Праздник Воздвижения креста Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Воздвижение Креста Господня. Смысл, традиции и история праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Богослужение Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

Молитвы Воздвижения Креста Господня

Тропарь Воздвижения Креста Господня

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Перевод:

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы верным над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой.

Кондак Воздвижения Креста Господня

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Перевод:

Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая нам победы над врагами, в помощь имеющим от Тебя, оружие мира, непобедимую победу.

Читайте также:
Именины Евгения: день ангела по церковному календарю

Величание Воздвижения Креста Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Читайте также:
Именины Екатерины: когда по церковному календарю в 2020 году

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, село Катунки

наш приходской сайт

27 сентября: Воздвижение Креста Господня. Смысл, традиции и история праздника.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

— праздник, который Православная Церковь отмечает 27 сентября. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

Когда отмечается Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Что можно есть в праздник Воздвижения Креста Господня

В этот день у православных — строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять только растительным маслом.

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.
Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Начиная рассказ о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, стоит отметить, что сведений о нем нет в канонических Евангелиях. Впервые это событие упоминается в апокрифических текстах, в частности, в греческом Протоевангелии Иакова (II век) и латинском Евангелии псевдо-Матфея (IX век). Эти источники, в свою очередь, отражают устное предание Церкви, которое является неотъемлемой частью Божественного Откровения.

Главным сюжетом праздника является история приведения в Иерусалимский храм Пресвятой Богородицы ее родителями, праведными Иоакимом и Анной.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Фрагмент. Мануил Панселин, Византия, XIII в.

Читайте также:
Именины Надежды: когда по церковному календарю 2020

Долго не имея детей, праведные супруги дали обет – если у них родится ребенок, они посвятят его Господу Богу. Господь услышал молитвы Иоакима и Анны. Когда супруги прожили вместе уже около пятидесяти лет, Он даровал им ребенка –родилась дочь, которую они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа», «надежда»). В дальнейшем Марии предстояло стать Госпожой и Надеждой всех веривших в Мессию. По отцу Божия Матерь происходила из колена Иудина, из рода царя Давида, а по матери – из рода первосвященника Аарона. Таким образом, сбылись ветхозаветные пророчества, касающиеся будущего рождения Мессии, – ведь Он должен был произойти из царского и священнического родов одновременно.
После рождения дочери праведные Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы и дали еще один обет – их дочь не будет ходить по земле, пока они не введут Ее в храм Божий.

Праведные Иоаким и Анна

Здесь мы и встречаемся с Преданием Церкви о введении во храм Пресвятой Богородицы. Это торжественное событие произошло, когда Марии исполнилось три года. Родители привели дочь к храму, где Ее торжественно встречали непорочные девы с зажженными светильниками. Лестница, ведущая в храм, состояла из пятнадцати ступеней. Мария без посторонней помощи поднялась по всем ступеням, а навстречу Ей вышел первосвященник. Здесь Предание Церкви сообщает нам о том, что этим первосвященником был праведный Захария – отец святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.

Архангел Гавриил поражает Захарию немотой.
Александр Иванов, 1840-е г.

Мария была введена в Святая святых – центральное место Иерусалимского храма. Это было сделано по особому Божиему повелению: ведь по закону туда мог заходить только один первосвященник, да и то один раз в год. Мария же была допущена в Святая святых как Матерь Спасителя, Который должен был родиться от Нее. Богослужебные тексты сравнивают Ее с одушевленным кивотом (шкафчик, ящик) Божиим (1 Пар. 15).

После этого Мария остается жить и служить в храме – здесь Она училась с другими девами, изучала Священное Писание, пряла и шила священнические облачения. По преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет.

Спустя некоторое время после окончания воспитания в храме Марии необходимо было вступить в брак. Однако Она сказала священникам, что будет хранить девство перед Богом. Именно в этот момент и было принято решение о том, чтобы у Марии был покровитель, так как родители Ее к тому времени уже скончались. В итоге (в результате особого жребия) Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, который также происходил из рода царя Давида. Собственно, на этом и заканчивается рассказ о главном смысле праздника.

Как же событие Введения во храм Пресвятой Богородицы вошло в состав великих двунадесятых праздников христианской Церкви?

Император Юстиниан Великий

Исследователи считают, что появление праздника непосредственно связано со временем правления византийского императора Юстиниана I. В 543 году по его повелению на остатках разрушенного Иерусалимского храма была выстроена большая церковь в честь Пресвятой Богородицы. Этим строительством было отмечено событие Введения во храм Божией Матери.
Начиная с VIII века праздник Введения кратко упоминается в некоторых месяцесловах, также о нем пишет две гомилии (беседы) патриарх Константинопольский Герман I. Таким образом, к VIII веку началась складываться традиция празднования события Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начиная же с IX века праздник приобретает широкую известность по всему христианскому Ближнему Востоку. Окончательно в число великих двунадесятых праздников Введение вошло уже после XIV века.

Обручение Девы Марии. Рафаэль Санти, 1504 г.

Иерусалимский храм. Место, где встречаются эпохи

Величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом по библейской традиции так иудейской, как и христианской идентифицируется с горой Мориа, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, а царь Соломон построил известный ветхозаветный храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда то естественной вершиной горы Мориа. Слово «мориах« происходит от еврейского слова «море» (страх, тревога), или «ора» (свет). Авраам назвал это место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». Читать далее

Тропарь праздника

глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника

глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Без-смертному Жениху нашему и Сыну Твоему Христу, Спасителю и Богу на-шему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Читайте также:
Именины Виктора: день ангела по православному календарю

О празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – третий великий праздник церковного года, который следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и подводит нас к величайшему после Пасхи празднику – Рождеству Христову. Подобно всем великим праздникам, он может восприниматься и как раскрытие одного из этапов пути Домостроительства Божия, и как ступень постижения его человеческой душой. Нам открывается и внутренняя связь его с предшествующими праздниками Рождества Богородицы и Воздвижения. Если рассматривать праздник как одно из звеньев цепи Божественных откровений, то непосредственно он примыкает к предшествующему ее звену – Рождеству Пресвятой Богородицы. А если подходить к нему как к одной из ступеней восхождения к Божественной жизни, то нам откроется внутренняя связь его с праздником Воздвижения Креста Господня, а также с предшествующими ему праздниками Обновления храма Воскресения и Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных.

“Совет Превечный Превечнаго Бога во исполнение грядет”, – читаем мы в каноне предпразднству Введения. Начало исполнения превечного Совета о спасении человечества мы праздновали в день Рождества Богородицы, когда и началось исполнение чаяний ветхозаветных праведников и разрешилось неплодство человеческого естества и родилась плотию Та, Которая должна была даровать Свою пречистую плоть грядущему в мир Сыну Божию. Неизреченным Промыслом Божиим в Ней соединилось всё лучшее и прекраснейшее, что свойственно человеческому существу. Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати, “в нем же сокровища лежат неизреченнаго Божия строения”. С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.

Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно, чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Царица, “превознесенная превыше всех тварей небесных и земных, была дщерью человеческой, соестественной всем нам дщерью Адамовой” (Димитрий, архиепископ Херсонский, 1806–1883). Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства и всем сердцем последовать гласу Божию, призывавшему Ее устами пророка Давида: “Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ yхо Твоe, и забyди люди Твоя и дом отца Твоего”, и только тогда “возжелает Царь добрoты Твоея” (Пс.44:11-12). Красота Приснодевы, ставшая вожделенной для Царя неба и земли, – красота Ее добродетелей, ибо самое рождение Ею Сына Божия не могло принести Ей никакой пользы “от того только, что Она родила Его и питала сосцами, если бы Она не имела и всех прочих добродетелей” (Блаженный Феофилакт Болгарский, XI-XII вв.).

Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа, и празднует Святая Церковь в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В праздновании принимают участие и родители Богоматери, и Ее ближайшие родственники, пришедшие с Нею в Иерусалим, а также и служители ветхозаветного храма и среди них первосвященник Захария. Исполнившись Святого Духа, он, вопреки всем установлениям и законам Ветхого Завета, ввел приведенную во храм Младенца-Деву во Святая Святых. Введение во храм Пресвятой Богородицы было как бы безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христовом и осуществлении Божиего смотрения о спасении людей. Оно еще более, чем Рождество Пресвятой Богородицы, подготовляет и приближает нас к Рождеству Христову. Об этом говорит тропарь празднику, в такой же мере посвященный самому празднику, как и последующему за ним Рождеству Христову: “Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает”.

Будучи днем явления Богоматери миру, праздник Введения есть и день отделения от мира Богоизбранной Девы – день, в который начался Ее исход из мира, продолжавшийся на протяжении всей Ее земной жизни и завершившийся Ее “небошественным” Успением.

И если в Рождестве Пресвятой Богородицы была уготована плоть, от чистых кровей которой должен был родиться Сын Божий, то со дня Ее введения во храм начинается воспитание и приуготовление Ее души к тому великому дню, когда Она скажет явившемуся Ей архангелу: “Буди Мне по глаголу твоему” (Лк.1:38).

Если в паримии, читаемой в день Рождества Пресвятой Богородицы, Матерь Божия сравнивается с небесною лествицею, по ступеням которой сходит с неба на землю Царь Славы – Иисус Христос, то Рождество Пресвятой Богородицы и Введение Ее во храм являются как бы двумя последовательными ступенями, по которым совершается это Божественное нисхождение. “Прежде зачатия, Чистая, освятилася еси Богу и, рождшися на земли, дар принеслася еси ныне Ему, исполняющие отеческое обещание. В Божественнем же храме, яко сущо Божественный храм. явилася еси приятелище неприступнаго и Божественнаго Света”.

Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери. Церковь славословит Ее следующими словами: “Ты пророков проповедание, апостолов слава и мучеников похвала, и всех земнородных обновление, Дево Мати Божия: Тобою бо Богу примирихомся”. В этой стихире мы прославляем Божию Матерь словами, подобными тем, которыми прославляем Христа: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь Троица Единосущная” (тропарь, поющийся при совершении таинств Брака и Священства). Прославляя Матерь Божию словами, обычно относимыми ко Христу, и утверждая, что через Нее мы примирились с Богом (“Тобою бо Богу примирихомся”), мы свидетельствуем и о ближайшем участии Ее в деле искупления человеческого рода и примирения его с Богом. В Ветхом Завете такое примирение совершалось прообразовательно через жертвы, приносимые в храме, а в Новом Завете им явилась Божия Матерь. Из всех земнородных Она, родившая Христа-Спасителя, более всех послужила нашему спасению, и, как Ее Божественный Сын, является предметом проповеди для пророков, славою апостолов и похвалою мучеников.

Читайте также:
Именины Анны: день ангела по церковному календарю 2020

Праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы – праздники, в которых завершается Ветхий Завет и раскрывается его смысл как детоводителя ко Христу. В Рождестве Пресвятой Богородицы осуществляются чаяния многих поколений ветхозаветных праведников, в ожидании грядущего Мессии с терпением, смирением и верою проходивших путь своего земного странствования. Рождается Дева Богоотроковица, и в Ее рождении разрешается неплодство поврежденного грехом человеческого естества. Праздник Введения во храм обращен к другой стороне Ветхого Завета: к ветхозаветному Богослужению и храму, являвшимся средоточием духовной жизни и отдельных сынов Израиля, и всего народа Божия в целом.

Центром Богослужебной жизни еврейского народа была скиния, созданная по повелению Божию Моисеем и замененная впоследствии Иерусалимским храмом, построенным Соломоном и возобновленным после вавилонского плена Зоровавелем. Скиния, а позднее храм были единственным местом, где иудеи могли совершать свое Богослужение и приносить жертвы Богу. Поэтому душа и сердце каждого благочестивого еврея, где бы он ни находился, всегда были устремлены к Божию жилищу – Иерусалимскому храму (Пс.83:5).

Важнейшим ритуальным действием еврейского Богослужения было принесение Богу жертв. Жертвенные животные приносились на жертвеннике, находившемся в центре двора храма, где стоял молящийся народ. Во второй части храма, святилище, приносились в жертву Богу хлебы предложения, лежавшие на трапезе, елей, возжигавшийся в семисвещнике, и фимиам, воскурявшийся на алтаре кадильном. Но величайшей святыней Ветхого Завета, непрестанно напоминавшей иудеям об их миссии избранного Богом народа, был Ковчег Завета Господня, хранившийся в третьей части храма, именовавшейся Святая святых. Эта часть храма отделялась от святилища второй завесой. Здесь под сенью крил двух золотых херувимов и стоял ковчег, в котором хранились скрижали Завета. Под страхом смерти сюда не мог войти никто из народа и даже из священников. Во Святая святых входил “однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа” (Евр.9:7). Величайшая святыня храма – Ковчег Завета был связан, таким образом, с важнейшим ритуальным действием еврейского Богослужения – принесением жертвы за грех. И хотя сама жертва приносилась во дворе храма, но входивший во Святая святых первосвященник вносил с собою кровь жертвы, чтобы окропить ею Ковчег Завета в знак очищения от греха.

Здесь Господь являлся Моисею и лицом к лицу говорил с ним; здесь почивало облако славы Божией – знамение присутствия Божия и Его благоволения к избранному народу. После разрушения первого Иерусалимского храма пророк Иеремия, “по бывшему ему Божественному откровению. нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа” (2Мак.2:4-7).

Так, по особому Промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова, величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета уже не было. На его место был положен камень от первого храма, на который первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.

Сюда-то, объятый духом Божиим, первосвященник Захария ввел Богоотроковицу Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но имел почить Сам Начальник и Совершитель веры и Архиерей Нового Завета Господь Иисус Христос. Введением в ветхозаветный храм Храма сущего и во Святое святых одушевленного Божиего Кивота заканчивался Ветхий Завет с его Богослужением и жертвами, и свидетельствовалось о приближении Завета Нового и о пришествии священника по чину Мелхиседека, Архиерея будущих благ, Иисуса Христа.

Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного Богослужения и жертв уделено значительное место в службе празднику Введение во храм. Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении. Вторая посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета. Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но наибольшее значение имеет третья паримия – пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что всё ветхозаветное Богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии (Евр.9:1-7). Апостол Павел последовательно перечисляет всё, что имело отношение к Богослужению и земному святилищу первого Завета: светильник, трапезу с хлебами предложения, златую кадильницу, обложенный со всех сторон золотом Ковчег Завета, сосуд с манною и расцветший жезл Аарона, то есть предметы, в которых Святая Церковь видит прообразы Богоматери, Своим вхождением во Святое святых завершившей и упразднившей ветхозаветное Богослужение.

Раскрываются эти мысли и во многих песнопениях празднику. В одной из стихир говорится: “Днесь Боговместимый храм – Богородица в храм Господень приводится, и Захария Сию приемлет; днесь Святая Святых радуется, и лик ангельский таинственно торжествует”. Здесь ряд мыслей, связанных с ветхозаветными прообразами, раскрывается еще в самой общей форме. Божия Матерь именуется Боговместимым храмом; упоминается о принятии Ее священником Захарией и о радости ветхозаветного святилища, приемлющего в себя Кивот Нового Завета.

Читайте также:
Новый Год в православии: отмечать или нет, особенности и традиции празднования

В других песнопениях мысль об исполнении пророчеств и прообразов Ветхого Завета в лице Богоматери раскрывается конкретнее. Так, в Богородичном тропаре третьей песни канона 2 перечисляются все ветхозаветные прообразы, получившие свое осуществление в Божией Матери: “Тя пророцы проповедаша кивот, Чистая, святыни, кадильницу златую, и свещник, и трапезу; и мы, яко Боговместимую скинию, воспеваем Тя”. И, наконец, в службе празднику мысль о том, что со входа в ветхозаветный храм одушевленного Кивота Нового Завета заканчивается и теряет свой смысл ветхозаветное Богослужение, проводится со всей определенностью.

Духовно-нравственное значение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, раскрывая новые стороны пути обновления храма человеческой души и несения креста, которые Святая Церковь предначертала перед нами в Богослужении великих праздников, непосредственно примыкает к предшествовавшим ему праздникам Обновления храма и Воздвижения Креста Господня.

В минейном сказании о Введении во храм Пресвятой Богородицы говорится, что Пречистой Деве при введении Ее во храм Господень предшествовали лики дев с зажженными светильниками, как некий круг звезд, сияющий одновременно с луной на небе. Образ дев, сопровождающих Богоотроковицу, занимает значительное место в Богослужении празднику Введения во храм.

Девы со светильниками, следующие за Богоматерью и стремящиеся войти в чертог Царя и Бога, напоминают другой образ – евангельскую притчу о десяти девах, которые с возжженными светильниками ожидают пришествия Жениха, грядущего на брачный пир. И там девы со светильниками стоят у порога святилища, чтобы с радостью войти в храм Царев, потому что “введение в храм Отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред Лицо Бога, основание же и начало тому положено и самый путь туда проложен Господом Спасителем по Его человечеству. Он вошел, как пишет апостол, в “самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лице Божие” (Евр.9:24). После этого уже все верующие имеют дерзновение входить “во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус” (Евр.6:19-20), входить путем “новым и живым, который Он. открыл нам через завесу, то есть плоть Свою” (Евр.10:20)” (епископ Феофан Затворник, 1815-1894).

Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, – великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.

Она именуется Одигитрией, то есть Путеводительницей. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как “честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу”, мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: “Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений”.

Богослужение в Православной Церкви. Часть VI.
Годичный круг церковных праздников.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: история, иконы, молитвы, проповеди (+видео)

4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Как это было?

По сохраненным Преданием рассказам, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил отроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский музей, СПб.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в церковном Предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Читайте также:
День Иверской иконы Божией Матери: история, традиции, значение и смысл

Фрагмент эпистилия. Кон. XII в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227-1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в.

Двусторонняя икона-таблетка. 2-я четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Молитвы

Текст службы Введения во храм Пресвятой Богородицы

На Малей вечерни, на Господи воззвах, стихиры, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:

От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву, в храм введоша днесь, и Захариа великий архиерей благословив прият. [Дважды.]

Святых святая во святых обитати достойно введеся, яко богоприятна жертва: и Сию девы добродетельми благоукрашаемы, впреди свещоносяще, приведоша Господу якоже сосуд священнейший.

Да отверзется дверь богоприятнаго храма: храм бо всех Царя и престол, днесь со славою внутрь прием, Иоаким возлагает освятив Господу, от Него избранную в Матерь Его.

Слава, и ныне: глас 8:

Давид провозглашаше Тебе, Пречистая, провидя освящение входа Твоего в храм: в немже концы днесь празднующе, славословят Тя, Всепетая. Яже бо прежде рождества Дева, и по рождестве пребывши нетленна, Мати Слова жизни. Днесь в храме Захариа веселится, восприем Тя Владычице, и святая святых радуются, подъемши Тя источника жизни нашея. Темже и мы псаломски вопием Ти: о нас моли Сына Твоего и Бога нашего, даровати нам велию милость.

На стиховне стихиры, глас 2:
Подобен: Доме Евфрафов:

Двери небесныя приимите Деву во святая святых, нескверную же скинию Бога Вседержителя.

Стих: Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе.

Девственнии лицы Чистую приемлите Деву, светло свещоносяще, во святая святых, яко Невесту Бога Всецаря.

Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев.

Хлеб словесный, чертог Божия Слова, из руки божественнаго ангела, приемлет обитающи во святая святых.

Слава, и ныне, подобен тойже:

Свет Тя трисиянный, вжегши Богородице, в храме славы, небесную Ти пищу посылает, величая Тя.

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение.

Проповеди

Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песне, — едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственное прикосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно во Святая Святых — не вещественное Святая Святых храма, а в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

И с каким трепетом мы должны читать в богослужебной книге слова, которые приписываются с такой нежностью, с такой глубиной Иоакиму и Анне: Чадо, иди! И будь Тому, Который все тебе дал, возношением и сладким благоуханием! Вступи в ту область, куда нет двери; научись тайнам и готовься стать местом вселения Самого Бога… Как дивно подумать, что мать, отец могут обратиться к ребенку с такими словами: Войди в ту глубину, вступи в ту тайну, куда не ведет никакая вещественная дверь, и приготовь себя быть возношением Богу, сладким благоуханием, местом вселения…

Так некоторые отцы Церкви и святитель Феофан толкуют значение этого вступления Божией Матери в храм, во Святая Святых. Не тронутая грехом, не оскверненная ничем, но уже способная чистым сердцем, не оскверненной плотью, не затуманенным умом отозваться на святыню, на славу, на дивность Божию, трехлетняя Отроковица посылается в эти глубины молитвенного, созерцательного общения.

И в другом месте того же богослужения мы читаем, как Ей тихо говорит Архангел Гавриил, чтобы Она открылась Богу и приготовилась стать местом вселения грядущего Спасителя.

Вот о чем говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое Святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Ее жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и, вместе с Духом Святым, родить воплощенное Божие Слово.

Да, в день этого праздника действительно совершается для нас явление этого дивного события, начало этого возрастания, но также дается нам и образ того, к чему мы призваны, куда нас зовет Господь: во Святое Святых. Да — мы осквернены; да — наши умы отуманены; да — наши сердца нечисты; да — наша жизнь порочна, недостойна Бога. Но всем доступно покаяние, которое может очистить нас и в уме, и в плоти, и в сердце, выправить нашу волю, всю жизнь нашу сделать правой, так чтобы и мы могли войти во Святая Святых.

И в этом празднике, в словах, которые я прочел в начале, произнесенных как бы Иоакимом и Анной, разве нет призыва к каждой матери и к каждому отцу, чтобы с ранних лет — с мгновения, когда ребенок может что-то уже если не умом понять, то чуять сердцем, воспринимать чуткостью, принять благодать — сказать и нашим детям: вступи благоговейно, трепетно в ту область, куда никакая дверь — ни церковная, ни умственная, ни иная не вводит, а только безмолвное, трепетное предстояние пред Богом, — то Святое Святых — с тем, чтобы вырасти в полную меру роста Христова, уподобиться Матери Божией и стать храмом, местом вселения и Святого Духа, и Господа в Таинствах, и стать детьми нашего Небесного Отца. Аминь!

Читайте также:
Именины Елены: день ангела по церковному календарю

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 4 декабря 2012 года

Православный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря 2020 года

Христианская церковь относит это торжество к разряду двунадесятых, то есть самых больших и величайших. Праздник Вхождения в Храм посвящается событию, повествующему о том, как земные родители Девы Марии ввели её ребенком в Иерусалимский собор, в котором Богородица жила до обручения с благочестивым Иосифом.

Великое торжество отмечается всем христианским миром ежегодно 4 декабря (н. ст.) и включает один день предпраздества и четверо суток попразднеств.

Особенности праздничного богослужения

В православной традиции запланировано большое богослужение, восхваляющее посещение трехлетней Марией Иерусалимского собора.

  • Стихеры торжества сочинил константинопольский епископ, писатель и проповедник Георгий Никомидийский. В них изображается событие Вхождения в Храм: шествование со свечами, встреча священников, Девы Марии и её родственников, а также внутреннее значение всего праздника.
  • Далее, в стихерах раскрывается цель введения в собор будущей Богородицы. Вступив в стены Божьего дома, Мария должна воспитываться в добродетели и непорочности, стать Престолом и примирить человечество с Небесным Отцом, обожествив истинной природой первородный грех.
  • Георгий Никомидийский также составил один из канонов, посвященных торжеству. Автором второго является кесарийский архиепископ Василий Пагариот. В обоих канонах повторяются мысли, содержащиеся в стихерах.
  • Когда читают Евангелие от Луки, прихожане слышат историю о пребывании Мессии в жилище сестер Марфы и Марии. В послании к евреям демонстрируется мысль о прообразе Девы Марии, содержащемся в Ветхом Завете. Здесь Богородица предстает в качестве первобытной, плодородной земли, которая породит лучшее, что видело человечество.
  • В паремии № 1 рассказывается о том, как Моисей построил скинию (походный храм), которую осияло божественное облако. Вторая паремия повествует о торжественной транспортировке Ковчега Завета в собор, построенный мудрецом Соломоном, а также о событии преисполнения этой церкви Божией благодати и славы. Величественный Храм Соломона и божественная скиния Моисея интерпретируются как первообразы Богородицы, которой суждено стать обиталищем Господнего Сына. Третья паремия повторяет текст и смысл той, что произносится на торжество Рождения Девы Марии.
  • В тропаре восхваляется событие Вхождения в Храм, которое демонстрирует Божью волю и предвещает спасение для человечества. Явившаяся в собор Мария нравственно открыта в жилище Всевышнего и символизирует скорое пришествие Мессии. Прихожане и священнослужители громко радуются событию, которое произошло по Небесному соизволению.
  • В кондаке поется о том, что Пречистая Матерь является храмом Спаса и бесценным чертогом, великолепным хранилищем Господнего могущества и милосердия. В момент вхождения в собор будущая Богоматерь привносит благодать Святого Духа. Её восхваляют ангелы и признают селением Небес.

На заметку! Церковные исследователи сходятся во мнении, что появление этого великого праздника связано с периодом правления Юстиниана I. Государь распорядился построить в 543 г. церковь в честь Пречистой Девы на месте, где находились останки разрушенного Иерусалимского храма. Именно возведение Божьего жилища здесь стало отправной точкой для установления торжества.

Традиция празднования набрала наибольшую известность в IX столетии. К числу великих двунадесятых торжество Вхождения Девы Марии в храм причислили после XVI в.

О других двунадесятых праздниках:

Событие празднования

О земном бытие Богородицы начертано в церковных Преданиях. В Священных текстах ничего не говорится о появлении на свет, детстве и юности Пречистой Девы. О событии Вхождения в собор верующие знают из поздних религиозных текстов. К таким рукописям относят начертанную во второй половине II столетия греческую книгу «Протоевангелие Иакова», а также «Евангелие псевдо-Матфея» на латинском языке, созданное в IX в.

Родителей Пречистой Марии звали Иоакимом и Анной, они долгое время были бесплодными, но продолжительно, усердно и смиренно просили Господа о даровании ребенка. Каждое их прошение подтверждалось обетом: супруги обещали посвятить ребенка Всевышнему. Творец услышал молитвы, и в семье Иоакима и Анны родилась Дева Мария.

Чтобы исполнить данное Богу обещание, супруги повели свою трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм. Шествие продолжалось три дня с перерывами на отдых. Семью сопровождали родственники и девушки, держащие освященные лампады.

В храме Деву Марию встретил благочестивый первосвященник по имени Захария. Он был обязан ввести её в помещение, которое называется Святая святых. Первосвященникам разрешалось посещать эту таинственную комнату только раз в году, и после принесения особенной жертвы. Святая святых в этот период была реставрирована после долгого вавилонского плена. Здесь было пусто, на месте Ковчега Завета, пропавшего неизвестным образом, находилась только каменная плита.

Происходит чудеснейшее событие, символизирующее замену Ковчега Завета на Пречистую Деву, которой суждено стать вместилищем Спаса, новым Киотом. Приближалось время Рождества Христова. Об этом говорят священнослужители на этом празднике. Весь христианский мир предвосхищает появление Мессии.

Вручив своего ребенка Господу, родители возвратились домой, а маленькая Мария осталась в соборе, чтобы воспитываться в строжайшей добродетели. Здесь она впитывала учения от благочестивых монахинь, усердно молила Господа о милосердии, прилежно изучала Священное Писание, а также занималась рукоделием.

О времени её юности известно только Всемогущему Творцу и Архангелу Гавриилу, который явился неизменным заступником и хранителем Пречистой. Предания гласят, что к Деве Марии часто приходил небесный посланник и приносил освященную пищу. Вскормленная в храме, она вскоре родит «хлеб жизни» (Сына Божьего) для всего христианского мира.

Читайте также:
Праздник Происхождение честных древ Креста Господня: история и происхождение, значение и смысл, традиции

Мария сказала первосвященникам, что будет хранить девственность перед Господом, когда те подняли вопрос о браке. Церковнослужители приняли решение отдать Пречистую Деву под покровительство благочестивого мужа, так как её родители уже покинули свои тела. В результате жребия обручником Марии стал престарелый плотник по имени Иосиф, происходивший из рода Давидова.

Молитвы ко Пресвятой Богородице:

  • Молитвы в честь праздника Благовещенье Пресвятой Богородицы
  • Молитвы и акафист на Успение Пресвятой Богородицы
  • Молитва Пресвятой Богородице об усопших

Важно! Полноценное богословское толкование Праздника Вхождения в Храм дается в «Слове» святителя Григория Паламы. Здесь преподобный отец излагает собственное мнение о выборе Господом Марии на роль Богородицы, рассказывает историю торжества, а также объясняет основные причины божественного вхождения Девы в церковь.

Смысл праздника

Торжество может рассматриваться как один из этапов истинного пути Домостроительства Бога, а также в качестве определенной ступени для постижения глубин человеческой души. Со дня рождения Пречистая Дева являлась великой избранницей Творца, вместилищем тайны и домом божественного откровения.

С детства в ней заключена возможность человеческого спасения. Первыми, кто предчувствовал грандиозную роль маленькой Марии, были её родители.

  • Однако только плотского рождения Пречистой Девы было мало. Существовала необходимость в открытии ею своего благодатного сердца, в добровольном отречении от греха. Мария выбрала путь приснодевства и беспрекословного служения гласу Бога, который настаивал забыть все земное.
  • В праздник отмечается истинно-духовное рождение Пречистой. Введение явилось безмолвной проповедью о скором пришествии Христа Спасителя и осуществлении Божьей воли. Торжество подготавливает верующих к Рождеству Мессии, что видно из тропаря.
  • По дороге в Иерусалимский храм Марию сопровождали девицы с зажженными светильниками, будто луна спускается на землю в окружении сияющего круга звездных светил. Те девы, которые замыкали шествие, отсылают нас к мысли о том, что они ожидают своего Жениха. Они в радостном нетерпении, потому что это событие предвосхищает скорое пришествие Спасителя, Истинного Главы Церкви.
  • Торжество также означает отделение Пречистой Девы от всего остального мира, когда начался её исход, продолжавшийся весь её земной путь и завершившийся божественным Успением. В храме происходит воспитание её души для скоро сошествия Святого Духа. Праздник рассматривается в качестве ступени, по которому в условиях страданий и горестей появляется Христос, готовый терпеть грандиозную боль ради человечества.
  • Вселенское значение Девы Марии осознается через добровольную отдачу её души Господу. Она удостаивается такой же хвалы, что и Христос. Это говорит о её великой роли в деле примирения Всевышнего и каждого из нас. Когда заканчивается торжество Вхождения Девы Марии в храм, символически завершается Ветхий Завет, и открывается путь к Новому.
  • Дева Мария, вошедшая в Святая святых, становится Божьим Кивотом, в котором уже не хранятся каменные скрижали (Ковчег Завета), но преобладает сам Глава Церкви.

Важно! Праздник Вхождения Пречистой Девы Марии в Иерусалимский храм отмечается христианской традицией 4 декабря. По случаю этого великого торжества проводятся богослужения с чтением молитв. Праздник имеет колоссальное значение и возвеличивает роль Богородицы в событиях, предшествовавших приходу Нового Завета и нисхождению на землю Божьего Сына.

Значение и история празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм, дата в 2021 году

Среди церковных христианских праздников существует четкое разделение. Православные знают, что Пасха – важнейший праздник. Двунадесятые праздники – это последовательно идущие 12 важнейших событий, которые посвящены жизни Иисуса Христа и Богородицы на земле. При перечислении двунадесятых празднеств нельзя забыть о Введении во храм Пресвятой Богородицы. Его празднуют православные верующие, старообрядцы, католики.

История возникновения церковного праздника

Дата праздника не является переходной, то есть не зависит от перемены количества дней в году, является предустановленной. Новый стиль определяет дату празднования 4 декабря, по старому стилю она выпадала на 21 ноября.

События, которые положили начало установлению даты, описаны религиозной литературой. Они были изучены церковными историками по сохранившимся апокрифам:

  • сочинения Георгия Никомидийского;
  • учения Феофилакта Болгарского;
  • описания патриарха Терновского.

Они переведены на русский язык и повествуют о событиях, начиная с описания жизни Святой Анны. Она была женой Святого Иоакима и состояла с ним в бездетном браке на протяжении долгих лет. Источники утверждают, что перед зачатием к Святой Анне явился ангел и возвестил ей о ближайшем рождении ребенка. Она пообещала ангелу, что отдаст дитя для служения Богу, как ценный дар.

На протяжении 3 лет после рождения Марии Святая Анна и ее муж Иоаким воспитывали девочку в соответствии с четкими представлениями о христианстве. Когда девочке исполнилось три полных года, мать и отец взяли ее за руки и повели во храм.

По некоторым источникам, перед этим Иоаким позвал нескольких непорочных девушек иудейских и попросил их зажечь светильники по пути следования семьи. По его словам, этот акт возвещал о бесценном даре. Иоаким также хотел, чтобы дочь не знала сомнений, стремилась исполнить предначертанное ей и любила свой нелегкий выбор.

Некоторые древние апокрифы свидетельствует о том, что Марию встретил первосвященник Захария. Он поставил девочку на первую ступень высокой лестницы и осенил крестным знамением. По преданию, девочка взбежала по лестнице, забыв о родителях, не ведая страха или опасения.

По источникам, Мария прожила рядом с непорочными девами иудейскими около 12 лет. На протяжении этого времени она усердно молилась, читала священные книги, занималась рукоделием. Молитвы начинались задолго до начала дня и заканчивались только для того, чтобы заняться усердной работой.

Григорий Никодимийский утверждает, что на протяжении жизни во храме Мария не прекращала общаться с ангелами, полностью осознавала свою будущую судьбу.

Информация! Ангелом-хранителем Марии называют архангела Гавриила.

Праздник Введения был широко популяризирован с начала IX века, а с XIV века он прочно вошел в число важнейших праздников после Пасхи. Уже в XV веке Введение Богородицы отмечалось наравне с остальными двунадесятыми праздниками.

Богослужение

Богослужением называют совершение молитвенных обрядов с элементами песнопений в церкви. Целью богослужения является возможность выражения чувств верующих, их отношения к Богу.

Читайте также:
Именины Валерии: день ангела по православному календарю

Канон

Канон или каноны обязательны во время богослужения на Введение во храм Марии. Их повторяют по 16 раз. Они состоят из ирмоса, тропарей и образуют единую песнь. Они могут читаться на старом церковнославянском или на русском языке.

«Отвергнуть Уста. Наполнить духом. Слова царице Матерей. Дивлюся, торжествуя. Воспою твое вхождение, Премудрая, пречистая. Сокровище, яви благодать, объемли благодать. Ты чище источника разума, просим тя, окропи одежды твои. Владычице превыше, пречистая небес бывших. Войди в палаты, во храм Божий. Входившая трехместно тому годовая и божественная. Жилище, пришествие, его свет, воссиявшая Богородица. Благодати всякое светится, выкупе пресветлая. Торжество есть к ней дверь, во славу помыслов. Непроходимые двери отверзни. Ныне повелевает нам, сошедшим, божественными чудесами насладитесь».

Тропарь

Тропарь – обязательная часть, он является возвещением о событии: «Божие благоволение, спасение людей пресвято в храме Божием. Дева открытая является и Христа возвещает нам. Мы громогласно вызываем. Приди, светлая, по своим разумным помыслам, чистейшая телом. Радуйся предначертанного создателям исполнения».

Кондак

Эта часть – неотъемлемая составляющая богослужения:

«Чистейший храм Спасителя, многотонный чертог. И девы священное сокровище. Славы Божьей все день в день, вводится в дом господень. Войдя, благодать с собой отнесет. На доме божественном ее воспевают, ангела позже она нам проявит».

Описание и значение

Значение этого праздника велико для православных христиан. Этот день, когда Мария вступила на истинный путь, уготованный для служения Богу, стал началом возможного появления Иисуса Христа. По разумению православных, он спас все человечество. Лик Божьей Матери стал образом заступничества, любви к Господу, детям, родным и близким. Стал символом терпения, мудрости и благочестия.

Народные и православные традиции празднования

Дата 4 декабря стала среди народного населения называться «Введением». Со временем установились традиции празднования. На Введение после богослужений в храмах было принято:

  • дарить сладости;
  • устраивать ярмарки;
  • кататься с горок на санках.

По традиции, рядом с иконой Божьей Матери ставили сломанные ветки деревьев, а накануне Нового года проверяли: появились ли на них почки или они засохли. Появление почек сулило хорошие события в новом году. Введение приходилось на Рождественский пост, поэтому в этот день было разрешено готовить только рыбу и постные лакомства.

Иконография

Введение во храм Богородицы выразилось на посвященных этому событию иконах. Знаменитая икона с одноименным названием изображает маленькую Марию рядом с родителями. Будущий отец Ивана Предтечи протягивает руки к маленькой девочке, тем самым приглашая ее во храм. За спинами родителей девочки стоят иудейские девственницы, склонив голову, ожидая дальнейших событий.

Примечательно, что на Божью Матерь, которой только исполнилось 3 года, надет мафорий. Это традиционная одежда замужних женщин. Тем самым иконописцы подчеркивают принадлежность Марии к событиям, последующим через 10 лет.

Храмы

Во имя матери Господа Бога построены сотни храмов и церквей. Некоторые из них были разрушены, а затем вновь воссозданы.

Палестина

На Святой земле выстроен храм Введения Богородицы. На территории храма, которым владеют Иерусалимский патриархат и армянская церковь, находится гробница Богородицы. Земная жизнь со времени рождения Иисуса Христа и до самой кончины Девы Марии покрыта тайной. Согласно апокрифам, она скончалась в Иерусалиме, на горе западного холма старого города.

Появление информации о гробнице приходится на начало VI века. Это период, когда данные о гробнице Богородицы впервые упоминаются церковными историками. Над гробницей была построена круглая церковь, получившая сильные разрушения через несколько веков после заложения.

На протяжении времени существования храм находился во владении разных религиозных представительств. Теперь им владеет иерусалимская церковь. Разрешено проведение богослужений на территории храма представителям сирийской и коптской церквей.

Кирилло-Белозерский монастырь

Уникальный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря включает 12 церквей, одна из которых является церковью Введения Марии во храм. Она была построена на рубеже XV и XVI веков. Одновременно возведена трапезная палата, составляющая с церковью единый архитектурный комплекс. Кирилло-Белозерский монастырь является центром духовной жизни севера России.

Спассо-Прилуцкий монастырь

Монастырь основан в XIV веке. Церковь Введения – одна из центральных зданий ансамбля. Церковь построена не позднее XVII века. Она была несколько раз отреставрирована из-за сильнейших разрушений во время Великой Отечественной войны.

Сергиев Посад

Церковь была выстроена в XVI веке, на средства местного боярина. Была отреставрирована после разрушений, является частью архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Известно, что церковь введения Сергиева Посада не используется для ежедневных богослужений.

В Серпухове

Здесь построен Введенский владычный монастырь. Стены были возведены не позднее XVI века. На протяжении существования монастырь неоднократно разрушался, был отреставрирован. Основой для создания макетов, по которым был построен монастырь, согласно легенде, стало явление Божией Матери святителю Алексию. Введенский монастырь состоит из нескольких храмов.

В Астрахани

Астраханский храм Введения Пресвятой Богородицы относится к владениям Иоанно-Предтеченского монастыря. Построен по одному и тому же плану, что и храм Иоанна Златоуста.

Старообрядческие храмы

Старообрядцы отмечают церковные праздники по православному календарю. Старообрядческие общины построили храм Введения Пресвятой Богородицы на территории Калужской области, города Боровск. Храм построен на деньги общины, расположен на окраине города.

Народные приметы

Существует несколько примет и правил поведения во время празднования Введения Святой Богородицы во храм. Дата, когда отмечается праздник в 2021 году, непереходна, поэтому по погоде 21 ноября можно судить о дальнейших событиях. Наиболее известны приметы:

  • теплая погода ноября обещает теплую снежную зиму;
  • морозные солнечные дни накануне декабря и после него говорят о богатом обильном летнем урожае.

4 декабря категорически запрещено заниматься стиркой, глажкой, рукодельничать, убирать в доме. На праздник разрешено гадать на будущую жизнь, суженого, детей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: