссариона (Нечаева) («Уроки покаяния в Великом каноне святого Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний»), П. А. Юнгерова («Введение в Ветхий Завет. Частное историко-критическое введение в Священ­ные Ветхозаветные книги») и Р. З. Ороховатскую («Новый Библейский коммен­тарий: В 3 ч. Ч. 1. Ветхий Завет. Книга Бытие — Книга Иова»).

Святитель Иоанн Златоуст приводит в пример благое произволение Манассии к богоугождению, несмотря на множество предшествовавших покаянию согрешений: «Манассия дерзнул на бесчисленные злодеяния, потому что про­стер свои руки на святыню, внес в храм мерзости, наполнил город убийства­ми и совершил многие другие непростительные беззакония. И однако после

таких великих преступлений он от всего того очистился. Каким же образом? Покаянием и добрым произволением». Манассия является примером того, что не нужно отчаиваться в возможности исправления для себя, насколько бы грешен ты не был: «Если бы он, посмотрев на величину своих беззаконий, отчаялся в своем обращении и исправлении, то лишился бы всего, что получил после того. А теперь, воззрев вместо преизбытка своих грехов на беспредель­ность Божия благоутробия и расторгнув дьявольские оковы, он восстал, подвизался и совершил добрый путь».

Можно сказать, что покаяние Манассии вполне соответствует тем «критери­ям» покаяния, которые были выработаны преподобными отцами периода золо­того века христианского монашества. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приво­дит изречение преподобного Пимена Великого, из которого мы можем выявить условия покаяния, необходимые для члена новозаветной Церкви: «Что значит покаяться? Значит сознаться в своих грехах, раскаяться в них, оставить их и уже более не возвращаться к ним». Таким образом, можно выделить четыре основных критерия покаяния:

осознание своих грехов;
раскаяние в них;
оставление их;
недопущение их впредь.

У Манассии мы видим исполненными все эти требования. Об осознании царем своего греха в Писании говорится: «И узнал Манассия, что Господь есть Бог» (2 Пар. 33:13). (Ибо что еще нужно для идолопоклонника, чтобы сознать свое нечестие и заблуждение, как не признание истинным Богом Бога Изра­илева, а не богов языческих?) О раскаянии его говорится: «Он стал умолять лицо Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих» (2 Пар. 33:12). А для того, чтобы оставить своей грех и никогда уже более к нему не воз­вращаться, Манассия «низверг чужеземных богов и идола из дома Господня и все капища, которые соорудил на горе дома Господня и в Иерусалиме, и вы­бросил их за город. И восстановил жертвенник Господень и принес на нем жертвы мирные и хвалебные, и сказал Иудеям, чтобы они служили Господ, Богу Израилеву» (2 Пар. 33:15-16). Так царь своим идолопоклонством не только сам прогневал Бога, но еще и ввел в грех подвластный ему народ (4Цар. 21:11), то при своем покаянии он позаботился не только об уврачевании своей раны, но и обращением к Богу народа, некогда отвращенного им о Него.

Одной из форм покаяния Манассии была его молитва. Подобно своему даль­нему предшественнику — царю Давиду, он сокрушается пред Богом о своем грехе и облекает свой покаянный плач в форму молитвенной песни. В нашей работы мы будем приводить текст молитвы на церковнославянском языке, поскольку именно в этом варианте она звучит в православном богослужении. «Господи, Вседержителю, Боже отец наших», — с сокрушением взывает преж­ний идолопоклонник и ярый противник веры отцов. — Согреших паче числа песка морскаго» (это выражение, ярко показывающее глубину сознания своей греховности, знакомо нам по изречениям преподобных отцов-пустынников, но, как видим, корни его нужно искать еще в Ветхом Завете). «Умножишася беззакония моя, Господи, умножишася беззакония моя, и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную от множества неправд моих». Эти слова являются лучшей иллюстрацией глубочайшего смирения и нищеты духа (не побоимся этого новозаветного термина), в которые был приведен промыслом Божиим прежний нечестивец. Вслед за сознанием греха следует просьба о помилова­нии: «Приклоняю колена сердца, требуя от тебе благости. Согреших, Господи, согреших, и беззакония моя аз вем (возможно, параллель с 50-м псалмом), но прошу, моляся: ослаби ми, Господи, ослаби ми и не погуби мене со беззаконьми моими». И, как следствие глубочайшего смирения и плача, у грешника появляется надежда на милосердие Божие: «На мне явиши всю благость твою, яко недостойна суща, спасеши мя, по мнозей милости твоей, и восхвалю тя выну во днех живота моего».

В настоящее время среди библеистов не существует единого мнения, являет­ся ли молитвой Манассии, о которой сказано во второй книге Паралипоменон (2 Пар. 33:18), именно эта молитва, или она была утрачена, и имеющийся у нас текст иного происхождения. Мы не располагаем толкованиями или коммента­риями на нее как древних, так и новейших экзегетов. Однако одно то, что ее текст мы имеем уже в «Апостольских постановлениях», свидетельствует о том огромном авторитете, которым пользовался этот текст на протяжении многих столетий, начиная как минимум с VI века. Занял он свое место и в право­славном богослужении. Молитвословие «Молитва Манассии царя Иудейска» входит в состав великого повечерия наряду с псалмами и возбуждает покаян­ные чувства христиан в период Великого поста.

Читайте также:
Молитва Николаю Чудотворцу от алкоголизма - прошение святому о избавлении и помощи от пьянства

Образ покаяния Манассии встречается в классических покаянных богослу­жебных текстах. В каноне Иисусу Сладчайшему Манассия стоит наряду с блуд­ным сыном, блудницей, мытарем, разбойником и ниневитянами, т.е. традици­онными библейскими образами кающихся грешников, принятых Богом. Автор канона просит Господа спасти и ущедрить его, «якоже Манассию».

Здесь необходимо сказать о том, что библейский текст, строго говоря, не го­ворит о том, что покаяние Манассии имело достаточную силу, и Бог отвратил свой гнев от Иудейского царства. Напротив, подводя итоги благочестивого царствования Иосии — сына Манассии — повествователь утверждает: «Однако ж Господь не отложил великой ярости гнева Своего, какою воспылал гнев Его на Иуду за все оскорбления, какими прогневал Его Манассия. И сказал Господь: и Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город сей Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: «будет имя Мое там»» (4Цар. 23: 26-27). Можно было бы сказать, что 4 книга Царств вообще ничего не говорит о покаянии Манассии, поэтому для автора этой книги вполне естественно предполагать отрицательное отношение к Манассии и связывать последующие беды Иудейского царства с последствиями его согре­шений. Но то же утверждение мы находим и во 2 книге Паралипоменон, уже после повествования о покаянии Манассии и весьма благочестивом правле­нии его сына (2 Пар. 35:20). Можно утверждать, что именно нечестие Манассии окончательно определило разрушение Иерусалима и вавилонский плен. «Грех Манассии был так велик, утверждает Книга Царств, что сделал неизбежным разрушение Иудеи и Иерусалима, которое произошло через пятьдесят лет после его смерти».

Однако литургическое предание Церкви все-таки утверждает, что покаяние Манассии было великим делом в очах Божиих. Именно на этой уверенно­сти основана просьба автора канона Иисусу Сладчайшему «спаси, ущедри, о Иисусе благодетелю, якоже, благоутробне, Манассию». Эта же уверенность еще более ясно выражена в «Последовании о исповедании»: «Манассиину в покаянии молитву приемый». Кающийся, убежденный в том, что Господь принял покаяние много согрешившего Манассии и оставил ему грехи, надеет­ся на то, что Господь примет и его покаяние. Этот пример еще раз напоминает нам о том, что любой библейский текст обретает свой подлинный смысл только в контексте Предания Церкви и сам по себе не является самодостаточным.

В Великом покаянном каноне Манассия ставится в пример благого покая­ния после множества грехов: «Манассиева собрала еси согрешения изволением, поставльши яко мерзости страсти, и умноживши, душе, негодование: но того покаяние ревнующи тепле, стяжи умиление». Епископ Виссарион (Нечаев), толкуя Великий канон, говорит, что в этом тропаре канона, Церковь, вспоминая Манассиию, призывает к покаянию тех, которые, не являясь непосредственны­ми идолопоклонниками, вместо идолов ставят в своем сердце страсти и в слу­жении им доходят до полного самозабвения, будучи готовы пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить свою страсть. Таким людям, чтобы избегнуть гнева Божия, нужно подражать покаянию Манассии — приносить Богу покаянные молитвы и деятельно стараться об уврачевании ран, нанесенных себе удале­нием от Бога, а также заботиться о спасении тех, кого своим примером небо­гоугодной жизни они удалили от Бога, подобно как Манассия был причиной отпадения от Бога народа Израильского.

Итак, величайшее нечестие, идолопоклонство, жестокое гонение на служи­телей и почитателей Истинного Бога были изглажены в очах Божиих покаяни­ем царя, хотя оно и произошло в конце его жизни. Вывод о покаянии Манассии можно сделать словами святителя Иоанна Златоуста: «Манассия, который всех превзошел безумием и жестокостью, ниспроверг законное богослужение, затворил храм, способствовал процветанию заблуждения и был нечестивее всех предшественников, после последующего раскаяния был причислен к друзьям Божьим». На нем в полной мере исполнилось слово Господне, возвещен­ное через пророка: «Беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет!» (Иез. 18:21, 22).

Своим покаянием царь Манасия учит нас с усердием подвизаться в своем исправлении, стремиться к примирению с Богом и никогда не отчаиваться в Его человеколюбии, какими бы греховными пятнами и язвами мы себя не покрыли. Поэтому Церковь каждый раз предлагает приступающему к таин­ству Покаяния вспомнить о Манассии, много согрешившем, но помилованном Богом за искреннее раскаяние. Отцы Церкви согласны во мнении, что его покаяние было вполне удовлетворяет критериям новозаветного покаяния и может использоваться в качестве примера.

В православном богослужении покаяние Манассии ставится в образец для христиан, а на протяжении Великого поста покаянная молитва этого царя читается каждый день за великим повечерием.

«В наше время боговдохновенных наставников нет у нас! целомудрие, простота, евангельская любовь удалились с лица земли. Довольно, предо­вольно, если сподобимся принести Богу единое, существенно нужное для спа­сения нашего делание — покаяние».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: